Рассказ о падение белгородской крепости капитанская дочка

гринев, получивший от генерала р. назначение в белогорскую крепость, едет на место своей будущей службы. насколько дорога от симбирска

     Гринев, получивший от генерала Р. назначение в Белогорскую крепость*, едет на место своей будущей службы. Насколько дорога от Симбирска до Оренбурга была полной бурных переживаний и необыкновенных происшествий, настолько путь от Оренбурга до Белогорской крепости был унылым и однообразным. Если степь до Оренбурга была мятежной и грозной (вспомним буран), то сейчас она предстает затихшей и печальной. «Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи». Одно только слово «простирались» позволяет представить огромные, утомительные в своем однообразии пространства за рекой Яиком. Красок мало: белый снег и чернеющие «свинцовые волны». Так в нескольких словах Пушкин передает настроение грустной зимней оренбургской степи. Дорожные размышления молодого путника печальны. Слова генерала Р. – «ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине» – заставили Гринева представить себе будущего начальника строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы. И все-таки Гринев ждет новых впечатлений – ведь он едет в крепость! «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал». Однако вместо грозных бастионов он увидел бревенчатые заборы, вместо башен – скирды сена и скривившуюся мельницу с лубочными, лениво опущенными крыльями. Что же все-таки отдаленно напоминало крепость? Старая чугунная пушка у ворот.
      В доме коменданта Гринева встречает дежурный – старый инвалид, который «нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». Видно, что всем командует «старушка в телогрейке», как оказалось, жена коменданта: «Ивана Кузьмича дома нет, он пошел в гости к отцу Герасиму; да все равно, батюшка, я его хозяйка». Как же углубляется комическое изображение «хозяйки коменданта»? Она перебивает Ивана Игнатьевича, сама заводит разговор с молодым Гриневым и сразу начинает рассказывать про незнакомого еще Гриневу офицера Швабрина. Но Василиса Егоровна в то же же время и привлекает читателя радушием, гостеприимством. Она ласково встречает незнакомого офицера: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка». Она решительно перебивает любопытство Ивана Игнатьевича: «Ты видишь, молодой человек с дороги устал, ему не до тебя…»
      Интересен диалог Василисы Егоровны относительно устройства Гринева. Но ее хозяйские действия не отличаются справедливостью. Мы видим, в силу каких причин Гринев попадает на квартиру к Семену Кузову, а не к Ивану Полежаеву. Василиса Егоровна распоряжается в крепости по своему усмотрению, бесконтрольно разбирает мелкие ссоры, крута в решениях.
      Перед нами жизнь маленькой заброшенной крепости, в которой нет ничего военного, кроме единственной пушки, офицерского диплома, висящего на стене в рамке под стеклом, да поношенных мундиров на инвалиде и Иване Игнатьевиче. Новые знакомые Гринева слегка комичны, и мы не можем не улыбаться, читая о них, так они не совпадают с нашими представлениями о военных людях. Самая «боевая» из них Василиса Егоровна, и это усиливает комизм картины капитанского дома. Но нельзя не заметить: что-то добродушное, открытое, бесхитростное подкупает нас в Мироновых.
      А как кончается первый день Гринева в крепости? Он идет в дом Семена Кузова. Все говорит ему о том, что жизнь в крепости будет унылой, безрадостной. «…я стал глядеть в узенькое окошко. Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость! Тоска взяла меня…» – пишет Гринев.
      Мы видим, что пейзаж, которым начинается и заканчивается глава, сыграл большую роль в том представлении о Белогорской крепости, которое создалось в нашем представлении. Обращаем внимание на важную особенность пушкинского языка: пейзажи необыкновенно скупы, немногословны, как и описания настроений людей. Пушкин как бы дает возможность самому читателю дорисовать в своем воображении то, что окружает Гринева, представить его душевное состояние, выраженное в словах: «тоска взяла меня», «я отошел от окошка и лег спать без ужина».

      Как же расширяются впечатления Гринева о крепости и ее обитателях на второй день пребывания в ней? Гринев замечает бедность и убогость крепости, слабость ее военной подготовки. Он увидел на площадке коменданта крепости, который обучал солдат. Это были старые инвалиды, одетые в поношенные мундиры. Василиса Егоровна говорит коменданту: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился, так было бы лучше». Важная деталь: Иван Кузьмич командует солдатами «в колпаке и китайчатом халате».
      Мы в очередной раз убеждаемся, что крепость, которой было суждено принять удар восставших, была заброшенной, убого оснащенной, беспредельно мирной. В деревянном домике Мироновых жизнь идет своим чередом, собирается небольшой кружок, обедают, ужинают, передают сплетни. «В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов», – вспоминает Гринев(гл. IV). Никто не контролирует действий коменданта, никто не думает о военном снаряжении крепости. Генерал Р. в Оренбурге занят своим садом с яблонями больше, чем военными делами. Между тем в районе Белогорской крепости назревают события огромного значения.
      Гринев приезжает в крепость глубокой осенью 1773 года. Нет ли каких-либо намеков в повести, что общее волнение здешних краев доходит и до бревенчатого забора Белогорской крепости? Василиса Егоровна спрашивает при Гриневе урядника, казака Максимыча: «Ну что, Максимыч, все ли благополучно?» – «Все, слава богу, тихо», – отвечает казак. А как изображается внешность урядника? Это «молодой и статный казак». В гарнизоне, мы знаем, был солдаты и казаки. Какое сравнение напрашивается? У коменданта на учении одни инвалиды, а среди казаков были сильные и молодые люди, способные воевать. Максимыч связан с казаками, он будет в рядах восставших. А вот еще деталь: Василиса Егоровна говорит, что привыкла к тому, что в степи появляются большими толпами «рысьи шапки». Они появились и теперь, «около крепости рыщут».

  • Сделай сам / Краткие содержания / Пушкин Александр Сергеевич / Капитанская дочка

В 1836 году Александром Сергеевичем Пушкиным была написана повесть «Капитанская дочка», которая явилась историческим описанием пугачевского восстания. В своём произведении Пушкин основывался на реальных событиях 1773-1775 годов, когда под предводительством Емельяна Пугачева (Лжецаря Петра Фёдоровича) яицкие казаки, взявшие себе в услужники беглых каторжников, воров и злодеев, начали крестьянскую войну. Петр Гринёв и Мария Миронова – персонажи вымышленные, но в их судьбах очень правдиво отражено горестное время жестокой гражданской войны.

Свою повесть Пушкин оформил в реалистичной форме в виде записок из дневника главного героя Петра Гринева, сделанных через годы после восстания. Лирика произведения интересна подачей – Гринев пишет своё дневник в зрелом возрасте, переосмыслив всё пережитое. На момент восстания, он был молодым дворянином, верным своей Императрице. На бунтовщиков он смотрел, как на дикарей, которые с особой жестокостью воюют против русского народа. В ходе повествования видно, как бессердечный атаман Пугачёв, десятками казнящий честных офицеров, со временем волею судьбы завоевывает расположение в сердце Гринева и обретает в его глазах искорки благородства.

Глава 1. Сержант гвардии

В начале повести главный герой Петр Гринев рассказывает читателю о своей молодой жизни. Он – единственный выживший из 9 детей отставного майора и бедной дворянки, жил в барской семье среднего достатка. Воспитанием молодого барина фактически занимался старый слуга. Образование Петра было низким, поскольку отец его, отставной майор, нанял в качестве гувернера французского парикмахера Бопре, ведущего аморальный образ жизни. За пьянство и развратные действия его выгнали из имения. А 17-летнего Петрушу отец решил по старым связям отправить на службу в Оренбург (вместо Петербурга, куда он должен был пойти служить в гвардию) и прикрепил к нему для присмотра старого слугу Савельича. Петруша расстроился, ведь вместо гулянок в столице его ждало унылое существование в глуши. Во время остановки в пути молодой барин завел знакомство с повесой-ротмистром Зуриным, из-за которого под предлогом обучения втянулся играть в бильярд. Затем Зурин предложил играть на деньги и в результате Петруша проиграл целых 100 рублей – большие деньги на то время. Савельич, будучи хранителем барской «казны», против того, чтобы Петр платил долг, но барин настаивает. Слуга возмущается, но деньги отдаёт.

Глава 2. Вожатый

В конце концов, Петр стыдится своего проигрыша и обещает Савельичу больше не играть на деньги. Впереди их ждёт длинная дорога, и слуга прощает барина. Но из-за неблагоразумия Петруши они опять попадают в беду – надвигающийся буран не смутил молодца и он приказал ямщику не возвращаться. В итоге они сбились с пути и чуть не замерзли. На удачу им повстречался незнакомец, который помог заблудившимся путникам выйти к постоялому двору.

Гринёв вспоминает, как тогда ему, уставшему с дороги, приснился в кибитке сон, названный им пророческим: он видит свой дом и мать, которая говорит, что отец при смерти. Затем он видит незнакомого мужика с бородой в кровати отца, а мать говорит, что он её названный муж. Незнакомец хочет дать «отцовское» благословение, но Петр отказывается и тогда мужик берется за топор, и вокруг появляются трупы. Петра он не трогает.

Они подъезжают к постоялому двору, напоминающему воровское пристанище. Незнакомец, замерзший в стужу в одном армяке, просит у Петруши вина, и тот угощает его. Между мужиком и хозяином дома состоялся странный разговор на воровском языке. Петр не понимает смысла, но всё услышанное кажется ему очень странным. Уезжая из ночлежки, Петр к очередному недовольству Савельича отблагодарил провожатого, пожаловав ему заячий тулупчик. На что незнакомец раскланялся, сказав, что век не забудет такой милости.

Когда Петр добирается, наконец, до Оренбурга, сослуживец его отца, прочитав сопроводительное письмо с наказом держать молодца «в ежовых рукавицах», отправляет его служить в Белгородскую крепость – ещё большую глушь. Это не могло не расстроить Петра, уже давно мечтавшего о гвардейском мундире.

Глава 3. Крепость

Хозяином Белгородского гарнизона был Иван Кузьмич Миронов, но заправляла всем фактически его жена — Василиса Егоровна. Простые и душевные люди сразу понравились Гриневу. У немолодой четы Мироновых была дочь Маша, но пока их знакомство не состоялось. В крепости (которая оказалась простой деревушкой) Петр знакомится с молодым поручиком Алексеем Ивановичем Швабриным, которого сослали сюда из гвардии за дуэль, закончившуюся смертью противника. Швабрин, имея привычку нелестно отзываться об окружающих, частенько язвительно говорил о Маше, дочери капитана, выставляя её полной дурочкой. Затем Гринев сам знакомится с дочерью командира и ставит под сомнение высказывания поручика.

Глава 4. Поединок

По своей натуре добрый и благодушный Гринев всё теснее начал дружить с комендантом и его семьей, а от Швабрина отдалился. Дочь капитана Маша, не имела приданного, но оказалась очаровательной девушкой. Колкие замечания Швабрина не нравились Петру. Окрыленный мыслями о молодой девушке тихими вечерами он начал писать к ней стихи, содержанием которых делился с другом. Но тот высмеивал его, и ещё пуще начинал унижать достоинство Маши, уверяя, что она придёт ночью к тому, кто подарит ей пару сережек.

В итоге друзья поссорились, и дело дошло до дуэли. Василиса Егоровна, жена коменданта, узнала о поединке, но дуэлянты сделали вид, что помирились, решив отложить встречу на следующий день. Но утром, только они успели обнажить шпаги, Иван Игнатьич и 5 инвалидов вывели под конвой к Василисе Егоровне. Отчитав, как следует, она их отпустила. Вечером Маша, растревоженная вестью о дуэли, рассказала Петру о неудачном сватовстве к ней Швабрина. Теперь Гринев понял его мотивы поведения. Дуэль всё же состоялась. Уверенный фехтовальщик Петр, наученный хоть чему-то путному гувернером Бопре, оказался сильным противником для Швабрина. Но на дуэли появился Савельич, Петр на секунду замешкался и в итоге получил ранение.

Глава 5. Любовь

Раненного Петра выхаживали его слуга и Маша. В итоге дуэль сблизила молодых людей, и они воспылали взаимной любовью друг к другу. Желая жениться на Маше, Гринёв шлёт родителям письмо.

Со Швабриным Гринев помирился. Отец Петра, узнав о дуэли и не желая слышать о женитьбе, пришёл в ярость и прислал сыну гневное письмо, где угрожал переводом из крепости. В недоумении, как отец мог узнать о дуэли, Петр набросился с обвинениями на Савельича, но тот и сам получил письмо с недовольством хозяина. Гринев находит лишь один ответ – о дуэли сообщил Швабрин. Отказ отца в благословении не меняет намерений Петра, но Маша не согласна тайно выходить замуж. На время они отдаляются друг от друга, а Гринев понимает, что несчастная любовь может лишить его разума и привести к распутству.

Глава 6. Пугачевщина

В Белгородской крепости начинается беспокойство. Капитан Миронов получает приказ от генерала подготовить крепость к нападению бунтовщиков и разбойников. Емельян Пугачев, назвавший себя Петром III, бежал из под стражи и наводил ужас на окрестности. По слухам он уже захватил несколько крепостей и подбирался к Белгороду. Рассчитывать на победу с 4 офицерами и армейскими «инвалидами» не приходилось. Встревоженный слухами о захвате соседней крепости и казни офицеров, капитан Миронов решил отправить Машу и Василису Егоровну в Оренбург, где крепость крепче. Жена капитана высказывается против отъезда, и решает не оставлять мужа в трудную минуту. Маша прощается с Петром, но уехать из крепости ей не удаётся.

Глава 7. Приступ

У стен крепости появляется атаман Пугачев и предлагает сдаться без боя. Комендант Миронов, узнав о предательстве урядника и нескольких казаков, примкнувших к клану повстанцев, не соглашается на предложение. Он наказывает жене переодеть Машу в простолюдинку и отвести в хату попа, а сам открывает огонь по мятежникам. Бой заканчивается захватом крепости, которая вместе с городом переходит в руки Пугачёва.

Прямо у дома коменданта Пугачёв учиняет расправу над теми, кто отказался дать ему присягу. Он приказывает казнить капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича. Гринев решает, что он не будет присягать разбойнику и примет честную смерть. Однако тут к Пугачёву подходит Швабрин и шепчет что-то на ухо. Атаман решает не просить присяги, приказывая повесить всех троих. Но старый верный слуга Савельич бросается в ноги к атаману и тот соглашается помиловать Гринёва. Рядовые солдаты и жители города принимают присягу верности Пугачёву. Как только закончилась присяга, Пугачёв решил отобедать, но казаки вытащили из комендантского дома, где грабили добро, за волосы нагую Василису Егоровну, которая голосила по мужу и кляла каторжника. Атаман приказал убить её.

Глава 8. Незваный гость

Сердце Гринева не на месте. Он понимает, что если солдаты узнают, что Маша здесь и жива, ей не избежать расправы, тем более что Швабрин принял сторону повстанцев. Он знает, что любимая скрывается в доме у попадьи. Вечером пришли казаки, присланные отвести его к Пугачеву. Хоть Петр и не принял предложения Лжецаря о всяческих почестях за присягу, разговор между мятежником и офицером состоялся доброжелательный. Пугачев помнил добро и теперь даровал в ответ Петру свободу.

Глава 9. Разлука

Наутро Пугачев при народе подозвал к себе Петра и сказал, чтобы тот отправился в Оренбург и сообщил о его наступлении через неделю. Савельич стал хлопотать о разграбленном имуществе, но злодей сказал, что пустит его за такую наглость самого на тулупы. Гринев и его слуга покидают Белогорск. Пугачев назначает Швабрина комендантом, а сам отправляется на очередные подвиги.

Петр и Савельич идут пешком, но их догнал один из шайки Пугачева и сказал, что его величество жалует им коня и тулуп, да полтину, но он её, мол, потерял.
Маша слегла и лежала в бреду.

Глава 10. Осада города

Приехав в Оренбург Гринев сразу доложил о деяниях Пугачева в Белгородской крепости. Собрался совет, на котором все кроме Петра проголосовали за оборону, а не нападение.

Начинается долгая осада – голод и нужда. Петр на очередной вылазке в стан противника получает от Маши письмо, в котором она молит спасти её. Швабрин желает на ней жениться и держит в плену. Гринёв идёт к генералу с просьбой дать пол роты солдат на спасение девушки, на что получает отказ. Тогда Петр решается в одиночку выручить любимую.

Глава 11. Мятежная слобода

По дороге в крепость Петр попадает в караул Пугачева и его ведут на допрос. Гринев честно обо всем рассказывает о своих планах смутьяну и говорит, что он волен сделать с ним, что угодно. Советники-головорезы Пугачева предлагают казнить офицера, но тот говорит, «миловать, так уж миловать».

Вместе с разбойничьим атаманом Петр едет в Белгородскую крепость, в дороге они ведут беседу. Мятежник говорит о том, что хочет идти на Москву. Петр в сердце жалеет его, упрашивая сдаться на милость государыне. Но Пугачев знает, что уже поздно, и говорит, будь что будет.

Глава 12. Сирота

Швабрин держит девушку на воде и хлебе. Пугачев милует самовольца, но от Швабрина узнает, что Маша – дочь неприсягнувшего коменданта. Сначала он в ярости, но Петр своей чистосердечностью и на этот раз добивается благосклонности.

Глава 13. Арест

Пугачев даёт Петру пропуск во все заставы. Счастливые влюбленные едут в родительский дом. Они спутали армейский конвой с пугачевскими изменниками и попали под арест. В начальнике заставы Гринев узнал Зурина. Он рассказал, что едет домой жениться. Тот отговаривает его, заверяя остаться на службе. Петр и сам понимает, что его зовет долг. Он отправляет Машу и Савельича к родителям.

Боевые действия подоспевших на выручку отрядов разбили разбойничьи планы. Но Пугачева не могли поймать. Потом пошли слухи, что он свирепствует в Сибири. Отряд Зурина отправляют на подавление очередной вспышки. Гринёв вспоминает несчастные деревни, разграбленные дикарями. Войскам приходилось отбирать то, что люди смогли сберечь. Пришло известие, что Пугачев пойман.

Глава 14. Суд

Гринев по доносу Швабрина был арестован, как изменник. Он не смог оправдаться любовью, боясь, что Маша тоже подвергнется допросам. Императрица, учитывая заслуги отца, миловала его, но приговорила к пожизненной ссылке. Отец был в ударе. Маша решилась ехать в Петербург и просить Императрицу за любимого.

Волею судьбы Мария встречается ранним осенним утром с Императрицей и рассказывает ей всё, не зная, с кем говорит. Тем же утром за ней в дом светской дамы, где устроилась на время Маша, прислали извозчика с приказом доставить дочь Миронова во дворец.

Там Маша увидела Екатерину II и узнала в ней свою собеседницу.

Гринева освободили от каторги. Пугачева казнили. Стоя на плахе в толпе он увидел Гринева и кивнул.

Воссоединенные любящие сердца продолжили род Гринёвых, а в их Симбирской губернии под стеклом хранилось письмо Екатерины II с помилованием Петра и похвалой Марии за ум и доброе сердце.

УРОК 5

В БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ. (продолжение темы). ТРАГИЧЕСКАЯ НЕПРИМИРИМОСТЬ БОРЮЩИХСЯ СТОРОН. ПАДЕНИЕ БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ,

Народ живо помнит кровавую нору,

которую так вы разительно — назвал

он пугачевщиной.

А. С. Пушкин. «История Пугачева»

Знать: автор и рассказчик (несовпадение в оценках причин исторических событий), лаконизм пушкинской прозы.

Понимать: значимость художественной детали.

Словарная работа: трагический, конфликт, героизм, бескорыстие (бессребреничество — устаревшее).

ХОД УРОКА

Вопросы домашнего задания предопределили логику урока. Остановимся на конкретизации важнейших содержательных моментов анализа VI и VII глав повести.

I. Шестая глава называется «Пугачевщина». Почему Пушкин избрал для этой главы в качестве эпиграфа слова из народной песни:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати?

Эпиграф призывает нас к серьезному восприятию, настраивает на то, что речь пойдет о страшных событиях, потрясших Россию.

II. Глава начинается с небольшого исторического введения, в котором объясняются причины будущих грозных событий. Чья точка зрения представлена в этом введении: рассказчика Гринева или автора — А.С. Пушкина? (Это точка зрения Гринева, так как в чем-то она неверна, о чем-то он умалчивает. Речь идет о «полудиких народах», не привыкших к законам и гражданской жизни легкомысленных и жестоких, примкнувших к армии восставших казаков под предводительством Пугачева. Причиной восстания рассказчик считает строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом. Этот взгляд продиктован сословной принадлежностью рассказчика, официальной точкой зрения. Пушкин же считает, что волнения среди национальных меньшинств, населявших Оренбургскую губернию, — прежде всего башкир и калмыков — были спровоцированы долголетними и безнаказанными истязаниями со стороны властей — и местных, и правительственных.)

III. Как ведет себя в трудный момент капитан Миронов? Какие черты характера открываются в нем? (Он осознает всю серьезность положения, и его любимая «приговорка» «слышь ты…» выражает обреченность, сознание безнадежности положения. «Слышь ты, легко сказать. Злодей-то, видно, силен, а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда…» При этом Иван Кузьмич старается строго выполнить указание о неразглашении секретного приказа генерала, отправляет жену к попадье, а девку Палашку запирает в чулан. Но в его распоряжениях: «Однако, делать нечего, господа офицеры! Будьте исправны, учредите караулы да ночные дозоры…» — понимание своей ответственности, стремление сделать все возможное перед неотвратимой опасностью.)

IV. Вопрос домашнего задания: «Почему урядник Максимыч перешел на сторону восставших?» — требует внимательной работы с текстом. Вот некоторые варианты ответа на него:

1) Максимыч — молодой и статный казак. А казаки были основной силой в отряде Пугачева.

Материал для учителя1

Казачество — военное сословие в дореволюционной России, возникшее в ХIV веке на окраинах государства. Со второй половины ХV века на окраинах государства начали скапливаться беглые крестьяне и посадские люди, которые называли себя вольными людьми казаками.

С начала ХVIII века царское правительство стало постепенно ограничивать автономию в казачьих областях. Восстание в Яицком городке, о котором упоминает Пушкин, и было вызвано тем, что казаки все больше теряли свои былые вольности: была отменена выборность войсковых атаманов, казаки стали подсудны царскому суду, который мог подвергать их телесному наказанию; ловля рыбы в реке Яик была объявлена государственной монополией, и казаки вынуждены были арендовать рыбные угодья; царское правительство требовало казачьи части для участия в самых опасных военных кампаниях. Казаки подали жалобу. Следственная комиссия генерала Траубенберга, посланная для рассмотрения жалобы, повела расследование столь круто и враждебно, что 13 января 1772 года вспыхнуло восстание. Оно было жестоко подавлено: многие были наказаны кнутом, у зачинщиков восстания были вырезаны ноздри, а на лицах «поставлены знаки», они были сосланы в Сибирь на Нерчинские заводы навечно; многие были отправлены с женами и малолетними детьми в Сибирь на поселение, молодых парней «для омытия пролитой крови» посылали на службу против неприятеля без очереди.

Пушкин писал в «Истории Пугачева»: «То ли еще будет — говорила прощенные мятежники. Так ли мы тряхнем Москвою… Тайные совещания происходили по степным уметам и отдаленным хуторам. Все предвещало новый мятеж. Недоставало предводителя. Предводитель сыскался».

2) Капитан Миронов, видимо, не замечая того, постоянно выражает недоверие Максимычу.

Здесь нужно отметить важность художественной детали у Пушкина. Особенность его прозы — лаконизм (краткость, сжатость)2. Какая-либо отмеченная автором особенность, необычность имеет большое значение, поэтому прозу Пушкина нужно не просто читать, а вчитываться в нее.

Вернемся к сцене военного совета у капитана Миронова (стр. 68). «Он (капитан) запер двери, всех усадил, кроме урядника, который стоял у дверей…»

Почему капитан Миронов не посчитал нужным предложить сесть и уряднику? И обратите внимание на оговорку, которую сделал добрый капитан: «…А у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда, не в укор буди тебе сказано, Максимыч» (урядник усмехнулся)». Что таится за усмешкой урядника? Видимо, обида и угроза.

V. Зачем вводит Пушкин эпизод с изувеченным башкирцем? (Иван Кузьмич сразу узнал в нем «по страшным приметам одного из бунтовщиков 1741 года». Данный герой — иллюстрация жестокого отношения властей к национальным меньшинствам.)

Какую существенную деталь во внешности изуродованного башкирца подчеркивает автор? («Узенькие глаза его сверкали еще огнем». Это огонь ненависти, огонь борьбы непобежденного, несмирившегося человека. Башкирец был схвачен с «возмутительными листами» — воззваниями Пугачева.)

VI. В сцене пытки башкирца рассказчик Гринев показывает свое отношение к несчастному: «Никогда не забуду этого человека… Он оглядывался на все стороны, как зверек, пойманный детьми». Но капитан Миронов, чтобы узнать, велика ли армия Пугачева, хочет пытать этого изувеченного старика, а пленник не может ничего сказать — у него отрезан язык.

VII. Мы увидим башкирца еще раз — в главе «Приступ» — на перекладине виселицы с веревкой в руках; на этой виселице будет повешен комендант Белогорской крепости.

Вывод. Два враждебных лагеря находятся в непримиримом конфликте, и жестокость восставших порождена жестокостью правительства. А Белогорская крепость, не защищенная, не укрепленная, обречена достаться врагу. И это чувствует жена коменданта. Найдите ее последние слова, обращенные к мужу. Почему Василиса Егоровна не хочет уезжать из крепости? (Вместе жить, вместе и умирать.)

VIII. К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты капитана Миронова совпадают со словами народной песни?

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе ни радости…

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Еще петельку шелковую.

Бескорыстие, честность, верность присяге проявил капитан Миронов. Он честно, скромно или на подвиг смотрит как на «дело служивое»: «Умирать так умирать: дело служивое!..», «…докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные».

Задание. Прочитайте сцену гибели капитана со слов «Который комендант?». Кто указал на коменданта? (Урядник Максимыч, и это не случайно.)

Каковы последние слова капитана Миронова? Какую роль играет здесь его обычная присказка «слышь ты»? (Его твердым словам: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец» эта присказка придает оттенок простоты, обычной в речи Ивана Кузьмича.)

. Заканчивается глава »Приступ» плачем Василисы Егоровны о своем муже.

Задание. Какие слова из плача жены перекликаются с эпиграфом VII главы, а какие вызывают гнев Пугачева? («Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие… а сгинул от беглого каторжника».)

Задание. Лаконизм Пушкина пределен в сцене гибели Василисы Егоровны. Докажите это. (Конечно, оскорбительные для Пугачева слова о беглом каторжнике заставили его отдать короткий приказ: «Унять старую ведьму», который был понят «убить», что и было сделано.)

Задание. Как ведет себя народ в главе «Приступ»? На чьей он стороне? Докажите.

Х. В чем причина падения Белогорской крепости и победы пугачевцев? (Причина победы Пугачева не только в численном преимуществе его войска, в которое переходят все угнетенные народы Оренбургской губернии, но и в военном таланте Пугачева, в его личной храбрости. Гринев говорит о мощи восставших и слабости правительственных войск и умалчивает о нераспорядительности и бездарности более высокого начальства, бросившего Белогорскую крепость на произвол судьбы, и о глубоких причинах, заставивших народ верить в воскрешение государя Петра Федоровича и идти за ним в поисках справедливости и счастья.)

Домашнее задание.

1. Почему Пугачев, так жестоко расправившийся с капитаном Мироновым, его женой, Иваном Игнатьевичем, пощадил Гринева?

2. Читать главы VIII—Х.

3. Сравнить два военных совета: военный совет у Пугачева в Белогорской крепости и военный совет в Оренбурге.

4. К чему привело решение об «оборонительных действиях» в Оренбурге?

5. Почему генерал отказался помочь Гриневу в спасении дочери капитана Миронова?

Индивидуальное задание.

Сравнить народную песню о виселице, которую «выслужила солдатская головушка» (эпиграф к VII главе), с песней, которую поют пугачевцы на военном совете, сопоставить эти песни с образами капитана Миронова и Пугачева.

Для сильного ученика — задание не к следующему уроку а как итоговое по всей повести: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка».

По материалам методических рекомендаций:

Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2002. — 240 с.

1 Использована книга: Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Л., 1977. С. 95—96.

2 Словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. М.: Русский язык, 1982. С.162.

Главная страницаКапитанская дочка

Языковые особенности в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)
Художник С. Герасимов

Роман “Капитанская дочка” является одним из самых известных произведений А. С. Пушкина, написанных в прозе. В этой статье представлен анализ стиля и языка романа “Капитанская дочка” Пушкина, анализ художественных особенностей произведения.

Смотрите: Все материалы по “Капитанской дочке”
М. Гофман о стиле и языке “Капитанской дочки”:
“«Капитанская дочка», одно из наиболее зрелых произведений Пушкина… Самым драгоценным в этой простой повести является язык, и стиль-тон “Капитанской дочки” и “Повестей Белкина”, выше всего, что создано русской прозой. Только один Лев Толстой мог соперничать с “Капитанской дочкой” – “Войной и миром”. Но “Капитанская дочка” совершеннее… шире по объему… XVIII век изображен, домашним образом, правдиво и просто “Капитанской дочкой”, начало XIX – “Войной и миром”. Главное… в повести Пушкина – тон, стиль. Пушкин достигает впечатления XVIII века и народности, ни разу не прибегая к стилизации XVIII века, ни разу не подделываясь под народные речи и не потому, что это было недоступно ему. …Пушкин, в высокой степени владевший народной речью… понимавший глубоко и комические пружины быта русского человека… и трагические… он ни разу не позволил себе написать какую-либо повесть с “народными разговорами”, ибо знал, что не пришло еще время, нет еще красок под рукою и неоткуда их взять…

Письмо Савельича написано так же грамотно, как и письмо Гринева-старика, как и записки Петра Андреевича Гринева, хотя Пушкину ничего не стоило скопировать его с писем своей няни. Но великий в своей простоте художник избегал всего “умышленного”, всего деланного, стилизованного, когда в этом не было необходимости…

…в “Капитанской дочке” Пушкин изобразил Оренбургский и Казанский край современным ему, таким, каким он наблюдал его на своих перекладных во время поездки в 1833 г. в Казань и Оренбург… Все это, если угодно, и недостатки, но они вполне искупаются другими приемами, употребляемыми Пушкиным, и эти-то приемы и создают в нас впечатление XVIII века. В “Капитанской дочке” Пушкин достиг удивительного отождаствения с воззрениями своих отцов, дедов и прадедов… психика его действующих лиц принадлежит XVIII веку…

Эпиграфы из народных песен и пословиц и писателей XVIII века… калмыцкая сказка Пугачева, любовные куплеты Гринева – все это создает фон, на котором вырисовывается перед нами “роман на старый лад”, все это придает известный колорит архаизма “преданием русского семейства”.”

(статья Модеста Гофмана из книги “Пушкин. Библиотека великих писателей” под ред. С. А. Венгерова, издание “Брокгауз-Ефрон”, 1910 г.)

В. В. Виноградов о стиле и языке “Капитанской дочки”: “Основным принципом творчества Пушкина с конца 20-х годов становится принцип соответствия речевого стиля изображаемому миру исторической действительности, изображаемой среде, изображаемому характеру. У Пушкина как реалиста-историка стиль исторического повествования и изображения близок к простой «летописной» записи основных и наиболее характерных событий или к скупым и лаконическим наброскам мемуаров, хроники, которые являются как бы экстрактом из множества наблюдений, сгущенным отражением широкой картины жизни. Необходимо признать также, что хронологическая близость пугачевщины к пушкинской эпохе, богатство мемуарно-исторической литературы и устных преданий о пугачевском движении, преемственная связь современных великому поэту социально-речевых стилей с соответствующими стилями второй половины XVIII века — все это способствовало усилению «историзма» в строе диалогической речи «Капитанской дочки» . Повествователь у Пушкина — это не только многогранная призма отражения исторической действительности, но и форма ее внутреннего раскрытия и идейного осмысления. Он так же многозначен и противоречив, как она сама. Повествовательная речь впитывает в себя речевые стили персонажей, присущие им приемы выражения и осмысления жизненных событий.  Принцип индивидуальной характерности стиля персонажа сохраняет всю свою силу… В стиле «Капитанской дочки» достигает наибольшей глубины индивидуализация речей действующих лиц, конкретизирующая и разнообразно оттеняющая типические свойства разных социально-речевых стилей. Исследователи творчества Пушкина уже указывали на то, что у каждого из персонажей «Капитанской дочки» свой стиль речи, соответствующий духу и образу мыслей эпохи. Кроме того, Пушкиным мастерски используются и своеобразие письменных стилей изображаемого времени, и жаргонно-иносказательных способов выражения, и даже поэтические вкусы, стилевые формы как народно-словесного искусства, так и дворянской художественной литературы сумароковской школы. Эпиграфы своеобразно освещают историческое правдоподобие изложения. Вместе с тем изменяются и углубляются принципы и приемы отбора слов и выражений в соответствии с духом и стилем воспроизводимой эпохи. Индивидуально характеристические приметы стиля отдельных действующих лиц своим повторением обостряют впечатление своеобразия, типичности и историчности их речи. Внутренние изменения повествовательно-исторического стиля в «Капитанской дочке» мотивировались и тем, что самое повествование Гринева отражало два разных исторических периода, которые иногда и сопоставлялись. С одной стороны, происшествия, люди, речи и документы времени пугачевского восстания воспроизводились в их «исторической истине», в формах языка и стиля того времени. А с другой стороны, Гринев как мемуарист излагает события 70-х годов XVIII века уже спустя несколько десятилетий, «в кроткое царствование императора Александра». Таким образом, стиль его изложения, пусть и в разной мере, характеризует две эпохи и тем самым до некоторой степени сближается с языком современности. Например: «Пытка в старину так была укоренена в обычаях судопроизводства, что благодетельный указ, уничтоживший оную, долго оставался безо всякого действия… Даже и ныне случается мне слышать старых судей, жалеющих об уничтожении варварского обычая. В наше же время никто не сомневался в необходимости пытки: ни судьи, ни подсудимые»… За повествователем-мемуаристом стоит «издатель» повести, который, согласно послесловию, «решился, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена». Художественно обобщающая и вместе с тем исторически предопределяющая функция эпиграфов в композиции «Капитанской дочки» известна; она была предметом многочисленных исследований. Но внутренняя, структурная роль «издателя-редактора», конечно, не ограничивается лишь подбором эпиграфов и сменой имен. Она мотивирует вместе с тем оригинальность и выразительность новых форм повествования и изображения, как бы непосредственно выхваченных из исторически достоверных «семейных записок», но доведенных до высоты современного издателю литературного искусства. Таким образом, в повествовательном стиле «Капитанской дочки» происходит сложное взаимодействие образа мемуариста Гринева и автора-художника. И в той мере, в какой образ повествователя входил в круг действующих лиц романа, его стиль воплощал специфические черты образа мыслей и языка изображаемой эпохи. Следовательно, в стиле исторического романа Пушкин создает совершенно новые формы отношений между речью автора и речью действующих лиц, а также новые принципы построения повествовательно-исторического стиля. В творчестве Пушкина стиль исторического воспроизведения постепенно образует ядро начавшей формироваться со второй половины 20-х годов системы пушкинского художественного реализма.”

(Виноградов В. В. “Из истории стилей русского исторического романа”, “Вопросы литературы”, 1958 г. № 12, а также Виноградов В. В. “О языке художественной литературы”, 1959 г.)

Это был анализ стиля и языка романа “Капитанская дочка” Пушкина, анализ художественных особенностей произведения.

Смотрите: Все материалы по “Капитанской дочке”

Язык в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Всем известно, что А.С. Пушкина принято считать основоположником современного русского литературного языка, поэтому именно язык в повести «Капитанская дочка» имеет особое значение. Это произведение занимает особенное место в творчестве писателя.

Оно стало итогом его идейных и творческих исканий, последней оконченной и опубликованной книгой. Почти два века «Капитанская дочка» привлекает внимание критиков и литературоведов, изучение и анализ этой повести продолжает и в нынешнее время.

Одной из самых обсуждаемых тем является язык написания и художественные особенности.

Повествование в повести ведётся от первого лица, представляет собой записки главного героя Петра Гринёва. А.С.

Пушкин спрятал себя за личностью рассказчика и смог в полной мере передать его чувства, благодаря форме мемуаров. Подобная композиция помогает глубже вникнуть в действие произведения.

Кроме того, подобное повествование позволяет автору писать более простым и живым языком, который легче воспринимается читателем.

Речь всех персонажей соответствует их исторической эпохе. Действие завязывается во времена Восстания Емельяна Пугачёва, именуемого ещё Крестьянской войной.

Пушкин говорил о том, что ему пришлось добавить в повесть определённое количество архаизмов и фразеологизмов для воспроизведения колорита тех лет.

Причём ему удалось не просто беспорядочно смешать обычные и устаревшие слова, а создать необходимый стиль, благодаря которому не были бы нарушены нормы лексики описываемой эпохи и в то же время язык написания остался понятен бы для читателей. 

Пётр Гринёв говорит вежливо, всегда соблюдая чувство такта и разнообразные выразительные средства, что демонстрирует его достоинство и высокое происхождение. А его верный слуга Савельич или сам Емельян Пугачёв говорят просто, не используя пышных фраз или сложных слов.

Их речь полна поговорок, пословиц, присказок, она совершенно не похожа на манеру общения представителей дворянского сословия. Эта разница особенно заметна, если сравнить любовную поэзию главного героя, посвящённую его возлюбленной Марии Мироновой, и сказку Пугачёва о соколе и вороне.

Таким образом, можно заметить, что язык повести «Капитанская дочка» помогает развиться основной теме произведения – противоборству дворян и простого народа. 

У каждого героя свой тип общения, поэтому можно увидеть все оттенки разговорной речи тех времён. К тому же, в повести присутствуют устаревшие пословицы, поговорки, сказка и даже разбойничья песня. Любовь к родному фольклору А.С.

Пушкину привила его няня Арина Родионовна, и он всегда старался использовать народную мудрость в своём творчестве. Данные обороты не только отображали опыт русского народа, они оживляли и разбавляли всё повествование.

Фольклорные отголоски позволяли передать дух того времени, погружали читателя в историю.

Нельзя не отметить использование автором эпиграфов, которым удается точно передать всю суть содержания каждой главы.

Красной нитью через всю повесть проходит пословица, ставшая эпиграфом ко всему произведению «Береги платье снову, а честь смолоду».

В начале описываемых событий она символизировала отцовское наставление Петру Гринёву, ставшее его девизом по жизни, а в конце – стала необходимым условием жизни любого достойного человека.

Языковые средства, которые употреблял при написании «Капитанской дочки» А.С. Пушкин, полностью соответствуют форме повествования. Семейные записки покоряют своей искренностью, открытостью и простотой изложения. Они представляют собой разговор главного героя с самим собой, спустя тридцать лет.

Особое внимание нужно уделить изображению автором пейзажей и портретов. Ему удавалось их изобразить с такой точностью, что читателю не приходилось ничего дорисовывать в своём воображении.

Казалось бы, что это всё сделано для того, чтобы рассказать историю одного молодого дворянина, но на самом деле цель была гораздо масштабнее. Нет такого человека, который бы не задумался о прошлом своего государства после прочтения повести.

«Капитанская дочка» делает каждого ближе к истории, знакомит нас с жестокими временами, которые помогли России стать такой, какой она есть сейчас.

3230. Стиль и язык романа Капитанская дочка Пушкина художественные особенности Русский язык

«Капитанская дочка» — по утверждению Гоголя – решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде». Секрет столь высокой оценки кроется стилистическом решении произведения и его выразительных средствах.

Сама структура повести представляет собой автобиографические мемуары Петра Андреевича Гринёва. Эта форма позволила автору решить несколько важных задач. Во-первых, непосредственное посвящение читателя в события жизни героя, это кратчайший путь к чувственному восприятию текста.

Во-вторых, попытки героя оценить события собственной судьбы, являются ключами для понимания смыслов повествования. В-третьих, таким образом, лучше структурируются события и очерчиваются временные рамки.

В-четвёртых, когда исторический пласт преломляется сквозь призму человеческой судьбы, у читателя возникает эффект причастности и ему открываются глубинные противоречия, ставшие причиной происходящего.

Эпиграфам в повести отведены важные роли – с одной стороны, в этих ёмких изречениях содержится основная мысль каждой главы, с другой, с их помощью усиливается народная тема произведения.

Красной нитью всего повествования проходит пословица «Береги платье снову, а честь смолоду».

Если в начале повести она отражала  частную линию становления личности героя, то к финалу, она становится мерилом гражданина.

Языковые средства, используемые Пушкиным, полностью соответствуют выбранной форме. Семейные записки подкупают своей честностью и простотой изложения – это разговор героя с самим собой через тридцать лет и попытка осознать масштабы пропасти между дворянством и народом.

Мастерство автора отличает точность, благодаря которой созданные им портреты и пейзажи ярко рисуются в воображении читателя. Простота произведения заключается в верной подаче материала – от частного к общему.

Ни название повести, ни её структура не выдают истинной цели Пушкина, прикрываясь историей одного молодого дворянина, однако читатель, перевернувший последнюю страницу, задаётся масштабными вопросами истории своей страны.

Примечательным выразительным средством является сон Петруши Гринёва, который добавляет в ход повествования остроты и роковой неотвратимости. И, если, сам герой улавливает в нём только предчувствие своих тревог, то читатель проводит историческую параллель.

Обилие фольклорного материала – низкий поклон Пушкина русскому народу. Парадокс главного героя заключается в том, что он дворянин по факту рождения, но не по факту воспитания.

Поэтому и слог всей повести преимущественно «мужицкий», в его истинной образности и простоте.

Включение в текст солдатских песен позволило автору достичь ещё одной важной цели – отразить дух времени и усилить реалистичность описываемых событий.

«Капитанская дочка» — высокий образец уважения к истории и любви к своему народу, умноженные на чувство боли от осознания отчуждённости. Эта повесть – истинное желание Пушкина найти не только причины пропасти, но и путь к её преодолению. И, как завет потомкам, звучат его слова: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Все сочинения

Портал педагога | «Языковые особенности повести А.С Пушкина «

Полозова Ирина ВасильевнаДолжность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ “Лицей №3 им.К.А Москаленко” Населённый пункт: г.Липецк Наименование материала: Статья Тема: “Языковые особенности повести А.С Пушкина ” Раздел: среднее образование

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Липецка им. К.А. Москаленко. Статья по литературе «Языковые особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». г. Липецк

  • Содержание.
  • I.
  • Введение.

1. Специальные исследования, посвященные вопросам классического стиля и его становления в русской литературе. 2. «Дух языка» эпохи. 3. Принципы исторической стилизации в понимании Пушкина.

II. Основная часть.

1. Замысел исторического романа «Капитанская дочка». 2. Язык героев. 3. УСК в диахроническом срезе. 4. Эпиграфы как фон, на который проецируются события семейной хроники и восстания Пугачева. 5. УСК в подлинных исторических документах. 6. Всевременные фольклорные элементы.

III.

III. Заключение.

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Выявление функции и занимаемого места в повествовательной
  4. стилизации в двух основных языково-стилистических планах – в авторском
  5. контексте и контекстах с монологами и диалогами персонажей
  6. Отдельно и особо рассматривается функция эпиграфов с
  7. архаизующими компонентами.
  8. А. Эпиграфы из произведений представителей русского классического стиля
  9. Б. Эпиграфы из русского фольклора:
  10. Сим извещаю
  11. учиняя
  12. дерзость принятием на себя имени
  13. произвел возмущение
  14. производя
  15. грабежи
  16. и смертельные убийства
  17. Того ради, с получением сего,
  18. принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея
  19. а буде можно и совершенному уничтожению онога
  20. обратится на крепость, вверенную вашему попечению
  21. « – Отпустите душу на покаяние. Отцы родные
  22. Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая
  23. солдатская головушка! Не тронули ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в
  24. честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника
  25. кто ни поп, тот батька; быль молодцу не укора, брань на вороту не виснет,
  26. худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров; береги платье снову, а
  27. честь смолоду; господь не выдаст, свинья не съест; с лихой собаки хоть шерсти
  28. клок; конь о четырех ногах, да спотыкается
  29. Заключение.
  30. устаревшие УСК – «исторические неологизмы»,
  31. архаические ФЕ, не ограниченные рамками Пугачевского восстания,
  32. ФЕ с архаизирующим компонентом,
  33. ФЕ – архаичные для современного восприятия,
  34. контекстуальные архаические ФЕ,
  35. эпиграфы как особое средство исторической стилизации,
  36. документальные инкрустации из деловой переписки,
  37. УСК фольклорного происхождения, выступающие в функции достоверных

Сочинение: Язык в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин) – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Уже давно многие российские филологи в один голос признают заслуги Александра Пушкина в формировании современного русского языка.

Воспитанный, с одной стороны, Ариной Родионовной на отечественном фольклоре, а с другой — дворянской атмосферой в Царскосельском лицее, он совместил в своём творчестве исконно русские и европейские литературные традиции.

Во многом такое воспитание отразилось и на языке его произведений. Например, в «Капитанской дочке» устаревшие слова и народная речь создают историко-культурный фон для погружения читателя в эпоху пугачевщины.

Лейтмотивом всего произведения стало столкновение двух не понимающих друг друга миров: дворянского и крестьянского. Мы видим их борьбу, например, в отношениях Гринева с Пугачевым или даже с Савельичем.

Этот же лейтмотив определил языковую наполненность романа, который вместил в себя слова низкого и высокого «штилей», по Ломоносову, диалектные, простонародные, а также заимствованные из европейских языков выражения и саму иностранную речь. 

Ярчайшим тому подтверждением стали эпиграфы к «Капитанской дочке» и ее главам. Почти половиной из них стали выдержки из работ ведущих российских литераторов 18 века: Хераскова, Фонвизина, Сумарокова, Княжнина; остальные эпиграфы представлены произведениями русского фольклора, включая эпиграф к самому роману — пословицу «Береги честь смолоду». 

Если цитаты из трудов авторов-классицистов передают возвышенное, аристократическое отношение к общественным и нравственным проблемам, то в народных песнях, пословицах и поговорках мы видим отражение житейского мироощущения, радости и переживания простого люда. Так, эпиграфы к главам романа передают напряженную атмосферу борьбы дворян-помещиков и крепостных крестьян, представителей низших сословий. 

То же мы видим и в речи персонажей, кардинально отличающихся друг от друга социальным статусом. Гринев, молодой дворянин, выражает свои мысли и чувства вежливо, с достоинством.

Неважно, говорит он спокойно или взволнованно, выступая как рассказчик, либо персонаж истории — его слова всегда выдают в нем воспитанника дворянского дома. В свою очередь, яицкий казак Пугачев или крепостной дядька Петра Савельич разговаривают попросту, без прикрас.

Их речь пестрит поговорками, присказками и другими признаками низших «штилей» и совсем не походит на выражения Гринева. Для лучшего понимания достаточно вспомнить разительные отличия между любовной элегией Петра в честь Маши Мироновой и сказкой Пугачева о соколе и вороне.

Стихи Гринева носят оттенок творчества поэтов-идеологов русского дворянства (Сумарокова, Тредиаковского), а рассказ Емельяна несет в себе всю назидательную и аллегорическую силу русского фольклора. 

Таким образом, мы можем убедиться, что язык романа «Капитанская дочка» поддерживает одну из важнейших тем произведения — противоборство дворянства и народа.

Александр Пушкин, вне всякого сомнения, не отдаёт предпочтения ни одной, ни другой стороне конфликта.

Глядя на все ужасы «бунта, бессмысленного и беспощадного», он знает: к добру и счастью ведёт одна лишь честь, именно ей необходимо руководствоваться, принимая любые решения, будь ты хоть императором, хоть дворянином, хоть крепостным. 

ПредыдущаяСледующая

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Анализ повести по плану

История создания повести

Пережив трагический суд над своими друзьями-декабристами в 1825 году, Пушкин продолжает размышлять на тему вольности и тирании, монархии и революции, на тему положения народа в русском государстве. Он задумывается о событиях русской истории, в которых ранее фигурировали восстания, пытается их переосмыслить. Поэтому он заинтересовывается историей пугачевского бунта середины 18 века.

В 1832 году, запросив у императора доступ к историческим архивам, Пушкин сначала хотел ограничиться лишь описанием фактов в духе Карамзина. Интерес автора к теме неподделен: он читает семейные письма, ездит по городам вдоль Волги и Урала, знакомясь с потомками участников или свидетелей «пугачевщины».

Кардинально ознакомившись со всеми деталями, он уже не мог устоять перед созданием яркого художественного произведения, ведь в его творческой голове, помимо воли, зарождались живые образы, полные глубокого нравственного смысла. И вот в 1836 году последнее прозаическое произведение Пушкина опубликовано в его журнале «Современник».

Сюжет повести – юный барчонок Петр отправляется на службу в далекий Оренбург. На Урале он знакомится сначала с Пугачевым с комендантом Оренбургской крепости капитаном Мироновым, его дочерью Машей и офицером Швабриным. Внезапно власть резко меняется, приходит бунтовщик Пугачев, родители Маши погибают при защите крепости.

Швабрин, изменив офицерской чести и став на сторону Пугачева, обретает власть и понуждает Машу выйти за него замуж. Чтобы спасти ее, Гринев мечется то в Оренбург, то обратно, и принимает помощь самого Пугачева, чтобы спасти Машу от Швабрина. Таким образом, связавшись с бунтовщиком, Гринев оказывается государственным изменником.

Лишь Маше удается его оправдать, встретившись с государыней и получив ее прощение.

  • Жанр произведения
  • «Капитанская дочка» – хотя многие его и называют сегодня романом, на наш взгляд – историческая повесть, так как
  • 1) речь идет о сравнительно небольшом временном отрезке из жизни персонажей на фоне ярких и важных событий отечественной истории, а именно – дни пугачевского восстания и последующие судебные процессы;
  • 2) объем текста сравнительно с романом небольшой
  • 3) есть определенный повествователь (отсюда и пошло название жанра – “повесть” ;

4)в центре повествования преимущественно один человек, а именно Петр Гринев. Все остальные герои показаны лишь в непосредственной связи с событиями его жизни.

Название произведения

Название повести ставит во главу угла не главного героя, Петра Гринева, а его избранницу, дочь капитана Миронова. Этим подчеркнуто значение, которое принадлежит Маше в судьбе Гринева.

Ведь девушка станет невольной причиной его измены формальному уставу, а значит, и причиной ошибочного царского суда над ним. В итоге, поняв свою роль в том, что Гринев оказался осужден, Марья Ивановна решится стать его спасительницей.

Сила духа Маши и ее верность оказываются не менее сильными, чем чувства и благородство Гринева, поэтому повесть названа в ее честь.

Немаловажно и присутствие образа ее отца, капитана Миронова, в названии произведения. Маша – не просто замечательная девушка.

Благодаря названию подчеркивается, что она прежде всего “дочка” своего отца, преданного Отечеству и “старинным” принципам”, как и Петр Андреевич – достойный сын своего батюшки в этом же отношении.

Так Пушкин подчеркивает идею преемственности благородных правил жизни, идею важности воспитания чести из рода в род.

Рассказчик

Повествование ведется от лица молодого дворянина Петра Гринева, вымышленного участника событий, оказавшегося волей судьбы в Оренбургской крепости на службе, в эпицентре бунта. Этот образ явился результатом многолетнего изучения Пушкиным судеб многих людей, имевших отношение к пугачевскому времени и восстанию.

Тема произведения – восстание Емельяна Пугачева и его пребывание на Урале царем -самозванцем в 1774 году.

Основная идея повести в том, что благородство души – это спасение и достоинство человека. Благородство души заключается в ее способности быть верной, честной, преданной и любящей. Эта идея прекрасно выражена через противостояние образов Петра Гринева, доброго и честного по натуре, и Алексея Швабрина, его подлого и беспринципного сослуживца.

Приведем несколько цитат в подтверждение этой основной мысли произведения:

– “Береги платье снову, а честь смолоду” (наказ батюшки Птруше Гриневу)

На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду». (отказ Гринева изменить своей присяге)

-“до могилы ты один останешься в моем сердце» (обещание Маши, когда она уезжает к родителям Гринева, а он остается на войне с Пугачевщиной)

-“Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей” (обещание мужика – Пугачева быть век благодарным Гриневу, которое он полностью сдержал).

-«Каков мошенник! — воскликнула комендантша. — Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын! (героическая преданность Василисы Егоровны своим убеждениям, готовность жертвовать жизнью, защищая крепость от бунтовщика)

  1. Еще одна (подспудная, политическая) идея повести – народный бунт в 18 веке был бесполезен, жалок и обречен перед лицом сильной и грозной русской монархии.
  2. Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!
  3. лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений (слова рассказчика о том, что монархия чрезвычайно жестоко подавляет мятежников).

Пушкин осуждает насилие как со стороны государства, так и со стороны повстанцев. Бунт- не выход, насилием и восстанием не добьешься ничего хорошего.

Проблематика произведения

Нравственная проблематика – основная. Она – наиболее ярко выраженная и разветвленная. В ней выделяются:

  • проблемы долга, чести как в социальном смысле (преданности своей изначальной присяге) так и в личной жизни ( верности близкому человеку)
  • -также к нравственной проблематике принадлежит отдельная проблема милосердия.
  • Эпиграфы  к каждой главе кратко резюмируют содержание соответствующей главы, предвосхищая развитие событий.
  • Практически все эпиграфы в этой повести взяты либо из авторов 18 века, эпохи, которая показывается в повести, либо из старинных русских песен или пословиц. 

Поставлен эпиграф и ко всей повести в целом – русская пословица «береги честь смолоду». Этот эпиграф ясно указывает на главную тему произведения. Это тема чести – человеческой, дворянской, чести воинской или чести девической. И действительно, что такое честь – именно это мы понимаем в процессе чтения произведения.

Художественные особенности произведения

Как это обычно свойственно Пушкину, произведение написано предельно простым и ясным слогом, с юмором, пронизывающим порой даже серьезные сцены. Не случайно верный спутник Гринева – образ Савельича, насквозь пронизанный добрым авторским юмором.

Пример иронии – в характеристике оренбургского генерала, которую дает Гринев:

Строгая немецкая экономия царствовала за его столом, и я думаю, что страх видеть иногда лишнего гостя за своею холостою трапезою был отчасти причиною поспешного удаления моего в гарнизон.

Автору совершенно чужд любой драматизм (выспренность, пафос).

О гибели коменданта и его жены, об аресте Гринева, о трагическом конце Пугачева – обо всем повествуется так же просто и кратко, как о любом другом самом обыденном происшествии в повести.

Актуальность

Автор заставляет нас задуматься, как должно вести себя в переломный момент истории, когда шатается власть, шатаются устои, и, образно говоря, кибитку жизни заносит снегом бурана.

Как достойно вести себя человеку в сложной ситуации, когда возникает опасность для жизни? Ведь в жизни каждого из нас бывают подобные ситуации, когда нужно совершать определенный нравственный выбор.

Именно этим актуально произведение.

Гринев верен своему долгу и потому получит уважение обоих антагонистов – как Екатерины, которая поймет свою ошибку, так и Пугачева, который признает право Гринева на верность своей присяге. Так Пушкин показывает, что в любой ситуации нужно оставаться человеком. Если понадобится, не стоит бояться и умереть за свою честь.

Однако столь счастливого торжества чести и благородства не произошло бы (а произошла бы казнь главного героя наравне с другими честными офицерами), если бы не другая сторона Гринева – его человечность и милосердие. Именно эти качества завоевали как дружбу Пугачева ( и в результате спасенная жизнь Гринева), так и любовь Маши Мироновой, которая в итоге также вызволяет героя из беды.

В повести проводится идея того, что за малый, эпизодический добрый поступок человек получает великое вознаграждение.

Доброе слово, стакан водки и заячий тулуп, бескорыстно подаренный незнакомцу, приведут Гринева к дружбе с этим могущественным человеком, который будет ему покровительствовать  в самые опасные моменты жизни.

А доброе отношение Гринева к Маше (вспомним первое застолье у коменданта, когда он переменил тему, увидев ее слезы, а также его дуэль за честь Маши) приведут к тому, что он обретет самую верную и чистую любовь со стороны этой героини.

Капитанская дочка: художественные особенности

Чрезвычайно ценной художественной особенностью произведения является строгая объективность повествования. Автор совершенно скрывается в нем за личностью рассказчика, бесхитростно и искренно рассказывающего о том, что он видел и пережил. Язык романа — образец классической простоты, образности, сжатости и живости.

В «Капитанской дочке» нашел прекрасное осуществление лозунг Пушкина о создании «краткой и точной» прозы. Обращает на себя внимание прием использования Пушкиным эпиграфов, при помощи которых искусно вскрывается содержание каждой главы романа.

Важной особенностью романа является обилие фольклорного материала, вплетенного в ткань повествования в виде пословиц, поговорок, сказки, разбойничьей песни. Используя этот фольклорный материал, Пушкин удачно передал дух народной стихии, изображенной в романе. В романе есть замечательные образцы пейзажа.

Пушкин гениально сочетал в романе занимательность сюжета с исторически-бытовой и психологической правдой повествования.

В «Капитанской дочке» Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа показывается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии, в ее социально-сословных противоречиях.

Рисуя деятельность выдающихся исторических личностей, Пушкин показывает в этой деятельности отражение духа времени. Замечательно, что в последние годы творчества Пушкина его реализм приобретает социальную заостренность.

В «Дубровском», «Капитанской дочке», в «Сценах из рыцарских времен» поэт начинает изображать борьбу классов, противоречия и столкновения крестьянства и дворянства. «Капитанская дочка» вслед за «Арапом Петра Великого» положила начало русскому историческому роману.

Бесспорно, что опыт исторического романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистического исторического романа на русскую тему. Однако Пушкин по глубине своего реализма ушел далеко вперед от шотландского романиста.

В «Капитанской дочке» Пушкин глубже раскрывает социальные противоречия, чем Вальтер Скотт в своих романах.

Своеобразие русской истории, широта и величие национальной жизни русского народа, столь ярко выраженные, например, в эпоху Петра 1, размах и трагический характер стихийных крестьянских движений в России, такие героические события русской истории, как борьба нашего народа почти со всей вооруженной Европой, руководимой Наполеоном, в 1812 году, наконец, острота классовых противоречий в крепостнической России времени Пушкина — все это явилось источником, питавшим более высокий уровень исторического романа Пушкина по сравнению с вальтер-скоттовским романом, хотя некоторые важные художественные принципы Вальтера Скотта были приняты Пушкиным как выдающееся достижение в развитии реализма в области исторического жанра.

Своеобразие русской исторической действительности нашло особое отражение в композиции пушкинского исторического романа, в характере использования им исторического материала. Особенно реалистичен вымысел «Капитанской дочки».

Вся история приключения Гринева строго и правдиво мотивирована обстоятельствами первой встречи Гринева с Пугачевым во время бурана. Поэтический синтез истории и вымысла в романе отражен в самом его сюжете о судьбе дворянской семьи в обстановке крестьянского восстания.

Пушкин следовал здесь не за сюжетами романов Вальтера Скотта, как это утверждали некоторые исследователи, а основывался на самой русской действительности.

Драматическая судьба многих дворянских семей весьма типична в период антифеодального, крестьянского движения. Сюжет повести сам по себе отражал существенную сторону этого движения.

В основе содержания исторического романа Пушкина всегда лежит подлинно исторический конфликт, такие противоречия и столкновения, которые являются для данной эпохи действительно значительными, исторически определяющими.

И в «Арапе Петра Великого», и в «Рославлеве», и в «Капитанской дочке» Пушкин освещает существенные стороны исторической жизни нации, изображая такие ее моменты, которые вносили большие политические, культурные и психологические изменения в жизнь народных масс.

Этим прежде всего определяется эпический характер, ясность и глубина содержания исторического романа Пушкина, а вместе с тем и его огромная познавательная ценность. Народность исторического романа Пушкина заключается не только в том, что Пушкин делает героем своего романа народные массы.

Лишь в «Капитанской дочке» народ выступает непосредственно как активный участник изображаемых событий.

Однако и в «Арапе Петра Великого», и в «Рославлеве» за событиями и судьбой персонажей романов чувствуется жизнь народная, историческая судьба нации, возникает образ России: при Петре – «огромной мастеровой», могучей патриотической силы — в «Рославлеве».

Как подлинно народный писатель, Пушкин изображает жизнь не одной какой-либо общественной группы, а жизнь всей нации, противоречия и борьбу ее верхов и низов. Причем конечный результат исторического процесса Пушкин видит в переменах судеб народных.

Изображение исторического деятеля в качестве представителя определенных общественных кругов составляет могучую силу Пушкина как художника-реалиста.

В историческом романе Пушкина мы всегда видим и условия, подготовившие появление и деятельность выдающейся исторической личности, и тот общественный кризис, который эта личность выражает.

В «Капитанской дочке» Пушкин раскрывает сначала причины и обстоятельства, породившие движение Пугачева, и только тогда в романе появляется сам Пугачев как исторический герой.

Пушкин прослеживает генезис исторического героя, показывает, как противоречия эпохи порождают великих людей, и никогда не выводит, как это делали романтики, характер эпохи из характера ее героя, выдающейся личности.

Вместе с тем, показывая исторического героя, Пушкин романтически не возвеличивает его, рисует его характер как значительный и в то же время простой, сходный с чертами рядовых участников того исторического движения, которое выдвинуло данную выдающуюся личность.

Личность исторического деятеля предстает в романе Пушкина не персонифицированной идеей, не в виде резонерствующего персонажа, а живой индивидуальностью, человеком со своей судьбой.

Сохраняя всю внешнюю занимательность, сюжет «Капитанской дочки» принципиально отличался от романтического сюжета большинства русских исторических романов 30-х годов, авторы которых стремились ко всему необычному, эффектному, экзотическому. Пушкин ищет сюжет в реальной и социально значительной действительности.

У него необычность — не форма, не прием, она вытекает из самой жизни. Все в атом отношения типично в «Капитанской дочке». В этом романе Пушкин осуществил давний замысел: пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства. И история как бы сама врывается в частную, мирную жизнь, вызывая драматические коллизии в судьбах отдельных людей.

История раскрывается «домашним образом», и в центре ее оказываются обыкновенные, ничем не выдающиеся люди. Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса. Стиль прозы Пушкина отличается исключительной простотой, лаконизмом, точностью и безыскусственностью.

Оценивая «Капитанскую дочку», Гоголь писал, что это «решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде.

Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторною размазнею.

Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурной;  в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее». Проза Пушкина — это проза без нарочитых «блестящих выражений». Предельная сжатость и точность рисунка, эмоциональность и напряженность, быстрота и драматизм развития сюжета — таковы особенности стиля пушкинской прозы.

Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринева и представляет собою как бы взгляд современников Пугачева на крестьянскую войну 70-х годов XVIII в. Такое изложение сообщает повести характер показаний очевидца.

При этом интересно, что автор записок, верный своему сословию дворянин, вынужден против своих классовых взглядов и настроений признать моральное величие Пугачева, его широкую, чисто русскую натуру и почувствовать все душевное превосходство вождя крестьянской войны над представителями господствовавшего класса.

В обрисовке образов Пушкин проявляет все сильные стороны своего реализма, ставя характер человека в зависимость от породившей и воспитавшей его среды.

В повести много действующих лиц, и каждое из них дано впечатляюще, своеобразно, так что они все крепко запоминаются и не смешиваются одно с другим. Повесть написана сжато, точным, ясным и простым языком.

Как и в других произведениях Пушкина, и здесь неразрывно сочетаются историческая достоверность и жизненная правда.

Тема « Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений» (по повести А.С Пушкина «Капитанская дочка»)

Задачи: Образовательные: обобщение, систематизация знаний по образу П. Гринева: в ходе работы увидеть изменения, происходящие в душе героя под влиянием разных встреч и событий. Развивающие: — формирование читательского навыка, позволяющего обращать внимание на детали текса; — формирование умения обобщать, делать выводы; — развитие речи учащихся, расширение словарного запаса. Воспитательные: воспитание нравственности школьников через понимание таких определений, как «честь», «достоинство». 

Ход урока:

  1. Оргмомент. Объявление темы, 1 цели. 

  2. Слово учителя. 

П.Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещение двух образов: образ молодого человека и офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, вспоминающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя угадывается личность подлинного автора – Пушкина. 

Образ Гринева сложный. В повести много событий, мало размышлений. Психология героя передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Обратимся к событиям, поступкам главного героя.

I. Проверка домашнего задания.

— Каким человеком вы представляете себе Петра Гринёва?

— Какие убеждения Гринёва являются обычными для дворянина, а какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?

— За что был арестован Пётр Андреевич Гринёв?

II. Детство и юность П. Гринева. 

1. Чтение отрывка из главы 1 с «с пятилетнего возраста отдан я был …» до « … как будто и своих людей не стало!» 

2. Кто принимал участие в судьбе Петруши на первых порах? Я буду читать выдержки из теста, а Вы определяете героя. 

а) «Он был добрым малым, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу… К тому же не был он и врагом бутылки, то есть (говоря по — русски) любил хлебнуть лишнее…» (Мосье Бопре)

Вспоминал ли об уроках Бопре и о каких П.Гринев? (уроки фехтования при дуэли со Швабриным. «Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее и монсеньор Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков фехтования, которыми я и воспользовался.») 

б) « Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки и, взглянув на него гордо, сказал: « Я твой господин, а ты мой слуга…» (Савельич) Кто этот человек? В какие моменты жизни Савельич находился рядом с Петром? Какой слуга Савельич? Как он себя ведет? (Он находится с Петром по дороге в Белогорскую крепость, мешает непредсказуемому исходу дуэли; просит за Петра у Пугачева, лежа в ногах; горюет, когда Петр не приходит вовремя; ревностно выполняет свой долг, едет вместе с Петром освобождать Марью Ивановну – мы везде видим преданность слуги)

Когда же судьба проверяет Гринева как верного хозяина? (поворотил лошадь от Маши! Выручать Савельича. Вспомним поговорку: долг платежом красен. «…. вдруг, оглянувшись, увидел я, что Савельича со мною не было. Бедный старик на своей хромой лошади не мог ускакать от разбойников. Что было делать? Подождав его несколько минут и удостоверяясь в том, что он задержан, я поворотил лошадь и отправился его выручать.»)

Вывод: а) Гринев умеет быть благородным; б) ответственен за судьбу другого человека. Ты мой слуга – я за тебя в ответе. Вспомним Экзюпери об ответственности за того, кого приручили.) 

в) «Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особого участия, и чтение это производила в нем всегда удивительное волнение желчи» (отец Петра Андрей Петрович Гринев) Что это за книга? («Придворный календарь») На какого она имела влияние? Что вы можете сказать об отце Петра? Что завещал отец сыну? (« Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помню пословицу: береги платье снову, а честь смолоду») все лучшее закладывается в родительском доме. 

О ком забыл рассказать герой? (о матери) Любящая, заботливая, кроткая и нежная мать, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом. 

Как вы думаете, какие качества воспитала в Петруше мать? (чтобы ответить, вспомните пословицу: при солнышке тепло, при матери – добро, доброта.)
Выводы: от кого Гринев получает главные уроки жизни? (от родителей) 
2. Самостоятельная жизнь.

— Оправдал ли доверие родителей Гринёв в самостоятельной жизни?

— Рассказ на тему «Гринев и Швабрин» (их дружба, причины ссоры и дуэли, переход Швабрина на сторону врага, а Гринева – нет, он не может пойти на сделку с совестью; он прощает Швабрина после поединка; Швабрин удерживает как командир Машу, силой предлагает жениться) 

— Почему Швабрин не стал другом Гринева?

-Рассказ на тему « Гринев и М. Миронова» (знакомство, ссора из-за нее со Швабриным,

ранение, признание в любви, спасение Маши из плена, спасение из тюрьмы Машей Петра).

— Какие качества Петра раскрываются в его чувствах к Маше? ( Искренность и прямота, мужество, верность любви) 
— Почему Маша называет его благодетелем? ( Она надеется на него, он прошел испытание) 
— Как взаимоотношение с Машей повлияло на становление характера героя?

3. История отношений П. Гринева и Пугачева.
Что помогает герою оставаться благородным до конца? (дворянская честь, которая воспитана в родительском доме)

4. Как Вы понимаете значение словосочетания «благие потрясения»? 
ЗАДАНИЕ: перечислить благие потрясения в жизни Гринева ( отъезд из дома, проигрыш, поединок, гибель коменданта и его жены и т.д.) 

5. Выводу по уроку. Запись их в тетрадь. 

— Образ героя дан в развитии, черты характера раскрываются постепенно.

— Несмотря на ошибки героя, перед нами вырастает образ честного, доброго, отважного человека, проявляющего верность в любви. 

Прослушайте слова Пушкина из не включенного в окончательную редакцию введения к роману пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…. если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества… доброту и благородство.» Эти 2 качества и являются в Гриневе основными. 
6. Заключение. Вопросы к классу. 
Какой духовный опыт получил герой? ( Жизнь – мудрый учитель, в какие бы ситуации ни ставила нас жизнь, человек в результате становится мудрее, черпает опыт не поддаваться искушениям, вовремя освободиться от слабостей, уметь сделать правильный выбор, видеть в людях хорошее, уметь разглядеть подлость. Жизнь разная, в ней есть место всему, важно найти свое место) 
Какой опыт Вы получили на уроке? 
7. Домашнее задание. Материалы к образу Маши Мироновой.

  • Рассказ о отце пушкина
  • Рассказ о павле петровиче отцы и дети
  • Рассказ о отважном пингвиненка
  • Рассказ о павле петровиче кирсанове
  • Рассказ о отношениях к родственникам 4 класс