Рассказ о немом мальчике и няне

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 133-134. укм школа россии1. попробуй объяснить, почему

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Тема: В. Осеева «Хорошее»

Цель: Формирования
навыка работы над рассказом: умение выделять главную мысль произведения и
давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

– познакомить учащихся с
произведением В. Осеевой «Хорошее»;

воспитывать
нравственные качества характера (честность, ответственность и доброе отношение
к людям).

— развивать умения анализировать характер героев с
опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.

       понять
и усвоить содержание нового материала.

       адекватно
воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

       уметь
формулировать высказывания о наблюдаемых закономерностях.

       учиться
правильно, оценивать свою деятельность на уроке.

       развивать
навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

       создать эмоционально-положительный
настрой на урок.

1.    
Ученик научится:
вести диалог, находить главную мысль произведения и обосновывать свой выбор.

2.    
Ученик получит возможность:
осознанно подходить к важности использования в речи вежливых слов и
доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование для учителя:
презентация
Power Point,
учебник, карточка с планом рассказа.

Оборудование для учащихся:
учебник.

1.  
Рабочая программа изучения курса
«Литературное чтение», 2 класс УМК «Школа России» (авт. Климанова Л.Ф.).

2.  
Календарно-тематическое планирование по литературному
чтению для 2 класса, составленное на основе рабочей программы по литературному
чтению.

3.  
Климанова Л.Ф. Литературное чтение:
учебник для 2 класса в 2 ч. [Текст] / Л.Ф. Климанова – Москва: «Просвещение», 2012. – 224 с.

4.  
Методические разработки уроков чтения 2
класс: пособие для учителей образовательных учреждений / С.В. Кутявина – М.: ВАКО,
2015. – 384 с.


работа с информацией (восприятие, анализ, оценка содержания визуальной и слуховой
информации).

I. Самоопределение
к деятельности

Цель: настроить
детей на работу, организовать.

Способ
деятельности:
рифмовка

Здравствуйте дети,

Встаньте ровно.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы весело учиться.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

А теперь садитесь.

II.Артикуляционная
гимнастика.

Цель:
развитие
речевого аппарата.

Способ
деятельности: скороговорка, дыхательная гимнастика

— Ребята, прежде, чем начать урок, давайте артикуляционную
гимнастику и дыхательную разминку.

Милая Мила.
Мылилась мылом,
Намылилась, смыла —
Так мылилась Мила.


Давайте прочитаем эту скороговорку медленно, тихо, быстро и громко.

— А
сейчас проведем с вами дыхательную гимнастику.

Вдох
через нос – выдох через нос;

 Вдох
через нос – выдох через нос; (частями)

 Вдох
через рот – выдох через рот;

 Вдох
через рот – выдох через рот; (частями)

III. Проверка
домашнего задания.

Цель:
проверить
ЗУН, которые дети приобрели.

Способ
деятельности:
беседа


Ребята, давайте вспомним, с каким рассказом мы познакомились на предыдущем
уроке? Кто его автор? (Рассказ «Волшебное слова» В.А. Осеевой)

— О ком
говорится в рассказе? (О мальчике Павлике)

— Как вы
можете охарактеризовать Павлика?

— С кем
встретился Павлик на скамейке? (Со стариком)

— В
каком настроении прибывал мальчик? Что с ним произошло? (Он был рассержен
тем, что сестра не дает ему красок, бабушка пирожок, а брат не берет его
кататься с собой на лодке)

— Как
повел себя старик, когда услышал рассказ Павлика? (Он его пожалел и
рассказал ему про волшебное слово)

— А
слово разве бывает волшебным? Что за слово он ему сказал? (Да, слово
бывает волшебным – это вежливое слово. Пожалуйста)


Помогло ли мальчику волшебное слово? (Да)

Можно ли
назвать старика магом, волшебником или чародеем? Как вы думаете? (Нет, он
просто добрый и вежливый человек)

— Какая
же главная мысль была в рассказе? Чему он нас учит? (Он учит быть нас
вежливыми, использовать правила вежливости в общении с людьми)


Правильно, молодцы ребята!

IV. Постановка
цели и задач.


Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним рассказом Валентины
Александровны Осеевой. А чтобы угадать название рассказа, вам нужно разгадать
ребус.

image001


Какое слово у вас получилось? (Хорошее)


Какую цель мы поставим? (Познакомится с произведением В.А. Осеевой
«Хорошее»)

V. Подготовка
к первичному чтению:

Цель:
настроить детей на восприятие рассказа.

Способ
деятельности:
рассказ, беседа

Словарная
работа.

— Ребята, а вы
знаете, кто такая Валентина Осеева? Может кто-нибудь читал его произведения?

— Давайте же
узнаем кто такая Валентина Александровна Осеева.

(слайды).

Валентина
Александровна родилась 28 апреля 1902 года в Киеве, в семье редактора газеты.
С 17 лет обучалась актерскому мастерству, но в связи с переездом в Москву,
Валентине пришлось отказаться от детской мечты стать актрисой. В дальнейшем
она нашла своё истинное призвание – это воспитание детей. Она работа
воспитателем в детском саду и государственном учреждении для детей-сирот.
Осеева очень любила работать с детьми. Это и стало главной причиной того, что
писательница полностью посвятила своё творчество детской литературе.

 — В тексте нам встретятся незнакомые слова: колодец,
Трезорка.

— Кто знает,
что означают эти слова? Давайте посмотрим на слайд, и посмотрим определения
этих слов.

(Колодец — узкая
и глубокая яма, вырытая до водоносных слоёв, служащая для добывания воды.
Трезорка – кличка собаки
).

Обратите
внимание на ударения этих слов, чтобы при прочтении не допустить ошибки.

VI. Первичное
восприятие текста.

Цель:
познакомить
детей с рассказом.

Способ
деятельности:
рассказ


А сейчас все хорошо сели, подтянулись и слушаем внимательно меня. Я вам
сейчас прочитаю произведение, а вы ответите на вопрос понравилось ли оно вам?
(учитель читает, а дети внимательно слушают).

VII. Проверка
первичного восприятия.

Цель:
проверить,
как дети поняли рассказ.

Способ
деятельности:
опрос

— Понравилось ли вам это произведение?
Что вы представили себе?

— Какие чувства вы испытали, слушая это
произведение?


Молодцы!

VIII. Повторное
чтение и анализ по содержанию и языку.

Цель:
проанализировать
рассказ, выделить идею рассказа, обогатить словарный запас.

Способ
деятельности:
опрос, беседа.


чтение и анализ

— Сейчас я
предлагаю вам прочитать самим рассказ и ответить на мои вопросы.

О ком этот
рассказ? (О мальчике Юре)

Какой был Юрка
на ваш взгляд? (Мечтательный, храбрый, грубый)

Что захотелось
мальчику? (Сделать что-нибудь хорошее)

Кто первый
обратился к нему за помощью? (Сестра Лена)

О чем она
попросила? (Погулять с ней)

А чем занимался
в это время Юрка? (Он мечтал спасти Лену, если бы она тонула)

Он погулял с
сестрой? (Нет)

Как она
отреагировала на ответ брата? (Обиделась и ушла)

О чем дальше
думал мальчик? (Он думал о том, если бы на няню волки напали, он бы их
застрелил?)

О чем попросила
Юру няня? (Убрать посуду)

А он что
ответил? (Убери сама, мне некогда)

Чем дальше
принялся заниматься мальчик? (Он думал о том, если бы Трезорка в колодец
упал, он бы его спас)

Чего хотел
Трезорка? (Он хотел пить)

Мальчик напоил
собаку? (Нет, он сказал ему: «Пошел вон. Не мешай думать»)

К кому обратился
за помощью мальчик? (К маме)

О чем он ее
спросил? (Что бы такого хорошего сделать)

А что ответила
ему мама? (Погуляй с сестрой, помоги убрать посуду няне и дай водички
Трезору)

IХ.
Физминутка.

Цель: снятие
напряжения

Музыкальная физминутка

Х.
Обобщающая беседа.

Цель:
обобщить
полученные у детей знания по рассказу.

Способ
деятельности:
опрос

-К какому жанру относится это
произведение? (рассказ)

—  Почему автор
так назвал рассказ? (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)

— Для чего он
писал этот рассказ? Чему он нас учит? (чтобы мы помогали нашим близким,
которые нас о чем-то просят, а не мечтали и не откладывали это на потом)

-Вам понравился
мальчик Юрка? Почему? (ответы детей)

— Скажите, что
же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)

-А что же было
не очень хорошее? (Поступки Юры)

— Представьте
себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает.
Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка?

— О ком думает
Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили,
хочет прославиться.)

— В каком
случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда
думаешь не о себе, а о других людях.)

— Какой этот
рассказ по характеру? (поучительный, грустный)

 — На слайде
вы видите три пословицы, ваша задача выбрать какая из пословиц больше всего
подойдёт к этому рассказу?

1.Смелый
побеждает, а трусливый погибает.

2.Кто не
работает, тот не ест.

3. Лучше хорошо поступить, чем
хорошо говорить.

-Объясните, как вы понимаете эту
пословицу. (Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

— Подходит ли эта пословица к
нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

ХI. Домашнее
задание.

— Я
предлагаю вам дома еще раз прочитать этот рассказ выразительно.

ХII. Итог
урока. Рефлексия.

Цель:
подвести
итог урока

— Итак, ребята,
с каким произведением мы сегодня познакомились? («Хорошее»)

Кто его автор? (Валентина Александровна
Осеева)

— Чему учит этот
рассказ? (что нужно больше думать
о других, чем о себе; помогать своим близким, если они нуждаются в помощи.
)


Молодцы, ребята!


Мои ожидания оправдались: вы были активны, внимательны, отстаивали свою точку
зрения, доказывали, слушали друг друга.


Спасибо за урок!

На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!

Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 1- 4 классов

Сказки

Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.

Задания для 1 класса

  • 1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
  • 2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
  • 3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.

Задания для 2 класса (все как и в первом классе, плюс одна сказка)

  • 4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок

Задания для 3 и 4 классы (сказки из 1 и 2 класса, плюс ещё две сказки)

  • 5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
  • 6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.

Задания для 1 класса

  • 1-ое слово
    О горе тебе, бедный человек! …
    Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
    Как не вырвется сердце твое с корнем!
    Житие Александра Невского
    Правильные ответ: Зеницы — это глаза
  • 2-ое слово
    Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
    Повесть временных лет
    Правильный ответ: Уста — это губы, рот
  • 3-е слово
    И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
    Повесть временных лет
    Правильный ответ: Кудесник — это шаман, колдун

Задания для 2 класса (всё как в 1 классе,  плюс одно)

  • 4 слово
    И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
    Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Сеча — это сражение

3 и 4 классы (слова из 1 и 2 класса, плюс одно)

  • 5 слово
    И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
    Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Ратный — это боевой

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

Задания для 1 класса

  • Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
  • Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
  • История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
  • Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка

Задания для 2 класса

  • Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
  • История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
  • История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
  • Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун

Задания для 3 и 4 классы (сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева; «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин; плюс три новые)

  • История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
  • Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
  • Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв

Средства выразительности

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением. Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов. Например, «водить за нос» значит «обманывать». Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.

Задания для 1 и 2 классов

  • 1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
    Испугался старик, взмолился :
    «Что ты, баба, белены объелась ?…».
    Осердилася пуще старуха,
    По щеке ударила мужа.
    « Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
    Со мною, дворянкой столбовою?…»
  • 2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
    — Что, что они кричат? Никак я не разберу.
    — А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
    «Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
  • 3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
    Бочка по морю плывёт.
    Словно горькая вдовица,
    Плачет, бьётся в ней царица;
    И растёт ребёнок там
    Не по дням, а по часам.

3 и 4 классов (1 и 2 класс, плюс один фразеологизм)

  • 4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
    Наконец мы задремали.
    Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
    Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
    — Минька, пока Степка спит, давай
    повернём его ноги в обратную сторону.
    А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека. Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах. К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

Задания для 1 и 2 классов

  • Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
  • Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
  • Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

Задания для 3 и 4 классов (Змей Горыныч и Свинья, добавился персонаж)

  • Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится. Ответ: Пушкин, Няня

Задания для 1 класса

  • Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
    Правильный ответ: Носов «Живая шляпа»

Задания для 2 класса (Носов, плюс один)

  • На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
    Правильный ответ: Толстой «Старый дед и внучек»

Задания для 3 и 4 классов (Носов, Толстой, плюс один)

  • Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
    Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

Задания для 1 класса

  • Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
  • Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
  • Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
  • Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
    Правильный ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто

Задания для 2 класса (1 класс, плюс один автор)

  • Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

Задания для 3 и 4 классов (2 класс, плюс автор)

  • Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

Задания для 1 класса

  • — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
    Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
  • — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
    Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
  • — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
    Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

Задания для 2, 3 и 4 классов (как и в 1-3, плюс одна книга)

  • — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
    Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

Задания для 1, 2, 3 и 4 классов

  • слон — вагон
  • гроза — лоза
  • сарафан — банан
  • былина — калина
  • монета — кассета
  • канал — журнал

Сказочная вечеринка

Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

Задания для 1 класса

  • Заяц — Листопадничек
  • Иван-дурак — Конёк-горбунок
  • Осёл — Квартет
  • Волк — Три поросёнка
  • Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей

Задания для 2, 3 и 4 классов (как в 1 классе, плюс произведение)

  • Баба-Яга — Финист — ясный сокол

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Рассказ о немом мальчике и няне

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Рассказ о немом мальчике и няне

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Рассказ о немом мальчике и няне

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Рассказ о немом мальчике и няне

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Рассказ о немом мальчике и няне

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

В 1950-х годах в СССР побывал американский профессор Томас Тэйлор Хэммонд, который сделал за время этой поездки множество цветных снимков. Профессор Хэммонд изучал устройство быта советских людей, и лично для меня его снимки являются исключительно интересными — по-моему, через устройство быта можно лучше всего понять жизнь в той или иной стране.

Ещё интересно то, что профессор Хэммонд делал эти фотографии для себя, а не для публикации в советской прессе тех лет — а это значит, что эти фотографии лишены «цензурного налёта» и ретуши — на них просто показана жизнь «как есть», пишет Максим Мирович в Facebook.

Итак, в этом посте — рассказ о том, каким увидел СССР 1950-х годов американский профессор с фотоаппаратом.

02. Интерьер советской квартиры пятидесятых. Как видим, ковры на стенах были популярны уже тогда — в рунете часто пишут, что мода на ковры пошла с начала 1960-х, когда появились первые хрущёвки — в них ковры способствовлаи лучшей тепло-и звукоизоляции тонких стен. Ещё обращает на себя внимание лакированная этажерка — исключительно популярная в те годы мебель, засветилась на многих фото и в фильмах.

Видео дня

Жизнь в СССР на фото американского профессора

03. Стройка — возводятся дома, назваемые сейчас «сталинками», в Минске такие строили примерно до начала шестидесятых годов. Самые «молодые» минские сталинки, которые мне удалось найти — это ряд домов в районе станции метро «Московская» (1961год) и вомьмиэтажный дом на площади Змитрока Бядули (1960 год).

Жизнь в СССР на фото американского профессора

04. Сельская школа. Над доской висит портрет Сталина — а это значит, что фото сделано до 1956 года. Ещё обратите внимание на парты — они представляют собой одно целое с лавочками для сидения — раньше считалось, что такая конструкция якобы помогает лучшему формированию осанки. Такие парты можно было увидеть в провинциальных школах вплоть до начала 1990-х годов.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

05. Автопарк пятидесятых годов. На легковой «Победе» в провинции мог ездить, например, глава местной партийной ячейки или же председатель богатого колхоза. Районное начальство пятидесятых годов больше предпочитало ЗИМ-ы, а столичные шишки раскатывали сплошь на ЗИС-110 — это был самый крутой «членовоз» тех лет.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

06. Автомобиль везет крестьян на полевые работы. Картинка напоминает какой-то кадр из фильма 1950-х годов (вроде «Иван Бровкин на целине»), вот только машина выглядит погрязнее, люди одеты похуже и в целом мало напоминают столичных артистов…

Жизнь в СССР на фото американского профессора

07. Полевые работы — комбайн убирает зерно.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

08. Доярки в хлеву с коровами. Обратите внимание на женщину справа — она ещё совсем молодая, а у неё уже стоят жуткие советские металлические коронки.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

09. Интерьер зажиточной сельской хаты, фото сделано в Украине. За столом — дедушка и внуки. Обратите внимание на модную люстру со стеклярусом и неплохую мебель артельного производства.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

10. Укадка асфальта. Жаль, в кадр не попала полностью асфальтоукладочная машина — фотоснимки дорожной техники тех лет исключительная редкость.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

11. Несколько портретных снимков — девочка торгует луком на улице.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

12. Мальчик подрабатывает на стройке.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

12. Этот же мальчик и девочка помладше. Обратите внимание, как одеты дети, а также на их обувь (вернее, её отстутствие). Каждый раз, когда вижу такие фото, вспоминаю идиотскую фразу, которую форсят сталинисты — «Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой».

Жизнь в СССР на фото американского профессора

13. Пенсионерки пятидесятых. Такой стиль бабушек не перевелся до сих пор)

Жизнь в СССР на фото американского профессора

14. Уличное фото — очередь за квасом, такие штуки дошли до наших дней. В Беларуси торговлю квасом из бочек вроде бы запретили, но в этом году летом видел то там, то сям такие бочки (желтого цвета).

Жизнь в СССР на фото американского профессора

15. Один из детских садиков, занятие по пению. Как по мне — так больше напоминает армейскую муштровку)

Жизнь в СССР на фото американского профессора

16. А это пионерлагерь тех лет. Обратите внимание на сохранившуюся ещё статую со Сталиным на переднем плане.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

17. Столовая, фото сделано в том же пионерлагере.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

18. Улица, фото сделано скорее всего в Москве. Обратите внимание на полное отсутствие улыбчивых лиц, такое ощущение что все озабочены какими-то мировыми проблемами.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

19. Ещё уличное фото, та же история.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

20. Рынок. Такие весы с чашками вполне успешно функционировали вплоть до начала 1990-х годов.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

21. Рынок, продажа аквариумных рыбок.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

22. Очередь в киоск за фруктами. Обратите внимание, что на витринах стоят в основном какие-то банки с консервами.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

23. «Пиво, воды». Фото сделано в Украине.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

23. Интерьер магазина, немного напоминающий аптеку. Тоже Украина.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

24. Ленинградское метро с портретом Сталина.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

25. Уличная торговля кочанами белой капусты. Выглядит не слишком презентабельно, в фильмах пятидесятых такого не увидите.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

26. А вот это не знаю, что такое. Возможно, какая-то рабочая колония, а возможно и просто какое-то охраняемое предприятие.

Жизнь в СССР на фото американского профессора

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказ о невидимых нитях 2 класс окружающий мир подготовить
  • Рассказ о национальном костюме мужчины
  • Рассказ о начале великой отечественной войны
  • Рассказ о невском проспекте для детей
  • Рассказ о национальном парке россии