Рассказ о нравах города калинова с цитатами

2.проверка домашнего задания. длительность этапа 9 мин. 1.проверить выразительность чтения наизусть выбранного отрывка из драмы: жестокие нравы,сударь..д.1,явл.3 или вот

2.Проверка
домашнего задания.

Длительность
этапа – 9 мин.

1.Проверить
выразительность чтения наизусть выбранного отрывка из драмы:

«Жестокие
нравы,сударь..(д.1,явл.3)

или
«Вот какой у нас, сударь, городишко» (д.3,явл.3)

Учитель
следит за правильностью и выразительности

рассказов
детей и просит оценить своё выступление и выступление одноклассников.

Учащиеся
слушают, выступают, оценивают работу друг друга.

(Слайд
3)

вопрос
(1-2 рассуждения).

Проявление
познавательной активности в оценивании выступлений одноклассников.

Аргументация
своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие
умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Повторение
теоретического материала о трагедии:

1.
Была написана в 1859 году, напечатана в 1860

4.Работа
в группах с текстом пьесы.

 20
мин.

5.Физминутка
для глаз.

Длительность
этапа – 1 мин.

Проанализировать
прочитанное,

учить
работать с текстом, находить нужную информацию.

Учитель
раздаёт учащимся карточки с вопросами для работы в паре.

Демонстрирует
слайд 4, учащиеся рассматривают слайд,

1 группа
отвечает на вопрос о том, способна ли красота природы смягчить жестокие нравы
города Калинова?

Слайд 5
– (д.3, явл.2) демонстрируется портрет Дикого.

-Нарисуйте
словесный портрет Дикого, расскажите о его взаимоотношениях с домочадцами и
жителями города, дайте его речевую характеристику.

 Организовывает

физминутку
для глаз.

Слайд 6
посвящен Кулигину.

-Каково
значение его имени?

— К чём прогрессивность
его взглядов?

-способен
ли он своей деятельностью изменить «тёмное царство»?

Слайд 8-
разговор с Феклушей . (д.
2,явл.1)

-О чём
рассказывает Феклуша?

-Как
речь Феклуши отражает её характер?


Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях».

— О чём
рассказывает Феклуша в д.2, явл.1.

Учитель
демонстрирует слайд 10 –Марфа Игнатьевна Кабанова.

-Опишите
Марфу Игнатьевну Кабанову.

— Каков
её душевный облик? Черты её характера, взаимоотношения с другими героями?

Демонстрируется
слайд 12 – молодое поколение

в драме.

 -Каковы
взаимоотношения между Тихоном и Катериной?

-Как
относится Варвара к Катерине?

(Зачитайте
явл.6)

— Как
относятся к Кабанихе и её поручениям Тихон, Варвара и Катерина?

— Какой
способ противодействия самодурам избрал Кудряш?

Учащиеся
делятся напары, распределяют обязанности внутри своей группы, находят
соответствующий материал в учебнике или тексте драмы «Гроза».

От
каждой группы выступает 1 учащийся. Остальные слушают, комментируют
выступление, исправляют ошибки (если они есть).

На
экране слайд 4. показывающий

город
Калинов.

учащиеся
1 группы
отвечают на
вопрос учителя, подтверждают свои выступления цитатами из текста.

Делают
вывод о том, что красота пейзажа, Волги не способна смягчить жестокие нравы
Кабанихи и Дикого, необразованные жители Калинова не тянутся к знаниям, не
видят и не ценят красоты.

2-я
группа рассказывает
о жизненной позиции Дикого, обращая
внимание на грубость,архаичность его речи, делают вывод, что это самодур и
тиран, унижающий домашних и обижающий всех, кто к нему обращается.

Под
музыку выполняют зарядку для глаз.

3-
группа анализирует образ Кулигина,
отвечая на
вопросы учителя, рассказывая о взаимоотношених героя с Диким, Борисом,
изобретениях.

Учащиеся
делают вывод, что Кулигин выступает как просветитель,но не борец, а
мечтатель, его изобретения никому не нужны, он ничего не сможет изменить в
«тёмном царстве». Во время разговора Кулигина с Диким,когда он просит денег
на громоотвод и часы, Дикой его ругает, а толпа горожан явно сочувствует
Дикому, зло и тупо смеётся над изобретателем.

4-я
группа отвечает
на вопросы учителя о Феклуше.

Делает
вывод о том, что Феклуша и Кабаниха скорбят о конце старого времени, осуждают
новые порядки, понимают, что новое властно входит в жизнь, подрывает основы
домостроя. Патриархальный мир кабановых и диких доживает последние дни, над
ними собирается гроза.

5 группа
характеризует образ Кабанихи как символа
патриархальной
старины, она груба, невежественна, тиранична, выступает за домостроевские
порядки в семье.

Зачитывают
характеристику Кабановой из 1 д. явл.3,5.

Делается
вывод о том, что уже в 1-м действии перед нами раскрываются острые
столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их
жертв.

Группа 6
анализирует
внутри семейные отношения Кабановых и приходит к
заключению, что Тихон, хотя и говорит о любви к Катерине, но не в силах её
защитить, он слаб и безволен, думает лишь о том, чтобы угодить матери,
стремится уехать из дома, вырваться из-под опеки матери. В конце драмы мы
слышим его обвинительный голос по отношению к матери.

 Варвара
про себя иронизирует над матерью, осуждает её: «Нашла место наставления
читать». Она убеждена, что без обмана и притворства здесь не проживёшь, учит
Катерину лгать и жить в своё удовольствие.

 И
только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве:
«Напраслину-то терпеть кому же приятно». Она человек бесхитростный, открытый
и честный, ей особенно тяжело в «тёмном царстве» после свободы и любви в доме
родителей. Она страдающая личность, живёт с ощущением неминуемости греха.

Только
её учащиеся называют духовной личностью.

 Ваня
Кудряш вступает в перепалку с Диким, но изменить своё зависимое положение и
усовестить грубияна он не в силах.

 Побег
Варвары из родного дома с Кудряшом- это негласный протест против деспотичных
порядков в семье и стремление вырваться из «тёмного царства» к светлой жизни.

Оценивают
выступающих и работу учащихся внутри группы.

Желание
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном
процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества.

Выявление
собственного отношения к материалу.

Способность
извлекать информацию из учебника, текста произведения, анализируют связь
драмы с временным отрезком – предреформенный период.

Овладение
приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Высказывание
своего мнения.

Аргументация
своего мнения.

Способность
осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных
учебно-познавательных задач.

Работа
текстом драмы справочным материалом учебника. Грамотное построение устного
высказывания.

6.Фронтальный
опрос.

Длительность

7
минут

Формировать
умение определять

главную
мысль, кратко формулировать ответ, опираясь на содержание пьесы.

Проявлять
инициативу, совершенствовать речевое высказывание.

Явл.7.
В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы?

В чём её
своеобразие?

ть
значение терминов;

применять
знания и умения в новой ситуации; конструирование нового способа действия.

Вопросы
учителя обращены ко всему классу.

Слайды
14, 15

-Зачитайте
эпизоды и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей
города Калинова.

-Явл.7. В
каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы?

В чём её
своеобразие?

— Какое
значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?

— Что мы
узнаём о жизни Катерины в доме родителей?

— Как
сказалось на речи Катерины явление народной поэзии и церковной литературы?

-В чём
сущность Катерины?

-Как
раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой?

— Как
постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на её речи?

На
следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.

Учащиеся
отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры-доказательства.

Знакомятся
с мнением А.И.Ревякина, считающего, что завязкой драмы нужно считать
признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием
Катерины.

Критик
Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на
свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы.

 Учащиеся
делают вывод и записывают:

Сущность
драмы нельзя сводить только к любовной интриге.

В
основе конфликта лежит столкновение самодуров и жертв.

Мы
застаём героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже
значительной остроты.

Речь
Катерины соответствует облику женщины из народа.

Ученики
находят в её речи повторы,

риторические
вопросы, инверсии, восклицания, которые придают её речи задушевность,
напевность.

Через
речь видим двойное влияние на характер Катерины:

1.
От песенного народного творчества-порыв к свободе, счастью, свету;

2.
От церкви- смирение, самоотречение.

Проверяют,
сверяясь с записями на экране.

Проявление
познавательной активности.

Высказывание
своего мнения.

Аргументация
своего мнения.

Знание
терминов

пьеса,

драма,
конфликт,

завязка,

кульминация,

композиция,

образ
героя,

реалистическое
произведение,

развязка.

(682 слова) Одной из самых знаменитых пьес Александра Николаевича Островского является произведение «Гроза». Автор вложил глубокий смысл в заглавие своей пьесы. Многие писатели в своих произведениях использовали образы природных стихий. Однако в пьесе Островского гроза выполняет определённую смысловую функцию. Образ грозы является не просто фоном, но и одним из главных действующих лиц произведения. 

В четвёртом действии пьесы природной стихии автор уделяет особое значение. Кулигин замечает, что собирается дождь, и искренне восхищается силой природы. Кулигин выражает авторскую позицию в произведении. Ведь он — сторонник прогрессивности во всех сферах жизни. В отличие от других жителей города Калинова, Кулигин отличается своей образованностью и умом. Это единственный персонаж, который не боится грозы. Она не представляет для него никакой опасности: 

«убивает не гроза!… убивает благодать!». 

Кулигин, как образованный человек, считает, что громоотвод является самой полезной вещью для обитатей города Калинова. Однако с героем не соглашается Дикой. Это богатый купец и яркий представитель самодуров города Калинова. Ко всем он обращается жестоко, даже родственники убегают от его оскорблений. 

Не зря слово «гроза» употребляется писателем в сцене прощания с Тихоном. Здесь под угрозой подразумеваются власть, боязнь, страх и долгожданное избавление от него. Ведь Тихон — слабый и беспомощный человек, которому надоели упрёки матери. Герой искренне любит свою супругу, однако ему не хватает сил и решимости, чтобы ее защитить от претензий Кабанихи. Тихон абсолютно не согласен с порядками своей матери, но идти против них он не видит смысла. Герою очень хочется побыть в одиночестве, и хотя бы ненадолго избавиться от зависимости и чувства страха. Гроза является воплощением этого избавления. 

Гроза предстаёт в произведении роком, который нависает над каждым героем. Неудивительно,  что перед своим отъездом Тихон произносит такие слова: «Грозы не будет две недели». Здесь под «грозой» персонаж понимает всю ужасающую атмосферу, присущую их семье. В особенности это касается поучений Кабанихи, которая хоть на две недели оставит его в покое. 

По мнению самодура Дикова, гроза посылается людям в наказание. Богатый купец уверен, что люди должны бояться природной стихии. Однако его самого гроза не пугает. 

В произведении Островский остро поднял тему греховного покаяния. Страх быть наказанным за свои грехи распространяется практически на каждого персонажа произведения, но в основном, конечно же, на Катерину. Героиня отличается от всех остальных жителей города Калинова. Это молодая интеллигентная девушка, получившая прекрасное воспитание от родителей. Для нее особенно важны такие понятия, как свобода мысли и свобода слова. С самого детства героиня отличалась невероятной храбростью и решительностью:

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!». 

Катерина жила беспечно и беззаботно, но лишь до своего замужества. В браке героине пришлось столкнуться с грубостью, непониманием и оскорблениями. Она пыталась смирится с таким отношением к ней и полюбить Тихона, но у героини ничего не вышло. Ее свободолюбивая натура просто оказалась неспособной на это. Из-за безысходности героиня была вынуждена пойти на лицемерие и начать вести тайную жизнь. Однако и такой образ не выдержал её характер. Это в лишний раз доказывает, что Катерина отличается от всех героев пьесы своей прямотой, нравственной чистотой и свободой, а также честностью и совестью. Катерина очень боится грозы. Она считает, что гроза бывает неспроста. По ее мнению, она посылается людям в наказание за грехи. 

Катерина ощущает себя великой грешницей, так как она предала супруга. Подобно природной стихии, в душе героини зарождается гроза. Катерине сложно сделать выбор: жить рядом с любимым Борисом, но во грехе и в атмосфере осуждения, или жить по законам «тёмного царства», завыв о своих чувствах. Героиня выбрала Бориса, но он не смог взять на себя ответственность за любимую женщину. Именно отношения Катерины и Бориса похожи на грозу. Они развиваются так же стихийно, как и природное явление. При этом и заканчиваются быстро, подобно стихии. 

Таким образом, можно утверждать, что образ грозы в известном произведении Александра Николаевича Островского символизирует наказание и силу рока. Со смертью главной героини Катерины многие герои меняются, их терпение подходит к концу. Тихон решается на протест против матери. Кулигин во всем случившемся обвиняет жителей города Калинова. Варвара сбегает из дома с любимым. Смерть Катерины ознаменовала крушение жестоких законов «тёмного царства». 

Автор: Виктория Комарова

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специализированная
школа №1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением

французского
языка г. Феодосии Республики Крым
»

Урок литературы (19) в 10 классе.

Драма «Гроза».
Изображение «затерянного мира » города Калинова в дра­ме «Гроза».

                                                                                   
Учитель Литвинова С.С.

Цели урока:

Начать знакомство с миром города
Калинова, ставшего фоном и действующим лицом пьесы, совершенствовать навыки
самостоятельной работы над драматическим произведением.
Развивать навыки аналитического чтения
драматического произведения; актуализировать знания о поэтике А.Н. Островского,
учить создавать портрет героя по его речевой характеристике.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

— Итак, мы продолжаем работу и для начала давайте вспомним, о чём
говорили на прошлом:

1) Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский
Малый театр)

2) Обратите внимание на названия таких произведений, как «Не всё
коту масленица», «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно
простоты». Что можно сказать о жанре этих произведений? Какой жанр был любимым
для А.Н. Островского?

Можно ли отнести к этим произведениям пьесу «Гроза»?

3) Сколько драматических произведение написал А.Н. Островский,
создав тем самым репертуар русского театра?

4) Какие драматические жанры вы знаете?

5) За постановку какой пьесы А.Н. Островского вынудили выйти в
отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и
отдали под негласный надзор полиции, а Николай 1, возмутившись столь нелестным
изображением своих подданных, начертал на донесении цензурного комитета:
«Напрасно печатано, играть же запретить». (За “Банкрот”)

6)К каким сословиям относятся герои А.Н. Островского?

— Запишите слово «гроза».

Какие ассоциации возникают в вашем воображении при слове «гроза»?

Записать – в это время видеоролик «Гроза».

— Слово «гроза» — однозначное или многозначное?

1.гроза – это природное явление: сильный дождь с громом и молнией

2.гроза – это опасность, беда, угроза.

3. Наконец, «Гроза» — это драматическое произведение, ставшее
одной из вершин творчества А.Н. Островского (слайд – книга)

— Итак, гроза – понятие многогранное. Это и что-то страшное,
грозное, громкое в природе и не только в ней, но и в нашей жизни. Это и
прозрачный ливень, освежающий землю. Это и очищение от грязи, свежий запах озона,
остающийся после грозы.

Мы ещё не раз обратимся к этому понятию в процессе осмысления
пьесы А.Н. Островского. И, наверное, подлинный смысл названия произведения
поймём позже.

Творческая
история «Грозы».

В 1856 и 1857
годах А. Н. Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции»,
организованной морским министерством. Сохранились дневниковые записи
Островского под названием «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего
Новгорода». Поездка по Волге, пребывание в волжских городах расширили представление
драматурга о русской действительности.
Один из участников экспедиции С. В. Максимов писал: «Волга дала Островскому
обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те
из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы».
Известный литератор и театрал ХIХ в. С. А. Юрьев продолжил:
«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала».

Таким образом, именно путешествие по Волге положило начало
работе Островского над «Грозой». Пьеса была написана быстро: начата в июле, а
окончена в октябре 1859 г. Впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16
ноября 1859 года состоялась премьера «Грозы» в Малом театре, а 2 декабря
1859 года — в Александринском театре.
 Сохранились воспоминания актрисы, первой игравшей роль Кабанихи на русской
сцене, Н. В. Рыкаловой: «Александр Николаевич Островский был большой друг
нашего театра… вскоре собрал нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и
прочел свое произведение. Общее восхищение было чрезвычайно велико, все
поздравляли знаменитого писателя, предрекая заранее успех пьесе и крепко
пожимая счастливому автору руку».
«Гроза» была напечатана в первом номере журнала «Библиотека для чтения», а
вскоре вышла отдельным изданием в 1860 году.
Пьеса стала крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни. Через
год после появления Островский за пьесу «Гроза» был удостоен Большой Уваровской
премии, в то время это была высшая награда за драматическое произведение.
Критики по-разному оценивали «Грозу» и ее главную героиню.
После того, как И.С. Тургенев услышал пьесу в исполнении автора, он написала
А.А. Фету: «Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего,
вполне овладевшего собой таланта».

Высшую оценку пьесе дал Н. А. Добролюбов в статьях «Луч света в
темном   (1860) и «Темное царство» (1859).Н.А. Добролюбов назвал пьесу «без
сомнения, самым решительным произведением Островского».
Единодушны с ним
были И. А. Гончаров, П. П. Плетнев, А. Д. Галахов.

Оценка «Грозы» Л.
Толстым (из письма А. Фету): «Гроза» Островского есть, по-моему, плачевное
сочинение». С ним был согласен А. Фет.
Выдающийся мыслитель и прогрессивный критик  Д.И. Писарев написал статьи
«Мотивы русской драмы» (1864) и «Посмотрим!» (1865), в которых возразил Н. А.
Добролюбову. Признавая некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал
«Грозе» и ее героине Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по
мнению Писарева, не «луч света «в темном царстве», а «вечное дитя», «несчастная
жертва».
Великий артист М. С. Щепкин с горечью и обидой отозвался о произведении
Островского. 31 октября 1859 г. он ушел за кулисы во время репетиции «Грозы» в
Московском Малом театре.
3. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
Долгое время считалось, что в основе сюжета «Грозы» — нашумевшее «клыковское
дело». В 1859 г. в Костроме девятнадцатилетняя Клыкова Александра Павловна ушла
из дому, и тело её нашли в Волге. При судебном разбирательстве выяснилось, что
веселая и добрая Александра Клыкова была выдана замуж в купеческую семью.
Деспотичная и угрюмая свекровь всячески притесняла сноху, а безвольный сын не
мог защитить молодую жену. Но тут появился служащий почтовой конторы Марьин,
которого Клыкова полюбила.
Далее выяснилось, что «Гроза» была написана раньше, чем происходили реальные
события в семье Клыковых. Но совпадения потрясающие!
Драму «Гроза» Островский написал почти полтора века назад. Казалось бы, что нам
сегодня до Катерины? Но пьеса до сих пор волнует и зрителей, и читателей. Одна
из причин в том, что драматург воссоздал в произведении необычайно яркие, живые
и, к сожалению, узнаваемые в сегодняшней жизни характеры. Другая причина —
автор не просто создал запоминающиеся картины нравов, но и обратился к «вечным
проблемам» — проблемам нравственности, человеческого достоинства, любви,
счастья, противоречиям между велением сердца и долга.
4. Объяснение нового материала.
В драме «Гроза» автор поставил перед собой задачу обличения экономической и
духовной тирании «темного царства». Он показал, как «зреет протест против
вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором
требований жизни» (А. А. Зерчанинов).
Суть основного конфликта такова. По словам Ю. В. Лебедева, это конфликт
между «темным  царством» И НОВЫМ человеком, живущим ПО законам совести.
В драме выступают две группы жителей провинциального города Калинова. Одна
из них олицетворяет власть «темного царства». Это Кабанова Марфа
Игнатьевна и Дикой Савёл Прокофьич — грубые, деспотичные и невежественные,
враги всего нового.
К другой группе относятся «жертвы» «темного царства». Это Катерина, Борис,
Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон, униженные и угнетенные, но все-таки способные
на протесты и по-разному его выражающие.
5. Беседа с учащимися.

— Наш сегодняшний урок – это урок-экспозиция,
на котором мы постараемся познакомиться с городом Калиновым и его обитателями.
Запишите тему урока – Город
Калинов и его обитатели.

— Какую информацию
мы можем почерпнуть уже из афиши к пьесе? Что примечательного можно обнаружить
в описании действующих лиц и обстановки действия?

1. Назовите
действующих лиц «Грозы». Что означают их имена и фамилии?
Екатерина – разговорное Катерина, от гречего
katarios  чистая,
благопристойная.
Варвара –  от греческого
barbaros – . иноземка, чужестранка.
Марфа
от
арамейского та
rfа – госпожа.
Борис
сокращение
имени Борислав, от бор –  борьба. слав
слава.
Савёл –  от Савелий, древнееврейское имя –  испрошённый (у бога).
Тихон
от греческого
tуchоп удачный, спокойный.

Среди действующих лиц – «говорящие» фамилии: Дикой, Кабаниха,
Тихон, Кулигин (близко к Кулибину — выдающийся русский механик-изобретатель)

Интересная ремарка
(вспомним, что ремарка – это авторское замечание к действию): «Все лица, кроме
Бориса, одеты по-русски». Это подчёркивает особость Бориса в провинциальном
Калинове.

— Итак, на берегу великой русской реки раскинулся город. На
высоком берегу Волги – общественный сад, за Волгой – сельский вид. Простор,
воля, свежий воздух, красота. Так и хочется петь. И Кулигин поёт.

(фрагмент постановки 1977 г.)

— Какой художественный приём и с какой целью использует автор в
первом же диалоге Кулигина с Кудряшом?

Приём контраста: красота русской природы и поэтическое любование
этой красотой Кулигина контрастируют с невежеством Кудряша и безобразным
размахиванием руками Дикого. Этот контраст
предварят будущую картину дико устроенной жизни в столь райском уголке русской
природы.

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом тёмном
мире: господствующее над ним самодурство, дикое безумное, неправое, прогнало из
него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в
прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности,
вера в любовь и счастье и святыня честного труда». (слайд)

— О каком тёмном мире идёт речь?

Купеческий мир, изображённый Островским, Добролюбов назвал «тёмным
царством». Что же это за царство? Это вопрос, на который нам предстоит найти
ответ.

САМОДУР – человек, руководящийся в своем поведении по отношению к
другим людям исключительно личным произволом, прихотями. Слайд.

— Какие же черты самодурства намечены уже в этом первом диалоге?

Разнузданность, грубость и безнаказанность Дикого, хитрость и
двуличие Кабанихи («всё под видом благочестия»)

— Что предлагают против самодурства собеседники?

Кудряш – самодурство против самодурства. Кулигин – «лучше уж
стерпеть».

— Какой ещё незначительной, казалось, деталью драматург фиксирует
нынешнее отношение Кулигина к самодурству?

Ремаркой: «Проходят Дикой и Борис. Кулигин снимает шляпу». Это
может говорить и просто о культуре Кулигина (обращается к собеседникам
«Сударь…», в 3 явлении произносит целый монолог, что говорит о развитости речи,
о способности рассуждать), но в контексте его разговора с Кудряшом говорит о
нежелании (пока) связываться с Диким.

— Обратим своё внимание к 3 явлению.

Что важного узнаём из него об обстоятельствах и героях?

Узнаем о зависимом и жалком положении Бориса; о возможной
внутренней слабости внешне грозного Дикого (рассказ Кудряша об обругавшем
Дикого гусаре). Но наиболее интересен здесь Кулигин. С одной стороны: «надо
стараться угождать как-нибудь» (это Кудряшу), «как можно, сударь! Съедят,
живого проглотят» (Борису). С другой стороны, в самом начале говорит Борису:
«Охота вам жить у него да брань переносить»,- а в конце произносит полный обиды
и скрытого протеста монолог о «жестоких нравах». И наконец, узнаем о его добрых
намерениях («работу дать … мещанству») и о точной оценке, вполне открыто
данной им Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

ХАНЖА – Неискренний человек, прикрывающийся показной
добродетельностью или набожностью; лицемер. (слайд)

— Проследите, что именно непосредственно вызвало монолог Кулигина?

Слова Бориса о том, «что все это наше русское, родное», особенно
разбередили Кулигина. В нем есть скрытое (пока) желание другой жизни.

— Самое время вернуться к началу нашего разговора. Каковы же они,
обитатели города Калинова?

Обитатели города Калинова

Самодур – Дикой

Ханжа – Кабаниха

Молодой грубиян – Кудряш

Равнодушный – Шапкин

Смирившиеся – Борис, Кулигин (пока!!!)

— Перечитаем монолог. Что же такое «жестокие нравы »?

Это не только материальная несправедливость, а прежде
всего, порожденные ею нравственные пороки: корысть, зависть, пьянство, вражда
.

— В 5-м явлении впервые появляется Катерина. В своё время роль
Катерины на сцене воплощали многие известные актрисы.

— Драматическое произведение тем и прекрасно, что даёт возможность
творчества, различных трактовок образов…

— 5 явление прочтем в лицах.

Установочное задание:

— почему главная героиня появляется лишь в середине 1-го действия?
Какова первая реплика Катерины и значим ли для нас характер этой реплики?

Драматургу в начале пьесы важно убедить читателя в гнусности
обстановки, а затем по контрасту с этой обстановкой нарисовать светлый образ
героини. Своей первой репликой Катерина заступается за мужа, что сразу
подчеркивает внутреннюю силу и красоту ее характера. Кроме того, в первой же
своей реплике она говорит именно о любви, которая составляет сущность ее натуры.

— Кстати, о любви. Катерина говорит свекрови: «Для меня, маменька,
все одно, что родная мать, что ты … ». Учитывая все то, что мы скоро узнаем о
жизни Катерины в родительском доме, не кажется ли вам это своего рода
лицемерием?

Катерина лишена лицемерия. Она лишь может принимать желаемое за
действительное, поскольку привыкла жить только в любви и хочет любить всех
близких, потому что привыкла так жить. Именно таким будет и ее отношение к
Тихону.

— Теперь (тоже кстати) о Тихоне.

Почему все его реплики представляют собой незаконченные
предложения?

Трусость, вызванная материальной зависимостью от матери.

Его действиям и словам возможно два объяснения: либо он
действительно настолько ничтожен, глуп и слаб, либо всеми своими поступками и
словами он пытается лишь быстрее «отвязаться» и от маменьки, и от всех, так всё
ему здесь надоело.

— Как бы вы оценили здесь Тихона?

Скорее, конечно, второе. Он слаб, но не настолько глуп. И его
уничижения перед «маменькой» — всего лишь искусная игра (обратим внимание на
реплику «в сторону» в момент маменькиных наставлений). В то же время он не
обладает достаточной душевной тонкостью, чтобы почувствовать всю серьезность
надвигающейся ситуации.

— О Кабановой — особый разговор. По всей обстановке видно, что
подлинная власть над близкими уже выскользнула из ее рук, и она превращается в
формалистку: если нет сути, то должна соблюдаться хотя бы видимость порядка,
его обрядовая сторона.

— Характер Катерины продолжает раскрываться для читателя в 8-м
явлении в ее диалоге с Варварой. Перед чтением диалога зададимся вопросом: что
важного узнаем о Катерине? Чем отличается от нее Варвара?

Мы без труда узнаем о таких чертах Катерины, как искренность,
любовь к людям, нежность, наивность, поэтичность, мечтательность, вольно­любие.
Но важнее другое. Во-первых, ее предчувствие: «Я умру скоро». Во-вторых,
колебания в ней, раздирающая душу героини внутренняя борьба и, наконец,
зарождающееся вопреки представлениям о долге чувст­во к Борису.

А в Варваре поражают дружелюбие, простота, про­ницательность и
предельная практичность в решении; жизненных проблем.

5. Домашнее задание.

1) «Как зачем бояться? Какой же тогда порядок в доме будет?» Как
вы относитесь к высказыванию Кабанихи? Устарело ли это суждение? Злодейка ли
Кабаниха?

2) Перечитайте 2 действие. Расскажите, что из двух действий мы
узнаём о Катерине?

На чтение 20 мин. Опубликовано

Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза» Островского? На первый взгляд — вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.

Показательно имя персонажа — Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» — такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой — доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

Сказать о внешности можно очень мало, так как автор не стал застрять внимание на внешних чертах героини, поставив на первое место внутренний мир женщины. Читателю лишь известно, что героиня чуть старше среднего возраста, одета бедно, в лохмотья.

Первое знакомство с Феклушой происходит после повествования Кулибина о жизни в Калинове, о быту и нравах города. Феклуша воспевает свою хозяйку госпожу Кабанову, говоря о её доброте, ведь она подаёт милостыню бездомным и убогим. Речь Феклуши можно смело считать сумасшедшей, ведь все, что она говорит — наглая ложь. Восхваление героиней купечества можно объяснить лишь тем, что она боится Кабаниху, поэтому все, что ей остаётся — восхвалять хозяйку.

В следующий раз читатель встречается с Феклушой в доме Кабановой. Героиня разговаривает со служанкой Глашей и просит проследить её за убогой. Глаша девушка со своими взглядами, потому она отказывается от просьбы Феклуши. Однако, Феклуше все-таки удаётся переубедить Глашу с помощью своих фантастических рассказов о других странах. Далее происходит разговор героини с Кабановой. Она рассказывает хозяйке о том, что все люди куда-то спешат и торопятся, а это говорит о приближающемся конце света. Кабаниха верит каждому слову Феклуши и после разговора осознает, что её «тёмное царство» начинает разрушаться.

Таким образом, Феклуша — это обманщица, одурачивающая жителей Калинова и пытающаяся нажиться на их подаяниях за те байки, которыми она кормила жителей. Сейчас имя Феклуша стало нарицательным. Так называют человека, который за благими речами скрывает байки и небылицы, то есть красиво врет.

Сочинение 2

Драма «Гроза» — одно из самых известных и интересных по своему сюжету произведений А.Н. Островского. Оно написано в стиле реализм, а для него характерно «изображение типических героев в типических обстоятельствах», объяснение характеров средой. Очень интересно описаны образы каждого из героев драмы. При этом обратить свое внимание стоит не только на главных участников действия.

Феклуша — та героиня, которая с первого взгляда может заинтересовать далеко не каждого читателя, так как это один из второстепенных персонажей драмы «Гроза». На первый взгляд, даже не понятно, зачем автор решил ввести её образ в своё произведение, ведь он абсолютно не привлекает внимание и кажется незначимым. Но я думаю, что автор сделал это  неслучайно, так как Феклуша играет важную роль в понимании обстановки, царившей в небольшом провинциальном городке Калинове, а так же помогает дорисовать образ Кабанихи.

На страницах пьесы читатель встречается с Феклушей только несколько раз. Впервые это происходит после рассказа Кулибина о нравах города, «темного царства» и перед встречей с  Кабанихой, появившейся вместе со своими детьми. Реплики Феклуши пропитаны чувством восторга и восхищения в отношении не только хозяйки дома, но также и её порядков. Но все её слова, на мой взгляд, не несут в себе ни капли искренности, они лживы и слащавы, даже ассоциируются с бредом. Феклуша выступает за купцов «темного царства», считает их образ жизни абсолютно правильным. И благодаря этой героине сразу становится понятно, насколько сильно прижились ложные принципы. Мне кажется, что её слова нельзя назвать адекватными.

В следующий раз мы встречаемся с Феклушей в доме Кабанихи, когда она разговаривает с Глашей. Странница рассказывает о неправедности жизни, но при этом сама основывается лишь на слухах. Все её суждения — суждения ограниченного человека. Феклуша  необразованна и наивна. Она, как и все жители города, верит каждому слову, которое ей приходится слышать.

После публикации пьесы имя Феклуша стало нарицательным. Так называют человека, распространяющего байки, слухи, сплетни, замаскированные под видом благочестивых рассуждений. При описании образа Феклуши нельзя не обратиться к речевой характеристике героини. Её реплики наполнены такими словами, как «милая», «сударь», «ваша светлость». И  это придает её речи напевность, а также показывает её пресмыкающийся характер.

Характеристика Феклуши

Название драмы «Гроза» мало что говорило думающему зрителю или читателю. То ли речь пойдет о природных явлениях, а может, гроза назрела в обществе? Александр Николаевич Островский писал о том, что молодое поколение не хочет жить по Домострою, не хочет жить во лжи. В приволжском городке Калинов многие годы ничего не меняется: есть хозяева жизни, действующие от имени Бога и прикрывающиеся традициями, и есть их  жертвы, вынужденные поступать не по своей воле, а подчиняться указам старших. Например: Кабаниха, Дикой явно хозяйничают в Калинове, а Тихон, Борис и даже образованный Кулигин и др. вынуждены жить  по указке – нет у них своей воли!

Феклуша  —  второстепенный персонаж. Какую же роль играет она в пьесе?

Имя Фёкла в переводе с греческого значит «слава Бога». Феклуша – странница. Бродит она по городам и весям российским, поддерживая христианскую веру, как она считает. Все в ней кажется просто: и имя – Феклуша, и возраст, и одежда. Со всеми может поговорить, рассказать, что видела и слышала в других местах.

«Бла-а-лепие»  – по словам Феклуши- царит в Калинове. А всё потому, что заправляют в городе такие праведные купцы, как Кабанова. Странница-противница всего нового: в поезде она видит  огненного змея, на улицах городов – суета. В Калинове же  все тихо и спокойно, все по старинке. Блюдут благочестие купцы.

Но так  ли  проста эта героиня? Вот Феклуша наблюдает, как собирают в путь Тихона , и ласковым голоском пытается посеять сомнения в честности другой убогой, которая нашла приют в доме Кабановой,призывая Глашу следить за ней, чтоб ничего не пропало. Впрочем, она не будет вступать в спор: всё должно быть благопристойно. А вот странница, собрав вокруг себя слушателей, рассказывает о других странах – где мусульманские правители и живут люди с песьими головами. Из ее слов следует: неправедная вера ведет к неправедной жизни. Христианство – единственно правильный путь развития. А потому надо верить и чтить традиции предков. И во всем подчиняться старшим. При встрече с Кабановой она кланяется купчихе: только в таких домах, как у Кабановой, и найдешь истинное благочестие – считает она. Ей необходимо заботится  о себе: останавливаться в домах богатых купцов, получать хорошие подачки — вот и защищает своих покровителей. А если нет возможности  найти управу на молодежь, можно и припугнуть геенной огненной, концом света. Ёе слушают и ей верят (других источников информации нет). Вот и получается, что, благодаря таким странникам, незыблема власть кабановых и диких. Феклуша зависит от богатых купцов и готова им служить. Однако она манипулирует простыми жителям Калинова: учит их, стращает, навязывает слухи. Значит, она также стремится быть одним из первых персонажей в этом городе. И считать ее второстепенным героем нельзя!

<glav>Другие темы:</glav>← Кудряш в произведении Гроза↑ ОстровскийБорис в произведении Гроза → `

Феклуша в произведении Гроза

feklusha-v-proizvedenii-groza.jpg

Популярные сочинения

  • Анализ рассказа «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин

    Произведение является составной частью книги «Новые сказки для детей изрядного возраста, написанное в 1884 году под впечатлением событий, происходящих в стране, изданное в России уже после смерти автора.

  • Анализ произведения «Шинель» Гоголя 8 класс

    История возникновения «Шинели» достаточно интересна – считается, что Н.В. Гоголь услышал канцелярский анекдот о мелкой руки чиновнике, который долго копил деньги на покупку ружья, а впоследствии потерял его

  • Три правды в произведении На дне Горького

    Произведение М.Горького «На дне» показывает действительность жизни многострадального народа и его внутренний мир в целом. В нем заключаются разные события, которые, в общем, формируют трагедию сочинения

Скачать:

Пьеса «Гроза» известна каждому, кто неравнодушен к литературе и творчеству Островского в частности. Социально-бытовая драма, где каждый персонаж заслуживает отдельного внимания, неважно главный или второстепенный. Среди них хочется отметить следующую героиню, не участвующую в главном действии пьесы, но чья роль весьма существенна для всего произведения. Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» на первый взгляд кажутся неприметными, но это ошибочное мнение. Автор ввел ее в сюжет неслучайно. Феклуша характеризует собой обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.

Феклуша – странница. Блаженная.

Образ и характеристика

Как выглядела Феклуша, Островский не соизволил упомянуть, но все странники в общих чертах похожи друг на друга. Скорее всего, она нестарая, ей чуть больше среднего возраста. Вместо одежды рваные лохмотья. Сумасшедший взгляд, косматая.

В пьесе она появляется всего несколько раз. Первая встреча с Феклушей происходит после монолога Кулибина о нравах города Калинова и перед появлением Кабанихи в сопровождении своих детей, которым опять доставалось от нее по-полной программе.

Феклуша голосила:

«Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». Она с нескрываемым восторгом восхваляла хозяйку дома и ее доброе сердце, не остающееся безучастным к сирым и убогим. Каждому даст на хлебушек и словом приголубит. Ее речь больше похожа на бред полусумасшедшей старухи. Она неискренна в словах, фальшива насквозь. Восхваляя купеческий уклад жизни, она беззастенчиво врет.

Следующий эпизод с участием этой героини происходит в доме Кабанихи, где она ведет разговор с дворовой девкой Глашкой, прося ее приглядеть за убогой. Глаша человек адекватный со своими взглядами на жизнь быстро ставит ее на место, напоминая, что нищие любят друг на друга клеветать, а она сама уже не маленькая и вполне способна отличить, где хороший человек, а где плохой.

Все-таки удалось Феклуше задурить девке голову небылицами о странах заморских.

«Такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно». По земле ходят люди с «песьими головами». Глаша уши-то развесила поверив в ее россказни. Ничего удивительного, мир девушки, как и других горожан, сосредоточен в городе Калинове, а как за его чертой, она и не ведает.

Следующей жертвой ее рассказов стала сама Кабаниха. Ей досталась тема про железную дорогу и столичную жизнь. Она убеждает Кабанову, что близятся «последние времена». Люди все спешат куда-то, торопятся. Это свидетельствует о скором конце света. Кабаниха проникается ее пламенной речью и словно под гипнозом со всем вышесказанным соглашается, осознавая, что созданный ею мир рушится на глазах.

Феклуша на самом деле темный человек, недалекий.

«Далеко не ходила; а слыхать – много слыхала». Таких людей, как она в маленьких городах ждали. Странницы, подобные ей, являлись источником новых сведений для жителей «темного царства». Наивные, верили каждому слову и это неудивительно, ведь дальше родного города никто из них не бывал. Помимо рассказов о необыкновенной жизни она между делом пытается донести им правду о людях, живущих в Калинове, но жители этого предпочитают не слышать, потому что не хотят. Им вполне достаточно хвалебных речей об их городе. Это все что им надо. Феклуша же довольствовалась подаяниями в благодарность за «сказки», которыми она вдоволь кормила местное население. Ее жизнь заключается в обманах, воровстве, одурачивании доверчивого народа и оказанию помощи «грешникам», нуждающихся в замаливании грехов.

После публикации пьесы, имя Феклуша вошло в обиход, как нарицательное. Означает одно – это человек, распространяющий байки, замаскированные под видом благочестивых рассуждений.

Добавить в избранное

Кто такая Феклуша в пьесе ” Гроза ” Островского? На первый взгляд – вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция.

Характеристику Феклуши в пьесе “Гроза” можно начать со слова “странница”.

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией.

В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, “странствовали”. Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе “На дне” или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе “Гроза” заключается в другом.

Показательно имя персонажа – Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам.

Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о “жестоких нравах” и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

“Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить!

В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный” – такие слова говорит Феклуша другой женщине. Ее слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врет, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни.

Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено.

Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в “Грозе” также важна. Ее реплики переполнена обращениями “милая”, “сударь”, “милая девушка”, “ваша светлость”. С одной стороны, это придает ее речи гипнотическую напевность, с другой – доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в “Грозе” не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил еще одну грань “темного царства”. Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Характеристика Феклуши в пьесе “Гроза”« Осенние каникулыСочинение на тему: Грибной дождик »

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V-Dikoj-Kabaniha.jpg

Смотрите: — Краткое содержание пьесы «Гроза»— Все материалы по пьесе «Гроза»

Характеристика героев пьесы «Гроза» Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц)

КабанихаНе будь у Катерины такой … бабы-яги, она не завела бы интриги с Борисом и провела бы жизнь с Тишей… . Но у нее … [свекровь] — леди Макбет…» Дикой «Взгляните же теперь на другое лицо драмы (тоже аксессуарное): на Савелья Прокофьича Дикого, купца, значительное лицо в городе. Какой контраст с Кулигиным! От первого веет человечностью, разумностью, видно, что свет божий проник в его душу; второй точно зверь лютый: ничего знать не хочет, ничьих прав признать не хочет, никого не слушает, всех ругает, ко всем придирается, — и все потому лишь, у него уж нрав такой, что совладать с собой не может. Откуда этот контраст? Оттого, что в душу одного проник луч истины, добра и прекрасного — луч образования, а душа другого объята мраком непроницаемым, разогнать который может лишь свет просвещения… <…>  Дикой, дядя Бориса,- это один из самодуров, которые так великолепно удаются г. Островскому. Без самодура картина из купеческого быта обойтись не может: это уже аксиома. Вот причина, почему и Дикой выведен в «Грозе», хотя он и не нужен для хода пьесы — и причина, по нашему мнению, вполне законная и разумная…» Катерина Кабанова«… Кабанова не может … поработить совершенно невестку: Катерина постоянно делает ей отпор, постоянно отстаивает права свои на самостоятельность. Отсюда вечная вражда между ними. Результатом всего этого выходит то, что жизнь в доме Кабановой — не жизнь, а каторга. Оставаться в таком положении нет сил ни для Тихона, ни для Катерины,- и каждый из них выходит по-своему из своего, по-видимому, безвыходного положения. <…> Катерина находит исход …: она влюбляется в одного молодого человека, Бориса Григорьевича, племянника купца Дикого. <…>  Катерина убежала из дому, обратилась было к Борису, чтоб тот взял ее с собой (его дядя за любовные проделки посылает в Сибирь), но Борис — пошляк страшнейший — отвечал ей на это, что дяденька не велит. И осталось несчастной женщине любое из двух: или воротиться к теще на вечное мучение и страду или броситься в Волгу.» Тихон Кабанов «Тихон Иванович, сын Кабановой — … человек добрый, с мягким сердцем, но уже совершенно лишенный всякой воли: мать делает с ним все, что хочет. Любя жену и, по натуре своей, не имея возможности обращаться с ней грубо, деспотически, как требуют того старинные нравы, в которых Кабановой хотелось бы воспитать и удержать всех, — он тем навлекает на себя постоянное гонение матери… <…> Тихон рвется куда-нибудь — и напьется,- хотя вином душу отведет, — и мать ни слова против этого: пить и развратничать позволяется нравам «темного царства», лишь бы только все было шито да крыто. <…> …[Тихон] в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса…» Варвара Кабанова«…Варвары, в которой нет уже ни мистицизма, ни нравственности, и которая преспокойно прогуливает себе ночи с конторщиком Ваней Кудряшом, не боясь ни унизить своего человеческого достоинства, ни попасть за это в геенну огненную. <…> …Бой-девка — проведет и выведет… <…>  Лицо Варвары обрисовано тоже превосходно, и оно совершенно необходимо по концепции сатиры: Варвара служит наглядным, пластическим доказательством, что деспотизм матери не охранит нравственности дочери, как это и подтверждается миллионами примеров, взятыми из жизни «темного царства»…»Борис «…с Тишей, который, как нам кажется, в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса… <…> …Борис — пошляк страшнейший…Что касается до лица Бориса (хотя нужного в драме, но совершенно бесцветного), то самая его бесцветность — есть его достоинство как лица художественно воспроизведенного: Борис должен быть бесцветен, потому что самодурство дяди вывело в нем всякий цвет. Его бесцветность хороша и в том отношении, что рельефно выставляет всю нелепость любви к нему Катерины…»Кулигин«Лучшим из этих аксессуарных лиц — нужных и превосходных в сатире, и лишних в драме — является, по нашему мнению, Кулигин,- мещанин, часовщик-самоучка. Лицо это прямо выхвачено из жизни и полно глубокого смысла по отношению к основной идее драмы г. Островского. Феклуша«Из остальных аксессуарных лиц, после Кулигина, на первый план выступает Феклуша, приживалка. Лицо это, мастерски срисованное с натуры, играет огромную роль в концепции сатирической драмы г. Островского. Феклуша, толкующая о «Салтане Махмуде турецком», о «Салтане Махмуде персидском» и о том, что в Турции нет судей праведных, а все судьи неправедные, и т. д., эта Феклуша, и ей подобные, составляет единственный источник света и просвещения для жителей «темного царства»: всякая нелепость, которая только может придти ей в голову, застрянет обыкновенно на веки-вечные и в голове «темных людей», с религиозным благоговением слушающих ее рассказ о дальних странах — о святых местах, о граде Киеве и проч. и проч. Немалый источник мистицизма, такою дьявольскою сетью опутавшего душу несчастной Катерины, кроется, по нашему мнению, в этих приживалках-Феклушах, в их рассказах о разных разностях, отуманивающих на всю жизнь сознание бедных «темных людей»…»Полусумасшедшая барыня«Многих может поразить появление несколько раз в продолжение пьесы барыни — старухи, каркающей ни с того ни с сего a la шекспировская ведьма; но это лицо тоже не лишено правды: такие случаи бывают в уездных городах.»Характеристика героев пьесы «Гроза» Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц) произведения.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/feklusha-harakteristika.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/feklusha-v-proizvedenii-groza
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1625-harakteristika-feklushi-groza.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/xarakteristika-feklushi-v-pese-groza/
  • https://www.literaturus.ru/2016/06/personazhi-groza-ostrovskij-harakteristika.html

  • Рассказ о нервной системе человека 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о неразделенной любви
  • Рассказ о несторе летописце
  • Рассказ о несуществующем животном
  • Рассказ о николае толстом