Рассказ о любви чехов краткое содержание

Произведение антона павловича чехова о любви является заключительным в цикле рассказов маленькая трилогия. двумя первыми рассказами этого цикла являются человек

Произведение Антона Павловича Чехова «О любви» является заключительным в цикле рассказов «Маленькая трилогия». Двумя первыми рассказами этого цикла являются «Человек в футляре» и «Крыжовник». Все три произведения основаны на историях, рассказанных героями, и посвящены философским размышлениям о жизни, о предназначении человека, о любви и сострадании. Многомудрый Литрекон представляет Вам рассказ «О любви» в сокращении, где отражены сюжет и основные события, а также предлагает ознакомиться с отзывом для читательского дневника.

Краткий пересказ

(704 слова) В Софьине, у помещика Алёхина Павла Константиновича, второй день гостили приехавшие на охоту ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. За завтраком мужчины разговорились о любви. Алёхин высказал мнение о том, что любовь — сугубо индивидуальное чувство, и что русские люди, испытывая её, задают себе сложные вопросы, на которые порой не могут найти ответы: правильно ли они поступают, поддаваясь эмоциям, и к чему это может привести? После чего Павел Константинович поведал историю из своей жизни.

Алёхин жил в Софьине уже очень давно, со времени окончания университета. Он вёл хозяйство в доме отца, чтобы уплатить долги. Работать было тяжело. Чтобы вести сельское хозяйство не в убыток, Алёхин трудился вместе с крестьянами, потому что здешняя земля не даёт должного урожая. Пришлось наладить распорядок дня для того, чтобы справляться со всеми делами.

В первые годы жизни в Софьине Алёхина избрали «в почётные мировые судьи». По долгу службы он бывал в городе. Павла Константиновича это развлекало, он знакомился с новыми людьми. В суде работал Луганович — добрый и честный человек. Вскоре новый приятель пригласил Алёхина к себе домой обедать, где Павел Константинович впервые увидел Анну Алексеевну — жену Лугановича, молодую женщину двадцати двух лет. У супругов была шестимесячная дочка. Анна понравилась Алёхину с первого взгляда. Его поразили её ум, интеллигентность, доброта, обаяние и красота. Облик Анны вызывал у Павла Константиновича светлое воспоминание из детства. Алёхин видел, что жили супруги  благополучно и мирно.

Всё лето Алёхин провёл в Софьине, и невольно ощущал присутствие Анны в своей душе. Осенью Павел Константинович снова встретил Анну Алексеевну. Они были на спектакле, где сидели рядом, а потом разговорились в фойе. На следующий день Алёхин завтракал у Лугановичей и провёл с ними весь день. Так Павел Константинович и Лугановичи сблизились. Он стал приезжать к ним каждый раз, когда посещал город по работе, был для семьи своим человеком. Муж и жена волновались, если Павел Константинович долго не бывал у них. Часто Алёхин беседовал с одной Анной Алексеевной, и его посещало чувство чего-то необычного, нового в её образе. Лугановичи заботились о нём: дарили подарки, и в ответ Алёхин отправлял им из деревни провизию. От денег он отказывался.

Алёхин часто думал о том, почему Анна, такая умная и молодая, вышла замуж за сорокалетнего мужчину, неинтересного, но доброго простака. И, вновь приезжая к ним, Павел Константинович видел, что Анна Алексеевна ждала его, что её тоже тянет к нему. Алёхин любил эту женщину глубоко и нежно, но не представлял, куда может завести это чувство, что он может дать ей, что с ней будет, если вдруг всё закончится. Он знал, что не сможет создать ей безбедные условия для жизни. Павел Константинович понимал, что Анна наверняка рассуждает похожим образом. Она думала о своей семье, о том, что, отдавшись чувству, придётся обманывать или рассказать правду, а это в любом случае одинаково тяжело и страшно. 

Шли годы, и Анна Алексеевна родила второго ребёнка. Когда Алёхин приходил к супругам домой, дети радовались его приходу, прислуга тоже приветливо улыбалась. Но сам Павел Константинович чувствовал себя нерадостно, в его душе было смятение. Анна и Алёхин ходили в театр, они чувствовали, что не могут друг без друга, но, выходя из театра, они прощались с холодностью. В городе уже ходили о них лживые слухи. Со временем у Анны Алексеевны настроение ухудшалось, она чувствовала неудовлетворённость своей жизнью, лечилась от нервов. При посторонних людях Анна испытывала раздражение к Павлу Константиновичу.

Шло время. Лугановича определили председателем в западную губернию. Семья готовилась к отъезду. В конце лета Анне Алексеевне необходимо было уехать в Крым подлечить нервы. Когда Анна простилась с семьёй, перед самым отправлением поезда Алёхин вбежал в её купе, чтобы отдать ей забытую корзинку. В порыве любви он обнял свою возлюбленную, она расплакалась, и он, наконец, сказал ей о своих чувствах. В этот момент Павел Константинович понял, как призрачно было всё, что сдерживало их любовь. Алёхин осознал, что когда любишь, важно быть выше всех рассуждений о любви и о том, что она может принести, а просто любить. Но они навсегда расстались.

Когда Алёхин закончил свой рассказ, Буркин и Иван Иваныч стали жалеть Павла Константиновича, что такой чистосердечный, умный и добрый человек работает без продыха, хотя мог бы вести более интересную жизнь. Мужчины размышляли и об Анне Алексеевне, о том, как она, вероятно, страдала. Они раньше видели её в городе, а Буркин даже был знаком с ней и считал её красивой. 

Отзыв

(280 слов) Главная мысль рассказа «О любви» в том, что настоящая любовь может случиться в жизни неожиданно, но не обязательно она будет счастливой, она может быть несчастной по воле обстоятельств. И здесь никто не виноват. Герои ощутили родство душ, но несмотря на глубокие чувства, иногда людям не суждено быть вместе. Такова мораль рассказа «О любви».

Произведение «О любви» заставляет задуматься о том, что любовь может быть счастливой или несчастной, но она в любом случае наполняет человека, оставляет ему воспоминания, помогает понять смысл жизни. Также автор говорит нам, что о любви нельзя рассказать так, чтобы тебя по-настоящему поняли. Моё мнение подтверждает тот факт, что гости внимательно слушали историю Алёхина, но их не взволновал его рассказ о любви, они больше сочувствовали его тяжёлой жизни. 

Все мы знаем пословицу: «На чужом несчастье счастья не построить». И это главное, чему учит автор в рассказе «О любви». Любовь нельзя построить, если для этого придётся разрушить прошлое, в данном случае семью Анны. Павел Константинович уважает Лугановича, поэтому не может предать его. Кроме того, он понимает, что, уведя с собой возлюбленную, он вряд ли сделает её счастливой. Анна Андреевна остаётся верной мужу, чтобы сберечь семью. И Алёхин, и Анна приходят к выводу, что они не могут быть вместе. Они мыслят здраво, не отдаются воле чувств слепо, а прежде всего думают о жизненных обстоятельствах. Влюблённые жертвуют своей любовью ради честной жизни. Таково моё отношение к героям рассказа «О любви». 

Мне понравился рассказ Чехова тем, что в нем говорится о сильных чувствах влюблённых людей. Любовь меняет человека, делает его более глубоким и чутким. И неважно, какой она была — счастливой или несчастной. Познать тайну любви — это уже большое счастье. Это чувство остаётся с человеком, он проносит его через всю свою жизнь. Таково моё впечатление от произведения «О любви». 

Автор: Диана Танцур

О любви

Микропересказ : Бедный помещик и жена его приятеля много лет любят друг друга, но боятся признаться в своей любви, считая, что недостойны её. Только расставаясь навсегда, они понимают, какие мелочи мешали им любить.

Старый холостяк Павел Констан­тинович Алёхин принимал гостей в своём поместье.

Павел Констан­тинович Алёхин — владелец большого, но небогатого поместья, холостяк, интелли­гентный и образованный, мягкий и нерешительный

За завтраком заговорили о служащем у Алёхина поваре. В этого повара была влюблена красивая горничная, но замуж за него не шла. Повар же был набожным, жить с женщиной вне брака не хотел, часто напивался и бил её.

Эта история побудила гостей пуститься в рассуждения о любви. Алёхин считал, что никому не известно, как зарождается любовь. Он не понимал, почему эта прекрасная женщина полюбила такого неприятного человека, и считал, что русские усложняют любовь «роковыми вопросами» — хорошо это или плохо, честно или нечестно и к чему всё приведёт. Такие вопросы мешают любить и ставят непреодолимые преграды на пути самого сильного чувства.

В качестве примера Алёхин рассказал историю своей жизни.

У отца Алёхина был большой долг, отчасти и потому, что он много потратил на обучение сына. Поэтому, окончив университет, Алёхин вернулся в родное поместье, твёрдо решив отработать долг.

По природе своей Алёхин был белоручкой и поначалу не хотел расставаться «со своими культурными привычками». Он поселился в парадных комнатах, по утрам пил кофе с ликёрами, а на ночь читал «Вестник Европы». Но такая жизнь продолжалась недолго. Алёхин втянулся в работу, которая ему совершенно не нравилась, ел в людской и часто ночевал не в своей постели, а «в сарае, в санях или где-нибудь в лесной сторожке».

В самом начале Алёхин стал почётным мировым судьёй, и единственным его развлечением стало «наезжать в город и принимать участие в заседаниях съезда и окружного суда». Ранней весной, во время одной из таких поездок, Алёхин познакомился с Дмитрием Лугановичем, товарищем председателя окружного суда, и его прелестной женой Анной Алексеевной.

Дмитрий Луганович — судейский чиновник старше сорока лет, добрый, но скучный и ограниченный

Анна Алексеевна — жена Лугановича, намного младше мужа, стройная, красивая блондинка, умная, интелли­гентная

Алёхин ещё не встречал такой миловидной, доброй и интелли­гентной женщины. Было видно, что семья Лугановичей живёт дружно — супруги всё делали вместе, у них росла дочь. Всё лето Алёхин вспоминал о белокурой Анне Алексеевне, но увидел её снова только поздней осенью.

Они встретились на благотво­ри­тельном спектакле, и с тех пор Алёхин стал своим в их доме. Он приходил без приглашения, играл с ребёнком, подолгу беседовал с Анной Алексеевной. Лугановичи знали о бедственном положении Алёхина, постоянно беспокоились о нём, считали, что такой образованный человек должен заниматься наукой, и старались ссудить его деньгами. Лугановичи были состоятельными людьми, но Алёхин старался не брать у них в долг, и тогда они просто дарили ему ценные вещи.

Несчастный Алёхин, влюблённый в Анну Алексеевну, не мог понять, что заставило её стать женой немолодого, неинтересного и слишком простого для неё Лугановича. Приезжая в город, Алёхин понимал, что Анна Алексеевна ждала его, но у них не хватало смелости признаться друг другу в любви.

Алёхин считал, что ничего не сможет дать Анне Алексеевне, а потому не в праве разрушать её счастливую семью. Она же думала о муже и детях и считала, что её любовь не принесёт Алёхину счастья — ей казалось, что она недостаточно молода и энергична.

Шли годы. Анна Алексеевна родила второго ребёнка. Дети называли Алёхина дядей, а взрослые считали его «благородным существом». Анна Алексеевна начала сознавать, что жизнь её испорчена, и лечилась от нервного расстройства. Алёхин её раздражал, и на людях она постоянно ему противоречила.

Лугановича назначили председателем в западную губернию. Пока муж продавал имущество, Анна Алексеевна решила поехать полечить нервы в Крым. Провожали её большой толпой. Перед отправлением поезда Алёхин заметил, что она забыла одну из корзинок, и забежал в вагон.

Оставшись наедине, в этот последний момент они признались друг другу в любви, и Алёхин понял, как мелко было всё, что мешало им любить.

Они поцеловались и расстались навсегда.

Выслушав историю, гости вышли на балкон, любовались видом, жалели такого образованного человека, который не занимался наукой, а вертелся как белка в колесе, и думали о скорбной сцене прощания. Один из гостей был даже знаком с Анной Алексеевной и «находил её красивой».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Чехов О любви

Иван Иванович и Буркин остановились в дому у Алехина. Уром же он делиться со своими гостями историей о своей любви.

Он приехал в Софьино, когда окончил учебу в университете. Имение находилось в долгах, потому что отец отдавал огромные деньги за его учебу. Он же в свою очередь решил не бросать имение и заплатить все по счетам. Потом он стал почетным мировым судьей, поэтому зачастую его можно было встретить в городе.

В суде он встретил председателя Дмитрия Лугановича. Он простой и добрый человек, но вот рассуждения его были скучными. Как – то раз Дмитрий пригласил Алехина к себе. Там как раз и он увидел его жену, Анну Алексеевну. Ей было не больше 20, прекрасная, образованная женщина, он почувствовал к ней влечение. В следующий раз они увиделись в театре, и она снова его покорила и снова близость, которая не давала ему покоя. Лугановичи пригласили его снова в гости, и потом он становится частым званым гостем и был каждый раз как приезжает в город. Алехин же был расстроен, потому что все его мысли были только об Анне Алексеевне. И он никак не мог понять, почему она стала женой такого человека и имеет от него детей. Ему очень хотелось быть на месте Лугановича.

Когда он приезжал в город, то видел в глазах Анны Алексеевны, что она его ждет. Но никто из них не говорил о своих чувствах. Напротив Алехин же думал, что она не пойдет с ним. Ему казалось, что в ее мыслях только муж и дети и также терялся в догадках, сможет ли она подарить счастье ему. Их зачастую можно было встретить в театре, и в городе ходил много слухов о них, но все это не было правдой. В последние время у Анны стало появляться чувство, как будто ей чего-то не хватает от этой жизни, иногда ей никого не хотелось видеть. Чтобы посторонние люди ничего не надумали, поэтому их вопросы были ей не приятны и вызывали раздражение. Потом она стала проходить курс лечения от расстройства нервов.

Прошло какое – то время и Лугановича сделали председателем западной губернии. Это стоило им разлуки. Они приняли решение, что Анна уедет в Крым, как и прописали ей доктора, а Дмитрий вместе с детьми уедет на новое место работы.

Когда Анну провожали на вокзале, то Алехин ворвался к ней в купе, чтобы вернуть ей корзину, которую она забыла на перроне. Он встретились глазами, и остановить их уже никто не мог. Он обнял ее, а она долго продолжала плакать. Алехин целовал лицо и руки, говорил ей о своих чувствах. И в это мгновение, он понял, что причины, которые мешали им любить друг друга, ничтожно малы.

И когда есть любовь между двумя людьми, то нужно бороться за свое счастье, не строит рассуждать на эту тему, а лучше сразу действовать. Но, не смотря ни на что, они не смогли быть вместе, потому что слишком много «но», они расстались навсегда. Но за то они попытали свое счастье.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

О любви. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главный герой книги Жюльен Сорель вырос в семье плотника в маленьком городке Верьер. Был он младшим сыном в семье, и совсем не походил на своих старших братьев. Отец, глядя на него, все время думал, что Жюльен будет обузой

События поэмы, посвященные 1919 году, разворачиваются на просторах Урала. Центральный персонаж произведения Есенина – это Номах, представляющий собой бандита. По сути своей он бунтарь, романтик

Рассказ ведет человек, который был приговорен к смертной казни, но за совершение какого именно преступного деяния не говорится, также ничего не известно об анкетных данных этого человека

Ослик Мафин решил испечь вкусный пирог. Так как пирог предназначался для друзей ослика, то он очень серьёзно подошёл к делу. Мафин надел шапку повара

Произведение Александра Блока На поле Куликовом состоит из пяти частей. Затрагиваются важные аспекты, которые очень волнуют писателя. Прошлое России, настоящее и будущее

Антон Чехов — О любви:
Краткое содержание

В имении Софьино холостяка Павла Константиновича Алехина гостят два его приятеля: Иван Иваныч и Буркин. За завтраком у них заходит разговор на вечную тему – о превратностях любви. Вот и в доме Алехина красавица служанка Пелагея без памяти влюблена в пьяницу и драчуна повара Никанора. Он ее еще и поколачивает, поскольку Пелагея отказывается венчаться и жить, как все люди.

Алехин утверждает, что любовь – тайна. Ее не объяснить логически. И каждая история любви – уникальна. Этот дар следует просто принять, и не терзаться вопросами, как это принято у русских людей: к чему это приведет, да как на это посмотрят другие. Как пример, Алехин рассказал свою историю любви.

Из университета он вышел белоручкой, городским жителем, но крупный долг, висевший на имении, побудил его заняться хозяйством. Вместе с крестьянами он «пахал, сеял, косил». Уставший, он мог уснуть в сарае, а не в постели. И «Вестник Европы» залеживался непрочитанным. Лишь после избрания в мировые судьи он вновь начал наведываться в город. Порядком одичавшему Алехину было приятно оказаться в привычной среде.

После одного из заседаний его позвал отобедать Дмитрий Луганович, товарищ председателя окружного суда. Жена Лугановича, Анна Алексеевна, сразу показалась ему родственной душой. Интеллигентная, обаятельная, умная блондинка, она была значительно моложе мужа и к тому времени полгода, как впервые стала матерью дочки. Семейная жизнь их протекала мирно, и казалось, в полном взаимопонимании.

Алехин уехал в Софьино на все лето, но пленительный образ остался в его душе. Лишь поздней осенью на благотворительном спектакле они случайно увиделись вновь. Алехин убедился, что чувство его все такое же сильное. Он стал наведываться к Лугановичам в каждый приезд и стал совершенно своим человеком в доме. Семейная пара трогательно заботилась о нем и сокрушалась, что человек с такими способностями прозябает в деревне.

Алехин старался проникнуть в тайну этого брака. Почему яркой женщине достался в мужья этот безобидный, но скучный, бесцветный человек? Отчего она стала его судьбой, а не избранницей самого Алехина? Как произошла эта «ужасная ошибка»?

В каждый свой приезд Алехин читал в ее глазах радость. Но ни слова о любви между ними не было сказано. Он не хотел разрушать ее уютный, налаженный мир. Думал, что ему нечего ей предложить взамен. Да и стоит ли он такой жертвы? А как же их семья, ребенок? А вдруг эта любовь закончится – что тогда. И ей было страшно ступить в неизвестность, обнаружить перед всеми свое чувство. Да и что она может привнести хорошего в жизнь любимого, у которого и так хватает проблем?

Спустя годы Алехина в их доме уже встречали двое ребятишек. Доверие мужа к нему было безграничным. А вот нервы Анны Алексеевны начали сдавать. Она хандрила, чувствуя, что жизнь ее испорчена. Отдалилась от семьи, подолгу гостила у матери. Наедине с Алехиным они по-прежнему молчали, а на людях он даже раздражал ее.

Все закончилось как-то буднично: Луганович просто получил назначение в западную губернию. Анна Алексеевна перед отъездом решила съездить подлечиться в Крым. Провожала ее вся семья. Уже перед самым отправлением поезда Алехин заскочил в купе с забытой ею корзинкой. Она расплакалась и оба, наконец, признались, что любят друг друга. Но слишком поздно. Все эти годы надо было не рассуждать, а любить. Они сами отказались от своего счастья. Теперь же перед разлукой он целовал ее в первый и последний раз. В свое Софьино в тот день Алехин пришел пешком.

Приятели, выслушав Алехина, задумались. Им было жаль такого образованного человека, застрявшего в деревне. Жаль было и ту печальную даму в поезде. Оба они как-то встречали ее в городе, и Буркин тоже находил ее весьма привлекательной.

Читательский дневник по рассказу «О любви» Чехова

Сюжет

Хозяин Софьино помещик Алехин рассказывает об упущенном счастье учителю Буркину и ветврачу Ивану Иванычу. В мировом суде ему стал приятелем чиновник Луганович, скучный и неприметный. А его жена Анна – яркая, умная женщина. Алехин и Анна любят друг друга, но молчат. Не хотят круто менять жизнь. Лугановичи с детьми уезжают на новое место службы. В поезде провожающий Алехин и Анна признаются друг другу в любви. Но уже слишком поздно.

Отзыв

Любовь запретная, преступная, но настоящая. Такая, какой в жизни героя не было и, быть может, не будет. Герой и героиня несчастливы. Автор считает, что любовь вне суда, закона, страха. Осмотрительность, здравомыслие иногда сродни трусости. Лучше смотреть правде в глаза и бороться за свое чувство. Любовь слишком редкое чувство, чтобы им пренебрегать. Об утраченной любви останется сожаление на всю жизнь.

«Шуточка» — читательский дневник по рассказу А. Чехова

sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 2021 07 25t140342.009

Рассказ «Шуточка» великого русского писателя Антона Чехова впервые был опубликован в журнале «Сверчок»в 1886 году под подписью «Человек без селезёнки».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Антон Павлович Чехов
Название произведения: «Шуточка»
Жанр: рассказ
Год написания: 1886
Издательство: АСТ
Год издания: 2011

Главные герои и их краткая характеристика

Герой-рассказчик — легкомысленный молодой человек, проказник и озорник.
Наденька — романтичная девушка, боязливая, но веселая.

Краткое содержание и сюжет

В морозный зимний день герой стоит с Наденькой на вершине горы, у их ног санки. Герой умоляет Наденьку съехать с ним вниз, но девушка боится. Герой продолжает настаивать и вот дрожащая Наденька все-таки садится в санки. Молодые люди летят с горы, а ветер зло свистит в ушах и норовит сорвать шапки. Кажется, что они летят на санках прямиком в ад.

И герой зачем-то шепчет в ухо Наденьки слова «Я люблю вас». Санки останавливаются и Наденька приходит в себя. Она в растерянности. Наденька не понимает, действительно ли она слышала эти слова, или ей просто показалось. Поэтому Наденька хочет снова спуститься с горки.

И снова герой шепчет ей признание в любви. И вновь Наденька недоумевает, кто произнес те слова, ведь герой ведет себя как ни в чем ни бывало. Он даже предлагает пройти в дом. Но Наденька предлагает съехать на санках еще раз и снова слышит те загадочные слова.

Она уходит в раздумьях. Ей не хочется верить, что в любви ей признавался ветер. На следующий день она запиской приглашает героя на горку. И он вновь, скатываясь на санках, шепчет Наденьке «Я люблю вас». Наденька привыкает к этим словам, которые дарят ей радость. И ей уже все равно, кто произносит их.

Однажды герой один отправляется на каток и видит как Наденька спускается с горки на санках. Он видит, как девушка поднимается с санок совершенно растерянная, от страха она не помнит, слышала ли эти слова снова или нет.

Но вот зима пролетела и пришла весна. Снег растаял, катания с горки прекратились. В сумерках герой подходит к дому Наденьки и смотрит через щель в заборе. Он видит Наденьку, которая печально смотрит в небо. И дождавшись порыва весеннего ветра, он шепчет в щель все те же слова. И лицо Наденьки озаряется неподдельной радостью.

Прошло много лет. Наденька вышла замуж, у нее трое детей. Но воспоминание о том катании с горки до сих пор остается для нее самым дорогим. А герой не понимает, зачем он тогда шептал эти слова.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Герой уговорил Наденьку скатиться с высокой горки. В шуме ветра он признался девушке в любви. Наденька не знает, действительно ли она слышала эти слова. Герой каждый раз, скатываясь с горки, повторяет эти слова. Приходит весна и герой говорит те же слова в порыве ветра. Наденька вышла замуж, но хранит память о тех словах.

План пересказа

  • Морозный день
  • Уговоры
  • С горки на санках
  • Свист ветра
  • Я люблю вас
  • Загадка слов
  • Новый спуск
  • Недоумение
  • Наденька счастлива
  • Зима закончилась
  • Шепот через забор
  • Прекрасные воспоминания.

Основная мысль

1) Слова имеют значение, поэтому шутить над чувствами людей нельзя. Одна лишь фраза, брошенная в шутку, может повлиять на судьбу другого человека: она может обнадежить или причинить душевную боль. 2) Загадка всегда интереснее раскрытой тайны.

Чему учит

Рассказ учит не играть чувствами других людей. Учит верить в чудеса. Учит радоваться жизни и наслаждаться каждым ее мигом.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, хотя поступок героя сложно объяснить. Кажется, он просто баловался, но это баловство сделало одного человека счастливым, а значит все было не зря.

Вывод и мое мнение

Отношения между людьми — это очень сложно, и не стоит относиться к ним легкомысленно. Тем более, когда между ними возникают чувства. Необходимо быть чутким и внимательным, чтобы неосторожные шаги не навредили чувствительному человеку. В жизни каждого из нас — достаточно поводов и предметов для шутки, но есть вещи, которыми шутить не желательно.

Краткое содержание Чехов Шуточка

Свой очередной рассказ «Шуточка» Антон Павлович Чехов опубликовал в 1886 году. Как и во многих других произведениях, писатель отображает сложные романтические взаимоотношения между мужчиной и женщиной, к сожалению, не всегда взаимные.

Итак, повествование начинается с того, как молодая пара прогуливается в районе катка и ледяной горки. Мужчина предлагает Надежде (так зовут девушку) прокатиться на санях с горки. Девушка в испуге отказывается, опасаясь крутизны и высоты горки. Но молодой человек настойчив и ему удается уговорить Надю. Вдвоем они молниеносно спускаются с горки, и во время сильного порыва ветра девушка слышит голос своего парня, признающегося ей в любви.

Спустившись вниз, Надежда желает убедиться в том, кто же сказал эти признательные фразы – ее молодой человек или ветер. Это побуждает ее победить свой страх перед опасностью спуска с крутого спуска. Надя желает повторно скатиться с горы и предлагает своему спутнику сделать это. Молодые люди катаются с горы несколько раз. Во время каждого спуска, Наде становится страшно, но всегда, во время порывов ветра, она слышит негромкий голос своего возлюбленного о любви к ней. Девушка никак не может понять, что это — слова признания в любви от своего спутника или шум порывов ветра. Мужчина видит ее сомнения, ему доставляет удовольствие наблюдать за девушкой.

На другой день, мужчина получает записку от Надежды с просьбой уделить время совместному катанию с горки. И снова все повторяется: стремительный спуск и еле слышные слова молодого человека во время сильного ветра с признаниями любви.

Зима кончается, в начале весны наш герой уезжает в столицу. Незадолго, до своего отъезда ему удается увидеть девушку. Мужчина наблюдает за ней в заборную щель. Он видит, что Надя побледнела и похудела. Вероятно, потому, что никак не может получить ответ на мучающий ее вопрос – любит ли ее мужчина или это был ветер. Юноша, дождавшись порыва ветра, опять шутливо говорит слова любви, посвященные Надежде. На лице девушки появляется улыбка.

Проходят годы. Надя давно в браке, у нее дети. Но в ее памяти навсегда остались порывы ветра со словами любви от своего возлюбленного. А наш герой – мужчина в рассвете лет не совсем понимает свои юношеские шуточки.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Шуточка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главный герой, исследователь в области высокомолекулярной химии, повреждает лицо жидким кислородом. Кожа лица покрывается рубцами. Ему приходится забинтовывать лицо на людях. Герой чувствует себя изгоем.

Под горячими лучами солнца снег начал таять. Пройдёт несколько дней и весна вступит в свои права. В полдень уже настолько тепло, что на снегу можно заметить разных жучков, паучков и блошек.

Рассказ повествует о действиях в городе, которые начинаются в 1830 году. В скором времени начнется семинарское побоище. Рэндольф является ключевым героем, отец был беден, он считает себя индейцем.

Все, что описывается в произведении, происходит в весьма непростые времена. Место, где разворачиваются события — Колумбия. В тот момент там царили хаос и разруха в результате борьбы группировок.

Читать краткое содержание рассказа «Шуточка» (А.П. Чехов)

Читать краткое содержание рассказа «Шуточка» (А.П. Чехов)

Для быстрой подготовки к уроку можно прочитать краткое содержание рассказа Антона Павловича Чехова «Шуточка». В этом коротком произведении описывается несерьёзное отношение героя к своим и чужим чувствам, о котором он впоследствии жалеет.

Главные герои

Рассказчик – молодой человек, «шутник», разыгрывавший Наденьку.

Наденька – наивная, чистая девушка, мечтающая о любви.

Краткое содержание

Рассказчик предлагает Наденьке прокатиться на санках с высокой и крутой горы. Девушка отказывается, ссылаясь на то, что до жути боится высоты. Молодому человеку всё же удаётся уговорить её, и они стремительно летят вниз. Ветер оглушительно ревёт. Рассказчик шепчет спутнице на ухо признание в любви. Наденька не может понять, показалось ей или она действительно слышала эти четыре слова.

Немного придя в себя после опасной поездки, героиня внимательно смотрит в лицо молодому человеку, пытаясь рассеять свои сомнения. Но тот будто не замечает её взгляда и с безучастным видом рассматривает перчатку. Молодые люди прогуливаются. По лицу Наденьки рассказчик понимает, о чём она думает. Девушку по-прежнему мучает этот вопрос: было ли признание? Это для неё очень важно. Она пытается разговорить своего спутника, хочет спросить его о чём-то, но не находит слов. Молодого человека забавляет эта ситуация, он делает вид, что ничего не происходит. В отчаянии Наденька решается на повторную поездку с горы. Она надеется, что услышит те заветные слова ещё раз.

Снова санки мчатся в страшную пропасть, ревёт в лицо ветер, и снова звучит тихое «Я люблю вас, Наденька!» На этот раз Наденька смотрит недоумённо: нежели опять послышалось? Героиня в замешательстве, видно, что она готова расплакаться. Рассказчик предлагает пойти домой, но Наденька просит покататься ещё. На этот раз она смотрит в лицо спутнику и следит за его губами. Молодой человек прикладывает к губам платок, притворяясь, что кашляет. На середине горки Наденька слышит тот же голос. После катка девушка уходит домой, так и не спросив его ни о чём.

После этого дня молодые люди часто катаются с горки, и каждый раз Наденька слышит сладкое признание любви то ли от своего спутника, то ли от ветра. Она уже не пытается выяснить, кто шепчет эти слова. Загадка остаётся загадкой. Девушка больше не старается её разгадать, она просто хочет слышать как можно чаще эту фразу, которая и томит душу, и наполняет её счастьем.

Однажды рассказчик видит, как Наденька садится в санки и катится вниз одна. Ей очень страшно, она бледнеет, дрожит, но идёт на это. Она должна убедиться, что ей ничего не послышалось, что признание действительно было. По её лицу рассказчик понимает, что она так и не разобралась в своих сомнениях.

Наступает март и разрушает ледяную горку. Никто больше не скажет Наденьке тех слов, так как рассказчик собирается в Петербург и, возможно, больше не вернётся. Незадолго до отъезда он видит девушку в саду. Наденька грустная и бледная, по щекам её текут слёзы, а сама она тоскливо смотрит в весеннее небо и протягивает руки. Поднимается ветер, и молодой человек негромко произносит заветные слова. Девушка радостно улыбается, лицо её преображается. Герой видит уже другую Надю, красивую и счастливую, и идёт собираться в дорогу.

Проходит время. Героиня давно замужем, у неё трое детей. То счастливое время и загадочные слова о любви остались в её жизни как самое дорогое воспоминание. Рассказчик тоже не забывает те дни, но не понимает, зачем он так легкомысленно относился к самому серьёзному и прекрасному чувству на свете.

На чтение 24 мин. Просмотров 46 Опубликовано

А. П. Чехов – мастер юмористического жанра, однако есть в его творческом наследии и серьезные произведения, например «Дама с собачкой». Автор интерпретировал традиционный любовный сюжет, наполнив его философским звучанием. Образы рассказа интересны с точки зрения психологии. Изучают его в 10 классе. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку.

analiz-dama-s-sobachkoy-chehov-50329.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дама с собачкой.

Год написания – 1898 г.

История создания – Замысел произведения появился в 1897 г. На протяжении года А. П. Чехов собирал материалы для произведения, а написал его в 1898 г. в Ялте. Впервые рассказ был опубликован спустя год после написания

Тема – В произведении можно выделить две центральные темы – курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества.

Композиция – Формально произведение состоит из четырех частей, что соответствует смысловой организации: каждая из частей раскрывает определенный этап развития отношений Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения «Дама с собачкой» берет начало в 1897 году. Тогда А. П. Чехов спланировал его первую редакцию. Изначально он думал назвать рассказ иначе. На протяжении всего года писатель делал заметки, собирал материалы, чтобы реализовать свой замысел. Наконец, в 1898 г. Антон Павлович написал «Даму с собачкой». На момент создания рассказа он пребывал в Ялте, где встретил свою любовь. Эти события, видимо, подтолкнули его к воплощению давнего замысла.

Впервые произведение А. Чехова «Дама с собачкой» было опубликовано в 1899 г. в журнале «Русская мысль». Читатели восприняли рассказ с восторгом, ведь произведение ознаменовало возвращение А. П. Чехова к творчеству.

Тема

В анализируемом произведении отобразились мотивы традиционные для мировой литературы. Тем не менее, автор сумел подать их по-новому, интерпретировав образы так, чтобы они заставляли читателя задуматься о важных проблемах человеческой жизни.

В центре произведения две темы – курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества. Вторая тема раскрывается в контексте первой, вносит в рассказ философский смысл. Система образов неразветвленная. Главную роль играют Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна, второстепенные герои – жена и дети Дмитрия Дмитриевича, муж Анны Сергеевны.

Из первой части читатель узнает, что на отдых в Ялту приехал работник банка Дмитрий Дмитриевич Гуров. Он уже успел освоиться, как услышал, что в городе появилась «дама с собачкой». Мужчина решил непременно с ней познакомиться. А. Чехов сразу рассказывает, что Дмитрий Дмитриевич женат, имеет детей. Но женили его рано, поэтому супруга казалась ему старше, к тому же он не находил ее интересной. Мужчине удалось познакомиться с «новой» дамой. Женщина оказалась замужней и гораздо младше него. В Ялте она спасалась от скуки, испытываемой рядом с мужем.

Вторая часть рассказывает о развитии отношений. Дмитрий Дмитриевич красиво ухаживал за женщиной, каждый день встречался с ней и вскоре они оказались в ее номере. Анна Сергеевна фон Дидериц сначала сожалела о содеянном, ведь боялась, что ее посчитают падшей женщиной. Успокоилась она только тогда, когда увидела, что не «потеряла лицо» в глазах возлюбленного. Отпуск приближался к концу и молодые люди расстались.

Третья часть посвящена Дмитрию Дмитриевичу. Он был уверен, что забудет ялтинскую блондинку, но это оказалось невозможным. Без Анны Сергеевны ему стало неуютно в собственной семье. Страдания усиливались тем, что герой ни с кем не мог поделиться своими переживаниями, ведь он знал: общество не одобрит роман на стороне. Не мог он найти покоя и на работе, поэтому решил ехать в провинциальный городок, где жила Анна. В городе С. влюбленные не могли встречаться, оставаясь незамеченными, поэтому Анна пообещала приезжать в Москву.

О московских встречах рассказано в четвертой части. Герои были обречены прятаться со своей любовью, так как понимали: жестокое общество не поймет и не одобрит их душевных порывов.

В контексте указанной выше темы сформировалась проблематика рассказа: любовь, брачные уз, ложь, взаимоотношения в семье. Особо выделяются проблемы человека и общества, нравственности, так как они отображены во всех частях.

Идея рассказа ­– показать, как боязнь общественного осуждения может сковывать человеческие чувства, становится преградой на пути к счастью.

Основная мысль: принимая любое решение, человек должен подумать, что для него важнее, одобрение окружающих или счастье.

Композиция

Для понимания того, как развивается тема произведения «Дама с собачкой» анализ его следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из четырех частей, что соответствует смысловой организации: каждая из частей раскрывает определенный этап развития отношение Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны.

Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Их нужно выделять не в отдельных частях, а в целом произведении. Экспозиция – рассказ о том, что в Ялту приехала «дама с собачкой», характеристика Дмитрия Дмитриевича. Завязка – знакомство главных героев. Развитие событий – встречи в Ялте, расставание, страдания Дмитрия, встреча в С. , свидания в Петербурге. Кульминация – откровение Анны во время одного из московских свиданий. Развязки в рассказе А. Чехова нет, так как молодым людям «было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дамы с собачкой».

Жанр

Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны, главных героев всего два. Направление рассказа «Дама с собачкой» – реализм, так как в нем описаны правдивые события.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году был написан рассказ «Дама с собачкой»?</h3>

    • <label>1895 г.</label>
    • <label>1896 г.</label>
    • <label>1897 г.</label>
    • <label>1898 г.</label>

(новая вкладка)

Автор: · 23.06.2018

Рассказ писателя А. П Чехова «Дама с собачкой» написан в 1898 году. Он является одним из ярких произведений писателя, показывающим взаимоотношения между двумя людьми, которые наполнены боязнью общественного осуждения. Подобные книги хорошо поспособствовали раскрепощению общества: они помогли человечеству осознать, как губительно сковывающее его лицемерие.

История создания

Первую редакцию рассказа Чехов спланировал в августе в городе Кисловодске с иным названием. Начиная с 1897г, он собирал заметки к рассказу, и уже в 1899 году произведение увидело свет в журнале «Русская мысль». Также известно, что книгу «Дама с собачкой» писатель написал после долгого молчания, творческого затишья, поэтому публика приняла возвращение кумира очень благосклонно.

Рассказ был создан в Ялте 1898 году. После поездки в этот город и встречи со своей любовью, писатель решил сочинить рассказ о двух взрослых людях, между которыми возникает привязанность друг к другу, но ей не суждено развиться по ряду психологических причин.

Жанр и направление

Жанр – рассказ, однако некоторые критики утверждают, что «Дама с собачкой» — это повесть. Все же основные характеристики данной работы указывают на то, что она выполнена в жанре рассказа. Сюжет базируется на одной линии, героев мало, а динамичных действующих лиц и того меньше. Кроме того, объем для повести маловат.

Направление – реализм. В книге описаны будничные ситуации без оттенков вымысла. В действии участвуют обычные люди с типичными характерами, их быт столь же натуралистичен, а проблемы, с которыми они сталкиваются, — это распространенные с трудом решаемые вопросы из нашей жизни.

Суть

Герои из разных городов и все же они однажды встречаются. Он женат, но не верен супруге, она замужем, но не чувствует полноты счастья в супружестве. После нескольких дней общения у дамы меняется мировоззрение, появляется желание изменить свою жизнь и стать счастливей, однако у нее есть свое НО. А вот герой понимает, что эта встреча – очередной курортный роман, который до смерти ему надоедает, однако он вынужден претворяться и играть роль страстного любовника из-за того, что так принято. С помощью этого произведения можно понять психологию зрелых людей: чем люди руководствуются в таких ситуациях? Дмитрий боится разрушить семью, но в то же время неверен жене и ищет любовные приключения на стороне. И эти же приключения надоедают ему, тяготят его. Героя тревожит репутация в обществе, ведь оно вряд ли хорошо воспримет его поступок. Женщина же боится уйти от супруга в неизвестность, где ее ждет позор и клеймо «неверной жены». Однако она решается на отчаянный шаг – измену, в которой тоже разочаровывается, ведь ее идеал оказался обыкновенным кутилой в поисках дешевого удовольствия.

Суть произведения — описание отношений двух влюбленных, их мыслей и расчетов, чувств и поведения на людях. В путах семейной жизни их сковывает страх общественного осуждения, и в минутном самообмане они тоже не находят радости. В финале разочарование побеждает их страсть: Дмитрий и Анна разлучаются навсегда.

Главные герои и их характеристика

  1. Дмитрий Гуров, уже немолод, из Москвы. Он — филолог, работающий в банке, отдыхающий в Ялте. В Москве оставил жену, которой он неверен, троих детей. В его типаже есть что-то привлекательное: интеллигентность, юмор, обходительность, нестандартное мышление. Но Гуров не принимает дам за полноценных людей. Мимолетные любовные встречи с ними – это пристрастие мужчины. Несмотря на удачи в амурных делах, автор показывает его как несчастного человека: работает не по призванию, живет с нелюбимой женщиной, тоскует в объятиях случайных знакомых. По отношению видно, что он делает и свою семью несчастной, оставляя их одних в другом городе. Измена для героя является нормальной ситуацией. Возникает чувство, что он никогда не испытывал настоящей взаимной любви.
  2. Анна Дидериц из Санкт-Петербурга, но проживает с мужем в городе С.. Она жизнью супруга не интересуется, счастья в своей жизни не чувствует, не зная любви и душевной гармонии. При этом Анна ратует за нравственность и измену не признает, считая это грехом. Отношения с Гуровым ей в тягость, но чувства все же к нему есть, поэтому встречи продолжаются. Она воспринимает их серьезно, видимо, женщина полюбила своего соблазнителя, поэтому разлука дается ей очень тяжело. Ее можно назвать совестливой, честной, чувствительной и глубоко несчастной героиней. Ни брак, ни страстное увлечение не принесли ей желаемого родства души с другим человеком.

Тема

Тематика рассказа вертится вокруг любовных отношений. Автор поднимает тему верности и измены, описывая похождения Гурова на стороне. Он настолько типичен, что можно представить, сколько таких искателей приключений рыскают в поисках легкой добычи. Герой – охотник, который видит в женщинах дичь. Он отказывает им в равенстве с собою, но на самом деле за пренебрежительным отношением к ним скрывает месть судьбе и людям. Именно поэтому он изменяет жене. Он мстит ей за необходимость содержать ее и детей, пренебрегая любимым делом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что автор затрагивает и тему призвания, его роли на нашем жизненном пути.

Другое дело – измена Анны. В ее поступке автор осветил тему любви, желанной и преступной страсти. Женщина всерьез увлеклась Гуровым, всерьез воспринимала их роман. Для нее эта интрижка – роковой шаг, измена себе и своим принципам. Но полюбила и готова была жертвовать всем, и за свою неразборчивость поплатилась разочарованием. На ее примере Чехов показывает, что человек должен, прежде всего, сохранять верность себе, иначе он рискует быть обманутым, причем очень жестоко.

Интересно, что автор размышлял еще и о вере в Бога. Его героиня апеллирует религиозными понятиями, объясняя свое отношение к неверности. Она верит в святость брачных уз, а вот Гуров уже не во что не верит, поэтому даже достигнутая цель в виде близости с Анной не приносит ему удовольствия.

Таким образом, А. П. Чехов поднял в своем произведении очень важные темы:

  1. истинная и фальшивая любовь;
  2. верность и измена;
  3. семейные отношения;
  4. правда и ложь;
  5. искренность и лицемерие;
  6. преданность себе и своим идеалам;
  7. вера и безверие.

Проблема

  1. Проблема счастья. Оба человека были несчастны и смирились с этим. В Ялте главные герои почувствовали свободу, поверили в возможность счастливой жизни, но тщетно: на обмане и лицемерии не построить благоденствия. Пошлость их связи обрекает чувства на угасание.
  2. Проблема лицемерия. Оба героя ежедневно обманывают супругов, окружающих и себя тоже. В итоге они были вынуждены лгать друг другу, повинуясь условиям затеянной игры. Ложь берет людей в плен и заставляет застроить всю жизнь иллюзорными воздушными замками.
  3. Проблема ханжества. Анна и Дмитрий могли бы расторгнуть надоевшие браки, если бы общество не было столь враждебно настроено по отношению к открытому проявлению воли личности. Оно спокойно относится к лицемерию, но вот истинная любовь оказывается вне закона.
  4. Проблема сексизма и безнравственности. Гуров относится к дамам с презрением, поэтому не видит проблемы в своем поведении. Он нагло вред жене, сбивает с пути истинного других женщин, соблазняя их на пошлую и ненужную связь. Именно из-за неуважения к слабому полу он позволяет себе безнравственные поступки.

Смысл

Чехов помогает выявить причину несчастья многих людей – это неумение и страх воплощать свои мечты в жизнь. Если бы герой изначально пошел работать по призванию, если бы он выбрал более подходящую супругу, если бы он даже остался холост, никого не обманывая и не обнадеживая зря, он жил бы честно, открыто, счастливо. А так он лишь грезит наяву, добиваясь того, что ему же самому не нужно и даже противно. Героиня тоже не в силах объясниться с мужем и начать жизнь с чистого листа. Им легче опутать себя с ног до головы ложью и наслаждаться краткими и иллюзорными мгновениями, издали напоминающими счастье. В этом и заключается причина их разочарований. Такова основная идея рассказа.

Вывод прост: нужно жить честно, прежде всего, быть честным с самим собой. Нужно уметь признаться себе, что легкая дорога – не всегда верный путь, и она может привести к тупику. Лучше горькая правда, чем сладкий, но бессмысленный самообман. Это главная мысль — простая, но дельная истина, необходимая людям.

Критика

Писатель Максим  Горький обратился к Чехову с вопросом: «Что же Вы делаете?».

Вы, словно, убиваете реализм. Вы как никто другой умеете писать о таких вещах, так просто, с такой легкостью. Ваши рассказы затмевают все остальное. Другое кажется грубым, «искусственным». Ваши маленькие произведения вдохновлены жизнью. Читатель всегда уловит эту часть жизни. (А. М. Горький, январь 1900 г.)

Альбов Вениамин Павлович (р. 1871), педагог (автор статей), прокомментировал произведение Чехова:

Такая «избитая тема любовь» в Вашем произведении звучит по-новому оригинально, включая обман, ложь, предательство. Смысл его понятен. (В. Альбов, 1903)

Р. И. Сементковский считал, что нельзя называть главного героя хорошим человеком с его жизненными принципами. Он делает несчастными самых важных людей своей жизни — детей. Развлечение, кратковременные связи, делают его жалкую натуру выше в его глазах. Чехов изобразил его бытие мелкой, пошлой и бессмысленной суетой.

Автор: Наталия Данилкина

Великий русский писатель хорошо разбирается в психологии людей, состоянии их души и внутреннего мира. Им создано множество талантливых произведений. Сочинения Чехова всегда отражают внутренние чувства и переживания человека, взаимоотношения с окружающими. Во многих из них затрагивается влияние общества на человека. Одним из таких произведений считается «Дама с собачкой», краткий анализ произведения которого и предлагается для ознакомления. 1168454_dama-s-sobachkoi-illustracii.jpg

Год написания — 1898 г.

История создания — Существует мнение, что рассказ был основан на реальных событиях, после поездки писателя в Ялту, на воспоминаниях о своей последней любви.

Тема — Автор касается важных тем в жизни человека, это тема любви, верности, тема семейных отношений, лжи и обмана.

Композиция — Композиционное построение рассказа имеет хронологическую последовательность. Происходит знакомство Гурова с Анной Сергеевной, начинается их роман, расставание, кульминационный момент — осознание того, что жизнь прошла мимо.

Жанр — Рассказ, соблюдающий все характеристики этого жанра.

Направление — Реализм, действия соответствуют реальным происходящим событиям, реальные герои.

В жизни писателя была женщина, в которую он был, когда — то влюблен, Ольга Книппер.

Писатель отдыхал в Ялте, наблюдая жизнь отдыхающих, их взаимоотношения между собой. Видел, как между некоторыми из них вспыхивают мимолетные курортные романы. Так же, произошла его встреча с Ольгой Книппер. У Антона Павловича возникла идея о написании рассказа. Долгое время собирал он различные материалы, заметки. В то время у писателя происходил период творческого затишья. После поездки в Ялту, писатель приступил к истории создания рассказа о людях, встретившихся на курорте, между которыми завязываются отношения.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» — краткое содержание для читательского дневника

После некоторого литературного молчания, Антон Павлович создал рассказ, который был благосклонно принят публикой.

В «Даме с собачкой» анализ произведения невозможен без определения главной темы. Темой рассказа является любовь, посетившая двух совершенно разных людей. Он и она не свободны, у Гурова есть жена, дети, Анна Сергеевна замужем. Единственное, что их связывает, это то, что они одиноки. Несмотря на их семейные узы, они не испытывают счастья, и от этого беспросветного одиночества, Гуров и Анна бросаются в объятия друг друга, принимая желаемое за действительность.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Куприн «Олеся» (краткое содержание читать)

Писатель показывает острую проблематику нравственных отношений. Герои не испытывают настоящих чувств, они лицемерят не только друг перед другом, но и перед собой. Гуров, не любивший ни жену, ни Анну, играет роль страстного любовника просто потому, что так положено. Анна Сергеевна так же лицемерна и лжива, считая себя глубоко религиозным человеком, тем не менее, она опускается до грехопадения, лживо оправдывая свои безнравственные поступки тем, что она по — настоящему полюбила Гурова.

Рассказ Чехова о любовных отношениях наглядно доказывает нравственное разложение и моральную распущенность общества. Проблема ханжества, рассматриваемая писателем, касается не только общества, но и героев, они ведут себя так же, как и все общество, лицемерно обманывая самих себя, а не только окружающих их людей.

Основная мысль произведения в самом человеке, в его нравственности. Обманывая своих близких, обманывая себя, герои лишь все больше опошляются, низвергаясь в пучину моральной распущенности.

И Гуров, и Анна Сергеевна были несчастны в своей семейной жизни. Встретив друг друга, они познали настоящую любовь. Влюбленные узнали, что значит настоящее счастье, когда рядом с тобой любимый человек. Но этим людям невозможно пойти против общества, им нельзя соединиться, так как они будут осуждены обществом. Познав истинную любовь, они не могут найти выход из создавшейся ситуации.

Гуров, искатель приключений, любимец женщин, нашел ту единственную, которая действительно ему дорога. Он тяжело переживает тупиковую ситуацию, нет никакого выхода для ее разрешения. Вместе с Анной Сергеевной, женщиной, полюбившей впервые, они стали еще несчастнее, чем были до знакомства

Рассказ Чехова состоит из четырех частей, в которых проходит развитие действия.

В первой части Гуров, этот пресыщенный женским вниманием человек, приехал в Ялту отдохнуть. У него дома осталась жена с детьми, к которой он никогда не испытывал любви. Гуров ищет развлечений, и знакомится с Анной Сергеевной. Они начинают встречаться.

Во второй части случается грехопадение Анны Сергеевны, она очень переживает. Гуров, как обычно, относится к ней, как к одной из многих мимолётных знакомых, с которыми ему довелось встречаться. Анна Сергеевна уезжает к мужу, и Гуров едет к себе в Москву.

В третьей части Гуров, часто вспоминавший об Анне Сергеевне, решает ехать в город, где живет дама с собачкой. Гуров понимает, насколько близка ему стала эта женщина, он полюбил по-настоящему. Гуров ищет встречи с Анной, и она обещает приехать к нему в Москву.

В четвертой части рассказа, Анна Сергеевна несколько раз приезжает в Москву, где они встречаются с Гуровым. В одну их таких встреч, происходит кульминационный момент. Неожиданно увидев себя в зеркале, Гуров вдруг понимает, как он постарел. До него доходит осознание, что, когда к нему пришла настоящая любовь, он уже слишком стар, чтобы пытаться что-нибудь изменить. Действие приходит к развязке. Гуров понимает, что он попал в тупик, из которого нет выхода, нет смысла жизни.

Возможно, вам также будет интересна статья:  М.Горький «Челкаш» — тема и идея произведения 

В этом и смысл рассказа — боязнь и страх совершить настоящий поступок тогда, когда это было надо, привело к такому концу, к разочарованию и опустошению.

Характеристики произведения Чехова «Дамы с собачкой» определяют ее как жанр рассказа, хотя некоторые из критиков пришли к мнению, что произведение можно назвать повестью. В рассказе описаны действительные, рядовые ситуации, что придает рассказу реалистическое направление.

О любви в русской литературе писали все классики, и Антон Павлович Чехов не исключение. В рассказе «Дама с собачкой» Чехов не старался выделиться какой-то особой темой, однако этот рассказ, написанный в XIX веке, возымел мощное влияние на читателей и общество. Чтобы глубже понять смысл произведения, проведем краткий анализ рассказа «Дама с собачкой» — истории, где описывается весьма банальный курортный роман.

В Ялте

В рассказе действие развивается достаточно быстро, потому что с первой же страницы читатель видит молодую женщину, которая неспеша гуляет по набережной в Ялте, а также предстает образ главного героя Гурова, проявляющего к указанной даме большой интерес. Этот персонаж четко становится ясен только ближе к концу рассказа. Начинает же Чехов с того, что рисует жену Гурова — ее образ особенно интересен, тем более, что можно посмотреть на нее глазами мужа, который считает супругу явно не идеалом. В его глазах жена недалекая, суровая, грубоватая и узкая, хотя понятно, что сама она так не считает.

В анализе рассказа «Дама с собачкой» видно, что жена Гурова феминистка, и это весьма модно стало в то время, она считает, что относится к категории мыслящих людей, но Гуров этим очень раздражен, как и тем, что она зовет его Дмитрий. В итоге неудивительно, что ввиду такого семейного разлада, пылких отношений у супругов нет, а Гуров не видит ничего плохого в том, чтобы изменять своей жене. Именно поэтому он прекрасно себя чувствует вдали от родного московского дома.

Характеристика главной героини

У дамы с собачкой такая манера поведения и такой вид, что опытный мужчина со стороны сразу же видит главное — она замужняя, оставлена на одинокое пребывание первый раз и страдает от скуки. Гурову, человеку, который без женщин обойтись не может, тоже это совершенно ясно.

Возраст нашей главной героини указывает на ее молодость, по внешнему виду она имеет следующие характеристики: тонкая белая шея, длинные волосы и красивые глаза, а движения ее угловаты. Вскоре читатель узнает, что у дамы с собачкой тоже супруг, к которому она испытывает неприязнь и раздражение, поэтому женщине хочется перемен, и она с надеждой ждет новых событий в своей жизни, которые разнообразят ее судьбу.

Гуров, конечно, пока не в курсе того, что в сердце прекрасной дамы, но тянется свести знакомство. Что он делает? Подозвав к себе шпица, с которым дама гуляет по набережной, Гуров имеет возможность заговорить и с хозяйкой. Надо отметить в анализе рассказа «Дама с собачкой», что Антон Чехов мастерски рисует обстановку и внешние детали, точно отразив атмосферу курорта и передав дух того времени.

Измена

Гуров и дама с собачкой, главная героиня, изменяют своим законным супругам. Гуров считает это порядком вещей, он так делает часто, а она счастлива, дождавшись долгожданных перемен. Однако чуть позже, заняв позу грешницы и распустив волосы, она открывает ему свои сокровенные чувства, говоря о нравственном падении. Но Гурову до этих переживаний дела нет, доедая арбуз, он лишь размышляет о нелепости мышления своей любовницы.

Анализ рассказа «Дама с собачкой» помогает понять, что хотя произведение отражает обычную связь любовников, проблематика достаточно глубока и сложна. Гуров удивлен и даже отягощен тем, что она так наивна в жизни и смущена вопросами, обычными для житейских дел. Главная героиня этого не понимает, она все больше и больше доверяет ему, раскрываясь душой. Здесь Чехов показывает противостояние мира женщины и мужчины. Дамы видят в своих возлюбленных только то, что хочется видеть, ищут идеалы и восплощают их в своих мечтах, перенося на конкретных мужчин.

Мы сделали краткий анализ рассказа «Дама с собачкой», однако он неполный, поэтому читайте вторую часть этой темы, которую мы рассмотрим в статье «Характеристика Гурова».

Одно из последних произведений Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой» написано в 1898 году под впечатлением от знакомства с будущей женой Ольгой Книппер. Для финала творческого пути повесть оказалась слишком смелой, слишком новаторской. Одновременно гениальной и простой, как все у Чехова.

Содержание

Смысл названия произведения Дама с собачкой

«На набережной появилось новое лицо: дама с собачкой», – именно эту строчку цитируют, с неё начинаются многие театральные постановки. Строчка стала классикой, как и сама маленькая повесть.

Дмитрий Дмитриевич Гуров – 40-летний москвич, банковский работник. Жена и трое детей не мешают ему увлекаться другими женщинами и прожигать жизнь с приятелями, людьми своего круга. Женский пол Гуров презирает, относится к ним свысока, называя низшей расой. Городская суета, раздражение от надоевшей жены, накопившаяся усталость рабочих будней «приводят» мужчину к ялтинскому побережью – развеять праздность и скуку.

Дама с собачкой – ироническое представление Анны Сергеевны фон Дидериц. Миловидная молодая женщина приехала из провинции к Черному морю поправить слабое здоровье. На прогулке со шпицем и заметил её Гуров. Мимолетное увлечение, курортный роман, доступная и пленительная цель, – такими категориями оценивал Дмитрий Дмитриевич новую знакомую. Но за обыденным «сценарием» следует неожиданное продолжение: главный герой влюбляется по-настоящему. И «дама с собачкой» больше не безликая очередная интрижка. Встреча с ней делит жизнь на «до» и «после», совершенно преображая героя. В названии кроется насмешка судьбы: Гуров предполагал краткое знакомство с безымянной дамой, но встреча оказалась длиною в жизнь.

Смысл произведения Дама с собачкой

Тема измены, если и появлялась в мировой литературе, то история отдавала «душком». Адюльтер главных героев чеховского рассказа не скатывается в пошлость. Наоборот – Гуров и Анна Сергеевна вызывают симпатию, читатель на их стороне.

Смысл «Дамы с собачкой» и заключён в том, что от отношений молодых людей не отдаёт пошлостью. Дмитрий Дмитриевич, кутила и дон-жуан, после случайного ялтинского романа постепенно меняется. Неожиданно для себя самого приходит понимание, что посиделки с друзьями – глупы и скучны, былые отношения с женщинами – неинтересны. И за всем этим немым напоминанием видится Гурову Анна. Казалась бы, прошло лето, а вместе с ним и ни к чему не обязывающие симпатии, но Дмитрий томится без своей «дамы с собачкой». Вот уже он делится мыслями о волнующем с приятелем, но никакой поддержки или понимания мужчина не встречает.

Общество игнорирует и не принимает измены. Но за нравственностью стоит не добродетель, а бездушие и бесконечная ложь. Двойные стандарты мнения окружающих позволяют быть «как все» с ворохом бессмысленных интрижек, но настоящие чувства они не прощают.

В рассказе 2 основные идеи: 1) искренняя, неподдельная любовь способна полностью изменить внутренний мир; 2) лицемерное общественное мнение, диктующее людям правила жизни. Молодые люди после встречи друг с другом перекраивают свое мировоззрение: суета, мещанство, бесцельность существования сменяются «рождением» новых людей – умных, тонких, душевных. Но при всех личностных переменах главные герои не способны противостоять сложившейся фарисейской системе ценностей, установленных в социальных слоях.

Смысл финала книги Дама с собачкой

Обретая себя, искренних, нежных, любящих, Анна и Дмитрий теряются в огромном мире условностей и предрассудков. Желание жить открыто и свободно для себя и окружающих, не прятаться, не замаскировать ложь мучают Гурова и Анну. Ответов они не находят, продолжая свои тайные встречи. Также не находит ответа и Антон Павлович: как переломить черствость и «футлярность» обывателя, воззвать к великодушию и состраданию? Подобно Диогену, искавшему с фонарем человека, Чехов ищет человечность на страницах своих произведений.

Концовку произведения автор оставляет открытой. Многоточием вместо точки звучит фраза о том, что «сложное и трудное еще только начинается» в истории героев. Многие испытания предстоит пройти главным героям. Молодые люди понимают это, но отступать не планируют: любовь преобразила их, и к старой жизни возврата нет.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/dama-s-sobachkoy/analiz-proizvedeniya-chehova.html
  • https://literaguru.ru/analiz-proizvedeniya-chehova-dama-s-sobachkoj/
  • https://factstore.ru/dama-s-sobachkoy-smyisl-proizvedeniya/
  • https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-dama-s-sobachkoy
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-dama-s-sobachkoj-chexova/

(1072 слова) Краткое изложение  рассказа Антона Чехова «Попрыгунья», а также отзыв для читательского дневника предлагает своим читателям сайт Литера Гуру. В них  заключены мораль, основная мысль произведения и его глубокий нравственный и поучительный смысл. В кратком сюжете прослеживаются все важные события и действия книги.

Начинается повествование описанием бракосочетания Осипа Степановича Дымова и Ольги Ивановны. Жених – титулярный советник и практикующий доктор. Трудится Дымов в двух лечебных заведениях в одном – прозектором, в другом – ординатором. Невеста – молодая особа с высоким мнением о себе. Она считает себя творчески одаренной, особенной, как и свое окружение. Хотя в искусстве она особо не преуспела, а так, понемногу: немного петь, немного рисовать, чуточку музицировать. Но, тем не менее, ей даже неловко перед гостями, представителями «высокой» творческой богемы, что она выходит замуж за такого ничем не выдающегося, неинтересного, скромного, маленького человека. Ведь о докторе люди вспоминают только, когда заболевают.

После свадьбы у новобрачных началась семейная жизнь. Супруга занимается обстановкой их жилища, разъезжает по знакомым, надеясь услышать от них похвалу и найти признание собственной значимости как художественно одаренной личности. Ольга Ивановна любит супруга, однако считает, что тот обязан быть заинтересован в искусстве, хотя сама она его интересы и увлечения не разделяет.

Ведет новобрачная с первых дней праздную, ничем не обремененную жизнь, принимая гостей или посещая их с ответным визитом. Вскоре она уезжает в путешествие по Волге с художниками и актерами и в их компании проводит дни, особенно уделяя внимание художнику Рябовскому. Дымов в этот момент работает. Спустя некоторое время художник делает Ольге Ивановне признание в любви, а она, конечно же, отвечает ему взаимностью, думая, что тот истинный талант, признанный гений, избранник божий.

Они вместе начинают сожительствовать в доме на берегу Волги. И Рябовский теперь перестал говорить женщине о любви, потому что и такая жизнь, и любовница, и живопись «великому человеку» скоро надоели. Осип Степанович, не ведая об отношениях жены с другим мужчиной, отправляет ей послания, приглашая вернуться домой, шлет ей средства по ее просьбе.

Чувствуя, что пребывание в деревне ей надоело, и что чувства художника к ней угасли, Дымова возвращается к цивилизованной городской жизни.  Ольга не признается мужу в измене, хотя ей перед ним стыдно. Но супруг уже сам стал догадываться, что та ему изменяет. Он ей уже не рад, не хочет с ней даже говорить и, чтобы отвлечься от их отношений, приходит на обед со своим коллегой.

А Ольга не может оставить в покое Рябовского, всячески старается с ним встретиться, выслеживает его, ревнует, ищет по друзьям. Наконец, находит и застает его с другой дамой.

Осип Степанович вскоре заболевает дифтеритом. Болезнь обостряется, супруга пугается и думает, что это Господь наказал ее за предательство и обман мужа. Вскоре он умирает, и только теперь Ольга Ивановна осознает, что потеряла в своей жизни самое лучшее – необыкновенного, редкого и поистине великого человека. Но понимает женщина это довольно поздно.

Отзыв

Рассказ Антона Чехова мне запомнился и понравился.  В жизни очень часто приходится наблюдать, как одни люди не ценят  других, например, в семье: супруги не дорожат своими  половинками, дети родителями или в рабочем коллективе: более властные и категоричные сотрудники притесняют других, не умеющих за себя постоять членов коллектива.

А произведение «Попрыгунья» имеет огромный поучительный смысл – оно учит читателей беречь и ценить то, что имеется у нас непосредственно сейчас, не быть себялюбцами и отъявленными эгоистами, не оценивать все с позиций общества, а, зная, что нас любят, беречь эту любовь, заботиться об этом человеке, отвечать ему тем же.  Ведь так непросто встретить надежного человека, испытывающего к нам искренние чувства. И в жизни каждому человеку так нужны поддержка, душевная близость, забота, сострадание. Не всегда можно дождаться общественного одобрения, выполнения своих капризов, но нужно ценить искренние чувства к себе и отвечать взаимностью и признательностью.

Доктор Дымов вызывает уважение у множества читателей. Это серьезный, надежный, добрый и самоотверженный мужчина-врач. Работа, выполняемая им, важна в любом обществе, во все времена, ведь он лечит больных, независимо от их общественного статуса и положения. Он выполняет сложные и ответственные обязанности. И, конечно, такому человеку очень нужны духовная поддержка и взаимопонимание в семье.

В семье Дымовых этого нет, там установились с первых дней совместной жизни супругов совершенно иные порядки и взаимоотношения.

Жена не ценила мужа, ни во что его не ставила и не заботилась о нем. Он был лишен ее поддержки, и служил для нее лишь добытчиком средств и исполнителем всех ее капризов. Он полюбил ее за живой, легкий характер, но ошибся в ней и в своем выборе, не заметив за любовной дымкой ее непостоянства, легкомыслия, эгоизма. Для нее важнее и нужнее оказались дилетанты, которые обладают заурядными талантами и которые больше говорят, чем делают. Довольно быстро она завязывает отношения с одним из таких пустозвонов, художником Рябовским, ставшим в ее глазах гениальным живописцем, которому показалось, что он ее любит.

Ольга Ивановна становится его любовницей, живет с ним в домике на Волге, пока не надоедает ему, и он к ней не охладевает. Тогда она, как ни в чем не бывало, возвращается домой, к мужу, в прежнюю городскую комфортную жизнь. При этом она даже не желает объясниться с Дымовым, продолжая жить с ним, словно и не было никакой с ее стороны измены. Ольга Ивановна не осознает свои ошибки и не раскаивается в предательстве. Такое поведение жены сильно ранило Дымова, ведь он догадывался о ее романе вне семьи. Но ее самоуверенность или, наоборот, слабость  характера не дали ей поговорить с мужем, объясниться, попросить извинения, возвратить его доверие.

Когда Дымов заражается, и его сваливает скоротечная болезнь,  Ольга Ивановна и тогда не думает о муже, а лишь о себе, что это ее наказывает Бог за предательство любимого человека. А Осип Степанович, и умирая, способен простить неверную жену и заботиться о  ней, чтобы ту не подкосила опасная болезнь.

Вскоре Дымова не стало, и женщина поняла, какого человека в своей жизни она лишилась, насколько он был великодушным, надежным, преданным, заботливым. Ольга понимает что ни ее наряды, ни внешность, ни бесцельное время провождение не заменят его любви к ней и заботы.

Ольга Ивановна – героиня отрицательная, и с самого начала рассказа это становится заметно, а в финале книги она вообще разочаровывает читателей. Мне, например, за нее даже стыдно, а за врача, выполнявшего серьезно и ответственно свою работу обидно, ведь этот человек полезен обществу гораздо больше, чем пустая болтовня городской богемы, и он достоин искренней любви и верности.

Автор дал очень емкий и точный заголовок своему рассказу, и в названии, и в самом тексте четко обозначены суть и основная мысль произведения. Ее можно выразить словами: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».

Рассказ Чехова вызывает различные чувства, мы сочувствуем судьбе честного доктора, который ошибся в любви и за это поплатился собственной честью и жизнью. Эта история очень печальна и во многом поучительна.

  • Рассказ о любви маши и владимира дубровского 6 класс
  • Рассказ о любимой игрушке на английском языке 2 класс с переводом
  • Рассказ о любимой игрушке 2 класс по родному языку
  • Рассказ о любви обломова и ольги
  • Рассказ о любви на английском