Рассказ о любом ядовитом растении

Обновлено: 2 месяца здравствуйте. пришло время писать сообщение о ядовитых растениях. задают писать подобные сообщения или доклады, как правильно? в

Обновлено: 2 месяца

Здравствуйте. Пришло время писать сообщение о ядовитых растениях. Задают писать подобные сообщения (или доклады, как правильно?) в 3 классе, по предмету «Окружающий мир». Приступим?

Немного оффтопа на всякий пожарный. Что еще полезного у нас есть по окружающему миру:

  1. Есть доклад о съедобных грибах
  2. Сообщение о ядовитых грибах (иногда ищется по запросу «сообщение о поганках»)

Все сообщения с подробным планом и фотографиями. Некоторые с подписями и уточнениями. Хорошо подойдут для презентаций.

Предмет «окружающий мир» получается достаточно разносторонний и интересный.

Сегодняшнее сообщение о ядовитых растениях тоже не является исключением, поэтому начнем его с подробной проработки плана.

Как составить план сообщения

Давайте подумаем, о чем мы можем рассказать? Насколько я понимаю, строгих рамок по подобным докладам в школе не дают. Значит все ограничено только нашей фантазией и знаниями. Первое, с чего мы начнем — небольшое вступление, в котором расскажем, что не всё, что растет в наших лесах и полях полезно для здоровья. Затем, кратко расскажем про самые известные ядовитые растения и симптомы отравления. В заключение можно вставить пару строк о том, как оказать первую помощь при отравлениях. Вроде не плохой план. Как считаете?

красивый лес

Вступление

Отправляясь на пикник или в лес за грибами и ягодами, необходимо помнить, что кроме полезных растений в природе существуют и ядовитые.  Ягоды, цветы, листья ядовитых растений приводят к отравлению, а в особо тяжелых случаях даже к смерти. Некоторые из них даже трогать опасно, не то что на вкус пробовать. Поэтому, вот вам правило №1 в лесу: если вы нашли растение или гриб, но не знаете что это – не трогайте его, не срывайте и тем более не пробуйте.

Кстати, интересный факт: в старые времена, прежде чем сорвать ягоды с неизвестного куста, люди внимательно его осматривали. Если замечали, что птицы едят плоды с этого куста, значит они не ядовитые и людям можно их есть. Если все ягодки круглые, красивые и не тронутые даже червяками и насекомыми – скорее всего они ядовитые.

К счастью, сейчас с развитием интернета и технологий, достаточно просто сфотографировать растение и интернет выдаст вам подробную справку о том, ядовитое оно или лечебное.

Ну а теперь перейдем непосредственно к сути нашего сообщения – к ядовитым цветам, кустам и прочему подобному.

Борщевик обыкновенный

Борщевик – ядовитое растение семейства зонтичных, ядовитое растение. Внешне похож на укроп-переросток. Чтобы его распознать, достаточно взглянуть на фото и прочитать краткие характеристики:

  • растение достигает 6 метров в высоту и более;
  • стебель борщевика толстый, к верхушке разветвленный;
  • листья этого ядовитого растения могут достигать метрового размера;
  • большие зонтичные соцветия достигают вырастают до 80 см в диаметре.

Борщевик обыкновенный часто растет густыми зарослями.

Заросли борщевика

Ну как вам такой лес? Ведь выше человека заросли.

Что в нем есть ядовитого? Да всё. Вообще всё. Борщевик может нанести непоправимый вред здоровью. Опасность представляют сок, пыльца, листья и даже роса. Например, сок при попадании на кожу, за короткое время, вызывает ожог с многочисленными волдырями.

Опасно даже простое прикосновение к растению. Ожоги долго заживают и могут оставить на коже шрамы и рубцы. Для организма, особенно для детского также опасна пыльца, которая может попасть на кожу через одежду. Вдыхание пыльцы может вызвать серьезные заболевания легких. В стебле борщевика много сока, если его сломать – брызги летят в разные стороны. Попадание сока борщевика в глаза, может привести к слепоте. Попадание в рот может вызвать  отёк гортани и смерть.

Первые признаки отравления борщевиком

  • головная боль;
  • головокружение;
  • тошнота и рвота;
  • повышение температуры, до 40°C.

первая помощьПервая помощь при отравлении

Если сок попал на кожу или слизистую оболочку, важно успеть оказать первую помощь. Для этого:

  1. Промыть поражение под проточной водой с хозяйственным мылом.
  2. Обработать кожу спиртом, марганцовкой или фурацилином.
  3. Нанести мазь против ожогов.
  4. Защитить пораженный участок кожи от попадания прямых солнечных лучей.

Если ожог обширный и симптомы интоксикации (отравления) усиливаются, то в незамедлительном порядке нужно обратиться к врачу.

Рекомендую: более подробный доклад про разновидности и опасность борщевика для 3 класса по окружающему миру

Ландыш майский

Следующее ядовитое растение в нашем сообщении — ландыш майский. Да, ребята, мы все прекрасно знаем как он выглядит. Это красивый цветок, растущий в регионах с умеренным климатом. Красивый и нежный ландыш обладает лекарственными и в тоже время ядовитыми свойствами.

Ландыш майский с цветами и ягодами

Ландыш майский имеет большие, овальные темно-зеленые листья, достигающие в высоту до 10 см. Листья отходят от тонкого ползучего корневища. Цветение ландыша наступает в мае начале июня. На растении появляется цветонос с цветами собранные в аккуратную одностороннюю кисть. Цветы очень красивые. Белоснежные, с нежным, ярко-выраженным ароматом.

После цветения появляются шаровидные, блестящие плоды-ягоды красно-оранжевого цвета. Ягоды держатся на ландыше с конца июня по июль. Встретить его можно в лиственных лесах, среди кустарников, на влажной почве.

Важно! Ландыш майский занесен в Красную Книгу.

Ландыш майский – ядовитое растение. Опасность для жизни представляет вся надземная часть растения. Листья и ягоды при употреблении в пищу вызывают сильное отравление вплоть до летального исхода. Смертельная доза составляет 2-4 ягоды.

Симптомы отравления

  • боль в животе;
  • тошнота, рвота;
  • слабость, головная боль;
  • учащенное дыхание.

первая помощьПри появлении первых признаков интоксикации (предлагаю, в нашем сообщении сразу пользоваться научными терминами), необходимо вызвать скорую, иначе последствия могут быть плачевными.

Красавка обыкновенная или Белладонна

Белладонна, красавка обыкновенная, бешеная вишня

Белладонна — королева ядов.

Почетное третье место в нашем сообщении о ядовитых растениях занимает Белладонна или Красавка обыкновенная. Это многолетнее растение высотой до 2 метров. У белладонны мощная, ветвистая корневая система. Толстый зеленовато-фиолетовый стебель покрыт яйцевидными, темно-зелеными листьями. Верхние листья располагаются попарно, нижние – поочередно.

Цветет белладонна в июне-августе. Растение покрывается крупными цветами. Снаружи они окрашены в буро-фиолетовый цвет, внутри окрас грязно-желтый. После цветения появляются сизые блестящие ягоды.

Белладонна – опасное растение. Как и у ландыша, у нее ядовита вся надземная часть, включая плоды. 2-3 съеденные ягоды могут привести к смерти. При срывании цветка, ядовитый сок остается на руках и может оказать вредное воздействие на организм человека.

Важно! Белладонна занесена в Красную Книгу.

Симптомы отравления беладонной

  • сухость во рту и носу;
  • расширение зрачков и снижение зрения;
  • лицо становится красным, на теле появляется сыпь;
  • головная боль;
  • хрипота в голосе;
  • рвота и понос.

Как вы понимаете, белладонной лучше любоваться со стороны.

Дурман обыкновенный

Однолетнее растение с неприятным, резким запахом. Растение обладает лекарственными и ядовитыми свойствами. Дурман достигает в высоту до 120 см. Корень у растения ветвистый, веретеновидный. Голый, прямостоячий стебель покрыт заостренными, поочередно посаженными нежно-зелеными листьями. Поверхность  листьев ворсистая.

Белоснежные цветы крупные, одиночные, трубчато-воронковидной формы.

дурман обыкновенный

После цветения появляются плоды с толстыми и твердыми шипами. Цветет дурман все лето: с июня по сентябрь. Плодоносить растение начинает в июле. Дурман обыкновенный произрастает на юге и в средней полосе России.

Дурман очень опасен, ядовитыми считаются цветы, листья, плоды и семена.

Симптомы отравления

При отравлении дурманом у пострадавшего расширяются зрачки, появляется сухость во рту, головная боль, покраснение лица и шеи, сильная жажда. В тяжелых случаях может наблюдаться галлюцинация, сильная возбудимость, несвязная речь.

Так как у него ядовита вся надземная часть, его даже трогать не стоит, не то что срывать.

Белена

Следующее ядовитое растение в нашем сообщении – Белена. Это многолетняя культура с мягким ворсом и резким неприятным запахом. Вырастает до 1 метра в высоту. Корневая система белены мощная, глубоко уходит в землю. Прямостоячий стебель покрыт большими зубчатыми листьями.

беленаЦветет белена летом. Сначала появляются трубчато-колокольчатые цветы с фиолетовыми прожилками. После цветения появляются кувшинчатые, двухгнездовые плоды-коробочки. Белена, как и борщевик, растет на всей территории России. Ее можно встретить вдоль дорог, около жилых строений, в садах и огородах.

Опасность представляют листья, стебель, плоды и семена белены. При употреблении цветка в пищу тяжелое отравление наступает через 15-20 минут. В случае неоказания помощи наступает смерть.

Симптомы интоксикации беленой

  • нарушается глотательный рефлекс;
  • речь затруднена, появляются хриплый голос;
  • покраснение кожи;
  • сильная головная боль;
  • появляется светобоязнь;
  • повышенная возбудимость;
  • галлюцинации.

первая помощьПри отравлении беленой очень важно вызвать скорую помощь как можно скорее.

Чтобы обезопасить себя и сберечь свое здоровье, необходимо проходить мимо неизвестного растения. Ни в коем случае не срывать и не пробовать красивые ягоды.

Вороний глаз

Вороний глаз – многолетнее растение высотой до 40 см. Корневая система у цветка очень длинная и ползучая. Гладкий, прямой стебель в нижней части листьев не имеет, а на верхней части располагается мутовка, состоящая из 4 овальных листьев, которые располагаются в крест-накрест. На цветоножке сидит единственный цветок желто-оливкового цвета. После цветения, в конце июля, появляется многосемянной плод черного цвета. Вороний глаз предпочитает расти в тенистых, влажных местах, между кустарников, в хвойных и широколистных лесах.

Вороний глаз – ядовитое растение. Опасность для человека и животных представляют ягоды.

Симптомы отравления ягодами

При употреблении более 3 ягод, через короткое время появится рвота, понос, боли в животе, головная боль и судороги. В тяжелых случаях учащается сердцебиение и пульс, затруднено дыхание.

Волчье лыко

Ну и в завершение нашего сообщения о ядовитых растениях расскажем про Волчье лыко. Это  редковстречающийся ядовитый кустарник. Произрастает в средней и северной полосе России. Кустарник достигает 150 см в высоту. Цветет волчье лыко ранней весной, до появления листьев. Цветы имеют темно-розовую или фиолетовую окраску. Располагаются они в виде гроздевидного венчика и обладают приятным запахом напоминающий сирень. К сожалению, при длительном вдыхании аромата наступает сильная головная боль.

Листья кустарника располагаются на верхней части побегов. Наружная сторона окрашена в светло-зеленый цвет, внутренняя в сизый. После цветения на растении появляются ярко-красные плоды.

Из-за красивого аппетитного вида, ягоды часто срывают и едят. Делать это категорически запрещено, так как ягоды ядовиты.

Признаки отравления

  • жжение во рту;
  • боли в животе;
  • рвота;
  • жидкий стул;
  • жажда.

Если потрогать кору, на коже могут появиться волдыри, сыпь и покраснение. Даже просто находиться рядом с волчьим лыком небезопасно. Пары сока коры и ягод приводят к появлению насморка и кашля.

Первая помощь при отравлении

При отравлении волчьим лыком необходимо промыть желудок и обратиться за помощью к врачу. Если в лесу был обнаружен данный кустарник с ароматными цветами или яркими плодами, лучше пройти мимо. Любоваться на него можно со стороны, причем так, что бы ветер дул от вас в сторону куста, а не наоборот.

Вот и подошел к концу наш доклад. Конечно, это далеко не все ядовитые растения, встречающиеся в наших лесах, но для доклада для 3 класса этого списка будет достаточно. Если вдруг вам задали писать сообщение про растение, которого тут нет – пишите в комментариях. Напишу отдельно))

Пока, пока!

На чтение 24 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Опубликовано 20.10.2017 — 15:56 —

план поможет учащимся 8-9 класса сделать самостоятельный анализ лирического стихотворения

Скачать:

Вложение Размер
plan_analiza_stih._8.docx 14.26 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Автор, название, история создания.
  2. Тема произведения, его идея.
  3. Развитие сюжета, конфликта (если есть).
  4. Художественные образы стихотворения.
  5. Использование литературных приемов (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, символ, повтор и т. д.) и поэтической лексики (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы и т. д.).
  6. Жанр и стихотворный размер.
  7. Лирический герой, его чувства и переживания.
  8. Личное отношение к стихотворению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План анализа стихотворения

Использую на уроках литературы в разных параллелях…

План анализа стихотворения

Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов…

План анализа стихотворения.

Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках…

План анализа стихотворения

План анализа стихотворения…

План анализа стихотворения

Примерный план анализа стихотворения 1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).2.   Эмоциональное восприятие текста.3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).4.  …

план анализа стихотворения

план анализа включает в себя основные  требования по анализу стихотворения…

план анализа стихотворения

Представлены 5 вариантов анализа лирического произведения…

  • Мне нравится

  1. Автор и название стихотворения.2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.3.Жанр стихотворения:эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.4. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста.Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.5.Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.6.7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:-Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.-Проанализировать художественные приёмы (тропы), которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и др.-Какую лексику использует автор:-Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи):- антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 8.Ритм стиха, стихотворный размер,рифма.Размер: акцентный стих; _ _’ _ амфибрахий; _ _ _’ анапест; верлибр (свободный или белый стих); ‘_ _ _ дактиль; дольник; ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный; _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге); Рифма: аабб — парная; абаб — перекрёстная; абба — кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент). 9. Мое восприятие этого стихотворения.10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение створчеством другого поэта. Опубликовано 04.11.2020 — 20:55 —

Очень подробный и понятный план анализа лирического произведения

Скачать:

Вложение Размер
plan_analiza_stihotvoreniya.docx 17.6 КБ

Предварительный просмотр:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Художественные средства

5. Композиция лирического произведения.

6. Поэтическая лексика.

7. Стилистические фигуры:

8. Поэтическая фонетика:

9. Образ лирического героя, авторское «Я».

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План анализа стихотворения

Использую на уроках литературы в разных параллелях…

План анализа стихотворения

Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов…

План анализа стихотворения.

Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках…

План анализа стихотворения

План анализа стихотворения…

План анализа стихотворения

Примерный план анализа стихотворения 1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).2.   Эмоциональное восприятие текста.3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).4.  …

план анализа стихотворения

план анализа включает в себя основные  требования по анализу стихотворения…

план анализа стихотворения

Представлены 5 вариантов анализа лирического произведения…

  • Мне нравится

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

etapy-plana-analiza-stihotvoreniya.jpg

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2.История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Читайте также:  Разное, Три поколения в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4.Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5.Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6.Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7.Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8.Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Читайте также:  Краткое содержание книги Шибалково семя, автор Михаил Шолохов

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9.Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10.Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

primer-analiza-stihotvoreniya-anchar.png

План разбора лирического стихотворения (произведения)

Данилова В.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Заинская СОШ№2» Заинского муниципального района Республики Татарстан

1. Дата написания. Реально биографический, фактический комментарий.

2. Жанровое своеобразие:

Лирический род литературы и его жанры.

Особенности:

  1. ОДА – торжественное воспевание героических подвигов людей, величественные события в жизни общества, либо грандиозные явления природы.
  2. ЭЛЕГИЯ – проникнута настроением грусти. Повествование от первого лица, изображение радостей и горестей любви, бренность человеческого существования.
  3. ПОСЛАНИЕ – отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам. Носит дружеский, сатирический характер. Обязательно имеет адресата.
  4. ЭПИГРАММА – тоже имеет адресата, но в эпиграмме зло высмеивается какое-либо лицо или общественное явление.
  5. МАДРИГАЛ – небольшое стихотворение любовно-комплиментарного характера, адресован конкретному лицу.
  6. ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись.
  7. ЭПИТАЛАМА – свадебная песнь.

3. Поэтика заглавия.

Типы заглавий:

  1. Авторское или заглавие – аннотация.
  2. Читательское заглавие.
  3. Именной заголовок – «Анна Каренина»
  4. Заголовок –символ – «Дым» Тургенева.
  5. Заглавие с указанием на способ повествования – «Обыкновенная история» Гончарова.
  6. Заголовок – оксюморон (совмещение несовместимого) – «Горячий снег», «Мертвые души».
  7. Реминисценция – «Сильна как смерть» Мопассан, «Шум и ярость»
  8. Заглавие – антитеза (союзные и бессоюзные) – «Преступление и наказание», «Война и мир», «Барышня – крестьянка»
  9. Название, содержащее образное определение – «Бедная Лиза»
  10. Тематическое заглавие – «Отцы и дети»
  11. Проблемно заглавие – «Кому на Руси жить хорошо?»
  12. Временное заглавие – «Осень» Пушкина.
  13. Заглавие, обозначающее место – Пушкин «К морю»

4. Ведущая тема:

  1. Любовь
  2. Одиночество.
  3. Поэт и поэзия и др.

5. Основная идея.

Необходимо найти в произведении в самой смысловой строке. К какому литературному направлению принадлежит автор: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (течения модернизма _ акмеизм, футуризм, символизм, иммажинизм), постмодернизм.

6. Структура стихотворения.

Читайте также:  Краткая биография Иоганна Вольфганга Гете: человек, который успел все

А) Основные изобразительные средства:

1. Сравнение: — развернутые (Гоголь: «И хлынула ручьем молодая кровь подобно дорогому вину»);

  • общеупотребительные (Белый, как снег)
  • авторские (окказиональные) (Маяковский «И упал 12-й час как с плахи голова казненного»)

Используя сравнения, автор сопоставляет предметы и явления, находя между ними сходные черты. Один предмет как бы поясняется другим. Таким образом, ярко проявляются те черты, которые автор желает выделить.

2. Гипербола. Чаще всего используется в сатирической поэзии, цель которой – высмеивание пороков и глубже затронуть сознание читателя. Позволяет полнее понять образ.

  • количественное преувеличение («Щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов» из «Евг. Онегина».
  • Преувеличение действия (Мцыри был рад грозе

Рукою молнию ловил») Гиперболизированные бывают характеры: Плюшкин, Коробочка психология: герои Достоевского)

3. Литота – преуменьшение – (Мальчик-с-пальчик)

4. Антитеза – служит для усиления художественного эффекта. Факты, основанные на контрасте, воспринимаются ярче:

  • словесная (Пушкин «Созданье ада и небес»);
  • образная (Честный Гринев, бесчестный Швабрин);
  • оксюморонная (И загорится влажно и светло)
  • композиционная («Деревня» Идиллия деревни).

5. Метафора.

Для понимания метафоры и ее роли в создании художественного эффекта необходимо проследить ряд ассоциаций:

  • общеупотребительная М. (Легкий человек, небесный свод);
  • индивидуально – стилистическая М. (автора). Суть ее раскрывается только в контексте.
  • Олицетворяющая М. Используя которую, автор выделяет неодушевленные предметы или явления природы свойствами живого существа – недремлющий берег
  • Овеществляющая (каменное слово)

6. Синекдоха. Часть вместо целого. (Сидишь, пехота?; Предложение руки и сердца).

7. Эпитет. С помощью эпитета автор выражает свое отношение к предмету или явлению и помогает создать живой яркий образ.

  • синэстетические (Розовый запах шалфея );
  • постоянные (фольклорные) – добрый молодец, земля-матушка.
  • авторские
  • оксюморонные – веселая грусть

8. Перифраз помогает избежать стилистически стертых повторов (вместо имени) – Солнышко, доченька, Золотая курочка, Весна моих умчалась дней (Весна – молодость).

9. Эмблема очень часто говорят: Олива – эмблема мира, перчатка – вызов ссоры.

10. Повтор – необходим для того, чтобы подчеркнуть элементы несущие концептуальную нагрузку.

  • анафора (разновидность повтора – единоначатие) – Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты.
  • эпифора – (повтор конечных слов);
  • аналепсис (стык) – горит, горит звезда моих полей;
  • анадиплосис (кольцо) – мутно небо, ночь мутна;

11. Параллелизм Что ищет он в стране далекой, Что кинул он в краю природы.

12. Градация Не час, не день, не год пройдет Не век, не год, не день

13. Плеоназм Грусть – тоска, житье-бытье.

14. Инверсия. С помощью инверсии автор может расставить акценты в тексте, придать ему дополнительно выразительность. Что ищет он в стране далекой – Что он ищет в далекой стране – т.е. порядок слов.

15. Эллипсис – пропуск слов.

16. Риторический вопрос, восклицание, риторическое обращение. Направлен на привлечение внимания читателей. Заставляет подумать и сделать выводы. Б) Основные особенности ритмики

Силлабика, тоника, силлабо — тоника.

Размер – ямб – (2,4,6,8,10) — хорей (1,3,5,7,9) — дактиль (1,4,7,10,13) — амфибрахий (2,5,8,11,14) замедленное повествование — анапест (3,6,9,12,15)

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет – хорей – 1,3,5,7 – четырехстопный

Я пом/ню чуд/но/е/мгно/ве/нье – 2,4,8 – четырехстопный ямб с пиррихием в третьей строке. (т.е. выпадение слога)

Швед/рус/ский/ко/лет/ру/бит/ре/жет 1,2,4,6,8, — 4хстопный ямб со спондеем (увеличивается ритмика, динамика) т.е. лишняя цифра.

Читайте также:  Анализ произведения История одного города Салтыкова-Щедрина

В) РИФМА.

Мужская — ударение падает на последний слог последнего слова. Женская – предпоследний слог последнего слова. Дактирическая – третий слог с конца. Гибердактирическая – 4 слог с конца.

Рифма бывает: Точная далекой – родной Неточная – далекий – родной Богатая — гребя – гремя (см. начало слова, даже если есть 1 согласный) Бедная – гребя – дитя Грамматическая (части речи). Неграмматическая Г) СПОСОБ РИФМОВКИ — парный; — перекрестный; — кольцевой н/р: одинокий голубой далекой перекрестная родной Д) Сопоставление и развитие словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации. Е) СТРОФИКА

  • двустишие;
  • терцина (Трехстишие);
  • катрен (4);
  • пятистишие;
  • секстина (6);
  • септина (7);
  • октава (8);
  • сонет (9);
  • онегинская строфа (14).

Ж) ЗВУКОПИСЬ – (ассонанс (гласные), аллитерация (согласные), звукоподражание)

7. Место произведения в творчестве поэта и личное отношение к стихотворению.

План анализа

Безусловно, разные учебные заведения и разные педагоги могут предъявлять немного отличающиеся друг от друга требования по анализу, однако примерный план таков:

  • Автор, название и история создания произведения.
  • Анализ формы стихотворения.
  • Какой используется размер стиха?
  • Какие используются рифмы?
  • Какова структура (количество и расположение строф и строк) стихотворения?
  • Какие литературные приемы, художественно-выразительные средства (тропы) используются в произведении?
  • Каковы жанр (форма) стихотворения и его литературное направление?
  • Анализ содержания стихотворения.
  • Какое значение имеет название произведения?
  • От какого лица идет повествование? Кто он, лирический герой?
  • Каковы тема, идея и основная мысль произведения?
  • Есть ли в тексте незнакомые слова или выражения? Что они означают?
  • Каков общий тон стихотворения? Какими эмоциями оно пропитано?
  • Каков его сюжет? О чём оно?
  • Есть ли в тексте какие-то закономерности и повторения слов, фраз, идей?
  • Ваше личное субъективное мнение о стихотворении: понравилось или нет? И почему?

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2.История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Читайте также:  Сочинение по картине Шишкина «На севере диком», 9 класс

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4.Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5.Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6.Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7.Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8.Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Читайте также:  Составьте рассказ о труде используя следующий план что создаётся трудом какие виды труда вы знаете в чём состоит важность труда какой труд можно назвать творческим

9.Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10.Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

<sp_imgslider srcs=»https://jiyuu.su/wp-content/uploads/primer-analiza-stihotvoreniya-anchar.,https://jiyuu.su/wp-content/uploads/044.jpg,https://jiyuu.su/wp-content/uploads/026.jpg,https://jiyuu.su/wp-content/uploads/019.jpg,https://jiyuu.su/wp-content/uploads/plan-analiza-stiha.jpg»>

Стилистика

К стилистических средствам традиционно относят: тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение, ирония, аллегория, парафраз, гипербола и т.д.), фигуры (эпифора, анафора, градация, повторы, параллелизм и т.д.), звукопись. Уместно в этом разделе будет привести слова одной тематической группы (например, мебель: стул, стол, зеркало в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул…»), которые играют большую роль в стихотворении. Найдите устаревшую лексику и неологизмы, объясните, почему автор их употребляет.

Обычно этот раздел самый большой и подробный, при анализе ему следует уделить самое большое внимание. Символику также можно приводить здесь, «привязав» ее к стилистическим приемам.

Рифмы

Если условно поделить стихотворение на четверостишия, можно выделить три основных вида рифмы:

  • параллельная, или последовательная (ААББ);
  • кольцевая, или обрамляющая (АББА);
  • перекрёстная, или «крест на крест» (АБАБ).

Однако не каждое стихотворение делится на четверостишия. Бывают строфы-двустишия, строфы-пятистишия, строфы-шестистишия, а знаменитая «пушкинская», или «онегинская» строфа и вовсе состоит аж из четырнадцати, и способ рифмовки там тоже особый.

Размер стиха

После изучения истории написания приступайте к исследованию стихотворной формы. В первую очередь, конечно, определяется размер стиха. Существует пять основных размеров (стоп):

  • хорей (два слога в стопе, ударение при этом ставится на каждом первом, например: бу

    -ря-мгло -ю-не -бо-кро -ет…);

  • ямб (два слога в стопе, ударение при этом на каждом втором, например: мой-дя

    -дя-са -мых-че ст-ных-пра -вил…);

  • дактиль (три слога в стопе, ударение при этом на каждом первом, например: ту

    -чки-не-бе с-ны-е-ве ч-ны-е-стра н-ни-ки…);

  • амфибрахий (три слога в стопе, при этом ударение на каждом втором, например: на-се

    -ве-ре-ди -ком-сто-и т-о-ди-но -ко…);

  • анапест (три слога в стопе, при этом ударение на каждом третьем, например: о-вес-на

    -без-кон-ца -и-без-кра -ю…).

Безусловно, существуют и другие, более сложные стихотворные размеры, но они, как правило, не встречаются в стихах, предлагаемых школьникам и студентам для анализа.

Для определения размера берут самую первую стихотворную строку, впрочем, если вы возьмете вторую, пятую или десятую, результат будет тем же. Строку необходимо разделить косой чертой на интонационные слоги, а затем поставить ударения на тех слогах, которые выделяются при чтении. После этого становится виден вид стопы.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение «Зачем нам нужен речевой этикет?», 7 класс

Литературные приёмы, художественно-выразительные средства

<spg src=»https://jiyuu.su/wp-content/uploads/055.jpg»>

Для анализа обычно требуется указать название тропа, строку, в которой он используется, а также авторский замысел в использовании данного приема. Количество тропов доходит до нескольких сотен, но некоторые из них особенно известны и используются чаще других.

Сравнение — художественно-выразительное средство, знакомое с детства, когда два предмета, явления, события, человека, чувства сопоставляются друг с другом по какому-то признаку. Есть также особый вид сравнения — метафора, когда сравнение подается в завуалированной форме.

Например: «он нужен был толпе, как чаша для пиров» у Лермонтова — это сравнение. А «пара лебедей в золото волос моих ныряют» у Есенина — это метафора, причем двойная: руки сравниваются с лебедями, а рыжие волосы — с золотом.

Литота и гипербола — это преуменьшение и преувеличение каких-то свойств или явлений. Например, «мальчик с пальчик» и «мужичок с ноготок» — это литоты, а «напугать до смерти» и «сто лет не виделись» — это гиперболы.

Олицетворение — наделение неживого предмета человеческими чувствами и эмоциями. Например, «белеет парус одинокий»: парус, конечно, это всего лишь тканевое полотнище, оно не бывает одиноким, но в этом знаменитом стихотворении обретает свойственные человеку чувства.

Инверсия — изменение привычного и нейтрального порядка слов в строке. Например, «скоро получишь ответ ты» у Высоцкого в обычном, не инверсированном варианте, звучало бы как «скоро ты получишь ответ».

Эпитеты — устойчивые прилагательные или причастия, применяемые для обозначения признака предмета или свойства человека, например: добрый молодец и красна девица, белая березонька, ясно солнышко, синее море и др.

Оксюморон — сочетание явлений, которые обычно противопоставляются, например: «живой труп». Оксюмороном может быть и имя собственное: герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Лев Мышкин — отличный тому пример.

Аллегория, или иносказание — перенесение свойств одного человека или явления на что-то другое. Особенно часто аллегория используется в баснях и притчах. Например, практически все персонажи басен И. А. Крылова — аллегории на человеческие образы и человеческие пороки.

К тропам иногда относят синонимические, антонимические, омонимические выражения в тексте, а также неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, которые употреблены автором для создания определенного настроения или подражания какой-то эпохе.

Жанр и литературное направление

Изучив историю произведения в контексте эпохи и творческого пути автора, проведя анализ размера и рифмы, обозначив литературные приемы, можно довольно легко определить форму стихотворения, например:

  • сонет;
  • ода;
  • поэма;
  • баллада;
  • белый стих;
  • эпическая поэма;
  • элегия;
  • эпитафия;
  • эпиграмма и др.

В самую последнюю очередь определяется литературное направление: это могут быть знаменитые стихи «золотого века» поэзии — классицизм, романтизм или сентиментализм, или вычурные и изящные «серебряного века» — символизм, акмеизм, футуризм, а также многие другие.

Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/10/20/plan-analiza-stihotvoreniya
  • http://ansabansab.blogspot.com/2012/03/blog-post_7421.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/11/04/plan-analiza-stihotvoreniya
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/harakteristika-stihotvoreniya.html
  • https://jiyuu.su/sochineniya/razbor-stihotvoreniya.html

  • Рассказ о любимом актере на английском языке с переводом
  • Рассказ о лицейском периоде жизни пушкина
  • Рассказ о лесных растениях
  • Рассказ о любимом персонаже на английском языке с переводом
  • Рассказ о любимом времени года на немецком