Корреспонденты «ГП» отправились в рейд на общественном транспорте и узнали, используют ли гродненцы средства индивидуальной защиты.
Самую надежную защиту от коронавируса дает вакцинация. Но до тех пор, пока у населения не выработается коллективный иммунитет, не стоит забывать о других мерах защиты, в том числе о масках и социальной дистанции. К сожалению, людей без масок стало заметно больше. В салонах общественного транспорта в масках ездит примерно треть пассажиров. В этом мы убедились, отправившись в рейд посмотреть, как люди соблюдают рекомендации по мерам защиты от коронавируса.
Выбираем троллейбусный маршрут №1. Пассажиров без масок очень много. Выяснить у них причины того, почему они игнорируют рекомендации и едут без масок, не получается. В лучшем случае люди делают вид, что не слышат, или просят оставить их в покое. Некоторые пассажиры реагируют очень агрессивно. Говорят: «Это наше дело. Как хотим, так и ездим». Те, кто едет в масках, немного разговорчивее.
Одна женщина рассказала, что тоже одно время расслабилась и в прошлом году перестала носить маску. Результат оказался плачевным – заболела. После перенесенной коронавирусной инфекции она во всех общественных местах появляется строго в маске. Думает и о вакцинации, чтобы чувствовать себя полностью защищенной. Ждет только, когда пройдут полгода после выздоровления.
Еще одна женщина рассказала о том, как ее муж, таксист, в прошлом году, чтобы не терять заработок и не подвергать опасности семью, жил на даче. Деньги переводил жене на карточку, а общались только издалека или по телефону.
– При первой возможности мы все вакцинировались, но когда надо выйти в магазин или проехать на общественном транспорте, всегда пользуемся маской, – завершает свой рассказ женщина.
Мужчина средних лет, услышав наш разговор, отреагировал очень бурно:
– Мне уже сын надоел с этими вопросами. Да, ношу маску везде. Тех, кто их не носит, не понимаю. Ладно, о других ты не думаешь, так подумай хотя бы о себе!
Тут же на его реплику обернулся молодой человек без маски и «красноречиво» высказал все, что думает по этому вопросу. По его словам ясно, что он противник вакцинации и ношения масок, но свою точку зрения он аргументировать не захотел.
Прокомментировать ситуацию попросили директора троллейбусного парка Гродно Виктора Шарейко:
– Конечно, мы как перевозчики несем ответственность за здоровье и безопасность наших пассажиров и делаем все возможное для этого. Салоны троллейбусов перед выездом и в течение дня проходят санитарную обработку. Особое внимание уделяется поручням и сиденьям. Каждый водитель перед тем, как выйти на линию, получает запас масок, перчаток и антисептика. Это же касается и контролеров. В зависимости от продолжительности маршрута, от пяти до восьми раз речевые информаторы напоминают о необходимости соблюдать правила респираторного этикета. Кроме этого, в салонах транспортных средств размещены информационные листы. В них содержится не только информация о мерах предосторожности в условиях пандемии, но и о том, как правильно ухаживать за маской, чтобы она обеспечивала максимальную безопасность. К сожалению, мы не можем не впустить в салон человека без маски, но регулярно напоминаем о том, что они необходимы.
За время нашей поездки из репродукторов несколько раз доносились призывы пользоваться масками, но люди на них не реагировали. Памятки и листовки, расклеенные по салону, тоже оставались без внимания.
Рано утром отправляемся в поездку на городском автобусе №8 по маршруту Врублевского–Вишневец. Восьмой автобус пересекает весь город, делая остановки на площади Советской, у Гродненского государственного университета, рядом с театром кукол, а также в других людных местах города. Во время рейда всего в автобус зашли 70 человек, из них только 24 были в масках, при этом большая часть пассажиров, использующих защитные средства, – это люди пожилого возраста.
Молодой мужчина запрыгнул в автобус на Советской площади. Он, как и еще 6 человек из 17 пассажиров, зашедших в транспорт на этой же остановке, был в медицинской маске. Мы решили познакомиться с ним и спросить, почему в отличие от многих других пассажиров он не пренебрегает средствами индивидуальной защиты. Этого мужчину зовут Андрей, ему 25 лет, по профессии он программист.
– Я стараюсь носить маску для того, чтобы предотвратить заражение окружающих, – поделился Андрей. – Я и мои близкие уже переболели коронавирусом и перенесли эту болезнь достаточно неприятно, поэтому лучше я буду ходить в маске и не ощущать вины из-за того, что могу заразить кого-то. Мне кажется, тот, кто не использует средства индивидуальной защиты, – человек либо с низкой социальной ответственностью, либо он не до конца понимает всю серьезность ситуации.
Спустя еще несколько остановок мы встретили Полину – минчанку, студентку БГУ, которая приехала на несколько дней погостить в Гродно. Она считает, что многие скупятся приобретать маски.
– Мне не хочется судить, правильно или неправильно поступают люди, которые не используют маски в общественных местах, но, например, некоторым моим знакомым просто жалко потратить лишние деньги на покупку средства защиты от вируса. Это при том, что примерно год назад маску можно было приобрести в среднем за рубль, сегодня она стоит копеек 30 – не так уж и много, – сказала Полина. – К тому же большинству людей не хочется стирать использованные маски – они их выбрасывают, новые не покупают и так по кругу. Лично я стараюсь всегда иметь при себе чистую маску и надевать ее в общественных местах. На законодательном уровне мы не обязаны этого делать – нам рекомендуют, но со стороны здоровья – средства индивидуальной защиты необходимо использовать всем.
Подъезжая к Вишневцу, обратили внимание на пассажирку, которая обрабатывала руки антибактериальным средством – подошли пообщаться. Женщину зовут Наталья. По интересному совпадению выяснилось, что она работает контролером в автобусном парке.
– Сегодня нужно беречь себя и людей, которые находятся рядом. В связи с коронавирусом повсюду, в том числе и в транспорте, произошло много изменений. Мы посещаем магазины с большим количеством посетителей, ездим в автобусах, переполненных пассажирами, я бы не хотела ни себя, ни окружающих подвергать опасности, – отметила Наталья. – Увы, но некоторым людям очень тяжело объяснить, что надеть маску никогда не будет лишним – это простые правила культуры и гигиены. С пандемией все же не так легко бороться. Начинать нужно хотя бы с самого себя: мыть чаще руки, использовать средства индивидуальной защиты и следить за состоянием собственного здоровья.
В тему
Врач-гигиенист отделения гигиены труда зонального центра гигиены и эпидемиологии Виктория Черныш:
– Специалисты центра проводят контроль выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекции СОVID-19 при организации пассажирских перевозок. За истекший период 2021 года надзорными мероприятиями было охвачено 136 субъектов хозяйствования (более 520 транспортных средств). Нарушения санитарно-эпидемиологических требований выявлены в транспортных средствах 40 субъектов хозяйствования, привлечены к административной ответственности 5 виновных лиц.
Специалистами центра в ходе надзорных мероприятий проводится разъяснительная работа с пассажирами транспортных средств, в том числе с раздачей масок и памяток о необходимости соблюдения масочного режима при пользовании общественным транспортом. Каждый из нас в сложившейся эпидемиологической ситуации должен ответственно относиться не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих. Использование маски является важным звеном в комплексе мероприятий профилактики инфекции COVID-19.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Из-за перебоев с подачей света Центральный хурул Калмыкии отменил трансляцию в YouTube молебна в честь праздника Зул и перенес на начало января премьеру документального фильма «Песня Зеленой Тары». Опрошенные «Кавказским узлом» элистинцы рассказали, что встретили калмыцкий Новый год с родственниками.
Как сообщал «Кавказский узел», 10 декабря 2020 года традиционный праздничный молебен в честь калмыцкого Нового года и дня ухода в нирвану основателя буддийской школы Гелуг ламы Цонкапы в связи с пандемией коронавируса прошел в онлайн-режиме, а массовые мероприятия были отменены. Участвовать в богослужениях в таком режиме непривычно, однако соблюсти основные традиции семейного праздника это не помешало, рассказали опрошенные «Кавказским узлом» жители Элисты.
Зул отмечается 25-го числа месяца Быка по лунному календарю и знаменует начало Нового года. Название праздника происходит от обычая зажигать лампады – «зул». По мнению историков, эта традиция символизирует поклонение солнцу, звездам. В праздник Зул калмыки приходят в буддийские храмы, чтобы совершить обряд продления лет, сделать подношения ламе Цонкапе и своим предкам. В буддизме Зул отмечается и как очередная годовщина со дня ухода в нирвану ламы Цонкапы (1357-1419). Именно он в начале XV века стал основателем желтошапочной школы Гелугпа, им же разработано учение «Большое руководство по этапам пути к пробуждению» – «Ламрим Ченмо».
День празднования Зул, который в этом году пришелся на 29 декабря, традиционно объявлен в Калмыкии выходным днем. Соответствующий указ главы Калмыкии Бату Хасикова был опубликован 9 декабря на его сайте.
В связи с тем, что в некоторых районах Элисты, в том числе в центре города, с утра и примерно до 15.00 мск 29 декабря из-за аварии отключилось электричество, Центральный хурул Калмыкии отменил онлайн-трансляцию в YouTube большого праздничного молебна в честь праздника Зул и провел прямой эфир на своей странице в Instagram, сообщил пресс-секретарь хурула Цецен Надбитов.
«В 13.00 мск у нас должна была состояться премьера документального фильма «Песня Зеленой Тары» о старинной калмыцкой тханке (изображение религиозного характера на ткани, – Прим. «Кавказского узла»). Но показ также пришлось отменить, потому что свет дали, если не ошибаюсь, только в 15.00 мск. В ближайшее время администрация хурула примет решение, когда пройдет презентация фильма. Скорее всего, это будет во время новогодних праздников. В остальном праздничные мероприятия прошли по плану», – сказал Надбитов корреспонденту «Кавказского узла».
Программа мероприятий Центрального хурула, посвященных празднику Зул, включала в себя ритуал «Тысяча подношений ламе Цонкапе», угощение верующих чаем и борцоками, презентацию фильма документального фильма «Песня Зеленой Тары», а также обход хурула с пением мантры «Мигзм» и возжиганием лампадок, сообщил 28 декабря Центральный хурул на своей странице в Facebook.
Традиционные ритуалы продления жизни, которые проводятся накануне наступления калмыцкого Нового года, начались 4 декабря и проводились каждые выходные до 26 декабря в онлайн-режиме, рассказал представитель Центрального хурула. «Поскольку во время ритуалов вход в хурул был закрыт, в будни увеличился поток желающих попасть на индивидуальные приемы, которые проводят наши монахи со вторника по четверг. В эти дни прием велся иногда в трех, иногда в четырех кабинетах. В среднем ежедневно ламы успевали принять около 80 человек. Это заметно больше, чем обычно», – отметил Надбитов.
Зул для калмыцких буддистов является одновременно и днем поминовения, и праздником, пояснил пресс-секретарь Центрального хурула. «В этот день мы поминаем ламу Цонкапу, основателя школы Гелуг, последователями которой уже на протяжении четырех веков являются калмыки. В то же время, по калмыцкой традиции, в Зул заканчивается год и с первого дня месяца Барса – в этом году с 3 января – начинается отсчет нового года. Так что для калмыков у даты Зул двойное значение», – подчтеркнул Надбитов.
Элистинцы рассказали о праздновании Зул в условиях пандемии и перебоев с подачей света
Ситуация с пандемией и отключение электричества не помешали жительнице Калмыкии Ирине традиционно отпраздновать Зул со своей семьей, заверила 32-летняя элистинка. «Я уже не особо слежу за ситуацией с пандемией, но по моим субъективным ощущениям, коронавирус уже не так агрессивен. Мы все вакцинировались, среди моих родственников тяжелых случаев заболевания не было. Так что мы не боимся навещать друг друга. Сегодня сходили к родителям мужа, моим родителям, угостили их борцоками, попили калмыцкий чай. Трансляцию молебна я не смотрела, но мы заказывали в онлайне ритуалы продления жизни, отправляли имена членов семьи по электронной почте, делали подношения через мобильный банк. Отключение света настроение не испортило. Но только потому, что в такие дни у калмыков не принято давать волю негативным эмоциям. В целом, конечно, этот год запомнился постоянным авариями – то света нет, то воды, улицы постоянно перекопаны были. То ли власти не справляются, то ли системы все разом обветшали. Не знаю, что происходит, но хотелось бы пожелать, чтобы в следующем году все наладилось», – сказала Ирина.
Отключение электроэнергии «подпортило настроение», но основным препятствием для похода по гостям стал гололед, заявила предпринимательница Занда. «Если бы жила с родителями, никуда сегодня не стала бы выходить. А так пришлось – не столько даже из-за традиции, больше из-за того, что в такой гололед надо избавить стариков от походов в магазины, аптеки и пр. Спросила родителей, что им нужно купить, съездила, навестила. Естественно, с борцоками. Ходить по такому льду очень сложно и опасно. Дорожки посыпаны песком лишь местами. Без света посидеть еще полбеды. А вот ноги переломать в новогодние праздники будет обидно», – сказала 50-летняя элистинка корреспонденту «Кавказского узла».
Перебои с электроснабжением в Элисте 28-29 декабря вызваны погодными условиями: из-за наледи обрываются провода, пояснил депутат Госдумы Бадма Башанкаев в видеообращении, опубликованном в ночь на 30 декабря на его странице в Instagram.
Пенсионерка Зинаида из-за погодных условий провела праздничный день дома. «В последние два года в Зул никуда не хожу. В прошлом году из-за ковида, в этом – из-за гололеда. Посмотрела трансляцию молебна, помолилась за всех близких. Приезжал сын, угостила его борцоками. Свет у нас тоже отключали, но что поделать – погода такая на улице. Провода, говорят, из-за льда обрываются. Зул для меня сейчас больше ассоциируется с молитвами, ритуалом продления жизни. Это раньше в этот день веселились, устраивали застолья. Потом ламы объяснили, что это день поминовения, что в Зул надо воздерживаться от негативных действий. Так что я не испытывала сегодня особого дискомфорта из-за проблем с погодой и электричеством. Но, конечно, настораживает, что в последнее время перебои с электроэнергией участились. У меня в квартире прохладнее стало, когда света не было», – рассказала пенсионерка корреспонденту «Кавказского узла».
По калмыцкому календарю Зул наступил 29 ноября, отметил безработный Хонгор. «Я отпраздновал Зул вместе с братьями-монголами и бурятами месяц назад. Мне не нравится, что тибетские ламы навязывают калмыкам свои обычаи. Спасибо им за то, что помогли возродить в Калмыкии буддизм. Но хотелось бы большего уважения к нашим национальным традициям. Наш календарь теперь не совпадает с календарем других монгольских народов. Хотя, по сути, мы один народ. Я слушал пояснения по датам календаря лам Центрального хурула. Вроде все аргументировано, со ссылками на священные тексты. Но мои воспоминания о праздновании Зул и Цаган сар в советские времена и моя интуиция подсказывают, что мы должны идти в ногу с остальным монгольским миром. На уровне подсознания не могу принять официальную позицию хурула в этом вопросе», – сказал 52-летний мужчина корреспонденту «Кавказского узла».
Буддисты и тенгрианцы подискутировали о смысле праздника Зул
Дискуссия о дате празднования Зул в 2021 году развернулась в калмыцком сегменте соцсетей в ноябре. 17 ноября старший администратор Центрального хурула Йонтен-гелонг (Сергей Киришов) записал видео с разъяснением об астрологических буддийских традициях калмыков и остальных монгольских народов. По его словам, монголы, буряты и тувинцы с начала XX века следуют астрологической системе, созданной буддийским ученым Сумба-хамбо Еше Палджором (1704 –1788), – в 1911 году эту систему официально утвердил глава буддистов Монголии Богдо-гегян VIII. Калмыки же остались приверженцами астрологической традиции, которая «берет свое начало от регента Далай-ламы V – Деси Сангье Гьяцо (1653—1705)». «Основным трактатом этой традиции является текст «Вайдурья Карпо», или «Белый берилл». Этот трактат лежит в основе всех астрологических вычислений Института тибетской астрологии и медицины при Его Святейшестве Далай-ламе XIV», – подчеркнул Йонтен-гелонг.
Анализ буддийских календарей и альманахов, созданных калмыцкими ламами до и после революции, дает основания утверждать, что они тоже придерживались астрологической традиции, изложенной в «Белом берилле», добавил представитель Центрального хурула. «Почему же калмыки вместе с остальным монгольским миром не перешли на новую астрологическую традицию? Причина в том, что она больше подходят именно для Восточной Азии. Поэтому калмыки остались следовать старой астрологической традиции, на основе трактата «Белый берилл», которая больше подходит для европейской части мира», – рассказал калмыцкий монах.
Разночтения в дате празднования Зул происходят из-за «дополнительного» лунного месяца, пояснил Йонтен-гелонг. «Дело в том, что в лунном месяце бывает только 30 суток. В то время как в солнечном календаре в некоторых месяцах бывает 31 день. <…> Чтобы лунный календарь не сдвигался каждый год на пять дней, иногда в лунном календаре добавляется дополнительный месяц. <…> Разница между двумя астрологическими традициями в том, когда именно добавлять дополнительный месяц и каким образом компенсировать отставание лунного календаря. В 2021 году, согласно нашей астрологической традиции, дополнительный месяц добавляется в месяц Мыши, или в девятый лунный месяц. А, как мы знаем, Зул отмечается в 25 лунный день месяца Коровы, то есть в десятый лунный месяц. И у нас он выпадает на 29 декабря. В то время, как, согласно астрологической традиции, которой следуют в Монголии, девятый лунный месяц не добавлялся. Поэтому у них 25 лунный день месяца Коровы выпадает на 29 ноября», – констатировал администратор Центрального хурула.
Календарь ойрат-калмыков уникален, он не восходит ни к тибетской, ни к монгольской традиции, заявил глава Центра развития современной ойратской культуры «Тенгрин уйдл» (Млечный путь»), основатель музея «Уникальная Калмыкия» Басан Захаров. «Только ойраты начинают год с месяца Барса. Первый день этого месяца является праздником Жилин эзн – Хозяин года. У тибетцев, китайцев, наших братьев-монголов год начинается в феврале, у нас – в декабре. Поэтому нельзя говорить, что калмыки синхронизировались с тибетским или монгольским календарем. <…> Я думаю, это несправедливо по отношению к нашим предкам, нашей культуре и будущему нашего народа», – сказал Захаров на видео, опубликованном 27 ноября на сего странице в Instagram.
В Тибете нет такого праздника как Зул, заверил он. «Наш Зул – это не день поминовения ламы. <…> Основа праздника Зул – это день рождения Вселенной. До революции, напомню, калмыки не отмечали индивидуальные дни рождения. Зул – это время обновления энергии во Вселенной. Обновляется энергия, обновляемся мы. Поэтому мы отмечаем [общий для всех калмыков] день рождения и проводим обряд продления жизни. Это именно наша, ойратская традиция», – подчеркнул популяризатор тенгрианской культуры.
В калмыцкой традиции Зул не может выпадать на конец декабря, поскольку праздник должен проводиться до зимнего солнцестояния, то есть до 21 декабря, добавил Захаров. «Кроме того, в монгольской традиции нельзя добавлять месяц в холодное время года, потому что считается, что это время нижнего мира, и оно не очень благоприятно для всех живых существ. Никогда в ойратской традиции дополнительный лунный месяц не прибавлялся в холодное время года – только в летний период. Насколько я знаю, в Монголии следуют этой традиции, они ее сохранили. Поэтому у нас не сходится календарь», – констатировал руководитель музея.
Захаров призвал калмыцкое общество к дискуссии с участием ученых и духовенства. «Я считаю, что в этом году 29 ноября нужно встретить день рождения Вселенной, а 29 декабря надо, наверное, провести поминальные службы по ламе Цонкапе», – подытожил он.
Текст: Андрей Россомахин24.11.2021 3164
Леонид Губанов (1946–1983) был легендой отечественного андеграунда: «русский Рембо», основатель неформального объединения СМОГ (Самое Молодое Общество Гениев), автор знаменитой поэмы «Полина», спровоцировавшей травлю молодого поэта в советской прессе — и столь же бурный интерес к нему со стороны нонконформистского сообщества. За публикацией фрагмента этого произведения в журнале «Юность» последовали невозможность печататься, а позднее — давление со стороны КГБ, принудительные госпитализации в психиатрические клиники и смерть автора в 37 лет. В официальной прессе поэма была напечатана только в 1989 году. В год 75-летия Губанова в издательстве «Пушкинский Дом» вышло новое издание «Полины» с подробными научными комментариями, архивными документами и иллюстрациями, которые поэт оставлял на полях рукописей и обложках самиздатских сборников. Научный редактор книги Андрей Россомахин поделился с «Артгидом» своим очерком о тесной связи поэтического и визуального в творчестве Губанова, а также кратко аннотировал новую книгу.
Леонид Губанов в своей квартире на ул. Красных Зорь. Около 1976. Фрагмент фотоснимка. Источник: vnnews.ru
…я пришел в квартиру к Губанову. Там кишело… Стоял крик. Ликование. Я вообще такого никогда не видел. Была атмосфера большой жизненной удачи — люди почувствовали свободу. Почувствовали себя свободными. Это было самое свободное место в огромной стране…
Саша Соколов
Россия, как спала? С утра, наверно, робко вам?!
Леонид Губанов
Сближение поэзии и живописи обозначилось в советском андеграунде практически с самого начала — в этом можно увидеть прямую ориентацию шестидесятников на эпоху авангарда, когда целый ряд поэтов были профессиональными художниками, и наоборот — ярчайшие художники авангардной эпохи могли экспериментировать на поэтическом поприще (назовем хотя бы стихотворные опыты Филонова, Малевича, Розановой, Степановой).
В «Лианозовскую школу» Москвы входили и художники, и поэты. В Ленинграде с художниками «арефьевского круга» дружил Роальд Мандельштам. Единению в условиях полулегальной среды способствовали чтения в мастерских художников, выставки картин на творческих вечерах (в том числе квартирных). Знаменитый поэт советского андеграунда Леонид Губанов (1946–1983) тоже известен как художник — автор большого количества графических работ и акварелей. Писали стихи многие знакомые Губанова — в том числе художники Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Василий Ситников. Рисунки Губанова в черновых автографах и самодельных книжках заставляют вспомнить графику Федерико Гарсия Лорки, а иногда и графические экзерсисы Пушкина. Графика поэта, чаще художника-дилетанта, нежели профессионала, — это отдельное явление, давно заслужившее пристальное внимание не только филологов, но и искусствоведов. Особенно интересно, когда поэт сам оформляет свои книги (в случае Губанова — самиздатские машинописные), а также создает автопортреты.
Обложка книги «“Полина” Леонида Губанова: поэма, пророчество, манифест». СПб.: Пушкинский Дом, 2021. Фото: Книжный магазин «Фаланстер» via Facebook
Вероятно, значительная часть губановских работ утрачена, тем не менее в последние годы его рисунки неоднократно выставлялись в Государственном литературном музее (2006, 2013, 2016), а его поэтические сборники ныне традиционно иллюстрируются авторской графикой (лучшее издание — выпущенный в 2012 году издательством «Вита Нова» 600-страничный том «И пригласил слова на пир: стихотворения и поэмы» со 116 полноцветными иллюстрациями поэта).
Как отмечал Андрей Журбин, исследователь, публикатор и библиограф Губанова, еще в ранних текстах поэт заявил о родстве именно с живописцами[1]: «Я от репейников, от Репиных…», «Я плох, мой дедушка, мой Суриков…». В его произведениях встречаем образы художников — от иконописцев до авангардистов: Рублев, Микеланджело, Босх, Гойя, Рокотов, Гоген, Ван Гог, Федотов, Саврасов, Левитан, Васнецов, Модильяни, Малевич, Кандинский, Дали… Шедевры мировой живописи постоянно вписываются Губановым в систему образов: «Но “Незнакомкою” Крамского / Ты, слава, мне уже видна!..», «А пальцы, словно бы артиста, / “тропининского гитариста”…», «всплывают гении, как трупы Герники…», «ты босиком пошла, / как та знаменитая Сикстинская Мадонна…», «Поцелуй, как красный конь…».
В заглавиях губановских стихов нередко встречаются живописные и графические техники, жанровое обозначение текстов нетривиально контаминировано с материалами из арсенала живописца или графика: «Эскиз (Ватман, цветная тушь)», «Запоздалый холст (Уголь)», «Фатальная акварель», «Осень (Масло)», «Пастель на подоконнике», «Августовская фреска», «Офорт в грусти», «Гравюра», «Темпераментная темпера», «Акварель сердцам невинным». Как в графических, так и в поэтических произведениях Губанова распространены коллажные наложения, «соединения» разнородных объектов. Глаз художника выдает и точная цветопередача («Утро синеет, как простынь в горошек…», «на губ разбитых киноварь…»), и контаминирование эмоционального измерения с живописным:
Мой стыд широколиц, как луг,
Под маковым платком основы.
Он требует белила рук
На гениальный холст озноба…
В своей поэме «Полина» 17-летний поэт, позднее заслуживший аттестацию «русский Рембо», предсказывает судьбу своего поколения все в том же «живописном коде»:
…Да, нас, опухших и подраненных,
Дымящих, терпких, как супы,
Вновь распинают на подрамниках
Незамалеванной судьбы…
Но даже и без конкретных атрибутов и примет живописного антуража меткий глаз художника ощущается во многих строках поэта, например в стихотворении «Памяти Александра Полежаева» (1973), которое одновременно с панорамой николаевского безвременья (годы жизни разжалованного в солдаты Полежаева — 1804–1838), безусловно, проецировалось советским читателем на собственную эпоху; заметим ли мы через пятьдесят лет в этих губановских строчках приметы наших сегодняшних дней — вопрос риторический:
…И шебуршила знать, когда нас запрещали,
в такие годы брать — мороз по завещанью,
стеклянная пора, где глух топор и сторож,
где в белый лоб дыра, где двух дорог не стоишь.
Где вам жандармы шлют гнилой позор допросов.
Где всем поэтам шьют дела косым откосом.
Где узнают карниз по луже с кровью медленной
полуслепых кулис… Там скрылся всадник медный.
Где девки, купола, где чокнутое облако?
Россия, как спала? С утра, наверно, робко вам?!
И щами не щемит во рту народовольца,
и брезжит динамит, и револьвер готовится.
Горбатая Москвой Россия зубы скалит,
ее с ее тоской могила не исправит…
Некоторые стихи Губанова «рисуются» подобно устоявшимся жанрам изобразительного искусства: исторической живописи, пейзажу, портрету. Или вот автопортретная зарисовка 1983 года, первая строфа которой предстает как экфрасис живописного полотна:
Сердце мое стучит, как гренадер — каблуками,
что к императору взбегает на второй этаж.
Нервы рвутся, как драгоценные ткани,
а как мне перевязать кровью истекающий карандаш?..
Есть и недатированный эротико-поэтический портрет, заставляющий вспомнить знаменитую формулу «в тот день всю тебя от гребенок до ног» из пастернаковского «Марбурга», — у Губанова это выглядит подобием раскованного беглого росчерка в жанре ню:
Я Вас нарисовал в анфас
С глазами будто бы эфес.
Я Вас нарисовал от глаз
До самых жарких Ваших мест.
Или, например, вспомним впечатляющий поэтический очерк «Саврасов» (1983) — это сжатая до шести строф попытка дать исчерпывающий рассказ и о самом академике-передвижнике, и о тех архетипах русскости, которые запечатлел и навечно ввел в отечественный психотип автор хрестоматийного холста «Грачи прилетели»:
Кружок кровавой колбасы,
За три копейки склянка водки.
Обледенелые усы
И запоздалый взгляд кокотки.
От сумерек сошли с ума
Усталых рук твоих развалы,
И лишь картежница-зима
Сквозь снег тасует — тройки, пары.
Пургой обмятый, ты без чувств
В сугробов падаешь бумаги,
Где теплые глаза лачуг,
Как проститутки и бродяги.
От замороженной руки
Струится пар в тепле ночлежки,
И ворон делает круги,
И вечер раздает насмешки.
Ты наливаешь водки — в штоф
Потрескавшийся, как окошко.
И хорошо вам было чтоб,
Вы напиваетесь с ним в лежку.
Лишь сердца — трепетный паром
Подрагивает в сонном теле.
Не вспоминай же о былом,
Как церковь рисовал пером,
Когда грачи не прилетели!
А вот как поэтическая рефлексия разворачивается в стихотворении «Петербург» (1964, посвящено Иосифу Бродскому) — здесь Губанов ассоциирует Марину Цветаеву и поэзию в целом с боярыней Морозовой, его поэтическая мысль напрямую инспирирована культовым холстом Сурикова, а само поэтическое творчество в России понимается как мученический подвиг, возможный лишь в форме противостояния государству, режиму, господствующей идеологии:
...Как будто Царское Село,
как будто снег промотан мартом,
еще лицо не рассвело,
но пахнет музыкой и матом.
Целуюсь с проходным двором,
справляю именины вора,
сшибаю мысли, как ворон
у губ с багрового забора.
<...>
Марина! Слышишь, звезды спят,
и не поцеловать досадно,
и марту храп до самых пят,
и ты, как храм, до слез до самых.
Марина! Ты опять не роздана,
ах, у эпох, как растерях, —
поэзия — всегда Морозова
до плахи и монастыря!
Ее преследует собака,
ее в тюрьме гноит тоска,
горит, как протопоп Аввакум,
бурли-бурлючая Москва.
А рядом, тихим звоном шаркая,
как будто бы из-за кулис,
снимают колокольни шапки,
приветствуя социализм!..
Как и многих живописцев, Губанова интересовала не столько передача внешнего сходства, сколько отражение внутреннего мира. Под впечатлением от судеб великих подвижников искусства и героев отечественной истории поэт уже с семнадцатилетнего возраста начал создавать стихи, в лирической ткани которых ощущался эпический пафос, содержащий потенциал визуальных проекций. Вот, например, пара строф из ранней поэмы «Пугачев» (1964):
…Давай, мой золотой, подшучивать,
амбары городов палить.
И по велению по щучьему
дворян в тугой костер валить.
Горят карманы-закрома.
Горит зеленое именьюшко…
О, сколько дров ты наломал,
мой царь, мой дурачок Емелюшка!..
В том же 1964 году поэт благодаря содействию Евгения Евтушенко напечатал в журнале «Юность» судьбоносные двенадцать строк под заголовком «Художник» (эти строки — маленький фрагмент из его поэмы «Полина»), где плотно соседствуют холст, рама, краски, полотна и мольберт:
Холст 37 на 37.
Такого же размера рамка.
Мы умираем не от рака
И не от старости совсем.
Когда изжогой мучит дело,
Нас тянут краски теплой плотью.
Уходим в ночь от жен и денег
На полнолуние полотен.
Да, мазать мир! Да, кровью вен!
Забыв болезни, сны, обеты!
И умирать из века в век
На голубых руках мольберта.
Помимо неминуемых ассоциаций «холста 37 на 37» с годом Большого террора, проницательные читатели, как уже отмечалось комментатором, могли увидеть аллюзию на биографию Гогена, бросившего семью и высокооплачиваемую работу ради возможности отдаться творчеству. (Несколькими годами ранее образ Гогена мелькнул и в «Параболлической балладе» Андрея Вознесенского — позднее он читал ее на площади Маяковского в фильме «Москва слезам не верит».) Но в этих трех губановских строфах советский официоз разглядел не только нечто, скандально выбивающееся из общего ряда, но и даже крамолу на общественно-политический строй и молодое поколение.
Последующая травля юного поэта в советской прессе, создание нонконформистского СМОГа (Самого Молодого Общества Гениев), преследование КГБ, громкий успех в среде андеграунда и абсолютное замалчивание в официальном литпроцессе — этапы губановской биографии, оборвавшейся в роковом 37-летнем возрасте.
Разворот книги «“Полина” Леонида Губанова: поэма, пророчество, манифест». Источник: pushkindom.ru
Сейчас, в год 75-летия поэта, его юношеская поэма впервые вышла в свет отдельным изданием и в сопровождении научного аппарата: со статьей и подробными комментариями Андрея Журбина, ведущего исследователя творчества Губанова, с переводами на иностранные языки, с редкими иллюстрациями и архивными документами, включая пасквили, с которыми на 17-летнего юнца набросились миллионотиражные советские таблоиды — «Правда», «Огонек», «Наш современник», «Крокодил»… Что ж, пасквилянты и прокуроры тоже остаются в истории — благодаря поэтам.
О том, как двенадцать строк Губанова из поэмы «Полина» определили всю его дальнейшую судьбу — и предсказали судьбу поколения нонконформистов, — можно прочесть в этой книге, только что вышедшей в свет в петербургском издательстве «Пушкинский Дом». А наш краткий очерк мы закончим тем, что воспроизведем знаменитое Воззвание СМОГа, созданное в 1966 году, тогда же перепечатанное за рубежом — и вызвавшее ярость советского официоза. Подобных гневных публичных инвектив в адрес комсомола (!), чекистов (!) и «жирных физиономий “советских писателей”» (!) в то время невозможно было себе представить:
МЫ СМОГ!
МЫ!
Наконец нам удалось заговорить о себе в полный голос, не боясь за свои голосовые связки.
МЫ!
Вот уже восемь месяцев вся Россия смотрит на нас, ждет от нас…
Чего она ждет?
Что можем сказать ей мы, несколько десятков молодых людей, объединенных в Самое Молодое Общество Гениев — СМОГ?
Что?
Много. И мало. Всё и ничего.
Мы можем выплеснуть душу в жирные физиономии «советских писателей». Но зачем? Что они поймут?
Наша душа нужна народу, нашему великому и необычайному русскому народу. А душа болит. Трудно больной ей биться в стенах камеры тела. Выпустить ее пора.
Пора, мой друг, пора!
МЫ!
Нас мало и очень много. Но мы — это новый росток грядущего, взошедший на благодатной почве.
Мы, поэты и художники, писатели и скульпторы, возрождаем и продолжаем традиции нашего бессмертного искусства. Рублев и Баян, Радищев и Достоевский, Цветаева и Пастернак, Бердяев и Тарсис влились в наши жилы, как свежая кровь, как живая вода.
И мы не посрамим наших учителей, докажем, что мы достойны их. Сейчас мы отчаянно боремся против всех: от комсомола до обывателей, от чекистов до мещан, от бездарности до невежества — все против нас.
Но наш народ за нас, с нами!
Мы обращаемся к свободному миру, не раз показавшему свое подлинное лицо по отношению к русскому искусству: помогите нам, не дайте задавить грубым сапогом молодые побеги.
Помните, что в России есть мы.
Россия, XX век
В этом Воззвании, как и в самой аббревиатуре «СМОГ», с ее победно-утвердительной констатацией (смог — значит сделал-сумел-осуществил-добился-преодолел!), безусловно, ощущаются отголоски столь важного для Губанова Велимира Хлебникова, его императивного фрагмента из энигматической сверхповести «Зангези» (1922):
Иди, могатырь!
Шагай, могатырь! Можарь, можар!
Могун, я могею!
Моглец, я могу! Могей, я могею!
Могей, мое я. Мело! Умело! Могей, могач!
Моганствуйте, очи! Мело! Умело!
Шествуйте, моги!
Шагай, могач! Могей, могач!
Могуй, могач! Руки! Руки!
Можарь, мой ум! Могай, рука! Могуй, рука!
Моган, могун и могатырь!
Иди!
Могай, моган! Могей, могун!
Глаза могвы, уста могды!
Могатство могачей!..
Нашей сегодняшней России крайне требуется кто-то. Кто-то — кто СМОГ БЫ. И поэтические фигуры, ставшие легендами, — такие как Хлебников или Губанов, — оказываются остро актуальными и остро социальными рупорами не только своего, но и нашего времени, даже спустя многие десятилетия.