Рассказ о марше 2 класс по музыке

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа 74 г. ижевск удмуртская республикаурок музыки во 2 классе фгос тема урока: эти

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 74»

г. Ижевск Удмуртская Республика

Урок музыки во 2 классе ФГОС

Тема урока: «Эти разные марши»

с применением здоровьесберегающих технологий.

Автор: Кузнецова Елена Николаевна

учитель музыки первой квалификационной категории

2015 — 2016 учебный год

Технологическая карта урока музыки «Эти разные марши».

Цель урока: Познакомить обучающихся с жанром – марш и его разновидностями.

Задачи урока:

  • Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность. (С применением здоровьесберегающих технологий)
  • Продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку). (С применением здоровьесберегающих технологий)
  • Повышать исполнительскую и слушательскую культуру. (С применением здоровьесберегающих технологий)
  • Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения. (С применением здоровьесберегающих технологий)
  • Этапы урока:

  • Деятельность учителя
  • Деятельность учащихся
  • Прогнозируемый результат
  • Универсальные действия
  • Самооценка
  • Формируемые УУД в процессе урока –

Личностные: мотивация, самоопределение; готовность открыто выражать свою позицию на уроках;

Познавательные: логический – анализ изученного материала с целью выявления предмета; логический – анализ с целью выделения общего признака; умение правильно выполнять артикуляционную гимнастику, умение правильно выполнять дыхательную гимнастику, умение эмоционально выполнять ритмические движения; высказываться о музыке, воспринимать на слух музыкальное произведение умение эмоционально исполнять песню, умение эмоционально выполнять движения в игре; воспринимать на слух музыкальное произведение, выполнять ритмический рисунок марша;

Регулятивные:  целеполагание; контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном, аргументировать свое мнение и позицию, умение удерживать цель деятельности до получения ее результата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, и сверстниками; умение сотрудничать в группе

Прогнозируемый результат: обучающиеся, научатся различать на слух различные виды маршей, определять музыку марша по чертам характера, определять сильную и слабую доли при прохлопывании ритмических рисунков.

Музыкальный материал:

Г. Свиридов Духовой Гусарский марш

П.И. Чайковский – марш деревянных солдатиков

Э. Хиль Марш «Морская сила»

Футбольный марш

И. Ефремов, И. Токмакова «Мы в город Изумрудный»

Оборудование урока:

  1. Фортепиано.
  2. Музыкальный центр, USB, фонохрестоматия.
  3. Хрестоматия, учебники
  4. Компьютер, проектор, экран
  5. Самоопределение к учебной деятельности.

Вход в класс под Марш «Марш «Морская Сила» в исп. Э.Хиля

Маршируют возле своих мест и останавливаются с окончанием музыки

Музыкальное приветствие «Здравствуйте» (пение в диапазоне квинты):

Исполнение (в диалоге с учителем).

Ход урока:

ЭТАП УРОКА

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

(речь)

ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ (речь)

Организационный

Снятие психофизического напряжения

Музыкальное приветствие (Пальчиковая речевая игра)

Учитель:

Я здороваюсь везде –Дома и на улице,Даже “здравствуй” говорюЯ соседской курице (показывает “крылышки”).Здравствуй, солнце золотое! (показывает “солнце”)Здравствуй, небо голубое! (показывает “небо”)Здравствуй, маленький дубок! (показывает “дубок”)Здравствуй, вольный ветерок! (показывает “ветерок”)Здравствуй, Утро! (жест вправо)Здравствуй, День! (жест влево)Мне здороваться (кладёт руки на грудь)Не лень. (разводит руки в стороны)

Приветствие: Здравствуйте ребята. 

-Здравствуйте, учитель.

Подготовка учащихся к работе. Настрой на урок. Актуализация знаний.

Введение музыкального термина «Ритм»

Новая тема

(Снятие эмоционального, психологического и физического напряжения)

Проблемная ситуация:

определение темы урока

Слушание и определение жанра

Самостоятельное определение маршей

Играют в игру по рядам:

(Снятие эмоционального, психологического напряжения и физического напряжения)

Формирование темы урока

Ритмотерапия

(снятие эмоционального, психологического и физического напряжения)

физминутка

-Скажите ребята, под какую музыку, вы вошли в класс?

-Что можно делать под эту музыку?

-Удобно маршировать под эту музыку?

– Почему ?

— Правильно

— Вот и Человек живет, пока стучит его сердце. Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. — В пульсе бывают сильные и слабые доли.

Чередование сильных и слабых долей в музыке называется — ритмом.

-Давайте прохлопаем ритм. 

I ii I ii I ii I ii I ii I ii ; I I I I I I — Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется — ударная.

Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем «раз» – ударная доля, а “два” – тихая.

— А теперь Я предлагаю вам прослушать музыкальные произведения и определить их жанр и характер

(Звучит Военный Марш «Морская сила»)

-Кто марширует под эту музыку? Где? У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Приложение 1)

-Да, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества?

Играют в игру по рядам:

1ряд – барабанщики (имитируют игру на барабане).

2ряд – солдаты (маршируют).

3ряд – дирижеры (взмахи руками, показывают сильные и слабые доли).

Узнают, что у всех маршей четкий ритм, энергичный характер, бодрая музыка.

-Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?

-В спортивной жизни

все в движенье – -Большое мощное сраженье.-Марш вхож в любое состязанье,-Ведь в нем есть дух соревнованья!

О каком марше идёт речь?

— Верно. — Победы без него не будет,-Спортивный марш так любят люди!

Звучит “Марш футболистов”.

-Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Приложение 1)

-Молодцы ребята.

-А знаете, ребята под марши шагают не только военные или спортсмены, когда в сказочном королевстве наступает ночь, спят взрослые и дети, не спится только игрушкам, и тогда они начинают свой парад. Послушай марш, и определите, какой инструмент его исполняет.

Звучит “Марш деревянных солдатиков”

-Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

-Назовите имя композитора написавшего этот марш?

-Вы послушали марши. Все ли они звучали с одинаковым ритмом, настроением, характером?

-Как бы вы назвали тему сегодняшнего урока? (Эти разные марши)

-Я предлагаю вам под музыку марша деревянных солдатиков, про маршировать, и простучать ритм со словами.

-«В детском мы альбоме

У игрушек в доме

Звонкий марш нас радостно встречал.

В киверах, в перчатках

Скачем на лошадках

К куклам в гости на прекрасный бал».

Упр. Для расслабления мышц рук, ног, глаз, спины.

-Марш

-Шагать, идти,

-Маршировать

-Да

-Потому что она звучит ровно и ритмично

Хлопают ритм

вместе с учителем

Слушают

Работают с карточками

-гордо, уверенно, твёрдо, мужественно,

торжественно, бодро, энергично

имитируют игру на барабане

маршируют

взмахи руками, показывают сильные и слабые доли

Научатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности.

Это марш спортивный марш

Слушают

Работают с карточками

— уверенно, празднично, ярко, легко

Слушают

Пианино

Работают с карточками

-Легкий, звонкий, веселый, забавный.

П. И. Чайковский

Звучали они все ровно, четко, бодро, энергично, не торопливо. Но они все разные.

-Разные марши

-Хлопают в ладоши шагают и поют попевку Четко слышат и показывают сильную долю в музыке марша.

Например:

Закрыть глаза посчитать до 5, открыть, моргнуть 5 раз, повторить упр. несколько раз, потянуться на носочках вверх и плавно вернуться в исходное положение, повторить несколько раз, наклоны в стороны, вперед, повторить несколько раз.

Можно просто потанцевать под музыку танец маленьких утят

Сдоровьесберегающие технологии

(упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения)

Вокально-хоровая работа: фонопедический метод – развитие голоса по системе С. В. Емельянова.

Владение вокально-хоровыми навыками

Артикуляционная гимнастика:

Упр.№1 «Самовар»  (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»)

Упр.№2 «Хомяк» (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд);

Упр.№3 «Лошадка» (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка «лошадка цокает копытами»); можно изображать по разному, двумя способами.

Упр.№4 «Чистим зубы» (Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних и нижних зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» нижние и верхние зубы с внутренней стороны).

Дыхательная гимнастика:

Упр.№1. «Тренируем вдох». Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдо…

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Марш в первую очередь ассоциируется с организованным передвижением войск. Чаще всего такие процессии проходят под музыку. Это помогает синхронизировать движение солдат. Поэтому маршем также называется и соответствующий музыкальный жанр.

марш славянки

Происхождение жанра

Ответ на вопрос о том, что такое марш, следует искать в истории тех времен, когда этот жанр только-только складывался. Первые зачатки подобной музыки можно обнаружить еще в античности. В Древней Греции и Римской империи движение войск обязательно сопровождалось музыкой. Это помогало поддержать боевой дух солдат. Именно поэтому марши по своему звучанию чаще всего бодры и энергичны, потому что они должны настроить рядовых и офицеров. С древних времен эта формула не менялась.

Что такое марш? Это еще и музыкальная гармония, которая позволяет солдатам идти синхронно друг с другом. Именно в таком качестве марши возродились в позднем Средневековье в Европе. До этого подобную функцию исполняла походная песня. В новое время основными музыкальными инструментами, с помощью которых исполнялись марши, стали барабаны и флейты. С их помощью было проще всего получить необходимый ритм. Что такое марш для армии? Это строго прикладной жанр, необходимый для лучшей организации военных походов. Однако со временем он стал популярным и в обычной жизни.

что такое марш

Появление марша в России

Академические композиторы XVIII века начали включать этот музыкальный жанр в более сложные произведения, например концерты, сюиты, а также симфонии. Это помогло открыть марш для еще более широкой публики. Такими композиторами-новаторами были Людвиг ван Бетховен, Густав Малер и Фредерик Шопен.

Благодаря популярности в Европе марш проник и в Россию. Случилось это в эпоху Петра I. Царь старался модернизировать отечественную армию полностью по западному образцу. Поэтому были переняты не только форма и порядки, но и музыкальное сопровождение. Элитные петербургские полки сразу же получили по собственному маршу. Со временем эта традиция распространилась и на другие армейские формирования. До этого в России никто не знал о той пользе, которую несет с собой военная музыка. Марш же стал откровением.

музыка марш

«Прощание славянки»

В начале XX века появился один из самых знаменитых русских маршей – «Прощание славянки». В 1912 году это произведение было написано трубачом Василием Агапкиным. Вдохновением для него стала Первая Балканская война.

«Марш славянки» обладает узнаваемой простой мелодией, благодаря которой он стал едва ли не одним из национальных символов России. Известен он и за рубежом. Произведение часто используется в западных фильмах в качестве атрибута советской или российской армии.

«Марш славянки» получил свое название в знак той тяжелой судьбы, которая уготована всем женам и матерям, проводившим своих мужчин на фронт. Интересно, что оригинальная версия музыкального произведения не включала в себя текст. Все стихи появились уже позднее, когда мелодия стала крайне популярной в русской армии.

В 1915 году были выпущены первые пластинки с записью марша. Именно в это время шла Первая мировая война. Войскам, как воздух, была необходима «духоподъемная» музыка, под которую было бы не страшно уходить на фронт. Именно таким и стал этот марш.

Мелодия не была забыта даже в советское время, хотя многими она не беспричинно воспринималась как символ царской эпохи. До сих пор идут оживленные споры о том, исполнялось ли «Прощание славянки» на судьбоносном параде 7 ноября 1941 года, когда войска отправлялись защищать подступы столицы от нацистских войск.

В современной России под этот марш в путь отправляются фирменные поезда, а также новобранцы, которые покидают родные места, чтобы пройти службу в армии.

Марш Мендельсона

В 1842 году немецкий композитор Феликс Мендельсон написал свой самый знаменитый марш, который со временем стал интернациональным символом свадебных торжеств и заключения брака. Первоначально, по замыслу автора, произведение являлось частью концертной увертюры «Сон в летнюю ночь», основой для которой стала комедия английского драматурга Уильяма Шекспира. Прусский король Фридрих Вильгельм стал непосредственным вдохновителем этого немалого труда, заказав у композитора полноценную сюиту.

Но со временем марш Мендельсона стал самодостаточным и зажил своей жизнью. Это яркий пример того, как жанр оторвался от своих военных корней. От предшественников произведение Мендельсона получило узнаваемую структуру и ритм, однако ничего милитаристского в этой музыке уже не было.

марш мендельсона

«Марш Радецкого»

Классические военные марши также известны по всему миру. Например, такая судьба была уготована произведению Иоганна Штрауса-старшего, написанному в 1848 году. Его «Марш Радцекого» стал посвящением фельдмаршалу, который спас австрийскую монархию от венгерской национальной революции. Это было не только музыкальное произведение, но и яркое выражение лояльности императорской власти. В это время известный композитор переживал идеологический конфликт со своим сыном (также композитором), поддержавшим восставших и исполнявшим «Марсельезу» на баррикадах.

«Марш Радецкого» ждал невиданный успех. Скоро он стал обязательным атрибутом австрийской армии. Его часто исполняли на фронтах Первой мировой войны для поднятия боевого духа войск. Это энергичная и строгая музыка. Марш и сегодня можно услышать в Вене, которая по-прежнему считается мировой столицей классических академических жанров.

военные марши

Композиционные особенности

Помимо своих прикладных особенностей, любой марш отличается и узнаваемыми композиционными чертами. Это размеренный темп и четкая структура. Композиторы, пишущие марши, стараются избегать вольностей и чрезмерных импровизаций, потому что в таком случае войскам сложно следовать за ритмом. Часто структура всего произведения основывается на барабанной дроби, и именно ударные инструменты становятся ориентиром для слушателей.

Чтобы точно описать, что такое марш, также необходимо упомянуть несколько его видов. Это произведения, написанные специально для парадов, строевого шага, а также колонного построения. Все они имеют свои размеры и пишутся по определенным лекалам. Еще один распространенный вид марша — траурный. Его исполняют на похоронах и торжественных погребениях. Он отличается скорбной мелодикой.

Урок 22. Жанр марша.

    Марш – это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия. Слово « марш» по–французски означает «шествие, движение вперед». Маршевая музыка имеет определенные характерные черты:

1. четкий, часто пунктирный ритм;

2. четный размер (24, 44);

3. умеренный темп, который не меняется до конца произведения;

4. мелодия включает интонации сигналов, движение по звукам трезвучия.

Виды марша:

1. Походные Сопровождают военные походы
2. Церемониальные Сопровождают торжественные церемонии — военные парады, различные праздники
3. Траурные Сопровождают траурные шествия
4. Сказочные Используются для создания сказочных, волшебных образов
5. Комические Используются для создания комических, шутливых образов
6. Детские (кукольные) Используются для создания детских или кукольных образов

    Традиция сопровождать музыкой различные шествия возникла ещё в древности. В Древней Греции и Римской империи движение войск обязательно сопровождалось музыкой. Это помогало поддержать боевой дух солдат. Именно поэтому марши по своему звучанию чаще всего бодры и энергичны, потому что они должны настроить рядовых и офицеров. С древних времен эта формула не менялась.  В 14 – 17 веках в Западной Европе во время смотра войск стала обязательной ходьба в ногу. Возникла необходимость музыкально организовывать движение войска строевым шагом. Так появился походный  марш.

    Вскоре для исполнения маршевой музыки были созданы военные оркестры из деревянных и медных духовых инструментов. Музыка военного марша стала сопровождать торжественные шествия – парады, звучала при смене караула и во время похода. В России марш вошёл в репертуар военных оркестров в начале 18 века. Случилось это в эпоху Петра I. Царь старался модернизировать отечественную армию полностью по западному образцу. Поэтому были переняты не только форма и порядки, но и музыкальное сопровождение. Элитные петербургские полки сразу же получили по собственному маршу. Со временем эта традиция распространилась и на другие армейские формирования. До этого в России никто не знал о той пользе, которую несет с собой военная музыка.  

· Например, «Марш Преображенского полка». Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». В этой мелодии ярко звучит мажорный лад, характерный для военных маршей. Он используется, чтобы создать бодрый, энергичный характер музыки.

· Агапкин «Прощание славянки». В 1912 году это произведение было написано трубачом Василием Агапкиным. Вдохновением для него стала Первая Балканская война. «Марш славянки» обладает узнаваемой простой мелодией, благодаря которой он стал едва ли не одним из национальных символов России. Известен он и за рубежом. «Марш славянки» получил свое название в знак той тяжелой судьбы, которая уготована всем женам и матерям, проводившим своих мужчин на фронт. Этим женщинам и посвящен марш. Отсюда его задушевная, лирическая, немного грустная минорная мелодия. Но несмотря на лиричность, в этой музыке сохранены все черты походного марша. Вторая тема звучит у низких инструментов — баритонов, она более мужественная и волевая.

Произведение часто используется в западных фильмах в качестве атрибута советской или российской армии. Интересно, что оригинальная версия музыкального произведения не включала в себя текст. Все стихи появились уже позднее, когда мелодия стала крайне популярной в русской армии. В 1915 году были выпущены первые пластинки с записью марша. Именно в это время шла Первая мировая война. Войскам, как воздух, была необходима «духоподъемная» музыка, под которую было бы не страшно уходить на фронт. Именно таким и стал этот марш. 

Церемониальные марши появились в 18 веке. Они отличаются от походных маршей:

— более медленным темпом,

— более сложной мелодией,

— более разнообразным ритмом, в котором могут встречаться синкопы.

· Послушаем «Марш» Верди из оперы «Аида». Этот марш в опере звучит во время победного шествия египетского войска, а также его часто исполняют по торжественным случаям.

· Очень известен «Свадебный марш» немецкого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди из музыки для комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Траурные марши отличают:

-медленный темп

-минорный лад

-печальный, скорбный характер музыки

    Эти марши возникли позже других. Долгое время похоронные церемонии совершались только в церкви, под специальную траурную церковную музыку. Первые траурные марши появились в 18 веке, в эпоху великой Французской революции, когда Франция с почестями хоронила своих героев.

    Самый известный траурный марш сочинил польский композитор 19 века Фредерик Шопен.

· Музыка этого марша не была написана для траурных шествий — это третья часть Второй фортепианной сонаты Шопена. Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого композитора и с тех пор стал самым популярным траурным маршем.

Некоторые марши не предназначены для для сопровождения ходьбы. Это просто музыкальные пьесы, написанные в характере марша. В них сохраняются основные признаки марша, но есть и другие особенности. Постепенно  марш превращается в самостоятельную концертную пьесу. Создаются марши для симфонических, духовых и народных оркестров. Они включаются в сюиты, сонаты, симфонии, оперы, балеты.

Урок 23. Сказочные марши.

           Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного. Но при этом сохраняются черты марша.

· М. Глинка. Марш Черномора. Черномор — злой карлик из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой написана опера. Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Отважный Руслан отправляется на её поиски.

    Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…
Княжна с постели соскочила,
Седого карла за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила…
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.

    В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой вол­шебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой малень­кий, такой крошечный, что… его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

    Вся волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Когда начинается марш, на сцене слуги Черномора несут его длинную бороду. Потом наконец показывается и он сам. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

    С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека. В основной теме этого марша Глинка применяет необычный, причудливый лад, не похожий ни на мажор, ни на минор — это целотонная гамма.

· Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия — высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков — напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

Примером сказочного марша может так же служить следующий пример:

· Слонимский «Марш Бармалея» написана на основе созданной ранее музыки к кинофильму «Республика Шкид». В фильме о свирепых марсианах звучал жесткий злой марш, который играли две трубы под свист и барабанный бой. Фортепианная пьеса начинается отрывистыми жесткими аккорда- ми, представляющими собой параллельные квартовые созвучия. Затем вступает тема, взлетающая по квартам как трубный сигнал.

Комические марши.

· «Марш» Прокофьева из оперы на сюжет К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Образ придворного комика и затейника Труффальдино, на которого возложена задача во что бы то ни стало рассмешить принца, выражен Прокофьевым в этом марше со всей силой его гротескового юмора. В своем едином нарастании от начала до конца марш развертывается как увлекательно театральное, красочное шествие.

Детские (кукольные) марши. В жанре кукольного марша написаны пьесы из «Детского альбома» Чайковского. В них все, как в настоящем военном марше, но только маленькое, игрушечное. А уменьшение получается из-за высокого регистра без басов.

· «Марш деревянных солдатиков»

· «Похороны куклы».

· Очень известен «Марш» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».  Балет Щелкунчик — это рождественская сказка в танце. В основе ее сюжета лежит сказка немецкого писателя Гофмана о смелом Щелкунчике (игрушке в виде щипцов для колки орехов). Так же как в сказке, в балете переплетаются мир детских фантазий и реальная жизнь: оживают куклы, оловянные солдатики и другие игрушки.



Тема: Эти разные марши

Открытый урок

Цели: познакомится с жанром «марш»; рассмотреть жизненные обстоятельства при которых звучит марш, научиться различать разные виды маршей.

Организация урока: построение перед классом ,вход под музыку марша, музыкальное приветствие. Ход урока

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Учитель. «марш»-по -французски ходьба, движение.

От этого слова и пошло наше «маршировать», то есть ходить особенным, ладным и чётким шагом. Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку .

Музыка бодрая, чёткая и в то же время не быстрая. Бегать, прыгать под неё не очень удобно. Плавные и медленные движения то же не получаются. Зато ходить -одно удовольствие.

И называется такая музыка-марш. Их очень любят немцы ,даже многие песни у них очень похожи на марши. Издавна немецкие народы воевали с другими странами. Это очень организованная нация, любит порядок во всём и хорошо относится к своей армии ,а для солдат марш очень понятен и нужен службе ,так как под такую музыку легче ходить в строю.

-Маршей на свете очень много .И музыка у них самая разная .

-Для кого пишут марши?(Для солдат, спортсменов)

-Когда и где вам приходилось слышать марши?(Ответ детей.)

Рассмотрим виды маршей.

  1. Пионерские(прослушивание» Взвейтесь кострами»).Пионеры-школьники, состоящие в пионерской организации. Сейчас их нет, они были 20 лет назад. Эти дети брали шефство над пожилыми людьми, сиротами, помогали отстающим в учёбе, собирали мукулатуру, металлолом для страны и этим помогали её в развитии сельского хозяйства. В пионерскую организацию не принимали детей с плохим поведением или неуспевающих.»Пионер, всем ребятам

пример», говорили о них. Часто сборы их были у костра.

-Что вы представляете себе?(Шагающих детей, которые поют песни-марши и идут с барабанами и горном.)

(Показать барабан и горн.)

  1. Спортивные физкультурные марши-их музыка, словно сама подсказывает красивый,чуть пружинящий ,мягкий спортивный шаг.

Где они звучат? Олимпиады, соревнования.)

Прослушивание военного марша.

-Какой ,это был марш?

Дети :Военный. Мужественный и очень чёткий.

-В их музыке слышится грозная сила, мощная ,торжественная поступь.Какой марш часто звучит на парадах?

Впереди колонны дирижёр с большим шестом ,украшенным кист

ями. При ходьбе он двигает шестом вверх и вниз ,а по нему равняется вся колонна.

  1. Праздничные марши.

-Где они звучат?(На олимпиадах ,на праздниках.)

Слушаем марш «День Победы».

В этом марше торжественность, любовь к Родине, прославление страны .В торжественные дни украшают город, украшают улицы и столбы, на Аллее Героев в городе вешают гирлянды из разноцветных лампочек.

Сегодня мы маршируем с разноцветными флажками .На партах у вас лежит красный и белый флажок.

Встали около своих парт ,взяли в руки флажки ,подравнялись .Маршируем, делая упражнения под музыку марша» День Победы».

8 шагов-руки на поясе.

8 шагов-руки в стороны.

8 шагов-руки на поясе.

8 шагов-левая рука вверх, правая в сторону.

8 шагов-руки на поясе.

8 шагов-правая рука вверху, левая в сторону.

8 шагов-руки на поясе.

8 шагов-руки вверху, в стороны.

8 шагов-руки на поясе.

8 шагов-помахать флажками.

-Сели на места. Положили флажки на край парты.Вот какой получился у нас красивый класс!

У кого поднялось настроение?

Детские марши.

-Какие ещё есть марши?

Мы учили с вами песню -марш» С песней весело шагать «.Можно сказать, что это детский марш?(Да.^

-Исполняем припев с хлопками, а куплет поём потом.(Исполнение детьми.)

-А кто помнит песню «Пусть всегда буде т солнце»?

Это тоже маршевая песня. Песня ,под которую можно и удобно идти ,напевая.

Прослушивание записи песни «Пусть всегда будет солнце».

  1. Музыка нужна человеку в радости и в горе .Похоронный марш-это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьёзные и грустные.

Прослушивание «Похороны куклы» П.И. Чайковского из «Детского альбома».

  1. Свадебные марши.

Прослушивание марша Ф .Мендельсона.

  1. А есть ещё марш «Деревянных солдатиков».

Прослушивание марша.

-Кто может под него маршировать?(Маленькие дети, куклы).

-Да, это кукольный марш .Шажки у них маленькие, поэтому шагают часто.

Пошагаем на ладони под музыку.

-Итак, для кого пишут музыку марша?

Дети: Для военных, детей,кукол, спортсменов, пионеров, праздничных шествий.

-Все марши ритмичные. Что же такое ритм?

2.3НАКОМСТВО С РИТМОМ В МУЗЫКЕ.

Учитель. У каждого человека есть пульс. Найдите его у себя ,дети. Пульс-это ритм нашего сердца. Ритмично тикают часы, стучат колёса поезда. Кто из вас обращал на это внимание?

Ритм нашего сердца зависит от состояния здоровья или эмоционального состояния(у тревожных ,волнующихся людей или больных он чаще, у спокойных и здоровых-медленнее.)

И в музыке тоже есть свой пульс, он зависит оттого ,о чём рассказывает музы ка. Пульс-это чередование сильных и слабых долей. Какой пульс в марше?(Первый-сильно, второй-слабо)

З.ИГРА «ПАРАД».

-А что у всех маршей общее?

-Какой инструмент все марши любят?(Барабан.)

Дети: Общее -равномерность, чёткость, звуки короткие, характер энергичный, бодрая музыка, марш поднимает настроение.

-На какой шаг делаем ударение?(НА « раз». Можно и 3,4,5,6,40 ноги две, поэтому удобнее считать «раз-два»)

-Поиграем в «Парад».

ПРАВИЛА ИГРЫ.

Поучимся начинать движение вместе с музыкой.

  1. й ряд-барабанщики(дети имитируют игру на барабане).

  2. й ряд-хлопки.

  3. й ряд-дети маршируют.

В начале колонны выбирается дирижёр с указкой(жезл).(Видели такой на параде на Красной площади?)

Обратите внимание ,жезл видно далеко и высоко, очень удобно на улице ,даже если оркестр очень большой.

Движение жезла вверх-команда «приготовились»;

Вниз-начало движения, команда «Марш!»

В конце ставим «точку»- «Стой!» ,замерли, остановились.

4.РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ-МАРША «БРАВЫЕ СОЛДАТЫ».

Учитель: А ещё сегодня у нас на уроке песня-марш «Бравые солдаты».

  1. Прослушивание песни.

-Весёлая она или грустная?

чём эта песня?(0 том ,что мальчишкам хочется стать солдатами и шагать так же ,как они.)

  1. Разучивание песни в медленном темпе.

Первые строчки с проигрыванием звуков и со словами.

  1. Показать рукой ,куда идёт звук-вверх или вниз, или стоит на месте Все ли звуки слитные или есть отрывистые? Не солировать, петь и хоре.

  2. Поют девочки ,а мальчикам задание ,кто лучше, правильнее спел ,кого похвалим?

Поют мальчики. Девочки слушают, хвалят того, кто спел лучше.

Поём все вместе первый куплет.

И также разучиваем остальные куплеты.

-Ребята, вам понравилось ,как вы спели?

5.ИТ0Г УРОКА.

Учитель. Скажите, ребята, вы хорошо поняли, что такое марш? В начале урока мы хотели научиться определять разные виды маршей. Мы это теперь умеем?{Да. )

-Мы можем сказать, что общее во всех маршах и чем они отличаются?

-Что нового мы выучили на уроке?

А какие песни нам пригодились на этом уроке?(«Солнечный круг»,» Вместе весело шагать».) -Молодцы ,ребята. Сегодня вы поработали хорошо.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №21, г. Иваново.

Учитель музыки – Тарасова Надежда Николаевна.

Урок музыки во 2 классе.

Урок №6 «Эти разные марши».

Интонация шага. Ритм марша.

Повторение + проверить домашнее задание (вырезки танцующих людей)

  • Какие пьесы мы слушали? (танцы)

  • Отличаются ли танцы друг от друга? (да)

  • По каким признакам можно узнать танец? (по размеру, характеру…)

  • Какие танцы мы послушали? (вальс, полька, камаринская, тарантелла)

  • Музыка каких композиторов звучала на уроке? (Чайковского и Прокофьева)

  • Из каких фортепианных циклов? (Детский альбом, Детская музыка)

Новый материал.

  • А что вы знаете о марше? (это музыка, под которую маршируют)

  • Какими они могут быть? (военными, детскими, бодрыми, быстрыми, медленными)

  • Кто под них марширует? (солдаты, дети, люди)

  • В каких жизненных ситуациях может звучать марш? (когда праздничный парад, или военный парад, спортивный – футбольный, траурный …)

Музыка всех маршей разная, а значит, и поступь будет разной.

А сегодня мы узнаем, какие есть марши в детских циклах Чайковского и Прокофьева. Кто марширует и как.

Помогут нам в этом картинки на стр.26-27 учебника с ритмическим рисунком и героями.

А ещё, обратите внимание на определения, которые даны в цветных полосках. Это выписаны характеры звучания.

Так же как и на прошлом уроке, вам предстоит самостоятельно определить, какая картинка подходит услышанной музыке.

  • Готовы?

Тогда вперёд!

Слайд №2. Сначала будет звучать музыка С.С.Прокофьева из цикла «Детская музыка».

МАРШ №1. Слайд №3.

ЗВУЧИТ «МАРШ»

  • Какой марш С.С. Прокофьева звучит? (простой марш)

  • Какой рисунок и слова-подсказки подходят к маршу (стр.26-27)? – (где идёт мальчик – легко и весело)

Слайд №4.

  • Кто может маршировать под эту музыку? (ребята)

  • Слышна интонация шага? (Да)

  • Как звучит пьеса: динамика, темп, характер? (довольно громко, очень подвижно, характер твёрдый, упорный, стремительный)

МАРШ №2. Слайд №5.

ЗВУЧИТ «ШЕСТВИЕ КУЗНЕЧИКОВ»

  • Какой марш С.С. Прокофьева звучит? (где кузнечики прыгают – шествие кузнечиков)

  • Какой рисунок и слова-подсказки подходят к маршу (стр.26-27)? – (остро, энергично)

Слайд №6.

  • Слышна интонация шага? (нет)

  • Как звучит пьеса: динамика, темп, характер? (средний звук, темп разный, то быстро, то сдержанно, характер тоже переменчивый, то острый, энергичный, то как будто размышление)

МАРШ №3. Слайд №7.

ЗВУЧИТ «ХОДИТ МЕСЯЦ НАД ЛУГАМИ»

  • Какой марш С.С. Прокофьева звучит? (ходит месяц над лугами)

  • Какой рисунок и слова-подсказки подходят к маршу (стр.26-27)? – (плавно, грустно)

Слайд №8.

  • Слышна интонация шага? (почти нет, но вроде слышна)

  • Как звучит пьеса: динамика, темп, характер? (тихо, сдержанно, спокойный характер)

  • Мелодия повторяется? (да)

  • Как называется приём повторения с изменениями в музыке? (вариация)

Приём повторения основной мелодии с изменениями называется в музыке ВАРЬИРОВАНИЕМ, ВАРИАЦИЯ.

Слайд №9. А сейчас музыка будет звучать П.И. Чайковского из «Детского альбома».

МАРШ №1. Слайд №10.

ЗВУЧИТ «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»

  • Какой марш П.И. Чайковского звучит? (марш деревянных солдатиков)

  • Какой рисунок и слова-подсказки подходят к маршу (стр.26-27)? – (легко, отрывисто)

Слайд №11.

  • Слышна интонация шага? (да)

  • Кто под эту музыку может маршировать? (игрушечный солдатики, маленькие ребята)

  • Как звучит пьеса: динамика, темп, характер? (не громко, подвижно, твердый и отрывистый марш)

МАРШ №2. Слайд №12.

ЗВУЧИТ «ПОХОРОНЫ КУКЛЫ»

  • Какой марш П.И. Чайковского звучит? (похороны куклы)

  • Какой рисунок и слова-подсказки подходят к маршу (стр.26-27)? – (медленно) Слайд №13.

  • Слышна интонация шага? (да)

  • Как звучит пьеса: динамика, темп, характер? (не громко, медленно, трагично)

Музыка нужна человеку и в радости, и в горе.

Похоронный марш — это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьезные и грустные.

И здесь трагедия случилась с куклой. Ведь и игрушки у нас не вечны, приходится расставаться и с ними.

Итог урока:

  • Что такое марш? (это музыка, под которую маршируют)

  • Отличаются ли марши друг от друга? (да, очень)

  • Только ли интонация шага слышна? (нет, сегодня мы услышали, где марш звучит песенно, и танцевально)

  • В каких жизненных ситуациях звучат марши? (в праздничные дни, спортивные, военные, парадные, похороны…)

  • Как назывались марши – пьесы, которые сегодня звучали? (Марш, Марш деревянных солдатиков, Шествие кузнечиков, Ходит месяц над лугами, Похороны куклы).

  • Музыку чьих композиторов слушали? (Прокофьев, Чайковский)

  • Из каких фортепианных циклов? (Детский альбом, Детская музыка)

Послушайте песню «Солдатушки, бравы ребятушки». Слайд №14.

  • Как она звучит?

  • Подходит к теме нашего урока?

Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки!»

(звучит мужественно, торжественно, маршевый характер – подходит теме урока)

Давайте исполним эту песню.

Девочки будут спрашивать, а мальчики отвечают и маршируют.

Исполнение песни по ролям с движением под фортепиано — 2 класс.

(текст песни на экране)

  • Слайд №15. Д/З Найти картинки марширующих людей и наклеить в тетрадь. (или нарисовать)

  • Рассказ о марианской впадине
  • Рассказ о маме на башкирском языке
  • Рассказ о маме на день матери до слез
  • Рассказ о мамином платке
  • Рассказ о маме 4 класс своими словами по чтению