Рассказ о мусоргском 3 класс

Модест петрович мусоргский 18391881 гг. один из самых великих русских композиторов, член могучей кучки, воспевавший российскую историю, национальную самобытность

Модест Петрович Мусоргский (1839–1881 гг.) – один из самых великих русских композиторов, член «Могучей кучки», воспевавший российскую историю, национальную самобытность и красоту русских традиций и культуры. Автор известной оперы «Борис Годунов», которая сразу же завоевала популярность у публики.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Ранние годы

Биография Мусоргского очень интересна, его жизнь была наполнена не только творчеством: он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.

Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.

Первые 10 лет жизни провел дома, получая домашние образование и учась играть на фортепьяно.

Потом он был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе он увлекся церковной музыкой.

С 1852 года Мусоргский занялся музыкальным сочинительством, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1856 году он был отправлен служить в Преображенский гвардейский полк (во время службы он познакомился с А. С. Даргомыжским). В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.

Время юности

Творческие достижения стали поводом для радости родителей, однако они не считали музыку подходящей карьерой для Модеста. Являясь потомками военных, они не отступили от семейных традиций и настояли на обучении сына в гвардейской офицерской школе. В этом заведении дисциплина и строгость царили во всем.

Молодой человек смирился с режимом, но находил время для музыкальных занятий. Приобретенное с детства мастерство и врожденный талант сделали свое дело, очень быстро юноша стал душой компании, часто выступая в праздничных постановках. В этот период частью студенческой жизни Модеста стал алкоголь, который впоследствии принес ему много бед.

Гвардейская школа была окончена, после чего последовало назначение в Преображенский столичный полк. Перебравшись в Петербург, молодой офицер быстро нашел общий язык с творческой и военной элитой. Он принимал участие в регулярных вечеринках, которые организовывались композитором Александром Даргомыжским. Там музыкант познакомился с известными личностями:

  • Владимир Стасов;
  • Милий Балакирев;
  • Цезарь Кюи;
  • Владимир Стасов.

Общение с интеллигентными людьми привело к тому, что молодой человек прекратил военную службу и всерьез занялся творческой карьерой.

Музыкальная карьера

В краткой биографии Мусоргского Модеста Петровича, написанной для детей, упоминается, что в 1859 год Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.

В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип» (по произведению Софокла), «Саламбо» (по произведению Флобера), «Женитьба» (по пьесе Н. Гоголя). Все эти оперы так и не были завершены композитором.

В 1870 году композитор начала работу над своим самым главным и знаменитым произведением – оперой «Борис Годунов» (по одноименной трагедии А. С. Пушкина). В 1871 году он представил свое творение на суд музыкальных критиков, которые предложили композитору еще поработать и ввести в оперу некое «женское начало». Поставлена она была только в 1874 году в Мариинском театре.

В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» (по рассказу Н. Гоголя).

Оба этих произведения так и не были закончены маэстро.

Мусоргский написал много коротких музыкальных произведений, основанных на сюжетах поэм и пьес Н. Некрасова, Н. Островского, стихов Т. Шевченко. Некоторые из них были созданы под влиянием русских художников (например, В. Верещагина).

Личная жизнь

О личной жизни композитора известно крайне мало. Он никогда не был женат и не имел детей. По слухам, в юности Модест жил на съёмной квартире с кабацкой певицей, которая вскоре его бросила.

Из сохранившихся писем известно, что Модест Петрович был влюблён в Людмилу Ивановну Шестакову, сестру композитора Михаила Глинки. Однако она испытывала к нему лишь дружеские и материнские чувства.

Некоторые свои произведения (романсы) композитор посвятил сестре известных в то время певцов Опочининых – Надежде Петровне, в которую Модест был, по-видимому, тайно влюблён. Она была старше Модеста на 18 лет.

Также у композитора были отношения с Марией Шиловской, которая тоже была намного старше его.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Мусоргский тяжело переживал распад «Могучей кучки», непонимание и критику со стороны музыкальных чиновников и коллег (Кюи, Балакирева, Римского-Корсакова). На этом фоне у него развилась тяжелая депрессия, он пристрастился к алкоголю. Музыку стал писать медленнее, с работы уволился, потеряв маленький, но постоянный доход. В последние годы жизни его поддерживали только друзья.

Последний раз он публично выступил на вечере памяти Ф. М. Достоевского 4 февраля 1881 года. 13 февраля он умер в Николаевском госпитале в Санкт-Петербурге от приступа белой горячки.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Но на сегодняшний день сохранилось только надгробие, так как после масштабной реконструкции старого некрополя (в 30-ых годах) его могила была утрачена (закатана в асфальт). Сейчас на месте захоронения композитора находится автобусная остановка.

Самые известные произведения

Музыкальные произведения композитора известны по всему миру и используются в качестве саундтреков ко многим фильмам. Среди самых популярных можно отметить:

  • «Дракула 2000».
  • «Прирожденные убийцы».
  • «Симпсоны».
  • «После прочтения сжечь».
  • «Древо жизни» и др.

Мусоргский стал автором ряда бессмертных произведений, благодаря которым его имя известно всему миру. Одними из самых главных творений Мусоргского являются:

  • «Борис Годунов».
  • «Хованщина».
  • «Женитьба».
  • «Марш Шамиля».
  • «Иванова ночь на Лысой горе».
  • «Картинки с выставки».
  • «Песни и пляски смерти» и другие.

За несколько дней до смерти в госпитале Мусоргского навестил известный художник Репин и написал единственный прижизненный портрет гения.

Памятные места

Бронзовый памятник композитору был установлен перед зданием Николаевского кавалерийского училища. Автор – Алексей Тимченко. В 1926 году его уничтожили, а в 1989 году бюст восстановили и вновь открыли.

В 1939 году Первому музыкальному училищу в Ленинграде было присвоено имя Мусоргского. С 1989 года его имя носит Малый театр оперы и балета. Сегодня это Михайловский театр Санкт-Петербурга.

Музей Мусоргского был открыт в 1970 году в селе Наумово Псковской области, где прошло детство композитора. Памятник открыт и в родовом поместье Мусоргских в Кареве. Автор – Виктор Думанян.

Источник

Биография Мусоргского кратко для детей

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – выдающийся русский композитор-новатор. Происходил из старинной дворянской семьи. Любопытно, что букву «г» в фамилии композитор начал использовать лишь в 1860-х гг. в частной переписке. В 1852-56 гг. Мусоргский учился в школе подпрапорщиков. Именно так, «Подпрапорщик», и называлось его первое произведение. С 1856 года – прапорщик Преображенского полка. На военной службе состоялось его знакомство с А.П. Бородиным, примерно в то же время Мусоргский познакомился с М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, В.В. Стасовым.

Родословная

Свой отсчет род Мусоргских, записанный в Бархатную книгу, берет из глубины русской истории — от князя Смоленского, Рюриковича. Его потомок Роман Мусорга, живший в XV веке, дал начало роду, представители которого исправно служили государям. Один из них, Иван Николаевич, за усердную службу и доблесть в борьбе с поляками, был пожалован большим поместьем под Псковом.

Его правнук, Михаил Иванович Мусоргский, за отличие в войне 1654-1656 гг. пожалован вотчиной в Луцком уезде, рядом с родовым поместьем. В итоге его площадь составила 10 тысяч десятин. Все члены рода по мужской линии были военными. Исключение составил только отец Модеста Мусоргского. Это произошло не из-за того, что он не хотел продолжить династию.

В биографии Мусоргского Петра Алексеевича можно отметить одну пикантную деталь – он был незаконнорожденным. Его мать Ирина Егоровна — крепостная, служившая в поместье ключницей, была первой запевалой и хороводницей. Барин Алексей Григорьевич не мог ее не заметить. У них родилось трое детей: две дочки и сын Петр. До тех пор, пока была жива его жена, отец не мог усыновить их. Это стало возможным только после ее смерти. Но время было упущено, военная карьера для Петра была закрыта. Он становится наследником имения, так как сыновей от первого брака у Алексея Григорьевича не было. Вся надежда легла на сыновей Петра, которые должны были продолжить семейную династию.

Обучение в школе и военная служба

Когда Модесту исполнилось 10 лет, семья переехала в Петербург. Поскольку в военное училище принимали мальчиков с 13 лет, то младшего сына решено было определить в частную школу. Преподавали там исключительно на немецком языке, давали довольно серьезные знания, и особое внимание уделяли дисциплине.

В эти годы Модест познакомился с известным преподавателем Антоном Герке, который не рассмотрел талант мальчика, однако сделал все, чтобы сделать из него отличного пианиста. Занимаясь со своими учениками, преподаватель старался отточить их мастерство до блеска. Игра Мусоргского имела огромный успех.

После 3 лет обучения в частном заведении Мусоргский поступил в Николаевское кавалерийское училище, которое заканчивали многие видные полководцы. Однако его в мыслях и мечтах была только музыка. Мальчику очень повезло, поскольку у него и в военном училище появилась возможность брать уроки фортепиано.

Мусоргский успешно окончил военное училище в 1856 году, поэтому он без труда поступает на службу в Преображенский полк. К этому моменту отец семейства умер, оставив детям и жене долги. Теперь им приходилось снимать частную квартиру. Служба не доставляла удовольствие Модесту, тем более что ему не хватало средств на светскую жизнь и развлечения.

Начало творческого пути

Историками замечено, что в те времена музыка русских композиторов подвергалась жесткой критике. Например, оперой М. Глинки «Жизнь за царя» остались недовольны последователи традиционной музыкальной школы. Но Мусоргскому, который воспитывался на народном фольклоре, его произведения пришлись по душе.

Состоявшаяся встреча на квартире Даргомыжского с великим композитором перевернула жизнь Мусоргского и направила ее в иное русло. Впоследствии он вспоминал, что тогда он впервые встретился с единомышленниками, настоящими профессионалами. Тот вечер превратил его из военного в композитора. Так Мусоргский стал членом музыкального сообщества и его частым гостем.

Здесь же произошла еще одна весьма значимая для композитора встреча. Он смог серьезно писать музыку после знакомства с Балакиревым, которого попросил позаниматься с ним композицией. Тот согласился, и они быстро нашли общий язык. Балакирев объяснил значение оркестровки, форму музыки, давал Модесту домашние задания.

К уютному музыкальному сообществу вскоре примкнул Римский-Корсаков, после чего известный критик того времени В. В. Стасов назвал их «Могучей кучкой». Вся жизнь молодых композиторов была посвящена особенностям русской музыки и развитию ее традиций.

Интересные факты о композиторе

«Хованщина» не единожды подвергалась редактуре со стороны Шостаковича, Равеля, Стравинского, Римского-Корсакова. Считается, что к оригиналу наиболее близка версия В. В. Шостаковича.

Билеты на премьеру «Бориса Годунова» были раскуплены за 4 дня. При этом их цена втрое превышала обычную стоимость.

«Борис Годунов» — самая известная русская опера. Исключение составляют только произведения П. И. Чайковского.

Из биографии композитора известно, что до последних дней своей жизни он оставался холостяком. Никаких свидетельств о любовных увлечениях Мусоргского не осталось.

У композитора были зарубежные последователи – М. Равель и К. Дебюсси.

Впервые «Хованщина» прозвучала в 1897 году в исполнении Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1912 году ее поставили в Мариинском и Большом театре.

«Сорочинскую ярмарку» закончил композитор Кюи. Постановка стала последней премьерой в России до революции.

Авторские права на свои произведения композитор завещал некому меценату Т. И. Филлипову, который при жизни неоднократно помогал ему. Тот похоронил Модеста Петровича Мусоргского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, организовав достойные проводы.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Модест Мусоргский (1839-1881) писал в автобиографическом очерке, что он не принадлежит ни к одной из существующих музыкальных групп ни по характеру своих произведений, ни по своим музыкальным воззрениям (Орлова, 1983). 

Модест Петрович Мусоргский – русский композитор, родился 21 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии, в имении своего отца.

Детство и учеба

Мусоргский родился в селе Карево (Псковская губерния) 9 марта 1839 г. в небогатой дворянской семье (Орлова, 1983). По законам тогдашней царской России на Мусоргского как второго сына землевладельца (в семье было четверо детей, но два старших сына умерли еще в детстве) ожидала военная карьера. Поэтому он учился в Школе гвардейских подпрапорщиков с 1852 до 1856 г. и в 1856 г. начал военную службу в Преображенском гвардейском полку как офицер. Однако, стремясь воплотить в жизнь свои музыкальные амбиции, он ушел в отставку 1 мая 1858 г. и полностью посвятить себя творчеству.

Из автобиографического очерка Мусоргского понятно, что еще в 7 лет он играл небольшие сочинения Листа, а уже в 9 лет выполнял большой концерт Фильда перед почтенной публикой в доме своих родителей. В 13 лет будущий композитор создал пьесу для фортепиано, которая была издана на средства отца.

До 10 лет Модест вместе со старшим братом Филаретом учились дома. Детство, проведенное в российской глубинке, в значительной степени повлияло на дальнейшее творчество будущего композитора.

Нестабильная жизнь

Знакомство с Балакиревым оказалось решающим для музыкального будущего Мусоргского. За несколько лет он присоединился к группе композиторов, в которую входили также Стасов, Балакирев, военный врач А. Бородин, армейский инженер Ц. Кюи и гардемарин М. Римский-Корсаков (все 5 музыкантов-любителей, которые создали содружество «Мощнейшая кучка», стали знаменитыми композиторами, их наставником был искусствовед В. Стасов). Мусоргский вспоминает, что уроки Балакирева охватывали всю историю музыки благодаря строгому систематическому анализу, к тому же на уроках практиковалось одновременное выполнение на 2 фортепиано музыкальных произведений в хронологической последовательности, начиная с фундаментальных работ европейских композиторов.

После отставки Мусоргский страдал от нервного заболевания, его состояние улучшилось в результате лечения на курорте с минеральными водами. Но летом 1859 г. он был подавлен ужасной болезнью, для него в это время были характерны даже циничные мысли о Боге. Он никогда не женился, у него не было собственной семьи, и у него не было постоянного места жительства большую часть своей жизни. Его брат Филарет сообщает: «в Течение 1858-1863 гг. он жил с разными членами семьи, пока в 1862 г. не стал жить с матерью и со мной (отец умер в 1853 г.), в 1862 и 1863 гг. — со мной и моей женой (Мусоргский, 1991).

Царский декрет 1861 г. освободил крепостных крестьян, это привело к значительным финансовым трудностям в семье Мусоргских.

Поэтому в конце 1863 г. Модесту пришлось поступить на службу:

  •     
  • в 1868 г. он работал чиновником в инженерном департаменте,
  •     
  • в 1869-1879 гг. — в департаменте лесоводства,
  •     
  • а в 1880-1881 гг. — в департаменте государственного контроля.

В 1863 г. Мусоргский сблизился с передовой студенческой молодежью, которая увлекалась идеями Чернышевского, и некоторое время жил в коммуне с пятью товарищами.

После смерти матери в 1865 г. он сильно заболел, страдая от белой горячки, как отмечал его брат Филарет, добавляя, что его «жена заставила Модеста оставить коммуну и переехать к нам домой (сначала против его воли)», где он остался до конца 1868 г. (Мусоргский, 1991).

В январе 1869 г. Модест Мусоргский возобновил свою чиновничью деятельность в Санкт-Петербурге — теперь уже в департаменте лесничества.

С осени до мая 1868 1871 г. он, воспользовавшись гостеприимным приглашением семьи Опощининых, живет в их доме, где начинает писать оперу «Борис Годунов», в основе которой лежит пьеса А. Пушкина.

Однако в феврале 1871 г. первый вариант этой оперы дирекция Мариинского театра отказалась принять.

С сентября 1871 по июнь 1872 г. Мусоргский работает над второй редакцией произведения, совершенно неповторимой, от которой тоже отказались.

В конце концов переработанный вариант второй редакции оперы был поставлен на сцене Мариинского театра в феврале 1874 г. А в 1896 г. М. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав новую редакцию произведения.

Живя только в Санкт-Петербурге с середины 1872 до конца 1874 г., Мусоргский с 1872 г. побудил Стасова к сложной разработки новой оперы «Хованщина».

С лета 1874 г. композитор начал новый проект — комическую оперу «Сорочинская ярмарка», в основу которой легла повесть Н. Гоголя.

В 1875 г. он нанимал помещение вместе с графом А. Голенищевым-Кутузовым, чьи поэмы Мусоргский уже положил на музыку, создав вокальный цикл «без солнца» (1874) (Голенищев-Кутузов, 1991).

К сожалению, частые ночные посещения Мусоргских трактиров Санкт-Петербурга (особенно «Малого ярославца») начали выходить за пределы дозволенного. Его образ жизни стал довольно аморальным.

В марте 1878 г. смерть его друга — баса Осипа Петрова вызвала длительный запой  (Эмерсон, 1999). А. Майков, как-то посетив Мусоргского, был удивлен: в 2 часа пополудни тот в вечернем наряде спал в мягком кресле. На столе стояло несколько бутылок. Ничего другого в комнате не было (Орлова, 1983). Об. Лавров отмечает некоторую бессвязность и красное лицо и сероватый нос, что, на первый взгляд, указывали на типичного алкоголика. Его лицо всегда было немного отечным (Орлова, 1983).

Летом 1878 г. Мусоргский был взят под опеку известной певицей Дарьей Леоновой, с которой он совершил концертный тур (июнь — октябрь 1879 г.) Южной Россией, кроме того, в ее школе музыки в Санкт-Петербурге он впоследствии работал как пианист-аккомпаниатор.

1 января 1880 г. Мусоргский был уволен из департамента государственного контроля. Это побудило Стасова обратиться за помощью к Балакирева, поскольку «он (Мусоргский) разваливается; с 1 января он без работы и без средств к существованию! Теперь он начнет пить еще больше!»(Орлова, 1983). Тогда друзья решили поддержать композитора материально при условии, что он завершит работу над «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой».

Творчество и потеря творческого потенциала

Стасов поделил творческую деятельность Мусоргского на 3 периода: «период музыкального исследования, период полного расцвета музыкальной индивидуальности и творческой независимости и период угасания и ослабления» (Тарушкин, 1993).

В течение первого периода (1852-1864) Мусоргский написал произведения для фортепиано, песни, часть музыки для «Эдипа в Афинах» и некоторые части для неоконченной оперы «Саламбо» по одноименному роману Флобера. Его самые известные работы — симфоническая поэма для оркестра «Ночь на Лысой горе», опера «Борис Годунов», фортепианный цикл «Картинки с выставки» и 3 вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и цикл «Песни и пляски смерти» — относятся ко второму периоду (1865-1875). Сложная работа над 2 незаконченными операми («Хованщина», начата в 1872 г., и «Сорочинская ярмарка») характеризует последний период его жизни (1875-1880).

А. Голенищев-Кутузов, напротив, называл «декадентский» (по словам Стасова) этап творчества Мусоргского началом нового и плодотворного периода творческого потенциала (Голенищев-Кутузов, 1991). Он обращает внимание на эстетические изменения в последних работах Мусоргского, подчеркивая возрастающую важность «красивых звуков «по сравнению с «реализмом» предыдущего периода». «Хованщина» существенно отличается от музыкальной народной драмы, которую имел в виду Стасов, когда предлагал написать ее Мусоргскому в 1872 г.

Однако Р. Тарушкин утверждает, что на взгляды Стасова и Голенищева-Кутузова могли повлиять события соответствующих периодов жизни композитора, имевшие решающее для него значение (Тарушкин, 1993). Кроме того, ни Стасов, ни Голенищев-Кутузов не были музыкантами, поэтому они и не могут считаться компетентными судьями творчества Мусоргского.

Музыкальный редактор и композитор В. Каратыгин также заявляет, что в 1875 г. является хронологической границей развитию таланта Мусоргского, а потом начался упадок, особенно выраженный в количестве произведений». Мусоргский пишет медленнее, с меньшим воодушевлением, более простыми знаками, хотя вспышки гениальности все еще случаются, вплоть до развития его болезни» (Каратыгин, 1995).

Действительно, увлеченный написанием «Хованщины», Мусоргский безостановочно добавлял новые части и отказался от уже сочиненной музыки, но он, несомненно, испытывал недостаточность ловкости и концентрации, чтобы объединить уже созданное в одно целое.

  •     
  • 1-й акт «Хованщини» был закончен в черновом варианте летом 1875 г.;
  •     
  • работа над последним актом, начата в 1880 г., осталась незавершенной.
  •     
  • В остальных 3 актах также очень многое недоделано.

Есть значительное количество лишнего материала, над которым нужно работать или выбросить. В конце концов рукопись Мусоргского состоит из вокальной партитуры для фортепиано, но за исключением некоторых частей музыка не оркестрована (Ламм, 1995). Итак, чтобы исполнить «Хованщину» на сцене, музыку нужно было закончить, переписать и оркестровать, что и сделал М. Римский-Корсаков в 1883 г. М. Равель и И. Стравинский осуществили новую оркестровку в 1913 г., а позже-Б. Асафьев в 1931 г. и Д. Шостакович в 1959 г.

Те же проблемы были и с оперой «Сорочинская ярмарка», работу над которой Мусоргский начал в 1875 г. Составлена только половина этой оперы в 3 действиях, и в существующих материалах (сцена торгов, песня Хиври, сцена с Хиврей и Афанасием Ивановичем, гопак и т.д) много пропущенных мест (Каратыгин, 1995). Работа была завершена в 1916 г. Ц. Кюи, который внес много собственных дополнений, а позже над оперой работали М. Черепнин (1923) и В. Шебалин (1931 г.).

В конце 1870 г. Мусоргский собирался написать еще одну оперу «Пугачевщина» на основе «Капитанской дочки» А. Пушкина, но это намерение он не реализовал.

Драматическая смерть

Дарья Леонова вспоминает, что 11 февраля 1881 г. Мусоргский внезапно ворвался в ее квартиру в нервозном, раздраженном состоянии и сказал, что ему некуда пойти, у него вообще нет никаких средств и он не знает, как решить все эти проблемы (Орлова, 1983). Леонова впустила его, чтобы он успокоился, и они поехали на вечер к генералу Соканскому, чья дочь училась в классе Леоновой. Мусоргский аккомпанировал ей на фортепиано, но после пения потерял сознание: «Казалось, у него был инсульт, но когда его хотели вынести, он очнулся и встал на ноги». Вернувшись в квартиру Леоновой, он умолял разрешения остаться (Орлова, 1983). Конечно, Леонова согласилась, и он спал всю ночь на стуле.

Утром Мусоргский сказал, что чувствует себя прекрасно. С этими словами он повернул к выходу и вдруг потерял сознание, упав на пол. Вечером было еще 2 приступа (Орлова, 1983). Друзья Мусоргского, которым Леонова сообщила о состоянии композитора, умоляли врача Л. Бертенсона осмотреть больного в больнице, апеллируя к его увлечение творчеством музыкантов и писателей.

Бертенсон был младшим врачом в 2 больницах, в частности в Николаевской военной больнице для солдат и офицеров. Однако ее старший врач был согласен на госпитализацию Мусоргского при условии, что зарегистрируют в качестве вольнонаемного гражданского служащего Бертенсона (Бертенсон, 1991). В 1922 г. Бертенсон утверждал, что этого пациента разместили в самой тихой и наиболее изолированной части больницы — в просторной солнечной комнате с высоким потолком, со всеми необходимыми вещами; больного лечили как нельзя лучше.

В письме Балакирева от 15 февраля 1881 г. (за 3 дня после выписки Мусоргского из больницы) Стасов сообщает: «Врачи говорят, что у него не было инсульта, но появились признаки эпилепсии. Он смотрит так, будто ничего не произошло, сейчас он всех узнает, но утверждает, что знает дьявола, говорит чушь и рассказывает многочисленные фантастические истории. Они также говорят, что у него есть признаки безумия» (Орлова, 1983). В своих мемуарах Римский-Корсаков вспоминает: «Счастлив от нашего визита, он иногда говорил с нами вполне нормально; но вдруг у него возникали безумные грезы» (Орлова, 1983).

Однако время от времени наблюдалось существенное улучшение состояния композитора. В марте Репин написал портрет Мусоргского и позже вспоминал, что тот «жил по строгим «режимом трезвости» и был здоровым» (Орлова, 1983).

К сожалению, состояние Мусоргского ухудшилось внезапно, по словам Иванова, «из-за его собственного большого безрассудства» (Иванов, 1991). Иванов не конкретизирует, с чем связано это безрассудство, но в дневнике Тюменева (запись от 17 марта 1881 г.) указано, что случилось: «его брат приехал и привез деньги (по случаю Дня рождения Мусоргского, что ошибочно отмечали 16 марта). Хотя охране было строго запрещено передавать алкоголь, Мусоргский, доведенный болезнью до отчаяния, предложил охраннику 25 рублей, то соблазнился, взял деньги и принес спиртные напитки. За эти деньги пациент купил себе преждевременную смерть». Иванов сообщает, что » улучшение состояния было невозможным. Его руки и ноги были парализованы… Паралич постепенно перешел и на органы дыхания… Однако до последней минуты он был адекватным» (Орлова, 1983). Мусоргский умер 16 (28) марта 1881 г. в 5 часов утра.

Творчество Мусоргского (кратко)

Знакомство с другими талантливыми композиторами Бородиным, Даргомыжским, Балакиревым, Римским-Корсаковым определило дальнейшее направление развития таланта Мусоргского. Он входит в известную группу музыкантов под названием «Могучая кучка».

Написав уже немало прекрасных романсов и инструментальных произведений, композитор взялся за большие формы. Он начал писать музыку к трагедии Эдипа «Софокл», однако не закончил. Дальше он взялся за оперу по роману Флобера «Саламбо», после чего экспериментировал над «Женитьбой» Гоголя. Но тоже не смог закончить эти произведения.

Единственной доведенной до конца оперой стал «Борис Годунов». Мусоргский завершил ее в 1870 лет. Однако премьера эпического творения после многочисленных правок и сокращений произошла лишь в 1874 году на сцене Мариинского театра.

Далее композитор работал над не менее эпической оперой «Хованщина» и параллельно писал комическую оперу «Сорочинская ярмарка» по сюжету Гоголя. Мусоргскому очень близкими были народное творчество, русская народная песенность.

Вместе с М. Балакиревым, А. Бородиным, М. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи входил в состав Содружества русских композиторов, известного под названием «Могучая кучка». 

Автор опер, симфоний, камерно-вокальной (хоры, романсы) и инструментальной музыки. Центральное место в творчестве М. занимал оперный жанр – «Борис Годунов» (по трагедии А. Пушкина, 1868-69, 2-я редакция – 1872), «Хованщина» (на исторический сюжет, предложенный композитору В. Стасовым, либретто собственно, 1872-80, не завершена, закончил М. Римский-Корсаков, 1883).

К другим самых ярких достижений относится фортепианный цикл «Картинки с выставки», отдельные камерно-вокальные произведения (на собственные тексты и М. Некрасова) и циклы романсов, в частности на стихи А. Голенищева-Кутузова («Песни и пляски смерти»).

Новаторские находки Мусоргского в области музыкальной драматургии оперных произведений, интонационности и формообразования в области вокальных и инструментальных композиций повлияли на творчество его младших современников (К.-А. Дебюсси, Ж.-М. Равель и др.) и стали предвестниками многих открытий музыки 20 в. (Самые яркие последователи – Б. Лятошинский, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, л. Яначек, О.-Е. Мессиан.

Продолжая традиции русской классики, Мусоргский активно разрабатывал принципиальные подходы к работе с музыкальным фольклором во всех областях своего творчества, видя в песенности важнейший элемент национальног мировоззрения.

1858 впервые обратился к наследию М.Гоголя, создав программу оперы в 3-х действиях «Ночь на Иванов день» по мотивам «Вечера накануне Ивана Купала».

1868 г. начал работу над «Свадьбой » – новаторским произведением в жанре декламационной оперы, где он пытался воспроизвести гибкость разговорной речи. Поиски Мусоргского в сфере музыкального осмысления речевой интонации продолжались во время написания лирико -комедийной оперы «Сорочинская ярмарка» (по одноименной повести Н.Гоголя; начало работы – 1874; завершена Ц. Кюи, 1916), где композитор использовал украинские народные мелодии, а также стихотворение Т. Шевченко «Утоптала тропу» (песня Хиври). Гоголевские сюжеты послужили импульсом для написания в 1860-80-х гг. симфонической картины «Иванова ночь на Лысой горе» (1867; известна в редакции Н. Римского-Корсакова), симфонического интермеццо с хором и танцами «сонное видение парня» (из оперы «Сорочинская ярмарка»; сохранился клавир).

1866 на тексты фрагментов из поэмы Т. Шевченко «Гайдамаки «Мусоргский написал песни «Гопак» (в жанре драматического монолога) и «На Днепре» («Песня Яремы»; героико-эпическая дума, в вокальной партии которой использовал мелодию песни «Ой горе той чайке»).

Аннотация

Разработка
урока музыки в 3 классе по теме «В детской. Вокальный цикл М. Мусоргского» 
предназначена для работы учителя, преподающего музыку в начальной школе. Данный
урок может быть включён в изучение общей темы «Формы и жанры в музыке» так как
содержание урока призвано познакомить с понятием «вокальный цикл», палитрой
музыкальных образов детства, задуманной композитором. Дидактический материал
урока способствует
развитию навыка
сопоставлять образную природу произведений одной тематики у разных композиторов,
воспитывать искреннюю увлечённость музыкальным искусством, эстетический вкус
учащихся.

Введение

Вы
бранная тема урока актуальна поскольку раскрывает эффективные приёмы
работы учителя и учащихся на уроке музыки в начальном звене, которые опираются
на наглядно-образное восприятие младших школьников, ситуативное мышление и
эмоциональную память. В конечном результате формируется способность осознанно
воспринимать классическую музыку. Эта способность поможет учащимся стать
грамотными подготовленными слушателями.

Основная часть

Тема:
В детской. Вокальный цикл

Цель:
познакомить с вокальным циклом М. Мусоргского, раскрывая палитру музыкальных
образов детства, задуманную композитором; развивать навык сопоставлять образную
природу произведений одной тематики у разных композиторов; воспитывать
искреннюю заинтересованность музыкальным искусством, эстетический вкус
учащихся.

Оборудование:

Чепчик,
платок и очки для няни

Рисунок
Буки

Картины
героев сказок для викторины, иллюстрации «Времена года», «Части суток»

Конверт
большой «Послание от детей 19 века», картинки к пьесам цикла

Табличка
«ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА», «Речитатив», «Музыкальный цикл»

Музыкальный
материал для слушания и разучивания

1.
Установочно – мотивационный этап урока

1)
Приветствие, артикуляционные упражнения по выбору учителя.

2)Мотивация:
рассмотреть 2 портрета детей-ровесников 18 и 21 века

1384315942_a2ec0a050c656d11e353e4b30aa924dcEnfants_de_Charles-Emmanuel_III


что удивило вас на картине 18 века?

К
детям, обычно, относились со всей серьёзностью, считая, что они должны скорее
взрослеть и становиться на ноги. Их даже наряжали как маленьких взрослых.

Многого,
того, что есть у современных детей, у детей 18 века не было.

Зато
у многих была НЯНЯ (учитель надевает чепчик,
очки, набрасывает платок).

Няня
с первых дней жизни была с ребёнком, воспитывала его, рассказывала интересные
сказки. Сказки разные – «разноцветные». А вы, ребята, хорошо ли знаете сказки?

Викторина
по сказкам (выстраивается на доске радужный спектр)

К
каждой сказке подходит цвет и соответствующая характеру музыка.

Игра «Подбери цвет и опиши музыку»: к предлагаемому цвету ребята
подбирают по 2 определения к характеру музыки

Красная
шапочка

Девочка
в заметной шапочке красной

Благополучно
минует опасность.

Учитель ставит полосу красного цвета.

Золушка

Девушку
милую, мачехой нелюбимую

В
волшебную полночь судьба найдёт.

Учитель ставит полосу оранжевого цвета.

Репка

На
огороде рос этот овощ.

Целой
семье нужна мышки помощь.

Учитель ставит полосу жёлтого цвета.

Мальчик
с пальчик

Пусть
этот мальчик ростом с мизинчик,

Братьям
своим он надёжный защитник.

Учитель ставит полосу зелёного цвета.

Кот
в сапогах

Кот
в удивительных красных сапожках

Перехитрил
людоеда немножко

Учитель ставит полосу голубого цвета.

Снежная
королева

 В холоде вечном жила королева,

Но
дружбу детей погубить не сумела

Учитель ставит полосу синего цвета.

С
этими сказками знакомы почти все дети. А как называется эта сказка?

(учитель
ставит полосу фиолетового цвета)

Темно,
за окошком ни звука

Луна
из-за леса встаёт

Седая
и страшная Бука

С
мешком по дороге идёт

Слетают
с плеча её совы,

Лишь
скрипнет в округе снежок

Любого
та Бука готова схватить и упрятать в мешок…..

учитель исполняет попевку «Бука»

Как
многоцветен мир сказок! Так же, как музыка детства!

 А
какую же музыку слушали дети 200 лет назад? Сможем ли мы понять её?

 В
18 веке и таких понятий как «музыка для детей» или «детская музыка» не
существовало.

2)
объявление темы:

https://www.muzkniga.com/image/cache/catalog/images/vocal/vocal_2230-800x800.jpgСегодня на урок к нам пришло  послание к потомкам
от детей 19 века
(учитель достаёт конверт, в котором макет нотного
издания)

 —
настоящий звуковой документ. Чтобы представить картину из детства детей 19
века, нужно её ПРОПЕТЬ – это ВОКАЛЬНАЯ музыка – музыка для пения. Написал эти
музыкальные вокальные картины русский композитор Модест Петрович Мусоргский.

2. 
Содержательно – поисковый этап урока

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vremy_sutok_dly_detey.jpghttp://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vremena_goda_dly_detey.jpgСравните две иллюстрации. Чем они схожи?

-времена
года, как и части суток, «движутся по кругу», объединены одним названием.

Цикл — это нечто, что началось там, где завершится и начнется вновь

1)Вокальный циклэто песни, объединённые одним
сюжетом.

 Лишь
в 19 веке появились первые детские музыкальные произведения «Альбом для
юношества» Р. Шумана  и «Детский альбом» П. И. Чайковского. Эти произведения
задумывались как несложные пьесы для ребят, которые учатся игре на музыкальном
инструменте.

Идея
русского композитора Модеста Петровича Мусоргского была совсем иной: его
вокальный цикл не предназначался для исполнения детьми. Композитор стремился
раскрыть перед взрослыми тайны детской души. Он выступил в роли детского
психолога.

Своих
детей у композитора не было, но он умел найти с детьми общий язык, и дети
любили Модеста Петровича.

 Почти
все песни имеют посвящение: первые три Мусоргский посвятил взрослым.

7
небольших мимолётных эпизодов (вывешивает карточки с названиями
произведений  на доске)
, увиденных композитором, сложились в небольшую
галерею музыкальных зарисовок – вокальный цикл «Детская». Мусоргский не только
написал музыку, но и стал автором текстов. Современники говорили «Поставь
декорации и надень костюмы, и можно по каждой пьесе спектакль играть».

По
воспоминаниям друзей мы знаем, что в цикле было 9 песен. Увы, 2 из них
композитор так и не записал и теперь они навсегда потеряны для слушателей. Но и
7 портретов детей, дошедших до нас, не уступают художественным полотнам.

Нарисовать более живой детский портрет в музыке, чем в цикле
Мусоргского, до сих пор не удалось никому.

2)
Иллюстрация к пьесе «С няней» М.П. Мусоргский.

Учитель:
Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и
красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские
впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям
самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.

2020-10-14_12-06-59Послушайте начало
первой песни этого альбома – «С няней»

скажите, в каком темпе прозвучит песня? (Учитель играет)

Ученики:
Довольно скоро.

Учитель:
Посмотрите в нотной записи динамику песни.

Ученики:
В начале — тихо, затем очень тихо и громче.

Учитель:
Правильно. Закройте глаза при прослушивании и постарайтесь «увидеть» героев
песни.

Прослушивание песни «С няней» М.П. Мусоргского.

Учитель:
Каких героев вы «увидели»?

Ученики:
Няню, девочку, Буку, детей, Царя, Царицу.

Учитель:
Сколько сказок вы услышали в песне?

Ученики:
Две, про Буку и Царя с Царицею.

Учитель:
Какой характер у музыки, можно её слушать детям на ночь?

Ученики:
Можно. Нет нельзя, она страшная.

Учитель:
Мусоргский в своей песне замечательно передаёт интонации человеческой речи.
Такие интонации, похожие на человеческую речь, в музыке называют речевыми
или речитативом
. Исполняет один человек.

Учитель:
какие интонации преобладают в начале песни?

Дети:
спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим
и разговор, и пение.

Учитель:
произнесите слова “расскажи мне нянюшка, расскажи мне милая”. Что происходит с
интонацией? (Дети произносят выразительно и с просящей интонацией).

Учитель:
как движется голос, что происходит с интонацией?

Дети:
голос повышается, затем понижается.

Учитель:
а теперь послушайте, как звучит эта фраза у Мусоргского? (Поет учитель,
затем интонируют все дети
).

Дети:
с высокого звука мелодия спускается вниз, она звучит так, как и в речи.

Учитель:
когда малыш вспоминает про буку страшного, меняется ли музыка? И почему?

Дети:
меняется, становится тревожной, более волнительной, громкой, потому что ребенок
переживает эти страшные события, он боится.

Учитель: 
меняется ли музыка, когда малыш вспоминает сказку веселую, про царя с царицей?

Дети:
она звучит весело, ярко и смешно.

Учитель:
какую сказку все-таки решил послушать ребенок на ночь?

Дети:
веселую, “ту, смешную-то”.

Учитель:
автор очень ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой
ребенка.

 Выберите
цвета, подходящие по настроению песне.

ФИЗМИНУТА:
показать пантомимой настроение радости, обиды, удивления, злости

2)
Иллюстрация к пьесе «В углу» М.П. Мусоргский.

Прослушивание
песни  или просмотр исполнения «В углу».

Обмен
впечатлениями от прослушанной пьесы.

Пьеса
«В углу» посвящается Виктору Александровичу Гартману, другу Модеста
Мусоргского. Пьеса яркая изобразительная. В вокальной партии няни мы,
буквально, видим, как в фортепьянном сопровождении «разматывается» клубок с
вязанием няни. А как хороши интонационные «броски» у няни «Ах ты, проказник!..
В угол! В угол!» Интонация точно повторяет речевую интонацию:

Ах
ты, проказник! Клубок размотал,
Прутки растерял! Ах – ти! Все петли спустил!
Чулок весь забрызган чернилами!
В угол! В угол! Пошёл в угол! Проказник!

После
соло няни мелодия у ребёнка звучит капризно, оправдываясь, будто «выпрашивает»
у няни прощения:

Я
ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котёночек,
И пруточки разбросал котёночек.
А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.

Ребёнок
верит в свою невиновность, ищет недостатки у няни и, в итоге, в сердцах
возмущается «несправедливым» наказанием:

А
няня злая, старая,
У няни носик-то запачканный;
Миша чистенький, причесанный,
А у няни чепчик на боку.
Няня Мишеньку обидела,
Напрасно в угол поставила.
Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!

Удивительно
точно мелодия следует за текстом и переменами  в настроении ребёнка.

Выберите цвет,
подходящий по настроению песне.

3)Сравнительно-сопоставительный
анализ пьес Мусоргского и П. Чайковского

Посмотрите видео пьесы «Нянина сказка» П.И. Чайковского, чтобы сравнить её с песней М.П. Мусоргского «С
няней».

Ученики
смотрят видео пьесы «Нянина сказка» П.И. Чайковского.

Учитель:
Сейчас вы будете сравнивать два музыкальных произведения по табличке. В ней
указаны пункты, по которым вы будет сравнивать музыкальные произведения. Сейчас
послушайте ещё раз песню «С няней» М.П. Мусоргского и заполним таблицу вместе

.

П. Чайковский «Нянина сказка»

М. Мусоргский «С Няней»

Характер музыки

исполнитель

темп

интонация

Учитель заполняет во время фронтальной работы таблицу, обсуждают ответы
учеников

Игровая импровизация:
учащимся предлагается изобразить движением содержание «Няниной сказки» или «С
няней».

Вывод: Сходство двух музыкальных произведений в том, что они
написаны для детей, в них изображены дети.

Различие в том,
что М. Мусоргский писал песни, а П. Чайковский написал инструментальные
музыкальные пьесы, «Детский альбом» П. Чайковского включает в себя 24 пьесы, а
«Детская» М. Мусоргского состоит всего из 7песен. Они собирались в цикл постепенно
и были изданы после смерти автора.

3
Адаптивно – преобразующий этап урока

1)Распевание:
упражнения для голоса

2)Пьесы
вокального цикла напоминают калейдоскоп цветных стёклышек. Все они составляют
единое целое – объединяются идеей отразить мир детства.

 Предлагаю
вам разучить песню с «разноцветным названием».

Вокально-хоровая
работа: разучивание песни «Разноцветная игра». Музыка Б. Савельева, слова Л.
Рубальской.

Итог урока: Одно из гениальных свойств великих художников –
умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном
цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица.

Фронтальный
опрос «Эстафета»
(учитель бросает
мячик первому ученику и задаёт вопрос, ученик отвечает и бросает мячик
следующему ученику, который будет отвечать на следующий вопрос учителя).

Какая из
прослушанных песен цикла вам запомнилась? Почему? Какую музыку называют
«вокальной»? Какими качествами должны обладать музыкальные пьесы, чтобы сложить
их в один ЦИКЛ? Какое пение называют РЕЧИТАТИВОМ?

Домашнее задание: придумать,
какими сценками из вашей жизни можно было бы составить вокальный цикл «В
детской ХХI века»?

Заключение

«Не
должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, чёрствых к
добру и беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, интеллигентность,
дающая культуру» — писал Дмитрий Лихачёв.

На
уроке музыки в начальной школе учитель должен стремиться заложить фундамент
понимания музыкальных произведений.

На
представленном уроке музыки учитель должен обозначить и достичь планируемых
результатов через Универсальные Учебные Действия:

Понятийные  — усвоить
понятия: «Вокальная музыка», «Речитатив», «Музыкальный цикл».

Коммуникативные  – уметь
сотрудничать, характеризовать своё видение содержания музыкального
произведения, средств музыкальной выразительности, проявлять толерантность по
отношению к одноклассникам.

Регулятивные  – уметь 
фиксировать материал урока, переносить теоретические знания в сферу своих
практических действий.

Личностные  – приобретение
гуманистического мировоззрения, отражение в сознании необходимости бережного и
ответственного отношения к личности ребёнка.

Список используемых источников

1.    
http://www.mussorgsky.ru/mus040.html

Инна
Астахова по книге Г.Хубова «Мусоргский». ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ «ДЕТСКАЯ.
«ДЕТСКАЯ» МОДЕСТА ПЕТРОВИЧА МУСОРГСКОГО.  Москва, издательство
«Музыка» 1969

2.    
https://www.youtube.com/watch?v=otkO8LZYEOw&t=2s

М.Мусоргский
вокальный цикл «Детская» Лилиана Шайхи (сопрано) Олия Газимова
(фортепиано)

3.    
https://www.youtube.com/watch?v=DNxFuRyTHyA 

МУСОРГСКИЙ
В углу (вок. цикл «Детская») — Кристина Безносова меццо-сопрано
/Mussorgsky «The Nursery»

4.    
https://www.youtube.com/watch?v=VwdLb6_LlrQ

П.
И. Чайковский «Детский альбом»: пьеса «Нянина сказка»

Скачано с www.znanio.ru

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский

2 марта 1881 года в двери столичного Николаевского военного госпиталя, расположенного на Слоновой улице в Песках, вошел необычный посетитель с холстом в руках. Он направился в палату своего давнего друга, которого привезли двумя неделями ранее с белой горячкой и нервным истощением. Положив холст на стол, открыв кисти и краски, Репин вглядывался в знакомое усталое и измученное лицо. Через четыре дня был готов единственный прижизненный портрет русского гения. Модест Петрович Мусоргский любовался своим изображением только 9 дней и умер. Он был вызывающе смелым и одним из самых фатальных музыкальных творцов XIX века. Гениальная личность, новатор, который опередил своё время и оказал значительное влияние на развитие не только русской, но и европейской музыки. Жизнь Мусоргского, так же как и судьба его произведений была сложна, однако слава о композиторе будет вечной, ведь его музыка пропитана любовью к русской земле и народу, который на ней проживает. 

Краткую биографию Модеста Петровича Мусоргского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года. Родовым гнездом ему стало имение в Псковской области, где он жил до 10 лет. Близость крестьянского быта, народные песни и простой деревенский уклад жизни сформировали в нем то миропонимание, которое впоследствии стало основной темой его творчества. Под руководством матери он рано начал играть на фортепиано. Мальчик имел развитую фантазию и, слушая сказки няни, порой не мог всю ночь заснуть от потрясения. Эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях.

дом, где родился Мусоргский

Согласно биографии Мусоргского в связи с переездом в 1849 году в Санкт-Петербург его музыкальные занятия совмещались с обучением в гимназии, а затем и в Школе гвардейских прапорщиков. Из стен последней Модест Петрович вышел не только офицером, но и великолепным пианистом. После непродолжительной военной службы в 1858 году он вышел в отставку, чтобы полностью сосредоточиться на композиторской деятельности. Такому решению немало способствовало знакомство с М.А. Балакиревым, обучившим его основам композиции. С приходом Мусоргского формируется окончательный состав «Могучей кучки».

Мусоргский и могучая кучка

Композитор много работает, премьера первой оперы делает его знаменитым, но другие работы не находят понимания даже у кучкистов. В группе происходит раскол. Незадолго до этого Мусоргский из-за крайней нужды возвращается на службу в различных ведомствах, но здоровье его начинает сдавать. Проявления «нервной болезни» сочетаются с пристрастием к алкоголю. Он проводит несколько лет в имении брата. В Петербурге, находясь в постоянном денежном затруднении, живет у разных знакомых. Только однажды, в 1879 году, ему удалось вырваться в поездку по южным областям Империи с певицей Д. Леоновой в качестве ее аккомпаниатора. Воодушевления от этой поездки, увы, хватило ненадолго. Мусоргский вернулся в столицу, был отчислен со службы и вновь погрузился в апатию и пьянство. Он был тонко чувствующим, великодушным, но глубоко одиноким человеком. В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. Еще месяц Модест Петрович провел в госпитале, где и скончался ранним утром 16 марта 1881 года.

Интересные факты о Модесте Петровиче Мусоргском

  • Упоминая две версии «Бориса Годунова», мы имеем в виду – авторские. А ведь есть еще и «редакции» других композиторов. Их не менее 7! Н.А. Римский-Корсаков, живший с Мусоргским в одной квартире в момент создания оперы, имел настолько индивидуальное видение этого музыкального материала, что два его варианта оставили неизменными считанные такты первоисточника. Свои инструментовки клавиров создавали Э. Мелнгайлис, П.А. Ламм, Д.Д. Шостакович, К. Ратхауз, Д. Ллойд-Джонс.
  • Иногда для полноты воспроизведения авторского замысла и оригинальной музыки в версию 1872 года добавляют сцену у собора Василия Блаженного из первой редакции.
  • «Хованщину» по понятным причинам также постигла многочисленная редактура – Римским-Корсаковым, Шостаковичем, Стравинским и Равелем. Версия Д.Д. Шостаковича считается наиболее близкой к оригиналу.

Мусоргский опера «Хованщина»

  • Дирижер Клаудио Аббадо для «Хованщины» 1989 года в Венской опере сделал собственную компиляцию музыки: он восстановил некоторые эпизоды в авторской оркестровке, вычеркнутые Римским-Корсаковым, взял за основу редакцию Д. Шостаковича и финал («Заключительный хор»), созданный И. Стравинским. С тех пор данная комбинация неоднократно повторялась в европейских постановках оперы.
  • Несмотря на то, что и Пушкин, и Мусоргский в своих произведениях представили Бориса Годунова детоубийцей, прямых исторических свидетельств того, что царевич Димитрий был убит по его приказу, нет. Младший сын Ивана Грозного страдал эпилепсией и, согласно показаниям очевидцев и официального следствия, умер от несчастного случая во время игры с острым предметом. Версию о заказном убийстве поддерживала мать царевича Марья Нагая. Вероятно, из мести Годунову она признала сына в Лжедмитрии I, хотя позже и отреклась от своих слов. Интересно, что следствием по делу Димитрия руководил Василий Шуйский, который позже, став царем, изменил свою точку зрения, однозначно утверждая, что мальчик был убит по поручению Бориса Годунова. Этого мнения придерживается и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского».

подпись Мусоргсого

  • Сестра М.И. Глинки Л.И. Шестакова подарила Мусоргскому издание «Бориса Годунова» А.С. Пушкина с вклеенными пустыми листами. Именно на них композитор отметил дату начала работы над оперой.
  • Билеты на премьеру «Бориса Годунова» раскупили за 4 дня, несмотря даже на их цену, втрое превышавшую обычную.
  • Зарубежные премьеры «Бориса Годунова» и «Хованщины» прошли в Париже – в 1908 и 1913 годах соответственно.
  • Не считая произведений Чайковского, «Борис Годунов» — самая известная русская опера, неоднократно ставившаяся на крупнейших сценах.
  • Знаменитый болгарский оперный певец Борис Христов на записи «Бориса Годунова» 1952 года исполнил сразу три партии: Бориса, Варлаама и Пимена.
  • Мусоргский – любимый композитор Ф.И. Шаляпина.
  • Дореволюционные постановки «Бориса Годунова» были немногочисленны и кратковременны, в трех из них заглавную партию исполнял Ф.И. Шаляпин. По-настоящему оценили произведение только в советское время. С 1947 года опера идет в Большом театре, с 1928 – в Мариинском, причем, в текущем репертуаре театра – обе редакции.
  • Бабушка Модеста Петровича, Ирина Егоровна, была крепостной. Алексей Григорьевич Мусоргский женился на ней, имея уже троих совместных детей, в числе которых был и отец композитора.
  • Родители Моди хотели, чтобы он стал военным. Его дед и прадед были гвардейскими офицерами, мечтал об этом и его отец, Петр Алексеевич. Но из-за сомнительного происхождения военная карьера была ему недоступна.
  • Мусоргские – смоленская ветвь царского рода Рюриковичей.
  • Вероятно, в основе внутреннего конфликта, мучившего Мусоргского всю жизнь, лежало и сословное противоречие: происходя из состоятельной дворянской семьи, он провел детство среди крестьян своей усадьбы, а в его собственных жилах текла кровь крепостного народа. Именно народ – главное действующее лицо обеих больших опер композитора. Это – единственный персонаж, к которому он относится с абсолютной симпатией и состраданием.
  • Из биографии Мусоргского мы знаем, что композитор всю жизнь оставался холостяком, даже его друзья не оставили свидетельств об амурных похождениях композитора. Были слухи, что в молодости он жил с кабацкой певицей, которая сбежала с другим, жестоко разбив ему сердце. Но доподлинно неизвестно, была ли эта история на самом деле. Также осталась неподтвержденной версия о любви композитора к Надежде Петровне Опочининой, которая была старше его на 18 лет, и которой он посвящал многие свои произведения..
  • Мусоргский – третий по исполняемости русский оперный композитор.
  • «Борис Годунов» идет в театрах мира чаще, чем «Вертер» Массне, «Манон Леско» Пуччини или любая опера «Кольца нибелунга» Вагнера.
  • Именно творчеством Мусоргского вдохновлялся И. Стравинский, который, будучи учеником Н.А. Римского-Корсакова, не признавал его правок в «Борисе Годунове».
  • Среди зарубежных последователей композитора – К. Дебюсси и М. Равель.
  • Мусорянин – прозвище, которое носил композитор в кругу друзей. Также его называли Модинькой.

Модест Петрович Мусоргский биография Модест Петрович Мусоргский в юности

  • В России «Хованщина» впервые прозвучала в 1897 году, исполненная Русской частной оперой С.И. Мамонтова. И только лишь в 1912 она была поставлена в Большом и Мариинском театрах.
  • В советские годы Михайловский театр Санкт-Петербурга носил имя М.П. Мусоргского. После реконструкции и возвращения исторического названия в качестве звонков в театре звучат несколько тактов из вступления к «Хованщине» («Рассвет на Москве-реке»), как дань уважения великому композитору.
  • Обе оперы Мусоргского требуют исполнения значительно расширенным составом оркестра для точной передачи выразительности музыки.
  • «Сорочинскую ярмарку» закончил Ц. Кюи. Эта постановка была последней оперной премьерой Российской Империи за 12 дней до революции.
  • Первый серьезный приступ белой горячки настиг композитора уже в 1865 году. Татьяна Павловна Мусоргская, жена брата Филарета, настояла на том, чтобы Модест Петрович переехал к ним в поместье. Его выходили, но от болезни он так и не оправился полностью. Уехав от родных в Санкт-Петербург, без которого не мог жить, композитор не оставил своего пагубного пристрастия.
  • Мусоргский умер на 16 дней позже императора Александра II, убитого террористами в Санкт-Петербурге.
  • Композитор завещал права на издание своих произведений известному меценату Т.И. Филиппову, неоднократно ему помогавшему. Именно он оплатил и достойные похороны Модеста Петровича на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

Творчество Модеста Петровича Мусоргского

творчество Мусоргского

Первое опубликованное произведение – полька «Подпрапорщик» — увидело свет, когда ее автору было всего 13 лет. В 17 он написал два скерцо, наброски дальнейших произведений большой формы так и не сложились в полноценные произведения. С 1857 года Мусоргский пишет песни и романсы, большинство из которых – на народные темы. Это было необычно для светского музыканта тех лет. Первые попытки написать оперы остались незавершенными – это и «Саламбо» по Г. Флоберу, и «Женитьба» по Н.В. Гоголю. Музыка к «Саламбо» полностью войдет в состав единственной законченной композитором оперы – «Бориса Годунова».

Биография Мусоргского гласит, что своим главным сочинением Мусоргский начинает заниматься в 1868 году. Либретто всех своих произведений большой формы он писал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А.С. Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. По мнению Модеста Петровича, в первоначальном замысле оперы было два основных действующих лица – народ и царь. За год работа была завершена и представлена на суд дирекции императорских театров. Новаторское, неакадемичное и во многом революционное произведение композитора шокировало членов капельмейстерского комитета. Формальная причина отказа от постановки «Бориса Годунова» была в отсутствии центральной женской партии. Так родился удивительный прецедент в истории оперы – две редакции, а по смыслу — две оперы на один сюжет.

Мусоргский опера «Борис Годунов»

Вторая редакция была готова к 1872 году, в ней появился яркий женский персонаж – Марина Мнишек, великолепная партия для меццо-сопрано, добавлен польский акт и любовная линия Лжедмитрия и Марины, переработан финал. Несмотря на это, Мариинский театр повторно отверг оперу. Ситуация складывалась неоднозначной – многие отрывки из «Бориса Годунова» уже исполнялись певцами на концертах, публика хорошо принимала эту музыку, а театральное руководство оставалось безучастным. Благодаря поддержке оперной труппы Мариинского театра, в частности, певицы Ю.Ф. Платоновой, настоявшей на исполнении произведения в свой бенефис, опера увидела свет рампы 27 января 1874 года.

В заглавной партии выступил И.А. Мельников, один из выдающихся вокалистов своего времени. Публика неистовствовала и вызывала композитора около 20 раз на поклоны, критика высказалась и сдержанно, и негативно. В частности, Мусоргского обвиняли в том, что он изобразил народ неуправляемой толпой пьяных, угнетенных и отчаявшихся, абсолютно глупыми, простыми и ни на что не годными людьми. За 8 лет репертуарной жизни опера была показана всего лишь 15 раз.

В 1867 году за 12 дней Модестом Петровичем была написана музыкальная картина «Иванова ночь на Лысой горе», которая ни разу не была исполнена при его жизни и многократно им переделывалась. В 1870-х автор обратился к инструментальным и вокальным сочинениям. Так появились на свет «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти», цикл «Без солнца».

Мусоргский «Картинки с выставки»

Свою вторую историческую оперу, народную музыкальную драму «Хованщина», Мусоргский начал писать еще до премьеры «Бориса Годунова». Либретто композитор полностью создавал сам, без опоры на литературные первоисточники. В его основе – реальные события 1682 года, когда русская история также переживала переломный период: происходил раскол не только в политических, но и в духовных сферах. Действующие лица оперы – и стрелецкий начальник Иван Хованский со своим непутевым сыном, и фаворит царевны Софьи, князь Голицын, и старообрядцы-раскольники. Персонажи сжигаемы страстями – любовными, жаждой власти и опьянением вседозволенностью. Работа растянулась на долгие годы – болезни, депрессии, периоды запоев… «Хованщину» дописывал уже Н.А. Римский-Корсаков сразу после кончины ее автора. В 1883 году он предложил ее Мариинскому театру, но получил категорический отказ. Шедевр Мусоргского впервые был исполнен в любительском музыкальном кружке…

Одновременно с «Хованщиной» композитор писал оперу «Сорочинская ярмарка», которая осталась только в черновиках. Последними его сочинениями стали несколько пьес для фортепиано.

Музыка Мусоргского в кино

Мелодии «Ночи на Лысой горе» и «Картинок с выставки» популярны во всем мире и часто используются в кино. Среди известных фильмов, где звучит музыка М.П. Мусоргского:

401

  • «Симпсоны», телесериал (2007-2016)
  • «Древо жизни» (2011)
  • «После прочтения сжечь» (2008)
  • «Клиент всегда мертв», телесериал (2003)
  • «Дракула 2000» (2000)
  • «Большой Лебовски» (1998)
  • «Лолита» (1997)
  • «Прирожденные убийцы» (1994)
  • «Смерть в Венеции» (1971)

фильм о Мусоргском

Биографический фильм о гении только один – «Мусоргский» Г. Рошаля, выпущенный в 1950 году. В послевоенное десятилетие было снято несколько фильмов о великих русских композиторах, этот можно назвать самым удачным. Великолепен в заглавной роли А.Ф. Борисов. Ему удалось создать тот образ Мусоргского, каким его описывали современники – великодушный, открытый, тонко чувствующий, непостоянный, увлекающийся. Эта роль была отмечена Государственной премией СССР. В.В. Стасова в картине сыграл Н. Черкасов, а певицу Платонову – Л. Орлова.

Среди экранизаций опер композитора и записей театральных спектаклей отметим:

Рассказ о мусоргском 3 класс

  • «Хованщина», постановка Л. Баратова в Мариинском театре, запись 2012 года, в ролях: С. Алексашкин, В. Галузин, В. Ванеев, О. Бородина;
  • «Борис Годунов», постановка А. Тарковского в театре Ковент-Гарден, запись 1990 года, в ролях: Р. Ллойд, О. Бородина, А. Стеблянко;
  • «Хованщина», постановка Б. Ларджа в Венской опере, запись 1989 года, в ролях: Н. Гяуров, В. Атлантов, П. Бурчуладзе, Л. Семчук;
  • «Борис Годунов», постановка Л. Баратова в Большом театре, запись 1978 года, в ролях: Е. Нестеренко, В. Пьявко, В. Ярославцев, И. Архипова;
  • «Хованщина», фильм-опера В. Строевой, 1959, в ролях: А. Кривченя, А. Григорьев, М. Рейзен, К. Леонова;
  • «Борис Годунов», фильм-опера В. Строевой, 1954, в ролях А. Пирогов, Г. Нэлепп, М. Михайлов, Л. Авдеева.

О новаторском характере своей музыки М.П. Мусоргский неоднократно упоминал в письмах. Время доказало справедливость этого определения: в 20 веке композиторы стали широко использовать те же приемы, казавшиеся когда-то антимузыкальными даже таким его современникам, как Чайковский и Римский-Корсаков. Модест Петрович был гением. Но гением русским — с хандрой, нервным истощением и поиском успокоения на дне бутылки. Его творчество вывело на лучшие мировые сцены историю, характер и песни русского народа, утвердив их безусловный культурный авторитет.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Модесте Петровиче Мусоргском

Музыка 3 класс

Урок №3. Исконно русские интонации. Модест Петрович Мусоргский.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Биография Модеста Петровича Мусоргского.

2) Цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки».

Глоссарий по теме:

Интонация – это небольшой мелодический оборот, в котором заключено основное музыкальное содержание произведения.

Пьеса (от фр. Pièce – произведение, отрывок, часть) – законченное сольное или ансамблевое музыкальное произведение небольшого размера.

Музыкальный цикл – совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке.

Сюита – музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла..

Музыка (греч., от musa — муза) – это стройное, гармоническое сочетание инструментальных или вокальных звуков, с предназначением действовать на чувство человека.

Основная и дополнительная литература:

Г. П. Сергеева «Уроки музыки: поурочные разработки», М., Просвещение, 2017

Текст теоретической части

Добрый день! Сегодня мы с вами рассмотрим творчество Мусоргского.

Рассказ о мусоргском 3 классМусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.

Мать с детства обучала его музыке. Первое свое образование юноша получил в одиннадцать лет, закончив Петропавловскую школу. Через год закончил обучение в пансионе Комарова. Спустя еще четыре года в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Мусоргский написал много песен и романсов на стихи А.Пушкина, Н.Некрасова, А.Островского, Т.Шевченко

Сейчас мы с вами рассмотрим цикл «Картинки с выставки».

«Картинки с выставки» — это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Картины меняются одна за другой.

Рассказ о мусоргском 3 классСейчас мы с вами рассмотрим несколько произведений.

Прогулка. Первый номер словно рисует шаги. Мелодия напоминает русскую народную песню, не только переменным метром, но и собственной широтой и глубиной.

Рассказ о мусоргском 3 классСтарый замок. Лирический герой подходит к следующему произведению искусства акварельному рисунку, написанному в Италии. Что он видит: старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный трубадур. Печальная мелодия льётся из уст молодого музыканта. Задумчивость, взволнованность и печаль пронизывают музыкальный номер. Постоянно повторяющийся бас позволяет воспроизвести музыку средневековья, тема варьируется, напоминая живое пение.

Просмотрим видео «Старый замок»

Рассказ о мусоргском 3 классБалет невылупившихся птенцов. Герой не сразу обратил внимание на следующий экспонат. Яркие эскизы к балету «Трильби». Лёгкое и безмятежное скерцо написано в трехчастной форме da capo. Это танец маленьких канареек. Комичность и наивность буквально пронизывают номер.

Пример и разбор решения заданий:

1. Что такое ряд музыкальных звуков, в котором заключено основное музыкальное содержание произведения?

_______ – это небольшой мелодический оборот, в котором заключено основное музыкальное содержание произведения.

Выпадающий список: Интонация, опера, балет, музыка

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): интонация

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом.

2. Выберите правильный ответ:

Какая из опер М.Мусоргского, созданных в 60-е годы, стала вершиной творчества композитора?

а) «Саламбо»

б) «Женитьба»

в) «Борис Годунов».

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:В

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

3. Выберите два произведения Мусоргского:

А) Баба Яга

Б) Петя и волк

В) Гном

Г) Пятнашки

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, В

Подсказка: правильные ответы выделяются цветов

4. Решите кроссворд

По горизонтали:

1. Название пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки».

Рассказ о мусоргском 3 класс2. Название вокальной баллады, программой которой послужила картина В.Верещагина.

3. Название вокального цикла «Песни и пляски…».

4. Настоящая фамилия Лжедмитрия (Самозванца) из трагедии Пушкина «Борис Годунов» и одноимённой оперы М.Мусоргского.

5.Имя летописца из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

6. Название пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки».

7. Жанр сольного номера Бориса из II действия «Достиг я высшей власти».

По вертикали:

8. Фамилия художника, картины которого послужили одновременно и стимулом и программой для создания фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 1. «Гном», 2. «Забытый». 3. « …смерти». 4. Отрепьев. 5. Пимен. 6. «Прогулка». 7. Монолог. 8. Гартман.

Подсказка: правильные ответы выделяются цветом

5. Составьте пары из названий пьес М.П.Мусоргского и картин В.Гартмана

1.Рассказ о мусоргском 3 класс 2. Рассказ о мусоргском 3 класс 3. Рассказ о мусоргском 3 класс

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 1. Избушка на курьих ножках, 2. Богатырские ворота, 3. Балет невылупившихся птенцов.

Подсказка: правильные ответы выделяются цветов

6. Вставьте в текст пропущенные слова.

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – выдающийся _______ композитор-новатор. Происходил из старинной дворянской семьи. Фортепианное творчество Модеста Мусоргского невозможно представить без знаменитого цикла «______». «Картинки с выставки» — это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки _______.

Предполагаемые слова: Гартмана, русский, картинки с выставки.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): русский, Картинки с выставки, Гартмана

Подсказка: правильные ответы выделяются цветов

7. Заполните пропуски в таблице по циклу «Картинки с выставки»

Произведение

Описание

Гном

Смешной и одновременно трогательный номер. _____ немного нелепое существо, которое характеризуют постоянные скачки, угловатости в мелодии, также умеет чувствовать мир.

Старый замок

Старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный ___________. Печальная мелодия льётся из уст молодого музыканта. Задумчивость, взволнованность и печаль пронизывают музыкальный номер.

Балет невылупившихся птенцов.

Это танец маленьких _____. Комичность и наивность буквально пронизывают номер.

Предполагаемые слова: канарейки, трубадур, фантастическое

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Фантастическое, трубадур, канареек.

Подсказка: правильные ответы выделяются цветом

8. Раскрасьте рисунок под произведение Мусоргского «Избушка на курьих ножках»

Рассказ о мусоргском 3 класс

9. Выберите один верный ответ

В каком веке жил и творил М.Мусоргский?

а) в XX веке

б) в XIX веке

в) в XVIII веке.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Б

Подсказка: правильные ответы выделяются цветов

10. Когда и где родился композитор?

а) 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии

б) 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии

в) 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А

Подсказка: правильные ответы выделяются цветом

11. Вставьте пропущенное слово в текст

В 1860-е годы Мусоргский создал несколько песен, которые можно назвать «народными картинками». Сюжетом одной из таких «картинок» _______ послужил подлинный эпизод из жизни композитора. В.Стасов вспоминал о рассказе самого Мусоргского: «Он стоял раз у окна и поражён был той суетой, которая происходила у него перед глазами. Несчастный юродивый объяснялся в любви с молодой бабёнкой, ему нравившейся… а сам себя стыдился, своего безобразия и несчастного положения; он сам понимал, как ничто на свете, особливо счастье любви, не существует для него. Мусоргский был глубоко поражён; тип и сцена сильно запали ему в душу; мгновенно явились своеобразные формы и звуки для воплощения потрясших его образов».

Композитор сам написал текст песни.

Предполагаемые слова: Светик Савишна, Баба Яга, Хованщина.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): «Светик Савишна»

Подсказка: правильные ответы выделяются цветов

12. Вставьте пропущенное слово в текст

____________ написано М.Мусоргским по роману французского писателя Флобера. Сюжет, взятый из жизни древнего Карфагена, привлёк композитора своими драматическими событиями и возможностью создать большие народные сцены. Работа над этим произведением продолжалась около 3 лет, но оно так и осталось незавершённым.

Предполагаемые слова: Гном, Саламбо, Петя и волк

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Опера «Саламбо»

Подсказка: правильные ответы выделяются цветом

13. Вставьте пропущенное слово

К концу 1869 года была завершена и представлена в Мариинский театр в первой редакции опера Мусоргского ____________, для решения вопроса об её постановке. Репертуарным комитетом опера была забракована. «Новизна и необычайность музыки, — вспоминал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни», — поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии… Огорчённый и обиженный Мусоргский взял свою партитуру назад, но, подумав, решился подвергнуть её основательным переделкам и дополнениям».

Предполагаемые слова: Женитьба, Борис Годунов, Млада

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): «Борис Годунов»

Подсказка: правильные ответы выделяются цветом

14. О каком вокальном цикле идёт речь?

_________________ — это всё, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребёнка, — являлось тут в формах небывалых, ещё никем не троганных.

Выпадающий список: Детская, Картинки с выставки, Любовь к трём апельсинам

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Детская

Подсказка: правильные ответы выделяются цветом

15. Как назывался первый созданный композитором романс?

__________ назывался первый созданный композитором романс.

Выпадающий список: Расстались гордо мы; Где ты, звёздочка?; Спи, усни, крестьянский сын.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Где ты, звёздочка?

Подсказка: правильные ответы выделяются цветом.

Интерактивный элемент:

«Прогулка»

Рассказ о мусоргском 3 класс

«Старый замок»

Рассказ о мусоргском 3 класс

«Балет невылупившихся птенцов»

Рассказ о мусоргском 3 класс

При наведение мышки на конкретную картинку, она выделяется любым доступным способом, на усмотрение мультимедиа дизайнера, включается фрагмент произведения Мусоргского. А внизу появляется подпись с названием сочинения. Музыкальные фрагменты можно давать не целиком, а в сокращенном виде, первые 30-40 секунд, с плавным затуханием в конце.

  • Рассказ о мухоморе детям
  • Рассказ о мусе джалиле
  • Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси
  • Рассказ о мужском русском национальном костюме 5 класс родной русский язык
  • Рассказ о музее самоваров 2 класс родной язык