Рассказ о малой родине чебоксары

Сочинения про родину моя малая родина родина слово, с которым впервые сталкиваешься в азбуке. тогда же узнаешь, что наша
  • Сочинения
  • Про Родину
  • Моя малая Родина

Родина – слово, с которым впервые сталкиваешься в Азбуке. Тогда же узнаешь, что наша Родина – Россия, а столица её – Москва. Постепенно знания расширяются, понятие Родина обретает географические рамки, историческое и культурное наполнение. Страна, которую населяют люди разных национальностей, с разными верованиями и традициями, особенностями жизненного уклада – всё это Россия.

Облик многонациональной и поликультурной России создают ее регионы. Республики, края, области – части Родины, имеющие свой неповторимый облик. У каждой такой части – свои географические ((рельеф, климат, флора и фауна) особенности, исторический путь и культурные традиции. В их разнообразии оформилась российская цивилизация.

Любой российский регион интересен с историко-культурной точки зрения и заслуживает внимания и изучения. Изучением региональных особенностей занимается целый комплекс наук, объединенных названием краеведение. Краеведческие исследования охватывают все региональные особенности, создают неповторимый образ региона в народном восприятии. Интересно, что краеведческие работы могут быть посвящены как целым частям страны: Сибирь, Урал, Кавказ, Крым, так и отдельным городам и даже сёлам.

Малой Родиной называют обычно то поселение и его окрестности, где человек родился и живет. Места, ставшие родными, связанные с воспоминаниями детства и юности, хранящие в то же время память об исторических событиях и известных людях. К малой Родине человек более эмоционально привязан, с ней ассоциируется представление о доме. А.С. Пушкин слегка иронично назвал это сердечное устремление «любовью к отеческим гробам». Но есть в этой фразе и истина: сохранённая память поколений, ощущение причастности времени и истории.

Моя малая Родина (как ни парадоксально) – крупный промышленный город. В его географии отражены особенности местности, в названиях рек и гор сохранился язык древнего населения, в его истории отголоски событий из жизни целой страны. Масштабные события можно увидеть здесь на примере судеб отдельных людей. Целые эпохи прослеживаются по особенностям градостроительства. Историю отечественной промышленности можно изучить по действию расположенных здесь заводов. Храмы, построенные в 18–19 вв., как и новые, хранят духовные ценности поколений. Сохранился веками сформированный говор местных, их ментальность и отношение к жизни. Эти детали и частности тем ценнее, чем глубже понимание, что из них складывается любовь к Отечеству.  

2 вариант

Родина… Как часто я слышу это слово из уст окружающих. По закону общества, это то слово, которое должно заставлять трепетать сердце истинного патриота. Это чувство воспитывается дома, прививается детям в школе, но по-настоящему всю силу магической связи между человеком и Родиной можно осознать, не смотря телевизор, не участвуя в патриотических мероприятиях, а живя в родном крае, милом городке или деревушке, где ты родился. Называть это дорогое сердцу место принято малой Родиной.

Малая Родина, что я о ней знаю? Может быть, пока не так много, из того, о чём рассказывают в краеведческих музеях, эти мои открытия ещё впереди, и мне нужно время, чтобы их совершить. Но однозначно я большой знаток своего городка: знаю здесь каждый уголок, каждую улочку, настолько хорошо, что с закрытыми глазами готова рассказать о мелких деталях архитектуры. Малая Родина – это то место, где человеку хорошо, где бы он ни жил, и сколько бы лет ему ни было. Он рвётся «полечиться» родным краем, когда ему плохо, и мгновенно исцеляется, как только ступает на родную землю. Он бродит по родным улочкам, воскрешая в памяти дорогие воспоминания, и ему становится всё лучше и лучше, в груди от волнения колотится сердце.

Да, многие из нас, вырастая, покидают отчий дом, родной город. Создают семьи в дальних городах, чужеземных странах, но кровное родство со своей малой Родиной остаётся на всю жизнь. В новых городах мы невольно начинаем искать своих земляков, общаться с ними, мы вздрагиваем, когда по телевизору или радио, а может быть, в социальных сетях встречаем упоминание родного города, деревни. И если раньше, будучи детьми, мы не понимали крепкой связи со своим городом и рвались осваивать другие территории и покорять большие города, то теперь, наоборот, ищем повода отправиться в отпуск в ту самую, пульсирующую воспоминаниями точку на карте. Мы трепетно ждём этой желанной встречи, считаем дни, строим планы, и как же нам хочется, чтобы там, в родном городке или деревушке, нас тоже очень-очень ждали и были рады встрече!

Малая Родина – это любовь навсегда. В истории немало примеров, когда прославленные на весь мир учёные и деятели культуры завещают похоронить себя в тех местах, где они родились и провели лучшее в жизни время – детство. Моя жизнь ещё впереди, но я уже осознаю, что никогда не предам свою малую Родину, даже если не буду здесь жить, но я буду часто приезжать, а ещё – с гордостью рассказывать своим друзьям и знакомым о самом лучшем, самом светлом и замечательном, самом дорогом месте на планете Земля!

Также читают:

Картинка к сочинению Моя малая Родина

Моя малая Родина

Популярные сегодня темы

  • Отзыв о рассказе Чехова О любви

    Рассказ «О любви» — часть трилогии Чехова, рассказывающей о «футлярных» людях. И пусть главный герой этого рассказа Алехин не столь очевидно похож на Беликова с его «как бы чего не вышло», тем не менее

  • Сочинение описание картины Голубятник Перова

    У художника есть большое количество картин, на которые можно смотреть с замиранием сердца. Одна из таких его работ, это картина «Голубятник». Написана в 1873 году. На данный момент, она находится в Москве

  • Сочинение Вонмигласов в рассказе Хирургия Чехова (Образ и характеристика)

    В центре внимания читателя находится дьячок сельской церкви по имени Вонмигласов. Он обращается в земскую больницу за помощью, так как у него сильно болит зуб. В начале рассказа автор показывает героя

  • Описание картины Горского Без вести пропавший 1946 сочинение

    Горский создавал немалое количество картин на тему войны – феномен, который возможно изображать совершенно разными способами. Художник может изобразить поле сражение или какой-то элемент героического подвига

  • Сочинение Иван, не помнящий своего родства (как Вы понимаете поговорку)

    Иванами, не помнящими своего родства, называют людей, которые забывают о своей родине, традициях своего народа. Таким людям не интересно прошлое родной страны. Докажем данное утверждение на примерах.

Изучаем нашу малую Родину!

        Патриотическое воспитание учащихся
– сложный педагогический процесс. В его основе лежит формирование патриотизма
как личного качества. Исходя из этого, мы педагоги Центра дополнительного
образования ставим  следующие задачи: 

— расширять и углублять знания о традициях
семьи и школы;

— развивать познавательный интерес к
истории, культуре, малой родине;

— воспитывать чувство уважения к прошлому
своего народа. 

Среди многих условий и факторов, влияющих
на развитие и воспитание обучающихся, по праву ведущим является семья. В ней
закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где
сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может
воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны.
Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой
Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от
умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно
без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и
проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет
родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок
был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без
таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь,
уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов
и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приёмов,
методов и форм работы.

В рамках патриотического воспитания ребята
участвуют в конкурсах, акциях данного  направления.  Так Устинья Ломовская
заняла первое место в Межрегиональном конкурсе «Моя  семейная реликвия».
 

В областном конкурсе «Первые шаги в науку»
Динислам Мирясов представил исследовательскую работу о своей малой родине п.
Кидрясово, где  занял 1 место. (руководитель Гилязеева З.К.) Воспитанница
Байтуриной Г.Р.  Радмила Калимуллина в этом же конкурсе представила работу «В
большой России малый уголок» и получила диплом третьей степени. За активную
инновационную деятельность в международном проекте «Моя Отчизна» Анастасия
Десятерик,  получила сертификат участника.

Также наши дети работают над социальным
проектом «Я – гражданин России». Здесь ребята затрагивают социальные стороны
нашего города. К примеру в акциях «Бездомные животные», «Чистые родники-исток
городского водоёма», «Щедрый вторник», «Твори добро», «Ветераны рядом» и т.д.,
Мальчишки и девчонки ведут активную  волонтёрскую деятельность. На «Уроках
мужества», которые проводились в формате видеовыпусков, ребята рассказывали о
героических событиях в истории нашей страны и города. Фамилии участников
исторических событий это наши горожане.

Изучая современное
социально-экономическое  состояние города, видя проблемы и положительные
моменты его развития, ребёнок пытается самостоятельно решить вопрос о своей
роли в жизни  города не только сегодня, но и в будущем. Научив ребенка любить и
беречь малую родину, можно  рассчитывать на то, что в будущем он  будет также
искренне относиться к Родине в широком смысле слова. Это можно увидеть
проанализировав  их активное участие в акциях  патриотической направленности – «Окна
Победы», «Память героев»,  «Победа входит в каждый двор», «Ветераны рядом»,
«Путь к Обелиску» и т.д

    В год Памяти и Славы в музее Центра
дополнительного образования  педагогами и воспитанниками оформлена экспозиция
«Пусть каждый знает! Пусть каждый помнит!». Экспозиция посвящена   участникам
Великой Отечественной  войны, труженикам тыла, подросткам  г. Медногорска и
Оренбуржья.

  В ЦДОД был организован и проведён
конкурс «Лучшее образовательное учреждение, посвященное 75 –летию Победы в
Великой Отечественной войне». В конкурсе приняли активное участие все городские
школьные и дошкольные образовательные учреждения.

 Педагогами и родителями была проделана
огромная совместная работа, что является ярким примером подражания, патриотизма
для юных граждан нашего города.

В прошлом году в центре открылось новое
техническое направление «Журналята», где ребята изучают формы работы с
фото-видеоаппаратурой, монтажа, написания текстов. Вместе с ними мы создали
проект «Прогулки по городу», где наши воспитанники сначала изучают
достопримечательные места нашего города, знакомятся с интересными земляками,
потом излагают свои мысли на бумаге, обдумывают варианты сценария, съёмки и
выдают результат в социальных сетях. Проекты «Журналят» с «Краеведами» достигли
полутора тысячного числа просмотров. Для начала цифра вполне внушительная.

В современном мире онлайн формат общения
стал более популярен и работы наших журналят вышли далеко за пределы нашего
города и  области, так работа «Мое детство война» о жителе села Кидрясово,  Исканбаевой
Л.Г получила признание Ассоциации почетных граждан России и представлена на
Всероссийский конкурсе видеороликов, посвященной 75 –летию Победы в Великой
Отечественной войны. Новое объединение «Журналят»  востребовано, ими уже
представлено в социальных сетях более 20 работ. Творческих успехов вам в новом
году!

Методист дополнительного образования
Гилязеева З.К.

 «Î ìàëîé ðîäèíå ïèñàòü, 
Êàê â äåòñòâî îêóíóòüñÿ…
Ñòðàíèöû âñå ïåðåëèñòàòü
È â ïðîøëîå âåðíóòüñÿ…»

Ýòè ñòðî÷êè âîçíèêëè ñðàçó, êàê òîëüêî ÿ íà÷àëà ïèñàòü íà òåìó «Ìàëàÿ ðîäèíà ãëàçàìè àïòåêàðÿ». Âñ¸ íà÷èíàåòñÿ ñ äåòñòâà, â í¸ì çàêëàäûâàåòñÿ ïðî÷íàÿ îñíîâà, à äàëüøå ÷åëîâåê ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü ðàçâèòü å¸ èëè æå íàîáîðîò, îñòàíîâèòüñÿ è äàæå äåãðàäèðîâàòü â ñâî¸ì ðàçâèòèè. Îñíîâà, çàëîæåííàÿ â äåòñòâå, êðåïêà, íàä¸æíà, è ÷åëîâåê ïðèâÿçàí ê íåé òàêèìè ïðî÷íûìè óçàìè, ðàçîðâàòü êîòîðûå íå â ñîñòîÿíèè íè âðåìÿ, íè ðàññòîÿíèå, íè ïîñòîðîííåå âîçäåéñòâèå.
Äëÿ ìåíÿ ìàëàÿ ðîäèíà – ýòî ïîñ¸ëîê Òåëåõàíû Èâàöåâè÷ñêîãî ðàéîíà Áðåñòñêîé îáëàñòè.  Òåëåõàíàõ ìîè èñòîêè, ìîÿ âå÷íàÿ «ïðîïèñêà», ìîè êîðíè. ß èñïûòûâàþ ïðèâÿçàííîñòü ê ýòîìó ìåñòó. Ò¸ïëûå ÷óâñòâà è ëþáîâü ê ðîäíîìó ïîñ¸ëêó ÿ âûðàçèëà â ñòèõîòâîðåíèè, êîòîðîå íàçûâàåòñÿ

 «Î ìàëîé ðîäèíå».
 
Ïèøó î ðîäèìîì è ðàííåì,
×òî â ñåðäöå îñòàëîñü íàâåêè,
×òî âèäèòñÿ, êàê íà ýêðàíå,
Åäâà òîëüêî ñìåæó ÿ âåêè.
Ïàçë èç ñîáûòèé äàë¸êèõ –
Ñàì îí ñëîæèëñÿ è ÿñåí.
Êðàé ìîé îç¸ð ñèíåîêèõ –
Äîðîã, âåëèê è ïðåêðàñåí…
Äàëè, ëåñà, ïåðåëåñêè
Âèæó âñåãäà ïðåä ñîáîþ,
Ãîâîð íàø äèâíûé, ïîëåññêèé –
Ñòàë îí ìîåþ ñóäüáîþ.
Ëþäè ïðîñòû, äîáðîäóøíû,
Ðå÷è ïðÿìû, áåçîáèäíû,
Ñåðäöå ïîðûâó ïîñëóøíî, –
Êàê íà êàðòèíêå âñ¸ âèäíî.
Âèäèìî, íàøà ïðèðîäà
Òàê íà ëþäåé ïîâëèÿëà –
Ñòàëà ÷åðòîþ íàðîäà,
Äóøè ëþäåé èçâàÿëà.
Ðàçíûå ëþäè, ðàçíûå ñòðàíû…
Ñêîëüêî ÿ èõ ïîâèäàëà…
Òîëüêî äîðîæå âñåãî Òåëåõàíû,
Ñåðäöåì èõ íå ïîêèäàëà…
Ïåðâûé ìîé øàã, ïåðâîå ñëîâî…
 öåðêâè – êðåùàëüíÿ-ëîõàíü…
Æèçíè ìîåé çàëîæèëàñü îñíîâà –
Ðîäîì ÿ – èç Òåëåõàí!
 
Óïîìèíàíèå î Òåëåõàíàõ èìååòñÿ â ñòàðèííûõ ïèñüìåííûõ èñòî÷íèêàõ ñ 1500-1559ãã., êàê î òîðãîâîì ìåñòå äëÿ îêðåñòíûõ ïîñåëåíèé.
 Â 1803 â Òåëåõàíàõ âîçâåëè öåðêîâü Ñâÿòîé Òðîèöû ñ äâóõúÿðóñíûì èêîíîñòàñîì, êîòîðàÿ ïåðâîíà÷àëüíî áûëà óíèàòñêîé.
Ñòàðîãî çäàíèÿ öåðêâè, ê ñîæàëåíèþ, íå ñîõðàíèëîñü. Îíî ñãîðåëî âî âðåìÿ ïîæàðà, «íîâîå» çäàíèå öåðêâè áûëî âîçâåäåíî â 1932 ãîäó. Ñâîþ ëþáîâü è ïðèâÿçàííîñòü ê ìàëîé ðîäèíå ÿ âûðàçèëà â êíèãå «Íàøè Òåëåõàíû» (2017), ãäå ïîäðîáíî îïèñàíà èñòîðèÿ íàøåãî ïîñ¸ëêà.
×àñòü ìàòåðèàëà ïîñâÿùåíà äîâîåííîé èñòîðèè è ïåðèîäó Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû. Èíòåðåñíûå ñâåäåíèÿ î ïðîøëîì òåëåõàíñêîé àïòåêè ¹89 ÿ ïî÷åðïíóëà èç êíèãè Áîãäàíà Ìåëüíèêà, èçäàííîé â Ëþáëèíå íà ïîëüñêîì ÿçûêå â 2006 ãîäó. Äî 1939 àïòåêà â Òåëåõàíàõ ïðèíàäëåæàëà ãîñïîäèíó Áîõèíüñêîìó.  îäíîì çäàíèè ñ àïòåêîé íàõîäèëîñü è æèëîå ïîìåùåíèå äëÿ âëàäåëüöà àïòåêè è åãî ñåìüè.  ñåíòÿáðå 1939 àïòåêà áûëà íàöèîíàëèçèðîâàíà è â íåé ðàáîòàëè ïðèåçæèå ñïåöèàëèñòû èç Ðîññèè.
Îò îáðàçà ìàëîé ðîäèíû íåâîçìîæíî îòäåëèòü àïòåêó.
 Â äåòñòâå ÿ ÷àñòî ïîñåùàëà å¸. Çàïîìíèëñÿ îñîáûé ëåêàðñòâåííûé çàïàõ, ñâåæåñòü ÷èñòî âûìûòîãî ïîëà, òåïëî, èñõîäÿùåå îò æàðêî íàòîïëåííûõ ïå÷åé çèìîé, è ïðèÿòíàÿ ïðîõëàäà àïòåêè â ëåòíþþ æàðó.  ìîåé ïàìÿòè îòëîæèëèñü íàâñåãäà îáðàçû ôàðìàöåâòîâ â áåëîñíåæíûõ õàëàòàõ, òàèíñòâî ñîòâîðåíèÿ ëåêàðñòâåííûõ ôîðì, òèøèíà è óìèðîòâîðÿþùèé ïîêîé àïòåêè.
Äóìàþ, ÷òî ýòà îáñòàíîâêà è ñûãðàëà ðåøàþùóþ ðîëü ïðè âûáîðå ìîåé áóäóùåé ïðîôåññèè.
 
Ãîðæóñü ïðîôåññèåé ñâîåþ…

Ãîðæóñü ïðîôåññèåé ñâîåþ,
Îíà äîñòîéíà äîáðûõ ñëîâ,
Âñåãäà ÿ âîñõèùàëàñü åþ,
Îíà, êàê áàçà âñåõ îñíîâ.
Àïòåêà ïóòü ìíå ïîäàðèëà,
È ÿðêîé ðîññûïüþ âèòðèí
Âñåãäà íàðîäó ãîâîðèëà: –
«Çäîðîâüÿ ïóòü äëÿ âñåõ îäèí!
À ÿ – ïîìîùíèê âåðíûé ëþäÿì,
Âî ìíå ëåêàðñòâà äîáðûé äóõ,
Êîòîðûé îðãàíèçì ïîáóäèò
Áîðîòüñÿ, îäîëåòü íåäóㅻ
È ýòî ãëàâíàÿ çàäà÷à, –
×òîá íå äîâëåòü, à ïîìîãàòü…
Òàê ìûñëþ ÿ è íå èíà÷å, –
Àïòåêå ñòîèò ãèìí ñëàãàòü!
Âåäü â òðóäíóþ ìèíóòó áîëè
Ñïåøèì çà ïîìîùüþ ìû ê íåé…
Íàõîäèì ìû ñ óñèëüåì âîëè,
Àïòå÷íûé êðåñò è ñâåò îãíåé…
Ãîðæóñü ïðîôåññèåé ñâîåþ,
Ëþäåé íåìåðåíî ñïàñëà!
ß ïðåêëîíÿþñü ïåðåä íåþ –
 íåé – ðàçóì, âîëÿ, òàêò ïîñëà!
 
Ïðèåçæàÿ â ðîäíîé ïîñ¸ëîê, ÿ âñåãäà ïîñåùàëà àïòåêó è ðàäîâàëàñü òåì èçìåíåíèÿì, êîòîðûå ñ íåé ïðîèñõîäèëè. Çäàíèå àïòåêè îñòàëîñü ïðåæíèì, íî îíî ïåðåñòðîèëîñü, óñîâåðøåíñòâîâàëîñü, ìîäèôèöèðîâàëîñü.
 Íûíå ýòî ñîâðåìåííàÿ àïòåêà ñ êà÷åñòâåííûì îáñëóæèâàíèåì ïîñåòèòåëåé.
Èñòîðèÿ ïîñ¸ëêà Òåëåõàíû íåîáû÷íà, äî ñèõ ïîð íå óñòàíîâëåíî äîñòîâåðíî ïðîèñõîæäåíèå íàçâàíèÿ. Ïî ïðåäàíèþ, âî âðåìåíà òàòàðî-ìîíãîëüñêîãî íàøåñòâèÿ, çàõâàò÷èêè äîáðàëèñü äî áîëîò è ëåñîâ Ïîëåñüÿ. Ìîíãîëû áûëè õîðîøèìè íàåçäíèêàìè, íî çäåñü ýòî óìåíèå áûëî èçëèøíèì.
Óñëîâèÿ Ïîëåñüÿ áûëè äëÿ íèõ òÿæ¸ëûìè: íàåçäíèêè âìåñòå ñ ëîøàäüìè ìàññîâî òîíóëè â áåñêðàéíèõ áîëîòíûõ òîïÿõ, à ìåñòíûå æèòåëè îò÷àÿííî ñîïðîòèâëÿëèñü íàøåñòâèþ.  âåêîâûõ áîðàõ òàòàðñêîé êîííèöå íåãäå áûëî ðàçâåðíóòüñÿ.
 Âî âðåìÿ îäíîé èç áèòâ áûë óáèò õàí òàòàðñêîé îðäû. Òàòàðû ïîõîðîíèëè åãî è íàä ìîãèëîé íàñûïàëè êóðãàí, ïîëó÷èâøèé íàçâàíèå «Ëûñàÿ ãîðà», à ïîñ¸ëîê âïîñëåäñòâèè íàçâàëè – «Òåëåõàíû», ÿêîáû â ñâÿçè ñ çàõîðîíåííûì òåëîì õàíà.
Íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè ñ÷èòàþò, ÷òî íàçâàíèå ïîñ¸ëêà ïðîèçîøëî îò áåëîðóññêîãî ñëîâà «Öåëÿõ³», ÷òî îçíà÷àåò êîëîäà èëè êðóãëÿê. Ó ìåíÿ ñîáñòâåííàÿ âåðñèÿ íàçâàíèÿ ïîñ¸ëêà.
Îáùàÿñü ñ àðàáàìè, ÿ óçíàëà, ÷òî àðàáñêèå ñëîâà «Òåë-õàí» îçíà÷àþò ïîñåëåíèå, ïðèáåæèùå, æèëèùå.  ïîëüçó ýòîé âåðñèè ãîâîðèò è òî, ÷òî â òå äàë¸êèå âåêà íå ìîãëî áûòü è ðå÷è îá èñïîëüçîâàíèè ðóññêîãî ÿçûêà â íàøèõ ìåñòàõ, ðîññèÿíå ïðèøëè â íàø êðàé ãîðàçäî ïîçæå, à ñëîâà – «òåëî õàíà» – ñâèäåòåëüñòâóþò î ðóññêîé èíòåðïðåòàöèè. ß íàïèñàëà íà ýòó òåìó ñòèõîòâîðåíèå.

Òåëåõàíû. Ëûñàÿ ãîðà.

Íàïèñàòü îá èñòîêàõ
Íàñòóïèëà ïîðà…
Ïàíîðàìîé øèðîêîé
Âîçíèêàåò ãîðà…
Íå òàêàÿ áîëüøàÿ,
Õîëì â ïîñàäêàõ ñîñíû,
Íî ìåíÿ âîñõèùàåò
Ñâåò å¸ ñåäèíû.
Ãäå-òî â ïðîøëîì äàë¸êîì
Çàòåðÿëèñü ñëåäû,
Êàê â êðàþ ñèíåîêîì
Áûëî öàðñòâî áåäû…
È òàòàðî-ìîíãîëû
Ïîëîíèëè íàø êðàé,
È äîâëåëè ãëàãîëû:
Áåé, êîëè, óáèâàé…
Ïðåäêè ñ ÷åñòüþ ñðàæàëèñü,
Óáèâàëè âðàãîâ,
Ïëîòü êîíåé îñòàâàëàñü,
Êàê äîáû÷à âîëêîâ…
Äîêàòèëîñü ïðåäàíüå, –
Ìîæåò, åñòü â í¸ì èçúÿí…
Êàê ñòðåëû ïîïàäàíüåì
Áûë óáèò âàæíûé õàí.
Ïîõîðîíåí äîñòîéíî –
Õîëì íàä íèì âîçâåä¸í,
Ïîçæå Ëûñîé ãîðîþ
Ýòîò õîëì íàðå÷¸í.
Òåëåõàíû âîçíèêëè
 ïàìÿòü áèòâû áîëüøîé,
 ñåðäöå ïåñíåé ïðîíèêëè
È ñðîäíèëèñü ñ äóøîé…
Òîëüêî â òþðêñêîì íàðå÷èè
Åñòü çíà÷åíüå èíî –
 í¸ì «Òåë-õàí» îçíà÷àåò
Ïîñåëåíüå îäíî.
È òàêîå ãëàãîëÿò,
×òî, óâèäåâ ñåëî,
Çàêðè÷àëè ìîíãîëû:
«Î, Òåë-õàí!» – è ïîøëî…
Ýòà âåðñèÿ íîâà,
Âåðîÿòíî âïîëíå,
×òî â íåé ïðàâäû îñíîâà,
Ïðåäñòàâëÿåòñÿ ìíå…
Òàê ëè áûëî, èíà÷å?
Êòî ðàññêàæåò òåïåðü?
Âñ¸ Èñòîðèÿ ïðÿ÷åò,
Êàê çàêðûòàÿ äâåðü…
 
Èçâåñòíû áûëè Òåëåõàíû è âàæíûì ãèäðîòåõíè÷åñêèì ñîîðóæåíèåì – Îãèíñêèì êàíàëîì. Ðàìêè ìîåãî ðàññêàçà íå ïîçâîëÿþò ìíå ïîäðîáíî ðàññêàçàòü î ñòðîèòåëüñòâå, ýêñïëóàòàöèè è âàæíîñòè ýòîãî îáúåêòà.
Ñêàæó òîëüêî î òîì, ÷òî ïîñòðîåí êàíàë áûë ïîä ýãèäîé è íà ñðåäñòâà âåëèêîãî ãåòìàíà ëèòîâñêîãî Ìèõàëà Êàçèìèðà Îãèíñêîãî.
 Âïîñëåäñòâèè, ïîñëå ñìåðòè Îãèíñêîãî â 1800-ì ãîäó, êàíàë ñòàë íîñèòü åãî èìÿ.  íàøåé êíèãå «Ïîêà ìû æèâû…», íàïèñàííîé ìíîé è ìîèì îòöîì – Ëóêàøåâè÷åì Ãàâðèèëîì Êîðíååâè÷åì, èçäàííîé â 2010-ì ãîäó, ïîäðîáíî îïèñàíà èñòîðèÿ ñîçäàíèÿ âîäíîé àðòåðèè, ñîåäèíèâøåé ÷åðåç ðåêè Áàëòèéñêîå è ׸ðíîå ìîðÿ. Äîëãîå âðåìÿ êàíàë áûë ñóäîõîäíûì è ïðèãîäíûì äëÿ ìàññîâîãî ñïëàâà äðåâåñèíû.

Òåëåõàíû. Áè÷åâíèê.
 
Íåèçáèòîþ ôðàçîé,
Çàäóøåâíîþ ïåñíåé
Âîñïîþ Òåëåõàíû –
Âñ¸ ñâÿòîå âîñêðåñíåò!
È ëþáîâü, è òðåâîãè,
×òî áëèçêè íàì íàâåêè,
Äà ðîäíûå ïîðîãè
Ñîçäàþò ÷åëîâåêà.
Ìíå èç òî÷íûõ àííàëîâ
Äîñòîâåðíî èçâåñòíî,
Íàä Îãèíñêèì êàíàëîì
Ðàçëèâàëàñÿ ïåñíÿ.
Áóðëàêè å¸ ïåëè
Äà åù¸ ïëîòîãîíû,
Ãîëîñà èõ ãðåìåëè,
Áûëè äîëãè ïðîãîíû.
Åäèíåíüå ñ ïðîøåäøèì,
Áëàãîðîäñòâà ïðèìåòà.
Âñïîìèíàåò óøåäøèõ
Òåëåõàíñêîå ëåòî.
Áè÷åâíèê  — íàøà ïàìÿòü,
Çíàêîì âåêà ñòàë âåðíûì,
Îí ðîæä¸í â Òåëåõàíàõ,
Ñòàâ äëÿ ìíîãèõ ïðèìåðîì.
Ïðåäêè íàñ âäîõíîâëÿþò,
Âîçðîäèòñÿ Ïîëåñüå.
Äóõ íàä íàìè ëóíàåò,
Åñëè ñëûøèòñÿ ïåñíÿ.
×òîá ìîãëè ìû ãîðäèòüñÿ,
Îæèâàåò íàäåæäà:
Íàø êàíàë âîçðîäèòñÿ.
Áóäåò ïîëíûì, êàê ïðåæäå…

 ïåðèîä ðàáîòû Îãèíñêîãî êàíàëà ñïëàâëÿëñÿ ëåñ, õîäèëè áàðæè è ïàðîõîäû. Íåðåäêî áàðæè òÿíóëè áóðëàêè áå÷åâîé, ïîýòîìó è íàçâàëè áåðåã êàíàëà – «áè÷åâíèê», ýòî ñëîâî è äàëî âïîñëåäñòâèè íàçâàíèå ïðàçäíèêó ïîñ¸ëêà.  ñáîðíèêå ìîèõ ñòèõîâ «Ñòèõè íå ïèøóòñÿ ãîäàìè», èçäàííîì â 2018 åñòü ñòèõîòâîðåíèå î êàðòèíå Èëüè Åôèìîâè÷à Ðåïèíà «Áóðëàêè íà Âîëãå». Êàðòèíà çíàìåíèòîãî ðóññêîãî õóäîæíèêà àññîöèèðîâàëàñü ó ìåíÿ ñ ðîäíûìè ìåñòàìè.
 
Ðåïèí. Áóðëàêè íà Âîëãå.
 
ß âñïîìèíàþ, ãëÿäÿ íà ðåêó,
Òå áàðæè, ÷òî â íåáûòíîñòü óëåòåëè.
Ïî íàøèì áåðåãàì, áè÷åâíèêó,
Òÿíóëè èõ áóðëàöêèå àðòåëè.
Áëèçêè ìíå è ïîíÿòíû «Áóðëàêè» –
Êàíàë íàø ñóäîõîäíûì áûë êîãäà-òî,
Ìàñøòàáàìè äàë¸ê îí îò ðåêè,
 òîì ìûñëü Îãèíñêîãî íå âèíîâàòà.
Ïðîñòû è íåïîäêðàøåíû íèêàê,
Íå âèäíî â íèõ ñóñàëüíîé ïîçîëîòû,
Èì â åñòåñòâå èçîáðàæ¸í áóðëàê,
Åñòü ïðàâäà â òî÷íûõ îáðàçàõ ãîëîòû.
Ùåìÿùàÿ ðåàëüíîñòü âîñõèòèò,
Êàê îòðàæåíüå â çåðêàëå ñòîëåòüÿ.
Âñåõ ïåðåõîäîâ òðóäíîñòè ïðîäëèò,
È êðèêè, ðóãàíü èõ, è ìåæäîìåòüÿ…
Òðóäíà, ãðóáà ðàáîòà áóðëàêîâ,
Íå ýòî ëè ïîäìåòèë æèâîïèñåö?
È ñ òÿæêîé ëÿìêîé ïðîæèòûõ âåêîâ
Îí âûñòóïèë, êàê ìóäðûé ëåòîïèñåö.
Ïèñüìî ãðÿäóùèì, áóäóùèì âåêàì,
Îòêðûòîñòü ÷åñòíîé, èñêðåííåé ðàáîòû.
Îí ïðàâäîé äîðîã è ïîíÿòåí íàì,
Âåäü Ðåïèí áûë ðàáîì áîëüøîé çàáîòû.
Îí ëåòîïèñü âåëèêóþ ïèñàë,
Íå ëüñòÿ, íå óêðàøàÿ, ïðîñòî, ÿñíî.
È îò çàáâåíüÿ áóðëàêîâ ñïàñàë,
Èõ îáðàçû íàïèñàíû ïðåêðàñíî.
ß âñïîìèíàþ, ãëÿäÿ íà ðåêó,
Êàíàë Îãèíñêèé, ïàâîäîê âåñåííèé…
È òÿíóò áàðæè ïî áè÷åâíèêó
Òðóäÿãè-áóðëàêè ïîä ïåñåí íå âåñåëüå…
 
Äîáðîé òðàäèöèåé â Òåëåõàíñêîì êðàå ñòàëè âîåííî-ïàòðèîòè÷åñêèå ôåñòèâàëè-ðåêîíñòðóêöèè ñîáûòèé âðåì¸í Ïåðâîé ìèðîâîé âîéíû ïîä íàçâàíèåì «Âûãîíîùàíñêàÿ ôîðòåöèÿ».
 
Äåðåâíÿ Âûãîíîùè – ýòî ðîäèíà ìîåãî îòöà, ìíå îíà äîðîãà è áëèçêà. Ñîææ¸ííàÿ âî âðåìÿ Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû ôàøèñòàìè çà ïîìîùü ïàðòèçàíàì, äåðåâíÿ âîçðîäèëàñü â áóêâàëüíîì ñìûñëå èç ïåïëà.
 ôåñòèâàëå ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ìíîãî÷èñëåííûå êîìàíäû ðåêîíñòðóêòîðîâ, â òîì ÷èñëå èç Ðîññèè. Ôåñòèâàëü ïîìîãàåò ñîõðàíÿòü ïàìÿòü î òðàãè÷åñêèõ ñîáûòèÿõ, êîòîðûå ïðîèñõîäèëè íà íàøåé ìàëîé ðîäèíå áîëåå ñòà ëåò òîìó íàçàä.
Ìíîþ íàïèñàíû íåñêîëüêî ñòèõîòâîðåíèé íà ýòó òåìó, äâà èç íèõ ÿ ïðèâåäó.

Î Ïåðâîé ìèðîâîé

Èçîðâàíû ïîðòÿíêè,
Ïóñòûå êîòåëêè…
 áîëîòàõ òåëåõàíñêèõ
Ðîññèéñêèå ïîëêè.
Ïðîìîçãëûå îêîïû,
È ãðÿçü â íèõ, è âîäà…
Òîñêà âîëíîé øèðîêîé –
Ðîññèéñêàÿ áåäà.
Öàðþ ñëóæèë îí âåðíî,
Ñîëäàò ðîññèéñêèé êðóò,
Íå ðàç â áîþ ïðîâåðåí,
Åìó íå íóæåí êíóò.
Îí ñàì èä¸ò â àòàêó,
Íå íàäî ïîäãîíÿòü.
Îòâàãà, êàê íà ïëàõó, 
Åãî íå óäåðæàòü.
Çàáûëè èíòåíäàíòû
Îáÿçàííîñòü ñâîþ.
Øòàáíûå «êîìåíäàíòû»,
Îíè æèâóò â «ðàþ».
Ó íèõ òåïëî è ñóõî,
Åñòü êàøà è âèíî…
 îêîïû ñìåðòü-ñòàðóõà
Ïîâàäèëàñü äàâíî.
Äà, ïóëè èõ íå áðàëè, 
Êîñèë ñïëîøíîé «ñûïíÿê»,
Íåò ïðîðåçè â çàáðàëå –
Íå èçáåæàòü àòàê!
Ðîññèéñêèå ãåðîè…
Õðàíèëè ðüÿíî ÷åñòü…
Ïóñòü ñëàâà âàñ óêðîåò,
Âñåõ âàñ íå ïåðå÷åñòü.

Âûãîíîùè. «Ôîðòåöèÿ»
 
Âíîâü «Ôîðòåöèÿ» ïðîõîäèò,
Ðåêîíñòðóêöèÿ ñîáûòèé.
Çðèòåëåé îíà íàõîäèò,
Êàæäûé ãîä – êàñêàä îòêðûòèé.
Ïåðâîé ìèðîâîé ñîëäàòû,
Ôîðìà èõ è ãðóäü â «ìåäàëÿõ».
È ñòðåëüáû ñëûøíû ðàñêàòû,
Îòäàþòñÿ ýõîì â äàëÿõ.
Íà êîñûíêàõ êðàñíûé êðåñòèê,
Ìèëîâèäíûå ñåñòðè÷êè.
È ó êàæäîé – êðîâíûé «êðåñòíèê»,
×òî ñïàñ¸í áûë åþ ëè÷íî.
Ãóìèë¸â è Áëîê, Åñåíèí
Ñ áîëüþ î âîéíå ïèñàëè,
Ãèïïèóñ ñ òîñêîé îñåííåé
È Àõìàòîâà ñ ïå÷àëüþ.
Èõ ïðîíçèòåëüíûå ñòðîêè
È ñåãîäíÿ àêòóàëüíû,
 íèõ ïå÷àëü âîëíîé øèðîêîé,
×óâñòâà èñêðåííè, ðåàëüíû.
Ïåðåäàòü îíè ñóìåëè
Âåñü òðàãèçì âîéíû ïå÷àëüíîé.
׸òêèì ñëîâîì îäîëåëè
Ðóáåæè áåäû ñêàíäàëüíîé.
Ðåêîíñòðóêöèÿ, ìîëåáåí,
Êîíòóð áëèíäàæà è ôëàãè.
Äëÿ äóøè ïðîöåññ öåëåáåí, 
Íå çàáûòü íàì èõ îòâàãè.
Ïîìèíàëüíàÿ ìîëèòâà, 
Ïëà÷ è æàëîáíàÿ ïåñíÿ.
Ñåðäöå ðåæåò îñòðîé áðèòâîé, 
Òå ñîáûòèÿ âîñêðåñëè.
 
ß ïîáûâàëà âî ìíîãèõ ñòðàíàõ ìèðà, óâèäåëà èíóþ æèçíü, óçíàëà òðàäèöèè íàðîäîâ, äðóãèå ìîðàëüíî-ýòè÷åñêèå öåííîñòè. Ïîñåòèëà ìíîæåñòâî ïàìÿòíûõ, èñòîðè÷åñêè âàæíûõ ìåñò, íî íèãäå ÿ íå ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ òàê õîðîøî, êàê íà ìîåé ìàëîé ðîäèíå. Ýòè òðîãàòåëüíûå ñòðîêè ÿ ïîñâÿòèëà ìàëîé ðîäèíå. Èç ìîåãî ïîýòè÷åñêîãî ñáîðíèêà «Ñëîâà – âîëøåáíèêè è ìàãè», èçäàííîãî â 2017.
 
Âîçâðàùåíèå

Êàê æå ïðèÿòíî âîçâðàùàòüñÿ
Ê ðîäíîé äàë¸êîé ñòîðîíå…
È ê æèçíè ïðåæíåé ïðèîáùàòüñÿ,
Îíà âñåãäà æèâ¸ò âî ìíå.
Ê èñòîêàì æèçíè íàñòîÿùåé,
×òî ìíå ïîíÿòíà è ëåãêà,
Ê áåð¸çêå, âî äâîðå ñòîÿùåé,
Äà ãíóùåéñÿ îò âåòåðêà.
Ê çàíÿòèÿì ñâîèì, òðåâîãàì,
Ê òÿæ¸ëîé ïîëêå ìèëûõ êíèã,
Ê ðîäíûì èñòîïòàííûì ïîðîãàì,
×òî ïîìíÿò äåòñòâà êàæäûé ìèã.
Ê ìîåé èñõîæåííîé òðîïèíêå,
×òî ïðîáåãàåò ïî äâîðó.
È äûì òðóáû, êàê íà êàðòèíêå,
Âñ¸ âü¸òñÿ-âü¸òñÿ íà âåòðó.
Âîò äîìà ìèëàÿ êàðòèíà
Òàê ÿâíî ïðåäî ìíîé âñòà¸ò,
Ìîåé äóøè – íå ïîëîâèíà,
Ïðèëèâû ðàäîñòè íåñ¸ò.
Îòêðûâ áåñøóìíóþ êàëèòêó,
Âî äâîð òèõîíüêî ÿ âõîæó,
È ñåðäöà òèõóþ ìîëèòâó
 í¸ì, áåç ñîìíåíèé, íàõîæó.
Âåäü òàê ïðèÿòíî âîçâðàòèòüñÿ
Ê íà÷àëó æèçíè, áûòèÿ.
Âîäû êîëîäåçíîé íàïèòüñÿ
È îùóòèòü: äà, äîìà ÿ!
 
ß õîðîøî ïîíèìàþ ÷óâñòâà íàøåãî Ïðåçèäåíòà – Àëåêñàíäðà Ãðèãîðüåâè÷à Ëóêàøåíêî, íå çàáûâàþùåãî ñâîþ ìàëóþ ðîäèíó è ñòàâøåãî èíèöèàòîðîì îáúÿâëåíèÿ Ãîäîì ìàëîé ðîäèíû 2018 ãîä, à çàòåì ïðîäëèâøåãî ýòîò ëîçóíã åù¸ íà äâà ãîäà. Îí íå çàáûë ñâî¸ äåòñòâî, ìåñòî íà Çåìëå, ãäå âïåðâûå óâèäåë ñâåò ñîëíöà, ïðîèçí¸ñ ïåðâûå ñëîâà, ñäåëàë ïåðâûå ðîáêèå øàãè.
×åì áîëüøå ÷åëîâåê óâèäèò èíûõ ìåñò çà ñâîþ æèçíü, òåì áîëåå îí öåíèò ñâîè èñòîêè, ýòà ëþáîâü è ïðèâÿçàííîñòü íå ïîêèíåò åãî íèêîãäà. ß íå çàáûâàëà è íå çàáûâàþ ñâîþ ìàëóþ ðîäèíó. Âîññòàíîâëåí è íàõîäèòñÿ â õîðîøåì ñîñòîÿíèè ðîäèòåëüñêèé äîì. Íà ýòó òåìó ÿ íàïèñàëà ñòèõîòâîðåíèå.

Íå ïðîäàâàéòå ðîäèòåëüñêèé äîì

Íå ïðîäàâàéòå ðîäèòåëüñêèé äîì…
Ìíîãî îñòàëîñü ëþáâè íàøåé â í¸ì!
Äåòñêèå ïåñíè, ñëûøèòñÿ ñìåõ,
Äîì îêðûëÿåò, êàê ïåðâûé óñïåõ!
Çäåñü ìû îñòàâèëè ñëåä íà ïåñêå,
Äîì ïðèíèìàë íàñ â áåäå è òîñêå.
Íå ïðåðûâàéòå æå ñ ðîäèíîé ñâÿçü,
Êàê íè ñïëåëàñü áû ñóäüáû âàøåé âÿçü!
Íå ïðîäàâàéòå ðîäèòåëüñêèé äîì –
Ãîäû ïðîâåðèëè êðûøó íà í¸ì,
Æäàëè âñåãäà íàñ òåïëî è óþò,
Äîì – ýòî ñàìûé íàä¸æíûé ïðèþò.
Íå ïðîäàâàéòå ðîäèòåëüñêèé äîì –
Òàê ìíîãî òåïëà ñîõðàíèëîñü â í¸ì…
Äîì ïðèíèìàë ïîñëå ãîðüêèõ ðàçëóê,
Ëó÷øèé ïîìîùíèê è ïðåäàííûé äðóã.
Ïåëà ãèòàðà ó áðàòà â ðóêàõ,
Îäó-áàëëàäó î âîëüíûõ ñòðåëêàõ…
Âñ¸ êàíóëî â Ëåòó, óøëî íàâñåãäà,
Ìèã! Ïðîëåòåëè òå ïòèöû-ãîäà!
Íå ïðîäàâàéòå ðîäèòåëüñêèé äîì,
Âñÿêàÿ ìåëî÷ü çíàêîìà íàì â í¸ì,
Ãâîçäèê ëþáîé, ÷òî èì â ñòåíó áûë âáèò,
Ïàìÿòü î íàøåì îòöå ñîõðàíèò!
Íå ïðîäàâàéòå ðîäèòåëüñêèé äîì  —
Íå ïîâòîðèòü òî, ÷òî äîðîãî â í¸ì.
Ñèíåé ìåòåëüþ, âåñåííèì äîæä¸ì
Ñåðäöå ìî¸ âîçâðàùàåòñÿ â äîì!
Ìàìû ãëàçà ñ ôîòîãðàôèé ãëÿäÿò.
Ðóññêàÿ ïå÷ü  — âåòðû äåòñòâà ãóäÿò.
 íåé íèêîãäà íå îñòûíåò òåïëî.
Ïå÷êè òåïëî äîëãî ãðåòü íàñ ìîãëî.
Ñêàçêà ñâåð÷êà íàâåâàåò óþò,
Ïåñíþ äëÿ íàñ ïîëîâèöû ñïîþò,
Äîì ïîñûëàåò íàì ñëàäêèå ñíû,
Ïîñëå êîòîðûõ âñå ìûñëè ÿñíû.
Íå ïðîäàâàéòå ðîäèòåëüñêèé äîì,
Âåäü âå÷íî æèâ¸ò íàøà þíîñòü â í¸ì.
È ïóñòü íèêîãäà íå ïîðâ¸òñÿ òà íèòü,
Âñåõ íàñ ñóìåâøàÿ ñîåäèíèòü!
Ñêîëüêî áû íèòîê íè ñâèëîñü â êëóáîê,
Ñêîëüêî áû íè áûëî â æèçíè äîðîã,
Âñåõ èõ êîðî÷å  — äîðîãà äîìîé!
Äîì – ìîÿ ïðèñòàíü, äîì – ÿêîðü ìîé!
Íå ïðîäàâàéòå ðîäèòåëüñêèé äîì  —
Äóøè ðîäèòåëåé âñ¸ åù¸ â í¸ì!
Íå ïðåäàâàéòå èõ ïàìÿòü è ÷åñòü,
Ìû âñå èì îáÿçàíû òåì, ÷òî ìû åñòü!
 
Íåñêîëüêî ðàç â ãîäó ÿ ïîñåùàþ ìàëóþ ðîäèíó, ïîääåðæèâàþ ñâÿçü ñ çåìëÿêàìè. Ýòî îáùåíèå ìíå íåîáõîäèìî, òàê êàê áëàãîäàðÿ åìó, íå ïðåðûâàåòñÿ ñâÿçü ñ ìàëîé ðîäèíîé, äàâøåé ìíå æèçíü. Ïðèâÿçàííîñòü ê Òåëåõàíàì è áëàãîäàðíîñòü ïðåêðàñíîìó ìåñòó âñåãäà æèâ¸ò â ìî¸ì ñåðäöå, î ÷¸ì ñâèäåòåëüñòâóþò ìíîãî÷èñëåííûå ñòèõè è íàïèñàííûå ìíîé êíèãè. Çàâåðøèòü ñâîé ðàññêàç î ìàëîé ðîäèíå ÿ õî÷ó ñòèõîòâîðåíèåì.

È ñíîâà Ïîëåñüå…

Ðàñïëåñêàëîñü íåáî áèðþçîâûì öâåòîì,
Ðàñïðîùàëèñü ñ íîâûì ïóõîì òîïîëÿ.
Ñîëíå÷íûì òåïëîì èþëü îáíÿë ïëàíåòó, 
Âîò êîìáàéíû äðóæíî âûøëè íà ïîëÿ.
Çàêðîìà íàïîëíÿò íîâûì óðîæàåì,
Èñïå÷¸òñÿ â ïå÷êå ïûøíûé êàðàâàé.
Çàïàõîì ÷óäåñíûì  — îí íåïîäðàæàåì,
Îòëè÷èòñÿ ñíîâà ìîé ïîëåññêèé êðàé.
 íåáå ðàçäà¸òñÿ æàâîðîíêà ïåñíÿ,
Çàïîçäàë, íàâåðíî, íå äîïåë â âåñíå.
Âñ¸ áîãàòñòâî çâóêîâ äàðèò ìíå Ïîëåñüå,
Îáðàç íåæíûé, ñâåòëûé âèæó ÿ âî ñíå.
Íà áîëîòàõ äàëüíèõ «çàïûëàëà» êëþêâà,
Æàðêèì ñàìîöâåòîì-ÿõîíòîì ãîðèò.
Îïèñàòü âñå êðàñêè? Çäåñü áåññèëüíà áóêâà.
Èçîáèëüåì çíàòíûì, ëåñ, íàñ îäàðè!
Ñíîâà ÿ «ðèñóþ» îáðàçû-êàðòèíû,
À ïåðåä ãëàçàìè  — ìîé ðîäèìûé êðàé.
 ãðóñòè-íîñòàëüãèè âèæó ñìûñë ãëóáèííûé.
Äëÿ ìåíÿ âñåãäà çäåñü  — ðîäèíà è ðàé.

     В целях сохранения исторических, культурных, национальных и иных традиций, патриотического воспитания населения, привития чувства любви к малой родине, познания исторического прошлого, трудовой и боевой славы предков, с 2018 года в библиотеках Екатериновского района проводится День Малой Родины. Отмечаться ежегодно в апреле. В 2021 году День Малой Родины  был посвящен 85 летию образования Саратовской области. Во всех муниципальных библиотеках района к этому дню были оформлены тематические книжные выставки, прошли мероприятия: от бесед до викторин, медиа и видеопутешествий и экскурсий.

   Коленовская библиотека провела краеведческую викторину под названием « Моя Родина Саратов». Учащиеся узнали историю города Саратова, его достопримечательные места и улицы, услышали песни о Саратове, в том числе и нашего земляка –композитора Е. Бикташева.

  Андреевская библиотека подготовила информационный час «Саратовский край, мы гордимся тобой !». С  помощью презентации познакомились с историей  образования Саратовской  губернии, ее географическим положением, с этническим составом населения. О известных земляках – саратовцах Л. Руслановой, Н. Е. Палькине, Н. Г. Чернышевском, Е.Бикташеве и др. участники мероприятия самостоятельно подготовили доклады. Вниманию читателей была представлена книжная выставка « Наша область – наша гордость».

  В Индустриальной библиотеке подготовлен книжный бульвар «Саратовский край мы гордимся тобой». Библиотекарь в качестве гида провела учащихся по библиотечным улицам книжного бульвара: «Саратов географический», «Саратов исторический», «Саратов архитектурный», «Саратов литературный», «Саратов музыкальный», «Саратов театральный». Участники клуба «Родничок» рассказали историю образования Саратовской области, познакомили с известными саратовскими краеведами братьями Семёновыми, Д.С.Худяковым, В.М.Ганским и другими. Также на каждой станции учащиеся знакомились с тематическими книгами из краеведческого фонда библиотеки.

Сластухинская библиотека подготовили вечер-путешествие в историю родного края для молодёжи «Мой край родной – моя история живая».  Открылось мероприятие с просмотра  фильма о нашем крае «Саратовская область-  территория развития», плавно перешли к истории малой родины . Ребятам был представлен рассказ об истории возникновения села Сластуха , об её уникальных культурных памятниках , о перспективном развитии своего села. Посмотрели видеоролик о тружениках сельского хозяйства села Сластуха. 

    Сотрудники Екатериновской центральной библиотеки для учащихся провели видео — экскурсию «Саратов – культурный город Поволжья». Присутствующие познакомились  с музеями, театрами Саратова, основными центрами музыкальной культуры города, крупнейшими библиотеками. В программу мероприятия были включены викторины, конкурсы, которые обогатили  представление учащихся о Саратове как о культурном центре Саратовской области.

«Саратовский край-земля моя родная» краеведческий калейдоскоп подготовила Центральная детская библиотека. Ведущие рассказали об истории Саратовского края. О писателях, учёных и в целом о регионе. Также рассказали о  растительном и животном мире области. В течении мероприятия проводились занимательные конкурсы на знание растительного и животного мира области.

   Кипецкая библиотека пригласила своих читателей на поэтическое крылечко в режиме онлайн « Иван Малахаткин-поэт родного края». Читатели познакомились с биографией и творчеством поэта-земляка Ивана Ивановича Малохаткина,  а также услышали замечательные стихи саратовского поэта в исполнении членов Краеведческого клуба «Родные истоки». На стихи Ивана Малохаткина положено немало песен, был представлен фрагмент песни «Вот и дожди отзвенели».

  Краеведческий круиз-онлайн подготовила Крутоярская библиотека.«По следам истории  Саратовской области».

   Кручинская библиотека для своих читателей подготовила видеопутешествие «Город в сердце России», который начался с рассказа о основании города. его улицах , храмах и гордости Саратова –парка Победы. Продолжили экскурсию на Театральной площади и говорили о театрах Саратова и музеях. Гуляя по улицам задержались  у памятников и мемориалов,  поставленных многим известным людям, чья жизнь связана с нашим городом.

Истории своих сел и жителям посвятили мероприятия:

Комаровская библиотека краеведческий калейдоскоп- онлайн «Саратовской губернии черты» В рамках мероприятия подготовлены  презентации «Великие  учёные России, прославившие Саратовскую область. И «Здесь Родины моей начало…», о достопримечательностях села  Комаровка. 

Вечер-репортаж «В истории села — моя страница» посвящен селу Бутурлинка. Библиотекарь рассказала об истории села, какие организации существовали в советское время и какие сохранились до наших дней. Рассказ продолжался о людях села. Ребята с большим интересом слушали рассказ, смотрели фотографии, задавали вопросы. Мероприятие сопровождалось презентацией, песнями о деревне. Библиотекарь прочитала стихотворение  Макеева А.Ф. «Я родился в селе Бутурлинка».

  В Вязовской библиотеке на вечер- портрет «Таланты родного края» приглашены народные умельцы и  мастерицы села. На мероприятии были представлены работы: роспись по дереву Токаревой О.Н., работа с атласной лентой Морозовой Т.А., бисероплетение Леонтьевой Ю.С. Морозова Т.А. показала мастер- класс картин из атласных лент. Литературная страничка  была посвящена творчеству поэта-земляка Н.В. Ивлиева.

    Упоровская библиотека провела в стенах школьного музея час  истории «Прошлое и настоящее родного села». Учащиеся подготовили странички» «История возникновения села».Представлен накопительный материал фото –альбом .«Край…любимый край»

«Они защищали Родину» -героическая страница в истории нашего села. «Послевоенные годы.» В этом разделе представлены материалы, отражающие работу послевоенных лет. «На пути к процветанию» знакомят о переменах, которые произошли в жизни  села в годы последних пятилеток и в настоящее время. Фотографии этого раздела повествуют о орденоносцах, о людях, которые отмечены правительственными наградами за доблестный труд, о наших воинах интернационалистах.

Организация: МБДОУ №1 г. Починка Смоленской области

Населенный пункт: Смоленская область, г. Починок

Введение

Я из того поколения, когда о войне узнают из рассказов…

Наша Починковская земля страдала, потеряла всё, что создавала, так много лет до этого страшного дня… На 1 июня 1941 года в Починковском районе было 300 благоустроенных населенных пунктов. Значительно расширилась и окрепла сеть культурных очагов. Работало уже 28 изб-читален, 2 колхозных стационарных кинотеатра, 8 кинопередвижек. Больных принимали в 4 больницах, 10 амбулаториях, 4 роддомах. Работало 6 постоянно действующих яслей. В 81 общеобразовательной школе училось 16 тысяч учащихся. 14 и 15 июня 1941 года в Починке прошли тактические учения по противовоздушной обороне и борьбе с условным воздушным десантом. В учениях приняли участие, как горожане, так и труженики близлежащих колхозов. А на рассвете воскресного дня – 22 июня гитлеровская Германия напала на Советский Союз. В первые дни войны в Починковском районе, на полевом аэродроме Боровское, базировался 207-й полк дальнебомбардировочной авиации. Здесь служил легендарный летчик Н.Ф. Гастелло. Отсюда его экипаж и ушел в бессмертие. У въезда в Починок в 1983 году был открыт мемориальный знак, посвященный подвигу экипажа Гастелло. Мужчины ушли на фронт, женщины и подростки возводили оборонительные сооружения. В окрестностях Починка, у деревень Прудки, Лучеса, у других населенных пунктов района рыли противотанковые рвы и траншеи. В колхозах шла обычная повседневная работа. Только взвалили её на свои плечи женщины, старики, подростки – заготавливали корма для общественного животноводства, готовились к жатве хлебов. 14 июля гитлеровцы подошли к Смоленску, а на следующий день начался артобстрел Починка. В результате перестали работать телефонная и телеграфная связь. Возникли пожары. 17 июля фашисты ворвались в Починок. Оккупация района продолжалась 795 дней. На издевательства, расстрелы, зверства гитлеровцев починковцы отвечали вооружённой борьбой. Росли отряды народных мстителей. Особенно широко это движение развернулось в 1942 году. В районе действовали партизанский отряд «За Родину», который в мае соединился с полком имени Сергея Лазо, партизанский отряд имени Суворова и другие. Трагическим стал для починковцев август 1942 года. Все еврейское население города гитлеровцы согнали в одно место и расстреляли. Там сейчас находится братская могила. Много горя принесли фашисты жителям родных мест Александра Трифоновича Твардовского. 13 апреля 1942 года отряд карателей ворвался в деревню Сельцо. Всех жителей, 68 человек, расстреляли, а дома сожгли. 7 августа 1943 года началась Смоленская операция, в ходе которой была освобождена Смоленская область от немецко-фашистских захватчиков. В седьмом томе «Истории второй мировой войны 1939-1945гг.» о Смоленске и Починке говорится так: «Ставка Верховного Главнокомандования 20 сентября… потребовала от командования Западного фронта 26-27 сентября освободить Смоленск, Починок, Рославль…». Войсками Западного фронта командовал В.Д.Соколовский. 23 сентября 1943 года Починок был освобожден войсками 33-й армии Западного фронта, под командованием генерала В.Н.Гордова. Над зданием райфо (ул.Октябрьская, д.8) был поднят победный флаг. Комендантом города назначен старший лейтенант Чардаклиев. За годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. на фронтах погибло более 10 тысяч починковцев. При освобождении района погибло 4 тысячи советских воинов. В период Великой Отечественной войны тысячи уроженцев района воевали в рядах Красной Армии и в партизанских отрядах против немецко-фашистских захватчиков. 15 уроженцев района удостоены звания Героя Советского Союза, 3 — полные кавалеры орденов Славы. Лётчик В.Д. Лавриненков – дважды Герой Советского Союза.

Актуальность: 9 мая 2020 года исполняется знаменательная дата 75- летие Победы в Великой Отечественной войне. — «А что это за праздник? А почему нужно приносить цветы? А зачем идти к огню на аллеи, когда можно посмотреть по телевизору парад?» — спрашивают меня мои воспитанники… Я не понимала, что происходит ведь по моим утверждениям о таком великом празднике должны знать все, ну или почти все. В современном обществе происходит разрушение традиционных уставов семьи в результате кризиса в духовно-нравственной сфере. У молодых семей жизнь быстротечна и безумно изменчива, особенно сейчас, когда каждый день приносит людям массу новой и порой, ненужной информации. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.
Всё пролетает мимо нас совсем незаметно, не оставляя ни малейшего следа, но, есть нечто, что невозможно стереть, забыть, убить в душеэто память! Так как дошкольная пора самая благодатная для принятия информации, а проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания. Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая страна. Что наша малая Родина Починковская земля с героическим прошлым. Проведя диагностирование детей, посещающих подготовительную к школе группу, я поняла, что дети не имеют достаточной информации о ВОВ, о своей малой Родине в годы ВОВ. Мне также захотелось узнать, что знают родители этих детей о нашей малой Родине городе Починок и его окрестностях в годы ВОВ. Провела анкетирование родителей и выяснила, что даже взрослые не владеют достаточными знаниями, не уделяют должного внимания данной проблеме. Я решила, что нужно разработать и реализовать с детьми подготовительной к школе исследовательский проект «Я расскажу вам о войне, на нашей малой Родине». и взять родителей воспитанников себе в помощники.

Проблема: воспитанники плохо понимают, что это за праздник день Победы. Не испытывают чувства гордости за свою малую Родину. Они считают, что чем куда-то идти лучше посмотреть по телевизору «праздник 9 мая» (так дети называют день Победы ).

Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
 

Цель: формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне; о людях, одержавших победу на фронте и в тылу; воспитание патриотизма и чувства гордости за свою малую и большую Родину.

Задачи: сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне; -расширить знания о малой Родине Починок в годы ВОВ; -воспитывать гордость и уважение к великой стране России, через малую Родину; — формировать чувство гордости за наш народ.

Тип проекта: социальный, исследовательский, творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители.

Социальные партнёры: Районный историко — краеведческий музей города Починка, директор М.Ю. Лунёва. Районный культурно- досуговый центр, директор Т.А. Волчкова. Централизованнная библиотечная система детская библиотека, директор. Б. Шашкова. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, настоятель Николай Бондарь.

Сроки проведения: проект краткосрочный, 1 неделя.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта: подбор методической и художественной литературы; подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии); подбор музыкальных композиций; выставка книг, рисунков; выставка совместных творческих работ детей и родителей.

Ожидаемые результаты: в ходе реализации проекта у детей будут сформированы начальные представления о ВОВ на малой Родине Починок и не только; у детей сформируется чувство гордости к своей малой и большой Родине; дети поймут, что народ нашей страны могуч и велик. А также воспитанники будут знать, что День Победы — это великий праздник русского народа.

Этапы реализации проекта: Подготовительный этап: — диагностирование воспитанников по теме; — анкетирование родителей по теме; — изучение методической литературы; — составление перспективного плана для воспитанников подготовительной к школе группы и взаимодействия с их родителями; — обогащения развивающей среды группы.

— дидактические игры; — экскурсии; — продуктивная деятельность; — выставки;

— мастер – класс.

— участие в параде Победы и акции «Бессмертный полк»

Заключительный этап:

-Диагностирование детей по теме;

— Анкетирование родителей по теме;

Итоги реализации проекта, оформили в виде презентации: «Моя малая Родина, её великое прошлое и светлое будущее»

Перспективный план

Дата

Тема

Формы и методы изучения темы

Взаимодействие с родителями

Ответственный

06.05.

2019г.

1.Диагностика

Диагностирование детей по теме.

Анкетирование родителей по теме.

Воспитатель

2. Выставка книг

Оформление выставки: книги о ВОВ и о

Оказание помощи в художественном оформлении выставки книг для детей.

Воспитатель

3.Выставка иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций о ВОВ и о достопримечательностях нашего города.

Оказание помощи в художественном оформлении выставки иллюстраций и альбомов для детей.

Воспитатель

4.Организационно образовательная деятельность: «Прошлое Починковской земли».

Рассказ об историческом прошлом Починковской земли.

Совместное изготовление фотоальбома «Особенные места нашего города»

Воспитатель

5. Экскурсия в Починковский историко — краеведческий музей.

Рассказ о прошлом нашего города и его окрестностях.

Зал «Истории» и зал «Боевой Славы».

Посещение музея вместе с детьми

Воспитатель, директор музея.

6. Музыкальные композиции в годы ВОВ

Прослушивание музыкальных произведений: «Катюша», «День Победы».

Воспитатель, музыкальный руководитель.

7. Чтение художественной литературы

Е. Благина «Шинель»

Воспитатель.

07.05.

2019г.

1.ООД «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Рассказ об историческом прошлом Починковской земли в годы ВОВ.

Соместное изготовление

фотоальбома «По страницам памяти».

Воспитатель, родители.

2. Эксурсия на территорию храма Благовещения Пресвятой Богородицы.

Посещение братской могилы неизвестным солдатам сражавшимся в годы ВОВ.

Литературная зарисовка (чтение стихов).

Совместное посещение детей и родителей.

Воспитатель, настоятель храма Благовещение Пресвятой Богородицы.

3.Экскурсия в детскую библиотеку

Знакомство с экспозицией «Фронтовая библиотека».

Сопровождение и совместное посещение библиотеки.

Воспитатель, детская библиотека.

4.Чтение художественной литературы

Произведения Н. Дилакторская

«Почему маму прозвали Гришкой».

Воспитатель.

5. Мастер — класс Оригами

«Письмо солдату»

Продуктивная деятельность изготовление треугольника (полевая почта)

Совместное изготовление родителей и детей

Воспитатель.

08.05.

2019г.

1.Проведение ООД «Этот день мы приближали, как могли…»

Рисование на тему : «Салют, ПОБЕДА!»

Рассказать детям о праздновании дня Победы.

Показать отрывок из документального фильма «Парад Победы в городе Москве»

Продуктивная деятельность.

Оформлена выставка для родителей рисунков «Салют, ПОБЕДА!».

Воспитатель.

2.Рисунок на асфальте: «Спасибо, вам за мир!».

Участие в городском конкурсе . На площади города.

Оказать помощь детям затруднившимся в выборе темы рисования.

Воспитатель, районный культурно-досуговый центр.

3.Экскурсия к вечному огню и «Аллеи героев» .

Объяснить воспитанникам, для чего горит огонь и почему его называют вечным.

Возложение цветов.

Сопровождение и совместное посещение.

Воспитатель, родители.

4.Чтение художественной литературы.

Главы из книги

С. Баруздина

«Шёл по улице солдат».

Воспитатель.

09.05. 2019г.

1.Праздник «День Победы»

Акция «Бессмертный полк»

Участие в Параде Победы.

Участие в акции «Бессмертный полк» .

Участие в праздничных мероприятиях посвящённых Дню Победы совместно с детьми.

Изготовление штендеров.

Воспитатель, родители.

2.Посещение

районного культурно-досугового центра

Плосковским народным театром Починковского района под руководством Николая Кышева представлен отрывок из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

Посещение совместно с детьми.

Воспитатель, родители, районный культурно-досуговый центр .

13.05. 2019г.

1.Развлечение

«И в бою, я смогу».

Физкультурно-литературное развлечение.

Вовлечение и участие родителей в совместном развлечении.

Воспитатель, музыкальный руководитель.

2. Выставка «Салют, ПОБЕДА!»

Выставка детских рисунков на базе историко-краеведческого музея г. Починка.

Оказание помощи в организации и оформлении выставки .

Воспитатель.

3.Диагностика.

Узнать уровень обогащения.

Анкетирование.

Воспитатель.

4.Презентация ««Моя малая Родина, её великое прошлое и светлое будущее».

Подвели итоги реализации проекта, оформили в виде презентации.

Предоставление родителями фото и видео материалов за неделю проектной деятельности.

Воспитатель.

Заключение

После повторного диагностирования детей подготовительной к школе группы и анкетирования родителей воспитанников в конце исследовательского проекта, можно сделать вывод, что за такой короткий срок воспитанники узнали больше, чем ожидали, родители пополнили свой багаж новыми знаниями. И это всё благодаря исследованию своими силами. А также неизмеримую помощь нам оказали социальные партнёры: Районный историко — краеведческий музей города Починка, директор М.Ю. Лунёва. Районный культурно- досуговый центр, директор Т.А. Волчкова. Централизованнная библиотечная система детская библиотека, директор В. Б. Шашкова. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, настоятель Николай Бондарь.

Я считаю, что работу в этом направлении нужно и важно продолжать, создавая исследовательские проекты долгосрочными.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. — 112 с.
  3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам – Учебная литература, 2008. – 160 с.
  4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192с
  5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
  6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие. Аркти, М. 2004 г.
  7. Шорыгина Т. А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание. Книголюб, М. 2005 г.
  8. Натарова В. И. Моя страна. Практическое пособие. ТЦ «Учитель» Воронеж 2005 г.
  9. Белоусова Л. Е. Навстречу Дню Победы цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 2007 г.
  10. Богачева И.В. Мое Отечество – Россия! Система воспитания патриотизма у дошкольников и младших школьников, М. 2005 г.

  • Рассказ о мастере золотые руки
  • Рассказ о малюте скуратове
  • Рассказ о любом растении тундры
  • Рассказ о любимом учителе моей мамы
  • Рассказ о листе березы