Рассказ о любом герое из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Этап урока/время действия педагога действия ученика оценивание ресурсы орг.момент 5 минут создает благоприятную атмосферу на уроке, объявляет тему и цели

Этап урока/Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Орг.момент

5 минут

Создает
благоприятную атмосферу на уроке, объявляет тему и цели урока

Делит
учащихся на пары посредством цветных фишек – 18 фишек (по 2 каждого цвета).
Учащиеся вытягивают фишку определенного цвета, у кого цвета совпали –
образуют пару и весь урок работают вместе.

Выбирает
фишку определенного цвета, ищет напарника для работы на уроке

ФО.
Комментарий учителя

Лист
оценивания  (заполняется на каждом этапе выполнения заданий)

Фишки
разного цвета

Проверка домашнего задания

5 минут

Проверяет
отгаданные кроссворды, корректирует

Отгадать
кроссворд по сказке о царе Берендее

Называет
ответы к вопросам кроссворда

ФО. Самооценивание
по ключу – 2 балла

По горизонтали:

2.
ковшик; 3. свадьба;

5. Марья;
6. Кощей

По
вертикали:

1.
голубка;2. Бессмертный

Внесение
баллов в лист оценивания пары

Учебник
– стр.86

Кроссворды

Актуализация
знаний

5 минут

Читает стихотворение, вводит в тему
урока, проводит краткий опрос о сказках, их видах

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

— Что такое сказка?

— Какие жанры русских народных сказок вы помните?

1. Сказки о животных

2. Бытовые сказки

3. Волшебные сказки

Отвечает
на вопросы учителя, закрепляет ранее известную информацию о сказках

ФО.
Словесная оценка учителя

Изучение нового материала

3 минуты

Рассказывает о возникновении сказки
Жуковского, приводит примеры – факты, названия произведений, имена писателей

Летом 1831 г. друзья-писатели Жуковский и Пушкин затеяли
шутливое соревнование. Они решили выяснить, кто из них лучше пишет сказки.

Жуковский напишет «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая
царевна».

Пушкин – «Сказку о царе Салтане», «Сказку о мертвой царевне и
семи богатырях».

Жуковский признал своё поражение и подарил Пушкину свой 
портрет  с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя».

Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была
создана в 1833 г.

«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.

Сказка Жуковского относится к волшебной сказке и имеет много
общего с народными сказками.

Слушает рассказ учителя, задает
интересующие вопросы

ФО.
Комментарий учителя

Проверка понимания

20  минут

Объясняет условия выполнения задания,
направляет, наблюдает, в некоторых случаях – подсказывает

Задание 1. Заполните таблицу примерами из сказки о царе Берендее.

Сходство сказки
Жуковского с волшебными народными сказками

Наличие чуда

Волшебные персонажи

Волшебные предметы

Задание 2. Ответьте на вопросы по содержанию сказки Жуковского.

Вопросы 1 паре:

 1. Сколько был женат царь Берендей?  (Три)

 2. Какой длины была борода царя Берендея?  (До колен)

3. Кто схватил царя Берендея за бороду?  (Кощей
Бессмертный)

Вопросы 2 паре:

 1. Сколько месяцев путешествовал Берендей?  (девять)

 2. Откуда царь хотел выпить воды?  (Из колодца)

 3. Какой  ковшик плавал в колодце? (Золотой)

Вопросы 3 паре:

  1. Где Иван-царевич встретился с Кощеем Бессмертным
в первый раз? (В лесу)

 2. Какого цвета были глаза у кощея Бессмертного?
 (Зелёного)

 3. Через сколько дней Иван-царевич добрался до озера?
 (Через три)

Вопросы 4  паре:

 1. Кого увидел на озере Иван-царевич?  (Уточек)

 2. Сколько птиц плавало на озере?  (Тридцать)

 3. Что Иван-царевич спрятал от уточки?  (Платье,
сорочку)

Вопросы 5 паре:

 1. Сколько дочерей было у Кощея Бессмертного?
 (Тридцать)

 2. Сколько испытаний придумал Кощей Бессмертный для Ивана-царевича?
 (Три)

3. Что Кощей Бессмертный приказал построить
Ивану-царевичу? (Дворец)

Вопросы 6 паре:

1. Что приказал сшить Кощей Бессмертный
Ивану-Царевичу? (Сапоги)

2. Что царь Берендей пообещал образине, чтобы тот его отпустил?
(Отдать то, что у него есть и чего он не знает)

3. В кого превратилась царевна, прилетая к Ивану —
царевичу? (В пчелку)

Вопросы
7 паре:

  1. Где Иван-царевич встретился с Кощеем Бессмертным
в первый раз? (В лесу)

2. Сколько испытаний придумал Кощей Бессмертный для Ивана-царевича?
 (Три)

3. Кто схватил царя Берендея за бороду?  (Кощей
Бессмертный)

Вопросы 8 паре:

1. Кого увидел на озере Иван-царевич?  (Уточек)

2. Какой длины была борода царя Берендея?  (До колен)

3. Что Иван-царевич спрятал от уточки?  (Платье, сорочку)

Вопросы 9 паре:

1. Что приказал сшить Кощей Бессмертный
Ивану-Царевичу? (Сапоги)

2. Сколько дочерей было у Кощея Бессмертного?  (Тридцать)

3. Через сколько дней Иван-царевич добрался до озера?
 (Через три)

Выполняет задания согласно условию: ищет
примеры в сказке, заполняет таблицу, отвечает на вопросы викторины

ФО. Лист
оценивания

Таблица. Кол-во
баллов – 3

Викторина. Кол-во
баллов – 3

Отдельно
засчитывается 2 балла за соблюдение дисциплины в каждой паре

Текст
произведения

Дидактический
материал

Объяснение домашнего задания

2 минуты

Объясняет
домашнее задание, условия его выполнения

Записывает домашнее задание, задает
интересующие вопросы

ФО. Комментарий
учителя

Доп.источники

Прочитать биографию А.С.Пушкина

Рефлексия

5 минут

Подводит
итог урока, просит пары посчитать количество баллов

Считает количество набранных баллов,
заполняет лист оценивания

ФО. Заполненный
лист оценивания

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ
ЛЮБИМЫХ КНИГ

Звучит песня «Чему
учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского,) (грамзапись).

Ученица (читает
стихотворение
).

Книга

Я
открываю книгу – какой счастливый миг!

Как
много интересного я узнаю из книг:

Ответы
на вопросы «как, что и почему»,

Если
на уроке я что-то не пойму;

О
том, как жили люди и как живут сейчас,

О
чем мечтают дети в стране у нас.

Хороших
много книжек пишут для ребят,

И
авторов любимых стоит на полке ряд.

Я
часто открываю Марка Твена том,

А
там живет проказник – веселый мальчик Том.

Вот
это был парнишка! Пускай не «золотой»,

Но
верный и отважный. А выдумщик какой!

Гайдар,
Дюма, Катаев, Беляев и Жюль Верн

Дают
уроки жизни и доблести пример.

Н.
Катасонова, г. Дрезна

Классный руководитель. Сегодня,
ребята, мы совершим путешествие на «Веселом экспрессе» по страницам ваших
любимых книг. Кто-то любит сказки, кто-то фантастику, а кто-то книги о
животных. Мы же побываем в гостях у ваших любимых героев. Итак, садитесь
удобно, мы отправляемся. Первая остановка «Сказочная».

(Играет музыка. Входит
принцесса, Баба Яга и другие герои из сказок. В руках они держат большой пакет,
на котором написано название остановки
.)

Ведущий. Итак,
первая остановка. Кто нас встречает здесь?

Дети называют персонажей.

Принцесса.
Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам в сказочную страну. Но у
нас впереди испытание. Только тот, кто выдержит его, сможет стать нашим другом,
кто не выдержит – в сказку не попадет. А испытание – вот какое: я
буду задавать вопросы, а вы отвечаете на них. Будьте внимательны.

Принцесса задает вопросы
по сказкам
:

1. К каким героям приплыла золотая
рыбка?

2. Как звали черепаху в сказке
«Золотой ключик»?

3. Сколько глаз было у сестер
Хаврошечки?

4.В
чем должен искупаться Иван-дурак, чтобы стать Иваном-царевичем?

5. Чем угостила Золушка своих
сестер на балу?

6. Как звали поросят из сказки «Три
поросенка»?

7. В какой сказке сердце у мальчика
превратилось в кусочек льда?

8. Кто автор сказки «Петушок –
золотой гребешок»?

Ведущий. Молодцы,
ребята! Вы с честью выдержали это испытание. Теперь мы можем побывать в
сказочной стране, познакомиться с ее жителями.

Обзор книг с
выставки: различные сказки и другие детские книги.

Принцесса. Очень
приятно было познакомиться с такими умными и начитанными ребятами. Приходите к
нам чаще, будем рады встрече с вами.

Сказочные
герои уходят.

Ведущий. Наш
экспресс отправляется дальше. Интересно, какая остановка следующая?

Звучит музыка.
Входят Заяц и Лиса. В руках у них плакат, повернутый чистой стороной к ребятам.

Лиса.
Здравствуйте, ребята! Мальчишки и девчонки! Мы рады видеть вас. Но пока вы не
отгадаете название нашей страны, мы не сможем вас пустить в нее.

Ведущий. А как
можно это сделать?

Заяц.
Разгадайте наш кроссворд, предлагаю сначала отгадать загадки, а потом назвать
страну (в кроссворде – по вертикали), где живут звери.

Заяц и Лиса
показывают кроссворд и прикрепляют его к доске.

1. Летом серый – зимой белый.                         (Заяц)

2. Он в поросятах знает толк,

    Он злой и жадный, это…                               (Волк)

3. Идет по улице гора, быть может,
это сон.

    Нет, нет, смеется детвора, ведь
это просто… (Слон)

4. Какая птица может разговаривать?
             (Попугай)

5. Большая птица спряталась тут.

    Назовите, как ее зовут?..                                (Аист)

6. Ну а здесь кто? Важный граф!

    Вышиною с телеграф.                                                (Жираф)

7. Зеленый, зубастый,

Он
прибыл с реки Нил –

Подходить
к нему опасно,

Он
зовется…                                                  (Крокодил)

(Ребята называют страну –
«Зоопарк»
.)

image001

Ведущий. Теперь мы
можем посмотреть на обитателей зоопарка. Здесь живут и ждут встречи с вами
разные животные. Об их жизни и повадках вы сможете прочитать в книгах.

Снова обзор
выставки книг о животных. (Можно использовать краткие рассказы о них из книг
.)

Ведущий. Теперь мы
прощаемся с красивой страной «Зоопарк» и продолжаем свое путешествие.

Играет музыка,
входят индеец, разбойник, пираты, мушкетеры. В руках у них название: Остров
сокровищ.

Пират. Да, да, вы
попали на остров сокровищ. Сегодня у нас праздник, и мы приглашаем вас.

Ведущий. Ребята,
на праздник вас приглашают герои из приключенческих книг. Мы принимаем
приглашение.

Пират. Я и мои
друзья покажут вам свое искусство. (Герои танцуют, поют.)

Ведущий. Спасибо
вам. Но наши ребята тоже умеют красиво танцевать и петь. (Исполняют танцы,
песни
.)

Пират. Ну, молодцы,
ну, повеселили нас. Приезжайте к нам еще, веселые и умелые ребята.

Ведущий. А теперь,
расскажите своим друзьям о любимом герое из прочитанных вами книг.

Ученик (читает
стихотворение
.)

Усатый
стручок

Удрал с
огорода усатый стручок,

Усами
открыл на калитке… (крючок).

А тут
грузовик на дороге возник.

И влез на
усах озорник в… (грузовик).

– Я в
город поеду и буду гулять,

Усами
зелеными там… (щеголять).

При помощи
этих прекрасных усов

Я много
еще сотворю… (чудесов)!

– А
все-таки не чудесов, а чудес, –

Поправил
водитель и в кузов… (залез).

– И ты кто
такой,

Мне
ответить изволь:

Ты дядя
Горох или тетя… (фасоль)?

– Стручок
я усатый, – ответил стручок.

Надулся, и
звонко раздался… (щелчок).

И сразу
запрыгало много фасолек,

Совсем не
усатых и очень… (веселых).

– Ах, как
вы себя несолидно ведете, –

Сказала
им, лопнув,

Усатая… (тетя).

(Можно
использовать рассказы о растениях
.)

Ведущий. А теперь
отгадайте загадку: Без языка, без голоса, а все расскажет. (Книга.)

А сейчас вы будете отгадывать, о
какой сказке идет речь. Сказка – это занимательный рассказ о необычных
событиях и приключениях. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть –
поэма!» – писал А. С. Пушкин своему брату.

Кто-то за
кого-то ухватился цепко,

Ох, никак
не вытянуть, ох, засела крепко,

Но еще
помощники скоро прибегут.

Победит
упрямицу дружный общий труд!

(«Репка»)

Колотил да
колотил по тарелке носом,

Ничего не
проглотил и остался с носом.

(«Лиса и
журавль»
)

А дорога
далека, а корзина нелегка,

Сесть бы
на пенек, съесть бы пирожок.

(«Маша и
медведь»
)

Ах ты,
Петя-простота,

Оплошал
немножко: не послушался кота,

Выглянул в
окошко.

(«Петушок –
золотой гребешок»
)

Нет ни
речки, ни пруда,

Где воды
напиться.

Очень
вкусная вода

В ямке от
копытца.

(«Аленушка и
братец Иванушка»
)

Красна
девица грустна,

Ей не
нравится весна,

Ей на
солнце тяжко,

Слезы льет
бедняжка.

(«Снегурочка»)

Ведущий. 1. Какие
сказки о животных вы можете назвать?

(«Теремок», «Лиса и волк», «Лиса
и дрозд», «Журавль и цапля».
)

2. Каким животным в сказках народ
симпатизирует, а каких осуждает?

(Коту, петуху, зайцу. Осуждает:
волка, медведя, лису и др.
)

3. Какие сказки начинаются словами:
«В некотором царстве, в некотором государстве…»? (Волшебные.)

4. Какое настоящее имя
царевны-лягушки? (Василиса Премудрая.)

5. Почему всегда побеждает
Иван-царевич или Иван-дурак? (Потому что они добрые и смелые.)

6. Какими качествами наделены герои
сказок? (Прекрасные, премудрые, верные, любящие.)

7. Какие сказочные персонажи –
злые люди? (Мачеха, старшие братья и сестры.)

8.В 
какой   сказке   вознаграждается  трудолюбие,  наказывается лень? («Морозко».)

9. Как звали семерых
братьев-близнецов? (Симеоны.)

10. В какой сказке есть
человек-невидимка? («Пойди туда – не знаю куда, найди то, не знаю что».)

11. Какие сказочные чудеса покоряют
время и расстояние? (Ковер-самолет, сапоги-скороходы.)

12. В сказках часто встречается
выражение: «Ложись спать…», а дальше какие слова нужно сказать? («…Утро
вечера мудренее»
.)

13. Герои сказок отгадывают иногда
такие загадки:

Что на свете всех быстрее?

Что на свете всех слаще?

Что на свете всех жирнее?

(Мысль, сон, земля.)

А теперь, ребята, вы должны угадать
сказки по предметам, животным, которые часто в них встречаются.

1. Назовите 5 сказок А. С. Пушкина.

2. Какая сказка заканчивается
словами:

«Сказка – ложь, да в ней
намек,

Добрым молодцам урок»? («Сказка
о золотом петушке»
.)

3. Какую песню пела белочка в
сказке? («Во саду ли в огороде…».)

4. В каких сказках А. С. Пушкина
встречается цифра 33? («Сказка о царе Салтане, «Сказка о золотой рыбке».)

У ч а с т н и к и  викторины
определяют принадлежность того или иного предмета к сказкам. Предметы
могут быть такими:

Гребень. (Превращается в густой
лес во многих сказках
.)

Деревянная ложка. («Жихарка».)

Дудочка. («Семь Симеонов».)

Зеркало. («Сказка о мертвой
царевне…»
.)

Игла. («Царевна-лягушка».)

Клубок. (Показывает дорогу
героям сказок
.)

Кольцо. («Волшебное колечко».)

Кувшин. («Лиса и журавль».)

Лук и стрела. («Царевна-лягушка»,
«Семь Симеонов»
.)

Перстень. («Аленький цветочек»,
«Сивка-Бурка»
.)

Полотенце. (Превращается в реку
во многих сказках.
)

Топор. («Каша из топора».)

Яблоко. («Сказка о мертвой
царевне», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка»
.)

Яйцо. («Курочка Ряба», «Царевна-лягушка».)

Зайчик. («Колобок», «Лиса и
заяц»
.)

Конь. («Конек-Горбунок», верный
друг Ивана во многих сказках
.)

Утка. («Серая Шейка», «Хромая
уточка»
.)

Подведение и т о г о в.

В заключение при наличии времени
можно предложить для обсуждения рассказ.

Любимый герой

– Мам, нам сегодня сочинение
задали! По сказке Пушкина.

– По какой? – спросила мама.

– Я же сказал: по сказке Пушкина.

– Но у Пушкина много сказок.

– Много? – растерялся Вася.

– А ты возьми ту, что больше
нравится. Вот, например, о мертвой царевне и семи богатырях.

– О мертвой? – поморщился
Вася.

– Что, он не мог о живой, что ли,
написать?

Мать порылась на полке и протянула
Васе книгу:

– Вот почитай.

– …Прочитал! – закричал Вася
через полчаса. – Хорошая сказка! И главное, царевна ожила.

– Тогда бери тетрадь и пиши.
Сначала составь план.

– План уже есть, – объяснил
Вася. – Нам учительница дала.

– Вот и прекрасно, – сказала
мама.

Вася  перечитал  план, погрыз ручку
и написал: «Я читал много сказок А.С.
Пушкина, но больше всего мне понравилась «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях».

На этом вступление было закончено.
Дальше по плану нужно было рассказать о любимом герое. Но кто он, этот герой?
На всякий случай Вася заглянул в учебник, потом снова в сказку.

– Мама! Кто же любимый?

– Какой любимый? – не поняла
мама.

– Ну, кто мой любимый герой?

– Как кто? Тот, кто тебе больше
всех понравился.

– А мне все понравилось! Может
быть, царица?

– Царица! – ужаснулась
мама. – Она же злая!

– Зато у нее зеркальце было.
Говорящее.

– При чем тут зеркальце? Я бы на
твоем месте написала о королевиче Елисее.

Теперь все стало ясно. Вася взял
ручку и написал: «Больше всех мне понравился королевич Елисей. Он был сильный,
ловкий, а также умный и добрый. И еще красивый. И не бросил свою царевну в
беде». Оставался последний пункт плана.

– «Хочу ли я быть похожим на этого
героя? За что?» – прочитал Вася.

– Мама! – крикнул он. –
За что я хочу быть похожим на королевича Елисея?

– Ну уж нет! – рассердилась
мама. – До Елисея тебе далеко! Тот был настойчивым и сам все решал. А ты
двух строчек самостоятельно написать не можешь.

Вася подумал и написал: «Я хочу
быть похожим на королевича Елисея за его настойчивость и решительность в
достижении цели».

Складывая учебники в портфель, Вася
подумал: «Интересно, Пушкин эту сказку сам написал или ему мама помогала?»

Дорогие ребята и уважаемые родители! Все мы с нетерпением ждём летних каникул и не забываем, что во время них можно не только отдохнуть, но и получить пользу. Для этого предлагаем воспользоваться списком книг на лето, куда входит рекомендованная литература для учащихся разных классов (с 1 по 4 класс).

Все произведения соответствуют возрасту детей, которым они рекомендованы. Они интересны и затрагивают темы, важные для каждого человека. Отношения родителей и детей, взаимопонимание и разочарование, привязанность и ссоры, милосердие и вера – ребёнку неизбежно придётся с этим разобраться, прежде чем он войдёт во взрослую жизнь.

Мы постарались включить в перечень литературы на лето как можно больше разных жанров:

Список литературы на лето после 1 класса.

Русские народные сказки:

  1. Петушок и бобовое зёрнышко.
  2. Лиса и тетерев.
  3. Лиса и журавль.
  4. Каша из топора.  
  5. Гуси-лебеди.

Русская литература

1. А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

2. Д.Н. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”

3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Три товарища”

4. Н.Носов “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Затейники”.

5. М.М. Зощенко “Елка”

6. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”,”Цветик-семицветик”

7. П.П. Бажов “Серебряное копытце”

8. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”

9. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка-трусишка”, “Кто чем поет?”

10.В.В. Медведев “Обыкновенный великан”

11.Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор, пес и кот”

12.В. Драгунский «Денискины рассказы»

Зарубежная литература:

1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”, ”Гадкий утенок”

2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”

3. Ш. Перро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”

4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”

5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”

6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”

7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”

8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”

Стихи:

1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”

2. С. Михалков “Дремота и забота”, ”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”

3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, ”Детка в клетка”, ”Школьнику на память”

4. К.Чуковский “Доктор Айболит”, «Путаница», «Федорино горе»

5. Г.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

Список литературы на лето после 2 класса.

Читательский дневник (отзыв)

Название произведения, жанр, тема.

Главные герои.

Краткое содержание (5-6 предложений).

Твоё отношение к произведению.

Пословица к данной теме

  1. В.Ф. Одоевский «Город в табакерке».
  2. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
  3. П.П. Бажов «Серебряное копытце».
  4. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
  5. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
  6.  П. Ершов «Конек-Горбунок».
  7. К.Г. Паустовский  «Похождения жука-носорога».
  8. А.П. Платонов «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».
  9. М. Пришвин «Кладовая солнца».
  10.  А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
  11.  Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
  12.  В. Губарев  «Королевство кривых зеркал».
  13.  С. Прокофьева « Ученик волшебника».
  14.  Л. Лагин  «Старик Хоттабыч».
  15.  А. Гайдар «Горячий камень», «Голубая чашка».
  16.  Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
  17.  К. Булычёв «Путешествие Алисы».
  18.  Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».
  19.  Н.Носов  «Витя Маляев в шоле и дома».
  20.  В. Драгунский «Денискины рассказы».
  21.  В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук», «Калиф-аист».
  22.  Э. Распэ  «Приключения барона Мюнхаузена».
  23.  Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави».
  24.  М. Твен «Приключения Тома Сойера».
  25.  Дж. Р.Р. Толкиева «Хоббит, или Туда и обратно».
  26.  П.Трэверс «Мери Поппинс».
  27.  Дж. Барри «Питер Пэн и Венди».
  28.  А. Милна «Винни Пух и все-все-все».
  29.  А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

Список литературы на лето после 3 класса.

Читательский дневник (отзыв)

Название произведения, жанр, тема.

Краткое содержание (5-6 предложений).

Своё отношение к произведению.

Произведения этого автора.

1. А. Одоевский «Городок в табакерке».

2. А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».
3. В. Жуковский «Спящая царевна».

4. В. Даль «Война грибов с ягодами».

5. А. Куприн «Слон».

6. П. Бажов  «Малахитовая шкатулка».

7. В. Бианки  «Синичкин календарь».

8. Б. Житков «Морские истории».
9. Г. Скребицкий « Сказки следопыта», «Лесной голосок».

10. Н. Сладков «Лесные тайнички».

11. С. Алексеев  «Рассказы из русской истории».

12. А.Чехов. «Каштанка».

13. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Военная тайна»

14. В. Катаев «Сын полка».

15. К. Булычев «Заповедник сказок».

16. Л. Пантелеев «На ялике», «Главный инженер».

17. В. Беляев «Старая крепость».

18. В. Медведев «Неизвестные приключения Баранкина».

19. А. Некрасов  «Приключения капитана Врунгеля».

20. С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика».

21. А. Рыбаков «Кортик».

22. А. Волков «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».

23. Т. Александрова  «Домовёнок Кузька».

24. А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик».

25. Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».

26. Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».

27. Э. Гофман  «Щелкунчик и Мышиный король»

28. Ж. Верн «Дети капитана Гранта».

29. Э. Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика».

30. Д. Родари  «Джельсомино в стране Лгунов».

Список литературы для чтения летом 5 класс

Следующие произведения рекомендуется прочитать в течение лета, чтобы во время учебного года появилась возможность сократить время подготовки к урокам.

Для прочтения  всего  списка обязательной литературы летом перед 5-м классом надо ежедневно читать примерно 30 минут или 6–7 страниц текста.

Список обязательной литературы на лето для 5-го класса

1. Мифы народов мира («Мифы Древней Греции», «Славянские мифы» и др.)

2. Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Три царства», «Марья-Маревна» и др.)

3. Сказки «Тысяча и одной ночи» («Путешествия Синдбада-морехода»)

4. Басни И. А. Крылова

5. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

6. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством»)

7. Э.Т. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

8. В.Г. Короленко «В дурном обществе»

9. И.С. Тургенев «Муму»

10. О´Генри «Вождь краснокожих»

11. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

12. А.П. Платонов «Волшебное кольцо»

13. Ш. Перро «Сказки» (полный вариант, с моралью после сказок)

14. Г.Х. Андерсен. Сказки. «Снежная королева», «Соловей»

15. Дж. Родари «Сказки по телефону»

16. Л. Кэрролд «Алиса в стране чудес»

17. Дж.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

18. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

19. Рассказы о животных (Б. Житков, Сетон-Томпсон, Дж. Даррелл)

20. В.П. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»

21. К. Булычев «Приключения Алисы» («Девочка с Земли», «Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович» и др.)

22. Т. Янссон «Последний в мире дракон»

23. Д. Дефо «Робинзон Крузо»

24. Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

25. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»

26. М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Александры Барковой «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы».

Древние славяне, в отличие от греков, египтян, кельтов и многих других народов, не оставили после себя мифологического эпоса. В результате мы не так уж много доподлинно знаем об их мифологии, и пробелы в знаниях стремительно заполняются домыслами и заблуждениями. Автор этой книги Александра Баркова рассказывает, что нам в действительности известно о славянском язычестве, развеивает популярные мифы и показывает, насколько интересными и удивительными были представления наших предков об окружающем мире, жизни и смерти.

Предлагаем прочитать начало одного из разделов книги.

Миф, эпос, сказка

Читатель, вероятно, удивлен: книга почти подошла к концу, а в ней до сих пор не было ни Бабы-яги, ни Змея Горыныча, ни Жар-птицы, ни прочих сказочных персонажей, знакомых с детства.

Прежде всего объясним: Змей Горыныч — не сказочный персонаж, а былинный. Современная культура разницу между сказками и былинами совершенно не осознаёт, но сто лет назад, когда былинная традиция умирала, приговором ей стали именно слова «Пожалуй, сказка всё это».

Так в чем же разница между мифом, эпосом (в частности, былинами) и сказкой?

В традиционном обществе сказка играет ту же роль, что фэнтези — в современном: это рассказ о чудесном, в который никто не верит. Он предназначен для развлечения. Конечно, в основе сказки лежат древние мифы, но они опираются на совершенно иной образ жизни, иную систему ценностей (когда убивать слабого — не просто нормально, а действительно гуманно). Сказка перестала быть предметом веры не потому, что древние мифы «забылись» (они не забыты, раз сказка существует до сих пор!), а потому, что радикально изменилось общество.

Эпос — это идеальное прошлое народа. Исторические реалии в нем, конечно, присутствуют, но в исправленном виде.

У нас есть полдюжины сюжетов о нашествии татар, и все они построены по общему принципу: в Киеве не осталось богатырей, кроме главного героя былины, приходят татары, и главный герой сразу (или не сразу) их разбивает. Никакого татарского ига в былинах нет и быть не может. Другой пример: былина «Илья и Идолище» начинается с того, что Идолище Поганое захватило Царьград. В основе — реальный исторический факт: 1453 год, взятие Константинополя войсками Мехмеда II. Но приходит Илья Муромец, побеждает Идолище — и Царьград снова становится православным городом. Степень волшебности врагов в былинах бывает разной: от Змея Горыныча (чудище в чистом виде) до полулюдей-получудищ (Идолище, Тугарин на крылатом коне) и вполне исторических татар.

Пока эпос жив, в него верят, но верят совершенно не так, как в миф. Верят в то, что все эти монстры и одержанные над ними победы реально были. Когда эта вера иссякает, эпос фактически превращается в сказку (пример чего мы видим в современных мультиках, легко смешивающих былинных и сказочных персонажей). Кстати, триады «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович» в былинах нет, ее придумал Васнецов, воплотив на знаменитой картине «Богатыри».

В былинах действительно нередко говорится о том, как Илья Муромец стоит на заставе богатырской, и в перечне витязей, которые находятся там вместе с ним, иногда мелькает Алёша.

А вот Добрыня Никитич — дипломат; в трех из пяти сюжетов, связанных с ним, князь Владимир отправляет его с различными поручениями к иностранным дворам (в частности, именно он привозит Владимиру в жены Апраксию-королевичну); кроме того, в былинах подчеркивается молодость Добрыни, так что и сама триада, и портрет Добрыни — личное творчество Васнецова, не имеющее отношения к подлинным текстам.

 Рассказ о любом герое из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Добрыня Никитич. Иллюстрация А. Рябушкина. 1885 г.

Говоря о Васнецове, нельзя не упомянуть его картину «Сирин и Алконост». На ней изображены черная и белая птица, однако кто из них кто? В древнерусской культуре Сирин — это греческая сирена, убивающая своим пением.

Если человек услышит ее голос, его разум будет пленен и забудет всё сегодняшнее, и до тех пор будет ходить вослед той птице, пока не падет мертвым, не переставая слышать ее голос.

В таком контексте отождествление сиринов с вилами добавляет мрачности в образ вил.

Алконост появился в древнерусских текстах как результат описки: существует греческий миф о деве Алкионе (что значит «зимородок»), и имя возникло из искажения фразы «алкионъ есть птица морская». По народным поверьям, Алконост поет о рае и радости, от касания ее крыльев яблоки превращаются в целительные плоды.

Рассказ о любом герое из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 

«Сирин и Алконост». Картина В. Васнецова, 1896 г.

Получается, Васнецов отразил традиционные представления: черная птица у него — Сирин, а белая — Алконост. Но во второй половине ХХ века представления сменились, что можно видеть, в частности, в песне В. Высоцкого «Купола»:

Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Вернемся к былинам. Рассуждая о матери сырой земле, мы отмечали эту удивительную особенность русского эпоса: обилие сверхмогучих персонажей, сила которых идет от земли. Змей Горыныч воплощает четыре дикие стихии (он хозяин реки, он дышит огнем, он летает, и его царство расположено в горах), а Добрыня повергает его в первом же бою, и не оружием, а «шапкой земли греческой». В этом справедливо видят метафору принятия христианства («шапка земли греческой» — монашеский клобук), и всё же слово «земля» обязательно присутствует в тексте, а некоторые сказители еще и добавляют, что Добрыня насыпает в шапку земли.

Другая яркая черта былин — череда богатырок. Богатырку в тексте называют древним словом «поленица» (то есть та, которая сражается в поле). Настасья Микулишна, сажающая Добрыню себе в карман; Василиса Микулишна, вызволяющая мужа из темницы (история о том, как герой на пиру у правителя похвастался силой жены и она затем в испытаниях подтвердила правоту его слов, есть в ирландском эпосе, но там героиня проклинает короля и бросает мужа; русская богатырка много добрее); Настасья Литовская, более искусная в воинском мастерстве, чем ее муж Дунай; Латыгорка/Латымирка, побежденная Ильей Муромцем и родившая ему Сокольника… Для сравнения: германо-скандинавский эпос куда более жесток и свиреп, однако воительница там, строго говоря, только Брюнхильд/Брунгильда (Гудрун/Кримхильда яростна, но она не сражается).

Свидетельствует ли обилие богатырок о том, что такие русские валькирии реально существовали? Мы полагаем, что нет. Недаром ни для одной из них не нашлось места в Киеве: Настасья Микулишна в замужестве предстает обычной женщиной, русской Пенелопой, ждущей мужа десятилетиями; Василиса со Ставром уезжают из Киева; Настасья Литовская погибает, нечаянно сраженная мужем в воинском состязании, а Латыгорка, как и ее сын Сокольник, — враги Руси. Способность женщины сражаться воспринималась сказителями как сверхъестественная черта, и подобному нет места в мире людей.

 Рассказ о любом герое из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Богатырка Настасья Королевична. Открытка С. Соломко. Начало XX в.

Богатырки известны не только по былинам. В сказке действует Марья Моревна (некоторые хотят в ней видеть богиню Марену) — она победила и держит в плену Кощея. Сложно сказать, был ли Кощей когда-либо персонажем собственно мифов, поскольку вне сказок он не встречается. Рыбаков приводит цитату о низверженном идоле Перуна, который плыл «из света во кошьное, сиречь во тму кромешную». На этом основании он предполагает, что «кощное» — название преисподней, царства Кощея (чье имя, вероятно, происходит от слова «кость» и означает «скелет»). Такое утверждение выглядит убедительным, но даже оно не делает Кощея неким русским Аидом: никаких следов его культа в историческое время не обнаружено.

Аналогичная ситуация с самым ярким сказочным персонажем — Бабой-ягой. Имя она, вероятнее всего, получила от татарского «бабай ага» («великий господин») — им пугали детей, и в итоге «бабай» перешло в «бабу» и закрепилось за универсальным, общемировым образом лесной ведьмы.

 Рассказ о любом герое из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Баба-яга на иллюстрации И. Билибина. 1931 г.

Баба-яга блистательно проанализирована В. Я. Проппом в классической работе «Исторические корни волшебной сказки». Он показывает, что в основе волшебной сказки лежит обряд инициации, то есть посвящения юноши во взрослые члены охотничьего племени. В ходе этого ритуала юношей подвергали пыткам (в сказках Яга нередко вырезает полосу кожи со спины героя), слабые при этом погибали (изба Яги окружена частоколом, на котором висят черепа), а выжившие обучались как навыкам охоты, так и ее магическим ритуалам. Такое братство будущих охотников в сказках показано в виде дома разбойников в чаще леса, а самое известное его воплощение — у Пушкина, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (об этом мы говорили в самом начале в связи с волками).

С точки зрения мифологии обряд инициации представлял собой смерть мальчика и рождение мужчины (в традиционном мышлении нет понятия взросления). Посвящаемого необходимо было убедить в том, что он умер и воскрес. Этой цели в ритуале служили пытки, а в сказке этот момент сохранился в мотиве печи Яги, куда она хочет посадить героя, чтобы затем съесть его. Как мы знаем, в печи видели связующее звено между миром живых и мертвых, и проход через нее должен магически преобразить героя. Но, как уже говорилось, сказка возникает тогда, когда обряд забывается (с переходом общества от охотничьего образа жизни к земледельческому отпала необходимость в инициатических пытках и гибели слабых), поэтому сказочные сюжеты, в которых Яга хочет съесть героя, всегда заканчиваются ее неудачей. Более того, эти сюжеты устарели настолько давно, что ушли в детский фольклор (типа сказки «Гуси-лебеди»), в них не осталось никаких намеков на инициацию, а героя-подростка заменил почти младенец. Но мотив магической трансформации сохраняется — например, в «Сивке-Бурке», где герой чудесным образом пролезает через уши коня и превращается из заморыша в красавца; важно, что это не просто волшебный конь, а дар умершего отца, то есть трансформация проходит благодаря контакту с миром мертвых, причем с умершим предком.

Почему у избушки Бабы-яги курьи ножки? Они не петушиные, не куриные, тем паче не принадлежат какому-то другому животному или птице. Они всегда и неизменно «курьи». Эти ноги не имеют отношения к курице, это столбы, окуренные дымом. Речь идет о том самом способе «воздушного погребения», о котором мы уже говорили в связи с неупокоенными мертвецами. Помимо открытого трупоположения выдающихся личностей (мы обнаружили его описание в былине о женитьбе Святогора) существовало и «воздушное погребение» в колоде или специальном крохотном домике, куда помещался труп в скорченном состоянии.

 Рассказ о любом герое из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

«Домовины (Избы смерти)». Картина Н. Рериха. 1914 г.

Чтобы это погребение как можно дольше не рухнуло на землю, столбы, на которых оно стояло, окуривали дымом от гнили. Такой обычай у предков славян ушел в прошлое в доисторические времена, но еще Нестор отмечал сочетание «воздушного погребения» с кремацией: труп сжигали, прах ссыпали в «сосуд мал» и ставили «на столбе». Несомненно, и этот столб был окурен.

Кто же (и что же) — Баба-яга? Прежде всего, она слепая — она вынюхивает героя, говоря: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет». Как пишет Пропп, живые не видят мертвых, а мертвые не видят живых. В тех сказках, где избушка стоит на краю леса, Баба-яга готова помочь герою, потому что, согласно логике уже забытого обряда, герой — ее дальний потомок. При этом о Яге известно, что она «положила зубы на полку» (так говорят об умерших от голода), «а нос в потолок врос» (неэстетично, но приходится признать: Яга — это полуразложившийся труп).

В обряде инициации посвящаемый был уверен, что его проглатывает мифический предок рода (поэтому реальные хижины для посвящения делались в виде пасти), и в сказке мотив еды у Яги непременно сохранен.

Если Яга предстает врагом — то она хочет съесть героя, если Яга предстает помощником — то она «накормила-напоила, спать уложила», отчего герой получает магические силы, необходимые для следующего этапа его приключений. «Спать уложила», несомненно, знак временной смерти посвящаемого и того забытья, в которое впадали из-за пыток реальные подростки охотничьей эпохи.

 Рассказ о любом герое из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». 1902 г.

Когда обряд инициации был забыт окончательно, в параллель к мужским сказкам стали возникать и женские: в них к Яге попадает не юноша, а девушка. Наиболее известным вариантом является «Василиса Прекрасная», где героиня, отправленная к Яге злой мачехой, в итоге получает череп с горящими глазами — знак ее волшебной силы. Прохождение инициации радикально повышало социальный статус человека, что и отражает сказка: от восстановления справедливости в семье (горящие глаза черепа сжигают врагов героини) до превращения крестьянского сына в царя.

Героиню сказки нередко зовут Василисой (Прекрасной или Премудрой) — это имя в переводе с греческого означает «царица», так что Иван-царевич с Василисой оказываются по сути тезками. Почему в центре внимания сказки всегда есть цари либо она заканчивается воцарением героя?

Потому что традиционное общество верит: благополучие зависит исключительно от магических качеств царя, и править должен тот, кто обладает ими в полной мере. Эти качества персонифицируются в сказке в виде магических помощников. Самый известный пример — «Конек-горбунок» Ершова (это литературная сказка, написанная на фольклорной основе): фактически всё за Ивана делает его чудесный скакун, однако это не ставится Ивану в укор, ведь Горбунок и есть его магия, которая затем будет оберегать страну.

 Списоки литературы для чтения летом после  1 класса:

1ccb5f01240be6a7cb2ebe8333b2d8db

Список книг для чтения летом после 1 класса, 

УМК Школа России

Русская литература

  1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
  3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Два товарища”
  4. П.Ершов «Конек-горбунок»
  5. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”*
  6. М.М. Зощенко “Елка”
  7. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”, ”Цветик-семицветик”
  8. П.П. Бажов “Серебряное копытце”
  9. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”
  10. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет”
  11. Н. Сладков «Медведь-дармоед», «Тень».
  12. В.В. Медведев “Обыкновенный великан”
  13. Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”
  14. А.М.Волков “Волшебник изумрудного города”
  15. Русские народные сказки: Петушок и бобовое зёрнышко. Лиса и тетерев. Лиса и журавль. Каша из топора.  Гуси-лебеди.

Зарубежная литература

  1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок”
  2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”
  3. Ш .Пьерро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”
  4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”
  5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”
  6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”
  7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”
  8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”

Стихи

  1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”
  2. С. Михалков “Дремота и забота”,”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”
  3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетка”,”Школьнику на память”
  4. К.Чуковский .Стихи и сказки.
  5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

Этот список заложен в УМК Школа России.
Есть и альтернативные списки литературы.

Список литературы на лето №2 после 1 класса, Школа России

  1. 1. К.Д.Ушинский «4 желания», «Ветер и солнце», «История одной яблоньки»и другие рассказы
  2. 2. В. Чаплина .Дружба . Рассказы.
  3. 3.М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. 4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. 5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. 6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской,С. Михалкова,
    Е.Благининой, В.Берестова, И.Токмаковой, Б.Заходера, А Барто (1 – 2
    стихотворения каждого автора).
  7. 7. В.Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
  8. 8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники» и другие рассказы
  9. 9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. 10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. 11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. 12. М.Зощенко рассказы для детей
  13. 13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. 14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. 15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. 16. Осеева «Синие листья». «Волшебное слово» , «Хорошее» и другие рассказы
  17. 17. П. Бажов. Сказки и сказы.
  18. 18. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  19. 19. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  20. 20. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  21. 21. М.Коршунов «Дом в Черемушках»
  22. 22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и волк», «Лиса и журавль».

Список литературы №3 на лето после 1 класса по программе “Школа России”

  1. Стихи для детей о временах года Ф.Тютчева, А.Плещеева, С.Маршака,
    А.Фета, С.Есенина, А.Пушкина, И.Никитина, А.Майкова (1 – 2 стихотворения
    каждого автора).
  2. В. Чаплина. Рассказы.
  3. М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской, С. Михалкова,
    Е.Благининой, И.Токмаковой, Б.Заходера (1 – 2 стихотворения каждого
    автора).
  7. А. Гайдар «Чук и Гек».
  8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники».
  9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. М.Зощенко «Самое главное».
  13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. П. Бажов. Сказки и сказы.
  17. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  18. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  19. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  20. Р. Киплинг «Слонёнок».
  21. Дж. Харрис « Братец Лис и Братец Кролик».

Выбирайте любые книги из любого списка, не нужно читать всё, нужно читать, то, что интересно.

 Ни в коем случае нельзя заставлять
ребенка читать то, что ему не нравится, тем более в первом классе. К старшим классам ученик поймет, что иногда это приходится делать, но
сейчас не стоит отбивать у ребенка желание читать. Читайте вместе с
ребенком, читайте всей семьей, обсуждайте прочитанное, вспоминайте
интересные моменты. Так ребенок не просто будет читать, он полюбит
книги, полюбит литературу.

Ведение читательского дневника летом

Программа Школа России предполагает обязательное ведение летом
читательского дневника. Это обычная тетрадь в клетку (половинка), так получается, что будет исписано больше страниц, и это будет радовать.

 Расчерчиваем по
форме: 

№ / Автор и название произведения / Дата прочтения / Герои / Иллюстрация или кратко сюжет

Прочитали книгу, записали информацию о ней, иначе к концу лета все
позабудется и смешается в голове.

 Познавательного вам чтения летом и
легкой учебы в следующем году, во втором классе!

Родителям:

Памятка “Как обсуждать с ребёнком прочитанное”

1. Выяснить трудные слова.

2. Спросить, понравилась ли ребёнку прочитанная книга. Почему?

3. Предложить ребёнку рассказать о главном герое, главном

событии книги.

4. Какие слова, выражения запомнились ребёнку?

Памятка “Как составить краткий пересказ прочитанного”

1. Прочитай текст.

2. Разбей текст на части.

3. Составь план текста.

4. Составь план каждой части (из 2-х, 3-х предложений).

5. Объедини план текста и план каждой части в связный рассказ. Это и будет краткий пересказ прочитанного.

Памятка “Как составить рассказ о герое произведения”

1. Прочитай текст. Ответь на вопрос: кто главный герой произведения?

2. Выбери из текста те места, где говорится о герое произведения. Отметь их.

3. Составь план по выбранным отрывкам.

4. По составленному плану построй связный пересказ текста.

5. Ответь на вопрос: как автор относится к герою произведения? Из чего это следует?

6. Согласен ли ты с автором в оценке героя? Дай собственную оценку.

Памятка “Как составить отзыв о прочитанной книге”

1. Кто автор данного произведения? Знал ли ты о нём раньше? О чём он пишет?

2. Как называется прочитанное тобой произведение?

3. О чём в нём говорится?

4. Кратко перескажи произведение.

5.
Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в
произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Памятка «Как выучить стихотворение»

Если нужно выучить стихотворение к завтрашнему дню

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух.

Объясни трудные слова (иногда неплохо воспользоваться

толковым словарём).

3. Прочитай стихотворение выразительно.

Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если на выучивание дано 2 дня

Первый день.

Прочитай стихотворение про себя.

Выясни значение непонятных слов и оборотов.

Ещё несколько раз прочитай его про себя.

Прочитай его теперь вслух.

Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день.

Прочитай стихотворение про себя.

Теперь прочитай громко и выразительно. Расскажи его по памяти.

Перед сном расскажи ещё раз.

Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

Если стихотворение большое и трудно запоминается:

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5 . Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть всё стихотворение.

7. Повтори его ещё раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

  • Рассказ о любой планете география 5 класс
  • Рассказ о любой стране для 3 класса
  • Рассказ о любой игре 2 класс
  • Рассказ о любой звезде
  • Рассказ о любимом цвете