Рассказ о памятнике ивана федорова

Иван федоров первопечатник иван федоров иванъ едоровъ. родился около 1520 года в великом княжестве московском - умер 5 15 декабря

Иван Федоров (первопечатник)

первопечатник Иван Федоров

Иван Федоров (Иванъ Ѳедоровъ). Родился около 1520 года в Великом княжестве Московском — умер 5 (15) декабря 1583 года во Львове (Русское воеводство, Речь Посполитая). Первый русский книгопечатник. Издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве. Основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой.

Иван Федоров родился около 1520 года в Великом княжестве Московском. По другой версии родился между 1510 и 1530 годами. Точных сведений о дате и месте его рождения нет. Сам Иван Федоров писал о Москве как о своем «отечестве и роде». В переписке добавлял к своему имени «москвитин», даже когда жил в Великом княжестве Литовском.

В XVI веке на восточнославянской территории еще не установились фамилии в современном понимании. Иван Федоров подписывался разными именами. В одних он использовал традиционное для Руси именование по отцу на -ов («сын») — в частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Иванъ Ѳедоровъ. В Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоанном Ѳеодоровым сыном з Москвы (др.-греч. τοῦ Ἰωάννου τοῦ Θεοδώρο υἱοῦ ἐκ τῆς μεγάλης Ῥωσίας). В других он использовал отчество на -ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Иванъ Ѳедоровичь Москвитинъ (так обозначено в Псалтыре 1570 года). В латинских документах он подписывался Ioannes Fedorowicz Moschus, typographus Græcus et Sclavonicus («Иван Федорович Московский (или Московит), печатник греческий и славянский»), либо Johannes Theodori Moscus («Иван Федоров (сын) Московит»). Есть и другие варианты подписи: Іоаннъ Ѳеодоривичь (в Азбуке 1578 года), Иоаннъ Ѳеодоровичъ печатникъ з Москвы (Новый завет 1580 года), Іѡаннъ Ѳедоровичь друкарь Москвитинъ (львовское издание Апостола 1574 года). На его надгробии также значится Іоанъ Ѳеодоровичь друкарь Москвитинъ.

Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих» («Осьмогласник») и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.

В 1494 году в городке Обод на Скадарском озере в княжестве Зета (ныне Черногория) монахом Макарием в типографии под покровительством Георгия Черноевича была напечатана первая книга на славянском языке у южных славян, «Октоих-первогласник». Эту книгу можно увидеть в ризнице монастыря города Цетине. В 1512 году Макарий напечатал Евангелие в Угро-Валахии (территория современных Румынии и Молдавии).

В 1517-1519 годы в Праге Франциск Скорина напечатал кириллическим шрифтом на белорусском варианте церковнославянского языка «Псалтырь» и еще 23 переведенные им книги Библии. В 1522 году в Вильно (ныне — Вильнюс) Скорина напечатал «Малую подорожную книжицу». Эта книга считается первой книгой, напечатанной на территории, входившей в состав СССР. Там же в Вильно в 1525 году Франциск Скорина напечатал «Апостол». У Скорины учился будущий помощник и коллега Федорова — Петр Мстиславец.

Московская типография

В 1552 году Иван IV Грозный, посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил начать книгопечатание. Для этой цели начали искать мастеров печатного дела. В этом же году по просьбе Ивана Грозного из Дании был прислан типограф Ганс Миссингейм, или Бокбиндер (дат. Bokbyndere — «переплетчик»). Также из Польши были выписаны новые буквы и печатный станок, и печатание началось.

В 1550-е годы было издано несколько «анонимных» изданий, то есть не содержащих никаких выходных данных (известно, по крайней мере, семь из них). Где была эта типография — неизвестно. Также неизвестно, кто был руководителем этой типографии — скорее всего, сам Ганс Мессингейм. В послании Ивана Грозного 1556 года новгородским дьякам говорится о мастере печатных книг Маруше Нефедьеве, которого Иван Васильевич послал в Новгород. Маруша должен был привезти в Москву новгородского мастера Васюка Никифорова, который «умеет резати резь всякую». Последний, предположительно, был гравером первой московской типографии, а сам Маруша, возможно, и был руководителем типографии после Ганса Мессингейма. Предполагают также, что в этой типографии работал и Иван Федоров в качестве ученика.

В 1563 году, по приказу Ивана IV, в Москве был устроен дом — Печатный двор, который царь щедро обеспечил от своей казны. В нем был напечатан «Апостол» 1564 года.

В Послесловии к московскому «Апостолу» 1564 года о начале книгопечатания написано: «И сие доиде и царю в слухъ; он же начатъ помышляти, како бы изложити печатныя книги, яко же в грекехъ, и в Венецыи, и во Фрягии, и в прочих языцехъ, дабы впредь святыя книги изложилися праведнѣ. И тако возвѣщает мысль свою пресвященному Макарию, митрополиту всея Русии. Святитель же, слышавъ, зело возрадовася и, Богови благодарение воздавъ, царю глаголаше, яко от Бога извѣщение приемшу и свыше даръ сходящъ. И тако повелѣниемъ благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии и благословениемъ пресвященнаго Макария митрополита начаша изыскивати мастеръства печатных книгъ в лѣто 61 осмыа тысящи. Въ 30-е лѣто государьства его благовѣрный же царь повелѣ устроити домъ от своея царския казны, идѣ же печатному дѣлу строитися, и нещадно даяше от своихъ царских сокровищъ дѣлателем — Николы Чюдотворца Гостунъского диякону Ивану Федорову да Петру Тимофѣеву Мстиславцу на составление печатному дѣлу и къ ихъ упокоению, донде же и на совершение дѣло ихъ изыде. И первѣе начаша печатати сия святыя книги — Дѣяния апостольска, и послания соборная, и святаго апостола Павла послания в лѣто 7070 первое априля въ 19 на память преподобнаго отца Иоана Палеврета, сирѣчь ветхия лавры. Совершени же быша в лѣто 7070 второе марта въ 1 день при архиепископе Афанасие, митрополите всея Росия, в первое лѣто святительства его, въ славу Всемогущия и Живоначалныя Троица, Отца и Сына и святаго Духа, аминь».

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Федорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Федорова вышла его вторая книга, «Часослов».

Все это происходило на фоне нападок на печатников, о которых мы знаем как со слов самого Федорова, так и из несколько более позднего сообщения английского дипломата Джильса Флетчера, утверждающего, что типография была сожжена невежественным духовенством: «Будучи сами невеждами во всем, они (русские священники) стараются всеми средствами воспрепятствовать распространению просвещения, как бы опасаясь, чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие… Несколько лет тому назад, еще при покойном царе, привезли из Польши в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография с позволения самого царя и к величайшему его удовольствию. Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чем, как полагают, постаралось духовенство».

Некоторые исследователи предполагают, что это сообщение относилось к предыдущей «анонимной» типографии, так как в случае пожара должны были погибнуть шрифты и гравировальные доски, Иван Федоров же вывез их в Литву. Так или иначе, вскоре после издания «Часовника» Федоров со Мстиславцем уехали в Великое княжество Литовское. Существует предположение, что вражда духовенства против печатников была обусловлена конкуренцией монахов-переписчиков, цены на труд которых сбивала печатная книга.

Существует и иное объяснение отъезда Федорова из Москвы. Академик М.Н. Тихомиров подчеркивал, что версия о нападках переписчиков и поджоге «основана только на рассказе Флетчера… Эта легенда… крайне неправдоподобна. Ведь в пожаре должны были погибнуть шрифты и доски для гравюр, а мы знаем, что Иван Федоров вывез их… Нигде нет никаких указаний на преследование печатного дела со стороны духовенства. Наоборот, печатные книги выходили по благословению митрополитов Макария и Афанасия. К тому же Флетчер писал… спустя четверть века… по слухам». Тихомиров объясняет увольнение Федорова от печатного дела тем, что он, принадлежа к белому духовенству и овдовев, не постригся, согласно действовавшим правилам, в монахи. Вместе с тем, посылка его в Заблудов объясняется политической задачей поддержки православия в период перед заключением Люблинской унии и была, по мнению Тихомирова, совершена с согласия или даже по указанию Ивана IV. Тихомиров указывает также на тот факт, что книгопечатание в Москве с отъездом Федорова и Мстиславца не прекратилось: с 1568 года и вплоть до начала XVII века типографией руководит ученик Ивана Федорова — Андроник Невежа.

Сам Иван Федоров в послесловии к Львовскому Апостолу 1574 года пишет, что ему в Москве пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе не от царя, а от государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли Ивана во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело (то есть книгопечатание).

Ивану пришлось переселиться в другую страну, в которой он никогда не был. В этой стране Ивана, как он сам пишет, любезно принял благочестивый король Сигизмунд II Август вместе со своей радою. Сам Иван писал: «Сия же убо не туне начахъ повѣдати вамъ, но презѣлнаго ради озлобления, часто случающагося нам не от самого того государя, но от многихъ начальникъ, и священноначалникъ, и учитель, которые на насъ зависти ради многия ереси умышляли, хотячи благое въ зло превратити и Божие дѣло в конецъ погубити, яко же обычай есть злонравных, и ненаученых, и неискусных в разумѣ человекъ, ниже грамотическия хитрости навыкше, ниже духовнаго разума исполнени бывше, но туне и всуе слово зло принесоша. Такова бо есть зависть и ненависть, сама себѣ навѣтующи, не разумѣетъ, како ходитъ и о чемъ утвержается. Сия убо насъ от земля, и отечества, и от рода нашего изгна и въ ины страны незнаемы пресели. Егда же оттуду сѣмо преидохом, и по благодати богоначалнаго Исуса Христа, Господа нашего, хотящаго судити вселеннѣй въ правду, въсприяша насъ любезно благочестивый государь Жикгимонтъ Август, кроль польский и великий князь литовъский, руский, пруский, жемотиский, мазовецкий и иных, съ всѣми паны рады своея».

марка первопечатник Иван Федоров

Иван Федоров в Речи Посполитой

В Литве Федорова радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своем имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было «Учительное Евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов.

В 1570 году Иван Федоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

После Люблинской унии давление католического духовенства вынудило Григория Ходкевича в 1570 году отказаться от поддержки кириллического православного книгопечатания.

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь решил продолжать начатое, но испытал немалые трудности. Для продолжения книгопечатания нужны были денежные средства. Для этой цели Иван обратился за помощью к богатым русским и греческим купцам, проживающим во Львове, но купцы не помогли Ивану. Помощь оказали отдельные небогатые священники и городские прихожане. Другая сложность была в том, что столярный цех Львова запретил иметь в типографии столяра; столяр был нужен для того, чтобы делать в типографии необходимые работы. Вмешательство городского совета и отзывы краковских типографов помогли в этом деле.

В основанной им типографии Иван в 1574 году напечатал второе издание «Апостола». Львовское издание «Апостола» содержит в себе также послесловие от самого Ивана Федорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые».

Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: во Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. Продажей книг Иван занимался не только во Львове, но и в Кракове и в Коломые. В Кракове Иван пользовался доверием польского врача Мартина Сенека, при посредничестве которого он получал в кредит бумагу для типографии с Краковской фабрики Лаврентия.

В 1579 году типография Федорова вместе с 140 книгами была заложена еврею Израилю Якубовичу за 411 польских золотых. Сын Федорова остался во Львове и торговал книгами. Ивана же пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке.

В 1575 году Иван Федоров-Москвитин был назначен управляющим Дерманского монастыря.

Смерть Ивана Федорова

Иван Федоров был разносторонне просвещен — наряду с издательским делом он отливал пушки и изобрел многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал свое изобретение при дворе императора Рудольфа II.

На протяжении 1583 года работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским курфюрстом Августом (написано 23 июля 1583).

По возвращении из трудной поездки 5 (15) декабря 1583 года Иван Федоров скончался в предместье Львова и был похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре на кладбище.

В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки двух человек. Одно время считали, что это захоронение Ивана Федорова и его сына Ивана, умершего через три года после смерти отца при таинственных обстоятельствах. Но это мнение ошибочное. Иван Федоров был похоронен на Онуфриевском кладбище, рядом с храмом, а в храм перенесли лишь плиту с надгробья Федорова, как и другие плиты с кладбища — ими выстилали пол в храме. В 1883 году пол меняли, и плиту раскололи. Точное место могилы во дворе было утрачено уже к концу XIX века. В 1977 году во дворе храма по сохранившейся фотографии была установлена надгробная плита с могилы Ивана Федорова, а рядом с ней был установлен памятник — трехфигурная композиция, изображающая Ивана Федорова с учениками: Петром Мстиславцем и Андроником Невежей (скульптор Анатолий Галян).

После реставрации 1972-1974 годов здесь открыт музей Ивана Федорова — филиал Львовской картинной галереи. В начале 1990-х годов музей был уничтожен. Монахи-базилиане захватили храм, для этой цели взломав двери церкви, и выкинули на улицу все экспонаты музея, в том числе уникальные книги Швайпольта Фиоля, Франциска Скорины, Ивана Федорова. На дворе был январь, и шел мокрый снег, уникальным книгам был нанесен громадный вред. Памятник русским первопечатникам Ивану Федорову с учениками Петром Мстиславцем и Андроником Невежей был перенесен на новое место. В настоящее время он находится перед зданием Музея искусства старинной украинской книги (по адресу: Львов, улица Коперника, 15а).

В 1909 году в Москве у Китайгородской стены, напротив Синодальной типографии (древнего Печатного двора), был установлен памятник Ивану Федорову работы скульптора С. М. Волнухина. Изображения Ивана Федорова неизвестны, нет даже его словесного портрета. Волнухин совместно с художником С. В. Ивановым и историком И. Е. Забелиным создали обобщенный образ, этот образ и отражен в памятнике.

памятник Ивану Федорову в Москве

В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Федорова. В 1990 году музей был выселен из этого помещения в связи с передачей монастыря ордену василиан, и все его экспонаты хранились в подвалах Львовской картинной галереи. В 1997 музей вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».

В 2009 году Иван Федоров прославлен в Русской православной старообрядческой церкви как святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник.

23 июля 2010 года Московскому государственному университету печати было присвоено имя Ивана Федорова в связи с 80-летием основания университета.

Личная жизнь Ивана Федорова:

Был женат. Имя и происхождение жены неизвестно. Очевидно, Иван Федоров имел нескольких детей, так как Иван, единственный упоминаемый в документах сын, именуется «старшим». Этот сын был известен под прозвищем «Друкаревич» (то есть «сын печатника», поскольку эта профессия раньше называлась друкарь — от польск. drukarz, от нем. drucken («печатать»), от древневерхненемецкого drucchen), умер в возрасте 25 лет, через 6 лет после свадьбы, вскоре после помещения в долговую тюрьму. Его наследницей стала жена Татьяна (что означает отсутствие у него детей).

Библиография Ивана Федорова:

1564 — послесловие к московскому «Апостолу»;
1574 — послесловие к львовскому «Апостолу»

Книги, изданные Иваном Федоровым:

Апостол (вместе с Петром Мстиславцем). Москва, печатался с 17 апреля 1563 по 1 марта 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных, формат страниц не менее 285×193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров;
Часовник (вместе с Петром Мстиславцем). Москва, два тиража (7/VIII — 29/IX и 2/IX — 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров;
Евангелие учительное (вместе с Петром Мстиславцем). Заблудов, 8/VII 1568 — 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра;
Псалтырь с часословцем. Заблудов, 26/IX 1569 — 23/III 1570, 18 ненумерованных листов + 284 листа первого счета + 75 листов второго счета, формат (по сильно обрезанному экземпляру) не менее 168 x 130 мм, печать в два цвета. Очень редкое издание: известно всего три экземпляра, причем все неполные. Впервые в кирилловском книгопечатании набраны разграфленные таблицы;
Апостол. Львов, 25/II 1573 — 15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000-1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением;
Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета);
Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Федорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы, восточная Германия). Этот экземпляр переплетен вместе с экземпляром Букваря 1578 года, из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года;
Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра;
Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров;
Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров;
Хронология Андрея Римши («Которого ся мсца што за старыхъ вековъ дѣело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещен на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург;
Библия. Острог, 1581. 8 ненумерованных + 276 + 180 + 30 + 56 + 78 нумерованных листов пяти счетов, формат не менее 309×202 мм, набор в две колонки, в том числе немного по-гречески; печать преимущественно в один цвет (киноварь только на титуле). Тираж до 1500, сохранилось около 400 (рекордно много, даже среди более новых изданий).

Образ Ивана Федорова в кино:

1941 — Первопечатник Иван Федоров — в роли Ивана Федорова актер Николай Дорохин;

Николай Дорохин в роли Ивана Федорова

Николай Дорохин в роли Ивана Федорова

1991 — Откровение Иоанна Первопечатника — в роли Ивана Федорова актер Федор Сухов.

Федор Сухов в роли Ивана Федорова

Федор Сухов в роли Ивана Федорова

последнее обновление информации: 06.03.2021

Идея установить памятник Ивану Федорову родилась в 1870 году. Инициатива исходила от Московского археологического общества. В этом же году была объявлена всероссийская подписка, средства от которой предполагалось направить на разработку и установку памятника. Через 39 лет, в 1909 году, состоялось торжественное открытие монумента.

Исторические сведения

Первое печатное издание, появившееся на Руси, датировано 1 марта 1564 года, но началась эта работа задолго до выхода книги — 19 апреля 1563 года. Имя человека, посвятившего печатному делу многие годы своей жизни, — Московитин Иван Федорович. Потомкам он известен как первопечатник Иван Федоров.

памятник ивану федорову

Биография Федорова изучена не полностью. В частности, нет достоверных сведений о его внешности, подробностях частной жизни. Однако известно, что к тому времени, когда Иван Федоров занялся книгопечатанием, он имел духовный чин — служил дьяконом в одной из церквей Московского Кремля и был среди приближенных лиц митрополита Макария.

До этих событий он закончил Краковский университет и был удостоен звания бакалавра. По тем временам такое образование считалось очень престижным. Предполагают, что именно в студенческие годы Иван Федоров познакомился с технологией книгопечатания, которая была изобретена Иоганном Гуттенбергом.

Описание скульптуры

Памятник Ивану Федорову установлен на невысоком постаменте, где указана дата выхода первой печатной книги. Здесь же изображен знак «И. Ф.». Именно так мастер отмечал все свои работы. На обратной стороне пьедестала содержится надпись, взятая из послесловия к первой книге, напечатанной на станке.

памятник ивану федорову в москве

Скульптура изображает фигуру человека в одежде мастера. Учитывая факт отсутствия сведений о внешности Ивана Федорова, можно предположить, что создатели памятника представили в своей работе обобщенный образ русского человека.

В правой руке мастер держит лист с отпечатанным оттиском. Левой рукой он придерживает доску — элемент печатного станка.

Авторы скульптурной композиции

История, повествующая о том, как появился памятник Ивану Федорову в Москве, разными искусствоведами трактуется неодинаково. Одни из них утверждают, что в 1901 году был объявлен конкурс на создание скульптурной композиции, в результате которого победителями стали архитектор Волнухин и скульптор Машков. Их замысел так понравился членам жюри, что шансов на победу у других соискателей не осталось.
По свидетельству современников, художников, желающих участвовать в конкурсе, где нужно было создать памятник Ивану Федорову, было очень много. Свои проекты комиссии представили не только соотечественники великого просветителя, но и талантливые художники из многих стран Европы.

Выбор места для установки памятника в Москве

Место, где стоит памятник Ивану Федорову, не является историческим. Изначально он находился недалеко от Никольской улицы. Именно там располагался первый Печатный двор. Типографию Печатного двора возглавлял Иван Федоров.

памятник первопечатнику ивану федорову

Именно здесь был издан первый экземпляр «Апостола». Это событие относится к 1563-1564 годам. Исторически сложилось так, что именно на улице Никольской всегда находилось много книжных магазинов и букинистических лавок. Часто улицу так и называли — «книжной».

В XX столетии памятник Ивану Федорову в Москве перемещался с места на место несколько раз. Такие решения принимались правительством в связи с политическими переменами в жизни страны или были связаны с развернувшимся строительством в этой части города.

Общественность столицы выступает с предложениями, в которых говорится о том, что памятник Ивану Федорову должен занять достойное место, связанное с историей книгопечатания на Руси. Это же предложение поддерживают историки, священнослужители и все те, кому дорога история России.

Рассказ о памятнике Ивану Федорову и его сподвижниках во времена проживания их в Москве можно услышать от любого гида, проводящего экскурсии по этим памятным местам.

Книгопечатание на Украине и в Литве

События же тех далеких лет, когда жил Иван Федоров, разворачивались так, что он со своим ближайшим помощником Петром Мстиславцем, вынужден был покинуть Москву. Этому предшествовал поджог типографии, которая была уничтожена огнем, и яростные гонения на мастеров печатного дела со стороны переписчиков.

памятник ивану федорову установлен

Сначала Иван Федоров направился в Литву, где тоже занялся делом своей жизни. Книги, которые были напечатаны здесь, имели не только религиозную направленность, но и просветительскую. Одна из таких книг являлась пособием для обучения грамоте.
Позднее Иван Федоров перебрался в украинские земли. Здесь открыл собственную типографию и положил начало книгопечатанию на Украине. Именно в этой типографии было выпущено второе издание «Апостола».

5 декабря 1583 года Иван Федоров скончался и был похоронен во Львове в знаменитом Свято-Онуфриевском монастыре.

В судьбе этого прославленного человека были не только слава и почести. Ему пришлось испытать гонения, ненависть людей, нищету, предательство. Но все испытания были преодолены благодаря твердой уверенности в правоте своего дела.

Наследие Ивана Федорова

В настоящее время известно двенадцать изданий, напечатанных непосредственно Иваном Федоровым. Все они являются ценнейшими памятниками печатного искусства и являются собственностью тех государств, на территории которых хранятся.
Посетители музеев могут увидеть шрифты, отлитые мастерами первых типографий. Они четко читаются и сейчас. Заглавные буквицы, заставки, концовки страниц книг отличаются тонкостью работы и необыкновенным изяществом рисунка.

где стоит памятник ивану федорову

Главная отличительная черта всех книг, напечатанных Иваном Федоровым, — это наличие в них предисловия и послесловия издателя. Язык этих обращений прост и понятен каждому человеку. Это говорит лишь о том, что Иван Федоров предвидел — за печатной книгой будущее человечества. Он ни разу не усомнился в том, что его послания будут прочитаны новыми поколениями.

Память потомков

Памятник первопечатнику Ивану Федорову есть не только в столице России. Этого человека помнят и в других странах мира. Его заслуги перед человечеством огромны, и люди чтут память о нем. Памятник Ивану Федорову установлен во Львове. Кроме того, здесь действует музей искусства старинной украинской книги. Это культурное заведение носит имя Ивана Федорова.

рассказ о памятнике ивану федорову

В 1983 году по решению международной организации ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 400-летие со дня смерти этого выдающегося человека. Ежегодно в Москве проходят книжные ярмарки. В рамках этого события всегда планируются мероприятия, где вспоминают о заслугах Ивана Федорова и его сподвижников.

Правда, что царь в детстве мучил животных, лично казнил людей и за эти жестокости был прозван Грозным? Он извел всех своих жен и убил сына? Сильный правитель, поднявший Россию с колен, или сумасшедший, к тому же страдающий припадками? Разбираемся, что из этого правда, а что нет.

Иван Грозный (1530–1584) для большинства наших современников является символом русской истории XVI столетия — эпохи, когда из отдельных земель и княжеств Северо-Восточной Руси создавалось единое Московское государство, когда решался вопрос: как, какими путями и в какой форме пойдет этот процесс. Первый русский венчанный царь немало сделал — и словом, и делом — для утверждения того порядка, который он считал единственно правильным.

Он правил очень долго, и за это время произо­шло слишком много важных и трагических событий. Как не появиться различным легендам, если его эпоху помнили долго, а подлинных свиде­тельств о ней осталось мало. Слишком мало. Зато он имел немало против­ников, а длитель­ная борьба с соседями — Польско-Литовским государством и Швецией — породила настоящую информационную войну.

Легенда 1. В детстве Иван Грозный мучил животных

Вердикт: это не доказано.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Юный Иван IV на троне. Миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного. 1568–1576 годы «Руниверс»

Шальную юность будущего царя, который бросал с крыш зверюшек и топтал на скаку прохожих, описал в своей «Истории о великом князе Московском» бывший боярин и военачальник, а затем политический эмигрант князь Андрей Курбский. С одной стороны, дети, и не только царские, могут быть жестоки в своих играх. С другой — «История» Курбского призвана была обличить царя-тирана, а как же было в таком случае обойтись без наглядной иллюстрации?

Легенда 2. Иван Грозный страдал припадками 

Вердикт: это неизвестно.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Царь Иван Грозный. Картина Виктора Васнецова. 1897 год Государственная Третьяковская галерея

Что такое припадки? Мигрень — это одно, неконтролируемый гнев — другое, а эпилепсия — уже третье. Царь был человеком мнительным, лечиться любил, но ставить диагноз по рассказам (в том числе тех лиц, которые в царские покои вхожи не были) и спустя 450 лет — дело неблагодарное. Исследование его останков в 1960-х годах показало, что у государя был целый букет болезней опорно-двигательного аппарата, но его психическое состояние по костям установить не представляется возможным.

Легенда 3. Иван Грозный сошел с ума после смерти первой жены, был параноиком и никому не доверял

Вердикт: это неправда.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного. 1568–1576 годы Подпись под миниатюрой: «О преставлении великой царицы Анастасии. В том же году в августе в седьмой день в среду, на память святого мученика Диомида, в пятый час дня, преставилась благоверного царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси царица и великая княгиня Анастасия».«Руниверс»

Относительно душевного расстройства — см. предыдущий пункт. Первую жену, «юницу» (Юница (устар.) — девушка, девочка-подросток.) Анастасию, как царь называл ее во втором послании к Курбскому, он, похоже, действительно любил — во всяком случае, помнил и поминал много лет спустя. Верил — или сам себя уверил, что ее извели враги. Маловероятно, что он совсем никому не доверял, иначе как бы он тогда управлял государством?

Другое дело, что подозрительный царь по прошествии времени отправлял в опалу или на смерть тех, кому прежде вполне доверял. Так он простился с советниками, к которым прислушивался в годы молодости, — окольничим Алексеем Адашевым и священником Сильвестром; так поступил и с руководителями своей опричнины — Афанасием Вяземским, Михаилом Черкасским, Алексеем Басмановым.

Легенда 4. Он постоянно заводил новых жен, а от старых избавлялся

Вердикт: жениться любил, но обвинение голословно.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. Картина Григория Седова. 1875 год Государственный Русский музей

Личная жизнь царя была такой же запутанной, как его политика. После смерти первой жены Анастасии Романовны и второй, кабардинской княжны Марии Темрюковны, он выбрал в жены Марфу Собакину, которая прожила после венчания только 15 дней и умерла по неизвестной причине. В 1572 году царь заставил духовенство разрешить ему четвертый брак (тогда как обычно уже третий Церковью не одобрялся как «свинское житие»), а затем и пятый, но и Анна Колтовская, и Анна Васильчикова были пострижены в монахини. Василиса Мелентьева, очевидно, законной женой вообще не была.

Последней царицей стала в 1580 году Мария Нагая, которая родила царевича Дмитрия, скончавшегося в 1591 году в Угличе при не выясненных до конца обстоятель­ствах. Но и незадолго до смерти Иван Грозный строил новые матримони­альные планы: отправил в Англию специального посла, думного дворянина Федора Писемского, чтобы просить у королевы Елизаветы руки ее родствен­ницы Мэри Гастингс.

Легенда 5. Иван Грозный на самом деле был гомосексуалом

Вердикт: это не поддается проверке. 

Рассказ о памятнике ивана федорова

Федор Басманов. Кадр из фильма «Царь Иван Грозный». Режиссер Геннадий Васильев. 1991 год © Киностудия «Тискино»

По сочинениям иноземцев, Иван Васильевич «начал склоняться» к содом­скому греху со своим любимцем Фёдором Басмановым. Однако свечку никто не держал.

«Идейным» гомосексуалом царь точно не стал: в походах его обычно сопровождали наложницы, а в конце жизни он хвастался перед английским послом Джеромом Горсеем, что растлил тысячу девушек. Кажется, Грозный считал, что для его «вольного царского самодержавства» не суще­ствует каких-либо моральных запретов, и таким образом доказывал свое превосходство придворному окружению.

Легенда 6. Грозным его прозвали за жестокость: царь лично казнил людей, а многих приказал посадить на кол

Вердикт: прозвали, но не за жестокость.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Рисунок Виктора Васнецова. 1914 год Российская государственная библиотека

На колу и иными способами царь казнил не единожды. Только стоит помнить, что времена были иные и человеческая жизнь ценилась иначе, нежели в наше политкорректное время. Да и понятие «грозный» имеет иной оттенок, нежели «жестокий» или «кровавый», — «суровый», «опасный для врагов», «строгий».

В то невеселое средневековое время казней хватало и на Западе, и на Востоке. Злодейства же царя Ивана поражали потому, что были обставлены нарочито театрально. По свидетельству современника, Иван Грозный вызвал во дворец боярина Ивана Федорова, заставил его занять свой трон и сказал: «Ты имеешь то, чего искал, к чему стремился, чтобы быть великим князем Московским и занять мое место», после чего собственноручно заколол старого слугу.

Летом 1570 года на Чистых прудах в Москве он сначала эффектно помиловал больше сотни уже простившихся было с жизнью «измен­ников» — отпустил к женам и детям, а затем устроил показательную казнь 120 оставшихся, в том числе многих видных дьяков московских приказов. И не просто, а с выдумкой.

«Пискаревский летописец» сообщает, что царь «повеле казнити дияка Ивана Висковатого по суставом резати, а Никиту Фуникова диака же варом обварити».

Вместе с ними были казнены возглав­лявший Поместный приказ Василий Степанов, глава Большого прихода, глав­ного финансового ведомства России того времени, Иван Булгаков, начальник Разбойного приказа (что-то вроде МВД) Григорий Шапкин. Многочисленные казни не воспринимались как излишняя жестокость — как же не радо­ваться наказанию коррупционеров и предателей? Вот это государь — что казнить, что миловать умеет!

Мрачной торжественностью была наполнена жизнь опричной гвардии в Алек­сандровой слободе. После карательных походов царь и его слуги облачались в иноческую (То есть монашескую.) одежду. Сам «игумен» Иван IV с Малютой Скуратовым поутру трезвонили в колокола, собирая «братию» на молитву; неявившихся подвер­гали наказаниям. Во время долгой службы царь с сыновьями молились и пели в церковном хоре, затем отправлялись к трапезе, после чего возвращались к обычным государственным делам.

Легенда 7. Красная площадь называется так потому, что Иван Грозный казнил там людей

Вердикт: это неправда.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Москва при Иване Грозном. Красная площадь. Акварель Аполлинария Васнецова. 1902 год vasnec.ru

Слово «красная» в названии Красной площади означает «красивая», так же, как в словосочетании «красная девица». И называться так она стала лишь с конца XVII века.

Легенда 8. Иван Грозный был очень религиозен и все время каялся 

Вердикт: это правда.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Иван Грозный и тени его жертв. Рисунок Михаила Клодта. До 1914 года Ставропольский краевой музей изобразительного искусства

С высоты своего царственного величия Иван Грозный презрительно называл шведского короля Юхана III «страдником» (Страдник — холоп, работавший в хозяйстве феодала, на Руси в XIV–XV веках.), и даже в послании к своему противнику, королю Речи Посполитой Стефану Баторию, считал нужным указать, что является «великих государств царь по божью изволению, а не по многомятежному человеческому хотенью».

Но от безмерной гордыни внезапно обращался к покаянию: «…тело изнеможе, болезнует дух, струпи телесна и душевна умножишася… <…> …В разбойники впадох мысленныя и чувственныя… …Сего ради всеми ненавидим есть», — описывал он свое душевное состояние в завещании летом 1572 года в Новгороде, где царь ожидал известия об исходе решающей битвы с крымским ханом Девлет-Гиреем.

После смерти наследника, царевича Ивана, потрясенный царь прика­зал составить списки казненных по его приказу и разослать их по монастырям с крупными денежными суммами на монашеские молитвы за покойных. Согласно этим спискам («синодикам опальных»), было убито около 4000 человек.

Легенда 9. Иван Грозный был сильным правителем и поднял Россию с колен

Вердикт: это неправда.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Выход царя Ивана Грозного. Картина Бориса Кустодиева. 1900 год Донецкий областной художественный музей

Россия в начале XVI века не «стояла на коленях», а была молодой, быстро растущей державой. Разные люди по-разному понимают словосочетание «сильный правитель». Для кого-то это значит рубить головы врагам, для кого‑то — обеспечить условия для успешного развития страны. Именно при царе Иване в 1570-х годах в стране начинается кризис.

Разорение земель вследствие тягот Ливонской войны и введения опричнины приводило к частым уходам крестьян с владельческих земель. Писцовые книги начала 80-х годов указы­вают на то, что во многих уездах намного сократилась пашня, а население вымерло или разбежалось, о чем говорят такие записи: «Опричники замучили, живот пограбили, двор сожгли». Земские уезды платили в 70-х годах в два, а то и в три раза больше налогов, чем дворовые (С 1564 года царь разделил государство на две части: свой личный удел (опричнину) и все остальное (земщину).).

Города пострадали не только от репрессий, но и от «сводов» (переселений) купцов в Москву — так слой богатых и предприимчивых людей в провинциальных городах был ликвиди­рован. Казни воевод и «запустение» дворянских владений подорвали боеспо­собность армии: дворян в конце 70-х годов били кнутом, чтобы заставить их отправиться на войну.

Легенда 10. Иван Грозный ненавидел бояр

Вердикт: это неправда.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Опричники. Картина Николая Неврева. 1870-е годы Киргизский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева

Боярин XVI века — не особая порода вредных людей, а высший чин среди тогдашней элиты, государева двора. Члены Боярской думы, царские воеводы, послы, наместники — все они выходцы из нескольких десятков знатных родов, чьи предки из поколения в поколение служили московским князьям. Обойтись без них было невозможно.

Потомок законных государей царь Иван Васильевич мог казнить того или иного боярина, но ему и в голову не могло прийти назначить на их место самых преданных, но простых мужиков или даже незнатных провинциальных дворян. Поэтому в опричнине новые слуги царя вовсе не были худородными.

Опричную думу возглавлял кабардинский князь Михаил Черкасский, брат новой царицы Марии, там заседали представители старинных фамилий — бояре Алексей Басманов и Федор Умново-Колычев; князья Никита Одоевский, Василий Тёмкин-Ростовский, Иван Шуйский. Да и среди прочих опричников были Рюриковичи и Гедиминовичи — князья Ростовские, Пронские, Хворостинины, Волконские, Трубецкие, Хованские. А также члены других старых и честных московских родов — Годуновы, Салтыковы, Пушкины, Бутурлины, Тургеневы, Нащокины. Даже главный палач опричнины Малюта Скуратов-Бельский происходил из вполне достойного служилого рода.

Легенда 11. Иван Грозный разыграл отречение от престола, потому что устал от правления

Вердикт: это неизвестно.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Симеон Бекбулатович. Картина неизвестного польского художника. Конец XVI — начало XVII века Ранее считалось, что на картине изображен Михаил Борисович Тверской.Нясві́жскі замак

30 октября 1575 года Иван Грозный посадил на престол крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича. Сам же в челобитной Симеону Бекбулато­вичу скромно назвал себя «князьком Иванцом Московским» и поселился «за Неглиною… на Орбате против Каменного мосту старого».

Вот только реальной власти он никому не отдал и через 11 месяцев вернулся на прежнее место, а Симеона пожаловал великим князем Тверским. Историки до сих пор спорят, что значил этот спектакль. Царь хотел по-тихому возродить оприч­нину? Чужими руками отнять привилегии Церкви? Претендовал на престол соседнего Польско-Литовского государства?

Легенда 12. Иван Грозный убил своего сына

Вердикт: это неизвестно.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Эскиз картины Ильи Репина. 1883–1899 годы Государственная Третьяковская галерея

Большинство историков упоминают о конфликтах отца и сына и из-за недовольства царя снохой (государь считал, что она одевалась неподобающим образом), и в связи с подозрениями и завистью к сыну, которого народ хотел видеть во главе войска. Мы уже никогда достоверно не узнаем, что произошло ноябрьской ночью 1581 года, но можно утверждать, что известная картина Ильи Репина не соответствует действительности.

Сохра­нились и еще в конце XIX века были опубликованы документы, свидетель­ствующие, что царевич «рознемогся»; к нему в слободу отец вызвал врачей из Москвы, но лечение оказалось безуспешным, и через 11 дней Иван Иванович умер. Что стало причиной болезни, и был ли в действительности роковой удар жезлом по голове, мы уже никогда не узнаем: при вскрытии могилы царевича оказалось, что его останки превратились в труху, от черепа осталась только нижняя челюсть.

Легенда 13. Иван Грозный покорил Сибирь 

Вердикт: это неправда.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным. Картина Станислава Ростворовского. 1884 год Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Во-первых, «покорение», а точнее присоединение, Сибири — длительный процесс, который завершился только в XVIII веке; освоение же ее просторов и богатств продолжается и сейчас. Во-вторых, нет оснований полагать, что царь Иван был инициатором или руководителем этого предприятия.

Солепромышленники Строгановы пригласили лихого атамана Ермака Тимофеевича с отрядом для защиты их владений в Приуралье от набегов сибирского хана Кучума. Осенью 1582 года отряд атамана из 540 человек двинулся за Урал. Горстка людей перевалила горы, по рекам Тобол и Иртыш проникла в сердце Сибирского ханства и захватила его столицу Кашлык, откуда Ермак отправил гонцов в Москву с дарами и вестью о победе.

В 1585 году сам Ермак погиб, но по его следам пришли новые отряды казаков и московских служилых людей. Началось освоение Сибири, там появились новые города: Тюмень, Березов, Тара; на Иртыше была построена сибирская столица Тобольск; воротами Сибири, через которые шла единственная сухопутная дорога, стала крепость Верхотурье.

Легенда 14. Он был хорошо образован, знал много языков и собрал собственную библиотеку

Вердикт: это правда.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Иван Грозный. Картина Клавдия Лебедева. До 1916 годаWikimedia Commons

Царь Иван обладал несомненным — что называется, от Бога — литературным даром и редкой для средневекового книжника способностью образного мышления и «кусательного» стиля. Царь всегда был способен к шутке, колкости, неожиданному повороту фразы. Вот, например, князь Курбский торжественно объявляет Ивану: «…уже не узриши, мню, лица моего до дни Страшного суда». На что царь с издевкой отвечает: «Кто бо убо и желает таковаго ефиопскаго лица видети?»

С литературными интересами царя связано не только появление серии его посланий и переписки с боярином Курбским. Одна из загадок XVI века — местонахождение и состав библиотеки царя. В хронике рижского бургомистра Ниенштедта помещен рассказ о том, как приближенные царя вынули из замурованного помещения и показали ливонскому пастору Иоганну Веттерману несколько книг на греческом, латинском и древнееврейском языках.

А в 1819 го­ду профессор Дерптского университета Христофор Дабелов обнаружил некую опись книг этой библиотеки, в которой имелись сочинения Цицерона, Тацита, Полибия, Аристофана и других античных авторов. К сожалению, ни подлинники этой описи, ни сама библиотека до сих пор не обнаружены, несмотря на неоднократные попытки поисков. Но даже и без этих рукописей известно более 100 книг, в свое время принадлежавших царю.

По инициативе Ивана IV был составлен Лицевой летописный свод — монумен­тальная история человечества от сотворения мира, включая его собственное царствование. Загадочные «приписки» неизвестного редактора на полях последних томов этого свода содержат уникальные сведения о событиях при дворе Ивана Грозного. Даже если эти заметки не сделаны рукой самого царя (в XVI веке письмо — не «царское» дело), то все же несомненна его роль как властного и пристрастного редактора истории собственного царствования.

Царь мог прямо на приеме начать богословский диспут — или в досаде на несостоявшийся политический союз написать в 1570 году английской королеве Елизавете в ответ на ее дипломатическое объяснение, что такого рода договоры требуют обсуждения в парламенте: «Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не только люди, но мужики торговые… А ты пребываешь в своем девическом чину как есть пошлая девица». 

В конце жизни под псевдонимом Парфения Уродивого он написал канон «грозному воеводе» — архангелу Михаилу. В его словах читается и страх перед явлением грозного ангела, и надежда на спасение своей грешной души: «Возвести ми конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное. Далече ми с тобою путешествати. Страшный и грозный ангеле, не устраши мене маломощнаго. Дай ми, ангеле, смиренное свое пришествие и красное хождение, и велми ся тебе возрадую. Напой мя, ангеле, чашею спасения».

Легенда 15. Иван Грозный умер не своей смертью: его отравили 

Вердикт: это неизвестно.

Рассказ о памятнике ивана федорова

Смерть Ивана Грозного после игры в шахматы. Копия Адольфа Расса с картины Константина Маковского 1888 года. До 1911 года Dorotheum

Умереть в XVI веке — даже царю — труда при тогдашнем состоянии медицины не представляло; здоровья же у Ивана Васильевича к концу жизни сильно поубавилось. 18 марта 1584 года царь скончался; по Москве ходили слухи о его насильственной смерти, но доказать или опровергнуть их невозможно. У исто­риков нет единого мнения на этот счет. Исследование костных останков царя показало обилие в них ртути, но это могло произойти и от использования обычных для медицины той поры мазей, которыми Иван лечился от сифилиса.

  • Рассказ о памятнике екатерины 2 в городе краснодаре
  • Рассказ о памятниках россии
  • Рассказ о памятниках истории петербурга на английском с переводом
  • Рассказ о пальме от лица директора оранжереи
  • Рассказ о падении белогорской крепости капитанская дочка кратко