Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Урок 29. тема урока: импрессионизм в музыке и живописи цель урока: -раскрыть понятие и особенности как художественного стиля, дать

Урок № 29.

Тема урока: Импрессионизм
в музыке и живописи

Цель урока:

раскрыть
понятие и особенности как художественного стиля, дать представления

 учащимся о широких
связях музыки и изобразительного искусства в творчестве

 известных
представителях импрессионизма;

-рассмотреть
особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

Планируемые
результаты:

Предметные:

-слушать и
анализировать музыкальные произведения;

-наблюдать
в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов

 искусства;

-развивать
вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки

 (интонирование,
звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать

 музыку
русских и зарубежных композиторов;

-формулировать
своё отношение к изучаемому произведению;

 -различать
чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Личностные:

развивать
музыкально – эстетическое чувство;

-усовершенствовать
художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных

 произведений
музыкального искусства.

Метапредметные
результаты
:

Познавательные:

-анализировать
собственную учебную деятельность и вносить необходимые

 коррективы для
достижения запланированных результатов;

-использовать различные
источники информации;

-размышлять о
воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими

 видами искусства;

Регулятивные:

-проявлять творческую
инициативу и самостоятельность в процессе овладения

 учебными действиями.

Коммуникативные:

-аргументировать свою
точку зрения  при анализе музыкального произведения;

-планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;

применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения

 разнообразных
художественно-творческих задач.

Тип
урока:
путешествие.

Оборудование:
портрет композитора, компьютер, проектор, раздаточный материал, иллюстрации к
уроку, видеопрезентация.

Музыкальный
материал
: Прелюдия «Лунный свет» К.Дебюсси; «Падам» Эдит Пиаф; «Мир,
который нужен мне» А.Ермолова.

 Эпиграф
урока:                                              
Всех звуков и цветов соотношенья,

                                              А
также способы переложенья

                                                          
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

                                                                          О,
как хотелось мне азы науки

                     Такой постичь!

                                                                                                 
                      ( Герман Гессе)

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности

1.Организационный момент

Музыкальное приветствие

2.Актуализация опорных знаний

— Ребята, а вы
любите путешествовать? Разрешите пригласить вас в путешествие! Сейчас мы с
вами поиграем и иллюстрация, которую мы соберем, нам укажет маршрут
путешествия.

Образовательная
игра.                                                                                              1.
Какая картина соответствует этой музыке?
(пейзаж).                                 2.
Музыка, в которой голос играет ведущую или равноправную с
инструментами роль ?(вокальная музыка).                                         
3. Вид сценического искусства, основными выразительными средствами
которого являются музыка и танец называется?                      ( балет
).                                                                                          
4.Композитор, который является
основоположником русского классического балета? (
П.И.Чайковский).                                                                                 5.Его
называют музыкальным сказочником. Автор музыкальных сказок « Шехерезада», «
Снегурочка», « Сказка о царе Салтане»? ( Н.А. Римский
-Корсаков).              6.Художник, который рисовал пейзажи моря?                               (
И.К. Айвазовский).

3.Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Итак, куда мы с вами
отправимся сейчас путешествовать?

Звучит песня
Эдит Пиаф « Падам»

 1.Прогулка по Парижу. (знакомство с достопримечатель-ностью).

— Где же мы с вами
оказались?

Ответ детей:

-Во Франции, но не
21 века, а конца 19 века.

-Представляете? Эта
страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество
деятелей культуры, а так же открыла своё видение искусства и своё
впечатление, или как говорят французы, impression от этого
безумного – безумного мира.

-Итак, Париж –
город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие
достопримечательности Парижа вы знаете?

Ответ детей:

Эйфелева башня
/Слайд № 3/ ,

Ответ детей:

Версальский
дворец – величие короля
/Слайд № 4/ ,

Ответ детей:

Собор
Парижской Богоматери
/Слайд
№ 5/
 ,

-Гуляя по Парижу
можно попасть в Национальный художественный музей — Лувр 

Ответ детей:

2.Прогулка по Национальному художественному музею Лувру, ( знакомство
с творчеством французских художников).

/Слайд №
6/
 .

-Здесь находятся
картины художников различных эпох /Слайд № 7/ , но мы
остановимся у одной экспозиции. Посмотрите на эти картины (К. Писсаро.
«Закат в Сент-Шарль»

 /Слайд №
8/
 ,

-О.Ренуар «Весенний
пейзаж» /Слайд № 9/ , Эдгар Дега «Голубые
танцовщицы»

 /Слайд
№ 10/
 ).

-Подумайте, что характерно для всех авторов картин.

Что
необычно? Каково ваше впечатление?

Ответ
детей:

-Художники старались
изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного.
Картины кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными.

/Слайд №
11/
 

-Художники, писавшие такие картины
стали называть себя импрессионистами, а стиль, в котором они работали,
получил название импрессионизм от французского impression 
— впечатление.

3.Формирование темы урока. Постановка целей и
задач.

-Как бы вы
сформулировали тему урока?

Ответ детей::(«Импрессионизм в
живописи»)                                                                                   
-Только ли об импрессионизме в живописи будем говорить на уроке музыки?

Ответ детей:

Чем сопровождался показ репродукций? (музыкой)

Эпиграф
урока:                                                          

                Всех звуков и цветов соотношенья,

               
А также способы переложенья

               
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

              
О, как хотелось мне азы науки

                                   
Такой постичь!
Герман
Гессе

                                                                                                               Ребята
, о чем говорят эти слова?

Ответ детей:

4.Первичное усвоение новых знаний.  

4.Знакомство с
репродукциями картин известных художников

-Давайте
ребята вспомним, что такое пейзаж?

Ответ детей:

(Пейзаж- это рисунок картина, изображающая виды природы, а
также описание природы в литературном произведении).


что такое живопись?

Ответ детей

(Живопись- изобразительное искусство – создание художественных
образов с помощью красок).

Слайд № 15/ 

5.Знакомство с понятием «импрессионизм».

-Импрессионизм (фр. impressionnisme,
от impression — впечатление) — направление в 
искусстве последней
трети 
XIX —
начала 
XX веков,
зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру,
представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято
запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои
мимолётные впечатления.

— Итак, ребята, о каком направлении в искусстве мы будем
говорить на уроке?

Ответ детей:

-Кто запомнил, как оно называется?

-Давайте рассмотрим более подробно картину художника-
импрессиониста К. Моне «Впечатление. Восход солнца»

 /Слайд № 16/ .

                                                                                                                      
Анализ репродукции К. Моне «Впечатление. Восход солнца»:


Что является центром композиции картины?

Ответ детей: (Оранжевый
круг солнца)


В каком направлении поднимается солнце?

Ответ детей: (Из
утренней мглы – навстречу зрителю.)


В какие тона окрашивает солнце небо и воду?

Ответ детей: (В
теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск – оранжево-красная
дорожка).

-Можем
ли мы сказать, что картины художников-импрессионистов музыкальны?

Ответ детей:

-Рассмотрим
репродукцию картины «Закат на море»– французского живописеца,
импрессиониста Ренуара Огюста Пьера

 /Слайд № 23/ 

-Кто
из вас, рассматривая эту репродукцию, «слышит музыку»? Какую музыку?Что мы
слышим?

Ответ детей:


Как вы считаете, какой должна быть музыка, основанная на впечатлении?

Ответ детей: (выразительная,
яркая, красочная…).

(техника
письма художников-импрессионистов – беглые пятна, мазки).

6.Знакомство
с творчеством  французского композитора Клода  Дебюсси.

Говоря об импрессионизме в музыке, имеют в виду, «живописные»
моменты — красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание
 в музыке уделяется динамическим оттенкам. Французского композитора
Клода Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке

Новое
направление, так ярко проявившее себя в живописи, оказало влияние и на
другие виды искусств: поэзию и музыку

7.Рассказ о жизни и творчестве К.Дебюсси (сообщения
учащихся)
                                                                                        Дебюсси
называют художником, который рисует звуками. Его звукопись была близка
манере письма Моне, Писсаро и других художников, его современников.
Дебюсси, так же как и художники- импрессионисты, стремился передавать свои
впечатления от окружающего его мира. Его музыка наполнена игрой светотени,
прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых
пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

8.Слушание музыкального произведения:

  «Море». Лунный свет» Клод Дебюсси

   Анализ интерпретации музыкального
произведения

9.Физкультминутка.

10.Синквейн «Море»

11.Вокально
хоровая работа:

 
Распевка
.

             
а) дыхательная гимнастика по А.Стрельниковой;

             
б) гамма до мажор;

  в) работа
над разучиваемой песней

«
Мир, который нужен мне»  А.Ермолов

5.Первичная
проверка понимания

-С каким
направлением в искусстве вы сегодня познакомились?

Ответ детей: (Импрессионизм).

-В какой стране
зародился импрессионизм?

Ответ детей: (во Франции).

-Когда это произошло?

Ответ детей (в конце 19 века).

-В каком виде искусства импрессионизм нашёл своё отражение?

Ответ детей: (в живописи).

-Назовите художников-импрессионистов, чьи картины вы
запомнили.

Ответ детей:

-В каком виде искусства импрессионизм проявил себя так же
ярко, как в живописи?

Ответ детей:(в музыке).

-С творчеством, какого композитора – импрессиониста мы
познакомились на уроке?

Ответ детей: (К.Дебюсси).

— Ребята, как вы считаете, мы выполнили поставленные цель и
задачи урока?

Ответ детей:

6.Первичное
закрепление

В картинах импрессионистов основным
выразительным средством является не линия, а цвет, колорит.

Ответ детей:

А что чаще всего является главным выразительным
средством в музыке импрессионистов?

Ответ детей:(Гармония).

Композитор Николай Мясковский так сказал о
Клоде Дебюсси «…И разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не
великий художник, не исключительный поэт?» думаю, что вы согласитесь с
этими словами.

Оценивание.

Довольны ли вы собой?

Оцените своего товарища: кто был самый активный и точный в
ответах. Оцените.

7. Информация о д/з

Нарисовать пейзаж моря

8.Рефлексия

(подведение итогов)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

Электронные
ресурсы

1-      https://moa.hotmo.org/song/57999870

1-

2-     
https://www.youtube.com/watch?v=Vra-6i—nVs

2-

3-      https://x-minus.me/track/204071/мир-который-нужен-мне

3-

Конспект урока по музыке для 7 класса на тему: «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвин»

Цель: знакомство
с творчеством композитора Дж.Гершвина и его произведением «Рапсодия в стиле
блюз».

Планируемые
результаты:

Метапредметные: умение определять понятия, обобщать; размышлять, рассуждать и
делать выводы.

Предметные: формирование
навыка анализа музыкального произведения.

Личностные: умение проявлять интерес к новомуумение выражать свое отношение к произведениям искусства.

Тип
занятия: 
урок «открытия» нового знания

 Методы
и приемы: 
метод размышления о музыке, наглядность,
ЭОР, словесный (рассказ).

Материалы,
оборудование: 
презентация, компьютер, аудиозапись
произведений «Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвин, Л.Скрягина «Джаз для вас»

Ход урока

1.Организационный 
момент.

Встало
солнце рано — рано:

Добрый
день!

Плещут
волны океана:

Добрый
день!

Поднимается
пшеница,

И
звенят задорно птицы:

Эй,
ребята — малышата,

Добрый
день!

Улыбаются
озёра:

Добрый
день!

С
высоты кивают горы:

Добрый
день!

И
в твоё окошко ветер

Постучится
на рассвете:

Просыпайся,
поднимайся

Добрый
день!

Над
родною стороною

Добрый
день.

И
с тобою и со мною

Добрый
день.

А
страна у нас такая

Нету
ей конца и края!

Мы
ей тоже дружно скажем:

Добрый
день!

Добрый
день!

Добрый
день!

Звучит песня «Как здорово» О. Митяева.

— Какое настроение у этой песни?

-О чем поется в этой песне?

(2 мин.)

Учитель приветствует:
здравствуйте ребята!

Психологический
настрой на урок

А
теперь я задам вопрос, а вы кивните головой, отвечая на него.

Вы
готовы к работе на уроке?

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет
Ты что грустишь бродяга а ну-ка улыбнись
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним
Чьи имена как раны на сердце запеклись
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

2.Повторение и закрепление пройденного материала.

Прежде, чем приступить
к изучению новой темя, я предлагаю вам повторить материал, который вы узнали на
нашем прошлом уроке. Перед вами – карточки с пятью заданиями. За работу!

1.     В
каком веке музыкальный жанр «симфония» достиг своего совершенства?

2.     Запишите
имена и фамилии трёх венских композиторов-классиков, в творчестве которых
симфония стала ведущим жанром.

3.     Из
скольких частей состоит классическая симфония?

4.     Запишите
имя и фамилию русского композитора, автора Симфонии № 7
(«Ленинградской»).

5.     Каким
событиям была посвящена «Ленинградская» симфония?

А теперь обменяйтесь
карточками, проведем проверочную работу.

Ответы на экране

0 баллов – оценка «2»

1-2 балла – оценка «3»

3-4 балла – оценка «4»

5 баллов – оценка «5»

Сдайте карточки. Ваши
оценки после урока будут перенесены в «Сетевой город».

1.     Первая
нота музыкального звукоряда.

2.     Вторая
нота музыкального звукоряда.

3.     Великий
немецкий композитор, один из венских классиков.

4.     Одно
из произведений А. Шнитке «… в старинном стиле».

5.     Седьмая
нота музыкального звукоряда.

6.     Инструментальный
музыкальный жанр, в переводе на русский язык означает «звучать».

7.     Третья
нота музыкального звукоряда.

Дебюсси – ключевое
слово. Это французская фамилия, фамилия композитора.

Как вы думаете, чему
будет посвящен наш урок?

Какова цель урока?

Сегодня мы познакомимся
с творчеством французского композитора Клода Дебюсси.

3. Изучение нового материала.

Вспомним биографию композитора.

Выступает ученик.

Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898
года в нью – йоркском квартале Бруклина, в семье еврейских эмигрантов из
России. Его отец был родом из Санкт-Петербурга. Настоящие имя и фамилия
композитора –Янкель Гершовиц. Был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал
самостоятельно учиться играть на фортепиано. В 1914 году Гершвин уже
профессионально занимался музыкой. В 1924 году Гершвин создал мюзикл
«Ledi, Bi Good», который стал первым настоящим успехом композитора на
Бродвее. Самой масштабной и амбициозной оперой в юиографии композитора стала
«фольклорная» опера «Порги и Бесс», первая американская национальная опера,
поставленная по роману Дюбоса Хейворда, на сюжет из жизни чернокожих жителей
юга США, в 1935 году.

У.: С этим произведением мы знакомы.
Джордж Гершвин считается джазовым композитором. Что такое джаз и какие у него
характерные черты?

Д.: Джаз – форма музыкального искусства,
возникшая в конце XIX – начале XX века в США в результате
синтеза африканской и европейской культуры.

Характерные черты джаза:

1.    Импровизация – основа джаза.
Каждый исполнитель, инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной
партией.

2.    Полиритмия – сочетание в
музыкальном произведении двух и более самостоятельных ритмических рисунков в
рамках одного размера.

3.    Синкопы – смещение акцента с
сильной доли на слабую

4.    Главные инструменты в джазовом
оркестре – духовые. Они солируют.

У.: Назовите уже известных вам джазовых
исполнителей.

Д.: Луи Армстронг, Эдвард Эллингтон, Элла
Фитцджеральд.

У.:Молодцы. А теперь я предлагаю вам
прослушать небольшую предисторию к новой теме нашего урока.

Выступление ученика.

Начался концерт, звучали сочинения
различных компзиторов Европы и Америки, в которых так или иначе преломились
джазовые элементы. Публика откровенно скучала. Но вот за рояль сел Джордж
Гершвин. Зазвучала «Рапсодия в стиле блюз». От прежней скуки не осталось и
следа. Оркестранты играли, словно выворачивая себя наизнанку от эмоций,
искренне от души. Дирижер Пол Уитмэн не замечал, что по его щекам катятся слезы
восторга. Гершвин играл на фортепиано неподражаемо. Отзмучали последние звуки
«Рапсодии» и зал захлебнулся бурей оваций.

У.: Гершвин считал, что «Рапсодия»
написанная в джазовом стиле, но принадлежит к серьезной музыке.
Импровизированность, взаимствованная у джазовых музыкантов, — главная черта
этого сочинения – сочетается с принципами развития европейского классического
симфоджаза.

Немного отдохнем и сделаем физ.минутку.

У.: Запишите в тетради значение слова
рапсодия.

Рапсодия – жанр инструментальной музыки,
музыкальное произведение выстроенное в свободной форме на основе народных
мелодий.

Что такое блюз? С этим словом вы уже
знакомы.

Д.: Блюз – народная песня американских
негров с грустным, печальным оттенком.

У.: Слушаем «Рапсодию в стиле блюз»
Гершвина. Ваша задача записать эмоциональную характеристику произведения.

После прослушивания учащиеся зачитывают
свои ответы.

У.: — понравилась вам рапсодия?

-можно ли ее назвать классикой?

-как вы думаете, будет ли звучать музыка
Гершвина в последующие десятилетия?

Слушаем песню «Память» из
мюзикла «Кошки»

Память. Блики лунного света.
Уведи меня, память,
В полуночную синь.
Там я встречу потерянное счастье свое,
Новой жизни новый день.

Я одна в лунном свете
Снова грежу о прошлом,
О былой красоте.
Вижу растаявшее счастье свое,
Каждый прошлый светлый день.

Дымный вечер злого дня,
Прогорклый утра запах.
Бледнеет ночь,
И новый день тихонько
Бредет на мягких лапах.

Утро. Юный свет новой жизни.
Я должна ждать рассвета
И подняться с колен.
И с рассветом, я знаю, станет памятью ночь
И начнется новый день.

Источник teksty-pesenok.ru
Солнце блещет в летних листьях
И блестит и тает…
Лепестками на краю рассвета
Память облетает

Боже! Как легко меня бросить
С этой памятью горькой
что крадется как тень
Дай мне силы
Чтоб вновь вернулось счастье мое…

Пусть начнется новый день…

4.Изучение
нового материала.

Учитель: Эпиграфом
к нашему уроку будут такие слова. 
(Сл.1) Из
всех искусств музыка — самое человечное и распространенное.

Жан Поль

Жан
Поль (1763-1825 гг.) — немецкий писатель, сентименталист, автор сатирических
сочинений, эстетик и публицист. Жан Полю принадлежит ставшее знаменитым
выражение мировая скорбь.

Сегодня,
ребята, мы c вами отправимся в филармонию. ….

А
почему вы не спрашиваете , что такое филармония? Может вы знаете?

Ответы
учащихся
: это учреждение, где играют на
инструментах, обучаются игре на инструментах, учреждение, занятое
организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.

Учитель:
молодцы! Вы все верно сказали, но также это и концертный зал, в котором
проходят концерты
(сл. 2)

И,
как на любой концерт нам с вами нужно приобрести билеты и программки (раздать).
Что необычного вы видите в программке.

Уч
– ся: 
неоконченные предложения, названия.

Учитель:
Верно. И в течении всего времени посещения филармонии, нам нужно будет их
заполнить.

Сегодня
мы послушаем концерт одного из знаменитейших композиторов 20 векаА
какого именно, вы сейчас догадаетесь сами, прослушав следующее произведение.

— Звучит «Лезгинка»

Учитель: ребята,
как вы думаете, что это за произведение?

Уч
– ся: 
Лезгинка (Сл.3)

Учитель: вспомните
фамилии композиторов, которые могли бы написать такое произведение.

Уч
– ся: 
Хачатурян.

Учитель: правильно. (сл.
4 фото Хачатуряна
)

Учитель: итак,
как вы считаете, будет звучать тема нашего урока?

Уч
– ся: 
Творчество композитора А. Хачатуряна, инструментальный концерт А.
Хачатуряна.

Учитель:
хорошо! В своих билетах запишите название произведения.

«Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром
А.Хачатуряна
».(сл.4)

Учитель: Молодцы!
А теперь ответим на вопрос, что такое концерт.

Уч
– ся: 
музыкальный жанр, место где зрители
смотрят концерт, творческие номера.

Уч
– ся: 
исполнение музыкальных произведений,
выступление оркестра.

Учитель: сравните
ваши ответы с определениями, которые вы видите на слайде, что в них общего?

Уч
– ся: 
общие ключевые слова: музыкальное
произведение, выступление, музыкальный жанр.

Учитель: сформулируйте
общее определение.

Уч
– ся: 
концерт – это
крупное музыкальное произведение для солиста с оркестром, опирающееся на
сопоставление, «соревнование» двух и более партий.(Записать в билет)
 (
сл.5)
 Крупное музыкальное
произведение, написанное для одного (или нескольких) солирующих
инструментов  и оркестра
. Типичны
виртуозная сольная партия, 
состязание солиста
с оркестром. 
Обычно состоит
из 3 частей (сонатный цикл). 

Учитель: итак,
мы сегодня поговорим о произведении А.Хачатуряна.

Кратко биография(презентация).
Хачатурян Арам Ильич. Родился в селе Коджори близ Тбилиси (6 июня 1903- 1 мая
1978гг.) Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не
учился музыке, только слушал народные песни и пел сам. Его отец, известный в
Тбилиси мастер переплётного дела, был самодеятельным музыкантом. Он пел под
аккомпанемент народных инструментов — саза, кеманчи или тара.
 (
сл.6)

·        
Настоящие занятия музыкой начались, когда Араму исполнилось 19
лет. Он приехал в Москву и поступил в техникум при Институте имени Гнесиных по
классу виолончели. Талант юноши сразу же привлёк внимание выдающихся педагогов.
В классе композитора Гнесина Хачатурян изучал музыкальных классиков и впервые
попробовал сочинять музыку. Он блестяще оканчивает музыкальный техникум и
поступает в Московскую консерваторию в класс к известному композитору
Н.Мясковскому. В консерватории Хачатурян пишет свою первую симфонию, а также
камерные и инструментальные произведения. Любопытно, что созданные им в то
время марши были включены в обязательный репертуар военных оркестров.

·        
В 1934 году Хачатурян закончил Московскую консерваторию, и его
имя, как лучшего выпускника, было высечено на «золотой доске».
 (
сл.7)

Учитель: В
творчестве Арама Хачатуряна важное место занимает цифра 3. Им создано три
балета — «Гаянэ», «Спартак», (видеосюжет из балета) «Счастье», три
симфонии, три концертные арии «Поэма», «Легенда», «Дифирамб», 3 концерта —
рапсодии. 
(сл.8)

Сегодня
на уроке вы познакомитесь с музыкой Скрипичного и Фортепианного концертов
Хачатуряна
.(сл 9)

Сейчас
вы услышите фрагмент I части Скрипичного концерта. Постарайтесь услышать — есть
ли в нем «соревнование»?


слушание Концерта для скрипки с оркестром (I часть, экспозиция)
.(сл.
10)

Учитель: итак,
есть ли в произведении соревнование?

Уч
– ся: :
 Да. Скрипка соревнуется с оркестром. Отдельно звучит
скрипка, потом оркестр.

Учитель: в
чем проявляется соревнование и чья партия выходит на первый план?

Уч
– ся: 
Партия скрипки, она самостоятельна, звучит увереннее.

Учитель: Какова
по характеру музыка? Обратимся с вами к словарю.

(Словарь терминов для
определения характера произведения)

Уч
– ся: 
Разная. И живая, простая, кружащая,
лиричная.

Учитель:
В концерте 3 части, которые рисуют три разные картины из жизни народа,
поэтические зарисовки природы Армении.

Учитель: Ребята,
давайте с вами вспомним, как ведут себя зрители и исполнители в зале.

Физкульминутка:

1.
Руководитель оркестра( кто?) дирижирует

2.
Музыканты, закончив выступать, кланяются.

3.Зрители,
восхищаясь исполнением, встают и хлопают стоя, а затем тихо садятся.

(
Учащиеся выполняют движения.)

Учитель: вернемся
к нашему концертуСколько же тем вы прослушали?

Уч
– ся: 
Две.

Учитель: Вы,
наверное, обратили внимание, что музыка Арама Хачатуряна носит ярко
национальный характер
.(сл.11) Чёткий,
упругий ритм и танцевальный характер отличают главную партию сонатного аллегро.
Эта тема, исполняемая солирующей скрипкой, близка народной музыке Закавказья.

Композитор,
следуя традициям, варьирует мелодии, оплетая их кружевом, орнаментом, «играет»
ритмами, оркестровыми красками, перекличками оркестра с солирующей скрипкой.
Праздничный, приподнято-восторженный тон Концерта вызывает ассоциации с
цветущей природой Армении, рождает в сердцах слушателей ответный восторг: «Да
будет свет! И да будет радость!»
 (Б. Асафьев.)

Композитор
в своих мелодиях часто опирается на народные напевы. Давайте сравним первую
тему концерта с армянской народной песни.

— Прослушать
тему мелодии армянской народной песни и главную тему I части Скрипичного
концерта.

Учитель: Что
в них общего?

Уч
– ся: 
Похож ритм, интонации.

Учитель: Обратите
внимание на гармонию. Она тоже носит черты национального звучания. Это является
стилистической особенностью музыки Хачатуряна — использование национальных черт.

Сейчас
я предлагаю вам послушать отрывок из Фортепианного концерта.

Пожалуйста,
послушайте внимательно и постарайтесь определить характер и настроение музыки
.(СЛ.9)

— слушание
фрагмента Концерта для фортепиано с оркестром (II часть)

Уч
– ся: 
Музыка лирическая, широкая и плавная.

Учитель: Правильно.
Как вы думаете, какие чувства передает в музыке Хачатурян? (Воспользоваться
словарем эмоций)

Уч
– ся: 
Мечтательность, созерцательность, поэтическое размышление.

Учитель: Молодцы!
Какую мелодию использует композитор для передачи настроения?

Уч
– ся: 
Мелодию — плавную, лиричную, свободно распетую.

Учитель: Мелодия
звучит и у фортепиано и у оркестра. Услышали ли вы здесь «соревнование»? Если
«да», то кто вышел «победителем»?

Уч
– ся: 
Нет, здесь солист и оркестр объединились.

Учитель: Да.
Партия фортепиано здесь выступает первой среди равных.

Итак,
назовите мне особенность концертов Хачатуряна

Уч
– ся: 
Трехчастность, принцип «соревнования»

Учитель: Какие
черты внес композитор в жанр инструментального концерта?

Уч
– ся: 
Своеобразные мелодии, основанные на
народных восточных интонациях, на национальных ритмах и гармонии.

Учитель: Для
творчества Хачатуряна характерны оптимизм, жизнеутверждение.

Музыкальными
средствами он пытался выразить любовь к своему родному краю, солнечной
Армении. 
Учитель: В
преддверии праздника Победы, мы всегда вспоминаем тех ,кто подарил нам мирное
солнечное небо. Исполняем песни военных лет. Давайте исполним песню В. Баснера,
М. Матусовского. « На безымянной высоте»

— Вокально-хоровая работа

Учительсовсем
недавно «Вальс» А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова « Маскарад» помог нашим
11-ти классникам занять призовое место в конкурсе « Крымский вальс»

5.
Физминутка.

Зрительная
гимнастика для глаз «Хоккей»

6.
Работа над песней «Трус не играет в хоккей»


Кто знает, какая песня звучала в физминутке?


О чем эта песня?


Какая она по характеру?


Где вы можно услышать такую песню?

Правильно,
эта песня является гимном хоккеистов и все матчи по хоккею начинаются именно с
этой песни.


Слушание песни в фонозаписи.

А)
Артикуляционная гимнастика «Л-Х»

Цель: Содействие
коррекции речевых недостатков.

Не
надо Леху нам хулить, а надо холить и хвалить,

В
хоккей играет лихо Леха, да ведет себя неплохо.


Разучивание 1к. песни по фразам.


Исполнение 1к. песни хором.


Работа над выразительностью исполнения, точностью интонирования мелодии,
соблюдением длительностей нот и пауз.

7.
Повторение пройденного материала.


Назовите песню, какую мы с вами учили, которую написали те же авторы?


Назовите певицу, которая исполняла эту песню?


Что было трагического в судьбе Анны Герман?


Что значит для человека «надежда»?

Исполнение
песни «Надежда» по куплетам: 1к – исполняют мальчики, 2к. – исполняют девочки,
3к. – исполняет учитель, припев исполняют хором.

Вокально-хоровая
работа.

1)Распевание с элементами музыкальной
грамоты, с ручными знаками, на легато и стаккато.

2)Исполнение песни заранее подготовленным
солистом . (Слайд10)Беседа о песне, композиторе.

3)Озвучивание литературного текста( работа
с 1 куплетом); исполнение 1 куплета a capella.

Опять черёмуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою.
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В её рассветы и закаты,
В её лесные ароматы
И до земли ей поклонись.
И до земли ей поклонись.
Лишь только солнышко весной
Лучи рассыплет над полями,
Уже ручей звенит струной,
Уже гроза гремит громами.
А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода.
Ты слышишь, дарит нам природа
Напевы лучшие свои.
Напевы лучшие свои.
Где красота — там доброта,
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём,
Ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись.
Ты добротою поделись.

4)Мы сегодня с вами начали работать над
прекрасной песней о природе, добре, красоте.

5) Давайте споем уже изученную песню.
Послушайте вступление…

-Как она называется?( «Память о
войне» Н. Тананко).

— Как вы думаете почему именно ее я
выбрала, чтобы завершить наш урок?(Ответы)

— Конечно, главное в нашей жизни – это
мирное небо, счастье , радость, добро. И для того, чтобы это все было у нас,
много людей пожертвовали собой в годы Вов. Давай те споем стоя и будем чтить
память о тех «бессмертных» героях. Исполнение песни с помощь фонограммы

Переходя к следующему этапу нашего урока
предлагаю выполнить несколько упражнений на дыхание (дыхательная гимнастика-
физ. минутка по методу Александры Николаевны Стрельниковой). Комплекс из
трех упражнений.

 Эти
упражнения не только оказывают общее оздоровительное воздействие на наш
организм, а и помогают нам подготовить голосовой аппарат для пения.

Вокальные
упражнения- распевки (плавное певучее звучание и контрастное- отрывистое).
Арпеджио в восходящем и нисходящем движении от Си малой октавы распеваем на
разные слоги: Ма, До, Ля, Ми.

«Песенка на память» Музыка М. Минкова,
Слова П Синявского.

Разучивание
  текста и мелодии песни. При разучивании обращается внимание на точность
исполнения мелодии, фразировку, дикцию, дыхание. Обращаю внимание на ошибки и
неточности- исправляем сразу.

Песенка
на память                    
                     
                     
                     
                     
                     
  
слова М. Минкова, музыка П. Синявского

Как
задумчиво светит вечер

Голубыми
глазами звёзд

Вот
бы взять нам на память ветер,

Тот,
что песенку вдаль унёс

Вот
бы взять нам на память ветер,

Вот
бы взять нам на память ветер,

Вот
бы взять нам на память ветер,

Тот,
что песенку вдаль унёс

А
гитара прибою вторит,

А
дорожка бежит к луне

Вот
бы взять нам на память море

Хоть
всего по одной волне,

Вот
бы взять нам на память море,

Вот
бы взять нам на память море,

Вот
бы взять нам на память море,

Хоть
всего по одной волне

Вечера
догорают быстро,

Приближая
прощанья час

Вот
бы взять нам на память искры,

Чтоб
всегда согревали нас

Вот
бы взять нам на память искры,

Вот
бы взять нам на память искры,

Вот
бы взять нам на память искры,

Чтоб
всегда согревали нас.

Закрепление
нового материала.

Возвращаемся
к эпиграфу нашего урока:

 «Чем
чище музыка любви, Тем громче музыка печали.

Чем
громче музыка печали, Тем выше музыка любви».


Когда музыка бывает вам необходима?


Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Сейчас
я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней
программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая
мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь
исполнителей и слушателей к этой песне.

Показ
песни.


Какое впечатление произвела на вас песня?


Современна ли эта песня?


Почему?

— О
чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание
  первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:

-точность
исполнения мелодии;

-фразировку;

-дикцию.

Физминутка

«Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять
вперёд.

Тут немного
отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…

А Варвара смотрит
вверх!

Выше всех, дальше
всех!

Возвращается
обратно –

Расслабление
приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена…

А теперь посмотрим
вниз –

Мышцы шеи
напряглись!

Возвращаемся
обратно –

Расслабление
приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена…

Исполнительская
деятельность.

Две дороги степные,
А кругом ковыли…
Там гитара с трубою
Разговор завели…
Начинала гитара –
Тара, тара, та-тара…
Тра-папапапапа!!! –
Отвечала труба.

Сколько было привалов,
Сколько было атак…
Всё гитара с трубою
Не поладят никак…
Начинает гитара –
Тара, тара, та-тара…
Трапапапапапа!!! –
Отвечает труба…

А две пули, две пули –
Чуть пониже плеча…
И одна в гитариста,
А одна в трубача…
И вздохнула гитара –
Тара, тара, та-тара…
Тра-папа-папапа!!! –
Отвечала труба.

Две дороги степные –
Только ветер в упор…
Всё гитары с трубою
Не кончается спор…
Две дороги, две песни,
Две тропы, две судьбы…
И нельзя без гитары,
И нельзя без трубы.

 (караоке
«Пусть всегда будет солнце»).

Солнечный круг, небо вокруг
Это рисунок мальчишки
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Милый мой друг, добрый мой друг
Людям так хочется мира
И в тридцать пять сердце опять
Не устаёт повторять

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Тише солдат, слышишь солдат
Люди пугаются взрывов
Тысячи глаз в небо глядят
Губы упрямо твердят

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Против беды, против войны
Станем за наших мальчишек
Солнце навек, счастье навек
Так повелел человек

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Валентина
Толкунова — Одинокая бродит гармонь

 В избранное

Снова замерло всё
до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.

То пойдёт на поля, за ворота,
То обратно вернётся опять, —
Словно ищет в потёмках кого-то
И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,
С яьлонь цвет облитает густой…
Ты признайся — кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.

Может, радость твоя недалёко,
Да не знает — её ли ты ждёшь…
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даёшь?

4.
Подведение итогов урока.

Симфония № 1 стала свидетельством громадного
лирического дара Василия Калинникова, воспевшего красоту и величие природы,
олицетворяющей образ России, русской души, через русскую музыку.

Не смотря на непростую судьбу композитора его творчество
полно света, добра, могущества, восторженной красоты.

«Микрофон»:

— Что означает слово симфония?

— К какому виду музыки относится этот
жанр?

— С каким жанром в литературе можно соотнести
симфонию?

— Какие музыкальные произведения или части написаны в
сонатной форме?

— Назовите крупные формы в музыке ?


Понравилось вам размышлять о музыке?


Какое искусство мы называем классическим?


Какая музыка нужна современному человеку?

1.Какая
была тема урока?

2.
Какое произведение изучали?

3.
К какому жанру оно относится?

4.
Для чего нужны такие произведения слушателям?

О
чём мы сегодня говорили на уроке?

Что
вам понравилось на уроке?

Давайте
оценим работу на уроке мы достигли заданной цели? Как вы считаете?

мы
получили нужный результат и каким путём?

Взаимооценка: Давайте
сейчас попробует поставить себя на место учителя. Вам предстоит оценить работу
на уроке своего товарища.

Выставление
оценок

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 422

 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока музыки для учащихся 5 классов

Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».

                                                                               Автор: Трофимова Алла Васильевна,

                                                                             учитель музыки, ГБОУ СОШ № 422

Кронштадт

2020

Пояснительная записка.

Тема занятия: «Импрессионизм в музыке и живописи».

Цель занятия: сформировать понимание стилистических особенностей импрессионизма, научить выделять художественные связи между музыкой и живописью.

Задачи:

Личностные: Воспитывать творческую, способную к познанию и активному действию личность. Обучать продуктивному сотрудничеству со сверстниками при решении творческих музыкальных задач. Развивать мотивы музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Предметные: Научить определять характерные черты импрессионизма в живописи и музыке. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы. Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать целостность восприятия, развивать творческую активность, способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества. развивать музыкальную отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма в работе над песней.

Метапредметные: Обучать способности реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера. Учить применять знаково-символические и   речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Убучать совместной деятельности на основе сотрудничества.

Тип занятия: получение новых знаний.

Вид занятия: занятие творческого познания.

Метод: погружения, сравнения, деятельностный подход, использование технологии критического мышления.

Средства оснащения занятия: Медиа-проектор, компьютер, экран, фортепиано.

Дидактическое обеспечение: раздаточный справочный материал, технологическая карта, мультимедийная презентация, нотный материал.

Приемы музыкальной деятельности учащихся: активное слушание, анализ, вокальная и ритмическая импровизация.

Музыкальный материал:  К.Дебюсси «Сады под дождем», песня Г.Гладкова «О картинах».

Целевая аудитория: учащиеся 5 классов.

Назначение по использованию: проведение занятия во внеурочной деятельности, проведение классного часа.

Ход учебного занятия:

1.Постановка учебных задач.

Наше занятие не совсем обычное. Сегодня мы окунемся в мир искусства. Взгляните на экран. (на экране – картина П.А.Федотова «Сватовство майора», П.Рубенса «Охота на гиппопотамов и крокодилов», Н.Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой», К.Моне «Впечатление. Восход солнца»).

Перед вами несколько картин. И только одну из них можно охарактеризовать следующим образом: «В природе нет никаких линий, только контрастные пятна цвета». (Клод Моне)  (ответ детей: выбор картины К.Моне «Восход солнца»)

Попробуйте одним словом или словосочетанием охарактеризовать живописную манеру исполнения картины.  (учитель записывает ответы детей на доске)

Вы верно определили творческую манеру художника. Однако точное определение художественного направления мы узнаем из следующего диалога. Представьте, что мы находимся на художественной выставке и случайно услышали разговор двух посетителей возле этой картины. (на экране «Впечатление. Восход солнца» К.Моне)  (Два ученика на фоне слайда с картиной ведут диалог):

1) — Но ведь это же поскребки с палитры, брошенные на грязный холст. Тут ничего не разберешь!

2) — Пожалуй… но зато есть впечатление.

1) — Ни один уважающий себя художник не намалюет такого безобразия!

2)- Почему же вы это называете безобразием?

1)- Да потому что эти странные художники вместо всем понятных сюжетов предлагают зрителям свои собственные «впечатления» от случайно увиденных вещей. Не искусство, а какое-то сплошное ВПЕЧАТЛЕНИЕ! «Impression» – одним словом.

2) — А может быть это вид нового искусства – Импрессионизм.

1)- Искусство? Ну, уж нет! Например, в картинах в стиле барокко все ясно.., каждая деталь четко прорисована! А здесь? Подбор красок, расплывчатость, набор мазков. Создается такое ощущение, что картина написана достаточно быстро, и впечатление было мгновенным.

2)- А разве это плохо?

1)- Да конечно не плохо, но не привычно как-то. В конце концов, могу я узнать автора этой картины под названием «Впечатление. Восход солнца»?

2)- Да, конечно! Это я – Клод Моне. А можно узнать ваше имя?

1)-Я — композитор. И тоже Клод. Клод Дебюсси.

Каким одним словом было названо художественное направление? (ответы детей: впечатление)

На французском языке слово впечатление будет звучать, как «импрессионизм». Теперь цель нашего занятия ясна — назовите ее.

(ответы детей: познакомиться с художественным направлением в искусстве – импрессионизмом).

Тема нашего занятия: импрессионизм в музыке и живописи.

2. Совместное исследование проблемы.

Где возникло новое художественное направление мы узнаем, глядя на картины. Художники-импрессионисты создавали свои произведения на пленэре, то есть на открытом воздухе. Картины передают красоты родной страны. Иллюстрации и тексты подскажут вам, в какой стране появился импрессионизм. (Работа парами)

                                         текст-подсказка:

     Лувесьен— муниципалитет во Франции, в регионе Иль-де-Франс, департамент Ивелин.

     Понтуа́з — северо-западный пригород Парижа, который с 1964 года является

     административным центром департамента Валь-д’Уаз

     Монжерон – муниципалитет во Франции, в регионе Иль-де-Франс.

Итак, во второй половине 19 века, во Франции появилось новое направление в искусстве — импрессионизм.

В каких видах искусства развивался импрессионизм? Вспомните диалог двух посетителей художественной выставки. Кто они? (ответы детей: Клод Моне – художник, Клод Дебюсси – композитор.)

Импрессионизм развивался почти во всех видах искусства, на занятии мы с вами рассмотрим импрессионизм в живописи и музыке. Просмотрите на картины художника Клода Моне. Что изображено на картинах? (предположительные ответы детей) На картине изображен Руанский собор – католический храм во Франции. На что хотел обратить наше внимание художник, изображая один и тот же собор в разных картинах?   (на освещение, на передачу мимолетных впечатлений).

Картины художников-импрессионистов помимо передачи впечатлений обладали и другими характерными чертами. Чтобы выявить характерные черты импрессионизма, разделитесь на 4 команды. Посмотрите на картину Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» и из нескольких предложений выберите те, которые соответствуют данному художественному направлению. (Работа в группах. Подчеркнутые предложения относятся к направлению импрессионизм).

  1. Отказ от контура, замена его мелкими раздельными и контрастными мазками,
  2. Отказ от черного цвета.
  3. Ясная уравновешенная композиция
  4. Работа на пленэре (на открытом воздухе).
  5. Отсутствие перспективы.
  6. Главенство линии.
  7. Улавливание изменений в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток.
  8. Эскизность, незаконченность изображения.
  9. Фотографичная передача современной действительности.

3.4. Моделирование. Конструирование нового способа действия.

(ответы детей.) Как передать мимолетное впечатление в живописи, нам стало понятно, но передача мгновения в музыке – это еще более сложный вопрос. Как можно, например, создать образ дождя? Какой музыкальный инструмент лучше всего справится с этой задачей?  (ответы детей).

Ударный инструмент может изобразить капли дождя? (ответы детей) В нашем распоряжении самый простейший инструмент – наши руки. (в данном случае можно использовать шумовые ударные инструменты). Мы с вами попробуем передать образ дождя. Только будьте очень внимательны, следите за моими словами и движениями, иначе у нас не получится то, что задумано. Повторяйте мои движения.

                              Проведение ритмической импровизации:

Учитель: Перед дождем обычно все затихает, давайте услышим эту тишину.

Учитель: И вдруг с неба стали падать первые капельки (пальцем правой руки ударяет по ладошке левой руки), и вот уже начался мелкий дождик (ударяет двумя пальцами по ладони). Он постепенно усиливается (ударяет тремя пальцами), он усиливается (четырьмя пальцами) и превращается в ливень (ударяет пятью пальцами). Он льет и льет (как можно сильнее бить в ладоши), и тут дождь начинает стихать (4 пальца) и становится все тише (3 пальца) и тише (2 пальца), но некоторые капельки упорно падают, слышите (1 палец), и дождь прекращает литься. Выглянуло солнышко, улыбается всем радуга и у всех хорошее настроение. (В классе стало тихо).

Молодцы, ребята. С помощью ударных инструментов нам удалось передать образ дождя.

           Слушание музыки. Клод Дебюсси «Сады под дождем»

А теперь давайте послушаем произведение французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси «Сады под дождем». Постарайтесь ответить на вопросы, которые вы видите на экране:

1.Что вы увидели или представили, слушая музыку?

2. Какие музыкальные краски использовал композитор (яркие или приглушенные)

3. С помощью каких выразительных средств композитор передал движение? (динамика, мелодия, регистр)

4. Мелодия или звуковой фон господствовали в этом произведении?

5. Какие музыкальные тембры передали образ дождя в произведении?

6. Одной-двумя фразами постарайтесь передать свое впечатление от этой музыки.

Музыку композиторов-импрессионистов можно назвать живописной почему? (ответы детей).

Молодцы, вы справились с этой задачей, и теперь вам не составит труда из предложенных вариантов выбрать только те, которые соответствуют характерным чертам музыки импрессионизма. (Работа в группах – 4 группы. Подчеркнутые предложения относятся к импрессионизму)

Черты импрессионизма в музыке:

  1. Передача мимолетных впечатлений от природных явлений, от предметов.
  2. Создание программных произведений.
  3. Главенство мелодии.
  4. Отсутствие ярких широких мелодий – звучат короткие мелодические фразы.
  5. Наличие нескольких одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий.
  6. Появление новых ярких и необычных аккордов.
  7. Расширение колористических возможностей оркестра. Выявление новых выразительных возможностей музыкальных инструментов.

5.6. Решение частных задач. Применение общего способа действия для решения частных задач.

                    Вокальная импровизация.

Французский композитор К. Дебюсси – основоположник импрессионизма в музыке. Он показал, что каждый звук, аккорд, могут быть услышаны по-новому, они могут жить яркой и красочной жизнью, наслаждаясь самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Восхищаясь музыкой Дебюсси, Юдинцева Анна написала стихотворение «Слушая Дебюсси».

Здесь не Париж. Здесь за окном

Октябрь со снегом и дождем,

И межсезонная капель…

А солнечная акварель

Моне украсила мой дом,

Под Дебюсси танцуя в нем…

(фрагмент стихотворения «Слушая Дебюсси» Юдинцева Анна)

Попробуйте и вы стать композитором, как Клод Дебюсси, сочините и пропойте небольшую песню на эти слова.

(ответы детей)

7.Контроль на этапе окончания учебной темы.

На учебном занятии мы с вами рассмотрели музыку и живопись одного художественного направления – назовите его. (ответ: импрессионизм)

Вспомните, мы с вами знаем песню, также объединяющую живопись и музыку «О картинах» Григория Гладкова. Спойте ее наиболее ярко и выразительно.

(исполнение песни).

Вы хорошо потрудились, настало время подвести итог. Для этого каждый из вас создаст синквейн. Это творческая работа, состоящая из 5 строк.

Перед вами лист бумаги и ручка.

 В первой строке мы запишем существительное (в данном случае название художественного течения, о котором мы сегодня говорили -?)

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. (импрессионизм какой?)

3 строка – три глагола (импрессионизм что делает?)

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. Фраза касается художественного течения. Например: импрессионизм передает впечатления.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Например: искусство или восторг…

Ну, и напоследок, в конце синквейна нарисуйте смайлик.

Если урок полезен и вам было все понятно – рисуем улыбающийся смайлик. (изображаю на доске)

Если лишь кое-что чуть-чуть неясно (смайлик со знаком вопроса).

Еще придется потрудиться – смайлик с книгой в руках.

Да, трудно все-таки учиться (грустный смайлик).

Использованная литература:

1. Н.И.Енукидзе Стили. Композиторы. Эпохи. – М.: Росмэн, 2004.

2. Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. — Л.: Музыка, 1983.

3. А.К.Кенигсберг, Л.В.Михеева Справочник-путеводитель 111 увертюр, симфонических поэм, сюит и картин. – СПб.: КультИнформПресс, 2002.

3. Импрессионисты. Письма художников. Воспоминания. Документы. — Искусство,

Ленинградское отделение, 1969.

Все желающие смогут послушать классический джаз и экспериментальные мелодии, а также побывать на мастер-классах и узнать больше об этом музыкальном направлении.

В преддверии Международного дня джаза, который отмечается 30 апреля, в столице пройдут различные мероприятия для поклонников этого музыкального направления и тех, кто давно хотел с ним познакомиться.

Отметить праздник можно, например, семейным походом на классический джазовый концерт. Открыть для себя экспериментальный джаз горожане могут, посетив выступления современных джаз-бандов с их авторскими аранжировками или латиноамериканскими мотивами. А для тех, кто только начинает знакомиться с этим жанром, пройдут творческие встречи с гуру джаза, которые расскажут об истории зарождения этой музыки. О концертах и мастер-классах, которые нельзя пропустить, — в материале mos.ru.

Саксофон, контрабас и фортепиано: классический джаз

Насладиться классическим джазом под звуки саксофона, контрабаса, фортепиано и ударных можно в столичных парках и музеях. Сразу несколько выступлений джазовых артистов пройдут в эти выходные в Доме-музее Марины Цветаевой. На одном из них перед зрителями предстанут победители XVIII Международного музыкального конкурса «Рояль в джазе» в номинации «Параллельно с джазом» (современная академическая музыка). Гости услышат произведения различных стилей и направлений академической музыки рубежа ХХ–ХХI веков: от модернизма, постмодернизма, неоклассицизма и додекафонии до авангарда, полистилистики и минимализма. Мероприятие пройдет 24 апреля в 15:00 в рамках музыкального абонемента «Искусство фортепианной игры. И классика, и джаз…».

Следующий концерт из программы этого абонемента состоится 25 апреля в 16:00. Прозвучит музыка Иоганна Себастьяна Баха, Йозефа Гайдна, Доменико Скарлатти, Ференца Листа, Клода Дебюсси, Дмитрия Шостаковича и «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина в исполнении Дарьи Гречищевой и Зары Чархифалакян. Для посещения концертов понадобятся приглашения. Телефон для справок: +7 (495) 695-35-43.

Отправиться в «Путешествие с саксофоном в пространстве и времени» приглашает клуб-галерея «Крылатский орнамент» территориальной клубной системы «Кунцево». Там 25 апреля в 19:00 пройдет джазовый концерт при участии квинтета — студентов академических отделений Академии джаза и Российской академии музыки имени Гнесиных. Коллектив играет в академическом жанре, исполняет популярные произведения классических и современных композиторов. Большинство переложений и аранжировок для квинтета делает его участник Владислав Минеев. Несмотря на то что коллективу чуть больше года, он уже успел стать лауреатом четырех конкурсов.

Зрители услышат музыку из оперы «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса, сюиту из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского, вальс из произведения «Джазовая сюита» Дмитрия Шостаковича, вальс из сюиты «Маскарад» Арама Хачатуряна и другие сочинения. Зарегистрироваться на мероприятие можно по телефону: +7 (495) 412-35-16.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Гостей ждут также в культурном центре «Доброволец» (корпус 813). 29 апреля в 19:30 там выступит саксофонист Юрий Персианов, дипломант премии Правительства Москвы и участник различных фестивалей. Вход на вечер джаза бесплатный, но необходима регистрация на сайте центра. 

В Москонцерте на Пушечной состоится концерт, во время которого прозвучат уже известные романсы и эстрадные хиты, а также премьеры. В программе — выступления джазового трио, фольклорных коллективов, сольные номера и яркие танцы. На сцену выйдут Татьяна Сорокина, Александр Усков, Мария Беляева, Илья Ушуллу, а также ансамбль народной музыки «Петровские гусляры», эстрадно-джазовый ансамбль под управлением Владимира Агафонникова и другие. Концерт «Территория счастья» начнется в 19:00 25 апреля. Билеты продаются на сайте Москонцерта. 

30 апреля можно будет увидеть выступление солистки проекта Sasha Magerova & Jazz Play. Представительница российской джаз-сцены, обладательница множества музыкальных наград исполнит онлайн композицию Don’t You Worry ’bout A Thing. Споет Александра Магерова в 14:00, а в 17:00 опубликуют ее рассказ о творческом пути. Материалы будут доступны на страницах объединения северных парков в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Инстаграм». 

Русский соул и французские ритмы: экспериментальный джаз

Джаз — это не только оригинальное звучание привычных классических музыкальных инструментов. Данное музыкальное искусство родом из Нового Орлеана за время своего существования претерпело множество изменений, что породило разные интерпретации и вариации. Например, существует жанр бразильской музыки босанова, представляющий собой синтез местного фольклора и джаза.

Кроме того, появляются заслуживающие внимания современные аранжировки. Некоторые из них готовы представить воспитанники Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова. 24 апреля в 14:00 на сцене театрально-концертного зала культурного центра «Внуково» состоится концерт оркестра суворовцев. В его репертуаре — произведения западноевропейской и русской классики и современные джазовые композиции. Художественный руководитель и начальник училища — заслуженный артист России полковник Александр Герасимов. Дирижеры оркестра — Расул Ахмедов и Алексей Беляев. Зарегистрироваться на концерт все желающие могут здесь. 

Услышать микс из мировых хитов джаза, фанка и ритм-энд-блюза в окружении растений можно будет в оранжерее павильона № 14 на ВДНХ. Там 29 апреля запланирован акустический концерт вокалистки Софи Окран. Он начнется в 20:00.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

На выступление, посвященное французскому джазовому пианисту, композитору и аранжировщику Клоду Боллингу, приглашает Музей С.С. Прокофьева в Камергерском переулке. Там прозвучат два произведения маэстро: Концерт для гитары и джазового фортепианного трио и «Пикник-сюита» для гитары, флейты и джазового фортепианного трио. Концерт и сюита очень редко исполняются целиком, а в одном концерте их услышать практически невозможно. «Пикник-концерт. Джаз!» состоится 30 апреля в 19:00, билет можно приобрести на сайте музея. 

Мастер-классы

Горожан ждут не только концерты и сольные выступления. Так, в большом зале культурного центра «Братеево» 26 апреля состоится встреча с преподавателем джазового пения Института современного искусства, лауреатом международных конкурсов, певицей и участницей крупных телевизионных проектов Александрой Коротковой. Она также проведет мастер-класс по основам джазового пения.

На занятии «Москва джазовая» участники смогут познакомиться с историей джаза и его основными направлениями. А еще гости узнают о современных исполнителях и послушают несколько композиций. Необходима регистрация на сайте центра. 

Онлайн-экскурс в историю джаза проведет и другой российский музыкант. На мастер-классе «Джаз прибыл в Америку три века назад в оковах» заслуженный артист России, доктор искусствоведения и профессор Виктор Лензон расскажет о становлении джаза, его направлениях и музыкантах, которые произвели на него огромное впечатление. Видео будет доступно 30 апреля в 12:00 на страницах территориальной клубной системы «Орехово» в соцсетях «ВКонтакте» и «Фейсбук».

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Решение о праздновании Международного дня джаза было принято в ноябре 2011 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Джаз возник в конце XIX — начале XX века в США как синтез музыкальных культур Африки, Европы и Латинской Америки. Первые советские джаз-банды появились в 1920-х, когда вернувшийся из Франции музыкант Валентин Парнах дал со своим оркестром первый джазовый концерт.

Слушать джаз не только приятно, но и, как оказалось, полезно. По результатам исследований доктора Роберта Заторре из Монреальского неврологического института, джаз требует от мозга сложной и напряженной работы, так как нужно анализировать гармонические построения и прогрессии. Именно поэтому во время прослушивания джаза повышается мозговая активность.

При поддержке Министерства культуры Крыма в республике успешно проведены мероприятия Всероссийской акции «Ночь искусств». В этом году акция прошла в режиме онлайн под девизом «Искусство объединяет».

Посетителям официальных сайтов крымских учреждений сферы культуры и искусств, страниц в социальных сетях, каналов видеохостинга YouTube предлагались к просмотру виртуальные выставки, лекции, беседы, мастер-классы, концерты, экскурсии и многое другое.

Количество просмотров мероприятий в дистанционном режиме превысило 15 тысяч.

Так, Музей-заповедник «Судакская крепость» подготовил увлекательную онлайн-программу на своем сайте и в соцсетях. Просмотр видеоэкскурсии «Что мы знаем о мерлонах?» из рубрики «Архитектура Солдайи» позволил зрителям совершить виртуальное путешествие по территории крепости вдоль средневековых башен, изучить их назначение и особенности архитектурных деталей, разгадать секрет венчающих башни зубцов – мерлонов и кремальеров, узнать историю их появления и отличия. К 150-летию выдающегося композитора Александра Спендиарова подготовлено видеоэссе «Спендиаров в Судаке» о жизни и творчестве великого классика. Видеорассказ «Судак и кино» представил информацию о фильмах-юбилярах, снимавшихся в разные годы на территории Судакской крепости.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюссиРассказ о музыкальной композиции море клода дебюссиРассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник провел трансляцию видеозаписи спектакля «Суаре у Месаксуди» и тизера нового проекта «Старый особняк зажигает огни».

В свою очередь, Крымский этнографический музей представил виртуальную выставку детских рисунков «Александр Невский – защитник и покровитель русского народа», посвященную 800-летию государственного деятеля и полководца, совместно с Симферопольской и Крымской епархией, а также подготовил виртуальную выставку «Наши дарители» из фондов музея.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Республиканская крымскотатарская библиотека имени Исмаила Гаспринского организовала библиопалитру «Мир многоликий», представив несколько виртуальных площадок, две из которых были приурочены к 170-летию со дня рождения Исмаила Гаспринского. Пресс-обозрение «Терджиман» – об искусстве» познакомило пользователей с отдельными заметками, статьями, анонсами, рекламными объявлениями. В ходе арт-представления «Образ Исмаила Гаспринского в искусстве» скульптор, график Айдер Алиев рассказал о создании произведений в честь классика, которые установлены в Симферополе и Бахчисарае, на территории исторического комплекса «Зынджырлы медресе». Час культуры «Обычаи и традиции народов Крыма» организован совместно с региональным центром народных ремесел «Орьнек», представив мастер-класс «Ткачество тесьмы на дощечках» и художественную выставку «Переплетение культур», дополненную тематической литературой из фонда библиотеки. Творческая мастерская «Цвет настроения – осень» прошла при участии педагогов и воспитанников Дворца детского и юношеского творчества города Симферополя, молодых художников. Видеоанонс «Литературные новинки» был посвящен книге о традиционной крымскотатарской вышивке, а библиотечный обзор «Книжная мозаика» – литературе по теме мероприятия.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюссиРассказ о музыкальной композиции море клода дебюссиРассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

В структурных подразделениях Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия по материалам выставки «Крымскотатарскому музею-20. История. Коллекции» продемонстрированы сюжеты об истории декоративно-прикладного искусства крымских татар с показом образцов крымскотатарской вышивки, ткачества, ювелирных изделий, одежды. Видеоэкскурсия по памятным местам Исмаила Гаспринского в Симферополе раскрыла сведения о творческой биографии выдающегося просветителя, состоялся занимательный мастер-класс художника Сейрана Куртджемиля по техникам рисования (графика и акварель). Также посетители ознакомились с экспозициями «Алтын бешик-Золотая колыбель. От рождения до свадьбы» из фондов Крымскотатарского музея и Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), «Вышивка и художественный металл» из фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, «События. Люди. Судьбы» к 100-летию Крымской АССР.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

В Музее дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана в Алупке провели экскурсию по обновленной экспозиции «Амет-Хан Султан. Путь к звездам». Рассказ о сложной и опасной испытательской деятельности легендарного авиатора сопровождался показом некоторых летательных аппаратов. В Музее истории и археологии в Старом Крыму подготовлена видеоэкскурсия по выставке «Человек средневекового Солхата» об истории становления средневекового города Солхата и развитии культуры, которая сопровождалась показом уникальных экспонатов.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Помимо этого, сотрудники Алуштинского литературно-мемориального музея С.Н. Сергеева-Ценского познакомили с жизнью и творчеством Сергея Сергеева-Ценского и Ивана Шмелёва, семей Бекетовых и Алчевских, провели тематический час «В единстве народа – сила страны» и музыкальную гостиную «Музыка моря», в ходе которой на старинном рояле «BLIITHNER» прозвучали произведения Фридриха Шопена, Клода Дебюсси в исполнении талантливого музыканта, лауреата международных конкурсов Сергея Лукашука.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

В программу Симферопольского художественного музея вошли видеоконцерт «Музыка народов мира» камерного оркестра Крымской государственной филармонии, сюжеты об экспонатах действующих выставок «Крымские мотивы» и «Сергей Никитин», запись интервью у крымского скульптора Сергея Никитина, онлайн-викторина к 300-летию Российской империи.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюссиРассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Вместе с тем, Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник организовал виртуальные экскурсии о том, как культура местного населения нашла отражение в творчестве и жизни Антона Чехова, какие экскурсии в Ялте посещал сам писатель, презентовал в онлайн-режиме книгу «Музею — быть!», посвященную вековому юбилею Дома-музея А.П. Чехова.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюссиРассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник провел тематическое мероприятие «Процветание в единстве!». Слушатели узнали о народах, населяющих Крым, об истории возникновения Бахчисарая, об этапах строительства Ханского дворца и о главной мечети города, о традициях и обычаях крымских татар, посетили историческую экспозицию музея, побывали на главной площади дворцового комплекса.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Сотрудники Ливадийского дворца-музея представили онлайн-рассказ о выставке «Мальтийские акварели Краснова», виртуальную экскурсию, лекцию к 76-й годовщине ООН и интервью с потомками Николая Краснова.

На интернет-ресурсах Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника были опубликованы видеозапись концерта из цикла «Под сенью воронцовского платана», виртуальные лекции «Искусство без границ. Светлой памяти коллекционера В.Н. Голубева», «Искусство объединяет. Воронцовский дворец сквозь века».

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюссиРассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

В Доме-музее М.А. Волошина посетители познакомились с выставкой «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», посвященной юбилею Федора Достоевского. В Литературно-художественном музее была подготовлена экспозиция «Мастера Крыма. Искусство творить», презентующая современные и традиционные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В Доме-музее К.Г. Паустовского вниманию представлены книги, изданные на иностранных языках и переданные в дар музею почитателями творчества писателя. Гости Музея Марины и Анастасии Цветаевых увидели выставку пленэрных работ «Прогулки с этюдником», скульптуры феодосийского мастера резьбы по дереву Сергея Щетинина.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюссиРассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

В рамках акции Крымский академический театр кукол представил спектакль «Море морем…» по мотивам произведения Алессандро Барикко «Море-океан» (режиссер Дарья Ярошенко и художник Галина Бессинная). В постановке артисты впервые работают с шарнирными куклами, проецируя через них тонкие движения души персонажей.

Крымская республиканская библиотека для молодежи в соцсетях разместила исторический альманах «Праздник Воскресения России», включающий в себя интервью с политологом, председателем Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения» Иваном Мезюхо, медиапрезентацию «История великого государства», приуроченную к 300-летию со времени основания Российской империи. Дополнением стал мастер-класс по созданию тематической открытки. Сотрудники учреждения подготовили музыкальный дайджест «Цитирование классической музыки как современное средство выразительности», арт-встречу «Хореография фехтования», мастер-класс «Абстрактная композиция как символ ваших чувств». Знакомство с тематической литературой стало возможным благодаря книжной предметной выставке «Искусство объединяет», экспонировавшей интересные и креативно оформленные издания.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Центр народного творчества Республики Крым в дистанционном формате подготовил цикл мероприятий, в том числе короткометражный фильм, посвященный 90-летнему юбилею учреждения, концертную программу вокального ансамбля «Душа и песня», виртуальную презентацию художественных работ участников Республиканской галереи «Мои шедевры». На интернет-ресурсах представлены ретрансляция мероприятий, проведенных в рамках Всероссийского фестиваля Крымский мост»: акция «Алея дружбы», методический практикум «Современные технологии организации и режиссуры национальных фестивалей и праздников», научно-познавательная патриотическая экспедиция «Огненный фарватер Феодосийского десанта», выездной концерт участников фестиваля «Звездопад воспоминаний», круглый стол «Крымский мост – мост дружбы. Народная культура, как механизм воспитания патриотизма в современном обществе», концертная программа «Мой край», праздничное костюмированное шествие и гала-концерт. К просмотру также доступна фотогалерея участника любительского объединения «Фототворчество» Владимира Бочковского.

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюссиРассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюссиРассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси

Кроме того, в День народного единства в республиканских музейных учреждениях проведена акция «День открытых дверей». Посетители познакомились с музейными коллекциями, представленными на выставках, мультимедийными презентациями, приняли участие в мастер-классах. Все мероприятия проводились в формате мини-групп с соблюдением санитарных норм безопасности, согласно рекомендациям Роспотребнадзора.

Пресс-служба Министерства культуры Республики Крым

  • Рассказ о мужском русском национальном костюме 5 класс родной русский язык
  • Рассказ о музее самоваров 2 класс родной язык
  • Рассказ о музее пушкина 3 класс
  • Рассказ о музеях самоваров в россии 2 класс
  • Рассказ о музыкальной группе на английском языке 6 класс