Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Доклад о полезных ископаемых дети начинают делать уже во 2 классе. мы предлагаем 8 сообщений на тему полезные ископаемые, которые

Доклад о полезных ископаемых дети начинают делать уже во 2 классе. Мы предлагаем 8 сообщений на тему «Полезные ископаемые», которые адаптированы для учеников и 2, и 3 класса.

Предлагаемые доклады помогут не только отлично изучить эту непростую тему, но и больше узнать о полезных ископаемых своей родины. Сообщения понятны и небольшие по размеру, что позволяет выучить текст и пересказать его на уроке.

Чёрное золото

Ты знаешь, что такое золото? Это драгоценный металл жёлтого цвета. А слыхал ты про чёрное золото? Чёрным золотом называют нефть. Без нефти остановились бы на дорогах автомобили, в полях – тракторы, не плавали бы красивые корабли, не ездили бы тепловозы, не летали бы быстрокрылые самолёты. Машины, корабли и тепловозы движутся, работают благодаря нефти. Много полезных вещей даёт людям нефть. Нам нужны целые моря нефти. Пройдут годы, и мы будем добывать чёрного золота во много раз больше, чем сейчас. А учёные смогут из неё изобрести много нужных и полезных предметов.

Природный газ

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. Торф служит также подстилкой для животных.

Торфяные залежи необходимо беречь от пожаров, так как их очень сложно тушить.

Уголь

Уголь — горная порода, образовавшаяся в земных недрах из остатков растений, которые росли на Земле много миллионов лет назад. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

 Железная руда

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Больше всего железа в железной руде.

Из руды на металлургических заводах получают чугун, а потом из чугуна выплавляют сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь широко используется в машиностроении.

 Известняк

Известняк является осадочной горной породой. Небольшие объемы можно растворить водой. Во время разложения образовывает карстовые пещеры. А на большой глубине под воздействием земного внутреннего тепла предоставляет газовый источник для минеральных вод.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Глина и песок

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

***

 Все предложенные доклады или сообщения ученик 4 класса может использовать для выполнения проекта «Полезные ископаемые моей Родины».

Смотрите также:

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир



7



0

Краткое сочинение на заданную в вопросе тему можно найти в моём ответе чуть ниже.

Мир камней только на первый взгляд кажется обычным и ничем непримечательным. На самом деле он отличается многообразием: камни бывают самых разных размеров и форм, есть совсем обычные и очень редкие. Например у мамы есть кольца с дорогими драгоценными камнями. Они очень красивые: блестят и сверкают на солнце. Мне очень нравится собрать камушки на морском побережье, годами волны полируют каменистую поверхность, создавая самые причудливые формы. Каждый раз уезжая домой, я увожу с собой целый пакет. Мы с моим другом собираем коллекцию, у каждого есть специальная шкатулка для хранения наших находок. Это очень увлекательное занятие!

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Также примеры сочинений можно найти тут.

a5grsm6doJXE7JjVtiDYzMdF8kPgzZ.png

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

5BaYyFdIuQHu7tbhIH4RfZzxgq6YFrw.png

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

fAYjX7H61g8Zkli47Sh9gBOsAjf0sBt.png

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир



6



0

Я не думаю, что подпись к коллекции камней должна быть длинной. На мой взгляд, можно ограничиться несколькими фразами. Например:

<hr />

Камни всегда привлекали мое внимание. Я начал собирать свою коллекцию совсем маленьким, поэтому сейчас она такая внушительная. Я привозил камни из разных мест, но в основном с отдыха у моря.

В моей коллекции есть очень интересные образцы, которыми я горжусь. Но при этом мне дорог каждый камень, ведь все они разные, нет ни одного одинакового.

Камни для меня это загадка, которую я мечтал бы отгадать. Они хранят в себе много тайн, ведь существуют уже много лет и многое повидали за это время. Когда я смотрю на камень, то представляю, что несколько веков назад им так же любовался какой-то мальчик, который возможно был моим прапрадедом.

<hr />

Что касается сообщения, то вот здесь как раз приведены несколько интересных вариантов сообщений на тему «Мир камней».

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир



5



0

Я очень люблю камни — они бывают разных форм и цветов. Камни — это, можно сказать, остатки горных пород. Они появляются в результате оползней или разрушения горных пород.

Камни бывают так же и драгоценными, из них очень часто делают украшения для женщин — это, конечно-же, изумруды; бриллианты; алмазы.

Просто невозможно не любоваться красотой камней, ведь красота камней — это природная красота, их создала именно природа, а то что создано природой не может быть страшным.

Особенно сильно мне нравятся алмазы — это очень редкие камни, они стоят очень дорого, их не каждый себе может позволить, но каждый хочет их иметь.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир



5



0

«Отношение к миру камней», сочинение можно написать своими словами.

Мир камней удивительный и разнообразный. Хотя камушки относятся к неодушевленному миру, все же любой многое может рассказать, если внимательно к нему присмотреться, подержать в руках. Все камни различаются размерами, формой, цветом. Есть камни с пятнами, прожилками, с необычной окраской. Кто в детстве не собирал камни на берегу моря? Вся галька одинаково серая, пока не намочит соленой пенной волной. Тогда становится явным цвет, все камни оказываются разными. Одни причудливые, бесформенные, другие идеально гладкие, выровненные, отшлифованные. Иные с прожилками, некоторые похожи на полудрагоценные, тот же мрамор или малахит. Из камней можно строить замки, башни, выстраивать пирамидки. А можно бросить ребром параллельно водной глади и смотреть, сколько раз камень ударится, оттолкнется, а потом снова ударится, пока не нырнет, оставляя круги. Камни — это целый отдельный мир, который может многое рассказать внимательному наблюдатель мира вокруг себя.

Можно посмотреть сочинение на просторах интернета или расспросить своих знакомых. Можно не искать, потому что одно из сочинений ниже в готовом виде от человека, который делает прекрасные вещи, благодаря камням.

Окружающий мир "Мое отношение к миру камней"

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир



5



0

Часть задания можно выполнить следующим образом.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Заполнять схему надо так, как на скриншоте выше.

Небольшое сочинение на тему «Моё отношение к миру камней» можно найти в одном из похожих вопросов.

Или допустим напишем вот такой текст.

Мир камней удивителен и разнообразен. Камни различаются все по форме и тем, что бывают драгоценные и нет. Мне очень нравится их собирать и рассматривать. Оказывается есть минералы, которые способны расти. Камни несомненно полезные. Без них не было бы разных возвышенностей и гор. Для людей тоже камни полезны. Из них делают сувениры, украшения, ими отделывают здания и помещения, а также используют во многом другом, в частности в строительстве. Мое отношение к камням только положительное. Мне очень нравятся редкие камни — алмазы.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир



3



0

Кратко про свое отношение к миру камней для второклассника можно написать так.

С детства мы любим собирать интересные камешки, они такие загадочные, все разные.

Я собирала камни летом на речке, а папа рассказывал мне, почему один коричневый, другой светленький, один гладкий, другой шершавый. Мне было интересно.

А мама мне рассказывала о драгоценных и полудрагоценных камнях, показывала свои украшения с разными камнями. Рассказывала, откуда эти камни, где их находят и как обрабатывают.

Еще мне запомнилось, как папа рассказывал об алмазе, который идет и на украшения, и еще применяется в технике.

В рабочую тетрадь можно написать про один какой-нибудь камень, какой есть дома.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир



3



0

Можно будет написать такое сочинение:

Мир камней очень разнообразный. Существует огромное количество камней. Безусловно людей в первую очередь интересуют драгоценные камни, именно они представляют наибольшую финансовую ценность. К драгоценным камням можно будет отнести сапфиры, изумруды, алмазы, рубины и другие камни.

Помимо драгоценных камней существуют и другие камни, которые играют важную роль в нашей жизни. Сфера их применения обширная, они применяются в строительстве, медицине, производстве и других отраслях.

На самом деле тяжело представить нашу планету без камней, роль камней очень большая.

На проекте Большой Вопрос есть похожий вопрос про то, как написать сочинение про отношение к миру камней.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир



2



0

Сочинение на тему «Мое отношение к миру камней» для 2 класса конечно же должно быть кратким. В этом вопросе можно посмотреть примеры таких сочинений размером от пары строк до пары абзацев.

Ну а здесь мы попытаемся дать пару примеров такого краткого сочинения.

<hr />

Мое отношение к миру камней. Сочинение для 2 класса.

Мне всегда нравились камни. Самые разные, большие и маленькие, красивые и не очень, цветные и серые. Есть в них какая-то твердость, которая не может не привлекать. Камни приятно держать в руках, к ним приятно прислоняться, на них приятно просто смотреть. Хорошо, что на свете есть не только живая природа, растения и животные, но и камни. Потому что в жизни обязательно должно быть что-то постоянное.

<hr />

Вариант 2:

Мое отношение к миру камней.

Я очень люблю камни, и особенно мне нравится сидя на берегу бросать камни в воду и смотреть как они падают. Мне нравится находить красивые цветные камни, или камни с узорами. Мне нравится что-нибудь строить из этих камней. Камни могут быть очень красивыми, просто произведениями искусства. Но своей коллекции камней у меня нет.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир



2



0

Мы привыкли не обращать внимания, что у нас под ногами. Если и обращаем, так только для того чтобы не споткнуться особенно при быстрой ходьбе.

А ведь у нас под ногами еще одно чудо природы – камни.

Мы можем повстречать и пестрый гранитный кусочек, и прозрачную пластинку слюды.

Камни с древних времен играют в жизни окружающей природы и человека важную роль. Даже каменный век когда-то существовал.

Есть камни, которые используют как в строительстве, так и для творчества. Среди них гранит.

Я хочу вам рассказать о моем любимом камне – граните.

Все знают что это горная порода. В нем содержатся зернышки нескольких минералов. Полевой шпат – цветной.

А вот слюда черного цвета. А кварц бывает сверкающим.

А само слово «гранит» появилось от слова «зерно» что на латыни обозначает – «гранум».

Гранит бывает разных цветов.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

В нашем городе из него выстроена набережная реки, облицованы стены нескольких зданий. И постаменты на памятники для известных горожан тоже изготовлены из него.

Оглянитесь вокруг себя. Соберите небольшую коллекцию камней. Узнайте все про них. И убедитесь, какие чудеса лежат под нашими ногами.

Интересно о мире камней описано в атласе Плешакова «От земли до неба».

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир



2



0

Можно прочитать страницы о камнях из атласа-определителя «От земли до неба» и на основании этих сведений написать краткое сочинение своими словами. Ниже приведены страницы с общими сведениями о камнях:

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Можно написать в сочинении, что камни можно встретить практически повсюду на нашей планете. Они очень важные. Есть камни драгоценные, а есть простые. Простые камни также ценны, ведь люди их используют.

Мне очень нравятся огромные камни, они удивительные. Можно забраться на них, хотя это не всегда просто. Камни украшают землю, я люблю любоваться ими. Также мне нравятся речные камни. Среди них попадаются разноцветные, я их собираю.

Я люблю камни за их разнообразие. Камни встречаются так часто, что мы перестаем обращать на них внимание. А ведь они очень важны. Они используются в строительстве дорог и зданий, с их помощью делают городские украшения. В нашем городе несколько небольших статуй из камня, стоят они в городском парке. Я люблю гулять там и любоваться ими.

Еще примеры сочинений можно найти на этом же сайте в этом вопросе.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир



1



0

Пример сочинения для второклассника на тему «Отношение к миру камней» приведён ниже.

Мы не часто обращаем внимание на то, что находится у нас под ногами. А между тем там можно увидеть много интересного, к примеру «мир камней».

Камни бывают на первый взгляд обычными, но если рассмотреть их повнимательнее, то камни бывают различного размера, формы.

Но, камни бывают не только обычными, но и драгоценными. Такие камни используются в ювелирных изделиях, украшениях. Эти камни радуют наши взгляды, ведь смотреть на них одно удовольствие.

Попробуйте посмотреть вокруг, найдите те самые уникальные камни, соберите из них коллекцию, вашу удивительную коллекцию.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Эту пословицу можно перефразировать и таким образом:

Кто чему учится, тот тем и живет.

Если человек учится делать добро, то добро для него становится смыслом жизни. Он живет в гармонии с собой и с природой. Он уважаемый член общества, который помогает другим и которого все любят.

Если человек учится делать зло, он и живет злом. Делает только злые дела, находит в этом своеобразную радость. но при этом его все избегают, никто не хочет с ним дружить, он никому не нужен.

В школе нас учат добру, учат правильно вести себя, учат помогать другим людям, то есть мы учимся добру. И живем мы дружно и весело, куда как с добром!

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Пословица «Дружба дороже денег» говорит о том, что не все в этом мире можно оценить в деньгах и купить. есть совершенно бесценные вещи, которых невозможно купить ни за какие деньги, а значит эти вещи оказываются дороже денег. Так настоящую искреннюю дружбу невозможно купить, как невозможно купить искренние чувства.

Какой пример привести, подтверждающий эту пословицу?

Жил был богатый мальчик, у которого были богатые родители и которые покупали ему любые игрушки, которые он только хотел. Но при этом мальчик был очень одинок и очень несчастен, ведь он постоянно был один. И ему приходилось одному играть со своими дорогими игрушками. Он бы хотел подружиться с кем-то, но никто не хотел с ним дружить, ведь он был избалованный и капризный. И никакие деньги не могли ему завести друзей.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Очень большое количество пословиц сообщает нам о том, что мир всегда лучше ссоры, что мирное сосуществование выгодно всем и оно настоящий клад.

Убедиться, что это действительно так, можно на простых примерах.

Представим себе двух соседей, которые живут напротив друг друга. Если отношения между ними мирные, между ними царит лад и согласие, то соседи друг другу помогают, на соседа всегда можно рассчитывать, они дружат и вместе проводят время.

Если между соседями плохие, враждебные отношения, то они стараются друг другу напакостить, подкидывают мусор, включают громкую музыку, ругаются, распускают сплетни, вредят разными способами.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Кто такой себялюб, о котором говорится в этой пословице?

Это человек, который любит только себя, которому нет дела до других людей, которые интересуется только своими делами и не проявляет сочувствия к делам окружающих.

Это просто эгоист.

Конечно, что такой человек становится никому не интересным, потому что с ним невозможно дружить, с ним невозможно вместе делать одно дело, его невозможно любить.

И в жизни себялюбы всегда одиноки и несчастны.

Вот такой пример:

Игорь всегда думал только о себе. Он все старался обернуть себе на пользу и не думал о других людях. В итоге его никто не уважал и не любил. И когда Игорю потребовалась помощь, все от него просто отвернулись.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Предлагаю вам для сбора информации воспользоваться различными ресурсами, чтобы побольше узнать о таком славном городе, как Москва. Посетите библиотеку в школе, поищите информацию в интернете. Обязательно изучите материал истории возникновения этого города. Как возник, опишите обязательно достопримечательнос­<wbr />ти Москвы, описание и как они выглядят. Так же вы должны в докладе обязательно рассказать в каких местах побывали вы, самые любимые опишите. Расскажите, что является символом Москвы, расскажите что изображено на гербе, символика и что они обозначают. Предлагаю ниже вам рассмотреть материал для презентации и оформления доклада, то о чём вы будете рассказывать, и наглядно показывать классу.

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

Рассказ о минералах для 2 класса окружающий мир

План урока:

Классификация камней

Горные породы

Основные примеры горных пород

Группы горных пород по происхождению

Материки, ювелирные украшения, горы, здания, архитектурные объекты, статуи и наша Земля в целом – все это состоит из твердых горных пород. Они всегда находятся под нашими ногами и обеспечивают полноценное существования человечества.

Что у вас ассоциируется со словом «камни»? Небольшие тела, которые мы поднимаем с земли и бросаем в море? Или крупицы, из которых состоит не асфальтированная дорога? На самом деле, камни окружают нас повсюду: мы ходим по ним, изучаем их, коллекционируем, строим. Именно из них делают украшения (кольца, серьги, колье и т.д.), драгоценные камни также можно увидеть на одежде. Для начала разберёмся, какие бывают камни.

Камни подразделяют на несколько групп по различным признакам. Например, минералоги классифицируют их по химическому составу, геологи – по месту нахождения, а торговцы – по их стоимости. Но какую классификацию камней можно считать достоверной?

Ответил на этот вопрос ученый В.Я. Киевленко в 1973 году. Его способ разделения видов камней активнее всего используется в России.

Первая, по его расчетам, группа горных пород – это декоративные камни. То есть, те, в которые

используются при пошиве нарядных вещей и создании ювелирных украшений. Драгоценными

камнями можно считать алмаз, рубин, изумруд и другие минералы, которые после добычи

превращают в бриллианты. Именно они являются ответом на вопрос, каких камней не бывает в

море.

1gfjtui
Драгоценные камни 

Главное их отличие от поделочных камней – благородный внешний вид и прозрачность. Украшения с ними считаются наиболее дорогими и уникальными.

Вторая группа – это поделочные камни. Их также используют при создании украшений и декора, но их стоимость будут значительно меньше, чем ювелирных. Это – агат, мрамор, опал и так далее. Также такие камни можно с лёгкостью отличить от ювелирных изделий, так как они -непрозрачны.

2gfyutyi
Поделочные камни 

Третья группа – органические (или природные) камни. То есть, те породы, которые мы видим каждый день на земле: гранит, известняк, песчаник и доломит.

3gfdtuy
Органические камни 

Классификация камней

Разберемся, какие бывают виды камней. Можно выделить среди них три группы горных пород: по форме (в том числе и по форме изготовления камня), по размеру и по цвету.

Классификация драгоценных и полудрагоценных камней по форме

В мире существует миллиарды пород, форма камня всегда различна. А если вы когда-либо бывали на море, вы наверняка заметили, что на пляже – множество камней разного цвета, форм и размеров. И, как правило, форма природных камней практически всегда одинакова, а именно – овальная или круглая. Связано это с тем, что вода, выходя на берег, закругляет углы камня и придает ему форму. Форма для искусственного камня создается не природой, а специалистами.

Форма для декоративного камня после его добычи и обработки придается специальным оборудованием для полировки. В настоящее время существует множество видов обрамления самых драгоценных камней.

4huyouio
Разнообразие форм камня 

По размерам камней

Задумывались ли вы когда-нибудь, из чего состоит песок? Если посмотреть на его состав в микроскоп, можно заметить, что песчинки – это разрушенные ракушки и частицы горных пород. Их по праву можно считать самыми маленькими видами камней. Размеры декоративных камней также по праву можно считать одними из самых маленьких пород. Камни больших размеров иногда достигают размеров в 10 раз больше человеческого роста. Размеры искусственного камня также определяют специалисты и заказчики.

5njuiuo
Состав песка 

По цвету драгоценных камней и органических пород

Нелегко перечислить, каких цветов бывают камни. Чаще всего нам встречаются камни серых и коричневых оттенков. Однако в природе существует множество цветов драгоценных видов. В продаже все чаще и чаще используются поддельные камни для любителей необычных цветов.

Если же говорить о классификации драгоценных камней, можно выделить объекты некоторых цветов:

розового: гранат, топаз, сапфир, турмалин, кунцит;

красного: рубин, гранат, турмалин, шпинель;

оранжевого: сапфир, топаз;

зелёного: изумруд, демантоид, хризолит, турмалин, цаворит, аметист;

голубого: турмалин, аквамарин, топаз;

серого: раухтопаз, дымчатый кварц;

фиолетового: аметист, шпинель;

жёлтого: сапфир, цитрин;

синего: сапфир, шпинель, танзанит, кианит;

коричневого: бриллиант, кварц-волосатик, циркон;

белого: бриллиант, топаз, сапфир;

чёрного: бриллиант, шпинель.

Это – не единственная классификация ювелирных камней. Также в природе встречается так называемый «мультиколор» – сочетание нескольких цветов в одном виде камня.

6miok
Разнообразие цветов камней Источник

Горные породы

Горная порода – рыхлая или плотная составляющая земной коры, которая состоит из минералов или остатков других пород. Состав и класс горной породы зависит от условий её формирования, то есть процессов, которые происходили во время образования горы или другой местности. Горные породы обычно используются в хозяйстве и строительстве домов.

   Разберемся, какие бывают горные камни и выясним их происхождение.

Магматические породы

Первой группой горных пород по происхождению являются магматические породы. Для начала разберёмся, что такое магма.

Это – лава, которая находится внутри земной коры и выходит из вулканов во время их извержения.

7jhuiuo
Схема образования магматических пород Источник

Когда магма попадает на поверхность земли, образуются вулканические породы. Когда же магма изливается под земной корой или внутри неё – формируются интрузивные (образовавшиеся в результате застывания магмы под землей) магматические горные породы.

Основные примеры горных пород

Две группы магматических горных пород:

Вулканическое стекло (Образуется в том случае, если лава остыла очень быстро);

Обсидиан (горная порода, которая состоит из вулканического стекла, прошедшего через быстрое охлаждение);

Если вулканическое стекло состоит на больший процент из воды, его можно считать перлитом. Он распадается на небольшие крупинки и внешне напоминает блестящие жемчужины.

8gfdrtr
Вулканическое стекло 

Пемза

Название горной породе дал Майкл Холт, который обнаружил ее на дне океана. Определителями горной породы являются признаки, перечисленные ниже.

Это – пористое, напоминающее губку, вулканическое стекло. Основное свойство горной породы – косметическое: при взаимодействии с грубой кожей стоп пемза разглаживает её.

Когда одновременно застывает лава и выделяется кислород, образуются так называемые «поры» и пемза приобретает привычный нам вид.

9grtyt
Пемза 

Метаморфические породы

Метаморфическими называются горные породы, образовавшиеся в толще земной коры и находящиеся под высоким давлением и повышенной температурой. Именно из этих горных пород на 90% состоит наша планета. Они содержатся и в земной коре, и в более глубоких слоях планеты.

10frbfd
Метаморфическая горная порода(серицитовый сланец) 

Метаморфические горные породы включают в себя:

Сланцы – как правило, жирные на ощупь зелёные породы;

Мрамор – белый и блестящий камень;

Филлит – плотная и темная порода с шелковистым блеском;

Кварцит – одна из самых прочных и крепких горных пород, неоднотонная.

11trhfgg
Классификация метаморфических пород и их образование Источник

Осадочными горными породами называются те, которые образуются из-за разрушения старых пород или осадков.

Группы осадочных горных пород включают в себя:

Обломочные и глинистые породы (создаются из-за разрушения материнских пород – гранит, сиенит, габбро);

Хемогенные и органогенные породы (состоят из соли и углей, которые накапливаются после испарения воды).

12fghty
Осадочная горная порода (морская соль)

Основные особенности гранита

Наверняка вы не раз слышали пословицу «грызи гранит науки». Как и наука, эту порода – твёрдая, стойкая и неразрушимая.

Гранит является материалом, который образует внешнюю часть земной коры. Название породы происходит от слова «гранум», что в переводе означает «зерно». Конечно, речь идёт не о пшенице, а о кристаллах, которые она в себе содержит: слюда, кварц, полевой шпат и другие материалы, являющиеся составной частью гранита.

Цвет драгоценных камней и породы зависит от цвета кристаллов, которые включены в него. Например, гранит розового цвета состоит из розовых, красных и белых минералов, а серый – чёрных и белых.

Если разглядывать гранит под лупой или микроскопом, можно увидеть разнообразие составляющих породы.

Как и многие горные породы, гранит образуется при застывании магмы. Она, словно сырое тесто, включает в себя кристаллы различных цветов и происхождений.

13vfgd
Гранит 

«Мир гранита» и «Гранит — визитная карточка Земли» – выражения, недаром распространённые среди круга геологов. Эта порода играет значительную роль в строении Земной коры. Сведения о гранитах на других планетах практически не известны.

Где применяют гранит в окружающем мире?

Гранит является самой прочной и стойкой к разрушениям породой. Недаром его часто используют при постройке скульптур, зданий, некоторых объектов мебели, стен, каминов, лестниц и колонн. Объекты мебели и памятники из гранита наделяют дом роскошью и неординарностью.

14grtyrt
Гранитные плиты – один из способов применения породы в хозяйстве 

Преимущества породы:

Отсутствие проникновения влаги;

Устойчивость к высоким и низким температурам;

Слабое загрязнение.

Недостатки породы:

Неправильно подобранные полевые граниты могут обладать высокой радиоактивностью.

Также в ландшафтном дизайне активно используется щебенка – сыпучий материал, состоящий из небольших камней размером около пяти миллиметров в составе гранита.

Щебень используют для заполнения «пустоты» на территории. Разнообразие оттенков гранита, зеркальная поверхность при его полировке, отсутствие однотонности – все это одобряют любители декоративного оформления помещений и дворов.

Кремний

Кремень – камень (или очень твёрдое образование), находящееся среди горных пород.

Особенности горной породы

Из-за наличия железа и марганца в составе окрашен в разные цвета камней, с плавными переходами между ними. В разрезе порода напоминает радугу или кусок сырого мяса.

Кремний также находится в составе костей и мышечной ткани некоторых живых организмов, в которые вещество поступает вместе с пищей. Также он содержится в волосах, перьях и шерсти млекопитающих.

15gftyt
Кремний 

Использование человеком

Интересна история использования этих камней человеком.

Ещё с древности первобытные люди использовали кремни для розжига огня, а также в качестве оружия. Породу разбивали, затачивали осколки и использовали их для охоты в виде топоров, наконечников стрел и ножей.

Недавно археологами был найден кремневый кинжал, сделанный в первой половине второго тысячелетия до нашей эры.

16fbyrgvf
Кремниевый кинжал

Также первобытные люди обнаружили, что при трении кремней друг о друга выделяются искры, которые позже превращаются в костёр.

В лечебных целях активно используется кремниевая вода. Она убивает микробы и предотвращает появление различных инфекций, так как содержит аминокислоты и ферменты в составе, которые играют важную роль в жизнедеятельности организма. Также породу применяют для остановки крови и снятия воспаления раны, втирая кремниевую воду в поврежденный участок тела.

Вода, в которую на пару часов окунули камень чёрного цвета, очищается и обладает лечебными свойствами (обеспечивает эластичность кровяных сосудов, здоровый цвет кожи, нормализует обмен веществ и пищеварение, способствует росту ногтевой пластины и волос).

Отшлифованный кремний используется для строительства дорог, а кремниевая крошка – для украшения дворов.

17vfdtr
Кремниевая крошка, используемая для украшения дворов 

В связи с необычным окрасом породы, её можно применять в качестве поделочных изделий, чаще всего – для ювелирных украшений.

Кремний полезен для организма человека. Доказано, что он оказывает значительное влияние на структуру волос, ногтей и костей человека. Именно поэтому больные остеохондрозом чаще всего принимают именно кремний в качестве добавки к пище. При длительном его употреблении также улучшается кожа, уходят высыпания, замедляется старение и обеспечивается эластичность кровяных сосудов.

Область применения и особенности известняка

Известняк – камень, мягкая порода, легко царапающаяся лезвием ножа и по консистенции напоминающая глину. Расположена преимущественно над морскими бассейнами на Кавказе, в Сибири и вдоль Уральских гор.

18vbhfygr
Известняк 

Особенности породы

Одной из разновидностей известняка является ракушечник. Такой известняк – порода, которая полностью состоит из раковин морских животных и их обломков. Также в известняке можно найти останки древних животных.

19uyfgdk

Под воздействием температуры и давления горный известняк образует мрамор.

В отличие от кремния и мрамора, горная порода не имеет блеска и ярких цветов. В основном состоит из кристаллов серого, мелких камней белого цвета, чёрного, розоватого или голубоватого оттенков.

Разберемся, какой известняк – наиболее применимый в хозяйстве. Породы применяются чаще всего в постройке домов. При обжиге порода выделяет известь – материал, который используют для строительства, а известняковый щебень применяется в строительстве дорог и производстве бетона.

Известняки украшают наружные стены, заборы, фонтаны и архитектурные произведения.

20fghfy
Стена из известнякового кирпича

Также порода используется в пищевой промышленности, а именно: в производстве удобрений для растений, сахара и соды. Также из известняка делают стекло и различные бумажные изделия.

Можно с лёгкостью сказать, что горная порода является частью природы, и, следовательно, частью человеческой жизни. Изучение природной среды, включающий в себя камни, поможет нам выяснить, какую роль играют тела, находящиеся у нас под ногами.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АРТЕМОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №8»

Практическая работа

« Знакомство с горными породами и минералами»

Окружающий мир

2 класс

Составитель:

Куликова Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

специалист высшей категории,

учитель — методист

2016-2017 учебный год

Куликова Е.Н.

ГОУ ЛНР «Артёмовская

специализированная школа №8»

Тема практической работы: Знакомство с горными породами и минералами.

Цель практической работы направлена на формирование:

Предметных результатов: учащиеся научатся различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение, исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы горных пород; выполнять исследование и оформлять вывод;

учащиеся получат возможность научиться производить и наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью;

учащиеся получат возможность научиться обьективно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные УУД:

учащиеся научатся взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; работать с различными источниками информации; строить понятные для партнера высказывания, формулировать выводы;

учащиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД:

учащиеся научатся анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков, проводить сравнение изученных объектов; определять причинно-следственные связи.

учащиеся получат возможность научиться классифицировать объекты по существенным признакам, распределять на группы по выделенным признакам.

Личностных результатов: у учащихся будет сформирован интерес к учебному материалу; учащиеся получат возможность для формирования первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Вид практической работы: работа с натуральными объектами природы.

Основные термины и понятия: минералы, горные породы, полезные ископаемые.

Оборудование: на каждую парту: образцы полезных ископаемых, кусочки гранита разного цвета, лупа, ёмкость из прозрачного пластика с водой, гвоздь, кусочек древесины, молоток; презентация «Знакомство с горными породами и минералами», атлас-определитель: “От Земли до неба” под редакцией А.А.Плешакова, учебник «Окружающий мир» для 2 класса (автор – Плешаков А. А.), рабочая тетрадь.

 Инструкция по технике безопасности во время практических работ для обучающихся в начальных классах.

Ход практической работы

Организационный момент.

Инструктаж по технике безопасности. (Приложение 1)

Практическая часть 1 Начальные представления о горных породах.

Вводная беседа ( слайд 1-3)

В недрах Земли и на её поверхности хранятся многочисленные природные богатства. Они залегают на разных глубинах: одни находятся неглубоко ( 2-3 км), другие встречаются на глубине 10-15 км, а некоторые достаточно близко к поверхности земли (песок и глина).

Люди добывают эти природные богатства в огромных объёмах и используют в хозяйстве.

— Как называются эти природные богатства?

(их называют полезными ископаемыми).

«Кладовые земли», «сокровища недр» — так ещё называют полезные ископаемые. (Приложение 2)

— Возможна ли современная жизнь без добычи и использования полезных ископаемых?

Все полезные ископаемые очень важны для человека.

— Где они используются?

( в строительстве (песок, глина, гранит), в энергетике (нефть, газ, каменный уголь, торф), в химической промышленности, сырьё (руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.),

— В каких состояниях существуют полезные ископаемые? На какие три группы (три состояния) делятся? Приведите примеры.

( твёрдые – это гранит, известняк, кремень; жидкие – это нефть, подземные минеральные воды; газообразные – это природный газ). (Приложение 3) (слайд 4)

— Какие богатства содержат недра нашего края? На территории Луганщины насчитывается около 630 месторождений полезных ископаемых: известняк, песчанник, мергель, мел, разные виды глины. (Приложение 4 ) (слайд 5-9)

Но основное полезное ископаемое – каменный уголь (более 285 месторождений). Большинство из них расположены в Стахановском, Перевальском, Краснодонском, Антрацитовском, Лутугинском районах. (каменный уголь)

Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. За полезные свойств его ещё называют чёрным золотом или солнечным камнем . Применяется как топливо для электростанций и жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Добывают его в шахтах (если залегает глубоко) и карьерах (если залегает неглубоко).

-А где добывают каменный уголь в нашем крае? (в шахтах)

Условное обозначение на картах полезных ископаемых — 765821 1.

— А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?

(Известняк, гранит, кремень) (Приложение 5) (слайд 10)

— У вас на партах образцы полезных ископаемых. Найдите известняк, гранит, кремень. Рассмотрите образцы. Расскажите о них.

Инструкция по проведению практической работы в парах. (слайд11)

1.Рассмотрите полезное ископаемое с помощью лупы. (каждая пара рассматривает свой образец полезного ископаемого)

2.Определи свойства:

  • цвет,

  • запах,

  • плотный или рыхлый (сыпучий),

  • твердый или мягкий (прочность),

  • растворяется в воде или нет (впитывает воду или нет),

  • тяжелее или легче воды ( опустить в ёмкость с водой),

  • состав однородный или неоднородный (рассмотреть через лупу).

3. С помощью атласа-определителя расскажите о своем образце по плану.

План описания полезного ископаемого: (слайд 12)

а)название полезного ископаемого;

б) его свойства;

в) как добывается;

г)добывается ли в нашем крае;

д) где используется это полезное ископаемое.

4.Проверка с использованием слайдов.

Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

Фронтальное обсуждение выводов

Один учащийся показывает и называет горную породу, рассказывает о ней, остальные — дополняют сообщение. (Приложение 5) (слад 13)

Практическая часть 2

Знакомство с минералами. Знакомство с составом и свойствами гранита.

Вводная беседа

Все горные породы неоднородны по своему составу. Они состоят из минералов. (Приложение 6) (слайд 14-16)

С минералами мы сталкиваемся ежедневно. В каждом доме на кухне найдется обычная поваренная соль. Это минерал. А в пенале у каждого у каждого ученика лежит простой карандаш. Его стержень – графит. Это тоже минерал. В термометре (градуснике) используется необычный минерал- ртуть. При комнатной температуре она жидкая и очень подвижная. При сильном охлаждении (до -39 градусов С) ртуть становится твёрдой. Её пары бесцветны и очень ядовиты. Если ртуть случайно пролили, нужно срочно уводить людей и вызывать спасателей, чтобы обезвредить её.

Среди минералов есть редкие вещества: серебро, золото, алмазы.

Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это природные соединения химических веществ с однородным составом и строением, которые образовались в глубинах и на поверхности Земли на протяжении очень долгого времени. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой.

В настоящее время известно более 4 тысяч видов минералов. Коллекции минералов выставляют на обозрение в минералогических музеях. Одна из лучших коллекций минералов на Донбассе находится в геолого-минералогическом музее  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск). (Приложение 7) (слайд17)

Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. Драгоценные камни – аристократы среди минералов.

Но есть в семье горных пород и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.

А горная порода гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги. Хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

— Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность

(обозначается:765821 2). Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. (слайд 18-19)

Инструкция по проведению практической работы

Исследование состава и свойств гранита

1. Состав гранита

Рассмотрите гранит под лупой. Определите, из чего он состоит? (из зерен, вкрапленных в плотную массу).

Демонстрация составных частей гранита: кварца, слюды, полевого шпата.

Вывод: гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

II. Цвет

Рассмотрите внимательно свой образец гранита.

Определите его цвет.

Почему гранит пестрый?

Вывод: цвет гранита зависит от цвета составных частей образца: кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

III. Определение тяжести (массы) гранита.

Что доказывает данный опыт?

1. Опустить в ёмкость с водой одновременно кусочек гранита и кусочек древесины.

2. Опишите происходящее (гранит очень быстро опустился на дно, а кусочек древесины держится на поверхности).

Вывод: гранит тяжелый.

IV. Определение прочности.

1.Расцарапайте гвоздем свой образец гранита.

2.Попробуем разбить молотком (в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

О чем свидетельствуют результаты?

Как вы думаете, почему при добыче гранита используют взрывчатку?

Вывод: гранит очень прочный.

V. Определение твердости гранита

Попробуйте разломить свой кусочек гранита. Получилось?

(гранит очень твердый).

Подтвердить в это свойство можно с помощью следующего опыта: поцарапаем по стеклу кусочком гранита

(в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

На стекле остаются царапины.

Вывод: гранит очень твёрдый.

VІ. Обобщение: Назвать изученные свойства гранита.

Самостоятельная работа учащихся

Дети в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

Проверка с использованием слайдов. (Приложение 8) (слайд 20)

Какие свойства позволяют применять гранит как строительный материал?

Фронтальное обсуждение выводов

Оценка результатов выполненной работы.

-Вернёмся к цели нашей работы (Знакомство с составом и свойствами гранита).

-Как вы думаете, мы справились с ней?

— Сформулируем общий вывод: Гранит – горная порода. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата. Цвет зависит от состава образца гранита. Свойства: твердый, непрозрачный, очень плотный, прочный.

Рефлексия.

— Была ли информация, используемая на уроке, для вас новой и интересной?

— Что вас впечатлило больше всего?

— Какая часть практической работы оказалась сложной? Наиболее интересной?

— Давайте проверим, насколько хорошо мы поработали.

— Назовите состав гранита? (слайд 18-19)

— В чём различие понятий «горные породы» и «минералы»? (слайд 14)

— Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 21-27)

— Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи в учебнике.

— Нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?

Приложение 1

Правила техники безопасности для учащихся при проведении лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира

в начальных классах

1. Общие требования безопасности

1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

· при работе с острыми и режущими инструментами;

· при работе с лабораторной посудой;

· при нарушении инструкции по ТБ.

3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

2. Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовить учебные принадлежности.

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ по выполнении практической работы.

3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь, не задевая столы.

4. При слабом зрении надеть очки.

5. Не трогать приготовленное для работы оборудование.

3. Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Пользоваться только исправным оборудованием.

3. Пробирки должны находиться в специальных держателях.

4. Не делать резких движений во время работы.

5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

6. При работе осторожно обращаться со стеклянной посудой.

7. При травматизме сообщите учителю, он окажет вам первую помощь.

8. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю .

2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.

3. Осколки разбитой посуды самостоятельно не убирайте, сообщите об этом учителю.

5. Требования безопасности по окончании занятий

1. После окончания работы произведите уборку своего места.

2. Не переносите лабораторное оборудование самостоятельно.

3. Проверьте безопасность рабочего места.

4. Вымойте лицо и руки с мылом.

5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

Учитель начальных классов ___________/__________________/

С инструкцией ознакомлен(а)

Приложение 2

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?

Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.

Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, — это и есть известняк.

Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.

Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.

Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.

Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.

Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.

До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.

Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

— Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.

— У кого дома есть такая книга?

— А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?

— Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.

— И еще отметьте задание: приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.

765821 3

Приложение 3

765821 4

Приложение 4

Полезные ископаемые нашего края

765821 5

765821 6

765821 7

765821 8

Приложение 5

765821 9

Кремень

Очень прочный, твёрдый, непрозрачный; разнообразная необычная окраска.

765821 10

Применяется в строительстве (отделочный материал), для украшения интерьеров, в ювелирной отрасли, в медецине.

765821 11

765821 12

Приложение 6 765821 13765821 14

765821 15

Приложение 7

Геолого-минералогический музей  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск).

765821 16

Приложение 8

765821 17

765821 18

Литература

1.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир», 1-4 класс, автор: А. А. Плешаков.

https://infourok.ru/rabochaya programma po okruzhayuschemu miru 1-4 klassy fgos po a.a.pleshakovu-581231.htm

2.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. — 13-е изд. — М.: Просвещение, 2012. -222с.: ил.- (Зелёный дом).

3.Универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с

4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с. http://metodist.lbz.ru/nio/files/apk/planiruemye.pdf

5.Моделирование как метод познания окружающего мира в начальной школе [Текст]/Е.Ю.Сухаревская, Н.А.Пастухова//Практические советы учителю. Ростов н/Д.:Изд-во РО ИПК и ПРО,2003.-№2

6.Что такое? Кто такой? – Детская энциклопедия (в 3-х томах) – изд. 3-е, перераб. и дополнен.) — М.: Педагогика, 1990,1993,1994.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4864322

Кварц http://mineral-hobby.ru/cat/80/item/2829/

Коллекция полезныхископаемых http://www.perm-most.ru/page.php?al=Uvelichilis-obemy-dobychi-poleznyx-iskopaemyx-v-Permskom-krae

http://www.naturalstone.ru/

http://www.mining-enc.ru/i/izvestnyak

http://poliform.com.ru/archives/category/каменный-уголь

http://ru.wikipedia.org/wiki/Песок

19

Кварц — один из наиболее распространённых на Земле минералов. Общее содержание этого полезного ископаемого в земной коре — около 12%. Его свойства изучаются в школе начиная с младших классов. Описание минерала кварца для детей 2 класса обязательно должно включать интересные факты, которые помогут учителю увлечь их своим предметом.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Как образуется, происхождение

Кварц известен людям с древнейших времён. Его легко обнаружить и добыть даже без применения специальной техники. Кроме того, он прочен и красив. Древние люди изготавливали из него не только украшения, но и орудия труда — топоры, ножи, отбойники.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Условия образования минерала различны. Он является породообразующим для большинства метаморфических и магматических пород. Может кристаллизоваться непосредственно из кислых магм. Встречается кварц и в составе осадочных пород: доломитов, известняков и пр. В них он имеет формы жеод (замкнутых полостей), конкреций (шаровидных минеральных агрегатов), прожилок и мелкокристаллических корок. В виде смесей и силикатов может сам входить в состав других минералов.

Относится к группе стеклообразующих оксидов, то есть стекло может состоять главным образом из этого минерала.

Состав, общие свойства

В переводе со средневерхненемецкого языка название кварц означает «твёрдый». Этот минерал представляет собой оксид кремния. Химическая формула кварца — SiO2 (оксид кремния). Температура плавления — около +1728 градусов. В разных источниках эти сведения могут отличаться, так как расплав минерала характеризуется повышенной вязкостью и в точности определить температуру сложно. Кварц — диэлектрик, то есть он не проводит или практически не проводит электрический ток. Плотность минерала — в пределах от 2,6 до 2,65 г/см³. Его твёрдость по 10-балльной шкале Мооса равна 7.

Кристаллы имеют характерное шестигранное псевдогексагональное призматическое строение. Они чаще всего бесцветны, но могут иметь белую окраску из-за большого количества трещин. Благодаря различным примесям, в том числе включениям других минералов (например, оксидов железа) могут приобретать и другие цвета.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Для кварца характерен полиморфизм, то есть при одной и той же химической формуле минерал может иметь различное строение кристаллической решётки. Благодаря её разной структуре в природе встречаются коэсит, тридимит, кристобалит.

Ещё одна полиморфная модификация, стишовит, была сначала получена искусственным путём при очень высоком давлении, а затем обнаружена в составе горных пород в Аризонском метеоритном кратере.

Для детей 2 класса описание минерала кварца должно быть более простым. Можно дать лишь его краткую характеристику, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Сведения о химической формуле и составе минерала для них ещё сложны, они изучаются в старших классах. В рамках курса «Окружающий мир» сообщение может включать, например, информацию о разновидностях полезного ископаемого. Этот минерал имеет много видов и внешне они довольно привлекательны. Поэтому у детей 7—8 лет такая информация вызывает большой интерес.

Разновидности, их разнообразие

Интересный факт: существует множество разновидностей кварца (более двух десятков), которые отличаются друг от друга прежде всего цветом. Так, этот минерал может выглядеть как бесцветные, прозрачные кристаллы (горный хрусталь), тёмный непрозрачный полудрагоценный камень коричневого или красно-коричневого цвета с белыми и чёрными или розоватыми и желтоватыми узорами соответственно (оникс).

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

И это далеко не все примеры. Дополнительный материал для детей 2 класса о свойствах камня кварца может включать краткие сведения о таких его разновидностях, как халцедон, цитрин, а также кошачий, тигровый и соколиный глаз. Названия последних видов вызывают живой интерес у учеников. В докладе могут содержаться сведения о том, что из многих разновидностей минерала делают ювелирные украшения. Дополнить информацию и сделать тему по-настоящему интересной для детей помогут тщательно подобранные иллюстрации.

Как и где добывают кварц

Это очень распространённый минерал, его месторождения не редкость. Залежи пока не обнаружены только в Антарктиде, но это лишь вопрос времени.

Однако далеко не все они имеют промышленное значение. На мировой рынок минерал в основном поставляют такие государства:

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

  • США.
  • Бразилия.
  • Австралия.
  • Шри-Ланка.
  • Мадагаскар.
  • Кроме того, многие страны являются признанными лидерами в добыче какой-то одной разновидности минерала. Так, в России на Южном Урале добывают самые качественные в мире авантюрины. Это разновидность кварца зеленоватого цвета без искр. Прекрасные кристаллы горного хрусталя добывают в Италии, Франции. Помимо австралийских и бразильских, востребованы у ювелиров и аметисты из Германии, Армении.

    Добыча кварца может вестись тремя способами, в зависимости от особенностей месторождения:

  • Взрывным. Это наименее эффективный способ, который к тому же вредит окружающей среде. В результате получают, как правило, кристаллы невысокого качества, в виде обломков, с трещинами и сколами. Однако этот метод по-прежнему актуален из-за его дешевизны.
  • Методом воздушной подушки. Он заключается в том, что порода раскалывается под действием высокого давления. Оно образуется путём нагнетания воздуха в специальную ёмкость, помещённую в скважину месторождения. При таком способе повреждения породы незначительны.
  • Метод камнереза. Самый щадящий, но и наиболее дорогостоящий. Предусматривает использование специальной техники, стоимость которой довольно высока.
  • Кроме того, кварц синтезируют искусственным путём.

    Применение минерала

    Он относится к широко распространенным полезным ископаемым. Искусственный и натуральный кварц применение находят в следующих сферах:

    Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

  • Оптика (в различных приборах).
  • Производство (керамическая, стекольная промышленность). Благодаря пьезоэлектрическим свойствам они также используются в радио- и телефонной аппаратуре. Применяются в генераторах ультразвука. Большое количество кварцевого сырья используется для производства огнеупорных материалов, а также кварцевого стекла, из которого изготавливают изделия, стойкие к колебаниям температуры. Это лабораторная посуда, изоляторы, тигли и т. д. Из кварцевого стекла производят оптические волокна.
  • Ювелирное дело. В сфере повышения в последние годы интереса к эзотерическим знаниям большую популярность приобрели амулеты с разными видами кварца, которые подбираются исходя из даты рождения человека и других параметров.
  • Искусственные кристаллы

    Искусственный кварц имеет ряд преимуществ перед природным: это и более высокая химическая чистота, и однородная структура, вызванная более равномерным распределением примесей. Кроме того, промышленным образом выращивают монокристаллы, в природе же распространены сдвойникованные. Монокристаллы более пригодны для использования в оптической и радиоэлектронной промышленности.

    Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

    Для ювелирного дела искусственные кристаллы кварца тоже удобнее, так как в процессе выращивания им можно придать практически любой цвет и насыщенность оттенка. Можно также вырастить кристаллы с задуманными плавными переходами одного цвета в другой. Интересно, что промышленным образом можно получить и такие цвета, которые в природе не встречаются или очень редки. Это синий, голубой и зелёный кварц. Для детей 2 класса эта информация тоже, несомненно, будет интересной.

    Интересные факты

    С элементарными сведениями о минералах ученики знакомятся уже в начальных классах. Учитель может сообщить на уроке следующие интересные сведения о кварце:

  • Минерал может по-разному реагировать на колебания температуры. Так, чёрный кварц, нагретый до +300 градусов, приобретает золотистый цвет, а до +400 — прозрачность.
  • Многим известно выражение «кварцевые часы». Для контроля за точностью хода в них используются кристаллы этого минерала. Часы с кварцевыми кристаллами считаются самым точными.
  • Линзы из кварца намного прочнее, чем стеклянные.
  • Эти интересные факты вполне доступны для понимания детям 2 класса. Использование таких сведений на уроке поможет оживить восприятие и будет способствовать лучшему усвоению материала.

    Предыдущая

    Окружающий мирРассказ про одуванчик — описание, характеристика и строение растения

    Следующая

    Окружающий мирСообщение о кедровке — описание, среда обитания и интересные факты о птице

  • Рассказ о мечте о космосе
  • Рассказ о металле химия
  • Рассказ о микрорайоне на английском языке 6 класс
  • Рассказ о месте где ты живешь
  • Рассказ о медном всаднике в санкт петербурге кратко