Рассказ о национальных костюмах народов россии

Она не оставляет равнодушным никого: одни любят, другие презирают. но интересуются почти все. е веяния многие пытаются уловить, но огромное

Она не оставляет равнодушным никого: одни любят, другие презирают. Но интересуются почти все. Её веяния многие пытаются уловить, но огромное количество людей в ней ничего не смыслит. Сиюминутная, не признающая границ и вечно живущая по своим собственным законам… Это все о ней. О моде.

Вечно живущая? Как минимум, несколько веков

— Да. Все началось еще в эпоху Возрождения с того, что называлось «костюмные книжки». Их было много в разных странах, а цель была в том, чтобы показать костюмы разных народов. – рассказывает заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Государственного Русского музея и член редколлегии журнала «Теория моды» Юлия Демиденко. Встреча с ней состоялась в тульском филиале Государственного исторического музея. Так нетривиально началась зимняя серия специального проекта «ART-talk: для знающих толк в искусстве». Гости музея обсуждают и осмысливают процессы, происходившие и происходящие в искусстве и вокруг него.

Рассказ о национальных костюмах народов россии

Вопрос о национальных мотивах в истории моды Юлии Демиденко задали представители проекта «Дружба народов», который реализует НКО «Ассоциация независимых сайтов» при поддержке правительства Тульской области. Ведь мода – понятие не только интернациональное, но зачастую и рассказывающее о месте своего очередного рождения. 

Например, в 1991 году кутюрье Валентин Юдашкин в Париже на Неделе высокой моды представил совершенно революционную коллекцию «Фаберже». Модельер создал невиданные ранее каркасные наряды, напомнив всему миру, что имя легендарного ювелира неразрывно связано с Россией. Через три года российская история вдохновила Юдашкина на коллекцию pret-a-porter «Екатерина Великая». Дальше — больше, линейка от Юдашкина 2011 года сочетала в себе народные мотивы и традиции живописи, а прототипом одного из головных уборов стал дагестанский национальный костюм. К слову, Дагестанская диаспора не первый год существует и в нашем городе и активно сотрудничает с Объединением центров развития культуры. Так что местные дизайнеры тоже вполне могут вдохновиться их национальными мотивами.

Исследования и проекты искусствоведа Юлии Демиденко дают музейной истории актуальность, объем, цвет, вкус, все то, что можно почувствовать, что нам близко, интересно и доставляет удовольствие. В Тулу она приехала с темой про, так называемые, «модные картинки».

Рассказ о национальных костюмах народов россии

«Передо мной лежит серия гравюр, изображающих моды от начала Революции и примерно до Консульства. Запечатленные на них костюмы вызывают необоснованные насмешки так называемых серьезных людей, далеких от истинной серьезности; между тем в них заключена двоякая прелесть — художественная и историческая. Многие из них красивы и нарисованы с вдохновением, но не менее важно, на мой взгляд, то, что все они, или почти все, отражают моральные и эстетические нормы своего времени», — писал Шаль Бодлер.

— Юлия, что можно было увидеть в «костюмных книжках» — далеких предках нынешних модных журналов?

— «Костюмные книжки» издавались во многих странах, и первоначальной их целью было показать костюмы разных народов. В период Ренессанса Европа уже начала интенсивно общаться. В Венеции, например, такую книжку выпустил племянник Тициана. Там показано какие костюмы носят немцы, венецианки разных сословий – куртизанка, торговка, благородная дама. Благодаря таким изданиям, человек, находясь в пестрой толпе, мог понять, откуда прибыл идущий перед ним господин. Костюм – хороший опознавательный знак. В Северной Европе «костюмные книжки» рисовал Дюрер. Но он их не издавал. Однако его соотечественники этим вполне успешно занимались. А из подписей можно было узнать, как одеваются Германии в разное время года. Это были первые национальные отличительные черты в истории моды.

— С какого времени взгляды модниц прикованы к Парижу?

— Французская мода становится эталоном в XVIII – начале XIX века, но даже в это время этнографический интерес остается. Например, когда отстраивается Петербург, он привлекает всеобщее внимание. Если раньше было большое турне «Путешествие в Рим», то к концу XVIII века появляется «Северный тур». Люди хотят видеть, чем живет Стокгольм и новый, невиданный, но про который много пишут, Петербург. Приезжает много иностранцев, которые городскими нарядами, конечно, не удивлены. Но самобытность всегда вызывала любопытство туриста. И здесь на первый план выходили вопросы: как одевается простой народ, как выглядит костюм отдельной губернии? В это время Европа открывает мир и первое отличие, которое бросается в глаза – это костюм.

— В начале ХХ века жены крестьян, работавших на тульских фабриках и заводах, приезжали в город на свидание к мужьям. Острые на язык тулячки называли их поневницы. В городской среде это слово указывало на бедность и необразованность. Буквально «встречали по одежке»…

— Народная одежда, и правда, была своеобразной визитной карточкой и давала практически полное представление о человеке. По ней можно было легко понять не только какого он сословия и из каких краёв, но и семейный ли человек, и даже сколько у него детей. Внешний вид в прошлом достаточно четко отображал статус и общественное положение. Особый интерес к русскому костюму приходится на всемирные выставки. Что там показывать? Разумеется, не то, чем мы дублируем, а то, чем отличаемся. И почти всегда, с первый выставки в Лондоне 1851 года, присутствовали коллекции национальных костюмов.

Напомним, серии этнографических фотографий Жана-Ксавье Рауля «Несколько народных типов России» получили награды на Парижской географической выставке (1875) и на Всемирной выставке в Париже (1878). 

Рассказ о национальных костюмах народов россии

— В преддверии Нового года невольно вспоминаются маскарады. Наверняка, интерес к разным националистам, подстегивал фантазию и при составлении карнавальных костюмов?

— Этнографическая тема в маскарадных костюмах была хорошо развита. Мы прекрасно знаем, что в журналах мод показывали маскарадные костюмы – испанский, китайский и очень часто русский. Конечно, они очень отдаленно напоминали подлинные народные костюмы, но все же несли в себе национальный дух и были востребованы в высшем обществе того времени. Журналы мод, действительно, включали маскарадные костюмы в основном в зимние месяцы. Но выпускались и отдельно целые альбомы, которыми можно было руководствоваться, при подготовке своего образа.

Рассказ о национальных костюмах народов россии

— По сей день некоторые политики выходят к публике в национальном костюме. Этим они подчеркивают свою близость к народу или хотят развлечь его?

 — Не совсем так. Это, просто, их работа.  Дело не в том, что политики носят национальный костюм, дело в том, что они показывают созданное в их стране. Это очень важный момент – осуществлять рекламу промышленности своей страны, дизайнеров, производителей тканей… Спросите у шотландцев про твид. Есть шутка, что у принца Чарльза в гардеробе даже нижнее белье твидовое.

— Грустно, что в нашей истории такие примеры вряд ли найдутся…

— Напрасно Вы так считаете. Конечно, в петровские времена в России еще не было мастеров высокого уровня, но позже они появились и в Петербурге, и в Москве. Наши цари были людьми формы, и ее нигде не шили так хорошо, как в русской столице. Мундиры носили не только военные, но и гражданские лица. Создалась целая каста военных портных. Из Австрии и из Пруссии приезжали в Петербург, чтобы заказать себе мундир.

— В женской моде законодательницами были императрицы?

— Не всегда. Если говорить о елизаветинском времени, то императрица была очень ревнива в этом плане. Никто не смел одеваться как она. Ей первой приносили образцы привезенных тканей, вееров, кружев, украшений. И она совсем не хотела, чтоб кто-то появлялся в чем-то подобном. Екатерине это было не настолько важно. А дальше по-разному… Мода демократизировалась, и большую роль начал играть театр.

— Неужели светские дамы считывали платья у артисток?

— В Петербурге, а он задавал тон всей России, были французские театральные труппы. И многие сцены из современной жизни артисты играли в своих личных костюмах. При назначении актрисы на роль учитывалось, сможет ли она позволить ее себе, есть ли у нее покровитель, который поможет соответствовать выбранному образу. Это было важно. Французские труппы выступали на ведущих столичных сценах, и актрисы в определенном смысле были послами моды. Дамы ходили в театр специально посмотреть, как они одеты.  

Редкий музейный каталог обходится без модных гравюр или модных иллюстраций, но до Юлии Демиденко никто в нашей стране их серьезно не изучал и не задавался вопросом, как и где они печатались? А тиражи у «картинок» были сумасшедшие – до 150 тысяч. Это дало толчок развитию типографского дела и… женской эмансипации.

Рассказ о национальных костюмах народов россии

Любая тема, которой касается Юлия начинает искриться множеством любопытных неожиданных подробностей и оригинальных деталей. В ее подаче, мода — социокультурный феномен, а не просто те или иные предпочтения, которые в данный момент господствуют в обществе. Мода — это непрерывно развивающийся процесс, действующий на каждого человека, даже если он думает, что совсем ей не подвержен.

Три краеведческих проекта выиграли по 200 тыс.
рублей в грантовом конкурсе департамента культуры Воронежской области. Субсидии
назначили тем проектам НКО, которые способствуют «укреплению российской
гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей
народов Российской Федерации». Об этом сообщила пресс-служба ведомства в
пятницу, 3 декабря.

Духовное краеведение

Православный приход Знаменского кафедрального собора в Борисоглебске получит грант в 194 тыс. рублей на проект историко-архивного молодежного клуба «Знамение». Его основная аудитория – борисоглебская молодежь от 14 до 18 лет. Проект представляет собой серию мероприятий, ориентированных на патриотическое воспитание молодежи с привлечением ее к изучению отечественной истории, знакомству с биографиями людей, имена которых увековечены в памяти русского народа. Информацию будут преподавать через призму духовного краеведения: знакомство со святынями родного края, жизнью и подвигами выдающихся земляков, а также их духовным наследием.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Площадкой для встреч станет воскресная школа
Знаменского собора. Кроме тематических занятий и лекций проект предполагает
просмотр презентаций на историко-патриотические темы, организацию краеведческих
конференций, дискуссионных площадок и интеллектуальных игр, а также музыкальных
концертов, приуроченных к памятным государственным и церковным датам. Клуб
«Знамение» будет работать не только в учебный, но и в каникулярный период.
Возможна организация туристических и паломнических поездок в пределах
Борисоглебского района, а также выездные лагеря выходного дня.

Дружба народов

Молодежный центр «Развитие» выиграл грант в 200 тыс.
рублей на реализацию проекта «Единство» в Ольховатском районе. В 2017 году в
селе Юрасовка, на родине русско-украинского писателя и краеведа Николая
Костомарова, создали объединение «Дом дружбы народов».

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– В 2022 году исполняется 205 лет со дня рождения Николая
Костомарова, поэтому появилась идея организовать более масштабный проект
«Единство», который бы привлек большее количество участников из всех сельских
поселений Ольховатского района и гостей из соседних районов, а также
способствовал сохранению и пропаганде русского языка, единению национальностей
и позволил познакомиться с традициями и ремеслами различных этносов, –
рассказали авторы проекта.

В рамках «Единства» на базе «Дома дружбы» появятся «Школа
толерантности» и «Школа волонтера» с проведением круглых столов, акции «Хоровод
дружбы», конкурсов, игр, викторин, устных журналов и тематических выставок книг
в библиотеках района. Организаторы проведут выставки рисунков «Мы разные, но мы вместе» и молодежный фотоконкурс «Обычаи и культура
разных народов». В Ольховатском районе заложат «Сад дружбы», проведут «Единый
день дружбы народов» и первый межнациональный фестиваль «Единство». В рамках
фестиваля состоится праздничное шествие в национальных костюмах, будут работать творческие площадки, отражающие обычаи, ремесла и традиции народов, выставка
национальных блюд, а также исполнят национальные песни и танцы.

Кроме того, проведут межрегиональную научно-краеведческую конференцию,
посвященную 205-летию со дня рождения Николая Костомарова, районный фестиваль народных обрядов, игр и забав «Живая старина Костомаровского двора» и концерт «Вместе мы большая сила – вместе мы страна Россия».

Культурное наследие

Проект «Культурное наследие» центра социально-правовой поддержки переселенцев «Искусство жить» получит 200 тыс. рублей. Проект ориентирован на популяризацию духовно-нравственных и культурных ценностей России среди семей переселенцев, которые переезжают в Воронежскую область. Комплексная программа предполагает решение двух задач: повысить интерес к изучению русского языка и литературы и познакомить участников проекта с народными художественными промыслами Воронежского края.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Знание о русском языке и литературе помогут
популяризировать интерактивные мероприятия: семейный квиз «От Аз и Буки до науки» и путешествие-викторина «Великий и
могучий», на которой участники узнают о «золотых правилах» русского
языка. Дети вместе с родителями познакомятся с известными литераторами
Воронежского края и России и вместе с командой смогут преодолеть препятствия.

«Роспись керамики: от традиции к современности»
познакомит участников с народными художественными промыслами. Участники
познакомятся с керамическим ремеслом, узнают как добывается глина, как
готовится к литью, формуется, обжигается и превращается в готовое изделие.
Собственноручно распишут керамические изделия и обожгут сувенир. Мастер-класс
«Бирюлькины люльки» познакомит с историей возникновения традиционных русских
игр. Дети переселенцев освоят способы точения деревянных игрушек на средневековом
токарном станке и смогут поиграть в старинные русские игры.

– Современный формат проекта с применением
интерактивных методов даст возможность в игровой, интересной, увлекательной форме
освоить полезную информацию и приобрести новые навыки. Знание языка и
культуры, приобщение к культурной деятельности помогут заложить
в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории
и традициям, духовным основам наших народов, смогут раскрыть таланты,
дарования, способности каждого человека и в итоге объединить российское общество,
– уверены авторы.

Ранее сообщалось, что более 63 млн рублей получат
42 социально ориентированные некоммерческие организации Воронежской области по
результатам регионального конкурса. Конкурс проводил областной департамент соцзащиты.

image001

            Казахстан,
Туркестанская область

                         г. Шардара

Преподаватель  начальных классов

      ОСШ имени Б. Сокпакбаева

   Наумова Мария Алексеевна

Классный час

 «Тайны национальных костюмов»

Актуальность: С возвращением к нам национальной
культуры все больше хочется знать о казахской и русской культурах, в том, как
жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали
обычаи и традиции.

Цель: Приобщение детей к
национальной культуре.

Задачи: Побуждать интерес детей к
национальному творчеству, помнить, что многие виды современной одежды пришли к
нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что национальный костюм
– это труд, творчество, мастерство женщин, воспитывать интерес к жизни предков,
уважение к ним.

Возраст детей: 4 класс.

image002

Тайны
национальных костюмов

   ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

 I. Организация класса.
Эмоциональный настрой

Я рада приветствовать всех присутствующих в нашем
классе.

Мы собрались не
просто друзья,

Классный час нам
провести пора.

Для этого на
команды мы разделились.

В каждой команде
есть свой командир.

А ну-ка взгляните
на них, друзья.

Руководить будут
всеми процессами они.

Им помогать будут:
эксперты, поисковики

И конечно же художники
и
модельеры.

Всем сегодня
найдётся работа,

Никому не придётся
скучать.

Прежде
чем объявить тему классного часа, я предлагаю нашим капитанам первое задание:
разгадать загадки

image003

На дворе мороз и стужа

Одеваться тепло нужно.

Это поймёт любой невежда

Зимняя нужна ….  (одежда )

Есть у бабушки-старушки,
Очень маленький секрет: 
Платья, книжки и игрушки, 

Занавески, погремушки,

 Всё она упрямо прячет, 
Чтоб не смог добраться внук. 
Есть у бабушки на даче 
Ветхий старенький…
             (Сундук)

—  Чем связаны эти отгадки? — Что хранится в сундуке?

И вот второе задание. Вашим командам предстоит собрать картинку. У
каждой группы своя картинка.

image004Стратегия «Мозаика»

image005

Отвечают капитаны.  Расскажите
о своих картинках. Кто на них изображён?

II. Сообщение темы и
цели занятия.

     Так чему посвящён
наш классный час? — О чём будем говорить на классном часе? Почему вы так
решили?
      — Мы с вами поговорим о старинных костюмах
русского и казахского
народов. Узнаем их предназначение и попробуем сравнить их.

      -А как вы думаете
для чего нам нужно изучать старинную одежду?

Предполагаемые ответы:

• для того, чтобы знать
историю своего народа,

• для того, чтобы
понять, сколько трудолюбия, терпения, выдумки, фантазии и любви русский человек
вкладывал в изготовление одежды

Учитель: — У каждого народа одежда была
свободной, длинной и необычайно красивой.

    
— А для чего нужна одежда человеку (ответы детей).

    
— Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить его, согреть,
но и уберечь от болезней, неприятностей, бед. Сколько живёт на земле человек,
столько лет и существует одежда. У каждого народа она разная. У каждого
поколения своя. Все наряды делятся на наряды зажиточных людей и простых людей.
И конечно охватить все костюмы и рассказать о них не хватит время урока. Но
сегодня мы погрузимся в тайны женской одежды, которые вошли в основу народных
костюмов обоих народов.

При подготовке к классному часу, вы
искали  сведения о народных костюмах. Так вот сейчас пришло время вам выступить
в поисковиков рассказать нам то, что вы узнали о народных костюмах.

*****

У меня давно возник
вопрос.

И теперь в проект он перерос:
В чём же раньше ходили?
Что же раньше на Руси и в Казахстане носили?

Я спросила у своих друзей
И сходила в городской музей,
В книгах я ответы искала,
Очень много их перелистала.

А потом копалась в интернете,
Там ответ найдёшь про всё на свете:
В чём же раньше ходили?
Что наши прабабушки носили?

— Я тоже готовилась и вот, что приготовила. (показываю сундуки).

Догадайтесь,  каким народам принадлежат эти сундуки? Почему вы
так решили?

http://ptkraduga.ru/assets/images/katalog-igrushek/narodnye-promysly/104.jpg

https://kz.all.biz/img/kz/catalog/406150.jpeg   

       -Как вы думаете, что в них  (Предположения
детей).

       — А хотите заглянуть

       — У каждой команды свой сундук. Откроем сундук и посмотрим, что в
нём лежит. (в «сундуках» лежат картинки национальной одежды. В русском сундуке
– русский национальный костюм, в казахском сундуке – казахский национальный
костюм)

****

О, женщина, тебя хвалю,

За сыновей благодарю,

Желаю здравствовать вовеки,

Ведь ты рождаешь человека.

Девчонка, девушка, жена –

Как ты важна для нас одна.

Тебя я за версту узнаю.

Тебя люблю и почитаю.

Ты дочь, сестра, мать и жена –

Ты самим богом рождена!

Рассказ  о
казахском народном костюме.

           
*****

Степь
казаха родила,

И
его одеть смогла.

Степь
кормила и лелеяла,

Степняком
казаха сделала.

Что
казаха окружало,

То
ему и помогало:

Степь
дала одежду, дом.

Мы
поговорим о том,

Почему
одеты так

И
казашка, и казах.

Интересно узнать о женских костюмах. Какими они были и
что олицетворяли?

Каким был казахский женский костюм

/ребята из поисковой группы демонстрируют  изделия одежды или
рисунки и рассказывают о них/

Рассказ ведут ученики из команды «казахи»

Комплект женской одежды всегда
соответствовал возрасту и семейному положению женщины.

Девичий
комплект состоял из лёгкого, приталенного отрезного платья –косетек,
украшенного двумя-тремя оборками –желбезек; нижней рубахи из белой ткани
– іш көйлек; нижних штанов – дамбал, шитых из той же
ткани или из разноцветного материала; приталенной бархатной безрукавки – камзол –
на подкладке яркой расцветки, богато отделанной разнообразной вышивкой гладью,
тамбуром и бисером, с нашивкой золотой или серебряной канителью, парчовой или
набивной каймой.

Завершали
девичий костюм тақия – маленькая шапочка, расшитая жемчугом,
золотистыми нитями, бусинками кораллов и перьями филина; белбеу –
кожаный или бархатный пояс; етік – лёгкие сапожки на высоком
каблуке из крашеной кожи; кебіс – калоши. Шапочка и пояс
подчёркнуто украшались и являлись по традиционным понятиям признаками
девичества.

Костюм молодой женщины состоял из
схожего комплекта за исключением белбеу.

http://www.erke-nur.kz/uploads/1533906082789582.jpghttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/04ed/00019f14-55e2e374/hello_html_m716419e1.jpgЗамужние
женщины
 так
же носили камзол,  застёгивая его на талии большой застёжкой – қапсырма.

  Длинный камзол свободного кроя,
чаще с рукавами, составляет часть костюма и пожилой казашки. Бархатный тёплый
халат на подкладке, шуба из шкурок зверьков носилась в холодный период.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/12be/0004ba25-315027e8/hello_html_m6b9c0c04.jpg

 Эффектным
элементом казахского женского костюма являлась распашная юбка – бөлдемше –
с широким поясом; она шилась в сборку и застёгивалась на пуговицу или пряжку.

В
одежде казахской девушки и женщины особую роль играли украшения, дополняющие
красоту тканей, и вышивки, органично входящие в общий строгий, и в то же время
женственный строй национальной одежды.

Головные уборы

С незапамятных времен отношение к головным уборам
у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось
оскорблением, а небрежно кинуть куда-нибудь свою — равносильно отречению от личного
счастья и удачи.

Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или
повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не
оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье
и благоденствие ее владельца.

Головные
уборы казахских женщин, как и женщин многих других народов, кроме основного
назначения выполняли еще и социальную функцию — указывали семейное положение
хозяйки.

У
замужних женщин они еще как то различались в разных родах и кланах, а вот
девичьи были сравнительно однотипны на всей территории Казахстана.

Для
девушки предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка «такия» и теплая
шапка с меховой опушкой — «борик»
или «Шошак борик» —
теплая шапочка, отделанная по околышу мехом выдры, лисицы или бобра

https://imgprx.livejournal.net/478e0e1cb40288fe0a897aa5771ddc58e0b3cf21/TYF3CJ8AZIvOZKm9GAli1DYSgZ-6mx4FwSuCgND1D6kD-5hmVN73U4wf-ddRA19qfzrRou22P1AFLImuiMbIKqt3fsGwbWEslKMH2ee4bM8https://imgprx.livejournal.net/2c2c06788033a059d3a5495ebb076a70577212a2/TYF3CJ8AZIvOZKm9GAli1DYSgZ-6mx4FwSuCgND1D6nEFD2eQoUdaD8l1IUSbz7tk1dY060eKVeBRyOuqM9fFnIDHGANlx9G8C9xzZGY52g

https://f4.mylove.ru/z_3TGo6xv17fGSXd3.jpg

Шапка с меховой
оторочкой на войлочной основе, снаружи покрытая тканью – бөрік – носилась как мужчинами, так и
девушками. Девичьи шапки были украшены подвесками, пучками перьев филина, цапли
или павлина. Название шапки связано со словом «борі»- волк, которого считали
древнейшим тотемом тюркских племён.

Девичья «такия» считалась самой красивой из всех
существующих в Казахстане тюбетеек. Она имела круглую форму и была очень
легкой, высота шапочки составляла 10-15 см. На верхушку «такии» пришивали перья
белого филина, как оберег, а края украшали дорогими камнями.

Такую тюбетейку девушки носили до самого замужества, а уже
на свадьбе существовал целый ритуал прощания с
«такией» — символом детства.


Отношение к головным уборам у казахов особое. Они никогда не носят чужие шапки
и не дают свои – считается, что так можно принять чужие беды и болезни, или
потерять свое счастье и удачу. Головные уборы снимают бережно, и стараются
положить в надежном месте, и ни в коем случае не допускают чтобы шапка
оказалась на полу или на стуле. В Казахстане много видов головных уборов:
такия, калпак, борик, кимешек, тымак, и другие.

      
Но самым интересным головным убором, который можно назвать одним из символов
казахской культуры, является саукеле.

Саукеле – уникальный головной убор невесты,
который делается вручную. Считается, что чем выше саукеле, тем большее уважение
проявляет невеста к семье жениха, и поэтому некоторые из них достигали в высоту
70 см. Также, Саукеле – самый дорогой элемент в костюме невесты, который
украшают драгоценными камнями, золотом или серебром, и другими элементами.
Порой за него отдавали табун лошадей, и при этом, невеста надевала его лишь
один раз – на свадьбу.

https://imgprx.livejournal.net/7f82619ba835d956e4b1b4ed7035f393909a78d0/TYF3CJ8AZIvOZKm9GAli1DYSgZ-6mx4FwSuCgND1D6m-YFjMABcMxQcACWTNwNOraWIavJ3iyLKTuWbmDEMhZ6tJgRjKV01PK28yiogu3Wkhttps://imgprx.livejournal.net/06b9d956d2cf425ac6c8d957268ff97147322feb/TYF3CJ8AZIvOZKm9GAli1DYSgZ-6mx4FwSuCgND1D6mpO0sdJPgzbddCjRmyOdgRE8IrYSZdXj-YHywh60QRH91GFdzmNf5LcIBy9dbaKg0

Касаба – нарядная шапочка, которую молодая
жена надевала на смену саукеле, и носила до рождения первого ребенка. 

https://pp.userapi.com/c840029/v840029222/1914c/O3VtXvnArAw.jpgИ вот такую
красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения
первенца. С рождением ребенка ей торжественно преподносили «кимешек», который и
сопровождал женщину до конца дней.

 «Кимешек» — облегающая шапочка
из белой ткани, закрывающая своими фалдами шею, плечи, грудь и спину. Лицевую
его сторону обычно украшали вышивкой, бисером, жемчугом, кораллами, серебряными
бляшками.  Вышивали «кимишек» и по краям выреза. Сверху на шапочку
навертывался высокий тюрбан из длинной белой ткани.

http://lgorod.kz/uploads/4406.JPG
«Кимешеки» представлены, очень широко
и повсеместно. По ним, как по паспорту, без труда можно определить возраст
женщины, местность, где она проживает и клан, к которому она принадлежит.

А теперь ответьте на вопросы викторины о казахском женском костюме.

1.    
После
свадьбы  женщина носила саукеле (1 день, год, до рождения ребенка).

2.    
 Важной частью женского гардероба был
пояс, Его носили (Старшие женщины в роде, девушки, молодые
женщины).

3.    
После
рождения ребенка женщина надевала на голову (борык, кимешек, ак калпак).

4.    
Название
этого головного убора, который носили мужчины, и девушки, связано с именем
волка (борык,каскыр
итбас). 

5.    
Основной вид 
казахской одежды, халаты,  которые носили и мужчины, и женщины (чапан, чепрак
чекмень).

6.    
 Казахские девушки носили шапочки,
украшенные перьями (филина, беркута, орла).

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRy-Ven7MavlYBn4E5PZXZ6Q

Каким был русский женский костюм

    — Основой любого комплекта одежды является
рубаха.  

-Рубаха — самая древняя и необходимая часть  русского  костюма.
Рубаха встречала       человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю
жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили
мужчины, женщины, дети.

Нёс костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.
На Руси короткие одежды
Надевать не смели и невежды.

Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.

https://kladraz.ru/upload/blogs/6422_459876d541e9fec2a83904f27191457d.jpgНа
узорах — травы, кони , птицы…

Выводили тонко мастерицы.
Вышивка людей оберегала —
Нечисть и болезни отгоняла. 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1946308/6c5e45a8-8c6d-41da-b300-dbc5dfc20d72/s375    — Вышивка была не
только украшением одежды, но и как оберег, от предков шла вера в магическую
силу рубахи.
Поскольку
рубашка определялась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали,
призванные защищать определенные части тела человека:  ворот, на шее крепится
голова и шею нужно оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный
рабочий орган — руки. Орнаменты располагались на груди: у женщин, чтобы
выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род.
Рубаха – основа  народного костюма,
шилась из белого льняного или конопляного полотна.  Считалось, чем богаче
украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица и владелец.

    Вторая важная
часть женского костюма было платье без рукавов (сарафан)

   Сарафан одевали поверх рубахи, украшали
спереди узорной полосой, тесьмой,

серебряным кружевом, узорными пуговицами. В основном их носили девочки
и девушки.

https://kladraz.ru/upload/blogs/6422_be9ac7ef9e26e8909203e8c2f7cc1aff.jpg-Обязательной деталью
сарафанного костюма являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными
кистями и подвесками, он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка,
гребень и  специальная сумка.

Пояс на рубахи надевали,
Им себя от зла остерегали.
Ну, а распоясаться, конечно,
Было стыдно да и просто грешно.

Разновидности поневы-Понева — древняя одежда.  Юбка, состоящая
из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным
узким пояском — гашником; ее носили только замужние женщины. По окраске понёвы
можно было узнать из какой деревни или губернии женщина.

 Так же в женском костюме присутствовал  передник.
Он одевался поверх поневы, был расшит вышивкой, по вышивке на переднике можно
было узнать, сколько лет женщине, сколько у нее детей, из какой она деревни

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0044/000a25eb-b44af8ac/img134.jpghttps://i.pinimg.com/736x/45/fe/9c/45fe9c3e207aaea077a9f8a66f26c2be--russian-beauty-russian-fashion.jpg    

  -Очень любили на Руси душегрейки, которые 
надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.

— По старинным поверьям волосы обладали магической
силой, через них можно было воздействовать на человека, поэтому и считалось,
что их должны оберегать, прятать от чужого глаза.

     — Девушки носили кокошник, венчик, замужние
женщины– кокошник, кичку, чепцы, капоры.

https://cs1.livemaster.ru/storage/6f/26/7f2f4de2d947d073a4e1a4e592lv--russian-historical-costumes-pokoiniki.jpghttps://static-i.vkostume.ru/data/vkostume/images/item_photos/src/184687/kokoshnik_nadezhda_s_zolotistoj_parchoj_0.jpghttps://magazin77.ru/wa-data/public/shop/products/86/02/286/images/671/671.750x0.jpghttps://i.pinimg.com/736x/94/fc/17/94fc17d22f292b5d6bda106521ff4d5c--a-girl-holiday.jpg

Коль девица с голой головою,
Значит, не помолвлена с судьбою. 
После свадьбы косы убирались.
Без платка нигде не появлялись.

Обувь русских людей      -Крестьяне
носили лапти, чеботы, сапоги, зимой валенки.

    
— Лапти плели из липового  лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как
липку»), а также из коры ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы
сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и
мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. Обувь
шили также из кожи, но только богатые люди, сапоги считались признаком
достатка.

    
— 
Свое  понятие о мире человек обозначал условными знаками.

  —Подол
женской рубахи или юбки-поневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с
точками. Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами.

На
рубахах выше пояса можно увидеть веточки, цветы, условные изображения 
растений. Все эти узоры выражали идею земли.

 -Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных
уборах часто изображали  солнце и звезды.

    -Таким образом, женщина, одетая в такой костюм представляла
как бы модель мира.

****

image030Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом? 
Возраст, ремесло и связь с народом.

Молодёжь в нарядах щеголяла,
Густо все костюмы украшала.
Лишь у стариков и у детишек
В украшеньях не было излишек.

В праздники деревня наряжалась,
Вся одежда в миг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски!
Яркие насыщенные краски!


Девушки лебёдушками плыли,
Первыми красавицами слыли.
Надевали кольца, серьги, бусы,
Разноцветные платки-убрусы.

Учитель:
— Ребята, вы внимательно слушали, запомнили, что сейчас было рассказано? Ну
тогда приступим к следующему домашнему заданию – загадкам. Вы  должны были
подготовить загадки. Задавать будем по очереди одна команда, а потом другая. За
правильную отгадку получите жетон.

Конкурс загадок

Все в шерсти, а кожи
нет.

                                   
(валенки)

Дуйся не дуйся,

                   Через голову суйся,

                   Попляши день-деньской

                   И пойдешь на покой.

                                                            (Рубашка)

5.                 Тепла не даёт,

                    А без него холодно

                                                            (Пояс)

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

                                            
(лапти)

Күндіз толады,
Түнде солады
                        (Шалбар)
Днём полные,
Ночью пустые.
                        (Брюки)

Учитель: А сейчас пришло время поработать
экспертной группе. В роли экспертов будут наши мальчики. Вам ребята предстоит
рассмотреть хорошо иллюстрации, вспомнить рассказ ребят и раскрыть тайну
схожести и различия казахской и русской женской одежды (каждая команда получает
картинки с нар. Костюмами обоих народов)

Учитель: А пока они работают, наши девочки покажут свой танец,
который демонстрирует единение народов

Танец

Учитель: Наши мальчики готовы. Давайте послушаем их.

   Выступление экспертной группы

Учитель: Мы с вами
раскрыли тайну и  убедились, что культура двух народов перекликается. Есть
много общего в нарядах, традициях и обычаях ношения одежды.

Вот например: замужние женщины всегда
убирали волосы. Прятали его под головной убор. Свой головной убор нельзя
кидать, крутить. А то здоровье покинет тебя и будет болеть голова.

Рубаха присутствует в гардеробе женщин
обоих народов.

У обоих народов были
вышитые пояса.  Распашн
ую юбкубөлдемше и понева- носили все женщины.

Камзол носили и
казахские  и русские женщины.

Русская игра  «Достань платок»

В старину платки не только носили, но и
играли с ними, но только не со своим. Платок подвешивали на шесте, достать его
можно было только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот кто выше
подпрыгнет и достанет платок

Вот сейчас и проверим, кто из
мальчиков ловкий.

VII.  Рассказ учителя о народных костюмах  в наше время.

   Мы
живём в 21 веке. Жизнь меняется и одежда тоже.
Молодёжь хотела
быть более современной. В результате народный костюм как массовый вид одежды
перестал существовать.  

 -Но
неужели навсегда исчез даже образ народного костюма?

 —
Конечно же нет. Разумеется, сейчас никто не ходит в домотканой понёве или
косоклинном сарафане и душегрее, но эти яркие образы остались и воплотились в
сценическом костюме.

   
-А народное искусство  по-прежнему питает сегодняшнюю художественную
культуру, всегда оставаясь чистым, живительным родником.   Народное
творчество вдохновляет современных  художников. Мотивы
 народного костюма
отразились

в коллекциях известных модельеров обоих народов.

 Работа
в группах

А
теперь я предлагаю вам, ребята, побывать в роли модельеров. Рассмотрите
современные наряды и определите, какие элементы народных костюмов есть в них.

Упражнение «Найди элементы народного костюма в
современной моде »

Учитель: Да, ребята, мы с вами  видим, что
народный костюм не исчез, а возрождается в современных нарядах. Столь
популярное ныне платье с оборками впервые появилось в северных областях Казахстана
в самом начале ХХ века.

А русский кокошник стал украшением
девочек и девушек на праздниках. И русский сарафан так же не не исчез. Его
носят современные модницы. Душегрейка немного изменилась, но сново вошла в
моду.

Русский передник в старину был украшением
костюма, то теперь он прижился в доме любой хозяйки и оберегает её одежду от
пятен.

Учитель: Об  одежде
народ сочинил загадки,  пословицы которые учат нас, игры. А так же есть песни в
которых поётся об одежде. Давайте послушаем  отрывки и угадаем о какой одежде
поётся в песне

Игра «Назови одежду
в песне»

VIII.
Подведение итогов занятия.

                       — О чем может рассказать нам русский народный
костюм?

                       — Из каких элементов состоит русский народный
костюм?

–                     — Что можно было узнать в то далекое время о
человеке, едва взглянув на его

     —Сегодня мы окунулись в прекрасный мир
старины,
познали
тайны
процесса создания национальных костюмов,
узнали о  символике вышивки. И пришло время вспомнить народные
пословицы. Вам предстоит собрать их

Игра «Собери пословицы»

По одёжке встречают,

— голому рубаха.

С миру по нитке

а здоровье и честь —
смолоду.

 Береги одежду снова,

по уму провожают

     —Давайте посмотрим,  друг на друга, улыбнёмся
и не будем забывать, что мы с вами живём в прекрасной стране. Наш  народ очень
мудрый, терпеливый, добрый.  Я надеюсь, что для   вас сегодня
открылась какая-то своя новая особенная тайна Казахстана.

Дополнительный
материал

Тулуп — самая распространённая зимняя одежда в России (в
некоторых краях назывался 
кожух), Монголии и Казахстане.
Популярность объясняется тем, что овчинная шкура являлась самым дешёвым и
распространённым материалом у 
кочевников, которые разводили миллионы
голов овец. Шьётся обычно из овчины либо заячьего меха. Мех в этом изделии
обращён внутрь (в отличие от шубы); неизменным атрибутом является
воротник — большой, отложной, который прекрасно укрывает при сильном
ветре. Именно длина тулупа и высокий воротник сделали его самой
распространённой зимней одеждой у кочевников 
Евразии, так как они хорошо защищали от
степного морозного ветра. Со временем овчинный тулуп получил распространение и
на Руси, в первую очередь у бедных людей, а затем и у знати и богатых. Чаще
всего бедняки тулуп ничем не крыли, а 
вышивали на нём, но так было не
всегда. В XVII веке тулупы стали крыть разными тканями (чем выше статус
владельца, тем дороже была ткань), иногда расшивая эти ткани камнями и
металлическими 
бляхами. В XVII — начале XVIII века
на Руси тулуп порой носили даже летом, чтобы показать своё положение —
общественное и имущественное. У кочевников же он продолжал массово оставаться
обычной повседневной одеждой, так как они жили именно разведением овец и
лошадей, ввиду чего недостатка в шкурах не было.

Часовым, охранникам и сторожам в холодное время года могут
выдать специальные 
постовые тулупы[6][7][8]

Русская народная игра «наш платочек голубой»

Участники игры образуют большой круг,
передают 3 платка по кругу, поют песню.

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай  скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

У кого платок окажется на последнее слово,
выходит в круг и пляшет.

Игра «Кружева» Выбираются двое водящих-
«челнок», «ткач». Остальные встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга
за руки- делают ворота. «Челнок» встает у второй пары, а «ткач»- у первой.
«Чеснок» по сигналу «ткача» начинает бегать «змейкой», не пропуская ни одни
ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнока» прежде чем он
добежит до конца, тот становится «челноком». А «ткач» выбирается из других
играющих.

Игра «Шатер» Участники игры делятся на 3-4
подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки (зала). В центре каждого
круга ставится стул, на котором висит платок с узорами. Дети берутся за руки
идут по кругу вокруг стульев, приговаривают: Мы веселые ребята, Соберемся все в
кружок, Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. С окончанием стиха дети
перестраиваются в один общий круг. Звучит русская народная мелодия. Взявшись за
руки, дети подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки взрослый дает
команду: «Строим шатер!». Дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и
натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая
первая построит «шатер»

  • Рассказ о неве 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о небе 2 класс для ребенка
  • Рассказ о небесных телах
  • Рассказ о наших сотрудниках
  • Рассказ о находках останков мамонтов на территории россии 5 класс кратко