Рассказ о народных традициях пасхи

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа р.п.старотимошкино имени героя советского союза х.с.богданова муниципального образования барышский район ульяновской области. р.п.старотимошкино,барышский район,ульяновская

Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
р.п.Старотимошкино имени Героя Советского Союза Х.С.Богданова» муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской области.

Р.п.Старотимошкино,Барышский
район,Ульяновская область

Методическая
разработка на тему: «Встречаем с детьми пасху»

Автор:Чернышова
М.А.

Воспитатель

 МОУ
СОШ р.п.Старотимошкино

МО
«Барышский район»

Педагогический
стаж работы-20 лет

2021
год

Аннотация.

Аннотация
к методической разработке: « Встречаем  с детьми пасху» В данной методической
разработке раскрыты традиции и обычаи праздника Пасхи. Кратко описаны  
педагогические условия и особенности формирования системы знаний о народных
традициях, для детей дошкольного возраста.

Рассказано
об истории праздника Пасхи. Автор обосновывает, то фольклор–это наиболее
успешный способ  для развития духовной культуры детей. В методической
разработке

Автором
описан мастер-класс по изготовлению поделки «Пасхальный венок».

Данная
методическая разработка рассмотрена на  кустовом МО воспитателей (протокол № 2
от 15.01.2021 года)

Введение

Актуальность

Народные
праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа,
помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. В настоящее время
дети, да и мы взрослые, мало знаем о русских обычаях, традициях, связанных с
народными христианскими праздниками. Проблема будет решена, если мы, взрослые,
будем интересоваться русской народной культурой и рассказывать о ней детям,
играть в игры, придерживаться обычаев русского народа. Если мы сможем сами
принять ее, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции своего
народа.

Проблема: Пасха
для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно,
еще не до конца понимают и воспринимают. В наших силах рассказать детям эту
историю настолько красочно и доступно, чтобы они прониклись атмосферой святого
праздника.

Цель: 
ознакомить воспитанников с традицией празднования Пасхи; расширить
представление о народной культуре; привлечь внимание современных детей к
истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к народным традициям,
формировать экологическую культуру детей.

Гипотеза:
Знакомя с народной культурной воспитываем бережное отношение к окружающему
миру.

Новизна: с
помощью
данной
разработки формируем экологическую культуру воспитанников через
нравственно-патриотическое воспитание. Данную  разработку можно применять в
работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)  как образовательную
деятельность по художественно-эстетическому воспитанию .Может быть рекомендовано
для  кружка.

1.Основная
часть

1.1.Психологические
особенности приобщения  детей дошкольного возраста к изучению народной культуры
.

  
Начиная с раннего возраста приобщение ребенка к культуре своего народа, служит
цели возрождения генетической и культурной памяти детей, утверждению в создании
моста своего «я» в системе «семья» — «род» — «народ» — «человечество».

 
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в
младенческом возрасте, является «народная культура». воспринимаемая ребенком
через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки , потешки, прибаутки,
плясовые песенки).

 
В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной
содержательной формой приобщения детей к окружающему миру.

 
Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей
жизни . Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших
результатов можно добиться. Дошкольный возраст — особо значимый период в
развитии личности . Именно в этот периоду ребёнка формируются многие качества
(физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс
самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире .
Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным,
декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них
первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего
процесса обучения и воспитания. Интерес к внедрению народного искусства в
практику дошкольного воспитания в нашей стране очевиден.

1.2.
Особенности  изучения с детьми  праздника Пасхи детьми дошкольного возраста.

Способность
воспринимать и обрабатывать информацию зависит от возраста детей. Поэтому свой
рассказ о Пасхе взрослые должны, прежде всего, ориентировать на возраст малыша.
Немаловажен также и уровень интеллектуального развития ребёнка: кто-то уже в 5
лет «листает» труды Гегеля — таким ребятам, безусловно, нужны конкретные факты,
без «сказочной» рамки, то есть детской интерпретации. Разделение на возрастные
категории можно примерно провести как на группы детского сада.

В
этом возрасте карапузы только знакомятся с праздником. Причём акцент нужно
делать именно на том, что это праздник, чтобы вызвать ассоциацию с весельем,
радостью. В качестве основы для рассказа можно взять сюжеты детской библии. Для
совсем маленьких этого будет достаточно.

После
того как малыши получат общее представление о празднике, можно переходить к
знакомству с пасхальными обычаями: красить яйца, печь куличи. Важно, чтобы на
основе материалов дети смогли составить целостное впечатление о сути праздника
и его символах. То есть использовать лучше сжатые описания праздника, а не
разрозненные отрывки.

Композиция
рассказа об истории праздника для детей младшего дошкольного возраста должна
включать:

основные
этапы жизни Христа;

главные
черты его личности;

последовательность
событий, повлекших за собой мучительную смерть Иисуса на Голгофе и наступление
Пасхи.

Средний
дошкольный возраст (3–4 года)

Каждый
год, общаясь на тему Пасхи, нужно обязательно повторить то, о чём
рассказывалось в прошлом году. После повторения общих сведений, которые малыши
получили в прошлые годы, стоит углубить интерес к обычаям народа, символам
праздника, а также расширить представления о кулинарных традициях на Пасху.
Причём акцент нужно делать на то, что это древние традиции. Тут уместно будет
привести ряд пасхальных примет, связанных с праздником.

Старший
дошкольный возраст (5–7 лет)

Старшие
дошколята активно познают мир, интересуются странами и народами, любят
сравнивать. Поэтому в качестве материала для сопоставления можно предоставить
им описание традиций празднования Пасхи в Финляндии, Чехии, Словакии, Германии,
Греции, Австралии и

Как
рассказывать

Взрослому
важно руководствоваться тем, что с малышами вплоть до 4 лет больше говорит
взрослый. В общении с ребятами 5–7 лет лидирующую роль нужно отдавать самим
почемучкам, ведь наверняка разговор будет прерываться на «Почему празднуется
Пасха?», «А что такое пост?», «Почему люди ходят на службу в церковь?».

«Много-много
лет назад, больше двух тысяч, жила скромная и добрая девушка Мария. В награду
за её милосердие, терпение Господь сделал её мамой своего сына, его назвали
Иисус. Он очень любил людей: помогал нуждающимся, лечил больных и рассказывал
людям о Боге вместе со своими друзьями — 12 апостолами. Завистники Иисуса, за
то, что того слушали люди, задумали его убить. Вступили в сговор с одним из
друзей Христа — Иудой, который оказался предателем. Иисус знал о заговоре, но
пожелал добровольно принять мучения и смерть. Он верил, что такой его поступок
поможет людям очиститься от дурных дел, мыслей и получить прощение от Господа.

После
казни Иисуса Земля на несколько часов погрузилась в темноту — наступило
солнечное затмение. А в ночь на воскресенье случилось сильное землетрясение, в
результате которого камень, прикрывавший вход в пещеру-могилу Христа,
сдвинулся. Иисус оказался жив и явился апостолам. Так появился праздник
Светлого Святого Воскресения — Пасха».

1.3.Пасха.
История праздника
.

История
Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад
иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху
связывали с началом жатвы, позднее — с уходом евреев из Египта. Христиане же
вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.
Весной отмечался праздник в честь солнца, в честь (а это было уже позже)
«вялікіх дзен» весенней и летней полевой работы. Поэтому по-белорусски праздник
и называется — Вяликдзень. Через много веков на этот древний праздник наложился
еще один. На этот раз христианский — Воскресенье Господне. Получилось так, что
они, по существу разные, сплелись в одно целое. И вот мы уже говорим «Христос
Воскресе», как христиане и красим яйца, как истинные язычники.

На
первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено
перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением
этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за
первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник
«кочует» во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22
марта по 25 апреля по старому стилю.

Придя
на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю
неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной.
Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг — как день
духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница — как еще одно
напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота — день печали, и,
наконец, Светлое Воскресение Христово.

Пасха
— Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан
получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель —
49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий
Четверг — день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная
Пятница — напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота —
день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха —
воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.

Сын
Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство
Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь
рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те,
которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о
Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели
Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил
передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его.
Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30
серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса
допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи
искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.

В
конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса
распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали
распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем
Страстной Пятницей. В этот скорбный день надо молиться.

Когда
прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус
Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с
благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил
о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но
не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и
расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

Радость
охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь
победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его
заповедям, нет ни смерти, ни ада.

Готовясь
к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается
любимое действо — раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много
смысла. Волнистые линии — это моря-океаны. Круг — яркое солнышко. По традиции,
готовые крашанки и писанки складывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы,
а иногда — на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к
празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное
настроение.

А
когда мама выпекает пасхальные куличи, во всём доме стоит сладкий аромат
ванили, изюма — настоящего праздника!

В
ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение (Пасхальная Служба
Божья). В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья — куличи, сыр, масло,
которые символизируют благополучие, писанки и крашанки. В корзину кладут соль —
символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет
людей.Вернувшись домой, люди разговляются — едят вкусную пищу после Великого
поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери
Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин
подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует
каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!» Свячёное яйцо нарезают на
столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как
напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо
с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае
нельзя выбрасывать.

Всю
Светлую неделю длится праздник. В сёлах был обычай: вечером скрипачи ходили по
сёлам и под окнами играли в честь Христа.

1.4.Сценарий
праздника Пасхи в старшей группе.

Цель: познакомить воспитанников с традицией
празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; привлечь
внимание современных детей к истории и культуре русского народа; воспитывать
любовь к народным традициям.

 Задачи:

-формирование художественно – эстетического вкуса;

-развитие творческих способностей каждого ребёнка;

-активизация творческой фантазии и воображения.

-обогащать опыт творческого семейного воспитания родителей,
приобщая их с детьми к народным традициям празднования Пасхи, знакомя с
обычаями, играми, песнями, сказками, малыми жанрами фольклора.

-приобщение к истокам культурных традиций русского народа.

Предварительная работа:

-изготовление поделок-яиц в технике папье-маше;

— проведение русских народных игр;

— разучивание песен, танцев, частушек

— знакомство с традициями православия на музыкальных занятиях;

Оборудование и материалы: музыкальный центр, фонограммы для выхода
персонажей, платочки на каждую девочку, корзина с муляжами для Красной шапочки,
элементы костюмов персонажей, маленькие мячики 10 шт, веточки вербы по
количеству детей, корзина для игры.

Ход праздника.

Ведущая.
Здравствуйте, ребята дорогие! Маленькие и большие! Здравствуйте, гости, милости
просим! Пасху открываем, праздник начинаем! Наступает весна, а вместе с нею в
наш дом приходит самый светлый и любимый праздник — Пасха Христова. В этот день
все верующие люди празднуют воскрешение Иисуса Христа. Отовсюду доносится
колокольный звон, прославляющий Спасителя.

Пришла
желанная весна,

Ушла
зима в седые дали.

Земля
воспрянула от сна,

И
голубая даль ясна,

 И
не терзают нас печали

.
На Пасху солнце играет. Дети в первый день Пасхи поют гимны, заклички солнцу,
весне.

Дети
все вместе читают закличку о весне:

Весна,
весна красная, приди, весна, с радостью,

С
радостью великою, с милостью богатою,

Со
льном высоким, с корнем глубоким,

С
корнем глубоким, с хлебом обильным!

Ведущий:

И,
наконец, надо прославить весну, чтобы была она доброй, щедрой и дружной!

Музыка
«Каравай»

Водят
хоровод:

Как
на весенние именины

Собрались
мы в этот круг.

Вот
такой ширины,

Вот
такой вышины.

Приходи,
весна, скорей

Вот
так нежно нас согрей (2)

Вот
так жгуче нас согрей!

 Все
радуются и веселятся, прославляют Христа. Пасху встречали еще и как праздник
весны. Солнышко начинало пригревать по-весеннему, распускались первые цветы,
зеленели первые травы. Начинались работы на полях. Чтобы вырос хороший урожай,
нужно было попросить об это Ребенок 1.

Солнышко-солнышко,

Выгляни
в окошечко,

Не
пеки далеко,

Пеки
нам за реку.

Ребенок
2.

Как
у нас за рекой калачи горячи,

Каша
масляная, блины сахарные.

Ребенок
3.

Солнышко-ведрышко,
выгляни в окошечко

Где
твои детки? Сидят на запечке,

Лепешки
валяют, тебя поджидают.

Ребенок
4.

Солнце,
солнце, выблесни в оконце,

Дай
овсу рост, чтобы до небес дорос,

Матушка-рожь
чтобы встала стеной сплошь.

Девочка:

Та-ра-ра,
та-ра-ра, идут девки со двора

Песни
петь, да плясать, всех вокруг забавлять,

Выходят
девочки с платочками.(исполняется танец с платочками)

Мальчик.

Расступись,
честной народ, не пыли дорожка,

Добры
молодцы идут погулять немножко.(танец мальчиков с ложками)

Деревенские
ребятишки пели-приговаривали.

1.Вот
и Пасха к нам пришла –

Праздник
милый для меня!

Сколько
радости принёс,

И
печали он унёс.

2.Над
лугами и полями

Светит
солнышко над нами,

Долгожданная
весна

Нам
день Пасхи принесла.

3.С
неба солнце льётся

Танцует
и смеётся

И
ликует и поёт

В
гости к нам весну зовёт.

4.День
становится длинней

Вместе
с ним бежит ручей

Солнышко
смеётся,

Звонко
песня льётся!

Ведущая.
На Пасху на завалинке посиживаю, на народ поглядываю, все всегда запоминаю, да
в копилку собираю. Вот моя корзинка-копилка. А в ней рецепт записан какими- то
загадками, ребята, а вы мне поможете отгадать?

Цветом
бел, внутри желток.

Курочки
его несут,

Расскажите,
как зовут. (Яйцо.)

Нет
меня – и быть беде!

Каждый
повар уважает

И
по вкусу добавляет. (Соль.)

Да
малые ребята. (Молоко.)

И
оладьи, и блины.

В
торты, пироги и плюшки

Положить
меня должны. (Мука.)

Фрукт
красив и загорел.

Любят
белки грызть его,

Прятать
на зиму в дупло. (Орех.)

На
солнцепеке положили.

Она
от зноя истомилась,

А
во что же превратилась? (Изюм.)

Ведущая.
Так что же из этих продуктов можно приготовить?

Дидактическая
игра «Печем кулич»

Ведущая.
А я еще знаю много игр.

Проводится
игра Головоломка «Радужное лукошко»

Дети
делятся на две команды. Перед каждой командой кладутся вырезанные фигурки.
Фигурки — это части яиц. Задача команды — как можно быстрее собрать радужное
лукошко.

Ведущая.
И наконец, надо прославить весну, чтобы была она доброй, щедрой и дружной.
Споем задорную песню о весне.

Дети
исполняют песню «Ой, бежит ручьем вода».

Ведущая.
А какая Пасха без угощений! И куличи, и пасхи, и пироги, и ватрушки, и сыр, и
творог, и колбаса, и крашеные яйца — все самое лучшее выставлялось на стол.

 Пасха
– праздник самый светлый,

Самый
лучший и большой!

Долгожданный
и желанный,

Самый
добрый и родной!

Обменяйтесь
друг с другом яйцами, дайте друг другу здоровья, чистоты, как пасхальное яичко.(дети
заранее изготовили пасхальные яйца  в технике папье-маше)

Мастер-класс
по изготовлению пасхальных яиц в технике папье-маше.

Оборудование: яичные
лотки,клей ПВА, емкости с водой, марля ,гуашь, клеенки.

Цель: ознакомление
детей с процессом изготовления бумаги, привлечение внимания детей к проблемам
экологии и возможным методам их решения, обогащение словарного запаса детей на
английском по теме «Экология».

Ход
мастер- класса:

Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Закройте глаза….(шелест бумаги). Что это за шум?

Дети:
Бумага!

Воспитатель:
Правильно ребята это шелестит бумага. Сегодня мы с вами поговорим о бумаге, о
том, что делают из бумаги и из чего изготавливают бумагу. А кто мне скажет, из
чего делают бумагу?

Дети:
Из деревьев

Воспитатель:
Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой
процесс. Вот послушайте стихотворение:

Лесорубы
дерево срубили,

На
станке на части разделили,

Чурбачки
на щепки порубили,

И
в растворе долго их варили.

А
потом всю жидкость отжимают,

Валиком
утюжат, сушат, гладят.

Так
выходит чистый лист бумаги

Для
журнала, книги и тетради.

Обсуждение
стихотворения

Воспитатель:
Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудятся  очень
много людей: деревья сначала рубят лесорубы, отправляют на фабрику для
обработки там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в
специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только
после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны
аккуратно относиться к изделиям из бумаги. А скажите мне ребята, какими
изделиями из бумаги мы пользуемся в повседневной жизни.

Ответы
детей: книги, раскраски, альбом, салфетки и др.

Воспитатель:
Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для этого нужно
уничтожить дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не
останется ни одного дерева.

Решение
проблемной ситуации: Что будет, если с земли исчезнут деревья?

Как
мы можем сохранить деревья от вырубки? Варианты ответов детей

Воспитатель:
Правильно, ребята, деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и
животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных,
насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за
деревьями научились узнавать погоду например хвойные деревья опускают свои
ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой, а если с берёзы
в начале октября лист не упал, то снег ляжет поздно. И если исчезнут деревья
то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились
делать бумагу из «макулатуры» — это использованная, не нужная бумага, давайте
вместе скажем это слово «макулатура», и мы с вами сегодня будем делать бумагу
из макулатуры.

Я
хочу научить вас беречь природу и из использованных яичных лотков изготавливать
нужные вещи. Сегодня научу делать вас пасхальные яйца в технике папье-маше.
Приближается праздник Светлой Пасхи, все стараются украшать свои дома, давайте
и мы изготовим сувениры своими руками, да еще и сбережем природу.

Это
слово во французском переводе дословно означает «жеваная бумага». Это масса,
полученная из смеси бумаги или картона, соединенная с любым клеящим веществом
(клейстер, гипс, клей или крахмал). Из этой массы легко формировать различные
объемные предметы. Папье-маше применяют для изготовления муляжей, масок,
игрушек, бутафорных предметов для театральных декораций.

Приготовление
смеси: Картонные лотки мелко разорвать, затем положить их в подготовленную
емкость. Кипятком залить картонные кусочки .Теплую массу отжать через марлю.
Подготовить клей. Для этого ПВА разбавить водой, соблюдая пропорции 2:1. Затем
добавить в клей шпатлевку, до образования сметано образной массы. В шпатлевку
добавить отжатую смесь из лотков. Тщательно размешать массу до получения однородной
массы.Из этой смеси вылепить яйца.

Положить
сушить. Когда поделки полностью высохнут, необходимо их раскрасить.

Заключение

Формирование
личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:


народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского
народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и
детьми;


народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям:
честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости
и др.


методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную
культуру детей дошкольного возраста.

-проводя
народные праздники в многонациональном садике, как наш, формируем
толерантность.

Библиография

1.Громыко
М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.,
1986

2.Даль
В.И. Пословицы русского народа. М., 1957

.Русские
народные традиции и современность. М., 1995

4.Русские:
народная культура (история и современность). Том 4. Общественный быт.
Праздничная культура. М., 2000

5.Русские:
семейный и общественный быт. М., 1989

6. https://yandex.ru/turbo/ros-obrazovanie.ru/s/articles/pasha-v-detskom-sadu.html

Традиции большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря традициям в доме формируется психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи. 

Решающая роль в формировании личности ребенка принадлежит семье, которая выполняет важные социальные функции, передавая язык, нравы, обычаи, традиции и духовные ценности.

У каждой семьи своя «душа», свои привычки или занятия, которые доставляют радость всем домочадцам. У всех они разные, но служат одной цели — укреплению внутрисемейных отношений. Так же и в детском саду создаются традиции, которые объединяют семью и детский сад.

Праздники занимают значимое место в духовном воспитании детей, ведь они вводят дошкольников в светлый, радостный мир православия, благодаря чему для ребенка по-новому открывается жизнь людей и природы. В следствие этого, была поставлена цель: возрождение традиций и приобщения дошкольников к православным праздникам при взаимодействии с семьей.

В нашем детском саду каждый год мы празднуем, совместно с родителями, Рождество Христово, Масленицу и Пасху. Рождество Христововсегда было одним из самых любимых на Руси праздников. Существует русская традиция проведения этого праздника – Рождественские святки. На празднике ребята зажигают Рождественскую елку, читают рождественские стихи и поют колядки, наряжаясь в народные костюмы, показывают сценки. После праздника старшие дети со звездой приходят в гости к малышам, читают им стихи, поют колядки, дарят игрушки – самоделки. А те в свою очередь угощают их гостинцами, показывают рождественскую елочку, украшенную своими поделками.

У многих семей в нашем детском саду сеть рождественская традиция ,7 января с детьми ездить к бабушке и дедушке. Приезжают с подарками, обязательно сделанными своими руками, и каждый привозит какое-нибудь вкусное блюдо к столу. За столом вспоминают, что за год произошло хорошего, у кого какие изменения. Дети всегда поют песни, готовят для родителей концерт. Этой традиции уже очень много лет и этот день всегда собирает семью, не смотря ни на что. Нам кажется, это очень важно именно в Рождество быть всей семьёй вместе.

После Рождества мы празднуем праздник Масленицу.

Масленица — праздник, веселый и радостный. Он знаменует конец зимы и после долгих морозных и снежных дней это не может ни радовать. А уж как любят этот праздник дети! Ведь в эти праздничные дни устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки, все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях. Задачей праздника было познакомить с традицией празднования Масленицы. Задача родителей состоит в том, чтобы посвящать детей в традиции русского народа, прививать уважение к ним. Но строить рассказ нужно так, чтобы детям было интересно слушать и понимать услышанное.

Историю Масленицы для детей лучше начать рассказывать с истоков древних традиций. Раньше праздник отмечался именно в день весеннего равноденствия. Праздник ознаменовывался проводами зимы, прославлением солнца, атрибутом которого стал считаться круглый блин. Блины едят всю неделю, а потом начинается Великий пост, ведь, именно ему предшествует Масленица.

Особенности празднования Масленицы в детском саду зависит от возраста детей. Например, дети могут с воспитателем и родителями подготовить несколько номеров для мини-концерта. В группе обязательно найдутся юные таланты, кто сможет исполнить веселую весеннюю песню, озорные частушки про весну, исполнить танец или даже сыграть на каком-либо музыкальном инструменте. Договорившись с родителями, дети также могут принести в назначенный день испеченные блины, сок и после Масленичных гуляний попить чаю или сока с блинами. После торжественной программы выходим на улицу, покататься с горки и сжечь символическое чучело Масленицы.

Подобные мероприятия сближают и детей, и их родителей, делают группу более дружной и веселой.

После Масленицы мы празднуем праздник Пасху. Праздник Пасхи самый величайший, самый светлый, торжественный. Светлая Пасха — это праздник победы любви и добра над злом, жизни над смертью, нашей надежды на будущее воскресение, потому, что в этот день мы вспоминаем Воскресение Господа нашего — Иисуса Христа. Задачей праздника было познакомить с традицией празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; привлечь внимание современных детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к народным традициям. Предварительно дети и родители участвовали в выставке «Светлая Пасха». На празднике дети рассказывали стихи, танцевали, играли, показывали православную сказку, христосовались, дарили друг другу крашеные яички, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями своими руками.

Как все знают, Пасха — самый светлый праздник, и поэтому мы проводим его всегда совместно с родителями. Уже сложилась традиция, что в праздник Пасхи мы включаем инсценирование сказок. В драматизации участвуют все члены семьи: родители, дошкольники и их старшие братья и сестры, поэтому наш праздник становится теплым и домашним. На празднике дети всегда узнают много нового: знакомятся с традициями празднования Пасхи на Руси, с традиционными детскими пасхальными играми. Родители также не остаются в стороне. Все участники праздника с удовольствием принимают участие в играх: «Чье яичко дальше катится?», «Пасхальные гнезда», «Чье яичко дольше крутится?». Ежегодно проводятся выставки «Светлое Христово Воскресенье». В подготовке и проведении этих выставок привлекаются все члены семьи. Поделки выполняются всей семьей и с особым трепетом, потому что этот Великий праздник трогает за душу и детей, и взрослых.

После таких праздников дети и родители начинают делиться своими впечатлениями, говорить о духовном и нравственном, берутся за руки и всей семьей идут в храм.

Наш опыт показал, что православные праздники в детском саду положительно влияют на детей, обогащают ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа. Православные праздники в детском саду положительно влияют на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рисуют увиденное, делятся в семье своими впечатлениями.

Благодаря этим праздникам дети в возрасте четырех-шести лет накапливают знания о различных церковных праздниках, вошедших в календарь как государственные, о народных традициях. Многое узнают о христианском к ним отношении. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки, встречи со священниками. Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах. Мы педагоги и родители стараемся правильно ответить на интересующие детей вопросы, подбираем для чтения и рассказывания произведения православных авторов, рисуют героев сказки, рассказываем в семье о своих впечатлениях и пытаемся быть похожими на героев сказки. Заканчивается праздник угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – расписным яичком и куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

Под влиянием праздничной атмосферы православного праздника в нашем дошкольном саду, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы перед выступлением, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них.

Рассказ о народных традициях пасхи

Православная Пасха в России остается главным праздником для всех верующих. И если ваша семья переживает непростой период или, наоборот, именно сейчас всё благополучно, Светлое Христово Воскресение — тот день, который поможет поверить в лучшее и объединить взрослых и детей.

Расскажите ребёнку историю главного православного праздника, поиграйте в особые пасхальные игры, создайте необычные поделки и подарите детям подходящие случаю подарки. Станьте ещё ближе друг другу в светлый день Пасхи!

Заботьтесь о здоровье и безопасности своего ребёнка, даже когда вас нет рядом! Узнайте, как он себя чувствует в детсаду или младшей школе, быстро связывайтесь в случае необходимости и слушайте, что происходит вокруг с помощью приложения №1 для заботливых родителей «Где мои дети».

Содержание:

Какого числа Пасха 2021 года в России

Христианский праздник в РФ каждый год отмечают в разные числа — обычно дата Пасхи выпадает на апрель, однако этот год стал исключением. В 2021 день празднования православной Пасхи в России приходится на 2 мая. Православные христиане придерживаются Юлианского календаря, поэтому православную Пасху отмечают на неделю позже католической, празднуемой по Григорианскому календарю.

История, традиции и символика Пасхи для детей: как и что рассказать

Рассказ о народных традициях пасхи

Рассказывая об истории Пасхи, учитывайте возраст ребёнка. Малышу-дошкольнику можно рассказать только основную информацию, не акцентируя внимание на сложных для детского восприятия деталях. Например, рассказ об истории Пасхи для малыша может быть таким:

«Очень давно на нашей земле жил сын Бога, Иисус Христос. Он никогда никого не обижал, не совершал плохих поступков и всегда говорил только правду. Иисус учил и других людей делать добрые дела и не обманывать близких.

В те времена миром правил злой царь. Он не хотел, чтобы люди учились у Иисуса — ведь так они могли понять, что их царь плохой и свергнуть его. Тот злой царь приказал распять Иисуса на кресте — тогда так наказывали опасных преступников. А на третий день после казни сын Бога воскрес — то есть снова стал живым. Так Христос показал людям, что светлая человеческая душа бессмертна».

Школьникам можно рассказать более полную историю Пасхи, взяв за основу детскую Библию. Какие факты можно осветить в рассказе:

  • предательство Иуды — как ученик предал Христа за 30 монет;
  • распятие — как крест стал символом спасения для всех христиан после распятия Иисуса;
  • Воскресение — о воскресшей душе Иисуса Христа, и о том, что седьмой день недели называют воскресеньем в честь воскресения Христова.

Традиции и символы

Рассказ о народных традициях пасхи

В православии существует множество обычаев, традиций и символов, связанных с Пасхой. Ребёнку можно рассказать об основных пасхальных традициях и символах, распространённых и в наше время:

  • в праздничный день принято говорить при встрече «Христос воскрес» и слышать в ответ «Воистину воскрес!»;
  • на Пасху пекут особые пасхальные куличи — обычай связан с исключительным местом хлеба на православном столе;
  • на пасхальный стол непременно ставят крашеные яйца, которые символизируют рождение новой жизни — так возродился Христос после распятия.

На Руси торжественно отмечали саму Пасху и всю следующую неделю. Дети водили хороводы, играли в народные игры, украшали дома. К сожалению, традиция пасхальных забав практически не сохранилась до наших дней, но её легко можно реализовать в собственной семье.

Пасхальные забавы для детей

Рассказ о народных традициях пасхи

Празднование Пасхи можно сделать запоминающимся событием и с современными детьми: создать вместе с ребёнком поделку своими руками, поиграть в тематические игры и организовать конкурсы, оригинально покрасить яйца, вручить друг другу подарки, или даже отметить Светлое Христово Воскресение по особому сценарию!

Поделки на Пасху своими руками

Безусловный лидер в пасхальных поделках — яйца из разнообразных материалов. Сделать яичко своими руками под силу даже совсем маленьким детям. В таблице ниже — варианты самых популярных поделок на Пасху с видео-инструкциями:

Идеи других поделок на Пасху:

Цыплёнок из пшена

Простая поделка, можно сделать с малышом 3-5 лет. Пошаговая инструкция:

  • взять за основу лист картона;
  • нарисовать контур будущего цыплёнка, раскрасить клюв и лапки;
  • заполнить контур пшеном;
  • сделать цыплёнку глазик из пуговицы или просто его нарисовать.

Цыплёнок из ватных дисков

Рассказ о народных традициях пасхи

Пошаговая инструкция:

  • за основу для поделки взять два ватных диска;
  • раскрасить диски в желтый цвет;
  • сделать из одного диска голову цыплёнка, из второго — туловище;
  • дорисовать остальные детали: лапки, клюв, глаз, гребешок.

Цыплёнок из киндер-яиц

Как сделать:

  • вырезать из плотной цветной бумаги или картона детали для поделки: хвост, крылья, лапки, глаза;
  • приклеить детали к жёлтой капсуле от киндер-яйца;
  • можно смастерить хвост и крылья не из бумаги, а из фоамирана, сделав детали более объемными, растянув их руками.

Ещё один вариант поделки с цыплёнком — аппликация из цветной бумаги, пластилина и картона:

Пасхальный зайчик из скорлупы

Инструкция:

  • удалить содержимое одного сырого яйца через маленькое отверстие;
  • покрасить яйцо белой или бежевой краской;
  • обклеить тонкую проволоку цветной бумагой;
  • прикрепить к яйцу проволоку, сделав зайчику ножки;
  • нарисовать глаза и рот;
  • вырезать из цветной бумаги заячьи ушки и приклеить к верхней части поделки.

Пасхальный зайчик из картона

Пошаговая инструкция:

  • вырезать из картона голову зайчика;
  • вырезать из картона и приклеить к голове длинные ушки, вклеив в них разноцветные полоски из бумаги или ткани;
  • дополнить поделку деталями: глазами, носиком, бантиками, морковкой.

Пасхальный зайчик в технике оригами:

Открытка с объемным пасхальным яйцом

План действий:

  • из бумаги разных цветов вырезать 5 силуэтов пасхальных яиц одинакового размера;
  • сложить каждое получившееся яйцо пополам, сложить стопкой, вкладывая друг в друга;
  • закрепить середину стопки скрепкой;
  • сделать траву: вырезать полоску зелёной бумаги, сложить её гармошкой и вырезать неровные зубчики;
  • развернуть полоску и приклеить полученную травку на открытку, сверху приклеить стопку из разноцветных яичек.

Простая для выполнения открытка, которую можно сделать за пять минут:

Пасхальное дерево

Поделку можно сделать с одним ребёнком или несколькими детьми. Пошаговая инструкция:

  • взять веточку дерева: лучше всего вербы, но подойдет и ветка любого другого дерева;
  • закрепить веточку любым удобным способом: приклеить на лист картона или поместить в маленький декоративный горшочек;
  • вырезать яички из одного или разных материалов: бумаги, ватных дисков, кусочков ткани;
  • разместить полученные яйца на дереве.

Более сложный вариант пасхального дерева:

Игры и конкурсы для детей

Детские пасхальные игры и конкурсы обычно связаны с яйцами. Пошли такие забавы от древнего верования в то, что яйцо тесно связано с пробуждением природы и плодородием земли. В большинстве пасхальных игр присутствуют пункты, связанные с землей, и потому особенно интересно играть в них на прогулке. Но если возможности выйти на улицу нет — игры и конкурсы можно организовать дома, заменив землю другими поверхностями: полом или столом.

Пасхальные игры для детей:

Прячем яйца

Игровой процесс:

  • на землю или на подходящую поверхность в доме кладут яйцо;
  • одному ребёнку завязывают глаза и отводят в сторону от яйца;
  • ребёнок двигается к яйцу, пытаясь восстановить дорогу по памяти, и останавливается в том месте, в котором сочтёт нужным;
  • с игрока снимают повязку;
  • следующая цель — попытаться взять яйцо в руки, не сходя с места, как бы далеко ребёнок ни находился от цели.

Катание яиц

Рассказ о народных традициях пасхи

Игра для малышей дошкольного возраста. Игровой процесс:

  • сделать на земле, полу или столе подобие катка из картона, фанеры или другого подходящего материала;
  • разместить на «катке» в произвольном порядке сувениры и мелкие игрушки;
  • по очереди с ребёнком катать яичко, забирая игрушку, которого оно коснулось.

Поиски яиц

Забава подходит и для одного ребёнка, и для большой компании. Игровой процесс:

  • спрятать яички — обычные или из серии киндер-сюрприз — в разных местах квартиры;
  • маленьким детям можно давать подсказки;
  • придумать небольшие сюрпризы за найденные яички.

Пасхальные конкурсы для детей:

«Бей не жалей»

Рассказ о народных традициях пасхи

Пожалуй, самая распространённая пасхальная забава. Как провести конкурс:

  • выдать каждому ребёнку по яичку;
  • выбрать ведущего игрока, его задача — обойти всех остальных, «чокаясь» яйцами;
  • выигрывает тот участник, чьё яичко останется целым.

Эстафета

Как организовать конкурс:

  • начертить на земле или на полу линии старта и финиша;
  • дать каждому игроку столовую ложку;
  • разбить детей на команды, построиться друг за другом на старте;
  • первому игроку из каждой команды дать яйцо;
  • задача участников — добежать до линии финиша и обратно с яйцом в ложке, и передать яйцо следующему игроку;
  • побеждает команда, которая быстрее справится с задачей.

«С горки»

Как организовать конкурс:

  • сделать «горку», используя любую поверхность, по которой удобно катать предметы: доску, фанерку;
  • задача участников — скатить яйцо по «горке» так, чтобы оно оказалось как можно дальше;
  • победителем объявляется тот игрок, чьё яичко укатилось дальше всех остальных.

Красим яйца вместе

Рассказ о народных традициях пасхи

Подготовка к Пасхе часто нравится детям не меньше самого праздника. Предложите ребёнку вместе покрасить яички, и его наверняка увлечёт это занятие!

Прежде чем приступить к украшению главного пасхального символа, расскажите детям, откуда пошла эта традиция — красить яйца: что раньше яйца красили исключительно в красный цвет, означающий пролитую кровь Иисуса Христа, и называли их крашенками и писанками.

Как красить яйца на Пасху с детьми — 7 интересных идей:

  • классическими способами: луковой шелухой или с использованием пищевых красителей и специальных наклеек из магазинов;
  • сделать из яичка животное, например, зайчика, лисичку, белочку, барашка — нарисовать на будущей писанке мордашку и добавить детали: ушки и рожки из бумаги, шерсть из ваты;
  • превратить яйцо в экзотический фрукт: разукрасить его, сделав похожим на ананас или клубнику;
  • нарисовать на крашенках цыплят;
  • сделать из яиц маленьких человечков: нарисовать лица маркерами, создать из цветной бумаги элементы одежды — так могут получиться пират, шут, царь, королева и другие персонажи;
  • просто нарисовать маркером забавные рожицы: удивлённые, весёлые, грустные;
  • сделать крашенки золотыми с помощью блесток, предварительно яйца можно выкрасить в розовый или голубой цвет — так они будут выглядеть ещё эффектнее.

Подарки детям на Пасху

Делать подарки на Пасху раньше считалось почти обязательным. В день Светлого Христова Воскресения люди обычно ходили в гости, а приходить в чужой дом с пустыми руками было не принято.

Сейчас традицию вручать презенты на Пасху почти не соблюдают. Но вы можете подарить детям то, о чём они давно мечтали или просто вручить приятную мелочь — так светлый праздник для ребёнка станет ещё радостнее.

Варианты подарков на Пасху для детей:

  • корзинка со сладостями;
  • мягкая игрушка;
  • книга;
  • посуда с тематическими весенними украшениями;
  • интерактивные игрушки;
  • детская Библия;
  • необычные сладости: пряники с пасхальными рисунками, шоколадные ягнята, конфеты в форме зайчиков.

Можно подтолкнуть ребёнка к мысли о том, чтобы он и сам сделал подарки близким. Ребёнок может подарить родителям и другим родственникам сувениры, сделанные своими руками: открытки, корзинку с писанками, красивую коробочку из картона для хранения мелочей, оригинально украшенные яйца.

Сценарий праздника

Рассказ о народных традициях пасхи

Вы можете провести Пасху с детьми по заранее подготовленному сценарию, предусмотрев все этапы: подготовку, поздравления, само празднование.

Примерный сценарий Пасхи с детьми:

Подготовка

Накануне праздника вместе покрасьте яички, испеките кулич и украсьте дом. В качестве декора подойдут свечи, бумажные самодельные гирлянды, тематические рисунки и аппликации. Занимаясь совместной подготовкой, ненавязчиво расскажите детям об истории Пасхи — активно участвуя в создании пасхальной атмосферы, ребёнок быстро усвоит новую информацию. Если дети маленькие — помогите им подготовить подарки для остальных членов семьи.

Поздравления

Сразу после пробуждения поздравьте детей со Светлым Христовым Воскресением. Если будет возможность — сходите вместе в церковь и освятите кулич и яйца. Если выйти из дома не получается — вручите ребёнку подарок и дайте ему время насладиться сюрпризом. Напомните детям о том, что нужно не забыть поздравить всех близких людей и сделать им подарки.

Празднование

Рассказ о народных традициях пасхи

Вместе с ребёнком приготовьте праздничный стол и пригласите за него остальных членов семьи. Научите детей «чокаться» крашенками и покажите, как быстро крутится сваренное вкрутую яйцо. После пасхального обеда можно переходить к развлекательной части: играм и конкурсам.

Пасха — самый светлый для верующих день, и даже если ваша семья не очень религиозна, вы можете рассказать ребёнку о христианских обычаях и символах. Возможно, вы сами узнаете что-то новое или вспомните хорошо забытое старое, словно вернувшись в собственное детство, где ваши родители учили вас старинным пасхальным традициям!

Рассказ о народных традициях пасхи

Рассказ о народных традициях пасхи

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Воронежские областные музеи представили программу новогодних
событий для детей и взрослых: театрализованные программы, тематические
экскурсии и выставки, зимние мастер-классы, лекции, пешеходные маршруты и
многое другое. Программа «Русская зима» стартует со среды, 22 декабря, и
продлится до субботы, 15 января.

По заверениям сотрудников музеев, даже самый требовательный
посетитель сможет найти занятие по душе. Корреспондент РИА «Воронеж» выбрал
самые интересные мероприятия.

Краеведческий музей

Рассказ о народных традициях пасхи

Воронежский областной краеведческий музей пригласил на
выставку «Рождественская открытка» в основном здании музея, а также
тематические экскурсии «Кто как зимует» по выставке «Царство животных» с
рассказом о зимнем образе жизни, «Зимняя охота» по выставке «Охотничье и
гражданское оружие». Мастер-классы о видах зимнего рукоделия «Шуба без пуговиц что зима без снега: история застежек» и «Три девицы вечерком» пройдут в зале
этнографии в воскресенье, 9 января. Кроме того, во время новогодних праздников в музее
организуют лекции, кинопоказы, акции и конкурсы. За программой можно следить на сайте.

«Арсенал»

Рассказ о народных традициях пасхи

Гостей ждет тематическая экскурсия «Не страшны винтовке
нашей ни морозы, ни метели» по оружию, представленному в экспозиции
«Воронежская область в годы Великой Отечественной войны», и два мастер-класса – «Фронтовой Новый год» по сборке новогоднего подарка в Красную Армию и «Письма
летели через метели, нежное слово несли…» с созданием письма-треугольника со
словами благодарности красноармейцам.

Музей имени Крамского

Рассказ о народных традициях пасхи

Воронежский областной музей имени Ивана Крамского подготовил
новогодний проект «Вслед за Рождеством». Тематическую экскурсию посвятили
отражению чуда рождественской истории в европейском искусстве на примере
представленной в музее копии алтаря «Поклонение волхвов», выполненного
итальянским художником Джентиле да Фабриано в 1423 году. Участники экскурсии
услышат рассказ о дарах, принесенных волхвами, святом семействе и фамилии
Строцци – заказчике алтаря. Специально изготовленные к проекту праздничные
декорации, размещенные в интерьерах музея, будут сопровождать гостей все
рождественские дни. Посетители музея также смогут принять участие в
игре-бродилке, связанной с музейными экспонатами. Всех, кто правильно ответит
на вопросы, ждет приз. Участвовать в игре можно всей семьей или самостоятельно.

Рассказ о народных традициях пасхи

Также воронежские мастера проведут серию творческих
мастер-классов.

В воскресенье, 26 декабря, и четверг, 6 января, в 12:00
пройдут мастер-классы художницы Марины Демченко, посвященные созданию
эффектного и мистического пейзажа сада. Во вторник, 4 января, в 12:00 пройдет мастер-класс
художника, руководителя проекта «Архитектурные прогулки» Нелли Фроловой
«Скетчинг в музее». Ведущая познакомит участников с основами скетча и проведет
интерьерную прогулку по нескольким залам музея. Каждый унесет с собой не только
новые знания о стиле ампир, но и созданный своими руками скетч с музейным
убранством. В среду, 5 января, в 12:00 художник Виктория Афанасьева представит
мастер-класс «Зимняя сказка». Он будет посвящен созданию волшебного зимнего
пейзажа с помощью гуаши. В субботу, 8 января, в 12:00 стартует мастер-класс керамиста
Аркадия Чудакова «Рождественские ангелы». Участники создадут из глины
праздничных ангелов, придав своим творениям неповторимые черты. Все изделия
будут обожжены мастером в специальной печи, после чего участники смогут забрать
их домой.

Рассказ о народных традициях пасхи

Дополнением к «Рождественскому» проекту станут квест и
экскурсия, связанные с музейным зданием – Воронежским дворцом. Игра-бродилка
«Тайны дворца» поможет лучше узнать историю музея и хранимых им
коллекций. А тематическая экскурсия с игровыми элементами «Мир из серебра»
(для посетителей с детьми старше семи лет) познакомит участников с картинами
русских художников из собрания музея, расскажет об основных темах авторов,
научит разбираться в цветовой палитре зимних пейзажей и даст возможность
поиграть.

Усадьба Веневитинова

Рассказ о народных традициях пасхи

В декабре и январе гости могут посетить театрализованные представления и пройти квесты для детей и
взрослых.

Музейный квест «Ключи от ларца Мороза Ивановича» предназначен для
школьников и семейной аудитории. Ребят и их родителей ждут интересные конкурсы,
праздничные шарады, остроумные задания. Преодолев препятствия, посетители
найдут старинный ключ от новогоднего ларца, в котором сокрыта волшебная сила
зимы. Новогодняя театрализованная интерактивная программа «В гостях у Мороза
Ивановича» предполагает, что юные гости познакомятся с увлекательной историей
усадьбы, узнают о появлении литературной сказки. Посмотрев новогодний
мультфильм, ребята встретятся с традиционными для зимних праздников сказочными
героями: Морозом Ивановичем, Снегурочкой и Бабой-ягой. Под присмотром нянюшки
Степаниды юные гости усадьбы выполнят задания веселых и познавательных
конкурсов и игр.

Рассказ о народных традициях пасхи

Во время театрализованной программы «Новый год в дворянской
усадьбе» гостей увлекут праздничные загадки, игры и конкурсы, в ходе которых
они узнают о самых интересных традициях празднования Нового года и Рождества в
дворянских семьях XIX века. А любимые сказочные персонажи закружат в веселом
хороводе.

Музейный праздник «Святки в усадьбе Веневитиновых» – театрализованная
святочная программа, которая познакомит гостей с образцами классической русской
литературы, обращенной к самым народным святочным обрядам и поверьям, к
музыкальным произведениям, иллюстрирующим эти дни. На музейном празднике
посетители услышат стихи, песни и примут участие в праздничных действах. Интерактивная
экскурсия «Зимние истории» – костюмированная экскурсия по усадьбе Веневитиновых,
посвященная истории зарождения в России обычаев зимних праздников. Гости узнают
о появлении в литературе любимых персонажей – Деда Мороза и Снегурочки, а также
секреты украшения новогодней ели и рождественского вертепа. Завершится мероприятие
конкурсом на создание лучшего праздничного украшения.

Музей Ивана Бунина

Рассказ о народных традициях пасхи

В музее Ивана Бунина в среду и четверг, 22 и 23 декабря, а также в субботу и среду, 8 и 12 января, пройдет театрализованная
вечеринка с поэтами Серебряного века. Все участники вечеринки погружаются в
богемную атмосферу модных петербуржских салонов. Вместе с
гостями музея новогодние традиции начала XX века помогут представить
завсегдатаи литературных клубов «Бродячая собака», «Приют комедиантов»
Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Ахматова, Бальмонт, Блок и другие. Гостем этой
компании станет Иван Бунин со своими колкими, саркастическими, порой
уничижительными высказываниями в адрес собратьев по перу. В праздничную
обстановку встречи включат музыкально-поэтические и видеофрагменты.

Рассказ о народных традициях пасхи

Кроме того, гости музея смогут посетить программу
«Литературная зима в музее Бунина», театр теней «Окна в детство Ивана Бунина»,
музейную программу «Жуковский & Бунин: святочная история» и даже прийти на
спиритический сеанс «Мистические развлечения и поучения».

Дом-музей Ивана Никитина

Скриншот м/ф «Ночь перед Рождеством» (1951 г.)

Скриншот м/ф «Ночь перед Рождеством» (1951 г.)

В Доме-музее Ивана Никитина для посетителей
подготовили семейную программу «В ожидании чуда: день перед Рождеством» о
традициях встречи Нового года и Рождества Христова, художественное чтение
отрывков из повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством», просмотр фрагментов
одноименного мультипликационного фильма 1951 года и мастер-класс по
изготовлению рождественского сувенира. Также в музее можно будет посетить
литературные чтения «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам» и музейный
праздник «Русские святки». Расписание мероприятий – на сайте.

Музей-квартира Марии Мордасовой

Рассказ о народных традициях пасхи

Музей-квартира Марии Мордасовой со среды по
воскресенье, с 5 по 9 января, приглашает на музейную программу «Рождество
по-мордасовски». В архивах народной артистки СССР Марии Мордасовой сохранились
новогодние открытки, которые она получала от своих поклонников из СССР и
зарубежных стран. В занимательной форме научный сотрудник музея расскажет о
традициях празднования Нового года и Рождества в России и других странах. Также
у гостей будет возможность поучаствовать в мастер-классе по скрапбукингу и
изготовить праздничную открытку или елочное украшение.

Здание Мещанской управы

Рассказ о народных традициях пасхи

В здании Мещанской управы с четверга по
воскресенье, с 6 по 9 января, пройдут интеллектуальные игры – состязание
«Рождество в творчестве поэтов Серебряного века». А в воскресенье, 2 января, на
интерактивном занятии «Морозные картинки Мещанской управы» участникам предстоит
раскрасить морозные картинки, а затем потренироваться во внимательности и
смекалке, отыскивая их в экспозиции. Поиски будут сопровождаться увлекательным
рассказом научного сотрудника музея. Много нового о литературном Воронеже узнают
не только дети, но и их родители.

Дом Тюриных

Рассказ о народных традициях пасхи

В Доме Тюриных во вторник, 4 января, можно
поучаствовать в новогодней игре «Братья-месяцы», созданной по мотивам сказки
Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Юные гости вспомнят ее сюжет, посмотрев мультфильм,
в игровой форме познакомятся с традициями празднования Нового года. А в
субботу, 8 января, можно будет отправиться на поиски пропавших героев пьесы
«Двенадцать месяцев». Для начала юным гостям предстоит узнать, когда была
написана волшебная сказка, а затем, следуя по следам «преступников», дети
помогут Даме отыскать пропавшую собачонку, посчитают гостей, пришедших к
тете-кошке. Выполняя задания, побывают и в сказочном мире переводного
творчества детского писателя. Проявив смекалку и находчивость, отыщут всех
братьев-месяцев и узнают, кто же замешан в их исчезновении.

Усадьба Веневитинова, музеи Бунина, Никитина, Мордасовой,
здание Мещанской управы и Дом Тюриных разместили подробные программы на сайте. Там же
можно найти расписание экскурсий по Воронежу.

Острогожский художественный музей Крамского

Рассказ о народных традициях пасхи

Острогожский художественный музей имени Крамского в субботу,
8 января, приглашает на Рождественский бал-маскарад в провинциальном городке с
танцами, забавами и подарками. Гостям предложат экскурсию и рассказ, как
праздновали Рождество в Острогожске. Каждый участник своими руками вырежет
маску. Преподаватели и выпускники хореографического отделения Острогожской
детской школы искусств научат, как правильно танцевать менуэт.

Дворцовый комплекс Ольденбургских

Рассказ о народных традициях пасхи

Дворцовый комплекс Ольденбургских приглашает на
новогоднюю программу на свежем воздухе «Тайна Дворца Ольденбургских» для детей
6−10 лет. Программа пройдет в субботу и воскресенье, 25 и 26 декабря, и с
воскресенья по четверг, со 2 по 6 января в 12:30 – 13:30. Гостей ждут
приключения в старинной усадьбе, с настоящими принцессой и привидением, которое
скучает даже в эти праздничные дни и не верит, что Новый год может быть веселым.

Участников ждут снежные игры и забавы с персонажами, поиски ответов на самые
сложные загадки дворца, встреча с местным призраком и, конечно, веселый финал.
В конце праздника каждый ребенок сможет сфотографироваться с дедом Морозом и
Снегурочкой, получит новогодний подарок. Стоимость билета с подарком – 900 рублей
(50 рублей для сопровождающих взрослых).

Кроме того, в дворцовом комплексе
Ольденбургских можно будет посетить тематические экскурсии-чаепития «Чайные традиции»
и мастерскую «Открытое письмо». Во вторник, 4 января, в 16:00 посетителей
в Доме с ризалитами ждет концерт «Воронежских солистов».

Костенки

Рассказ о народных традициях пасхи

Музей-заповедник «Костенки» анонсировал новую программу
«Путешествие в ледниковый период», которая пройдет в субботу, 15 января, в спортивно-развлекательном
комплексе «Эволюция Костенки». Посетителей ждет костюмированное представление
«Тропою древнего человека» на открытом воздухе, музейные мастер-классы:
«Живопись каменного века» и «Древние пейзажи Костенок», обед в стиле каменного
века, встреча с жителями из племени Бурого медведя и зимние игры.

Дивногорье

Рассказ о народных традициях пасхи

Музей-заповедник «Дивногорье» во вторник и среду, 4 и 5 января, приглашает на тематическую экскурсию «Рождественские истории». Основу
мероприятия составит экскурсия по пещерному комплексу в Больших Дивах при
свечах с использованием мультимедийного проектора. Фоном для проекций станут
сами меловые стены пещерного комплекса. Участников сопроводят рождественские
песнопения.

      
Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка, означает
«избавление».

 В
этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества
от грехов земных и дарование нам жизни и вечного блаженства.

Каждый
год она празднуется весной и даты празднование постоянно меняются. А вот
почему, об этом вы прочитаете дома в рубрике «Это интересно» в учебнике. В
2019 году празднование Пасхи выпадает на 28 апреля.

История
Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет
власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после
распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Знакомое
вам слово «воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский
корень крес означает жить, сиять, сверкать. Воскресение – день возобновления
жизни. Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни —
воскрес.

Его
ученики и друзья были поражены тем, как изменилось Его тело. Они говорили,
что тело Христа стало неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно
появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.


На стр. 28 учебника найдите и рассмотрите икону «Воскресение Христово»:


Кого вы видите на этой иконе?


Кого художник делает главной фигурой?


Какие цвета использует и почему?


Какое впечатление производит эта икона?

Христиане
верят, что с ними однажды произойдет то, что произошло с Иисусом Христом. Они
тоже воскреснут.

Имя
Иисус значит «спаситель». Христос именуется Спасителем потому, что на крест
Он пошел ради спасения людей.

-От
чего же спасет людей крестная смерть Иисуса Христа?

-Что
угрожало тогда людям?

То
же, что и сегодня: смерть, потеря души, потеря Бога.

 Зло,
которое творили люди до распятия Христа, в минуту Его казни и во все века, то
есть всё зло, которое было, есть и будет в человеческой истории, Христос
вызывает на бой. Он «берет на себя грехи всего человечества». Но, приняв
смерть, Христос в Себе ее переломил, победил. И воскрес.

Для
христиан это означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся
плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут как
и Христос.

В
природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе. Например, —
гусеницу, которая перестает питаться листьями. На время она превращается в
казалось бы мертвый кокон. Но там, в коконе, незаметно для окружающих у нее
отрастают крылья. И однажды она вылетит из него бабочкой.


Что значит имя Иисус?

— 
От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа?

В
честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный
день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и
называется – Пасха Христова. Самая торжественная часть праздничного
богослужения –   пасхальная полночь. Священник несет крест, а люди с иконами
и зажженными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и
поют радостные пасхальные гимны.

На
стр. 30 найдите, как читается пасхальный гимн и его перевод.

Пасхальный
гимн:

«Христос
воскресе из мертвых, смертию смерть, поправ, и сущим во гробех живот (жизнь)
даровав!».

Давайте послушаем, как он звучит. (фонограмма).

Ребята, а вы знаете, как христиане
приветствуют друг друга на Пасху?

На
Пасху все целуются. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос
воскрес», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскрес!»
принято отвечать: «Воистину воскрес!». Причем детям разрешается очень громко
выкрикивать эти слова даже в храме. На стр. 30 учебника есть картина
Кустоедова Б. «Христование».


А какой главный подарок этого праздника?

Главный
подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и
неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом
воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные
цвета, а затем дарят друзьям. Пасхальные яйца в настоящее время окрашивают в
разные цвета и по –разному украшают. Но все таки главный цвет является –
красный. А почему именно в красный, я вам расскажу две легенды.

Из истории:

Вскоре после воскресения Христа Мария Магдалина (последовательница
Христа) явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято,
приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили
драгоценности, а бедные люди то, что могли. Мария Магдалина, не имевшая
ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с
возгласом «Христос Воскрес!». Император заметил, что никто не может
воскреснуть из мертвых и, что прежде белое яйцо станет красным. Тиберий не
успел договорить эти слова, как яйцо стало ярко-красным, подтверждая ее
благую весть. С тех пор на Пасху принято красить яйца в красный цвет.

Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев
собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во
время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус
воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на
столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же
миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

Яйцо
всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз
жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького
желтого цыпленка.

После
ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьезно
относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. 40 дней до Пасхи
православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока, стараются меньше
развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам. Зато
на Пасху — пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, а также куличи
(сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь
праздника —  пасха.

Посмотрите
в учебнике на стр. 30 есть фотографии куличей и пасхальных яиц.

Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и
празднуют ее тоже сорок дней подряд.

Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная 
служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии
«крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть
возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в
настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт
доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и
позвонить в колокола.

Фонограмма «Колокольный звон».

  • Рассказ о настольном теннисе
  • Рассказ о национальном герое
  • Рассказ о народных праздниках и обрядах 2 класс
  • Рассказ о национальном костюме женщины
  • Рассказ о население земли