Рассказ о мамином платке

7 декабря 2021 г. 14:52в течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю александру невскому. еще большее

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Две трети лета остались позади. Это немного огорчает, но проведенное время было богато приключениями, новыми открытиями и эмоциями!

Мы очень рады, что Летний гид стал стимулом для семейных путешествий. Исследуйте новые места, вдохновлять других. Увидимся и в августе!

А теперь заглянем в наш июльскую копилку блогов!

Lacus Somniorum

  • Лето за углом: Луцавсала
  • Porto Marine: отпраздновать день рождения у реки
  • Lake house resto: другой отдых на малом Балтэзерсе
  • Парк атракционов Tarzāns в Сигулде
  • Lidolande: аттракционы для тоддлеров и их родителей
  • Мини Зоопарк Добули
  • В поисках сокровищ 2021+с 2019
  • Где купаться этим летом: Балтезерс

Михрютка

  • Латвийские каникулы: Музей пожарного дела Латвии
  • Латвийские каникулы: Улброка
  • Латвийские каникулы: Московский форштадт или Маскачка
  • Латвийские каникулы: Творческий квартал Спикери
  • Латвийские каникулы: Музей Рижского гетто и Холокоста в Латвии
  • Латвийские каникулы: Центральный рынок
  • Латвийские каникулы: Железнодорожный музей
  • Латвийские каникулы: Мемориал Жаниса Липке
  • Латвийские каникулы: Рижская Биржа
  • Латвийские каникулы: Музей Югендстиля
  • Латвийские каникулы: Художественный музей
  • Латвийские каникулы: Мотормузей
  • Латвийские каникулы: Музей природы
  • Латвийские каникулы: Музей истории Риги и мореходства
  • Латвийские каникулы: Природная тропа в Закюмуйже
  • Латвийские каникулы: Панорама Рига
  • Латвийские каникулы: Сад Виестура — 300 лет, аудиогид
  • Латвийские каникулы: Музей анатомии РСУ (впечатлительным не смотреть)
  • Латвийские каникулы: Юрмальский городской музей
  • Латвийские каникулы: Юрмальский Тарзан
  • Латвийские каникулы: Межапарк Дзинтари
  • Латвийские каникулы: пляж на Кипсале
  • Латвийские каникулы: Ропажи
  • Латвийские каникулы: 333
  • Латвийские каникулы: Рижский зоопарк
  • Латвийские каникулы: Рижский ботанический сад

Ярослава

  • Лето, ах лето: покои Мара – пристанище пиратов
  • Лето, ах лето: Талси – город девяти холмов
  • Лето, ах лето: озеро Лачкрога – разочарование сезона
  • Лето, ах лето: лабиринты Пелдангских пещер
  • Активная мама: совместить несовместимое — когда искусство встречается с бизнесом… и Рижская биржа
  • Лето, ах лето: Дундага – родовое поместье рода Остен-Сакен и крокодил Данди
  • Лето, ах лето: ох уж эти мини зоопарки – парк экзотических животных в Дундаге
  • Лето, ах лето: на краю Латвии или место встречи двух морей – мыс Колка
  • Лето, ах лето: Эважская природная тропа на границе национального парка Слитере
  • Лето, ах лето: Белая дюна Пурциема – первое поселение каменного века
  • Лето, ах лето: все на борт! – деревянные парусные корабли ждут гостей
  • Лето, ах лето: по побережью Балтийского моря. Роя
  • Лето, ах лето: по побережью Балтийского моря. Калтене. Часть 2

Светлана

  • Культурный квартал и парк в Дубулты
  • Парк аттракционов “Fun Park” в Иманте
  • Семейные прогулки в тихом Яункемери
  • Лапмежциемс – душевные прогулки по рыбацкому поселку
  • Кемери: природно-образовательный центр «Лесной дом» и тропы
  • Вайвари – уникальная детская площадка, парк у санатория и пляж
  • Дзинтарский лесной парк
  • Музей города Юрмалы
  • Юрмала, семейная прогулка по центру. Майори – Дзинтари
  • Дендрарий Лачупите – лесная прогулка и пляж
  • Поместье Шлокенбека и музей дорог
  • Гостеприимный Тукумс
  • Парк отдыха — «Сад ветров»
  • Центр развлечений «MaryMaris»
  • Ландшафтный парк Кемери
  • Купскалнский природный парк
  • Мини зоопарк Rezidence
  • Дорогой в Вентспилс. Кафе «Osīši» — по шашлычку?
  • Ботанический сад Латвийского университета
  • Юрмальский этнографический музей
  • Мини Зоо ,,Lauku sēta”
  • Природный парк Тервете
  • Valguma pasaule — босоногая и художественная тропы
  • Юрмала, пляжное кафе FIDELA PAPA

Veronika

  • Летний гид : Вперед к ЗВЕЗДАМ!
  • Летний гид : Остров в форме Латвии
  • Летний гид : ГЭС в Кегумсе!
  • Летний гид : Vecumnieki город лилий
  • Летний гид: райский пляж Латвии
  • Летний гид: Замок Ливонского ордена
  • Летний гид: Вентспилс глазами ребёнка
  • Летний гид: Кулдига и волшебные пещеры Риежупес
  • Летний гид: куда отправиться в Елгаве? Новая детская площадка и контактный мини-зоо!

BINOTELIFE 

  • Лето с тоддлером: приморский район Вецаки
  • Лето с тоддлером: Кокнесе
  • Лето с тоддлером: бранч и зеленый центр Риги!
  • Лето с тоддлером: парк качелей в умеренной близости к Риге
  • Лето с тоддлером: субботняя прогулка в Андрейосте
  • Лето с тоддлером: Miers и яхтклуб Ауда

Пришло время раздавать подарки!

BINOTELIFE дарим подарочную карту в магазин модной детской одежды Acoola!

Veronika получает подарочную карту на 1 занятие в Научной школе «Zinatnes skola»!

Lacus Somniorum дарим подарок от Splat — всё для здоровых и крепких зубок!

Михрютка отправится на фотосессию для всей семьи в Liubov Donchak Photography!

Ярослава достаётся подарочная карта в огромный книжный магазин MNOGOKNIG!

Svetlana Suvorova проведёт незабываемый день в лучшем парке аттракционов и развлечений для всей семьи — «Avārijas brigāde»!

ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ, ТУРОПЕРАТОРЫ МАМИНОГО КЛУБА! ВЫ — ЛУЧШИЕ!! БЛАГОДАРЯ ВАМ СЕМЬИ МК ПУТЕШЕСТВУЮТ ЛЕГКО И НАХОДЯТ ВСЕ ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА!

***

Проект «Летний гид» — добрая традиция нашего портала. Если и вы хотите присоединиться к команде блогеров — добро пожаловать!

В этом проекте просим рассказывать о местах и странах, которые стали для вас и вашей семьи открытием этого лета.

  • Если кто-то об этом писал на портале МК, но вы впервые туда поехали, то это смело пишите об этом;
  • Если вы приехали в знакомое место, но оно обновилось, чем-то удивило, восхитило, то это также интересно и стоит того, чтобы об этом написать;

ОТКРЫВАЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ новые музеи, кафе, гостевые дома, парки, тропы, пляжи, страны, города… И делитесь с Маминым клубом! 

Как добавить статью на портал Мамин клуб?

  • залогиньтесь или зарегистируйтесь;
  • в верхнем правом углу нажмите кнопку «Отправить статью»
  • выберите рубрику «Женский клуб», тэг «Летний гид»;
  • напишите свой рассказ, добавьте заглавное фото (горизонтальное) и фотографии в тексте;
  • нажимайте внизу «Отправить» и через несколько минут ваш рассказ появится на портале!

Задача Летнего гида — рассказать о самых интересных местах для путешествий всей семьёй этим летом, используя при этом свои фотографии и информацию о том, как:

  • добраться до места назначения;
  • с какими расходами следует считаться (цены, скидки);
  • что будет особенно интересно ребёнку;
  • плюсы и минусы этого места;
  • активный линк на сайт места, о котором пишете (или линк на страничку в соцсетях).

Летний гид это блог-маршрут, которым может воспользоваться любой желающий — открыть, прочитать, выбрать дату и поехать по вашим следам.

Цель проекта — помочь другим семьям идеями, как интересно провести время, открыть новые места и вдохновить чаще выбираться из дома!

В проект «Летний гид» не публикуем:

  • тексты, которые содержат только информацию о скидках, скидочных купонах на любые путешествия. Для этого есть рубрики «Скидки», «Мама-репортёр» и т.п.;
  • свои блоги о маршрутах за прошлые года (можете ставить ссылки на прежний блог), пишем только о том, что вы открыли для себя с июня по август 2021;
  • блоги без фотографий;

Жюри будет оценивать содержание, качество и количество присланных блогов, а также фотографий к ним.

Раздел с блогами проекта ЗДЕСЬ

Организация
познавательной деятельности

Организация взаимодействия; усвоение знаний, умений,
навыков.

Словесный, наглядна.

Фронтальная

Парная 

Индивидуальная

Платок ещё совсем недавно был самым желанным и
дорогим подарком для женщины в России.

— Ребята, а
ваша мама, бабушка или сестра носит платок?

— Какой он
у них?

— Как вы
думаете, ребята, а давно ли платок появился  на свет?

История
появления платка  в России такова.
В древние времена голову покрывали платами (кусок ткани),
полотенцами-убрусами. Ткались они крестьянками дома на станках
(Сл 2 )

Двести лет
назад на смену полотенцам-убрусам приходят платки и шали. Платки были
шелковые, парчовые, шерстяные, хлопчатобумажные. Без платка нельзя было
появляться в обществе, о женщине с непокрытой головой говорили «простоволосая»,
за это могли и наказать.
 (СЛ 3-4 )

До сих пор платки не утратили своей популярности. Их носят не только на
голове, но и накидывают на плечи, повязывают на шею, пояс
(СЛ 5)

Существуют
различные техники украшения платков:

-Как вы думаете
какие?

1. Это
может быть вышивка нитями разного цвета.
(СЛ 6)

2.  Роспись
красками. (
СЛ 7)

3. Набивными
узорами.
(СЛ8)

3 Ручная
набойка –

— Кто
нибудь знает такую технику?

Это один из
древнейших видов декоративно-прикладного искусства

Набойка/ Способ переноса узора на ткань таков; для
каждого цвета вырезается рисунок на доске, на него наносится краска и
отпечатывается на ткани, постукивая сверху молоточком. Поэтому и назвали это
искусство — набойкой.
(Сл 9)

-Как можно
отличить просто ткань от платка?

Работа
в паре

Рассмотрите иллюстрации на слайде (10).

Найдите его
отличительные особенности. Обсудите это с товарищем

Вывод:

-Чем
отличается платок от простой такни?

Платок это замкнутая композиция в квадрате, по
краям платка ограниченная каймой или кантом или линейным орнаментом.

-Кто нибудь знает, что такое кайма?

Кайма (кант) это — край, кромка; полоса по краю чего-либо. (Толковый словарь. Даль В.И.)  (СЛ 11)

-У каждого
платка есть свой ритм.                               

-Что такое
ритм?

Ритм
– равномерное чередование повторяющихся фигур.
(СЛ12)

— Если
разделить его на равные части то, что мы заметим? (работа с
платком)

— Правильно,
все части платка одинаковые.

— Этот
принцип называется — симметрией.

Симметрия- это  одинаковость в расположении частей
чего-либо по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.
(«Толковый словарь» С.И. Ожегова)

— Симметрия
бывает: осевая и центральная, зеркальная

Осевой
симметрией
называется симметрия, проведенная относительно прямой.
При осевой симметрии любой точке, расположенной по одну сторону прямой,
всегда соответствует другая точка на второй стороне этой прямой.

Центральная
симметрия.
Можно сказать, что точка О является центром
симметрии, если при повороте вокруг точки О на 180 фигура переходит сама в
себя.

Зеркальная
симметрия

С этой
симметрией мы встречаемся, глядя на себя в зеркало. Объект состоит из двух
одинаковых половинок: левой и правой.

 (СЛ13)

— Посмотрите
внимательно на платок и скажите, к какому ввиду симметрии относится узор?

-Правильно
ребята

-Как вы
думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок?

-Есть
платки праздничные, будничные и скорбные.
(СЛ14)

— Какой
платок можно назвать праздничным?  (красивый, яркий,
который бросается в глаза и др)

— Какой
платок можно носить в будни?

(простой, с
незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный)

— Какой
платок ближе женщине, когда у нее горе? (темный, черный)

-Ребята,
сегодня вам предстоит нарисовать  платок для мамы, бабушки или девочки. Но
для сначала нужно вспомнить, какие бывают орнаменты, но для начало что такое  
орнамент?

Орнамент – это узор, основанный на повторении
составляющих его элемента

— А какие
виды орнаментов вы знаете?
(СЛ15)

-Посмотрите
схемы расположения  орнамента на платке (в центре платка, по кайме, в центре
и по краям, орнамент в углах.)
(СЛ 16 )

Анализ педагогического
рисунка

Посмотрите,
какой платок получился у меня

https://i.pinimg.com/474x/3e/a6/d3/3ea6d3b472b748a7ca51b8f0311ff362--beadwork.jpg

1) — Где находится орнамент
на моём платке?

2) — Какой это орнамент?

3) — Как вы это поняли?

4 — Если его сложить все
части платка будут одинаковыми?

Практическая работа

Ребята, сейчас
вы будите  рисовать  платок для своей мамы, бабушке или  сестры.
Постарайтесь, чтобы платок получился красивый,  яркий.

Для работы вам понадобятся шаблон
платка, который я вам раздала , карандаш и акварель.

1)Вначале рисуем квадрат с мягкой линией
каймы. Но так как у вас шаблон кайма у вас уже есть

2) Мы все будем располагать орнамент в
центре  

3)Используя фантазию или  посмотрите на слайд,
какие вариант узоров орнаменте можно использовать на своем платке.

4) Располагаем узоры орнамента по схеме.

5)Решите каким цветом у вас будет сам
платок и, каким узоры орнамента, чтобы они подходили друг другу.

5) Раскрашиваем полотнище в основной
цвет.

6)Когда краска высохнет, сверху тонкой
кисточкой прорисовываем узоры.  (СЛ 17)

Отвечают
на  вопросы

Говорят
свои варианты

Слушают
учителя и рассматривают картинки

Высказывают
свои предложения

Отвечают

Работа с
иллюстрациями Наблюдают, сравнивают, анализируют и делают выводы.

Делают
вывод

Отвечают

Они
одинаковы

Центральная

нет

красивый, яркий, который сразу бросается в
глаза  

простой, с незатейливым узором, более
приглушенный, сдержанный

темный, черный

замкнутые, ленточные, сетчатые

растительные, геометрические

Рассматривают примеры и рисуют свой платок

В центре (в центре и по краям

— Растительный

— На нём изображены цветы, растения

— Да

Выполняют
работу по алгоритму

Презентация.

Пр, К, П.

20210413 vu tg sbscrb2

Урок изо

Рассказ о мамином платке

Тема: «Мамин платок»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Создать условия для реализации целей:

Предметные: учиться составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка, продолжить знакомство с техникой нанесения росписи на платок штамп; уточнить представления детей о геометрическом и растительном орнаментах; учиться наблюдать за особенностями орнаментов и их связью с природой, формировать умение самостоятельно выбирать приемы рисования для творческой работы;

Метапредметные:

  • развивать творческие способности, изобразительные навыки;

  • воспитывать художественный вкус.

Личностные:

  • развития внимания, аккуратности;

  • развитие умения осуществлять самоконтроль и корректировать собственные ошибки.

Методы: словесный (беседа), практический (работа с заданиями), наглядный.

Необходимое техническое оборудование и методические материалы: картинки с изображением братьев – мастеров Украшения, Изображения и Постройки, заготовки из цветной и белой бумаги треугольной и квадратной формы, гуашь, кисти, непроливайка, картофель, нож, салфетка, платки; учебник «Изобразительное искусство. 3 класс» под редакцией Б. М. Неменского, рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Воспроизведение и коррекция опорных знаний (10 минут)

— Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок).

— Послушаем рассказ учеников о платках. Визуальный ряд по ссылке, слайды №1

https://docs.google.com/presentation/d/16OLBAI3MN4OXo8cXQRfI9EsZQUDmr9uZZsq48FZZtk4/edit?usp=sharing.

Дополнительная информация:

Убрус (белое льняное полотенце с вышивкой) считается предшественником платка на Руси. Издревле женщины покрывали им голову.

С конца 17 века он уступает место платку.

Спустя век, в русском языке появилось слово “шаль”, заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок.

В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор, или украшая повседневный и праздничный женский наряд.

В крестьянских хозяйствах были красильни и ручные ткацкие станки. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, машины-истанки для узорного ткачества. Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. 

Пришла слава и к русским платкам и шалям.

Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Лабзина и Грязнова из Павлово-Посада

-Обсудите в парах ответ на вопросы: как расположен узор на ткани? В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка?

Итог: Рисунок может быть крупный по краям, а к центру становиться мельче. Углы могут украшать броские цветы — акцент на углах. По кайме и углам симметрично размещены букеты крупных цветов, а середина поля заполнена редко разбросанными мелкими цветочками. Есть композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Кайма украшена плотным узором из садовых цветов

Отгадывают загадку.

Несколько учащихся рассказывают одноклассникам ранее подготовленную информацию.

Работают в парах по заданию.

Развитие слухового восприятия.

Развитие умения слушать и слышать, развитие культуры учебного труда.

Умение анализировать объект по установке педагога.

Внимательно слушают учителя.

Внимательно слушают вопросы учителя и ответы одноклассников, дополняют.

Развитие произвольного внимания, умения осуществлять контроль.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свой ответ.

Работают в парах, обсуждают, высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Умение логически грамотно оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в парах, логически грамотно доказывать свою точку зрения, выслушивать собеседника.

Практическая работа (20 минут)

— Откройте учебники. Прочитайте в группах текст на с 30-31, рассмотрите иллюстрации.

-Обсудите в парах ответ на вопросы: почему платок – лучший подарок? Каковы отличия рисунка платка для мамы, сестры (молодой девушки) бабушки? Платок с каким узором выбрали бы для себя вы, девочки?

-Откройте с. 33 учебника. Обсудите в парах на выбор по одному вопросу.

Почему не всегда красиво то, что ярко и пёстро? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива?

Как ты думаешь, можно ли через орнамент на платке выразить красоту и звонкость раннего утра?

Какими узорами и цветом на платке можно передать сказочную таинственность наступающего вечера?

Кому бы могли предназначаться такие платки?

Обсудим алгоритм создания штампа из картофеля.

1. Выбрать картофель нужного размера, помыть и высушить.

2. Нанести карандашом рисунок (цветок, листок).

3. Обрезать снаружи лишнюю часть.

4. Обмакнуть печать из картошки в краску и сделать оттиски.

-Можно использовать штамп с прошлого урока. По желанию можно сделать новые штампы. Можно обмениваться штампами.

— Ребята! С прошлого урока у вас остались эскизы обоев и штор для вашего дома. Сегодня на уроке мы их сможем использовать.

-Мастер Постройки поможет выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всём поле.

Мастер Изображения поможет выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое.

Мастер Украшения поможет превратить изображение в узор – выбрать цвет и ритм узора.

Представители каждой пары отвечают на вопрос, остальные ученики дополняют ответ.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст учебника.

Умение пользоваться учебной литературой, а также использовать ранее полученные знания.

Умение организовывать рабочее место, выделять нужное.

Внимательно следят за движения и словами учителя, повторяют

Внимательно слушают учителя, стараются выполнять все инструкции правильно.

Развитие произвольного внимания, умения осуществлять самоконтроль.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свой ответ.

Умение логически грамотно оформлять свои мысли в устной форме.

115415 5c10ccb7687fb

-75%

Сохранить у себя:

Рассказ о мамином платке Мамин платок (изобразитеное искусство) (24.5 KB)

Наверное, все взрослые боятся такого момента в жизни, когда придётся сказать: «давай поговорим о том, откуда берутся дети?» Как объяснить ребёнку эту деликатную сторону, которая пока ему неведома?

Психологи уверены, что подобный разговор должен состояться между представителями двух поколений. В противном случае информация о том, как появляются дети, полученная вне дома, может нанести ребёнку глубокую душевную травму. Прислушаемся к рекомендациям специалистов и выясним, в каком возрасте пора отвечать на столь щекотливые вопросы, и какие слова подобрать.

Как объяснить ребёнку откуда берутся дети?

Каждый родитель должен понимать, что рано или поздно именно ему зададут вопрос о том, откуда появляются дети. Уже трёхлетние малыши способны затрагивать деликатную тему.

Обилие информации провоцирует подобные вопросы как у мальчиков, так и у девочек. Прежде всего, нужно понимать, что современное поколение детей уже ко 2-му классу отлично знает, как рождаются дети и откуда они берутся. Редкий ребёнок не обсуждал эту тему с друзьями или старшими детьми. Вспомните себя в этом возрасте.

Поэтому помните, что разговаривать вы будете с маленьким ребёнком. Ему может быть 3, 4 или 5 лет. Физиологические подробности про строение женского и мужского тела ему не нужны. Он должен получить чёткий и короткий ответ. Такой же, когда он спрашивает, например, почему идёт дождь? Вы же не ударяетесь в чтение лекции о водовороте воды и перепадах температуры в природе? Скорее всего, вы отвечаете простым и доступным языком.

Но лучше подготовиться заранее, как рассказать «почемучке» откуда берутся дети, и запасти несколько вариантов объяснений.

Крохе 3-х лет достаточно сказать: «Из маминого живота». Если он задастся вопросом, как они туда попадают, то можно сообщить о том, что когда взрослые мужчина и женщина любят друг друга, то они получают подарок в виде ребёнка.

Если ваша семья верующая, можно сообщить о Боге, который дарит ребёнка каждым родителям.

Кроме этого, нужно знать, что вопросов может быть больше. Дети часто интересуются, как ребёнок появляется из маминого живота? В этом случае можно сказать, что когда приходит время, женщина отправляется в больницу. А врачи помогают ребёнку появиться на свет.

Если женщина слышит такой вопрос от своего ребёнка, который появился на свет путём кесарева сечения, можно гордо продемонстрировать ему шрам. Ну а остальным придётся сказать о том, что когда женщина становится взрослой, у неё образуется отверстие, через которое и выходит младенец.

Не забывайте говорить о том, что дети появляются только по любви. Мужчина и женщина должны пожениться, отметить свадьбу и только тогда все поймут, что они, действительно, любят друг друга. Вот после свадьбы у них и появляется ребёнок.

Этот момент необходим в воспитательных целях. В мозгу ребёнка отложится необходимая информация о том, что должна быть семья, а потом уже дети.

Одинокие мамы могут говорить о том, что когда женщина любит мужчину, ей в награду достаётся ребёнок. Тут нельзя выказывать своей обиды на весь мужской род. Будьте предельно деликатны.

Психологи говорят о том, что подобные вопросы задают маленькие дети. Позже они будут стесняться разговаривать на подобные темы. Поэтому не стоит опасаться того, что ребёнок попросит вас продемонстрировать какие-то интимные моменты.

Если в семье ожидается пополнение и вопрос задаёт старший ребёнок, то вам повезло. Мама может продемонстрировать свой живот, положить ладошку сына или дочки на него, чтобы он почувствовал толчки братика или сестрички.

Беременная женщина с детьми

Кроме того, вы должны знать, как не нужно себя вести, если ребёнок задал такой вопрос. Вот что говорят на этот счёт психологи:

1. Не смущайтесь и не краснейте. Ребёнок не имел в виду ничего постыдного.

2. Не вздумайте ругать его и говорить, что ему ещё рано об этом знать.

3. Не начинайте винить девочку Машу или мальчика Виталика, дружить с которыми запрещалось.

4. Не уходите от ответа и не делегируйте вопрос другому взрослому. Если ребёнок задал его вам, значит он вам доверяет больше, чем остальным.

5. Не говорите, что ребёнок сам узнает, когда вырастет или пойдёт в школу. Этот вопрос ваше чадо задаст знакомому школьнику и получит исчерпывающий ответ. Будьте в этом уверены.

Если ребёнок застал вас врасплох, и вы не можете собраться с мыслями, то именно об этом ему и скажите. Сообщите, что вы поговорите, когда доварите кашу или домоете пол, к примеру. Дайте себе время подобрать слова.

И главное, не нужно думать, что вы виноваты в том, что ребёнок задаёт подобные вопросы. Он ничего не видел и не слышал ночью. Просто ему интересно, откуда и как он появился на свет. Ваш ребёнок – не испорченный, он – нормальный.

В каком возрасте рассказать ребёнку откуда берутся дети?

Некоторые родители хотят предупредить неудобные вопросы и начать разговор первым. В этом случае нужно знать, во сколько лет нужно рассказать ребёнку, откуда берутся дети. Это важный момент.

В каком возрасте рассказать ребёнку откуда берутся дети?

Вообще, психологи считают, что если ребёнок не спрашивает, значит, ему это не нужно. Вы можете упоминать о том, что дети – плод любви или говорить о семьи. Ваш малыш уже сделал выводы и не собирается вас ни о чём спрашивать.

Если вы озабочены вопросом полового воспитания, то рекомендуем подождать, пока ребёнок хотя бы научится читать, и подарить ему книгу для детей его возраста. Сейчас выпускают массу изданий. В них объясняются те вопросы, о которых нужно знать ребёнку того или иного возраста.

6-летней девочки вовсе не нужна информация о менструальном цикле и нежелательной беременности. А вот девочке 11-12 лет она пригодится. Конечно, ваша дочь уже и сама что-то знает. Ну она должна быть знакома не с подробностями интимной жизни двух взрослых, а с физиологией своего тела.

Стоит сказать и о подростках. Эти товарищи могут намеренно выводить вас из себя, задавая вопросы, на которые знают ответы. Если ваш сын или дочь, ухмыляясь, утверждают, что не знают, как появляются дети, подарите им книгу.

Судя по отзывам родителей хорошими источниками являются:

  • Д. Рюбель «Откуда берутся дети?».
  • М. Путниньш «Откуда берутся дети».
  • П. Х. Кнудсен «Правдивый рассказ о том, как делают ребёнка».
  • П. Стальфельт «Книга о любви».

Эти издания советуют почитать детям дошкольного возраста. Но предварительно вы тоже прочитайте их на досуге.

Учащимся начальной школы подойдут такие книги, как:

  • Г. Юдин «Главное чудо света».
  • П. Мэйл «Откуда я взялся?»
  • В. Дюмон «Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет».

Ну и для детей 12-16 лет также продаются самые разнообразные издания.

Затевать разговор на тему специально, не стоит. Если в семье ожидается пополнение, вы можете начать беседу с сообщения о том, что скоро в доме появится мальчик или девочка – братик или сестрёнка. Ваш малыш сам задаст вопрос, откуда же он возьмётся? Вот тут вы и расскажет историю о мамином животике и огромной любви между родителями.

Случается и так, что ребёнок задаёт этот вопрос несколько раз за свои детские годы. Учитывайте возраст малыша. Если трёхлетнему существу достаточно ответа о мамином животе, то четырёхлетка спросит о том, как он оттуда выберется или кто его туда посадил.

В будущем ребёнок может потребовать объяснения тонкостей. Но в любом случае не смущайтесь. Дети должны понимать, что это естественный процесс, формировать чувство стыда у них не нужно.

На разных родительских форумах взрослые делятся своим опытом. Можете воспользоваться их предложениями. Так, многие пары заранее делают фотосессию, а потом показывают малышу процесс «взрыва» маминого живота или полку в магазине с огромными куклами. Но такое объяснение подойдёт только очень маленькому ребёнку.

Важно, не во сколько лет рассказать ребёнку, откуда берутся дети, а то, как вы это сделаете.
Проявите мудрость, спокойствие и тактичность. И помните, что пока ребёнок говорит с вами, он вам доверяет. Вы источник знаний. Не разочаровывайте его.

  • Рассказ о маме 4 класс своими словами по чтению
  • Рассказ о маме 4 класс по чтению короткие
  • Рассказ о малой родине 1 класс окружающий мир примеры своими словами
  • Рассказ о малой панде из красной книги
  • Рассказ о малой родине для 1 класса пример образец