Рассказ о неизвестном солдате

Учебно-тематический план работы кружка буккроссинг движение книг. читаем вместе в подготовительной дошкольных группах.дата тема занятияцели 3,4 сентябрябуккроссинг путешествие

Учебно-тематический  план работы кружка «Буккроссинг – движение книг. Читаем вместе» в  подготовительной дошкольных группах.

Дата

Тема занятия

Цели

3,4 сентября

Буккроссинг – путешествие одной книги.

Повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения.

7,8 сентября

История, рассказанная книгой. Откуда пришла книга.

Развитие познавательного интереса детей, формировать интерес к книгам.

14,15 сентября

Путешествие в страну книг  по ПДД

Продолжать знакомить детей с правилами по ПДД, учить практически их применять. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

21,22 сентября

Создаем свою книгу.(сочини свою историю)

Закреплять умение составлять свои истории, рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию. Воспитывать чуткое отношение к близким людям, доброты, заботливости, внимания к окружающим.

28, 29 сентября

Знакомство с профессией – педагог, воспитатель

Формировать у детей первичное представление о профессии воспитатель. Развивать познавательный интерес к профессии.

5, 6 октября

Защита животных (выставка рисунков), игры-кричалки.

Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный мир, обогащать словарный запас детей. Познакомить с Красной книгой и животными, которые в неё внесены. Уточнить знания о правилах поведения с бездомными животными.

Формировать ответственность и доброе отношение к животным в природе. Воспитывать желание помогать бездомным животным; чувство заботы и любви к своему питомцу.

12, 13 октября

Книга заболела.

Пробудит у ребёнка интерес к художественной литературе, прививать любовь к книге и бережное отношение к ней, не рвать, не грызть, не рисовать на ней.

19,20 октября

Урок экологии. Любимая книга о животных, природе.

Формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ рассказа К. Г. Паустовского «Похождения жука-носорога»,  активизировать и обогащать словарь по теме «День победы»; словарь синонимов и антонимов; закреплять навык грамматически правильного оформления высказывании,  развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы речи; развивать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи, воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.

26,27 октября

Школьная библиотека, где она? Либмоб.

Продолжать привлечение читательского интереса к книге и чтению и в то же время позиционирование библиотеки, как культурного центра. Такая необычная форма проведения мероприятия – это замечательный способ привлечения новых юных читателей и повышение имиджа библиотеки.

2,3

ноября

День народного единства. Какие народы живут у нас в Карелии?

Дать понятие «единство»;

прививать чувство  единения  с судьбой своей страны;

 воспитывать чувство любви и патриотизма к родной стране, уважение к её праздникам и традициям.

9, 10 ноября

Составление рассказа по картине.

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.

16, 17 ноября

Книжка – малышка. Знакомство с карельскими авторами.

Обогащение и накопление речевого и сенсорного опыта детей в совместной познавательно-практической деятельности с родителями, посредством увлекательной книжки – малышки на примере карельских писателей.

23,24 ноября

День словаря.

Расширить знания обучающихся о словарях, показать их многообразие и назначение каждого, закрепить навыки практической работы со справочными изданиями, воспитывать культуру работы с книгой, расширять кругозор обучающихся.

 Словарь — это целый мир, расположенный в алфавитном порядке.Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков. Подумайте, что все собранные вместе слова — дело плоти, крови и души человечества.

Анатоль Франс

30 ноября, 1 декабря

В память о неизвестном солдате.

Воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне. Раскрыть детям значение празднования Дня Неизвестного солдата, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от врагов.

7,8 декабря

День конституции. Мои права и обязанности.

Дать детям элементарные знания и представления о Конституции Российской Федерации.

14,15 декабря

Дружилки и мирилки. Подарок для книги — закладка

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к книге. Учить детей средством мирилок уметь не ссориться и относится дружелюбно.

21,22 декабря

Зимние сказки.

Знание детьми «зимних» сказок.
Повторить с детьми «зимние» сказки;
создать условия для развития логического мышления, связной речи детей; закреплять умение соблюдать правила игры, внимательно слушать ответы сверстников и дополнять их.

28,29 декабря

Чудеса в книге. Новый год.

Уточнить представления о разнообразии книг. Формировать представления о видах книг; организовать выставку книг (сказки, рассказы, загадки, пословицы
и поговорки, раскраски, энциклопедии и т.д.): напомнить название и содержание знакомых книг

11,12

января

Зимушка – зима (загадки о зиме)

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков, выявление талантливых детей среди воспитанников группы.

18,19

января

Наш снеговик

Создать условия для развития познавательных, исследовательских, творческих способностей детей в процессе разработки детско – взрослого проекта. Познакомиться с историей возникновения снеговика;

Воспитывать интерес к совместному с родителями творчеству. Развивать творческую активность детей, умение создавать образ снеговика различными способами. Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.

25,26

января

Освобождение Ленинграда от блокады (1944г). Презентация.

Познакомить детей с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

• формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны;

• систематизировать знания о ВОВ;

• расширять и активизировать словарь;

• способствовать развитию познавательной активности, речи;

• пробуждать нравственные качества личности;

• способствовать развитию памяти, логического мышления.

• пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги;

• вызвать интерес к истории своей страны;

• способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности;

• приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений;

01,02

февраля

Калевала. Карельские руны

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре Карелии, посредством ознакомления их с карело-финским эпосом «Калевала».

  • Воспитывать чувства любви к Родине, чувства сострадания и сопереживания героям эпоса.
  • Познакомить детей с героями эпоса «Калевала» (красавица Айно, Вяйнямейнен, старуха Лоухи), с карельским национальным музыкальным инструментом-кантеле.
  • Развивать эстетическое восприятие картин, эстетический вкус, умение определять настроение, характер героя.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Обогащать словарь детей (руны, кантеле, Похъяла, Калевала, Лоухи, Айно, Вяйнямейнен, мельница Сампо).

08,09

февраля

День российской науки.

Для чего нужна профессия учёный?

Сформировать представления о знаменитых русских ученых и их открытиях и изобретениях

Развитие познавательной активности

Формирование умения работать с информацией, выделять нужное, анализировать, обобщать.

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

15,16

февраля

День Святого Валентина. Поэзия о дружбе и любви.

Познакомить с традициями празднования дня святого Валентина в разных странах.

Сообщить знания об истории появления праздника.

Развить внимание, интерес к истории праздника, традициям празднования дня святого Валентина в разных странах.

Воспитывать дружелюбные отношения в классе, любознательность.

22, 23

февраля

День защитников отечества.

Квест – игра «Я солдат»

Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск,  об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.).

 Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей.

 Воспитывать чувство гордости за свою армию;  вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

01,02

марта

Веснянка. Энциклопедия «Цветущая весна»

Показать детям закономерные связи в природе; вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

08,09

марта

Международный женский день. Журнал для мамы.

Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к родным и близким людям;

содействовать формированию у детей способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;

развивать творческие способности, чувства, волевые качества;

продолжать «строить» дружеские «мосты» между детским и родительским сообществом.

15,16

марта

Неделя детской книги.

Фет (200лет), Грин (140 лет)

Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников  к книжной культуре, освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Речевое развитие».

22,23

марта

Неделя детской книги.

Чехов (160лет), Куприн (150 лет)

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к художественной литературе.

Воспитания у детей бережного отношения к книге, развитие познавательных и творческих способностей, кругозора, приобщение к миру любителей книг.

Побудить родителей к развитию читательского интереса у детей, любви и бережного отношения к книге.

      29,30

марта

Неделя музыки.

Игра «Где музыка спряталась в книге?»

Различать знакомые произведения.

05,06

апреля

День смеха. Шутки, дразнилки и анекдоты.

Создать атмосферу праздника.

Доставить детям радость от участия в конкурсах, розыгрышах и забавах.

Развитие позитивного самоощущения, связанного с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе.

Развивать чувство юмора, расширять кругозор, развивать внимание и память.

12,13

апреля

День космонавтики. Космос – это мы. 60 лет полёт Гагарина в космос.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижениям нашей Родины.            

Расширить знания учащихся о космонавтике, об ее основателях, первом пилотируемом полёте в космос;  изучить жизнь и деятельность первого космонавта Ю.А. Гагарина; показать роль отечественной космонавтики в мире и перспективы ее развития.

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, использовать полученные результаты в жизни.

Воспитать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину – великую космическую державу,  за наш город, научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории, окружающим людям; сформировать качества активного гражданина.

19,20

апреля

Либмоб «Как пройти в библиотеку»

 Привлечение читательского интереса к книге и чтению и в то же время позиционирование библиотеки, как культурного центра.

26,27

апреля

День пожарной охраны. Тематическое занятие.

Закрепить и расширить представления детей о профессии пожарного. Его внешнем виде. Расширить и уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности. Воспитывать интерес и уважение  к профессии пожарного.

03,04

мая

День победы. Книга о моём дедушке.

  • Продолжить знакомить воспитанников с историческим прошлым нашей страны.
  • познакомить с документальными историями Великой Отечественной войны. Закрепить знания о Победе нашего народа в ВОВ.
  • Развивать умения сочувствовать и сопереживать. Развивать речь, развивать творческое мышление, воображение воспитанников через образную подачу материала.
  • Воспитание гражданственности и любви к Родине. Воспитание патриотизма.
  • Воспитание чувства гордости за свой народ. Воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны.

10,11

мая

Легенды и мифы.

Открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов хакасского народа в общей культуре человека, формирование желания узнать больше об особенностях края, воспитывать интерес к изучению истории своего родного края, а также воспитание чувства гордости за свою малую родину.

17,18

мая

День семьи. Семейные традиции

Расширить представление детей о семейных традициях, семье, ее обязанностях;

формировать отношение к семье как к ценности;

формировать убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;

воспитывать чувства гордости за свою семью;

сплочение классного коллектива.

24,25

мая

День славянской письменности. Знакомство с Букварём

Познакомить школьников с историей первой азбуки и первого букваря, со словенскими первоучителями Кириллом и Мефодием, с московским первопечатником Иваном Федоровым и названием букв в его «Азбуке»;

— формировать навык осознанного и выразительного чтения текстов;

— учить ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла в сотрудничестве с учителем;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— осуществлять анализ, синтез, сравнение учебного материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;

— строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать

выводы, формулировать их;

— развивать коммуникативные навыки школьников, внимание, память, наблюдательность;

— воспитывать дружелюбие, познавательный интерес к чтению, прививать навыки самоконтроля и самооценки, умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, умение слушать учителя и ответы товарищей.

Буккроссинг — это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России. История «Буккроссинга» весьма интересна и уносит нас в 2001 год. Американцу Рону Хорнбекеру однажды пришла в голову отличная мысль: а что если все люди начнут оставлять ненужные им книги, обозначенные особым образом, в общественных местах и сообщать об этом друг другу через интернет? В 2001 году автор идеи оставил 20 книг в одном из отелей, в этих книгах были записки и ссылки на его сайт. Уже через полгода на сайте поселилось около 300 активных участников, и с этого момента буккроссинг стал постепенно распространяться по всему миру. Это движение весьма уникально, оно ломает все стереотипы, потому, что никто в истории так не обращался с книгами. Книга отправляется в путь по миру. Надо только прочитать ее, наклеить наклейку с информацией, чтобы можно было проследить историю этой книги, можно вложить внутрь пояснительную записку (чтобы не подумали, что книгу просто забыли) и, возможно, свои впечатления от произведения и оставить ее в любом публичном месте. Так книга может путешествовать из рук в руки по миру.

Буккроссинг (англ. BookCrossing) или книговорот – хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. «Мир превращается в библиотеку», — такова декларированная цель bookcrossing.

Создание уникальной среды, обеспечивающей доступность к книгам путем вовлечения родителей, детей и сотрудников учреждения; возрождение традиций семейного чтения.

1. Прививать интерес к художественной литературе, к творчеству разных писателей; писателей своего края.

2. Развивать процесс обмена книгами.

Организовать в детском саду уголок «Буккроссинг», куда родители и дети могут приносить и свободно брать понравившиеся книги домой или читать совместно в групповой комнате.

Акцию «Bookcrossing в детском саду»  проводим в рамках проекта «Читаем вместе».В течение работы по проекту знакомлю детей с детскими писателями, писателями родного края , добавляя литературу в «Книжный уголок». Таким образом,  познакомлю дошкольников с любимыми  авторами и их произведениями.

Работу по внедрению современного движения «Буккроссинг»   проводила в несколько этапов:

1 этап — Подготовительный. Сначала мы сами познакомились с новым современным движением «Буккроссинг». На педагогическом совете  познакомила педагогов образовательного учреждения с движением «Буккроссинг». Для реализации движения «Буккроссинг» в родительском уголке подготовительной и старшей групп  установлен книжный стеллаж, так как там наибольшая проходимость родителей и детей. Были распечатаны рекламные листовки. Пригласили всех любителей чтения поучаствовать в увлекательной акции книгообмена с родителями и детьми группы. Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе «Прочитал — отдай другому». Книги должны читаться, а не стоять на полках. В соцсетях создана группа «Буккроссинг-путешествие книг».

2 этап – Основной. Первоначально   подобрала книги детских  писателей. Далее составили список литературы, чтобы в дальнейшем отследить: пополняется ли наш уголок новыми книгами, какие пользуются большим спросом. На книги, которые приносили родители, наклеивался ярлычок «Буккроссинг», чтобы книга сама дала информацию о том, откуда она, кто ее подарил для книгообмена. Книга выставлялась на полку для свободного доступа. 

3 этап – Заключительный. Одним из подтверждающих фактов значимости данного движения «Буккроссинг» стал творческий отклик родителей и детей. Семьи воспитанников, прочитав произведение , могут нарисовать понравившегося героя, что сподвигло   оформление вернисажа изобразительного творчества родителей и детей.

Вывод: таким образом, мы можем сказать, что «Буккроссинг» — это эффективное средство развития социального интеллекта дошкольников, а так же один из главных факторов, стимулирующих возрождения семейного чтения.

Сведения об эффективности реализации.

• содействует формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности детям необходимой литературы;

• способствует продвижению лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;

• формирует в общественном мнении представления о ценности и значимости чтения и книжной культуры;

• способствует созданию положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением.

Антон Чехов — известный русский писатель, который всегда выступал против пошлости и духовной пустоты. Своё пренебрежение к отрицательным сторонам человеческой личности автор выражал в своих произведениях. Так, в 1899 году Чехов пишет рассказ «Душечка», краткий пересказ которого представляет Многомудрый Литрекон. Главной героиней произведения является Ольга Племянникова. Она опекает человека, находящегося рядом с ней, и перенимает все его суждения и интересы, не имея своих. За тихий и добродушный нрав девушку даже прозвали Душечкой. Чтобы понять замысел произведения, рассмотрим его краткое содержание. В нем отражены основные события, составляющие сюжет. Кстати, «Душечка» в сокращении у нас дополнена анализом рассказа по плану.


(650 слов) С первых страниц рассказа читатель знакомится с главной героиней Оленькой. Оленька — дочь отставного коллежского асессора Племянникова.  Она была очень жалостливой, чувствительной и добродушной. Главной потребностью ее кроткой души была любовь к кому-либо, которая вытесняла все остальные ее мысли и чувства.

Девушка проводит время с соседом Кукиным, который часто заходит в гости. Однако герой постоянно недоволен чем-то, он всё время жалуется и ноет. Такое поведение Кукина очень трогает девушку за душу. Она влюбляется в него, несмотря на то, что он совершенно не обладал привлекательной внешностью. Однажды мужчина делает предложение Оле, и она принимает его. Ведь ей его очень жаль. 

Уже будучи в браке, главная героиня помогает продать билеты на мероприятия мужа в заведении «Триволи». Героиня пытается разобраться в специфических театральных терминах, работает в труппе и во всем помогает мужу. А также материально помогает артистам, проявляя жалость. Если героине вдруг не возвращают долг, она ни в коем случае не говорит об этом супругу. Но Душечка счастлива и всем говорит, что только в театре человек может получить духовное развитие. Она ругала и хвалила только те пьесы, которые аналогичным образом оценил Иван. Она повторяла все его суждения. Для того чтобы собрать новую труппу, Кукин вдруг уезжает в столицу. В это время Оленька безумно скучает по мужу. Однако в дороге ее супруг заболевает и умирает. Героиня долго горюет по своему мужу. Её траур длится на протяжении трёх месяцев. 

Однажды в храме главная героиня встречает управляющего лесным складом Пустовалова. Он учит ее, что во всем есть свой порядок, и смерть нужно воспринимать как должное. И Оленька снова выходит замуж, ведь влюбляется в управляющего. Девушка с радостью помогает супругу по работе. Героиня со всеми знакомыми говорит  лишь про лес, будто всю жизнь она только и занималась и этим. Всё время Оленька с супругом проводит дома, потому что она думает все то же самое, что и он. На совет подруг посетить культурное учреждение, героиня отвечает, что им с мужем и дома очень хорошо. 

Когда Василий уезжает за лесом, к Ольге нередко приходит Смирнин, ветеринар по профессии, который снимает у пары флигель. Гость рассказывает героине о своих отношениях с супругой. Ольга утверждает, что необходимо жить в согласии ради благополучия ребёнка. Как только муж возвращается домой, главная героиня рассказывает ему об истории Смирнина (жена уехала и забрала ребенка). Однако супруги не смогли реализовать свою мечту: у них детей не было. Муж Ольги тяжело заболевает простудой и умирает. Траур героини длится полгода. Она целые дни проводит исключительно дома. 

Тем временем, Смирнин стал часто посещать Оленьку. Девушка снова стала переживать эмоции гостя и повторять его фразы. Теперь ее волновали только ветеринарные вопросы. Но вот Смирнин вынужден уехать в другой город по работе,  а Ольга остаётся одна. Героиня оказывается неспособной общаться с людьми, она не умеет выражать свои мысли в разговоре. Оленька сильно подурнела,  а внутренний мир ее оказался совершенно опустошенным. У нее не было своих желаний и потребностей.

Проходит несколько лет. Ветеринар возвращается в город со своей семьёй. Героиня сильно устала от одиночества. Она хочет, чтобы семья Смирнина пожила в их доме, а сама она переезжает во флигель. Тут героиня обретает истинную любовь, которую не суждено было ей познать в жизни, — любовь к ребёнку. Саша, сын ветеринара, был полным и белокурым шестилетним мальчиком. Его мать была капризной и вздорной женщиной, так что не уделяла ему внимания. Ольга же всё свое свободное время проводит с ребёнком. Она преображается и становится такой, какой была раньше. Теперь ее волнует только детское образование. Со временем мать ребенка уехала к сестре, а отец совсем его забросил. И Ольга стала сама за ним следить. Ребенку не очень нравится такая сильная опека, но делать нечего, терпит.

Героине очень страшно, что мать увезет ребёнка, и она будет коротать свои дни в одиночестве. Ей снится такой сон. Но проснувшись, она понимает, что все хорошо, и Саша с ней.

Можно утверждать, что писатель преподал своим читателям немало жизненных уроков для того, чтобы они стали более самодостаточными. Ольга была пустой и жила лишь интересами других людей, поэтому ей не удалось самореализоваться.  

Автор: Виктория Комарова

Сингл одной из главных звезд отечественной поп-культуры, который вышел 1 ноября, оживил дискуссию о дестигматизации психологических травм. А заодно привлек внимание к будущему полноценному альбому с предположительным названием «Смутное время», готовящемуся к выходу в ближайшее время.

Название сингла «Кто убил Марка?» отсылает к предыдущему альбому «Горгород» 2015 года — своеобразному аудиофильму-опере о вымышленном городе-государстве, в котором мафия намертво срослась с властью. В нем проживает писатель Марк, который пытается в этих условиях для себя найти баланс между творческой смелостью и гражданским нейтралитетом.

В «Кто убил Марка?» артист говорит уже от себя — он рассказывает о том, как 10 лет пытался держать втайне случай публичного унижения со стороны коллеги по цеху Ромы Жигана. В треке рассказывается, как в конце октября 2011 года в московскую квартиру, где находились Федоров, Дмитрий Хинтер (рэпер Шокк) и его девушка, ворвались вооруженные люди в масках, с ними был и Жиган. Они потребовали от оппонентов встать на колени и извиниться за оскорбительные тексты, после чего Жиган дал пощечину Федорову и Хинтеру, сняв процесс на видео. По словам Оксимирона, Жиган заверил, что съемку никто не увидит, если Шокк и Оксимирон принесут еще и публичные извинения со сцены.

Спустя десять лет Оксимирон решил избавиться от этого груза в новом сингле. Не успев выйти, композиция произвела взрывной эффект, на несколько дней став главной темой для обсуждения в соцсетях. Причем дискуссия быстро переросла собственно музыку — люди спорят о праве мужчины на слабость, гендерных стереотипах и влиянии психотерапии на жизнь. Рома Жиган прокомментировал выход трека у себя в Instagram.

Перед релизом альбома исполнитель сыграл с поклонниками в сложный ребус на отгадывание даты выхода. Он состоял из сайта «когда-альбом.рф», а также небольшой одноименной кампании наружной рекламы в нескольких городах России, жители которых смогли найти на билбордах стилизованное вероятное название альбома — «Смутное время». Портал Rap.Ru предположил, что альбом выйдет 5 ноября, однако на момент публикации материала новая запись так и не появилась на площадках. Вместо нее в этот день на официальном канале Оксимирона в YouTube вышел анимационный клип с песней «Цунами» на музыку тверской панк-группы «Пионерлагерь Пыльная Радуга».

Это будет не последнее появление Оксимирона в публичном поле — 25 ноября на экраны выйдет фильм Виктора Гинзбурга «Ампир V» по роману Виктора Пелевина «Empire V», в котором Мирон Федоров сыграл одного из центральных персонажей — Митру.

В ожидании выхода альбома RTVI попросил литературоведа Александра Гаврилова, режиссера Рому Либерова, психолога Наталью Васильеву и музыкального критика Бориса Барабанова высказаться о феномене артиста, его прежнем и нынешнем творчестве, а также о значении его последних публичных шагов не только для современной культуры, но и просто для современности.

«Гениальный маркетолог»

Борис Барабанов, музыкальный критик

Мне кажется, что «ждали нового альбома шесть лет», — это некое журналистское клише, которое применяется к Оксимирону так же, как оно применялось к Земфире: есть артист, который должен выйти с новым откровением, научить нас жить и расставить все на свои места. Мне кажется, что Мирон, как и Земфира, относятся к категории артистов, которые сказали когда-то что-то важное, и теперь их легко использовать в таком контексте «ответов на все вопросы», то есть перекладывать на них ответственность за свою жизнь.

Другое дело, что альбом «Горгород» был моментом окончательного формирования Оксимирона как артиста, который языком речитатива говорит вещи, важные для русскоязычной аудитории. Сейчас можно нередко услышать, что он не только описал, но и предсказал многое. Но я думаю, что мы сейчас, переслушивая «Горгород», многое из пережитого, скорее, подгоняем под те его строки.

Другое дело, что — и для меня это абсолютно не сюрприз — Оксимирон и его команда оказались гениальными маркетологами, умеющими привлечь внимание к продукту. И сделать так, чтобы, скажем так, девушки за 40, которые в жизни не интересовались никаким хип-хопом или историями, в которых кто-то кого-то ставит на колени, теперь всерьез интересуются и разбирают с гуглом текст нового сингла. Я бы сказал, что здесь 50 на 50: половина это талант Оксимирона, половина — уникальное рыночное чутье, понимание, сколько нужно молчать, когда молчать, когда заговорить и когда выпустить новый трек.

Надеюсь, «Кто убил Марка?» — это действительно интро (вступление) к альбому. Конкретно меня никак не задевают и не интересуют личные проблемы исполнителя. Возможно, было бы иначе, если бы трек был интереснее с музыкальной точки зрения. Но такой цели автор не ставил. Это автобиографическая поэма, рассказывающая личную историю. Сопереживать этой истории или нет — это выбор, который можно сделать сознательно или под влиянием общего ажиотажа.

OXXY_2

Фотография: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Мне кажется, кстати, что «воцарение» Оксимирона в качестве артиста номер один в этом жанре произошло не после «Горгорода», а после рэп-баттла с артистом Гнойным, который Мирон, насколько я помню, проиграл. Люди, уставшие от старых форматов, увидели в этом новый контент, новое развлечение и даже новую драму. Была ниша, и кто-то ее заполнил. Как сейчас «Игра в кальмара» — и сюжетный ход не нов, и сам сценарий долго ждал своего часа, но настало время, когда публика устала от старых тем и захотела новых. Так и с Оксимироном — появился запрос на некоего пришлого героя, паренька, который новыми словами и по-новому расскажет старую историю. В сегодняшней ситуации потребления для активной аудитории важно, чтобы этот паренек был каким-то другим, и историю рассказывал из какой-то другой, не совсем нашей, теплой московской жизни — как в случае с историей с пощечиной, описанной в новом треке.

Вообще, можно провести параллель между баттлами конца 2010-х и эпохой «Музыкального ринга», сделавшего голосом и героями поколения ленинградские «Аквариум», «Поп-механику» и «Странные игры» и московские «Браво», «Звуки Му» и «Центр». Они тоже появились тогда, когда уставшим от комсомольской попсы людям понадобились новые герои и новые лица. Их лирику и новый звук они расслышат потом, а пока они просто видят «новых пареньков» из совершенно другой жизни.

Относится ли творчество Оксимирона скорее к литературе? Я бы ответил так — границы сейчас максимально размыты, это стало очевидно после того, как рэпер Кендрик Ламар получил Пулитцеровскую премию. Но, повторю, очень важно, как ты себя подаешь, как ты чувствуешь информационное поле. Но чтобы о твоем психоаналитическом каминг-ауте непрерывно писали в соцсетях несколько дней подряд, мало быть просто поэтом — нужно придумывать свои вселенные и, самое главное, выступать, быть перед глазами.

Я не умаляю талантов Оксимирона — он отлично складывает строчки, легко рифмует. И если говорить о тексте, то спроецировать его на страну и поколение сложно было бы, если бы дело было только в маркетинге. Но согласитесь, мода на посещение психотерапевтов сыграла не последнюю роль: проработка травм, осознание того, что с тобой происходило, — все это в новом треке рассказано реальным, популярным, уличным языком. Уличный психоанализ — удобная форма для такого содержания. Посмотрим, какие еще исповеди появятся на выходящем альбоме. Если они там появятся.

«Поставил проработанную травму себе на службу»

Наталья Васильева, психолог и психотерапевт, перформер

Было ощущение, что Оксимирон все это время жил с расстроенной самооценкой. А самооценка — это наш энергетический центр, причем энергии как физической, так и психической. Если я плох, то жизнь моя никчемная, зачем мне что-то делать и чего-то достигать? Все это время он знал о себе правду — что дал слабину, и пытался не говорить и не думать об этом — делать вид, что этого не было.

В итоге у него появилась большая трещина между своим я и образом самого себя. Этот образ является одной из центральных характеристик личности. Он очень зависит от тех фактов, которые я сам о себе знаю, и от их оценки на предмет соответствия ценностям — моим и моего ближнего круга. И основные страдания причиняет распад целостности личности, возникновение зазора между тем, что мне о себе известно, и тем, каким я себе сам велел быть. Основная претензия к себе у Мирона Федорова, мне кажется, в слабости — друг смог вытащить стыдную историю на свет, а Оксимирон нет. И первый трек с нового альбома — свидетельство того, что автор сам решил вытянуть себя из этой ситуации за волосы.

Основное испытание у него уже позади. Да, на него после выхода этого трека «Кто убил Марка?» во внешнюю среду могут политься тонны хейта, но он сделал главную работу — ответил на вопросы, которые у него есть к самому себе. Как бы ни отреагировали люди, теперь его личность более целая, а значит, сможет воспринять любую реакцию. Сам этот шаг его вывел из позиции «главное — что обо мне скажут другие», назначив своим судьей, вольным прощать, прежде всего, себя самого.

Глядя на изменения, произошедшие по сравнению с альбомом «Горгород», легко подумать, что он — названием трека «Кто убил Марка?» — связывает себя с сюжетом альбома шестилетней давности, как будто ищет связи с прошлым для восстановления той самой целостности, о которой мы говорили выше. Однако эта преемственность как раз и говорит о переходе от иносказания к разговору прямым текстом — задав вопрос о персонаже, он отвечает текстом о себе самом. Марка убил автор, и правильно сделал.

Кстати, мне не кажется, что сюжетность и концептуальность альбома «Горгород» была нужна ему для защиты от прямого разговора о себе. Можно поспорить, но на альбоме 2015 года личные проблемы героя были существенным, но не главным содержанием, а главным было аллегорическое социальное высказывание. Отсюда и вымышленный город на горе.

Собственно, сублимация в творчестве — это, как мне представляется, наилучший метод проработки травмы. И можно не бояться, как говорят психологи, ретравматизации от обращения к травме десятилетней давности — ведь она возникает в том случае, когда на нас снова накатывают те эмоции, которые однажды уже причинили нам боль. Творческая проработка предполагает определенную рефлексию и даже режиссуру, а значит — не только отстранение от этих эмоций и самоанализ, но и власть над травмирующим сюжетом. Ты не можешь изменить прошлое, но ты можешь понять его в настоящем. И тем лучше, что творческий продукт теперь служит маркетинговым целям, став первым синглом с альбома: значит, он поставил проработанную травму себе на службу.

OXXY_1

Фотография: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Я вижу множество восторженных откликов под видео, где аудитория хвалит Оксимирона за смелость и поддерживает его. И меня это чрезвычайно радует. Это значит, что его аудитория повзрослела вместе с ним. Быть может, не только в том смысле, что стала старше календарно, — нет, возможно, его молодая аудитория уже сейчас воспринимает его с более взрослых позиций. И, конечно, его шаг — поскольку он популярный артист и публичный человек — окажет влияние на оздоровление картины маскулинности и уничтожение гендерных стереотипов. Мужчина все-таки имеет право быть слабым, для того, чтобы стать сильным.

«Автор предъявляет собственные кровь и кишки»

Александр Гаврилов, литературный критик и продюсер

Я как раз смотрю на Оксимирона и его новый трек, если так можно выразиться, в старой номенклатуре: это большое сюжетное повествование, которое имеет внутри себя поэтическую форму и являет результатом поэтическую работу. То есть своего рода поэму. И в этом качестве, мне кажется, можно сравнить «Кто убил Марка?» с новаторскими экспериментами в поэзии 1910-20-х годов — по подходам, по новизне, по свежести. Именно поэтому, скажем, первый трек с нового альбома вызвал такое жаркое обсуждение в том числе в хип-хоп среде — а рэп ли это? Точно также при возникновении серьезных поэтических новаций возникали дискуссии — похожи ли стихи того же Маяковского на произведения Пушкина и Некрасова? Поэзия ли это?

А новизна есть. И она сразу в двух вещах. Во-первых, в том, что новый трек если не создал, то своим следованием значительно продвигает новый и актуальный тренд мировой литературы — автофикшн. То есть изложенная в художественной форме история, в целом основанная на жизни, опыте и переживаниях автора, которая при этом не равна автобиографии.

И этот жанр набирает популярность, в то время как читательский интерес к технологии классического фикшна — «писатель выдумывает историю» — постепенно ослабевает. В литературе до сих пор было принято по умолчанию «автор это выдумал» и «герои себя ведут так нарочно». Писатель наворачивает обстоятельства, интригу, а читатель между оплатой счетов и бытовыми заботами пытается понять, какое это имеет отношение к его жизни.

А здесь автор выставляет напоказ свои кишки и кровь. И в этом новизна и оригинальность Оксимирона. Но есть и новизна внутри жанра хип-хопа. До сих пор, за редким исключением, рэп был, если так можно, «автофикшном альфа-самцов», повествованием победителей: на нас виснут женщины, мы крутые, мы разорвали соперников, мы круче всех. Мирон в одной из своих ипостасей был таким же — по крайней мере на баттлах, сделавших его знаменитым по крайней мере для половины его слушателей. А в новом треке он не просто говорит о том, что он непобедитель — он делает это основой повествования, ставит во главу угла. Он не просто не боится хейта и позора — он сознательно вызывает их на себя. И в этом парадоксальное мужество — признать себя уязвимым.

И в этом, одновременно с преемственностью и новизна для самого Оксимирона. «Горгород» был историей о вымышленном писателе Марке, который живет в вымышленном городе, где власть срастается с криминалом. Трек «Кто убил Марка?», несмотря на то, что из-за названия выглядит как постскриптум к предыдущему альбому, на самом деле представляет нам реального человека. Кто убил Марка? А вот Мирон Янович Федоров и убил — то есть сам автор. Он предельно открыт и не защищен ничем, ни от успеха, ни от хейта.

«Я бы назвал Мирона Федорова современным художником»

Рома Либеров, кинорежиссер

После выхода альбома «Горгород» Мирон впервые столкнулся с испытанием, которого я не пожелал бы никому: с колоссальным успехом — и далее честно признавался, что допустил в связи с этим много неточностей и ошибок.

Но я бы не сказал, что Мирон куда-то пропадал на эти шесть лет. У него выходили сольные и совместные треки. Помимо музыкальной работы, у Мирона есть еще перформанс «Сядь за текст» (в рамках сценического представления артисты зачитывали фрагменты из произведений мировой литературы, а юристы озвучивали статьи Уголовного кодекса, под которые подпадали эти высказывания — Прим. RTVI) или наша совместная работа в проекте «Сохрани мою речь навсегда» (проект Либерова, посвященный памяти Осипа Мандельштама, завершающийся треком Оксимирона на «Стихи о неизвестном солдате» — Прим. RTVI). Но есть какая-то… иллюзия, что человек должен регулярно предъявлять публике то, о чем он с собой разговаривает. В то время как важен не только результат, но и процесс.

Можно заметить невооруженным глазом: Мирон находится в процессе непрерывного самопознания, самокопания, самоанализа — и его тексты, и его треки являются результатом этого процесса. И в этом смысле я бы скорее назвал его современным художником, деятелем современного искусства.

А вот приписывать статус «поэта» я бы не стал. Мне кажется, что если вы спросите самого Мирона Федорова о том, является ли творчество проекта «Оксимирон» поэзией или, шире, литературой, то изрядно его этим фраппируете. Он, мне кажется, никогда не претендовал на это — и в первую очередь потому, что такая атрибуция немедленно влечет за собой обязательства. Почему бы просто не называть его творчество как есть — рэпом; почему этого нужно стесняться? В случае с Оксимироном — рэп выдающийся, высокой пробы, обращающийся к русской и мировой культуре.

Про новый альбом я могу сказать одно: то, что в результате выходит, — стоит тех усилий, душевных и физических, любых, которые на это затрачиваются. И в этом смысле я бы хотел обратиться к тем, кто пишет в социальных сетях о своих впечатлениях от релиза первого трека «Кто убил Марка?» Этот трек — рассказ, десятиминутная исповедь человека. Дело даже не в том, что исповедующийся оказывается в беззащитном, уязвимом положении. Просто сама исповедь не предполагает нашего мнения и тем более хейта — она просто предлагается нашему вниманию. И поэтому я бы рекомендовал вообще воздержаться от публичной критики. Конечно, делая это, Мирон отдает себе отчет в том, что может последовать за выпуском такого трека, но это не дает нам права на хейт. Дайте просто сказать человеку то, что он хочет сказать.

Алексей Крижевский

По теме:

  • Оксимирон: дело о массовых беспорядках — абсурдное и репрессивное9 августа 2019

Новости партнеров

  • Рассказ о национальном празднике россии
  • Рассказ о национальных костюмах народов россии
  • Рассказ о нашей стране по физической карте 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о неве 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о небе 2 класс для ребенка