Рассказ о народных обычаях

Доброе утро! всемирная метеорологическая организация официально признала температурным рекордом для арктики 38 градусов, зафиксированные в июне прошлого года в якутском

Доброе утро!

Всемирная метеорологическая организация официально признала температурным рекордом для Арктики +38 градусов, зафиксированные в июне прошлого года в якутском городе Верхоянске. Но нет худа без добра: Илон Маск объявил, что его компания Space X открывает программу по производству ракетного топлива из двуокиси углерода, выведенной из атмосферы, – глядишь, и упадет температура. Жаль только – жить в эту пору прекрасную… Пока же новости такие:

  • В Беларуси Сергей Тихановский приговорен к 18 годам колонии, блогер Игорь Лосик – к 15, остальные обвиняемые по делу получили от 16 до 14 лет.
  • Госдума приняла закон о бесконечном переизбрании губернаторов.
  • The Insider оштрафован на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки «иностранный агент». Теперь сайт могут заблокировать.
  • По данным «Левады», 75% россиян не исключают войны между Россией и Украиной.

Беларусь впереди планеты всей

В СИЗО Гомеля огласили приговор по «делу Тихановского». Суд начался 24 июня, заседания проходили в СИЗО в закрытом режиме. Обвиняемые с момента задержания уже провели за решеткой более полутора лет: все они были задержаны еще до президентских выборов и начала протестов. Сергей Тихановский, планировавший выдвигаться в президенты Беларуси, осужден на 18 лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Медиаконсультант Радио Свобода Игорь Лосик приговорен к 15 годам, блогер Владимир Цыганович – тоже к 15. Оператор YouTube-канала «Страна для жизни» Артем Саков и модератор соцсетей «Страна для жизни» Дмитрий Попов получили по 16 лет колонии усиленного режима, а лидер незарегистрированной Белорусской социал-демократической партии «Народная грамада» Николай Статкевич – 14 лет. Кроме того, осужденные должны выплатить почти миллион долларов в качестве компенсации за якобы нанесенный ущерб.

Светлана Тихановская назвала приговор мужу личной местью Лукашенко, жена Игоря Лосика Дарья опубликовала страстное обращение к Лукашенко, в котором рассказывает, через что – из-за этого сфабрикованного дела – прошла она сама и ее семья. Она хочет, чтобы Лукашенко объяснил ей, зачем это делается. США и ЕС резко осудили вынесенные в Гомеле приговоры.

Но уже возникли основания для новых приговоров: Лукашенко ввел уголовную ответственность за призывы к санкциям в отношении Беларуси (до 12 лет), а парламент Беларуси единогласно одобрил законопроект «О геноциде белорусского народа» (нет, это не инструкция по проведению геноцида собственного народа, это рассказ о злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны, за «отрицание» которых теперь будут сажать на срок до 5 лет, а в отдельных случаях – до 10). Мысль, стоящая за этим законотворческим актом, в том, что Запад снова ведет «информационную войну» против многострадальной Беларуси.

Прочие приговоры и задержания:

  • Участники фолк-группы Irdorath, супруги Владимир и Надежда Калач приговорены к двум годам колонии по обвинению в грубом нарушении порядка и обучении, подготовке или финансировании таких действий (они играли на протестных акциях летом и осенью 2020 года).
  • Задержана преподавательница журфака БГУ Ксения Мартуль, ее телеграм-канал Gender-gap взломали и все оттуда удалили. В заявлении властей сказано, что канал пропагандировал «нетрадиционные ценности», рекламировал «извращения», навязывал «мнения, чуждые белорусскому народу». Сейчас Мартуль находится на Окрестина.
  • Задержан директор IT-компании Aivitam Дмитрий Досов – его обвиняют в том, что он был подписан на один из телеграм-каналов, объявленных в Беларуси «экстремистскими». Опубликовано покаянное видео с его участием.
  • Развернулась новая волна политических увольнений: вот несколько историй белорусов, оказавшихся без работы за участие в «неправильных» чатах или просто инакомыслие.

Организация публичной власти в России

Госдума в третьем чтении одобрила законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, дающий губернаторам право избираться больше двух раз подряд, а Путину – право лишать их полномочий без объяснения причин. Политолог Татьяна Становая сравнивает новую систему власти с гигантской матрешкой-Путиным, внутри которого сидят матрешки поменьше: федеральное правительство, внутри которого губернаторы, внутри которых региональные парламенты и т.д. Таким образом, известная сказочная присказка про иглу в яйце, яйцо в утке, утку в зайце и т.д. оказалась вывернутой наизнанку, и пока не ясно, хорошо это или плохо.

Парламент Чечни (сидящий внутри Кадырова, который, в свою очередь, сидит внутри Мишустина, и т.д.) обратился в Генпрокуратуру России с просьбой выяснить, не было ли в речи режиссера Александра Сокурова на встрече СПЧ с Путиным возбуждения ненависти и публичных призывов к нарушению территориальной целостности России.

Принятый Госдумой закон о публичной власти, кроме того, снижает роль партий в регионах: выборы в местные парламенты теперь можно проводить вообще без их участия, ограничившись одномандатниками. Тем важнее становится всероссийская роль «Единой России»: депутат Госдумы от «Единой России» Мария Бутина (та самая, что инспектировала колонию Навального для RT, а ранее сидела в американской тюрьме за незадекларированное лоббирование российских интересов в США) в данный момент занята разработкой общефедерального стандарта детских игрушек.

Агенты

Верховный суд России продолжил рассмотрение иска Генпрокуратуры о ликвидации «Международного Мемориала». Судья не разрешила снимать процесс на видео, о происходившем в зале заседаний можно прочитать в текстовой трансляции «Медиазоны». У здания суда полиция задержала пикетчика, развернувшего плакат в поддержку «Мемориала» и политзаключенных. Прения сторон назначены на 28 декабря.

Роскомнадзор потребовал заблокировать издание The Insider. Ранее Таганский суд Москвы оштрафовал The Insider и чешское агентство Medium-Orient на 500 тысяч рублей каждое за отсутствие маркировки “иностранного агента”.

Все журналисты, объявленные в России «иностранными агентами», стали лауреатами учрежденной Ходорковским премии для независимых медиа «Профессия – журналист».

Арестанты и отверженные

  • В Европарламенте сегодня состоится церемония награждения Навального премией имени Сахарова «За свободу мысли» – ее получит дочь Навального Даша. Накануне Даша и бывший координатор региональных штабов Навального Леонид Волков встретились с членами комитета Европарламента по международным делам. Волков призвал ЕС к жестким санкциям против Путина и его ближайшего окружения.
  • Сам Навальный «охреневает от цен» в тюремном ларьке: в соцсетях опубликован его пост о продуктовых закупках, которые два раза в месяц может позволить себе зек. Потратить можно только 9 тысяч рублей в месяц (такой установлен лимит), и Навальный чувствует себя российским пенсионером, у которого большей суммы на продукты чаще всего просто нет.
  • Бывшая глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева, обвиняемая в «создании экстремистской организации» (то есть, собственно, штаба Навального), рассказывает в письменном интервью из московского СИЗО-6, почему арест для нее лучше, чем отъезд из России.
  • Здесь бывший старший дознаватель из Томска Юлия Суворова объясняет, как ее и ее коллег заставляют увольняться из полиции из-за того, что они были подписаны в соцсетях на ФБК, «Умное голосование» и другие проекты Навального.
  • Блогер Юрий Хованский, обвиняемый в оправдании терроризма за исполнение песни, рассказывает о фальсификации доказательств по его делу и невеселой жизни в «Крестах».

Запоздалая справедливость

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить «Новой газете» и ее журналисту Вячеславу Измайлову 8,2 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда и судебных издержек по делу о публикациях расследований о семье Кадырова. Иск «Мемориала» по делу о клевете на Кадырова ЕСПЧ тоже удовлетворил (ранее российский суд признал «Мемориал» виновным в клевете на Рамзана Кадырова в связи с тем, что общество обвинило главу Чечни в смерти правозащитницы Натальи Эстемировой). Кроме того, ЕСПЧ назначил 16 тысяч евро компенсации из‑за закрытия газеты «Дуэль» и преследования ее главного редактора Юрия Мухина.

Тот же ЕСПЧ обязал России выплатить почти миллион евро компенсаций по делам о пытках на Северном Кавказе и внесудебным казням в Чечне.

Компенсации решением ЕСПЧ также присуждены четырем россиянкам – жертвам домашнего насилия; среди них Маргарита Грачева, которой муж из ревности отрубил кисти рук, она должна получить более 370 тысяч евро.

Правозащитный проект Gulagu.net сообщает, что из России вывезен новый видеоархив с записями пыток в колониях Красноярского края, Приморского края и Забайкалья. Из материалов этого архива, по словам основателя Gulagu.net Владимира Осечкина, станет ясно, что в пытках участвуют также сотрудники ФСБ.

Братские народы

Путин опять поговорил по телефону об Украине – на этот раз с президентами Финляндии и Франции (в ЕС, похоже, составили алфавитную очередь из стран – кому когда говорить с Путиным). Он опять потребовал «юридически зафиксированных гарантий» безопасности России (то есть нерасширения НАТО на восток). Те же требования огласил в разговоре со своей немецкой коллегой глава МИД России Сергей Лавров. Агентство Reuters пишет со ссылкой на источники, что в правительстве Германии не считают «Северный поток – 2» единственным рычагом давления на Россию (у «Газпрома», мол, есть и другие трубопроводы).

Вестей об отводе российских войск от украинской границы так и нет. На этом фоне Верховная Рада Украины упростила получение гражданства для воевавших на Донбассе иностранцев и политэмигрантов из России. А в России, по данным «Левада-Центра», 75% граждан не исключают войны с Украиной.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России опять упал – до 28 343. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 75 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 291 749 человек (+1145 за сутки).

Судя по этим данным, отражающим не реальность, а настроения властей, эпидемиологическая ситуация в стране выправляется – люди в высших эшелонах власти, добившиеся отзыва законопроекта о QR-кодах на транспорте, именно так и считают. Путин тоже робко высказался против этих кодов – объяснив, что не время сейчас их вводить, Новый год на носу.

По оценкам властей Великобритании, штаммом «омикрон» в стране заражаются около 200 тысяч человек в день – эти данные основаны на моделировании, а не на статистике выявленных случаев. Как сверхзаразный «омикрон» может поменять общий ход пандемии, рассказано здесь (в данный момент – за недостаточностью данных – ничего нельзя утверждать с уверенностью).

Шесть ссылок

  • Убийства. История 11 покушений на российского императора Александра II. Или рассказ о том, как работала нацистская программа ликвидации «неполноценных».
  • Свобода, безвластие. Отрывок из книги Рут Кинны «Никакой власти. Теория и практика анархизма» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о вымышленном мире «боло-боло», одновременно похожем и непохожем на мечты князя Кропоткина. Или фрагмент из исследования Мэгги Нельсон «О свободе. Четыре песни о заботе и принуждении» (изд-во No Kidding Press) – о свободе в искусстве.
  • История науки. Отрывок из книги астрофизика Марио Ливио «Галилей и отрицатели науки» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – об истоках конфликта Галилея со Священной канцелярией и папой римским. Или фрагмент из книги физика-теоретика Митио Каку «Уравнение Бога: В поисках теории всего» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о рождении и первых достижениях квантовой теории.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

            Муниципальное дошкольное
образовательное

                            
учреждение «Детский сад 221»                                     

Кружковая
рабочая программа «Истоки» по приобщению детей к русской народной культуре

в средней
группе.

                                                      
Составила
воспитатель

                                             
                      Бражина С.Г.

                                         Барнаул
2021-2022 уч.год.

Пояснительная
записка

«Через красивое к
человечному —

такова закономерность
воспитания »

В. А. Сухомлинский. 

Рабочая 
программа «Истоки» — это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и
творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и 
художественно–эстетическое воспитание детей. 

В основу данной  рабочей  программы  заложена программа
О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры». Данная   рабочая  программа  «Истоки» является
программой нравственно-патриотического
воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и
интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям
 народа, развитие творческих способностей
детей, знакомство с историей народного творчества. Строится
эта программа на концепции эстетического
воспитания и развития
художественно-творческих
способностей детей, в основу которых положены принципы
народности. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих
возможностей детей. Программа состоит в том,
знакомя детей с народным
творчеством, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок
шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе
неиссякаемые возможности развития у дошкольников нравственности, патриотизма.

Учебный материал, предусмотренный
программой, распределен
в определенной последовательности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей
детей. В программе даны темы занятий,
их программное содержание, перечень
материалов, необходимых для занятий. Занятия
расположены от
простого к сложному.

Программа рассчитана на детей с 4 до 5 лет. Программа
построена на нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая
опору на культурную традицию и инновационную направленность.

         Программа
предусматривает ознакомление дошкольников  с народными промыслами России и
включает в себя знакомство  с  обычаями,  традициями,  трудом   русского
народа  по  народному  календарю,  с  поэтическим  народным творчеством. 
Воспитывать   интерес   к  народной   культуре,  устному  народному 
творчеству,  народной  музыки,  народным   играм   и  промыслами.

Актуальность. Проблема
развития нравственно-патриотического воспитания в настоящее время является
одной из наиболее  актуальных проблем современного общества. Ведь речь идет о
важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на
первых этапах её становления. О роли и значении народного творчества в
воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий,
Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, народное
творчество и искусство пробуждает первые яркие, образные представления о
Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает
творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и
потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры,
забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные
экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре
растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою
Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без
глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной
культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как
можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен
впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки,
игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения
декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство —
этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след,
вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского
народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми
живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России
невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает
исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его
моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его
истории.

Велико значение опыта для духовного развития
дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных
мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания,
оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на
привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу
предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности,
помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии
декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой,
творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать
личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.

Новизна Программа состоит в том, что она показывает развивающие функции. Народное
творчество как культурно-исторический и социально-педагогический феномен. Эти
функции ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого,
Программа построена на нравственном воспитании дошкольников, сочетающая опору
на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности познакомиться
поближе с народной культурой. Поэтому я поставила перед собой цель подарить
детям радость, познакомить с историей народного творчества. С  этой   целью
была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному творчеству.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что детям
занятия по народной культуре дают возможность глубже познакомиться с  историей
народа, народными промыслами.      Программа знакомства ребёнка с   основами
русской  народной  культуры опирается на принципы
построения
общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности,
активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в
обучении и развитии детей, доступности материала, его повторности, построения
программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью данной программы является:

ознакомление с 
жизнью   и  бытом   русского  народа
  и его традициями.

Задачи:

·       
Освоение историко –
культурного наследия Росси через  памятные даты   народного  календаря;

·       
Знакомство  с обычаями  и 
традициями  обрядовых  праздников;

·       
Приобщение к эстетической
культуре;

·       
Формирование духовных
качеств, эстетического вкуса у детей;

·       
Развивать
художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы
прекрасного в жизнь;

·       
Разбудить фантазию детей,
настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

·       
Обогащать словарный запас
детей.

Направления:

1.   Знакомство   с  жизнью  и   бытом  русского
народа.

2.Знакомство детей с изделиями народных художественных
промыслов.

Формы работы с детьми по ознакомлению с 
русской  народной  культурой:

·       
Беседы;

·       
Занятия на основе метода
интеграции;

·       
Рассматривание подлинных
изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

·       
Дидактические игры;

·       
Развлечения, фольклорные
праздники, посиделки;

·       
Заучивание считалок,
закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

·       
Использование народных
игр, в  том   числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает
самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод
обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций,
альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа,
использование художественного слова, указания, пояснения); практический
(самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование
различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие
находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный
(стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход
занятия);

Предполагаемый результат:

·       
Формирование  устойчивого 
интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;

·       
Развитие   творческих 
способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.

    Работа с родителями.

    Используются разнообразные формы работы:

·       
Индивидуальные
консультации по  русской  народной  культуре;

·       
Беседы;

·       
Выпуск папок-раскладущек
по народному творчеству

 Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в
детском саду, участие  детей в фольклорных  развлечениях и досугах,
посвященных  народным праздникам.

 Литература: М.Д Моханева,
О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры»

Тематический план работы кружка «Истоки» по приобщению
детей к истокам русской народной культуры

Средняя группа

                                            Сентябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Во саду ли, в огороде»

Дид.игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание
загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел» (стр.47)

2.

«Чудесный мешочек»

Повторение песенки–потешки «Наш козел».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (стр.48)

3.

«Коровушка и
бычок»

Знакомство детей с домашними животными –коровой и
бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.(стр.49)

4.

«Бычок -черный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой
«Бычок-черный бочок, белые копытца» (стр.49)

                                                    Октябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Приглашаем в гости к нам»

Игра-упражнение «Вежливое обращение к
гостям».Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. (стр.49)

2.

«Гуси-лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание
потешки «А тари, тари, тари». (стр.49)

3.

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой.
Повторение потешки «А тари, тари, тари» (стр.50)

4.

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода – прялкой и
веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» (стр.50)

                                                      Ноябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о
шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья) (стр.51)

2.

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство
со сказкой «Лисичка со скалочкой» (стр.51)

3.

«Петушок–золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостю.
Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и
бобовое зернышко» (стр.51)

4.

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание
загадок о домашних животных). Повторение потешки и попевок о домашних
животных. (стр.52)

                                                      Декабрь

Тема занятия

содержание

1.

«Здравствуй, зимушка – зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки
«как на тоненький ледок» (стр.52)

2.

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение
песенки «как на тоненький ледок» (стр.54)

3.

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам.
Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» (стр.54)

4.

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание
колядки «Щедровочка» (стр.54)

                                                                    
Январь

Тема занятия

содержание

1.

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «подарки Деда Мороза». Разучивание заклички
«Мороз, Мороз, не морозь мой нос» (стр.55)

2.

«Лиса и козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение
потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел» (стр.55)

3.

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными
ложками. Загадывание загадок о животных (стр.56)

4.

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «заюшкина
избушка» (стр.56)

                                                        Февраль

Тема занятия

содержание

1.

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» (стр.57)

2.

«Русская балалайка»

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о
балалайке. (стр.58)

3.

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый
волк» (стр.58)

4.

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины»
(стр.59)

                                                       
Март

Тема занятия

содержание

1.

«При солнышке- тепло, при матушке – добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.
Самостоятельный рассказ «Какая моя мама»  Пение песенок о маме. (стр.59)

2.

«Крошечка-Хаврошечка»

Знакомство со сказкой «Крошечка –Хаврошечка»
(стр.60)

3.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны.
Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. (стр.60)

4.

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Создание из цветных
лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна». (стр.61)

                                                      
Апрель

Тема занятия

содержание

1.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором –дразнилками,
скороговорками. (стр.62)

2.

«Небылица–небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и
самостоятельное придумывание небылиц. (стр.63)

3.

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки.
(стр.63)

4.

«Чудесный мешочек»

Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай
по звуку». Слушание народных мелодий. (стр.64)

                                                  Май

Тема занятия

содержание

1.

«Времена года»

Рассказ о временах года с использованием
соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. (стр.64)

2.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них,
иллюстрациям, предметам (стр.65)

3.

«Игра с Колобком»

Самостоятельное   творческое развитие сюжета сказки
«Колобок» (стр.65)

4.

«Посиделки»

Загадывание загадок о домашних животных. Игры на
народных музыкальных инструментах.

https://ria.ru/20211224/rgo-1765333565.html

Русское географическое общество выбрало лучших гидов России

Русское географическое общество выбрало лучших гидов России — РИА Новости, 24.12.2021

Русское географическое общество выбрало лучших гидов России

В московской штаб-квартире Русского географического общества состоялось заседание жюри IV конкурса «Лучший гид России», в ходе которого были определены… РИА Новости, 24.12.2021

2021-12-24T14:35

2021-12-24T14:35

2021-12-24T14:35

туризм

русское географическое общество

нижний новгород

новости — туризм

туристы

туризм

россия

гид

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/0c/1592712263_0:173:3116:1926_1920x0_80_0_0_ecc3eb57003d2e447f2df03dbf82122d.jpg

МОСКВА, 24 дек — РИА Новости. В московской штаб-квартире Русского географического общества состоялось заседание жюри IV конкурса «Лучший гид России», в ходе которого были определены победители проекта, сообщает пресс-служба.С мая по сентябрь на сайт лучшийгид.рф прислали более 800 видеопрогулок из разных регионов и городов России. Большое количество роликов было снято с использованием компьютерной графики и с оригинальными анимационными вставками.Существенно расширилась и география конкурса – в этом году заявки поступили практически из всех регионов страны.»Многие участники, чтобы привлечь внимание к своему рассказу, демонстрировали не только прекрасные знания края, но и выбирали оригинальные стили подачи информации: проводили экскурсии на велосипеде, самокате и даже воздушном шаре, переодевались в исторические и национальные костюмы, исполняли обрядовые танцы, народные песни и читали рэп», – уточняют в пресс-службе РГО.Работы оценивались в четырех основных номинациях и одной детской. Самой популярной из них стал «Город»: почти половина от общего количества роликов была ей посвящена. Хороший отклик получил и дебютант этого года – номинация «Нижний Новгород». Больше 70 видео-экскурсий было прислано из города на Волге.В жюри конкурса вошли эксперты из регионов России, представители туриндустрии из разных частей страны – от Крыма до Байкала, известные путешественники и тревел-журналисты.Победители каждой из основных номинаций получат по 100 000 рублей, а обладателям второго и третьего мест будут вручены дипломы и памятные подарки от Русского географического общества. Список победителейВсе работы, присланные на конкурс 2021 года и прошедшие техническую премодерацию, выложены на сайте проекта лучшийгид.рф.Номинация «Город»I место – Денис Зоткин за ролик о необычном памятнике блокадной колюшке в Кронштадте;II место – Виталий Власов за видео-экскурсию о достопримечательностях Выборга;III место – Виталий Калашников с роликом о московских палатах, сохранившихся с XVII века.Номинация «Музей»I место – Ксения Артемьева из Иркутска за ролик о «Музее на свалке»;II место – Кирилл Баркин из Арзамаса за рассказ о музее Русского Патриаршества;III место – Наталья Колова из города Семёнов за видеоэкскурсию по местному историко-художественному музею.Номинация «Экотуризм»I место – Александр Пермяков за яркий рассказ о геопарке «Алтай»;II место – Роман Егоров за видеоролик, посвященный поселку Териберка (Мурманская обл.);III место – Ярослав Жирков из Волгограда за ролик о природных достопримечательностях Волгоградской области.Номинация «До 18 лет»I место – Матвей Кочергин из Омска за рассказ про трассу Сибирского международного марафона;II место – Анна Жлудова за экскурсию по Екатерининскому парку в городе Пушкин;III место – Анна Попова из Санкт-Петербурга за видеоролик об усадьбе Великого князя Бориса Владимировича.Номинация «Нижний Новгород»I место – Евгений Павлов за рассказ о падающей колокольне Вознесенского Печерского монастыря;II место – Елена Репина за видеоэкскурсию про туристические места Нижнего Новгорода;III место разделили нижегородцы Сергей Севастьянов за ролик про берег Волги и Анатолий Шкиль с рассказом о Чкаловской лестнице.

https://ria.ru/20210112/priroda-1589709473.html

https://ria.ru/20210106/rossiya-1589712545.html

https://ria.ru/20211214/baykal-1763174121.html

https://ria.ru/20211207/otdykh-1762625458.html

нижний новгород

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/0c/1592712263_236:0:2965:2047_1920x0_80_0_0_c4a771105ebf0f6911d43bad95b320db.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

русское географическое общество, нижний новгород, новости — туризм, туристы, туризм, россия, гид

Русское географическое общество выбрало лучших гидов России

МОСКВА, 24 дек — РИА Новости. В московской штаб-квартире Русского географического общества состоялось заседание жюри IV конкурса «Лучший гид России», в ходе которого были определены победители проекта, сообщает пресс-служба.

С мая по сентябрь на сайт лучшийгид.рф прислали более 800 видеопрогулок из разных регионов и городов России. Большое количество роликов было снято с использованием компьютерной графики и с оригинальными анимационными вставками.

Существенно расширилась и география конкурса – в этом году заявки поступили практически из всех регионов страны.

«Многие участники, чтобы привлечь внимание к своему рассказу, демонстрировали не только прекрасные знания края, но и выбирали оригинальные стили подачи информации: проводили экскурсии на велосипеде, самокате и даже воздушном шаре, переодевались в исторические и национальные костюмы, исполняли обрядовые танцы, народные песни и читали рэп», – уточняют в пресс-службе РГО.

Работы оценивались в четырех основных номинациях и одной детской. Самой популярной из них стал «Город»: почти половина от общего количества роликов была ей посвящена. Хороший отклик получил и дебютант этого года – номинация «Нижний Новгород». Больше 70 видео-экскурсий было прислано из города на Волге.

В жюри конкурса вошли эксперты из регионов России, представители туриндустрии из разных частей страны – от Крыма до Байкала, известные путешественники и тревел-журналисты.

Победители каждой из основных номинаций получат по 100 000 рублей, а обладателям второго и третьего мест будут вручены дипломы и памятные подарки от Русского географического общества.

Список победителей

Все работы, присланные на конкурс 2021 года и прошедшие техническую премодерацию, выложены на сайте проекта лучшийгид.рф.

I место – Денис Зоткин за ролик о необычном памятнике блокадной колюшке в Кронштадте;

II место – Виталий Власов за видео-экскурсию о достопримечательностях Выборга;

III место – Виталий Калашников с роликом о московских палатах, сохранившихся с XVII века.

I место – Ксения Артемьева из Иркутска за ролик о «Музее на свалке»;

II место – Кирилл Баркин из Арзамаса за рассказ о музее Русского Патриаршества;

III место – Наталья Колова из города Семёнов за видеоэкскурсию по местному историко-художественному музею.

I место – Александр Пермяков за яркий рассказ о геопарке «Алтай»;

II место – Роман Егоров за видеоролик, посвященный поселку Териберка (Мурманская обл.);

III место – Ярослав Жирков из Волгограда за ролик о природных достопримечательностях Волгоградской области.

I место – Матвей Кочергин из Омска за рассказ про трассу Сибирского международного марафона;

II место – Анна Жлудова за экскурсию по Екатерининскому парку в городе Пушкин;

III место – Анна Попова из Санкт-Петербурга за видеоролик об усадьбе Великого князя Бориса Владимировича.

Номинация «Нижний Новгород»

I место – Евгений Павлов за рассказ о падающей колокольне Вознесенского Печерского монастыря;

II место – Елена Репина за видеоэкскурсию про туристические места Нижнего Новгорода;

III место разделили нижегородцы Сергей Севастьянов за ролик про берег Волги и Анатолий Шкиль с рассказом о Чкаловской лестнице.

«Народная тряпичная кукла — эффективное средство духовно- нравственного воспитания и обучения дошкольников».                                                                          

Актуальность проекта:

   Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта. Однако, имеет место недостаточное внимание педагогов, родителей к использованию народной куклы в духовно- нравственном воспитании детей.

   Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

   Традиционная тряпичная кукла – тот « инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Цели:

-Духовно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования народных тряпичных кукол и кукол-проводников (автор Тараканова Л.В.) как эффективного средства для поддержания познавательного интереса, активизации деятельности детей в коррекционной работе и на занятиях -ДОУ, раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, воспитания и комплексного развития личности в целом.

-Поиск новых  форм, методов духовно- нравственного воспитания и развития, основанных на этнопедагогике с применением традиционных народных тряпичных кукол, кукол, сделанных с использованием природного материала, рукотворных кукол-проводников. (авторская работа) в качестве эффективного средства воспитания и познавательного развития дошкольников.                                                                                        

Задачи:                                                                                                                                              1. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из которых они изготавливались (тряпичных и кукол с использованием природного материала), их смыслового значения  для людей . Формирование у старших дошкольников  системы знаний  о традиционном крестьянском быте, народном костюме и положительное отношение к старинным традициям, к культурному историческому наследию.                                                                                                          

2. Обобщение и систематизация представления у детей о народной тряпичной кукле; развитие познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле, творческого начала, воображения.                                                                                                                                                  3. Повышение речевой активности, расширение объема словаря, развитие лексико- грамматического строя речи, развитие диалоговой , связной речи, развитие понимания речи.

4.Формирование выразительности, точности речи; учить пониманию переносного значения  слов в процессе ознакомления с произведениями малых фольклорных форм на занятиях с использованием народных рукотворных кукол.         

5. Развитие мелкой моторики рук на основе обучения действиям с тканью,  природным материалом, из которого сотворены куклы (каштан, шишки, березовое полено, горох, семечки и т.д.) в коррекционной работе с детьми; на занятиях по художественному конструированию и аппликации.             

6.Развитие детского творчества, эстетического вкуса.                                                                                                          7. Повышение двигательной активности детей посредством знакомства с русскими народными играми в процессе занятий с использованием рукотворных кукол.

8. Воспитание духовно- нравственных качеств личности на основе познания истории создания и смыслового значения рукотворных кукол, такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта. Воспитание трудолюбия, аккуратности.

9. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития игровой деятельности на основе познавательного интереса к тряпичной народной кукле, развитие творческого начала, воображения.

10. Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта. Обеспечить связь с социумом: РКВЦ,  Районным Краеведческим музеем .

Ожидаемые результаты: ориентируясь на Федеральные Государственные Требования в дошкольном образовании  в процессе приобщения детей к национальной культуре, частью которой являются рукотворные тряпичные куклы ,

значительно повышение уровня знаний, умений и навыков по областям непосредственно образовательной деятельности через познание детьми духовных и культурных ценностей народа..

 Развитие практически всех  интегративные качеств личности у детей.

1.«Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками»— в процессе работы с бумагой , тканью, обрыва и скатывания салфеток выкладывания узоров из природного материала, изготовлении народной куклы   развивается мелкая моторика руки; участие в народных подвижных играх развивает быстроту действий, выносливость, ловкость.

2.«Любознательный, активный»-  заинтересовывает народная игрушка: ее

история, самостоятельное выполнение, ребенок принимает живое  заинтересованное участие в образовательном процессе.

3.«Эмоционально отзывчивый»- народная игрушка вызывает положительные

эмоции, тем более выполненная для игры самостоятельно.

4.«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»- в процессе работы дети взаимодействуют как с

педагогом, так и с товарищами.

5.«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» при создании рукотворной игрушки, аппликации из ткани, поделок из природного материала, используемого в изготовлении кукол дети планируют последовательность выполнения работы.
6. « Способный  решать интеллектуальные  и личностные задачи, адекватные возрасту»— при постановке задачи себе ребенок  обдумывает какой узор интереснее

сделать, какой материал подготовить.

7. « Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»- знакомятся с русскими обычаями и традициями через познание истории тряпичной куклы, ее смыслового значения, материалами с использованием которых она изготовлена, осознают роли в жизнедеятельности наших предков, играх детей.

 8.  «Овладевший  универсальными предпосылками  учебной деятельности»-  при организованной образовательной деятельности  ребенок слушает взрослого,

 работает вначале по образцу, принимает поставленную задачу.

9.  «Овладевший необходимыми умениями и навыками»- сформированные умения и навыки   помогают ребенку творчески реализовываться.

Расширение представлений родителей и педагогов о применении народных тряпичных кукол и кукол-проводников как эффективного средства в духовно- нравственном воспитании и образовании дошкольников. Повышение родительской активности в воспитательно-образовательной работе ДОУ по формированию нравственно-духовной сферы у детей. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.                                                                                                       

Участники проекта:

— педагоги

— дети старшей группы

— родители

— сотрудники РКВЦ, Районного Краеведческого музея.

 Теоретическое обоснование темы.

  Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым.

Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта

   Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким.

   Лоскутная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

   На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль.

   Расширяется её познавательная и образовательная функции.                                                                                                                     Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность. «Домодельная» тряпичная кукла – тот « инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

   Однако, имеет место недостаточное внимание родителей, да и педагогов к использованию народной куклы в воспитании и развитии детей; незнание детьми истории создания, целевого назначения и роли кукол в повседневной жизни наших предков. Наблюдается противоречие в приобщении дошкольников к национальной культуре и недостаточной разработанность теоретического обоснования педагогических условий на занятиях в ДОУ.

.Теоретическая часть.   

   Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.

   Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка.  По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

   Сила народной педагогики- в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

   Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.

Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.Такие ученые как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.

   Дошкольные учреждения с учетом реализации собственной образовательной программы обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. В связи с этим появляется необходимость учета личностных особенностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов ДОУ, позволяющих индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по данному направлению .

   Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

   Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

   С.А. Козлова и Т.А. Куликов сформулировали схему нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество. Эта схема и будет положена в основу организации процесса патриотического воспитания как части формирования нравственности.

      Определены приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, частью которых являются народные тряпичные куклы, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э.А. Баллером, Э.В. Ильенковым, А.В. Каменец, Ю.А. Лукиным, Э.Ю.Соловьевым и др 

   В последние годы возрос интерес к дидактическому аспекту ознакомления детей с родной культурой и национальными традициями.  

   В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, соблюдению исторической преемственности поколений, приобщению дошкольников к национальной культуре, формированию духовно-нравственных качеств личности. 

   Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

   Этнопедагогика выясняет педагогические возможности возрождения народных традиций, частью которых является « домодельная кукла», в современных условиях содействующих воспитанию и развитию личности .            

   Сегодня тряпичная кукла — прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое.  

   Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.

  Традиционная тряпичная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Единый технологический процесс даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

    Важна еще одна особенность в строении традиционной куклы. Конструктивная основа — это доминанта вертикали. Какая бы ни была внешняя оболочка, сердцевина одна — стремление вверх. Так в конструкции подобия человека (куклы) отражена суть человеческой жизни — духовное развитие.

   Народная кукла отличается большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре, к действию, требует от ребенка живого участия.       

   Тряпичная кукла — игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память.

   С педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться  как средство для изучения традиционного семейного уклада,  народного костюма, годового цикла народных праздников.

   Рукотворная игрушка способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

   В научной педагогической литературе последних лет обращено внимание на возможность использования тряпичных кукол в образовательно-воспитательной работе, как средства для поддержания интереса, активизации деятельности детей, в коррекционной работе на занятиях в детском саду, что способствует развитию речевых навыков, вариативности мышления; активизирует память, мыслительные операции; снижает утомляемость; позволяет дольше сохранять внимание, концентрировать целенаправленность деятельности детей; активизирует познавательный интерес детей к изучаемому материалу; дает дополнительную возможность активному внедрению проблемно-диалоговой технологии; позволяет максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка;  положительно влияет на комплексное развитие личности в целом.              

   Тряпичные куклы являются ярким демонстрационным и дидактическим материалом. Способствуют формированию творческой активности детей, развитию эстетического вкуса. В совокупности применения рукотворных кукол с малыми фольклорными формами у детей наблюдается комплексное развитие познавательно-речевой активности.  

   Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен большой потенциал нравственного и духовного развития. Тряпичная кукла благотворно влияет на воспитание духовно-нравственных качеств личности, способствует развитию коммуникативных способностей; дает возможность самовыражению и самопознанию. В этом основная ценность традиционной культуры.

   Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми ,воспитание детей в национальных традициях.

   Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа, содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять, восстановить связь с прошлым донести до детей то, что они являются носителями русской культуры, воспитывать в национальных традициях, патриотами.

                  Формы и методы работы с детьми по реализация проекта

ОНО деятель-ности

Содержание работы

Цель

  1.  

Формирова-ние целостной

картины мира.

Расширение кругозора

Цикл бесед « Русский человек без родни не живет»; «Веселье и труд рядом живут»; « В тереме расписном живу, к себе в избу всех гости приглашу» (предметы ста- рины, тряпичные обрядовые и игро-вые куклы, куклы, изготовленные из природного материала).

Занятие «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев.)».

Занятие «Куклы из бабушкиного сундучка» (обрядовые, игровые).

Занятие «История русского костюма»(кукла-проводник Мальчик-Карманчик с набором цветных карандашей).

Путешествие в Зал народной игрушки Мини-музея в группе. «Тряпичная кукла- прошлое и настоящее» (кукла-проводник Домовенок Кузя- хранитель Мини-музея, тряпичные рукотворные куклы / совместная деятельность родителей с детьми, авторские куклы педагога Таракановой Л.В./).

«Хоть игрушка и забава, но прийдется вам по нраву» (куклы- проводники /авторская работы педагога Таракановой Л.В./).

Формирование представления о традиционной жизни, труде крестьян их мировоззрении; ознакомление с предметами быта, знакомство с традициями, обычаями русского народа. Развитие  познавательно-речевой деятельности, умений ,слушания, говорения; пополнение словарного запаса. Приобщение детей к русской национальной культуре .Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей.

Познакомить с историей кукол из природного материала, приобщать к истокам народной культуры. Развитие лексико-грамматического строя речи;

умения анализировать и делать выводы. Дыхательная гимнастика «Дует ветерок» с использованием засушенных листьев березы, клена, каштана.

Воспитывать основы экологического сознания,  бережного отношения к природе. Учить видеть взаимосвязи человека с природой .

Формировать представления детей о  тряпичной кукле, ее роли в повседневной жизни наших предков. Развитие познавательного интереса, ассоциативного и образного мышления, внимания, памяти. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря. Повышение рече-вой  активности. Воспитание духовно-нравственных качеств личности. Игры-посиделки с куклами.

 Знакомство с историей, особенностями внешнего вида. Обобщить и конкретизировать знания о русском нацио- нальном костюме. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса. Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину. Игровое задание «Укрась кокошник и сарафан русскими узорами» (рисование).

Обобщить и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, ее значении в жизни наших

прабабушек и прадедов, ее месте и роли  в их быте, труде, мировоззрении. Знакомить с народными праздниками и традициями , рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили.

Рассказ о смысловом значении, роли кукол-провод-ников, применении на занятиях и в играх. Учить овладевать навыками первичного анализа на примере знакомства с экспонатами Мини-музея. Развитие познавательно-речевой активности, диалога. Воспитание нравственно-этических норм общения; усвоение правил поведения  в музее. Разыгрывание сказки «Крупеничка». Развитие творческих способностей детей.

  1.  

Тема: «Народная игрушка. Лоскут-ная история» (народные тряпичные куклы).

Тема: «Осень». « Как прекрасны вы в таком наряде!» (куклы из листьев, полена, травы, плодов деревьев).

Тема: «Овощи. Тыква в сарафане» (куклы из овощей, кукла-проводник Ариша).

Тема: «Посуда. В гости Бабушке-Забавушке на пироги» (предметы утвари, кукла-проводник, кукла из теста).

Тема: «Одежда. Наряды «домодель-ных кукол» (тряпичные рукотворные куклы, кукла-проводник клоун Петруша).

Расширение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя, связной речи, развитие мелкой моторики руки (штриховка),  игры с куклами из бабушкиной шкатулки. Разучивание прибауток, поте- шек использование в играх с куклами. Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица). Развитие тактильных ощущений. Воспитание бе-режного отношения к игрушкам. Совместны игры.

Закрепление тематического словаря, навыков словообразования, словоизменения, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка, коррекционные упражнения с чурочкой-бачурочкой, шишками, желу-        дями, каштанами: развитие мелкой моторики рук.

Развитие фонематического слуха, умение группировать слова, обучение конструированию словосочетаний, и предложений, обогащение словаря. Умение разгадывать, загадывать загадки. Воспитание трудолюбия.

Расширение объема словаря, развитие интереса и внимания к слову, употребление новых слов в речи, упражнения на развитие дыхания  и мелкой моторики рук «Остудим пирожки». Динамическая пауза «Кто быстрее переложит  пирожки».

Обучение ответам на вопросы, употреблению новых слов в собственной речи, составлению рассказа-описания, звуковой анализ слов, диалог. Пальчиковая гимнастика «Будем кукол мы считать» (авт. Тараканова Л .В.). Воспитание опрятности, сенсорное воспитание. Динамическая пауза «Тряпичные куклы» (автор тот же).

Художест-венная литература.

Рассказывание авторской сказки «Материнская ласка конца не знает»/автор Тараканова Л.В./ (игровые и обрядовые куклы, кукла-продник Бабушка-Варварушка).

Чтение сказки А.Н.Астафьева «Василиса Прекрасная»/обратить внимание на общение Василисы со своей тряпичной куколкой/ (кукла- проводник Ариша).

Малые фольклорные формы, Составление рассказов по пословицам(кукла-оберег из веника, куклы Забавка, Зернушка, Горошинка, Богач): «Мал, да удал», «Дружно-негрузно, а врозь- хоть брось», «Делу время, потехе- час».

Умение понимать характеры героев, оценивать, анализи- ровать их поступки, различать образные выражения, ввести в речь фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольешь». Воспитывать доброту, заботу о близких, вежливость. Бережное отношение к игрушкам.

 Умение слушать, пересказывать отрывки из текста, совместно обсуждать, сопереживать. Воспитывать почтительное отношение к родителям, раскрыть значение «родительского благословения». Уточнить

 представления детей о жанровых особенностях, назна- чении пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы, учить понимать обобщенное значение пословиц, соотносить содержание с текстом. Воспиты-  вать трудолюбие, терпение, учить ценить взаимопомощь Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм(потешки, загадки, чистоговорки, песенки, пословицы, считалки, прибаутки); учить пониманию переносного значения образных выражений; развивать внимание, память, образное мышление. Дидактическая игра «Собери картинку» (совместная деятельность). Воспитание трудолюбия, взаимопомощи, радость общения.

Малые фольклорные формы. Заучивание пословиц, поговорок, загадок, считалок, чистоговорок, прибауток. (Кукла-прводник Голова-ножка Пых с «Чудесным мешочком, куклы из природного материала и овощей).

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях малых фольклорных форм; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»- развитие внимания, памяти, активизация мышления. Воспитание уважительного отношения к товарищам, умение уступать, оказывать поддержку.

  1.  

Разучивание народных песен, хороводов, народных танцев, прослушивание народных мелодий (куклы- проводники, обрядовые и игровыекуклы).

 Учить воспринимать народные музыкальные произведения, выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь. Развлечение «Осень», праздники «Именины», «Рождество», «Масленица».

  •  

Разучивание народных календарных игр для дошкольников «Баба Яга», «Жмурки», «Каравай», «Капуста», «Ай,да птица», «Платок», «Пчелы и ласточка», «Пастух и стадо», «Пятнашки», «Золотые ворота».

Знакомство с народными календарными играми; развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве; воспитывать умение  преодолевать неудачи, постоять за себя, справедливость. Популяризовать народные игры в повседневной жизни. Использовать считалки, выбор водящего.

Художест-венное творчество.

«Укрась кукле сарафан» в технике квилинга».

«Рисование «Они безлики, но пре- красны». Рисование акварелью, вос-ковыми мелками, цветными карандашами, гуашью.

«Новый кукольный наряд»-создание узоров для украшения кукольной одежды с использо-ванием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток.

Аппликация из ткани «Лоскутная куколка».

Лепка из пластилинас использова-нием природного материала «Бабушки наших кукол».

Повышение внимания ребенка к мотивационным процессам в окружающем мире. Учить строить работу на активизации творческости и креативности. Помочь ребенку осознать себя в контакте духовного мира. Развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинестетические ощущения; совершенствовать владение различными техниками. Закреплять навыки работы с карандашом, красками. Учить использовать бумагу разной фактуры, ткань, пользоваться ножницами. Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об орнаменте. Закреплять знания о народных куклах как изделиях декоративного промысла. Совершенствовать навыки работы с пластилином, применять природный материал для создания поделок из частей различной формы. При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать характер покоя. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Поощрять самостоятельность и инициативу. Учить творить на радость окружающим.

Труд.

Изготовление  народной куклы из ниток «Подарок малышам».

«Василисина утеха». Изготовление Куклы-Закрутки(безиголочным способом).

Куклы для «Посиделок».                   Изготовление кукол Пеленашки, Утешницы (безиголочным способом).                                                     

Знакомство с техникой изготовления рукотворных кукол. Вырабатывать навыки трудолюбия. Воспитывать усидчивость, аккуратность, творчество, фантазию. Формировать умение любоваться красотой, стремление творить красивое. Делать приятное кому-либо. Использовать малые формы фольклора. Просмотр видеофильма «Народные тряпичные куклы – наследие старины». Игры со своими рукотворными куклами.

Здоровье.

Цикл познавательных бесед «Береги здоровье с молоду» (Кукла-проводник  Ах-и- Ох).

Цикл занятий «Уроки «Мойдодыра»

(Кукла-проводник Мальчик-Карманчик, Кукла-проводник- Пугало Огородное).

Учить детей вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня и сна. «Игра- соревнование «быстрее, выше, сильнее»».

Рекомендации детям о необходимости следить за чистотой рук, тела; почему и как надо следить за своими зубами, кожей, волосами. Формировать навыки гигиены. Воспитывать аккуратность, поощрять самостоятельность Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Безопас-ность.

«Один дома». Беседа с детьми (Кукла-проводник Ариша).

«По лесу пойдем, букет мы соберем».  Рассказ Бабушки-Забавушки о существовании ядовитых растений».

Рассматривание иллюстративного материала « Опасные ситуации в жизни детей» ( Кукла- проводник-Пугало огородное).

Развитие самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны жизни и здоровья. Дать представление о том, что опасно и  вредно для здоровья.

Использование малых форм фольклора. Дидактическая игра «Подбери картинку к пословице» : «Не рой другому яму- сам в нее попадешь!».

Приучать осторожности во время купания в водоемах, ориентироваться при переходе улиц, не играть на проезжей части улицы. Конкурс рисунков «Пугало огородное пошло гулять»- творческая фантазия по теме.

Социализа-ция.

«Наши любимые куклы- артисты в наших руках». Импровизированный спектакль с применением кукол-прводников».

«Кто они такие? Эти безликие красавицы?» Рассказ-описание .

Интеллектуальная игра «Пойми меня ( о какой из тряпичных кукол я говорю?».

«Путешествие в Кукольную страну» Игра- путешествие.

«Как поссорились куколки-подруж-ки Крупеничка и Горошинка». Раз-    игрывание авторской сказки на песке; с использованием малых фольклорных форм.

Учить организации совместной творческой деятельности, взаимодействие со сверстниками, открытие своего Я.                                                             На примере обследования строения тела кукол учитьделать выволы о том. Что все люди отличаются друг от друга внешностью, поведением, но и обладают общими чертами (строение тела, эмоции).

Учить принимать роль в игре со сверстниками,проявлять инициативу в игре.

Использование приобретенных знаний о народных куклах в развитии умения понимать друг друга, делиться своими переживаниямив; в  осознании,какоие чувства испытывают другие по отношению к твоим поступкам.

 Учить анализировать и оценивать конфликтные ситуации, находить конструктивное решение конфликта.

Развитие коммуникативных умений. Создание условий для формирования у детей опыта нравственной деятельности.

       

                  Формы и методы работы с родителями по реализации проекта

Содержание работы

Цель

Из страничек «Потешной летописи». Выступление на родительском собрании

Расширить знания родителей об истории происхождения народных кукол, материалов, из которых они были изготовлены, их целевые назначения и роли в жизни народа.

История создания «домодельных кукол». Материал для родительского уголка.

Формировать представления родителей о истории создания рукотворных кукол и применение их в повседневной жизни наших предков.

«Баю-баюшки-баю…» Консультация для родителей (Как укладывать ребенка спать).

Использование самодельных тряпичных кукол в воспитании детей , создание психологической комфортности.

«Мастер – класс для родителей»

«Народная тряпичная кукла»

Обратить внимание родителей на проблему влияния игрушек на познавательное развитие, психическое равновесие и духовно – нравственное воспитание детей

Формы и методы работы с педагогами по реализации проекта

Содержание работы

Цель

«Кукольная педагогика для педагогов». Сообщение из опыта работы.

Возможность использования тряпичных рукотворных кукол–проводников как средства повышения эффективности воспитательно–образовательного процесса, дидактического материала, яркой наглядности.

«История народных тряпичных кукол. Информативный материал для педагогов.

Формирование общего представления о происхождении, назначении и роли рукотворных кукол в повседневной жизни предков.

«Применение народных кукол из природного материала в коррекционной работе с детьми» Консультация для педагогов из опыта работы.

Распространение педагогического опыта, применение нетрадиционных форм работы с детьми в ДОУ.

 «Мастер-класс» для педагогов ДОУ

Знакомство с видами тряпичных кукол, техникой их изготовления. Изготовление куклы Кубышка.

 Выступление на РМО старших логопедических групп «Народная кукла- эффективное средство воспитания и обучения детей». «Мастер – класс». Изготовление Куклы Закрутки.

Распространение опыта работы. Формирование представлений у педагогов о народной тряпичной кукле, как эффективном средстве обучения и воспитания дошкольников.

 Организация экскурсий для педагогов в Мини – музей нашей группы (создатель: педагог Тараканова Л.В.)

Приобщение педагогов к национальной культуре.

Распространение опыта внедрения инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс,  использования нетрадиционных методов обучения.

Результат: Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых. игровых,  обережных (автор педагог Тараканова Л.В.) .

Создан Мини-музей «Народная тряпичная кукла» в группе, стилизованный уголок «под старину» для игр детей. «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок», «Дедушкин чемодан» для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами.

Разработаны и проанализированы Анкеты для родителей, детей, педагогов ДОУ.

Разработаны рекомендации для родителей по проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно-нравственное воспитание, познавательное, психическое развитие ребенка.

Собран и оформлен информативный материал для родительского уголка «История создания «домодельных кукол».

Проведены консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…». Как укладывать спать ребенка (с использованием куколки для сна), «Мир лоскутных кукол».

«Из страничек «Потешной летописи»- выступление на родительском собрании.

Проведены Мастер-классы для родителей «Народная кукла Куватка», Куколка на пасхальное яйцо.

Праздник для детей «В гости к Варварушке-хозяюшке» с использованием тряпичных кукол из коллекции Музея и куклы- проводника.

Досуг для детей Аришины прибаутки».                                                                           

Развлечение для детей с участием родителей «В тереме расписном живу, к себе  в гости в избу всех приглашу» ( с использованием тряпичных кукол, кукол- проводников).                                                                                                        Проведено интегрированное  занятие по звуковой культуре речи по теме: «Гласные звуки а,о,и.у на бабушкином подворье»  (с использованием тряпичных кукол, кукол-проводников, игр с песком).

Коллективная творческая работа детей «У березки хоровод». Выставка детских работ «Моя куколка самая лучшая».

Сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к посиделкам».

Участие родителей в пополнении экспозиции Мини – музея «Народной куклы» в группе.

Участие родителей в подготовке работ к выставке в КВЦ.

Участие в выставке творческих работ «Луховицы- край родной» в  РКВЦ (педагог Тараканова Л.В., сотворческие работы родителей с детьми).

Выставка коллекции авторских работ педагога Таракановой Л.В. «Народная кукла – прошлое и настоящее»» и экспонатов Мини–музея группы №5 в Районном Краеведческом музее.

Участие в Межрегиональной выставке «Рождественская» в ЛМР РКВЦ МО.

Участие в выставке творческих работ детей, родителей, педагогов «От сердца к сердцу» в Историко-художественном музее ЛМР МО.

Участие в областном конкурсе «За вклад в развитие и сохранение в Московской области традиционной народной культуры» (Коллекция народных кукол педагога Таракановой Л.В.-лауреат 2 степени в номинации «Народный мастер декоративно-прикладного творчества).

Организация благотворительной выставки-продажи кукол в фонд помощи детям школы-интерната поселка Белоомут Луховицкого района МО (работы педагога Таракановой Л.В.).

Участие в Международной выставке кукол «Весенний бал на Ветошном» при поддержке Правительства Москвы (Коллекция народных тряпичных кукол педагога Таракановой Л.В.).Участие в Портале  «Я- Гражданин», «Культурный понедельник», раздел ТВ 11 марта 2013 года( интервью с выставки).

Участие в Общероссийском конкурсе методических разработок «Патриотическое воспитание в ОУ»( Диплом третьей степени) Информационно- Методического Центра Межшкольной  Гуманитарной Интеллектуальной Ассоциации «КЛИиО» (апрель 2013).

Участие во Всероссийской научно- практической конференции с международным участием «Начальное и дошкольное образование в условиях модернизации» ГАОУ ВПО «МГОСГИ», г. Коломна, 17 апреля 2013 года. В сборнике опубликованы две статьи: «Народная тряпичная кукла- эффективное средство духовно- нравственного воспитания дошкольников» и «Тряпичные куклы-проводники-эффективное средство в коррекционной работе по воспитанию и обучению дошкольников» (автор Тараканова Л.В.).

В апреле 2013 года вышла в эфир передача «Город Мастеров» с участием Таракановой Л.В., снятая Телекомпанией « Ринг», в которой педагог рассказывает об истории происхождения кукол, их воспитательном значении для подрастающего поколения, раскрывает «тайны» технологии изготовления кукол безиголочным способом.

Традиционными стали Мастер- классы для школьников, беседы о роли кукол в жизни наших предков, о их смысловом и воспитательном значении, возрождении  народных традиций, сохранения их для будущих поколений. 

В апреле 2013 года- выступление на Районном методическом объединении с обзором материалов Проекта с целью распространения педагогического опыта среди педагогов района, а также показом Мастер-класса по изготовлению кукол безиголочным способом.(Педагог Тараканова Л.В.)

Создан Мини-музей тактильных ощущений, в основе которого экспонаты- материалы, из которых изготавливаются куклы(ткани, вата, нитки, шишки, веточки, березовые чурочки, каштаны, различные крупы и т.д.).

Подготовлен и сдан в печать материал по народной тряпичной кукле «Девкина забавка» для журнала «Луховичок» (июнь 2013г.).

Организация экскурсий для детей, родителей воспитанников, педагогов, школьников, членов Общества ветеранов, представителей Литературно-краеведческого общества Луховицкого района,  солдат срочной службы, жителей района в РКВЦ, Районный Краеведческий музей.

 Ресурсное обеспечение:

-Традиционные тряпичные куклы из экспозиции Мини-музея «Народной куклы» , авторские куклы- проводники, народные куклы с использованием природного материала и рукотворные традиционные тряпичные куклы(автор Тараканова Л.В.).

-Творческие работы детей, совместные работы «родитель- ребенок»;

-Иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта.

-Атрибуты для сюжетно-ролевыхигр, посиделок с использованием тряпичных кукол.

-Народные игры; атрибуты для игр.

-Книги, журналы, фотоматериалы. Компьютер, аудио и видео записи, DVD.

 Выводы:

   В ходе достижения цели и решении поставленных задач по реализации данного пректа выявлено, что в процессе приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры, использования народных кукол из природного материала,  рукотворных тряпичных кукол и кукол-проводников ( автор педагог Тараканова Л.В.) как эффективного средства обучения и воспитания, дидактического материала значительно повысился уровень овладения детьми необходимыми умениями и навыками по всем образовательным областям; возрос уровень развития интегративных качеств личности у детей; повысилась активность участия родителей в воспитательно- образовательном процессе; имеет место распространение педагогического опыта по внедрению инновационных технологий , применению нетрадиционных методов работы с детьми. Осуществлена связь с социумом.

   В результате совместной творческой деятельности педагогов, родителей по осуществлению намеченных мероприятий , в положительную сторону изменились представления детей о добре , милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме. , повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.           Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно- патриотических позиций.          

  • Рассказ о народных умельцах
  • Рассказ о народной игре 2 класс
  • Рассказ о народе коми
  • Рассказ о народной и литературной сказке 5 класс подготовить
  • Рассказ о народах сибири 4 класс