Доброе утро!
Всемирная метеорологическая организация официально признала температурным рекордом для Арктики +38 градусов, зафиксированные в июне прошлого года в якутском городе Верхоянске. Но нет худа без добра: Илон Маск объявил, что его компания Space X открывает программу по производству ракетного топлива из двуокиси углерода, выведенной из атмосферы, – глядишь, и упадет температура. Жаль только – жить в эту пору прекрасную… Пока же новости такие:
- В Беларуси Сергей Тихановский приговорен к 18 годам колонии, блогер Игорь Лосик – к 15, остальные обвиняемые по делу получили от 16 до 14 лет.
- Госдума приняла закон о бесконечном переизбрании губернаторов.
- The Insider оштрафован на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки «иностранный агент». Теперь сайт могут заблокировать.
- По данным «Левады», 75% россиян не исключают войны между Россией и Украиной.
Беларусь впереди планеты всей
В СИЗО Гомеля огласили приговор по «делу Тихановского». Суд начался 24 июня, заседания проходили в СИЗО в закрытом режиме. Обвиняемые с момента задержания уже провели за решеткой более полутора лет: все они были задержаны еще до президентских выборов и начала протестов. Сергей Тихановский, планировавший выдвигаться в президенты Беларуси, осужден на 18 лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Медиаконсультант Радио Свобода Игорь Лосик приговорен к 15 годам, блогер Владимир Цыганович – тоже к 15. Оператор YouTube-канала «Страна для жизни» Артем Саков и модератор соцсетей «Страна для жизни» Дмитрий Попов получили по 16 лет колонии усиленного режима, а лидер незарегистрированной Белорусской социал-демократической партии «Народная грамада» Николай Статкевич – 14 лет. Кроме того, осужденные должны выплатить почти миллион долларов в качестве компенсации за якобы нанесенный ущерб.
Светлана Тихановская назвала приговор мужу личной местью Лукашенко, жена Игоря Лосика Дарья опубликовала страстное обращение к Лукашенко, в котором рассказывает, через что – из-за этого сфабрикованного дела – прошла она сама и ее семья. Она хочет, чтобы Лукашенко объяснил ей, зачем это делается. США и ЕС резко осудили вынесенные в Гомеле приговоры.
Но уже возникли основания для новых приговоров: Лукашенко ввел уголовную ответственность за призывы к санкциям в отношении Беларуси (до 12 лет), а парламент Беларуси единогласно одобрил законопроект «О геноциде белорусского народа» (нет, это не инструкция по проведению геноцида собственного народа, это рассказ о злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны, за «отрицание» которых теперь будут сажать на срок до 5 лет, а в отдельных случаях – до 10). Мысль, стоящая за этим законотворческим актом, в том, что Запад снова ведет «информационную войну» против многострадальной Беларуси.
Прочие приговоры и задержания:
- Участники фолк-группы Irdorath, супруги Владимир и Надежда Калач приговорены к двум годам колонии по обвинению в грубом нарушении порядка и обучении, подготовке или финансировании таких действий (они играли на протестных акциях летом и осенью 2020 года).
- Задержана преподавательница журфака БГУ Ксения Мартуль, ее телеграм-канал Gender-gap взломали и все оттуда удалили. В заявлении властей сказано, что канал пропагандировал «нетрадиционные ценности», рекламировал «извращения», навязывал «мнения, чуждые белорусскому народу». Сейчас Мартуль находится на Окрестина.
- Задержан директор IT-компании Aivitam Дмитрий Досов – его обвиняют в том, что он был подписан на один из телеграм-каналов, объявленных в Беларуси «экстремистскими». Опубликовано покаянное видео с его участием.
- Развернулась новая волна политических увольнений: вот несколько историй белорусов, оказавшихся без работы за участие в «неправильных» чатах или просто инакомыслие.
Организация публичной власти в России
Госдума в третьем чтении одобрила законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, дающий губернаторам право избираться больше двух раз подряд, а Путину – право лишать их полномочий без объяснения причин. Политолог Татьяна Становая сравнивает новую систему власти с гигантской матрешкой-Путиным, внутри которого сидят матрешки поменьше: федеральное правительство, внутри которого губернаторы, внутри которых региональные парламенты и т.д. Таким образом, известная сказочная присказка про иглу в яйце, яйцо в утке, утку в зайце и т.д. оказалась вывернутой наизнанку, и пока не ясно, хорошо это или плохо.
Парламент Чечни (сидящий внутри Кадырова, который, в свою очередь, сидит внутри Мишустина, и т.д.) обратился в Генпрокуратуру России с просьбой выяснить, не было ли в речи режиссера Александра Сокурова на встрече СПЧ с Путиным возбуждения ненависти и публичных призывов к нарушению территориальной целостности России.
Принятый Госдумой закон о публичной власти, кроме того, снижает роль партий в регионах: выборы в местные парламенты теперь можно проводить вообще без их участия, ограничившись одномандатниками. Тем важнее становится всероссийская роль «Единой России»: депутат Госдумы от «Единой России» Мария Бутина (та самая, что инспектировала колонию Навального для RT, а ранее сидела в американской тюрьме за незадекларированное лоббирование российских интересов в США) в данный момент занята разработкой общефедерального стандарта детских игрушек.
Агенты
Верховный суд России продолжил рассмотрение иска Генпрокуратуры о ликвидации «Международного Мемориала». Судья не разрешила снимать процесс на видео, о происходившем в зале заседаний можно прочитать в текстовой трансляции «Медиазоны». У здания суда полиция задержала пикетчика, развернувшего плакат в поддержку «Мемориала» и политзаключенных. Прения сторон назначены на 28 декабря.
Роскомнадзор потребовал заблокировать издание The Insider. Ранее Таганский суд Москвы оштрафовал The Insider и чешское агентство Medium-Orient на 500 тысяч рублей каждое за отсутствие маркировки “иностранного агента”.
Все журналисты, объявленные в России «иностранными агентами», стали лауреатами учрежденной Ходорковским премии для независимых медиа «Профессия – журналист».
Арестанты и отверженные
- В Европарламенте сегодня состоится церемония награждения Навального премией имени Сахарова «За свободу мысли» – ее получит дочь Навального Даша. Накануне Даша и бывший координатор региональных штабов Навального Леонид Волков встретились с членами комитета Европарламента по международным делам. Волков призвал ЕС к жестким санкциям против Путина и его ближайшего окружения.
- Сам Навальный «охреневает от цен» в тюремном ларьке: в соцсетях опубликован его пост о продуктовых закупках, которые два раза в месяц может позволить себе зек. Потратить можно только 9 тысяч рублей в месяц (такой установлен лимит), и Навальный чувствует себя российским пенсионером, у которого большей суммы на продукты чаще всего просто нет.
- Бывшая глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева, обвиняемая в «создании экстремистской организации» (то есть, собственно, штаба Навального), рассказывает в письменном интервью из московского СИЗО-6, почему арест для нее лучше, чем отъезд из России.
- Здесь бывший старший дознаватель из Томска Юлия Суворова объясняет, как ее и ее коллег заставляют увольняться из полиции из-за того, что они были подписаны в соцсетях на ФБК, «Умное голосование» и другие проекты Навального.
- Блогер Юрий Хованский, обвиняемый в оправдании терроризма за исполнение песни, рассказывает о фальсификации доказательств по его делу и невеселой жизни в «Крестах».
Запоздалая справедливость
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить «Новой газете» и ее журналисту Вячеславу Измайлову 8,2 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда и судебных издержек по делу о публикациях расследований о семье Кадырова. Иск «Мемориала» по делу о клевете на Кадырова ЕСПЧ тоже удовлетворил (ранее российский суд признал «Мемориал» виновным в клевете на Рамзана Кадырова в связи с тем, что общество обвинило главу Чечни в смерти правозащитницы Натальи Эстемировой). Кроме того, ЕСПЧ назначил 16 тысяч евро компенсации из‑за закрытия газеты «Дуэль» и преследования ее главного редактора Юрия Мухина.
Тот же ЕСПЧ обязал России выплатить почти миллион евро компенсаций по делам о пытках на Северном Кавказе и внесудебным казням в Чечне.
Компенсации решением ЕСПЧ также присуждены четырем россиянкам – жертвам домашнего насилия; среди них Маргарита Грачева, которой муж из ревности отрубил кисти рук, она должна получить более 370 тысяч евро.
Правозащитный проект Gulagu.net сообщает, что из России вывезен новый видеоархив с записями пыток в колониях Красноярского края, Приморского края и Забайкалья. Из материалов этого архива, по словам основателя Gulagu.net Владимира Осечкина, станет ясно, что в пытках участвуют также сотрудники ФСБ.
Братские народы
Путин опять поговорил по телефону об Украине – на этот раз с президентами Финляндии и Франции (в ЕС, похоже, составили алфавитную очередь из стран – кому когда говорить с Путиным). Он опять потребовал «юридически зафиксированных гарантий» безопасности России (то есть нерасширения НАТО на восток). Те же требования огласил в разговоре со своей немецкой коллегой глава МИД России Сергей Лавров. Агентство Reuters пишет со ссылкой на источники, что в правительстве Германии не считают «Северный поток – 2» единственным рычагом давления на Россию (у «Газпрома», мол, есть и другие трубопроводы).
Вестей об отводе российских войск от украинской границы так и нет. На этом фоне Верховная Рада Украины упростила получение гражданства для воевавших на Донбассе иностранцев и политэмигрантов из России. А в России, по данным «Левада-Центра», 75% граждан не исключают войны с Украиной.
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России опять упал – до 28 343. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 75 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 291 749 человек (+1145 за сутки).
Судя по этим данным, отражающим не реальность, а настроения властей, эпидемиологическая ситуация в стране выправляется – люди в высших эшелонах власти, добившиеся отзыва законопроекта о QR-кодах на транспорте, именно так и считают. Путин тоже робко высказался против этих кодов – объяснив, что не время сейчас их вводить, Новый год на носу.
По оценкам властей Великобритании, штаммом «омикрон» в стране заражаются около 200 тысяч человек в день – эти данные основаны на моделировании, а не на статистике выявленных случаев. Как сверхзаразный «омикрон» может поменять общий ход пандемии, рассказано здесь (в данный момент – за недостаточностью данных – ничего нельзя утверждать с уверенностью).
Шесть ссылок
- Убийства. История 11 покушений на российского императора Александра II. Или рассказ о том, как работала нацистская программа ликвидации «неполноценных».
- Свобода, безвластие. Отрывок из книги Рут Кинны «Никакой власти. Теория и практика анархизма» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о вымышленном мире «боло-боло», одновременно похожем и непохожем на мечты князя Кропоткина. Или фрагмент из исследования Мэгги Нельсон «О свободе. Четыре песни о заботе и принуждении» (изд-во No Kidding Press) – о свободе в искусстве.
- История науки. Отрывок из книги астрофизика Марио Ливио «Галилей и отрицатели науки» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – об истоках конфликта Галилея со Священной канцелярией и папой римским. Или фрагмент из книги физика-теоретика Митио Каку «Уравнение Бога: В поисках теории всего» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о рождении и первых достижениях квантовой теории.
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Муниципальное дошкольное
образовательное
учреждение «Детский сад 221»
Кружковая
рабочая программа «Истоки» по приобщению детей к русской народной культуре
в средней
группе.
Составила
воспитатель
Бражина С.Г.
Барнаул
2021-2022 уч.год.
Пояснительная
записка
«Через красивое к
человечному —
такова закономерность
воспитания »
В. А. Сухомлинский.
Рабочая
программа «Истоки» — это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и
творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и
художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена программа
О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры». Данная рабочая программа «Истоки» является программой нравственно-патриотического
воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и
интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям
народа, развитие творческих способностей
детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического
воспитания и развития художественно-творческих
способностей детей, в основу которых положены принципы народности. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих
возможностей детей. Программа состоит в том, знакомя детей с народным
творчеством, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок
шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе
неиссякаемые возможности развития у дошкольников нравственности, патриотизма.
Учебный материал, предусмотренный
программой, распределен в определенной последовательности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий,
их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Занятия
расположены от простого к сложному.
Программа рассчитана на детей с 4 до 5 лет. Программа
построена на нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая
опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа
предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и
включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского
народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством.
Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному
творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Актуальность. Проблема
развития нравственно-патриотического воспитания в настоящее время является
одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Ведь речь идет о
важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на
первых этапах её становления. О роли и значении народного творчества в
воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий,
Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, народное
творчество и искусство пробуждает первые яркие, образные представления о
Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает
творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и
потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры,
забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные
экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре
растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою
Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без
глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной
культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как
можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен
впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки,
игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения
декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство —
этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след,
вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского
народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми
живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России
невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает
исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его
моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его
истории.
Велико значение опыта для духовного развития
дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных
мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания,
оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на
привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу
предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности,
помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии
декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой,
творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать
личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Новизна Программа состоит в том, что она показывает развивающие функции. Народное
творчество как культурно-исторический и социально-педагогический феномен. Эти
функции ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого,
Программа построена на нравственном воспитании дошкольников, сочетающая опору
на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности познакомиться
поближе с народной культурой. Поэтому я поставила перед собой цель подарить
детям радость, познакомить с историей народного творчества. С этой целью
была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному творчеству.
Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что детям
занятия по народной культуре дают возможность глубже познакомиться с историей
народа, народными промыслами. Программа знакомства ребёнка с основами
русской народной культуры опирается на принципы
построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности,
активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в
обучении и развитии детей, доступности материала, его повторности, построения
программного материала от простого к сложному, наглядности.
Целью данной программы является:
ознакомление с
жизнью и бытом русского народа и его традициями.
Задачи:
·
Освоение историко –
культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
·
Знакомство с обычаями и
традициями обрядовых праздников;
·
Приобщение к эстетической
культуре;
·
Формирование духовных
качеств, эстетического вкуса у детей;
·
Развивать
художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы
прекрасного в жизнь;
·
Разбудить фантазию детей,
настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
·
Обогащать словарный запас
детей.
Направления:
1. Знакомство с жизнью и бытом русского
народа.
2.Знакомство детей с изделиями народных художественных
промыслов.
Формы работы с детьми по ознакомлению с
русской народной культурой:
·
Беседы;
·
Занятия на основе метода
интеграции;
·
Рассматривание подлинных
изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
·
Дидактические игры;
·
Развлечения, фольклорные
праздники, посиделки;
·
Заучивание считалок,
закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
·
Использование народных
игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает
самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод
обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций,
альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа,
использование художественного слова, указания, пояснения); практический
(самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование
различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие
находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный
(стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход
занятия);
Предполагаемый результат:
·
Формирование устойчивого
интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
·
Развитие творческих
способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы:
·
Индивидуальные
консультации по русской народной культуре;
·
Беседы;
·
Выпуск папок-раскладущек
по народному творчеству
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в
детском саду, участие детей в фольклорных развлечениях и досугах,
посвященных народным праздникам.
Литература: М.Д Моханева,
О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры»
Тематический план работы кружка «Истоки» по приобщению
детей к истокам русской народной культуры
Средняя группа
Сентябрь
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Во саду ли, в огороде» | Дид.игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание |
2. | «Чудесный мешочек» | Повторение песенки–потешки «Наш козел». |
3. | «Коровушка и | Знакомство детей с домашними животными –коровой и |
4. | «Бычок -черный бочок» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой |
Октябрь
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Приглашаем в гости к нам» | Игра-упражнение «Вежливое обращение к |
2. | «Гуси-лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание |
3. | «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. |
4. | «Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода – прялкой и |
Ноябрь
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о |
2. | «Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство |
3. | «Петушок–золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю. |
4. | «Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание |
Декабрь
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Здравствуй, зимушка – зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки |
2. | «Зимовье зверей» | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение |
3. | «Одень зверей» | Занятие аппликацией по готовым формам. |
4. | «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание |
Январь
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «подарки Деда Мороза». Разучивание заклички |
2. | «Лиса и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение |
3. | «Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными |
4. | «Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «заюшкина |
Февраль
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» (стр.57) |
2. | «Русская балалайка» | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о |
3. | «Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый |
4. | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» |
Март
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «При солнышке- тепло, при матушке – добро» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. |
2. | «Крошечка-Хаврошечка» | Знакомство со сказкой «Крошечка –Хаврошечка» |
3. | «Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. |
4. | «Пришла весна!» | Повторение заклички о весне. Создание из цветных |
Апрель
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором –дразнилками, |
2. | «Небылица–небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и |
3. | «Русская свистулька» | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки. |
4. | «Чудесный мешочек» | Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай |
Май
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Времена года» | Рассказ о временах года с использованием |
2. | «Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, |
3. | «Игра с Колобком» | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки |
4. | «Посиделки» | Загадывание загадок о домашних животных. Игры на |
https://ria.ru/20211224/rgo-1765333565.html
Русское географическое общество выбрало лучших гидов России
Русское географическое общество выбрало лучших гидов России — РИА Новости, 24.12.2021
Русское географическое общество выбрало лучших гидов России
В московской штаб-квартире Русского географического общества состоялось заседание жюри IV конкурса «Лучший гид России», в ходе которого были определены… РИА Новости, 24.12.2021
2021-12-24T14:35
2021-12-24T14:35
2021-12-24T14:35
туризм
русское географическое общество
нижний новгород
новости — туризм
туристы
туризм
россия
гид
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/0c/1592712263_0:173:3116:1926_1920x0_80_0_0_ecc3eb57003d2e447f2df03dbf82122d.jpg
МОСКВА, 24 дек — РИА Новости. В московской штаб-квартире Русского географического общества состоялось заседание жюри IV конкурса «Лучший гид России», в ходе которого были определены победители проекта, сообщает пресс-служба.С мая по сентябрь на сайт лучшийгид.рф прислали более 800 видеопрогулок из разных регионов и городов России. Большое количество роликов было снято с использованием компьютерной графики и с оригинальными анимационными вставками.Существенно расширилась и география конкурса – в этом году заявки поступили практически из всех регионов страны.»Многие участники, чтобы привлечь внимание к своему рассказу, демонстрировали не только прекрасные знания края, но и выбирали оригинальные стили подачи информации: проводили экскурсии на велосипеде, самокате и даже воздушном шаре, переодевались в исторические и национальные костюмы, исполняли обрядовые танцы, народные песни и читали рэп», – уточняют в пресс-службе РГО.Работы оценивались в четырех основных номинациях и одной детской. Самой популярной из них стал «Город»: почти половина от общего количества роликов была ей посвящена. Хороший отклик получил и дебютант этого года – номинация «Нижний Новгород». Больше 70 видео-экскурсий было прислано из города на Волге.В жюри конкурса вошли эксперты из регионов России, представители туриндустрии из разных частей страны – от Крыма до Байкала, известные путешественники и тревел-журналисты.Победители каждой из основных номинаций получат по 100 000 рублей, а обладателям второго и третьего мест будут вручены дипломы и памятные подарки от Русского географического общества. Список победителейВсе работы, присланные на конкурс 2021 года и прошедшие техническую премодерацию, выложены на сайте проекта лучшийгид.рф.Номинация «Город»I место – Денис Зоткин за ролик о необычном памятнике блокадной колюшке в Кронштадте;II место – Виталий Власов за видео-экскурсию о достопримечательностях Выборга;III место – Виталий Калашников с роликом о московских палатах, сохранившихся с XVII века.Номинация «Музей»I место – Ксения Артемьева из Иркутска за ролик о «Музее на свалке»;II место – Кирилл Баркин из Арзамаса за рассказ о музее Русского Патриаршества;III место – Наталья Колова из города Семёнов за видеоэкскурсию по местному историко-художественному музею.Номинация «Экотуризм»I место – Александр Пермяков за яркий рассказ о геопарке «Алтай»;II место – Роман Егоров за видеоролик, посвященный поселку Териберка (Мурманская обл.);III место – Ярослав Жирков из Волгограда за ролик о природных достопримечательностях Волгоградской области.Номинация «До 18 лет»I место – Матвей Кочергин из Омска за рассказ про трассу Сибирского международного марафона;II место – Анна Жлудова за экскурсию по Екатерининскому парку в городе Пушкин;III место – Анна Попова из Санкт-Петербурга за видеоролик об усадьбе Великого князя Бориса Владимировича.Номинация «Нижний Новгород»I место – Евгений Павлов за рассказ о падающей колокольне Вознесенского Печерского монастыря;II место – Елена Репина за видеоэкскурсию про туристические места Нижнего Новгорода;III место разделили нижегородцы Сергей Севастьянов за ролик про берег Волги и Анатолий Шкиль с рассказом о Чкаловской лестнице.
https://ria.ru/20210112/priroda-1589709473.html
https://ria.ru/20210106/rossiya-1589712545.html
https://ria.ru/20211214/baykal-1763174121.html
https://ria.ru/20211207/otdykh-1762625458.html
нижний новгород
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/0c/1592712263_236:0:2965:2047_1920x0_80_0_0_c4a771105ebf0f6911d43bad95b320db.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
русское географическое общество, нижний новгород, новости — туризм, туристы, туризм, россия, гид
Русское географическое общество выбрало лучших гидов России
МОСКВА, 24 дек — РИА Новости. В московской штаб-квартире Русского географического общества состоялось заседание жюри IV конкурса «Лучший гид России», в ходе которого были определены победители проекта, сообщает пресс-служба.
С мая по сентябрь на сайт лучшийгид.рф прислали более 800 видеопрогулок из разных регионов и городов России. Большое количество роликов было снято с использованием компьютерной графики и с оригинальными анимационными вставками.
Существенно расширилась и география конкурса – в этом году заявки поступили практически из всех регионов страны.
«Многие участники, чтобы привлечь внимание к своему рассказу, демонстрировали не только прекрасные знания края, но и выбирали оригинальные стили подачи информации: проводили экскурсии на велосипеде, самокате и даже воздушном шаре, переодевались в исторические и национальные костюмы, исполняли обрядовые танцы, народные песни и читали рэп», – уточняют в пресс-службе РГО.
Работы оценивались в четырех основных номинациях и одной детской. Самой популярной из них стал «Город»: почти половина от общего количества роликов была ей посвящена. Хороший отклик получил и дебютант этого года – номинация «Нижний Новгород». Больше 70 видео-экскурсий было прислано из города на Волге.
В жюри конкурса вошли эксперты из регионов России, представители туриндустрии из разных частей страны – от Крыма до Байкала, известные путешественники и тревел-журналисты.
Победители каждой из основных номинаций получат по 100 000 рублей, а обладателям второго и третьего мест будут вручены дипломы и памятные подарки от Русского географического общества.
Список победителей
Все работы, присланные на конкурс 2021 года и прошедшие техническую премодерацию, выложены на сайте проекта лучшийгид.рф.
I место – Денис Зоткин за ролик о необычном памятнике блокадной колюшке в Кронштадте;
II место – Виталий Власов за видео-экскурсию о достопримечательностях Выборга;
III место – Виталий Калашников с роликом о московских палатах, сохранившихся с XVII века.
I место – Ксения Артемьева из Иркутска за ролик о «Музее на свалке»;
II место – Кирилл Баркин из Арзамаса за рассказ о музее Русского Патриаршества;
III место – Наталья Колова из города Семёнов за видеоэкскурсию по местному историко-художественному музею.
I место – Александр Пермяков за яркий рассказ о геопарке «Алтай»;
II место – Роман Егоров за видеоролик, посвященный поселку Териберка (Мурманская обл.);
III место – Ярослав Жирков из Волгограда за ролик о природных достопримечательностях Волгоградской области.
I место – Матвей Кочергин из Омска за рассказ про трассу Сибирского международного марафона;
II место – Анна Жлудова за экскурсию по Екатерининскому парку в городе Пушкин;
III место – Анна Попова из Санкт-Петербурга за видеоролик об усадьбе Великого князя Бориса Владимировича.
Номинация «Нижний Новгород»
I место – Евгений Павлов за рассказ о падающей колокольне Вознесенского Печерского монастыря;
II место – Елена Репина за видеоэкскурсию про туристические места Нижнего Новгорода;
III место разделили нижегородцы Сергей Севастьянов за ролик про берег Волги и Анатолий Шкиль с рассказом о Чкаловской лестнице.
«Народная тряпичная кукла — эффективное средство духовно- нравственного воспитания и обучения дошкольников».
Актуальность проекта:
Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта. Однако, имеет место недостаточное внимание педагогов, родителей к использованию народной куклы в духовно- нравственном воспитании детей.
Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.
Традиционная тряпичная кукла – тот « инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Цели:
-Духовно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования народных тряпичных кукол и кукол-проводников (автор Тараканова Л.В.) как эффективного средства для поддержания познавательного интереса, активизации деятельности детей в коррекционной работе и на занятиях -ДОУ, раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, воспитания и комплексного развития личности в целом.
-Поиск новых форм, методов духовно- нравственного воспитания и развития, основанных на этнопедагогике с применением традиционных народных тряпичных кукол, кукол, сделанных с использованием природного материала, рукотворных кукол-проводников. (авторская работа) в качестве эффективного средства воспитания и познавательного развития дошкольников.
Задачи: 1. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из которых они изготавливались (тряпичных и кукол с использованием природного материала), их смыслового значения для людей . Формирование у старших дошкольников системы знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме и положительное отношение к старинным традициям, к культурному историческому наследию.
2. Обобщение и систематизация представления у детей о народной тряпичной кукле; развитие познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле, творческого начала, воображения. 3. Повышение речевой активности, расширение объема словаря, развитие лексико- грамматического строя речи, развитие диалоговой , связной речи, развитие понимания речи.
4.Формирование выразительности, точности речи; учить пониманию переносного значения слов в процессе ознакомления с произведениями малых фольклорных форм на занятиях с использованием народных рукотворных кукол.
5. Развитие мелкой моторики рук на основе обучения действиям с тканью, природным материалом, из которого сотворены куклы (каштан, шишки, березовое полено, горох, семечки и т.д.) в коррекционной работе с детьми; на занятиях по художественному конструированию и аппликации.
6.Развитие детского творчества, эстетического вкуса. 7. Повышение двигательной активности детей посредством знакомства с русскими народными играми в процессе занятий с использованием рукотворных кукол.
8. Воспитание духовно- нравственных качеств личности на основе познания истории создания и смыслового значения рукотворных кукол, такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта. Воспитание трудолюбия, аккуратности.
9. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития игровой деятельности на основе познавательного интереса к тряпичной народной кукле, развитие творческого начала, воображения.
10. Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта. Обеспечить связь с социумом: РКВЦ, Районным Краеведческим музеем .
Ожидаемые результаты: ориентируясь на Федеральные Государственные Требования в дошкольном образовании в процессе приобщения детей к национальной культуре, частью которой являются рукотворные тряпичные куклы ,
значительно повышение уровня знаний, умений и навыков по областям непосредственно образовательной деятельности через познание детьми духовных и культурных ценностей народа..
Развитие практически всех интегративные качеств личности у детей.
1.«Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками»— в процессе работы с бумагой , тканью, обрыва и скатывания салфеток выкладывания узоров из природного материала, изготовлении народной куклы развивается мелкая моторика руки; участие в народных подвижных играх развивает быстроту действий, выносливость, ловкость.
2.«Любознательный, активный»- заинтересовывает народная игрушка: ее
история, самостоятельное выполнение, ребенок принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе.
3.«Эмоционально отзывчивый»- народная игрушка вызывает положительные
эмоции, тем более выполненная для игры самостоятельно.
4.«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»- в процессе работы дети взаимодействуют как с
педагогом, так и с товарищами.
5.«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»— при создании рукотворной игрушки, аппликации из ткани, поделок из природного материала, используемого в изготовлении кукол дети планируют последовательность выполнения работы.
6. « Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»— при постановке задачи себе ребенок обдумывает какой узор интереснее
сделать, какой материал подготовить.
7. « Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»- знакомятся с русскими обычаями и традициями через познание истории тряпичной куклы, ее смыслового значения, материалами с использованием которых она изготовлена, осознают роли в жизнедеятельности наших предков, играх детей.
8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»- при организованной образовательной деятельности ребенок слушает взрослого,
работает вначале по образцу, принимает поставленную задачу.
9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками»- сформированные умения и навыки помогают ребенку творчески реализовываться.
Расширение представлений родителей и педагогов о применении народных тряпичных кукол и кукол-проводников как эффективного средства в духовно- нравственном воспитании и образовании дошкольников. Повышение родительской активности в воспитательно-образовательной работе ДОУ по формированию нравственно-духовной сферы у детей. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
Участники проекта:
— педагоги
— дети старшей группы
— родители
— сотрудники РКВЦ, Районного Краеведческого музея.
Теоретическое обоснование темы.
Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым.
Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта
Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким.
Лоскутная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль.
Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность. «Домодельная» тряпичная кукла – тот « инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Однако, имеет место недостаточное внимание родителей, да и педагогов к использованию народной куклы в воспитании и развитии детей; незнание детьми истории создания, целевого назначения и роли кукол в повседневной жизни наших предков. Наблюдается противоречие в приобщении дошкольников к национальной культуре и недостаточной разработанность теоретического обоснования педагогических условий на занятиях в ДОУ.
.Теоретическая часть.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Сила народной педагогики- в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.Такие ученые как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.
Дошкольные учреждения с учетом реализации собственной образовательной программы обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. В связи с этим появляется необходимость учета личностных особенностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов ДОУ, позволяющих индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по данному направлению .
Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
С.А. Козлова и Т.А. Куликов сформулировали схему нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество. Эта схема и будет положена в основу организации процесса патриотического воспитания как части формирования нравственности.
Определены приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, частью которых являются народные тряпичные куклы, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э.А. Баллером, Э.В. Ильенковым, А.В. Каменец, Ю.А. Лукиным, Э.Ю.Соловьевым и др
В последние годы возрос интерес к дидактическому аспекту ознакомления детей с родной культурой и национальными традициями.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, соблюдению исторической преемственности поколений, приобщению дошкольников к национальной культуре, формированию духовно-нравственных качеств личности.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности возрождения народных традиций, частью которых является « домодельная кукла», в современных условиях содействующих воспитанию и развитию личности .
Сегодня тряпичная кукла — прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое.
Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.
Традиционная тряпичная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Единый технологический процесс даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.
Важна еще одна особенность в строении традиционной куклы. Конструктивная основа — это доминанта вертикали. Какая бы ни была внешняя оболочка, сердцевина одна — стремление вверх. Так в конструкции подобия человека (куклы) отражена суть человеческой жизни — духовное развитие.
Народная кукла отличается большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре, к действию, требует от ребенка живого участия.
Тряпичная кукла — игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память.
С педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, годового цикла народных праздников.
Рукотворная игрушка способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.
В научной педагогической литературе последних лет обращено внимание на возможность использования тряпичных кукол в образовательно-воспитательной работе, как средства для поддержания интереса, активизации деятельности детей, в коррекционной работе на занятиях в детском саду, что способствует развитию речевых навыков, вариативности мышления; активизирует память, мыслительные операции; снижает утомляемость; позволяет дольше сохранять внимание, концентрировать целенаправленность деятельности детей; активизирует познавательный интерес детей к изучаемому материалу; дает дополнительную возможность активному внедрению проблемно-диалоговой технологии; позволяет максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка; положительно влияет на комплексное развитие личности в целом.
Тряпичные куклы являются ярким демонстрационным и дидактическим материалом. Способствуют формированию творческой активности детей, развитию эстетического вкуса. В совокупности применения рукотворных кукол с малыми фольклорными формами у детей наблюдается комплексное развитие познавательно-речевой активности.
Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен большой потенциал нравственного и духовного развития. Тряпичная кукла благотворно влияет на воспитание духовно-нравственных качеств личности, способствует развитию коммуникативных способностей; дает возможность самовыражению и самопознанию. В этом основная ценность традиционной культуры.
Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми ,воспитание детей в национальных традициях.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа, содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять, восстановить связь с прошлым донести до детей то, что они являются носителями русской культуры, воспитывать в национальных традициях, патриотами.
Формы и методы работы с детьми по реализация проекта
ОНО деятель-ности | Содержание работы | Цель | |
Формирова-ние целостной картины мира. Расширение кругозора | Цикл бесед « Русский человек без родни не живет»; «Веселье и труд рядом живут»; « В тереме расписном живу, к себе в избу всех гости приглашу» (предметы ста- рины, тряпичные обрядовые и игро-вые куклы, куклы, изготовленные из природного материала). Занятие «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев.)». Занятие «Куклы из бабушкиного сундучка» (обрядовые, игровые). Занятие «История русского костюма»(кукла-проводник Мальчик-Карманчик с набором цветных карандашей). Путешествие в Зал народной игрушки Мини-музея в группе. «Тряпичная кукла- прошлое и настоящее» (кукла-проводник Домовенок Кузя- хранитель Мини-музея, тряпичные рукотворные куклы / совместная деятельность родителей с детьми, авторские куклы педагога Таракановой Л.В./). «Хоть игрушка и забава, но прийдется вам по нраву» (куклы- проводники /авторская работы педагога Таракановой Л.В./). | Формирование представления о традиционной жизни, труде крестьян их мировоззрении; ознакомление с предметами быта, знакомство с традициями, обычаями русского народа. Развитие познавательно-речевой деятельности, умений ,слушания, говорения; пополнение словарного запаса. Приобщение детей к русской национальной культуре .Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей. Познакомить с историей кукол из природного материала, приобщать к истокам народной культуры. Развитие лексико-грамматического строя речи; умения анализировать и делать выводы. Дыхательная гимнастика «Дует ветерок» с использованием засушенных листьев березы, клена, каштана. Воспитывать основы экологического сознания, бережного отношения к природе. Учить видеть взаимосвязи человека с природой . Формировать представления детей о тряпичной кукле, ее роли в повседневной жизни наших предков. Развитие познавательного интереса, ассоциативного и образного мышления, внимания, памяти. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря. Повышение рече-вой активности. Воспитание духовно-нравственных качеств личности. Игры-посиделки с куклами. Знакомство с историей, особенностями внешнего вида. Обобщить и конкретизировать знания о русском нацио- нальном костюме. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса. Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину. Игровое задание «Укрась кокошник и сарафан русскими узорами» (рисование). Обобщить и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, ее значении в жизни наших прабабушек и прадедов, ее месте и роли в их быте, труде, мировоззрении. Знакомить с народными праздниками и традициями , рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили. Рассказ о смысловом значении, роли кукол-провод-ников, применении на занятиях и в играх. Учить овладевать навыками первичного анализа на примере знакомства с экспонатами Мини-музея. Развитие познавательно-речевой активности, диалога. Воспитание нравственно-этических норм общения; усвоение правил поведения в музее. Разыгрывание сказки «Крупеничка». Развитие творческих способностей детей. | |
| Тема: «Народная игрушка. Лоскут-ная история» (народные тряпичные куклы). Тема: «Осень». « Как прекрасны вы в таком наряде!» (куклы из листьев, полена, травы, плодов деревьев). Тема: «Овощи. Тыква в сарафане» (куклы из овощей, кукла-проводник Ариша). Тема: «Посуда. В гости Бабушке-Забавушке на пироги» (предметы утвари, кукла-проводник, кукла из теста). Тема: «Одежда. Наряды «домодель-ных кукол» (тряпичные рукотворные куклы, кукла-проводник клоун Петруша). | Расширение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя, связной речи, развитие мелкой моторики руки (штриховка), игры с куклами из бабушкиной шкатулки. Разучивание прибауток, поте- шек использование в играх с куклами. Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица). Развитие тактильных ощущений. Воспитание бе-режного отношения к игрушкам. Совместны игры. Закрепление тематического словаря, навыков словообразования, словоизменения, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка, коррекционные упражнения с чурочкой-бачурочкой, шишками, желу- дями, каштанами: развитие мелкой моторики рук. Развитие фонематического слуха, умение группировать слова, обучение конструированию словосочетаний, и предложений, обогащение словаря. Умение разгадывать, загадывать загадки. Воспитание трудолюбия. Расширение объема словаря, развитие интереса и внимания к слову, употребление новых слов в речи, упражнения на развитие дыхания и мелкой моторики рук «Остудим пирожки». Динамическая пауза «Кто быстрее переложит пирожки». Обучение ответам на вопросы, употреблению новых слов в собственной речи, составлению рассказа-описания, звуковой анализ слов, диалог. Пальчиковая гимнастика «Будем кукол мы считать» (авт. Тараканова Л .В.). Воспитание опрятности, сенсорное воспитание. Динамическая пауза «Тряпичные куклы» (автор тот же). | |
Художест-венная литература. | Рассказывание авторской сказки «Материнская ласка конца не знает»/автор Тараканова Л.В./ (игровые и обрядовые куклы, кукла-продник Бабушка-Варварушка). Чтение сказки А.Н.Астафьева «Василиса Прекрасная»/обратить внимание на общение Василисы со своей тряпичной куколкой/ (кукла- проводник Ариша). Малые фольклорные формы, Составление рассказов по пословицам(кукла-оберег из веника, куклы Забавка, Зернушка, Горошинка, Богач): «Мал, да удал», «Дружно-негрузно, а врозь- хоть брось», «Делу время, потехе- час». | Умение понимать характеры героев, оценивать, анализи- ровать их поступки, различать образные выражения, ввести в речь фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольешь». Воспитывать доброту, заботу о близких, вежливость. Бережное отношение к игрушкам. Умение слушать, пересказывать отрывки из текста, совместно обсуждать, сопереживать. Воспитывать почтительное отношение к родителям, раскрыть значение «родительского благословения». Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назна- чении пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы, учить понимать обобщенное значение пословиц, соотносить содержание с текстом. Воспиты- вать трудолюбие, терпение, учить ценить взаимопомощь Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм(потешки, загадки, чистоговорки, песенки, пословицы, считалки, прибаутки); учить пониманию переносного значения образных выражений; развивать внимание, память, образное мышление. Дидактическая игра «Собери картинку» (совместная деятельность). Воспитание трудолюбия, взаимопомощи, радость общения. | |
Малые фольклорные формы. Заучивание пословиц, поговорок, загадок, считалок, чистоговорок, прибауток. (Кукла-прводник Голова-ножка Пых с «Чудесным мешочком, куклы из природного материала и овощей). | Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях малых фольклорных форм; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»- развитие внимания, памяти, активизация мышления. Воспитание уважительного отношения к товарищам, умение уступать, оказывать поддержку. | ||
| Разучивание народных песен, хороводов, народных танцев, прослушивание народных мелодий (куклы- проводники, обрядовые и игровыекуклы). | Учить воспринимать народные музыкальные произведения, выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь. Развлечение «Осень», праздники «Именины», «Рождество», «Масленица». | |
| Разучивание народных календарных игр для дошкольников «Баба Яга», «Жмурки», «Каравай», «Капуста», «Ай,да птица», «Платок», «Пчелы и ласточка», «Пастух и стадо», «Пятнашки», «Золотые ворота». | Знакомство с народными календарными играми; развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве; воспитывать умение преодолевать неудачи, постоять за себя, справедливость. Популяризовать народные игры в повседневной жизни. Использовать считалки, выбор водящего. | |
Художест-венное творчество. | «Укрась кукле сарафан» в технике квилинга». «Рисование «Они безлики, но пре- красны». Рисование акварелью, вос-ковыми мелками, цветными карандашами, гуашью. «Новый кукольный наряд»-создание узоров для украшения кукольной одежды с использо-ванием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток. Аппликация из ткани «Лоскутная куколка». Лепка из пластилинас использова-нием природного материала «Бабушки наших кукол». | Повышение внимания ребенка к мотивационным процессам в окружающем мире. Учить строить работу на активизации творческости и креативности. Помочь ребенку осознать себя в контакте духовного мира. Развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинестетические ощущения; совершенствовать владение различными техниками. Закреплять навыки работы с карандашом, красками. Учить использовать бумагу разной фактуры, ткань, пользоваться ножницами. Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об орнаменте. Закреплять знания о народных куклах как изделиях декоративного промысла. Совершенствовать навыки работы с пластилином, применять природный материал для создания поделок из частей различной формы. При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать характер покоя. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Поощрять самостоятельность и инициативу. Учить творить на радость окружающим. | |
Труд. | Изготовление народной куклы из ниток «Подарок малышам». «Василисина утеха». Изготовление Куклы-Закрутки(безиголочным способом). Куклы для «Посиделок». Изготовление кукол Пеленашки, Утешницы (безиголочным способом). | Знакомство с техникой изготовления рукотворных кукол. Вырабатывать навыки трудолюбия. Воспитывать усидчивость, аккуратность, творчество, фантазию. Формировать умение любоваться красотой, стремление творить красивое. Делать приятное кому-либо. Использовать малые формы фольклора. Просмотр видеофильма «Народные тряпичные куклы – наследие старины». Игры со своими рукотворными куклами. | |
Здоровье. | Цикл познавательных бесед «Береги здоровье с молоду» (Кукла-проводник Ах-и- Ох). Цикл занятий «Уроки «Мойдодыра» (Кукла-проводник Мальчик-Карманчик, Кукла-проводник- Пугало Огородное). | Учить детей вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня и сна. «Игра- соревнование «быстрее, выше, сильнее»». Рекомендации детям о необходимости следить за чистотой рук, тела; почему и как надо следить за своими зубами, кожей, волосами. Формировать навыки гигиены. Воспитывать аккуратность, поощрять самостоятельность Просмотр мультфильма «Мойдодыр». | |
Безопас-ность. | «Один дома». Беседа с детьми (Кукла-проводник Ариша). «По лесу пойдем, букет мы соберем». Рассказ Бабушки-Забавушки о существовании ядовитых растений». Рассматривание иллюстративного материала « Опасные ситуации в жизни детей» ( Кукла- проводник-Пугало огородное). | Развитие самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны жизни и здоровья. Дать представление о том, что опасно и вредно для здоровья. Использование малых форм фольклора. Дидактическая игра «Подбери картинку к пословице» : «Не рой другому яму- сам в нее попадешь!». Приучать осторожности во время купания в водоемах, ориентироваться при переходе улиц, не играть на проезжей части улицы. Конкурс рисунков «Пугало огородное пошло гулять»- творческая фантазия по теме. | |
Социализа-ция. | «Наши любимые куклы- артисты в наших руках». Импровизированный спектакль с применением кукол-прводников». «Кто они такие? Эти безликие красавицы?» Рассказ-описание . Интеллектуальная игра «Пойми меня ( о какой из тряпичных кукол я говорю?». «Путешествие в Кукольную страну» Игра- путешествие. «Как поссорились куколки-подруж-ки Крупеничка и Горошинка». Раз- игрывание авторской сказки на песке; с использованием малых фольклорных форм. | Учить организации совместной творческой деятельности, взаимодействие со сверстниками, открытие своего Я. На примере обследования строения тела кукол учитьделать выволы о том. Что все люди отличаются друг от друга внешностью, поведением, но и обладают общими чертами (строение тела, эмоции). Учить принимать роль в игре со сверстниками,проявлять инициативу в игре. Использование приобретенных знаний о народных куклах в развитии умения понимать друг друга, делиться своими переживаниямив; в осознании,какоие чувства испытывают другие по отношению к твоим поступкам. Учить анализировать и оценивать конфликтные ситуации, находить конструктивное решение конфликта. Развитие коммуникативных умений. Создание условий для формирования у детей опыта нравственной деятельности. | |
Формы и методы работы с родителями по реализации проекта
Содержание работы | Цель | |
Из страничек «Потешной летописи». Выступление на родительском собрании | Расширить знания родителей об истории происхождения народных кукол, материалов, из которых они были изготовлены, их целевые назначения и роли в жизни народа. | |
История создания «домодельных кукол». Материал для родительского уголка. | Формировать представления родителей о истории создания рукотворных кукол и применение их в повседневной жизни наших предков. | |
«Баю-баюшки-баю…» Консультация для родителей (Как укладывать ребенка спать). | Использование самодельных тряпичных кукол в воспитании детей , создание психологической комфортности. | |
«Мастер – класс для родителей» «Народная тряпичная кукла» | Обратить внимание родителей на проблему влияния игрушек на познавательное развитие, психическое равновесие и духовно – нравственное воспитание детей |
Формы и методы работы с педагогами по реализации проекта
Содержание работы | Цель | |
«Кукольная педагогика для педагогов». Сообщение из опыта работы. | Возможность использования тряпичных рукотворных кукол–проводников как средства повышения эффективности воспитательно–образовательного процесса, дидактического материала, яркой наглядности. | |
«История народных тряпичных кукол. Информативный материал для педагогов. | Формирование общего представления о происхождении, назначении и роли рукотворных кукол в повседневной жизни предков. | |
«Применение народных кукол из природного материала в коррекционной работе с детьми» Консультация для педагогов из опыта работы. | Распространение педагогического опыта, применение нетрадиционных форм работы с детьми в ДОУ. | |
«Мастер-класс» для педагогов ДОУ | Знакомство с видами тряпичных кукол, техникой их изготовления. Изготовление куклы Кубышка. | |
Выступление на РМО старших логопедических групп «Народная кукла- эффективное средство воспитания и обучения детей». «Мастер – класс». Изготовление Куклы Закрутки. | Распространение опыта работы. Формирование представлений у педагогов о народной тряпичной кукле, как эффективном средстве обучения и воспитания дошкольников. | |
Организация экскурсий для педагогов в Мини – музей нашей группы (создатель: педагог Тараканова Л.В.) | Приобщение педагогов к национальной культуре. Распространение опыта внедрения инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс, использования нетрадиционных методов обучения. |
Результат: Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых. игровых, обережных (автор педагог Тараканова Л.В.) .
Создан Мини-музей «Народная тряпичная кукла» в группе, стилизованный уголок «под старину» для игр детей. «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок», «Дедушкин чемодан» для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами.
Разработаны и проанализированы Анкеты для родителей, детей, педагогов ДОУ.
Разработаны рекомендации для родителей по проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно-нравственное воспитание, познавательное, психическое развитие ребенка.
Собран и оформлен информативный материал для родительского уголка «История создания «домодельных кукол».
Проведены консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…». Как укладывать спать ребенка (с использованием куколки для сна), «Мир лоскутных кукол».
«Из страничек «Потешной летописи»- выступление на родительском собрании.
Проведены Мастер-классы для родителей «Народная кукла Куватка», Куколка на пасхальное яйцо.
Праздник для детей «В гости к Варварушке-хозяюшке» с использованием тряпичных кукол из коллекции Музея и куклы- проводника.
Досуг для детей Аришины прибаутки».
Развлечение для детей с участием родителей «В тереме расписном живу, к себе в гости в избу всех приглашу» ( с использованием тряпичных кукол, кукол- проводников). Проведено интегрированное занятие по звуковой культуре речи по теме: «Гласные звуки а,о,и.у на бабушкином подворье» (с использованием тряпичных кукол, кукол-проводников, игр с песком).
Коллективная творческая работа детей «У березки хоровод». Выставка детских работ «Моя куколка самая лучшая».
Сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к посиделкам».
Участие родителей в пополнении экспозиции Мини – музея «Народной куклы» в группе.
Участие родителей в подготовке работ к выставке в КВЦ.
Участие в выставке творческих работ «Луховицы- край родной» в РКВЦ (педагог Тараканова Л.В., сотворческие работы родителей с детьми).
Выставка коллекции авторских работ педагога Таракановой Л.В. «Народная кукла – прошлое и настоящее»» и экспонатов Мини–музея группы №5 в Районном Краеведческом музее.
Участие в Межрегиональной выставке «Рождественская» в ЛМР РКВЦ МО.
Участие в выставке творческих работ детей, родителей, педагогов «От сердца к сердцу» в Историко-художественном музее ЛМР МО.
Участие в областном конкурсе «За вклад в развитие и сохранение в Московской области традиционной народной культуры» (Коллекция народных кукол педагога Таракановой Л.В.-лауреат 2 степени в номинации «Народный мастер декоративно-прикладного творчества).
Организация благотворительной выставки-продажи кукол в фонд помощи детям школы-интерната поселка Белоомут Луховицкого района МО (работы педагога Таракановой Л.В.).
Участие в Международной выставке кукол «Весенний бал на Ветошном» при поддержке Правительства Москвы (Коллекция народных тряпичных кукол педагога Таракановой Л.В.).Участие в Портале «Я- Гражданин», «Культурный понедельник», раздел ТВ 11 марта 2013 года( интервью с выставки).
Участие в Общероссийском конкурсе методических разработок «Патриотическое воспитание в ОУ»( Диплом третьей степени) Информационно- Методического Центра Межшкольной Гуманитарной Интеллектуальной Ассоциации «КЛИиО» (апрель 2013).
Участие во Всероссийской научно- практической конференции с международным участием «Начальное и дошкольное образование в условиях модернизации» ГАОУ ВПО «МГОСГИ», г. Коломна, 17 апреля 2013 года. В сборнике опубликованы две статьи: «Народная тряпичная кукла- эффективное средство духовно- нравственного воспитания дошкольников» и «Тряпичные куклы-проводники-эффективное средство в коррекционной работе по воспитанию и обучению дошкольников» (автор Тараканова Л.В.).
В апреле 2013 года вышла в эфир передача «Город Мастеров» с участием Таракановой Л.В., снятая Телекомпанией « Ринг», в которой педагог рассказывает об истории происхождения кукол, их воспитательном значении для подрастающего поколения, раскрывает «тайны» технологии изготовления кукол безиголочным способом.
Традиционными стали Мастер- классы для школьников, беседы о роли кукол в жизни наших предков, о их смысловом и воспитательном значении, возрождении народных традиций, сохранения их для будущих поколений.
В апреле 2013 года- выступление на Районном методическом объединении с обзором материалов Проекта с целью распространения педагогического опыта среди педагогов района, а также показом Мастер-класса по изготовлению кукол безиголочным способом.(Педагог Тараканова Л.В.)
Создан Мини-музей тактильных ощущений, в основе которого экспонаты- материалы, из которых изготавливаются куклы(ткани, вата, нитки, шишки, веточки, березовые чурочки, каштаны, различные крупы и т.д.).
Подготовлен и сдан в печать материал по народной тряпичной кукле «Девкина забавка» для журнала «Луховичок» (июнь 2013г.).
Организация экскурсий для детей, родителей воспитанников, педагогов, школьников, членов Общества ветеранов, представителей Литературно-краеведческого общества Луховицкого района, солдат срочной службы, жителей района в РКВЦ, Районный Краеведческий музей.
Ресурсное обеспечение:
-Традиционные тряпичные куклы из экспозиции Мини-музея «Народной куклы» , авторские куклы- проводники, народные куклы с использованием природного материала и рукотворные традиционные тряпичные куклы(автор Тараканова Л.В.).
-Творческие работы детей, совместные работы «родитель- ребенок»;
-Иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта.
-Атрибуты для сюжетно-ролевыхигр, посиделок с использованием тряпичных кукол.
-Народные игры; атрибуты для игр.
-Книги, журналы, фотоматериалы. Компьютер, аудио и видео записи, DVD.
Выводы:
В ходе достижения цели и решении поставленных задач по реализации данного пректа выявлено, что в процессе приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры, использования народных кукол из природного материала, рукотворных тряпичных кукол и кукол-проводников ( автор педагог Тараканова Л.В.) как эффективного средства обучения и воспитания, дидактического материала значительно повысился уровень овладения детьми необходимыми умениями и навыками по всем образовательным областям; возрос уровень развития интегративных качеств личности у детей; повысилась активность участия родителей в воспитательно- образовательном процессе; имеет место распространение педагогического опыта по внедрению инновационных технологий , применению нетрадиционных методов работы с детьми. Осуществлена связь с социумом.
В результате совместной творческой деятельности педагогов, родителей по осуществлению намеченных мероприятий , в положительную сторону изменились представления детей о добре , милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме. , повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков. Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно- патриотических позиций.