В канун Нового года на презентации диска записей 1967-1977
годов известного тувинского хоомейжи Хунаштаар-оола Сурун-ооловича Ооржака
состоялась также памятная церемония передачи в семью Опей награды Совета
Федерации.
Решение о вынесении Благодарности верхней палаты
Федерального собрания России известному педагогу горлового пения, народному
мастеру Андрею Хертековичу Опею было принято председателем Совета Федерации
Валентиной Матвиенко по представлению тувинского сенатора Дины Оюн.
Однако вручить Благодарность Андрею Опею при жизни не
успели. В марте 2021 года известный байтайгинский музыкант, просветитель и
пропагандист народной культуры Андрей Опей скоропостижно скончался от
осложнений, вызванных новой коронавирусной инфекцией.
Награду Совета Федерации сенатор Дина Оюн вручила вдове композитора и хоомейжи Чечек Сагдыевне.
Сенатор отметила огромную роль таких личностей как Андрей
Хертекович в передаче народных традиций и знаний юным поколениям жителей Тувы.
Подробную биографию музыканта в изложении ученой Ульяны Монгуш опубликовала газета «Тувинская правда».
Андрей Хертекович родился 22 декабря 1957 г. в с. Тээли
Бай-Тайгинского района в семье потомственных чабанов Кара-Холя. Отец, Хертек
Мышпакаевич (1911 г. р.), родом из хертек-касканов алтайского происхождения.
В историческом прошлом родоплеменные группы иргит-каскан,
хертек-каскан, делег, саал, майман, проживающие на территории Горного Алтая,
имели тесные связи и родственные отношения с племенами тувинцев Бай-Тайги и
Монгун-Тайги. Семья Опея до сих пор общается с родственниками, которые живут в
Горно-Алтайске. Не удивительно, что Андрей Хертекович свободно говорит
по-алтайски, по-казахски. Следует отметить, что его прабабушка со стороны отца
Сарыг-Хоо — казахского происхождения.
Мать музыканта Лаа Чаш-ооловна Кужугет родом из семьи
кара-хольских знатоков устного народного творчества. Ее дяди — народные
мастера-изготовители музыкальных инструментов Чанзан, Херелчап, а также
знаменитый в Туве Кужугет Ленчаевич Балган (отец матери Андрея — родной брат
отца Балгана). Андрей с раннего возраста запомнил рассказы, песни, сказки
взрослых. Подражая характерам и повадкам знакомых, любил рассмешить публику.
Старшие братья владели горловым пением, подсказывали и показывали его приемы.
Простые мотивы он ловил на лету, а сложные Андрей умел откладывать для
пополнения своего багажа. Богатая и разнообразная кладовая будущего
хоомейжи-преподавателя формировалась постепенно и надежно.
Детство Андрея прошло в атмосфере патриотизма, в идеологии
строительства советского общества светлого будущего — коммунизма. Способному и
талантливому парню удалось проявить себя на школьной новогодней елке. Дед
Мороз, хорошо знающий дарование мальчика, попросил спеть хоомей. Незаметный
ребенок маленького роста вдруг так завораживающе исполнил сыгыт, что сразу
прославился на всю школу. Он стал постоянно выступать на смотрах, фестивалях,
концертах местного и республиканского уровней. Научился аккомпанировать себе на
балалайке, гитаре, сам по слуху подбирая «дембилдей». Напомним читателям, что
это настрой или расстояние между двумя струнами традиционных музыкальных
инструментов, а также название наигрыша на струнно-щипковом дошпулууре.
В то время в Кызыле на республиканском смотре среди
приметных номеров Бай-Тайгинского коллектива оказалось выразительное чтение
шестиклассника Андрея Опея. Его выступление записали на радио, так подросток
впервые услышал свой голос из уличного репродуктора в селе Кара-Холе. Другой
талант Андрея проявился также в школьные годы. Однажды на празднике, глядя на
односельчан, он научился плясать русскую плясовую. Ему это легко удавалось:
быстро запоминал движения. А в классе мальчик учил сверстников плясать. Умение
делиться с другими тем, что он сам умеет делать, — жизненное кредо Андрея Опея.
В 1972 г. он окончил 8 классов общеобразовательной средней
школы с. Тээли, работал слесарем. Выбрал профессию шофера: сельский парень без
знания русского языка не смог поступить в музыкальное училище. Проучился в
ГПТУ-4. В 1976-м получил удостоверение об окончании автошколы ДОСААФ, на
трудовую стезю встал в родном овцеводческом совхозе «Кара-Холь» шофером.
Отслужил в рядах Советской Армии. После этого уже молодому семьянину нужно было
работать и шофером, и сторожем магазина «Юность» Бай-Тайгинского райп.
В 1982 — крутой поворот судьбы: Андрей Опей стал методистом
агиткультбригады при районном Доме культуры и преподавателем по классу чадагана
в музыкальной школе Бай-Тайгинского отдела культуры. Детищем его творческой
деятельности того периода стал ансамбль «Монгулектин сыры» («Огонь горы со
снежными вершинами»). В конце 1980-х в республике новой волной вспыхнуло
возрождение искусства горлового пения тувинцев, повсеместно стали развивать
ансамблевое исполнение хоомея. Ансамбль «Монгулектин сыры» в те годы исколесил
всю Туву: Тоджа, Кунгуртуг, Бай-Тайга, Монгун-Тайга, Сут-Холь, Дзун-Хемчик,
Барун-Хемчик, Овюр; принимал участие в республиканских конкурсах горлового
пения.
С 1995 г. А. Х. Опей начинает распространять и
пропагандировать хоомей в Голландии, Германии, Бельгии, Шотландии,
Великобритании. В первые гастроли по Европе он отправился с музыкантами Сергеем
Чарковым (Хакасия), Болодом Байрышевым (Алтай), втроем создали группу после
первого симпозиума по горловому пению «Хоомей», где и познакомились.
В 2002–2004 гг. А. Х. Опей стал режиссёром ТЮЗа и
преподавателем горлового пения тувинцев хоомея, а также национальных
инструментов в Центре дополнительного образования и досуга детей «Авырал»
(«Благословение») Бай-Тайгинского отдела образования. Ему доверили еще вести и
кружки «Национальные инструменты», «Сыгыт-хоомей» в общеобразовательной средней
школе района. Среди учеников можно назвать ныне талантливых молодых хоомейистов
— Омака Ооржака, Кежика Успуна, Андриана Опея и др.
В 2008 г. Андрей Хертекович познакомился на фестивале живой
музыки «Устуу-Хурээ» с почитателем тувинского хоомея из Японии Таэко Кано. Она
занимается проектом сохранения традиционного исполнения горлового пения
тувинцев — хоомея. Собирает, оцифровывает и хранит записи исполнителей хоомея
(именно тувинского горлового пения) пожилого возраста. В 2016 г. она пригласила
Андрея Опея и Сергея Ондара на свою родину, чтобы не только ознакомить с
искусством пения тувинцев, но и дать возможность хоть как-то заработать
уважаемым хоомейжи — исполнителям и преподавателям горлового пения.
В этом же году благодаря проекту Таэко Кано вышел сольный
CD-диск А. Х. Опея «Бай-Тайганын оглу-ла мен» («Я — сын Бай-Тайги»), куда вошли
и его авторские песни.
Автор накладывает мелодию, слагает на свои стихи, а
композицию каждой песни со вставками хоомея составляет по-своему,
индивидуально, аккомпанируя на струнно-щипковом инструменте монгольского
происхождения чанзы. Например, песня «Тыва черим» («Тувинская моя земля»)
выполняет функцию пролога и эпилога на диске, подчеркивает патриотический
настрой автора. Радость возвышенного чувства сына тувинской земли выражена во
вставках хоомея между строфами-куплетами всей композиции.
Песня «Каскааннарны» занимала особое место в творчестве
Андрея Опея. Это посвящение родоплеменной группе каскан, к которой он сам
принадлежал с материнской стороны. У тувинцев материнская линия считается в
семье генетически доминирующей, определяющей характер, темперамент и дарования
детей.
Песня-загадка «Тывызыктар» уникальна, так как в тувинском
песенном фольклоре отсутствует этот жанр. В алтайской фольклорной традиции
подобного рода песни исполнялись во время молодежных игр или в свадебном
обряде. Они состоят из иносказаний, имеющих тайный смысл, требующих отгадки.«Обычно песни-загадки исполняются девушкой и юношей в форме диалога. Прежде чем
ответить на предложение, невеста, испытывая смекалку и мудрость жениха,
предлагала ему несколько загадок, на которые он должен ответить быстро и
правильно. Такие загадки всегда выражены в стихотворной песенной форме и носят
импровизационный характер,» — пишет исследователь алтайского фольклора К. Е.
Укачина.
Появление песни нового жанра в тувинском музыкальном
фольклоре А. Х. Опей объяснил таким образом: «…в конце 1980-х годов в Бай-Тайге
гастролировал ансамбль «Ак-Хем» («Белая река») носителей фольклорных традиций
цэнгэльских тувинцев, проживающих в МНР. Один из участников ансамбля Иргит
Папизан (1959 г. р.) спел песню-загадку, а я сразу с ним начал петь, так как в
детстве песни подобного рода слышал от взрослых». Андрей Хертекович говорит,
что песня-тывызык притягивает лаконичностью композиционной структуры, оригинальной
аллегорией по содержанию. Загадки имеют стихотворную форму, поэтому легко
сложить на них песню. Он отметил, что песенный фольклор цэнгэльских тувинцев
имеет много общего с песенной традицией байтайгинцев: глиссандирование вниз в
конце фразы мелодии, песни-речитативы с междометиями уваа-че, ээ-чаа между
предложениями или куплетами и т. д.
Во время гастролей в Японии у А. Х. Опея возникла новая
песня «Хин торел чонумдан кайыын ыраайн» («Как могу оторваться от родного
народа моего»), где воспевается дружба между тувинцами и народом Страны
восходящего солнца. В пяти куплетах с пением опорой на грудь (чем и отличается
от обычного пения) в конце музыкальных предложений строфы встречается
хроматическое движение вниз, не присущее традиционному песенному творчеству
тувинцев.
Тюркское стихосложение кочевников имеет традиционную парную
структуру, которая строится на синтаксическом параллелизме. А. Х. Опей
прекрасно владеет этой техникой. Почти все песни Андрея Хертековича состоят из
четырехстишных строф, в основе ритмической организации лежит восьмисложник,
характерный для традиционного стихосложения. Обильно встречаются
ритмообразующие элементы: аллитерация, ассонансы, синонимия, повторы слов в
одном стихе, обилие междометий (распевы после фраз). Поэтика, присущая нашему
автору, зависит от ее содержания, связана с традиционной песенно-поэтической
культурой тувинцев. Художественно-выразительные средства использует из простых
составляющих (например, все песни имеют один устой — на открытой струне E),
которые свидетельствуют о народных корнях его самобытного дарования.
А. Х. Опей слова и мелодию песен сочинял и исполнял сам.
Поэтому считался песенником-мелодистом формы по типологии авторского творчества
(народный профессионал — певец и инструменталист, создающий песни с сопровождением
и наигрыши в контексте фольклорной традиции), составленной музыковедом,
доктором искусствоведения Е. К. Карелиной. Инновационные нововведения
встречаются почти в каждой песне. А его имеет оттенок вида (стиля) хоомей: в
отличие от классического сыгыта, в данном приеме язык не поднимается к небу.Вставки сыгыта между фразами или куплетами имеют четкую структуру. Следует
отметить, что мелодия песен А. Х. Опея отличалась тем, что в природу ладовой
структуры тувинских песен он вносит хроматические (полутоновые) украшения, в
основном присущие музыке европейской культуры.
Скоропостижный уход из жизни композитора и музыканта Андрея
Опея в марте 2021 года стал шоком для многих последователей народной культуры
Тувы. Память о нем останется в сердцах благодарных земляков.
Доброе утро!
Жириновский сказал по телевизору, что России следовало бы начать бомбить Украину в новогоднюю ночь – часа в четыре утра, когда все уже напьются. В Минобороны России говорят то же самое, только наоборот:
- Замминистра обороны России напомнил военным атташе иностранных государств, что НАТО готовится к масштабному вооруженному конфликту с Россией.
- В Беларуси представили поправки к Конституции. Сегодня Путин может провести очередную встречу с Лукашенко в Петербурге.
- Суд в Карелии увеличил срок бывшему главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву с 13 до 15 лет.
- Флейтиста «Аквариума» Брайана Финнегана выдворили из России, продержав ночь в каталажке в аэропорту.
На спусковом крючке войны
Российские официальные власти публично не комментируют призывы «присоединять» и «бомбить» Украину, прозвучавшие из уст главы Чечни и депутата Жириновского. Напротив, замминистра обороны России Александр Фомин объяснил на брифинге для военных атташе и сотрудников иностранных посольств, что это НАТО готовит полномасштабный военный конфликт с Россией.
Американская Washington Post пишет со ссылкой на данные американской разведки, что российское наступление на Украину начнется со стороны Азовского моря, и здесь руководитель мониторинговой группы Института черноморских стратегических исследований Андрей Клименко объясняет, почему это, скорее всего, правда.
Бывший заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Сергей Кривонос отмечает, что современные войны ведутся не массой на массу, а на уровне высокоточного оружия, радиоэлектронной разведки, авиации и мелких десантно-диверсионных групп – и руководство Украины, по его мнению, не обращает достаточного внимания на эти вещи.
В России своя борьба
- Петрозаводский районный суд Карелии увеличил срок главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву – с 13 до 15 лет колонии строгого режима. Общественность восприняла это с ужасом; защита обжалует приговор и будет добиваться полного оправдания Дмитриева. Уголовное преследование историка сталинских репрессий продолжается уже пять лет, «Мемориал» считает Дмитриева политзаключенным.
- Впрочем, у самого «Мемориала» дела идут не блестяще: сегодня Верховный суд России продолжит рассмотрение дела о его ликвидации. Накануне «Ветераны России», недавно успешно изгнавшие из России рэпера Моргенштерна, обратились в Генпрокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности руководство и сотрудников «Мемориала» за «отрицание, умышленное замалчивание и фальсификацию фактов преступлений нацистских пособников путем увековечивания их памяти как жертв политических репрессий в СССР» (речь идет о том, что в списках репрессированных, которые составляет «Мемориал», обнаружились лица, сотрудничавшие с нацистами во время войны, – как будто это сотрудничество задним числом оправдывает вынесенные в отношении них неправосудные приговоры). На этом фоне Минобороны РФ отказалось убрать барельеф со Сталиным с Дома офицеров в центре Екатеринбурга.
- Правозащитный проект «ОВД-Инфо», сайт которого заблокирован по решению Луховицкого райсуда Московской области за распространение «экстремистских материалов», опубликовал петицию, в которой призывает соцсети не блокировать аккаунты проекта по требованию Роскомнадзора. Здесь юрист «ОВД-Инфо» рассказывает, как ловко обошлась с ней Луховицкая прокуратура накануне судебного заседания о блокировке сайта, и объясняет, зачем это было сделано. Сам проект называет постановление суда «актом государственной цензуры». Вот краткий рассказ о десятилетней истории «ОВД-Инфо», помогавшего задержанным на мирных акциях.
- Корреспондент Русской службы BBC Андрей Захаров, ранее включенный в список «физических лиц, выполняющих функции СМИ – иностранного агента», уехал из Москвы в Лондон, заметив за собой «беспрецедентную слежку». Он не понимает, связывать ли ее с «иноагентским» статусом или с расследованием о хакерах из Evil Corp, которое он готовил. Накануне Кадыров сказал на пресс-конференции, что журналистов, объявленных российскими властями «иностранными агентами», «нужно сажать пожизненно за предательство, за измену родине или выгонять туда, где они получают свои гонорары».
- За какие грехи в Россию не впустили флейтиста «Аквариума» Брайана Финнегана, понять вообще невозможно. Борис Гребенщиков сказал на концерте в Москве, что Финнеган просидел «в кутузке» московского аэропорта всю ночь, после чего его отправили – за его же счет – обратно в Великобританию. Финнеган – гражданин Великобритании, он играет в «Аквариуме» уже 15 лет. БГ прокомментировал случившееся песней «Мое имя пыль».
«Изменники родины» и прочие навальнисты
- Бывшему журналисту «Коммерсанта» Ивану Сафронову, обвиняемому в госизмене, продлили арест до 7 апреля. К тому моменту он проведет в «Лефортове» 1 год и 9 месяцев. Сестру и девушку Сафронова в зал суда не пустили. Вину он не признает.
- Семья физика Виктора Кудрявцева, работавшего в одном из институтов «Роскосмоса» и обвиненного в госизмене якобы за передачу в Бельгию технологий российского гиперзвукового оружия, отказалась прекращать дело в связи с его смертью. Кудрявцев просидел в «Лефортове» год и два месяца, после чего его отпустили под подписку – лечить рак легких (вернее, умирать от него). Кудрявцев умер в апреле в возрасте 77 лет. Родственники хотят добиться полного его оправдания.
- Суд в Уфе прекратил административное дело об «иностранных агентах» против бывшего координатора местного штаба Навального Лилии Чанышевой. Сейчас она находится в московском СИЗО по уголовному делу о «создании экстремистского сообщества» (то есть сети региональных штабов Навального), к ней не допустили уже четырех адвокатов. Наказание по этой статье – до 10 лет.
- Прокурор запросил 8 лет колонии участнику московской январской акции в поддержку Навального за то, что он кинул куда-то файер (предположительно, в сотрудников правоохранительных органов).
Российские будни
- В Кремле начали подготовку к президентским выборам 2024 года, то есть провели по этому вопросу семинар в Подмосковье. В качестве главной задачи на семинаре называлось «обеспечение легитимности» избрания Путина. Других вариантов нет.
- По данным центра «Досье», Наталья Попова – ближайшая подруга дочери Путина Катерины Тихоновой – за несколько лет вошла в правление шести компаний с государственным участием, а в декабре ради нее даже учредили специальную госдолжность – бизнес-омбудсмена по защите прав высокотехнологичных компаний-лидеров.
- По подсчетам «Важных историй», с 2017 года российские чиновники приватизировали более 100 элитных квартир, причем в нескольких случаях им передавали целые дома. По закону на жилье от государства могут рассчитывать только те, у кого его нет, но на деле для многих эти квартиры оказываются третьими или даже четвертыми. В то же время известны случаи, когда государство через суд выселяет неинтересных ему бывших госслужащих, хотя жить им действительно больше негде.
- По данным источников «Коммерсанта», Кремль планирует активнее привлекать к госслужбе казаков: их будут ставить на охрану лесов вместо лесников, а уже в 2022 году появится первый казачий батальон Росгвардии.
- Около 30 российских правозащитных организаций подписали обращение с критикой внесенного в Госдуму законопроекта об ужесточении наказаний за пытки: законопроект предусматривает простое увеличение максимального срока наказания на два года, тогда как правозащитники требуют выделить пытки в отдельную статью (сейчас это просто «превышение должностных полномочий»).
- По данным «Левада-Центра», 86% россиян считают, что за полуобнаженные фотографии на фоне церквей следует наказывать – но мягко, штрафом.
- В Москве в возрасте 35 лет умер основатель националистского сайта «Спутник и погром» Егор Просвирнин. Он выпал из окна квартиры на Тверском бульваре в голом виде. Его сайт был заблокирован в России в 2017 году.
- Эпидемия коронавируса, по данным российского оперативного штаба, продолжает идти на спад: 23 210 новых случаев за сутки и 937 смертей. Что происходит на самом деле, узнаем, когда Росстат подведет итоги года.
Неприкосновенный
В Беларуси опубликовали проект изменений и дополнений в Конституцию. Документ дает Лукашенко право избираться еще на два срока, после чего ему гарантируется пожизненная неприкосновенность. Поправки также закрепляют статус Всебелорусского народного собрания (оно даже может сместить с должности президента, только процедура очень сложная). Заодно из Конституции исчезло положение о нейтральности и безъядерности Беларуси, но зато появились патриотизм, священная роль Великой Отечественной войны и брак как союз между мужчиной и женщиной. Сегодня Лукашенко, вероятно, проведет очередную встречу с Путиным в Петербурге, где и доложит ему об успехах.
Суд в Минске приговорил россиянина Егора Дудникова к 11 годам лишения свободы за «разжигание социальной вражды и розни, повлекших тяжкие последствия» и «призывы к действиям против нацбезопасности» (он озвучивал ролики для белорусской оппозиции). Вот интервью с его матерью.
В Пружанах милиция задержала активистку Елену Гнаук за «бчб-пикет возле своего дома». Пикетом силовики посчитали пост пенсионерки в инстаграме с фотографией тряпок белого и красного цвета. Гнаук уже и так отбывает три года «домашней химии» по «хороводному делу», отягченному «угрозами» старшему прокурору Брестской прокуратуры.
Вокруг света
- В Афганистане талибы запретили водителям возить женщин без хиджабов. Поездки на расстояние более чем в 72 км могут совершаться только в сопровождении мужчин.
- О новом премьере Болгарии Кириле Петкове – 41-летнем бизнесмене, неожиданно выигравшем парламентские выборы, – читайте здесь.
- В Испании приостановлен процесс натурализации потомков сефардов, изгнанных из страны более 500 лет назад, – в связи с многочисленными коррупционными скандалами (паспорта то и дело получают люди, не имеющие к сефардам ни малейшего отношения). Недавно сефардский паспорт, – правда, португальский – получил Роман Абрамович; местная пресса сильно сомневается (и не без оснований) в его сефардских корнях.
Шесть ссылок
- Ленинградские вещи. Рассказ о единственной известной записной книжке Константина Вагинова и детективная история расшифровки текста на ее последней странице. Или история приемника Telefunken, принадлежавшего Даниилу Хармсу.
- Сибирские легенды. К годовщине восстания декабристов – рассказ о фольклоре, порожденном их присутствием в Сибири. К годовщине со дня смерти Мандельштама – перечень вымышленных и реальных отчетов о том, как он погиб, с нынешними фотографиями соответствующих мест.
- Балет и танец. Рассказы бывших артистов балета о том, как они уходят на пенсию в России. Или разговор Павла Гершензона и Дмитрия Ренанского о танцевальном театре Пины Бауш, приуроченный к гастролям ее труппы в Петербурге.
Искренне Ваши,
Семь Сорок
СКАЗКА В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ.
Сказка как жанр фольклора.
Сказка как жанр фольклора имеет свою
специфическую поэтику, в установлении которой настаивал А.И. Никифоров и В.Я.
Пропп.
Тексты данного жанра, строятся с
помощью установленных традицией клише:
Сказка как жанр фольклора.
• Сказочные формулы — ритмизованные
прозаические фразы:
— «Жили-были…», «В некотором
царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
— «Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается» — срединные формулы;
— «И я там был, мёд-пиво пил, по усам
текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
Сказка как жанр фольклора.
2. «Общие места» — кочующие из текста в текст
разных сказочных сюжетов целые эпизоды:
— Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где
проза перемежается с ритмизованными местами:
Клишированное описание
портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;
Клишированные формульные
вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу
задом», и т.д.;
Сказка как жанр фольклора.
— Клишированное описание места действия: «на
калиновом мосту, на реке смородиновой»;
— Клишированное описание действий:
перемещение героя на «ковре-самолёте»;
— Общефольклорные эпитет: «красна девица»,
«добрый молодец».
История сказки.
Сказка или
казка, байка, и побасенка (древнейшее ее название басень — от слова
«баять», «говорить») — это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка
о том чего не бывает.
Сказка —
вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная
проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых
опираются на вымысел.
История сказки.
Слово «сказка» засвидетельствовано
в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «каза́ть». Имело значение:
перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX
века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.
Структура сказки.
• Зачин. (“В некотором царстве, в
некотором государстве жили-были…”).
• Основная часть.
• Концовка. (“Стали они жить – поживать
и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Основные герои.
Любимый герой русских сказок Иван-царевич,
Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный
герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе
счастье.
Основные герои.
Важное место в русских волшебных сказках
отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым.
Это Василиса Премудрая, Елена
Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.
Основные герои.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего
выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.
— Баба Яга — один из самых древних
персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в
избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но
иногда помогает.
— Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с
несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный
персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается
буря, сверкает молния, дрожит земля.
Особенности русских народных
сказок.
В русских сказках часто встречаются
повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый
молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят;
буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…
Особенности русских народных
сказок.
В русских сказках определение ставится после
определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые;
солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно
солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо
пойди
Особенности русских народных
сказок.
Языку сказок свойственно употребление имен
существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают
им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк–ий, брат-ец, петуш-ок,
солн-ышк-о… Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.
Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то,
вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)
Сказки о животных.
Cказка о животных —
это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в
которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также
предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1)
играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза
(саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки
«Старая хлеб-соль забывается»).
Сказки о животных.
Сказки о животных — широко
распространенный жанр. В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о
животных, в русском — 119 и составляют около 10% сказочного репертуара, причем
значительная их час оригинальна.
— Композиционный прием сказок о животных
связан с обманом в разных его видах: коварный совет, неожиданный испуг,
изменение голоса и др.
Сказки о животных.
— В сказках о животных можно проследить
забытые верования, обряды, представления.
— В сказках о животных говорится о повадках,
проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о
птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между
людьми.
Сказки бытовые.
Сказка бытовая —
ее еще называют социально-бытовой, сатирической или новеллистической.
— В бытовой сказке говорится о жизни и
представлениях русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые ее
сюжеты тоже пришли из очень давних времен.
Сказки бытовые.
— Местом действия бытовых сказок является
русская часто крепостная деревня.
— Герой — деревенский бедняк, батрак или
солдат; он воюет с барином, барыней, с богатеем и попом.
— Бытовые сказки высмеивают
общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность.
— Бытовые сказки полны юмора, они дают
комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад,
ворчливых, упрямых жен.
Сказки бытовые.
— Бытовая сказка идеализирует
активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной
борьбе.
— Для бытовой сказки характерны краткость
изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению
мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов.
— В бытовой сказке не используются
красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой
сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них
начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.
Волшебные сказки.
— В основе сюжета волшебной сказки
находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи
чудесных средств, или волшебных помощников.
— В экспозиции сказки присутствуют
стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с
братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего
поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.
— Завязка сказки состоит в том, что главный
герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую
мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало
противодействия, т.е. отправка героя из дома.
Волшебные сказки.
— Развитие сюжета — это поиск
потерянного или недостающего.
— Кульминация волшебной сказки состоит в том,
что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и
всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые
всегда разгадываются).
— Развязка — это преодоление потери, или
недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть
приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Волшебные сказки.
— Главный герой сказки всегда молод.
— В волшебных сказках герой встречается с:
— Существами, которых не встретишь в
жизни: водяным царем, русалками, лешим, Кощей Бессмертный, Баба-Яга,
многоголовый Змей, великаны и карлики.
— Невиданными зверями: Олень — Золотые
рога, Свинка — Золотая щетинка, Жар — Птица.
— Властителями стихий, природных сил:
Солнце, Месяц, Ветер, Морозко.
Волшебные сказки.
— Нередко в руки героя попадают чудесные
предметы:
— гусли — самогуды,
— скатерть-самобранка,
— шапка-невидимка.
— В такой сказке все возможно. Хочешь стать
молодым — поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни
их мертвой, а затем живою водой.
Волшебные сказки.
В волшебной сказке особенно ярко сказались
обращенные к светлому будущему, мечты народа, представления о справедливой и радостной
жизни, добре, правде, красоте. В этих сказках настойчиво звучит оптимистическая
вера в победу добра над злом.
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.
Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.
При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявлены проблемы в развитии речи:
— неговорящие дети;
— несоответствие развития связной речи у детей по возрасту;
— бедный словарный запас;
— нарушения звуковой стороны речи;
— несформированность лексико-грамматического строя речи;
— нарушения слоговой структуры слова.
Речь ребенка скудна, бедна, маленький словарный запас. Занятость родителей не даёт возможности уделять больше времени своему ребёнку, вследствие чего, ребенок проводит все больше времени за компьютером, у телевизора, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько распространенных потешек: «Сорока-белобока», «Ладушки», не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал в развитие речи детей дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.
Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.
Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.
С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.
С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
1.2. Цель и задачи проекта
Целью моей работы: является повысить уровень развития связной речи дошкольников средствами фольклора;
Для себя я выделила основные актуальные задачи:
1. Ознакомление детей с малыми формами фольклора;
2. Формирование разговорной и связной речи у детей с использованием малых форм фольклора;
3. Расширение и обогащение словарного запаса у детей;
4. Воспитание звуковой культуры речи у детей;
5. Создание условий для развития речи детей;
6. Учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
7. Взаимодействие с родителями;
8.Приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.
9. Определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;
10. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;
Задачи программы по возрасту:
Младший возраст:
- Обогащать словарный запас детей;
- Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)
- Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играм.
Старший возраст:
1.Обучающие:
- познакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;
- пробудить интерес к русской народной культуре;
- познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
- формировать навыки самостоятельной творческой деятельности.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
- развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно — прикладному искусству;
- способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
- развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
- развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.
3. Воспитывающие:
- сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
- воспитывать у детей патриотические чувства и духовность;
2. Содержательный раздел
2.1. Формы организации проекта
Проект рассчитан на 5 лет обучения. Разработан для детей от 1,5 – 7 лет. Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая. (приложение 1)
Использование фольклорных произведений хорошо интегрируются со всеми направлениями образовательного стандарта:
— на занятиях;
— в инсценировках;
— в самостоятельной деятельности детей;
— при формировании навыков самообслуживания;
— при формировании культурно-гигиенических навыков.
— на утренниках, в досугах;
2.2. Методы, используемые в работе по программе.
- Словесные методы:
- рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
- вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
- интеллектуальные и дидактические игры.
- Наглядные методы:
- использование экспонатов, подлинных вещей;
- просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.
- Практические методы:
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- представление кукольного театра;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.
2.3. Формы работы с детьми:
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Выставки предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Дидактические игры;
• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Использование народных игр, в том числе хороводов.
Пути реализации:
1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.
2. Повседневная жизнь в группе.
3. Изучение разных форм фольклора.
4. Работа с родителями.
5. Работа с педагогами.
6. Театрализованная деятельность.
2.4. Планируемые результаты освоения Программы:
Ранний возраст | Дошкольный возраст |
Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки), с помощью взрослых рассказывает, договаривает их. Называет сказочные имена персонажей, имитирует характерные действия персонажей. Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра. | Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички. Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; Использует в игре предметы быта русского народа; Создаѐт творческие работы по фольклорным произведениям |
2.5. Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область | Содержание психолого-педагогической работы |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого. 2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. 3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности. |
Познавательное развитие | 1. Расширить представление о жанрах устного народного творчества. 2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. 3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую преемственность с современными аналогами(лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.). Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания |
Речевое развитие | 1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. Способствовать развитию любознательности. 2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве. 3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки. |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. 2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки. музыка, пляски 3. Знать и различать народное искусство, промыслы. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов(эстетическое развитие мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. 4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. |
Физическое развитие | 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх. 3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. |
У родителей:
— повысился интерес и знания о фольклоре, о его значении в жизни ребенка;
— взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;
-поощрение использования фольклора в играх детей дома.
3. Организационный раздел
3.1. Этапы проекта:
1. Подготовительный
Определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы.
2. Основной
Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта.
3. Заключительный
Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.
3.2. Содержание работы
Этапы | Блоки | Формы реализации проекта | Предполагаемые результаты |
Подготовительный | Работа с педагогами | -Изучение и анализ педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме -разработка перспективного плана по внедрению в практическую, повседневную деятельность детей элементов малых форм фольклора; разработка конспектов НОД. — оформление папок-передвижек; — подбор иллюстративного материала для лучшего понимания детьми пословиц, поговорок, потешек и др. фольклорных произведений. | Оформление центра активности по развитию речи с помощью малых форм фольклора; изготовление картотеки подвижных, хороводных и пальчиковых игр; пополнение количества настольно- печатных игр. |
Работа с родителями | Анкетирование, консультации по теме, беседы | Пополнение библиотеки сказок в группе; оформление папок-передвижек. | |
Основной | Работа с детьми | Индивидуальная форма работы: -пальчиковые игры; -игры-имитации; -артикуляционная гимнастика Групповая форма работы: — совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям; -прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях; -организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном; -показ театров с использованием русских народных персонажей; | -Расширение словарного запаса, -активизация познавательного и умственного развития; -развитие мелкой моторики; — проявление дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания друг к другу |
Работа с педагогами | подбор методов развития речи детей средствами фольклора согласно возрастных особенностям ребенка. | -создание картотеки литературы по малым формам фольклора | |
Работа с родителями | Оформить альбом совместно с родителями «Пословицы и поговорки русского народа»; Конкурс «Моя любимая сказка» на лучшую иллюстрацию к сказкам. | Интерес к развитию речи детей через использование малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки, считалки, загадки, потешки) | |
Работа с детьми | Индивидуальная форма работы: -организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя языка детей. Групповая форма работы: -проведение праздников совместно с музыкальным руководителем, согласно календарным народным праздникам. | Называют сказочные имена персонажей, имитируют характерные действия персонажей. | |
Работа с педагогами | Презентация проекта «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»; -обмен опытом; — подведение итогов и перспектива на следующий год. | Повышение уровня знаний о малых формах фольклора | |
Работа с родителями | -участие в праздниках — составление памятки об играх дома, способствующих успешному запоминанию потешек, поговорок | Проведение родительского собрания по итогам диагностики речевого развития и усвоения малых форм фольклора |
3.2. Формы работы с родителями
Акция: «Подарим детям книги» | Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, прибауткам, сказкам |
Анкетирование | Что вы знаете о русском народном фольклоре |
Консультации, рекомендации, памятки | «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами фольклора» «Потешка в помощь маме» «Чем занять ребенка в выходные?» «Какие сказки читать детям?» |
Родительское собрание | «Фольклор, как средство развития речи». |
Оформление папки-раскладки для родителей Разработка буклетов для родителей | «Развивая движения — развиваем речь» «Мы – читающая семья» «Рука развивает мозг» (пальчиковые игры по произведениям малого русского фольклора) «Потешки в период адаптации дошкольника в ДОУ» |
Изготовление пособий, дидактических игр по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами | «Разрезные картинки», « Узнай героя», «Закончи сказку», «Подбери картинку», «Разложи по порядку», «Отгадайте название рнс по иллюстрации», и др. |
Показ театров с использованием русских народных персонажей | «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок» и др. |
Семейный проект | Выставка творческих работ семей воспитанников «Любимая сказка нашей семьи» Совместное создание книжек-самоделок на основе фольклорного произведения. |
Развлечение с родителями | «Как зайка сказку свою искал» |
3.3 Комплексно-тематическое планирование работы
по развитию речи детей с использованием малых форм фольклора
Младшая группа
Месяц | Тема занятия | Содержание | Литература |
Сентябрь | «В гости к хозяюшке» | Знакомство с потешками про кота. Проведение игр «Кот Васька» и «Огуречик, огуречик…». Разыгрывание сказки «Колобок» | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.13 |
Октябрь | «Баю-баюшки баю, баю Машеньку мою» | Укачивание куклы Маши, пение колыбельных песен. | Куприна Л.С. Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.37 |
Ноябрь | «Ладушки в гостях у бабушки» | Использование прибауток, потешек. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.15 |
Декабрь | «Котик – коток» | Заучивание потешек «Пошёл Котик во лесок». Про ведение народных игр. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.11 |
Январь | «Весёлые музыканты» | Знакомство с шумовыми инструментами | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.40 |
Февраль | «Поиграем с куклой Машей» | Знакомство с песенками-потешками. Пение колыбельных. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с народным творчеством», с 41 |
Март | «Домотканые половики» | Повторение выученных ранее русских народных песен и потешек. Проведение русской народной игры «Жмурки» | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.127 |
Апрель | «Русская Матрёшка» | Знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой. Использование песен, плясок. Проведение игр. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.128 |
Май | «Приходите в гости к нам…» | Посещение «избы». Проведение русских народных игр «Жмурки», «Курочка». Хоровод «Ходит Васька серенький»; пляска под русскую народную мелодию. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.92 |
Средняя группа
Месяц | Тема занятия | Содержание | Литература |
Сентябрь | «У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.18 |
Октябрь | «Теремок» | Разыгрывание Представления по мотивам русской народной сказки «Теремок». Слушание русской народной песни. Проведение русской народной игры «Заинька» | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.44 |
Ноябрь | «Колыбельная песенка» | Знакомство детей с новыми колыбельными песнями. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.46 |
Декабрь | «Котик – коток» | Заучивание потешки «Пошёл Котик во лесок». Проведение народных игр. | Куприна Л.С. Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.11 |
Январь | «Козлик и дудочка» | Знакомство с музыкальным инструментом – дудочкой. Использование в занятии мотивов русских народных сказок, чтение потешек. Использование русских народных песен «Как у нас-то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси, вы гуси», «Курочка рябушечка» | Куприна Л.С. БударинаТ.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.49 |
Февраль | «Петушок и Баба Яга» | Использование на занятии русских народных сказок. Использование русских народных песен, закличек, частушек, танцев. Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц. Проведение русской народной игры «Бабка Ёжка» | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.52 |
март | «Весёлая ярмарка» | Знакомство с дымковской игрушкой. Использование на занятии русских народных костюмов. Чтение стихов о дымковских игрушках, придумывание о них загадок. Роспись гуашью силуэтов дымковских игрушек. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.132 |
апрель | «Едет Ваня в новой шапке, да на дымковской лошадке» | Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Слушание русской народной песни «Пошла млада за водой». | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134 |
май | «Приходите в гости к нам……» | Посещение «избы». Проведение русских народных игр. Хоровод «Ходит Васька серенький»: пляска под русскую народную мелодию. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134 |
Старшая группа
Месяц | Тема занятия | Содержание | Литература |
сентябрь | «Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!» | Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.55 |
октябрь | «Песня-души народа» | Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле берёзонька стояла». | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.57 |
ноябрь | «Такие разные песни» | Знакомство детей с разными видами песни. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.59-63 |
декабрь | «Зимние Святки» | Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечаются в период зимних Святок | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.150 |
январь | «Ехал Грека через реку» | Использование на занятии скороговорок. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.109 |
февраль | «Игра с Матрёшкой» | Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.112 |
март | «Забавные птицы» | Лепка дымковской игрушки-петушка | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.136 |
апрель | «Едет Ваня в новой шапке, да на дымковской лошадке» | Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек о дымковских игрушках. Слушание русской народной песни «Пошла млада за водой» | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134 |
май | «Сия прялка изрядна-хозяюшка обрядна». | Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица» | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.139 |
Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.
План работы:
Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.
Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.
Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.
Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовать не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.
Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.
Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы.
Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников. Запланировала работу с родителями. Это консультации по данной теме, папки-передвижки, буклеты. Ведь сейчас в семьях всё меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, помнят лишь несколько загадок и поговорок. Для педагогов подготовлены консультации, открытые НОД с презентацией по данной теме.
В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Весна-красна», «Светлая Пасха»
Мною были составлены тематические планы работ с воспитанниками, с родителями и педагогами (открытые занятия, досуги, консультации, мастер-классы, семинар-практикум, родительское собрание)
- Предметно – развивающая среда
В группах создана соответствующая возрастным особенностям детей предметно-развивающая среда, которая способствует развитию познавательной и речевой активности, эмоциональному благополучию. Группы оснащены наглядными предметами (картинками, игрушками), настолько — печатными играми («Сложи картинку», «Какая сказка?», «Спрячь колобка»), книгами, наглядными материалами, которые помогают детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умение самостоятельно использовать эти знания.
В книжном уголке размещены книжки — раскладушки, книжки — малышки, предметные и сюжетные картинки. Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых потешек, сказок, прибауток по мотивам фольклорных произведений. Создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, закличками. Всё это привлекает внимание детей, они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек. Имеются настольный, пальчиковый театры, театры на фланелеграфе: «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка». В интерьере наших групп есть игрушки из ткани, самодельные куклы, сшитые родителями. Имеется «Уголок ряженья» с элементами костюмов, предметов одежды (как для мальчиков, так и для девочек).
Многолетним трудом сотрудниками детского сада, родителями, в нашем детском саду создан этнографический музей «Русская изба», оснащенный: печью, старинной мебелью, посудой, орудиями труда. Имеется посуда, украшенная росписью: «Хохломская роспись», «Гжель», «Жёстово». Украшением избы являются матрёшки, дымковские игрушки.
В русской избе особая атмосфера, попадая в которую ребёнок может почувствовать себя героем русской народной сказки, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными промыслами, костюмами.
3.6. Заключение
В результате приобщения к фольклору детей дошкольного возраста, на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного, речевого, нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
У детей повысился уровень развития связной речи средствами фольклора;
Пополнился и обогатился словарный запас детей.
Дети младшего дошкольного возраста проявляют интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки),
с помощью взрослых рассказывают, договаривают их.
Называют сказочные имена персонажей,
имитируют характерные действия персонажей.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста Знают основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Умеют рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
Используют в игре предметы быта русского народа;
Проявляют желание участвовать в театрализованных и подвижных играх;
с интересом следят за действиями героев кукольного театра.
Литература
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003. -128с.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей М.: Мозаика-Синтез, 1999. — с. 99.
- Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
- Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.-58с.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. — М.: Просвещение, 1983. — 192с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999.- 352с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1996.
- Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930. — Кн. 1.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.-128с.
- Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000. — 416с.
- Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.-387с.
- Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 1974. — 148 с.
- Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
- Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
- http://nsportal.ru/
- https://educontest.net
- http://www.maam.ru/
Приложение 1
Мониторинг (диагностика)
1. Диагностика уровня речевого развития детей.
2.Наблюдение:
-обогащение словарного запаса;
-использование фольклора в речи;
-приобщение к народным традициям.
Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :
1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов).
2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.
3. Пересказывает сказку.
4. Умеет замечать неточности в небылицах.
5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.
6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)
7. Называет жанры фольклора (3 и более)
Критерии оценки вопросов :
Высокий уровень — ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки; правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т. д.
Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но не в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице; вместо значения слов даёт описание предмета, либо даёт не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному — два примера на каждый предложенный жанр.
Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказа без учёта задания; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.
На начало года: На конец года:
Низкий уровень 80% Низкий уровень 0%
Средний уровень 20% Средний уровень 75%
Высокий уровень 0% Высокий уровень 25%
Выводы на сентябрь 2017 года: по результатам обследования можно сделать следующие выводы: 6 детей (26,5%) знают сказочных персонажей, имитируют их характерные действия. Многие рассматривают сюжетные картинки, но не все умеют кратко рассказать об увиденном, а только 3 ребенка. Большинство, а именно 85% детей не понимают идею произведения и значение пословицы. 75% детей испытывают трудности в речевом развитии, в связи с чем на основании затруднений внесены коррективы в педагогический процесс в данной образовательной области.
Новая порция
«Певицы рассказывают о домогательствах ради хайпа»
Музыкальный продюсер Александр Яковлев, многие годы работающий в шоу-бизнесе с молодёжными коллективами, лично знаком с Огурцовой и Мильниченко. В беседе с NEWS.ru он отказался верить, что его коллега мог домогаться девушки.
То, что Мильниченко не подаёт в суд на Женю, абсолютно ничего не значит. Вы можете себе представить, что такое суды по данному поводу? «А расскажите… А докажите… А вспомните…» Зная Сергея, я уверен, что ему жаль тратить свою жизнь на выяснение этих отношений. Он здравомыслящий человек и отдаёт отчёт уровню бреда, знает цену этим «откровениям», — заявил Яковлев.
По мнению продюсера, экс-солистка «Ранеток» не производит впечатления жертвы многолетних издевательств со стороны продюсера и таким образом просто «ловит хайп». Он напомнил, что «темы мордобоя и трусов остаются самыми животрепещущими и востребованными у публики». И отметил счастливый брак Мильниченко с другой экс-солисткой группы — Натальей Щёлковой, которая на 24 года младше мужа.
Все мы живые люди, и в музыкальном коллективе тоже могут возникать чувства. Наташа же претензий не предъявляла? Вышла замуж за Мильниченко, живут поныне, растят детей, у них всё хорошо, — подчеркнул продюсер.
Экс-директор группы «Тату» Леонид Дзюник также считает рассказ Евгении Огурцовой об ужасах работы в «Ранетках» похожим на выдумку. Он предположил, что кто-то мог «надоумить её хайпануть на скандале», и признал, что результат был достигнут: «Ну кто сейчас помнит „Ранеток“? Местечковый проект, а в скандальном ракурсе хотя бы вспомнили всей страной, что была такая группа».
Группа «Ранетки»Anton Belitsky/Russian Look/Global Look Press
Сергей Мильниченко, по словам Александра Яковлева, является «человеком тонкой конструкции, безумно творческим». В 1995–1997 годах считался одним из лучших аранжировщиков и продюсеров в России. Яковлев привёл в пример спродюсированный Сергеем Мильниченко альбом певца Андрея Губина «Зима-холода», невероятно популярный в своё время. Основанную Мильниченко в 2005 году группу «Ранетки» Яковлев сравнил с «Иванушками International», созданными ровно 10 годами раньше, в 1995-м, продюсером Игорем Матвиенко.
«Иванушки» — трио, «Ранетки» были квартетом. Однако суть одна: абсолютно разноплановые участники. Один (одна) — красавчик (красотка), второй (вторая) — смешной рыжий (смешная рыжая), третий (третья) — флегматичный романтик. Правда, в отличие от хитов «Иванушек», многие из которых хорошо известны, песни «Ранеток» не смогу сейчас вспомнить. Помню стиль, он мне нравился, нечто а-ля группа «Звери», декларировали дерзкую молодёжную музыку. Флёр очень позитивный и клёвый. И Серёга (Сергей Мильниченко. — NEWS.ru) совершенно не вписывается в инкриминируемый ему теперь Женей Огурцовой образ извращенца-насильника-дикаря, — убеждён Александр Яковлев.
Экс-директор «Тату» признался, что однажды «врезал» Лене Катиной
Экс-директор группы «Тату» Леонид Дзюник по просьбе NEWS.ru рассказал, как устроена работа руководителей музыкальных коллективов с несовершеннолетними. По его словам, сотрудничество с подростками ведётся на основе нотариально заверенных доверенностей от родителей. Во время взлёта «Тату», уточнил Дзюник, у него было шесть таких доверенностей — от родителей солисток Лены Катиной и Юли Волковой, а также от четырёх участниц балета. За каждую девочку директор «отвечал головой».
Относился как к дочерям. Собственно, мои родные дочери находились в таком же возрасте в то время. Мог дать по пятой точке, если не слушались. Один раз треснул Ленку (Катину. — NEWS.ru) зонтиком в аэропорту: надо было проходить на посадку в самолёт, а она с мальчиками познакомилась, заболталась и не шла. Я и врезал несильно. Она губы надула, но на посадку прошла, — рассказал Дзюник.
Вернувшись в Москву, Леонид, по его словам, сразу рассказал об инциденте маме Лены. «Мало треснул, надо было сильнее», — ответила та.
Группа «Тату»Anton Belitsky/Russian Look/Global Look Press
Бывший директор «Тату» добавил, что никогда не отказывал подопечным девушкам в помощи даже в обычной жизни. Он вспомнил, как Юлия Волкова, жившая неподалёку, не раз звонила с просьбой разрешить ей и подруге принять душ у него дома, когда в её квартире отключали горячую воду.
Они приезжали и мылись. И никто к Юле не приставал. Лена Волкова как-то рассказывала в одной телепрограмме о том, что в 11 лет пережила сложную ситуацию, однако это было никак не связано с шоу-бизнесом и тем более со мной, — отметил Леонид Дзюник.
Кто из звёзд шоу-бизнеса жаловался на домогательства и обман продюсеров
Тема харассмента в шоу-бизнесе стара как мир. Экс-солистки группы «ВИА Гра» Ани Лорак, Оля Полякова, Татьяна Найник жаловались в многочисленных интервью на Константина Меладзе, который якобы проявлял к ним повышенный мужской интерес. Продюсер проигнорировал их упрёки, за брата тогда вступился Валерий Меладзе, заявив об уважительном отношении Константина к женщинам и попытках артисток попиариться на его имени. Певицы Алиса Вокс, Наталья Штурм, Нюша также сетовали, что пережили домогательства со стороны известных музыкальных продюсеров, однако не раскрыли имён своих обидчиков.
Певица Нюша/Анна ШурочкинаNatalia Shakhanova/Global Look Press
Вика Цыганова пару лет назад
Нередко артисты ссорятся со своими продюсерами и из-за денег. Так, летом этого года актриса, певица Настасья Самбурская проиграла продюсеру Виктору Дробышу в суде. Звезда сериала «Универ» утверждала, что Дробыш и сотрудники его продюсерского центра перестали заниматься её раскруткой, и требовала расторгнуть договор, согласно которому она должна отдавать продюсеру 70% своих доходов. Суд счёл аргументы Самбурской безосновательными и оставил действие договора в силе до даты его окончания — 1 июня 2022 года.
Анна Калашникова: «Надо дать отпор и сразу обращаться в полицию»
Леонид Дзюник признал, что среди продюсеров встречаются любители «клубнички», но, по его мнению, такой тип людей — всё-таки скорее исключение в современном шоу-бизнесе.
Гораздо чаще босс музыкального коллектива озабочен более прозаическими вещами: как вернуть вложенные в проект деньги и заработать, а не затащить в постель девочку или мальчика. Наоборот, молодёжь нынче ого-го зубастая — я лично знаю случаи, когда юные и хваткие сами тащили продюсера в койку, считая, что это самый короткий путь к славе, — заявил экс-директор «Тату».
Леонид добавил, что на самом деле шоубиз «страшен не столько домогательствами и развратом», сколько неспособностью молодых артистов, попавших в тусовку, сопротивляться увлечению алкоголем и наркотиками. Пристрастие к различным стимуляторам, отметил Дзюник, накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь артиста, и лишь немногие находят в себе силы отказаться от запрещённых веществ.
Актриса, певица Анна Калашникова призналась NEWS.ru, что «много и часто сталкивалась с недвусмысленными предложениями в шоу-бизнесе — и в юности, и до сих пор». Но назвала проблему харассмента надуманной и раздутой. Главное, считает она, — чётко обозначить личные границы и уметь их отстаивать.
Ты даёшь понять продюсеру, что «спасибо, нет», переводишь его «заманчивое предложение» в шутку. Никаких проблем и последствий это, как правило, не несёт, — рассказала Анна.
В противном случае, убеждена Калашникова, необходима жёсткая реакция. Она посоветовала коллегам, подвергшимся харассменту, сразу обращаться в полицию, добавив, что «никаких компромиссов тут быть не может».