Рассказ о начале великой отечественной войны

Даже самое трагическое событие можно забыть. так происходит и с великой отечественной войной людей, которые прошли через военное время,
Рассказ о начале великой отечественной войны

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Рассказ о начале великой отечественной войны

Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

Зачем рассказывать детям о войне

Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

С чего начать беседу

Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

Почему началась война

Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

Рассказ о начале великой отечественной войны

Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

  • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
  • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
  • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
  • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
  • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
  • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
  • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
  • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Какая страна напала на Советский Союз?
  3. Кто такие фашисты?
  4. Кто победил в войне?
  5. Сколько времени продлилась ВОВ?
  6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

Военные профессии

Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

Города-герои

Рассказ о начале великой отечественной войны

Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

  • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
  • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
  • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
  • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
  • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
  • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
  • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
  • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
  • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
  • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
  • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
  • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.

Награды

Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

  • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
  • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
  • награды за оборону городов-героев.

Как рассказать ребёнку о Дне Победы

Рассказ о начале великой отечественной войны

Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?

Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

Марат Казей, 14 лет

Рассказ о начале великой отечественной войны

Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

Сережа Алешков, 6 лет

Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

Зина Портнова, 17 лет

Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

Лучшие книги и рассказы о войне для детей

Рассказ о начале великой отечественной войны

Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

Для дошкольников

  1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
  2. А. Гребенина «Вера Иванова».
  3. А. Митяев «Письмо с фронта».

Для младших школьников

  1. Л. Воронкова «Девочка из города».
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
  3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Для среднего звена

  1. В. Богомолов «Иван».
  2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

Для подростков

  1. А. Лиханов «Последние холода».
  2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
  3. Б. Васильев «В списках не значился».

Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

  1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
  3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
  4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Рассказ о начале великой отечественной войны

Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

Композиции из пластилина

С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

  1. Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
  2. Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw

Голубь мира

Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

  • Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk

Другие варианты

  1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
  2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
  3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.

Рассказ о начале великой отечественной войны

Рассказ о начале великой отечественной войны

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Цели урока:

  • охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
  • выяснить причины неудач Советской Армии в первые месяцы войны
  • привести примеры мужества и героизма советских воинов
  • проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны
  • учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к тем, кто победил в войне с фашизмом

Урок комбинированный.

Урок изучения нового материала с использованием презентации «Начало Великой Отечественной войны» (приложение).

Оснащение урока: Презентация «Начало Великой Отечественной войны», где используется карта начального периода войны, фрагменты документальных фильмов о войне, схема о готовности Германии и СССР к войне, выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне

Ход урока

1. Оргмомент. Постановка целей урока.

2. Проверка изученного материала. Тестирование.

Часть класса тестируется на компьютере, часть класса отвечает письменно.

Тест по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны»

Вариант I

1. СССР и Германия, подписав Договор о ненападении и секретные протоколы к нему, договорились:

а) о дате нападения Германии на Великобританию

б) о разделе сфер влияния между Москвой и Берлином в Восточной  Европе

в) о разделе сфер влияния в Азии и на Балканах

г) о дате нападения на Францию

2. Заключив Договор о ненападении с Германией СССР:

а) выиграл время для укрепления обороны страны

б) отодвинул свои западные границы

в) получил возможность восстановить советское государство в границах бывшей Российской империи

г) все выше перечисленное

3. Угроза войны на Дальнем Востоке была ликвидирована:

а) после разгрома Японии на Халхин — Голе

б) после разгрома Японии на озере Хасан

в) после подписания договора о ненападении с Германией

г) после начала II мировой войны

4. В сентябре 1939 года к СССР были присоединены:

а) Западная Белоруссия и Западная Украина

б) Бессарабия

в) Варшавское воеводство

г) Северную Буковину

5. Прорывом «линии Маннергейма» руководил:

а) К.Е.Ворошилов

б) Г.К.Жуков

в) С.К.Тимошенко

г) Д.Г.Павлов

6. Причиной исключения СССР из Лиги Наций было:

а) введение советских войск в Польшу

б) нападение СССР на Финляндию

в) заключение СССР договора с Германией

г) ввод войск в Западную Белоруссию и Западную Украину

7. Мерами, предпринятыми советским правительством для подготовки к войне с Германией были:

а) разработка и производство новых образцов вооружения и военной техники

б) увеличение бюджетных средств на оборону

в) формирование механизированных корпусов

г) все выше перечисленное

8. Блицкриг – это

а) одна из форм всенародной борьбы против захватчиков

б) молниеносная война

в) вывоз населения из местности, находящейся под угрозой нападения

г) призыв военнообязанных на действительную военную службу

Вариант II

1. Министром иностранных дел накануне и во время Великой Отечественной войны был:

а) Л.М.Каганович

б) М.М.Литвинов

в) В.М.Молотов

г) Н.С.Хрущев

2. По секретным протоколам к сфере влияния СССР относились:

а) Финляндия

б) Бессарабия

в) Прибалтийские государства

г) все выше перечисленное

3. По мирному договору с Финляндией СССР:

а) получил Карельский перешеек и северное побережье Ладожского озера

б) передал Финляндии западную часть полуострова Рыбачий и Средний

в) включил Финляндию в свой состав в качестве союзной республики

г) передал Финляндии военно-морскую базу на острове Ханко

4. Неудачи Красной Армии в войне с Финляндией были обусловлены:

а) сложными погодными условиями

б) слабой оснащенностью советских войск современной военной техникой

в) помощью западных государств Финляндии

г) ведением войны на два фронта

5. В 1940 году в состав СССР вошли:

а) Западная Белоруссия

б) Западная Украина

в) Латвия, Литва, Эстония

г) все выше перечисленные

6. В предвоенные годы в трудовом законодательстве СССР произошли следующие изменения:

а) введено уголовное наказание за прогулы

б) запрещался самовольный уход с работы

в) усилился спрос за качество выпускаемой продукции

г) все выше перечисленное

7. Меры, предпринятые советским правительством для подготовки к войне с Германией:

а) резко возросло количество учений и походов

б) стал действовать принцип «учить войска тому, что необходимо на войне»

в) введены новые звания – генералы и адмиралы

г) все выше перечисленное

8. Агрессия – это

а) нападение одной страны на другую

б) район, где происходят массовые военные действия

в) план разгрома противника в короткие сроки

г) призыв военнообязанных на действительную военную службу

3. Изучение нового материала.

Тема урока «Начало Великой Отечественной войны».

Война, которая длилась 1418 дней.

5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение о начале войны с СССР. План «Барбаросса» — это детальный план немецкого командования на всю военную компанию против СССР. План предполагал «блицкриг», т.е. был рассчитан на молниеносную войну». Немецкие войска должны были завершить победоносную войну на Востоке за несколько месяцев.
(Компьютерная презентация.)

Этот план основывался на согласованных действиях четырех армейских групп:

  • финляндская группа была нацелена на Мурманск, Беломорье и Ладогу
  • группа «Север» — на Ленинград
  • группа армий «Центр» — на Москву
  • группа «Юг» — должна была наступать на южном, украинском направлении.

По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.

Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек.

(Компьютерная презентация.)

К границам СССР были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику.

Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженная 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов.

Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов.

(На экране дается сравнительная таблица).

Дислокация советских войск страдала многими недостатками. Лишь 48 дивизий находились на расстоянии 10 -15 км от границы, остальные были удалены от нее на 80 -300 км, многие танковые корпуса не были полностью укомплектованы, большинство командиров не обладали навыками ведения современной войны «моторов».

Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.

В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.

Однако война началась ранним утром 22 июня 1941 год бомбардировкой с воздуха и одновременным наступлением сухопутных войск фашистской Германии. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР и обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, мирным городам.

(Ученики смотрят микрофильмы о начале Великой Отечественной войне).

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России
А Вы такие молодые!

Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.

(Компьютерная презентация).

Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои. Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника.

-11 дней держалась погранзастава лейтенанта А.В.Лопатина, (фото)

— Упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора, нашего земляка П.М.Гаврилова, (фото). Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону месяц.

На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».

(На экране появляется надпись).

Ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Ради нанесения наибольшего урона врагу наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника.

Так Николай Гастелло направил свой горящий самолет на середину моста, уничтожив находящихся там гитлеровцев и их боевую технику. Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов.

А сколько еще было таких безымянных, никому неизвестных крепостей среди нив, болот. И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Совинформбюро, но они первые стояли насмерть.

Только за лето – осень 1941 года наши потери составили 3 987 000 человек.

Вопрос к классу: «Как вы думаете, почему Советская армия несла большие потери в первые дни войны?»

Причины поражения Красной Армии в начале войны:

  • Военный потенциал Германии, подчинивший себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР
  • гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе
  • Красная Армия уступала в профессионализме – сказались репрессии в армии накануне войны
  • просчеты советского руководства в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности

В полдень 22 июня с обращением к народу СССР по радио выступил нарком иностранных дел В.М.Молотов. Свое выступление он закончил словами, ставшими главными на все дни войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Была объявлена всеобщая мобилизация.

В первые недели войны, ставшей Отечественной, созданы Совет по эвакуации, Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный комитет обороны. Сталин возглавил два последних органа, а в июле стал еще и наркомом обороны, а с августа – Верховным Главнокомандующим.

В августе – ноябре Сталин издает ряд приказов, требовавших:

  • расстреливать на месте командиров, сдающихся в плен;
  • их семьи арестовывать;
  • части, попавшие в плен, уничтожать всеми возможными средствами;
  • создать заградительные отряды, расстреливающие отступающих;
  • разрушить и сжечь все населенные пункты в тылу врага;

Несмотря на жесткие указы, отступление продолжалось. В сентябре под Киевом советские войска оказались в окружении, в плен попало 650 тысяч человек. Взяв Киев, немцы начали наступление на Донбасс и Крым. В ноябре 1941 года подошли к Севастополю.

На Ленинградском наступлении немецкие танковые соединения прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Началась блокада, которая длилась 900 дней.

Наиболее удачными были бои под Смоленском, длившиеся два месяца. Немцам нанесли первый контрудар под Ельней. Благодаря этому гитлеровский план «молниеносной войны» оказался под сомнением.

ИТАК, ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СРАЖЕНИЯ ИЮЛЯ – СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА СОРВАЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНА «БАРБАРОССА». НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НЕМЦЫ УЖЕ ПЛАНИРОВАЛИ ТОЛЬКО В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ — МОСКОВСКОМ.

В день нападения Германии на нашу страну английский премьер – министр У. Черчилль выступил по лондонскому радио.

24 июня с заявлением об оказании помощи Советскому Союзу выступил президент США Ф.Рузвельт. Сдала создаваться антигитлеровская коалиция.

Так завершился первый этап Великой Отечественной войны.

4. Давайте подведем итог этого этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

  • большие людские и материальные потери СССР
  • оборонительные сражения
  • перевод экономики на военные рельсы
  • провал плана «молниеносной войны»
  • первый контрудар под Ельней

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Давлетшин Г.М. Рассказы по истории Татарстана, Казань, «Магариф», 1994 год.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, Москва, «Просвещение», 2000 год.
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. Тесты.
  4. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России XX век, составитель Кочетов Н.С., Волгоград, 2003 год.
  5. Поурочные планы «Уроки истории» Петрович В.Г., Петрович Н.М., Москва, Творческий центр «Сфера», 2002 год.
  6. Учебно-методическое пособие, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2000 год.
  7. Экзаменационные вопросы и ответы. История. Выпускные классы. Учебное пособие. Москва, Компания «АСТ – ПРЕСС», 1999 год.
  8. Электронный учебник «История России. XX век»
  9.  Электронный учебник «ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙХСТАГА»

Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло уже 76 лет, но о подвигах советских солдат и жизни простых людей в то трагическое время продолжают писать книги и снимать фильмы. В разные годы ленты на военную тематику выпускали Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Станислав Ростоцкий, Леонид Быков, Юрий Озеров, Михаил Калатозов и многие другие именитые режиссёры. RT отобрал девять классических картин, которые не оставят зрителя равнодушным ни теперь, ни через добрую сотню лет.

«В бой идут одни «старики»

В годы Великой Отечественной войны будущий кинорежиссёр Леонид Быков хотел стать лётчиком, но не прошёл отбор в авиацию и не участвовал в боевых действиях. 30 лет спустя он приблизился своей к мечте — снял фильм «В бой идут одни «старики», рассказывающий о быте лётчиков, исполнил главную роль и наконец оказался за штурвалом самолёта.

Быков примерил на себя образ командира «поющей эскадрильи» Алексея Титаренко. В перерывах между боями его подчинённые поют и играют на музыкальных инструментах. Командир с заботой и участием относится к вчерашним курсантам и старается выпускать на боевые задания только тех, кто уже успел налетать достаточное количество часов.

Для Быкова была крайне важна достоверность описываемых событий. У большинства героев есть реальные прототипы, серди них главный консультант картины — Герой Советского Союза Семён Харламов, а также дважды Герой Советского Союза Виталий Попков.

И «поющая эскадрилья» действительно существовала: в составе 5-го гвардейского истребительного авиационного полка действовало подразделение с собственным хором. Кроме того, в распоряжении военных были два самолёта, предоставленные певцом Леонидом Утёсовым.

Важной составляющей фильма стала музыка, в частности песня «Смуглянка», которую очень любил Леонид Быков. Режиссёр показал, что даже во время войны, рядом с передовой, люди находили время для творчества и старались привнести в свой быт черты мирной жизни.

 «…А зори здесь тихие»

Ещё один классик советского кино Станислав Ростоцкий перенёс на экран повесть Бориса Васильева. Также на работу повлиял и собственный опыт постановщика — его вдохновили воспоминания о медсестре, которая вынесла его с поля боя. Фильм сыграл ключевую роль в привлечении внимания к образу женщины на войне.

В центре повествования — история пяти молодых зенитчиц: Риты Осяниной, Жени Комельковой, Гали Четвертак, Лизы Бричкиной и Сони Гурвич. Они воюют под командованием старшины Федота Васкова. Все они получают приказ обезвредить обнаруженных в близлежащем лесу двоих диверсантов. Маленький отряд попадает в ловушку: о том, что врагов намного больше, становится известно слишком поздно.

Съёмки и выпуск картины были непростыми. Борис Васильев не одобрил концепцию ленты, режиссёрскую версию существенно сократили, некоторые претензии высказывали и критики. Тем не менее фильм был номинирован на «Оскар» как наиболее выдающаяся лента на иностранном языке и вошёл в число культовых картин о Великой Отечественной войне.

«Они сражались за Родину»

Картина «Они сражались за Родину» снималась к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Режиссёр Сергей Бондарчук уже был знаменит благодаря киноэпопее «Война и мир». Также ранее он работал над экранизацией рассказа Шолохова «Судьба человека» и взял за основу сюжета картины его же неоконченный роман.

Литератор одобрил задумку и настоял на том, чтобы кинематографисты работали в местах, описанных в романе. В итоге выбрали хутор Мелологовский в Волгоградской области. В те времена там ещё сохранились свидетельства войны — окопы и воронки от снарядов. Часть местности пришлось обезвреживать.

В работе использовали огромное количество военной техники и пиротехники, а некоторые сцены ставили с риском для здоровья артистов.

В ленте рассказывается о событиях 1942 года, предшествовавших битве за Сталинград. Солдаты и офицеры стрелкового полка с тяжёлыми боями отступают к городу, сдерживая наступление фашистов. Помимо натиска врага, им приходится преодолевать недовольство местных жителей, которые остаются без защиты войск.

В фильме отражены трудности первых лет войны, с которыми столкнулось множество рядовых солдат, вынужденных оставить налаженную мирную жизнь.

Роль Петра Лопахина стала последней для актёра и писателя Василия Шукшина.

6093e40aae5ac9303964e7e0

  • Фото со съёмок фильма «Они сражались за Родину»
  • © kinopoisk.ru

«Горячий снег»

Картина Гавриила Егиазарова по одноимённому роману Юрия Бондарева посвящена Котельниковской оборонительной операции, которая считается частью Сталинградской битвы. Зимой 1942 года группа армий под командованием немецкого генерал-фельдмаршала Манштейна прорывалась к городу, чтобы вывести из окружения соединения и части генерала Паулюса. В ленте рассказывается о мужестве и героизме батареи советских артиллеристов, которым удалось ценой жизни помешать воплощению этих планов.

Фильм снимали недалеко от Новосибирска — ради соответствующих погодных условий. Весной съёмки продолжили с применением нафталина и мела. В соответствии с сюжетом артистам приходилось носить тёплую одежду.

Музыку к картине написал выдающийся композитор Альфред Шнитке.

«Летят журавли»

Перед самой войной молодые москвичи Борис и Вероника собирались пожениться, но он ушёл добровольцем на фронт, отказавшись от брони, а она потеряла всю семью при бомбёжке. Большую часть экранного действия занимает рассказ о судьбе Вероники, её жизни в тылу, страшных дилеммах и трагедиях, с которыми героине пришлось столкнуться. Кинематографисты исследуют, как война сломала судьбы людей, даже не принимавших непосредственного участия в боях.

Картину по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» поставил видный советский режиссёр Михаил Калатозов («Неотправленное письмо», «Красная палатка»). Центральные роли исполнили звёзды советского кинематографа Татьяна Самойлова и Алексей Баталов.

В 1958 году фильм был удостоен главного приза Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви», а также награды «Особое упоминание».

«Баллада о солдате»

Главный герой ленты Григория Чухрая — рядовой Алёша Скворцов. По сюжету ему суждено погибнуть, о чём зрителям сообщается в самом начале фильма. Однако в картине почти нет батальных сцен. Действие начинается с того, что герой совершил подвиг и едет в отпуск, чтобы попрощаться с матерью (поскольку не успел этого сделать до ухода на фронт) и починить крышу дома.

По пути Скворцов помогает многим незнакомым людям, а также успевает влюбиться в случайно встреченную девушку Шуру. А на свидание с матерью остаётся всё меньше времени. Повествование сосредоточено вокруг того, как в тяжёлых обстоятельствах войны ярче проявляются разнообразные человеческие качества.

Главные роли Григорий Чухрай отдал дебютантам Владимиру Ивашову и Жанне Прохоренко, а второстепенных и эпизодических персонажей сыграли знаменитые артисты Николай Крючков, Георгий Юматов, Всеволод Санаев.

Поскольку события фильма относятся к началу войны, эксперты были возмущены тем, что военные носят погоны, которые ввели позже. По словам Чухрая, он сделал это сознательно, чтобы зарубежные зрители увидели на экране привычную форму солдат-освободителей.

«Живые и мёртвые»

В основу ленты Александра Столпера легла первая часть одноимённой трилогии Константина Симонова. Писатель и публицист отразил в ней собственный военный опыт, некоторые герои имеют конкретные прототипы.

Вскоре после начала войны журналист Иван Синцов (Кирилл Лавров) пытается добраться до редакции своей газеты в Белорусской ССР. Из-за дезорганизации и отступления советских войск сделать это оказывается непросто. Синцов попадает в разные части и наконец поступает под командование полковника Серпилина (Анатолий Папанов). Тот определяет военкора на должность политрука.

Режиссёр Александр Столпер отмечал, что в ленте не должно было оказаться главного героя, и ряду второстепенных персонажей посвятили яркие сцены. Кинематографисты пытались не подчёркивать художественную природу картины, поэтому в фильме нет музыкального сопровождения — только звуки орудий, транспорта и бытовой шум.

6093e46202e8bd060a50f63f

  • Кадр из фильма «Живые и мёртвые»
  • © kinopoisk.ru

«Освобождение»

Киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» состоит из пяти лент, снятых с 1967 по 1971 год. Речь идёт о наиболее значимых событиях Великой Отечественной войны: сражениях на Курской дуге, освобождении Киева и взятии Берлина, форсировании Днепра и операции «Багратион», штурме Рейхстага, капитуляции фашистов, Тегеранской и Ялтинской конференциях.

Над сценарием картины работали писатели-фронтовики Юрий Бондарев и Оскар Курганов. Первый отвечал за батальные сцены с участием рядовых солдат, второму доверили осмысление больших исторических и политических событий. Бондарев использовал материалы из своих же книг, в том числе повести «Батальоны просят огня», которую позже экранизировали отдельно.

Кинематографисты постарались создать наиболее полную картину борьбы с фашизмом в разных его проявлениях.

В боевых сценах участвовало огромное количество массовки, также в картину включили кадры военной хроники.

Изначально в сагу «Освобождение» не входили фильмы о первых годах Великой Отечественной войны, однако позже Озеров доснял «Битву за Москву» и «Сталинград» (хотя официально они не относятся к циклу).

В 2020 году картины серии были отреставрированы.

6093e4ec02e8bd7f934dc862

  • Кадр из фильма «Освобождение: Битва за Берлин»
  • © kinopoisk.ru

«На войне как на войне»

Фильм Виктора Трегубовича по повести Виктора Курочкина посвящается бойцам 3-й гвардейской танковой армии маршала Рыбалко, которая в разное время входила в состав Брянского, Центрального, Воронежского и 1-го Украинского фронтов.

В центре сюжета — боевой путь младшего лейтенанта Малешкина. Вскоре после окончания училища он стал командиром самоходки.

В подчинении молодого офицера оказались куда более опытные бойцы старшего возраста, а его собственная служба поначалу сопровождалась сплошными неудачами и казусами. По-настоящему проявить себя командиру и его экипажу предстоит в ожесточённом бою.

В фильме снимались Михаил Кононов, Фёдор Одиноков, Олег Борисов, Михаил Глузский и другие.

Главной целью гитлеровской Германии в этой войне было уничтожение СССР как государства, восстановление власти капиталистов и помещиков, ограбление Советской страны и превращение советских людей в рабов немецких империалистов. В этой войне дело шло «о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение». Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 — справедливая освободительная война советского народа против фашистской Германии, ее европейских сообщников (Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии и др).

30 вопросов и ответов о Великой Отечественной войне

Тест с вопросами на тему Великая Отечественная война

История Великой Отечественной войны — это история каждого её участника, события, фата, который должен остаться в памяти народа!

Вопрос 1

В каком году в Рабоче-крестьянской Красной армии ввели погоны?
1917
1920
1941
1943

Вопрос 2

Знаменитая «Ленинградская» симфония, главное музыкальное произведение блокадного Ленинграда, написанная в 4 частях была начата в сентябре 1941 года в осажденном Ленинграде. Ее премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве. Назовите автора симфонии?
Сергей Прокофьев
Сергей Рахманинов
Дмитрий Шостакович
Игорь Стравинский

Вопрос 3

Этот легендарный самолет немцы прозвали «летающим танком» за его прочность и надежность. Он стал самым массовым боевым самолётом в истории авиации, было выпущено более 36 тысяч машин. Назовите этот самолет?
Ил-16
Ил-2
Пе-2
Як-9

Вопрос 4

Кто подписал Акт капитуляции Японии со стороны СССР 2 сентября 1945 года?
Георгий Жуков
Кузьма Деревянко
Андрей Громыко
Никто не подписывал

Вопрос 5

1 июля 1943 г. Гитлер объявил на совещании в своей ставке, что назначает начало операции «Цитадель» на раннее утро 5 июля. Однако немецкое наступление началось с опозданием на 2,5-3 часа. Что стало причиной этого опоздания?
колонна с немецкими боеприпасами была подбита
было принято решение дождаться подкреплений из Пруссии и Баварии
Красная армия начала мощную артиллерийскую контрподготовку
сложные погодные условия

Вопрос 6

Сколько человек участвовало в Курской битве со стороны СССР?
1 млн.
500 тыс.
2 млн.
1 млн. 500 тыс.

Вопрос 7

О какой великой женщине и герое Советского союза идет речь в приведенном тексте ниже? В ночь с 27 на 28 ноября она пробралась в деревню Петрищево. Там она успела поджечь три дома, но попалась. Вечером того же дня немцы привели задержанную в дом местной жительницы. По свидетельству она назвалась Таней, никакой другой информации ни ей, ни немцам она не открыла. В последнее утро ноября состоялась её публичная казнь. На грудь ей повесили табличку «Поджигатель домов». На казнь она шла гордо, молча, с поднятой головой.
П.В. Гельман
В.С. Гризодубова
3.А. Космодемьянская
М.И. Мельникайте

Вопрос 8

Ниже приведено описание одного из известных романов. Укажите название произведения и автора. «Этот роман увидел свет спустя многие годы после войны, в нем описывается сражение, которое решило исход всей Сталинградской битвы. Автор описывает один день из жизни батареи лейтенанта Дроздовского, выбивавшей фашистские танки на подступах к Сталинграду зимой 1942 года. Автор знакомит с трогательными личными историями всех персонажей, сражающихся за Родину».
«В списках не значился» Борис Васильев
«Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой
«Василий Тёркин» Александр Твардовский
«Горячий снег» Юрий Бондарев

Вопрос 9

Участники этой конференции в секретной переписке назвали ее кодовым словом «Аргонавт». Конференция являлась второй по счёту многосторонней встреча лидеров трех союзных держав, которая состоялась 4-11 февраля 1945. Где проводилась конференция?
Тегеран, Иран
Каир, Египет
Ливадия, Ялта, СССР
Цецилиенхоф, Потсдам, Германия

Вопрос 10

Какой детский лагерь в годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Белокуриху Алтайского края?
Детская здравница им. Ю. А. Гагарина.
Дружный
Орленок
Артек

Вопрос 11

Санинструктор 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота. В августе 1945 г. участвовала в высадке десанта в корейский порт Сейсин. Пятидесяти двум морякам она оказала помощь, была дважды ранена, в бессознательном состоянии попала в плен к японцам и была ими зверски замучена. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза.
Валерия Гнаровская
Анеля Кживонь
Мария Цуканова
Марионелла Королева

Вопрос 12

В 1942 г. была построена и начала действовать воздушная трасса между Аляской и СССР. По ней поставляли американские самолёты в Советский Союз. Какой город на территории СССР был конечным пунктом трассы?
Чита
Томск
Иркутск
Красноярск

Вопрос 13

Летом 1943 года под Могилевым немецкие войска старались захватить очередной населенный пункт, но им помешала группа советских артиллеристов, которая вела огонь по танкам с открытого поля. Не желая оставлять снарядов, в течение нескольких часов в одиночку продолжал обстрел красноармеец, который был убит фашистскими мотострелками. Фашисты, восторженные храбростью солдата, устроили похороны с почестями. Как звали этого героя?
Николай Сиротинин
Михаил Форинко
Александр Мамкин
Владимир Бочковский

Вопрос 14

Капитан-лейтенант Валентин Стариков служил на Северном флоте, командовал подводной лодкой М-171. Его экипаж выполнил 23 боевых похода и потопил 13 кораблей противника: семь транспортов, танкер, две подлодки, два тральщика и катер. Как назывался тип этой знаменитой подлодки?
«Касатка»
«Малютка»
«Молния»
«Щука»

Вопрос 15

Прообразом памятника «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде является уроженка села Усть-Мосиха Ребрихинского района Алтайского края:
А.А. Пешкова
В.С. Кащеева
Ю.В. Друнина
В.И. Олешко

Вопрос 16

Самым юным из награждённых медалью «За боевые заслуги» — шестилетний мальчик. Он был ранен и награжден за спасение командира. Как его звали?
Саша Чекалкин
Боря Цариков
Серёжа Алешков
Толя Шумов

Вопрос 17

Сержант медицинской службы шесть раз представлялся к медали «За отвагу». Первой медали он был удостоен в тяжелейших боях под Мгой в июле 1943 года. Тогда за шесть суток санитар вынес с поля боя 26 раненых воинов с их личным оружием. А за всю войну солдат спас жизни примерно 150 советским воинам. Назовите имя сержанта.
С.В. Грецов
А.Н. Воронов
П.В. Грибков
С.М. Зольников

Вопрос 18

Во время одной из операций было решено подорвать вражеский состав. Но боеприпасов в отряде было мало. Бомбу сделали из обычной гранаты. Партизан подполз к железнодорожному мосту и, увидев приближение поезда, кинул ее перед составом. Взрыва не последовало. Тогда солдат сам ударил по гранате и отправил под откос длинный состав с продовольствием и танками. Командир отряда выжил, но полностью потерял зрение. Как звали героя?
Александр Герман
Владислав Хрустицкий
Константин Заслонов
Ефим Осипенко

Вопрос 19

В честь какого полководца была названа операция по освобождению Белоруссии советскими войсками летом 1944 года, в результате которой советская армия нанесла крупнейшее поражение немецкой армии за всю военную историю Германии, разгромив группу армий «Центр» Вермахта?
Багратион
Кутузов
Брусилов
Корнилов

Вопрос 20

Назовите название наступательной операции советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённой с 12 по 30 января 1943 силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.
«Заря»
«Рассвет»
«Буря»
«Искра»

Вопрос 21

В 1942 году в Астрахани формировалась 28-я резервная армия. Для пушек не хватало тягловой силы. По этой причине военные были вынуждены вылавливать в окрестностях Астрахани диких животных и заниматься их приручением. Назовите этих животных?
Лошади
Быки
Верблюды
Ослы

Вопрос 22

Этот летчик воевал на фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. За время войны сбил 28 самолетов противника, четыре — тараном. 13 августа 1942 года направил свой самолет на вражеский бомбардировщик. От удара пилота выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров с не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав ногу и несколько ребер. После этого в госпитале летчик провел 10 месяцев, потерял правый глаз. После лечения добился разрешения продолжить лётную службу. Назовите имя героя?
Б.И. Ковзан
А.П. Маресьев
И.Н. Кожедуб
Н.Ф. Гастелло

Вопрос 23

Эта операция занесена в Книгу рекордов Гиннесса. С обеих сторон участвовало в сражении примерно 3,5 миллионов человек, 52 000 орудий и минометов, 7750 танков и 11 000 самолетов. Назовите эту операцию?
Берлинская наступательная операция
Выборгско-Кексгольмская оборонительная операция
Керченская десантная операция
Операция «Уран»

Вопрос 24

Этот герой был артиллеристом 3-го контрбатарейного артиллерийского корпуса Ленинградского фронта. 5 ноября 1943 года, во время очередного сражения, его батарея попала под ожесточенный огонь противника, сам он был серьезно ранен. Несмотря на жуткую боль, он увидел, что подожжены пороховые заряды и склад с боеприпасами может взлететь на воздух. Собрав последние силы, боец дополз до полыхавшего огня. Но снять шинель, чтобы накрыть огонь, уже не мог. Теряя сознание, он сделал последнее усилие и накрыл огонь своим телом. Взрыва удалось избежать ценой жизни храброго артиллериста. Назовите его имя?
Андрей Корзун
Александр Герман
Владислав Хрустицкий
Ефим Осипенко

Вопрос 25

Эта десантная операция, была проведена 384-м отдельным батальоном морской пехоты 26 марта 1944 года в порту города Николаева. Десантный отряд из 55 добровольцев в 4 часа 15 минут скрытно высадился в торговом порту, снял часовых, и, заняв несколько зданий, организовал круговую оборону в районе элеватора. За время обороны было отбито 18 атак, последняя из которых состоялась 28 марта, после чего б1-я гвардейская и 243-я стрелковая дивизии из состава б-й армии форсировали реку Ингул и с севера ворвались в город Николаев, освободив его от врага. Назовите эту операцию?
Атака Викторенко
Десант Ольшанского
Крымская оборонительная операция
Триасполь-Мелитопольская операция

Вопрос 26

Во время операции «Звёздочка» этот пилот в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года на самолёте Р-5 эвакуировал десять воспитанников детского дома, их воспитательницу и двоих раненных партизан. При подлёте к линии фронта самолёт был подбит, начался пожар, однако летчик, не смотря на то, что он обгорел до костей, смог посадить самолет на берегу озера, сам выбрался из кабины и спросил: «Дети живы?» И услышал голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…». Через неделю герой скончался. Назовите его имя?
Александр Петрович Мамкин
Николай Дмитриевич Гулаев
Глинка Дмитрий Борисович
Сытов Иван Никитович

Вопрос 27

В годы Великой Отечественной войны не всегда удавалось наладить связь с использованием радиостанций. Тогда было решено использовать животных для доставки почтовых сообщений между подразделениями. А каких животных использовали для этого советские солдаты?
Ястребы
Голуби
Собаки
Лошади

Вопрос 28

Этот боец летом 1942 года попал в плен. Он прошел концентрационные лагеря, которые находились в Польше, Югославии и в Италии. Летом 1944 года с помощью итальянских коммунистов бежал и вступил в партизанский батальон. Среди партизан он получил прозвище Поэтан. В начале 1945 года погиб в бою с немцами, а в 1947 году советскому консулу для передачи семье Героя были переданы награды: золотая медаль «За военную доблесть» и бронзовая пятиконечная звезда — знак бойца Гарибальдийской партизанской бригады. Назовите его имя?
Федор Полетаев
Александр Матросов
Сергей Борзенко
Павел Фролов

Вопрос 29

Этот музей обладает одной из крупнейших экспозиций, посвященных Великой Отечественной войне. Экспозицию музея открывает Зал Полководцев, в котором размещена галерея кавалеров ордена «Победа», на его площадках размещены шесть диорам, посвященных крупнейшим военным операциям Великой Отечественной войны, созданных известными мастерами Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Назовите этот музей
Исторический музей в Москве
Центральный музей Великой Отечественной войны
Центральный музей Вооружённых Сил
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

Вопрос 30

БМ-31-12 — модификация гвардейских реактивных миномётов БМ-13, более известных как «Катюша». Она отличалась использованием направляющих сотового типа и более мощными снарядами. Советские солдаты также наградили его прозвищем. Назовите его.
Митюша
Андрюша
Витюша
Максимилиан

Ответы на тест тема: Великая Отечественная война

Если нашли ошибку в ответах, сообщите об этом в комментариях, спасибо!

  1. 1943
  2. Дмитрий Шостакович
  3. Ил-2
  4. Кузьма Деревянко
  5. Красная армия начала мощную артиллерийскую контрподготовку
  6. 2 млн.
  7. З.А. Космодемьянская
  8. «Горячий снег» Юрий Бондарев
  9. Ливадия, Ялта, СССР
  10. Артек
  11. Мария Цуканова
  12. Красноярск
  13. Николай Сиротинин (в вопросе ошибка, он погиб 17 июля 1941, но другие варианты вообще не подходят)
  14. «Малютка»
  15. А.А. Пешкова
  16. Серёжа Алешков
  17. С.В. Грецов
  18. Ефим Осипенко
  19. Багратион
  20. «Искра»
  21. Верблюды
  22. Б.И. Ковзан
  23. Берлинская наступательная операция
  24. Андрей Корзун
  25. Десант Ольшанского
  26. А.П. Мамкин
  27. Голуби
  28. Федор Полетаев
  29. Центральный музей Великой Отечественной войны
  30. Андрюша

Ещё больше вопросов о Великой Отечественной войне на нашем сайте

Источник: test.big-history.ru

Happy

61

Sad

6

Excited

31

Sleepy

2

Angry

6

Surprise

5

Тема Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) стала одной из главных в советской литературе. Многие советские писатели принимали непосредственное участие в боевых действиях на передовой, кто-то служил военным корреспондентом, кто-то воевал в партизанском отряде… Такие знаковые авторы XX века, как Шолохов, Симонов, Гроссман, Эренбург, Астафьев и многие другие, оставили нам удивительные свидетельства. У каждого из них была своя война и свое видение произошедшего. Кто-то писал о летчиках, кто-то о партизанах, кто-то о детях-героях, кто-то документальные, а кто-то художественные книги. Они оставили страшные воспоминания о тех роковых для страны событиях.

Особенно важны эти свидетельства для современных подростков и детей, которым обязательно стоит прочесть эти книги. Память невозможно купить, ее можно либо не терять, либо утратить, либо восстановить. И лучше уж не терять. Никогда! И не забывать о победе.

Мы решили составить список из ТОП-25 наиболее примечательных романов и повестей советских писателей.

  • Борис Васильев: «»
  • Константин Воробьев: «Убиты под Москвой»
  • Даниил Гранин: «Мой лейтенант»
  • Алесь Адамович: «Каратели»
  • Виктор Астафьев: «Прокляты и убиты»
  • Борис Васильев: «В списках не значился»
  • Владимир Богомолов: «Момент истины (В августе сорок четвертого)»
  • Юрий Бондарев: «Горячий снег»
  • Юрий Бондарев: «Батальоны просят огня»
  • Василь Быков: «Сотников»
  • Василь Быков: «Дожить до рассвета»
  • Олесь Гончар: «Знаменосцы»
  • Василий Гроссман: «За правое дело»
  • Василий Гроссман: «Жизнь и судьба»
  • Эммануил Казакевич: «Звезда»
  • Эммануил Казакевич: «Весна на Одере»
  • Валентин Катаев: «Сын полка»
  • Виктор Некрасов: «В окопах Сталинграда»
  • Вера Панова: «Спутники»
  • Фёдор Панфёров: «В стране поверженных»
  • Валентин Пикуль: «Реквием каравану PQ-17»
  • Анатолий Рыбаков: «Дети Арбата»
  • Константин Симонов: «Живые и мертвые»
  • Михаил Шолохов: «Они сражались за Родину»
  • Илья Эренбург: «Буря»

Подробнее о Великой Отечественной войне Великая Отечественная война была самым кровопролитным событием мировой истории, которое унесло жизни миллионов людей. Практически в каждой российской семье есть ветераны, фронтовики, блокадники, люди, пережившие оккупацию или эвакуацию в тыл, это накладывает неизгладимый след на всю нацию.
ВОВ была заключительной частью II Мировой войны, прокатившейся тяжелым катком по всей европейской части Советского союза. 22 июня 1941 года стало точкой ее отсчета – в этот день немецкие и союзные войска начали бомбардировку наших территорий, запустив реализацию «Плана Барбаросса». До 18 ноября 1942 года в оккупации оказалась вся Прибалтика, Украина и Белоруссия, Ленинград был блокирован на 872 дня, а войска продолжали рваться вглубь страны для захвата ее столицы. Советские полководцы и военные смогли остановить наступление ценой больших жертв как в армии, так и среди местного населения. С оккупированных территорий немцы массово угоняли население в рабство, распределяли евреев в концентрационные лагеря, где, помимо невыносимых условий жизни и работы, практиковались разного рода исследования над людьми, повлекшие множество смертей.
В 1942-1943 годах эвакуированные глубоко в тыл советские заводы смогли нарастить производство, что позволило армии пойти в контрнаступление и отодвинуть линию фронта к западной границе страны. Ключевым событием в этот период является Сталинградская битва, в которой победа Советского Союза стала переломным моментом, изменившим существующий расклад военных сил.
В 1943–1945 годах советская армия перешла в наступление, отвоевывая оккупированные территории правобережной Украины, Белоруссии и Прибалтики. В этот же период на еще не освобожденных территориях разгорается партизанское движение, в котором принимали участие многие местные жители вплоть до женщин и детей. Конечной целью наступления был Берлин и окончательный разгром вражеских армий, это произошло поздно вечером 8 мая 1945 года, когда был подписан акт о капитуляции.
В числе фронтовиков и защитников Родины были многие ключевые советские писатели – Шолохов, Гроссман, Эренбург, Симонов и другие. Позже они напишут книги и романы, оставив потомкам свое видение той войны в образах героев – детей и взрослых, солдат и партизан. Все это сегодня позволяет нашим современникам помнить страшную цену мирного неба над головой, которая была оплачена нашим народом.

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата — героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.
Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.
«Нет большей чести для советского литератора, — писал в те годы А. Фадеев, — и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».
Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны — и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед — наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть — эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных лет, секрет её замечательных творческих успехов — в неразрывной связи с народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы — темы войны, темы Родины.
Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).
Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые — «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров (Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет.- Горький, 1962).
Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.
Традиции литературы Великой Отечественной войны — это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.
Своё дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Писал «Костёр» К. Федин. Продолжал работу над романом «Они сражались за Родину» М. Шолохов. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.
Несмотря на то, что многим из «панорамных» романов были свойственны существенные недостатки, такие, как некоторая «лакировка» изображаемых событий, слабый психологизм, иллюстративность, прямолинейное противопоставление положительных и отрицательных героев, определённая «романтизация» войны, эти произведения сыграли свою роль в развитии военной прозы.
Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком — М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном — К. Воробьёв; связистами — В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком — В. Курочкин; десантником и разведчиком — В. Богомолов; партизанами — Д. Гусаров и А. Адамович…
Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего — продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя классические традиции советской литературы, писатели-фронтовики не просто механически их усваивали, но и творчески развивали. И это естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное взаимовлияние традиций и новаторства.
Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.
Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах — от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970.- Т. 3.- С. 389-390.).Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов (Литература великого подвига.- М., 1975.- Вып. 2.- С. 253-254).
Вот это преимущество — непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты — минуты боя — всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Леонов Б. Эпос героизма.-М., 1975.-С.139.).
Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, — вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта — чуткость к правде.
Ещё одна интересная отличительная черта характерна для творчества писателей-фронтовиков. В их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усилился трагический акцент в изображении войны. Книги эти «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворённым критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них была суровая и героическая солдатская правда (Бондарев Ю. Тенденция развития военно-исторического романа.- Собр. соч.-М., 1974.-Т. 3.-С.436.).
Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.
Именно в середине 50-х — начале 60-х годов рассказ и повесть заняли ведущее место в литературе о Великой Отечественной войне, значительно потеснив роман, занимавший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Столь ощутимое подавляющее количественное превосходство произведений, написанных в форме малых жанров, заставило некоторых критиков с поспешной горячностью утверждать, что роману уже не восстановить своего былого ведущего положения в литературе, что это жанр прошлого и что сегодня он не отвечает темпу времени, ритму жизни и т.д.
Но время и жизнь сами показали неосновательность и чрезмерную категоричность подобных заявлений. Если в конце 1950-х — начале 60-х годов количественное превосходство повести над романом было подавляющим, то с середины 60-х годов роман постепенно возвращает себе утраченные позиции. Причём роман претерпевает определённые изменения. Он более, чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелея вводит в повествование реальные лица, стремясь нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой — исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми.
Именно на сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.

Последнее обновление: 13 мая 2014 г., 14:41

Книги о детях-героях Великой Отечественной войны

Рассказ о начале великой отечественной войныДетство, опаленное войной…

Обычные мальчишки и девчонки… Весёлые и озорные, непоседливые и серьёзные. Они учились, дружили, ссорились и мирились, смеялись и грустили, пели песни, танцевали, бегали по улицам, играли.

Но беззаботное, счастливое и полное надежд детство оборвалось 22 июня 1941 года, когда в самый обычный воскресный день началась Великая Отечественная война.

Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях, на переднем крае и в глубоком тылу. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Мальчишки и девчонки повзрослели. В один строй вместе с отцами и матерями, старшими сёстрами и братьями встали они на защиту Отечества, как настоящие бойцы. Разведчики, санитарки, связисты, минёры… Сыны полков, юные партизаны и просто «тимуровцы»… На хрупкие их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. Война огнём опалила их детство, разучила плакать и научила терпеть боль, переносить нечеловеческие страдания и лишения. Они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Но не все они дожили до теплого мая 1945 года. Во время Второй мировой войны погибло 13 000 000 детей. 20 000 ребят в годы Великой Отечественной войны получили ордена и медали.

Мы предлагаем вам новинки литературы о ваших сверстниках — героях Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

Выберите время для чтения. Вы должны знать, что пережили ваши сверстники в суровые военные годы. Это наша история.

Список книг о детях-героях Великой Отечественной войны можно посмотреть .

  • Рассказ о невском проспекте для детей
  • Рассказ о национальном парке россии
  • Рассказ о невском проспекте на английском языке
  • Рассказ о незнайке автор
  • Рассказ о нашем классе 9 класс