Грамотная письменная речь – неотъемлемая часть жизни современного интеллектуально развитого человека. При ведении деловой переписки строго недопустимы ошибки в написании слов. Это может говорить о малообразованности персонала партнеров. Или неграмотные личные сообщения при общении в социальных сетях, мобильных месенджерах, смс-переписках могут оттолкнуть едва познакомившихся людей.
При возникновении затруднений в написании слов лучше обратиться к орфографическому словарю.
Значение орфографического словаря
Орфографический словарь – словарь, в котором размещены слова, в алфавитном порядке. К этим словам сложно подобрать проверочные слова, чтобы убедиться в правильности написания нужной орфограммы. Такие слова необходимо запомнить. Самая главная функция этого типа словарей – помочь правильно написать или произнести слово, написание или произношение которого вызывает затруднения.
Особенности словарей
В орфографических словарях во всех словах расставлены ударения. Это способствует повышению качества не только письменной, но и устной речи.
Отличительные черты орфографического словаря:
если слова с одинаковым смыслом можно писать по-разному, то эти слова следуют в одной строчке через союз «и». Например, «тоннель» и «туннель».
при раздельном или слитном написании некоторых словарных единиц, в случае возникновения различий, они размещены на двух строчках («легко раненный» и «легкораненый», прил.)
глаголы с постфиксами «–ся» («-сь») указаны в одной строке. Например, «запускать(ся), -аю, -ает(ся)». Это характерно и при написании причастий: «сеющий(ся)».
Категории словарей
Словарей существует огромное количество. Для простоты использования их подразделяют на следующие группы.
Основными разновидностями орфографических словарей являются:
- Школьные – словари, которыми пользуются ученики школ. Обычно имеют удобный формат изданий, бывают карманного размера. Они наиболее распространены и подходят для дополнительного изучения русского языка.
- Отраслевые – имеют достаточно узкую направленность. В таких словарях указаны слова, их написание, возможное использование в определенных профессиональных кругах. Например, «Музыкальный энциклопедический словарь» – содержит основную терминологию и наиболее используемую лексику среди профессиональных музыкантов и любителей музыки.
- Словари-справочники – служат для использования в корректорской и редакторской работе над текстами.
- Общие — используются при возникновении определенных проблем написания слов. Например, дефисное, раздельное или слитное написание слов.
Классические словари
Среди огромной массы книг для грамотного письма, словари занимают одно из главных мест. Среди них следует отметить труды великих российских языковедов, их результатами работы нередко пользуются и в 21 веке.
Самый популярный — орфографический словарь, созданный под началом Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова.
Известный русский лингвист Д. Н. Ушаков в 1911 г. создал труд «Русское правописание». Именно он был активным участником реформы правил русской орфографии 1918 г. Тогда перестала существовать буква Ѣ (ять) и некоторые другие, твердый знак «Ъ» стали использовать только для разделения, в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание –аго заменялось на -его (лучшаго → лучшего) и ряд других. Все это и подтолкнуло Д.Н. Ушакова к созданию орфографического словаря.
Крючков Сергей Ефимович – знаменитый советский лингвист. Он известен созданием современной школьной грамматики русского языка. При объединении трудов Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова получился «Орфографический словарь русского языка», который активно используется на протяжении более полувека. Его издавали порядка шестидесяти раз.
Знаменит «Русский орфографический словарь: около 180 000 слов» под руководством О. Е. Ивановой, В. В. Лопатина. Владимир Владимирович Лопатин – известный российский лингвист. Первоначальный труд В.В. Лопатина издали в середине ХХ века, и с той поры он постоянно переиздавался и расширялся. С момента первого выпуска и по сегодня его словарный запас вырос на 80 000 единиц. Лексика постоянно пополняется новыми современными словами по темам бизнеса, программирования, банковского дела и прочим. Помимо этого, в словаре В.В. Лопатина внесен ряд категорий, которые необходимо записывать с прописной буквы: названия священных понятий веры: Библия, Коран; и названия исторических эпох или событий: Реформация, Рисорджименто и ряд других.
Нельзя не упомянуть заслуженные и часто используемые труды Д.Э. Розенталя. Популярный российский языковед анализировал и доступно излагал как грамматические правила, так и пунктуационные, стилистические и орфографические принципы нормативного русского языка. Под его руководством в 80-ых годах ХХ века были изданы словари-справочники для работников печати, словари-справочники для верного употребления прописных либо строчных букв и ряд других учебников, сборников упражнений для глубокого изучения языка.
Орфографический словарик – отличный помощник для грамотного письменного или устного общения с окружающими. Это то приобретение, которое пригодится не только во время обучения в школе, но и на протяжении учебы в институте, при деловой переписке на работе или при обмене личными сообщениями.
Содержание:
- Введение
- Что такое словарь?
- История русских словарей
- Типы словарей
- Толковые словари
- Заключение
- Список литературы
Тип работы: | Реферат |
Дата добавления: | 21.01.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Введение
Мощный русский язык большой и разнообразный, как и его словари. Словарный запас каждого живого языка постоянно меняется и расширяется. Появляются новые слова, отражающие развитие современной науки, культуры и искусства, устаревшие слова обозначаются неиспользованными.
Словари являются элементом национальной культуры, потому что слово обобщает многие аспекты жизни народа.
Все богатство и разнообразие лексического запаса языка собрано в словарях. Трудно представить, что бы произошло в нашей жизни без словарей и справочников. Где и как мы найдем значение нового слова, правильное написание, произношение, объяснение события? Словари и справочники используются многими людьми: переводчиками, учениками и студентами, специалистами в различных областях.
Что такое словарь?
Словарь — это источник (книга), содержащий список слов, расположенных в определенном порядке (обычно в алфавитном), с пояснениями на том же языке или с переводом на другой язык.
Словари выполняют множество функций. Общей функцией всех словарей является фиксация, систематизация, накопление и хранение знаний о мире и национальном языке и передача этих знаний из поколения в поколение. Знания также хранят человеческую память, но они ограничены, не могут накапливаться и храниться веками. Только запись накопленных знаний может сохранить их для потомков. В этом смысле словарь — самый удобный способ передачи наших знаний.
Наука создания словарей и работа по сбору и систематизации слов и фраз называется лексикографией, а ученые, участвующие в создании словарей, называются лексикографами. Однако для того, чтобы иметь возможность целенаправленно использовать их, необходима особая культура — лексикографическая культура.
Лексикография является одной из прикладных (с практическим назначением и применением) наук современной лингвистики. Основным его содержанием, как уже упоминалось выше, является составление словарей разных языков. Это наука о словарях, о том, как сделать их наиболее значимыми.
Понятно, что нельзя создавать словари, не понимая, что такое слово, как оно живет и как оно «работает» в нашем языке. Это лексикологическая задача. В то же время составители словарей, размышляющие о словах и их значениях, обогащают науку о слове новыми наблюдениями и обобщениями. Отсюда лексикология и лексикография тесно взаимосвязаны.
Лексикография, таким образом, является научным методом и искусством создания словарей, практического применения лексикологической науки, что имеет большое значение как для практики чтения иностранной литературы и изучения иностранного языка, так и для понимания собственного языка в его настоящем и прошлом.
Для того чтобы лучше и правильнее понять, чем занимаются авторы словарей (лексикографы), необходимо ознакомиться с результатами их работы, т.е. со словарями. Рассмотрим различные типы словарей, используемых в русском языке.
На полках библиотек и книжных магазинов сегодня можно найти множество различных словарей, созданных лексикографами. Образование человека измеряется не только количеством информации, которую он усвоил, но и, в не меньшей степени, пониманием того, чего именно он не знает, умением задавать себе вопросы и искать на них ответы. На многие вопросы можно ответить с помощью словарей.
История русских словарей
Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем и печатные словари средневековья. В процессе совершенствования «словарей» малого размера и узкого назначения постепенно развивалась многовековая лексикографическая практика.
Древнейшим из сохранившихся словарей было приложение к Новгородско-Кормчайской книге 1282 года, в котором содержится 174 греческих, еврейских и церковнославянских словаря, в том числе некоторые библейские названия. В XVI-XVIII веках. В XVI-XVIII вв. появились алфавиты большего размера — по сравнению с предыдущими — с алфавитным порядком и систематизацией слов. Среди широко распространенных алфавитных книг (сохранилось более 200 списков) были коллекции просветительского, нравственного и энциклопедического характера.
Первый печатный словарь появился в 1596 году как приложение к грамматике известного филолога того времени, священника Лаврентия Зизиа. Он содержит 1061 слово, расположенное в алфавитном порядке. В ней дается толкование старославянского и заимствований из западноевропейских языков на основе живых белорусских, украинских и русских слов того времени.
Следующий печатный словарь был составлен в 1627 году украинским филологом Памвой Бериндой. Как видно из названия книги («Лексика Славороссы»), автор пытался объяснить книгу старославянскими словами. Как по количеству слов (6982), так и по точности их объяснения материалам живого разговорного словаря и критическому отношению к источникам, этот словарь отличался высоким филологическим уровнем. Берунд посвятил 30 лет созданию словаря, используя всю имеющуюся в его распоряжении литературу.
В 1704 году «Словарь трех языков…» Ф. П. Поликарпова-Орлова — первый в России трехъязычный переводной словарь на кириллицу. Он интерпретирует русские слова на латинском и греческом языках, используя алфавитный порядок слов (по первым трем буквам). Словарь отражает языковой статус на рубеже XVII-XVIII веков. Словарь отражает лингвистический статус на рубеже XVII-XVIII веков и фокусируется в основном на книжном и церковнославянском словаре, содержащем 17328 слов. В том же Петровском периоде был создан первый иностранный словарь «Лексика нового алфавитного словаря», содержащий 503 слова.
В XVIII веке пробудился интерес к зарождению и формированию отдельных слов, появились этимологические заметки Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Татищева и других писателей и ученых. В конце века был издан ряд церковно-славянских словарей («Церковный словарь» и «Дополнение» к нему содержали пояснения более чем на 20 тысяч слов).
На основе проделанной к настоящему времени лексикографической работы можно было бы начать работу по созданию нормативного словаря русского языка. Она могла бы быть основана, в частности, на рукописном материале Ломоносова и других исследователей.
Типы словарей
Существуют сотни словарей разных типов. Они делятся на два основных типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические энциклопедии предоставляют информацию по различным областям знаний и не объясняют значения слов, а только понятий и терминов. Предметом описания лингвистических (языковых) словарей являются лингвистические единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон в зависимости от целей, объема и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфографии, правильности употребления. В зависимости от того, сколько особенностей слова описано в словаре, в словарях различают одноаспектные и многоаспектные.
Словари устного и письменного перевода, терминологические словари и словари трудностей, словари иностранного слова и этимологии, синонимные и орфографические словари.
Толковый словарь по праву считается словарём словарей.
Толковые словари
Немецкий философ Файербах Людвиг Андреас (1804 — 1872) писал: «Чем больше слов у меня есть, тем важнее я для других, тем сильнее мое влияние, мое влияние». Именно толковый словарь обеспечивает автора словами, которые могут быть необходимы в той или иной ситуации; именно толковый словарь может внушить уверенность в правильности того или иного речевого акта. Вряд ли найдется человек, который бы знал все слова, которые встречаются даже в однотомном толковом словаре, но образованный пользователь всегда сможет извлечь из словаря необходимую информацию.
Толковые словари отличаются количеством описываемых слов и их полнотой (от 200 000 слов в больших словарях до 20 — 30 000 в маленьких), в зависимости от того, к кому они адресованы. Во всех случаях, когда возникают вопросы о правильном понимании слова в тексте или сомнения в правильном употреблении слова в речи, следует сначала обратиться к авторитетному толковому словарю. В нем представлено не только толкование значения каждого слова, характеристики его стилистических особенностей, но и информация о написании, акценте, тех грамматических формах, которые определяют поведение слова при произнесении. Вся богатая информация о слове в толковом словаре представлена в специальном и очень экономичном виде со специальными знаками и символами.
Богатство информации и компактность формы сочетают в себе наиболее широко используемые, дошедшие до нас многие издания «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н. Ю.
Каждый образованный человек знает специальный толковый словарь, который сегодня вряд ли можно использовать как обычный справочник, но как мысль он затрудняет восприятие родного языка, способность извлекать глубокий смысл слов. Это, конечно, «Толковый словарь живого великого русского языка» Владимира Ивановича Даля. Впервые она была опубликована в 1863-1866 гг. и с тех пор неоднократно переиздавалась и стала частью культурного багажа русских. Многие слова Даля интерпретируются настолько глубоко и лаконично, что до сих пор используются для описания различных понятий.
Например, Далем интерпретирует понятие совести с предельной точностью: «Сознание — это нравственное сознание, нравственные чувства или ощущения в человеке, внутреннее сознание добра и зла, внутреннее сознание добра и зла, сокрытие души, которое напоминает об одобрении или осуждении каждого действия, способность распознавать качество действия, чувство, которое развивается истина и добро, отвратительная ложь и зло, невольная любовь к добру и истине, естественная истина, в разной степени. Словарь Даля по праву называется энциклопедией человеческой жизни.
Этимологический словарь — это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфах, т.е. информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. Большие толковые словари могут также содержать примечания по этимологии слов.
Орфографический словарь — словарь, содержащий список слов в их нормативной орфографии]. Он отличается от толкового словаря тем, как описывается слово, поскольку раскрывает слово только по его написанию. Это показатель современной орфографии.
Орфоэпический словарь — это словарь, отражающий орфоэпическую норму, т.е. современное литературное произношение и акцент. Он отличается от толкового словаря тем, как описывается слово, так как раскрывает слово только в ортопедическом аспекте.
Диалектный словарь (региональный словарь) — пояснительный словарь, содержащий описание лексического состава этого диалекта. Среди диалектных словарей существуют дифференциальные словари (описывающие только лексику, специфичную для определенного диалекта, и особые значения общих лексем) и полные словари (описывающие, насколько это возможно, весь зарегистрированный словарь того или иного диалекта).
Словари могут быть тематически ограниченными (словарь местных географических терминов, терминология торговли, ремесел и т.д.).
Диалектный словарь является ценным источником этимологии: благодаря большому консерватизму популярных идиом, диалектный словарь способен сохранять старые слова, формы и значения, раскрывать семантические связи, утраченные национальным языком. Крупнейшей коллекцией русской диалектной лексики является «Словарь русского фольклора».
Словарь неологизмов. Неологизм — это слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное слово, ранее не существовавшее). Свежесть и уникальность такого слова, предложения или фразы ясно воспринимается носителями языка.
Морфемные словари русского языка фиксируют морфемное строение слов в русском языке.
Эти словари содержат наиболее распространенные морфемы словообразования русского языка (корни, префиксы, суффиксы и т.д.). Кроме того, морфемные словари русского языка содержат сведения о разделении слов современного русского языка на значительные структурные части. Существуют также морфемные словари, в основном корневые.
В этих словарях слова обычно расположены в алфавитном порядке. Грамматическая и стилистическая информация в морфемных словарях обычно не приводится.
Также бывают:
- динамические словари
- терминологические словари
- словари иностранных слов
- словарь переводческих терминов
- словари синонимов
- словари антонимов
- словари омонимов
- словари паронимов
- словари новых слов
- фразеологические словари
- словари «крылатых слов» (типологически связаны с предыдущими)
- идеографические словари
- ассоциативные словари
- грамматические словари
- словари сочетаемости
- словари эпитетов
- словари обсценной лексики (вульгарной, ненормативной, грубо-просторечной)
- словари арго
- словообразовательные словари
- словари рифм, т. н. «Обратные словари»
- словарь общеупотребительных слов и словосочетаний в научно-технической литературе
- словари трудностей русского языка
- словари редких и устаревших слов
- словари сокращений
- словари языка писателей
- исторические словари
- словари субстандартной лексики
- словари детской речи
- антропонимические словари
- топонимические словари
- лингвострановедческие словари
- лингвокультурологические словари
- частотные словари
- комплексные учебные словари
- словари лингвистических терминов
- словари ударений
- переводные словари
- одноязычные словари
- двуязычные словари
- двуязычные словари лексических параллелей
- многоязычные словари
- сводный словарь русской лексики
- словари молодёжного жаргона
- словари профессионального жаргона
- тематические словари
- специальные словари
Самые интересные словари:
Топонимический словарь. Топонимы — это наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, значение, эволюцию, современное состояние, орфографию и произношение. Топонимы — это целостная научная дисциплина, расположенная на пересечении трех областей знаний: география, история и лингвистика.
Среди топонимов выделяются различные классы, такие как:
- Ойконимы — названия населенных пунктов.
- Астионим — названия городов
- Гидронимы — названия рек
- Травмонимы — Лесные названия
- Гороном — Имена гор
- Урбанонимы — названия свойств внутреннего города
- Ходонимы — названия улиц
- Агонимы — названия квадратов
- Дромонимы — названия
- Макротопонимы — имена крупных непонятных объектов
- Микротопонимы — имена маленьких непонятных объектов
- Антропотонимы — названия географических объектов, произведенных от имени человека.
Частотный словарь (или список частот) — набор слов на определенном языке (или подязыке) вместе с информацией о частоте их возникновения. Словарь можно отсортировать по частоте, по алфавиту (тогда частота задается для каждого слова), по группам слов (например, первая тысяча наиболее распространенных слов, за которой следует вторая и т.д.), по типичности (слова, которые часто встречаются в большинстве текстов) и т.д. Списки частот используются для обучения языку, создания новых словарей, компьютерно-лингвистических приложений, лингвистических типологических исследований и т.д.
Исторический словарь. Лексикографическое издание, целью которого является отражение истории слов языка на протяжении всего его существования на данном языке — с момента появления первых письменных памятников) до настоящего времени или ограниченного определенным значимым историческим периодом. Исторический словарь регистрирует фонетическую, графическую, морфологическую изменчивость слова, основные изменения в его семантике и прагматических характеристиках (степень употребления, распространенность в различных языковых подсистемах, стилистическую принадлежность и т.д.).
Строго говоря, жанра исторического словаря до сих пор нет даже в русской лексикографии.
Антропонимический словарь. Лексикографическое издание, посвященное именам и фамилиям отдельных лиц.
Заключение
Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в прессе, в художественных произведениях, ставит перед людьми множество лингвистических вопросов. С помощью словарей и справочников каждый может легко найти ответы самостоятельно. С их помощью дети учатся сами. Словарь — ключ к дому русского языка. Современный студент всегда должен иметь на своем столе словари и обращаться к ним, если у него возникнут вопросы. Поэтому изучение языка должно быть постоянным и систематическим. В домашней библиотеке должны быть орфографические, грамматические, словообразовательные, морфологические, толковые, фразеологические и другие словари и справочники. Словари играют важную роль в современной культуре и отражают знания, накопленные обществом за столетия. Они служат для описания и нормализации языка, помогают повысить правильность и выразительность его носителей.
Список литературы
- Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: «Азбуковник», 1999.
- Русский орфографический словарь: около 180 000 слов. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — Москва, 2003. — 960 с.
- Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1969.
- Русский орфографический словарь Российской академии наук. Отв. ред. В.В. Лопатин. Электронная версия, 2002–2003
- Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т.Ф. Ефремова. Печатное издание М.: «Русский язык», 2001.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Орфографический словарь.
Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Орфографический словарь
Страницы Лексикографии
Слайд 2
Описание слайда:
Содержание
Кто они? Какие они?
История орфографического словаря
Как устроен словарь и как им пользоваться
Орфографические словари XXI века
Заключение
Слайд 3
Описание слайда:
Орфография
( от греч. «правильный», «пишу сам»)
— правописание , система правил,
определяющих единообразие способов передачи речи
(слов или грамматических форм) на письме
Слайд 4
Слайд 5
Описание слайда:
Выделяют
четыре вида орфографических словарей в соответствии с их направленностью:
школьные
общие
словари-справочники
отраслевые
Слайд 6
Описание слайда:
История
орфографического словаря
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Описание слайда:
В конце XX века вышел в свет
Большой орфографический словарь: С грамматическим приложением. Около 700 слов,
М., 1999.
Бучкина Б.З. Русский орфографический словарь.
М., 1999.
Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку: около 2600 слов / под ред. А.Н. Тихонова. 4-е изд., стереотип.
М., 1999.
Орфографический словарь русского языка: пособие-справочник для школьников и абитуриентов. М., 1999.
Тихонов А.Н. Орфографический словарь русского языка: около 70000 слов. 2-е изд., стереотип, М., 1999.
Слайд 12
Описание слайда:
Как устроен словарь и как им пользоваться
Слайд 13
Слайд 14
Описание слайда:
Варианты
словарных статей
в орфографическом словаре
Слайд 15
Описание слайда:
Структура словарной статьи
Левая часть словаря
Словарная статья любого словаря начинается с ЗАГЛАВНОГО СЛОВА (по — иному: заглавное слово, лемма, чёрное слово – от полужирного шрифта, которым обычно выделено заглавное слово).
Совокупность заглавных слов образуют СЛОВНИК, или левую часть словаря. Словник орфографического словаря состоит из ЛЕКСЕМ (слов в «основной форме»).
лексемы
Заглавное, заголовочное слово,
Лемма, чёрное слово
Слайд 16
Описание слайда:
Структура словарной статьи
Правая часть словаря – та, в которой поясняется заголовочная единица.
В словарной статье орфографического словаря она может включать орфоэпическую зону (ударение),
Морфологическую зону (указание части речи),
Формообразовательную (формы слова),
Другие зоны.
Слайд 17
Описание слайда:
Как устроен орфографический словарь
Слайд 18
Описание слайда:
Полезные
орфографические словари
Слайд 19
Описание слайда:
Полезные орфографические словари
Слово в орфографическом словаре найти не просто. Во – первых, надо пользоваться словарём с большим количеством слов и новым по времени его издания. Во – вторых, можно воспользоваться специальным словарём – справочником по правописанию или какому-либо сложному разделу орфографии, можно заглянуть в словарь «Ловушка орфографии». В 1999 г. Издательством АСТ-Пресс под заголовком « Ловушки орфографии» подготовлена и опубликована серия орфографических словарей – справочников, среди них: «Орфографический словарь русского языка. Одно или два «н»?» (И.К. Сазонова); «Орфографический словарь русского язык. Слитно? Раздельно? Через дефис?» (Б.С. Букчина). Данные пособия отражают наиболее сложные, дискуссионные вопросы современной русской орфографии.
Слайд 20
Описание слайда:
Полезные орфографические словари
Орфографический справочник Н.В. Соловьёва «Русское правописание» (1997) является очень полезным для желающих повысить уровень своей грамотности. Он совмещает в себе информационный и объяснительный материал. Орфографический словарь справочника содержит около 90 тысяч слов, написание которых может вызвать затруднение. Слова в словаре снабжены условными пометами, отсылающие к соответствующему раздел «Комментария к написанию слов и постановке при них знаков препинания», в котором либо объясняется трудное написание, либо указывается конкретное правило, которым следует руководствоваться. Таким образом в словаре устанавливается естественная связь между словами, комментариями к написанию слов и сводом правил русского правописания.
Слайд 21
Описание слайда:
Полезные орфографические словари
Слайд 22
Описание слайда:
Заключение
Построение любого письменного текста – это вид творческой деятельности, демонстрирующий не только знания пишущего в конкретной области, но и его общую культуру, интеллектуальный багаж личности. Естественно, любой текст (реферат, конспект, курсовая или дипломная работа, деловое письмо или заявление) должен быть грамотно написан. Это один из важнейших критериев языковой культуры личности. Работа над орфографической грамотность невозможно без обращения к орфографическим словарям.
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
ВВЕДЕНИЕ
Компетенция — готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практических и теоретических задач.
Языковая компетенция — способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте — владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически. Чем богаче словарь человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объём словаря, его разнообразие рассматриваются в школе как важное условие успешного развития речи младших школьников.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.
Написание словарных слов — это одна из проблем, с которой сталкиваются учащиеся в начальной школе.
Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают в словарь. Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.
Работа по правописанию словарных слов — трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных её направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Методика словарной работы в начальной школе предусматривает четыре основных линии:
— Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые же имелись в их словарном запасе.
— Уточнение словаря — самая широкая сфера словарной работы. Уточнение словаря может быть определено как словарно-стигматическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.
— Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
— Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.
1. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ
Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Обогащение словарного запаса заключается как в количественном пополнении запаса слов, так и в качественном его совершенствовании, которое происходит благодаря усвоению производственных значений известных слов и замене в речевом обиходе учащихся просторечных и диалектных слов словами литературного языка.
Самый надёжный источник обогащения словаря и речи учащегося — это художественная литература, тексты учебных книг, а так же речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Наилучший толкователь значений слова — контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные и дополнительные значения слов, их сочетаемость. Всё это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.
В методике русского языка известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом. Рассмотрим основные из них, расположив по степени их развивающего потенциала.
1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?»
Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.
2. Сопоставление слов с целью выяснения различий для разграничения значений паронимов: земляника и земляничка, серебряный и серебристый.
3. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.
4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.
5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.
6. Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средства развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока.
7. Способ подбора синонимов является одним из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят — ухаживают, окружают заботой, нарекся — назвался, витязь — воин. Но при использовании этого приема возникает довольно часто ошибка: разбирая значение слов (хорош и прекрасен), дети в обоих случаях заменяют их нейтральными (красивый), начисто стирая выразительность языка. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, т.к. уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.
8. Прием подбора антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.
9. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений, как прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.
10. Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — военный корабль.
Существенное влияние на обогащение словарного запаса учащихся оказывает развитие у них внимания к незнакомым словам в тексте, потребности выяснять лексические значения этих слов и умения пользоваться толковым словарем. Обычно вызывают затруднения учащихся следующие группы слов: специальные слова, слова с переносным значением, слова с качественным значением, слова на морально-этическую тему.
Весьма полезным пособием для словарной работы являются словари. Однако для начальных классов создан один словарь — «Орфографический словарик» П.А.Грушникова, незаменимое пособие по орфографии.
Слова с непроверяемым написанием изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены учебной программой и включены в «Словарь», который помещен в конце учебника «Русский язык».
2. УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ
Уточнение словаря — углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений и т.д.
Уточнение словаря — это самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:
— наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставление близких по значению слов и противопоставление антонимов, сравнение значений и употребление паронимов и т.п.;
— усвоение иносказательных значений слов, в том числе во фразеологических единицах;
— усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах.
По иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.
В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.
С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания (Солнышко спать пошло). Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте, читая тексты «Азбуки» («Букваря»). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения:
▪ подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов;
▪ сравнить значения слов в сочетаниях: Идут часы — идут дети — идет строительство;
▪ подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов: сырой картофель -… сырая земля — …
▪ подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: сырой песок … сырой картофель — …
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса.
Теоретический материал по многозначности и омонимам в начальных классах не дается, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.
3. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ
Слово может быть усвоено активно и пассивно: активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное — лишь понимание этого слова, без его употребления.
Активизация словаря — это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц собственной, самостоятельной речи школьников: в беседах, составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях.
Цель словарной работы состоит в том, чтобы активизировать (т.е. перенести из пассивного в активный словарь) как можно большее количество слов, научить детей использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить выбирать нужное слово из синонимического ряда, научить сочетаемости слов.
Активизация словаря — одна из важнейших линий словарной работы на уроках. Следовательно, учитель предусматривает специальные задания по активизации, требующие систематической, ежеурочной опоры на читаемые тексты, на наблюдение, на те слова, с которыми уже проводилась работа по углублению их понимания, по уточнению значения.
М.Р.Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.
Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в актив- ный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к хорошему, доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому, однако, подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, чуткость, отзывчивость, преданность и т.д.
Работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому что она развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и заботливое отношения к старикам, близким людям, товарищам.
Работу с данной лексикой учителю необходимо включать практически на любом уроке грамматики и правописания.
С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.
▪ Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а) контекста;
б) подбора синонима или антонима;
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) описательного оборота.
▪ Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).
▪ Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).
Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.
▪ Работа над семантическими связями слова.
Упражнения, которые учат выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.
Формы активизации словаря:
▪ составление словосочетания с нужным словом;
▪ составление предложений с заданными словами;
▪ пересказ с использованием важной лексики оригинала;
▪ рассказ по наблюдениям с использованием опорных слов.
4. УСТРАНЕНИЕ НЕЛИТЕРАТУРНЫХ СЛОВ
Устранение нелитературных слов — это перевод диалектных, просторечных, жанровых слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды, из активного словаря в пассивный. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектика, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из активного словаря учащихся. Здесь также подразумевается исправление ошибочных ударений, произношений.
На основе материала «Словаря» можно создать серию разнообразных упражнений, которые формируют навыки правописания: вставить подходящие по смыслу слова с противоположным значением (забежать в лес — убежать из леса), подобрать антонимы (старый — новый, мелкий — крупный), сравнить слова (по вкусу: лимон и мёд; по прочности: верёвку и нитку); закончить предложение; найти общее и различное в словах; найти часть слова, которая вносит противоположное значение данному слову (грамотный — безграмотный, друг — недруг, прибывать — отбывать); сопоставить два явления в сочинении «Наш парк весной и осенью».
«Толковый словарик русского языка» является эффективным средством осуществления идеи интеграции в обучении. Обращаясь к такому словарю, дети учатся анализировать лексические и грамматические признаки слова, наблюдать, как видовое понятие соотносится с родовым понятием (работа — занятие, труд, деятельность), сравнивать значения синонимов и антонимов, конкретизировать понятие примерами, взятыми из произведений художественной литературы, употреблять слово в речи. Наиболее рациональными приёмами словарной работы являются на уроке: замена слов синонимами, антонимами, описательными оборотами; включение слова в словосочетание, предложение; словообразовательный анализ; использование толкового словаря. Школьный орфографический словарь — необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ — вот результат такой работы. Умение пользоваться словарем — это уже показатель степени орфографической успешности.
«Этимологический словарик» адресован учителю и предназначен для организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка.
Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика.
Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным: «земленика», «пагода», «каньки»; платок, но «плоточек»; береза, но «бирезовый» и т.п.
Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями психологи, передовые учителя связывают с изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, сообщения (учителем) и использования (учащимися) специальных приемов запоминания, активного включения «трудных» слов в речевую практику ребенка.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте — этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например: малина — в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый — «маленький». Малина — малый — «состоящий из маленьких частей». В «Этимологический словарик» и были отобраны из программы слова с традиционными написаниями. В преобладающем большинстве это слова с непроверяемыми написаниями в историческом корне (берёза, деревня, пенал).
Словарная работа состоит из нескольких частей.
В первой части называется заголовочное слово статьи (слово выделено большими буквами) и дается толкование его современного лексического значения. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками.
Вторую часть составляет этимологическая справка, в которой сообщается язык — источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова (оно заключено в кавычки), называются слова, исторически родственные данному, выделяется слово или морфема с опорным написанием.
Далее приводится образец краткой записи этимологической справки в словарики или тетради школьников. Запись строится по следующей схеме:
изучаемое слово (выделено большими буквами, со знаком ударения, линией обозначена орфограмма);
производящее слово, морфема, исторически родственные слова (слова, морфемы с опорными написаниями подчеркнуты; заимствованные слова переданы буквами русского алфавита);
первоначальное значение слова (заключено в кавычки).
Завершает словарную статью текст, иллюстрирующий исходное, историческое значение анализируемого слова.
Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом.
Работа при этом строится в следующем порядке:
▪ Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы.
▪ Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.
▪ Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся.
▪ Подбор однокоренных слов.
▪ Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.
См. продолжение разработки
- Орфографи́ческий слова́рь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии.
Словник орфографического словаря, как правило, включает не только сложные для написания случаи, поскольку задача отграничения последних от не представляющих орфографических трудностей не имеет очевидного решения. Также составители словарей обычно не ограничиваются общелитературной лексикой, включая в словники специальную, терминологическую и иную лексику, не относящуюся к межстилевой.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Диалектологический атлас (лингвистический атлас) — систематизированное собрание диалектологических карт, показывающих распространение диалектов данного языка на территории, занятой его носителями. Материалы для диалектологического атласа собираются по специальной программе, которая охватывает все стороны языка (фонетику, морфологию, синтаксис, лексику). Вся совокупность карт диалектологического атласа дает системное представление о диалектном варьировании языка применительно ко всем сторонам его…
Разговорник — сборник переводов полезных фраз на иностранном языке. Разговорники выпускаются, как правило, для туристов. Содержат тематические разделы (например, «В гостинице», «Вывески», «В ресторане», «Знакомство»), в которых приводятся общеупотребительные фразы как на иностранном языке, так и в фонетической транскрипции на языке пользователя. Первоначально разговорники выпускались в формате карманных книг.
Морфе́мика — морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности расположения морфем в более протяжённых языковых единицах (основах, словоформах). Поскольку аффиксы — грамматические морфемы — относятся к сфере грамматики, морфемика может рассматриваться как часть грамматики, охватывающая аспекты морфологии и словообразования, описывающие…
Контрасти́вная лингви́стика (конфронтати́вная, сопостави́тельная лингвистика) — направление в общем языкознании, задачей которого является сопоставительное изучение нескольких (обычно двух) языков для выявления их сходств и различий на всех языковых уровнях.
Функциональная грамматика — направление лингвистики, в основе которого лежит изучение универсальных категорий языка. Это грамматика, нацеленная на изучение и описание функций единиц строя языка и закономерностей функционирования этих единиц во взаимодействии с разноуровневыми элементами окружающей среды. Грамматика данного типа рассматривает в единой системе средства, относящиеся к разным ярусам языка, но объединённые на основе общности их семантических функций. При анализе языкового материала используется…
Лексическая семантика является частью семантики, которая занимается значениями (подразделяя их на денотат и коннотат) отдельных лексических элементов слов, морфем и лексем, отличаясь, таким образом, от семантики предложений.
Старорумы́нская кири́ллица (молдавская кириллица, старомолдавская кириллица, влахо-славянская азбука, романокириллица, молдаво-валашское письмо, азбука влахо-молдавских рукописей) использовалась для записи валашского и молдавского языков в Валахии, Трансильвании, Молдавском княжестве. В объединённой Румынии с начала 1860-х годов официально стал использоваться румынский алфавит на латинской основе; в Бессарабии с XIX века — русский алфавит.
Подробнее: Румынская кириллица
Сло́вник — перечень слов, расположенных в алфавитном или систематизированном порядке, составляемый в процессе работы над словарём или энциклопедией. При подготовке словника энциклопедии он представляет собой оглавление издания, отражающее его структуру и профиль. При составлении словника производится отбор терминов и устанавливается соотношение объёмов разделов и отдельных статей, выделяется цикл статей, разрабатывается система ссылок. С работой над словником тесно связано планирование помещения…
Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.
Теоретическая лингвистика представляет собой раздел общей лингвистики, занимающийся в основном проблемами лингвистических моделей, поиском языковых универсалий (характеристик или особенностей, в той или иной мере распространяющихся на большие группы языков или на все языки).
Моско́вская лингвисти́ческая шко́ла (Московская фортунатовская школа) — направление в языкознании, сформировавшееся под воздействием научных трудов и преподавательской деятельности академика Филиппа Фортунатова в Московском университете в 1876—1902 годах.
Апостерио́рный язы́к (от лат. a posteriori — из последующего) — искусственный язык, элементы которого заимствованы из существующих языков, в противоположность априорному языку.
Молодёжный сленг — социолект людей в возрасте 12—22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных замкнутых референтных группах.
«Языки мира» — фундаментальное многотомное энциклопедическое издание, создаваемое в Институте языкознания РАН (Москва) и содержащее научное описание языков. В его рамках на 2015 год в московских издательствах «Наука», «Индрик» и «Academia» вышло 20 томов. Ещё 7 томов готовятся к изданию. Издание «Языки мира» основано Викторией Николаевной Ярцевой (1906—1999).
Морфоси́нтаксис — раздел грамматики, изучающий морфемы с точки зрения их синтаксического функционирования. Также под морфосинтаксисом могут пониматься правила группировки морфологических единиц в состоящие из них слова или словоформы.
Извод (употребляется также термин редакция) — разновидность (территориальный вариант) церковнославянского языка. Изводы возникали в разных регионах православного славянского мира, в связи с проникновением элементов народных языков.
Подробнее: Изводы церковнославянского языка
Абецедарий (лат. abecedarium «алфавит») — в странах, использующих латиницу, алфавит вообще, а также букварь, содержащий только буквы и слоги.
Белору́сский ара́бский алфави́т возник в XVI веке как средство записи белорусского языка с помощью арабской письменности. Он состоит из двадцати восьми графем, с некоторыми отличиями от обычного арабского алфавита…
Конве́рсия (лат. conversiō «обращение», «превращение») — способ словообразования, образование нового слова путём перехода основы в другую парадигму словоизменения. Обычно получившаяся лексема принадлежит к иной части речи. Наиболее распространена конверсия как способ словообразования в тех языках, где многие морфемы являются нулевыми, таких как английский или китайский. Например, из англ. bet «ставить на кон» (с типично глагольной парадигмой англ. bet, bets, bet (прош. вр.), betting…) получается…
Семанти́ческое по́ле — самая крупная смысловая парадигма, объединяющая слова различных частей речи, значения которых имеют один общий семантический признак.
Неогумбольдтианство — направление в современном языкознании, восходящее к взглядам В. Гумбольдта. Сторонники неогумбольдтианства считают, что язык конституирует представления индивидуума о внешнем мире. Считая язык проявлением «национального духа», неогумбольдтианство стремится показать, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают действительность и действуют в ней; таким образом, «картина мира» зависит от особенностей строения языка, которое определяет характер мыслительной деятельности…
«Слова́рь ру́сского языка́» (Ма́лый академи́ческий словарь, МАС) — академический четырёхтомный нормативный толковый словарь современного русского литературного языка, созданный на основе картотеки «Словаря современного русского литературного языка»:97, собранной Словарным сектором Института русского языка Академии наук СССР и содержащей выборки из произведений художественной литературы со времён А. С. Пушкина и произведений публицистической и научной литературы XIX—XX веков. Содержит общеупотребительную…
Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio, от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.
Большой словарь японского языка (яп. 日本国語大辞典, にほんこくごだいじてん, нихон кокуго дайдзитэн) — крупнейший в мире толковый словарь японского языка. Издан в издательстве «Сёгакукан» благодаря сотрудничеству японских языковедов со специалистами других наук. Основной справочный источник для исследователей японского языка.
Венге́рский алфави́т — вариант латинского алфавита, используемый для записи венгерского языка.
Старослова́цкий литерату́рный язы́к (словацк. staroslovenčina) — вариант чешского литературного языка, дополненный некоторыми фонетическими, морфологическими и словообразовательными словакизмами. Попытка введения старословацкого языка в качестве языка администрации, прессы и школьного обучения в областях Австро-Венгрии, населённых словаками, отмечалась в середине XIX века. Рекомендация по распространению данного языка была дана Я. Колларом в 1850 году.
Возрождение языков (языковое возрождение, также оживле́ние или восстановле́ние языков) — процесс, который может иметь два значения…
У, у (название: у) — буква всех славянских кириллических алфавитов (20-я в болгарском, 21-я в русском и белорусском, 24-я в сербском и украинском, 25-я в македонском); используется также в письменностях некоторых неславянских народов.
Зна́чимость — в семиотике и языкознании: отношение знака к другим знакам в рамках языковой системы. С точки зрения Ф. де Соссюра, предложившего понятие значимости, значимость определяется противопоставлением данного знака другим, их взаимоограничением: так, рус. баран и фр. mouton совпадают по значению, но неодинаковы по значимости, так как русское слово ограничено в употреблении лексемой баранина ‘мясо барана’, а во французском языке в таком значении также используется mouton.
Русские грамматики или грамматики русского языка — научные произведения, описывающие грамматический строй русского языка.
Грамма́тика (от греч. γράμμα — «запись»), как описание языка — это научное произведение, описывающее грамматический строй языка. Представляет собой плод работы учёных, занимающихся грамматикой как наукой.
Аллограф (от греч. άλλος — другой и греч. γράφω — пишу; англ. allograph) дословно «другое письмо», различные варианты начертания.
Для информации по скрытым категориям в Википедии, смотри Категория:Скрытые категории.Скры́тая катего́рия (криптоти́п) — семантические и синтаксические признаки слов или словосочетаний, не находящие явного морфологического выражения, но существенные для построения и понимания высказывания. Скрытые категории оказывают влияние на сочетаемость данного слова с другими словами в предложении.
Подробнее: Скрытая категория
Омо́графы (от др.-греч. ὁμός «одинаковый» + γράφω «пишу») — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении). К омографам могут относиться как слова, имеющие разное значение, так и разные формы одного и того же слова.
Письмо́вники — сборники разнородных официальных бумаг и частных писем (на позднем этапе), выполнявшие, в числе прочих, функции справочного характера, регламентировавшие оформление различных государственных и приватных документов по двум основным параметрам…
Паронома́зия, паронома́сия (др.-греч. παρονομασία от παρά «вне» + ὀνομάζω «названного») или анномина́ция — стилистическая фигура речи, образное сближение схожих по звучанию слов при частичном совпадении морфемного состава. Используется в речи каламбурно.
«Синтакси́ческие структу́ры» (англ. Syntactic Structures) — лингвистическая работа, выпущенная Н. Хомским в 1957 году. Наряду с другими работами Н. Хомского, книга заложила основы теории порождающих грамматик и теории формальных языков. Год выхода работы в свет принято считать отправной точкой генеративной лингвистики:311. Выход в свет «Синтаксических структур» привёл к возникновению когнитивной науки:15.
Тони́ческое стихосложе́ние или акце́нтная систе́ма — система стихосложения, основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно, например (Маяковский — образец дольника)…
Академический словарь испанского языка (исп. Diccionario de la lengua española, известен также как Словарь Королевской академии испанского языка исп. Diccionario de la Real Academia Española (DRAE)) — словарь испанского языка, который создаётся, редактируется и публикуется Королевской академией испанского языка (органом-регулятором испанского языка). Первое издание словаря вышло в 1780 году, с тех пор с интервалом примерно в десять лет выходят новые издания. Последнее, двадцать третье издание было…
Глосса́рий (лат. glossarium «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс (иноязычных или непонятных слов в тексте книги с толкованием) и собственно глоссарии стали предшественниками словаря.
Женевская лингвистическая школа — одна из школ в языкознании, имеющая социологическую направленность и опирающаяся на «Курс общей лингвистики» швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра. Женевская лингвистическая школа продолжает традиции Женевского университета.
Сноска — примечание (замечание), помещаемое внизу полосы (постраничная сноска) или в конце текста (концевая сноска).
Опеча́тка — ошибка в печатном тексте, обычно в результате случайности. Чаще всего, в результате опечатки нарушается порядок букв в слове (быьт вместо быть), одна буква исчезает из слова (чловек вместо человек), добавляется лишняя буква (лампва вместо лампа) или одна буква заменяется другой (чтатья вместо статья).
Ꙗ, ꙗ (условное название: я, а йотированное или аз йотированный) — 34-я буква старославянской кириллицы. Построена как лигатура букв І и А. В глаголице отсутствует — соответствующие звуки там обозначаются буквой ять (Ⱑ). Числового значения не имеет. В начале слов и после гласных обозначает звуки , после согласных — их смягчение и звук . В церковнославянской письменности обычно объединяется с малым юсом (Ѧ) и помещается на 34-е место в азбуке (подробнее о взаимоотношении этих двух форм см. в статье…
Подробнее: А йотированное
Диале́кты шве́дского языка́ — локальные языковые варианты, которые имеют общее происхождение от древнеисландского языка, но не получившие сильного влияния литературного шведского языка. Шведские диалекты также называют «деревенским» (bygdemål) или «сельским» (sockenmål) языком. Каждый отдельно взятый диалект — это не разновидность шведского языка, а один из северных диалектов на котором, главным образом, говорят в самой Швеции и на её бывших территориях. Многие из них, например диалекты, на которых…
Универса́лия в лингвистике — одно из важнейших понятий типологии, свойство, присущее всем или подавляющему большинству естественных языков. Разработка теории универсалий часто связывается с именем Джозефа Гринберга, хотя сходные идеи выдвигались в языкознании задолго до него.
Вну́тренняя фо́рма сло́ва — семантическая и структурная соотнесенность составляющих слово морфем с другими морфемами данного языка, способная возникать в представлении говорящих при анализе структуры этого слова, а также признак, положенный в основу номинации при образовании нового лексического значения слова. Таким образом, внутренняя форма слова указывает на причину, по которой данное значение оказалось выраженным именно данным сочетанием звуков.
Слова́рь — это книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.