Спектакль «Лес» по пьесе русского драматурга Александра Островского в Театре молодёжи во Владивостоке поставили в юбилейный 75-й театральный сезон. Перед этим Театр представил зрителям пьесу о самом себе, основанную на воспоминаниях и документах, – рассказ о своей истории и людях, её создававших («Синяя птица», режиссёр Виталий Дьяченко). И вот второй спектакль нового сезона – и вновь разговор о людях театра, но уже с помощью сюжета, основанного на классической литературе. Классики, собственно, потому они и признаны таковыми, что через каждого персонажа могли показать людское в его безвременном широком контексте – раскрыть чувства, переживаемые человеком в любой из ситуаций, куда он, человек этот, попадал. Показать, как он проживал свои внутренние состояния, как действовал – раскрутить на страницах романа, повести или пьесы этакое «колесо сансары», круговорот чувств и их последствий в среде людского общества. А потомкам потом думай да осознавай.
Режиссёр Александр Огарёв из всех сюжетных линий островского «Леса» как главную вывел на поверхность линию театральную, вернее не так – он завёл разговор об актёрской судьбе, когда нет у человека сил противиться тяге к немыслимому для многих действу – проживать чужие судьбы, играя на сцене роль. С этого спектакль и начинается: со случайной встречи на дороге двух актёров, один идёт пешком из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду – трагик Несчастливцев (Павел Пятыров и Адисон Салахутдинов) и комик Счастливцев (Илья Апанаев). И рассказывает товарищу нищий Счастливцев, у которого в котомке только пара книг с пьесами, да прихваченные из театра бутафорские ордена, как пытался он устроиться в жизни сытой и размеренной в доме дядюшки своего: «Я было поправился и толстеть уже стал, да вдруг как-то за обедом приходит в голову мысль: не удавиться ли мне?». И сбежал из «благодеяния сытости» от греха подальше в судьбу, хоть и голодную, да свою – вольную.
Островский писал «Лес» как комедию. «Лес», поставленный на сцене Театра молодёжи режиссёром Александром Огарёвым, явная трагикомедия, с комедийными сложносочинёнными композициями, когда вроде и нет повода откровенно хохотать над шутками (хотя и этих моментов в спектакле предостаточно), но тебе весь спектакль смешно.
И здесь много любви – музыка, движения, танцы, предметы-символы, такие, как порхающие по сцене бабочки, которых перемещают мужчины, образом напоминающие рабочих этой же самой сцены. Вся созданная режиссёрскими, сценографическими (художник-постановщик Елена Ярочкина), актерскими силами обстановка и, конечно же, силами классика Александра Островского – текст-то его и сюжет его, хоть и перешитый в последовательности, погружает в негу любовных чувств, переживаний, надежд, разочарований, а вернее сказать, обычной человеческой жизни с её потребностью в любви и сопутствующему этому по шкале «от и до» всем набором чувствительности.
Куда ни глянь, жители поместья «Пеньки» и его окрестностей, а именно здесь оказываются герои-артисты, влюбляются и переплетаются: солидная возрастом помещица Гурмыжская, владелица «Пеньков» (Алёна Устюжина и Анастасия Федосеева) охотится на юного балбеса-недоучку Буланова (Игорь Сушков). Ради желания выйти замуж за юнца, вот тот самый лес она и вырубить-продать готова. А лес-то, пожалуй, символ. Остались у неё ещё деревья, она и продаёт, притом уже живя в недвусмысленном – «Пеньки». А кто и душу продаст, а попроще сказать «продаст себя с потрохами», помним же крик о помощи «спасите наши души», как обращал внимание сатирик, живущий значительно позднее Островского, не тела спасите (потроха). Как дальше будет жить Буланов, влюблённый в 20-тилетнюю Аксюшу, племянницу Гурмыжской? В конце спектакля пацана даже жаль становится, продал-сдал себя в аренду Гурмыжской, в мамы ему годящейся. А как продаёт-то! Ух! Но и показано недвусмысленно – будет пытаться компенсировать свою узенькую душу свалившейся на него перспективой богатства и власти. Что с того, что написан «Лес» да-а-а-вно – в 1870 году? Неужто картины времени сегодняшнего узнать во всем этом фарсе сложно.
Так вот о любви. Прелестна по решению линия Счастливцев – Улита – это ключница, наперсница Гурмыжской (Лариса Постернак). И подкатывающий к Улите Карп (Вадим Замараев). Веришь в искренность чувств Аксюши (Анна Шевелёва и Дарья Мухортова) и купеческого сына Петра (Денис Лашко и Сергей Рюмкин). Да и сам купец Восьмибратов (Николай Тарищук), гоняющийся за Гурмыжской в попытке выкупить у неё тот самый лес, «плывёт» по сцене в общем потоке, порой аки бабочка, подхваченная флюидами любви, взывая к увлечённой собственной любовными переживаниями Гурмыжской: «Ра-ис-а Пав-лов-на!». Хотя любит-то Восьмибратов её тысячные купюры и не желает, чтобы сын женился на бедной Аксюше, не получив за неё приличный куш приданого, как говорится, ничего личного – только бизнес.
Спектакль как бы поделён на две части. Вначале зритель просто смотрит историю, и вдруг пелена с глаз спадает, и ему недвусмысленно говорят: «Стоп, мотор! Всё есть театр». Этакий театр в театре, в котором, возможно (а как вы думаете?) мы сами же и живём. Каждый в своём. И можно переиначить известную всем крылатую фразу на «Всяк кузнец своей пьесы» (напомню оригинал «Всяк кузнец своего счастья»).
Пьеса «Лес» рекомендована к изучению в школе, об этом есть немало информации в Сети вплоть до плана разбора произведения в 10-м классе. Хотя оно и не было включено в обязательную школьную программу, поэтому далеко не всем удалось прочитать его в школьное время. Ознакомившись с пьесой в версии спектакля «Лес» (маркировка 16+) на сцене Приморского театра молодёжи, у меня возникло желание перечитать её в оригинале и не потому, что надо, как в школе по программе, а потому, что постановка вызывала живой интерес к этой самой классической литературе, которая, как показало время, в прямом смысле безвременна. Люди и общество могут меняться во внешней форме, в том числе и «технического прогресса», но суть человеческая неизменна во все времена.
Готовимся к уроку
Ученикам 8-х классов темы для сочинения-рассуждения по обществознанию:
Подсказка в написании |
Я считаю, что… Потому что …. Я могу доказать это на примере… Я делаю вывод…. |
- Кто не уважает себя – несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, — глуп.
- Самомнение – враг совершенствования.
- Чрезмерная уверенность в себе становится причиной больших бед.
- Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними.
- Своих надо любить и защищать при любых обстоятельствах.
- Закон суров, но это закон.
- Незнание закона не освобождает от ответственности.
- Чтобы быть свободным, надо подчиняться законам.
- Задуманное, хотя и неосуществимое преступление есть все же преступление.
- Одиночество – порой лучшее общество.
- Есть лишь одно страдание: быть одиноким.
- Кто не любит одиночества – тот не любит свободы.
- Встречают по одежке – провожают по уму.
- Хорошо одетый человек – это тот, на чью одежду вы не обращаете внимания.
- Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.
- Досуг бе духовных занятий – гибель для человека.
- Бестолковый отдых утомляет хуже работы.
- Незнание закона не освобождает от ответственности.
- Чтобы быть свободным, надо подчиняться законам.
- Задуманное, хотя и неосуществимое преступление есть все же преступление.
- Одиночество – порой лучшее общество.
- Есть лишь одно страдание: быть одиноким.
- Кто не любит одиночества – тот не любит свободы.
- Встречают по одежке – провожают по уму.
- Хорошо одетый человек – это тот, на чью одежду вы не обращаете внимания.
6 класс. Обществознание.
Задание по теме «Деятельность» (скачать)
8 класс:
Работа с контурной картой.
Ребята, предлагаю задание на работу с контурной картой. Сохраните и распечатайте карту.
На контурной карте необходимо отметить:
1. Москва, Санкт-Петербург, Нарва, Полтава, Лесная, мыс Гангут, остров Гренгам, балтийское и Черное моря, Азов. Таганрог.
2. Места сражений Северной войны отметить значком «Х»
3. Закрасить территории, отошедшие к России по Ништадтскому миру.
Тема «Английские колонии в Северной Америке»
Посмотрите видеоролик. Ответьте на вопросы.
Словарь терминов: |
Пуритане, ассамблеи, Губернатор, Колония, мануфактура, Ирокезы |
1. Как заселялась северная Америка?
2. Где и когда основано первое поселение?
3. Сколько штатов было вначале?
4. Почему и откуда люди приезжали в Северную Америку?
5. Что такое «Мэйфлауэр»?
6. Кто такие «отцы-пилигриммы»?
7. Мэйфлауэрское соглашение: его содержание и значение.
8. Основные занятия пуритан?
9. Как складывались отношения с местным населением?
10. День благодарения: как произошел этот праздник?
11. Сколько было образовано колоний? В какой было наиболее успешное развитие? Какой горд стал центром развития?
12. Главная рабочая сила в Северной Америке? Кто становился рабами?
13. основные занятия в северных, южных, среднеатлантических колониях?
14. В каком веке колонии объединились?
15. Как возник американский язык?
16. Как управлялись колонии?
17. Жизненный уклад и социальные нормы американского общества?
7 класс:
Задание по обществознанию для 7А и 7В класса.
Выполнить задание письменно в тетради.
Параграф 8.
- Что такое школьный класс?
- Какие виды отношений бывают в школьном классе?
- Что такое микрогруппы в классе?
- Нарисуйте свой класс в виде дома, где много окно. В каком окне находитесь вы, где находятся ваши друзья?
- В Интернете найти высказывания ученых, философов про школьный класс; стихи про школьный класс.
- Почему важно учиться в дружном классе? (порассуждайте)
9 класс:
1. Таблица «Политические партии России в начале 20 века» (скачать)
2. Базовые листы контроля по 20 веку (скачать)
3. «Как подготовить презентацию для вступительного испытания по обществознанию» (демонстрационная презентация с правилами оформления) (скачать)
4. Вопросы к зачету по теме «Великая Отечественная война» (скачать)
5. Конспект по теме «Великая Отечественная война» (скачать)
7 класс: Подготовка к итоговой контрольной работе. (скачать)
Дорогие ребята! Я предлагаю вам выполнить следующие задания: составить рассказ из предложенных словосочетаний. Свои работы вы можете написать в Гостевой книге , отправить мне на почту alexandrova.kate2013@yandex.ru или принести в тетради на урок.
6 класс.
Ахмат, возобновить выход, «как быть: мир или военный поход?», 1480 год, «на противоположных берегах», ордынское владычество, заступники Руси, «воедино русские земли», Россия.
7 класс.
Немецкая принцесса, Петр III, 1762 год, в духе «просвещенного абсолютизма», Наказ, созвала депутатов, секуляризация, «золотой век русского дворянства», великая императрица, Петр I.
8 класс.
Составьте рассказ.
Александр III, русский мужик, контрреформы, крестьяне, «ежовые рукавицы», Российская империя, Дворянский банк , «православие, самодержавие, народность».
Задания к параграфу 29-30.
1. Рассмотрите основные положения крестьянской реформы Александра III. В чем заключался смысл Закона о переселениях, зачем и когда был создан Крестьянский банк. Сделайте свои выводы о реформе. Она противоречила реформе об отмене крепостного права?
2. Рассмотрите реформу Рабочего законодательства. Когда она была проведена, что вводилось? Почему вопрос о рабочих стал актуальным? Можно ли считать эту реформу продолжением реформ Александра II
3. Рассмотрите политику в области просвещения и печати. Что значит взять студентов в «ежовые рукавицы»? Когда и что такое циркуляр «О кухаркиных детях»? Расскажите о «чистке» библиотек (когда, почему). Эта реформа отменяла введения Александра II о народном просвещении?
4. Рассмотрите реформу по укреплению дворянства. Зачем и когда был открыт Дворянский банк? Кто теперь занимал «первенствующее место» в суде, местном самоуправлении? Это отменяло или продолжало политику Александра II?
5. Рассмотрите религиозную политику Александра III. Как он относился к представителям других религий? Как он относился к евреям?
Семинар «Мифы и правда о Лютере и его богословии» прошел в Ульяновске с 19 по 21 марта. Докладчиком семинара выступил ректор Теологической семинарии ЕЛЦ, доктор богословия, пастор Антон Тихомиров. От Самарской общины в семинаре приняли участие проповедник Алексей Попов, прихожане Наталья Попова и Андрей Калашников.
В первый день семинара участники разбирали бытовую, гео-политическую, экономическую ситуацию в Европе XV-XVI веков, время когда родился и жил Мартин Лютер. Идея реформы и реформаторства была общей идеей той эпохи, которая проникала буквально во все сферы жизни и особенно в вопросы церкви.
Следующий день семинара был посвящен личности Мартина Лютера, истории его семьи, становлению его как богослова и реформатора, его заслугам. Мы все узнали много нового, как о той эпохе, так и о самом Мартине Лютере, его учениках, сподвижниках и противниках. Название семинара не случайно включало в себя слово «мифы». Так мы с удивлением можем предполагать, что многие факты из биографии Лютера, скорее всего, являются легендами.
Но главным содержанием семинара стали духовные размышления о спасении, прощении грехов и роли Священного Писания. На примере жизни, духовных поисков, ошибок и открытий Лютера слушатели семинара смогли снова почувствовать, что Божья любовь и прощение – это великое чудо.
Антон Владимирович вел семинар в форме открытой дискуссии, поэтому обсуждения и споры между участниками были достаточно острыми и живыми.
Семинар завершился 21 марта воскресным богослужением в церкви Св. Марии г. Ульяновска.
Хочется поблагодарить Антона Владимировича Тихомирова за увлекательную и духовную лекцию, полную открытий, а так же Ульяновскую общину и пропста Владимира Проворова за теплоту и гостеприимство!
Валерия ИВАНОВА
Аспирантка кафедры философии Самарского университета, выпускница филологического факультета СамГУ и СМУ имени Д. Г. Шаталова.
Прошло пять столетий с далекого дня, когда Мартин Лютер написал 95 тезисов – «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций», – в которых подверг критике практику отпущения грехов за денежную плату, эксклюзивные права на то римского папы, утвердил Священное Писание как единственный авторитет, запустив тем самым процесс рождения нового направления христианства.
Реформация и ее последствия
Взимание платы за отпущение грехов, возможность вызволения грешной души из чистилища, бездумно-фанатичное поклонение святым, иконам, реликвиям – по сути, людям и вещам – таким виделся молодому доктору богословия средневековый институт католической церкви. Почему церковь не должна подчиняться светской власти? Почему она должна быть дорогой? Почему можно купить прощение?
Читать далее 500 лет Реформации→
500 лет назад – в эпоху позднего средневековья, в германоязычном пространстве происходили изменения, которые глубоко повлияли на весь ход мировой истории.
Позднее Средневековье — это время Ренессанса, время великих людей, как например, художник и ученый Леонардо да Винчи или историк и политический философ Никколо Макиавелли. Рядом с такими современниками обновленчество Мартина Лютера находилось в тесной взаимосвязи с различными формами благочестия, богословия и культуры позднего Средневековья.
Реформация – это международное событие, открытое всему миру, которое способствовало развитию нового мышления, рождению новой этики, экономическим преобразованиям, политическим и культурным изменениям:
- развитие идеи свободы совести человека;
- развитие представлений о политическом равенстве через провозглашение духовного равенства;
- переосмысление концепции социального и политического участия. Понимание человека какавтономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, что подготовило почву для идеи прав человека;
- понимание профессиональной деятельности человека, как добросовестное исполнение своих обязанностей. Труд воспринимается как один из видов служения Богу.
- возникновение новой этики — этики протестантизма,отличавшейся простотой в отношениях между людьми, проповедью ограничения собственных потребностей, отрицательным отношением к роскоши, расточительности, праздности, запрет на задержку заработной платы, запрет на издевательство и господство начальства над подчиненными, честное отношение к клиентам и партнерам через стремление к высокому качеству товаров и услуг, ограничение рабочего дня и рабочей недели. Трудовая этика имеет библейские корни;
- смена старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические: стремление к экономии, отказ от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало развитию производства и торговли;
- развитие капитализма благодаря идее независимости светского государства от церкви;
- развитие языка, новых направлений в музыке и изобразительном искусстве:
- возникновение нового направления в христианстве – протестантизм;
- кардинальные изменения в системе образования. Необходимость самостоятельного чтения и изучения Библии привело к распространению грамотности. Образование становится доступным и необходимым.
The Lutheran Quarterly опубликовал несколько эссе, посвященных 500-летнему юбилею, одно из которых — » Источники за и против публикации 95 тезисов» Фолькера Леппина и Тимоти Венгерта «.
Основным источником рассказа о закреплении тезисов является предисловие к изданию латинских сочинений Лютера, написанное Филиппом Меланхтоном вскоре после смерти Лютера в 1546 году. В нем Меланхтон, очень близкий друг и доверенное лицо Лютера, говорит:
Лютер, жаждущий изучения благочестия и возмущенный нечестивыми и гнусными проповедями Тецеля, опубликовал предложения относительно индульгенций, которые сохранились в первом томе его сочинений, и публично разместил их в церкви, которая находится рядом с Виттенбергским замком, накануне Рождества Христова. праздник Всех Святых в 1517 году.
Меланхтон имел обыкновение при написании писем указывать не только дату написания, но и что-то особенное об этой дате в истории или Священных Писаниях (как предполагалось в то время). Он ссылается на то, что 31 октября было вывешено тезисы в церкви, как это произошло в этот день в письмах, которые он написал в 1552, 1553, 1554, 1555, 1558 и 1559 годах (он умер в 1560 году).
Ясно, что Меланхтон считал это знаменательным и знаменательным событием, заслуживающим памяти, и что оно произошло 31 октября 1517 года.
Однако Меланхтон прибыл в Виттенберг только в августе 1518 года, поэтому в то время он не мог быть очевидцем или причастен к этому напрямую. Тем не менее он был близок с Лютером и очень с ним сотрудничал, поэтому можно было ожидать, что он узнает об этом.
Отдельно есть заметка Георга Рорера , другого близкого сотрудника Лютера, который задокументировал большую часть работы Лютера, в конце книги, опубликованной спустя некоторое время после 1540 года, в которой говорится, что 31 октября 1517 года тезисы были опубликованы на дверях церкви (обратите внимание на множественное число).
Это также письмо, написанное в конце 1540-х годов Георгом Майором , который был певчим в замковой церкви в 1517 году, а затем сам стал профессором, говоря, что он был очевидцем этого события.
Однако были подняты вопросы о том, действительно ли записка была написана Рорером, и почему певчий, ставший профессором, вообще запомнил такое относительно приземленное событие, поскольку люди, прикрепляющие записки к двери, не были чем-то необычным, и тогда он не мог знать. он видел основополагающий момент в истории, который так взволновал бы будущие поколения. Утверждалось, что на него, возможно, повлияла версия Меланхтона.
Даже если бы записка Рорера была подлинной, он мог просто предположить, что именно это произошло, поскольку Устав университета (1508 г.) требовал, чтобы уведомление об академических диспутах направлялось путем прикрепления извещений к дверям всех церквей в Виттенберге (хотя он мог спросил Лютер). Академические диспуты по самым разным вопросам были неотъемлемой частью университетской жизни, и предлагать споры для обсуждения было не столько привилегией профессора, сколько обязанностью. Прикрепит ли он их к дверям лично или попросит об этом сотрудника университета — другой вопрос.
До середины 20 века версия Меланхтона просто принималась. В 1959 году историк Ганс Фольц предположил, что тезисы могли быть отправлены только избранной группе 31 октября и опубликованы несколько позже. Затем римско-католический историк Ирвин Изерлох указал, что нет никаких записей, что Лютер когда-либо упоминал о размещении тезисов на дверях церкви, и предложил идею о том, что Лютер никогда не публиковал свои тезисы на дверях, но что это было более поздним недоразумением Меланхтона. . Накануне 450-летнего юбилея это оказалось спорным.
Один из вопросов здесь заключается в том, имел ли Лютер намерение начать формальный местный академический диспут, позволяя другим писать, если он живет на расстоянии, или же он на самом деле делал что-то другое. Обычно академический диспут должен был состояться в течение недели, и нет никаких записей о том, что какой-либо такой диспут действительно имел место. Лютер в письме сказал, что имел в виду только послать их нескольким людям для комментариев в контексте объяснения, почему он не послал копию кому-то конкретному. Это может указывать на то, что на том этапе он не собирался публиковаться даже в Виттенберге.
Оговорки Лютера по поводу индульгенций были уже известны в Виттенберге. Ранее он проповедовал о них. По крайней мере, что касается Тецеля , власти Виттенберга были едины в том, что считали его серьезной угрозой. Курфюрст Фридрихсобрала очень большую коллекцию реликвий, которые дважды в год выставлялись в Замковой церкви за плату. Это было в День Всех Святых и Низкий понедельник (9-й день Пасхи). Одновременное поклонение такому большому количеству реликвий принесло огромную пользу в снятии временных наказаний за грех, оставшийся после покаяния, исповеди и отпущения грехов. Реликвий было так много, что, говорят, поклоняться им вместе было равносильно покаянию в течение 1 902 202 года и 270 дней. Фредерик вложил много денег в накопление реликвий с намерением обеспечить источник дохода для университета, который он основал в Виттенберге. Виттенберг очень хорошо справился с паломниками, которые дважды в год приезжали посмотреть реликвии, и местные жители понимали религиозный императив покаяния.исповедуйтесь и получите отпущение грехов перед их просмотром.
Продажа индульгенций на территории курфюрста Фридриха была запрещена. Тем не менее местные жители могли перебраться через границу, чтобы купить их, возвращаясь, чтобы сообщить Лютеру и другому местному духовенству, что им больше не нужно каяться. Мало того, что Тецель и его соратники развращали местных жителей, паломникам из других мест больше не нужно было приезжать в Виттенберг, чтобы увидеть реликвии. Зачем ходить к реликвиям, если можно было купить полное прощение у Тецеля или его соратников? Хотя реформы Лютера в конечном итоге привели к прекращению выставки реликвий в 1522 году, в 1517 году именно Тецель, а не Лютер, нанес ущерб потоку доходов от выставки реликвий Виттенберга. Что-нибудь против Тецеля и продажииндульгенций — это именно то, что власти Виттенберга хотели услышать. Дата 31 октября не была случайной.
Независимо от того, намеревался ли Лютер опубликовать свои тезисы в Виттенберге, в течение нескольких недель они «стали вирусными», были напечатаны и распространены по всей Германии и даже за ее пределами. Многие были обеспокоены суммой денег, уезжающих из Германии в Рим (и в другие места), и слишком стремились увидеть религиозные возражения против этой практики. Лютер сказал, что был удивлен такой реакцией.
Если бы Лютер лично прикрепил тезисы к двери, это, возможно, само по себе не казалось бы принципиально важным, а просто выполняло университетское правило. Идея о маленьком монахе, отважно подходящем к двери и выкладывающем свои тезисы к немедленному осуждению всей церкви, является мифом, но выполнил он или не выполнил университетские правила (если они относились к тому, чем он занимался), непознаваемый.
Леппин и Венгерт заключают, что:
Если отбросить эмоции и иконографию, связанную с этим спором, становится ясно, что есть одинаково веские аргументы за и против публикации тезисов. Это исторически интересный, но в конечном итоге неразрешимый вопрос.
и
Независимо от того, были опубликованы тезисы или нет, Реформация не теряет своего исторического значения.
Закрепление тезисов продолжает оставаться популярной темой, как на этом баннере в Великобритании.
.
19 мая исполняется 96 лет со дня рождения Малкольма Икса. Plus-one.ru напоминает историю черного расиста, который называл белых «дьяволами» и призывал создать в Америке отдельное государство для афроамериканцев. Позднее он смягчил свои взгляды — и был убит бывшими единомышленниками.
Малкольм Икс показывает газету толпе во время митинга чернокожих мусульман в Нью-Йорке 6 августа 1963 года
Фото: AP
В «Автобиографии» Малкольм Икс называл свое детство «кошмаром». Он родился в 1925 году в Омахе, штат Небраска, в семье баптистского проповедника Эрла Литтла, активного сторонника панафриканизма. «Садами Эдема» он называл Африку, а «встречу с Господом» связывал с обретением темнокожими силы и достоинства. Эрл Литтл призывал своих прихожан испытывать гордость за свою расу и быть готовыми дать белым отпор.
Семье поступали угрозы со стороны «Ку-клукс-клана», из-за чего ей пришлось дважды сменить место жительства. В 1929 году дом Литтлов в Лансинге, штат Мичиган, сожгли члены «Черного легиона» (одна из отколовшихся от «Ку-клукс-клана» организаций), а двумя годами позже Эрла нашли мертвым на трамвайных путях. Оба инцидента полиция сочла «несчастными случаями». При этом после поджога пожарные не поехали к дому Литтлов, дав ему сгореть дотла. Во втором случае радикалы из «Черного легиона» избили проповедника до смерти и только потом бросили на пути.
Вдова Эрла — Луиза Литтл — в 1938 году пережила нервный срыв и попала в психиатрическую лечебницу. В ней она провела 24 года. Детей разделили и раздали в приемные семьи.
Литтл-младший хорошо учился в школе и мечтал стать юристом. Но однажды белый учитель прямо сказал ему: чернокожий может рассчитывать в лучшем случае на карьеру плотника.
После этого Малкольм решил, что мир белых не способен дать место целеустремленному афроамериканскому юноше, какими бы талантами тот ни обладал. Он бросил школу и жил случайными подработками. Когда США вступили во Вторую мировую войну, его признали «психически непригодным» к воинской службе: он заявил, что перейдет на сторону японцев, чтобы убивать белых.
Малкольм долгое время жил в Бостоне. В 1943 году работа официантом в поезде дальнего следования привела его в нью-йоркский Гарлем. Там он промышлял кражами, грабежами, рэкетом и сутенерством.
У Малкольма была кличка «Детройтский рыжий» (за цвет волос, унаследованный от деда по матери, шотландца). В 1946-м он вернулся в Бостон, где вместе с подельниками стал грабить дома богатых белых. Там же его арестовали и приговорили к 10 годам заключения, с возможностью сокращения до 8-ми.
Малкольм Литтл (позже — Малкольм Икс), 25 лет
Фото: Aljazeera America
В тюрьме Малкольм познакомился с Джоном Элтоном Бембри. Этот афроамериканец благодаря изысканной манере общения, дипломатичности и остроумию пользовался авторитетом среди сокамерников и уважением со стороны надзирателей. Под влиянием Бембри Малкольм занялся самообучением и большую часть свободного времени читал.
В 1948 году из переписки со своими братьями Реджинальдом и Филбертом Малкольм узнал о «Нации ислама» — набиравшем популярность среди афроамериканцев религиозном движении. Программа «черных мусульман» призывала к созданию отдельного государства афроамериканцев и основывалась на убеждении, что черные были избранным народом Аллаха. Все многообразие христианских конфессий ассоциировалось у сторонников «Нации ислама» с белыми угнетателями.
Малкольм бросил курить, отказался от алкоголя, азартных игр и свинины, стал проводить много времени в молитвах и размышлениях о своей предшествующей жизни.
Завязав переписку с лидером «Нации ислама» Элайджей Мухаммедом и другими членами организации, он стал подписываться «Малкольм Икс», отказавшись от фамилии «Литтл», которую дали его предкам белые-рабовладельцы. В августе 1952 года он был условно-досрочно освобожден из тюрьмы и посетил Элайджу в Чикаго. На следующий год Малкольм получил должность помощника священника в Первом храме «Нации ислама» в Детройте. Так началась его религиозно-политическая карьера.
Малкольм Икс во время паломничества в Мекку в апреле 1964 года
Фото: wisconsinmuslimjournal.org
К началу 1960-х годов численность сторонников «Нации ислама» достигала 75 тыc. и продолжала расти. Большой вклад в это внес Малкольм Икс, который быстро стал лицом и одним из лидеров организации. Его выдающиеся ораторские навыки и харизма буквально притягивали к себе людей — на его проповеди приходили сотни, а затем и тысячи афроамериканцев, не желавших «мирно неповиноваться», «подставлять другую щеку» или «интегрироваться» с белыми, как предлагали борцы за гражданские права. Среди тех, кого Икс привлек в ряды организации, был молодой Кассиус Клей, впоследствии сменивший имя на «Мухаммед Али», — один из самых известных боксеров в истории.
Речь Малкольма Икса о полицейской жестокости
Благодаря усилиям Икса всего за несколько лет у организации появились новые храмы в крупнейших городах Массачусетса, Коннектикута и Джорджии, а сам он был избран предстоятелем храма в Гарлеме. Но переломный момент наступил в 1957 году. Двое гарлемских полицейских избили одного из членов «Нации ислама» за то, что тот вступился за афроамериканца, подвергшегося жесткому аресту. Обоим требовалась медпомощь, однако их просто заперли в полицейском участке. Малкольм Икс организовал четырехтысячный пикет и договорился о перемещении пострадавших в местную больницу. После чего по его сигналу живое оцепление из последователей «Нации ислама» быстро рассредоточилось по окрестным переулкам и смешалось с прохожими.
Впоследствии суд отказался вменить полицейским в вину избиение двух черных, однако благодаря этому инциденту о Малкольме Иксе и его организации узнала вся страна. Полицейские заявляли, что «никто не должен обладать столь большой властью». О «Нации ислама» заговорило все американское общество.
После этого случая в движение стали внедряться тайные агенты полиции, а ФБР установило за Малкольмом наблюдение. Досье на него было составлено еще в 1950-м — тогда Икс, находясь в тюрьме, отправил на имя президента Гарри Трумэна письмо, в котором осудил войну в Корее и объявил себя коммунистом. Поэтому Бюро усматривало в стремительном росте «Нации ислама» «красный след».
Речь Малкольма Икса «Демократия — это лицемерие»
К концу 1950-х Малкольм стал политической величиной. В 1959-м он посетил Объединенную Арабскую Республику (союз Сирии и Египта), Судан, Нигерию и Гану. Местным СМИ он давал интервью как представитель «Нации ислама» и «американской диаспоры» африканцев.
Тогда же Малкольм взял новое имя — Хаджи Малик Аль-Шабазз. Впрочем, в СМИ его по-прежнему именовали Малкольмом Икс.
Малкольм Икс дает интервью журналистам
Фото: Herman Hiller / World Telegram staff photographer
В ноябре 1963 года был убит президент Джон Кеннеди. В интервью The New York Times Малкольм прокомментировал трагедию словами «Цыплята возвращаются на насест». Эта фраза шокировала общественность. Фактически он сказал: «За что боролись, на то и напоролись», или «Что посеешь, то и пожнешь».
В продолжение своей мысли Малкольм вспомнил недавние убийства премьер-министра Конго Патриса Лумумбы, активиста движения за гражданские права Медгара Эверса и взрывы в церкви Бирмингема, штат Алабама, при которых погибли несколько афроамериканских детей.
«Нация ислама» публично осудила высказывание Икса. Его на три месяца отстранили от публичных выступлений, а по истечении этого срока, в марте 1964-го, Малкольм покинул ряды организации.
Инцидент со скандальным комментарием стал финальным эпизодом давнего и вялотекущего конфликта между Иксом и главой движения Элайджей Мухаммедом, напуганным стремительным ростом популярности своего подчиненного.
Сам Малкольм Икс к тому времени обрел известность, влияние и амбиции. Он изучил жизнь темнокожего населения других стран и пообщался с их лидерами. Как политической фигуре ему стало тесно в рамках расистской риторики «Нации ислама».
Покинув эту структуру, он выразил готовность сотрудничать с лидерами движения за гражданские права. В марте 1964-го Малкольма пригласили в Сенат на обсуждение готовящегося к принятию Закона о гражданских правах. Там он впервые лично повстречался с Мартином Лютером Кингом.
На общественно-политической арене 1950-60-х годов Малкольм Икс выступал антагонистом Мартина Лютера Кинга. Они боролись за одно и то же — прекращение угнетения и дискриминации черных, однако их подходы были полностью противоположными. Кинг был лидером движения за гражданские права афроамериканцев — он призывал их мирными средствами бороться за интеграцию в американское общество. Малкольм Икс был откровенным расистом и выступал за полную сегрегацию.
Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс вместе — их единственная встреча — на Капитолийском холме, 26 марта 1964 года
Фото: Marion S. Trikokso / Library of Congress
Он провозглашал превосходство черных над белыми. Белых христиан Малкольм называл «дьяволами». Согласно его взглядам, черным следовало образовать отдельное государство на территории нескольких штатов на юге или юго-западе США. Оно должно было стать перевалочным пунктом на пути в Африку. От американского правительства требовались компенсации за столетия рабства и угнетения.
Ключевой ценностью мирного движения за гражданские права, которую Икс отвергал, была тактика ненасильственной борьбы, которую проповедовал Махатма Ганди. С одной стороны, Малкольм не призывал в открытую к беспорядкам, не организовывал погромов, за ним не числилось нападений или убийств. С другой — согласно его позиции, для того чтобы оградить себя от угнетения, дискриминации и насилия, афроамериканцам следовало использовать любые средства.
«Раз Америка считает правильным призывать нас на службу и обучать насилию во имя защиты от внешних врагов, то для нас с вами также правильно будет делать все необходимое для защиты нашего народа прямо здесь, внутри страны».
Кинг и его сторонники считали Икса опасным радикалом, который разжигает ненависть и сводит на нет все их усилия. Тот в свою очередь называл Кинга болваном, его сподвижников — марионетками белой элиты, а их мирные протесты — фарсом.
В 1964 году Малкольм Икс после паломничества в Мекку перешел в ислам суннитского толка. Он смягчил свое отношение к белым, но сохранил панафриканские взгляды. В июне 1964 года он учредил Организацию афроамериканского единства, через которую страны Африки могли оказывать поддержку афроамериканцам в Северной и Латинской Америке. Эта структура действовала в рамках мирной идеологии, однако ФБР классифицировала ее в качестве «угрозы национальной безопасности США».
Пытаясь раскрутить проект, Малкольм Икс совершил длительный вояж по Африке, посетив Гану, Гвинею, Судан, Сенегал, Эфиопию, Танганьику, Либерию, Нигерию, Египет, Алжир и Марокко. Он встречался с африканскими лидерами, давал интервью местным СМИ и читал лекции в университетах, призывая африканцев оказать помощь американским собратьям. Однако, просуществовав год, организация развалилась. И вовсе не из-за козней властей США. Икс погиб от рук бывших соратников и последователей.
Пулевые отверстия позади сцены, где был застрелен Малкольм Икс. Февраль 1965 года
Фото: Stanley Wolfson / New York World-Telegram & Sun staff photographer
Сразу после выхода из «Нации ислама» Малкольм стал получать от ее сторонников угрозы — и публичные, и анонимные. Несмотря на это, он продолжал выступать на публичных мероприятиях с речами и лекциями.
21 февраля 1965 года Малкольм вышел на сцену театра «Одюбон» на Манхэттене. Внезапно в зале раздался расистский выкрик, что привело аудиторию в смятение. Пока телохранители Икса пытались успокоить толпу, трое мужчин с передних рядов расстреляли его из обреза и пистолетов.
Все трое были арестованы и приговорены к различным тюремным срокам. Следствие не выявило заговора. Убийцы, хотя и были сторонниками «Нации ислама», действовали по собственной инициативе.
Сегодня в здании, где погиб Малкольм, действует Мемориальный и образовательный центр имени Малкольма Икса и доктора Бетти Шабазз. Его имя также носят десятки школ, колледжей, библиотек и улиц в американских городах.
Начав свой путь как сторонник насилия в ответ на насилие, Малкольм Икс красноречиво обозначил цену, которую американскому обществу пришлось бы заплатить, если бы оно отказалось уравнять права белых и афроамериканцев.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.