Рассказ о михаиле кутузове небольшой

Тема: милый сердцу уголок моя малая родина цель: показать значение родины в жизни каждого человека. задачи: способствовать формированию у

Тема: «Милый сердцу уголок – моя малая Родина»

Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи: способствовать формированию у детей понимания значения выражения «малая родина» обобщить понятия: Родина, малая родина; способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой родине, желание больше узнавать о своем крае; вовлечь в работу каждого ученика через посильную деятельность; развитие и совершенствование навыков общения, сравнения и обобщения; развивать творческие способности учащихся при оформлении групповой работы, воспитывать интерес к истории села.

Оформление:

1. Презентация о родном крае .

2. Выставка рисунков “ Любимое место в селе ”.

Форма проведения урока: устный журнал «Милый сердцу уголок – моя малая Родина»

Предварительная работа:

Оформление выставки «Моя малая Родина»

Написание разработки мероприятия;

Подборка видео и фотоматериалов;

Создание презентаций, слайд-шоу;

Приглашение родителей, гостей.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, видео и фотоматериалы, выставка «Моя малая Родина», музыкальные заставки, слайд – шоу к песням.

Ход занятия.

1.Орг момент

2. Разминка. Игра «Собери»

Учащиеся работают в группах. В середине каждого стола лежат разрезанные части картинок (1группа — дом,2 группа – сердце, 3 группа-планета Земля)

2. Сообщение темы

Учитель: молодцы, ребята, потрудились вы на славу. Отдохните от своих хлопот! Протяните мне свою ладонь и закройте глаза (Учитель под звуки спокойной музыки кладет каждому из них на ладонь по горошине, просит детей ее внимательно рассмотреть)

-Внимательно рассмотрите и скажите, на что похожа горошина?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов.)

Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой «копии» планеты Земля.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать? (Ответы детей)

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о нашей малой Родине.

3.Основная часть.


Ребята, выполняя 1 задание, где нужно было собрать картинку из частей, вы собрали дом, планету Земля и сердце. Как вы думаете, эти картинки подходят к нашему уроку? (Ответы детей) Почему?

Родина

Учитель: кто же мне скажет, что такое Родина? Малая Родина?

Сегодня мы будем говорить о родном крае, о родной земле, о малой Родине.

Мы перелистаем страницы устного журнала, которые поведают нам о том, каков наш край, что нам здесь дорого и близко. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наш устный журнал — о прошлом и настоящем нашей малой Родины – родном селе. Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с историей родного края. Она ведь красивая, загадочная, щедрая! И в то же время – иногда грустная и тяжелая. Научимся быть заботливыми хозяевами родной земли. Мы отправляемся путешествовать по страницам нашего журнала.

И вместе с вами мы узнаем

О селе своем родном,

Его прошлом, настоящем

Стихи расскажем, песнь споем.

Итак первая страница нашего журналаЛингвистическая (слайд 3).

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

 — Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. (слайд 4) Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, государство, где человек рождается.

Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Проводится конкурс «Родня».

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др. (слайд 5)

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах. 

Игра составь пословицу (слайд 6)

Родина – мать, Родине служить.

Жить — умей за неё постоять.

Человек без Родины, там и пригодится.

Где кто родится, что соловей без песни.

Дети составляют пословицы из двух чатей и объясняют их мысл.)

 — Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие? 

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

— Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

(слайд 7) «Родина» — когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.

«родина» — когда мы говорим о нашем селе, где мы родились и живем.

2 страница нашего журнала посвящена нашей стране – России, послушаем, что расскажут нам ребята. (Слайды)

1 ученик

Россия – самая большая по площади страна в мире. Её площадь составляет 17, 1 млн.кв км. Находится она на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. В России много замечательных городов, которые славятся своим историческим прошлым: Санкт – Петербург, Волгоград, Новороссийск, Новгород и многие- многие другие.

2 ученик

У каждой страны есть свои официальные символы, означающие независимость. Это флаг, герб и гимн.

Государственный флаг России имеет три горизонтальные полосы: белую, синюю, красную. Белый цвет обозначает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости. Синий – верность и честность, стремление к миру. Красный – отвагу, героизм и готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Герб — это знак государства, в который вкладывается большой смысл. На гербе России изображен двуглавый орёл. Он символизирует силу, мудрость и мужество. На груди орла – герб Москвы.

Гимн – торжественная песня, славящая страну. Гимн прославляет могущество и величие государства. Звучит он в особых случаях, например при открытии нового учебного года. При исполнении гимна все встают. Слова гимна отражают историю страны.

3 ученик

Москва – сердце России. Это древний город. Первое упоминание о нём найдено в летописи 1147 года. Суздальский князь Юрий Долгорукий на красивом месте построил крепость. Главная достопримечательность Москвы — Кремль. В 2019 году Москве исполнится 872 года. (слайд)

Президент Российской федерации – Путин Владимир Владимирович.

Слово «Родина» каждый знает с детства. Трудно перечислить все, что стоит за этим большим и емким словом. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая родина, Из множества таких маленьких уголков состоит наша великая Родина. В народе говорят: все начинается с малого. И родина тоже начинается с того места, где человек родился, где он живет, работает, учится, где живут его родные и близкие.

Переходим к следующей странице устного журнала

3 страница «История села»

Метро городское сюда не дошло

И нет здесь высотных домов

Но для меня наше село

Краше любых городов

(Идет рассказ ученицы об истории села Вишнево под видеоролик о селе.)

4 страница устного журнала «Красота родного края»
-Ребята, о нашем селе написано много прекрасных стихотворений , в которых показана вся красота нашего края. Их с любовью написали такие ребята, как вы. Мы собрали сборник стихотворений наших выпускников. И сейчас прочитаем некоторые из них.

(Дети читают стихотворения под спокойную музыку и слайды о селе)

5 страница  называется «Где родился – там и пригодился».

— Ребята, скажите, кто красит село своими поступками, делами?

В нашем селе много замечательных трудолюбивых людей, которые внесли свой личный вклад в развитие нашего села. Эти люди отмечены наградами : Орден герой социалистического труда, Орден Ленина, отличник образования, признаны почетными гражданами села, занесены на Доску почета.

Каждый из названных людей много сил и труда вложил в процветание нашей страны в послевоенное время, в мирное время.

(Рассказ учащихся о Михаиле Васильевиче Клыкове и Катерине Павловне Бабичевой)

6 страница «В памяти останутся навечно»

22 июня 1941 года мирную жизнь селян прервало известие о войне.

В селе не было ни одной семьи, из которой бы не ушли на фронт мужья, братья, сыновья, отцы. Мужчины уходили на фронт, защищать Родину, а на их место к рычагам тракторов и комбайнов, на фермы и в мастерские шли женщины, пожилые люди, подростки. Четыре года шла кровопролитная война. Тысячи наших земляков с оружием в руках защищали нашу землю от врагов и тысячи тружеников – вишневцев ковали победу над фашизмом в тылу.

Не вернулись домой с полей сражений много наших земляков, ценой собственной жизни защитивших нашу страну, нашу свободу.

К сожалению всё меньше остается ветеранов Великой Отечественной и тружеников тыла.

Многие из них ушли из жизни, но мы помним их.

В нашей школе учатся внуки и правнуки ветеранов войны и труда, которые не дожили до наших дней.

Давайте вспомним их имена. Всмотритесь в их фамилии и лица, подумайте, какой же ценой досталась нам мирная жизнь.

(просмотр видеофильма «Книга памяти с. Вишнево Беловского района Курской области)

Минута молчания.

7 страница. «Итоговая»

О красоте, о людях нашего села можно рассказывать много. Наш край — это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае — это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу — это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею! Наши предки в далёком прошлом поселились на наших землях. Обосновали селения, выращивали хлеб, скот, продолжали свой род.

Мы должны продолжать их начатое дело. Беречь свою малую Родину так, чтобы наши сёла жили не на карте, а на Земле.
Мама, дом, семья, отец, небо, солнышко, скворец –

Это главное наследство, что должны беречь мы с детства.

Ребята, мне так хочется верить, что наша встреча не прошла даром. Я надеюсь, что вы не потеряете интерес к истории своего родного края. Будете его любить и беречь. И в заключение, что бы вы пожелали нашему селу.

4.Рефлексия.

У каждого из вас лежит сердечко. Давайте напишем пожелания и признания в любви своему селу. Пусть на всю жизнь эти сердечки будут согревать нашу малую родину вашей любовью и заботой.

(Дети пишут на сердечках слова признания под песню о родном селе)

Рассказ о михаиле кутузове небольшой

125 лет назад, в 1896 году, при тульском храме святого Александра Невского была открыта библиотека-читальня для взрослых.

Найти информацию о храме Александра Невского можно в издании «Исторические записки о деятельности Александро-Невского, г. Тулы, церковно-приходского Попечительства за 1887-1912 годы».

К этому времени при храме с 1889 года уже действовала церковно-приходская школа, при которой была «устроена довольно полная ученическая библиотека, ежегодно пополняющаяся и дающая ученикам для внеклассного чтения разнообразный выбор книг. В библиотеке имеется до 200 книг для чтения и 250 учебных. Наконец в 1896 году, в ознаменование Священного Коронования Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны, при школе открыта библиотека-читальня для взрослых. В этой библиотеке имеется 600 книг, богослужебных, религиозно-нравственного и исторического содержания, могущих вполне удовлетворить лиц, получивших образование не только в церковно-приходской школе, но и в уездном училище. Таким образом, при посредстве этих двух библиотек, не только дети школьного возраста, но и взрослые не разрывают связи со школой, а главное удовлетворяют приобретенную ими в школе охоту к чтению, получая действительно пищу духовную, а не растлевающий душу яд…»

Попечительство старалось ежегодно пополнять библиотеку книгами и периодическими журналами. Так, в 1912 году выписывались: «Русский паломник», «Воскресный благовест», «Отдых христианина», «Трезвая жизнь», «Божия нива», «Нева» и «Светоч».

Время от времени, по преимуществу в храмовые праздники, как детям, так и взрослым раздавались приобретенные на средства Попечительства брошюры религиозно-нравственного содержания. Стало правилом, что каждый ученик, оканчивая курс обучения в школе, как напутствие в жизнь, получал Новый Завет, икону святого благоверного великого князя Александра Невского, а также сочинения первоклассных русских писателей.

Все добрые традиции просветительства и благотворительности, заложенные основателями храма при его создании, продолжаются и развиваются в наши дни. С самого начала возрождения общины при храме одним из первых шагов стало открытие библиотеки. Вначале это были два шкафа книг, установленных в комнате, которая одновременно служила и учебным классом, и местом для собраний. По мере увеличения книжного фонда и освоения помещений, оставшихся «по наследству» от хлебозавода, под библиотеку выделили отдельную комнату, которая вскоре тоже стала тесна; затем другую… А сегодня приходская библиотека занимает просторное, оборудованное стеллажами помещение; указатели-рубрикаторы на полках помогают читателям ориентироваться в этом книжном море.

Рассказывает библиотекарь Юлия Васильевна Чуракова:

Сегодня в библиотеке храма святого Александра Невского более 6 тысяч книг. А еще брошюры, журналы, газеты… Основу фонда составляют книги, пожертвованные из личных библиотек. Есть книги, переданные нам Синодальной библиотекой Московского Патриархата. Фонд постоянно пополняется за счет новых поступлений православной литературы, которую закупает храм, в том числе и во время ежегодных выставок-ярмарок «Тула Православная».

Литература располагается по таким большим разделам, как «Священное Писание», «Богословская литература», «История Церкви», «Святыни России», «История России», «Философская мысль», «Православное воспитание», «Краеведение», «Военная история»… Много произведений художественной литературы, как современной, так и классической.

Богословская литература представлена у нас трудами отцов Церкви: Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, аввы Дорофея, Григория Богослова, блаженного Августина, Феофилакта Болгарского, Игнатия Брянчанинова… А также произведениями отцов, более близких к нам по времени – святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Иустина (Поповича), протоиерея Георгия Фроловского, митрополита Вениамина (Федченкова), протоиерея Александра Шмемана, митрополита Антония (Сурожского), Паисия Святогорца. Несколько полок занимают «Жития святых» разных авторов, начиная с многотомного собрания святителя Димитрия Ростовского, заканчивая изданием Сретенского монастыря «Жития святых, составленные на святой Горе Афон». Есть «Жития святых, написанные святыми».

С историей Церкви знакомят труды таких авторов, как Н. Д. Тальберг, прот. Владислав Цыпин, А. В. Карташев, Н. И. Костомаров. Думаю, будет интересна как взрослым, так и более юным читателям книга жившей в девятнадцатом веке писательницы Александры Бахметевой «Рассказы из русской церковной истории».

Неизменным спросом пользуются книги протоиерея Андрея Ткачева, архимандрита Иоанна (Крестьянкина); жизнеописания духоносных старцев нового времени… А также книги современных православных писателей: монаха Варнавы (Санина), священников Николая Агафонова, Георгия Дьяченко, Ярослава Шипова, Юлии Сысоевой, Олеси Николаевой, Марии Городовой, Натальи Сухининой, Владимира Крупина, Виктора Лихачева, Юлии Вознесенской, Евгения Водолазкина, Захара Прилепина… Есть у нас и книги наших современников-туляков: отца Иоанна Суворова, Владимира Николаевича Петрушенкова, Владимира Викторовича Тимакова, Игоря Аркадьевича Родинкова.

Среди постоянных читателей самые активные – родители, дедушки и бабушки воспитанников нашей воскресной школы; среди них большим спросом пользуются книги о православном воспитании. Всегда на руках такие «бестселлеры» православной литературы, как «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова), или «Кто услышит коноплянку?» Виктора Лихачева, книги Натальи Сухининой, Ирины Богдановой… Но нередко люди спрашивают и серьезные святоотеческие труды: «Лествицу», книги святителя Феофана Затворника, «Добротолюбие», сочинения Игнатия Брянчанинова.

На полках библиотеки можно увидеть такое поистине «раритетное» издание, как «Труды» митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), изданные в 1954 году. Иллюстрированные издания о храмах и монастырях помогут совершить мысленное паломничество по святым местам России. Одно из недавних поступлений – внушительный двухтомник памяти новомучеников российских, издание Свято-Тихоновского православного университета.

А еще в библиотеке множество справочной литературы, энциклопедий. 54 тома православной энциклопедии; несколько томов «Большой иллюстрированной энциклопедии «Русский мiр»; все 15 томов «Истории России» С. М. Соловьева. В серии «Книжные памятники» — книги о выдающихся полководцах – Федоре Ушакове, Михаиле Кутузове, Александре Суворове. Философская мысль представлена трудами Николая Лосского, Василия Розанова, Дмитрия Мережковского, Сергия Булгакова. Есть труды Патриарха Алексия II и Патриарха Кирилла, митрополита Илариона (Алфеева).

В библиотеке есть и книги, которые хранят тепло рук людей, читавших их более чем сто лет назад. Причем происходило это именно в библиотеке и приходе нашего храма, «Александро-Невской, что на плац-параде, церкви», как писали тогда. Об их принадлежности храму свидетельствуют печати и надписи. Одна из книг, название ее «Принцевы острова, их прошлое и настоящее в связи с бытом древней Византии», автор А. П. Воскресенский, 1899 года издания, содержит надпись: «Книга пожертвована в Александро-Невскую библиотеку членом церковно-приходского Попечительства А. А. Любомудровым (младшим)», то есть сыном старосты Андрея Андреевича Любомудрова. На титульном листе книги «Мученики Колизея. Исторический рассказ для детей» Евгении Тур, изданной в 1897 году в московской типографии Э. Лисснера и Ю. Романа, стоит печать церковно-приходского Попечительства. Ее тоже читали учащиеся церковно-приходской школы нашего храма и его прихожане. Причем и для сегодняшнего читателя эта книга, повествующая о раннехристианских мучениках, представляет живой интерес, о чем свидетельствуют ее современные переиздания.

А вот «Богослужебные каноны на славянском и русском языках», изданные профессором С.-Петербургской Духовной Академии Евграфом Ловягиным в С.-Петербургской типографии в 1899 году, вероятно, находились в пользовании клира.

Еще одно бесценное приобретение: Евангелие с дарственной надписью. Его несколько лет назад передал в храм москвич Алексей Владимирович Кашепов. Полное название этой книги Нового Завета, изданной в Санкт-Петербургской Синодальной типографии, звучит так: «Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна». Надпись на обратной стороне обложки извещает: «Дана книга сия ученику церковно-приходской школы при Александро-Невской города Тулы церкви Константину Кочетову за весьма хорошие успехи и поведение». И подпись: «Законоучитель священник Петр Бельковский. Попечитель А. Любомудров. 1892 года мая 30 дня». Это Евангелие обнаружил в архиве своей матери после ее смерти потомок того самого прилежного ученика Константина, его правнук по материнской линии.

Татьяна Огнева, фото Александры Полтановой и из архива храма

Почему война 1812 года называется Отечественной?

Для понимания того, почему война 1812 года называется Отечественной, необходимо знать, что обозначает термин «Отечество» и к каким войнам допустимо его применение.

Понятия «Родина», «Отечество», «государство»

Еще на границе XVIII — XIX веков понятие «Родина» обозначало только место, где человек родился, откуда произошел его род. В старославянской культуре этим термином обозначалось все женское — МАТериальное, связанное с землей – МАТушкой, которая питает наРОД, проживающий на ней, как мать-кормилица своих детей в приРОДе.

Понятие «Отечество» образовано от слова «отец» и обозначает нравственную и духовную составляющие, которые вмещают в себя ценности отцов — наследование традиций предков, долг перед Родиной и семьей, честь, совесть, духовное развитие. Непосредственное прямое прочтение слова «Отечество» дает понятия — «отца чествовать» и «отеческое естество». От слова «Отечество» образовано слово «отчизна».

fullsize

От «Отечества» происходит и «патриотизм» (pater — отец). Патриот – защищающий ценности предков и Родину. В России Павла I слово «патриот» ассоциировалось со словом «революционер», было запрещено и заменено словом «государство».

Государство – это структура, которая управляет страной – территорией, на которой проживает определенный народ(ы). Далеко не каждое государство для своих граждан является Отечеством, а только то, в котором защищаются и поддерживаются заветы и традиции предков.

Как война 1812 года стала Отечественной?

Война Российской империи с войсками практически всей Западной Европы (шестой коалиции) во главе с французским императором Наполеоном Бонапартом 1812 года далеко не сразу стала называться Отечественной. Ярким контрастом для войны 1812 года был заграничный поход русской армии 1813 — 1814 годов. Цели у этих, по сути, разных войн диаметрально противоположны. Первоначально термин «Отечественная» применялся с целью разделения этих двух войн. Причем не нужно забывать, что М.И. Кутузов был ярым противником заграничного похода.

fullsize

Зарубежный поход русской армии если и был освободительным от наполеоновского влияния в Европе, то одновременно был призван усилить российское влияние в этой же Европе. Ответом «благодарной» Европы на русские жертвы во время этого похода стала попытка создания антирусской коалиции сразу после изгнания Наполеона. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы Наполеон не сбежал с Эльбы.

Война на территории России 1812 года имела совершенно другой характер. Со стороны Наполеона эта война была чем-то напоминавшим крестовые походы раннего Средневековья. Официальной причиной считаются накопившиеся у Наполеона обиды на российского императора Александра I, в ряду которых главной было несоблюдение континентальной блокады Великобритании.

Со стороны Российской империи война 1812 года была оборонительной, а затем освободительной. Защита Отечества в этой войне является бесспорным фактом, ведь Наполеон, став в результате удачной войны диктатором России, занялся бы ее переделкой по примеру уже захваченной Европы, а само российское государство могло прекратить свое существование. Следствием было бы уничтожение традиций предков и самого их носителя – народа. Однако истинная роль простого народа в этой войне и в наше время остается спорной.

В традиционном описании истории войны 1812 года считается, что против войск Наполеона встал весь народ как один, что при здравом рассуждении является малоправдоподобным. Существовали следующие причины:

  1. Население западных губерний (современная Украина, Беларусь, Литва), присоединенное к Российской империи в результате разделов Речи Посполитой конца XVIII века, не могло чувствовать себя единым с Россией. Шляхта (дворяне) вообще считала себя поляками и мечтала о возрождении Великой Польши при помощи Наполеона. Не секрет, что в составе наполеоновских войск воевали значительные воинские соединения из поляков.
  2. Во время своего движения в сторону Москвы наполеоновские войска шли по узкой полосе российской территории, ограниченной смоленской дорогой. Даже фуражиры и мародеры остерегались удаляться от основных сил, а значит, не беспокоили население на обширных территориях.
  3. Простое население как в западных, так и в центральных губерниях России находилось в угнетенном состоянии и плохо понимало, кто с кем воюет, тем более, что и те, и другие одевались в похожую форму, а в общении предпочитали, особенно офицеры, французский язык.
  4. Возмущение и локальные выступления простого населения были вызваны поборами войск и грабежами мародеров, как с одной, так и с другой стороны, и вряд ли имели длительный характер. Целью народных выступлений было изгнание грабителей из конкретного села, а не объявление войны Наполеону.
  5. Во время войны отмечены выступления крестьян против собственных помещиков.
  6. На большей части территории Российской империи вообще не знали о войне с Наполеоном, хотя в ближайших к эпицентру событий губерниях собиралось ополчение, принимавшее участие в боях.fullsize

Таким образом, никакой всенародной войны, скорее всего, не было. Воевали те, кому это было положено, – армия, ополчение и «летучие» армейские партизанские отряды.

Впервые официально войну 1812 года назвал «Отечественной» в своих работах историк А.И. Михайловский-Данилевский в 30-е годы XIX века, когда императору Николаю I понадобилось обоснование начала строительства национального государства и отхода от увлечения высших слоев общества западными «свободами». Официально термин закреплен не был. В документах он начал встречаться с момента подготовки празднования 100-летнего юбилея избавления от наполеоновского нашествия.

Как бы там ни было, на самом деле, нужно отталкиваться от того, что война 1812 года была для Российской империи борьбой за свои территории, свое существование и независимость. Вот почему война 1812 года называется Отечественной – главной целью для России была защита Отечества.

Урок окружающего мира по теме :Почему Война 1812 года называется Отечественной?

Выбранный для просмотра документ Война 1812 4 класс.doc

Предмет : «Окружающий мир»

Класс : 4 «А»

Тема: « Отечественная война 1812 года »

Обучающий аспект цели:

— дать первоначальное представление об Отечественной войне 1812 года;

— формировать коммуникативное умение работать с учебным текстом;

— как проектировать свою учебную деятельность;

— обучение умению решать проблему поставленную на уроке.

Развивающий аспект:

— развивать мышление младших школьников;

Воспитательный аспект:

— воспитание гордости за свою Родину;

— показать личностные качества Кутузова – как человека и полководца

-интерактивная доска, компьютер, карта, учебники, энциклопедический материал, рабочие тетради, портреты М.И. Кутузова и Наполеона Бонапарта

Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы с вами перевернем ещё одну страницу нашей истории и поговорим об Отечественной войне 1812 года. Изучению этой темы мы посвятим два урока. На первом уроке мы должны будем выяснить, почему война называется Отечественной, почему Бородинское сражение называют — генеральным сражением войны, почему Кутузов принял трудное решение – оставить Москву.

Помогать мне сегодня будут мои консультанты: Ефремова Ольга, Викулова Дарья, Муравьев Александр.

(на интерактивной доске портреты Кутузова и Наполеона)

Почему война 1812 года называется Отечественной?

1. Потому что в этой войне военными действиями руководили опытные полководцы?

2. Потому что за свободу своей Отчизны воевали не только армия, но и крепостные крестьяне, помещики, женщины, дети.

3. Потому что русская армия воевала за своё освобождение?

(ответы детей)

— Кто изображен на этих портретах? (Наполеон и Кутузов).

— Что это были за личности? Кто был Михаил Илларионович Кутузов?

Кто был Наполеон Бонапарт? (Русский и французский полководцы)

— Хотите ли узнать о нем больше? Тогда я предоставляю слово нашему первому консультанту Ефремовой Ольге, она самостоятельно подготовила материал о Наполеоне Бонапарте.

Рассказ учителя.

С 1811 года Наполеон готовился к войне с Россией. К этому времени он завоевал уже почти всю Европу, совершил поход в Египет и другие страны. Везде ему сопутствовала удача, он одерживал победы. Наполеон собрал 380 тыс. войско не только из французов, но и из подвластных ему народов.. В июне 1812 года он вторгся в Россию. Всё предвещало французам успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло таинственный страх. Но общим мнением было: лучше погибнуть нежели покориться ненавистному врагу.

Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрозы Санкт-Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву. Ему противостояли две русские армии численность 240 тыс. человек, находившиеся далеко друг от друга. Первой армией командовал Барклай де Толли, второй – Багратион. Французская армия начала мощное наступление в двух направлениях, пытаясь разбить две русские армии по одиночке, не дав им соединиться. Русские войска начали отступать.

Проанализировав итоги первых дней войны, и соотнеся численность русской и наполеоновской армии, выберите из списка ваши предложения русскому командованию:

Попросить у Наполеона мира и пойти на уступки.

Пополнить русскую армию солдатами.

Соединить две русские армии.

(Комментарии учителя) (на карточках)

Александр I решился на необычный шаг. Как вы думаете, что это был за шаг?

Издал указ о том, что все крестьяне от 16 лет забираются в рекруты.

Написал открытое письмо (манифест) народу с призывом подняться против врага и создавать партизанские отряды.

Издал указ о зачислении в войска крестьян, которые находились в ссылке в Сибири.

(Комментарии учителя на карточке)

С первого шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества. Все от мала до велика, женщины, крестьяне , купцы, дворяне – все кому была дорога Родина, Отечество встали против Наполеона.

Победоносно завершив войну с Турцией в Санкт –Петербург вернулся Михаил Илларионович Кутузов. Даю слово моему второму консультанту Викуловой Дарье. (рассказ о Кутузове).

В ту пору ему шел 67-ой год. Ученик и соратник Суворова, он обладал большим военным опытом , был прекрасным военным стратегом. С дамами он разговаривал по-французски, в разговорах с солдатами употреблял простой и красноречивый русский язык. В высшем обществе сразу заговорили о Кутузове, как о единственном человеке, способном занять пост главнокомандующего.

8 августа 1812 года Александр 1 назначил М.И.Кутузова главнокомандующим русской армией. В это время шли бои за Смоленск. По дороге в расположение русских войск Кутузов часто повторял: «Если только Смоленск застану в наших руках — не бывать неприятелю в Москве». Вскоре он узнаёт, что Смоленск оставлен. «Ключ к Москве взят», — с огорчением сказал Кутузов.

Сразу после приезда полководца в армию, солдаты сложили пословицу: «Пришёл Кутузов бить французов». Радовались его приезду не только солдаты, но и офицеры.

Кутузов знал, что численный перевес все ещё на стороне французов. Но великий полководец понимал, что нельзя слишком долго сдерживать рвущуюся в бой армию.

И вот нашли большое поле,

Есть разгуляться , где на воле.

Под Москвой находилось селение Бородино. Бородинское поле располагалось между двух дорог, которые вели на Москву. Заняв их русские преградили путь к древней столице. Построили редуты. Справа стояли войска князя Барклая де Толли, слева – князя Багратиона.

О дальнейших событиях вам расскажет третий консультант Муравьев Александр.

За 15 часов сражения бой затих, линия обороны не была прорвана. Поле битвы осталось за русским, но какой ценой! «Огромная площадь редутов взрыта ядрами, — вспоминает участник сражения, — везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью…» Обе стороны понесли огромные потери: французы – более 50 тыс.человек, русские – свыше 40 тыс. человек.

Наполеон впоследствии писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми» .

Послушайте, как оценивал итоги Бородинского сражения Кутузов, сразу пославший в Петербург следующее донесение: «Неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли» . После Бородинского сражения Кутузову было необходимо принять трудное решение: оборонять Москву или отвести войска и позволить французам войти в город. Полководец понимал, что защитить Москву невозможно: нет свежих сил, боеприпасов, отсутствует удобная боевая позиция для обороны города. Кутузов решил: С потерею Москвы не потеряна Россия… Самим уступлением Москвы приготовили мы гибель неприятелю. Приказываю отступать…» Таково было мудрое решение полководца.

Что же было дальше?. Об этом вы прочитаете на страницах вашего учебника.

Работа по учебнику стр. 140. 2 абзац снизу. Со слов …В Москве…

Работа в рубрике «Картинная галерея».

Как называется картина? Кто её автор? Что изображено на ней?

Закрепление. Рабочая тетрадь № 2 стр. 24 задание 73, 74.

Почему война 1812 года называется Отечественной?

1. Потому что в этой войне военными действиями руководили опытные полководцы?

2. Потому что за свободу своей Отчизны воевали не только армия, но и крепостные крестьяне, помещики, женщины, дети.

3. Потому что русская армия воевала за своё освобождение?

Почему Бородинское сражение называют генеральным сражением войны?

Почему Кутузов принял трудное решение – оставить Москву?

Дома. Подготовить сообщение о Партизанской войне. О Денисе Давыдове.

Окружающий мир 4 класс 2 часть Отечественная война 1812 года стр. 112 – 119

1) С помощью текста и иллюстрации на с. 114 — 115 расскажи о Бородинской битве

Рассказ о Бородинской битве для 4 класса

Когда в 1812 году Наполеон вторгся в Россию, русская армия долго отступала. Это отступление тяжело воспринималось и простыми солдатами, и генералами.

И наконец во главе армии был поставлен прославленный главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов.

Кутузов сразу решил дать генеральное сражение и выбрал для него местность у деревни Бородино, в 112 километрах от Москвы.

Именно здесь 26 августа 1812 года и состоялась битва, вошедшая в историю под названием Бородинской.

С половины шестого утра французы стали обстреливать из пушек позиции русских войск.

Потом последовала кавалерийская атака.

Русские войска отважно оборонялись.

Особо жестокими были бои за Курганную высоту, которую защищал генерал Раевский.

Наполеон бросал в бой все новые силы, повсюду лежали раненые и убитые, валялись разбитые пушки и обозы.

Грохот артиллерийской канонады слышали даже в Москве.

Только с наступлением темноты сражение закончилось.

Из-за больших потерь в армии, Кутузов решил отступить.

Русские воины покрыли себя неувядаемой славой на Бородинском поле и заставили Наполеона бояться русской армии.

Обсудим!

Почему вскоре после окончания войны 1812 года на Красной площади в Москве был сооружён памятник Минину и Пожарскому?

Война с Наполеоном стала называться Отечественной, потому что против захватчиков поднялся весь народ.

Точно так же весь народ в своё время поднялся и против польских оккупантов.

Тогда тоже приходилось освобождать захваченную Москву.

Наблюдался подъём патриотизма.

Минин и Пожарский стали восприниматься как герои, поднявшие народ на борьбу с агрессором.

Поэтому им поставили памятник вскоре после войны 1812 года.

Проверь себя

1. Почему война 1812 года называется Отечественной?

Война 1812 года была не просто войной армий. Это была война всего народа, Отечества против французских оккупантов.

2. Какой полководец командовал русскими войсками?

Русской армией командовал Михаил Илларионович Кутузов.

3. Какое значение имела победа России в войне 1812 года для мировой истории?

Россия не просто прогнала Наполеона от своих границ, она освободила от его власти всю Европу.

Европейские страны получили независимость.

Эта победа имела большое значение для мировой истории, так как принесла свободу многим народам.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик:

Отечественная война — ведётся всем народом.

2. С помощью интернета подготовь рассказ-биографию одного из героев войны 1812 года.

Рассказ-биография Дениса Давыдова, героя войны 1812 года

Денис Васильевич Давыдов родился 16 июля 1784 года в семье военного.

Мальчик был невысок ростом и имел нос картошкой, а потому сильно комплексовал из-за своей внешности.

Но его всегда привлекала воинская служба и мальчик поступает в кавалергардский полк.

Давыдов становится сначала юнкером, потом корнетом и наконец поручиком.

В это же время Давыдов увлекается поэзией и сатирой.

В своих произведениях он высмеивал первых лиц государства, за что был отправлен в ссылку в Гусарский полк в Белоруссию.

Боевое крещение Давыдова произошло во время первой войны с Наполеоном, когда он служил адъютантом у Багратиона.

Но прославился Давыдов уже в войну 1812 года.

Он с первых дней войны принимал участие в кровопролитных сражениях и зарекомендовал себя отчаянным храбрецом.

Перед Бородинским сражением, Давыдов попросил Багратиона создать партизанский отряд, чтобы тревожить тылы французов и лишать их продовольствия.

Давыдов набрал небольшой отряд из 50 гусар и 80 казаков и отправился в рейд по тылам французов.

К отряду Давыдова сразу стали присоединяться крестьяне, он превратился в грозную силу и стал наносить французом существенный урон.

Однажды Давыдов даже взял в плен двухтысячный корпус французской армии.

В конце 1812 года, после отступления Наполеона из России, Давыдов вновь вступил в действующую армию и закончил войну в чине генерал-майора.

После войны Давыдов служил до 1831 года, одновременно занимаясь литературной деятельностью.

Потом вышел в отставку и умер 22 апреля 1839 года.

Интересный факт: село Бородино к началу отечественной войны принадлежало отцу Давыдова.

На следующем уроке

Вспомни, что ты знаешь об истории Москвы и Санкт-Петербурга

Москва была основана в 1147 году князем Юрием Долгоруким.

Вскоре Москва стала столицей Руси.

Это красивый город со многими историческими памятниками.

Санкт-Петербург был основан в 1703 году Петром Первым.

Пётр перенёс в город на Неве столицу России и сделал её империей.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • АКТЕРЫ (528)
  • АКТЕРЫ 2 (80)
  • БЫТЬ КРАСИВОЙ (31)
  • ВЕЛИКИЕ АКТЕРЫ (136)
  • ВЕРА. ПРАВОСЛАВИЕ (146)
  • ВЕРА.ПРАВОСЛАВИЕ-2 (96)
  • ВИДИО (21)
  • ВОВ (76)
  • ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (152)
  • ВСЕ ДЛЯ ДНЕВНИКА (43)
  • ВЯЗАНИЕ (120)
  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (88)
  • ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (43)
  • ВЯЗАНИЕ.ВАРЕЖКИ (10)
  • ВЯЗАНИЕ.ДЕТЯМ (105)
  • ВЯЗАНИЕ.НОСКИ (35)
  • ВЯЗАНИЕ.ПИНЕТКИ (51)
  • ВЯЗАНИЕ.СЛЕДОЧКИ И ТАПОЧКИ (75)
  • ВЯЗАНИЕ.ШАПОЧКИ (38)
  • ДИЕТЫ (94)
  • ЖЗЛ (340)
  • ЖИВОПИСЬ (55)
  • ЗАГОВОРЫ.ОБРЯДЫ. (190)
  • ЗДОРОВЬЕ (400)
  • ИГРУШКИ ДЕТЯМ (41)
  • ИНТЕРЕСНО (495)
  • ИНТЕРЕСНОЕ О ЖИВОТНЫХ (38)
  • ИСТОРИЯ (176)
  • ИСТОРИЯ (СПОРНОЕ) (21)
  • ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (60)
  • ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО (555)
  • ИСТОРИЯ РУСИ (208)
  • ИСТОРИЯ РУСИ.СЛАВЯНЕ (61)
  • КИНО (66)
  • КУЛИНАРИЯ (21)
  • КУЛИНАРИЯ БЛЮДА ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ (37)
  • КУЛИНАРИЯ. СОУСЫ (18)
  • КУЛИНАРИЯ.БЛЮДА С ЯБЛОКАМИ (1)
  • КУЛИНАРИЯ.ВИНО.НАСТОЙКИ.НАЛИВКИ (211)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА (182)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА С МОРКОВЬЮ (20)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА С ТВОРОГОМ (88)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.БЛИНЧИКИ (87)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.БУЛОЧКИ (96)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.КЕКСЫ (22)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.КУЛИЧИ (70)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.МАННИКИ.КОВРИЖКИ (13)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПЕЧЕНЬЕ (166)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПЕЧЕНЬЕ НЕ СЛАДКОЕ (10)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПИРОГИ МЯСНЫЕ (64)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПИРОГИ НЕ СЛАДКИЕ (103)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПИРОГИ СЛАДКИЕ (119)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПИРОГИ.БЕЛЯШИ.ЧЕБУРЕКИ. (67)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ТЕСТО (73)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ТОРТИКИ (182)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ТОРТИКИ БЕЗ ВЫПЕЧКИ (21)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ХЛЕБ (120)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ХЛЕБОПЕЧЬ (11)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ШАРЛОТКА (18)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ В ГОРШОЧКАХ (13)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ ЗАКУСКИ (205)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ КАРТОФЕЛЬНЫЕ БЛЮДА (87)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ КАШИ (18)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО (87)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО . ФАРШ (86)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.ГОВЯДИНА (11)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.КУРОЧКА (200)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.ПОТРОШКА (73)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.СВИНИНА (161)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.СОЛИМ САЛО (34)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.ШАШЛЫЧКИ (86)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ ОВОЩИ (165)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ ПЕЛЬМЕНИ.ВАРЕНИКИ.МАНТЫ (21)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ ПЛОВ (4)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ РЫБУ (76)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ РЫБУ СОЛЕНУЮ И МАРИНОВАНУЮ (57)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ С ГРИБАМИ (19)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ СУПЫ (54)
  • КУЛИНАРИЯ.ДЕСЕРТЫ С КЕФИРОМ (5)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ (240)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.БАКЛАЖАНЫ (43)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.ГРИБЫ (20)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.КАБАЧКИ (60)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.КАПУСТА (39)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.ОГУРЦЫ (87)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.ПЕРЕЦ (16)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.СЛАДКИЕ (69)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.ТОМАТЫ (171)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАПЕКАНКИ (6)
  • КУЛИНАРИЯ.МУЛЬТИВАРКА.МИКРОВОЛНОВКА. (51)
  • КУЛИНАРИЯ.НАПИТКИ (31)
  • КУЛИНАРИЯ.ПАСХА (33)
  • КУЛИНАРИЯ.ПОЛЕЗЕН ЛИ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ПРОДУКТ (74)
  • КУЛИНАРИЯ.ПОЛЕЗНЫЕ КУЛИНАРНЫЕ СОВЕТЫ (22)
  • КУЛИНАРИЯ.ПОСТНЫЕ БЛЮДА (29)
  • КУЛИНАРИЯ.САЛАТЫ (180)
  • КУЛИНАРИЯ.САЛАТЫ РЫБНЫЕ И ИЗ МОРЕПРОДУКТОВ (46)
  • КУЛИНАРИЯ.САЛАТЫ С КУРОЧКОЙ (76)
  • КУЛИНАРИЯ.САЛАТЫ С МЯСОМ (40)
  • КУЛИНАРИЯ.САЛАТЫ С ОВОЩЯМИ (35)
  • КУЛИНАРИЯ.СЛАДОСТИ (118)
  • КУЛИНАРИЯ.СЫРНЫЕ БЛЮДА (6)
  • КУМИРЫ (62)
  • ЛЮБИМЫЕ МЕЛОДИИ (49)
  • МИСТИКА (22)
  • МИФЫ,ПРИТЧИ,СКАЗКИ. (12)
  • МЫ ВАС ПОМНИМ 1. (458)
  • МЫ ВАС ПОМНИМ 2. (299)
  • МЫ ВАС ПОМНИМ 3. (231)
  • НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ (68)
  • НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ-1 (629)
  • НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ-2 (221)
  • НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ.МЕД И ПРОДУКТЫ ПЧЕЛОВОДСТВА (36)
  • ОБО ВСЕМ ПО НЕМНОГУ (99)
  • ПЕВЦЫ (116)
  • ПЕСНИ КОТОРЫЕ Я СЛУШАЮ (91)
  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ (21)
  • ПРИМЕТЫ (5)
  • РУКОДЕЛИЕ (86)
  • САД.ОГОРОД (924)
  • САД.ОГОРОД.БАКЛАЖАНЫ (71)
  • САД.ОГОРОД.ГОРОХ. (15)
  • САД.ОГОРОД.ДИЗАЙН УЧАСТКА (46)
  • САД.ОГОРОД.ЗЕЛЕНЬ (48)
  • САД.ОГОРОД.КАБАЧКИ,ТЫКВЫ. (54)
  • САД.ОГОРОД.КАПУСТОЧКА (82)
  • САД.ОГОРОД.КАРТОФЕЛЬ (72)
  • САД.ОГОРОД.КЛУБНИКА (173)
  • САД.ОГОРОД.КОРНЕПЛОДЫ (162)
  • САД.ОГОРОД.КУСТАРНИКИ И ДЕРЕВЬЯ (204)
  • САД.ОГОРОД.ЛУЧЕК.ЧЕСНОЧЕК (323)
  • САД.ОГОРОД.ОГУРЧИКИ (185)
  • САД.ОГОРОД.ПЕРЧИК (159)
  • САД.ОГОРОД.РАССАДА (335)
  • САД.ОГОРОД.СЕМЕНА (23)
  • САД.ОГОРОД.ТОМАТЫ (469)
  • САД.ОГОРОД.ЭКЗОТЫ (75)
  • СОВЕТЫ ХОЗЯЮШКЕ (263)
  • СТИХОТВОРЕНИЯ (585)
  • СТИХОТВОРЕНИЯ О ВОЙНЕ (9)
  • ФОТОШОП (6)
  • ЦВЕТОЧКИ (92)
  • ЦВЕТОЧКИ.ВЬЮНКИ (3)
  • ЦВЕТОЧКИ.ДОМАШНИЕ ЦВЕТЫ (145)
  • ЦВЕТОЧКИ.КЛЕМАТИСЫ (37)
  • ЦВЕТОЧКИ.ЛИЛИИ (73)
  • ЦВЕТОЧКИ.ЛУКОВИЧНЫЕ (99)
  • ЦВЕТОЧКИ.МНОГОЛЕТНИКИ (201)
  • ЦВЕТОЧКИ.ОДНОЛЕТНИКИ (148)
  • ЦВЕТОЧКИ.ПЕТУНИЯ (55)
  • ЦВЕТОЧКИ.ПИОНЫ (44)
  • ЦВЕТОЧКИ.РОЗА (83)
  • ЦВЕТОЧКИ.ТЮЛЬПАНЫ (14)
  • ЦВЕТОЧКИ.ФЛОКСЫ (21)
  • ЦВЕТОЧКИ.ХРИЗАНТЕМЫ (6)
  • ЦВЕТОЧКИ.ЭУСТОМА (20)
  • ШИТЬЕ (93)
  • ЭТО НАДО ЗНАТЬ (111)
  • ЮМОР (99)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

ПОЧЕМУ ВОЙНУ НАЗВАЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ, ДА ЕЩЕ И ВЕЛИКОЙ

Современные молодые люди часто не понимают, почему войну назвали Отечественной, да ещё и Великой. И чем от неё отличается Вторая мировая война?

Может быть, это совсем разные исторические события, не пересекающиеся между собой? А какие ещё отечественные войны были на русской земле? И почему они так называются? Вопросов очень много. Чтобы найти на них ответ, стоит заглянуть в историю России.

Отечественная война 1812 года

Каждому патриоту следует знать историю своей Родины. Чтобы найти ответ на вопрос о том, почему войну назвали Отечественной, нужно понять, что означает само это слово. По-другому страна, в которой человек родился и живёт, называется Отечеством. И все войны, направленные на защиту своей Родины, носят это гордое звание.

В 1812 году на Россию напал Наполеон с целью завоевать и поработить русский народ. Но ему это не удалось. В историю России война эта вошла как Отечественная война 1812 года. Естественно, что для Франции всё было иначе. Они и сейчас не поймут, почему войну назвали Отечественной, ведь для них она была завоевательной.

Вторая мировая война

В сентябре 1939 года, первого числа, фашистская Германия совместно со своими прихвостнями – Италией, Японией и некоторыми другими государствами – развязала мировой пожар, в котором приняли участие 1,7 миллиардов человек. Это практически восемьдесят процентов всего населения планеты. А непосредственно в армиях всех втянутых в этот ужас стран воевало почти сто десять миллионов человек.

В 1941 году Гитлер напал на Советский Союз. Именно так в те годы называлась наша Родина. И весь советский народ встал на защиту Отечества.

Со стороны фашистов это была захватническая война. Фашисты под предводительством Адольфа Гитлера не понимали, почему войну назвали Отечественной. Многие и сейчас спорят, доказывая, что это была акция по освобождению народов от коммунистического террора. Но на самом деле ни о каком освобождении не было и речи. Фашисты просто пытались провести новый раздел земель, поработить другие народы.

А вот наш народ вел освободительную борьбу, защищал свою Родину и другие страны. Теперь понятно, почему войну 1941-1945 назвали Отечественной? Хотя стоит хорошо усвоить, что название события зависит от того, с чьей точки зрения его рассматривать.

Вероломное нападение в 1941 году на Советский Союз

Хотя мировая война бушевала уже на земле, советский народ был уверен, что Гитлер не осмелится посягнуть на нашу Родину. Тем более что между Советским Союзом и Германией был заключён договор о ненападении.

Однако Гитлер подло нарушил его. В ночь с 21 на 22 июня отмечался выпускной бал у всех, кто закончил учёбу в школе. Никто и думать не мог, что именно на рассвете после такого замечательного праздника прогремят выстрелы, посыплются с неба бомбы, польётся кровь. И всё-таки это случилось. 22 июня 1941 года в четыре часа утра без предупреждения Германия совершила вероломное нападение и на Советский Союз. Сразу на огромном пространстве, от Карпатских гор и до Балтийского моря, фашистские войска пересекли границу нашей Родины.

Фашисты планировали уничтожить культуру огромной страны, а её народ превратить в рабов, который бы работали на Германию. Захватчики бомбили города и сёла, железные дороги и порты, аэродромы и вокзалы. Великое множество людей, в том числе детей, стариков и женщин, были убиты самым жестоким образов: заживо сожжены, закопаны, расстреляны, растерзаны.

Но народ не хотел сдаваться. Даже самые малые населённые пункты героически защищались. Множество красивых песен о подвигах неизвестных солдат придумали люди. «У незнакомого посёлка на безымянной высоте» сложили головы герои, память о которых будет жить в веках. Вот почему войну 1941-1945 назвали Отечественной. Ведь советский народ сражался за своё Отечество.

Война не игра, это смерть и боль…

Поиск ответа на вопрос о том, почему Великую Отечественную войну назвали «Отечественной», заставляет перенестись в те далёкие страшные годы. Не освобождение пришло на Советский Союз, а ужасный монстр под именем «фашизм», ненасытный и жестокий. Для него не было ничего святого.

Фашисты бесчинствовали на захваченных землях так, как будто сами никогда не были людьми. Огромная часть населения была вывезена и заключена в концентрационные лагеря. Там зверства захватчиков были особенно изощрёнными. У детей брали кровь для переливания раненым, людям прививали страшные болезни и наблюдали за ними. Даже пытались создать новое существо, которое было бы носителем человеческого гена и животного, используя для своих бесчеловечных опытов заключенных.

Не только Отечественная, но и Великая.

На фронт пошли не только мужчины призывного возраста. Добровольцы просто запрудили все пункты, которые занимались мобилизацией. Шли и пожилые люди, и совсем юные парнишки, и девушки. Немало было и почтенных старцев, и сопливых ребятишек. Этих-то поначалу сразу прогоняли домой, к мамке под подол. «Недолго этой войне проклятой быть!» — поговаривали все.

Однако после первых двух лет стало очевидно: конец этим ужасам придёт не скоро. И вспомнили все про стариков да ребятишек, которые так рвались в бой в начале войны. Теперь стало ясно, что каждая пара рук ценна. Встали мальчишки двенадцатилетние к станкам рядом с пожилыми мужиками и женщинами. Все вместе они работали по восемнадцать часов в сутки, выпуская боеприпасы и военную технику.

Так, сплотившись против фашизма, сумела очистить свои земли от фашистской холеры наша Родина. Но не остановилась Красная армия на достигнутом. До самого Берлина дошли советские танки, по пути освобождая и другие страны от фашистского ига. Великое дело совершила наша страна. Огромное количество людей спасла, самых разных национальностей и вероисповедания. Вот почему война названа Великой Отечественной.

Почему война 1812 года называется отечественной?

История | 1 — 4 классы

Почему война 1812 года называется отечественной?

f0

Война 1812 года с самого начала приняла характер общенародной — армии Наполеона к тому времени завоевали большую часть стран Европы, и на защиту своей Родины встала не только русская армия, но и простой русский народ, и дворянство, и духовенство.

Было организовано партизанское движение, оказавшее серьезное сопротивление продвижению французов.

Армия Кутузова, давшая противнику несколько показательных боев, пользовалась огромной поддержкой у народа, проявившего неслыханное мужество и единство в трудное для страны время.

По этим причинам война и получила название Отечественная.

f3

Почему война 1941 — 1945 годов получила название Великой Отечественной?

Почему война 1941 — 1945 годов получила название Великой Отечественной?

f4

Почему войну 1812 г?

Почему войну 1812 г.

f6

Почему война 1812 года получила название отечественной ?

Почему война 1812 года получила название отечественной ?

f2

Почему события 1812 года вошли в историю под названием Отечественной войны?

Почему события 1812 года вошли в историю под названием Отечественной войны?

f1

Войну 1812г называют отечественной войной?

Войну 1812г называют отечественной войной.

Как вы думаете какое значение имело то обстоятельство что война с Германией с самого начала была определена как отечественная?

f1

Как ты думаешь почему война 1941 1945 годов получила название великой отечественной?

Как ты думаешь почему война 1941 1945 годов получила название великой отечественной.

f3

Что ты знаешь об отечественной войне 1812года, о Великой Отечественной войне почему их назвали отечественными?

Что ты знаешь об отечественной войне 1812года, о Великой Отечественной войне почему их назвали отечественными.

f1

. В годы Великой Отечественной войны композитором С?

. В годы Великой Отечественной войны композитором С.

С. Прокофьевым по мотивам произведения, ставшего эпопеей другой Отечественной войны, была написана опера.

Как называлась эта опера?

f9

Отечественная война начала XIX века ( год )?

Отечественная война начала XIX века ( год ).

Великая Отечественная война ( год).

f9

Почему в истории Великой Отечественной войны 1941 год называют и трагическим и героическим?

Почему в истории Великой Отечественной войны 1941 год называют и трагическим и героическим?

Вы зашли на страницу вопроса Почему война 1812 года называется отечественной?, который относится к категории История. По уровню сложности вопрос соответствует учебной программе для учащихся 1 — 4 классов. В этой же категории вы найдете ответ и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют, создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Что такое Отечественная война

Отечественная война 1812 года — это война Российской империи с войсками под командованием французского императора Наполеона Бонапарта.

Война началась с нападения войск Наполеона на Российскую империю 12 июня (а по новому стилю 24 июня) 1812 года.

Закончилась отечественная война 14 (по новому стилю — 26) декабря 1812 года. Она длилась чуть более 6 месяцев.

Итогами стали не только поражение войск врага, но и крушение всей империи Наполеона и освобождение ряда европейских стран от его захватнической политики.

Российской армией руководили император Александр I (1777–1825), граф Михаил Илларионович Кутузов, граф Михаил Богданович Барклай де Толли и князь Пётр Иванович Багратион.

Отечественной эта война называется потому, что в борьбе с Наполеоном принимали участие не только войска, но и всё население. Люди собирались в партизанские отряды, организовывали народные ополчения.

Основные события

В войне выделяют два периода:

  1. С 12 (24) ию­ня по 5 (17) октября 1812 года — оборонительные действия российской армии, Смоленское сражение, Бородинское сражение, сдача Москвы.
  2. С 6 (18) октября по 14 (26) декабря 1812 года — контрнаступление российской армии, Тарутинское сражение, разгром врага под Березином.

10 июня 1812 года Наполеон объявляет войну России. 12 июня «Великая армия» Наполеона вторгается на территорию Российской империи с запада через реку Неман.

На западе у России были две армии: 1-ая и 2-ая Западные армии под командованием Барклая де Толли и Багратиона соответственно. Их общая численность составляла около 200 тысяч человек.

Из-за численного превосходства вражеских войск российская армия начала отступать, планируя вначале объединиться.

Наполеон, наоборот, хотел не дать российской армии объединиться и за два-три месяца дойти до Москвы. Взяв город, он хотел заставить Россию подписать выгодный Франции мирный договор.

Через четыре дня Наполеон с войсками берёт город Вильно (сейчас Вильнюс), а 8 июля (26 июня) входит в Минск.

Российская армия продолжает отступать, ведя арьергардные бои (часть войска, следующая позади главного войска (арьергард) вступает в бои с противником, чтобы задержать его, измотать и дать возможность основным силам отступить).

Смоленское сражение

Объединиться армиям удалось лишь под Смоленском, где произошли бои за город. Эти бои известны как Смоленское сражение, которое происходило 4–6 (16–18) августа 1812 года.

В результате сражения город был оставлен, русское войско продолжило отступать к Москве.

Но российской армии удалось добиться двух важных целей:

  1. План Наполеона о быстрой войне и захвате Москвы за один-два месяца был сорван. К тому же французская армия понесла значительные потери (14 тысяч человек).
  2. Французскому императору не удалось вынудить Российскую империю участвовать в сражении при абсолютно невыгодных для последней условиях.

Бородинское сражение

Александр I назначает графа Михаила Илларионовича Кутузова главнокомандующим. Кутузов решает дать Наполеону бой.

Местом боя было выбрано село Бородино (примерно в 116 км от Москвы по прямой). Поле, на котором произошло сражение, позволяло расположить российские войска таким образом, что они перекрывали Старую и Новую Смоленскую дороги, которые шли к Москве.

Сражение началось 26 августа (7 сентября) в 6 утра и продолжалось до наступления темноты того же дня.

Обе стороны понесли большие потери. И обе не смогли получить желаемое: остановить Наполеона русские войска не смогли, а враг, со своей стороны, не смог уничтожить российскую армию.

Вражеские потери насчитывают 50 тысяч человек, российские — 45 тысяч. В этом же сражении был смертельно ранен Багратион.

Из-за больших потерь Кутузов отдаёт приказ отступать к Москве.

Бородинское сражение, по мнению некоторых историков, имело большое значение. Оно заставило армию Наполеона усомниться в своих силах, их боевой дух упал. Стало понятно, что война затягивается.

А русский патриотичный дух, наоборот, окреп. Русский народ встаёт на защиту российской земли.

Активно формируются партизанские отряды и народные ополчения. Кутузов даже распорядился контролировать эти отряды для более слаженной борьбы.

Самым знаменитым партизанским движением был отряд под руководством Дениса Васильевича Давыдова.

Сдача Москвы и Тарутинский манёвр

1 (13) сентября 1812 года Кутузов принимает решение о сдаче Москвы. Российская армия и большинство жителей уходят из города.

2 (14) сентября армия Наполеона входит в пустой город.

Кутузов в это время совершает свой известный Тарутинский манёвр. Отступая на юго-запад от Москвы, он направляет часть армии во главе с генерал-лейтенантом Раевским по Рязанской дороге.

Сам же главнокомандующий резко поворачивает с Рязанской дороги на запад к Туле и Калуге. Французская армия потеряла армию Кутузова из вида и последовала за армией Раевского.

Кутузов же направляет армию на юг от Москвы к Подольску, а затем тайно отводит её чуть южнее к деревне Тарутино.

Такой хитрый и умный стратегический манёвр привёл к тому, что российская армия заняла выгодное положение. Путь на юг к ещё не разорённым землям врагу был перекрыт.

Кутузову удалось не только пополнить ряды своей армии, пополнить вооружение и продовольствие, но и наладить контакт с народными ополчениями и партизанскими отрядами.

Были созданы ещё две армии: 3-я Западная армия под руководством графа Тормасова и Дунайская армия под руководством адмирала Чичагова.

Контрнаступление российской армии

6 (18) октября 1812 года происходит Тарутинское сражение, которое ознаменовало контрнаступление российской армии.

7 (19) октября Наполеон оставляет Москву. Сражение под Малоярославецем показало Наполеону, что российские войска сильнее и лучше вооружены. Наполеон отдаёт приказ об отступлении.

Основные силы Наполеона вынуждены отступать по Старой Смоленской дороге, по которой вражеская армия и пришла. Дорога была разграблена: ни еды, ни тёплых вещей, ни оружия. Враг всё унёс при наступлении на Москву.

Французские войска пытаются изменить путь отступления, но около населённого пункта Чашникова вновь терпят поражение.

Финальное сражение Наполеона с российской армией происходит 26–29 (14–17) ноября 1812 года у города Борисова возле реки Березины.

Российская армия пытается окружить врага и не дать тому возможности спастись. Наполеону с частью армии удаётся переправиться через реку Березину, соорудив два моста. Позднее он отдаёт приказ сжечь мосты, чтобы затруднить преследование российской армии.

С одной стороны, это помогло ему сохранить хотя бы часть своей армии. С другой — все отставшие солдаты утонули при попытке переплыть реку или были взяты в плен.

14 (26) декабря российские войска занимают последние города, оккупированные врагом: Белосток и Брест-Литовск. Это означает конец Отечественной войны 1812 года и победу Российской империи.

Причины войны

Основной причиной послужило несогласие России с экономической политикой Наполеона и континентальной блокадой Англии, в частности.

С 1792 года Франция вела завоевательную политику. После поражения в русско-прусско-французской войне 1806–1807 гг. Российская империя вынуждена заключить Тильзитский мир с Францией.

Наполеон стремился сделать Французскую империю главенствующей в Европе. Своим главным врагом французский император считал Англию.

Поэтому по условиям Тильзитского мира Россия должна была разорвать с Англией все торговые и дипломатические отношения. Наполеон хотел, чтобы последней была объявлена континентальная блокада.

То есть все державы должны были прекратить с ней торговые отношения. Англия должна была потерять рынки сбыта и своё преимущество на море.

Запрещалось впускать в порты корабли, идущие под флагом Англии или её колоний. При входе кораблей в порты, принадлежащие Франции или дружественным ей государствам, весь груз изымался. А английские подданные становились военнопленными.

Для Российской империи Англия была одним из основных торговых партнёров. Условия Тильзитского мира крайне неблагоприятно сказывались на экономике империи и на благосостоянии её подданных.

В связи с этим Александр I издаёт Положение о нейтральной торговле на 1811 год. Документ разрешал вход нейтральных кораблей в порты России.

Помимо этого, с ввезённых товаров должны была уплачиваться пошлина. Так как многие французские товары пошлиной не облагались, то они объявлялись запрещёнными.

Наполеон воспринял это Положение как направленное против Франции и нарушающее условия мирного договора. Наполеон стал готовиться к войне с Россией.

Численность войск и потери

Несмотря на попытки Наполеона разобщить сильные державы, Российской империи в первой половине 1812 года удалось наладить отношения с Англией и Швецией. Россия подписывает с обеими державами союзнические соглашения. Так начинает образовываться антинаполеоновская коалиция.

Наполеон тем временем собирает «Великую армию», которая состояла из объединённых войск. Туда входили французские солдаты, а также итальянские, польские, австрийские, немецкие и др.

Их общая численность насчитывала почти 680 тысяч человек. Русская армия включала 622 тысячи человек.

Потери Наполеона составили 500 тысяч человек (была уничтожена почти вся его армия), российские потери — 300 тысяч человек.

Значение войны

Победа Российской империи в войне имела важные последствия:

  1. Независимость России от экономически невыгодных условий соглашений с Наполеоном.
  2. Крушение империи Наполеона и освобождение европейских стран от его насильственной политики.
  3. Российская империя участвует в заграничных походах 1813–1814 гг. с целью низвергнуть Наполеона. Возвращение участников этих военных походов из Европы на родину способствует зарождению движения декабристов.

Интересные факты

  1. После поражения Наполеона и его отречения от престола он был сослан на остров Эльбы. Тем не менее ему удаётся сбежать с острова и вернуться во Францию с небольшим отрядом.

Ему удалось снова вернуть себе власть. Этот период известен под названием «Сто дней» Наполеона. Фактически повторно он правил 95 дней: с 20 марта по 22 июня 1815 года.

Наполеон собирает армию, но терпит поражение от антифранцузской коалиции в битве при Ватерлоо (Бельгия) 18 июня 1815 года.

После этого он снова отрекается от власти. Наполеона ссылают на остров Святой Елены, где он умирает от рака желудка (по мнению некоторых историков — от отравления мышьяком).

  • Стремление российского народа дать бой Наполеону и изгнать его с территории России выразил в своём стихотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтов.
  • «Мы долго молча отступали,
    Досадно было, боя ждали,
    Ворчали старики:
    «Что ж мы? на зимние квартиры?
    Не смеют, что ли, командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки?».

    • про Декабристов
    • Крымскую войну с Османской империей
    • Смоленскую войну с Речью Посполитой

  • Рассказ о мастере золотые руки
  • Рассказ о малюте скуратове
  • Рассказ о любом растении тундры
  • Рассказ о любимом учителе моей мамы
  • Рассказ о листе березы