Рассказ о несторе летописце

9 ноября русская православная церковь отмечает день памяти преподобного нестора-летописца. десятки лет своей жизни он отдал созданию повести временных лет

9 ноября Русская православная церковь отмечает день памяти преподобного Нестора-летописца. Десятки лет своей жизни он отдал созданию «Повести временных лет» — летописного свода, который определил место русского народа в мире и истории.

Летопись

Преподобный Нестор родился и жил в Киеве во второй половине XI века. На духовный путь он встал 17-летним юношей, став послушником Печерского монастыря — будущей Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Здесь же он будет спустя 40 с небольшим лет погребен.

Свои дни он проводил в молитвах и монашеских послушаниях — при этом в собственных записях Нестор называл себя недостойным, грешным и окаянным. Одновременно житие будущего летописца сообщает: чистотою жизни и послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных печерских старцев.

Главной страстью Нестора были книги — их он называл «реками, напояющими вселенную, от которых исходит мудрость». Видя это книжное усердие молодого монаха, ему дали послушание летописца.

Главным трудом Нестора стала «Повесть временных лет», составленная к 1112–1113 годам. «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», — такими словами начал инок свой многолетний труд.

В работе он действовал как профессиональный историк: изучал предшествующие летописные своды и сказания, монастырские записи, рассказы воинов, торговцев и путешественников, сравнивал и анализировал их. Обращался Нестор и к византийским летописям.

«Повесть» — не просто перечисление фактов и дат в хронологическом порядке: это духовное осмысление истории Руси. И не случайно история народа и государства переплетены в летописи с историей христианства, даже само повествование Нестор начал с библейских времен — все потому, что летописец воспринимал историю Руси как неотъемлемую часть всемирной истории и в конечном итоге как историю спасения всего человечества.

Создание славянской грамоты, крещение Ольги в Константинополе, строительство первого православного храма… Описывая исторические события, Нестор упоминает и о тех, свидетелем которых был сам: 1096 год, половцы подступили к Киеву, разгромили и сожгли Печерскую обитель.

Позже обитель отстроили заново, а историк и наблюдатель Нестор продолжил свой труд.

Апостол Андрей. Фото: iconrussia.ru

Перед своей кончиной он завещал монахам продолжить работу над летописью. Впоследствии текст летописи несколько раз переписывали и дополняли. Оригинал, написанный Нестором, до наших дней не дожил — он сохранился в виде списков в составе Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, и Ипатьевской летописи середины XV века.

Историки до сих пор спорят об авторстве летописи. Алексей Шахматов, русский историк и филолог конца XIX — начала XX века, сравнив текст «Повести» с другими древними текстами, пришел к выводу, что, по всей видимости, Нестор был не единственным ее составителем. Текст многослоен, в нем есть нестыковки — стало быть, в основу труда Нестора легли летописи, написанные предшественниками. Как полагают исследователи, более ранние тексты, которые легли в основу «Повести», были созданы в 1037–1044 годах.

Впрочем, даже если принять этот факт во внимание, заслуг Нестора это отнюдь не умаляет. Он свел воедино огромное количество информации и составил цельный исторический труд. Именно этот труд послужил образцом изложения для последующих летописцев — его почти целиком вносили во все последующие своды. Интересно, что сам Нестор нигде не упоминает себя в качестве составителя. Его имя указывается лишь в более поздних копиях летописи и других монастырских записях.

Исторические загадки

Немало вопросов у историков не только к авторству, но и к содержанию летописи. Начальные страницы русской истории по-прежнему представляют для исследователей тайну, и «Повесть временных лет» при всей ее монументальности не дает ответов на многие вопросы.

Например, первое появление славян на мировой арене Нестор смог отследить только в момент их появления на Дунае. Описывая события давно минувших веков, Нестор не всегда приводит точные даты, а такие важнейшие моменты в русской истории, как, например, основание города Киева, даны в виде пересказа легенды. Первая конкретная дата, упомянутая в летописи, — 852 год, и у ворот Царьграда внезапно появляется «мощный русский флот».

В несторовской летописи содержится большое количество фактов, говорящих о том, что Древняя Русь была развитым государством еще задолго до Рюрика. Описывая путешествие по землям Древней Руси апостола Андрея в I веке новой эры, летописец пересказывает слова Андрея, сказанные об увиденном уже по возвращении в Рим: «Удивительное видел я в Словенской земле на пути своем. Видел бани деревянные, и разожгут их сильно, и разденутся догола, и обольются квасом кожевенным, и возьмут молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что вылезут еле живые, и обольются водою студеною, и так оживут». Историк церкви Антон Карташев считает этот отрывок более поздней впиской в текст — так, по его мнению, киевские переписчики свода хотели подшутить над новгородскими.

Говорит Нестор и о происхождении слова «русь», и о том, кем были варяги. Летописец сближал эти понятия: нередко сам называет варягов «русью». При этом он отделяет варягов от шведов, скандинавов и других североевропейских народов, внеся свою лепту в последующую дискуссию историков о норманнском происхождении Руси.

«Повесть временных лет» составлена не для людей, а для последующего Страшного суда, на котором Господь будет судить целые народы, считает Игорь Данилевский, современный историк. Академик Дмитрий Лихачев добавлял: Нестор показал место русского народа на карте мировой истории и убедительно доказал, что русские — не без роду и племени.

ок. 1056-1114

Монах Киево-Печерского монастыря, агиограф и летописец.

Биография

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский (? 1226, память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М.-Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» — в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

В древние времена центрами духовной, культурной и научной жизни были монастыри. Живущие в них монахи обучались грамоте и умели писать, в отличие от основной массы народа. Благодаря их рукописям сейчас мы можем узнать о древней истории человечества. Огромный вклад в развитие науки внес монах Нестор. Летописец вел своеобразный дневник, куда записывал все, по его мнению, значимые события в жизни общества. За свои труды и благодеяния монах был канонизирован православной церковью и почитается как святой. История его необычайной жизни станет предметом исследования этой статьи.

По монастырскому уставу тех времен человек должен был пройти трехлетнее послушание при храме, и лишь потом он получал право быть слугой Господа. Герой нашего повествования Нестор подготавливался к монашеству, и в этом ему помогали сначала игумен Феодосий, а затем и Стефан. Эти люди необычайно повлияли на дальнейшую судьбу Нестора. В то время многие монахи вели летописи, но наш чернец поначалу не задумывался об этом деле. Он был самым обычным братом, как все иные.

296275

Нестор-летописец: тяга к знаниям

Постепенно монах осознает, что ему становится интересна книжная мудрость. Он упоенно начинает читать Евангелие, а затем и жития святых. Последние служили ему примером для подражания. Читая жития греческих праведников, преподобный Нестор-летописец решился начать писать и о подвигах русских святых, для того чтобы они не остались бесследными. Первым произведением монаха было житие блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба. После этого труда жизнь стала давать Нестору множество поводов для исследования. Так, ему было поручено отыскать тело игумена Феодосия. При помощи двух монахов Нестор все же смог отыскать мощи святого, которые были перенесены в лавру. Впечатленный этим событием, он приступил к очередному труду. Ним было не что иное, как житие святого Феодосия.

296274

«Повесть временных лет»

Игумен стал замечать талант и трудолюбие Нестора, которому было поручено свести множество записей разных лет воедино и отредактировать их. Именно с этого времени и до конца своей жизни Нестор-летописец писал «Повесть временных лет». В настоящее время это творение — одна из высших ценностей русской истории, ведь оно основано на многочисленных источниках, а также написано при помощи непревзойденного литературного мастерства. До самой смерти Нестор-летописец занимался своим трудом. После него за рукопись взялись и другие священники.

Память о святом

До сих пор русский народ помнит о подвигах, которые совершил летописец Нестор. Биография его восстановлена неполно, ведь жил он давно — в XI веке. Уже в XIII столетии Нестора поминали как святого. Значение его для русской православной церкви и для всего славянского народа трудно переоценить. Монах похоронен в пещерах Антония в Киево-Печерской лавре. Православная церковь поминает Нестора 9 ноября. Кроме того, вспоминается монах и 11 октября — в день Собора преподобных отцов лавры.

, Святой

Нестор — (50-е года ХI века) древнерусский писатель,
агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор
житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского.

Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской
церкви; память — 27 июля по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних
(Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Тако же и ти же словене пришедше и седоша по дънепру и
нарекоша ся поляне. а друзии деревляне. зане седоша въ лесехъ. а друзии седоша
межи припетью и двиною и нарекоша ся дрьгъвичи. инии седоша на двине и нарекоша
ся полочане. речькы ради яже течеть въ двину. именьмь полота. отъ сея прозъваша
ся полочане. словене же сьдоша около озера илмеря. и прозъваша ся своимь
именемь. и съделаша градъ и нарекоша и новъгородъ. а друзии седоша на десне. и
по семи. и по суле. и нарекоша ся север. и тако разиде ся словеньскъ языкъ.
темь же и прозъва ся словеньская грамота… (О расселении славян на Руси,
«Повесть временных лет»)

Нестор Святой

Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении
Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в
Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал
послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия,
игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой
духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в
изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя,
память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование.

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное
со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного,-
говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов
обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых
исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда
воздержания.

Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь
великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или
святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.
В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных
страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в
Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил
житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного
праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для
перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14
августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление
к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных
лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда
Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда
преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские
летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна
Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы
старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных
с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать
историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения
человеческого рода.

Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и
учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем муд­рость и воздержание.
В книгах непечатная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если
прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо
тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами.

Нестор Святой

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных
моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского
народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе
Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми
равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги
в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом
православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых
варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым
равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому
русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах
Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и
подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и
Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы
хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей,
сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской
обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной
истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм » Повести
временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав
печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками
в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести
временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года,
наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас
списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора
(«Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции
печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226,
память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о
событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко
ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного
Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в
Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда
празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Святой Нестор — цитаты

Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем муд­рость и воздержание. В книгах непечатная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами.
Aquote2

Поляне же жили в те времена отдельно и властвовали родами своими… И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек, а третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Кий сидел на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, отчего и прозвана Хоривицей. И построили они городок в честь своего старшего брата, и назвали его Киев. А вокруг города был лес и пуща большая, и ловили там зверей. И были те мужи мудрыми и смышлеными, и назывались они полянами, от них в Киеве есть поляне и по сегодня.Aquote2

История любого государства немыслима без бесценных реликвий, блестящих творений человеческой мысли и духа. Для Древней Руси таким без преувеличения можно назвать знаменитую и фундаментальную «Повесть временных лет». Она является ценнейшим источником исторических сведений и играет огромнейшую роль для всей славянской культуры. В ней красочно, подробно и с блестящим мастерством описаны исторические события, происходящие с библейских времен и до начала XII века.

Ее автором традиционно называется инок Киево-Печерского монастыря Нестор Летописец. День памяти его принято отмечать 9 ноября. Писатель, агиограф, исследователь, мыслитель, святой — имя его золотыми буквами вписано в историю Руси и навсегда останется в ней. Попробуем вкратце рассказать о биографии и деятельности этого удивительного человека, без преувеличения называемого отцом русской истории.

Краткая биография

Итак, давайте узнаем, как жил и чем прославился Нестор Летописец. Краткая биография этого человека, вернее, некоторые сведения о нем могут быть почерпнуты из главного его труда — “Повести временных лет”.

Доподлинно мало известно о его детстве, так как по скромности летописец ничего не писал о своих родных. Можно предположить, что семья его слыла знатной и богатой, так как только в такой можно было в те годы получить достойное образование. Известно только, что Нестор Летописец (годы жизни его также точно не определены: предполагается, что он появился на свет приблизительно в 50-х годах одиннадцатого века, а преставился в 1114 году), начал свой жизненный путь в городе Киеве. Это становится понятно из его работ.

Всю взрослую жизнь он провел в трудах и неустанных молитвах в Киево-Печерском монастыре и там же скончался, дожив до 58 лет. О его судьбе нам известно не слишком много. Кроме кратких автобиографических данных, почерпнутых главным образом из «Повести временных лет», о нем остались только небольшие сведения из «Киево-Печерского патерика». Там сообщается, что век его был достойным и долгим, проведенным в трудах во славу Бога. Мощи его являются нетленными и бережно хранятся в Киево-Печерской обители, в пещерах.

Монастырская жизнь и стремление к знаниям

17-летним юношей Нестор обратился в Киево-Печерскую обитель к преподобному Феодосию и стал там послушником, а по истечении трехлетнего срока, как полагалось в те годы, принял постриг. Посвятил его в сан преемник преподобного Феодосия игумен Стефан. Именно он и возвысил его до звания иеродиакона. Монах Нестор Летописец знаменит, главным образом, тем, что вместе с другими святыми отцами принимал участие в изгонении дьявола из Никиты Затворника. Но основным послушанием, наложенным на него, стало летописание.

Отметим, что тогда монастыри являлись средоточием научной и культурной жизни. Обитавшие в них монахи были образованными, они учились грамоте и умели писать, тогда как простому народу это было недоступно. В Киево-Печерской обители многие иноки занимались летописанием и созданием житий святых.

Во время своего пребывания в монастыре Нестор постепенно обнаруживает неодолимую тягу к получению знаний. Он прилежно изучает Евангелие, а затем жития греческих святых. Нестор глубоко почитал истинное знание, объединенное со смиренностью. Не мыслил свою жизнь без чтения, исследовал творения святых отцов и наставлял в этом других. Он высказывается о книге как о глубочайшем и чистейшем вечном источнике мудрости. Несомненно, Нестор был одним из самых просвещенных и грамотных людей своего времени.

683505

Его писательское дарование с течением лет оттачивается, совершенствуется и достигает уровня высочайшего мастерства. Уже в первые годы жизни в обители Нестор Летописец проявляет себя в роли блестящего агиографа. Он создает знаменитые свои труды, одним из которых было «Чтение о житии Бориса и Глеба».

Житие Бориса и Глеба

Этот труд был написан Нестором по причине перевоза мощей братьев Бориса и Глеба в город Вышгород в 1072 году. Он создан в соответствии со всеми церковными канонами. Житие начинается, как тогда было принято, обширным риторическим вступлением, после чего автор переходит уже непосредственно к описанию центральных событий.

В тексте даются жизнеописания русских царевичей Бориса и Глеба, сыновей великого князя Владимира, и то, как в ходе междоусобной войны они приняли смерть от руки своего старшего брата Святополка Окаянного. Описывая эти события, Нестор Летописец не делает акцент на конкретных исторических событиях, но подчеркивает святость и христианское смирение и покорность братьев, которые с радостью принимают мученическую гибель и возносят ее до уровня торжества над греховной гордыней и междоусобной враждой. Завершается текст жития пространным описанием невероятных чудес, говорящих о славе страстотерпцев, а также обращением-молитвой к святым. Произведение впечатляет красноречием и яркой выразительностью и, несомненно, обладает большой художественной ценностью.

Отметим, что князья Борис и Глеб признаны первыми русскими святыми. Они были канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев. Данью их памяти являются многочисленные храмы и монастыри, рассеянные по всей православной земле.

683503

Жизнеописание Феодосия Печерского

В 1080-х годах создается еще одно известное произведение, автором которого был Нестор Летописец. Описание жизни преподобного Феодосия Печерского является ценнейшим источником сведений о судьбе этого необыкновенного православного святого подвижника. Это выдающееся произведение древнерусской письменности. Говоря о композиции и содержании жизнеописания, нужно отметить, что оно было написано строго по существовавшим тогда канонам, но при этом обладало неоспоримой художественной ценностью.

В произведении показана судьба Феодосия Печерского от рождения и до самой кончины. Как это было принято, Нестор Летописец прославляет в нем христианское смирение, послушание и стойкость преподобного старца. Образ Феодосия воплощает в себе истинное милосердие, сострадание и любовь к людям. Кроме непосредственно жизнеописания, в произведении описывается также быт раннего периода существования Киево-Печерской обители.

Добавим, что в 1091 году Нестору было дано особое поручение найти и откопать из земли святые мощи преподобного Феодосия Печерского, для того чтобы впоследствии перенести их в храм. По его рассказу, он и еще два монаха, выполняя эту почетную и ответственную задачу, оказались очевидцами необыкновенных чудес.

Повесть временных лет

Но самым главным трудом, который создал преподобный Нестор-летописец, осталась составленная к 1112-1113 годам «Повесть временных лет». Отметим, что до ее появления русская культура не знала подобных произведений. Существовавшие записи носили отрывочный характер и не могли представить полной картины происходящих на Руси исторических событий.

683502

«Повесть временных лет» же является цельным, единым, глобальным произведением, и потому ее автор глубоко почитается как первый летописец. Нестор замыслил колоссальный труд — свести воедино разрозненные списки, записи и исторические своды. Поэтому в его состав входят не только его личные сочинения, но и работы его предшественников. «Повесть временных лет» можно назвать одним из основных источников по этнографии восточноевропейских народов того времени. В ней содержится информация о быте, языке и верованиях разных славянских племен.

Повесть является неоднородной: в ней, помимо подробной описательной части, содержатся также жития святых, народно-поэтические предания, исторические записки и прочие вставные материалы, которые увековечил в своем труде Нестор. Русский летописец вначале ведет повествование о библейских временах и о выделении славян в отдельную нацию. После идет речь о многочисленных племенах, а также возникновении и судьбе нашего государства вплоть до самого начала XII века.

История Древней Руси органически вплетается в общемировую, становясь неотъемлемой ее составляющей. Из летописи мы черпаем сведения о правлении Рюриков, о жизни первых великих князей. Большое внимание уделяется пространным жизнеописаниям святых, а также различным историческим событиям — войнам, сражениям, походам.

Одно из центральных мест в произведении отведено выбору веры и крещению Руси. Можно сказать, что «Повесть» пропитана христианскими идеями и мотивами, что не удивительно, особенно если учесть, что ее автор был монахом. Смысл крещения Руси в произведении заключается в спасении от языческого невежества и идолопоклонничества. Огромное внимание в «Повести временных лет» уделяется различным чудесным явлениям — прежде всего, небесным знамениям.

Кроме богатых исторических сведений в произведении содержатся также авторские рассуждения на тему добра и зла. Здесь Нестор проявляет себя не только исследователем и патриотом, но также и незаурядным мыслителем и философом.

Позже «Повесть временных лет» стала источником для дальнейших летописных сводов. Как видим, поистине грандиозный труд замыслил и совершил Нестор Летописец. Краткая биография его, отраженная в повествовании, хоть и является неполной, но все же проливает свет на характер самого автора. Примечательными в этой связи являются отрывки, где Нестору приходится говорить о самом себе. В них он называет себя недостойным, грешным, худым. И, наверное, они являются не только данью времени, требующему подобных авторских характеристик, но и показателем смиренности и скромности Нестора.

684751

Значение произведения

Значение труда невозможно переоценить. Это, без сомнения, главное произведение, которым занимался Нестор Летописец. «Повесть временных лет» и в наши дни остается важнейшим источником сведений по русской истории. Заметим, что не одни только ученые прошлых столетий, но и современные исследователи продолжают черпать из нее информацию.

Кроме того, произведение благодаря своим художественным качествам стало крупнейшим литературным памятником. Отметим также, что сей труд является еще и значимым юридическим документом, так как в его состав входят некоторые законы и наставления. «Повесть временных лет» стала кладезью информации и для более поздней художественной литературы.

В частности, на ее основе построена трагедия «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина. Поэтичностью древних сказаний проникнута знаменитая «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

«Повесть временных лет» сыграла значимую роль в сотворении более поздних областных летописей. Она постоянно включалась в них, начиная собой историю Твери, Новгорода, а также и Московского государства.

Нельзя недооценивать и колоссальную воспитательную роль произведения. Из поколения в поколение оно учит патриотизму и гордости за свой народ и почтению к его славной истории.

При всем этом, заслуга Нестора в первую очередь в том, что, в отличие от большинства монахов, которые стремились всячески приукрасить события, он излагал только факты. Подобно Геродоту, историк хотел запечатлеть подлинную жизнь своего народа, обычаи, традиции, уклад.

Благодаря этому труду мы можем судить не только о великих подвигах князей, но и об их характере. Много знаем о дворцовых интригах и тайнах того времени.

Преемники

Умирая, старец завещал развитие своей грандиозной повести другим инокам Киево-Печерского монастыря. Его последователями были игумен Сильвестр, который оформил «Повесть временных лет» в ее современном облике, и игумен Моисей Выдубицкий, продолживший ее вплоть до тринадцатого века. И, кроме того, игумен Лаврентий. Этот летописец в 1377 году создал так называемую «Лаврентьевскую летопись» — наиболее древний из сохранившихся до нашего времени списков, сберегших «Повесть», над которой работал преподобный печерский подвижник Нестор Летописец. Фото этой бесценной реликвии доступно для каждого, а сама она хранится в Российской национальной библиотеке в городе Санкт-Петербурге. Наследником агиографической традиции Нестора был Симон, епископ Владимирский.

683500

Нестор Летописец и Русская Церковь

В своих работах Нестор описывает основные вехи развития Русской Церкви с момента ее возникновения. Он повествует о сотворении славянской письменности святыми Кириллом и Мефодием, о Крещении княгини Ольги в городе Константинополе. Нестор сообщает о первой записанной в церковных источниках информации о народе русском. Его труды сохранили историю первого Киевского храма, создание которого датируется приблизительно 945 годом. Именно он повествует об образовании Печерской обители, а также о ее создателях и святых подвижниках.

Часы, когда жил и писал Нестор, были трудными для русских земель и церкви. Междоусобные бои и вражеские нападения разрушали города и поселения, сжигали православные храмы. И все же преподобный старец с гордостью и благородным трепетом за родную землю продолжал свой вдохновленный свыше труд.

Работы Нестора всегда вызывали интерес у исследователей. Без их изучения немыслимы ни история, ни литература. Творения его издавались множество раз. Работе преподобного Нестора посвящали свои труды многие исследователи разных веков. На эту тему издавались книги, проводились научные конференции и семинары. И она остается поистине неисчерпаемой и для потомков.

Память о Несторе

Спустя почти тысячелетие мы продолжаем бережно хранить память о преподобном старце. Нестор Летописец является одним из героев романа советского и российского писателя Михаила Казовского «Месть Адельгейды». Произведение повествует о жизни внучки Ярослава Мудрого Евпраксии Всеволодовны.

683499

Сегодня в разных городах установлены памятники Нестору. Интересно, что в городе Любече подобный монумент носит объединяющий характер: он был воздвигнут там в 1997 г. к годовщине первого знаменитого съезда князей Древней Руси, проходящего здесь в 1097 г. Украинская Православная Церковь МП утвердила орден, посвященный ему. Кроме того, в Киеве созданы два храма имени святого Нестора Летописца. Также печатаются марки и чеканятся монеты с его изображением.

За величайшие заслуги его канонизировала Русская Церковь. И это заслуженно, ведь поистине великий труд совершил Нестор Летописец. День памяти святого по Юлианскому календарю — 27 июля. Мощи преподобного старца сберегаются в Киево-Печерской Лавре, в Ближних пещерах. Кроме того, под именем святой Нестор Летописец Печерский он занял почетное место в списке святых не только православной, но и римско-католической церкви.

Нестор как чудотворец

Говоря об этом великом человеке, нельзя не упомянуть о еще одной важной детали. Святой Нестор Летописец с давних времен почитается как чудотворец. Как мы уже упоминали, вместе с другими иноками Киево-Печерской обители принимал участие в изгонении дьявола из Никиты Затворника. Наиболее юный из них, он, тем не менее, пользовался большим авторитетом у остальных братьев.

Зафиксированы случаи, когда прикосновение к раке с его мощами исцеляло от разных болезней. Есть даже история о ребенке, который к четырем годам практически не умел говорить. Обеспокоенные родители по совету знающих людей отнесли и приложили его к раке со святыми мощами. И ребенок начал говорить связными предложениями. Как бы то ни было, но и сейчас люди обращаются с молитвой к преподобному старцу, с просьбой даровать мудрость, помочь в приобретении знаний и наставить на путь спасения.

Действительно великим подвижником был Нестор Летописец. Фото памятников и картины с его изображением передают глубину помыслов, чистый свет божественной искры в его глазах. Но истинная мудрость заключена в его словах и бессмертных текстах, которые и теперь продолжают волновать сердца православного христианина. История Нестора Летописца — это описание жизни благородной души, сполна наделенной божьим огнем, чтобы осветить им судьбу целого народа.

На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Древнерусские летописцы

fRLmx_croper_ru.jpeg

Фото с сайта hostingkartinok

В наше время информация о летописцах собирается по крупицам. Центрами их написания были, как правило, храмы. Летописцы Древней Руси, имена : Нестор и иегумен Матфей. Это одни из первых летописцев, позднее появились и другие. Первоначально почти везде летописи писались только в храмах, а позднее -при княжеских дворах. К сожалению, о жизни иегумна Матфея ничего не известно, кроме как, что летописанием он занимался в Выдубецком монастыре.

О Несторе летописце нам известно немногим больше. Еще семнадцатилетним подростком он получил от Феодосия Печерского иноческий сан. Пришел в монастырь уже грамотным и образованным человеком, в Киеве было много учителей, которые могли обучать его. Нестор кроме «Повести временных лет» оставил нам очень много трудов, одно из них: “Жизнеописание Феодосия Печерского”, которого он часто видел, будучи послушником. В 1196 году, он был свидетелем разорения Киево-Печерской Лавры. В последних своих трудах он поднимал темы о единении Руси христианством. Смерть настигла летописца в возрасте 65 лет.

Центры летописания в Древней Руси

В летописи использовали различные методы ведения и написания. Здесь, например, использовали списки. Это переписанные копии древних летописей. Изменения вносили по разным причинам. Если менялся князь, то нужно было прославить деяния, по-новому описать события прошлых лет, внеся изменения, учитывая новые события. Также это делалось для внесения религиозных моментов в написание.

Также используется понятие “своды” или “сводные летописи”. Летописный свод Древней Руси это описание происходящего по хронологии. Описание происходит с точки зрения правящего класса, весь процесс ведения летописей был под контролем власти. Идеология играло важную роль.

Первая древнерусская летопись

SejSe_croper_ru.jpeg

Фото с сайта hostingkartinok

Автор – монах Нестор – древнерусский летописец  , он был инком в Киево – Печерском монастыре на рубеже XI-XII веках. Описан в качестве первого летописца. Хотя автором заявлен только в поздних версиях.

Отличительная черта в том, что оно несет в себе структурированное описание событий, не пытается истолковывать их на свой лад. На первом месте стояла Воля Божья, ее существование объясняло многие события. Причинно-следственная связь не была интересна и не отражалась в произведении. Жанр Повести временных лет был открытым, туда могло входить все, что угодно, от различных сказаний до сводок погоды. Летопись имела юридическую силу наравне со сводом официально принятых документов.

Киево-Печерский монастырь – центр летописания

Qgb3c_croper_ru.jpeg

Фото с сайта hostingkartinok

Киевский образец ведения лег в основу создания и применения принципов в написании летописей. Именно здесь основаны правила и методы.

Как назывались центры летописания в Древней Руси:

  • Новгородский
  • Владимиро-Суздальский
  • Галицко-Волынский

Новгородский центр летописания

Новгород был крупнейшим городом с развитой структурой, поэтому стал центром ведения летописей. Описание города можно увидеть в «Повести древних лет» за 859 год. В XI веке Ярослав Мудрый, взойдя на престол, пребывал не в Киеве, 10 лет его двор провел в Новгороде. Все это время город считался фактически столицей Руси.

Составление началось в XI веке с написания первой Новгородской летописи. Всего их создали четыре, но остальные написаны позднее. В нее были включены:

  • Краткое описание «Русской правды»
  • Краткое описание юридического сборника
  • Описание происходящих событий и процессов

Здесь также вели своды, вел их посадник Остромир. Но никакой информации о нем история нам не оставила.

Владимиро-Суздальский центр летописания

Владимирский храм – место, где занимались ведением летописей, вели работу иноки. Летописные своды, самые ранние из дошедших до нас, их два, составлены с 1177-1193 года, описывают «Летописец Переяславля Русского». В них освещали политику, церковную жизнь, описывали жизнь и основные события при княжеском дворе. Все было представлено и истолковано с точки зрения церкви. Только, в начале XII, летописание стало вестись при княжеском дворе.

Галицко-Волынский центр летописания

Для этих земель всегда противостояние княжеской и боярской власти было большой проблемой. Летописи создавались при дворе, поэтому основной идеей при написании была сильная и справедливая княжеская власть, и полная противоположность – боярская. Возможно, летопись писали дружинники. Они описывали события как отдельные фрагменты и описания. Они стояли на стороне княжеской власти, поэтому через летопись проходит идея борьбы с боярами, отрицательное описание их стремления к власти.

Галицко-Волынская летопись относится к более позднему периоду, примерно к 1201-1291 года. Она вошла в Ипатьевский свод. Уже позднее ее оформили в виде хронологии, до оформления состояла из частей:

  1. Галицкая летопись, составлена в Галиции в 1201-1261 года.
  2. Волынская летопись, составлена на Волыни 1262-1291 года.

Основная особенность: церковные события и уклад не описывались.

Летопись 4 класса

bea48f151ccff778c783f2db41edc6378933e970.jpg

До чего же увлекательно самому придумать мультфильм, рассказать о своей семье, написать заметку в газету, нарисовать картину. Мошкин Антон – Эрудит нашего созвездия. Он призер районных олимпиад, активный участник Всероссийских дистанционных викторин и олимпиад. Рассказ Блиновой Лилии «Моя мама» попал на страничку Книги Мира, которую создает детский журнал «Читайка» Козлов Саша любит создавать вместе с мамой детские мультфилмы, а потом их показывать всему классу. Окотэтто Таисия очень любит рисовать. И она уже неоднократно стала призером конкурсов детского рисунка различного уровня.

Несомненно, он – одна из самых известных и при этом самых загадочных фигур ранней русской истории. О нашем первом летописце «Историку» рассказал Алексей Карпов – автор книг по истории Древней Руси, выходящих в серии «Жизнь замечательных людей»

Рассказ о несторе летописце

Имя Нестора действительно на слуху: о том, что такой человек был, знают, наверное, все. Но вот о реальной его биографии известно настолько мало, что для большинства он давно уже превратился в полумифическую фигуру вроде пушкинского Пимена из «Бориса Годунова». Помните? «Еще одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя…» 

Так получилось, что именно Нестор стал для нас олицетворением, символом древнерусского летописца. А в истории, как известно, роль символов очень велика. Порой они ничуть не менее значимы и не менее востребованы, чем те реальные исторические фигуры, которые стоят за ними и о которых мы – особенно когда речь идет о нашей древней истории – почти ничего не знаем! Нестор как раз из таких исторических фигур и таких символов. Церковь отмечает его память 27 октября, то есть 9 ноября по новому стилю, и это хороший повод вспомнить о нем. 

«Нестер, иже написа Летописець» 

– Что нам известно о Несторе более или менее достоверно? 

– Прежде всего то, что Нестор – выдающийся писатель Древней Руси. Он не только летописец, но и агиограф – автор первых дошедших до нас русских житий: «Чтения о житии и о погублении святых Бориса и Глеба» и «Жития преподобного Феодосия, игумена Печерского». В этих сочинениях он сам называет себя по имени, и только отсюда мы узнаем некоторые биографические сведения о нем. 

Нестор был иноком Киево-Печерского монастыря – самого прославленного из всех русских монастырей, основанного родоначальниками русского монашества святыми Антонием и Феодосием в середине XI века. Он принял пострижение при печерском игумене Стефане (1074–1077/78) и при нем же был возведен в сан диакона. 

Имя Нестора присутствует также в Киево-Печерском патерике – сборнике рассказов о подвижнической жизни первых насельников монастыря, составленном в XIII веке. Впервые он упоминается в рассказе одного из авторов патерика, печерского монаха Поликарпа, об «изгнании бесов» из инока Никиты – будущего епископа Новгородского и почитаемого святого; событие это происходило при печерском игумене Никоне (1078–1088). Причем Нестор назван здесь автором летописи: «Нестер, иже написа Летописець». Еще раз он назван автором «Летописца» в рассказе о другом печерском иноке – Агапите, «безмездном лечце» (бескорыстном враче), жившем в конце XI – начале XII века. 

– Это все, что мы знаем о Несторе? 

– Все, что мы знаем о нем наверняка. Так что воссоздать его биографию хотя бы в общих чертах – задача чрезвычайно сложная. Между прочим, за время моей работы в издательстве «Молодая гвардия» два очень серьезных историка предлагали написать книгу о Несторе в серии «ЖЗЛ». И оба в итоге отказались: долго готовили материалы, но рукописи так и не представили. Зато в интернете и популярной литературе подобные попытки предпринимались и предпринимаются. Но они оказываются, как правило, несостоятельными, ибо основываются либо на уверенности в том, что Нестору принадлежит весь текст начальной русской летописи и, следовательно, к нему относятся любые замечания летописца о себе, либо вообще на ошибочном прочтении летописного текста. 

– Это не так? 

– Приведу два примера. Иногда говорят или пишут, будто Нестор – уроженец Белоозера. Это мнение восходит к историку XVIII века Василию Никитичу Татищеву, который неточно истолковал знаменитую легенду о призвании варягов и имя одного из братьев Рюрика – Синеус – первоначально прочитал как «седе у нас». Получилось в тексте его «Истории Российской»: «…а другий, Синеус, седе у нас на Белеозере…» «У нас» – то есть на родине автора, Нестора? А отсюда в «Предъизвещении» к «Истории Российской» уже в виде утверждения: «Нестор родился на Беле озере». 

Называют возможные даты рождения Нестора – чаще всего 1056 год (опять-таки дата впервые приведена Татищевым). В данном случае основываются на словах летописца (из статьи 1051 года) о том, что он, летописец, пришел в Печерский монастырь к преподобному Феодосию 17-летним. Считая, довольно-таки произвольно, что пришел он за год до смерти преподобного (а Феодосий умер в 1074-м), и вычитая 17 из 1073, получают искомую дату. Но к Нестору ли относится эта биографическая подробность? В «Житии Феодосия» – сочинении, бесспорно принадлежащем Нестору, – он сообщает, что пришел в монастырь уже при преемнике Феодосия Стефане. То есть запись, скорее всего, сделана другим человеком, не Нестором. 

Загадки раннего летописания 

– А что осталось от Нестора как летописца? Принадлежит ли ему авторство нашей первоначальной летописи, «Повести временных лет»? 

– Этот вопрос остается предметом острых споров среди историков на протяжении вот уже более двух веков. 

Рассказ о несторе летописце

Вид на Киево-Печерскую лавру. Неизвестный художник. XIX век

Давняя и прочная традиция называет Нестора автором «Повести». В одном из ее списков XVI века, так называемом Хлебниковском, его имя прямо указано в заглавии: «Повесть временных лет Нестера черноризца Феодосьева манастыря Печерьскаго…» Правда, в других, более ранних списках имени Нестора нет, а в самом раннем, Лаврентьевском XIV века, отсутствуют и слова о «черноризце Феодосьева монастыря». 

Кроме того, в той редакции Киево-Печерского патерика, которая появилась в XV веке, при упоминании имени Нестора в «Слове о блаженном Агапите» указано, что он, Нестор, в своем «Летописце» написал «о блаженных отцах о Дамиане, Иеремии, и Матфее, и Исакии». Рассказ об этих подвижниках – печерских монахах – читается в «Повести временных лет» под 1074 годом. А значит, автор (или, точнее, редактор) патерикового текста отождествлял «Летописец» Нестора именно с «Повестью временных лет». 

– Наши первые историки – Василий Татищев, Август Людвиг Шлёцер, Николай Карамзин – также не сомневались в этом… 

– Да, и поэтому в историографии XVIII–XIX веков летопись так и называлась – «Несторовой». В дальнейшем, однако, было доказано, что «Повесть временных лет» является сводом более ранних, не дошедших до нашего времени летописей и не может принадлежать одному автору. 

Рассказ о несторе летописце

Портрет Василия Никитича Татищева. Неизвестный художник XIX века по оригиналу XVIII века

С именем Нестора начали связывать редакцию начала 10-х годов XII века – так называемую первую редакцию «Повести временных лет» (по терминологии Алексея Шахматова). Казалось бы, такой вывод подтверждается тем, что в ряде летописных статей автор прямо говорит о себе как о монахе Киево-Печерского монастыря. Однако еще в XIX веке были замечены явные фактические противоречия между «Житием Феодосия» и «Чтением о Борисе и Глебе» (то есть сочинениями, бесспорно принадлежащими Нестору), с одной стороны, и летописными статьями, рассказывающими о тех же событиях, – с другой. Некоторые из этих противоречий касаются личности самого рассказчика (о чем уже говорилось выше), некоторые – трактовки описываемых событий. Совершенно по-разному в летописи и житиях рассказывается, например, об основании Печерского монастыря, о принятии в нем Студийского устава, о гибели святых Бориса и Глеба и так далее. 

– Как исследователи объясняли эти противоречия? 

– По-разному. Так, по мнению крупнейшего нашего летописеведа Алексея Александровича Шахматова, они были вызваны значительным временным промежутком в работе автора («Повесть временных лет», по Шахматову, Нестор писал спустя четверть века после «Чтения» и «Жития»), а также тем обстоятельством, что, работая над летописью, Нестор привлекал более ранние своды, откуда и заимствовал те статьи, содержание которых противоречило его собственным агиографическим сочинениям. Однако, помимо явной искусственности такого объяснения, остается неясным, что же тогда принадлежит в летописном тексте самому Нестору. 

Рассказ о несторе летописце

Лаврентьевская летопись XIV века, сохранившаяся в единственном пергаменном списке

Другие считали имеющиеся противоречия не столь принципиальными. Например, допускали, что Нестор пришел в монастырь при Феодосии, а при его преемнике Стефане принял пострижение. Согласно еще одному предположению, Нестором вообще была написана какая-то иная летопись, отличная от «Повести временных лет» и не дошедшая до нашего времени, – ее-то будто бы и имел в виду Поликарп. Наконец, высказывалось даже предположение о существовании двух Несторов, один из которых был агиографом, а другой – летописцем. 

В общем, можно сказать, что какого-то удовлетворительного решения «загадки Нестора» до сих пор не найдено и вопрос остается открытым. 

Рассказ о несторе летописце

Святые Борис и Глеб. Икона. XV век

«Откуда есть пошла Русская земля» 

– Можно ли тогда считать его вклад в русское летописание доказанным? 

– Конечно. Разбираться в этих проблемах, углубляться в научные дебри, в сравнение текстов – это, на мой взгляд, удел специалистов – текстологов-летописеведов. Однако участие печерского инока Нестора в летописании сомнению не подлежит. Свидетельство печерского же постриженика Поликарпа (напомню, автора XIII века), который прямо назвал Нестора летописцем, многого стоит! Замечу, что ни в Киево-Печерском патерике, ни в других древнейших памятниках русской письменности более так не назван никто! 

– Вообще мы знаем по именам очень немногих летописцев домонгольской Руси? 

– Несколько человек. Мы знаем по имени игумена Выдубицкого монастыря Сильвестра (будущего епископа Переяславского), оставившего запись о том, что он написал «книги сии Летописец» (то есть составил одну из редакций «Повести временных лет»?). Или некоего Василия, автора вошедшего в летопись рассказа об ослеплении князя Василька Теребовльского в 1097 году, в котором упомянул свое имя. Еще одного выдубицкого игумена – Моисея, трудившегося в Киеве в самом конце XII века. Если говорить о Новгороде и новгородском летописании XII–XIII веков, то священника Германа Вояту (и то предположительно) и пономаря Тимофея. Называют еще игумена Киево-Печерского монастыря Никона, которого со времен Шахматова считают создателем одного из древнейших летописных сводов, предшествовавшего «Повести временных лет», но каких-либо прочных оснований гипотеза эта не имеет, и участие Никона в летописании нигде не зафиксировано. Но что мы можем сказать о них? Об одних вообще ничего, о других – совсем немногое. 

Нестор же, чье имя внесено в заголовок «Повести», пускай и одним из поздних ее переписчиков, занимает в этом перечне совершенно особое место. И именно ему, по мнению большинства исследователей (хотя, как я уже сказал, согласия здесь нет), принадлежит заглавие «Повести временных лет», те слова, с которых она начинается и которые так памятны нам: «Се повести временных лет: откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть…» 

Слова эти, можно сказать, определили направление всей русской исторической мысли, занятой со «времен Нестора» поиском места Руси среди других стран и народов и ее исторического предназначения. «Повесть временных лет» – не только кладезь знаний и главный источник сведений о нашей первоначальной истории. Это основа, фундамент всего нашего исторического сознания. И не случайно «Повесть временных лет» лежит в основе последующих летописных сводов, вплоть до XVI века. 

Рассказ о несторе летописце

Сохранить память 

– Преподобный Нестор прославлен Русской православной церковью в лике святых. Когда это произошло? 

– Как и другие печерские подвижники, он был причтен к лику святых в XVII столетии. В XVIII веке последовала общерусская канонизация. Его церковная память празднуется 27 октября по старому стилю (9 ноября по новому). Выбор дня памяти, как у многих других печерских старцев, определялся именем: 27 октября – день памяти соименного ему святого Нестора Солунского, мученика, принявшего смерть в самом начале IV века. К каким-либо событиям из жизни нашего Нестора эта дата отношения не имеет. Должен сказать, что день памяти Нестора Летописца я для себя давно уже выделяю особо, считаю не только церковным праздником… 

– Что вы имеете в виду? 

– Все мы, историки и вообще люди, занимающиеся или хотя бы интересующиеся родной историей, – в какой-то степени продолжатели дела Нестора и других, по большей части безымянных летописцев. Часто думаю: как хорошо было бы день этот, 9 ноября, отмечать в календаре как День русской истории или День историка! Есть ведь у нас День славянской письменности и культуры 24 мая – это день памяти святых Кирилла и Мефодия, великих учителей славянских, создателей славянской азбуки. А Нестор – первый наш историк – без особого преувеличения может быть назван создателем или основоположником, отцом нашей истории. 

Правда, существует вроде бы Всемирный день историка, он отмечается 28 марта. Но скажу честно: я так и не выяснил, с чем он связан и почему отмечается именно в этот день. Да и кем он отмечается и отмечается ли вообще? 

– Насколько я знаю, день памяти Нестора отмечают на Украине? Правда, несколько своеобразно… 

– Да, с конца 1990-х годов день памяти Нестора, 9 ноября, отмечается на Украине как День украинской письменности и языка. В этом смысле украинцы, конечно, молодцы, и роль и значение Нестора Летописца они оценили раньше и лучше, чем мы. Правда, название праздника для нас звучит странно… 

– Более чем, по крайней мере применительно к Нестору… 

– Действительно, что такое украинская письменность и украинский язык? С какими именами они связаны? Для нас ответ очевиден: это в первую очередь Тарас Шевченко, Леся Украинка, Иван Франко, другие выдающиеся украинские писатели. Но Нестор?! Если говорить именно об украинской письменности и украинском языке, то он к ним, конечно же, отношения не имеет. 

Хотя здесь надо сделать одну важную оговорку, отметить обстоятельство очевидное и бесспорное, но не всегда осознаваемое нами. И Нестор Летописец, и вся история Древней Руси, разумеется, принадлежат украинской истории ничуть не в меньшей степени, чем истории русской или, скажем, белорусской, – ибо все три народа не зря называются братскими и имеют общий корень. И русская история от этого факта ничего не теряет, равно как и мы ничего не теряем от того, что «делим» Нестора друг с другом. Скорее наоборот. Ибо тут действуют отнюдь не арифметические законы деления или вычитания, а совсем другие – духовные, невещественные. Это как в православии: при перенесении частицы святых мощей считается, что оставшаяся часть ничего не теряет от своей святости, а перенесенная приобретает святость целого. То есть общая святость, если так можно выразиться, не делится, а удваивается. 

Облик преподобного 

Как выглядел первый русский летописец? На этот вопрос наука, похоже, нашла ответ 

Рассказ о несторе летописце

Картина В.М. Васнецова

Облик Нестора Летописца большинству из нас известен по картине Виктора Михайловича Васнецова (написана в 1885–1896 годах) и скульптуре Марка Матвеевича Антокольского (1890). Они, конечно, отличаются друг от друга и тем не менее дают очень хороший образ – это именно тот легендарный Нестор, которого мы и представляем: убеленный сединами старец с пером в руке возвышается над рукописью, в которую вот-вот будут внесены заветные строки… Таким же преподобный Нестор обычно изображается и на иконах. Ныне, однако, мы можем представить, как выглядел настоящий Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, живший в конце XI – начале XII столетия. В 1980-е годы были проведены исследования мощей многих преподобных отцов, погребенных в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, среди них и Нестора. На основании этих исследований московский антрополог Сергей Алексеевич Никитин, ведущий отечественный специалист в области медико-криминалистической идентификации личности и антропологической реконструкции, выполнил пластическую реконструкцию внешнего облика нескольких печерских монахов по методу знаменитого антрополога Михаила Михайловича Герасимова. Среди них были первый печерский игумен Варлаам, «безмездный лечец» Агапит, игумен Поликарп, прославленный богатырь Илья Муромец (похороненный, по преданию, в киевских пещерах). И – Нестор Летописец. Ныне результаты этой работы хорошо известны, и скульптурный портрет нашего первого летописца легко можно найти в интернете. Тогда же выяснились некоторые интересные подробности относительно его внешности. Так, оказалось, что рост Нестора составлял 160–163 сантиметра. То есть даже по меркам XI века его можно было назвать человеком очень невысоким (большинство печерских монахов, чьи мощи тогда были исследованы, оказались выше него). Так что если Нестор действительно работал за пюпитром, как изобразил его Васнецов, то едва возвышался над ним. А вот что касается возраста, в котором скончался преподобный, то он определяется специалистами очень по-разному: от 60 до 80 лет. В любом случае этот возраст для той эпохи был достаточно почтенным, чтобы Нестор смог завершить свой выдающийся труд. 

Рассказ о несторе летописце

Скульптура М.М. Антокольского

Рассказ о несторе летописце

Реконструкция С.А. Никитина

Что почитать? 

Толочко П.П. Русские летописи и летописцы X–XIII вв. СПб., 2003

Присёлков М.Д. Нестор Летописец. СПб., 2009

Фото: НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА, LEGION-MEDIA, FINE ART IMAGES/LEGION-MEDIA, РНБ

Мужицкое царство Нестора Махно

Революционер

25 июля 1934 года в парижской больнице от костного туберкулеза умер столяр-эмигрант по имени Нестор Иванович Махно. Покойному было 45 лет, через три дня его кремировали и захоронили на кладбище Пер-Лашез. Так закончилась история строителя коммунизма в отдельно взятом Гуляйпольском уезде Екатеринославской губернии и история Утопии на территории Малороссии.

Мнения о нем разные, например, такое:

«Наиболее известен миф о махновской вольнице. Но какая вольница, если у Махно контрразведка работала жёстче, чем у белых и красных вместе взятых? Есть также миф, что махновцы были идейными анархистами. Однако это не так. Приезжих городских анархистов Махно держал при себе в качестве ширмы, а реально опирался на крестьянских вожаков, бывших унтеров с фронтов Первой мировой войны, мыслящих категориями землячества. Они пытались установить диктатуру села над городом, но в ХХ веке у подобных идей не было абсолютно никакой перспективы. Это был путь в форменное Средневековье, и никто бы не позволил образоваться такой лакуне, живущей за счёт сельского хозяйства, грабежей городов и нападений на поезда. Хотя, конечно, на определённом этапе махновские бойцы, хорошо знавшие местные условия и получавшие коней с фуражом от своих родственников, были весьма успешны».

И поспорить сложно – в ХХ веке село в борьбе с городом обречено. Но надо понимать – в те годы на просторах бывшей Российской империи в городах проживало 13 % населения, более 50 % жителей были неграмотными, а крах не только императорской власти, а и тех скреп, которые держали империю единой, требовал новых идей и новых вождей.

И Нестор Иванович с его биографией пришелся как раз кстати. Время требовало именно мужицкого вождя, и он появился, как раз в тех местах, где еще помнили казацкую вольницу.

А родился Махно именно в Гуляйполе, в 1888 году, в бедной крестьянской семье и рано остался без отца. Все образование – двухклассное народное училище, потом работа, содержать и обучать будущего вождя было некому.

Неудивительно, что умный юноша уже в 17 лет вступает в кружок анархокоммунистов. Их тогда, революционных-то движений, было очень много и разных, но анархисты брали свое простотой идей и действиями. Особенно в крестьянском регионе периода Первой русской революции, где все противоречия, собранные за столетия, полезли наверх.

Сначала молодого анархиста только журили, время было такое, что хранение оружия за мелочь шло, но убийство чиновника военной управы стало точкой, и в итоге Нестора Ивановича приговаривают к смертной казни. Суд, кстати, в итоге отнесся гуманно и «столыпинский галстук» (виселицу) заменил пожизненной каторгой. По тем временам везение, в 1908 году в России казнили более 800 человек.

Да и сама каторга пошла молодому анархисту на пользу, сидел он с политическими, смог подучиться, пополнить багаж политических знаний и стать, наконец, не восторженным юношей без знаний в голове и выступающим за все хорошее против плохого, а революционером.

А в 1917 году Февраль освободил всех, включая Махно.

Вождь

После выхода из тюрьмы Нестор Махно сразу же покинул Москву и отправился в родное Гуляйполе, где и устроил революцию.

Покинул малую родину – юнец и радикал, вернулся – заслуженный революционер. Разгон земства, передел земли, создание Черной гвардии и абсолютное неприятие полумер – это все Махно в 1917 году.

И народ за ним шел, ибо анархист волей неволей строил государство. Пусть и своеобразное, пусть и крестьянское, но государство. На фоне эпического бардака в Малороссии, где были временные, белые, красные, желто-блакитные и просто банды, Гуляйполе смотрелось неким оазисом.

В январе Махно становится главой Ревкома, но приход немцев заставил его распустить Черную гвардию и выехать в РСФСР. Впрочем, ненадолго, пообщавшись с однопартийцами и встретившись с Лениным, Махно формирует в письме к единомышленникам что-то вроде программы:

«Общими усилиями займёмся разрушением рабского строя, чтобы вступить самим и ввести других наших братьев на путь нового строя. Организуем его на началах свободной общественности, содержание которой позволит всему не эксплуатирующему чужого труда населению свободно и независимо от государства и его чиновников, хотя бы и красных, строить всю свою социально-общественную жизнь совершенно самостоятельно у себя на местах, в своей среде… Да здравствует наше крестьянское и рабочее объединение! Да здравствуют наши подсобные силы – бескорыстная трудовая интеллигенция! Да здравствует Украинская социальная революция! Ваш Нестор Иванович».

И против красных, и против белых, а точнее – против диктата города над деревней и пробирается на Родину. И запылали посты оккупантов и Варты Скоропадского, лихие конники были неуловимы, оберегали и кормили их крестьяне, получая взамен защиту и часть трофеев.

Вскоре армия Махно выросла до 6 000 человек, а он стал фигурой знаковой, символом сопротивления: что немцам, а что и гетманату. Сам Махно их особо не разделял. В это же время он обзаводится соратниками, вроде Феодосия Щуся – матроса Черноморского флота.

Остался труд Аршинова:

Обыкновенно эти партизанские отряды, состоявшие из 20–50–100 человек конных, хорошо вооруженных крестьян, делали быстрый, неожиданный в данной местности налет на помещичью усадьбу, на государственную стражу, перебивали всех врагов крестьян и исчезали.

И слава. Между тем Германия пала, немцы ушли, а в Киев пришел Петлюра, начавший брать под контроль и Екатеринославщину. И Махно вместе с большевиками громит петлюровцев и берет Екатеринослав, его отряды становятся частью 3-й армии РККА, но мог ли быть частью армии анархист, вещавший землякам:

«Умереть или победить – вот что стоит перед крестьянством Украины в настоящий исторический момент. Но все умереть мы не можем, нас слишком много, мы – человечество; следовательно, мы победим. Но победим не затем, чтобы, по примеру прошлых лет, передать свою судьбу новому начальству, а затем, чтобы взять ее в свои руки и строить свою жизнь своей волей, своей правдой».

Нет, конечно.

И весной 1919 года Махно рассорился с Троцким и начал свою войну против белых. Так начал, что скоро стал командующим объединённой Революционно-повстанческой армии Украины.

И действовал успешно. Степь, в которой он бил гетманцев и австрийцев, стала фатальной и для деникинцев. Сражений орлы Нестора Ивановича не давали, засады, наскоки, партизанская тактика, прерывание коммуникаций, это все махновцы.

А осенью 1919 года Нестор Махно начал строить независимую Гуляйпольскую Республику, без диктатуры пролетариата, но с вольными советами. Пытался склонить его на свою сторону Врангель, но не вышло, его посланников он казнил, зато красным помог, отправив на штурм Перекопа 2 500 бойцов во главе с Каретником. Отряд уже в Крыму после победы вступил в конфликт с красными.

Но буйный анархизм не мог ужиться ни с каким государством, в принципе, с мечтами, которые выразил еще Булгаков:

…нужна та вечная, чаемая мужицкая реформа:
– Вся земля мужикам.
– Каждому по 100 десятин.
– Чтобы никаких помещиков и духу не было.
– И чтобы на каждые эти 100 десятин верная гербовая бумага с печатью – во владение вечное, наследственное, от деда к отцу, от отца к сыну, к внуку и так далее.
– Чтобы никакая шпана из Города не приезжала требовать хлеб. Хлеб мужицкий, никому его не дадим, что сами не съедим, закопаем в землю.
– Чтобы из Города привозили керосин.

Вот только большевики пришли всерьез и надолго, а поддержка махновцев таяла, люди к 1920 году устали от войны, с 1914 года она была вокруг, и постепенно в крестьянскую голову приходило, что лучше уж какая власть, чем и дальше война без толку и конца.

28 августа 1921 года 78 человек во главе с Махно прорвались в Румынию, это все, что осталось от его армии, потерявшей поддержку и веру населения в успех.

Дальше была эмиграция, Махно баулов с добром не утащил и нищенствовал, работая то столяром, то промышляя пошивом тапочек. И смерть от туберкулеза.

Мог ли он победить?

Нет и еще раз нет, даже в Средневековье крестьянские войны заканчивались крахом, деревня без города не выживет. Тем более в эру индустрии.

Был ли батька негодяем и властолюбцем?

Снова нет, он был романтиком, одним из последних романтиков эпохи, породившей саму революцию. И, наверное, последним вождем крестьянской войны в мировой истории, именно на его армии закончились попытки выстроить то самое мужицкое царство, о котором так мечтали доброе тысячелетие, не меньше, чем о Царстве Божьем.

Тем не менее количество грязи, вылитой на махновцев, поражает, при чем едиными были и красные, и белые.

В чем только не обвиняли Нестора Ивановича: от еврейских погромов и до многоженства. При этом порядок в Гуляйполе был железный, а бандитизм и самоуправство Махно не одобрял.

Репрессии – да, были, но не больше, чем у других сторон той войны. И помнить таких личностей надо, с симпатией или без – другой разговор. Не самый худший из тех, кого родило то время и украинская земля, уж точно.

Рассказ о несторе летописце

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм » Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М.-Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» — в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Источник: Православие.ру

Pravoslavie.cl

  • Рассказ о николеньке из повести толстого детство
  • Рассказ о нефтяной и газовой промышленности
  • Рассказ о нижегородском кремле 3 класс
  • Рассказ о ниле сорском
  • Рассказ о никите кожемяке 5 класс однкнр