Рассказ о необычном слове

Его прославил грандиозный труд толковый словарь живого великорусского языка. но кабинетным учным владимир даль не был. биография у собирателя

Его прославил грандиозный труд «Толковый словарь живого великорусского языка». Но кабинетным учёным Владимир Даль не был. Биография у собирателя слов при ближайшем рассмотрении оказывается весьма бурной.

Рассказ о необычном слове

Составитель самого известного словаря русского языка родился 220 лет назад в городе Лугани (ныне Луганск). Его отец — датчанин Иоганн Христиан Даль — приехал в Россию по приглашению императрицы Екатерины II и служил у неё придворным библиотекарем. Потом он получил медицинское образование в одном из германских университетов. В 1799 году доктор Даль принял российское подданство и стал называться Иваном Матвеевичем. В Луганске он создал первый лазарет для рабочих. Свою медицинскую карьеру доктор Даль окончил в Николаеве — главным доктором Черноморского флота. Мать будущего лингвиста Мария Христофоровна была немкой. Она знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование.

Для датчан Далей Россия стала настоящей родиной. Много лет спустя Владимир Даль вспоминал о своём посещении Дании во время учебного плавания: «Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Неслучайно в конце жизни он придёт к такому выводу: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Летом 1814 года Владимир Даль и его младший брат поступили в Морской кадетский корпус в Петербурге. В числе лучших кадетов Владимир Даль ходил в учебное плавание на бриге «Феникс». Он окончил курс с отличием и был выпущен из Морского корпуса мичманом на Черноморский флот.

По пути к месту службы Владимир услышал от ямщика необычное слово «замолаживает» и записал в своей записной книжке: «Замолаживать иначе пасмурнеть. В Новгородской губернии значит «заволакиваться тучами», говоря о небе, «клониться к ненастью»». Так в марте 1819 года началась грандиозная работа над сбором материала для будущего словаря. Потом Даль напишет: «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи».

Владимир Даль некоторое время прослужил на Черноморском и Балтийском флотах, а потом почувствовал «необходимость в основательном учении, в образовании, дабы быть полезным человеком». В 1826 году он поступил на медицинский факультет Дерптского университета.

После окончания университета Даля направили в действующую армию на Балканы — шла очередная русско-турецкая война. Владимир Иванович был ординатором в передвижном госпитале. А параллельно собирал слова, пословицы и поговорки: «Бывало на дневке, где-нибудь соберёшь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнёшь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовётся, как в другой, в третьей; взглянешь в книжку, а там уж целая вереница областных речений».

Потом Владимир Даль участвовал в Польской кампании. И там проявил себя как талантливый инженер — под его руководством через широкую полноводную Вислу в невиданно короткие сроки построили мост. «Мы пришли на место назначения со скудным запасом кое-как собранного и на одной подводе уложенного инструмента, дали солдату вместо ружья топор и пилу в руки, рубили лес с корня, захватили несколько досок, несколько бочек из пивоварни, настроили лодок, скинули их на воду, набрали гребцов из солдат же, переправили два батальона с орудиями, захватили множество лодок у неприятеля, вязали и наводили плоты на широкой, неимоверно быстрой реке, переправили Корпус со всеми тяжестями, спустили мост вёрст на 30 ниже, навели оный снова, и наконец, когда буйный 22 т. корпус неприятельский, нарушив перемирие или не приняв оного, овладел внезапно укреплениями самой переправы, успели истребить мост, так сказать, в руках его, а по востребованию немедленно построили и навели в третий раз новый»,  писал затем Владимир Иванович.

С марта 1832 года Владимир Даль служит ординатором в столичном военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинской знаменитостью Петербурга. «Здесь он трудился неутомимо и вскоре приобрёл известность замечательного хирурга, особенно же окулиста. Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая. Такая счастливая способность особенно пригодна была для него, как оператора. Самые знаменитые в Петербурге операторы приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать ловчее и удобнее левою рукой», вспоминал писатель Павел Мельников.

А ещё Даль успевал заниматься литературной деятельностью. В 1832 году он издаёт книгу сказок, подписанную «Казак Луганский». О своих сказках Даль писал впоследствии: «Не сказки сами по себе были мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в нашей сказке».

В 1833 году Даль получил перевод в Оренбург чиновником для особых поручений при оренбургском генерал-губернаторе Василии Перовском. По долгу службы он совершал инспекторские поездки по губернии, знакомился  с бытом не только русского населения, но и татар, башкир, казахов. В Оренбурге Даль написал автобиографические повести «Мичман Поцелуев» и «Вакх Сидоров Чайкин», другие повести и рассказы. В 1839–1840 годах доктор Даль участвовал в Хивинском походе.

Летом 1841 года Даль возвратился в столицу. По рекомендации Перовского его назначили начальником особой канцелярии Министерства внутренних дел. В этой должности Владимир Иванович сделал многое для улучшения работы петербургских больниц. Одновременно он активно занимался литературной деятельностью.

Владимир Даль был близким другом Александра Пушкина. Они познакомились так. Даль решил подарить Пушкину свою книгу сказок и направился к нему, не будучи формально представленным: «Я взял свою новую книгу и пошёл сам представиться поэту. Поводом для знакомства были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин в то время снимал квартиру на углу Гороховой и Большой Морской. Я поднялся на третий этаж, слуга принял у меня шинель в прихожей, пошёл докладывать. Я, волнуясь, шёл по комнатам, пустым и сумрачным вечерело. Взяв мою книгу, Пушкин открывал её и читал сначала, с конца, где придётся, и, смеясь, приговаривал «Очень хорошо»».

Под впечатлением от удивительного языка сказок Даля Пушкин сочинил сказку «О рыбаке и рыбке». Рукопись её Пушкин подарил Владимиру Ивановичу с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому от сказочника Пушкина».

В Оренбурге Даль снова встретился с Пушкиным, который начал писать «Историю Пугачёвского бунта» — они  вместе ездили по деревням, отыскивая людей, которые ещё помнили живого Пугачёва. А после роковой дуэли с Жоржем Дантесом именно Владимир Даль ухаживал за смертельно раненым поэтом.

Корреспонденты из разных уголков России регулярно высылали Далю образцы пословиц, сказок и народного говора. Но Владимир Иванович всё чаще задумывался о переезде из столицы в провинцию ближе к живой крестьянской речи.

Наконец, в 1849 году Даля назначили управляющим Нижегородской удельной конторой, ведавшей делами 40 тыс. государственных крестьян, и прослужил он на этом посту десять лет. Именно в Нижнем он завершил многолетнюю работу по собиранию русских пословиц. А свой толковый словарь Владимир Иванович довёл там до буквы «П».

Выйдя в отставку, действительный статский советник Даль переехал в Москву и посвятил всё своё время обработке собранных материалов. Первый том «Толкового словаря живого великорусского языка» увидел свет через два года, финальный был издан в 1868 году.

За первые выпуски «Словаря» Даль получил Константиновскую медаль от Императорского географического общества. А когда грандиозный труд был наконец завершён, его автор удостоился Ломоносовской премии.

Рассказ о необычном слове

В словарь вошло около двухсот тыс. слов, восемьдесят тыс. из которых Даль зафиксировал впервые. Словарь был составлен по принципу «гнёзд»: однокоренные слова стоят не по алфавиту, сменяя друг друга, а занимают общую большую статью, внутри которой иногда допол­нительно сгруппированы по семантическим связям. Потому этот словарь можно читать как интересную книгу.

Автор изначально противопоставлял свой труд словарям, которые готовились учёными Российской академии. Он неслучайно назвал его толковым, то есть объясняющим слова на конкрет­ных примерах: «Общие определения слов и самих предметов и понятий — дело почти не исполнимое и притом бесполезное. Оно тем мудрёнее, чем предмет проще, обиходнее. Передача и объяснение одного слова другим, а тем паче десятком других, конечно, вразумительнее всякого определения, а примеры ещё более поясняют дело».

Словарь Даля охватывал самые разные говоры языка, распространённого на огромной территории Российской империи. Причём Владимир Иванович не ездил специально в экспедиции, не разрабатывал анкет и не записывал целых текстов. Он просто общался с людьми в поездках или слушал в крупных городах речь приезжих (так были собраны по­следние четыре слова словаря, по поручению умирающего Даля записанные у прислуги).

Многие слова, включённые Владимиром Ивановичем в словарь, современники считали придуманными. Подтверждение их реальности нашлось потом — в древнерусских литературных памятниках. Например, в новгородских берестяных грамотах, первая из которых была найдена в 1951 году, есть параллели с известными из словаря Даля словами: выжля — «гончий щенок», доведка — «дознание, расследование»,  полох — «переполох», попред — «сначала», сдеть — «снять», способиться — «устроить дело»… 

По оценкам специалистов, Даль совершил подвиг в науке, в одиночку за 50 лет создав словарь, для составления которого потребовались бы «целая академия и целое столетие».

Этот словарь можно без преувеличения назвать национальным сокровищем, источником истинно народного слова для поколений русских людей. «У нас нет Акрополя. Наша культура до сих пор блуждает и не находит своих стен. Зато каждое слово словаря Даля есть орешек Акрополя, маленький Кремль, крылатая крепость номинализма, оснащённая эллинским духом на неутомимую борьбу с бесформенной стихией, небытием, отовсюду угрожающим нашей истории», — писал Осип Мандельштам.

Рассказ о необычном слове

А сам Даль отзывался о своём словаре так: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего живого рускаго языка. Много ещё надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего роднаго слова, при­вести их в стройный порядок и поставить полный, хороший словарь; но без подносчиков палаты не строятся; надо приложить много рук, а работа черна, невидная, некорыстная…»

Однако этим грандиозным словарём литературное наследие Владимира Даля не ограничивается. Даже десятитомное издание его художественных произведений, вышедшее в 1897–1898 годы, не даёт полного представления о его творчестве. В нём напечатаны 145 повестей и рассказов, 62 короткие истории из сборника «Солдатские досуги», 106 коротких историй из сборника «Матросские досуги», статьи и очерки…

Даль-писатель отличается необыкновенным вниманием к слову. Критики отмечают, что он стоит особняком в русской литературе. Если у большинства прозаиков доминируют авторская фантазия и сюжет, а слово поставлено в зависимость от них, то у Даля как раз сюжет и вымысел зависят от слова. Иногда его даже упрекали в том, что он слишком насыщает свои произведения пословицами, поговорками, народными словечками. Литературное творчество Владимир Даль рассматривал прежде всего как способ вернуть в жизнь исконное русское слово. Датчанин по рождению, русский по духу…

Подборки

Глядя на эти фото, сложно вообразить, что все, что на них изображено, — творение природы и находится на нашей планете. Предлагаем убедиться в этом лично, спланировав путешествие к одному из невероятных мест нашего списка.

Друзья, напоминаем, что у нас появилось суперудобное приложение для iOS, которое доступно в App Store

Скачивайте, пробуйте и оставляйте свои отзывы!

1. Памуккале, Турция

Памуккале – стабильно присутствует в многочисленных рейтингах самых красивых мест на Земле и это абсолютно заслуженно. Это ряд термальных источников, причудливым образом высекших «ступени» в белоснежном известняковом склоне. Сегодня сюда приезжают не только путешественники, желающие посмотреть на чудо природы, но и те, чьей целью является оздоровление, и они с удовольствием погружаются в неглубокие травертины. Есть на территории комплекса и более глубокая купель – бассейн Клеопатры. По легенде, сама Клеопатра захаживала сюда, чтобы расслабиться и омолодиться.

Вода в бассейне Клеопатры газированная и поступает из термальных источников из-за чего создается ощущение будто купаешься в огромной ванне шампанского. Помимо приятных ощущений купание подарит еще и пользу – вода насыщена радоном, минаралами и обладает целебными свойствами.

Находится достопримечательность в отдалении от туристических центров, поэтому, отправляясь сюда из ближайшего курортного города, нужно быть готовым к продолжительной поездке. К слову, хрупкие стенки известняковых травертин чувствительны к повреждениям, и по многим из них ходить запрещено. Для того, чтобы пройтись по остальным, придется снять обувь. За соблюдением этого правила внимательно следит охрана.

2. Пещеры Вайтомо, Новая Зеландия

Пещеры Вайтомо в новозеландском регионе Уаикато и сами по себе довольно интересны: здесь можно наблюдать замысловатые известняковые наросты и причудливые ходы, созданные много столетий назад. Но то, что делает их поистине уникальными и что стоит увидеть, — «обитатели» Пещеры Светлячков. Это тысячи комариков, которые, скапливаясь на ее сводах, создают эффект «звездного неба».

3. Озеро Ретба, Сенегал

Отправляясь в Сенегал, стоит понимать, что красочных достопримечательностей там настолько много, что посетить все за раз вряд ли удастся. Но «вишенка на торте» достопримечательностей Сенегала – это загадочное «розовое озеро» Ретба – одно из красивейших мест на Земле. Выглядит оно точно как картинка из детской книжки — белоснежные берега и розовая вода. В ответе за такую необычную окраску древнейшие цианобактерии, обитающие в соленом озере.

Добраться туда довольно просто: озеро расположено всего в 30 км от местной столицы, Дакара. Местные жители давно поняли, что место пользуется огромным спросом у туристов и охотно предлагают трансфер к нему.

4. Драконовые деревья на острове Сокотра, Йемен

Если в душе ты вечный искатель приключений и настоящий Индиана Джонс, тебе дорога в одно из самых необычных мест Йемена – остров Соктора. Остров примечателен растущими здесь деревьями, которые выделяют сок ярко-красного цвета. Сделав надрез в коре, можно увидеть, как Драконово дерево начинает «кровоточить».

Раньше таких деревьев (порой тысячелетних) было довольно много на Канарских островах, но вследствие активного сбора ценной красной смолы их количество значительно уменьшилось. Посмотреть на небольшую рощицу все еще можно в Йемене.

5. Пещера Шондонг, Вьетнам

Расположенная во вьетнамской провинции Куангбинь, пещера Шондонг считается самой крупной в мире. Чтобы посмотреть на пещеру, отправляй в Национальный парк Фонгня-Кебанг. Здесь можно увидеть проходы высотой до 200 метров и шириной до 150 метров.

Кроме того, путешественники остаются в восторге от подземной реки, а также растений под отверстиями в сводах пещеры, из-за которых внутрь пробивается солнечный свет.

6. Солончак Уюни, Боливия

Перечисляя самые необычные места в мире, нельзя не вспомнить про Салар-де-Уюни. Природная жемчужина Боливии, Уюни — солончак, то есть высохшее соленое озеро. Настоящим чудом природы оно становится в сезон дождей. Покрываясь тонким слоем воды, соленая поверхность превращается в самое большое природное зеркало в мире. В погожий день в этом «зеркале» отражается ясное боливийское небо и место становится ещё более сказочным.

Местные жители утверждают, что лучшим временем для посещения солончака является февраль, но осенью и весной это уникальное место также очень красиво.

7. Светящаяся вода на Мальдивах

Самые удивительные места мира можно найти и в популярных местах отдыха, главное – знать, куда и когда смотреть. Мальдьвы – райское место, но об одной из его граней ты, возможно, ещё не знаешь. На Мальдивах уникальное «звездное небо» появляется прямиком в океане! Происходит это благодаря люминесцирующему планктону, населяющему воды у острова Ваадху. Невероятное место!

Обычно он начинает светиться в стрессовых ситуациях своей планктонной жизни, к примеру, во время прибоя или ночью. Но учти, что от купания в это время лучше воздержаться, потому как фитопланктон может выделять ядовитые вещества.

8. Разноцветные дюны в парке Лассен, США

А это разноцветное геологическое формирование уже давным-давно заслужило славу одного из красивейших мест мира. Дюны расположены у конуса древнего спящего вулкана на территории национального парка Лассен.

Лассен-Волканик

Автор фото — Npca

Их необычная расцветка появилась из-за окисления пепла, оседавшего прямиком на потоки лавы во время извержения.

9. Гейзер Флай, США

США очень богаты своими природными ресурами, а потому самые необычные места мира здесь сконценрированы в огромном количестве. Американский искусственный гейзер Флай правильнее будет назвать постоянно действующим термальным источником, ведь один из признаков гейзера — непостоянство.

Когда-то на этом месте бурили скважину для колодца, после того, как тот перестал функционировать, под землей начались природные реакции, которые привели к образованию этого чуда.

10. Дорога гигантов, Ирландия

Эта ирландская достопримечательность также появилась из-за вулканического вмешательства. Благодаря извержению, произошедшему много веков назад, здесь появились 40 000 базальтовых колонн, уходящих в море, подобно ступеням для самого настоящего великана.

Помимо, собственно, прогулки по колоннам, также интересно будет подняться вверх и обозреть живописную панораму. Кроме того, здесь есть возможность арендовать (или приехать на уже арендованном) велосипед и прокатиться по обустроенному маршруту по окрестностям.

  • Главная
  • Медиа
  • Подборки

Хочешь путешествовать чаще?

280 000 подписчиков уже получают наши письма с авиаскидками до -85% и путешествуют чаще. Теперь твоя очередь!

Руководитель проекта: 

Маевская Анна Александровна

Учреждение: 

МБОУ «УСШ» п.Урдома Ленского района Архангельской области

Ученический проект по русскому языку «Рассказ о слове» был проведен учащимся 3 класса начальной школы с целью проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака» и проследить за жизнью этого слова в ходе исторического и культурного развития языка.

Подробнее о работе:

Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему «Рассказ о слове» дает определение того, что такое «этимология слова», рассказывает о значении слова «собака» в привычном восприятии носителя языка. В рамках своего исследования школьник выяснил, каким образом слово «собака» живет в языке: история происхождения слова, его строение и значение, родственные и однокоренные слова.

В готовом проекте по русскому языку «Рассказ о слове» перечислены синонимы слова «собака», а также фразеологические обороты в русском языке с этим словом, особенности сочетаемости слова «собака» и его роль в русском фольклоре.

Оглавление

Введение
1. Собака – верный друг и помощник человека.
2. Жизнь слова в языке.
2.1. История происхождения слова, его строение и значение.
2.2. Родственные слова.
4. Друзья – синонимы.
5. Фразеологические обороты.
6. Сочетаемость слова.
7. Жизнь слова в русском фольклоре
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Введение

Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».

Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?

А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей». Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас.

Актуальность проведения данной исследовательской работы состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.

Гипотеза: Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.

Предмет исследования: слово «собака».

Цель исследования: проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».

Задачи исследования:

  1. Проследить за жизнью слова в языке.
  2. Изучить дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».
  3. Учиться подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.
  4. Создать красочные странички исследуемого слова.
  5. Провести анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному вопросу.
  6. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

Собака – верный друг и помощник человека

2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать 75-летие Победы над фашистской Германией. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые полноценно помогали людям в борьбе с противником.

Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.

Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не перечислишь.

Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.

Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.

История происхождения слова, его строение и значение

Слово «собака>» — не русское. Считается, что оно попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».

Своё название собака получила от древнего корня соб – (местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный, — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собакасоб = «существо», «собственность».

В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака» определяется как:

  • Домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.
  • перен. О злом, грубом человеке (разг.)
  • Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)

В некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая собака динго. Енотовидная собака [7, с.739].

В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:

Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс» — название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие.

Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец – кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок [3, с.779].

Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя, млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена, очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4 группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные. Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием (чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках – кинологии.

Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических значений.

Родственные слова

Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.

  • собака
  • собачКа
  • собачОНКа
  • собачНИК
  • собачЕЙ
  • собачИЙ
  • собакОВОД
  • собакОВОДСТВО

Друзья — синонимы

Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:

  • пёс шавка дворняжка
  • барбос псина четвероногий
  • бобик тузик пустолайка
  • моська шарик ищейка

Фразеологические обороты

Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).

Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и потеряли истинный смысл.

Сочетаемость слова

Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:

  • добрая послушная лохматая
  • злая служебная охотничья
  • преданная сторожевая прирученная

Жизнь слова в русском фольклоре

Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.

Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение 3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу речь более насыщенной, красивой.

Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди, отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).

Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки, а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.

Заключение

В результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.

Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).

Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».

А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и получил следующие результаты:

1. Сколько значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три – 3%, не знаю – 4%.

2. Подбери однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.

3.Знаешь ли ты со словом «собака»:

Фразеологизмы – 27%.

Пословицы – 50%.

Загадки – 20%.

Стихи – 63%.

Сказки – 28%.

Названия произведений – 19%.

4.Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи? Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.

Моя работа имела важное практическое значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания. На уроке русского языка при закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово (см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки, стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7). Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть исследуемое слово (см. Приложение 9).

Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой.

Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось.

Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.

Список использованных источников и литературы

  • Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
  • Гуркова И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский язык, 1998. – 869 с.
  • Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
  • Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос. Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
  • Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

Приложение. Фразеологические обороты

Собаку съел. Имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо. Выражение возникло на базе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение («мастер на что-либо») возникло уже у сокращённой формы «собаку съел»: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, несомненно, мастером своего дела.

Собак гонять. Бездельничать. Грубоватое выражение и очень обижает собаку – большого друга человека. Но если поискать объяснение этому выражению, то о собаках нам беспокоиться не придётся. Оказывается, в русских говорах слово собака имеет значение «шар» или «чурка», которые гоняют в играх футбольный мяч. Но игра не работа, поэтому выражение и стало означать «бездельничать» бывает, что мама говорит сыну: «Довольно собак гонять, пора за дело приниматься, вот математику совсем запустил».

Как кошка собакой живут. Так говорят о постоянно ссорящихся людях.

Как собака на сене. Так говорят о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.

Вот где собака зарыта. Вот в чём суть дела, в чём причина.

Как собак нерезаных. Так говорят, когда очень много кого-нибудь

Как собака устал (голоден, замёрз, золи о других неприятных состояниях, ситуациях). Очень сильно.

Ни одна собака. Никто.

У попа была собака. О бесконечном повторенииодних и тех же слов,поступков.

Каждая собака (прост). Каждый, все.

Как не вертись собака, а хвост позади. Как ни пытайся скрыть свою сущность, своё нутро, все равно по всему видно, что ты за человек.

Как собаке пятая нога. О совершенно ненужной, являющейся обузой, вещи.

Не будите спящую собаку. Не раздражайте злого или горячего человека.

С лихой собаки хоть шерсти клок. Когда нельзя получить от кого-либо много, рады получить хоть что-нибудь, пусть незначительное.

С собаками не сыщешь. Очень трудно разыскать.

Свои собаки грызутся, чужая не приставай. Не вмешивайся не в своё дело.

Собака лает, ветер носит. Не вмешивайся не в своё дело.

Собаке – собачья смерть. О позорной смерти дурного человека.

Поговорки и пословицы

1. Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». – «А что?»- «да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять».

2. У всякой собаки своя кличка.

3. «Собака, что лаешь?» — «Волков пугаю».

«Собака, что хвост поджала?» — «Волков боюсь».

4. У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.

5. Собака лает – ветер носит.

6. На охоту ехать – собак кормить.

7. Маленькая собачка до старости щенок.

8. Собаки лают, а караван идёт.

9. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

10. Как собака на сене: и не ест, и другим не даёт.

11. Собака – верный друг человека.

12. Не замахивайся палкой – и собака не залает.

13. И собака помнит, кто её кормит.

14. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.

15. Без собаки зайца не поймаешь.

16. Видит собака молоко, да рыло коротко.

17. Встарь бывало: и собака с волком живала.

18. Не всяка собака кусает, которая лает.

19. Собака на сене лежит, и сама не ест и другим не даёт.

20. Собаке собачья смерть.

21. Свои собаки дерутся, чужая не приставай.

22. Маленькая собачка до старости щенок.

23. Собака человеку – неизменный друг.

24. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.

25. Без собаки зайца не поймаешь.

26. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

27. Собаки лают, а караван идёт.

Загадки

1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.

2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.

3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.

4. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.

5. Собой не птица,
петь не поёт,
кто к хозяину идёт –
она знать даёт.

6. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок –
Взрослая СОБАКА

7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит
Дом сторожит.

8. Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом.

9. С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком..

10. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.

Русские народные сказки

А зайчик говорит:

— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.

Лиса, заяц и петух»)

Мужик едет, а лиса вперёд бежит, стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.

Мужик, медведь, и лиса»)

— Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай.

Лиса и тетерев»)

Жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять, и оберегать двор с амбаром. Не хотел мужик кормить её хлебом, прогнал со двора. Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать.

Медведь, собака и кошка»)

Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Заяц-хваста»)

Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.

А дома старуха печёт блины, а собака за столом:

-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.

Старуха бросит ей блин:

— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.

Собака съест блин и опять:

-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.

(«Морозко»)

Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:

— Ав! Ав! Марьюшка, не бойся, родная, иди! Будет ещё страшнее, не оглядывается.

Финист – ясный сокол»)

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет, и то видят»

У страха глаза велики»)

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала. Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Лиса и заяц»)

Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.

Заяц-хваста»)

Лиса открыла глаза, увидела собак – и наутёк. А собаки – за ней. Едва добралась до своей норы.

Залезла в нору, отдышалась маленько и начала спрашивать:

— Глазки, глазки, что вы делали?

— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

— Ушки, ушки, что вы делали?

— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

Лиса и дрозд»)

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

Заюшкина избушка»)

Жизнь слова в стихотворениях поэтов

Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!
(И. А. Крылов. «Слон и Моська»)

Есть школа в Москве
Эта школа зовётся
Школой служебного собаководства.
(Э. Н. Успенский «Про собак»)

Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
(Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой»)

Красота! Красота!
Мы везём собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(С. В. Михалков «Песенка друзей»)

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку.
(С. Я. Маршак «Багаж»)

В лесочке, над рекой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
(Б. В. Заходер «Собачкины огорчения»)

Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
(Э. Н. Успенский «Память»)

Считалки

Бежала собака
На четырёх лапах.
Раз-два-три-четыре –
Кого она догоняет –
Того водящим выбирает.
Ты, собака, не лай,
Лучше деток догоняй,
А как догонишь, не зевай,
От них быстрее убегай!
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.

Жизнь слова в названиях произведений литературы

В. Осеева. «Собака яростно лаяла».

И. Токмакова. «Купите собаку».

Р. Сеф. «Кто любит собак».

Л. Толстой. Лев и собачка.

Михаил Зощенко. Умная собака.

С. Я. Маршак. Собака Динго.

Корней Чуковский. Собака Авва ищет рыбака.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

3 класс

Наименование УМК: «Школа России»

Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.

Задачи:

образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.

Тип урока: обобщающий урок – проект.

Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

I Оргмомент.

Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете, о чём я говорю?

( Проект – шаг вперёд).

— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)

— Как вы его понимаете?

II Мотивация.

Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».

— Почему девочка ничего не поняла?

— Что такое слово?

— С чем будем работать?

Тема проекта – рассказ о слове.

(Выставляется книжка с названием проекта)

III Предпроектная подготовка

Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)

Задачи:

вспомнить ….

найти …

работать …

— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)

— Речь пойдёт о слове свет.

IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка. (Слайд 5)

— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

Гипотезы.

— Как можно точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

свет

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. Источник освещения, освещённое место.

3. Восход солнца, рассвет.

4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)

свет

1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

2. Общественная среда, общество.

— Что подсказывает словарь?

— Прочитайте их значения.

— Каким является первое слова свет?

— Какие это слова по отношению друг к другу?

— Стоит ли оставлять последний рисунок?

3. Часть речи.

— Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)

4. Однокоренные слова.

— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд 8)

Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)

— Из какой сказки отрывок? Кто автор?

— Нет ли здесь нужных нам слов?

— Что такое светлица?

Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.

— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)

Проверка. (Слайд 11)

— Прочитайте, что выписали.

— Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)

Проверка. (Слайд 13)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

— Справилась ученица со своей задачей?

— Достаточно ли полно изложен материал?

— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

VI Рефлексия.

— Удалось узнать что-то новое?

— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.

(Слайд 14)

Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

Рассказ о необычном слове

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Рассказ о необычном слове

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Рассказ о необычном слове

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Рассказ о необычном слове

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Рассказ о необычном слове

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Рассказ о необычном слове

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Рассказ о необычном слове

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Рассказ о необычном слове

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Рассказ о необычном слове

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Рассказ о необычном слове

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Рассказ о необычном слове

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Рассказ о необычном слове

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Рассказ о необычном слове

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Рассказ о необычном слове

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Рассказ о необычном слове

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

Рассказ о необычном слове

А вот так с другой.

Рассказ о необычном слове

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

Рассказ о необычном слове

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Рассказ о необычном слове

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

Рассказ о необычном слове

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Рассказ о необычном слове

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

Рассказ о необычном слове

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Рассказ о необычном слове

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Рассказ о необычном слове

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Рассказ о необычном слове

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Рассказ о необычном слове

Слева от картинки блок с пословицей.

Рассказ о необычном слове

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Рассказ о необычном слове

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

Рассказ о необычном слове

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Рассказ о необычном слове

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Рассказ о необычном слове

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Рассказ о необычном слове

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Рассказ о необычном слове

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

Рассказ о необычном слове

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Рассказ о необычном слове

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

Рассказ о необычном слове

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Рассказ о необычном слове

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Рассказ о необычном слове

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Рассказ о необычном слове

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Рассказ о необычном слове

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Рассказ о необычном слове

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Рассказ о необычном слове

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Рассказ о необычном слове

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

  • Рассказ о немецком городе на немецком языке с переводом
  • Рассказ о нефертити 5 класс
  • Рассказ о немецком блюде на немецком языке
  • Рассказ о неизвестном герое маршак слушать
  • Рассказ о нижнем новгороде на английском языке с переводом