Русский язык
03.09.2021
Комментариев нет
Эпитет – поэтический прием, дающий слову определение или выражение, наподобие олицетворению. Используется в художественных текстах, иногда в поэтических и лирических произведениях.
Целью эпитета будет подчеркивание чего-то особенного, его особая выразительность, на что хочет обратить внимание автор.
Применение подобного художественного приема позволяет автору придать тонкости, глубины и выразительности тексту. С помощью эпитета обозначается творческий замысел автора (см. метонимия).
Простые и слитные эпитеты
- простые — присутствует одно прилагательное, эпитет к слову, например: шелковые кудри, глубокие глаза;
- слитные — у них два и более корня, воспринимаются как одно целое, например: чудно смешанный шум.
Существует такое понятие, как эпитет авторства, встречается реже остальных. Придает предложению уникальный смысл и дополнительную экспрессивность. Когда перед вами подобные тексты, начинаешь понимать, насколько сложное и широкое мировоззрение у писателя.
Наличие эпитетов в изложении дает ощущение особой смысловой глубины, которая наполнена иронией, горечью, сарказмом и недоумением.
Часто подобными приемами пользуются авторы при написании поэзии, пресс-релизов, эссе. Но в прозаическом творении можно также встретить подобные эффекты.
Виды эпитетов
В русском языке эпитет разделяют на три вида:
Общеязыковой
Норма литературных фраз. К слову “тишина” существует около 210 эпитетов: глухая, волнующая, гробовая, чуткая.
Общеязыковые эпитеты бывают:
- компаративными. Их применяют, чтобы сравнить и уподобить один объект к другому (собачий лай, медвежий взгляд, кошачье мурлыканье);
- антропоморфическими. В основе лежит перенос человеческих свойств и признаков предметов на явление природы, например: нежный ветерок, улыбчивое солнце, унылая берёзка;
- усилительно-тавтологическими. Повторяют и усиливают признаки объекта: мягкая вата, беззвучно в тишине, серьезная опасность.
Примеры эпитетов: жизнь пустынная, сладко писать, нежный голос, сладкий ветерок, гробовая тишина.
Народно-поэтический
Такие эпитеты появились благодаря устному народному творчеству. В основном, сохранен фольклорный колорит. В отличие от других они ограничены в сочетаемости: синяя река, оранжевое солнце, коричневый медведь.
Примеры: ясный месяц, чистое поле, живая вода, терем расписной, добрый молодец, жили-были, шел-шел.
Индивидуально-авторский
Редко встречающаяся смысловая ассоциация. В основном они не воспроизводятся, но обладают окказиональным характером, почти как архаизмы.
Примеры: шоколадное настроение, ромашковый смех, каменный гром, тучка золотая, утес великан, в пустыне чахлой.
Подобные сочетания не вписываются в рамки общелитературных норм, но создается эффект одушевления, усиливается выразительность.
Постоянный
Когда приемы употреблены в устойчивых фразах, например: тридевятое царство, добрый молодец. При написании художественной литературы авторы пользуются:
- оценочными эпитетами (невыносимая жара, утраченные чувства);
- описательными (уставшее сердце);
- эмоциональными (унылая осень, грустная пора).
Благодаря эпитетам художественная фраза становится выразительнее.
Как найти эпитеты в тексте?
Попробуем разобраться, что такое эпитеты в русском языке и как их распознать в письменном изложении? Они размещены сразу после определяемого слова.
Чтобы добиться глубины в рассказе и усилить конкретику звучания, авторы располагают эпитеты в вертикальном положении, то есть отрывают друг от друга. Известные русские поэты, при написании стихотворений, размещали их в конце строки. При чтении таких творений читатель ощущал таинственность.
Чтобы идентифицировать их в художественном произведении нужно помнить, что они выступают разной частью речи. Их используют в качестве прилагательного: золотой смех бубенчиков, загадочные звуки скрипки.
Также можно встретить в виде наречия, например: горячо молился. Нередко имеют вид существительного (вечер непослушания); числительного (третьи руки).
Для лаконичности высказывания можно использовать в качестве причастий и отглагольных прилагательных (что если я, задумчивый, ты можешь ли вернуться?), деепричастий.
Эпитеты в литературе
Что такое эпитет в литературе? Важный элемент, без которого невозможно обойтись при написании художественных работ. Чтобы написать увлекательный рассказ, который будет привлекать читателя, важно прибегать к таким приемам. Когда их в тексте много, это тоже плохо.
Когда определенный образ, предмет или явление описаны эпитетами, они станут выразительнее, хотя можно использовать неологизмы.
У них есть и другие цели, а именно:
- подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, который описан в изложении, например: голубое небо, дикое животное;
- пояснить и уточнить признак, который поможет отличить тот или иной предмет, например: листья лиловые, багряные, золотые;
- использоваться, как основа для создания чего-то комического, например. Авторы сочетают контрастные по значению слова: светлая брюнетка, яркая ночь;
- разрешить писателю выражать свое мнение к описываемому явлению;
- помочь воодушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
- создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
- сформировать у читателей свое мнение к происходящему, например: малый ученый, но педант;
Часто используют эпитеты в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они делают их живыми и увлекательными. Вызывают у читателей свои эмоции к тому, что происходит.
Можно с уверенностью утверждать, что без эпитетов литература полноценно не существовала бы.
Примеры эпитетов в литературе:
- Мармеладное настроение — А. П. Чехов.
- Вольное море — А. С. Пушкин.
- Скучный брег — А. С. Пушкин.
- Неприязненной стихии — А. П. Чехов
- Задумчивый и нежный мой край — С. А. Есенин.
- Равнодушно-желтым огнем — А. А. Ахматова.
- В глуши задремавшего бора — Н. М. Рубцов.
Эпитеты в метафоре
Кроме форм эпитетов, их разделяют по признакам:
- метафорические. В основе эпитета лежит такой художественный прием, как метафора, например: легкий зимний рисунок, осеннее золото, бесплодные березы;
- метонимические. Их цель — создать метонимическую суть предмету, например: березовый, веселый язык, ее горячая, царапающая тишина.
Если использовать такие приемы в своем рассказе, то читатель сможет сильнее и ярче воспринимать описанные предметы и явления. В быту, искусстве и художественной литературе эпитетам отдана важная роль.
Они способны не только придать речи выразительности и сделать ее понятной, но придать информативности. Каждая форма выступает дополнением, за текстовой информацией и эмоциями.
Эпитеты – традиция русского языка и культура нашего народа. Яркие примеры художественного приема встречаются в фольклоре и в литературе прошлых веков.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Интересное:
кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам
Присоединиться
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение олицетворения
Олицетворение — это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.
Чтобы понять, что такое олицетворение, рассмотрим примеры:
- «воет море» — мы знаем, что море не воет, но понимаем, что море издает сильный шум;
- «играло пианино» — пианино не может играть само по себе, но понятно, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист.
Корней Чуковский применял олицетворение в своем творчестве, например, в стихотворении «Мойдодыр». Тут и бешеная мочалка, и прыгающие брюки, и кривоногий и хромой умывальник:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Приведем еще примеры из нашей речи. Вспомните, как часто вы слышите такие фразы:
- финансы поют романсы,
- погода шепчет,
- время бежит,
- труба зовет.
С точки зрения логики эти фразы бессмысленны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, а труба звать. Тем не менее, мы понимаем смысл этих фраз.
В этом нам помогают исторические корни — в древности люди часто приписывали силам природы и предметам человеческие свойства. Это помогало им лучше понять окружающий мир.
Примеры олицетворения в литературе
С помощью олицетворения предметы словно оживают. Этот прием помогает нашему воображению рисовать более яркие картинки. Рассмотрим предложения с олицетворением из произведений известных авторов.
«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».
А. П. Чехов «Ванька»
«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты».
А. С. Пушкин «Пиковая дама»
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…».
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
«Но и теперь я не ушел от разъяренного моря: оно снова пустилось за мной вдогонку».
Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Примеры олицетворения в стихотворениях
Олицетворение — популярный прием и у поэтов. С помощью олицетворения можно представить, как идет туча, молчит озеро, рыдает птица, поют ручьи. А еще благодаря этому приему мы можем назвать утро радостным, а сердце мудрым.
И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Н. М. Рубцов «Во время грозы»
Над пучиной в полуденный час
Пляшут искры, и солнце лучится,
И рыдает молчанием глаз
Далеко залетевшая птица.
Н. С. Гумилев «Воспоминание»
…И бьют часы на башне дальней,
считает башня, и печальней
вдали другая вторит ей.
В. В. Набоков «Университетская поэма»
Когда ручьи поют романс
О непролазной грязи,
И вечер явно не про нас
Таинственен и черномаз.
В. Л. Пастернак «Весеннюю порою льда»
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Примеры олицетворения в рекламе
Примеры олицетворения мы видим не только в известных произведениях, но и в рекламе на уличных баннерах, по телевизору или на ютубе. Рекламщики уже давно используют яркие образы и оживляют товар для увеличения продаж.
Например, в серии роликов от M&M’s главные герои — конфеты Желтый и Красный — разговаривают друг с другом и ведут обычную человеческую жизнь.
А вот примеры слоганов с олицетворением:
- «Тefal всегда думает о нас!» (сковородки Тefal);
- «Желает вам осени без гриппа и простуд» (препарат «Анаферон»);
- «Обычная тушь никогда не зайдет так далеко» (тушь L`Oreal).
Разница между метафорой и олицетворением
Метафора и олицетворение — это приемы, которые построены на образности. Оба приема делают речь более живой и яркой. При этом олицетворение считается разновидностью метафоры.
В чем различие между этими двумя приемами:
- Метафора — это всегда завуалированное непрямое сравнение. А олицетворение — придание чему-то неживому (явлениям в природе, предметам) и животному миру человеческих качеств: характера, эмоций, движения.
Метафора: кот наплакал (так мало, как слез у котика).
Олицетворение: деревья обняли друг друга ветвями (действие, которое характерно для людей, применили к деревьям).
- В метафоре смысл нужно искать, а в олицетворении он всегда очевиден.
«Воля моя — кремень». Кремень — метафора. Нужно поразмышлять, что хотел сказать автор. Возможно, что воля крепкая и несгибаемая, как кремень.
«Зима недаром злится, прошла ее пора…». В этом случае автор использует олицетворение, он придает зиме качество человека — злость.
Разница между аллегорией и олицетворением
Иногда олицетворение путают с аллегорией, которая передает абстрактное понятие с помощью конкретного образа. Например, голубь — символ мира.
Однако олицетворение не всегда подразумевает аллегорию. Например, в строке «Горные вершины спят во тьме ночной» Лермонтов приписывает скалам способность спать, как живым существам, но аллегории здесь нет.
Иногда писатель может одновременно использовать и олицетворение, и аллегорию. Тогда объект с человеческими качествами становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении у паруса есть человеческие качества и он становится аллегорией мятежной души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М. Ю. Лермонтов
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 152-154.
УКМ «Школа России»
Раздел «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?
Я прочитала стихотворные произведения русских поэтов. Они объединены в один раздел потому, что их самих объединяет одна тема — природа, времена года.
2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.
Я читала во втором и третьем классах:
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза», «Листья».
А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
И. Бунин «Первый снег», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник».
Больше всего мне понравились стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» и «Чародейкою зимою».
3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.
«Здравствуй, гостья Зима!» — Иван Никитин.
«Лучше б снег да вьюгу…» — Афанасий Фет.
«Ещё в полях белеет снег…» — Фёдор Тютчев.
4. Расскажи о том, как один из поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы: Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль. Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры. Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?
Как А. Фет изображает природу в стихотворении «Весенний дождь»
Поэт описывает весну, дождь. Он использует эпитеты и сравнения: золотой, душистым, завеса. Эти слова помогают лучше представить картину начинающегося дождя. Также поэт использует олицетворение, придавая дождю способности живого существа: что-то подошло и барабанит. Это весёлое стихотворение, потому что поэту нравится дождь.
Как И. Бунин описывает природу в стихотворении «Листопад»
Поэт описывает золотую осень. Он использует яркие эпитеты и сравнения. Эпитеты позволяют ему передать всю красоту осенних красок, нарисовать картину терема, который он увидел. Также сравнение осени со вдовой позволяет поэту передать настроение, мы понимаем, что несмотря на всю красочность пейзажа, поэту немного грустно оттого, что эта красота очень скоротечна.
Вывод: каждый автор описывает природу с разными чувствами, ведь чувства выражают его внутренний мир, настроение. А у каждого человека оно своё.
5. Прочитай определение олицетворения. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?
«Месяц огненным шаром встаёт…» Это строки из стихотворения Ивана Никитина «В синем небе». Олицетворения здесь Встаёт и Обдаёт. Они помогают представить месяц и почувствовать красоту его появления на небе.
«Под ледяной своей корой ручей немеет». Это строки из стихотворения Евгения Баратынского «Где сладкий шёпот». Олицетворение здесь Немеет. Оно помогает представить замолкающий подо льдом ручей.
6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» состоит их двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковое ли оно? Окончания каких строк созвучны?
На письме стихотворная речь записывается в столбик, строками.
Стихотворение Тютчева состоит из двух частей — строф. В каждой по восемь строчек. Эта строфа называется восьмистишием.
Созвучны в строфах чётные и нечётные строки между собой. Такая рифма называется перекрёстной. Схематически её можно записать так: АВАВ.
7. Часто поэты делят свои стихотворения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё-таки разные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.
В упомянутом выше стихотворении Тютчева две строфы. В первой описана сама радуга, вторая посвящена её кратковременности. Строфы связаны между собой темой радуги, но говорят о разном.
Стихотворение И. Никитина «В синем небе» состоит из трёх строф, трёх четверостиший. В первом описывается вечер, во втором — ночь, в третьем поэт говорит о своих чувствах.
8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словами.
Рифма — это созвучные друг другу слова, которые находятся на конце стихотворных строк.
Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке, которое придает стихотворению музыкальность.
9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.
Тютчев «Ещё земли печален вид»: Почему поэт олицетворяет природу? — Ему она кажется живой.
Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Использует ли поэт олицетворение? — Да, он олицетворяет радугу.
Фет «Весенний дождь»: Сколько строф в стихотворении? — Три.
Фет «Бабочка»: Как поэт относится к бабочке? — Он любуется ею.
Баратынский «Весна»: Какие олицетворения использует поэт? — Ласкаясь облака, взревев река.
Баратынский «Где сладкий шёпот»: Сколько строф в этом стихотворении? — Одна.
Плещеев «Дети и птичка»: О каких временах года говорит поэт? — О весне и осени.
Никитин «В синем небе»: С чем сравнивает природу автор? — С храмом.
Некрасов «Школьник»: Кто разговаривает со школьником? — Возница, ямщик.
Некрасов «В зимние сумерки»: Почему няня не сердится на Сашу? — Девочка счастлива, на это невозможно сердиться.
Бунин «Листопад»: Что даёт стихотворению образ вдовы? — Он создаёт печальное настроение.
10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.
Я бы включила в этот раздел другие стихотворения русских поэтов о временах года.
Список произведений для раздела «Поэтическая тетрадь»
- А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
- Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза».
- А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
- И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
- И. Бунин «Первый снег», «Густой зелёный ельник».
- Н. Некрасов «Славная осень».
- С. Есенин «Поёт зима — аукает».
ÐеÑаÑоÑа и ÑзÑк: неÑколÑко Ñлов о книге С.Ð. ÐÑÑаÑа
07.11.2021
/
РедакÑиÑ
РеÑÐµÐ½Ð·Ð¸Ñ Ð½Ð° моногÑаÑиÑ
С.Ð. ÐÑÑаÑа «ÐеÑаÑоÑика ÑÑÑÑкой и белоÑÑÑÑкой поÑзии:
ÑекÑÑо-диÑкÑÑÑивнÑй аÑпекÑ.
â ÐозÑÑÑ: ÐÐÐУ им. Ð.Ð. ШамÑкина, 2020. â 322 Ñ.
РмеÑаÑоÑе пиÑали и пиÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ, ÑÑо один из наиболее ÑаÑÑоÑнÑÑ ÑакÑов ÑзÑка, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¹Ñи облаÑÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÐµÐµ изÑÑеннÑÑ, Ñлабо оÑвеÑеннÑÑ, до ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ¸Ð·Ð²ÐµÑÑнÑÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð¿ÑоблемаÑиÑнÑм. Ðднако С.Ð. ÐÑÑаÑÑ ÑÑо ÑдалоÑÑ. ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¶Ðµ? ÐÑвеÑим.
С одной ÑÑоÑонÑ, иÑÑледоваÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð» к меÑаÑоÑе Ñ ÑопоÑÑавиÑелÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий, пÑиÑем Ñ ÑавнÑÑ : ÑÑо ÑÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¸ белоÑÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑзиÑ. Ркниге пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð±Ð° ÑпиÑка Ñлов бÑквалÑно по ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑнкÑÑ, и здеÑÑ Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑÑ Ð¸ÑаемÑÑ Ð½Ð°ÑиÑанноÑÑÑÑ Ð°Ð²ÑоÑа моногÑаÑии. ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐаÑковÑкий и Янко ÐÑпала, ÐоÑÐ¸Ñ Ð¡Ð»ÑÑкий и Ð. Ðколава, Ð. ШеÑÐ½ÐµÑ Ð¸ Ð. Танк, ⦠и ⦠РобÑем ÑпиÑке оÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ñ 133Â Ð½Ð°Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑÑÑÑком и 114 â на белоÑÑÑÑком ÑзÑке, Ñо еÑÑÑ ÑÑо иÑÑледование вполне ÑеÑÑезное, оÑÑажаÑÑее ÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑаÑоÑиÑеÑкого пÑоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑноÑÑи в Ð¾Ð±Ð¾Ð¸Ñ ÑзÑÐºÐ°Ñ , пÑи ÑÑом Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑÑей наглÑдноÑÑи ÑаÑÑо пÑиводÑÑÑÑ ÑаблиÑÑ ÑооÑнеÑений, напÑимеÑ:
Тип маÑаÑоÑÑ | Ð ÑÑÑк. | ÐелоÑÑÑÑк. |
одноÑокÑÑÐ½Ð°Ñ | РдÑÑе / лÑнÑÑ Ð¿Ñилив незаÑейливÑÑ Ð¸ÑÑин (Ð. ÐÑ Ð¼Ð°Ð´Ñлина); Ð ÑÑжÑлÑм панÑиÑем пÑезÑенÑÑ / Я окован Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð´Ð¾ ног (Ð. ÐанделÑÑÑам); Ðо ÑелÑÑ Ð°ÑÐ¼Ð¸Ñ ÐºÑаÑок / Ñ Ñдожник / гнал в наÑÑÑпленÑе (Ð . РождеÑÑвенÑкий | ÐÑ , гÑÑа азбÑка жÑÑÑÑ, / ЯкÑÑ Ð· Ð²ÐµÐºÑ Ñ Ð²ÐµÐº Ð¼Ñ Ð²ÑÑÑм! (Ð. ÐакалÑ); ÐоÑга ÑлаÑÑ ÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼ / ÐÑн ÑÑÑбоÑ⦠(Ð . ÐаÑадÑлÑн); ÐеÑÑ Ð°Ñган Ð°Ñ ÑÑп. (Ð. ФÑлÑмонава); â¦Ð дÑÑ Ð¾Ñнай ÑоÑÐ±Ð°Ñ ÑÑ Ð²ÑладзiÑÑÑ Ñ Ñвех (Ð. ÐÑÑнак) |
многоÑокÑÑÐ½Ð°Ñ | Ðа небеÑном Ñинем блÑде / ÐÑлÑÑÑ ÑÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð¾Ð²Ñй дÑм (С. ÐÑенин); …Ñ Ð¿ÐµÑни бегÑÑей Ð²Ð¾Ð´Ñ / ÑÑа ÑÑбка â пÑипев (Ð. ÐкÑджава); Ðо миниÑÑÑам, по акÑÑÑам / жÑлÑой пÑÑÐºÐ¾Ñ Ñвоей / ÑолнÑе жаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾ÑÑÑом / по паÑкеÑÑ Ð¸Ð· лÑдей (Ð. ÐознеÑенÑкий) | ÐавабÑÑÑÑ Ñ Ð¶ÑÑнÑÐ²Ñ Ð³Ð°Ð¹ гÑÑÑÑ, / ÐазÑÑа ÑÑÑÑа ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÑмалоÑнÑ⦠(Ð. ÐакалÑ); ÐаÑÑ â Ñн гаÑÑÑÑ, / Як балÑÑÑ Ð³Ñзак / Ðа лобе абÑажанага наÑода (Ð . ÐаÑадÑлÑн); Ð ÑжаваÑÑÑ Ð²Ð¾Ð±Ð»Ð°Ðºi Ñнiзе плÑвÑÑÑ Ð°ÑÑÑавамi / Ðа ÑÑÑмнелÑм Ñжо акiÑне вÑÑÑÑÑiÑ Ð½ÑбÑÑ (Ð. ÐÑлевÑÑ) |
ÐÑ Ð¿Ñивели лиÑÑ Ð½ÐµÐ±Ð¾Ð»ÑÑой кÑÑок ÑопоÑÑавлений, а в книге Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾, ÑÑо позволÑÐµÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Ð¾ доказаÑелÑноÑÑи, аÑгÑменÑиÑованноÑÑи пÑоведÑннÑÑ ÑопоÑÑавлений.
С дÑÑгой ÑÑоÑонÑ, во-вÑоÑÑÑ , Ðовизна моногÑаÑии в Ñамой поÑÑановке пÑоблемÑ. ÐвÑÐ¾Ñ Ð¿ÑидеÑживаеÑÑÑ Ð²ÐµÑÑма ÑиÑокого Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð° к меÑаÑоÑе, доказÑваÑ, ÑÑо на меÑаÑоÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑопоÑÑавлениÑÑ Ð´ÐµÑжаÑÑÑ, ÑÑÑоÑÑÑÑ, ÑазвиваÑÑÑÑ ÑзÑки, как ÑÑÑÑкий, Ñак и белоÑÑÑÑкий.
Скажем здеÑÑ Ð¶Ðµ, ÑÑо ÑÑо â моногÑаÑиÑ, книга ÑпеÑиалÑнаÑ, напиÑÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ ÑпеÑиалиÑÑов, и ÑиÑаÑÑ ÐµÐµ не пÑоÑÑо. Ðбилие Ñамилий лингвиÑÑов даеÑÑÑ Ð±ÑквалÑно по ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ, но и без ниÑ
пиÑаÑÑ Ð¾ меÑаÑоÑе невозможно. Фамилии ÑопÑовождаÑÑÑÑ ÑиÑаÑией. СпоÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¿Ð¾ ÑазлиÑнÑм аÑпекÑам, и здеÑÑ Ð¿ÑиводÑÑÑÑ ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð· поÑзии, как ÑÑÑÑкой, Ñак и белоÑÑÑÑкой. ÐÑÑаÑи, в иÑоге авÑÐ¾Ñ Ð¿ÑиÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº вÑводÑ, ÑÑо в ÑÑÑÑкоÑзÑÑной поÑзии меÑаÑоÑиÑеÑкое обÑаÑение ÑвлÑеÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑиÑоким, Ñогда как в белоÑÑÑÑкой поÑзии на пеÑвое меÑÑо вÑводиÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»Ð°Ñ Ñодина, дом, меÑÑо ÑождениÑ, и говоÑиÑÑÑ Ð¾Ð± ÑÑом мило, Ñепло и ÑеÑдеÑно.
ЦиÑаÑиÑ⦠Ркниге Ð¼Ñ Ð²ÑÑÑеÑаем маÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ ÑиÑаÑ, коÑоÑÑе позволÑÑÑ Ð¿Ð¾-Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»ÑнÑÑÑ Ð½Ð° давно извеÑÑнÑе ÑÑÐ¸Ñ Ð¸. ÐÐ¾Ñ Ð¸Ð´ÐµÑ ÑÐ°Ð·Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ð¾Ð± авÑомеÑаÑоÑе. ЦиÑиÑÑеÑÑÑ Ð. Ðовиков: Ð´Ð»Ñ ÐознеÑенÑкого ÑÑо пÑием авÑопоÑÑÑеÑиÑованиÑ, лиÑиÑеÑкого ÑамопознаниÑ. Ðн ÑÑÐ°Ð²Ð½Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ñ Ð. ÐонÑо, Ðоголем, ÐÑÑкинÑм, Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð¾ÐºÐ¾Ð¹ женÑиной, Ñ Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑÑаÑоÑом гоÑÑиниÑÑ, Ñогда как Ð´Ð»Ñ ÐвÑÑÑенко авÑомеÑаÑоÑа â ÑÑо пÑием ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ñо СÑенÑкой РазинÑм, ÐÑÑкинÑм, декабÑиÑÑами, ÑÑÑоиÑелÑми ÐÑаÑÑкой ÐÐС⦠(Ñ. 188). ÐелаеÑÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо авÑомеÑаÑоÑа â ÑÑо пÑÑÑ Ð°Ð²ÑокоммÑникаÑии Ñеловека Ñ Ñамим Ñобой. Ðли Ñакое ÑÑвеÑждение: СÑ. вÑÑказаннÑÑ Ð.Ð. ÐÑÑзинÑм мÑÑÐ»Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо ÑекÑÑ Ð½Ðµ ÑвлÑеÑÑÑ Ð²ÑÑÑим ÑÑовнем ÑзÑка. ÐÑли пÑизнаÑÑ ÑемиоÑиÑноÑÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑÑ, Ñо именно кÑлÑÑÑÑа и ÑвлÑÐµÑ Ñобой его наивÑÑÑий ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ (Ñ. 61), а Ð²ÐµÐ´Ñ Ð½Ð° ÑÑой идее вÑÑÑÑаиваеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ из клÑÑевÑÑ Ð·Ð²ÐµÐ½Ñев моногÑаÑии СеÑÐ³ÐµÑ ÐÑÑаÑа. ÐейÑÑвиÑелÑно, ни Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð· Ñеноменов Ñлова не ÑдалоÑÑ Ð·Ð°ÑвиÑÑ Ð¾ Ñебе ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¾ÑÑÑимо, как ÑдалоÑÑ ÑÑо меÑаÑоÑе. ÐейÑÑвиÑелÑно, «ÑÐ»ÐµÐ´Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑизма» Ð¼Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ обнаÑÑживаем Ñам, где пÑиложила Ñвои ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¼ÐµÑаÑоÑа. Ðменно оÑÑÑда пÑивÑÑнÑе наÑÐµÐ¼Ñ ÑлÑÑ Ñ Ð²ÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑаÑоÑа гоÑода, меÑаÑоÑа Ñада, меÑаÑоÑа ÑанÑа.
ÐзомоÑÑизм меÑаÑоÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÐµÑ Ð¿ÑоÑледиÑÑ ÐµÐµ каÑеÑÑвеннÑе ÑвойÑÑва. ТекÑÑ Ð¸ меÑаÑоÑа как зеÑкало и оÑколок зеÑкала, â Ð²Ð¾Ñ Ð¾ Ñем Ð¿Ð¾Ð¹Ð´ÐµÑ ÑеÑÑ Ð´Ð°Ð»ÐµÐµ. РеÑка движеÑÑÑ Ð¸ не движеÑÑÑ⦠ÐеÑаÑоÑа и поÑÑиÑеÑкий ÑекÑÑ, меÑаÑоÑа и диалог, меÑаÑоÑа и Ñлово, меÑаÑоÑа и мÑÑление â и вÑе ÑÑи паÑаллели еÑÑÑ Ð¼ÐµÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð° к меÑаÑоÑе. ТекÑÑ â дейÑÑвиÑелÑноÑÑÑ, ÑекÑÑ â ÑзÑк, ÑекÑÑ â инÑеÑÑекÑÑ, ÑекÑÑ Ð² аÑпекÑе адÑеÑаÑии â ÑекÑÑ Ð² аÑпекÑе воÑпÑиÑÑиÑ⦠не много ли изомоÑÑизма? ÐеÑ, вÑе ÑÑи паÑаллели в книге С. ÐÑÑаÑа пÑоÑеÑÑиваÑÑÑÑ Ð¸ ÑиÑаÑами из ÑÑÑдов пÑедÑеÑÑвенников, и ÑÑÑлками на поÑÑиÑеÑкие ÑекÑÑÑ.
ÐонеÑно, конеÑно здеÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑÑ-Ñаки много ÑиÑаÑ, но они подводÑÑ Ðº главной мÑÑли, ÑÑо пÑоизведение â ÑÑо меÑаÑоÑа (С.Ð. ÐванÑк). ÐÑÑаÑи, в ÑабоÑе много Ñаз оÑмеÑаÑÑÑÑ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑого ÑÑеного («ÐеÑаÑоÑа и лиÑеÑаÑÑÑное пÑоизведение». ЧеÑновÑÑ, 1998. 252 Ñ.), как и иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² оÑноÑении белоÑÑÑÑкого ÑекÑÑа Ð.Ð. СÑаÑиÑенка («ÐбÑаз Ñеловека в белоÑÑÑÑком ÑзÑковом конÑинÑÑме». ÐинÑк, 2018, 292 Ñ.).
ÐÑак, Ñ ÑдожеÑÑвеннÑй ÑекÑÑ â ÑÑо меÑаÑоÑа дейÑÑвиÑелÑноÑÑи, а меÑаÑоÑа â ÑÑо инÑÑÑÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑноÑÑи ÑÑедÑÑвами Ñ ÑдожеÑÑвенного ÑекÑÑа. ÐнÑеÑеÑно анализиÑÑÑÑÑÑ Ð² моногÑаÑии ÑазлиÑнÑе Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð°ÑиммеÑÑии меÑаÑоÑиÑеÑкого обÑаза (Ðо ÑÑо поделаÑÑ Ñ ÑÑими глазами ÐÑÑокими, Ðогда они ÑлеÑÑÑ Ñ Ð»Ð¸Ñа Ðак лаÑÑоÑки. Ð. ÐÑаев), меÑаÑоÑико-ÑанÑаÑÑиÑеÑкие ÑекÑÑÑ, меÑаÑеалÑнÑе ÑекÑÑÑ (Ðадо жизни кÑвÑин жадно вÑпиÑÑ Ð´Ð¾ дна. Ð. ÐÑговÑкой. Ðебо, помеÑенное в звездÑ, â ноÑÑ. Ð. Ðданов). ÐеÑаÑеалÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ·Ð¸Ñ Ð¾ÑоÑмилаÑÑ Ð² ÑамоÑÑоÑÑелÑное ÑеÑение в 80-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ XX века, но ее коÑни ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð² поÑÐ·Ð¸Ñ Ð Ð¸Ð»Ñке, ÐалеÑи, ÐанделÑÑÑама.
ÐÑÑледÑÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑаÑоÑÑ, оÑвеÑаÑÑие векÑоÑам «Ñвое â ÑÑжое», «ÑÑжое â ÑÑждое», «ÑÑжое â Ñвое». ÐÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð½Ð° поÑледний векÑоÑ: ÐÑкÑÑв ÑÑавой набиÑÑй ÑоÑ, Скакал как лоÑадÑ, бегемоÑ, РзвеÑÑ, ÑÑдовиÑнÑй на взглÑд, С коÑаÑÑей моÑдой, а ÑÐ¾Ð³Ð°Ñ â Ðа ними (Ð. ÐÑмилев). Со вÑоÑой Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ñ XX века в ÑÑÑÑкой поÑзии пÑÐµÐ¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑика макÑималÑнÑÑ , коÑмиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑÑÑанÑÑв: ÐÑÑÑ Ð¿ÑоÑÑÑанÑÑво, где ÑакеÑÑ ÑÑавиÑÑ, ÐÑÑÑ Ð¿ÑоÑÑоÑ, в коÑоÑом Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ ÑмеÑÑÑ (С. ÐÑнÑев). ÐÐ°Ñ Ð·Ð°ÑÑавлÑÑÑ Ð¿ÑиÑлÑÑиваÑÑÑÑ Ðº ÑиÑÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÐµÐ·Ð´Ð° ÑÑÐ¸Ñ Ð¸: СкоÑÑй поезд, ÑкоÑÑй поезд, ÑкоÑÑй поезд! ТамбÑÑ Ð² ÑамбÑÑ, бÑÑÐµÑ Ð² бÑÑеÑ, дÑм об дÑм! Ð ÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¹ ÑелеÑÑ, в ÑжнÑй гоÑод, в ÑеплÑй поÑÑ, РпаÑÑажиÑÑким, гÑÑзовÑм и наливнÑм (С. ÐиÑÑанов). ФилологиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑеÑминологиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð»ÐµÐºÑика Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð² кÑÑг меÑаÑоÑизаÑии, пÑиÑем беÑÑÑÑÑ ÑакÑÑ, как из Ñодного, Ñак и из дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑзÑков. Рдалее идÑÑ: ÑзÑк â живой оÑганизм, ÑзÑк â гаÑÐ¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑодÑ, ÑзÑк â оÑÑжие. СколÑко меÑаÑоÑ! ÐоÑÐ·Ð¸Ñ â гÑанаÑа, взÑÑваÑÑÐ°Ñ Ð·Ð´ÑавÑй ÑмÑÑл (Ð. СлÑÑкий). Р«диалоги меÑаÑоÑ» â ÑколÑко здеÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ и инÑеÑеÑного! ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð¿ÑÑÑ ÑиÑиÑÑеÑÑÑ ÐаÑковÑкий, и ÑÑо замеÑаÑелÑно, поÑколÑÐºÑ Ð¿Ð¾ÑÐ·Ð¸Ñ ÐаÑковÑкого гениалÑна, а в наÑей ÑÑÑане ÑложилоÑÑ Ðº Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð½ÐµÑколÑко иÑониÑное оÑноÑение из-за ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð², пÑоÑлавлÑÑÑÐ¸Ñ Ðенина и ÑовеÑÑкий ÑÑÑой. Ð Ð²Ð¾Ñ ÑовÑеменное пÑоÑÑение меÑаÑоÑÑ Â«Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ â гоÑение»: ÐÑли ÑÑ â пÑовода, Ñо Ñ â ÑÑоллейбÑÑ. Ð£Ñ Ð²Ð°ÑÑÑÑ Ð·Ð° пÑовода ÑÑками долгими, бÑÐ´Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ Ð²Ñегда-вÑегда Ñвоими Ñоками (Ð . РождеÑÑвенÑкий). ÐолÑÑой инÑеÑÐµÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑÑÑ ÑпигÑаÑÑ: ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð² к белоÑÑÑÑким. ÐапÑимеÑ: ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ°Ð»Ð¸Ð½Ñ ÐаÑÐºÐµÐ²Ð¸Ñ Ð¿ÑедпоÑÐ»Ð°Ð½Ñ Ð² каÑеÑÑве ÑпигÑаÑа еÑенинÑкие ÑÑÑоки: Â«Ð¢Ð¸Ñ Ð¾ лÑеÑÑÑ Ñ ÐºÐ»ÐµÐ½Ð¾Ð² лиÑÑÑев медÑ».
ÐоногÑаÑÐ¸Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑна ÑпеÑиалиÑÑам, но и пÑи вÑбоÑоÑном ÑÑении она Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑоÑлÑжиÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑÑÑ ÑлÑжбÑ. ХоÑÑ Ð² книге ÑиÑÐ°Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾, но Ð¼Ñ Ð¾ÑмелимÑÑ Ð¿ÑивеÑÑи еÑе однÑ:  «ÐоÑÑ â наиболее ÑенÑиÑивнÑй, ÑÑÑконÑÑ Ð¸Ð¹, но и ÑамÑй зÑбкий Ð°Ð³ÐµÐ½Ñ Ð² ÑÑом миÑе ÑеÑи. ÐÑли ÑÑавниÑÑ ÑзÑк Ñ ÑÐ°Ñ Ð¼Ð°Ñами, Ñо пеÑками бÑдÑÑ Ð¶ÑÑналиÑÑÑ, ÑÑÑами â пÑозаики (Ñ Ð¸Ñ ÑпиÑеÑкой обÑÑоÑÑелÑноÑÑÑÑ Ð¸ неповоÑоÑливоÑÑÑÑ), полиÑики â конÑми (не знаеÑÑ, кÑда ÑвилÑÐ½ÐµÑ Ð¸ Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑÑвого коÑноÑзÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð¾ аÑоÑизма один Ñ Ð¾Ð´), поÑÑ â ÑеÑзем: он Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ, как ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð·Ð´ÑмаеÑÑÑ, он деÑзок, ÑазмаÑиÑÑ Ð¸ поÑÑи вÑеÑилен, но его Ð³Ð¸Ð±ÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑазиÑелÑно ÑказÑваеÑÑÑ Ð½Ð° вÑем баланÑе Ñил⦠ФÑнкÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑиÑеÑкого ÑзÑка не в гладенÑком пиÑÑме поÑомкам, но в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñаз заново знакомиÑÑ ÑеÑÑ Ð¸ Ñеловека, â в ÑÑде ÑзÑкового ÑамообновлениÑ» (Ð¤ÐµÐ´Ð¾Ñ ÐÑмоÑин. РеÑÑ Ð¿Ñо ÑеÑÑ // ÐнамÑ, 2007, â 10. С. 187). ЧиÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð¾Ð³ÑаÑиÑ, Ð¼Ñ Ð²Ñе болÑÑе ÑбеждаемÑÑ Ð² ÑпÑаведливоÑÑи Ñлов Ð. ÐÑодÑкого: «ÐоÑÑ â инÑÑÑÑÐ¼ÐµÐ½Ñ ÑзÑка».
ÐеÑа ХаÑÑенко