Рассказ о моей первой учительнице от родителя

Мать ученика лицея в селе вичевка на ривенщине судили из-за его издевательств над учительницей. школьник опубликовал видео в instagram и

Мать ученика лицея в селе Вичевка на Ривенщине судили из-за его издевательств над учительницей. Школьник опубликовал видео в Instagram и писал образы в ее адрес.

Женщина свою вину признала частично. Однако за буллинг сына никак не наказали – суд слишком поздно получил материалы дела. Об этом говорится в постановлении Заречненского районного суда.

Мать ученика Вичевского лицея оказалась на скамье подсудимых из-за сына-буллера – мальчик издевался над своей учительницей.

Согласно материалам дела, еще 21 мая 2021 года ученик «совершил психологический буллинг (травлю)» в отношении преподавательницы. Он оставлял оскорбительные комментарии в ее адрес в Instagram, «в результате чего мог быть причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшей».

Видео дня

В деле школьник упоминается как малолетний, то есть ему еще нет 14 лет. Так что ответственность за буллинг должны нести родители.

На заседание суда пришла мать мальчика. Вину она признала частично. Женщина рассказала, что в тот день учительница опоздала на урок. И поскольку ее не было, сын решил поесть. Когда преподавательница зашла и увидела это, принялись кричать на ученика и заставила выбросить еду. Поэтому между ними возник конфликт.

Уже потом мать узнала, что мальчик опубликовал в Instagram видео об этой учительнице. В материалах не уточняется, что на нем было. Еще женщина добавила, что сын перед преподавательницей извинился.

Суд подтвердил факт буллинга, поэтому не исключено, что мать булера сочли бы виновной и привлечены к административной ответственности. Однако это стало невозможным по техническим причинам.

Хотя инцидент произошел еще в мае, материалы в суд поступили 9 ноября. А взыскание (по делам о буллингах чаще всего речь идет о штрафе 850 грн и судебном сборе 454 грн) судья может наложить не позднее, чем через три месяца со дня совершения правонарушения. Так что срок, когда это можно было сделать, истек еще в августе – производство по делу закрыли.

О буллинге в Украине

В Международный день борьбы с насилием и буллингом в школе, который в этом году пришелся на 4 ноября, министр образования и науки Сергей Шкарлет сообщил – только в течение первого года действия в Украине закона о противодействии буллингу (травке) суды рассмотрели более 300 дел.

Закон о противодействии буллингу вступил в силу 19 января 2019 года. Так впервые в украинском законодательстве появляется понятие «буллинг», что определено как:

«Действия участников образовательного процесса, заключающиеся в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемых в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица или таким лицом в отношении других участников образовательного процесса, в результате чего могло быть или было причинено вред психическому или физическому здоровью потерпевшего».

За 2019 год украинские суды рассмотрели более 300 дел по буллингу

Типичными признаками буллинга (травны) являются:

  • систематичность (повторяемость) деяния;

  • наличие сторон – обидчик (булер), потерпевший (жертва буллинга), наблюдатели (при наличии);

  • причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и причинением вреда (унижение, страх, тревога, подчинение потерпевшего интересам обидчика и/или причинение социальной изоляции потерпевшего).

Булеров или их родителей привлекают к административной ответственности. Доказанный случай буллинга влечет за собой:

  • штраф от 850 до 1700 грн или общественные работы от 20 до 40 часов – если травили впервые.

  • штраф от 1700 до 3400 или общественные работы от 40 до 60 часов – если нарушитель снова взялся за буллинг или издевалась группа лиц.

За булеров в возрасте от 14 до 16 лет отвечают их родители или заменяющие их лица. Им угрожает:

  • штраф от 850 до 1700 грн. или общественные работы на срок от 20 до 40 часов.

За несообщение уполномоченных подразделений органов Нацполиции о случаях буллинга руководителю учебного заведения грозит:

  • штраф от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительные работы до одного месяца за вычетом до 20% заработка.

Как ранее сообщал OBOZREVATEL:

  • В одной из сельских школ Скадовского района Херсонщины одноклассники травили девочку. Для этого специально создали ее фейковую страницу в Instagram, куда выкладывали тайком сделанные фото с оскорбительными постами. Родителей буллеров привлекли к админответственности, их самих поставят на учет в полицию.

  • Мать одного из учеников школы в селе Забирье на Киевщине пожаловалась на буллинг. Пострадал не ее сын, но женщину возмутил случай, который она узнала. По ее словам, ученик 9 класса пришел к семиклассникам, схватил одного из ребят и раздевал его – не оставил даже белья. Директор проблемы не видит: он уверяет, что это была шутка и «детская глупость».

  • В Полтаве трое 10-летних школьников избили первоклассницу. А один из мальчиков залез ей под белье. Однако наказали только маму одного из школьников – она должна выплатить 850 грн штрафа. Своей вины женщина не признала.

26.06.2020

лого90.jpg

11 января 2021 года «Калининградка» отметит свой 90-летний юбилей. Сколько же людей прочитали нашу газету за эти годы! Сколько? Не сосчитать! Но есть люди, в жизни которых она ведёт особый отсчёт, чья судьба неразрывно связана с судьбой газеты…
В связи с юбилеем мы приглашаем наших читателей и авторов поделиться своими воспоминаниями в рубрике «Калининградка» в моей жизни».
А самого верного читателя, сохранившего в семейном архиве номер газеты многолетней давности, ждёт приз. Материалы присылайте на почту info@kaliningradka-korolyov.ru
фото Буслова-1.jpgНе один десяток лет в нашей семье выписывали городскую газету «Калининградская правда». Здесь были и городские новости, и публикации краеведов, и очерки о людях, и статьи о жизни предприятий, и литературная страничка, и многое другое. Именно в «Калининградке» появилась моя первая публикация.
…Мне тогда было 10 лет, и свой первый рассказ в несколько строчек я посвятила моей первой учительнице Зое Михайловне Карандашовой. Я и сейчас с благодарностью вспоминаю её уроки. Она учила нас не только читать и писать, она учила всему, что могло пригодиться нам в жизни: как правильно расходовать семейный бюджет, как оформлять письма, рассказывала много интересных историй и уделяла большое внимание внеклассному чтению.
Учиться мне нравилось. Во многом это была заслуга прекрасного педагогического коллектива нашей школы. Не было предмета, к которому не было бы интереса. Особенно нравилось писать сочинения на вольную тему, и только одно «С чего начинается Родина?» я тогда так и не смогла написать.
«Я писала и переписывала черновик, хотелось написать о своём родном крае, и о городе, и о людях, живущих рядом со мной, – моих земляках, и о тех, кто отдал свою жизнь за сегодняшний светлый день.
Но как написать обо всём этом на четырёх тетрадных листках? Как?! Так и остались в моей памяти черновик и тетрадь, в которой крупными буквами был выведен заголовок «С чего начинается Родина?».
И только спустя несколько лет с того дня, я вдруг отчётливо, ясно поняла: «Мамочка, милая, ведь Родина начинается с тебя!»
Да, именно с тебя. Ведь это ты дала мне жизнь. Ты была первой, кто научил меня любить этот сложный, но такой прекрасный и удивительный мир. Поэтому с тебя начинается Родина. О тебе можно писать бесконечно, ибо понятие Родина и ты неразделимы», – писала я в «Калининградку» уже будучи студенткой МАИ, желая поздравить маму с 8 Марта четверостишием, посвящённым ей.

фото удостоверение-2.jpg

Но газета вместо четырёх строчек опубликовала само письмо, и вместе со свежим номером «Калининградки» я получила приглашение в редакцию. В то время в газете в отделе писем работали два литературных сотрудника: Николай Соловьёв и Владимир Муравьёв. После собеседования мне дали пробные задания, предложив написать о школе и о ветеране. С работой я справилась быстро. «Что, нравится писать-то? – спросил Н. Соловьёв, читая рассказ о школе. Я смущённо улыбнулась. Так началась моя работа в «Калининградке» в качестве внештатного корреспондента. Темы были самыми разнообразными: кому-то понравился магазин «Цветы» на проспекте Королёва, и читатель просил отметить работу его сотрудников, кому-то хотелось узнать о чём-то, кто-то с критикой обрушивался на те или иные недостатки, кто-то просил помочь в решении проблемы. Газета старалась привлечь внимание общественности и руководство города к существующим проблемам. Помочь удавалось не всегда, но ни одно письмо не оставалось без внимания. Внештатные корреспонденты выезжали на место, а потом, по результатам проведённой работы, писали заметки. Меня тогда больше всего волновали две темы: жизнь молодёжи в городе и состояние окружающей среды…

Петербург-2017. На церемонии вручения Бусловой диплома победителя международного конкурса переводчиков (1).jpg

На церемонии вручения Татьяне Бусловой  диплома победителя международного конкурса переводчиков. Санкт-Петербург, 2017 г.

Прошли годы. Я уже работала инженером, но продолжала писать и публиковаться в разных газетах и журналах, время от времени возвращаясь к «Калининградке». Менялись рубрики, в зависимости от требований времени и пожеланий читателей, менялся редакционный состав. Неизменным оставалось одно – «Калининградка» всегда старалась быть интересной читателям.
В наше время бумажным версиям газет трудно соперничать с интернет-публикациями. Почему я всё же предпочитаю печататься в газете? Потому что в газете между автором и читателем есть диалог неподдельный и искренний, есть оценка и любителей, и профессионалов. Для меня это очень важно. Наверное поэтому моя первая книга на испанском языке открывается рассказом «С чего начинается Родина?». Эти строчки о ненаписанном школьном сочинении, опубликованные в «Калининградской правде» 35 лет назад, стали для меня пропуском в мир журналистики и литературы. Благодаря «Калининградке» я пишу это сочинение всю свою жизнь.

Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку

В Сумской области невакцинированная против коронавируса учительница выиграла иск, который подала из-за своего отстранения. Суд своим решением отменил приказ директора заведения.

Еще учительница хотела через суд вернуть утраченную за время без работы зарплату, но это требование суд не удовлетворил, сообщает «Общественное».

В Роменском межрайонном суде Сумской области заслушали дело учительницы школы №2 им. академика А.Ф. Йоффе в городе Ромны Анны Полищук, отстраненной от работы из-за отсутствия прививки. Суд проходил в упрощенном производстве – такой формат суды могут применять для малозначительных дел.

Видео дня

Учительница требовала признать приказ об отстранении незаконным, а также возместить утраченную из-за этого зарплату. В иске Анна Полищук ссылалась на:

  • конвенцию по правам человека;

  • на запрет дискриминации по каким-либо признакам;

  • на КЗоТ ст. 25;

  • что правительство не объявляло чрезвычайного положения из-за эпидемии COVID, поэтому вакцинация является добровольной.

Первая ласточка? В Сумской области суд признал незаконным отстранение учительницы без прививки

Ответчиком по делу выступала директор школы Елена Юракова. Она привела решение комиссии по ТЭБ и ЧС и статью 117 Конституции, где указано: «Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению». А также приказ Минздрава №2153 с перечнем представителей профессий, подлежащих обязательной вакцинации. Кроме того, отметила директор, данные о прививках не относятся к информации о диагнозе или состоянии здоровья.

На вопрос судьи, почему не продолжила преподавать дистанционно, Анна Полищук ответила, что ее класс передали другому учителю.

Директор на вопрос, почему решила отстранять от работы, если обучение в школе все равно дистанционное, ответила – в постановлении Кабмина о форме обучения речь не идет. Кроме того, за неотстранение работника без прививки ей грозил штраф до 170 тыс. грн.

Суд удовлетворил иск учительницы частично. Приказ об отстранении признал незаконным и отменил, а вот просьбу возместить потерянные из-за отстранения денег – не удовлетворил.

Решение суда вступает в силу через 30 дней, 6 января. За это время стороны могут его оспорить. Если ничего не изменится, Анну Полищук должны будут восстановить на работе несмотря на то, что она не сделала прививку против коронавируса.

О вакцинации учителей

  • Министерство здравоохранения своим приказом №2153 за 4 октября утвердило перечень профессий, для представителей которых прививка от коронавируса обязательна: среди них и работники сферы образования. Исключение – только для тех, кому прививка противопоказана по состоянию здоровья или кто переболел. Каждый работник должен предоставить COVID-сертификат или справку для подтверждения. Сотрудников школ, не получивших как минимум одну дозу вакцины от коронавируса, начали отстранять от работы без сохранения зарплаты с 8 ноября.

  • Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев узнал в Гоструде и Минздраве все подробности процесса отстранения работников школ от работы из-за проблем с прививками и чем это им грозит. К примеру, стало известно, что период устранения не будут относиться к трудовому стажу. Кроме того, непривитым работникам запрещено работать даже дистанционно – потому что это тоже работа, просто в другом формате.

  • Профсоюзы работников образования и науки обращались в Кабинет министров, Министерство здравоохранения и Министерство образования и науки с призывом перенести отстранение невакцинированных учителей по меньшей мере на 8 декабря. В профсоюзе заявили, что в случае вступления в силу приказа Минздрав 8 ноября может не хватать учителей, некому будет готовить для детей и обслуживать котельные. В Минздраве на уступки не пошли.

Как ранее сообщал OBOZREVATEL:

  • В селе Степангород Ровенской области школа восстала против вакцинации. Хотя из 87 работников заведения привили против COVID-19 только пятеро, все продолжили ходить на работу. Более того, – родители учеников их в этом поддерживают, а директор удлинила себе отпуск по уходу за ребенком. Соответственно, издать приказ об отстранении было некому. 30 ноября назначили нового директора.

  • В Ровно воспитательница с тремя мужчинами атаковала детский сад «Вишенка». Ее отстранили из-за отсутствия прививки против COVID-19, и она решила таким образом вернуть себе работу. На следующий день воспитательница пришла сама – была толчея, а завхоз даже получила кулаком под глаз. Полиция по событиям в «Вишенке» открыла три уголовных производства.

  • Бог, страх и принуждение – три основных причины называют украинские учителя-антивакцинаторы. OBOZREVATEL собрал истории четырех таких преподавателей и их оправдание.

  • В Сновске Черниговской области пришлось закрыть начальную школу из-за большого количества невакцинированных от COVID-19 работников – таких в заведении было почти 80%. В их числе даже директор школы. Около 300 учащихся отправили на вынужденные каникулы.

Рассказ о моей первой учительнице от родителя

Человек часто хочет многого. Или чего-то одного, но сильно. Верующий человек молится Господу, чтобы Он дал ему желаемое, и по неотступной молитве Господь идёт человеку навстречу. А дальше полученное оказывается не такой конфетой, какой представлялось вначале. Именно так и случилось с героиней этой истории.

В 21 год я впервые пришла в храм и была просто очарована православным богослужением. Очень быстро выучила наизусть всю службу, хотела в ней активно участвовать. Когда в храме решили организовать приходской хор, я записалась туда самой первой. В детстве я музыкой не занималась, слуха от природы у меня не было – да и сейчас он плохой, тяжелый, и голос нескоординированный. На занятиях приходского хора нам давали ноты, но я нот не знала, и для меня они были просто подсказкой – где петь выше, где ниже, где быстрее, где медленней. В основном я всё заучивала наизусть.

Я записалась в приходской хор самой первой и поняла, что хотела петь всю свою сознательную жизнь!

Лет пять я там пела. Я поняла, что хотела петь всю сознательную жизнь! В моей семье никогда не было музыки, я вообще не знала, что это такое, а тут увидела, как применима музыка: можно петь Богу. На пике воцерковления мне вообще не хотелось выходить из храма. Казалось, это именно то, чем люди должны заниматься, – петь на службе. Зачем выходить на улицу, в мир, искать там другие занятия? И я поставила себе цель – сделать пение в хоре своей профессией.

Я долго висела на регенте и просила его подсказать, что мне делать. Он года три мягко меня осаживал, говорил: «Ну, ты ведь и так поешь в хоре, зачем тебе идти учиться?». Но наконец я дожала его, и он сказал: если учиться, то по-настоящему. На курсах профессию не получишь. Дело было летом, и мы решили, что через год я буду поступать в Гнесинку. Договорились о занятиях с преподавателями фортепиано, сольфеджио и дирижирования. На следующее утро я проснулась, пошла в книжный магазин и приобрела сольфеджио для первого класса. За три дня нашла и купила домой пианино. Сразу начала учить ноты: смотрела, где на клавиатуре нота, где на нотном стане, нажимала пальцем – по две ноты в минуту. Батюшка разрешил мне в храме поставить за свечным ящиком электрическое пианино, и весь день, пока дежурила, я что-то в наушниках на нем разучивала. Потом приходила домой и продолжала учить.

Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления

Ближе к концу года мне нашли педагогов из Гнесинки, и так совпало, что именно они принимали у меня экзамены. Гнесинка – это определенная марка, и она не рада тридцатилетним абитуриентам, которые ноты знают только по названиям. Поэтому мне повезло – мои преподаватели очень хотели, чтобы я у них училась. Они понимали, до какой степени я ничего не знаю, но видели, с каким рвением я тружусь над моим незнанием. Это их очень впечатлило. В какой-то момент я осознала, что начало работать чудо: почему-то люди, которые должны тебя забраковать, говорят: «Вы – наша мечта!», – и берутся тебе помогать. Я всё делала, как во сне. Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления, а мои педагоги понимали это и всё равно тащили меня, как на ошейнике. Если бы я знала тогда то, что знаю сейчас, я не посмела бы идти в Гнесинку. Но тогда сработали, как говорят, «слабоумие и отвага». Экзамены я сдала успешно и поступила.

А дальше начался ад. Я даже не хочу приукрашивать события. Чудо свершилось, я пришла 1 сентября на учебу – а дальше делай, что хочешь. Мои педагоги, которые помогли мне поступить, очень меня поддерживали, но были и такие преподаватели, которые восприняли моё поступление как оскорбление их учебного заведения и осложняли мне жизнь, как могли. Хотя я очень старалась и на время обучения вычеркнула из своей жизни всё, кроме музыки: вставала в пять утра, ложилась в двенадцать ночи и всё это время учила, учила, чтобы как-то наверстать программу, которую дети учат с семи лет. Я не хочу рассказывать подробности, но обучение совершенно точно не должно быть таким – если только у педагога нет цели привить студенту ненависть к предмету. Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью – но нет. Не смогла. До сих пор в музыке есть какие-то вещи, которые вызывают у меня отвращение, я даже не хочу к ним возвращаться.

Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью, но нет. Не смогла

Из Гнесинки я вышла с постоянной температурой, нервными срывами и паническими атаками. Через пару лет всё улеглось – оказалось, что я могу петь, что у меня есть голос. Одна из моих преподавателей, которая работает регентом в хоре, позвала меня к себе в певчие. И оказалось, что я это люблю, что всё не зря, что можно работать. Очень важно, чтобы тебя ценили и поддерживали. Сейчас я пою в храме, который находится в пятистах метрах от храма, в котором я начинала. И думаю: стоило ли это расстояние в 500 метров такого извилистого пути?..

Но жалеть о том, что случилось в жизни, неправильно. Во-первых, любое событие – это урок, а во-вторых, кроме плохого, было и много хорошего: мой руководитель по хору не только был очень терпелив со мной все четыре года обучения, но и взял меня в свой камерный хор, с которым я пела много лет. Мы ездили на гастроли и конкурсы, и это незабываемая часть моей жизни, яркая и дорогая. И, наверное, для меня она была бы невозможной, если бы я не заплатила такую дорогую цену.

Скачать обзор:

Валентин Распутин — выдающийся мастер реалистической прозы. Он писал простым, но живым и образным языком, поднимая на страницах произведений понятные, но в то же время глубокие проблемы. Рассказывая о своём времени и советской действительности, автор ставит в своих произведениях вечные вопросы.

Рассказ «Уроки французского» — небольшое по объему произведение, образец «детской» прозы в творчестве Распутина, изучается в школьном курсе литературы за 6 класс.

Место и время действия

События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.

Поселок. Эскиз к рассказу

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

О чем рассказ?

Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.

Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.

Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.

Под видом индивидуальных уроков она приглашает его к себе домой, пытается накормить ужином, предпринимает попытку анонимно отправить ему посылку с едой, но напрямую герой подачки не принимает. Тогда педагог идет на хитрость и предлагает ему сыграть с ней в игру, ведь честно выигранные деньги парень возьмет.

Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик — главный герой рассказа

Рассказчик —  мальчик одиннадцати лет, от лица которого ведется повествование. Вырос в деревне в бедной многодетной семье, без отца. Способный, смышленый, но скромный и «диковатый», очень худой из-за недоедания, стесняется своего положения. В деревне его уважали, обращались к нему за помощью, а в райцентре он одинок, ни с кем из сверстников не сдружился.

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учитель французского

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

«Голос ее был «каким-то мелким и легким». … К тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому».

По словам героини, в детстве она была непослушным ребенком. Не похожа на «типичного учителя» того времени. Живет, по меркам эпохи, обеспеченно, имеет квартиру в «учительском доме». Добрая и сочувствующая, понимающая женщина.

Талантливый педагог и порядочный человек, уважает ученика, не смотрит на него свысока, относится по-человечески и стремится помочь, не унизив его и не демонстрируя своё превосходство, материальное, статусное и возрастное. Ради этого поступает «не педагогично», осознает свою вину, но человечность для неё оказывается важнее карьеры.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — директор школы

Василий Андреевич — строгий директор школы, как педагог является противоположностью Лидии Михайловны.Он из тех учителей, кто добивается уважения через страх. Персонаж говорит громко, часто отчитывает учащихся. Любимое выражение «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» – с этой фразой он обращается к провинившимся школьником. Вызов к нему «на ковер» напоминает допрос и часто заканчивается слезами учеников. По мнению героя, директор будто бы специально этого добивается.

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Вадик — старший в компании игроков в «чику», признанный авторитет, семиклассник, рослый и крепкий, носит рыжую челку. При игре хитрит, это все понимают, но уличить не решаются. Отличается грубостью и жестокостью.

Птаха — одноклассник героя-рассказчика, пришел к ним в класс в начале третьей четверти. Ранее герой его не встречал. Оказалось, что Птаху оставили на второй год, но до января он школу не посещал. Описывается как «большеголовый, коренастый, стриженый под машинку». Дружит с Вадиком и потакает ему, не имеет собственного мнения, жесток и драчлив. «Птаха» — прозвище персонажа, личное имя в тексте не упоминается.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Тетя Надя — знакомая семьи главного героя, хозяйка квартиры, в которой он поселился, приехав в райцентр. «Крикливая и замотанная женщина», мать троих детей.

Федя — младший сын тети Нади, приводит героя в компанию игроков в «чику».

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Дядя Ваня — деревенский житель, водитель, ездит на «полуторке», привозит мальчику продукты, которые передает мать.

 Полуторкой называли грузовичок, способный перевозить до 1,5 тонны

Подробный пересказ содержания по главам

Как таковых глав в рассказе «Урока французского» нет, авторский текст разделен на 6 разных по объему частей, разграниченных «звездочками» (знак ***)

Посвящение: Анастасии Прокопьевне Копыловой

Анастасия Копылова — мать известного драматурга Александра Вампилова, с которым Распутин находился в близких дружеских отношениях. Много лет женщина проработала обычным учителем в сельской школе.

Начинается рассказ с короткого размышления о том, что с годами человек чувствует свою вину перед учителями, «не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после».

Знакомство с героем

Рассказчик обращается к тому времени, когда он пошел учиться в пятый класс. Герой родом из деревни, где была только начальная школа, чтобы продолжить образование ему нужно было уехать из дома за 50 километров — в районный центр. Мать договорилась, что жить он будет у знакомой по имени тетя Надя.

В районе у тёти Нади

Главный герой — старший ребенок в семье. Всего у матери трое детей, она воспитывала их без отца, который, очевидно, не вернулся с войны. Жила семья в нужде, время было голодное.

В деревенской школе у мальчика была хорошая успеваемость, среди местных он прослыл «грамотеем», он помогал старикам и старухам читать письма, подбирал книги, к нему часто обращались с облигациями. За войну у людей их скопилось много.

Паренек помогал местным по таблицам в газетах узнавать, кто и сколько выиграл. На облигациях герой заслужил среди односельчан особый авторитет. Его даже подкармливали. А скуповатый старик дядя Илья, выиграв 400 рублей, даже нагреб мальчишке ведро картошки.

Облигации государственного займа — долговые ценные бумаги, выпускаемые правительством. Облигации распространялись среди населения в советский период. Деньги, вырученные у народа, помогали поднимать экономику, вести войну и восстанавливать хозяйство. Облигации были процентные и выигрышные. Срок погашения — 10, 20 лет.

Приехав в район, парень продолжал хорошо учиться. Единственный предмет, который ему не давался — французский язык. Ученику не давалось произношение, он говорил по-французски на деревенский манер. Учительница Лидия Михайловна, слыша, как он коверкает язык, «морщилась и закатывала глаза».

Герой описывает тоску по дому. Однажды мать, приехав в гости, чуть было не забрала его назад в деревню. Парень голодал, продуктов, которые мать передавала с шофером дядей Ваней, не хватало. Рассказчик отмечает, что голод в деревне и в райцентре — это разные вещи. В деревне, живя на подсобном хозяйстве, всегда можно было что-то перехватить, порыбачить или поохотиться, а здесь кругом были только чужие огороды и маленькая речушка, рыбалка в которой совсем не та и от улова «не раздобреешь».

Чика

Сын хозяйки тети Нади приглашает героя поиграть в «чику» на деньги. Он знакомится с Вадиком — главным авторитетом в компании игроков. У героя нет денег, поэтому он наблюдает за игрой. Вадик умеет хорошо играть, к тому же хитрит и всё время выигрывает. Правила игры предполагают меткость, нужно было попасть и «перевернуть» монетку. Кому это удается — забирает денежки себе. Суть очень похожа на игру в «бабки», в неё герой играл в деревне и вообще отличался хорошей меткостью, а потому подумал, что у него бы неплохо получилось играть.

Мальчик заинтересовался игрой

Мальчик вспоминает свою деревню и безденежье. В посылки со скудной едой мать клала ему пять рублей денег, которые он тратил на молоко. Свою корову семья не держала, а молоко ему нужно было пить «от малокровья».

Однажды он взял очередную пятерку и пошел не за молоком, а на свалку, где играли в чику. Первый раз спустил 50 копеек, потом 90. Постепенно приноровился и стал выигрывать. Рассказчик заканчивал игру, как только его выигрыш насчитывал рубль — столько нужно было на молоко. Вадику и однокласснику Птахе не понравилось, что парень, выиграв, быстро заканчивает игру.

Ребята избивают главного героя

Героя подставили и стали угрожать. Он пытался избежать драки, но сделать этого не удалось, его избили. Свидетелем этого был один из одноклассников по фамилии Тишкин.

Разговор с учительницей

Утро следующего дня. Рассказчик смотрит на себя в зеркало и стесняется побоев. Если нос может быть кривым от природы, то ссадину и синяк не спрячешь, «сразу видно, что они красуются здесь не по моей доброй воле». Однако, занятия пропускать нельзя.

Мальчик вынужден идти в школу с синяками

Первым уроком в расписании стоял французский язык. Ведет его классный руководитель, молодая учительница по имени Лидия Михайловна. Она обращает внимание на побои. Спрашивает, что случилось. Герой говорит, что упал, но Тишкин выдает его, рассказывая как было дело.

Лидия Михайловна попросила ученика остаться после урока. Тот боится, что его поведут к строгому директору, который своими вопросами и напором доводил некоторых школьников до слез, но учительница не стала сообщать директору. Она поговорила с мальчиком один на один. Спросила, почему он играет и на что тратит выигранные деньги. Герой ответил, что выигрывает только рубль, чтобы купить молоко. Это удивило и тронуло педагога. Она просит мальчика больше не играть.

Лидия Михайловна провела разговор с мальчиком

Поначалу он держит обещание, не желая подвести педагога. Однако еды из дома почти не присылают, год выдался плохой, голод побуждает героя снова идти на свалку.  Птаха, который в прошлый раз стал зачинщиком драки, не рад его появлению: «Чего при­шел? Давно не били? … Кто тебе сказал, что с тобой тут будут играть?», — говорил он герою.

Ребята разрешают герою рассказа играть с ними

Однако Вадик разрешает ему присоединиться к игре. Герой ведет себя максимально осторожно, учитывая прошлый опыт, старается не зариться на кассу. На четвертый день, когда, выиграв рубль, он хотел удалиться, дело опять закончилось побоями. Ему разбили губу.

Следы драки были замечены Лидией Михайловной, и, чтобы отвадить ученика от игры, она назначает ему дополнительные занятия французским.

Уроки французского

«Начались мучительные и неловкие дни». Каждый день герой со страхом ждал того момента, когда придется остаться. Поначалу учительница занимается с ним в школе, работает над произношением. Потом она решила, что в школе, после второй смены, у них остается мало времени на занятия, и  приглашает ученика продолжить индивидуальные уроки у неё дома.

Учительница приглашает мальчика на дополнительные занятия к себе домой

В квартире преподавательницы он чувствовал себя неловко. «Забившись в угол ждал, пока меня отпустят». Учительница  жалела школьника, хотела его подкормить, после занятий приглашала на ужин. Парень отнекивался и, смущаясь, спешил покинуть квартиру.

«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет!»

Однажды герою пришла посылка. Она была непривычно упакована в  ящик, а не в мешок, в котором мать обычно присылала продукты. Мальчик засомневался, ему ли эта посылка, он сверил адрес, сомнений не осталось. Любопытство терзало его и, взяв топор, он вскрыл посылку, всё ещё думая, что её прислала мать.

Герой догадался кто прислал посылку

Внутри были макароны и гематоген. Не сдержавшись, герой начинает есть сухие макароны. С чего мать вдруг так «разорилась» ради него, думает парень, или это посылка не от неё? И он догадался, что коробка с «непривычными» для него продуктами — дело рук Лидии Михайловны.

Он идет в учительскую, чтобы поговорить с педагогом и вернуть посылку, но ее на месте нет. Мальчик отправляется к ней домой. Встретив ученика, Лидия Михайловна сначала делает вид, что не понимает, о чем идет речь и зачем он принес эту посылку, но в разговоре учительница себя выдает. Женщина не учла, что в деревне не бывает макарон и гематогена. Лидия Михайловна — человек городской. Она рассказывает ученику, что сама родом с Кубани, где очень много яблок.

«Кто знал, что можно попасться на макаронах?» — сокрушается женщина. Она пытаеся уговорить ученика принять посылку, обещает, что больше не будет ничего присылать, но тот ни в какую не соглашается брать у своей учительницы еду.

Игра в «пристенок»

Герой продолжает заниматься французским с Лидией Михайловной. Учительница чувствовала его «диковатость» и стремилась расположить к себе и к предмету, что ей удалось: ученик стал вести себя смелее на занятиях, задавал вопросы учителю и даже спорил с ней.

Мальчик делал успехи в языке, стал неплохо говорить по-французски  и даже подумал, что занятия вскоре можно будет прекратить, но Лидия Михайловна «не считала программу выполненной». Постепенно парень вошел во вкус, проникся языком и «наказание превратилось в удовольствие».

Прошло две недели после истории с посылкой, после занятий Лидия Михайловна спросила своего ученика, в какую игру он играл на деньги со сверстниками. Того удивило, что учительница этим интересуется, но рассказал.

В ответ Лидия Михайловна поведала ему, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Игра называется «пристенок» или «замеряшки». По правилам нужно ударить монету об стену так, чтобы она упала как можно ближе к монете соперника, не далее чем на расстоянии двух вытянутых пальцев одной руки.

Лидия Михайловна показала, как это делается и предложила парню попробовать сыграть. Герою стало неловко.

Учительница предложила играть в "престенок"

«Вы же учительница», — сказал он.

«Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца», — отвечала Лидия Михайловна.  Она просит не выдавать её директору.

Сначала они играли не на деньги, «понарошку», но Лидия Михайловна заявила, что так не интересно и предложила сыграть всерьёз. Мальчик почувствовал неловкость, но всё же согласился.

Лидия Михайловна играла азартно и шумно, герой увидел её совсем другими глазами. Он несколько раз пытался уличить учительницу в том, что она ему поддаётся, но Лидия Михайловна убеждала в обратном. Парень стал выигрывать, у него появились деньги, на которые он покупал молоко и мороженное. Брать деньги у своей учительницы, конечно, неудобно, но успокаивало, что это честный выигрыш.

Однажды, в процессе игры, заспорив о счете, учительница и ученик не заметили, как в квартиру Лидии Михайловны вошел директор. Он жил по соседству в том же доме, который называли «учительским». Лидию Михайловну возмутило, что директор вошел без стука. Директор сказал, что стучал, но не дождался ответа. На вопрос: «Что здесь происходит?», Лидия Михайловна спокойно ответила: «Играем в пристенок». Василий Андреевич возмутился тому, что учительница может играть на деньги с учеником.

«Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Последний привет

Спустя три дня Лидия Михайловна уехала. Она отправилась домой, на Кубань. Перед отъездом сказала мальчику, чтобы он не переживал по поводу этой истории, она сама во всем виновата. Больше герой с ней не виделся.

Посылка от Лидии Михайловны

Зимой, на январских каникулах ему пришла посылка, в которой были макароны и три яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

История создания

Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём. Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.

Валентин Григорьевич 1937 года рождения, действие рассказа происходит в 1948, в тот год автору как раз было 11 лет, как и главному герою книги.

Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.

Лидия Михайловна Молокова — прообраз учительницы из рассказа

Воспоминания детства воплотились в художественное произведение в 1973 году. Первая публикация состоялась в газете «Советская молодежь», в г. Иркутске.

Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.

Жанр

Произведение «Уроки французского» невелико по объему, оно имеет одну сюжетную линию, в основе которой — эпизод из жизни главных героев. Что было до и после описанных событий, читатель отчасти узнает из ретроспективных вставок, контекста, а отчасти — ему остается только догадываться. Эти особенности произведения позволяют определить его жанр как «рассказ».

Направление

Рассказ «Уроки французского» посвящен реальным событиям, действительность в нём представлена, «как она есть», что является характерной чертой литературного направления реализм.

Валентина Распутина причисляют к так называемым писателям-«деревенщикам». Так называли группу советских авторов, в чьем творчестве основное внимание уделялось проблемам села.

Деревенскую прозу литературоведы выделяют как отдельное направление в рамках советской реалистической литературы. Для него характерно обращение писателей к проблеме экологии, вопросу сохранения русских традиций, нравственным ценностям в изображении деревни.

«Уроки французского», как и остальное творчество В. Г. Распутина, — пример деревенской прозы. В рассказе раскрываются проблемы послевоенной деревни, особенности быта, чувствуется любовь к родной деревне, поэтизация ее.

Языковые и стилистические особенности

Образцы советской деревенской прозы, и в частности, творчества В. Г. Распутина, отличаются простым, но в то же время выразительным языком. В тексте присутствуют лаконичные, но яркие пейзажные и портретные описания,. В рассказе «Уроки французского» одной из особенностей является использование фразеологизмов, например: «продать с потрохами» или «как снег на голову».

Особый колорит произведению придают устаревшие слова, просторечные выражения и образцы местной лексики (диалектизмы, т.е. слова, распространенные в отдельных регионах страны).

Примеры слов, отражающих реальность описанного времени

 Квартировать   — то есть жить у кого-то в чужой квартире или снимать комнату.  Чайная  — заведение, где можно было напиться чаю и поесть. Первые чайные появились еще во времена российской империи, в царствование Александра II. Исчезли в первой половине XX в.

Пример диалектизма

 Хлюзда  — плут, обманщик.

Примеры просторечных выражений

 Тюкать  — толкать.  Вякать  — говорить.  Притайка  — заначка.

Композиция

Построение рассказа «Уроки французского» соответствует принципам традиционной композиции. Каждый из выделенных в тексте фрагментов соотносится с элементом композиционной структуры.

  • Экспозиция — знакомство с героем, его семьей, реалиями жизни и обучения в школе в райцентре.
  • Завязка — знакомство героя с компанией игроков в «чику».
  • Развитие действия: конфликт с Вадиком, избиение; учительница французского языка обращает внимание на следы побоев , разговор, занятия французским языком, попытка учительницы помочь голодному ученику, гордый отказ героя; учительница предлагает ученику играть в азартную игру, так она находит неординарный способ помочь ему деньгами.
  • Кульминация — директор застает учителя за азартной игрой с учеником.
  • Развязка — увольнение педагога.
  • Эпилог — «последний привет» от любимой учительницы.

Тема

В рассказе поднимается тема — значение неравнодушного и самоотверженного учителя в жизни ученика. Она звучит с первых строк произведения:

«…почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

В рассказе «Уроки французского» повествуется об учительнице, которая не могла остаться безучастной к одинокому голодному мальчишке. А тот, когда вырос, чувствовал ответственность перед ней за то, каким он стал, потому что она вкладывала в него свою душу.

Идея

Главная мысль (идея произведения): уроки доброты, полученные учеником, влияют на становление его личности.

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В. Г. Распутин)

Уроки французского стали для героя уроками жизни, в которой нельзя быть равнодушным. Он был одинок, голоден, и никому вокруг не было дела до его страданий. Лидия Михайловна пренебрегла условностями, чтобы помочь голодающему мальчишке. Он помнил это всю жизнь.

Проблематика

В рассказе автор поднимает проблемы нравственного и социального плана.

Нравственный выбор

Проблема нравственного выбора — одна из вечных в мировой литературе. В рассказе «Уроки французского» перед ним оказывается Лидия Михайловна. В её случае это выбор между ее учительской репутацией и помощью нуждающемуся ученику. Учительница, не раздумывая, выбирает помощь ученику, даже если при этом она лишится работы, а её поступки не будут соответствовать званию учителя в привычном представлении. Лидия Михайловна не могла поступить иначе, и она ни о чем не пожалела.

Послевоенное детство

В рассказе на примере одного эпизода показано становление личности на фоне непростого для страны и советского народа времени, когда уже с раннего детства приходилось голодать, искать способы к существованию. В этих условиях люди учились, общались, формировались.

Прообразом главного героя рассказа является сам автор.

Автор пишет о том, что ему самому довелось пережить, что было близко и понятно, он создает яркие характерные образы, через красочные описания передает явления эпохи, говоря с читателями на языке своего времени. Облигации, игры в «пристенок» и «чику» — отражение времени.

Современным детям, которые уже не играют с монетами, а сидят в гаджетах, имеют неограниченный доступ к информации и развлечениям, не все в рассказе может быть понятно. Послевоенная действительность, окружение, формирующее ребенка, и ценности, которые он впитывает из окружающей жизни — это главные положения рассказа.

Во второстепенных героях воплощены образы простого люда, шпаны, учеников и педагогов. Но разве это не универсальные образы? Разве в современных школах нет своих Вадиков, Птах и Василиев Андреевичей? Нет теть Надь и матерей, поднимающих в одиночку нескольких детей? Все они живут в нашем мире, уже совсем в другой реальности, но сущность остается прежней.

Валентин Распутин подчеркивал, что считает детство самым важным периодом в жизни человека. Именно из детства произрастают наши таланты, наши представления о мире, в том числе и чувство стыда перед родителями и учителями, с размышления о котором начинается рассказ, как и чувство благодарности, уважения — это мотивирующее воспоминание, отражение детства в нашей взрослой реальности.

Образование

В глубинке, в сельской местности, образование менее доступно, чем в больших городах. Так было в 1948 году, так оно отчасти оставалось и в последующие эпохи, вплоть до наших дней. И, тем не менее, люди, рожденные в селе, также талантливы и также могут тянуться к знаниям, готовы терпеть лишения и проходить через трудности ради образования, что ярко показано в рассказе «Уроки французского».

Заставляет автор задуматься и о сущности образования. Получить образование  — не значит вызубрить все предметы или выучить французский язык, образование — это не аттестат, не формальные «уроки» по 45 минут, это нечто большее, это прежде всего ценности и опыт, передаваемые нам учителями.

Взаимопонимание

Герой в совсем юном возрасте оказывается в чуждой для себя среде, которая функционирует по определенным гласным и негласным законам. Он сталкивается с непониманием со стороны окружающих, так ни с кем и не сходится, ведет себя «диковато». Кто-то обращается к нему с позиции агрессии и силы, другие, как например, тетя Надя и Федя — просто нейтрально, не отталкивая, но и не принимая.  Через образы и отношения героя автор ставит проблему взаимопонимания и способности почувствовать и принять другого человека, что особенно важно в детском возрасте.

Образ учителя и его роль в жизни ученика

В советской системе образования учитель воспринимался как непререкаемый авторитет, который в присутствии ученика всегда на работе и обязан держать определенную дистанцию, выстраивать образовательный процесс и стратегию поведения в соответствии с программой и с принятыми в обществе принципами и нормами, соответствующими статусу учителя. Панибратство с учеником считалось недопустимым.

К учителю относились, как к наставнику, который находится «над учеником», смотрит на него с высота своего опыта и профессии.

«А что, учительница, —  другой человек», — вопрошает главная героиня, пытаясь установить контакт с учеником.

Молодая преподавательница нашла подход к ученику, поставив на кон собственную репутацию. Учитывая особенности его характера и жизненные обстоятельства, она не только помогла ему освоить французский язык, но и дала важный жизненный урок. Педагог вышла за пределы «учительских полномочий» и поплатилась за это. Но в то же время такой поступок характеризует Лидию Михайловну как истинного, талантливого учителя, который радеет и болеет за своих учеников.

Важен тот след, который останется в душе и в сердце ребенка. Не только хорошие знания, но и нравственные представления, полученные от педагога и формирующие личность, — в этом заключается роль учителя. Порой для выполнения своей высокой миссии приходится прибегать к рискованным, и даже не вполне этичным, на первый взгляд, методам, как это сделала героиня рассказа.

Уважение к ученику

По ходу сюжета героиня сама раскрывается как личность и демонстрирует уважение к маленькому ученику как к самостоятельной личности. Антипод Лидии Михайловны — директор Василий Андреевич, который не видел в учениках личностей, старался их подавить.

Экранизация

Одноименный художественный фильм по мотивам рассказа «Уроки французского» был снят в 1978 году режиссером Евгением Ташковым. Кинематографический жанр определяется как драма и «киноповесть». Главного героя в фильме зовут Володей. Его роль исполнил малоизвестный актер Михаил Егоров. Актрисе Татьяне Ташковой (в девичестве Васильевой), роль учительницы Лидии Михайловны принесла всесоюзную славу. В роли квартирной хозяйки тети Нади снялась звезда советского кино, народная артистка РСФСР Валентина Талызина.

Используемые материалы

Иллюстрации Валентина Леонидовича Гальдяева и Копытцевой Анастасии.

Скачать обзор:

  • Рассказ о моей малой родине 1 класс окружающий мир
  • Рассказ о моей первой учительнице для 1 класса окружающий мир
  • Рассказ о моей семье 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о моей семье на немецком языке с переводом
  • Рассказ о моей семье на английском языке с переводом для 3 класса