Рассказ о музеях самоваров в россии 2 класс

Визитной карточкой тулы еще со времен руси были пряники, ружья и самовары. этим занимательным и вкусным вещицам тульчане и сейчас

Визитной карточкой Тулы еще со времен Руси были пряники, ружья и самовары. Этим занимательным и вкусным вещицам тульчане и сейчас уделяют немалое место в своей культуре. Оружейные музеи и музеи пряников пользуются большой популярностью и уважением гостей города. А уж музей самоваров — это отдельная история, ведь самовар — не просто предмет, а целая история и традиция чаепития на Руси. Музей «Тульские самовары» — один из хранителей этого искусства. Поэтому приехать в Тулу и не посетить его — все равно что не напиться у оазиса в пустыне.

Где найти

Тульский музей самоваров адрес за собой закрепил в историческом центре города — на Менделеевской улице в доме номер 8, недалеко от Кремля и центральной площади. Во многих городах России существуют подобные музеи, но именно местное учреждение, которое, кстати, не сказать что блещет размахом, отправит своих посетителей в увлекательное путешествие к истокам создания самовара.

музей тульские самовары

Он открылся в Туле в 1990 году. Экспозиция музея регулярно пополняется и обновляется. Музей «Тульские самовары» вместе с музеями оружия и пряников является одним из «трех китов» культуры города.

Истоки музея

Большое содействие при создании учреждения оказали краеведческий музей города Тулы и завод по производству самоваров «Штамп», единственный из действующих по сей день. Вся коллекция самоваров располагается в нескольких залах на двух этажах здания. Не стоит ждать роскошного интерьера, сюда надо идти за историей и уникальными фактами из жизни русских людей. Коллекция насчитывает порядка 300 экспонатов. Музей «Тульские самовары» в Туле хранит образцы самоваров с XVIII века, многие из них настоящие произведения искусства.

Из истории самовароделания

При посещении музея лучше воспользоваться услугами экскурсовода, который не только расскажет о самых знаменитых тульских семьях, производивших самовары, но и о фабриках по производству этих аппаратов, и о самой истории возникновения этого бытового чудо-прибора.

тула музей самоваров

Первые самовары в мире появились не в России, а предположительно в Древнем Риме. Там в сосуд с водой бросали горячий камень, от которого вода закипала. В Азии был изобретен прибор для подогрева воды и заваривания чая с поддувалом. Все знают, что чайные традиции азиатов уходят корнями в древность, немудрено, что они активно развивали свои изобретения. В Европе тоже были свои «самовары», над конструкциями которых трудились и в Голландии, и во Франции. Частым гостем в Голландии был русский царь Петр Первый. Считается, что он и привез оттуда идею и прототип русского самовара. Большое развитие металлургической промышленности на Урале и послужило толчком к тому, что именно здесь стали производить первые самовары.

Начало тульского самовароделания

Первой тульской династией, которая начала в конце XVIII века производить самовары, стала семья Лисицыных. Два брата-умельца изготовляли самовары не только для простых людей, но и делали эксклюзивные варианты для знатных особ и царской семьи. Подхватили эстафету по производству водогреев семьи Баташевых, Шемариных, Фоминых. Изделия каждой из этих династий хранит музей «Тульские самовары». Тула бережно относится к своей истории. Интересно также, что сохранились прейскуранты цен на самовары XIX века и некоторые интересные документы с фабрик, например, требования к сотрудникам при приеме на работу.

тульский музей самоваров адрес

В каждом русском доме XVIII-XIX веков был самовар. Но не только русские отдавали должное этому предмету бытовой техники. Самовары приобретали и заказывали и иностранцы. По достоинству ценили качество тульской продукции в Европе и Америке, о чем свидетельствуют медали и почетные грамоты, которые были завоеваны русскими самоварами на международных выставках. Получившие награду самоварные фабрики делали на своих изделиях оттиски медалей, что являлось критерием высшего качества продукции, и в некотором роде защищало от подделок.

Даже советские годы не подломили тульских самовароделов, которые быстро переориентировались на новую политику, и стали украшать свою продукцию логотипами серпа и молота, и даже красной звездой.

музей тульские самовары тула

После трехсот лет самовар стал символом русского народного быта. А чай, который при царях был доступен лишь знатным особам, стал доступен простым людям. Прошла целая эпоха. Но город Тула, музей самоваров сохранили память о том времени и гордятся своими мастерами. По праву самыми покупаемыми местными сувенирами стали декоративные изделия, которые являются символом русского гостеприимства и домашнего уюта.

Не самоваром единым

Музей «Тульские самовары» является хранителем и собирателем всех фактов развития чайной церемонии, популярных сортов чая, заготовок его на территории России и излюбленных «дворянских» напитков. В залах музея представлены интерьеры чайных комнат XIV века, а также изысканные чайные пары и наборы.

В музее хранятся предметы и оборудование для изготовления самоваров, использовавшееся от истоков его появления, ценные образцы, которые являются гордостью музея, – самый большой и самый маленький самовары. Музей «Тульские самовары» познакомит своих посетителей с предком современной мультиварки — походным экземпляром, а также самоваром для приготовления каши и супов, который объединял в себе несколько отделений для одновременного приготовления чая и пищи. В коллекции представлен и предок самовара — сбитенник. Конечно, создатели музея не забыли о том, что самовар – это прямой предок современных электрических чайников, и коллекция музея содержит любопытные образцы первых электрочайников, а также расскажет о превращении самовара в современный чайник.

музей тульские самовары в туле

Отдельно надо рассматривать сувенирные образцы изделий: тут и берестяные, и глиняные, стеклянные прозрачные и фарфоровые расписные, деревянные и сахарные!

Не ограничивается одним направлением Музей «Тульские самовары». Музеи г. Тулы известны своей разносторонностью. В описываемом же учреждении, кроме постоянной экспозиции, проходят выставки, которые затрагивают саму историю чайной церемонии в царской Руси и советские годы. Все о чайном этикете и сервировке стола, популярных самоварах, угощениях и лучших сортах чая можно узнать в музее. Лекция умелого экскурсовода станет настоящим уроком истории.

И самоваром

Самовар воспет в произведениях русских классиков. Так же как валенки и балалайка, он стал символом русской души для иностранцев. Многие мастера декоративно-прикладного искусства принимали участие в декорировании этого царя русской чайной церемонии.

музей тульские самовары музеи г тулы

Какие только формы ни принимал самовар: кукишем, вазой, банкой, рюмкой, яйцом, самыми распространенными были кубические и цилиндрические. Для бедняков – дровяные, для богачей — электрические, медные, мельхиоровые, латунные. Походные самовары со съемными ножками и неподъемные гиганты для целой роты солдат – история знает массу вариантов.

Через века

Идут годы, а Тула не собирается останавливаться на достигнутом, недаром гласит пословица: «Дай туляку кусок железа — он сотворит чудо». Сейчас единственный действующий завод по производству самоваров «Штамп» выпускает порядка 1,5 млн сувенирных аппаратов в год. Выходят из стен предприятия и полноценные электрические самовары.

Родина русского самовара – Тула, музей самоваров – лицо города.

 
  • Главная
  •  > 
  • Советы
  •  > 
  • Универсальное
  •  > 
  • Музеи самоваров в России

0 7e70b c747b6f9 XL

Первые устройства для кипячения и подогрева вода появились еще в Древнем Риме. Несмотря на это, самовар прочно ассоциируется с русской культурой. История изготовление самоваров в России насчитывает около трехсот лет, за это время было создано значительно количество изделий самых разных форм, видов и модификаций. В России в настоящее время функционируют несколько музеев самоваров, знакомство с экспозицией которых позволит узнать историю этого удивительного устройства.

«Тульские самовары»

Самые первые российские самовары стали производить Туле. Неудивительно, что в этом городе расположен один из самых значительных музеев, посвященных самовару. Он открылся в 1990 году, представленные экспонаты наглядно иллюстрируют историю и процесс эволюции русских самоваров. Экспозиция музея включает более трехсот экспонатов, здесь можно увидеть один из первых российских самоваров, современные модели, 70-литровый буфетный и маленький сувенирный самоварчик объемом в одну чайную ложку. В некоторых самоварах воду вскипятить не получится: они являются декоративными и сделаны из самых разных материалов: лоза, дерево, глина, стекло и даже сахар.

Коллекция Борщева

Обширное собрание включает около пятисот экземпляров. Большинство являются антикварными, кроме изготовленных в России здесь можно увидеть иностранные изделия. В экспозиции представлена продукция всех российских фабрик, а также образцы, созданные в Вене, Варшаве и Лондоне. Кроме собственно самоваров, здесь можно посмотреть на бульотки, другую кухонную утварь, предметы сервировки. Географически коллекция находится под Тулой, на территории отеля «Гурмант», в ближайшее время предполагается построить для нее отдельное здание.

Музей в Городце

Музей открылся относительно недавно – в 2007 году, но уже полюбился жителям и гостям города. Экспозиция этого музея насчитывает около четырехсот самоваров, ее основу составила частная коллекция. Здесь представлены и современные экспонаты, и древности конца 18 века. Уникальные самовары, посмотреть на которые приезжают посетители со всей России, никого не оставят равнодушным.

Музей в Карелии

На хуторе Кормило в Карелии расположен музей, экспозиция которого насчитывает около 250 экземпляров и способна впечатлить разнообразием представленных моделей. Кроме русских самоваров, здесь есть китайские, норвежские, польские и финские изделия. Большая часть коллекции изготовлена в 19 веке, но есть и современные модели. Основой музея также стала частная коллекция, его экспозиция постоянно пополняется.

Коллекция Лобанова

Эта коллекция считается одной из самых многочисленных в мире. Впечатляет страховая сумма, в которую оценили экспозицию: она составляет около 10 миллионов долларов. Количество экспонатов — более двухсот, здесь представлено значительное количество сопутствующих предметов: кухонной утвари, предметов старинной обстановки и других изделий, связанных с чаепитием. Коллекция собирается более пятидесяти лет уже третьим поколением Лобановых. Особенностью выставки является уникальность каждого из представленных экспонатов: любой самовар из коллекции имеет свою удивительную историю. Коллекция не является музеем в прямом смысле слова: она часто переезжает с места на место, экспонаты участвуют в различных выставках. В настоящее время ведутся переговоры о создании на базе этой частной коллекции полноценного музея.

Коллекция в Суксуне

Суксун – город недалеко от Перми. Он знаменит тем, что производство самоваров здесь началось практически одновременно с началом изготовления этих изделий в Туле: города до сих пор оспаривают друг у друга право считаться «родиной» самоваров. Коллекция расположена в здании городского краеведческого музея и занимает целый этаж. Основу экспозиции составляют изделия местного производства, но есть и другие модели: и антикварные, и современные. В настоящее время завод по производству самоваров не функционирует, но коллекция музея пополняется. Кроме самоваров, посетителя музея смогут полюбоваться старинной кухонной утварью, предметами быта, а также прочими интересными экспонатами.

Музей в Касимове

Экспозиция включает более 400 предметов, музей открылся девять лет назад. В коллекции представлены преимущественно русские самовары всех возможных форм: банка, рюмка, желудь, груша, яйцо, ваза, шар. Представленные экспонаты изготовлены мастерами со всех уголков России, некоторые экземпляры являются очень редкими. Посетители музея, кроме впечатляющей экспозиции, отмечают интересно организованные экскурсии, которые заканчиваются чаепитием. Коллекцию самоваров дополняют сопутствующие экспонаты и предметы кухонной утвари, позволяющие погрузится в мир традиционного русского быта.

Дополнительно



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОГБПОУ «ШИЛОВСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ИЗРАНЦЕВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ,

КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ № 22

ЭКСКУРСИЯ

КАСИМОВ: МУЗЕЙ САМОВАРОВ

hello_html_1d5aef04.jpg

В 1996 году Тула отметила двухсотпятидесятилетие отечественного самовара: два с половиной века назад в городе оружейников началось промышленное производство этого уникального изделия. За исходную дату — 1746 год взято первое упоминание о самоваре, найденное в описи имущества Онежского монастыря.

Кроме Тулы на звание «родины русского самовара» претендуют и три уральских завода — Суксунский, принадлежавший Демидовым, Троицкий, которым владели Турчаниновы, и Иргинский, его хозяевами были некие Осокины.

В России существуют три музея самовара. Один из них расположен в старинном Рязанском городе Касимов. Приехали и мы в Касимов. Поглядеть на чудо-музей, наслушаться занятных историй, отчаёвничать в чайной.

Музей «Русский самовар» появился здесь в день 850-летия Касимова (в сентябре 2007 г.) благодаря частной коллекции Михаила Силкова. Его экспозиция посвящена старинному русскому быту и представляет собой коллекцию работ, изготовленных мастерами со всей России. Все экспонаты — а это более 500 предметов «чайного быта» — размещены в 4 красиво оформленных залах.

По количеству, разнообразию и ценности выставленных в витринах самоваров касимовский музей может сравниться с аналогичным музеем Тулы (по мнению многих посетителей, даже превосходит его). Есть крошечные самовары-эгоисты на несколько стаканов и огромные трактирные самоварищи, дорожные самовары, самовары оригинальных форм, богато украшенные, а то и созданные специально в качестве сувениров.

hello_html_19955e6c.jpg

Со времен Ермака службу по охране населенных пунктов и заводов в неспокойной еще Сибири несли казаки. На заставах казаки пользовались первыми устройствами для кипячения воды и заваривания в кипятке ароматных степных трав. Самовар, в отличие от открытого костра, не давал открытого огня и не выдавал месторасположения ночного дозора.

hello_html_m4e7d48c5.jpg

Для казаков самовары паяли уральские заводы Демидовых. Оттуда первые самовары попадали и в Тулу (Демидовы были выходцами из Тулы). Так уральские военно-полевые кипятильники становились общенациональным товаром народного потребления. С середины XIX века уже вся Россия чаёвничала с самоваром, а для иностранцев самовар стал одним из символов России, наряду с матрёшкой и балалайкой.

Коллекция касимовского музея насчитывает несколько сотен предметов. Среди экспонатов музея такие редкие экземпляры, как: станционный самовар из сибирского Занзура, которым пользовался в 1920 году верховный правитель России Александр Колчак, самовары российских императоров и самовар, подаренный Леониду Ильичу Брежневу к его 75-летию. Что касается самих самоваров, то нет ни одного, похожего на другой.

hello_html_me9aa6d6.jpg

Начало экспозиции встретило нас сияющей пирамидой самоваров, где каждый экспонат по-своему уникален. Перед ней застываешь, забыв о времени, заворожённо любуешься изяществом отделки, бесконечными вариациями форм ручек и краников. «Самоварное царство» приводит посетителей в состояние восторга: сколько же разнообразных форм и декоративных деталей накопил за время существования этот ещё недавно такой обыденный и необходимый в быту предмет!

А у входа, словно в почётном карауле, застыла шеренга самоваров, выстроенных по ранжиру — от больших до самых маленьких.

hello_html_2c531232.jpghello_html_c3dcb09.jpg

Предшественники самовара: самовар-кухня (слева) и сбитенник (справа, в центре снимка).


В начале экскурсии знакомимся с «предками» самовара — сбитенниками и походными «кухнями». Сбитенник — это грубоватый переносной кувшин с впаянной в него трубой для углей и поддувалом. В старину уличные разносчики потчевали из него продрогших в осеннюю непогоду или зимние холода горожан горячим, веселящим и греющим кровь и душу сбитнем — напитком из трав, мёда и пряностей.
«Кухня» — большой походный котёл-братина
XVII века с перегородками внутри. В некоем роде — реализация на кустарном уровне сказочной мечты о скатерти-самобранке или волшебном горшочке. «Кухня», разделённая на три части, одновременно выдавала щи, кашу и какой-нибудь «взвар». Нагревалась она, как и сбитенник, при помощи помещённой внутрь полой трубы для чурочек или угля.

hello_html_1a07c475.jpg

Пришедший вслед за этими приспособлениями собственно самовар стал поистине одним из главных символов русской бытовой культуры.

Если с чаем Россия познакомилась во второй половине XVII века, то самовары вошли в домашний обиход наших предков почти через столетие. Их «родиной» исследователи считают уральские заводы. Первое упоминание о «самоваре медном, лужёном» найдено в таможенных книгах Екатеринбурга за 1740 год.

hello_html_1b3c5156.jpg

Самовар в виде паровоза. За ним — массивный самовар «Жёлудь».

Заводчики Демидовы проявили интерес к этому весьма полезному изобретению человечества. Видимо, с их лёгкой руки в Туле начало развиваться «самоварное дело». И в 1778 году там открылась первая самоварная фабрика, которая размещалась в небольшом деревянном флигеле на подворье купца Назара Лисицына, и на ней сначала трудились всего несколько рабочих. Производство стало распространяться и по другим городам, где подобные изделия именовали по-разному: «водогрей», «самогрей», «самогар» и «самокипень». Но для провинции даже на рубеже XVIII—XIX веков самовар оставался почти экзотической редкостью, доступной лишь состоятельным людям.

hello_html_me3123cf.jpg

Фарфоровый самовар «Ночные бабочки». Роль крышки в нём выполняет чайник, уходящий вглубь самовара.

Мещане и чиновники чаще «заводили медный чайник, который кипятили на тагане на шестке печи. В деревнях же иногда прибегали к горшку и чугуну», причём «для сытости» засыпали в чай толокно или гречневую крупу. Само чаепитие вначале воспринималось как особенный и потому не часто повторяющийся ритуал, дозволяемый лишь по праздникам и порой — в субботу, после бани.

hello_html_721e5b3b.jpg

Любопытный материал дают описи купеческого имущества, сохранившиеся в рязанских архивах. В конце XVIII века у небогатого купца из Касимова С. И. Кислова было в наличии лишь два чайника. В начале XIX века медный самовар с трубой — как большая домашняя ценность — отмечен среди имущества купца второй гильдии Ф. И. Семизорова из соседнего города Елатьмы. А в его посудном шкафу нашлось всё для роскошного чаепития: дюжина фарфоровых чашек с блюдцами, тринадцать хрустальных стаканов с позолотою, два чайника и даже серебряная чайная сеточка.

hello_html_12db82bf.jpg

Самовар-ваза. Работа братьев Шемариных. Тула. XIX век. Рядом — яйцеварка, нагревающаяся спиртовкой.
 

К середине XIX века самовар снискал такую популярность у россиян, что жизнь без него представлялась немыслимой.


 
hello_html_m555c41a6.jpg

Перед самоваром с трубой в виде шара и самоваром «Ваза» стоит самоварчик «Эгоист» XIX века.
 

   Перед праздниками самовар чистили с благоговейным старанием, наравне с окладами икон. Им гордились, его передавали по наследству. К шуму закипающего самовара прислушивались, словно к пророчеству оракула: его дружелюбное воркование сулило благополучие и семейный лад; если он свистел, это воспринималось как некое предупреждение, но если начинал басовито гудеть и тяжело вздыхать — жди беды.
   Самовар служил непременным атрибутом гостеприимства: не пригласить вошедшего в дом к самовару считалось верхом неприличия. Чай разливала непременно сама хозяйка дома. Но если в семье была дочь на выданье, то при гостях к самовару сажали её — и обратить на неё внимание потенциальных женихов, и продемонстрировать ее приветливость и умение управляться с домашними обязанностями. Так что порой самовар выступал и удачливым сватом. А в простонародье существовало поверье: за самоваром, мол, нельзя ссориться, браниться или вообще выказывать дурное расположение духа. Обидится желтопузый, пыхтящий домашний божок на бранное слово — и уйдут из дома мир и довольство. Да и сама застольная обстановка располагала к благодушию.

hello_html_m1ba3966d.jpg

Этот пышно украшенный самовар, названный «Голуби мира», предназначался в подарок Л. И. Брежневу. На заднем плане — старинный самовар-банка.
 

   Без самовара не обходились ни званые вечера в дворянских гостиных, ни купеческие деловые переговоры. Француз Т. Готье, посетивший знаменитую Нижегородскую ярмарку, писал: «Местом для деловых свиданий служат чайные. <…> Самовар свистит, выбрасывая струи пара, <…> купцы с окладистыми бородами в синих кафтанах сидят перед азиатами в чёрных каракулевых шапках, пьют из блюдец горячий, как кипяток, чай вприкуску, разговаривают с совершенным безразличием, как будто бы в этих безучастных, на первый взгляд, беседах не идёт речь об огромных прибылях».

hello_html_m1d4d0d73.jpg

В касимовском музее можно увидеть и расхожие самовары, сделанные для нужд непритязательного простонародья, и эксклюзивные изделия знаменитых фирм. Тут и самовар, принадлежавший семейству графов Бобринских, с фамильным гербом и большие трактирные самовары, которые называли ещё «артельными» или «ведерными», вмещавшими от двух вёдер воды и более. Рядом с ними изящной игрушкой кажется самоварчик на одну-две чашки — такие называли «эгоист» или «отрада холостяка».

Огромный покупательский спрос и конкуренция мастеров породили множество различных самоварных форм: «банка», «рюмка», «жёлудь», «дуля», «ваза» и т.д.

Форма и декор самовара во многом зависели от веяния моды, как и фасоны одежды. Поэтому знаток самоваров может проследить по ним сменяющие друг друга культурно-исторические периоды. Неизменное восхищение вызывает у посетителей забавный самовар-«паровозик». Он нагревался от спиртовки и, когда закипала вода, оповещал о том свистом. На его тендере закреплена ажурная сахарница. Продвигая «паровозик» по столу, гостям предоставляли возможность наливать чай и подслащивать его по собственному вкусу.

Есть в музейной коллекции и редкостный фаянсовый самовар в стиле модерн под названием «Ночные бабочки» с глубоко посаженным чайником вместо крышки. Есть и самовары-кофейники, и детские игрушечные самоварчики, но действующие, как настоящие. Нередко в самоварный «комплект» помимо конфорочных чайников входили и подсвечники — для любителей просматривать за вечерним чаем газеты и журналы.

hello_html_m4a04406d.jpg

Чай русские люди пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. Пили его вечером; пили и «просто так». Пили с молоком, лимоном, вареньем. Любили чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», гость деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары.

Проходят столетия, но самовар не стареет. Традиция чаепития продолжает жить и развиваться.
В последнее время возрос интерес к самоварам, как к предметам декоративно-прикладного искусства. Непроходящая популярность самовара объясняется тем, что самовар всегда был олицетворением русского гостеприимства и радушия, располагал к задушевной беседе, вносил в дом покой и уют.


hello_html_m4c0abadc.jpg

В 60-е годы, в период хрущевской «оттепели», среди горожан распространилась мода на собирание самоваров, других предметов быта и вообще всяческой старины. И хотя это увлечение высмеивалось в прессе и объявлялось «мещанским», нужно сказать, что благодаря ему многое удалось сохранить, в том числе и множество прекрасных свидетелей русской жизни – самоваров. Коллекционеры буквально спасали самовары, находя их на пунктах по сбору металлолома, в заброшенных деревенских домах и на городских свалках зачастую в виде груды измятого ржавого металла.

Коллекция музея рассказывает о развитии самоварного дела, распространении его по всей территории России и появлении различных фабрик и заводов.
В музее представлены самовары различных форм: банкой, вазой, рюмкой, дулей, желудем, яйцом, грушей, шаром и т.д. Поражает и разнообразие их отделки: цезелировка, гравировка, накладное серебрение, никелировка и т.д.
Самовар – это поэзия. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой…

Казалось бы: самовар — он и есть самовар. Однако любой посетитель будет удивлен, какие разные по дизайну, форме, размеру и даже применению самовары бывали!

Самый старый самовар в касимовской коллекции — медный самовар с тульской фабрики Назара Лисицина 1778 года выпуска. Здесь есть прибалтийский самовар-леший, самовар адмирала Колчака, свадебный самовар, серебряный самовар из дома петербургского аристократа, самовар-мультиварка, в трёх секциях которого одновременно варили щи, кашу и кипятили воду для чая. Самовары отличаются размерами, формой, металлом, отделкой. Однако, принцип устройства самовара — один для всех.

Самая важная часть самовара, часто имеющая красивую форму, — тулово (корпус, стенка). В тулово вливается вода для кипячения. Не менее важная деталь — специальная полость для топлива, которая находится в центре корпуса самовара, внутри, — называется кувшин или труба-жаровня.

В нижней части кувшина есть решетка, на которую кладется топливо. Тулово соединяется с нижней частью — поддоном, основанием самовара, к которому крепятся ножки. Этот переход от корпуса к поддону называется шейка — она более узкая, чем само тулово; в верхней части шейки находятся поддувалова — отверстия, обычно декоративно оформленные, через которые проходит воздух, необходимый для поддержания процесса горения в жаровне. В месте соединения шейки и поддона, изнутри, находится донышко. Здесь скапливаются продукты горения древесного топлива: зола, угольки. Донышко не закреплено наглухо. Его можно открыть и удалить золу и пепел.

Сбоку на корпусе находятся ручки — парные, изогнутые металлические пластины с деревянным валиком между ними. Деревянные валики — шишки-хватки, надетые на специальные стержни — подшишки, изготовлены для удобства переноса самовара из одного места в другое и предохраняют руки от опасности обжечься.

Впереди на корпусе расположен кран, который состоит из ключа и ветки крана — изогнутой пластины, соединенной с ключом для удобства поворачивания. Через кран кипяток разливается из самовара по чашкам. Кран присоединен к корпусу репейком — специальным утолщением вокруг крана для более надежного соединения.

На верхнюю часть корпуса самовара надевается круг — литое кольцо, которое служит опорой для крышки. Крышка закрывает самоварный корпус и не дает воде выкипать. В центре крышки — отверстие, равное по диаметру трубе-жаровне, крышка нанизывается на жаровню. Также в крышке часто пробиваются небольшие круглые отверстия с откидной крышечкой, это паровички (отдушники): когда самовар закипает, через паровички выпускается пар.

hello_html_m41919a07.png

На крышку одевается конфорка — подставка для заварочного чайника, который часто ставится сверху самовара для прогревания и высушивания, а также для того, чтобы чай лучше «настоялся». Конфорка также маскирует ту часть жаровни, которая возвышается над крышкой.

На самом верху находится небольшая крышка-колпачок. Это заглушка, она закрывает верхнее отверстие жаровни и останавливает процесс горения в самоваре, так как препятствует постоянному току воздуха по трубе-жаровне. Для работы самовара заглушку обязательно снимают.

На колпачке — заглушке и крышке есть ручки, круглые деревянные шишки, крепятся они с помощью маленьких полых цилиндров, надетых на винт, — подшишек. Деревянные шишки предохраняют руки от соприкосновения с горячим металлом, так как именно к этим деталям самовара — крышке, заглушке, как и к боковым ручкам — прикасается хозяйка в процессе работы самовара. Подшишки закрепляются специальными гайками конической формы — малинками.

Эта конструкция обязательна для любого вида самовара.

Меняются размеры, объем, форма корпуса и других деталей, но все они необходимы для работы жарового самовара.

Как появился чай в России?

Уже в 1567 году казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывавшие с экспедицией в Китае, описали диковинный напиток, доселе неизвестный в России. После казачьей экспедиции в Китай, никто не проявил тогда интерес к чаю, кроме членов самой экспедиции. В этот период происходит активное завоевание Сибири,  и, следовательно, сближение границ Китая и Российской империи, открываются возможности новых торговых направлений.

Впервые в западной России, чай попробовали  в 1618 году, когда китайские послы представили царю Михаилу Федоровичу (первый царь из династии Романовых) несколько образцов чая. Но это событие опять осталось незамеченным.

Началом истории чая в России можно считать 1638 год, когда российский посол  Василий Старков привёз чай в подарок от западномонгольского Алтын-хана. Восточный сосед буквально навязал 64 кг чая в обмен на соболиные шкурки. Посол чувствовал себя глубоко обманутым, когда представил перед царем ханский подарок в виде «каких-то листьев». «Как так? Обменять пушнину и серебро на 2 пуда какой-то сенной трухи?». Но вскоре ситуация прояснилась иной стороной. «Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде» – отчитался Старков перед государем. Царь Михаил Федорович пригласил бояр на дегустацию «сушеных листьев» – все сидевшие за столом были очарованы ароматным бодрящим напитком. Да и царь не остался равнодушным.

Так чай появился в России и начал активно проникать в российскую обыденность, но из-за своей редкости был доступен только высшим слоям общества.  Спустя 30-40 лет после первого русского чаепития, редкий чай уже можно было купить на ярмарках.

Хорошим поводом для удешевления чая и удовлетворения спроса явился, подписанный в  1698 году, Нерчинский торговый договор, согласно которому была определена граница между Россией и Китаем по реке Аргуни. Чуть позже с Китаем был подписан новый торговый договор подразумевающий частную беспошлинную торговлю между государствами.

hello_html_m12902e7f.jpg

Чайный двор в Кяхте (XIX век)

По настоянию китайской стороны, торговля проходила через одну точку на установленной границе. В 1728 г на российской границе построилась торговая слобода Кяхта, а в 1730 уже на китайской стороне.

Через Кяхту в Китай вывозились главным образом пушнина, из Китая — чай. В небольших количествах доставлялись шелковые и хлопчато — бумажные ткани и фарфоровые изделия. Около века именно Кяхта снабжала чаем всю Россию.

Несмотря на торговый союз, стоимость чая оставалась высокой, из-за чего тот был «по карману» по-прежнему только богатой прослойке русского населения. После смерти Екатерины Великой (1796), цена на китайский чай упала, от чего тот распространился по всему русскому городскому обществу, постепенно замещая традиционный русский напиток – квас. Именно с начала XIX века начинается массовое распространение чая по Российской империи.

Интересно отметить, что Москва на протяжении всего XIX века оставалась доминирующим распределительным рынком чая в европейской части России. Даже в столицу, в Петербург, чай привозили из Москвы.

Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписывался в русскую ментальность: сердечность, теплота и близость.

Уже в 1814 году Россия предприняла попытки культивировать чай в Крыму, но новая культура не прижилась. Вторая попытка была предпринята в 1847 году в Озургети (сейчас Юго-Западная Грузия) и увенчалась успехом. Вскоре после этого, чай начали выращивать и в районах Северного Кавказа (сейчас это Краснодарский чай).

Еще один интересный факт: кажется, еще 20 лет назад, какой-либо иной чай кроме индийского или цейлонского был дефицитом в России. Невозможно было найти ни зеленого, ни даже чая с фруктовыми добавками (“компоты”). Но в дореволюционный времена зеленый чай был знаком ценителям значительно лучше, чем принято думать. С 70-х годов по политическим соображениям импорт китайского чая был заменен на индийский и цейлонский.

Путь чая из Китая в Россию был назван «Великим чайным путем» – это часть Сибирского тракта – старинного сухопутного транспортного пути их западной России в Китай. Путешествие было не из легких: около 9000 верст и 16 месяцев пути. Отправной точкой из Китая был город Калган – крупная застава на Великой Китайской стене, считавшаяся «воротами в Китай». Именно сюда поставлялся чай из южных провинций Китая для торговли с северным соседом. В Калгане представители Русских торговых компаний покупали чай и снаряжали караваны, состоящие из 200-300 верблюдов. Впереди был трудный и медленный переход через Гоби – пустыню в Монголии. В Северной Монголии была остановка в Урге для поверхностного осмотра товара, после, караван продолжал путь до границы с Российской империей – заставы Кяхты. В Кяхте коробки с чаем проверялись, маркировались и вшивались в бычьи шкуры – тюки. Дорогие черные чаи предварительно особенно тщательно паковали в бумагу и фольгу, для предотвращения попадания влаги в чай и помещали в бамбуковые коробки. Тюки загружали в телеги или сани и отправлялись до Иркутска. Оттуда чай уже отправлялся в Европейскую часть России на открытые ярмарки. Именно трудность «Великого чайного пути» обуславливалась высокая стоимость чая.

К концу XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить спрос и нужды Российского общества, поэтому началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Завершение строительства магистрали прозвучало «похоронным гимном» для живописных караванов и великого чайного пути. Расходы и стоимость транспортировки резко снизились, из-за чего чай подешевел и стал доступен каждому.

Четвёртый зал музея самоваров занимает чайная. Здесь проводятся настоящие русские чайные церемонии. Вот и мы закончили своё знакомство с музеем «Русский самовар» уютным русским чаепитием.

Многое в новом музее лишь в стадии становления. Коллекция непрестанно пополняется.
С какой любовью и увлечённостью рассказывают хранители музея о своём собрании! Слушая их, задумываешься: может быть в этих изделиях и выразилась неповторимая «русская душа»?

Спасибо хранителям такой красоты!

13

Цель: возрождение традиций русского
гостеприимства.

Задачи:

  • повышать интерес к культурному наследию народа,
    хранящему дух  времени и богатство традиций,
    обстановку ушедших лет;
  • формировать ведущие качества личности в
    рамках  компетентностного образования:
    способность к сотрудничеству, знание
    культурологических основ семейных,
    социальных,  общественных явлений и традиций;
     
  • приобретение опыта в бытовой и
    культурно-досуговой сфере;
  • дать детям и посетителям возможность взглянуть
    на чудо-самовар  по-особому, научить понимать,
    уважать и любить культуру своей   страны;
  • пробуждать у детей интерес к творческой
    деятельности; прививать детям культуру
    поведения в музее.

Место проведения: школьный музей.

Оборудование:

  • музейные экспонаты (самовары, приборы);
  • костюмы;
  • памятка “Рецепт приготовления чая”;
  • выставки: “В мире самоварных профессий”, “В
    мире книг”, “Встреча у самовара”
    (творческие работы детей).

Литература:

  1. Внеклассные мероприятия 1 класс, М: “ВАКО”2005,
    с.127.
  2. Журнал “Музыкальная палитра”, №2 2006, с. 19.
  3. Журнал “Народное творчество”, №1 2007, с. 50.
  4. Журнал “Начальная школа”, №5 2002.,с. 99.

Ход занятия

I. Вступительное слово

Ведущий: Реки питаются ручьями, ручьи –
ручейками, ручейки берут своё начало с
маленького родничка. А человек питается любовью
и теплом своей семьи. Семья – удивительное слово:
оно хранит уют домашнего очага, мамину улыбку,
надёжность крепких папиных рук, запах бабушкиных
пирогов, дедушкины рассказы и небылицы. Любая
семья должна быть крепкой и дружной.

Представим старинную русскую избу, где за
столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной
скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине
стола …

Стоит толстяк, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)

Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались
все вместе в школьном музее, чтобы устроить
праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

II. Начало экскурсии

1. История самовара

Экскурсовод: Только на Руси пили чай из
самовара. Много легенд ходит о том, где впервые
был сделан самовар. Его родиной считают город
Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И
каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим,
самым красивым. Их делали разными: большими и
маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали
различными узорами, придавали различную форму
ручкам и краникам.

2. Выставка самоваров

Самовар видели все, но не все знают, как он
устроен. Внутри самовара находится труба. В неё
засыпали сосновые сухие шишки или древесный
уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь
сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное
приспособление наверху в самоваре
устанавливался заварной чайник.

Главным материалом для изготовления самоваров
служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав
меди и цинка). Иногда самовары серебрили и
золотили.

Формы самоваров также были различны. Наиболее
часто встречаются самовары – “банки”, “рюмки”,
“шарики”, у которых есть несколько подвидов:
“арбуз”, “дыня”, “груша”. Одни из самых
красивых – самовары “ваза” и “цветок лотоса”.
А мечта каждого коллекционера и даже многих
музеев – “паровоз”, “петух” и “бочонок”.

– Самовар “Ваза русская”. Тула, 1880.

– Самовар угольный “Рюмка”.

– Самовар “Ферзь”. Тула, 1890.

– Самовар с медным покрытием. 1870.

– Самовар “Походник Баташев”.

– Самовар “Репка”. 1872.

– Самовар “Походный”.

3. В мире “самоварных” профессий

Овладеть ремеслом самоварщика было непросто. В
самоварном деле было семь основных
специальностей. Наводильщик сгибал медный
лист, спаивал его и выделывал соответствующую
форму. Лудильщик вылуживал внутреннюю часть
самовара оловом. Токарь точил на станке и
полировал самовар (рабочий, который вертел
станок – вертельщик. Слесарь делал ручки,
краны. Сборщик собирал самовар из отдельных
частей, припаивал краны. Чистильщик очищал
самовар. Токарь по дереву изготовлял
деревянные шишки к крышкам и ручки.

Сборка и отделка самоваров шли в основном на
фабриках, а изготовление деталей – по домам.
Иногда целые деревни изготовляли одну, какую–
нибудь деталь.

Существуют музеи самоваров. Первый такой музей
был создан далеко от родины самовара – в Минске,
столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает
более 1000 самоваров. И у каждого из них своя
история, ведь многим из них более 200 лет. Не так
давно открыт музей самоваров и в городе Туле.

III. Театрализованное представление

Ведущий: Появлению самовара на Руси мы
обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей
семьёй собираться за столом с кипящим самоваром.
За чаем обсуждались новости, решались семейные
дела.

Музыка, дети садятся за стол.

img1

1. А самовар, как верный друг.
Все споры слушал молчаливо
И пар струистый выпускал.
Иль вдруг на наш рассказ бессвязный
Какой-то музыкою странной,
Как собеседник отвечал…

И.С.Никитин

Самовар Самоварыч: Здравствуйте, любители
чая! Давайте познакомимся.

Я Самовар Самоварыч. Без меня вам никак не
обойтись.

1. Мы сегодня вам расскажем
Кто всех старше в доме нашем.

2. Наш сибирский самовар
Он всех старше, но не стар.

3. Знаем мы от бабы Люси,
Что 100 лет тому назад
Самовар её бабуси
Строил муж её Игнат.

4. Самовар-великан
И медали по бокам.
Хоть 100 лет уже прошло
От него светлым-светло.

5. Золотой самовар
От боков пылает жар.
Утром, днём и вечерком
Угостит он всех чайком.

6. Вкусным, ароматным,
С запахом мятным.

7. Протекает река
Сразу за лесочком.
Там мы трём ему бока
Золотым песочком.

Самовар Самоварыч:

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней.
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью – лучший друг!

Исполнение песни “Наш красавец самовар” слова
Пляцковского музыка Птичкина

I. Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

Припев: Самовар поёт, гудит
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

II. Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

Припев:

III. Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку.

Припев:

Хозяин: Одна из старинных китайских легенд
так рассказывает о происхождении чая.
“Давным-давно китайские пастухи заметили, что
стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного
растения, как они начинают резвиться и легко
взбираются в горы. Пастухи решили испробовать
чудодейственную силу листьев на себе. Они
заварили их в кипятке. И получился прекрасный,
ароматный напиток, который мы теперь называем–
чай.”

Хозяйка: В старину в России не было чая, и
вместо него заваривали листья смородины,
земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие
травы.

Дочь: Почти триста лет тому назад русский
царь получил подарок от  монгольского хана.
Это были пакетики с непонятной надписью
“бах-ча”, что  переводилось как “чай для
заварки”.

Хозяин: Понравился царю вкусный напиток. И с
тех пор стали возить его купцы из заморских стран
в Россию.

Хозяйка: Дорогой был чай в те времена, не
каждый мог его купить. Поэтому и появилось
выражение “чайком побаловаться”. Об одном
непутёвом крестьянине, который никогда не пил
чая и не готовил этот напиток,  послушайте
шуточную песню “Раз прислал мне барин чаю!”

Исполняется на мелодию частушек.

Хозяин:

Принимал гостей мой барин,
Чай велел мне заварить,
Как заваривать – не знаю,
Постараюсь угодить!
Взял тогда налил водицы,
Чай весь высыпал в горшок
И добавил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Все ругались и плевались,
Барин был ужасно зол,
Наказать меня заставил,
Меня розгами порол!
Я всё думал, удивлялся:
Чем я мог не угодить?
А потом уж догадался –
Чай забыл я посолить!

Врач-смехач: Здравствуйте, это я, врач-смехач.
Думаю, что с вами такого не случится, так как
сейчас я познакомлю вас, как правильно
заваривать чай.

Рецепт приготовления чая:

  1. Заваривать чай следует свежевскипячённой
    водой. Воду следует снимать с огня в тот момент,
    когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она
    побелеет, т.е. закипит “белым ключом”.
  2. Чайник для заварки, желательно фарфоровый,
    сполоснуть кипятком.
  3. Всыпать сухую заварку(2чайные ложечки).
  4. Залить кипятком на 2/3, закрыть крышкой.
  5. Чёрный чай настаивают 3-5 минут. Зелёный 5-8 минут.
    Затем чайник долить кипятком, оставляя 1см до
    крышки.
  6. Если при заварке выделяется пена, значит, чай
    заварен правильно.
  7. Самый лучший чай после первого настоя.

Приятного чаепития.

Восточная мудрость гласит:

“Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший
ночь, подобен змее”.

А сейчас отдохнём. Физминутка “Самовар”.

Крутобокий самовар,
Ты кипишь, пуская пар.
Руки в боки, ноги в стол
И пошёл, пошёл, пошёл…
Вот варенье, вот ватрушки,
Вот вам пряники и сушки…
Изо всех, сколь было, сил
Всех он чаем напоил.
Запыхался от ходьбы –
Наливай ещё воды.

Ваня-пряник: Вот и я, Ваня-пряник! Как приятно
видеть столько знакомых лиц.

Самовары в ряд стоят
И гостей к себе манят…

Но, мне кажется, мало, кто из вас пьёт чай без
пряников. К чаю, хозяюшки готовили угощение.
Угадайте:

1.Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо. (Пирог.)

2. Кольцо не простое – кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объедение! (Бублик.)

3. Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)

Молодцы! А кто ещё знает название изделий из
сдобного теста? (Пирожки, ватрушки, баранки,
сушки, пирожные, торты, пряники, калачи.)

IV. Викторина

Ведущий: Самовар – это часть жизни нашего
народа, отражённая в его пословицах, поговорках и
произведениях.

Угадайте, из каких произведений взяты эти
строки?

1. Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл…
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!”.

(К.Чуковский “Федорино горе”)

2. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал, как от огня.

(К.Чуковский “Мойдодыр”)

3. Было это летней ночью на даче. В маленькой
комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и
смотрел в небо, горячо распевая: “Замечаете ли,
чайник, что луна чрезвычайно в самовар
влюблена?”

(М. Горький “Самовар”)

4. Стал старик молоком чай белить, чай белить –
Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

(В. Бианки “Сова”)

1. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.

(К.Чуковский “Муха-цокотуха”)

– Какие пословицы и поговорки о чае вы знаете,
устроим соревнование.

  1. За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
  2. С самоваром – буяном чай важнее и беседа
    веселее.
  3. Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
  4. Пей чай, беды не знай!
  5. С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
  6. Чай не пьёшь – где силу берёшь?
  7. Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей
    чай!
  8. Чай пить – приятно жить!
  9. Выпьешь чайку – позабудешь тоску!
  10. Чай пить – не дрова рубить.
  11. Самовар кипит – уходить не велит.
  12. Самовар – Друг семейного очага, лекарство
    прозябшего путника.
  13. В Тулу со своим самоваром не ездят.

V. Итог

Экскурсовод: Самовар воспел в своих стихах и
А.С.Пушкин:

Смеркалось,
На столе, блистая,
Кипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.

img2

img3

  • Рассказ о музыкальной группе на английском языке 6 класс
  • Рассказ о мужиках кому на руси жить хорошо
  • Рассказ о москве и санкт петербурге на английском
  • Рассказ о московском зоопарке на английском языке 6 класс
  • Рассказ о москве 1 класс по азбуке со словами столица кремль красная