Рассказ о моем легендарном родственнике 4 класс алексеев

Глава перваяконец блицкригабрестская крепостьбрестская крепость стоит на границе. атаковали ее фашисты в первый же день войны.не смогли фашисты взять брестскую

Сто рассказов о войне (сборник)

Рассказ о моем легендарном родственнике 4 класс алексеев

Глава первая
КОНЕЦ БЛИЦКРИГА

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

Брестская крепость стоит на границе. Атаковали ее фашисты в первый же день войны.

Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли ее слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.

Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов, не сдается, сражается Брестская крепость.

Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости.

Кругом вода – река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.

– Воды!

– Воды!

– Воды! – несется над крепостью.

Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, еще один отважный вперед рванулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.

От этого места недалеко лежал пулеметчик. Строчил, строчил пулемет, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемет. И пулемету нужна вода.

Посмотрел пулеметчик – испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.

– Эх, была не была.

Пополз он к воде. Полз по-пластунски, змейкой к земле прижимался. Все ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулеметчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползет. Все ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья.

– Водицу принес! Герой!

Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. Не знают они, что воду для пулемета принес пулеметчик. Ждут, а вдруг угостит их сейчас солдат – по глотку хотя бы.

Посмотрел на бойцов пулеметчик, на иссохшие губы, на жар в глазах.

– Подходи, – произнес пулеметчик.

Шагнули бойцы вперед, да вдруг…

– Братцы, ее бы не нам, а раненым, – раздался чей-то голос.

Остановились бойцы.

– Конечно, раненым!

– Верно, тащи в подвал!

Отрядили солдаты бойца в подвал. Принес он воду в подвал, где лежали раненые.

– Братцы, – сказал, – водица…

Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взял боец кружку, осторожно налил на донышко, смотрит, кому бы дать. Видит, солдат в бинтах весь, в крови солдат.

– Получай, – протянул он солдату кружку.

Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:

– Нет, не мне, – произнес солдат. – Не мне. Детям тащи, родимый.

– Детям! Детям! – послышались голоса.

Понес боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети – жены и дети военнослужащих.

Спустился солдат в подвал, где были дети.

– А ну, подходи, – обратился боец к ребятам. – Подходи, становись, – и, словно фокусник, из-за спины вынимает каску.

Смотрят ребята – в каске вода.

– Вода!

Бросились дети к воде, к солдату.

Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.

– На, – протянул малышу.

Посмотрел малыш на бойца, на воду.

– Папке, – сказал малыш. – Он там, он стреляет.

– Да пей же, пей, – улыбнулся боец.

– Нет, – покачал головой мальчонка. – Папке. – Так и не выпил глотка воды.

И другие за ним отказались.

Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику.

Посмотрел пулеметчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет.

Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.

Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их все меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнеметов.

Ждут фашисты – вот-вот, и запросят пощады люди. Вот-вот, и появится белый флаг.

Ждали, ждали – не виден флаг. Пощады никто не просит.

Тридцать два дня не умолкали бои за крепость «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» – написал на стене штыком один из последних ее защитников.

Это были слова прощанья. Но это была и клятва. Сдержали солдаты клятву. Не сдались они врагу.

Поклонилась за это страна героям. И ты на минуту замри, читатель. И ты низко поклонись героям.

ЛИЕПАЯ

Шагает война огнем. Пылает земля бедой. На огромном пространстве от Балтийского до Черного моря развернулась грандиозная битва с фашистами.

Наступали фашисты сразу в трех направлениях: на Москву, Ленинград и Киев. Распустили смертельный веер.

Город Лиепая – порт Латвийской Советской Республики. Сюда, на Лиепаю, был направлен один из фашистских ударов. Верят в легкий успех враги:

– В наших руках Лиепая!

Наступают фашисты с юга. Идут вдоль моря – прямой дорогой. Идут фашисты. Вот селение Руцава. Вот озеро Папес. Вот речка Барта. Все ближе и ближе город.

– В наших руках Лиепая!

Идут. Вдруг страшный огонь преградил дорогу. Остановились фашисты. Вступили фашисты в бой.

Бьются, бьются, никак не пробьются. Не могут прорваться к Лиепае враги с юга.

Изменили фашисты тогда направление. Обходят город теперь с востока. Обошли. Вот и город дымит вдали.

– В наших руках Лиепая!

Только пошли в атаку, как вновь шквалом огня ощетинилась Лиепая. На помощь солдатам пришли моряки. На помощь военным пришли рабочие. Взяли в руки они оружие. Вместе с бойцами в одном ряду.

Остановились фашисты. Вступили фашисты в бой.

Бьются, бьются, никак не пробьются. Не продвинутся фашисты и здесь, с востока.

Дальше пошли фашисты. Обошли Лиепаю с севера. Окружили город с трех сухопутных его сторон. От моря до моря в тисках Лиепая. Торжествуют фашисты:

– В наших руках Лиепая!

Однако и здесь, на севере, преградили дорогу фашистам отважные защитники Лиепаи. Бьется с врагом Лиепая.

Сутки проходят.

Бьется!

Вторые проходят.

Бьется!

Третьи. Четвертые на исходе.

Не сдается, держится Лиепая!

Лишь когда кончились снаряды, патронов нет – отошли защитники Лиепаи.

Вступили фашисты в город.

– В наших руках Лиепая!

Но не смирились советские люди. Ушли в подполье. Ушли в партизаны. На каждом шагу ожидает фашистов пуля. Целую дивизию держат фашисты в городе.

Борется Лиепая.

Долго поминали враги Лиепаю. Если в чем-то у них неудача – говорили:

– Лиепая!

Не забыли и мы Лиепаю. Если кто-то стойко стоял в бою, если кто-то сверхотважно с врагами дрался, и это отметить бойцы хотели, говорили:

– Лиепая!

Даже в рабство попав к фашистам, оставалась она в боевом строю – наша советская Лиепая.

КАПИТАН ГАСТЕЛЛО

Шел пятый день войны. Летчик капитан Николай Францевич Гастелло со своим экипажем вел самолет на боевое задание. Самолет был большой, двухмоторный. Бомбардировщик.

Вышел самолет к намеченной цели. Отбомбился. Выполнил боевую задачу. Развернулся. Стал уходить домой.

И вдруг сзади разрыв снаряда. Это фашисты открыли огонь по советскому летчику. Произошло самое страшное, снаряд пробил бензиновый бак. Загорелся бомбардировщик. Побежало по крыльям, по фюзеляжу пламя.

Капитан Гастелло попытался сбить огонь. Он резко накренил самолет на крыло. Заставил машину как бы падать набок. Называется такое положение самолета скольжением. Думал летчик, собьется, утихнет пламя. Однако продолжала гореть машина. Свалил Гастелло бомбардировщик на второе крыло. Не исчезает огонь. Горит самолет, высоту теряет.

В это время под самолетом внизу двигалась фашистская автоколонна: цистерны с горючим в колонне, автомашины. Подняли фашисты головы, следят за советским бомбардировщиком.

Видели фашисты, как попал в самолет снаряд, как вспыхнуло сразу пламя. Как стал бороться летчик с огнем, бросая машину из стороны в сторону.

Торжествуют фашисты.

– Меньше одним коммунистом стало!

Смеются фашисты. И вдруг…

Старался, старался капитан Гастелло сбить с самолета пламя. Бросал с крыла на крыло машину. Ясно – не сбить огонь. Бежит навстречу самолету со страшной быстротой земля. Глянул Гастелло на землю. Увидел внизу фашистов, автоколонну, цистерны с горючим, грузовики.

А это значит: прибудут цистерны к цели – будут заправлены бензином фашистские самолеты, будут заправлены танки и автомашины; ринутся на наши города и села фашистские самолеты, пойдут в атаку на наших бойцов фашистские танки, помчатся машины, повезут фашистских солдат и военные грузы.

Капитан Гастелло мог оставить горящий самолет и выброситься с парашютом.

Но не воспользовался парашютом капитан Гастелло. Сжал он потверже в руках штурвал. Нацелил бомбардировщик на фашистскую автоколонну.

Стоят фашисты, смотрят на советский самолет. Рады фашисты. Довольны, что их зенитчики наш самолет подбили. И вдруг понимают: прямо на них, на цистерны устремляется самолет.

Бросились фашисты в разные стороны. Да не все убежать успели. Врезался самолет в фашистскую автоколонну. Раздался страшный взрыв. Десятки фашистских машин с горючим взлетели в воздух.

Много славных подвигов совершили советские воины в годы Великой Отечественной войны – и летчики, и танкисты, и пехотинцы, и артиллеристы. Много незабываемых подвигов. Одним из первых в этом ряду бессмертных был подвиг капитана Гастелло.

Погиб капитан Гастелло. А память осталась. Вечная память. Вечная слава.

ДЕРЗОСТЬ

Произошло это на Украине. Недалеко от города Луцка.

В этих местах, под Луцком, под Львовом, под Бродами, Дубно, разгорелись большие танковые бои с фашистами.

Ночь. Колонна фашистских танков меняла свои позиции. Идут одна за одной машины. Наполняют округу моторным гулом.

Командир одного из фашистских танков лейтенант Курт Видер отбросил башенный люк, вылез по пояс из танка, видом ночным любуется.

Летние звезды с неба спокойно смотрят. Справа узкой полоской тянется лес. Слева поле бежит в низинку. Метнулся серебряной лентой ручей. Дорога вильнула, взяла чуть в гору. Ночь. Идут одна за одной машины.

И вдруг. Не верит Видер своим глазам. Впереди перед танком раздался выстрел. Видит Видер: выстрелил танк тот, что шел впереди Видера. Но что такое? По своему же танку ударил танк! Вспыхнул подбитый, окутался пламенем.

Замелькали, понеслись мысли одна за одной у Видера:

– Случайность?!

– Оплошность?!

– Сдурели?!

– Спятили?!

Но в эту секунду и сзади выстрел. Затем третий, четвертый, пятый. Повернулся Видер. По танкам стреляют танки. Идущие сзади по тем, что идут впереди.

Опустился Видер быстрее в люк. Не знает, какую команду давать танкистам. Смотрит налево, смотрит направо, и верно: какую давать команду?

Пока раздумывал, снова раздался выстрел. Раздался рядом, и тут же вздрогнул танк, в котором был Видер. Вздрогнул, лязгнул и свечкой вспыхнул.

Выпрыгнул Видер на землю. Метнулся стрелой в канаву.

Что же случилось?

За день до этого в одном из боев советские солдаты отбили у фашистов пятнадцать танков. Тринадцать из них оказались совсем исправными.

Вот тут и решили наши использовать фашистские танки против самих же фашистов. Сели советские танкисты в неприятельские машины, вышли к дороге и подкараулили одну из фашистских танковых колонн. Когда колонна подошла, незаметно влились в нее танкисты. Потом потихоньку перестроились так, чтобы в спину за каждым фашистским танком шел танк с нашими танкистами.

Идет колонна. Спокойны фашисты. На всех танках кресты черные. Подошли к косогору. И вот тут – расстреляли наши колонну фашистских танков.

Поднялся Видер с земли на ноги. Глянул на танки. Догорают они как угли. Взгляд перевел на небо. Звезды с неба как иглы колют.

Вернулись наши к себе с победой, с трофеями.

– Ну как – порядок?

– Считай, что полный!

Стоят танкисты.

Улыбки светятся. В глазах отвага. На лицах дерзость.

КОЛЮЧЕЕ СЛОВО

По белорусской земле идет война. Подымаются сзади огнем пожарища.

Шагают фашисты. И вот перед ними Березина – белорусских полей красавица.

Бежит Березина. То разольется широкой поймой, то вдруг до протоки сузится, пробьется сквозь топи, сквозь зыби, прожурчит вдоль бора, вдоль леса, вдоль поля, к избам добротным под ноги бросится, улыбнется мостам, городам и селам.

Вышли фашисты к Березине. Один из отрядов к селу Студянка. Прогромыхали бои у Студянки. Довольны фашисты. Еще новый рубеж захвачен.

У Студянки места холмистые. Горбом здесь и правый и левый берег. Березина здесь течет в низине. Поднялись фашисты на холм. Как на ладони лежит округа. Уходит полями и лесом к небу. Шагают фашисты.

– Песню! – командует офицер.

Запели солдаты песню.

Шагают фашисты, вдруг видят – памятник. На вершине холма, у дороги, стоит обелиск. Надпись внизу на памятнике.

Остановились фашисты, перестали горланить песню. На обелиск, на надпись смотрят. Не понимают они по-русски. Однако интересно, что же здесь написано. Обращаются один к другому:

– О чем там, Курт?

– О чем здесь, Карл?

Стоят Курты, Карлы, Фрицы, Францы, Адольфы, Гансы, на надпись смотрят.

И вот нашелся один, кто читал по-русски.

«Здесь, на этом месте…» – начал читать солдат. И далее о том, что здесь, на Березине, у села Студянка, в 1812 году русская армия под командованием фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова окончательно разгромила полчища французского императора Наполеона I, мечтавшего завоевать нашу страну, и изгнала захватчиков из пределов России.

Да, это было именно в этом месте. Здесь, на Березине, у села Студянка.

Дочитал солдат до конца надпись на памятнике. Посмотрел на своих соседей. Присвистнул Курт. Присвистнул Карл. Усмехнулся Фриц. Улыбнулся Франц. Зашумели другие солдаты:

– Так когда это было!

– Не та сила у Наполеона тогда была!

Дальше пошли солдаты. Снова запели песню.

Только что такое? Песня теперь не песня. Все тише и тише песня.

– Громче, громче! – командует офицер.

Не получается что-то громче. Вот и вовсе замолкла песня.

Идут солдаты, вспоминают про 1812 год, про обелиск, про надпись на памятнике. Хоть и давно это, правда, было, хоть и сила у Наполеона не та была, да только как-то испортилось вдруг у фашистских солдат настроение. Идут, повторяют:

– Березина!

Колючим вдруг оказалось слово.

ИМЕНИЕ

По Украине враги шагают. Рвутся вперед фашисты.

Хороша Украина. Воздух душист, как травы. Земли жирные, как масло. Щедрое солнце светит.

Пообещал Гитлер солдатам, что после войны, после победы, получат на Украине они имения.

Шагает солдат Ганс Муттерфатер, подбирает себе имение.

Приглянулось ему местечко. Речка журчит. Ракиты. Луг рядом с речкой. Аист.

– Хорошо. Благодать! Вот тут я, пожалуй, после войны останусь. Вот тут у речки построю дом.

Прикрыл он глаза. Вырос красавец дом. А рядом с домом конюшня, амбары, сараи, коровник, свинарник.

Расплылся в улыбке солдат Муттерфатер.

– Отлично! Прекрасно! Запомним место.

Дальше идут фашисты. Хороша Украина. Взгорки. Низинки. В низинках лежат пруды. Села на взгорках. Внизу мосточки. Машет крылом ветряк. Глянул Ганс Муттерфатер:

– Отличное место!

Залюбовался.

Вот тут я, пожалуй, после войны останусь. Вот тут, на взгорке, построю дом. Прикрыл он глаза. Вырос красавец дом. А рядом с домом другие службы: конюшня, амбары, сараи, коровник, свинарник.

Запомнил солдат местечко.

Дальше идут войска.

Вновь остановка.

Степью легли просторы. Нет им конца-края. Поле лежит, как бархат. Грачи по полю словно князья шагают.

Захвачен солдат безграничным простором. Смотрит на степи, на землю – душа играет.

– Вот тут я, вот тут навсегда останусь.

Прикрыл он глаза: колосится пшеницей поле. Рядом идут косцы. Это его колосится поле. Это на поле его косцы. А рядом пасутся коровы. Это его коровы. А рядом клюют индейки. Это его индейки. И свиньи его, и куры. И гуси его, и утки. И овцы его, и козы. А вот и красавец дом.

Твердо решил Муттерфатер. Тут он возьмет имение. Не надо другого места.

– Зер гут! – произнес фашист. – Навечно я здесь останусь.

Хороша Украина. Щедра Украина. Сбылось то, о чем так мечтал Муттерфатер. Остался навечно здесь Ганс Муттерфатер, когда открыли бой партизаны. И надо же – тут же, прямо в его имении.

Лежит Муттерфатер в своем имении. А рядом мимо дальше идут другие. Выбирают и эти себе имения. Кто на взгорке, а кто под горкой. Кто у леса, а кто у поля. Кто у пруда, а кто у речки.

Смотрят на них партизаны:

– Не толпитесь. Не торопитесь. Велика Украина. Щедра Украина. Места любому хватит.

ДВА ТАНКА

В одном из сражений советский танк KB (KB – это марка танка) таранил фашистский. Разбит был фашистский танк. Пострадал, однако, и наш. От удара заглох мотор.

Наклонился водитель-механик Устинов к мотору, пытается запустить. Молчит мотор.

Остановился танк. Однако танкисты бой не прекратили. Открыли по фашистам огонь из пушки и пулеметов.

Стреляют танкисты, прислушиваются, не заработает ли мотор. Возится у мотора Устинов. Молчит мотор.

Долгим был бой, упорным. И вот кончились у нашего танка боеприпасы. Совсем беспомощным теперь оказался танк. Одиноко, молча стоит на поле.

Заинтересовались фашисты одиноко стоящим танком. Подошли. Посмотрели – внешне цела машина. Залезли на танк. Бьют коваными сапогами по крышке люка.

– Эй, рус!

– Выходи, рус!

Прислушались. Нет ответа.

– Эй, рус!

Нет ответа.

«Погибли танкисты», – подумали гитлеровцы. Решили они танк утянуть, как трофей. Подогнали к советскому танку свой танк. Достали трос. Прикрепили. Натянулся трос. Потянула махина махину.

«Плохи дела», – понимают наши танкисты. Наклонились к мотору, к Устинову:

– А ну, посмотри сюда.

– А ну, ковырни вот здесь.

– Куда же ушла искра?!

Пыхтит у мотора Устинов.

– Ах ты, упрямец!

– Ах ты, стальная твоя душа!

И вдруг фыркнул, заработал мотор у танка. Схватился Устинов за рычаги. Быстро включил сцепление. Дал посильнее газ. Задвигались у танка гусеницы. Уперся советский танк.

Видят фашисты, уперся советский танк. Поражаются: был недвижим – и ожил. Включили самую сильную мощность. Не могут сдвинуть с места советский танк. Ревут моторы. Тянут танки друг друга в разные стороны. Вгрызаются в грунт гусеницы. Летит из-под гусениц земля.

– Вася, нажми! – кричат танкисты Устинову. – Вася!

Нажал до предела Устинов. И вот пересилил советский танк. Потянул за собой фашиста. Поменялись фашисты и наши теперь ролями. Не наш, а фашистский танк оказался сейчас в трофеях.

Заметались фашисты, открыли люки. Стали прыгать из танка.

Притащили герои неприятельский танк к своим. Смотрят солдаты:

– Танк!

– Фашистский!

– Совсем целехонький!

Рассказали танкисты о прошедшем бое и о том, что случилось.

– Пересилили, значит, – смеются солдаты.

– Перетянули!

– Наш-то, выходит, в плечах сильнее.

– Сильнее, сильнее, – смеются солдаты. – Дай срок – то ли будет, братцы, фрицам.

Что тут скажешь?

– Перетянем?

– Перетянем!

Будут битвы. Быть победам. Только все это не сразу. Битвы эти впереди.

ПОЛНЫМ-ПОЛНО

Сражение с фашистами шло на берегах Днепра. Вышли фашисты к Днепру. В числе других захватили и село Бучак. Разместились там фашисты. Много их – около тысячи. Установили минометную батарею. Берег высокий. Далеко фашистам с откоса видно. Бьет по нашим фашистская батарея.

Оборону на левом, противоположном берегу Днепра держал полк, которым командовал майор Музагик Хайретдинов. Решил Хайретдинов проучить фашистов и фашистскую батарею. Отдал приказ провести ночную атаку на правый берег.

Стали советские солдаты готовиться к переправе. Раздобыли у жителей лодки. Весла, шесты достали. Погрузились. Оттолкнулись от левого берега. Ушли в темноту солдаты.

Не ожидали фашисты атаки с левого берега. Село на круче от наших днепровской водой прикрыто. Спокойны фашисты. И вдруг обрушились огненным звездопадом советские бойцы на врагов. Смяли. Сжали. С кручи днепровской сбросили. Уничтожили и фашистских солдат, и фашистскую батарею.

Вернулись бойцы с победой на левый берег.

Утром к селу Бучак подходили новые фашистские силы. Сопровождал фашистов молодой лейтенант. Рассказывает лейтенант солдатам про Днепр, про днепровские кручи, про село Бучак.

– Там наших полным-полно!

Уточняет – мол, минометная батарея стоит на круче, виден с кручи весь левый берег, от русских фашисты днепровской водой, как стеной, прикрыты, а солдаты в Бучаке расположились, как у Христа за пазухой.

Подходят к селу фашисты. Что-то тихо кругом, беззвучно. Пусто кругом, безлюдно.

Удивляется лейтенант:

– Да было же наших полным-полно!

Вступили в село фашисты. Вышли к днепровской круче. Видят, на круче лежат убитые. Посмотрели налево, посмотрели направо – и верно, полным-полно.

Не только за село Бучак – во многих тогда местах на Днепре завязались упорные бои с фашистами. Сильный удар по фашистам нанесла здесь 21-я советская армия. Переправилась армия через Днепр, обрушилась на фашистов, освободили советские солдаты города Рогачев и Жлобин, направились на Бобруйск.

Всполошились фашисты:

– Рогачев потерян!

– Потерян Жлобин!

– Противник идет к Бобруйску!

Пришлось фашистам срочно отозвать свои войска с других участков. Погнали они под Бобруйск огромные силы. Едва удержали Бобруйск фашисты.

Удар 21-й армии был не единственным. И в других местах на Днепре крепко досталось тогда фашистам.

НАТАШКА

Среди лесов и полей Подмосковья затерялось небольшое село Сергеевское. Стоит оно ладное-ладное: избы словно только родились на белый свет.

Любит Наташка своё Сергеевское. Резные ставни, крылечки. Колодцы и калитки поют здесь песни. Басом скрипят ворота. Соревнуются в крике голосистые петухи. Хороши леса и рощи. В лесах есть малина, орешник, а грибов столько, что хоть на возах вывози.
Здесь журчит речка Воря. Хороши берега у нее: травка, песочек, склонились ивы, под вечер — рыбий всплеск.
И люди в Сергеевском тоже особые. Добрые-добрые!
Солнце Наташке светит. Люди Наташке светят. Дарит улыбки мир.
И вдруг оборвалось всё, как сон, как тропа над кручей. Кончилась мирная жизнь в Сергеевском. Опалила война округу.
Вступили в село фашисты, разместившись в крестьянских избах, выгнав жителей на улицу. Люди укрылись в погребах и землянках. Живут все в страхе.

До самой зимы находилось Сергеевское в руках у врагов. Но вот долетела сюда канонада. Сверкнула радость — идут свои! Ждут в Сергеевском избавления. Но вдруг обежали фашисты погреба и землянки, выгнали снова людей на улицу, согнали в сарай, что стоял на краю Сергеевского, и закрыли на все засовы. Смотрит Наташка: вот мамка, вот бабка, соседи, соседки. Полно народа.
— Чего нас, мамка, в сарай загнали? — спрашивает Наташка.
Не понимает, не знает, не может ответить мать.
Сильнее слышна за селом канонада. Радость у всех:
— Свои!
И вдруг кто-то тихо, а затем что есть силы закричит:
— Горим!
Глянули люди. Дым повалил сквозь щели. Огонь побежал по брёвнам.
— Горим!
Бросились люди к дверям сарая, а они закрыты на все засовы и снаружи чем-то тяжёлым подпёрты.
Всё больше и больше в сарае огня и дыма. Задыхаться начали люди.  Пламя ползёт к шубейке Наташки. Уткнулась, прижалась она к матери. Ослабла, забылась девочка. Сколько времени прошло — не знает. Вдруг слышит:
— Наташка! Наташка!
Открыла глаза. Не в сарае она, на снегу, под чистым небом. И стало ясно Наташке — успели наши, пришло вовремя спасение. Улыбнулась и вновь забылась.
Перенесли её в дом. Отлежалась, к утру поправилась. А утром побежала девочка по селу. Как именинник стоит Сергеевское. Запели опять калитки с колодцами, заговорили ворота басом. Бежит Наташка. Снег под ногами хрустит, искрится, озорно белизной сверкает. Добежала до речки Вори. Взлетела на кручу. Остановилась вдруг, замерла. Холм из свежей земли над Ворей. Красная звёздочка сверху вкопана. Дощечка под звёздочкой. На дощечке идут фамилии. Смотрит на холм Наташка. Два солдата рядом стоят с лопатами.
— Кто здесь такие, дяденьки? — показала на холм Наташка.
Посмотрели бойцы на девочку.
— Спаситель здесь твой лежит.
Войны без смертей не бывает. Свобода нелёгкой ценой достаётся.

ПАПКА

Погиб у Филиппки отец в первые дни войны, в боях под Минском. Мать скрыла горе от сына. Мал ведь, четыре года только.

Лезет Филиппка к матери:
— Наш папка воюет? Нас защищает? Фашистов бьёт?

— Воюет, сыночек, воюет. Так точно, Филиппка, бьёт.
Бежит по селу Филиппка:
— Наш папка фашистов бьёт! Наш папка фашистов бьёт!
Живёт Филиппка в Московской области. Недалеко от города Рогачёва.
Отполыхало военное лето. Осень пришла на смену. Навалилась беда на село, на округу. Чёрной сворой прорвались сюда фашисты. Танки, пушки вошли в село.
— Славянское быдло! — кричат фашисты.
— Партизаны! — кричат фашисты.
Страшно Филиппке, жмётся к матери:
— А где же папка? Спасёт нас папка?
— Спасёт.
Шепчет Филиппка друзьям и соседям:
— Спасёт нас папка, побьёт фашистов…
Ждут не дождутся колхозники избавления. И вот радость как ветер в село ворвалась: разбиты фашисты, гонят наши врагов от Москвы на запад.
Скоро и здесь, под Рогачёвом, послышался звук канонады.
— Папка идёт! Папка идёт! — закричал Филиппка.
Дождались колхозники светлого часа.

Проснулся Филиппка как-то, узнаёт: бежали фашисты, село свободно.
Бросился мальчик к матери:
— Папка пришёл?
— Пришёл, — как-то тихо сказала мать.
— Где же папка?! — кричит Филиппка.
— Дальше пошёл, сынок…
Побежал Филиппка по сельской улице:
— Нас папка освободил! Нас папка освободил!
Повстречался Филиппке Гришка — в два раза старше Филиппки — и присвистнул:
— «Освободил»! Да его под Минском ещё убили!
Насупился Филиппка. В кулачки собрались ручонки. На Гришку волчонком смотрит. Как убит? Скажет же этот Гришка!
— Освободил! Освободил! — вновь закричал Филиппка.
Проходил здесь старик Тимофей Данилыч. Бросился мальчик к деду. Торопится, про отца, про Гришку ему рассказывает.
— Правда, папка побил фашистов?
Посмотрел дед на Филиппку, вспомнил про Минск, где грудью стал на пути у фашистов Филиппкин отец, другие места, где другие бойцы грудью стали.
— Правда, — сказал Тимофей Данилыч. Прижал он к себе Филиппку. — Без него, без отца твоего, не было бы нашей, сынок, победы.
Побежал по селу мальчишка:
— Папка принёс победу! Папка принёс победу!
Не каждому выпало в той грозной войне дожить до великого Дня Победы. Но каждый, кто бился тогда с врагом под Брестом, Минском, Ленинградом, Одессой, Севастополем, Киевом, Смоленском, Вязьмой, по всем просторам земли советской, — был частью Великой Победы нашей. Каждый — живой и мёртвый.
Верно кричал Филиппка. Вырастет мальчик, по праву скажет: «Папка Родине нашей принёс победу. Папка Родину нашу от рабства спас».

НИ ШАГУ НАЗАД!

Третий месяц идут упорные, кровопролитные бои на юге. Горит степь. Сквозь огонь и дым фашисты рвутся к Сталинграду, к Волге.

На подступах к Сталинграду 16 солдат-гвардейцев вступили в неравный бой.
— Ни шагу назад! — поклялись герои.
Бросились фашисты в атаку, но удержали рубеж гвардейцы. Перевязали друг другу раны и снова готовы к бою.
Второй раз в атаку идут фашисты. Их больше теперь, и огонь сильнее. Стойко стоят гвардейцы. Удержали опять рубеж. Перевязали друг другу раны. Снова готовы к бою. Четыре атаки отбили солдаты. Не взяла смельчаков пехота. Поползли на героев тогда фашистские танки. Из шестнадцати бойцов осталось двенадцать.
— Ни шагу назад!
Вот десять… Девять…
— Ни шагу назад!
Восемь… Семь… Запомните их фамилии — Кочетков, Докучаев, Гущин, Бурдов, Степаненко, Чирков, Шуктомов.
А танки ползут и ползут. Нет у солдат ни пушек, ни противотанковых ружей, ни миномётов. Кончились даже патроны. Но бьются солдаты. Ни шагу назад! А танки всё ближе и ближе. Остались у героев одни гранаты: по три на солдата. Посмотрел Докучаев на танки, на боевых друзей, на свои три гранаты. Снял с гимнастёрки ремень, затянув им гранаты. Посмотрел ещё раз на Гущина, Бурдова — они были его соседями по окопу. Улыбнулся друзьям Докучаев. И вдруг поднялся из окопа.
— За Родину! — крикнул герой и бросился навстречу врагу, прижав покрепче к груди гранаты.

Рванулся прямо под первый танк. И вздрогнула степь от взрыва. Качнулись опалённые боем травы. Замер, вспыхнул фашистский танк.
Переглянулись Гущин и Бурдов. Храбрость рождает храбрость. Подвиг рождает подвиг. Поднялся Гущин. Поднялся Бурдов. Связки гранат в руках.
— Нас не возьмёшь! — прокричали солдаты.
Рванулись вперёд герои. Два взрыва качнули землю, а танки идут и идут. Поднялись тогда Кочетков, Степаненко, Чирков, Шуктомов:
— Свобода дороже жизни!
Вот они четверо — на огненном рубеже. Навстречу фашистским танкам идут герои.
— Смерть фашистам! Захватчикам смерть!
Смотрят фашисты. Люди идут под танки. Взрыв. Ещё взрыв. Снова и снова взрыв. Страх охватил фашистов. Попятились танки, развернулись, поспешно ушли отсюда.
Отгремели бои пожаром. Время бежит, как ветер. Годы текут, как реки. Но память хранит былое. Посмотрите туда, на поле. Как утёсы, как скалы стоят герои. Бессмертен их славный подвиг.

МАЛЮТКА

«Малютка» — это танк Т-6О. Он и вправду малютка по сравнению с другими советскими танками. Экипаж такой боевой машины состоял всего из двух человек. Но «Малютки» наравне с другими танками помогали прорывать фашистское окружение под Ленинградом. В этих боях прославились «Малютки». Меньше они размером. Увёртливее. А места под Ленинградом сырые, болотистые, а небольшим танкам держаться на болотистом, топком грунте легче.

Особенно отличился танк, командиром которого был лейтенант Дмитрий Осатюк, а механиком-водителем — старшина Иван Макаренков.
Переправились бойцы Ленинградского фронта по льду через реку Неву, взяли штурмом береговые укрепления фашистов, стали прорываться вперёд на соединение с идущими им навстречу от реки Волхов и города Волхова войсками Волховского фронта. Рвалась вперёд и «Малютка» Осатюка.
Наступает «Малютка», и вдруг слева, справа и впереди выросли три огромных фашистских танка. Как в западне. Пустят снаряды — прощай «Малютка». Припали фашисты к своим прицелам. Секунда, и в цель полетят снаряды.
— Ваня, танцуй! — прокричал Осатюк водителю.
Понял команду Иван Макаренков: завертелся перед фашистами, словно в танце, советский танк. Целят фашисты, а танк танцует и никак не схватишь его в прицел.
— Давай кабардинку! Давай лезгинку! — кричит Осатюк.
Глянешь в эту минуту на танк, и вправду — лезгинку танцует.
Стреляют фашисты, стреляют — всё мимо. Увёртлив советский танк. Вышла в итоге «Малютка» из окружения. Но устремились в погоню за ней фашисты. Настигают, бьют из орудий. Да только зорко следит за врагами лейтенант Осатюк. Сам отвечает огнём на огонь фашистов. Механику-водителю подаёт команды. Маневрирует танк: то рванётся вправо, то развернётся влево, то чуть притормозит, то ускорит шаг. Не даётся «Малютка» фашистам в руки.
Лейтенант Осатюк не просто уходил от огня фашистов. Он вёл фашистские танки к тому месту, где были укрыты советские батареи.
Вывел. Ударили батареи. Секунда, вторая. И нет уже больше фашистских танков.
Восхищались потом батарейцы:
— Вот так «Малютка»! Мал золотник, да дорог!

— Орёл — лейтенант Осатюк!
— Орёл — старшина Макаренков!
И после этого «Малютка» лейтенанта Осатюка совершила немало подвигов. Давила пулемётные гнёзда врага, отважно шла на фашистские пушки, в гущу фашистских солдат врывалась. Более 200 фашистов уничтожила в этих боях «Малютка».
И снова о танке идёт молва:
— Цены ему нет!
И снова среди солдат:
— Орёл — лейтенант Осатюк!
— Вровень ему старшина Макаренков!
Героями Советского Союза стали лейтенант Дмитрий Иванович Осатюк и старшина Иван Михайлович Макаренков.

1.Выходное платье

 Автор:
Сергей Алексеев

Было
это ещё до начала войны с фашистами.

Кате
Извековой подарили родители новое платье. Платье нарядное, шёлковое, выходное.

Не
успела Катя обновить подарок. Грянула война. Осталось платье висеть в шкафу.
Думала Катя: завершится война, вот и наденет она своё выходное платье.

Фашистские
самолёты не переставая бомбили с воздуха Севастополь.

Под
землю, в скалы ушёл Севастополь.

Военные
склады, штабы, школы, детские сады, госпитали, ремонтные мастерские, даже
кинотеатр, даже парикмахерские — всё это врезалось в камни, в горы.

Под
землёй организовали севастопольцы и два военных завода.

На
одном из них и стала работать Катя Извекова. Завод выпускал миномёты, мины,
гранаты. Затем начал осваивать производство авиационных бомб для
севастопольских лётчиков.

Всё
нашлось в Севастополе для такого производства: и взрывчатка, и металл для
корпуса, даже нашлись взрыватели. Нет лишь одного. Порох, с помощью которого
подрывались бомбы, должен был засыпаться в мешочки, сшитые из натурального
шёлка.

Стали
разыскивать шёлк для мешочков. Обратились на различные склады.

На
один:


Нет натурального шёлка.

На
второй:


Нет натурального шёлка.

Ходили
на третий, четвёртый, пятый.

Нет
нигде натурального шёлка.

И
вдруг… Является Катя. Спрашивают у Кати:

— Ну
что — нашла?


Нашла, — отвечает Катя.

Верно,
в руках у девушки свёрток.

Развернули
Катин свёрток. Смотрят: в свёртке — платье. То самое. Выходное. Из натурального
шёлка.


Вот так Катя!


Спасибо, Катя!

Разрезали
на заводе Катино платье. Сшили мешочки. Засыпали порох. Вложили мешочки в
бомбы. Отправили бомбы к лётчикам на аэродром.

Вслед
за Катей и другие работницы принесли на завод свои выходные платья. Нет теперь
перебоев в работе завода. За бомбой готова бомба.

Поднимаются
лётчики в небо. Точно бомбы ложатся в цель.

 

2.КАПИТАН ГАСТЕЛЛО

Шел пятый день войны. Летчик капитан
Николай Францевич Гастелло со своим экипажем вел самолет на боевое задание.
Самолет был большой, двухмоторный. Бомбардировщик.

Вышел самолет к намеченной цели.
Отбомбился. Выполнил боевую задачу. Развернулся. Стал уходить домой.

И вдруг сзади разрыв снаряда. Это
фашисты открыли огонь по советскому летчику. Произошло самое страшное, снаряд
пробил бензиновый бак. Загорелся бомбардировщик. Побежало по крыльям, по
фюзеляжу пламя.

Капитан Гастелло попытался сбить
огонь. Он резко накренил самолет на крыло. Заставил машину как бы падать набок.
Называется такое положение самолета скольжением. Думал летчик, собьется,
утихнет пламя.  Горит самолет, высоту теряет.

В это время под самолетом внизу
двигалась фашистская автоколонна: цистерны с горючим в колонне, автомашины.
Подняли фашисты головы, следят за советским бомбардировщиком, т
оржествуют.

И вдруг…

Старался, старался капитан Гастелло
сбить с самолета пламя. Бросал с крыла на крыло машину. Ясно – не сбить огонь.
Бежит навстречу самолету со страшной быстротой земля. Глянул Гастелло на землю.
Увидел внизу фашистов, автоколонну, цистерны с горючим, грузовики.

А это значит: прибудут цистерны к
цели – будут заправлены бензином фашистские самолеты, будут заправлены танки и
автомашины; ринутся на наши города и села фашистские самолеты, пойдут в атаку
на наших бойцов фашистские танки, помчатся машины, повезут фашистских солдат и
военные грузы.

Капитан Гастелло мог оставить
горящий самолет и выброситься с парашютом.

Но не воспользовался парашютом
капитан Гастелло. Сжал он потверже в руках штурвал. Нацелил бомбардировщик на
фашистскую автоколонну.

Стоят фашисты, смотрят на советский
самолет. Рады фашисты. Довольны, что их зенитчики наш самолет подбили. И вдруг
понимают: прямо на них, на цистерны устремляется самолет.

Бросились фашисты в разные стороны.
Да не все убежать успели. Врезался самолет в фашистскую автоколонну. Раздался
страшный взрыв. Десятки фашистских машин с горючим взлетели в воздух.

Много славных подвигов совершили
советские воины в годы Великой Отечественной войны – и летчики, и танкисты, и
пехотинцы, и артиллеристы. Много незабываемых подвигов. Одним из первых в этом
ряду бессмертных был подвиг капитана Гастелло.

Погиб капитан Гастелло. А память
осталась. Вечная память. Вечная слава.

3.Подвиг у Дубосекова 

В середине ноября 1941 года фашисты возобновили своё
наступление на Москву. Один из главных танковых ударов врага пришёлся по
дивизии генерала Панфилова.

Разъезд
Дубосеково. 118-й километр от Москвы.

Поле. Холмы. Перелески. Здесь, на открытом поле, герои из дивизии
генерала Панфилова преградили фашистам путь.

Их было двадцать восемь

. Возглавлял бойцов политрук
Клочков. Врылись солдаты в землю.

Прильнули к краям окопов.

Рванулись
танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты:

– Батюшки,
двадцать штук!

Усмехнулся
Клочков:

– Двадцать
танков!.. Так это, выходит, меньше чем по одному на человека.

– Меньше, –
сказал рядовой Емцов.

– Конечно,
меньше, – сказал Петренко.

Вступили
герои в бой.

– Ура! –
разнеслось над окопами.

Это
солдаты первый подбили танк.

Снова
гремит «ура!». Это второй споткнулся, фыркнул мотором, лязгнул бронёй и замер.
И снова «ура!». И снова. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои.

Отошли, отползли уцелевшие шесть.

Рассмеялся
сержант Петренко:

– Поперхнулся,
видать, фашист!

Передохнули
солдаты. Видят – снова идёт лавина. Сосчитали – 30 фашистских танков.

Посмотрел
на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли.

– Друзья, – произнёс Клочков, – велика Россия, а
отступать некуда. Позади Москва.

Вступили
солдаты в битву. Всё меньше и меньше в живых героев. Пали Емцов и Петренко.
Погиб Бондаренко. Погиб Трофимов.

 Всё меньше и меньше солдат
и гранат.

Вот ранен и сам Клочков. Поднялся навстречу танку. Бросил гранату.
Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И в ту же
секунду сразила героя пуля. Пал политрук Клочков.

Стойко сражались
герои-панфиловцы.

 Доказали, что мужеству нет предела. Не
пропустили они фашистов.

Разъезд Дубосеково – для
каждого русского сердца дорогое, святое место.

                                                             4. Буль -буль   

Не стихают бои в Сталинграде. Рвутся фашисты к Волге.

Обозлил сержанта Носкова какой-то фашист. Траншеи наши и гитлеровцев тут проходили рядом. Слышна из окопа к окопу речь.

Сидит фашист в своём укрытии, выкрикивает:

— Рус, завтра буль-буль!

То есть хочет сказать, что завтра прорвутся фашисты к Волге, сбросят в Волгу защитников Сталинграда.

Сидит фашист, не высовывается. Лишь голос из окопа доносится:

— Рус, завтра буль-буль. — И уточняет: — Буль-буль у Вольга.

Действует это «буль-буль» на нервы сержанту Носкову.

Другие спокойны. Кое-кто из солдат даже посмеивается. А Носков:

— Эка ж, проклятый фриц! Да покажись ты. Дай хоть взглянуть на тебя.

Гитлеровец как раз и высунулся. Глянул Носков, глянули другие солдаты. Рыжеват. Осповат. Уши торчком. Пилотка на темени чудом держится.

Высунулся фашист и снова:

— Буль-буль!

Кто-то из наших солдат схватил винтовку. Вскинул, прицелился.

— Не трожь! — строго сказал Носков.

Посмотрел на Носкова солдат удивлённо. Пожал плечами. Отвёл винтовку.

До самого вечера каркал ушастый немец: «Рус, завтра буль-буль. Завтра у Вольга».

К вечеру фашистский солдат умолк.

«Заснул», — поняли в наших окопах. Стали постепенно и наши солдаты дремать. Вдруг видят, кто-то стал вылезать из окопа. Смотрят — сержант Носков. А следом за ним лучший его дружок рядовой Турянчик. Выбрались дружки-приятели из окопа, прижались к земле, поползли к немецкой траншее.

Проснулись солдаты. Недоумевают. С чего это вдруг Носков и Турянчик к фашистам отправились в гости? Смотрят солдаты туда, на запад, глаза в темноте ломают. Беспокоиться стали солдаты.

Но вот кто-то сказал:

— Братцы, ползут назад.

Второй подтвердил:

— Так и есть, возвращаются.

Всмотрелись солдаты — верно. Ползут, прижавшись к земле, друзья. Только не двое их. Трое. Присмотрелись бойцы: третий солдат фашистский, тот самый — «буль-буль». Только не ползёт он. Волокут его Носков и Турянчик. Кляп во рту у солдата.

Притащили друзья крикуна в окоп. Передохнули и дальше в штаб.

Однако дорогой сбежали к Волге. Схватили фашиста за руки, за шею, в Волгу его макнули.

— Буль-буль, буль-буль! — кричит озорно Турянчик.

— Буль-буль, — пускает фашист пузыри. Трясётся как лист осиновый.

— Не бойся, не бойся, — сказал Носков. — Русский не бьёт лежачего.

Сдали солдаты пленного в штаб.

Махнул на прощание фашисту Носков рукой.

— Буль-буль, — прощаясь, сказал Турянчик.

5. Особое задание             

Задание было необычным. Называлось оно особым. Командир бригады морских пехотинцев полковник Горпищенко так и сказал:

— Задание необычное. Особое. — Потом переспросил: — Понятно?

— Понятно, товарищ полковник, — ответил старшина-пехотинец — старший над группой разведчиков.

Был он вызван к полковнику один. Вернулся к своим товарищам. Выбрал в помощь двоих, сказал:

— Собирайтесь. Задание выпало нам особое.

Однако что за особое, пока старшина не говорил.

Дело было под новый, 1942 год. Ясно разведчикам: в такую-то ночь, конечно, задание сверхособое. Идут разведчики за старшиной, переговариваются:

— Может, налёт на фашистский штаб?

— Бери выше, — улыбается старшина.

— Может, в плен генерала схватим?

— Выше, выше, — смеётся старший.

Переправились ночью разведчики на территорию, занятую фашистами, продвинулись вглубь. Идут осторожно, крадучись.

Опять разведчики:

— Может, мост, как партизаны, идём взрывать?

— Может, на фашистском аэродроме произведём диверсию?

Смотрят на старшего. Улыбается старший.

Ночь. Темнота. Немота. Глухота. Идут в фашистском тылу разведчики. Спускались с кручи. На гору лезли. Вступили в сосновый лес. Крымские сосны вцепились в камни. Запахло приятно хвоей. Детство солдаты вспомнили.

Подошёл старшина к одной из сосенок. Обошёл, посмотрел, даже ветви рукой пощупал.

— Хороша?

— Хороша, — говорят разведчики.

Увидел рядом другую.

— Эта лучше?

— Сдаётся, лучше, — кивнули разведчики.

— Пушиста?

— Пушиста.

— Стройна?

— Стройна!

— Что же — к делу, — сказал старшина. Достал топор и срубил сосенку. — Вот и всё, — произнёс старшина. Взвалил сосенку себе на плечи. — Вот и управились мы с заданием.

— Вот те и на, — вырвалось у разведчиков.

На следующий день разведчики были отпущены в город, на новогоднюю ёлку к детям в детский дошкольный подземный сад.

Стояла сосенка. Стройна. Пушиста. Висят на сосенке шары, гирлянды, разноцветные фонарики горят.

Вы спросите: почему же сосна, не ёлка? Не растут в тех широтах ёлки. Да и для того, чтобы сосенку добыть, надо было к фашистам в тылы пробраться.

Не только здесь, но и в других местах Севастополя зажглись в тот нелёгкий год для детей новогодние ёлки.

Видать, не только в бригаде морских пехотинцев у полковника Горпищенко, но и в других частях задание для разведчиков в ту предновогоднюю ночь было особым.

                                                      6. Огородники  

Было это незадолго до Курской битвы. В стрелковую часть прибыло пополнение.

Старшина обходил бойцов. Шагает вдоль строя. Рядом идёт ефрейтор. Держит карандаш и блокнот в руках.

Глянул старшина на первого из бойцов:

— Картошку сажать умеешь?

Боец смутился, пожал плечами.

Дальше шагнул старшина:

— Картошку сажать умеешь?

— Умею! — звонко сказал солдат.

— Два шага вперёд.

Вышел солдат из строя.

— Пиши в огородники, — сказал старшина ефрейтору.

Дальше идёт старшина:

— Картошку сажать умеешь?

— Умею.

— Умею.

— Не пробовал.

— Умею.

— Не приходилось, но если надо…

— Умею.

— Умею.

— Хватит, — сказал старшина.

Вышли вперёд бойцы. Оказался в строю умеющих и солдат Анатолий Скурко. Гадает солдат Скурко: куда это их, умеющих? «Картошку сажать — так по времени поздно. (Уже вовсю заиграло лето.) Если её копать, то по времени очень рано».

Гадает солдат Скурко. И другие бойцы гадают:

— Картошку сажать?

— Морковку сеять?

— Огурцы для штабной столовой?

Посмотрел на солдат старшина.

— Ну что же, — сказал старшина. — Отныне вам быть в минёрах, — и вручает солдатам мины.

Приметил лихой старшина, что тот, кто умеет сажать картофель, быстрей и надёжнее ставит мины.

Усмехнулся солдат Скурко. Не сдержали улыбок и другие солдаты.

Приступили к делам огородники. Конечно, не сразу, не в тот же миг. Ставить мины не такое простое дело. Специальную тренировку прошли солдаты.

На многие километры на север, на юг, на запад от Курска протянули минёры минные поля и заслоны. Только в первый день Курской битвы на этих полях и заслонах подорвалось более ста фашистских танков и самоходных орудий.

Идут минёры.

— Ну как, огородники?

— Полный во всём порядок.

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация » Рассказы о Великой Отечественной войне Сергея Петровича Алексеева»»

Презентацию составили Богданова Виктория ( 5 класс) Каюков Евгений ( 5 класс...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Презентацию составили Богданова Виктория ( 5 класс) Каюков Евгений ( 5 класс

Описание слайда:

Презентацию составили Богданова Виктория ( 5 класс) Каюков Евгений ( 5 класс) БОУ «Покровская ош» Руководитель Осипова С.С.

2 слайд

Подзаголовок слайда

Описание слайда:

Подзаголовок слайда

3 слайд

Рассказы о Великой Отечественной войне Сергея Петровича Алексеева

Описание слайда:

Рассказы о Великой Отечественной войне Сергея Петровича Алексеева

4 слайд

Сергей Петрович Алексеев Cергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года

Описание слайда:

Сергей Петрович Алексеев Cергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года на Украине, в городке Плискове. В школе Сергей Алексеев был старательным учеником . Особенно увлекала его история , авиация. Сергей Алексеев поступает в авиационное училище .По окончании лётного училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны учил молодых летчиков. С авиацией расстался в конце 1945 г. из-за тяжёлых травм, полученных в учебном полёте. Среди книг Сергея Алексеева особое место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 1922-2008

5 слайд

«Арифметика» … Продолжают рваться к Москве фашисты . Там остановка , и здесь

Описание слайда:

«Арифметика» … Продолжают рваться к Москве фашисты . Там остановка , и здесь остановка. Бой переходит в бой . Схватку сменяет схватка. Считают фашисты потери. Считают сколько прошли километров, сколько осталось. Сокрушают фашистов советские воины. Наносят удары по хвалёной фашистской технике Считают фашисты потери. Печальная арифметика.

6 слайд

Памятник воинам под Москвой

Описание слайда:

Памятник воинам под Москвой

7 слайд

«Генерал Панфилов» Многие войска отличились под Москвой . Особенно дивизия ,

Описание слайда:

«Генерал Панфилов» Многие войска отличились под Москвой . Особенно дивизия , которой командовал генерал Панфилов. Трудно панфиловцам . Пять дивизий врага штурмуют одну, советскую , 30дней. «Бейте сынки ,- наставляет Панфилов,- фашиста прямой наводкой». Любят солдаты генерала. Заботливый он генерал. С ним хоть в огонь. Генерал И.В. Панфилов не дожил до победы. Защищая Москву от фашистов , смертью храбрых погиб.

8 слайд

Памятник героям панфиловцам у разъезда Дубосеково

Описание слайда:

Памятник героям панфиловцам у разъезда Дубосеково

9 слайд

«Зоя» 85-ый километр от Москвы. Мраморный пьедестал. На пьедестале застыла де

Описание слайда:

«Зоя» 85-ый километр от Москвы. Мраморный пьедестал. На пьедестале застыла девушка . Связаны руки . Гордый открытый взгляд. Это памятник Зое Космодемьянской . Когда враг стал подходить к Москве, Зоя вступила в партизанский отряд . Отважно переносила она все тяготы и невзгоды опасной жизни. В селе Петрищево остановился большой фашистский отряд. Зоя перерезала телефонные провода и подожгла дома , в которых остановились гитлеровцы . Враги схватили партизанку, избивали, пытали. Девушку повели к виселице. «Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Всё равно победа будет за нами!»-прокричала девушка мучителям перед смертью.

10 слайд

 Памятник Зои Космодемьянской и музей в деревне Питрищево

Описание слайда:

Памятник Зои Космодемьянской и музей в деревне Питрищево

11 слайд

« Переломилось» Свершилось . Наступает Советская Армия . Объехал Жуков дивизи

Описание слайда:

« Переломилось» Свершилось . Наступает Советская Армия . Объехал Жуков дивизии . Здесь москвичи и рязанцы , украинцы и белорусы , латыши и казахи и много других бойцов. Перед самым наступлением прибыло в войска пополнение – сибиряки и уральцы. Всюду один ответ . Скорее ударить по лютому зверю . Скорее разить врага . « Момент наступил . Самый момент», -рассуждал Жуков…

12 слайд

Памятник маршалу Георгию Константиновичу Жукову

Описание слайда:

Памятник маршалу Георгию Константиновичу Жукову

13 слайд

« Папка» Погиб у Филиппки отец. В первые дни войны. Мал Филиппка- четыре года

Описание слайда:

« Папка» Погиб у Филиппки отец. В первые дни войны. Мал Филиппка- четыре года. Скрыла горе от сына мать… Чёрной сворой прорвались в село фашисты. Страшно Филиппке : « Где папка? Спасёт нас?» Проснулся как-то , узнаёт: бежали фашисты, село свободно… « Правда папка побил фашистов?»- спрашивает Филиппка деда Тимофея Данилыча . « Правда ,- сказал Тимофей Данилыч . -Без него, без отца твоего , не было бы нашей , сынок , победы»… Слава вам , наши отцы и деды . Сыновний поклон героям.

14 слайд

Памятник детям войны

Описание слайда:

Памятник детям войны

15 слайд

« Ни шагу назад!» Третий месяц рвутся фашисты к Сталинграду, к Волге. Бьются

Описание слайда:

« Ни шагу назад!» Третий месяц рвутся фашисты к Сталинграду, к Волге. Бьются солдаты. Ни шагу назад! Остались у героев одни гранаты. По три на солдата. Смотрят фашисты . Люди идут под танки. Страх охватил фашистов . Попятились танки , развернулись , поспешно ушли отсюда. Отгремели бои пожаром. Время бежит , как ветер. Бессмертен славный подвиг героев. Запомните их фамилии – Кочетков, Докучаев, Гущин, Бурдов, Степаненко, Чирков, Шуктомов.

16 слайд

 Мамаев курган. Памятник защитникам Сталинграда

Описание слайда:

Мамаев курган. Памятник защитникам Сталинграда

17 слайд

«Геннадий Сталинградович» . В сражающемся Сталинграде , в самый разгар боёв ,

Описание слайда:

«Геннадий Сталинградович» . В сражающемся Сталинграде , в самый разгар боёв , среди дыма, металла, огня и развалин солдаты подобрали мальчика . Мальчик крохотный, мальчик- бусинка. Прошёл всего один день , а он уже почти всех командиров запомнил. Ходит важно, со всеми здоровается. Стали кроху по имени –отчеству звать: «Сталинградович!» Вырос Геннадий Сталинградович Школу закончил , затем институт. За него , за счастье других ребят в тот памятный год, в той страшной войне за нашу страну стояли насмерть отцы и деды.

18 слайд

Памятник детям войны

Описание слайда:

Памятник детям войны

19 слайд

«Хендехохнули!» 20 ноября. Утро. Едет командир дивизии к своим наступающим во

Описание слайда:

«Хендехохнули!» 20 ноября. Утро. Едет командир дивизии к своим наступающим войскам. Навстречу попались пленные . Семь человек. Сзади шагает молодой советский солдат. С кем их пленил? Один , — объясняет солдат.- « Стой!»- им кричу . Занёс гранату и тут же хендехохнули! Руки вверх подняли. В плен сдались. -Благодарю за службу, герой. Как фамилия? -Синеоков, товарищ полковник.

20 слайд

Памятник солдату

Описание слайда:

Памятник солдату

21 слайд

«На Берлин идут машины» Прорыв фашистской обороны на Берлинском направлении о

Описание слайда:

«На Берлин идут машины» Прорыв фашистской обороны на Берлинском направлении осуществляют три фронта:1-й Белорусский , им командовал маршал Жуков, 1-й Украинский во главе с маршалом Коневым,2-й Белорусский под командованием маршала Рокоссовского. Основной прорыв на Берлин производят войска маршала Жукова.

22 слайд

Памятник танку в Вологде

Описание слайда:

Памятник танку в Вологде

23 слайд

«Последние метры считает война » 21 апреля 1945 года советские войска штурмом

Описание слайда:

«Последние метры считает война » 21 апреля 1945 года советские войска штурмом ворвались в Берлин. Каждая улица дышит смертью. Возвели фашисты на улицах Баррикады , завалы , заграждения. Минные поля прикрывают подходы к завалам. Пулемёты простреливают каждый клочок земли.

24 слайд

Памятник зенитчикам в городе Вологда

Описание слайда:

Памятник зенитчикам в городе Вологда

25 слайд

«Бронзой поднялся в небо» Солдат не мечтал, не гадал, не думал. А вышла слава

Описание слайда:

«Бронзой поднялся в небо» Солдат не мечтал, не гадал, не думал. А вышла слава ему на века. На пьедестал к небу солдат поднялся. …Пришёл Масалов к своим .Принёс немецкую девочку. Оказалось , убили фашисты у девочки мать. Перебегала вместе с дочкой площадь, наверное, женщина. Вот и попала под взрыв , под пули. Холм. На холме пьедестал гранитный. На граните фигура солдата. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

26 слайд

Памятник солдату , с девочкой спасённой на руках

Описание слайда:

Памятник солдату , с девочкой спасённой на руках

27 слайд

«Победа!» Стоял неподвижно минуту солдат. Затем встрепенулся. Подошёл к стен

Описание слайда:

«Победа!» Стоял неподвижно минуту солдат. Затем встрепенулся. Подошёл к стене соседнего дома . Штыком по извёстке вывел, словно печать поставил: «Пётр Кириенко, Стась Кириенко, апрель 1945 год»

28 слайд

 Памятник в селе Липин бор

Описание слайда:

Памятник в селе Липин бор

29 слайд

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Рассказ о моем легендарном родственнике 4 класс алексеев

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ о моем легендарном родственнике 4 класс алексеев

  • Сейчас обучается 341 человек из 65 регионов

Рассказ о моем легендарном родственнике 4 класс алексеев

  • Сейчас обучается 1013 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация


Номер материала:

ДБ-280474

Вам будут интересны эти курсы:

Конкурс презентаций

«Великие люди России»

«Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su»

Алпеева Марина Евгеньевна

Учитель начальных классов

МБОУ «НОШ № 10»

Сергей Петрович Алексеев

Сергей Петрович Алексеев

Cергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года на Украине, в городке Плискове недалеко от г. Винницы. Родители Сергея, врач  Пётр Сергеевич Алексеев и медсестра Елена Александровна Ганшина, познакомились на фронте, во время Первой мировой войны.

Сергей с родителями

Детство

Читать, писать, считать Сергей научился дома. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родители отправили сына на учёбу сначала в Воронеж. Здесь Сергей жил в Васнецовском переулке у сестёр матери. В доме тёток царил культ интеллектуального труда, культ книги. Была большая библиотека, которой могли пользоваться все желающие в определенные для этого часы.

Сергей школьник

Детство

В школе Сергей Алексеев был старательным учеником, особенно увлекала его история.

По своему характеру он просто не умел быть в  стороне от школьных дел: касалось ли дело спорта, учебы, выпуска стенной газеты или организации школьного вечера. 

В июне 1940 года Сергей окончил 10-й выпускной класс 236-й школы г. Москвы, и на доске объявлений возле директорского кабинета появился приказ с благодарностью C. Алексееву «за отличную и активную общественную работу в школе» и пожеланиями «от имени всего педколлектива и руководства школы дальнейшего полного успеха в работе и учебе».

Детство

 «Я долго не мог определить, что из этого «история или авиация» мне интереснее.

Это — как две руки человека, как два крыла у птицы, наверное».

                                                                                                С.П. Алексеев

В старших классах школы у Сергея Алексеева появилось новое увлечение: он записался в аэроклуб.

Романтика неба привлекала тогда многих подростков. Авиация бурно развивалась. Страна гордилась подвигом Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова, совершившими беспосадочные перелёты:

Москва — остров Удд (Дальний Восток);

Москва — Северный полюс — г. Ванкувер (США);

героическим спасением экспедиций Семена Челюскина и папанинцев.

Родители Сергея хотели, чтобы их сын стал врачом. Московские же тётушки прочили ему будущность учёного-историка. Самого же юношу, как и многих его сверстников,    привлекала авиация, романтика неба. Получив удостоверение об окончании аэроклуба, Сергей Алексеев поступает в авиационное училище в городе Поставы Западной Белоруссии.

Многие лётчики погибли, даже не успев поднять самолёты в небо. Алексеев с уцелевшими товарищами получил приказ отступать.

Затем — учёба в другом летном училище, в Оренбурге. Одновременно Сергей поступил в Оренбургский педагогический институт и за один год и пять месяцев прошёл полный курс исторического факультета. Лётная учёба также закончилась. Алексеев просился на фронт, но был оставлен в училище — учить других лётчиков. Авиационные конструкторы создавали новые модели самолётов. Обязанностью Алексеева было их осваивать и учить летать на них других.

Во время очередного учебного полёта отказал мотор, Алексееву чудом удалось посадить самолёт. С тяжёлыми травмами он попадает в госпиталь. Врачи вынесли приговор — с авиацией придётся расстаться навсегда.

Летом 1941 года курсанты авиационного училища выехали в полевой учебный лагерь. Граница была совсем близко.

22 июня 1941 года фашистские войска перешли границу, и лагерь курсантов подвергся бомбёжке и обстрелу.

В январе 1946 года Алексеев возвратился в Москву. Здесь он начал работать редактором в Государственном издательстве детской литературы («Детгизе»), Эта работа увлекла его, стала его судьбой, началом дела всей последующей жизни.

Алексееву не раз приходилось читать письма детей с просьбами рассказать в книгах об Александре Невском, Суворове, Кутузове, маршале Жукове, других выдающихся людях, об истории России. И многие просьбы ребят Сергей Петрович выполнил.

Редактор в Государственном издательстве детской литературы («Детгизе»)

Первые исторические повести

«Смелый автор, смелое издательство! — подумалось мне, когда я раскрыл книжку Сергея Алексеева «Небывалое бывает», — Пётр!.. Исполинская личность русской истории. И вдруг — для ребят, да ещё «младшего школьного»! Посмотрим, посмотрим!.. И — зачитался…»

     Алексей ЮГОВ

«Я тоже зачитался историческими повестями Сергея Алексеева. Зачитался, как мальчишка. И спасибо за это автору!»

        Сергей МИХАЛКОВ

По страницам истории

Первая книга Сергея Петровича Алексеева — «Небывалое бывает» — вышла в Детгизе в 1958 году. Это было увлекательное повествование об эпохе петровских преобразований, времени, когда Россия совершала героические усилия, чтобы «ногою твёрдой стать при море» (А. Пушкин).

В центре книги — образ Петра Великого, рассказ о четырёх годах петровского правления: от 1700 года — разгрома шведами русских под Нарвой — до взятия Нарвы войсками Петра I и выхода русских к берегу Балтийского моря в 1704 году.

Книга сразу полюбилась юным читателям, как и множество других рассказов и повестей, раскрывающих события четырех веков российской истории — с середины XVI до середины XX века.

По страницам истории

Писатель создал целую историческую библиотеку для младших школьников и продолжал её пополнять всю жизнь. Одна за другой выходят книги Сергея Петровича Алексеева:

«Сын великана» — о событиях, которые происходили в нашей стране весной, летом и осенью 1917 года, о судьбе петроградского мальчика Леши Митина, свидетеля и участника революционных событий.

«Рассказы о Суворове и русских солдатах» — о славных победах великого полководца Александра Васильевича Суворова и героизме русских солдат — «чудо-богатырей»

«Птица-слава» — рассказы об Отечественной войне 1812 года

 «Лебединый крик» (в соавторстве с Валентиной Алексеевой) — о монголо-татарском нашествии и Куликовской битве; о смутном времени.

Ради жизни на земле.

Рассказы о Великой Отечественной войне

Среди книг Сергея Алексеева особое место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

«Трудным был путь к победе. Вся страна сражалась с фашистами. Шли бои на земле, в небе, на море… Мне очень хотелось написать книгу для детей о войне с фашистами… Писал книгу долго, мучительно. Годами и годами. Рассказ за рассказом. Каждый рассказ — ещё один штрих войны.
Ещё одна боль. Ещё одна радость наших военных успехов.
Ещё один поклон победителям.
Итак, перед вами книги о бессмертном подвиге нашего народа. Переверните страницу, и вы уже на полях сражений, среди битв и героев великой войны с фашистами»

Сергей Алексеев

Эти книги для тех, кто любит родную историю

«Велика наша Родина. Много сложного и нелегкого было в её истории. Много прекрасного и великого. У нас есть что вспомнить и чем гордиться. Перед вами рассказы о том, что было. О нашем Отечестве и народе».

С. Алексеев

О крепостном праве вы узнаете из повести «История крепостного мальчика». Вы познакомитесь с Митей Мышкиным — мальчиком, которого продали, — с его удивительной необычной судьбой. Вместе с ним вы побываете у барыни Мавры Ермолаевны; попадете к графу Гущину, познакомитесь с девочкой Дашей, поедете на войну.

Эти книги для тех, кто любит родную историю.

Читая книги о героях, вы сможете познакомиться с жизнью и деятельностью российских полководцев и флотоводцев, известных людей, с именами которых связаны славные победы, развитие армии и флота, боевого искусства. Защитники Отчизны навечно остаются в памяти благодарных потомков.

Слово «герой» пришло к нам из греческого языка. Так называли древние эллины могущественных воинов глубокой старины, родоначальников племен и народов, а также — прославившихся своей доблестью участников похода аргонавтов, Троянской войны и др. В русском языке слово «герой», по определению В. И. Даля, означает: «витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин, доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец».

Впрочем, не будем забегать вперед. Ведь обо всем вы узнаете,

прочитав повести и рассказы

Сергея Алексеева.

Источники иллюстраций

http://spalekseev.ru/images/os_imagegallery_87/original/a2.jpg

http://spalekseev.ru/images/os_imagegallery_87/original/a1.jpg

http://spalekseev.ru/images/os_imagegallery_87/original/a4.jpg

http://spalekseev.ru/images/os_imagegallery_87/original/a13.jpg

https://yandex.ru/images/search?img_url

Литература

и интернет-ресурсы

Русские детские писатели ХХ века: биобибл. слов. – М.: Флинта, Наука, 1987. – С. 23-26.

Биография http://spalekseev.ru/

http://www.publiclibrary.ru/readers/read/childread-volshebniki-Alekseev.htm

Детская литература. Хрестоматия. – сост. А.В. Дановский – Москва, Просвещение, 1978. – с. 296.

  • Рассказ о моем колледже на английском
  • Рассказ о моей спальне на английском
  • Рассказ о моем дне на английском 4 класс
  • Рассказ о моем добром деле
  • Рассказ о моем домашнем животном