Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».
Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.
Family books и книжные фанты
Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара
— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.
Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.
Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.
Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?
«Угадай концовку» и чтение вслух
Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68
— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.
Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.
Капсула времени и настольная игра
Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172
— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.
Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.
Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.
Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.
Домашний театр и письма героям
Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138
— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.
Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.
Театр теней и собственный комикс
Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266
— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.
Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.
Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.
Еда литературных героев и книга как снотворное
Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111
— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?
Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.
Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.
Тема: Наш край
Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудиозапись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы
(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)
— Определите, о какой природной зоне идет речь.
• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)
• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)
• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)
• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)
— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник -» слизень -» змея -» сова. Клевер — кузнечик -»ящерица -» орел.)
Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то рябина…»).)
— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.
(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)
— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны
IV. Открытие нового знания
1. Работа со словарем
Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.)
— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)
2. Работа с картой
— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учебника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная.)
— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)
— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)
— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)
— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)
V. Первичное закрепление
1. Работа с картой своего края
— Найдите на карте территорию, где мы живем.
(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)
— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)
— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями? В какой природной зоне мы живем?
(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)
— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.
2. Работа в группах
— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о достопримечательностях нашего края.
(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Сообщения учащихся
— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.
(После выступления групп можно провести игру «Узнай растение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)
— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.
(После выступления — загадки о животных своего края.)
— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу?
— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)
— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.
3. Творческая работа
— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.
(Работа ведется в парах.)
План рассказа о родном крае
1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).
2. Природа края (растения, животные).
3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)
— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие карты вы знаете?
— С какими новыми картами мы сегодня работали?
— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?
— Какие условные обозначения используют в этих картах?
— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 138 учебника.
2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.
3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.
2021-й стал особенным годом для первой ракетки Украины Элины Свитолиной. И не только благодаря первой в истории страны теннисной медали на Олимпиаде. Незадолго до вылета в Токио-2020 Элина вышла замуж за известного французского теннисиста Гаэля Монфиса. Хотя буквально в феврале пара разошлась под предлогом паузы.
OBOZREVATEL решил вспомнить романтичную историю любви лучшей украинской теннисистки Свитолиной и любимца публики Монфиса.
Свитолина и Монфис были знакомы задолго до начала своего романа, поскольку частенько участвовали в одних и тех же турнирах. Возможно, симпатия со стороны француза была и раньше, но Элина несколько лет встречалась с известным английским крикетистом Рисом Топли. И эти отношения казались очень серьезными – британец познакомил одесситку с семьей, а Свитолина выбрала Лондон своей штаб-квартирой.
Видео дня
Монфис тем временем тоже не скучал, завязывая отношения с красотками из разных уголков Европы. Правда, с коллегами по корту не встречался с 2008-го – со времен жаркого, но и достаточного скоротечного романа со словацкой блондинкой Доминикой Цибулковой. Пара играла вместе на «Ролан Гаррос» в миксте и украсила обложку L’Equipe.
Но ни одну из своих любимых Гаэль так и не повел под венец. А в начале 2018-го закончились и отношения Свитолиной с Топли. «Просто у меня на первом месте теннис, а у него – крикет», – рассказала про причины разрыва Элина.
По иронии судьбы 2018 год в итоге стал для первой ракетки Украины очень успешным, она выиграла несколько турниров в первой половине сезона, а закрыла его исторической победой на Итоговом в конце октября. А затем в ноябре решила отпраздновать свой успех с друзьями в Париже. И это решение украинки стало судьбоносным.
После того, как Элина выставила фото из Парижа в Instagram, ей тут же написал Гаэль.
«Мы встретились и уже не смогли расстаться. Удивительное совпадение, что мы одновременно оказались в Париже, ведь я живу сейчас в Лондоне, а Гаэль, хоть и сам родом из Парижа, живет в Женеве. Мы оба приехали отдохнуть всего на несколько дней», – рассказала Элина JS.
Как потом признавалась теннисистка в Гаэле ее покорили доброта и честность: «Он всегда знает правильные слова и понимает, через что я прохожу в теннисе».
А вот мир узнал о начале отношений украинки и на 8 лет старшего француза уже в феврале во время Australian Open-2019, когда во время матча Свитолиной в ее боксе камеры выхватили Монфиса.
«Да, он поддерживает меня, тут нечего скрывать. Надеюсь, мы его еще много раз увидим – и не только в моей ложе, но и на корте… Для вас это был сюрприз? Что же, да, мы встречаемся», – призналась после матча Элина
Вскоре пара создала собственный аккаунт g.e.m.s.life, составив название из своих инициалов. В в шапке профиля честно написали, что не идеальны и в будущем, безусловно, еще будут совершать ошибки.
Первый кризис в украино-французских отношениях наступил всего через несколько месяцев после «Ролан Гаррос», который Свитолина вынуждена была пропустить из-за травмы. О проблемах влюбленных свидетельствовало удаление совместного аккаунта, который вернулся после успешного для Элины Уимблдона, где она впервые дошла до полуфинала.
А затем Элина привезла француза в Украину, чтобы показать ему Киев и родную Одессу, накормить борщом, посетить знаменитую одесскую оперу и покатать на яхте по Черному морю. И француз остался под впечатлением от поездки.
Отношения Свитолиной и Монфиса не испортил даже карантин: они учили друг друга танцевать, осваивать языки, снимали забавные ролики.
А вот возвращение на корт в 2021 году в Австралии едва не поставило точку в этой красивой любовной истории. Монфис проваливал сезон-2021 и не мог понять, как выйти из этого пике. А после вылета с Australian Open даже заплакал.
Свитолина изо всех сил пыталась поддерживать бойфренда, даже написала на камере его имя и нарисовала сердечко после победы в очередном поединке на AO, но состояние Гаэля, видимо не улучшилось и 20 февраля неожиданно для всех пара заявила о своем расставании.
«Мы с Гаэлем решили сделать перерыв в наших отношениях. Решение было принять невероятно сложно, потому что мы все еще любим друг друга. Но мы также лучшие друзья, и понимаем, что нам нужно место для личного пространства для реализации целей», – написала Свитолина в своем Instagram, а общий теннисисты удалили.
Но, видимо, во время этой паузы Монфис понял, что не может потерять Элину. Поэтому уже через несколько недель в разлуке спортсмены снова восстановили общую страничку, на которой появилось сообщение о какую-то загадочную поездку в горы.
А 3 апреля французский теннисист отвез украинскую приму в горы в Швейцарии, а затем выложил фото с обручальным кольцом на пальце Свитолиной и подписал ее: «Она сказала: «Да». Мадам МОНФИС».
«Это было очень неожиданно, я удивлялась происходящему. Я чувствовала, что Гаэль немного нервничает и с нами что-то происходит. То, что случилось, стало самым настоящим сюрпризом. Конечно, это был действительно потрясающий момент для нас обоих», – рассказывала потом о своих впечатлениях Элина.
После кольца счастливый француз подарил своей королеве шикарный Mercedes. А свадьба теннисистов состоялась в июле в Женеве.
Торжество посетили 75 гостей, среди которых было много звезд спорта и шоу-бизнеса, в том числе легенда НБА и сборной Франции Тони Паркер, а также американская актриса и певица Кристина Милиан. Как рассказала Элина, праздник обошелся всего лишь в 25 тысяч евро, тогда как за что за свою карьеру украинка выиграла более 18 миллионов.
«С того дня, как ты вошла в мою жизнь, стала причиной, по которой я дышу. Ты – звезды на моем небе. И я бы не хотел, чтобы было иначе. Ты – любовь всей моей жизни», – признается Монфис в любви своей мадам.
Как писал OBOZREVATEL, Свитолина свела Кличко и Никитюк на одной сцене в Киеве.
Организация занятий по программе «Школа будущего первоклассника» в соответствие с ФГОС
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит совсем в иной мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Встречая первоклассников 1 сентября на пороге школы, нам, педагогам, часто приходится видеть испуганные и растерянные мордашки ребятишек, а также тревогу и озабоченность на лицах их родителей. В глазах детей и родителей можно было прочитать вопросы: «Куда поведут?», «Как учитель будет учить?», «А если будет трудно?», «Что ждет впереди?» и многие другие.
Перед учителями начальной школы встаёт ряд проблем:
- Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе
- Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к условиям обучения
- Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс
- Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям на подступах к школе и далее в период школьного обучения
- Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности
Чтобы успешно решить перечисленные выше проблемы, в нашей школе на протяжении многих лет успешно реализуется программа «Школа будущего первоклассника», которая базируется на следующих основных идеях.
1. Не только дети готовятся к школьному обучению, но и сама школа готовится к приему именно этих детей. В процессе занятий дети помимо необходимых учебных знаний, умений и навыков постигают «устройство» самой школы – этого сложного и нового для них механизма.
2. Ребенок приходит в школу вместе со своей семьей. Он приносит в школу представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи часто отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения, основанные на их собственном прошлом опыте, а также определенные интересы и потребности, которые они связывают с этим процессом. Адаптация ребенка к школе будет тем более успешной, чем активнее будет вовлечена в его обучение семья.
Поэтому это программа работы с детьми и их семьями.
Курс подготовительных занятий для дошкольников является переходным этапом от дошкольного звена к начальному обучению. Стратегической целью курса является:
- выполнение социального заказа родителей по подготовке детей к школьному обучению
- удовлетворение потребностей самой школы в полномасштабном укомплектовании первых классов
- обеспечение быстрой и безболезненной адаптации детей к условиям обучения
Дети:
— знакомятся с помещением классов и их оборудованием;
— узнают, как проходит учебное занятие;
— овладевают основными нормами и правилами школьной жизни;
— обретают начальные умения школьного сотрудничества с учителями и друг с другом, т.е. личностно готовятся к началу школьного обучения.
Педагоги:
— ведут специально организованные наблюдения за индивидуальным развитием детей;
— активно общаются с родителями;
— накапливают богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье;
— заблаговременно и качественно готовятся к началу нового учебного года.
Родители:
— налаживают конструктивное сотрудничество с педагогами;
— получают конкретные рекомендации по оказанию детям дома помощи и поддержки в процессе их обучения.
Цели программы:
1.Обучение детей навыкам учебного сотрудничества, приемам самооценивания и взаимооценивания выполняемой работы для успешной адаптации в школьном обучении.
2.Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования.
Основные задачи:
Обучающие:
-формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков;
— пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;
Развивающие:
-развитие личности ребенка;
— выявление и развитие у детей творческих способностей;
-развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
Воспитательные:
— психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению;
— воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
Основные принципы работы педагогов при реализации программы:
- Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей;
- Принцип всестороннего гармоничного развития личности;
- Принцип активного обучения;
- Принцип непрерывности и последовательности;
- Принцип активности и наглядности.
А также:
-уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-комплексный подход при разработке занятий;
-систематичность и последовательность занятий;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
— практическая направленность.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом.
Все задания и игры по развитию речи, внимания, памяти, математических представлений, логического мышления расположены по возрастанию степени их сложности.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Прием ребенка в «Школу будущего первоклассника» осуществляется на основе подписания личного заявления родителей (лиц, их заменяющих).
- Подготовку проводит учитель будущих первоклассников.
- Организация образовательного процесса в ШБП регламентируется расписанием занятий, утвержденным заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
- Школа развития работает в следующем режиме: 3 учебных занятия продолжительностью 25 минут с детьми по субботам кроме праздничных дней.
- Курс рассчитан на 4 месяца, с февраля по май.
- Занятия в ШБП не являются обязательными.
Занятия по подготовке будущих первоклассников обеспечивают преемственность в дошкольном и школьном начальном образовании, психологически готовят детей к школьному обучению.
Работа организована таким образом, чтобы стимулировать активность познавательных процессов, разные виды памяти. Занятия были направлены на:
— развитие речи;
— развитие мелкой моторики кистей рук;
— обогащение пространственных и временных представлений;
— формирование алгоритмов основных математических действий (счёт, сравнение, измерение);
— развитие коммуникативных способностей.
Программа предусматривает 36 учебных занятий в соответствие с учебным планом.
- Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – 12 ч.
- Введение в математику – 12 ч.
- Знакомство с окружающим миром – 12 ч.
Цель занятий по развитию речи: обучение связному рассказыванию, формирование практических речевых навыков (лексических, грамматических, фонетических), ознакомление с речевыми понятиями (слово, предложение).
Тематическое планирование занятий « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». (на слайде)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Звук, слог, слово. | 2 |
2. | Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных словах. | 2 |
3. | Предложение. Модели предложений. | 1 |
4. | Гласные звуки. | 1 |
5. | Согласные звуки. | 1 |
6. | Чистоговорки, скороговорки. | 1 |
7. | Слова – «названия», слова – «действия», слова – «признаки». | 1 |
8. | Рассказ по рисунку. | 1 |
9. | Слова-синонимы. Слова-антонимы. | 1 |
10. | Чтение слогов, слов, предложений. | 1 |
ИТОГО: | 12 ч. |
Примеры:
- Упражнения на выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- Развитие связной речи.
- Сказки – как источник для творчества выбора всевозможных заданий.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Целью занятий по математике было: формирование алгоритмов основных математических действий (счёт, сравнение, измерение); предоставление детям возможности проявить общие и специфические элементы математических способностей.
Тематическое планирование занятий «Введение в математику».
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Счёт предметов. | 1 |
2. | Сравнение групп предметов. Больше, меньше. | 1 |
3. | Налево, направо, вверх, вниз. | 1 |
4. | Число и цифра 1 и 2. | 1 |
5. | Число и цифра 3 и 4. | 1 |
6. | Число и цифра 5 и 6. | 1 |
7. | Число и цифра 7 и 8. | 1 |
8. | Число и цифра 9 и 10. | 1 |
9. | Число и цифра 0. | 1 |
10. | Точка. Линии. Геометрические фигуры. | 2 |
11. | Играем и считаем. | 1 |
ИТОГО: | 12 ч. |
Примеры заданий и упражнений (на слайдах)
Цель занятий по окр. миру – формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.
Тематическое планирование занятий «Знакомство с окружающим миром».
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения. Вежливые слова. | 1 |
2. | Правила дорожного движения. Азбука пешехода. | 1 |
3. | Наша страна Россия. Моя малая родина. | 1 |
4. | Моя семья. Расскажи о себе. | 1 |
5. | Мои любимые игры и игрушки. | 1 |
6. | Неживая и живая природа. Бережное отношение к природе. | 1 |
7. | Времена года. Сезонные изменения в природе. Месяцы года. | 1 |
8. | Дни недели. Время суток. Режим дня. | 1 |
9. | Звери, птицы, рыбы, насекомые. | 1 |
10. | Животные домашние и дикие. Детёныши животных. | 1 |
11. | Растения лиственные и хвойные. | 1 |
12. | Овощи и фрукты. | 1 |
ИТОГО: | 12 ч. |
Семья – это самая мощная сила, формирующая личность ребенка, возможность развиваться вместе с ним. Программа «Школы будущего первоклассника» для родителей предусматривает проведение:
- Родительское собрание, родительский лекторий, анкетирование
- Рекомендации для родителей по оказанию помощи детям в подготовке их к обучению в школе
- Выставка книг и методических пособий (для самостоятельной работы с детьми в летний период)
На первом занятии с будущими первоклассниками проводится первичная диагностика готовности к обучению в школе. Выявленные уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности учитываются на последующих занятиях. Повторная диагностика проводится на предпоследнем занятии с целью выявления динамики в развитии детей, которая у многих наблюдается положительная. Родителям на индивидуальной консультации выдаются «Рекомендации по результатам занятий в «Школе будущего первоклассника». За летний период они могут самостоятельно поработать над оставшимися трудностями ребенка.
Итоговым занятием является праздник окончания Школы будущего первоклассника.
Система работы по подготовке детей к школьному обучению, сложившаяся в нашей школе, помогает всем участникам образовательного процесса – учащимся, родителям, педагогам.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
доктор психологических наук, Леонид Абрамович Венгер
Литература
- Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . «ООО «»Академия развития». — 2007 г., 16 стр.
- Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. «ООО «»Академия развития». — 2007 г., 16 стр.
- Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . «ООО «»Академия развития». — 2007 г., 16 стр.
- Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». ОЛИСС и «ЭКСМО», Москва, 2011г.
- «Тетради с заданиями для развития детей»:
а) «Готовимся к письму» — в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.
б) «Окружающий мир» — в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.
в) «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» — в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.
- К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011.
- О.Холодова «За три месяца до школы»
- Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова «Математика для дошкольников», Москва, «Просвещение», 1992 г.
- З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва, «Просвещение», 1990 г. 3.Е.М. Минксин «От игры к знаниям», Москва, 1984 г.
- В.В. Волина «Праздник числа», Москва, «Знание», 1992г.
- Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», Ярославль, Академия развития, 2000 г.
- Е.В.Колесникова «Я начинаю читать», Москва, «Ювента», 2009 г.
- Е.В.Колесникова «Я уже считаю», Москва, «Сфера», 2009 г.
- О.Д.Горшкова «Учимся, играем, размышляем, познаем»Волгоград, «Учитель», 2008 г.
- С.Е.Гаврина «Развиваем внимание», Москва «Росмэн», 2009 г.