Рассказ о обряде масленица

Туроператор майс приглашает взрослых, детей и иностранцев на экскурсии в коломенское. музей-заповедник коломенское живописное, красивейшее древнее место москвы. источники

Туроператор МАЙС приглашает взрослых, детей и иностранцев на экскурсии в Коломенское.

Музей-заповедник Коломенское – живописное, красивейшее древнее место Москвы. Источники свидетельствуют, что поселения людей в Коломенском относится к каменному веку. Когда-то Коломенское было царской резиденцией, вотчиной, а сейчас архитектурный ансамбль с живописными землями площадью в 390 га, объединен в художественный, уникальный по ландшафту музей. фото коломенское

На красивой возвышенности вблизи Москвы-реки издалека виднеется знаменитый шатровый храм Вознесения Господня, построенный в 1528-1532 годах Василием 3. Поблизости от храма Иваном Грозным в 1547-1554 в селе Дьяково, раннее располагавшемся на территории коломенского, была построена церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, очень напоминающая Собор Василия Блаженного.

Дворец Алексея Михайловича – ещё одно важное древнее архитектурное творение. Этот деревянный дворец, состоящий из 270 помещений, словно вышел из какой-то всем знакомой сказки. Усадьба была построена в 17 веке, она считается восьмым чудом света и привлекает глаз туристов. Интересно то, что изначально при царе Алексее Михайловиче Коломенское использовалось для соколиной охоты и только позже оно превратилось в резиденцию. Усадьба Коломенское, соединялась переходом с церковью Казанской иконы Богоматери (1651-1671 гг.), действующей и по сей день. Государев двор включал в себя также Сытный, Хлебновой и Кормовой дворы, а также Приказные и Полковничьи палаты. Двор окружали Передние — парадный вход в царскую резиденцию, и Задние ворота.

Архитектурный ансамбль Коломенского постепенно пополнялся различными памятники деревянной архитектуры 17-18 вв. Так, Усадьба Коломенское приобрела Святые ворота Николо-Корельского монастыря 1693 г., домик Петра 1 1702г. из Архангельска, Братскую башню сер. 17 века.

Усадьба Коломенское насчитывает порядка 17 памятников архитектуры: 12 из них – это часть архитектурного комплекса усадьбы 16-19 вв., и 4 деревянных сооружения. Но при этом архитектурный потенциал Коломенского продолжает развиваться. Так недавно появились усадьба пасечника, водяная мельница, конюшня и кузница. Кроме того, планируется реконструкция села Коломенского, которое, как известно, располагалось здесь до 80-ых гг. Некоторым домам, принадлежавшим местным жителям насчитывалось порядка 300 лет. Во вдохнувших новую жизнь усадьбах будут проводиться интерактивные выставки для большего погружения гостей в эпоху тех времен.

фото коломенское дворец

Приглашаем вас в увлекательное путешествие в музей-заповедник Коломенское. Мы предоставляем вам множество разнообразных программ на любой вкус, посетив которые вы познакомитесь с древними памятниками русской культуры 17 века, историей строительства усадьбы царя Алексей Михайловича, прогуляетесь по его залам, совершите обзорную экскурсию по территории двора царя, посетите экспозицию Передних ворот и даже узнаете принцип работы водяной мельницы. Конечно же, вам представится возможность, и посетить церковь Вознесения Господня, а также увидеть колокол святого Георгия.

Кроме того, рекомендуем тематическую экскурсию, посвященную двум знаменитым личностям – Алексею Михайловичу, а также Петру 1. Вы узнаете все подробности их жизни, об их увлечениях и пристрастиях, а также будете посвящены в интересные детали исторических событий Коломенского, относящимся к 17-18 векам.Кроме того, поразит своей оригинальностью экскурсия в конных экипажах, а также экскурсия, посвященная соколиной охоте – любимому развлечению царя, с личным знакомством с этими царскими птицами.

Согласитесь, масштаб достопримечательностей здесь, в усадьбе Коломенское, впечатляет — есть что посмотреть и чему удивиться, чем насладиться и чем заинтересоваться!

фото зима в коломенском

Стандартные программы и экскурсии в Коломенском

Мы предлагаем вам следующие экскурсионные программы:

Сокровища русского искусства XVII века. Данная экскурсия проходит во дворце царя Алексея Михайловича. Она посвящена уникальным памятникам художественной культуры XVII в. Вы познакомитесь с изящными изделиями, создающими образ «райского сада». Узнаете о творчестве лучших, живописцев иконописцев, граверов и других дел кузнецов и мастеров, которые создали красоту дворца в усадьбе Коломенское. Продолжительность экскурсии – 1 час 50 минут.

Парадные палаты и личные покои Коломенского дворца. На данной экскурсии, прогуливаясь по залам, вы познакомитесь с интерьером и историей строительства дворца Алексея Михайловича, а также узнаете все подробности жизни его обитателей. Продолжительность – 1 час 50 минут.

Мужская половина Коломенского дворца царя Алексея Михайловича. В программу экскурсии входит посещение парадных помещений дворца и покоев царских теремов, кроме этого Вы познакомитесь с историей строительства дворца и его устройством. Продолжительность – 1 час 10 минут.

Женская половина Коломенского дворца царя Алексея Михайловича. Вы посетите женскую часть дворца и узнаете все интересные детали жизни русских цариц. Продолжительность – 1 час 10 минут.

Государев двор. В рамках этой обзорной экскурсии по Государеву двору музея Коломенское Вы осмотрите все памятники архитектуры 16-19 веков. Продолжительность – 45 минут.

Свадебная прогулка по Государеву двору. Во время экскурсии молодожены и гости познакомятся с историей Государева двора, а также со свадебными традициями русского народа. Продолжительность – 45 минут.

Царская резиденция: век ХVI – век ХХI. Эта экскурсия посвящена знакомству с территорией царского двора и площадью храма Вознесения Господня. Кроме того вы осмотрите памятники 17-19 веков и побываете на выставке в павильоне 1825 г. Продолжительность экскурсии – 1 час 10 минут.

Вехи истории Коломенского. В ходе данной экскурсии Вы познакомитесь с Государевым двором и площадью Вознесения, а также посетите комплекс передних ворот усадьбы Коломенское. Продолжительность – 1 час 50 минут.

Сказки и были старой мельницы. В рамках экскурсии Вы сможете познакомиться с принципом работы водяной мельницы и жизнью обычного мельника 19 века. Экспозиция располагается на реке Жужа. Продолжительность – 1 час 10 минут.

Церковь Вознесения Господня. Вы посетите церковь Вознесения Господня и колокольню св. Георгия, а также познакомитесь с памятниками Государева двора и площадью Вознесения. Продолжительность -1 час 10 минут.

Мастера Коломенского. Техника и искусство русского строителя XVI – XIX вв. В рамках экскурсии вам будут представлены образцы строительной техники, а также шедевры прикладного искусства. Продолжительность – 1 час 30 минут.

Экскурсия «Земля, взрастившая Петра». Экскурсовод расскажет вам о самых важных событиях конца 17-нач.18 веков, а также узнаете подробности жизни Петра 1. Также вы познакомитесь с памятниками государева двора, посетите домик Петра 1 и увидите пушки того времени. Продолжительность – 1 час 10 минут.

Царь Алексей Михайлович и его время. Эта экскурсия о противоречивом царе Алексее Михайловиче, а также основных событиях 17 века, которые происходили в Коломенском. Кроме того, познакомитесь с памятниками Государева двора, площадью Вознесения и посетите Комплекс Передних ворот. Продолжительность – 1 час 30 минут.

Отец и сын – царь и император. Эта экскурсия о двух всем известных личностях – Алексее Михайловиче и Петре 1. Экскурсовод расскажет об интересных подробностях характеров и увлечениях отца и сына, а также о событиях 17-18 веков, которые происходили в Коломенском.Также познакомитесь с памятниками Государева двора площадью Вознесения, посетите экспозицию комплекса Передних ворот и домик Петра 1. Продолжительность – 1 час 30 минут.

Парадная и повседневная жизнь Государева двора ХVII века. В рамках этой экскурсии познакомитесь с бытом и образом жизни царской семьи, с историей Государева двора, посетите экспозицию комплекса Передних ворот, кроме того прогуляетесь в конных экипажах и осмотрите конюшни и кузницы. Продолжительность – 1 час 50 мин.

По Коломенскому в конных экипажах. Экскурсия проводится с мая по сентябрь. Группа – 3; 5; 11 человек (вместимость 1 экипажа). В рамках экскурсии вы можете посетить Конюшенный двор. Продолжительность без посещения Конюшенного двора — 60 минут. Продолжительность с посещением Конюшенного двора — 1 час 50 минут.

Соколиная служба при царе Алексее Михайловиче. В ходе экскурсии вы узнаете многое древних способах соколиной охоты – любимом развлечении царя Алексея Михайловича, о методах дрессировки птиц и, конечно же, увидите их самих. Продолжительность 1 час 30 минут.

Обзорная экскурсия по Этнографическому комплексу. Экскурсия посвящена особенностям жизни крестьян — капустных королей (как их тогда называли), живших на территории усадьбы Коломенское в 19-20 веков. Продолжительность 1 час 30 минут.

Русь деревянная. Вы узнаете подробности строительного дела, а также увидите башню Братского острога, Моховую башню, церковь св. Георгия, башню Николо-Корельского монастыря, а также узнаете детали хоромного строения на примере царского дворца. Продолжительность – 3 часа (с апреля по октябрь 3 часа 20 минут).

фото коломенское экскурсии

Интерактивные экскурсии и фольклорные программы в усадьбе Коломенское

Один день в усадьбе Коломенское. Вам предстоит знакомство не только с историей и памятниками государева двора и площадью вознесения, но и также участие в развлекательной фольклорной программе «Старинная свадьба». Вас переоденут в старинные свадебные, и вы примете участие в свадебном обряде. Продолжительность 2 часа 15 минут.

Алексей Михайлович и Петр I. В рамках экскурсии вы посетите Государев двор, а также домик Петра 1, экспозицию Передних ворот, и узнаете подробности об образе жизни двух важных личностей — Алексея Михайловича и Петра 1. Кроме того, у вас будет уникальная возможность побыть Петром 1 или Натальей Кирилловной, приняв участие в театральном представлении! Продолжительность 2 часа 15 минут.

Красно украшена земля русская. В рамках данной экскурсии вы познакомитесь с интерьером царского дворца Алексея Михайловича, а после вы сможете принять участие в старинном свадебном обряде. Продолжительность 1 час 50 минут.

Регистрация брака в царском дворце. Регистрация вашего брака пройдет в самых праздничных торжественных палатах царского дворца, распорядителем торжества будет Светлейший князь, фаворит Петра 1 Александр Меньшиков. Продолжительность 1 часа 10 минут.

Русское гостеприимство. Если вы хотите отпраздновать какое-то торжество – эта программа для вас. Вас ждут песни, шутки, поговорки, интересные рассказы о возникновении блинов, истории чая, а также танцы и веселые шуточные номера! Продолжительность 2 часа 15 мин.

Семейный круг. Это программа подойдет для празднования юбилеев, дней рождений и выпускных вечеров. Виновников торжества облачат в царские наряды, будут звучать русские народные песни, а также исполнятся танцевальные номера «Баряня» и «Карапет». Продолжительность 2 часа 15 мин.

Этих дней не смолкнет слава. В рамках экскурсии вы узнаете о жизни Коломенского в годы ВОВ. Вас также ждет интерактивная программа, в рамках которой вы научитесь скатывать шинель, разучите военную песню, сможете пользоваться плащ-палаткой, а также вкусите солдатскую кашу с тушенкой. Продолжительность 2 часа 15 мин.

Верный конь зовет в дорогу. В рамках экскурсии у вас будет возможность проехаться на лошадях, прогуляться по коломенским землям и услышать рассказ о Конюшенном дворе. После вас ждет красивое представление «Ехали цыгане». Продолжительность 1 час 50 мин.

Алексей Михайлович и его семья в Коломенском дворце. Вы познакомитесь с укладом царской семьи, посетите мужской и женские половины дворца, кроме того, пред вами предстанут сам царь Алексей Михайлович, его дочери, среди которых всем известная царевна Софья. Продолжительность 2 часа 15 мин.

Колокольные звоны. Вы посетите комплекс Передних ворот, кроме того узнаете многое о традициях колокольных звонов и даже сможете сами создать мелодию на билах. Продолжительность 2 часа 15 мин.

Свадьба. Вас встретят и расскажут об истории коломенских земель, прогуляетесь по территории царских земель. Вас благословит сама императрица Екатерина 2 и после регистрации брака вас встретит серебряный колокольный звон с Георгиевской колокольни. Продолжительность 1 час 10 минут.

У наших ворот всегда хоровод. В рамках экскурсии вы увидите усадьбы кузнеца и крестьянина. После вас ждет развлекательное представление о заботах и веселье Коломенских жителей. Продолжительность 2 часа 15 минут.

Государь и его наследники. Вы посетите мужскую половину дворца Алексея Михайловича, после чего вы сможете пообщаться с Петром 1 и Придворными дамами. В ходе развлекательной программы, нарядившись в костюмы эпохи императора, поучаствуете в конкурсах и исполните старинные танцы вместе с персонажами. Продолжительность 2 часа 15 минут.

Зимние экскурсии и сезонные программы в усадьбе Коломенское

Рождество (с 10 декабря по 31 января). В рамках данной программы вы не только познакомитесь с памятниками архитектуры, но и уютно расположившись у елки, услышите историю о традициях празднования Рождества на Руси. Кроме того, детишек переоденут славильщиками, и они поучаствуют в рождественском представлении с праздничным угощением. Продолжительность – 2 часа 15 минут.

Святки (с 10 по 31 января). Вы осмотрите памятники, находящиеся на территории Вознесенской площади и Государева двора, а также посетите экспозицию Передних ворот, включая дворец Алексея Михайловича. После вас ждет игровая программа, в которой обыгрываются святочные обряды, на фоне рождественской музыки и песен. У вас будет возможность примерить костюмы героев, относящимся к святочным гуляньям. Продолжительность – 2 часа 15 мин.

Русская зима в усадьбе (15 декабря – 10 марта). Вы посетите парадные палаты дворца Алексея Михайловича, а также покатаетесь на санных повозках запряженных коней и поучаствуете в веселых играх. После вас ждет театрализованное представление главных персонажей праздника — деда Мороза, Бабы Яги, Снеговика и Вьюги. В конце программы вы угоститесь традиционным русским угощением – блинами. Продолжительность – 3 часа 15 минут.

Зима за морозы, а мужик за праздники (10 декабря – 31 января). Вы познакомитесь с историей жизненного уклада крестьян в период народных и церковных праздников. Кроме того, посетите усадьбу крестьянина, покатаетесь на горке и качелях, а также поучаствуете в народных играх и попробуете традиционные угощения. Продолжительность – 2 часа 15 мин.

Масленица (1 февраля – 4 марта). Сначала вас ждет экскурсия по Государеву двору, где вы узнаете многое о масленице, посетите экспозицию Передних ворот. После гостей ждет праздничное фольклорное представление и, конечно же, фирменные блины. Продолжительность – 2 часа 15 минут.

Светлое Воскресенье (15 апреля – 29 апреля). В рамках данной программы вы осмотрите древние храмы, узнаете многое о традициях благочестия об особенностях богослужения. После экскурсии разнообразит ваш досуг фольклорное представление, приуроченное к светлому празднику Пасхи. Продолжительность 2 часа 15 мин.

Красная горка (22 апреля – 6 мая). Вы узнаете многое о празднике Красная горка, о 2-й пасхальной недели, которая считается праздником молодоженов и символизирует встречу девушке и парней, а также о старинных обрядах. После вас ждет развлекательное театрализованное тематическое представление, а также катание на каруселях и старинных качелях. Продолжительность 2 часа 15 мин.

Праздник Ивана Купалы (с 1 мая по 31 июля). Вы увидите языческие алтари, узнаете многое интересного о загадочном празднике Ивана Купалы, пройдетесь по тропинкам Голосова оврага. И, конечно же, поучаствуете в фольклорном представлении, посвященному этому летнему празднику, под яркое сопровождение песен, игр и обрядов. Продолжительность 2 часа 15 мин.

Все экскурсии по Москве и цены на экскурсии.

По всем вопросам организации и заказа обращайтесь к нашим менеджерам.

фото коломенское музей-усадьбаРассказ о обряде масленица

Рассказ о обряде масленица

20210413 vu tg sbscrb2

7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 5.

Тема. Русские народные песни.

Цель:

· познакомить ребят с различными видами обрядовых песен, выявить особенности их поэтики;

· формировать навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;

· воспитывать любовь к своей стране, формировать интерес к обычаям и обрядам русского народа.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация, аудиозапись.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Лексическая работа.

ОБРЯ́Д, -а, м. Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

3.Обращение к статье учебника «Обрядовая поэзия». Беседа.

— Когда исполнялись произведения обрядовой поэзии?

— Назовите жанры обрядовой поэзии.

— Назовите виды обрядов.

— Назовите виды обрядовой песни.

4.Слово учителя.

В календарных и свадебных обрядах исполнялись заклинательные песни. В соответствии с народным календарём их можно разделить на несколько групп. Песни одной группы связаны с обрядами празднования Нового года, песни другой – со встречей весны, песни третьей – с обрядами, способствовавшими созреванию урожая, песни четвёртой – с обрядами, сопровождавшими уборку. В отдельную группу можно отнести песни, заклинавшие солнце, дождь и радугу.

Часть заклинательных песен представляет собой непосредственное обращение к природе или к сверхъестественным силам.

Величальные песни исполнялись в календарных и семейных обрядах и были предназначены для чествования, величания кого-либо.

Корильные песни исполнялись в календарных и семейных обрядах и были предназначены для высмеивания кого-нибудь. Их основной художественный приём – гротеск.

Песни хороводные, игровые сопровождались игровыми действиями.

5.Сообщение учащегося об обряде колядования.

Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки. Как правило, у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Как правило, колядка, это маленький Рождественский рассказ о величайшем Событии и прославление главных Лиц Той ночи, ночи, которая принесла Самую Радостную, Самую Главную Весть — родился Спаситель мира!

Колядки — святочные народные песни. Широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (у русских колядки, по-видимому, вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства).

Коляды празднуются с 25 декабря по 6 января (Велесов день). Таким образом, 25 декабря – это начало целых 10 дней праздника. Это время перехода от старого года к новому, а также «перевал» года через самые короткие и темные дни исстари отмечалось как время колдовства и разгула нечистой силы. Гадание на святки – это один из отголосков старого славянского праздника Коляды. Этот праздник является полным противостоянием летнему празднику Купалы и знаменует собой переход от старого и умирающего к новому, сильному и молодому. Однако откуда же взялся праздник Коляды?

Коляда – это древний славянский бог времени, родившийся как раз во время зимнего солнцестояния восемь с половиной тысяч лет назад. Отцом его является бог неба Даждьбог. Коляда принес людям знание о том, как понимать время, и открыл им первый календарь (Коляды дар).

Другая версия о боге Коляде рисует его как бога застолий и веселья, поэтому-то его и зазывали ватаги молодежи, гуляющие по деревням с песнями и празднующие конец старого и начало нового года, поворот от темного и страшного времени года к свету и возрождению, к весне.

25 декабря, как день «на воробьиный носок» прибавился, собирался народ колядовать. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных из натуральных материалов – меха, кожи, мочала, бересты (пластмассовая маска инопланетянина тут не пройдет). Переодевание (превращение) в чудище лесное – тура, медведя – подчеркивало дух праздника. Опять же, чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать. Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. При этом пелись так называемые колядки, прославлявшие хозяев и обещавшие богатство, счастливое замужество (кому что, в зависимости от ситуации).

Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:

Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок.

Во многих колядках обязательно в том или ином виде присутствовала коза, она была одним из главных действующих лиц (морд), поскольку приносила изобилие, хороший урожай, радость и благополучие. В качестве даров ряженым выдавались специально выпеченное печенье в виде животных, сласти, иногда даже деньги.

После колядования принимались за пир-горой. А как определить, что пир – горой? Садился хозяин за стол, а на стол начинали накрывать, складывать принесенное и приготовленное угощение, чем больше, тем лучше. Время от времени хозяин спрашивал: «Видно меня?» Вот когда гости ответят, что не видно (за горой угощения), тогда и можно начинать пир-горой. В избе, в красном углу, обязательно стояли сноп (дидух) с воткнутой в него деревянной ложкой или соломенная кукла, изображающие Коляду. Пили мед, квас, узвар (отвар сушеных фруктов, компот, по-нашему), ели кутью, баранки и караваи, после пира с песнями и плясками отправлялись на улицу, чтобы обязательно вкатить на горку горящее колесо, олицетворяющее солнце, со словами «В гору катись, с весной воротись». Самые стойкие встречали и настоящее солнце – холодным зимним утром. А там уж и до весны недалеко – всего-то пара месяцев.

6.Выразительное чтение колядной песни «Девочки, колядки!»

— Каковы особенности колядной песни?

Мелодии колядных песен основаны на многократном повторении короткого припева.

7. Сообщение учащегося о Масленице.

Изначально Масленица — это буйный и разгульный праздник весеннего равноденствия, встречи солнца и заклинания природы накануне весенней пахоты. Позже христианская Церковь добилась выдворения его за календарные сроки «великого поста» перед пасхой.

Масленица на Руси была разновидностью того самого карнавала, о котором мы так много слышим и читаем, когда речь заходит о веселых иноземных развлечениях, неизбежно наступающих на излете календарной зимы. Масленица почти совпадала на Руси с праздником Нового года, приходившимся по древнерусскому календарю на 1 марта.

Масленица была самым веселым и шумным, самым разгульным праздником. Именно отсюда и идут поговорки типа «Не житье, а масленица» и т.п. Отмечали масленицу, действительно, с исключительным размахом: нигде не было ни одного человека, который позволил бы себе отклониться от участия в игрищах. Праздника ждали так сильно, что даже начинали встречать его раньше времени. Уже с субботы предыдущей недели отмечали так называемую «малую Масленку», причем делали это очень своеобразно: дети бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали тех, кто возвращался с покупками из города, и задавали вопрос: «Везешь ли масленицу?», и если человек отвечал «нет», его били лаптями.

В этот же день с особым азартом катались с гор на санях, салазках, чаще — на обледенелых рогожах, и это была отнюдь не простая детская забава. Дело в том, что существовало особое поверье: кто дальше прокатится, у того будет больше счастья и денег.

В городах последние перед праздником выходные дни отводились изготовлению ледяных горок. Петр I, который, как известно, не особенно жаловал своим вниманием русские народные праздники, тем не менее ежегодно особым указом постановлял строить в Москве и Петербурге ледяные горки огромных размеров. Самая крупная горка в Москве строилась традиционно у Красных ворот. Именно там Петр, прилюдно прокатившись с горки на специально к этому случаю изготовленных санях и покачавшись со своими ближайшими сподвижниками на качелях, открывал масленичные торжества.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья».

Русская масленица всегда славилась блинами, особенно их количеством. Чтобы получились блины лучше и пышнее, вкуснее, накануне вечером старшая в семье женщина выходила на реку или к колодцу, где просила месяц заглянуть к ней в окно и подуть на опару. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно — «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам — чтобы они помянули всех усопших. В понедельник обходили все избы деревни, поздравляли с наступлением праздника, выпрашивая где подарки, а где блины.

Также, чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков» и «куликов», дети забирались с ними на крыши сараев, на деревья и призывали теплую раннюю весну. Тем временем взрослые собирались на пригорках, пели «веснянки», обращаясь к аистам и журавлям: «скорее несите на крыльях благодатное весеннее времечко». На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы. С крыш домов сбрасывали снег, талою водою поили больных.

Каждый день масленичной недели имел свое название: понедельник — «встреча», вторник -«заигрыш», среда — «лакомки», четверг — «разгул», пятница — «тещины вечерки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «прощеный день», «проводы масленицы». Вся неделя именовалась «честнОй, широкой, веселой». Само название праздника «масленица» произошло от того, что в этот день ели очень много масленой пищи.

В последние дни масленицы все внимание было обращено уже на куклу из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, подпоясывали, обували в лапти, усаживали в большие сани, за которыми шествовали ряженые; вся процессия сопровождалась песнями. В воскресный вечер чучело Масленицы сжигали на пригорке или на любой другой возвышенности возле деревни — с шутками и выкриками. Искали высокое место для того, чтобы земной огонь как можно быстрее смешался с огнем небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. У костра собиралась вся деревня. Как правило, над чучелом глумились и осыпали его бранью: тем самым прогоняли злое, враждебное человеку начало — зиму, олицетворявшую смерть. Ругань — тоже своеобразный оберег, защита от нечистой силы. В деревнях соломенное чучело называли Марой или Мареной — это олицетворение зимней стужи, которое на Масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна).

Завершается масленая неделя прощеным воскресеньем: стремясь очиститься от всех грехов, люди просили друг у друга прощения. С этой же целью поминали предков: отправлялись на могилы к умершим родственникам, где оставляли блины и обрядовые угощения. В конце недели также выпускали на волю птиц из клеток, окуривали одежду над кострами — это было символическое начало новой жизни, прощание с зимою, подготовка к лету.

8. Сообщение о картинах А.М.Васнецова «Сжигание чучела Масленицы», Б.М.Кустодиева «Масленица», В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» и слайдовая презентация.

9.Обращение к иллюстрации учебника.

— Как передано ощущение праздника на литографии Василия Фёдоровича Тимма (1820-1895)?

10.Сообщение учащегося о масленичных гуляниях Петербурга.

Путеводители прошлого века и многочисленные записки путешественников почти всегда затрагивали такую яркую сторону жизни Петербурга, как народные гуляния, которые проходили на центральных площадях, по берегам Невы, на окраинах города, в пригородах. На первом месте стояли знаменитые масленичные и пасхальные гуляния, отличавшиеся разнообразием увеселений, большим стечением народа, приподнятостью настроения, яркостью красок и оглушающим звуковым сопровождением множества оркестров и одиночных музыкантов с шарманками, выкриками продавцов и зазывал, громким смехом и разговорами гуляющей публики. Здесь были качели, карусели, катальные горы, выступления цирковых артистов, кукольников, фокусников, дрессировщиков с учёными собачками, канарейками, обезьянками и пр., целая армия разносчиков, райкИ и всякого рода диорамы.

В центре подобных гуляний на площади находились балаганы. В крупных балаганах-театрах шли «обстановочные спектакли» — пантомимы, феерии, баталии, а позднее разыгрывались пьесы «для народа», основанные на адаптированных отечественных и зарубежных произведениях «большой» литературы.

11. Слово учителя.

Описание обряда Масленицы и картины русских художников дают представления о размахе празднования этого любимого в народе праздника. В музыке также есть воплощение этой русской традиции в её масштабном проявлении. С такой Масленицей мы встречаемся в балете И.Ф.Стравинского «Петрушка», в пьесе П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица».

12. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица».

13. Сообщение о пьесе П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица».

Фортепианная пьеса Чайковского передаёт настроение весёлого праздника средствами камерной музыки. В музыке слышатся характерные переборы гармоники, звон бубенцов русских троек, шум толпы и плясок.

14. Сообщение учащегося о масленичных песнях.

В дни празднования Масленицы исполнялись масленичные песни.

Во время «встречи» Масленицы песни имели вид величаний: в них воспевались «широкая честная Масленица», масленичные яства и развлечения. Соломенная Масленица называлась «дорогой гостейкой» и изображалась молодой нарядной женщиной, ей даже давалось имя (Авдотьюшка Изотьевна, Акулина Саввишна). Правда, величание было ироническим.

Во время «проводов» Масленицы могли пародийно исполнять похоронные причитания, но чаще пели корильные песни. Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища» «мокрохвостка», «кривошейка», «полизуха», «блиноеда».

15. Выразительное чтение масленичной песни «Наша Масленица дорогая».

— Слова какой части речи чаще встречаются в тексте? Почему?

— Почему в песне множество повторов?

— Почему в песне ограничено число образно-выразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений?

III. Подведение итогов урока.

— О каких событиях народной жизни рассказывают обрядовые песни?

Песни рассказывают о буднях и праздниках: об обычаях встречи весны и Нового года, сборе урожая, о верованиях русского народа.

IV. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть колядную или масленичную песню.

2.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о свадебном обряде (задание 1 рубрики «После уроков»).

Рассказ о обряде масленица

7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 5.

Тема. Русские народные песни.

Цель:

  • познакомить ребят с различными видами обрядовых песен, выявить особенности их поэтики;

  • формировать навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;

  • воспитывать любовь к своей стране, формировать интерес к обычаям и обрядам русского народа.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация, аудиозапись.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Лексическая работа.

ОБРЯ́Д, -а, м. Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

3.Обращение к статье учебника «Обрядовая поэзия». Беседа.

— Когда исполнялись произведения обрядовой поэзии?

— Назовите жанры обрядовой поэзии.

— Назовите виды обрядов.

— Назовите виды обрядовой песни.

4.Слово учителя.

В календарных и свадебных обрядах исполнялись заклинательные песни. В соответствии с народным календарём их можно разделить на несколько групп. Песни одной группы связаны с обрядами празднования Нового года, песни другой – со встречей весны, песни третьей – с обрядами, способствовавшими созреванию урожая, песни четвёртой – с обрядами, сопровождавшими уборку. В отдельную группу можно отнести песни, заклинавшие солнце, дождь и радугу.

Часть заклинательных песен представляет собой непосредственное обращение к природе или к сверхъестественным силам.

Величальные песни исполнялись в календарных и семейных обрядах и были предназначены для чествования, величания кого-либо.

Корильные песни исполнялись в календарных и семейных обрядах и были предназначены для высмеивания кого-нибудь. Их основной художественный приём – гротеск.

Песни хороводные, игровые сопровождались игровыми действиями.

5.Сообщение учащегося об обряде колядования.

Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки. Как правило, у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Как правило, колядка, это маленький Рождественский рассказ о величайшем Событии и прославление главных Лиц Той ночи, ночи, которая принесла Самую Радостную, Самую Главную Весть — родился Спаситель мира!

Колядки — святочные народные песни. Широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (у русских колядки, по-видимому, вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства).

Коляды празднуются с 25 декабря по 6 января (Велесов день). Таким образом, 25 декабря – это начало целых 10 дней праздника. Это время перехода от старого года к новому, а также «перевал» года через самые короткие и темные дни исстари отмечалось как время колдовства и разгула нечистой силы. Гадание на святки – это один из отголосков старого славянского праздника Коляды. Этот праздник является полным противостоянием летнему празднику Купалы и знаменует собой переход от старого и умирающего к новому, сильному и молодому. Однако откуда же взялся праздник Коляды?

Коляда – это древний славянский бог времени, родившийся как раз во время зимнего солнцестояния восемь с половиной тысяч лет назад. Отцом его является бог неба Даждьбог. Коляда принес людям знание о том, как понимать время, и открыл им первый календарь (Коляды дар).

Другая версия о боге Коляде рисует его как бога застолий и веселья, поэтому-то его и зазывали ватаги молодежи, гуляющие по деревням с песнями и празднующие конец старого и начало нового года, поворот от темного и страшного времени года к свету и возрождению, к весне.

25 декабря, как день «на воробьиный носок» прибавился, собирался народ колядовать. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных из натуральных материалов – меха, кожи, мочала, бересты (пластмассовая маска инопланетянина тут не пройдет). Переодевание (превращение) в чудище лесное – тура, медведя – подчеркивало дух праздника. Опять же, чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать. Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. При этом пелись так называемые колядки, прославлявшие хозяев и обещавшие богатство, счастливое замужество (кому что, в зависимости от ситуации).

Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:

Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок.

Во многих колядках обязательно в том или ином виде присутствовала коза, она была одним из главных действующих лиц (морд), поскольку приносила изобилие, хороший урожай, радость и благополучие. В качестве даров ряженым выдавались специально выпеченное печенье в виде животных, сласти, иногда даже деньги.

После колядования принимались за пир-горой. А как определить, что пир – горой? Садился хозяин за стол, а на стол начинали накрывать, складывать принесенное и приготовленное угощение, чем больше, тем лучше. Время от времени хозяин спрашивал: «Видно меня?» Вот когда гости ответят, что не видно (за горой угощения), тогда и можно начинать пир-горой. В избе, в красном углу, обязательно стояли сноп (дидух) с воткнутой в него деревянной ложкой или соломенная кукла, изображающие Коляду. Пили мед, квас, узвар (отвар сушеных фруктов, компот, по-нашему), ели кутью, баранки и караваи, после пира с песнями и плясками отправлялись на улицу, чтобы обязательно вкатить на горку горящее колесо, олицетворяющее солнце, со словами «В гору катись, с весной воротись». Самые стойкие встречали и настоящее солнце – холодным зимним утром. А там уж и до весны недалеко – всего-то пара месяцев…

6.Выразительное чтение колядной песни «Девочки, колядки!»

— Каковы особенности колядной песни?

Мелодии колядных песен основаны на многократном повторении короткого припева.

7. Сообщение учащегося о Масленице.

Изначально Масленица — это буйный и разгульный праздник весеннего равноденствия, встречи солнца и заклинания природы накануне весенней пахоты. Позже христианская Церковь добилась выдворения его за календарные сроки «великого поста» перед пасхой.

Масленица на Руси была разновидностью того самого карнавала, о котором мы так много слышим и читаем, когда речь заходит о веселых иноземных развлечениях, неизбежно наступающих на излете календарной зимы. Масленица почти совпадала на Руси с праздником Нового года, приходившимся по древнерусскому календарю на 1 марта.

Масленица была самым веселым и шумным, самым разгульным праздником. Именно отсюда и идут поговорки типа «Не житье, а масленица» и т.п. Отмечали масленицу, действительно, с исключительным размахом: нигде не было ни одного человека, который позволил бы себе отклониться от участия в игрищах. Праздника ждали так сильно, что даже начинали встречать его раньше времени. Уже с субботы предыдущей недели отмечали так называемую «малую Масленку», причем делали это очень своеобразно: дети бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали тех, кто возвращался с покупками из города, и задавали вопрос: «Везешь ли масленицу?», и если человек отвечал «нет», его били лаптями.

В этот же день с особым азартом катались с гор на санях, салазках, чаще — на обледенелых рогожах, и это была отнюдь не простая детская забава. Дело в том, что существовало особое поверье: кто дальше прокатится, у того будет больше счастья и денег.

В городах последние перед праздником выходные дни отводились изготовлению ледяных горок. Петр I, который, как известно, не особенно жаловал своим вниманием русские народные праздники, тем не менее ежегодно особым указом постановлял строить в Москве и Петербурге ледяные горки огромных размеров. Самая крупная горка в Москве строилась традиционно у Красных ворот. Именно там Петр, прилюдно прокатившись с горки на специально к этому случаю изготовленных санях и покачавшись со своими ближайшими сподвижниками на качелях, открывал масленичные торжества.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья».

Русская масленица всегда славилась блинами, особенно их количеством. Чтобы получились блины лучше и пышнее, вкуснее, накануне вечером старшая в семье женщина выходила на реку или к колодцу, где просила месяц заглянуть к ней в окно и подуть на опару. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно — «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам — чтобы они помянули всех усопших. В понедельник обходили все избы деревни, поздравляли с наступлением праздника, выпрашивая где подарки, а где блины.

Также, чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков» и «куликов», дети забирались с ними на крыши сараев, на деревья и призывали теплую раннюю весну. Тем временем взрослые собирались на пригорках, пели «веснянки», обращаясь к аистам и журавлям: «скорее несите на крыльях благодатное весеннее времечко». На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы. С крыш домов сбрасывали снег, талою водою поили больных.

Каждый день масленичной недели имел свое название: понедельник — «встреча», вторник -«заигрыш», среда — «лакомки», четверг — «разгул», пятница — «тещины вечерки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «прощеный день», «проводы масленицы». Вся неделя именовалась «честнОй, широкой, веселой». Само название праздника «масленица» произошло от того, что в этот день ели очень много масленой пищи.

В последние дни масленицы все внимание было обращено уже на куклу из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, подпоясывали, обували в лапти, усаживали в большие сани, за которыми шествовали ряженые; вся процессия сопровождалась песнями. В воскресный вечер чучело Масленицы сжигали на пригорке или на любой другой возвышенности возле деревни — с шутками и выкриками. Искали высокое место для того, чтобы земной огонь как можно быстрее смешался с огнем небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. У костра собиралась вся деревня. Как правило, над чучелом глумились и осыпали его бранью: тем самым прогоняли злое, враждебное человеку начало — зиму, олицетворявшую смерть. Ругань — тоже своеобразный оберег, защита от нечистой силы. В деревнях соломенное чучело называли Марой или Мареной — это олицетворение зимней стужи, которое на Масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна).

Завершается масленая неделя прощеным воскресеньем: стремясь очиститься от всех грехов, люди просили друг у друга прощения. С этой же целью поминали предков: отправлялись на могилы к умершим родственникам, где оставляли блины и обрядовые угощения. В конце недели также выпускали на волю птиц из клеток, окуривали одежду над кострами — это было символическое начало новой жизни, прощание с зимою, подготовка к лету.

8. Сообщение о картинах А.М.Васнецова «Сжигание чучела Масленицы», Б.М.Кустодиева «Масленица», В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» и слайдовая презентация.

9.Обращение к иллюстрации учебника.

— Как передано ощущение праздника на литографии Василия Фёдоровича Тимма (1820-1895)?

10.Сообщение учащегося о масленичных гуляниях Петербурга.

Путеводители прошлого века и многочисленные записки путешественников почти всегда затрагивали такую яркую сторону жизни Петербурга, как народные гуляния, которые проходили на центральных площадях, по берегам Невы, на окраинах города, в пригородах. На первом месте стояли знаменитые масленичные и пасхальные гуляния, отличавшиеся разнообразием увеселений, большим стечением народа, приподнятостью настроения, яркостью красок и оглушающим звуковым сопровождением множества оркестров и одиночных музыкантов с шарманками, выкриками продавцов и зазывал, громким смехом и разговорами гуляющей публики. Здесь были качели, карусели, катальные горы, выступления цирковых артистов, кукольников, фокусников, дрессировщиков с учёными собачками, канарейками, обезьянками и пр., целая армия разносчиков, райкИ и всякого рода диорамы.

В центре подобных гуляний на площади находились балаганы. В крупных балаганах-театрах шли «обстановочные спектакли» — пантомимы, феерии, баталии, а позднее разыгрывались пьесы «для народа», основанные на адаптированных отечественных и зарубежных произведениях «большой» литературы.

11. Слово учителя.

Описание обряда Масленицы и картины русских художников дают представления о размахе празднования этого любимого в народе праздника. В музыке также есть воплощение этой русской традиции в её масштабном проявлении. С такой Масленицей мы встречаемся в балете И.Ф.Стравинского «Петрушка», в пьесе П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица».

12. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица».

13. Сообщение о пьесе П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица».

Фортепианная пьеса Чайковского передаёт настроение весёлого праздника средствами камерной музыки. В музыке слышатся характерные переборы гармоники, звон бубенцов русских троек, шум толпы и плясок.

14. Сообщение учащегося о масленичных песнях.

В дни празднования Масленицы исполнялись масленичные песни.

Во время «встречи» Масленицы песни имели вид величаний: в них воспевались «широкая честная Масленица», масленичные яства и развлечения. Соломенная Масленица называлась «дорогой гостейкой» и изображалась молодой нарядной женщиной, ей даже давалось имя (Авдотьюшка Изотьевна, Акулина Саввишна). Правда, величание было ироническим.

Во время «проводов» Масленицы могли пародийно исполнять похоронные причитания, но чаще пели корильные песни. Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища» «мокрохвостка», «кривошейка», «полизуха», «блиноеда».

15. Выразительное чтение масленичной песни «Наша Масленица дорогая».

— Слова какой части речи чаще встречаются в тексте? Почему?

— Почему в песне множество повторов?

— Почему в песне ограничено число образно-выразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений?

III. Подведение итогов урока.

— О каких событиях народной жизни рассказывают обрядовые песни?

Песни рассказывают о буднях и праздниках: об обычаях встречи весны и Нового года, сборе урожая, о верованиях русского народа.

IV. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть колядную или масленичную песню.

2.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о свадебном обряде (задание 1 рубрики «После уроков»).

5

220250 59d13bdae6f93

-80%

Сохранить у себя:

Рассказ о обряде масленица Русские народные песни (32.2 KB)

icon visionoff

icon visionon

  • Рассказ о ноевом ковчеге
  • Рассказ о нравственном человеке 5 класс
  • Рассказ о новосибирске 4 класс
  • Рассказ о новом годе на английском языке с переводом 6 класс кратко
  • Рассказ о нравственном поступке 5 класс