Рассказ о любом художнике

Анна александрова 05.12.2021 современному массовому зрителю, а равно читателю имя валериана щеглова почти неизвестно. причина этого, возможно, кроется в его

Анна АЛЕКСАНДРОВА

05.12.2021

Штрихи к полузабытому портрету: график-самородок Валериан Щеглов

Современному массовому зрителю, а равно читателю имя Валериана Щеглова почти неизвестно. Причина этого, возможно, кроется в его красном прошлом: он воспевал революцию, выполнил множество работ, посвященных 1917 году и Гражданской войне. Подобное забвение представляется несправедливым. Ведь этот талантливый график создавал не только образцы агитпропа, но и прекрасные иллюстрации к книгам лучших советских поэтов и прозаиков.

Книги, в которых про него рассказывается, вышли из печати еще в советское время, поэтому информацию о художнике приходится собирать по крупицам. Известно, что он родился в Калуге, где отец Валериана заведовал городской типографией. Проявлявшего с ранних лет интерес к рисованию мальчика отдали в реальное училище, где его учителем стал Всеволод Левандовский, не только талантливый живописец, но и одаренный график. Тот обучался в Академии художеств у легендарного Павла Чистякова, воспитавшего целую плеяду таких мастеров, как Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Врубель, Валентин Серов, Николай Рерих, Виктор Васнецов.

Под руководством Левандовского юный Щеглов оттачивал навыки рисунка и довольно скоро начал получать премии и наградные листы. Он мечтал пойти по стопам наставника — тоже поступить в Академию.

Однако революция и Гражданская война нарушили эти планы. Молодой художник начал работать в местной газете «Коммуна», рисовал карикатуры и плакаты. В 1920 году 19-летним вступил в ряды Красной Армии, где продолжил заниматься агитационным искусством (нарисовал плакаты «Бей Деникина!», «III Интернационал», «Все на разгром Врангеля!» и другие). По завершении кровавой междоусобицы вернулся к мысли об учебе, уехал в Ленинград, где в 1925-м поступил в рисовальную школу. В бывшей столице в то время царили особые нравы в искусстве: на коне были те, кого позже станут обвинять в газетах и на собраниях в формализме.

В 1926 году он вернулся в Калугу и возобновил сотрудничество с «Коммуной». Как отмечала искусствовед Элла Ганкина, «пребыванием в школе Общества поощрения художеств исчерпывается специальное художественное образование В.В. Щеглова». Многому он учился самостоятельно, что не помешало ему стать мастером своего дела.

В 1927-м перебрался в Москву, где начал сотрудничать с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание — сила», а также с издательством «Молодая гвардия». Нередко путешествовал, побывал в Крыму, Средней Азии, на Крайнем Севере, жил на Балтике. Сделанные в этих поездках наброски легли в основу самых разных работ. Несколько лет Щеглов трудился над иллюстрациями к пятитомному изданию «История Гражданской войны в СССР».

В одном из своих исследований Ганкина приводит его слова: «Я много работаю над темой Гражданской войны. Считаю, что те из художников, которым посчастливилось быть свидетелями зарождения Красной Армии, кто провел свои юношеские годы в ее рядах, должны упорно теперь работать над воссозданием ее героических образов. Они увлекают нас своей силой и оптимизмом. Неустанно тружусь над композицией и рисунком. Изучаю до мелочей одежду и вооружение Красной Армии периода Гражданской войны и интервенции; собираю материал об интервентах и тщательно подыскиваю типаж. Основным недостатком всех наших произведений я считаю отсутствие страсти в изображении Красной Армии. Отсутствие динамики, патетики. Искусственная «приподнятость» наряду с плохим знанием изображаемых событий приводят художника только к бесстрастным и фальшивым произведениям».

С 1933 года он сотрудничал с Государственным издательством детской литературы. Большим успехом в довоенный период пользовалась книга Ивана Папанина «На полюсе» (1939). За событиями, которые разворачивались вокруг дрейфующей станции, в то время следил весь мир, советские дети поголовно играли в «папанинцев», и рассказ о покорении Арктики пришелся как нельзя кстати. Тем более — в сопровождении чудесных цветных иллюстраций, изображавших суровые северные пейзажи и трудную жизнь среди льдин. Популярности этих рисунков не смогло помешать даже низкое качество типографской печати.

Среди авторов, чьи книги охотно оформлял этот на редкость востребованный график, был Сергей Михалков. Начало их творческой дружбе, по словам журналиста Виталия Амурского, положила книга «Товарищи» (1937), ставшая ярким публицистическим выступлением против фашизма в Испании. Через год Валериан Васильевич выполнил иллюстрации к михалковской «Границе», а в 1939-м вышло их совместное издание «Красная Армия». Щеглов, как отмечала Элла Ганкина, был художником героико-романтического плана, справедлива эта характеристика и в отношении книжных иллюстраций. К примеру, в «Красной Армии» пехотинцев, парашютистов, кавалеристов и других русских воинов он изобразил в этакой медально-чеканной манере, много общего в тех работах с его плакатами.

Сотрудничество с Михалковым было долгим и успешным. После войны художник проиллюстрировал книгу «Служу Советскому Союзу» (1948). В ней «рассказывается о семье Орловых — простой советской семье, все члены которой внесли вклад в дело освобождения Родины. В бою и в труде братья и сестры Орловы — первые по силе, мужеству и трудовой доблести. Семья Орловых, конечно, не реальная конкретная семья, это собирательный образ семьи, характерной для нашего времени. На обложке художник дает портрет братьев и сестер Орловых, идущих в День Победы по Красной площади. В тексте, в цветных акварелях дается краткий рассказ о боевых эпизодах, в которых участвовали герои, или об их трудовых подвигах» (Элла Ганкина).

Высочайшее мастерство он проявил не только в акварели, ему прекрасно удавались рисунки пером. (Эта техника недаром считается очень сложной, тут художник не имеет права на ошибку: одна неверная линия — и работа испорчена.) Из-под его пера выходили искусные, с тончайшей штриховкой вещи. Порой автор пытался приблизить такой рисунок к карандашному, чтобы передать всевозможные нюансы светотени. С годами его искусство становилось все более душевным, проникновенным, плакатное начало в нем постепенно уступало место индивидуальному, психологическому.

А плакату он сил отдал немало, особенно в годы Великой Отечественной. В первые дни войны пошел работать в «Комсомольскую правду». По словам Ганкиной, жил прямо в редакции, как, впрочем, и многие другие сотрудники, дневавшие и ночевавшие на работе. Напечатанные в «Комсомолке» рисунки использовались как фронтовыми газетами, так и изданиями в тылу. Виталий Амурский о том времени повествовал:

«Закрытые темными шторами окна. Светомаскировка. В редакции «Комсомольской правды» полным ходом идет подготовка очередного номера газеты. Немцы в нескольких десятках километров от Москвы. За столом, заваленном листами белой бумаги, красками, карандашами, перьями, — невысокий, чуть полноватый человек. Это Валериан Васильевич Щеглов. Несколько часов назад поступила информация о подвиге 28 гвардейцев-панфиловцев. Утром новость должна знать вся страна. Щеглов делает плакат-рисунок об этом событии. В этот раз художник не был на передовой и своими глазами не видел названной позднее легендарной обороны. Но опыт мастера-профессионала и те знания, которые дала ему личная солдатская судьба, помогают руке находить точные штрихи, за которыми возникает живая панорама боя, напряжение фигур. Солдатскую кашу Валериан Васильевич попробовал еще в Гражданскую войну. Жизнь армии была ему хорошо знакома… Кстати, тогда же началась и его творческая биография. Художник-любитель, он нарисовал интересный плакат… В Политуправлении Армии на эту работу обратили внимание… К 1941 году у художника была уже большая практика. Он стал профессионалом. И снова — дни и ночи плакаты».

Последний рисунок для «Комсомольской правды» он сделал уже в День Победы. По окончании войны Щеглов выполнил иллюстрации к «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. В тот раз поставил перед собой задачу: показать, как суровые испытания закалили воина, превратили его в Героя с большой буквы. На фронтисписе изображен веселый, удалой парень: «широкоскулое, улыбающееся лицо с живыми «цыганскими», по выражению Полевого, глазами… Весь облик Мересьева пронизан выражением бодрости, уверенности» (Элла Ганкина). Далее читатель как бы наблюдает эволюцию вернувшегося на фронт, несмотря на чудовищное увечье, персонажа: «Повествование достигает кульминационной точки в рисунке, изображающем Мересьева в самолете… во время воздушной атаки. Лицо летчика, его плотно сжатые губы, сдвинутые брови и устремленные вперед глаза выражают моральное торжество».

Творческое наследие Щеглова включает в себя также замечательные иллюстрации к роману Алексея Толстого «Хлеб» (пожалуй, лучшая его графика на тему Гражданской войны). Кроме того, он оформил фадеевский роман «Разгром». Иллюстрированием мэтр занимался до последних дней, а не стало его в 1984 году. Тонкие, искусные рисунки сохранили для нас дух ушедшей эпохи. Как писал Виталий Амурский, «просматривая работы Валериана Васильевича Щеглова, вы не найдете ни одной «веселой» или «забавной»… Но в каждой есть жизнь, дыхание своего времени».



Материал опубликован в ноябрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

Любитель России, поклонник Мирончик-Ивановой и отучившаяся с помощью Госдепа США.

Миграционный кризис на границе Беларуси с Польшей и Литвой, спровоцированный Александром Лукашенко (еще в мае он заявил, что прекращает «останавливать наркотики и мигрантов» и теперь европейцы сами будут их «есть и ловить» – после этого через нашу страну в ЕС начали массово прорываться ближневосточные «туристы»), чуть утих, но все еще продолжает тлеть. Эвакуационные рейсы вывезли часть путешественников домой, однако в их лагере в логистическом центре у контрольно-пропускного пункта «Брузги» по-прежнему немало людей. Наши соседи продолжают пресекать попытки незаконного проникновения на свою территорию – хотя этих попыток и стало поменьше (поляки в первый день зимы словили 58 мигрантов, а в пиковые дни счет шел на сотни). Между тем Евросоюз ввел пятый пакет санкций против Минска – как раз «в связи с гибридными действиями Беларуси по использованию мигрантов для оказания давления на государства ЕС». Ограничения приняты в отношении 17 физических и 11 юридических лиц, которые «принимали непосредственное участие» в обострении ситуации на границе, а также «субъектов химического, авиационного и занимающегося автозапчастями секторов». 

В ситуации с миграционным кризисом важно еще и то, как его освещали пропаганда режима. Она рисует картину, в которой виноват во всем «коллективный Запад» – мол, беженцев пригласили сами (абсолютная выдумка), а теперь Польша почему-то отказывается пропускать тысячи нелегалов, которые силой пытаются прорваться в Европу, закидывая пограничников и полицейских камнями и выломанной плиткой (а помогают им в этом, по многочисленным свидетельствам соседей, силовики Лукашенко). Поляков по белТВ вообще винили в жестокости и преступлениях против человечества (по соответствующей статье СК в итоге завел и уголовное дело), особенно возмущаясь применению водомета в моменты массового штурма «туристами» границы – про аналогичные действия в отношении мирных протестующих в 2020-м при этом, разумеется, не вспоминалось.

И провластные медиа отрабатывали тему так активно, что делать сюжеты о мигрантах отправились даже спортивные репортеры. Расскажем о них чуть подробнее.

Рассказ о любом художнике

***

Андрей Бондаренко учился в гомельском госуниверситете имени Франциска Скорины на историка, а в 2009-м попал на работу на местное телевидение, где провел четыре года. Затем отправился на повышение, пройдя кастинг на ОНТ. Так Бондаренко оказался в отделе спортивного вещания, где продолжает работать до сих пор. И все годы на канале он концентрировался исключительно на своем основном профиле. Бондаренко делал сюжеты не только о внутренних беларусских соревнованиях, но и с места событий освещал две Олимпиады – Рио-2016 и Пхенчхан-2018. Конечно, неоднократно работал и на хоккейном Рождественском турнире, а также на Европейских играх в Минске – для госТВ это обязательная программа.

Публично на ситуацию, сложившуюся в Беларуси после августа-2020 Бондаренко никак не реагировал, но кое-что можно понять из его поствыборных материалов: доводилось ему и освещать провластные автопробеги, и говорить об отобранном хоккейном ЧМ (тогда он переживал за «детишек», у которых «чиновники из ИИХФ отобрали мечту»), и объяснять, почему падения Андрея Башко на лыжне рядом с Лукашенко на самом деле не нелепые. С поддержавшими экс-президента НОК спортсменами репортер остался в прекрасных отношениях: например, прыгунье Анастасии Мирончик-Ивановой перед квалификацией (в итоге проваленной) в Токио-2020 посвятил пост в инстаграме, в котором заявил, что за ней «вся страна». 

Ну а в конце ноября Бондаренко отправился на польскую границу, с которой подготовил несколько репортажей. Также сотрудник ОНТ после командировки выложил у себя в соцсетях видео с 13-летней девочкой из лагеря мигрантов. А в подписи обозначил несколько «больших парней», с которыми он поработал – среди них оказался одиозный пропагандист Константин Придыбайло.

В тот же ряд попал и сотрудник «Беларусь 5» Андрей Козлов. Он на канале с 2013-го – от спортивного профиля никогда не отклонялся, делал репортажи о разных видах и тоже отрабатывал Олимпиаду с места событий (Пхенчхан-2018). Еще телевизионщик отличался тем, что открыто топил за Россию. К примеру, Козлов вместе с коллегой Станиславом Липским в декабре 2017-го сделали снимок в поддержку российских спортсменов, которым МОК позволил выступать на Олимпиаде-2018 только под нейтральным флагом.

 «Ближайшие Игры в Южной Корее будут неполноценными, но мы будем переживать за российских спортсменов в любом качестве», – подписал Козлов фото.

Рассказ о любом художнике

Через два месяца журналист выложил еще один снимок с российским флагом – уже из Раубичей, где проходил чемпионат Европы по биатлону.

Рассказ о любом художнике

О политической ситуации в Беларуси после выборов сотрудник БТРК не высказывался, но отметился рядом достаточно показательных поступков. Например, после того, как «Прессбол» по инициативе АБФФ «затупился» и газету покинула масса журналистов, Козлов писал для нее о фигурном катании (этот вид он должен знать неплохо – два года назад стал ведущим влога АТН «Фигурка» перед минским ЧЕ). В августе 2021-го репортер встретил олимпийского чемпиона по биатлону и ортодоксального фаната Лукашенко Александра Тихонова – сфотографировался с ним, а в подводке к кадру в инсте назвал россиянина «спортивным рок-н-ролльщиком». Ну и сюжет с провластного пробега Козлову делать тоже доводилось.

О мигрантском же кризисе Козлов успел подготовить полтора десятка репортажей. А после возвращения из непрофильной командировки еще и поделился впечатлениями в программе «Главный эфир» на «Беларусь 1». Ведущие там говорили о «жестокости с польской стороны» и «польской армии, воюющей с женщинами и детьми, которые просто хотят попасть в Германию и начать новую жизнь, которую им и обещали европейцы». Сам же Козлов свою поездку на границу объяснил «репортерским интересом» и желанием «самому увидеть все изнутри» (уж очень его напрягали «вранье и фейки из Сети»). В непосредственной близости от польской территории сотрудник БТРК «не ощущал себя в безопасности» – мол, соседская армия «в полной боевой готовности» и водомет, который вызвал у него «тяжелые чувства». Ну а вообще же, глядя на мигрантов, Козлов пришел к выводу, что беларусам «нужно ценить то, что у них есть». 

 Рассказ о любом художнике

Также в сюжетах с границы засветилась Кристина Камыш – спортивный репортер «Беларусь 1». На канале она с 2015-го, а сейчас ведет там программу «День спорта». Интересно, что два года назад Камыш повышала квалификацию в Вашингтоне – в рамках программы для девушек-журналисток от Госдепартамента США. Всю ТВ-карьеру Кристина до мигрантского кризиса посвящала спорту (единственным исключением был ее рассказ о свадьбе британского принца Гарри и Меган Маркл в 2018-м) и летом нынешнего года подошла к пока ее высшей точке – работе вживую из Токио-2020. 

Рассказ о любом художнике

Как вы уже наверняка догадались, после выборов корреспондентка БТРК никак не высказывалась. Зато, как и Бондаренко с Козловым, готовила репортаж с провластного автопробега в ноябре 2020-го. Работала Камыш и над материалом о том, как на хоккейном ЧМ-2021 мэр Риги Мартиньш Стакис заменил красно-зеленый флаг на бело-красно-белый – последний девушка назвала «полотнищем с незарегистрированной символикой».

С границы Камыш записала с десяток сюжетов, а о впечатлениях от работы рассказала госгазете «Гродненская правда»: «Освещать ситуацию на границе приехала по собственному желанию. Долго следила за тем, как работают наши коллеги, особенно в минувший вторник, когда польские силовики применили водометы, светошумовые гранаты и слезоточивый газ. Наши журналисты пострадали. Одному из операторов на лицо попала вода с химическими примесями, несколько дней чувствовал жжение на коже. Мне очень хотелось помочь коллегам. Если кто-то думает, что, получив информацию из СМИ, можно в полной мере представить картину происходящего, то это не так. Былые представления разбиваются на тысячи мелких осколков, как только ты, приезжая сюда, видишь глаза этих женщин, детей», – так описала свою мотивацию сотрудница АТН. Отметим, что поляки утверждали, что светошумовые гранаты и петарды бросали мигранты.

Рассказ о любом художнике

А как по-вашему – с чего вдруг сразу три исключительно спортивных репортера с госТВ рванули показывать мигрантский кризис?

С подачи Лукашенко курды рвутся через Беларусь в Европу, а вот что у них со спортом: футболист играл на ЧМ, есть клуб в шведском Д2, с ОИ привозят медали

Фото: instagram.com/andy_bondy, instagram.com/andrey_kozlov_by, grodnonews.by, hcdinamo.by

https://ria.ru/20211222/razvedchik-1764944751.html

Нарышкин раскрыл данные о работе советского разведчика-нелегала Прибыткова

Нарышкин раскрыл данные о работе советского разведчика-нелегала Прибыткова — РИА Новости, 22.12.2021

Нарышкин раскрыл данные о работе советского разведчика-нелегала Прибыткова

Советский разведчик-нелегал Борис Прибытков добывал за рубежом сверхсекретную информацию, которая существенно помогла развитию отечественного… РИА Новости, 22.12.2021

2021-12-22T16:39

2021-12-22T16:39

2021-12-22T17:18

сергей нарышкин

служба внешней разведки российской федерации (свр россии)

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/16/1764948364_0:122:1235:816_1920x0_80_0_0_4488215e60f60cefbce557fddc8e39d8.jpg

С.-ПЕТЕРБУРГ, 22 дек — РИА Новости. Советский разведчик-нелегал Борис Прибытков добывал за рубежом сверхсекретную информацию, которая существенно помогла развитию отечественного военно-промышленного комплекса. Об этом директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин впервые рассказал на церемонии представления портрета героя в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» имени Устинова.»Профессиональные разведчики не ищут славы. Подчас и их подвиги, и блестяще проведенные операции становятся известны только очень-очень узкому кругу лиц. Поэтому в тех редких случаях, когда это бывает возможным, мы <…> рассказываем об их судьбе, о жизни этих удивительных людей яркого таланта, острого ума, высокой нравственности», — сказал он.Среди них Борис Прибытков — офицер советской внешней разведки, выпускник Военмеха.»Борис Симонович долгое время находился на нелегальной работе, выполняя особые задания советской внешней разведки», — сообщил глава СВР, отметив его «высочайший профессионализм» и «тонкий ум».Благодаря этим качествам Прибытков смог создать «постоянно действующий канал» получения сверхсекретных сведений, подчеркнул Нарышкин. Но в какой стране и когда работал разведчик, а также других деталей он не стал раскрывать, пояснив, что рассказ о любом офицере-нелегале, даже уже покойном, — «неординарное событие». Ему обычно предшествует «сложная и кропотливая работа по тщательному анализу всевозможных рисков и даже угроз».В последние годы СВР рассекретила нескольких выдающихся отечественных работников разведки — нелегалов. В частности, в прошлом году, выступая на площадке МИА «Россия сегодня», Нарышкин назвал семь имен: это Герои России Юрий Шевченко (1939-2020) и Виталий Нетыкса (1946-2011), Герои Советского Союза Евгений Ким (1932-1998) и Михаил Васенков (родился в 1942 году), вдова Виталия Нетыксы Тамара (родилась в 1949 году), Владимир Лохов (1924-2002) и Виталий Нуйкин (1939-1998).

https://ria.ru/20211220/muzey_alekseya_botyana-1764493984.html

https://ria.ru/20211218/fedotov-1764344442.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/16/1764948364_0:6:1235:932_1920x0_80_0_0_d891456d061a3f7c510275d557061b35.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

сергей нарышкин, служба внешней разведки российской федерации (свр россии)

16:39 22.12.2021 (обновлено: 17:18 22.12.2021)

Нарышкин раскрыл данные о работе советского разведчика-нелегала Прибыткова

С.-ПЕТЕРБУРГ, 22 дек — РИА Новости. Советский разведчик-нелегал Борис Прибытков добывал за рубежом сверхсекретную информацию, которая существенно помогла развитию отечественного военно-промышленного комплекса. Об этом директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин впервые рассказал на церемонии представления портрета героя в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» имени Устинова.

«Профессиональные разведчики не ищут славы. Подчас и их подвиги, и блестяще проведенные операции становятся известны только очень-очень узкому кругу лиц. Поэтому в тех редких случаях, когда это бывает возможным, мы <…> рассказываем об их судьбе, о жизни этих удивительных людей яркого таланта, острого ума, высокой нравственности», — сказал он.

Среди них Борис Прибытков — офицер советской внешней разведки, выпускник Военмеха.

«Борис Симонович долгое время находился на нелегальной работе, выполняя особые задания советской внешней разведки», — сообщил глава СВР, отметив его «высочайший профессионализм» и «тонкий ум».

Благодаря этим качествам Прибытков смог создать «постоянно действующий канал» получения сверхсекретных сведений, подчеркнул Нарышкин. Но в какой стране и когда работал разведчик, а также других деталей он не стал раскрывать, пояснив, что рассказ о любом офицере-нелегале, даже уже покойном, — «неординарное событие». Ему обычно предшествует «сложная и кропотливая работа по тщательному анализу всевозможных рисков и даже угроз».

В последние годы СВР рассекретила нескольких выдающихся отечественных работников разведки — нелегалов. В частности, в прошлом году, выступая на площадке МИА «Россия сегодня», Нарышкин назвал семь имен: это Герои России Юрий Шевченко (1939-2020) и Виталий Нетыкса (1946-2011), Герои Советского Союза Евгений Ким (1932-1998) и Михаил Васенков (родился в 1942 году), вдова Виталия Нетыксы Тамара (родилась в 1949 году), Владимир Лохов (1924-2002) и Виталий Нуйкин (1939-1998).

История, Искусство

Что можно было купить на гонорар за «Утро стрелецкой казни», «Богатырей», «Тайную вечерю» и другие великие картины

Подготовил Александр Гришин

Василий Тропинин

«Портрет А. С. Пушкина» (1827)

tropinin

Василий Тропинин

«Портрет А. С. Пушкина» (1827)

На эти деньги можно было купить:

  • 2 модных батистовых рубашки (100 р.),
  • батистовую манишку (25 р.),
  • черный гроденаплевый  Гроденапль — легкая шелковая ткань. галстук (10 р.),
  • 3 шелковых косынки (30 р.),
  • 2 пары шелковых чулок (30 р.),
  • веер (20 р.),
  • шелковый зонтик от дождя (60 р.),
  • перо птицы марабу (75 р.).

Иван Айвазовский

«Вид Константинополя» (1849)

ayvazovsky

Иван Айвазовский

«Вид Константинополя» (1849)

На эти деньги можно было купить:

  • комфортабельную четырехместную карету (2000 р.),
  • бричку на рессорах (650 р.),
  • мех енотовый черный (500 р.),
  • 4 шапки немецкого бобра (100 р.),
  • двуспальную кровать красного дерева (40 р.),
  • 5 книжных шкафов (100 р.),
  • 25 пудов  1 пуд — 16,58 кг. свежего ветчинного сала (100 р.),
  • 8 пудов французского сыра (200 р.),
  • 15 пудов французского чернослива (90 р.),
  • 60 бутылок американского рома (60 р.),
  • 100 больших поросят (200 р.),
  • 10 пудов соленых рыжиков 1 сорта (60 р.),
  • 10 пудов орехового масла (120 р.),
  • 100 фунтов  1 фунт — 409,5 г. французского нюхательного табака (300 р.),
  • 80 пар черных туфель (80 р.),
  • 4 пуда белых восковых свечей (100 р.),
  • 50 больших живописных кистей (100 р.),
  • 100 плиток краски ультрамарин  Ультрамарин был одной из самых дорогих красок, уступая только золоту и серебру, — его изготавливали из измельченной ляпис-лазури. В XIX веке научились производить лазурит на искусственной основе, краска из которого была дешевле. Вероятно, в данном случае приводится стоимость более бюджетного варианта. для рисования
    на бумаге (100 р.),
  • 5 стоп голландской бумаги (100 р.).

Николай Ге

«Тайная вечеря» (1863)

ge 1

Николай Ге

«Тайная вечеря» (1863)

На эти деньги можно было купить:

  • 100 пудов пармезана (2600 р.),
  • 20 пудов копченых окороков (100 р.),
  • 100 пудов сметаны (700 р.),
  • 200 крупных арбузов (600 р.),
  • 250 пудов молдавского чернослива (2000 р.),
  • 200 бутылок французских трюфелей  Подобные бутылки описывал в «Лекциях господина Пуфа» Владимир Одоевский, слывший известным гурманом: «…бутылки трюфельные, широкогорлые, формою похожие на шампанские; в них обыкновенно привозят к нам французский трюфель». А в «Ручной книге русской хозяйки» Катерины Авдеевой, опубликованной в 1854 году, приводится полноценный рецепт деликатесных грибов: «Трюфели во Франции приготовляют следующим образом: выбирают свежие и неповрежденные, обмывают, очищают щеткой, слегка облупливают и варят четверть часа в белом виноградном вине; потом откидывают на сито и дают стечь вину, наконец кладут в бутылки, наливают прованским маслом; крепко закупорив, засмаливают». (2000 р.),
  • 1000 бутылок лондонской мадеры (1000 р.),
  • 500 бутылок коньяка (1000 р.).

Василий Перов

«Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866)

perov

Василий Перов

«Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866)

На эти деньги можно было купить:

  • пуд кубовой краски  Кубовой называли синюю краску, добываемую из индиго. лучшего сорта (140 р.),
  • 50 пудов муки крупичатой рыбинской (100 р.),
  • 500 белых штофов  Штоф — четырехгранная стеклянная бутылка с&nbspкоротким горлышком и&nbspобъемом 1,23&nbspлитра.  (50 р.),
  • 100 аптекарских склянок зеленого стекла (10 р.),
  • дубовый верстак (10 р.),
  • дюжину оловянных разливательных ложек (5 р.),
  • 50 барашков (100 р.),
  • 20 пудов черкасского мяса  Название связано с городом Черкасском, где разводилась крупная порода скота, чье мясо, как указывают авторы «Поваренной книги опытной русской хозяйки» 1912 года было «самым лучшим бычачьим мясом въ петербургской мясной торговлѣ». Черкасским также называли мясо, доставляемое с юга России. (100 р.),
  • 5 пудов осетровой визиги  Визига — спинной хрящ (хорда) осетровых рыб. Визигу использовали как начинку для пирогов.  (100 р.),
  • 25 пудов сахара рафинад (200 р.),
  • пуд мелкого сахарного гороха (20 р.),
  • 7 бутылок французского уксуса (7 р.),
  • 2 фунта молодого укропа (5 р.),

и вдобавок:

  • на один день нанять ломового извозчика  То есть извозчика, который занимался перевозкой тяжестей.  (3 р.).

Василий Верещагин

«Туркестанская серия»  Эту серию Верещагин создает после двух поездок в Туркестан: сначала, в 1867–1868 годах, он присоеди­няется к русской армии и участвует в обороне Самарканда, а после, в 1869 году, возвра­щается в Туркестан, чтобы сделать этюды и наброс­ки. Картины серии художник пишет уже в Мюнхене. В «Туркестанскую серию» вошли 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, изображающих военные события и восточный уклад жизни. (1871–1873)

Гонорар:

90 000 рублей
(за все картины)

vereschagin

Василий Верещагин

«Туркестанская серия»  Эту серию Верещагин создает после двух поездок в Туркестан: сначала, в 1867–1868 годах, он присоеди­няется к русской армии и участвует в обороне Самарканда, а после, в 1869 году, возвра­щается в Туркестан, чтобы сделать этюды и наброс­ки. Картины серии художник пишет уже в Мюнхене. В «Туркестанскую серию» вошли 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, изображающих военные события и восточный уклад жизни. (1871–1873)

Гонорар:

90 000 рублей
(за все картины)

На эти деньги можно было купить:

  • 500 живых телят (25 000 р.),
  • 140 пудов паюсной черной икры  Паюсной называют икру, засоленную в мешочках, паюсах, в которых она находится, сразу же после добычи. Затем ее высушивают и давят в чанах.  (7000 р.),
  • 5000 фунтов свежих турецких бобов (5000 р.),
  • 125 пудов шотландских сельдей (10 000 р.),
  • 200 пудов сушеных белых грибов (5000 р.),
  • 500 пудов лучшего кофе (10 000 р.),
  • 20 кирасирских палашей  Палаш — оружие с длинным прямым клинком. В русской армии палаш, как правило, состоял на вооружении у тяжелой кавалерии — в частности ими рубились кирасиры, кавалеристы, носившие кирасы. (400 р.),
  • 11 кавалерийских сабель (110 р.),
  • 1 кг золота 95 пробы (1290 р.),
  • 100 фунтов серебра 92 пробы (3000 р.),

и вдобавок:

  • построить мастерскую в Мезон-Лаффит близ Парижа (80 000 франков, примерно 23 200 р.).

Иван Крамской

«Христос в пустыне» (1872)

kramskoy

Иван Крамской

«Христос в пустыне» (1872)

На эти деньги можно было купить:

  • печь штучную с живописью (900 р.),
  • 5 стоп ватмана (800 р.),
  • 2 тулупа из натуральных калмыцких мерлушек  То есть ягнят. (100 р.),
  • 5 пудов факелов, облитых воском (100 р.),
  • 10 дверных колокольчиков (100 р.),
  • 10 скрипичных смычков (40 р.),
  • 2 фунта выжиги  Выжига — серебро или золото, которое добывалось выжиганием из нитей, снятых с галунов (тесьмы), или парчи. У слова было и другое значение: выжигами называли пройдох и обманщиков. В «Преступлении и наказании» дворник называет так Расколь­никова, который вернулся посмотреть на квартиру, где произошло убийство.  золоченого серебра (60 р.),
  • 20 сафьянных портфелей  Сафьян — тонкая мягкая кожа, выделанная из шкур коз и овец.  (100 р.),
  • 250 угрей в 16 вершков  1 вершок — 4,45 см. (500 р.),
  • 500 щук в 18 вершков (500 р.),
  • 125 фунтов клея рыбьего осетрового (500 р.),
  • 30 пудов мышкинской овсяной крупы (300 р.),
  • 50 пудов чухонского масла  Чухонцами называли финнов, живших в окрестностях Петербурга, а чухонское масло — это сливочное масло (под «русским маслом» обычно понималось масло из топленого молока). (500 р.),
  • 500 пудов мелкой соли (500 р.),
  • 100 пудов сушеной дули  То есть груши. (500 р.),
  • 125 пар пулярок  То есть хорошо откормленных куриц. (500 р.).

Василий Поленов

«Московский дворик» (1878)

polenov

Василий Поленов

«Московский дворик» (1878)

На эти деньги можно было купить:

  • мягкий красный лисий мех (125 р.),
  • 3 тулупа, крытых синим сукном (105 р.),
  • 10 пар железных ведер (20 р.),
  • 10 простых саней (50 р.),
  • 20 пар мужских лайковых  Лайка — сорт мягкой овечьей или козьей кожи. перчаток (30 р.),
  • 4 драдедамовых  Драдедам, или «дамское сукно» в переводе с французского, — легкая шерстяная ткань. платка шириной 2 аршина  1 аршин — 71,1 см. (20 р.),
  • 20 пар кожаных туфель с задниками (20 р.),
  • 2 пуда пеньковой пряжи (20 р.),
  • 2 пуда петельного гаруса  Гарус — это шерстяная пряжа, которую использовали для шитья и вышивания. (20 р.),
  • 20 тульских щипцов для колки сахара (20 р.),
  • 20 низких подсвечников из желтой меди (20 р.),
  • 500 бутылок черного русского пива (50 р.).

Архип Куинджи

«Лунная ночь на Днепре» (1880)

kuindji

Архип Куинджи

«Лунная ночь на Днепре» (1880)

На эти деньги можно было купить:

  • 100 форелей в 14 вершков (2000 р.),
  • 450 лещей в 8 вершков (900 р.),
  • 160 пудов свежего свиного сала (800 р.),
  • 10 пудов цареградского изюма (100 р.),
  • 5 пудов горького миндаля (100 р.),
  • 10 пудов сушеной вишни (100 р.),
  • 40 пудов крупных соленых груздей (200 р.),
  • 50 бутылок ямайского рома (100 р.),
  • 10 шуб из волчьего меха (400 р.),
  • 200 больших деревянных фонарей со стеклами (100 р.),
  • 20 пудов сальных огарков (100 р.),
  • 50 больших фаянсовых умывальников (100 р.).

Василий Суриков

«Утро стрелецкой казни» (1881)

surikov

Василий Суриков

«Утро стрелецкой казни» (1881)

На эти деньги можно было купить:

  • мех куницы (1000 р.),
  • мех медвежий русский серый (200 р.),
  • бобровый воротник (300 р.),
  • 96 сырых бычьих кож (2400 р.),
  • 4 пуда желтых восковых свечей (100 р.),
  • 100 бутылок красного вина шато-лафит (500 р.),
  • 100 бутылок десертного токайского вина (300 р.),
  • 100 бутылок ликера кюрасао (500 р.),
  • 2000 бутылок кислых щей  Кислыми щами, или штами, которые упоминались в «Мертвых душах» Гоголя и «Арапе Петра Великого» Пушкина, называли разновидность шипучего кваса. (200 р.),
  • 10 унций  1 унция — 28,3 г. восточного мускуса (600 р.),
  • 100 пар козловых башмаков (300 р.),
  • 80 фунтов берлинской цветной шерсти (400 р.),
  • 100 фунтов китового уса (600 р.),
  • 200 фунтов одеколона (200 р.),
  • 1000 плиток краски сурик  Сурик — минеральная краска оранжевого или красно-коричневого цвета, в составе которой преобладает железо. (400 р.).

Николай Ге

«Портрет писателя графа Льва Николаевича Толстого» (1884)

ge 2

Николай Ге

«Портрет писателя графа Льва Николаевича Толстого» (1884)

На эти деньги можно было купить:

  • 160 стоп писчей бумаги (400 р.),
  • простую телегу с колесами на железных осях с оковкою (100 р.),
  • 20 пудов сухарей обыкновенных (100 р.),
  • 250 яблок крымский ранет (100 р.),
  • 50 пудов манной крупы (100 р.),
  • 60 кочанов белой капусты (30 р.),
  • 80 вил (40 р.),
  • 10 плотничьих топоров (10 р.),
  • 10 пил для дров (10 р.),
  • 10 мотыг (10 р.),
  • 40 пар русских валенок (100 р.).

Илья Репин

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)

repin 1

Илья Репин

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)

На эти деньги можно было купить:

  • черный лисий мех (7000 р.),
  • 3 хребтовые шкуры куницы (2100 р.),
  • 140 баранов (3500 р.),
  • 9 пудов свежей садковой икры  Садковая икра добывалась из рыбы, выращенной в садках. Садками называли искусственные водоемы или речные суда, приспособленные для сохранения и выращивания рыбы. (900 р.)
  • 5 фунтов шафрана (100 р.),
  • 10 пудов сушеной черники (100 р.),
  • 4 сосновых чана с крышкой объемом от 30 до 40 ведер (100 р.),
  • 2 пуда росного ладана  Росный ладан — смола тропических деревьев, которая использовалась как замена более дорогому настоящему ладану на церковных службах. Росный означает «полный росы» — по аналогии с росной травой или росным утром. (300 р.),
  • 10 пудов еловых почек (100 р.),
  • 4 револьвера системы Смита-Вессона (100 р.),
  • 10 кортиков (100 р.),
  • 20 мясорубок (100 р.).

Иван Шишкин, Константин Савицкий

«Утро в сосновом лесу» (1889)

shishkinn

Иван Шишкин, Константин Савицкий

«Утро в сосновом лесу» (1889)

На эти деньги можно было купить:

  • 350 сосновых бревен длиной 5 саженей  1 сажень — 2,16 м. и толщиной от 3,5 до 4 вершков (700 р.),
  • 140 саженей сосновых дров длиной от 8 до 9 вершков и толщиной от 2 до 6 вершков (700 р.),
  • 20 дубовых бочонков объемом от 8 до 10 вёдер (100 р.),
  • 25 пудов белого казанского меда (500 р.),
  • 50 фунтов цветочного чая (100 р.),
  • 100 фунтов малинового варенья в паточном сиропе (20 р.),
  • 40 фунтов мармелада (10 р.),
  • 50 зайцев-русаков (50 р.),
  • 50 пар тетеревов (50 р.),
  • 15 пудов сиговой икры (300 р.),
  • 20 пудов хмеля (300 р.),
  • мех скунсовый для шубы (400 р.),
  • 2 аршина лионского бархата двойной ширины (150 р.),
  • 10 аршинов иностранного плюша (300 р.),
  • 30 аршинов заграничного сатина (300 р.),
  • 5 шелковых галстуков (10 р.),
  • 5 резиновых подтяжек (10 р.).

Илья Репин

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
(1880–1891)

repin 2

Илья Репин

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
(1880–1891)

На эти деньги можно было купить:

  • усадьбу Здравнёво в Витебской губернии (12 000 р.)
  • 2 хребтовые шкуры соболей (6000 р.),
  • 2 меховые шкуры голубого песца (2000 р.),
  • меховую шкуру камчатского бобра (1500 р.),
  • 100 пудов конского волоса (5000 р.),
  • 100 пудов пряденой бумаги для светильни  Устаревшее название фитиля. (3200 р.),
  • 500 пудов мелкой стерляди (5000 р.),
  • 100 свежих турецких огурцов (300 р.).

Виктор Васнецов

«Богатыри» (1881–1898)

vasnecov

Виктор Васнецов

«Богатыри» (1881–1898)

На эти деньги можно было купить:

  • 10 кавалерийских седел (400 р.),
  • 40 офицерских шашек (400 р.),
  • 4 конные щетки (10 р.),
  • 180 пудов прессованного сена (90 р.),
  • 1000 медных крестиков (10 р.),
  • квадратную сажень дикого камня  Диким камнем называют природный необработанный камень, часто серого цвета. (90 р.),
  • 80 простых рабочих дровней с оковкою (2000 р.),
  • 40 пудов кастрюль из зеленой меди  Металлическую посуду могли продавать по весу, например пудами. (800 р.),
  • 1000 полушерстяных вязаных шарфов (500 р.),
  • 800 пудов картофельной патоки (1600 р.),
  • 400 пудов саек из крупичатой муки  Сайка — булка или хлебец из пшеничного теста.  (1200 р.),
  • 800 пудов сомовины (2400 р.),
  • 400 пудов коренной севрюги (3200 р.),
  • 1500 пар цыплят (1500 р.),
  • 200 пудов немецкого риса (800 р.).

Валентин Серов 

«Портрет императора Николая II» (1900)

serov

Валентин Серов 

«Портрет императора Николая II» (1900)

На эти деньги можно было купить:

  • 2 меховые шкуры черного американского медведя (2000 р.),
  • 2 хребтовые меховые шкуры норки (1000 р.),
  • 10 пар золоченых адмиральских эполет (280 р.),
  • лейб-гусарскую шапку (200 р.),
  • 10 пудов черной глянцевой кожи ливонского скота  Ливонскую породу выводили в Прибалтийском крае и использовали как для работы в поле, так и для добычи мяса. (300 р.),
  • рубленый романовский полушубок  Романовским полушубком при Петре I начали называть дубленку. Название пошло от места, города Романов, где разводили овец с густой шерстью, использовавшейся для пошива дубленок. Во время Первой и Второй мировой войны такие теплые и удобные полушубки носили фронтовые офицеры и врачи. (50 р.),
  • 5 пар поярковых  То есть из шерсти ягненка, полученной от первой стрижки. валенок (50 р.),
  • 1000 астраханских сельдей (100 р.),
  • 10 бутылок двойной горькой водки (10 р.),
  • 40 банок огурчиков (10 р.).

Михаил Врубель

«Демон поверженный» (1902)

vrubel

Михаил Врубель

«Демон поверженный» (1902)

На эти деньги можно было купить:

  • 100 пудов сдобных сухарей (1000 р.),
  • 70 пудов свежей осетрины (700 р.),
  • 50 пудов макарон (200 р.),
  • 50 пудов подсолнечного масла (300 р.),
  • 50 пудов бензина (200 р.),
  • 50 пудов русской сажи  Сажа использовалась как сырье в производ­стве и изготавливалась на специальных сажевых заводах. Из нее в том числе производили черные краски. (100 р.),
  • 8 матрасов, набитых конским волосом (400 р.),
  • 10 фунтов лебяжьего пуха (40 р.),
  • 10 костяных гребенок (10 р.),
  • 10 фунтов французского шелка для шитья (50 р.).

Николай Рерих

«Город строят» (1902)

rerih

Николай Рерих

«Город строят» (1902)

На эти деньги можно было купить:

  • 10 кубических саженей подольского бута  Бут — камень для строительства, часто использующийся для фундаментов. Его получают при взрывании сплошных пород. (400 р.),
  • 1000 огнеупорных английских кирпичей (130 р.),
  • 10 стремянных лестниц (60 р.),
  • 18 парусиновых ведер (18 р.),
  • 100 пудов кисло-сладкого ржаного хлеба (100 р.),
  • 20 пудов топленого бараньего сала (100 р.),
  • 100 пудов вермишели (500 р.),
  • 100 фунтов аравийского кофе мокко (100 р.),
  • 750 бутылок фруктового сиропа (750 р.),
  • 200 пар рябчиков (200 р.),
  • десяток яиц (50 коп.),

и вдобавок:

  • на один месяц нанять землекопа, плотника, кровельщика и печника (139,5 р.),
  • перевезти громоздкие предметы на подводе в черте города (2 р.).

Павел Филонов

«Головы» (1910)

filonov

Павел Филонов

«Головы» (1910)

На эти деньги можно было купить:

  • дюжину мужских шерстяных фуфаек (50 р.),
  • дюжину полушерстяных кальсон (15 р.),
  • чугунный утюг с поддувалом (3 р.),
  • простую железную односпальную кровать (5 р.),
  • тиковый односпальный матрас  Тик — плотная льняная или хлопчатобумажная ткань для мебели, перин, часто полосатой расцветки. (15 р.),
  • 2 цветных байковых одеяла 3×2 аршина (36 р.),
  • 2 тиковые подушки, набитые пером (11 р.),
  • 2 фунта телячьих котлет (1 р.),
  • железную никелированную сковороду с ручкой (6 р.),
  • хлебный нож (1 р.),
  • терку (1 р.),
  • жестяной чайник (1 р.),
  • 2 медных кофейника (6 р.),
  • железную ванну (5 р.),
  • большое корыто (4 р.),
  • рукомойник с тазиком и таганом   То есть с подставкой. (7 р.),
  • дюжину полотенец с каймою и бахромою (15 р.),
  • 2 стальные бритвы (6 р.),
  • 10 зубных щеток (5 р.),
  • врачебный термометр (5 р.),
  • 2 бутылки дезинфекционной жидкости «Джеймс» (2 р.).

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

  • Рассказ о любом словаре русского языка
  • Рассказ о любом ученом
  • Рассказ о любой реке
  • Рассказ о любимом персонаже из книги на английском языке
  • Рассказ о любимом кинофильме