Рассказ о максиме горьком

При жизни горький пользовался бешеной популярностью в италии, нередко ему приходилось брать извозчика, чтобы скрыться от толпы поклонников. русского классика

При жизни Горький пользовался бешеной популярностью в Италии, нередко ему приходилось брать извозчика, чтобы скрыться от толпы поклонников. Русского классика не забывают на курортном юге Италии и сегодня. 

Ломать голову над программой мероприятий Дня Горького не придётся, поскольку на протяжении многих лет исследователи и поклонники русского писателя проводят научные конференции и творческие мероприятия в Сорренто, а в Неаполе существует Общество имени Максима Горького. 

«Русский мир» узнал у российских соотечественников, живущих в Сорренто, Капри и Неаполе, о том, помнят ли итальянцы Горького (и будут ли отмечать его День), какие горьковские места сохранились в регионе и почему россияне охотно приезжают в любимые места классика, но редко остаются в них жить.

Головой в Италии, душой в России

За свою жизнь, не достигшую двух лет до семи десятков, Максим Горький по-настоящему пожил в трёх странах – царской России, Италии и Советском Союзе. Итальянский промежуток его жизни, разделённый на две части, предреволюционную и постреволюционную, был настолько важен и продолжителен, что его приезд в Москву в 1932 году в стране был воспринят как большое возвращение на родину.

В Италию Горький отправился через полтора года после революции 1905 года не по политическим причинам, а из-за мучившего его туберкулёза. Капри он выбрал не сам, за него это сделали власти Неаполя, куда писатель приехал поначалу. Дело в том, что визит пролетарского писателя в город, который в Италии считался едва ли не центром рабочего движения, напугал местные власти, и Горького вежливо попросили переехать на Капри. 

Максим Горький в Италии, 1907 г. Фото: svoboda.org### https://gdb.rferl.org/E090110F-F994-47F5-9C2B-33DEFFECF28F_cx0_cy12_cw0_w1200_s.jpg

Максим Горький в Италии, 1907 г. Фото: svoboda.org

К слову, свой привет неаполитанскому руководству писатель передаст несколько лет спустя, задумав цикл «Сказки об Италии», в нескольких сказках рабочие Неаполя отчаянно борются за свои права. Не исключено, что писатель и сам никогда не рассматривал Неаполь как место постоянного жительства, в особенности, столкнувшись в Италии с бешеной известностью. Он ехал сюда лечиться и работать, а не для того, чтобы бегать от поклонников.

«Популярность Горького у неаполитанцев была столь целика, а любовь их так экспансивна, что ходить с ним по улицам было почти невозможно,– писала художница Валентина Ходасевич, навещавшего писателя в Сорренто. – Многие проходящие мимо или увидевшие его из окон магазинов бросались на улицу, хватали его руки, пожимали, целовали, на ходу становились перед ним на колени… Во время одной из поездок в Неаполь, чтобы спастись от этого, увидев извозчика, мы сели в пролётку, но экипаж был окружён людьми, кто-то уже выпряг лошадь, и несколько человек, схватив оглобли, легкой рысцой потащили экипаж. Кругом бежали «охранявшие покой синьора Горького» поклонники и во весь голос кричали: «Viva Gorki! Саrо! Carino! Che Cello!» (Да здравствует Горький! Дорогой! Дорогуша! Какой красавец!)».

На острове писателя посещали Ленин (дважды), Дзержинский, Плеханов, Луначарский и другие будущие герои Октябрьский революции, немало появлялось и любопытствующим, которым Горький по мере сил уделял время, поскольку получал от них ценную информацию о жизни в России и Европе. В тех же целях писатель выписывал огромное количество газет, которые любил читать за обедом, вызывая нарекания врачей.

Ленин и Богданов в гостях у М. Горького играют в шахматы. Фото: thevision.com### https://thevision.com/wp-content/uploads/2019/11/GettyImages-513666181-e1575024151867-1600x856.jpg

Ленин и Богданов в гостях у М. Горького играют в шахматы. Фото: thevision.com

Гостиницы и виллы, в которых жил Максим Горький в этот период, в большинстве своём сохранились и по сей день. На некоторых вывешены мемориальные доски на русском и итальянском языках, и выставляются артефакты, имевшие отношение к писателю. 

Автор памятника Максиму Горькому, установленного в Сорренто в 2018 году к 150-летию писателя, Александр Рукавишников изобразил измождённое усталостью, задумчивое лицо классика со сдвинутой набок шляпой (видимо, от жары). Действительно, во всё время жизни в Италии он меньше всего походил на дачника и курортника. 

Памятник Горькому в Сорренто работы А. Рукавишникова. Фото: facebook.com/ambmosca

Памятник Горькому в Сорренто работы А. Рукавишникова. Фото: facebook.com/ambmosca

Близкие люди описывают довольно жёсткий режим писателя (ложился в 2 часа ночи, вставал в 8 утра), наполненный работой над новыми произведениями, чтением книг по широчайшему кругу тем, огромной перепиской и встречами. 

В творческом смысле итальянский период (во всяком случае, большая его часть) стал для Горького болдинским. На Капри написаны «Жизнь Матвея Кожемякина», «Исповедь», «Лето», «Городок Окуров», «Жизнь ненужного человека», «Рождение человека», «Сказки об Италии», пьеса «Васса Железнова» и многое другое

В Сорренто он создал повесть «Дело Артамоновых», три тома «Жизни Клима Самгина», «Заметки из дневника», а также ряд пьес, множество очерков и публицистических статей. В подавляющем большинстве произведений Горький не уходит от российской тематики и проблематики, не отвлекаясь на окружающую действительность. 

Рай на земле

Ольга Антропова работает в Неаполе и окрестностях гидом почти четверть века, когда-то она первой из русскоязычных экскурсоводов получили лицензию в регионе Кампания. Ольга рассказала «Русскому миру» о том, что горьковские места входят в обязательную программу экскурсий по Сорренто и Капри, но реакция со стороны туристов на них разные. 

Одни просят максимально сократить рассказ о Максиме Горьком, сконцентрировавшись на древней итальянской истории. Другие, напротив, задают тысячу вопросов о жизни писателя в Италии и просят показать им все виллы, в которых он жил. 

«На Капри есть два отеля, в которых он останавливался, мы их показываем, – говорит Ольга. –Они сохранились и работают как отели или апартаменты, там есть мемориальные доски. В этих отелях можно останавливаться, и увидеть вещи, связанные с Горьким – самовар, из которого он чай пил, и шахматы, в которые играл с друзьями. Я рассказываю гостям и про Ленина, который дважды посещал Горького, и его стела стоит на Капри. На вилле, расположенном на мысе Капо ди Сорренто, установлена мемориальная доска, но эта вилла не посещаема, и нужно специально договариваться. Есть здесь памятник Горькому, ежегодная премия Горького, и вот теперь День Горького появился».

Мемориальная доска М. Горькому в Сорренто. Фото: ru.esosedi.org### http://ru.esosedi.org/IT/72/1000076998/zdes_zhil_maksim_gorkiy/photo/73846.html

Мемориальная доска М. Горькому в Сорренто. Фото: ru.esosedi.org

Горьковская вилла в Сорренто «Иль Сорито» закрыта для посещения, поскольку находится в частных владениях, и в ней живут люди. Московский композитор Владимир Камоликов, поселивший в этих местах 20 лет назад, побывал в доме любимого с детства писателя. Оказалось, что у него есть общие знакомые с хозяевами виллы.

«Конечно, внутри мало что сохранилось, нынешний хозяин многое переделал на современный лад,– отмечает он. – Тем не менее, дыхание того времени на вилле ещё присутствует. Мне вилла показалась большой и не совсем уютной. Когда находишься внутри, впечатление, что ты в замке – несколько мрачновато. Кроме того, вилла находится на высоком берегу и на достаточном удалении от моря. Разве нельзя было, при возможностях Алексей Максимыча, снять виллу прямо у моря?».

Вилла на Капри (бордовая), которую арендовал Горький в 1909—1911 гг. Фото: Владимир Шеляпин / ru.wikipedia.org### https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC_%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Villa_Behring_on_Capri.jpg

Вилла на Капри (бордовая), которую арендовал Горький в 1909—1911 гг. Фото: Владимир Шеляпин / ru.wikipedia.org

Почему Горький столько лет прожил в Италии и неоднократно возвращался, по сути, в одни и те же места? «Горький писал об Италии: «И природа, и быт – всё сказочное», – рассказывает Ольга Антропова. А по словам Владимира Камоликова, он прекрасно понимает выбор Максима Горького: для творческого человека здешние места – рай на земле, хорошо пишется и сочиняется. Красота нетронутой природы, мягкий климат, тёплое море большую часть года.

«В сравнении со временами, когда здесь жил Горький, всё примерно так и осталось, только машин стало больше, – говорит он. – Дороги не расширились, потому что расширять их здесь некуда. Они как были, без тротуаров, для лошадей приспособлены, так и остались. Разве что заасфальтировали их, и всё. И в каждой свободной дырке стоит машина или мотоцикла. Супермаркетов почти нет, только маленькие магазинчики, очень много ресторанов. Сегодня, когда всё вокруг механизировано, бетонировано и остеклено, эти места особенно поражают красотой и покоем». Но, отмечает композитор, русских здесь мало, поскольку нового жилья практически не строят, а старое стоит очень дорого. 

Оба наших собеседника признают: современные итальянцы, в отличие от предков, от которых Горький скрывался на пролётке, писателя знают мало. По словам Владимира Камоликова, в среде интеллигенции русский писатель хорошо известен, но простые жители проявляют к нему мало интереса. 

«Впрочем, у меня такое впечатление, что они и собственных авторов вряд ли знают лучше, – говорит он. – В общем и целом, это хорошие добрые люди, хлебосольные и весёлые, очень похожие на нас. Среди моих итальянских друзей многие знают и ценят русскую культуру, любят бывать в России, особенно в Питере. Всегда с восторгом рассказывают о своих впечатлениях. А те, кто не бывал в России, часто расспрашивают меня – куда, как и когда лучше поехать. Когда им поёшь неаполитанские песни на русском языке, они с ума сходят».  

 1890 ãîäó ×åõîâ À.Ï. íåîæèäàííî äëÿ âñåõ óåçæàåò íà Ñàõàëèí.

https://zen.yandex.ru/: «21 àïðåëÿ 1890 ãîäà èçâåñòíûé ïèñàòåëü Àíòîí ×åõîâ îòïðàâèëñÿ ñ ßðîñëàâñêîãî âîêçàëà â Ìîñêâå â ïî÷òè òðåõìåñÿ÷íîå ïóòåøåñòâèå íà äðóãîé êðàé ñòðàíû. Îí åõàë íà îñòðîâ Ñàõàëèí, êóäà ññûëàëè ëþäåé, â òîì ÷èñëå è ïîëèòè÷åñêèõ çàêëþ÷åííûõ. «Åäó ÿ ñîâåðøåííî óâåðåííûé, ÷òî ìîÿ ïîåçäêà íå äàñò öåííîãî âêëàäà íè â ëèòåðàòóðó, íè â íàóêó: íå õâàòèò íà ýòî íè çíàíèé, íè âðåìåíè, íè ïðåòåíçèé. Íåò ó ìåíÿ ïëàíîâ íè ãóìáîëüäòñêèõ, íè äàæå êåííàíîâñêèõ. ß õî÷ó íàïèñàòü õîòü 100-200 ñòðàíèö è ýòèì íåìíîæêî çàïëàòèòü ñâîåé ìåäèöèíå, ïåðåä êîòîðîé ÿ, êàê Âàì èçâåñòíî, ñâèíüÿ», — ïèñàë ×åõîâ ñâîåìó äðóãó èçäàòåëþ Àëåêñåþ Ñóâîðèíó. Ðîäíûå äîëãî ïûòàëèñü îòãîâîðèòü ×åõîâà îò òàêîé àâàíòþðû, íî ïèñàòåëü áûë íåóìîëèì».

Ïî ïðèåçäå îí ïèøåò îäíó èç ñàìûõ áîëüøèõ ïî ðàçìåðó ïîâåñòåé «Äóýëü», âïåðâûå îïóáëèêîâàííóþ â 1891 ãîäó â ãàçåòå «Íîâîå âðåìÿ».

«Äåéñòâèå ïîâåñòè ïðîèñõîäèò íà Êàâêàçå íà áåðåãó ׸ðíîãî ìîðÿ.

Âèêèïåäèÿ: «×åõîâ ïèñàë À.Ñ. Ñóâîðèíó: «Àõ, êàêîé ÿ íà÷àë ðàññêàç! <…> Ïèøó íà òåìó î ëþáâè. Ôîðìó èçáðàë ôåëüåòîííî-áåëëåòðèñòè÷åñêóþ. Ïîðÿäî÷íûé ÷åëîâåê óâ¸ç îò ïîðÿäî÷íîãî ÷åëîâåêà æåíó è ïèøåò îá ýòîì ñâî¸ ìíåíèå; æèâåò ñ íåé — ìíåíèå; ðàñõîäèòñÿ — îïÿòü ìíåíèå. Îñíîâíûå ïåðñîíàæè: Èâàí Àíäðååâè÷ Ëàåâñêèé — ìîëîäîé ÷åëîâåê ëåò äâàäöàòè âîñüìè, äëÿ êîòîðîãî õàðàêòåðíà áåññîçíàòåëüíàÿ ëîæü. Êàê ïèøåò À.Ì. Ñêàáè÷åâñêèé, îí «íðàâñòâåííî ðàñïóùåííûé è ÷óâñòâåííûé ëåíèâåö è áàáíèê, … ïå÷àëüíîå íàñëåäèå êðåïîñòíîãî ïðàâà».  êîíöå ïîâåñòè ñ íèì ïðîèñõîäèò ìåòàìîðôîçà, è îí ñòàíîâèòñÿ «ïðèìåðíûì ãðàæäàíèíîì». Íàäåæäà Ô¸äîðîâíà — ñîæèòåëüíèöà Ëàåâñêîãî. Ïî ìíåíèþ À.Ë. Âîëûíñêîãî, îíà «ãðåøíèöà íèçøåãî ðàçáîðà», èçîáðàæåíà «òîíêî, óìíî è èñêóñíî». Ôîí Êîðåí — ìîëîäîé çîîëîã. Íàòóðà òâåðäàÿ, íî ñ èäåàëàìè íåñêîëüêî äåñïîòè÷åñêèìè».

https://zen.yandex.ru/: «Î Ìàêñèìå Ãîðüêîì, à òî÷íåå — Àëåêñåå Ïåøêîâå, êîòîðûé áîëüøå èçâåñòåí íàì ïî ïñåâäîíèìó, ìû çíàåì åùå ñî øêîëüíûõ âðåìåí. Íî íà óðîêàõ ëèòåðàòóðû ðàññêàçûâàþò òîëüêî î þíîøåñêèõ ñêèòàíèÿõ è áðîäÿæíè÷åñòâå ïèñàòåëÿ, à åùå ó÷èòåëÿ ðàçáèðàþò ïüåñó «Íà äíå». Íèêòî íå ãîâîðèò, ÷òî â 19 ëåò Ïåøêîâ ïûòàëñÿ ïîêîí÷èòü æèçíü ñàìîóáèéñòâîì. Ýòî ñîáûòèå äîâîëüíî ïîäðîáíî îáúÿñíÿåò è ðàññêàçûâàåò ñàì ïèñàòåëü â ðàññêàçå «Ñëó÷àé èç æèçíè Ìàêàðà», êîòîðûé ñ÷èòàåòñÿ àâòîáèîãðàôè÷íûì. Èññëåäîâàòåëè äåëàþò íà åãî îñíîâå âûâîäû î òîì, ÷òî â þíîñòè Àëåêñåé áûë êðàéíå ëþáîçíàòåëüíûì ìîëîäûì ÷åëîâåêîì ñ æèâûì è ïûòëèâûì óìîì. Îí çíàë íåìàëî î òÿæåëîé æèçíè, íèùåòå, ôèçè÷åñêîì òðóäå, íî ýòî íå âëèÿëî íà åãî îòêðûòîñòü è ëþáîâü êî âñåìó îêðóæàþùåìó. Ãîðüêèé ìíîãî ÷èòàë, è ê 19 ãîäàì ñòàë ïîíèìàòü, ÷òî îí âûïàë èç îêðóæàþùåãî ìèðà: åãî óæå íå ïðèíèìàëè ëþäè íèçøåãî îáùåñòâà, ïîòîìó ÷òî îí ñòàë áîëåå ñëîæíûì ÷åëîâåêîì, åãî îäîëåâàëè ôèëîñîôñêèå ðàçìûøëåíèÿ. Íî è ñðåäè âûñøåãî îáùåñòâà åìó íå áûëî ìåñòà, ïîòîìó ÷òî Àëåêñåé áûë ñàìîó÷êîé.  óíèâåðñèòåòå ïûòàëñÿ ñáëèçèòüñÿ ñî ñòóäåíòàìè, íî è â ýòîò ðàç ìåæäó íèìè íå îêàçàëîñü íè÷åãî îáùåãî. Ïî ñóòè Àëåêñåé Ïåøêîâ îêàçàëñÿ òåì ñàìûì ãåðîåì ñâîåãî âðåìåíè, ëèøíèì ÷åëîâåêîì. Ê òîìó æå îí ìíîãî ðàáîòàë: èç-çà èñòîùåíèÿ îðãàíèçìà ó íåãî ðàçâèëñÿ ïñèõîç — íåðâíîå ðàññòðîéñòâî. Îíî è ñòàëî ïðè÷èíîé òîãî, ÷òî áóäóùèé ïèñàòåëü ðåøèë ñâåñòè ñ÷åòû ñ æèçíüþ. Ïåðåä òåì êàê çàñòðåëèòüñÿ, Ïåøêîâ êóïèë ïèñòîëåò ñ ÷åòûðüìÿ ïàòðîíàìè. Îí ïîäãîòîâèëñÿ îñíîâàòåëüíî — âäîëü è ïîïåðåê èçó÷èë àòëàñ ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà. Ïèñàòåëü öåëèëñÿ â áîê òàê, ÷òîáû ïîïàñòü òî÷íî â ñåðäöå, íî ïðîìàõíóëñÿ — ïóëÿ ïðîáèëà åìó ëåãêîå. Ðàíåíîãî Ïåøêîâà áûñòðî äîñòàâèëè â áîëüíèöó è ñïàñëè. Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ Àëåêñåé Ïåøêîâ èçìåíèëñÿ, à åñëè òî÷íåå — ñôîðìèðîâàëñÿ êàê ëè÷íîñòü. Èìåííî ïîñëå ïîïûòêè ñàìîóáèéñòâà Ïåøêîâ âçÿë ïñåâäîíèì Ìàêñèì Ãîðüêèé. Ïîçæå îí íàçûâàåò ëþáîå ñàìîóáèéñòâî ãëóïîñòüþ, à ñàì áîëüøå íå âîçâðàùàåòñÿ ê ïîäîáíûì ìûñëÿì».

Ýòè íåñâÿçàííûå ìåæäó ñîáîé èñòîðèè ñòàëè ñëåäñòâèåì äóýëè, êîòîðàÿ ïðîèçîøëà, êîãäà ñòàðøèé áðàò ×åõîâà À.Ï. çàñòàë ñâîþ æåíó ñ ëþáîâíèêîì — Ãîðüêèì À.Ì. Ïðîèçîøëà äóýëü -Ãîðüêèé áûë òÿæåëî ðàíåí, íàõîäèëñÿ íà ãðàíå æèçíè è ñìåðòè. Äóýëü ñîñòîÿëàñü â 1890 ãîäó, «Ãîðüêîìó» áûëî 1890-1858 = 32 ãîäà. 32 — 19 =13 (Äàòû êîððåëèðóþòñÿ)

×åõîâ À.Ï. èñïóãàëñÿ, ÷òî Ãîðüêèé óìð¸ò, è åãî áðàò ïîíåñ¸ò íàêàçàíèå. Ïîýòîìó áûñòðî ñ íèì óåõàë êàê ìîæíî ïîäàëüøå — íà Ñàõàëèí.

 èñòîðèè îáðàçû îáîáù¸ííûå, âêëþ÷àþò â ñåáÿ áèîãðàôèè íåñêîëüêèõ ëþäåé. «×åõîâ À.Ï.(1860-1904)» ðåàëüíî æèë [1854-1904]. Ó íåãî áûëî äâà ñòàðøèõ áðàòà: «Àëåêñàíäð Ïàâëîâè÷ ×åõîâ (1855-1913) — ïðîçàèê, ïóáëèöèñò, ìåìóàðèñò» è «Íèêîëàé Ïàâëîâè÷ ×åõîâ (1858-1889) — õóäîæíèê».

Ó ñòàðøåãî áðàòà [1847-1921] â èñòîðèè åñòü äðóãîé îáðàç:

«Âëàäèìèð Ãàëàêòèîíîâè÷ Êîðîëåíêî (15 [27] èþëÿ 1853, Æèòîìèð — 25 äåêàáðÿ 1921, Ïîëòàâà) — ðîññèéñêèé è óêðàèíñêèé ïèñàòåëü, æóðíàëèñò, ïðîçàèê è ðåäàêòîð, îáùåñòâåííûé äåÿòåëü».

Êîðîëåíêî Â.Ã.
«Èçâåñòíûé ïóáëèöèñò, çàñëóæèâøèé ïðèçíàíèå ñâîåé ïðàâîçàùèòíîé äåÿòåëüíîñòüþ êàê â ãîäû öàðñêîé âëàñòè, òàê è â ïåðèîä Ãðàæäàíñêîé âîéíû è ñîâåòñêîé âëàñòè. Êîðîëåíêî áûë ñâÿçàí ñ ðåâîëþöèîííûì äâèæåíèåì, çà ÷òî íåîäíîêðàòíî ïîäâåðãàëñÿ àðåñòàì è ññûëêàì. Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé ïèñàòåëÿ íàâåÿíà âïå÷àòëåíèÿìè î ïðîâåä¸ííîì â Æèòîìèðå äåòñòâå è ññûëêîé â Ñèáèðü».

 ðåçóëüòàòå èçìåíû ðàçâàëèëèñü äâå ñåìüè. «Ìàòü Ñòàëèíà» óøëà îò «Ãîðüêîãî» è Ñòàëèí îñòàëñÿ áåç îòöà.

Ноябрьская подборка посвящена Максиму Горькому. Редакция журнала «Вопросы литературы» выбрала наиболее интересные статьи о взаимоотношениях Горького с Алдановым, Есениным, Ремизовым, Меньшиковым и Лесковым. Также вы сможете прочитать о том, как Горький редактировал свои тексты, создавал Союз писателей и стал «золотом» в Финляндии.  

Горький как редактор собственных текстов (на материале очерка «В. И. Ленин»)

В статье Надежды Годенко анализируются различные редакции очерка Горького «В. И. Ленин». При весьма значительных изменениях текста, продиктованных издательской конъюнктурой, суть его остается неизменной. Авторедактура вызвана намерением Горького сохранить свою концепцию русской истории с центральной фигурой Ленина.

М. Л. Уральский. Горький и евреи: по дневникам, переписке и воспоминаниям современников

В этом по необходимости кратком очерке мифопоэтики «Грозы» А. Островского Василий Щукин останавливается на свойствах изоВ книгах Марка Уральского подробно описаны отношения Горького и Бунина с еврейскими деятелями культуры. Автор раскрывает малоизвестные факты биографии Бунина, особенно периода эмиграции, и предлагает вниманию читателей документальные материалы, демонстрирующие отношение Горького к еврейскому вопросу.

Горький и Алданов — единомышленники-антагонисты

Статья Марка Уральского посвящена нераскрытой в истории литературы ХХ века теме общения М. Алданова и М. Горького в Петрограде 1914–1918 годов. Основной акцент делается на сопоставлении идейных позиций и мировоззрения этих литераторов-интеллектуалов, ярких представителей западнического направления русской мысли Серебряного века, чьи вполне дружеские отношения, подкрепляемые общностью взглядов на литературный процесс, в горниле Великого Октября переродились в непримиримое идеологическое противостояние. Особое внимание в этом контексте уделяется критической рецепции Горьким и Алдановым художественного наследия Ф. Достоевского.. 

Михаил Меньшиков и Максим Горький: непрямой диалог

В начале 1900 года Михаил Меньшиков, сотрудник гайдебуровской «Недели», и молодой писатель из Нижнего Новгорода Максим Горький независимо друг от друга откликнулись на появление повести Чехова «В овраге». Горький опубликовал в январе в газете «Нижегородский листок» и одновременно в журнале «Жизнь» заметку «По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге»», а Меньшиков напечатал в мартовском номере «Книжек «Недели»» за 1900 год статью «Три стихии. «В овраге», повесть А. П. Чехова». Оба рецензента в то время тесно общались и переписывались с Чеховым: Меньшиков восьмой год поддерживал дружеские отношения с писателем, а Горький — третий.

Николай Крижановский изучает непрямой диалог между писателями. 

«Надо прекословить!» М. Горький и создание Союза писателей

В Москву из Италии М. Горький приехал 19 мая 1933 года. Вернулся, как говорится, окончательно и бесповоротно. Убедившись в беспомощности Оргкомитета по созданию Союза писателей, вынужден был взять на себя функции его реального председателя: почетным, то есть свадебным, генералом оставаться не захотел.

Главная цель, которую он ставил перед собой, — создание творческого объединения писателей-профессионалов на демократической, выборной основе. Предстояло преодолеть еще имевшую место групповщину, недоверчивое отношение к творчеству представителей интеллигенции, уничижительно именуемых «попутчиками». Не в последнюю очередь надеялся Горький и на то, что партийное руководство станет более лояльно относиться к творчеству интеллигенции.

О событиях рассказывает Вадим Баранов.

И снова рядом — Лесков и Горький… Вступительная заметка и публикация А. Д. Романенко

В русской мемуарной литературе, словно бы следуя сложившейся традиции, Лескову не повезло: сам он воспоминаний о своей бурной и сложной эпохе почти не оставил, хотя явное влечение к этому роду занятий у него было; о нем современники тоже не сохранили значительных и достоверных цельных записей. За исключением богатой фактами, но достаточно субъективной и неполной в своей мемуарной части фундаментальной книги А. Н. Лескова об отце, все остальное очень фрагментарно, нередко случайно, часто искажено неприязнью и недружелюбием. Но, самое главное, в лесковиане очень мало сохранилось собственно писательских, более или менее масштабных или хотя бы психологически точных зарисовок, попыток, пускай контуром, наметить портрет этого незаурядного художника и нелегкого в общежитии человека.

Одной из таких редких моментальных «фотографий» и является публикуемый очерк тонкой и очень наблюдательной писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869 – 1945), которой к моменту встречи с Лесковым было всего лишь двадцать с небольшим лет. Воспоминания З. Н. Гиппиус опубликовала рижская газета «Сегодня» 15 марта 1931 года, отмечая этим материалом 100-летие со дня рождения писателя. Кстати сказать, к этой дате русская эмиграция отнеслась в свое время с большим вниманием. В Советской России очерк не публиковался, хотя уже много лет назад вошел в составленный нами и прочно «залежавшийся» сборник «Н. С. Лесков в воспоминаниях современников».

Публикация подготовлена Александром Романенко

Горький и Ницше

Одна из главных загадок современного горьковедения — вопрос об отношении Горького к Ницше. Усилиями многих советских литературоведов Горького и Ницше развели бесконечно далеко друг от друга, разместили, как врагов, на противоположных полюсах человеческой мысли: одного, Горького, навечно поставили в наш красный угол, другого, Ницше, — в черный, для всяческих мракобесов.

Русская дооктябрьская критика (Н. Михайловский, М. Неведомский, Е. Соловьев-Андреевич, В. Короленко и др.) широко обсуждала вопрос о ницшеанстве молодого Горького, находя в его творчестве выразительные параллели с идеями базельского философа. Однако у советских литературоведов со временем утвердилось по преимуществу односторонне отрицательное отношение к оценкам этой критики, а с 30-х годов возобладало стремление «закрыть», снять проблему по существу и объявить ницшеанство молодого Горького мифом, выдумкой критиков буржуазного толка.

Лидия Колобаева с неожиданной статьей о Горьком и Ницше.

А. М. Горький и А. М. Ремизов

О существовании переписки Алексея Максимовича Горького с Алексеем Михайловичем Ремизовым (1877 – 1957) в литературе стало известно давно, еще при жизни писателей. Уезжая в 1921 году за границу, Ремизов передал часть своего архива (предварительно тщательно разобрав его) Отделу рукописей Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Здесь и обнаружил в 1932 году писатель М. Э. Козаков первые три письма Горького Ремизову, 1902 – 1906 годов, и сразу же обратился к Горькому в Сорренто с просьбой разрешить опубликовать их. 

Письма подготовила к печати Алиса Крюкова.

А. М. Горький и Сергей Есенин

К моменту встречи Горького с Есениным (будь то осень 1915 или зима или лето 1916 года) Горький уже был достаточно знаком со стихами молодого поэта, печатавшимися в периодике, а может быть, и с первой его книгой, вышедшей к тому времени. В январе 1916 года он останавливает свой выбор на поэме Есенина «Марфа Посадница» для первых номеров только что основанного им журнала «Летопись» — «большевистского, а значит, и пораженческого направления», как доносила охранка. Горькому была близка эта свободолюбивая поэма, наполненная бунтарскими призывами и воспевавшая неравную борьбу новгородцев с московским царем, душителем свободы, продающим Антихристу душу ради победы над вольным городом.

О непростых взаимоотношениях двух литераторов пишет Иосиф Вайнберг.

«Настоящее золото гуманизма» (Горький в Финляндии)

Наследие Горького уже давно и прочно вошло в духовный и культурный опыт многих стран мира, в том числе и Финляндии. Однако до последнего времени далеко не все его произведения были знакомы финской публике. В частности, Горький-драматург открыт по-настоящему лишь в 70-х годах. По праву можно сказать, что эти годы были в Финляндии десятилетием Горького. Впервые в переводе на финский язык произведение Горького появилось в Америке в 1895 году. Это был рассказ, опубликованный одной из газет, издаваемых финскими эмигрантами. Следует заметить, что финны, жившие в США, старались познакомить читателей с книгами Горького сразу же после их выхода на русском языке. Так, роман «Мать» появился в Америке на финском языке в тот же год, что был написан, в 1907-м (в Финляндии же он впервые опубликован лишь в 1944 году).
Матти Ринне пишет о судьбе литературного наследия Горького в Финляндии.

Алексей Пешков (Максим Горький) — русский и советский писатель, поэт, драматург, публицист. Является одной из самых влиятельных фигур в русской литературе своего времени и одним из немногих авторов в СССР, кто ещё при жизни стал классиком. Писатель оказал огромное влияние на развитие издательского дела в России и открыл советскому читателю имена Леонида Андреева, Александра Куприна и др.

Что нам известно о Максиме Горьком

Реальное имя:

Алексей Пешков

Дата рождения:

28.03.1868 года

Дата смерти:

18.06.1936 года

На момент смерти Максиму Горькому было:

68 лет

Место рождения:

г. Нижний Новгород

Гражданство:

?? &nbspРоссия

Род деятельности:

Писатель, Прозаик, Поэт, Публицист, Драматург

Видео с участием Максима Горького

Предлагаем вам посмотреть видео про Максима Горького. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Максим Горький — писатель, прозаик, поэт, публицист, драматург. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Максима Горького

Пешков Алексей Максимович родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Отец писателя был столяром, а мать происходила из небогатой мещанской семьи. В трёхлетнем возрасте маленький Алексей заболел холерой. Но если мальчику удалось выжить, то заразившийся от сына Максим Пешков не смог перенести болезнь. Когда же Алексею исполнилось 11 лет, от чахотки умерла его мать. После этого он воспитывался бабушкой и дедушкой по материнской линии.

Из-за тяжёлого финансового состояния семьи писатель был вынужден ещё подростком начать зарабатывать на жизнь. Так, в разное время он работал на пароходе, в пекарне и магазине, а после школьных занятий, вместе с компанией беспризорных детей заниматься ветошничеством. Однако заработанные на продаже найденных на улице вещей не приносили мальчику большого заработка, и, чтобы помочь семье, он подворовывал дрова.

Подобные занятия стали причиной травли со стороны одноклассников. Ровесники высмеивали его за бедность и за то, что ему приходилось быть ветошником, а позднее начали жаловаться учителям на то, что от Алексея плохо пахнет, и им не хочется сидеть рядом с ним. Обиженный на такое отношение, Пешков бросил школу. Тем не менее, уже тогда он обладал большой тягой к знаниям и вскоре многое освоил самостоятельно.

Так, уже в юные годы писатель почти всё свободное время проводил за чтением и не только был знатоком зарубежной классики, но и с лёгкостью ориентировался в направлениях западной философии и мог цитировать таких авторов, как Ницше и Шопенгауэр. Тем не менее, отсутствие систематического образования давало о себе знать, и почти до 30 лет он писал с большим количеством орфографических и пунктуационных ошибок.

Когда Алексею исполнилось 16 лет, он отправился в Казань, чтобы поступить в университет. Однако, так и не окончив среднюю школу, он не был допущен к экзаменам. На какое-то время он находит приют у знакомых, а позднее живёт в ночлежках. В этот период он работает на пристани и в пекарнях, а также сближается с представителями революционно настроенной молодёжи и знакомится с марксисткой философией.

В 1897 году, с разницей в несколько месяцев, не стало дедушки и бабушки писателя. Потеряв самых близких людей, молодой человек оказался предоставлен сам себе, что стало одним из стимулов развития у него депрессии. В декабре того же года, в порыве эмоций он предпринял попытку самоубийства и на берегу Волги выстрелил себе в грудь из ружья. Пуля задела лёгкое, однако рана оказалась несмертельной, и его успели спасти.

Уже через несколько дней, находясь в больнице, Пешков совершил вторую попытку уйти из жизни, выпив содержимое одной из найденных склянок. Тем не менее, и в этот раз на помощь вовремя подоспел медицинский персонал, и после промывания желудка его здоровью ничего не угрожало. После этого на следующие четыре года Алексей Максимович был отлучён от церкви. Однако сам он, придерживаясь атеистических взглядов, принял эту меру наказания равнодушно.

Позднее Пешков занимался рыболовным промыслом на Каспийском море и работал на железной дороге, а к 24 годам также освоил профессии сторожа, строителя, грузчика, красильщика, секретаря и др. Кроме того, ему довелось поработать даже на нефтяном месторождении, что сам он позднее называл самым тяжёлым в своей жизни трудом. В этот же период, из-за связей с казанскими народниками он впервые был арестован.

В эти годы молодой человек предпринимает первые попытки реализовать себя на литературном поприще. Он пишет много рассказов и заметок, а познакомившись с писателем Владимиром Короленко, показывает ему поэму «Песнь старого дуба». Однако последний разносит его произведение, после чего в течение двух лет Пешков почти ничего не пишет. Вскоре после этого, ощущая себя чужим среди интеллигенции, он отправляется странствовать.

Отправившись в пешее путешествие из родного города, он дошёл до Поволжья, Дона и Крыма, большую часть пути преодолев самостоятельно. А в ноябре 1891 года, через полгода после начала пути, молодой человек добрался до Тифлиса, где решил задержаться. В этот же период он возвращается к литературному творчеству и пишет много стихов, в которых подражает английскому поэту Джорджу Гордону Байрону.

В период нахождения в Тифлисе Пешков познакомился с революционером Александром Калюжным, впоследствии оказавшим сильное влияние на его литературную карьеру. Слушая красочные рассказы своего товарища о его странствиях и приключениях, Калюжный посоветовал ему записывать свои истории. Вскоре молодым литератором был написан «Макар Чудра», опубликованный при содействии Калюжного в 1892 году.

Творческая деятельность

Тогда же молодой прозаик впервые подписался творческим псевдонимом Максим Горький, который в скором будущем станет одним из главных имён в русской литературе. Позднее также получило распространение сочетание псевдонима с настоящим именем писателя — Алексей Максимович Горький. Тем не менее, именно под первым именем о нём узнали сначала в Советском Союзе, а затем и во всём остальном мире.

Уже через год молодой дебютант вернулся в Нижний Новгород, где продолжил писать прозу, а уже в 1895 году у него появился ещё один псевдоним — Иегудиил Хламида: под этим именем он начал работать как публицист в «Самарской газете». В это же время были опубликованы рассказы «Челкаш» и «Старуха Изергиль», которые принесли молодому автору широкую известность. Многие произведения этого периода были написаны при наставничестве Короленко.

В 1897 году у Горького был диагностирован туберкулёз, после чего вместе с супругой он отправился на лечение в Крым. Ещё через год он начал работать над своим первым романом: по словам самого автора, «Фома Гордеев» должен был стать «содержательной картиной современности», а главным героем ему представлялся «энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии» и понимающий, что ему «тесно» в жизни.

В 1898 году впервые было напечатано собрание сочинений молодого писателя: несмотря на внушительный для того времени тираж (1200 экземпляров), за короткий срок все книги были распроданы. Уже через год, тиражом более чем в 4000 экземпляров, был издан третий том «Очерков и рассказов». В этот же период увидели свет его дебютный роман и «Песня о Соколе», позднее ставшая одним из главных революционных произведений в России тех лет.

В начале 1900-х Горький лично знакомится с Антоном Чеховым и Львом Толстым, а также пробует свои силы в драматургии. Так, первым опытом в новом литературном направлении становится пьеса «Мещане», а годом позже он публикует пьесу «На дне» — впоследствии одну из самых известных работ в его творчестве. Оба произведения были отмечены Грибоедовской премией и вскоре были поставлены на театральной сцене.

В это же время он стал почётным академиком Императорской академии наук, однако после резкой реакции императора Николая II сразу же был исключён. После этого, в знак солидарности со своим коллегой, от звания академика отказались В. Короленко и А. Чехов. На тот момент Горький считался одной из самых влиятельных фигур в современной русской литературе и имел множество сторонников. Кроме того, у него было большое количество подражателей.

Произведения писателя активно печатаются и переводятся на многие языки, что позволяет ему найти поклонников и в зарубежных странах. В этот же период он продолжает заниматься публицистикой и пробует себя в издательском деле: так, в 1902 году он возглавляет издательство «Знание», которое под его руководством становится одним из лидеров своей сферы. При этом многие реформы Горького считаются беспрецедентными для того времени.

Так, он в несколько раз увеличивает гонорары авторов, с которыми сотрудничает издательство, а также вводит практику выплаты им ежемесячных авансов, что по сути делает их «штатными сотрудниками» «Знания». Ведущими авторами издательства становится Иван Бунин, Александр Куприн, Леонид Андреев и др. В этот же период при поддержке Горького получают известность многие другие писатели-реалисты.

В 1905 году произошла Первая русская революция, о поддержке которой прозаик высказался публично. Вскоре после этого он был арестован и помещён в Петропавловскую крепость. Это событие вызвало бурную реакцию среди творческой интеллигенции: в защиту Горького высказались не только российские писатели, но и многие европейские деятели искусства. В конечном итоге, уже через месяц он был освобождён.

Опасаясь политического преследования в будущем, вместе со своей второй супругой Марией Андреевой Алексей Максимович эмигрировал в США. На тот момент оба уже были знакомы с Владимиром Лениными и имели тесные связи с Российской социал-демократической рабочей партией. По поручению политического деятеля они занимаются сбором средств для будущей революции, а также участвуют в митингах, организованных сочувствующими большевикам.

В Америке писатель начинает работать над романом «Мать», главным героем которого становится участник революционного движения Павел Власов. Это произведение получает высокую оценку Ленина, а с приходом в Россию советской власти провозглашается первым произведением социального реализма и входит в обязательную школьную программу. Сам же автор позднее негативно оценивал эту книгу.

Осенью 1906 года, из-за вызванных туберкулёзом осложнений, прозаик переезжает в Италию и селится на острове Капри. Там же он занимается работой над сборником «Сказки об Италии» и повестью «Исповедь». В последнем произведении уже нет бунтарских мотивов, и в нём находят отражение возникшие противоречия между его собственными философскими взглядами и позицией Ленина. Это становится причиной раздражения последнего.

Тем не менее, писатель в течение долгого времени состоит в переписке с политическим деятелем и несколько раз встречается с ним в годы эмиграции. Оказавшись под влиянием Ленина, он идеализирует будущую революцию вплоть до того, как она свершается. В эти же годы многие его произведения используются лидером революционного движения как пропагандистский материал и печатаются в периодических изданиях большевиков.

В 1913 году, в рамках празднования 300-летия правления дома Романовых, император Николай II издаёт указ об амнистировании ряда категорий заключённых, что также позволяет вернуться на родину политическим эмигрантам. Воспользовавшись этой возможностью, в этом же году Горький приезжает в Россию. Однако он не отказывается от своих революционных идей и вскоре становится редактором ряда большевистских изданий, включая «Звезду» и «Правду».

В этот же период прозаик публикует две первые части автобиографической трилогии — повести «Детство» и «В людях» — и открывает издательство «Парус» (он оставил руководство «Знанием» в 1912 году, а годом позже оно перестало существовать). В 1919 году он становится одним из инициаторов основания издательства «Всемирная литература», а позднее привлекает в него Николая Гумилёва, Евгения Замятина, Корнея Чуковского и др.

В 1917 году писатель разочаровывается в своих пробольшевистских идеях. Он холодно принимает Октябрьскую революцию и осуждает жестокие способы борьбы большевиков с противниками. Так, он вступается за семью Романовых и ходатайствует перед Лениным за отдельных представителей опальной русской интеллигенции. Помимо массовых репрессий, прозаика неприятно поражает уничтожение коммунистами предметов искусства и памятников культуры.

В это время главным предметом размышлений для писателя становится вопрос о готовности русского народа к свободе. Наблюдая за планомерным уничтожением большевиками прежней России, он всё больше убеждается в невозможности светлого будущего для своей страны. Так, в одной из своих публицистических работ этого периода он писал: «Ленин…считает себя вправе проделать с русским народом жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу».

В 1918 году правительством, боровшимся с несоветскими изданиями, была закрыта газета «Новая жизнь», которая была одной из главных «трибун» для Горького в те годы. Это событие показало, что советской власти больше не нужна независимая и свободная пресса. Тем не менее, уже через месяц писатель возобновил переписку с Лениным: после того, как тот получил тяжёлое ранение в результате покушения, Горький написал ему письмо с выражением сочувствия.

В то же время прозаик не прекращал оказывать поддержку тем, кто подвергался преследованиям. Так, он лично хлопотал о получении Александром Блоком разрешения на выезд за границу, чьё здоровье было подорвано тюремным заключением. Страдая от цинги и астмы, поэт нуждался в качественном лечении, однако партия всячески оттягивала принятие решения. В конечном итоге разрешение было получено, но уже через неделю Александра Блока не стало.

Менее чем через месяц, несмотря на заступничество Горького, был расстрелян Николай Гумилёв. Эти трагедии окончательно убедили писателя в собственном бессилии и невозможности что-то изменить, после чего он задумался об эмиграции. Осенью 1921 года он уехал в Германию, а через два года снова поселился в Италии. В этот период им были опубликованы завершающая часть автобиографической трилогии — «Мои университеты» — и роман «Дело Артамоновых».

В 1923 году он выступил одним из основателей литературного журнала «Беседа», который, по задумке самого писателя, должен был стать мостом между европейскими авторами, писателями русской эмиграции и советскими литераторами — такое издание помогло бы установить связи между всеми сторонами литературного процесса. Предполагалось, что журнал будет издаваться в Европе, однако распространяться будет преимущественно в СССР.

В число редакторов, помимо самого Алексея Максимовича, вошли Андрей Белый, Владислав Ходасевич и др., а первыми авторами стали Джон Голсуорси, Стефан Цвейг, Борис Пастернак, Фёдор Сологуб и др. Однако уже после семи выпусков распространение журнала в СССР было запрещено по причине его потенциального вреда для советской идеологии. Горький был сломлен этим решением: писатель винил себя в том, что подвёл многих коллег.

В 1928–29 годах он несколько раз посещает Советский Союз по приглашению Сталина, однако каждый из визитов длится несколько месяцев, после чего он снова возвращается в Италию. Ещё через два года для проживания ему был предоставлен особняк С. П. Рябушинского, построенный в Москве в 1903 году. Однако из-за проблем со здоровьем писатель не мог оставаться в России подолгу и предпочитал жить в более тёплом климате.

В конечном итоге И. Сталин пообещал ему, что он сможет и дальше проводить зимы в Италии, и в 1932 году Алексей Максимович окончательно вернулся на родину. Однако это обещание так и не было выполнено: вместо этого ему была предоставлена дача в Крыму, и больше он не мог уезжать за границу. Ещё через год впервые лауреатом Нобелевской премии по литературе стал русский писатель — Иван Бунин. Это известие Горький принял с разочарованием.

В течение долгих лет имена обоих авторов неизменно упоминались вместе, а их творчество сравнивалось. Будучи равными по силе таланта художниками, изначально они состояли в дружеских отношениях, однако позднее Бунин оборвал связь, и между ними появилось соперничество. Так, оба автора выдвигались на Нобелевскую премию пять раз, и в начале 1930-х Горький ожидал, что именно он получит её.

Свои последние годы жизни Алексей Максимович посвятил главному произведению в своём творчестве — роману «Жизнь Клима Самгина», который сам автор охарактеризовал как прощальный. Четырёхтомный роман-эпопея также стал самой масштабной работой за всё время его литературной деятельности: он охватил около полувека российской истории (1880–1918 гг.) и отразил жизнь каждого из социальных сословий.

Работа над книгой велась более десяти лет и так и не была закончена. Тем не менее, сегодня она воспринимается как цельное и законченное литературное произведение. Впервые роман был опубликован в 1936 году (год смерти его автора) и вызвал неоднозначную реакцию современников: так, он был крайне негативно принят русской эмиграцией и получил высшие оценки представителей советского пролетариата.

Однако это произведение стало не единственной работой Горького, получившей полярные отзывы. Несмотря на прижизненное признание, он считался одной из самых противоречивых фигур в русской литературе. Так, негативно о творчестве своего коллеги высказывались Иван Бунин, Зинаида Гиппиус и Владимир Набоков. В то же время, поклонниками таланта писателя были Марина Цветаева, Антон Чехов, Евгений Замятин и др.

Тем не менее, Максим Горький стал первым советским классиком и самым издаваемым автором в СССР: за годы правления коммунистической партии тираж его книг составил более 240 миллионов экземпляров. Кроме того, он также стоял у истоков Союза писателей СССР, а ещё при жизни классика его родной город — Нижний Новгород — был переименован в Горький. Помимо прочего, его имя было присвоено МХАТу и Литературному институту.

Награды и звания Максима Горького

  • 1932 Орден «Ленина»

Личная жизнь и семья Максима Горького

Максим Горький состоял в официальном браке только один раз. Однако, как отмечают биографы, писатель обладал страстной и впечатлительной натурой, и в его жизни было немало романов и мимолётных увлечений. В 1895 году он познакомился с Екатериной Волжиной — корректором «Самарской газеты», в которой он публиковался в тот период. Уже тогда Алексей Пешков был широко известен, и девушка боготворила его.

В 1896 году они обвенчались, а через год появился на свет сын Горького — Максим Пешков. Ещё через четыре года у писателя родилась дочь Екатерина. Однако в 5-летнем возрасте девочка умерла от менингита. На тот момент писатель уже оставил семью. Тем не менее, в течение всей жизни Горький поддерживал дружеские отношения с бывшей женой. При этом развод так и не был оформлен официально, что не позволяло ему вступать в брак повторно.

В 1900 году Алексей Пешков познакомился с актрисой Московского художественного театра Марией Андреевой. Впервые он увидел её на театральной сцене, где она играла в постановке «Чайка». Впечатлённый игрой артистки, вместе с Антоном Чеховым он подошёл к ней во время антракта, чтобы выразить своё восхищение. Уже через год актриса исполнила одну из главных ролей в спектакле «На дне», поставленному по одноимённой пьесе самого Горького.

Ещё при первой встрече между писателем и актрисой возникла симпатия, однако на тот момент оба состояли в браке. Позднее ради новой возлюбленной Горький оставил жену, а в 1903 году и Андреева окончательно разорвала отношения со своим мужем. С этого времени она является фактической супругой Горького и везде сопровождает его. Кроме того, она также оказывает существенное влияние на политические взгляды прозаика.

Долгие годы Мария Фёдоровна была секретарём и переводчиком супруга: она вела за него переговоры с издательствами и перепечатывала рукописи, ежедневно переводила для него европейские газеты, а также занималась переводами его собственных произведений на многие языки. Однако в этом творческом и любовном союзе периоды гармонии часто сменялись отчуждением и холодом, чему нередко способствовали увлечения писателя другими женщинами.

В 1919 году, после 16 лет отношений, Горький расстался с Андреевой. Согласно некоторым источникам, причиной разрыва стали романтические чувства писателя к баронессе Марии Будберг, которая вскоре после этого стала его фактической женой. Эрудированная и высокообразованная, Будберг не только заменила Алексею Максимовичу его бывшую супругу в качестве секретаря, но и стала его новой музой: ей он посвятил роман «Жизнь Клима Самгина».

Однако в биографиях писателя личность М. Будберг получила неоднозначные оценки: распространено мнение, что она была шпионкой ОГПУ и британской разведки, а современники высказывались о ней как о «смелой авантюристке без какой-либо политической ориентации». Этот роман закончился за три года до смерти Горького. Позднее Будберг стала наследницей его зарубежных изданий, доходы от которых обеспечили ей безбедную жизнь на все оставшиеся годы.

Подробности смерти Максима Горького

В мае 1936 года, после посещения могилы сына, Максим Горький серьёзно простудился. Его состояние осложнялось туберкулёзом, с которым он боролся последние 40 лет, и после нескольких недель безуспешного лечения стало очевидно, что писатель уже не сможет поправиться. Оставаясь в сознании в свои последние дни жизни, он медленно угасал и прощался со своими близкими. Тогда же русского классика несколько раз посетил Иосиф Сталин.

По воспоминаниям медсестры и друга семьи Олимпиады Чертковой, в ночь перед смертью Горький проснулся и обратился к ней со словами: «А знаешь, я сейчас спорил с Господом Богом. Ух, как спорил!». После этого его состояние резко ухудшилось, и больше он не приходил в себя. Писателя не стало 18 июня 1936 года, а 20-го июня прошла церемония прощания. Тело Горького было кремировано, а прах помещён в Кремлёвскую стену на Красной площади.

Дата публикации: 03.09.2021 года

Дата последнего обновления: 03.01.2022 года

Автор:

Юрий Каплан ? Биография, личная жизнь, мнения ✔Саша Чёрный ? Биография, личная жизнь, мнения ✔Леонид Филатов ? Биография, личная жизнь, мнения ✔Александр Невзоров ? Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения — 0

75472673

Алексей

«Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти». М. Горький

Рассказ о максиме горьком
Молодой Горький

Необычная группа VK (vk.com/public26652416), посвящена М. Горькому, но начинается  первая страница с оскорблений.

Рассказ о максиме горьком

Мне, собственно, мнения этих критиков по барабану, мое отношение к писателю не изменится, поэтому пусть себе плюются ядом. Подумал было, что и вся группа (vk.com/public26652416), из трех с лишним тысяч подписчиков, Горького ненавидит, но ошибся. Отношение к автору и его творчеству разное, как и мое, а поэтому паблик заслуживает внимания.

Рассказ о максиме горьком

Риторический вопрос. Почему такие произведения, как пьеса «На дне» и рассказы Горького о «бывших людях» стали необычайно актуальны и популярны сегодня? Ответ понятен: «Сами «НА ДНО» опускаемся».

По данным ЮНЕСКО, в ХХ столетии самые большие тиражи зарубежных изданий советских писателей были у нашего Алексея Максимовича.

Несколько лет назад в Нижний Новгород (бывший г. Горький) нагрянула представительная делегация японских деятелей культуры и все они, осматривая экспозицию Литературного музея имени Горького, кивали радостно головами, произнося по-русски только четыре слова: «Максима Горький? Осинь холосо!» Оказывается, книги «Буревестника революции» издаются в Японии массовыми тиражами.

Популярен Горький и в соседнем, до сих пор загадочном для россиян Китае. Китайские литературоведы, также побывавшие на берегах Волги, даже удивлялись, за что это у нас критикуют столь значительного писателя. Скажу больше, когда я был в Монголии и беседовал с людьми старшего поколения, они, узнав, что я родом из Нижнего Новгорода (бывший Горький), дружно закивали головами: «Горький, знаем, знаем…». В общем, не стоит нам порочить то, чем во всем мире принято гордиться.

Рассказ о максиме горьком

Не забудем, что Горький был первым, кто после революции, которую он с таким нетерпением ждал, выступил публично против «красного террора», устроенного правительством Ленина. Не вина писателя, а беда, что его идеалы оказались извращены и опорочены большевиками.

ДЫРЯВЫЙ КАРМАН

Многие нижегородцы помнят, с какой помпой отмечался у нас столетний юбилей (1996 г.) Всероссийской промышленно-художественной выставки, открывшейся на берегах Оки и Волги в 1896 году.

Рассказ о максиме горьком

Только и разговору было, какое значение имела та выставка для экономики России, поднятия ее престижа на международной арене. В журналистский обиход вернулось словосочетание «карман России» — по отношению к Нижнему Новгороду, жители которого сегодня буквально выживают, как многие герои Алексея Максимовича. Но было бы наивным полагать, что в конце 19 столетия наш город действительно процветал. Может быть, он и был «карманом России», но явно имел незаштопанные дырки.

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ…

Справедливости ради надо признать, что Нижегородская ярмарка, занимая огромные площади, в самом деле являлась крупнейшим торгово-хозяйственным организмом страны. Однако, знаменитая выставка более чем столетней давности, о которой в юбилейные дни горожанам прожужжали все уши, прошла не столь успешно и гладко, как пытались уверить тогдашние властители дум. Читателям наверняка будет интересно узнать мнение Горького о 16-ой Всероссийской промышленно-художественной выставке. Будущий великий писатель, в ту пору еще не достигший 30-летнего возраста, подвизался репортером газет «Нижегородский листок» и «Одесские новости».

Рассказ о максиме горьком
А.М. Горький в редакции газеты «Нижегородской листок»

Излишне напоминать, каким острым, наблюдательным и критическим умом обладал молодой Алексей Максимович. В своих корреспонденциях он сразу же отметил несоответствие между грандиозностью замысла выставки «национального труда» и его воплощением.

И уже в газетных отчетах Горький дает предпосылку своего дальнейшего анализа дел: «Как материальный, так и моральный успех экзамена трудоспособности страны определяется количеством посетивших этот экзамен людей». А их оказалось, согласно подсчетам, всего 991 тысяча человек. Для Максима Горького, исходя из масштабов задуманного и предложенного для обозрения (всей России, миру всему!), это – ничтожные цифры. Для сравнения: на юбилейной выставке в 1996 году побывало лишь 260 тысяч человек.

Рассказ о максиме горьком
Строительство временных павильонов ярмарки в 1996 году

ПИАНИНО В КУСТАХ

Многие участники выставки, по мнению писателя, совершенно не поняли ее предназначения:

Рассказ о максиме горьком

Писатель обращает внимание читателей на отдел кустарного производства, где красовалось пианино, изготовленное вятским мастером Коркиным. Многолетний труд кустаря оказался бесполезным: на пианино нельзя было играть. Оно было изумительно отделано внешне, но клавиатура его была имитацией, она не звучала.

«Быть может, и все остальное создавалось таким же нелепым и непродуктивным способом?» — задается закономерным вопросом негодующий Горький. Даже один из героев романа «Жизнь Клима Самгина», написанного спустя тридцать лет, упоминает о незадачливом мастере, только в еще более эмоциональном ключе: «В леса дремучие прятать бы таких дураков, а мы их всенародно показываем!»

Рассказ о максиме горьком
Нижний Новгород в 19 веке

ВЫСТАВКА НАРОДНОГО ТРУДА НЕ НАРОДНА

Просветительская идея выставки страдала, на первый план выдвигалась администрацией губернии помпезная, показушная часть. С этим Алексей Максимович не мог смириться. Первые же бескомпромиссные публикации его статей в «Нижегородском листке» вызвали недовольство власть имущих, раздражение самого губернатора Баранова. Но вывод Горького однозначен: «Выставка народного труда не народна!»

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТРАСТЫ, ЧТО-ТО ЗНАКОМОЕ…

Социальные контрасты – богатство и холеность немногих и нищета большинства – на выставке всероссийского масштаба слишком резко бросалась в глаза. Писатель обращался к этому мероприятию «верхов» и многие годы спустя, работая над «нижегородскими» главами «Клима Самгина»: «Черти неуклюжие! Придумали устроить выставку своих сокровищ на песке и болоте. С одной стороны – выставка, с другой – развеселое Кунавино, село, где из трех домов два набиты нищими и речными ворами, а третий – публичными девками».

Рассказ о максиме горьком
Нижний Новгород в 19 веке. Кунавино

В этом соседстве богатства страны и нищеты обычных людишек был скрыт хвастливый намек: «Живем плохо, а работаем – вот как здорово!» Посмотрел бы Алексей Максимович сегодня на выставочные павильоны, узнал бы, сколько миллионов бюджетных денег «скушала» ее администрация за последние три десятилетия, может, и не стал бы он упрекать царских ставленников в показухе и расточительности.

Рассказ о максиме горьком
Нижний Новгород в 19 веке

19

Комментарии:


31480041

14 января 2021 в 14:20

Инна

Известные люди, даже из прошлого, всегда вызывают двоякое мнение. Но ведь каждый человек может меняться от худшего к лучшему и наоборот. Что уже говорить о тех, кто чего-то добился в этом жизни). Многие ругают теперешнюю молодёжь по тику: а вот в наши времена молодые были лучше и трудолюбивее. Но ведь этот факт индивидуален. И сегодня есть те, кто старается и добивается много того, что другой человек и до пенсии (условно говоря) не добился. Удивлена, что в вк ещё есть группы, которые действительно что-то интересное дают своим подписчикам.

7


69478802

14 января 2021 в 14:26

Polpotcat

«— Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про это… Тоже старая сказка… Старое, все старое! Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ничего такого — ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в старину…» Для многих, Максим Горький стал ассоцироваться с революцией, потрясшей Россию в начале прошлого столетия. «Буревестник революции» — так окрестила писателя большевистская пропаганда, которая использовала его как некий символ, художественный ориентир для народного сознания, одухотворённого красивыми лозунгами о великой перспективе всенародного счастья.
Но разве таких людей, как Ленин, Троцкий и иже с ними, имел ввиду в своей «Старухе Изергиль» под образом Данко, пожертвовавшем своим сердцем, для того, чтобы указать дорогу идущим за ним.
«И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.»
Великое нельзя опорочить!

11


79815710

14 января 2021 в 15:49

Геннадий

Чтобы опорочить человека, немного надо. И неважно, простой это человек, или великий. Любой власти нужны известные личности, чтобы пропагандировали её идеи, подчеркивали правильность принимаемых решений. Так было всегда, так есть сегодня. Принципиальных людей, особенно если они имеют свою точку зрения, отличную от официальной, власть никогда не любила. И делала и делает всё, чтобы или опорочить их в глазах сторонников, или просто убирает. Примеров хватает. А чиновничья показуха была и в 19-м веке, и в 20-м, и в 21-м есть и будет то же самое. Мы недавно комиссионно принимали дом для детей-сирот. Администрация уже который месяц пытается его протолкнуть, потому что деньги уже ушли, а недоделок тьма. Принимать дом нельзя, но вчера узнаю, что дом сдан, акт подписан и там все наши подписи. И плевать всем, что это не наши подписи. Ничего не меняется в принципах чиновничьего руководства.

8


69923844

14 января 2021 в 15:50

Profi

Я помню смутно из школьной программы про Буревестника, а остальное смутно. О чем речь шла в той же «Старухе Изергиль» не помню совсем. Да и если бы не школьная программа, то вряд ли бы узнал о Максиме Горьком. Не знаю, включены ли произведения этого писателя в наши школы, но сомневаюсь, что молодому поколению этот писатель интересен. Если в наше время издать книгу Максима Горького, то вряд ли тиражы будут бить рекорды. Другое время-другие герои. Что читают сейчас можно узнать зайдя на книжный развал. Это как индикатор.

10


55689036

14 января 2021 в 16:03

Светлана

Не понимаю, для чего надо собрать группу, чтобы обливать грязью человека, неплохого писателя, который не сможет дать отпор? Что ворошить историческое прошлое и выуживать старое вонючее барахло и трясти его перед всем миром. Нет идеальных людей и у каждого есть то, о чем не хочется вспоминать. но есть и много хорошего. Весь мир знает Максима Горького, читает его произведения и мы должны гордиться таким человеком. До сих пор помню героев его произведений Челкаша , Данко и Буревестника.

7


72249672

14 января 2021 в 16:34

Артем

Собственно у нас грязью поливают всех писателей, насколько я знаю. Максим Горький, мне кажется, ещё имеет достаточное количество поклонников, именно его произведений. Огромный полив грязи, на себя приняли Лермонтов и Есенин. У этих писателей, так же были определённые шизоаффективные расстройства, как и у Гоголя о котором автор, уже писал. Были бы они авторами многих нашумевших произведений, как мёртвые души Гоголя, без такого расстройства, я думаю врятли. Тема писателей очень щекотливая, я рад что на данном ресурсе, есть человек Алексей. Который поднимает многие вопросы, на абразуру. И даёт пищу для размышления. Спасибо автору, поучительно.

5


57897909

14 января 2021 в 20:28

Эвелина

Каждый писатель, будь то заслуженный и известный или средней руки бытописатель, бесценен. Они оставляют нам прошлое, о котором последующие поколения могут составить свое представление. Горький, как бы его сегодня не хаяли — это глыба, это целый пласт культуры. От романтических произведений к реализму. Относится можно по-разному, забывать нельзя. Человек. проживший на рубеже двух эпох, не оставшийся в стороне, имеющий свою точку зрения и талантливо доносивший свое видение мира.

5


87204002

14 января 2021 в 23:06

Ром

Да помню его знаменитую пьесу «На дне», где несчастный мальчонка Евсейка, умудрился упасть на дно моря из любопытства и намочил штаны от страха, перед огромными рыбами, русалками и прочей революционной шушерой. Не зря в одном советском замечательном фильме на семейную тему, наш «кот Базилио», назвал улицу Пешкова, улицей «Кой-кого». Еще многие злые языки говорили, что дескать если в Нижнем Новгороде, все молодые девушки ходили без нижнего белья, то уже в городе Горьком, все парни начали употреблять «горькую»(водку), которую и рекламировал в Италии по задании нашего Ленина великий писатель.

9


74423241

15 января 2021 в 05:50

Дмитрий

Ни для кого не секрет, что в этой жизни, белое можно представить чёрным, а чёрное выдать за белое. Не бывает идеальных людей, или эпох. Но всё равно, очень удивляют представленные автором высказывания про Алексея Максимовича, в необычной группе VK (vk.com/public26652416). Потому что совершенно другую информацию нам «вдалбливали» в советских школах. Но история всё равно расставил вещи по своим местам. Главное, уметь критично относится к любой информации и использовать не предвзятый анализ.

11


37624348

15 января 2021 в 10:11

Ната-3

Тут комментаторов удивляет, что создаются группы типа vk.com/public26652416, где уже с порога кидаются грязью в великие имена — конкретно, в Максима Горького, которого в советских учебниках всегда называли «великим пролетарским писателем». За рубежом остается почтение и интерес к нему, — яркий пример дается с японцами, — у нас же затухающий интерес, отсутствие уважения и легкость неимоверная в мыслях и суждениях. Тот, кто не помнит своей истории, будет обслуживать чужую. Автору спасибо за глубину и тонкость.

6


73585717

15 января 2021 в 21:37

Людмила

Сейчас уже пишут, кто во что горазд. Жили, верили в идеалы и раз, все сразу перевернулось. И началось копание в грязном белье, ворошить и приукрашивать побольше, как будто сами там находились, в том прошлом. И тут свой бизнес, направление, надо чем-то увлечь народ, заинтриговать.
А кто же у нас и вообще из нас, как родился в чистой рубашке, так и прошел не падая, не спотыкаясь по своей жизненной дорожке и все без ошибок делал? Покажите и расскажите?
Ну и о Максиме Горьком хочется сказать, он из тех писателей, которых можно любить или не любить, но прочитать должны. Может для кого-то его талант не имеет ценности, а для кого-то просто интересен.
Но никто не сможет отрицать того, что он был самым влиятельным писателем в истории русской литературы ХХ века и известным во всем мире.
Рассматривая произведения автора, не стоит их путать с личностью самого автора. Автор может жить, как хочет, а его произведения существенно отличаться от его собственной жизни.

7


63812641

16 января 2021 в 09:46

Юлия

Надо признаться, город Горький посетила в раннем детстве — в 1988 году. Успела ещё до его переименования в Нижний Новгород в 1990-м. Тогда мне было всего четыре годика, и мои родители решили детей свозить в гости к родственникам за более чем 6000 км. Помнится мне из той поездки, что в тот год там был дикий дефицит шоколада, поэтому мы его прихватили с собой для родственников, зато в Горьком на каждом шагу продавали мороженое — моё любимое лакомство. Что же до самого Максима Горького, великого писателя, уважаю. Однако с его биографией особо не знакома, даже странно было узнать про негатив в его адрес. Пьеса «На дне» очень доходчиво даёт понимание нашей нынешней действительности.

3


63812641

16 января 2021 в 09:46

Юлия

Надо признаться, город Горький посетила в раннем детстве — в 1988 году. Успела ещё до его переименования в Нижний Новгород в 1990-м. Тогда мне было всего четыре годика, и мои родители решили детей свозить в гости к родственникам за более чем 6000 км. Помнится мне из той поездки, что в тот год там был дикий дефицит шоколада, поэтому мы его прихватили с собой для родственников, зато в Горьком на каждом шагу продавали мороженое — моё любимое лакомство. Что же до самого Максима Горького, великого писателя, уважаю. Однако с его биографией особо не знакома, даже странно было узнать про негатив в его адрес. Пьеса «На дне» очень доходчиво даёт понимание нашей нынешней действительности.

3


57062174

17 января 2021 в 00:21

Яна

Никто не любит правду, поэтому и недовольных Максимом Горьким было достаточно. Да и сам он о себе говорил: «в мир пришёл, чтобы не соглашаться».
Вообще очень странно, пишут что в юности Горький был психически неуравновешенным человеком, а дальше что…всё прошло? Ну да, было две попытки суицида, бывает. А дальше видимо всё прошло, излечился как только известным стал.
Неплохие знакомства он имел. И был свободен в своих рассуждениях. Было ему с чем сравнивать, т.к. имел возможность жить за рубежом некоторое время.
Поэт, драматург, писатель, журналист, публицист-почему мы не должны им гордится.
Китайцы кстати, знают толк в советских писателях и с большим уважением относятся к нашей литературе.

4


43646296

18 января 2021 в 12:23

Алексей

«Буревестника» М.Горького, было время, заставляли учить наизусть. А самого писателя учительница литературы называла «провозвестником революции». До сих пор ее уроки у меня остались в памяти. А какое отношение к Горькому у нового поколения? Раньше была идеология, которую сейчас ругают, А у самих-то есть хоть какая-то? Мы и сами не знаем, куда и к чему движемся.Повальное отрицалово прошлого захватило особенно молодежь. а как можно что-то отрицать, если не знаешь и не понимаешь, а многие даже книг Горького в руках не держали. Но вместо чтения мудрых текстов читают желтые газеты. И верят не тому, что проверено временем, а конъюнктуре.

1


29520768

18 января 2021 в 17:33

Asyuna

Совершенно ничего не помню из биографии Алексея Максимовича, хотя в школе наверняка изучали какие основные моменты. Думаю, что такие подробности в школьную программу не входили. Зато произведения помню достаточно хорошо, так как мне нравилось и читала с удовольствием. Сейчас возникло желание кое-что перечитать, ведь когда мы начинаем знакомиться с литературой в школьные годы, то в силу возраста воспринимаем произведения детским умом совсем иначе чем читали бы это взрослыми.

2


26368142

22 января 2021 в 23:24

Юрий

Автор, Вы несомненно умный и прямолинейный человек. Я бы Чехова противопоставил вашему безусловно великому творцу. Не силен в литературе, но тот же Достоевский, наверняка, сложил бы литературной легкостью потенциальных сумасшедших. Понимаю, злю, наверняка будет агрессивный ответ, вы ведь не спите? Буду рад, если автор отзыва обоснует свой выбор литературного героя. Лично я с проф точки зрения за Достоевского, а за легкость слова, которую частично хавает Ром, за Чехова.

1


75472673

5 февраля 2021 в 05:34

Алексей

Юрий, извиняюсь, но я только сейчас увидел ваш комментарий, отвечаю с запозданием. Споры о том, кто в литературе лучше, кто хуже – бессмысленны. Это же не спорт. Там один прыгнул на десять метров, другой на двадцать, ясно, кто первый. Первым он и будет, пока следующий не прыгнет на тридцать метров. В искусстве у каждого художника своя ниша, другой ее уже не займет. Вы против Достоевского, за Чехова. Для меня таким образом вопрос вообще не стоит. Я и за Чехова, и за Достоевского, и за Прачетта, и за Пелевина. И в целом – за всех, даже за тех, кто мне не нравится.

2


83326300

7 февраля 2021 в 12:41

Сергей

Максим Горький — великий писатель советской эпохи. Ворошить прошлое, которое давным давно забыто — нет смысла, а уж тем более поливать грязью и доказывать превосходство одного над другим вообще бессмысленно. Каждой эпохе были нужны свои писатели и деятели культуры, которых постепенно вытесняют из разряда великих. Современной молодежи активно запудривают мозги, с целью очернить имена тех или иных личностей, которые вошли в историю. Каждому времени выгодны свои герои.

3


38652243

26 марта 2021 в 01:39

Nikky

Может быть, и был Горький не самым порядочным человеком, но он хоть свой опыт вынес на всемирное обозрение. Как бы, спустился сам за нас на дно, чтобы нам его показать во всей неприглядности. Чтоб мы такими не стали, не повторяли. Да и хорошего немало тоже показал и написал.
Это как геймеры, есть те, что играют и все, нет пользы от них семье. А есть стримеры, которые денежку за ту же игру приносят в дом, так что не надо на Пешкова гнать) Он свои поступки искупал как мог писательством.

2


65494233

7 мая 2021 в 20:37

Олег13

Помним такого. Много чего написал, мы его даже в школе изучали. Интересно, сейчас в школьной программе что-то изменилось? Знакомят школьников с его произведениями?Я, если честно, уже ничего не помню. Вернее, названия в память врезались надолго, а вот о чем конкретно, не вспоминается. Много время прошло, да и творчеством Горького никогда не интересовался. Хотя из «Буревестника» некоторые строчки и сейчас помню. Наизусть ведь учили в школе. Ничего не могу о нем сказать, не мой жанр просто.

0


15748087

12 мая 2021 в 20:16

Taiellor

Чтобы опорочить человека — ничего не надо делать, если он порочен, все вылезет наружу. Кто сказал, что Горький выступил против «красного террора» и собственно когда? Когда его самого стала накрывать тень террора? В 1921 году, когда после окончания гражданской войны уже нельзя было прикрыться военными действиями, а начался именно террор, Горький возглавлял «Всемирную литературу». И именно ему Ленин послал запрос о том, есть ли смысл помиловать фактического председателя союза писателей Николая Гумилева. Ваш разлюбезный Горький отправил великого поэта на смерть.

0


65972102

17 мая 2021 в 18:37

Катерина

99477101

Какое интересное фото Горького в молодости размещено в начале! А статья прелюбопытна. Особенно если вернуться из Нижнего Новгорода. Я только что жила на Канавинской стороне и из окна высотного отеля была видна Нижегородская ярмарка. Понимаю, что сейчас все новодел, но кто хочет почитать про те самые времена пусть перечитывает книги Горького. Непревзойденный стиль, хлесткие цитаты. Сейчас Нижний Новгород готовится встретить юбилей, и много теплых слов скажут в речах об этом писателе.

0


86642449

6 июля 2021 в 23:54

Екатерина

У меня, как у советской школьницы, было достаточно шаблонное отношение к Алексею Максимовичу Горькому. Учили мы в обязательном порядке строки из его стихотворения «Песня о Буревестнике», ну там, где «глупый пингвин робко прячет…» (наверное, любимая фраза школьников в этом произведении). Помню «проходили» роман «Мать» (причем, его изучали еще наши родители), читали автобиографическую повесть «Детство». В общем, Горький воспринимался мной как эдакий «певец революции» и не более.
Мое мнение о писателе изменилось лишь в зрелом возрасте, когда я прочитала воспоминания К. Чуковского «Современники» и книгу воспоминаний Анастасии Цветаевой. Оказывается, М. Горький был умнейшим и очень образованным человеком, великолепно знал всех молодых писателей того времени, их произведения.
Когда ездила на экскурсию в Нижний Новгород, также многое узнала об Алексее Максимовиче, с удовольствием посетила домик Кашириных, где прошло его детство.

0


  • Рассказ о магуль мегери из сказки ашик кериб 4 класс
  • Рассказ о магеллане география 5 класс
  • Рассказ о магуль мегери для 4 класса
  • Рассказ о людях с ограниченными способностями
  • Рассказ о людях доказавших свою любовь родной земле