Рассказ о любом боге древнего египта

Вступление родовитый князь, управитель владений государя в землях бедуинов, действительный знакомый царя, любимый им, его спутник синухет говорит: я

Вступление

Родовитый князь, управитель владений государя в землях бедуинов, действительный знакомый царя, любимый им, (его) спутник Синухет говорит:

— Я был спутником, сопутствовавшим своему господину, слугою царского гарема, у государыни, взысканной милостью, супруги царя Сенусерта, (покоящегося) в Хенемсут, дочери царя Аменемхета, (покоящегося) в Канефру, Нефру достопочтенной.

Смерть царя

В год тридцатый, в месяц третий наводнения, в день седьмой бог поднялся в свой небесный чертог, царь Верхнего и Нижнего Египта Сехотепибре, он был восхищен на небо и соединился с солнечным диском, божественная плоть слилась с тем, кто её сотворил.

Столица безмолвствовала, сердца скорбели, великие двойные врата были заперты, придворные (сидели, склонив) голову на колено, народ стенал.

А его величество отправил войско в землю Тимхиу, и его старший сын, бог совершенный, Сенусерт, был предводителем войска. Послан же он был затем, чтобы сокрушить чужеземные страны и истребить тех, кто находился среди (народа) Техену. И вот теперь он возвращался, уводя с собой пленных из (страны) Техену и бесчисленные стада разного скота.

Семеры двора послали к Западной стороне, чтобы дать знать сыну царя о положении, создавшемся во дворце. Гонцы встретили его в пути, они догнали его в ночную пору.

Он не медлил ни мгновения — сокол улетел вместе со своими спутниками, не уведомив об этом своё войско.

Послали, однако, (и) к царским детям, сопровождавшим его (Сенусерта) при этом войске, и позвали одного из них. А я стоял там и слышал его голос, когда он говорил, — я был недалеко.

Бегство Синухета

Смятение овладело моим сердцем, мои руки простерлись в стороны, дрожь напала на все мои члены. Я опрометью бросился бежать в поисках места, где спрятаться, и забрался меж двух кустов,— чтобы уклониться от встречи с тем, кто шёл по дороге.

Я двинулся в путь к югу, (но) не думал возвращаться в эту столицу: я полагал, что вспыхнет междоусобная война, и не надеялся остаться в живых после неё.

Я переехал через Маати поблизости от Смоковницы (и) достиг острова Снефру. Я провёл там всё время на окраине поля, и я отправился дальше, едва забрезжил день. Я повстречал человека, оказавшегося на моём пути. Он почтительно приветствовал меня, который боялся его.

Когда наступило время ужина, я добрался до города Гау. Я переправился в барке без руля благодаря дуновению западного ветерка и проследовал к востоку от каменоломни, выше Владычицы Красной Горы.

Я зашагал на север и достиг Стен повелителя, сооружённых для того, чтобы отражать бедуинов, чтобы сокрушать тех, кто кочует среди песков. Я пригнулся в кустарнике из боязни, что меня заметит стража, которая несла на стене своё дежурство.

Я отправился дальше в ночную пору; когда рассвело, я добрался до Петена. Во время моего пребывания на (одном) острове Великой черноты приступ жажды одолел меня,— я задыхался, моё горло пылало; я сказал: «Это вкус смерти». Но я воспрянул духом и напряг свои силы, когда услышал нестройное мычание стад и увидел бедуинов.

Меня узнал их шейх, который когда-то был в Египте. Затем он дал мне воды, вскипятил для меня молоко. Я отправился с ним к его племени; они хорошо обошлись (со мной).

Одна страна передавала меня другой стране. Я оставил Кепни и вернулся в Кедем. Я провёл там полтора года.

Синухет в Сирии

Меня увёл (к себе) Амуненши, правитель Верхней Ретену, он сказал мне: «Тебе будет хорошо со мною, ты будешь слышать египетскую речь». Он сказал это потому, что он знал о моих. достоинствах, слышал о моей удачливости. Египтяне, бывшие там у него, дали сведения относительно меня.

Затем он сказал мне:

— Как ты дошел до этого? Что это значит? Уж не случилось ли чего при дворе?

— Царь Верхнего и Нижнего Египта Сехотепибре ушёл в небесный чертог; никто не знает, что случилось вследствие этого. Затем я сказал, утаив правду.

— Я вернулся из похода против Земли Тимхиу, когда мне рассказали. Мой ум помутился, моё сердце — его не было больше в моём теле — увлекло меня на путь бегства. На меня не взвели хулы, не оплевали моё лицо, я не улышал порочащего слова, не услышали моего имени из уст глашатая. Я не знаю, что привело меня в эту страну. Это было как предначертание бога.

— Что же теперь будет с землёй египетской без него, без этого благодетельного бога, перед которым страны были объяты таким же страхом, как перед Сехмет в годину мора?

Я же сказал ему в ответ:

— Ведь сын его вступил во дворец. Он восприял наследие отца своего. (Ведь) это бог, которому нет равного, И подобного которому не было до него.

Он исполнен мудрости: его замыслы совершенны и распоряжения превосходны;

Уходят и возвращаются (в Египет) по его повелению.

Это он покорял чужеземные страны, в то время как отец его пребывал во дворце.

И он доносил (отцу), что предписанное ему выполнено.

Поистине это богатырь, разящий своей могучей дланью, храбрец, не имеющий подобного себе,

Когда видят, как он обрушивается на лучников и бросается в битву.

Он тот, кто сокрушает рог и расслабляет руки:

Не восстановить его врагам (свои) боевые порядки!

Он тот, чей грозен лик (?), кто рассекает лбы:

Не устоять вблизи него!

Он тот, чья стремительна поступь, когда уничтожает беглеца:

Нет спасенья для того, кто обращает к нему тыл!

Он тот, чьё сердце стойко в минуту нападения.

Он тот, кто возвращается,— он не обращает тыла,

Он тот, кто сердцем твёрд при виде тьмы (врагов):

Он не даёт унынию овладеть своим сердцем.

Он тот, кто рвётся вперёд, когда он наступает на обитателей Востока;

Радость для него — нападать на лучников;

Он хватает свой щит и (мгновенно) попирает (врага);

Он не повторяет удара, когда убивает.

Никому не отклонить его стрелы, не натянуть его лука.

Лучники обращаются перед ним в бегство, как перед могуществом Великой.

Он сражается без конца, он не щадит, и не остаётся никого.

Он пленителен, исполнен обаяния, он победил любовью.

Его город любит его больше, чем самого себя.

И радуется ему больше, чем своему богу.

Мужчины и женщины свершают свой путь, воздавая ему хвалу ныне, когда он царствует.

Он был победителем (ещё) в утробе матери, он был рождён для власти.

Он тот, кто умножает своё поколение,

Он единственный, кого дал бог.

Как радуется эта страна, повелителем которой он стал!

Он тот, кто расширяет свои границы:

Он покорит южные земли, он не посчитается с северными странами.

Он создан для того, чтобы поражать бедуинов, чтобы сокрушать тех, кто кочует среди песков.

Обратись к нему. Доведи до его сведения твоё имя. Не произноси хулы на его величество! Он не преминет оказать милость стране, которая будет ему верна.

И он сказал мне:

— Что ж, Египет несомненно счастлив, раз он ведает его (царя) доблести. Ты же здесь и останешься со мной; я буду милостив к тебе.

Синухет — правитель страны Иаа

Он поставил меня во главе своих детей; он женил меня на своей старшей дочери. Он разрешил мне выбрать для себя в его стране участок — среди его лучших владений — на границе с другой страной.

То был благодатный край, назывался он Иаа. Там были фиги и виноград. Вина там было больше, чем воды. Он изобиловал мёдом, был богат оливковым маслом. Всевозможные плоды росли на его деревьях. Были там ячмень и полба, неисчислимы были стада различного скота. Многое ещё было пожаловано мне из любви ко мне. Он сделал меня правителем племени — одного из главных (племён) его страны. Для меня было установлено пропитание, состоявшее из напитка минет и вина — ежедневно, из варёного мяса, жареной птицы, не считая дичи пустыни; для меня ловили западнями и клали передо мною, не считая того, что приносили мои охотничьи собаки. Мне доставляли множество [сластей]. Всё, что варилось,— варилось на молоке.

Я провёл (так) многие годы; дети мои стали сильными, все они занимали главенствующее положение в своём племени. Гонец, направлявшийся на север или на юг — к столице, делал остановку у меня: я позволял останавливаться каждому. Я давал воду жаждущему, я указывал дорогу заблудившемуся, я заботился об ограбленном.

Когда бедуины бывали вынуждены давать отпор властителям чужеземных стран, я помогал советом их выступлениям, ибо благодаря этому правителю (страны) Ретену я провёл долгие годы в качестве командующего его войском. Над каждой страной, против которой я выступал, я торжествовал победу, и страна лишалась своих пастбищ и колодцев; я угонял её стада, я уводил её жителей, захватывал их съестные припасы; я убивал находившихся там людей своей могучей рукой, своим луком, своими переходами, своими искусными замыслами.

Я покорил его сердце, он любил меня, так как он узнал, сколь доблестен я был; он поставил меня во главе своих детей, так как он увидел, сколь крепки были мои руки.

ПОЕДИНОК

Пришёл силач страны Ретену и оскорбил меня в моём шатре. Это был смельчак, не имевший равного себе; он подчинил себе всю страну. Он задумал сразиться со мною. Он рассчитывал ограбить меня и намеревался угнать мои стада, подстрекаемый своим племенем.

Этот правитель совещался со мной, и я сказал:

— Я не знаю его, я вовсе не его сообщник, чтобы иметь свободный доступ в его стан. — Разве я взломал его ворота, перелез через его ограду? Это всё по злобе, так как он видит, что я выполняю твои распоряжения. Ведь я —

как бык, затесавшийся в чужое стадо: бык из стада нападает на него, и длиннорогий вол бросается на него.

Разве человек низкого положения бывает любим в роли начальника? Лучник не вступает в союз с жителем Дельты! — Что в состоянии укрепить папирус на скале?

Бык рвётся в бой? Так захочет ля другой, воинственный бык обратить тыл из страха помериться с ним (силами)?

Если его сердце склоняется к тому, чтобы сразиться, пусть выскажет, что у него на сердце! Разве бог не ведает, что ему суждено? ……

В течение ночи я натянул тетиву на свой лук, приготовил свои стрелы, я сделал так, что мой кинжал стал свободно ходить (в ножнах),— я привёл в готовность своё оружие.

Когда рассвело, страна Ретену уже явилась; она собрала свои племена, она созвала половину своих стран — она задумала эту битву.

Он пошёл на меня, а я стоял на месте. (Затем и) я приблизился к нему. Все сердца горели из-за меня, женщины, мужчины тревожно галдели; все сердца болели за меня — они говорили:

— Есть ли другой силач, который мог бы сразиться с ним?

Затем его щит, его боевой топор, его дротики упали, в то время как я избегал его оружия; я добился того, что его стрелы миновали меня все без остатка, пока мы сближались.

Он ринулся на меня. Я выстрелил в него, и моя стрела засела в его шее. Он завопил, упал ничком. Я добил его его (же) топором.

Я испустил свой победный клич на его спине, а все азиаты завопили. Я вознес хвалу богу Монту, в то время как люди силача оплакивали его. А этот правитель, Амуненши, заключил меня в свои объятия.

Затем я забрал его имущество, я угнал его стада. То, что он собирался сделать со мною, я сделал с ним. Я захватил то, что было в его шатре, я опустошил его стан. Я возвысился вследствие этого — возросло моё богатство, умножились мои стада.

Торжество Синухета, тоска по родине

Так бог оказал милость тому, на кого он (некогда) гневался, кого он заставил уйти в другую страну. Ныне сердце его возрадовалось.

Беглец, (я) бежал когда-то из-за бед своих —

Теперь слух обо мне достиг двора.

Скиталец, (я) скитался когда-то из-за голода —

Теперь я даю хлеб соседу своему.

Человек покинул когда-то землю свою из-за наготы,

Теперь у меня белые одежды, тонкое полотно.

Человек бегал когда-то (сам), не имея кого послать,

Теперь я богат челядью.

Обо мне упоминают во дворце!

О, кто бы ты ни был, бог, определивший это бегство, будь милостив, верни меня на родину! Ведь ты позволишь мне увидеть вновь место, где пребывает моё сердце. Что может быть важнее, чем погребение моего трупа в стране, в которой я родился! Приди на помощь! Произошло счастливое событие — бог явил милость. Да поступит он так же, чтобы уготовить достойный конец тому, кого он (некогда) вверг в несчастие, и пусть он сжалится над тем, кого он изгнал, обрекая жизни на чужбине!

Если же ныне он милостив, пусть услышит он мольбу пребывающего вдали (от родины) и отвратит руку, заставившую меня скитаться по земле, простерев (её) к месту, от которого он её отвёл.

Да будет милостив ко мне царь Египта! да живу я милостью его, приветствую владычицу страны, пребывающую во дворце его, выслушиваю распоряжения детей её!

Ах, если бы моё тело могло снова стать юным! Ибо старость уже наступила, дряхлость настигла меня: глаза мои отяжелели, руки мои обессилены, ноги мои, они отказываются служить, сердце устало — близка моя кончина; пусть они провожают меня в селения вечности; пусть я послужу владычице вселенной. Ах, пусть она говорит мне о благополучии своих детей! Пусть она будет жить вечно надо мною!

Указ царя

И вот рассказали его величеству, царю Верхнего и Нижнего Египта Хеперкаре, Покойному, о том положении, в котором я находился. И его величество прислал мне царские дары,— чтобы обрадовать сердце смиренного слуги, будто правителю какой-нибудь чужеземной страны; дети царя, пребывавшие во дворце его, позволили мне выслушать их распоряжения.

Копия указа, доставленного смиренному слуге, относительно его возвращения в Египет.

«Гор — Возвращающийся к жизни новым рождением, Обе владычицы — Возвращающийся к жизни новым рождением, Царь Верхнего и Нижнего Египта,— Хеперкаре, сын Ре — Сенусерт, да живёт он во веки веков!

Указ царя (его) спутнику Синухету.

Тебе препровождается этот царский указ, чтобы довести до твоего сведения следующее.

Ты обошёл чужеземные страны, отправился из Кедема в Ретену. Одна страна передавала тебя другой стране по совету твоего собственного сердца. Что же ты совершил, чтобы надо было преследовать тебя? Ты не злословил, чтобы надо было опровергать твои слова. Ты не говорил в совете сановников так, чтобы надо было выступать против твоих речей. Замысел этот, он овладел твоим сердцем, (но) не было его в (моем) сердце по отношению к тебе.

Это твоё небо (царица) — она продолжает здравствовать (и) ныне; глава её увенчана (знаками) царской власти над страной, дети её — при дворе. У тебя будут в изобилии великолепные дары, которые они будут давать тебе, ты будешь жить от их щедрот.

Возвращайся в Египет! — ты снова увидишь родину, где ты вырос, ты поцелуешь землю у великих двойных врат, займёшь место среди сановников. Ведь ты уже начал дряхлеть, утратил мужскую силу, вспоминаешь о дне погребения, о переходе к состоянию блаженства.

Тебе назначат ночь, посвящённую маслу сефет и пеленам из рук Таит. Тебе устроят похоронную процессию в день погребения; футляр для мумии — из лазурита; над тобою, находящимся в саркофаге, поставленном на полозья,— небо, и быки влекут тебя, и музыканты впереди тебя.

Исполнят пляску Муу перед дверью твоей гробницы. Огласят для тебя список даров, совершат заклание против твоей стены; колонны твои будут возведены из белого камня среди (гробниц) царских детей.

Не умрёшь ты на чужбине, не похоронят тебя азиаты, не завернут тебя в баранью шкуру, не насыплют для тебя могильного холма. Слишком поздно (для тебя) скитаться (?). Позаботься о своём трупе и возвращайся».

Этот указ дошел до меня, когда я находился среди моего племени. Его прочитали мне. Я пал ниц, коснулся земли. Я приложил его (царский указ) развёрнутым к своей груди. Я обошёл кругом своё становище, радостно восклицая:

— Возможно ли, чтобы так было поступлено по отношению к слуге, которого сердце увлекло в чужие страны! Сколь же прекрасно милосердие, спасающее меня от смерти,— ты уготовишь мне конец, (при котором) тело моё (останется) на родине!

Ответ Синухета царю

Копия донесения по поводу этого указа.

Слуга дворца Синухет говорит:

— «С миром! Весьма милостиво, что бегство это, совершённое смиренным слугою неведомо для (самого) себя, (правильно) распознано тобою, о благодетельный бог, владыка Обеих земель, любимый богом Ре, хвалимый богом Монту, господином Фив!

Амон, владыка престолов Обеих земель, Собк-Ре, Гор, Хатор, Атум и его Эннеада, Сопд, Нефербау, Семсеру, Гор восточный, Владычица города Буто, — да пребывает она на твоей главе, — Совет (богов), находящийся на водах, Мин — Гор, обитающий в пустынях, Уререт, владычица Пунта, Нут, Хароерис, Ре и все боги Египта и островов Великой Зелени,— да ниспошлют они тебе жизнь и благоденствие, да наделят они тебя своими дарами, да ниспошлют они тебе время без границ и вечность без предела! Да распространится страх перед тобой по долам и горам,— ты покорил (всё), что обегает солнечный диск! — Вот пожелание смиренного слуги своему господину, спасающему его Аменти.

Владыка познания, познавший род людской, он распознал (это, пребывая) в (своём) величественном дворце. Смиренный слуга страшился говорить об этом, слишком серьёзное дело — разглашать это. Великий бог, подобие Ре, вразумляет того, кто служит ему по доброй воле. Смиренный слуга — в руке того, кто заботится о нём; пусть же (я) буду (и впредь) находиться под его водительством. Ибо твоё величество — Гор побеждающий, твои руки обуздывают все страны.

Да повелит также твоё величество, чтобы были приведены (к тебе) Меки из Кедема, Хентииауш из Хенткешу, Менус из обеих земель Фенху. Это правители с хорошо известными именами, взращенные в любви к тебе; нет надобности упоминать о стране Ретену — она принадлежит тебе, как твои собаки.

Что до этого бегства, совершённого смиренным слугою, то я не замыслил его, не было его в моём сердце, я не задумал его: я не знаю, что оторвало меня от моего местопребывания. Это было как сновидение, подобно тому как обитатель болот видит себя в Элефантине, человек лагун — в земле нубийской. Я не был объят страхом, за мною не погнались, я не услышал порочащего слова, моего имени не услышали из уст глашатая. Но я задрожал всем телом, ноги мои помчались; сердце моё повело меня; бог, судивший это бегство, увлёк меня. Я ведь не был самонадеян и прежде (?), ибо страшится человек, знающий свою землю. Ре преисполнил страхом пред тобой Землю (египетскую), ужасом — все чужие страны.

На родине ли я, здесь ли я — ведь ты властен сокрыть этот горизонт: восходит солнце по твоему желанию; воду в реках — её пьют, когда ты (этого) пожелаешь; воздух в небе — его вдыхают, когда ты (это) повелишь!

Смиренный слуга передаёт свои права своему потомству, которое он породил здесь. Да поступит твоё величество, как оно пожелает, ибо живут воздухом, который ты даруешь.

Да возлюбят Ре, Гор, Хатор твой священный нос, которому Монт, господин Фив, желает дышать вечно!

Возвращение в Египет

Затем пришли к смиренному слуге. Мне позволили провести в Иаа день, в течение которого я передал моё имущество моим детям. Мой старший сын стал во главе моего племени, всё моё имущество перешло в его руки: мои люди, все мои стада, все мои плоды, все мои плодовые деревья.

Затем смиренный слуга пустился в обратный путь, взяв направление на юг. Я сделал остановку у «Дорог Гора». Тамошний начальник, командовавший отрядом пограничников, послал донесение в столицу, чтобы дать знать (его величеству).

И его величество распорядился, чтобы прибыл опытный управляющий поселянами царских угодий — за ним (следовали) нагруженные суда с подарками от царя для бедуинов, которые пришли со мною, провожая меня к «Дорогам Гора».

Я назвал каждого из них по его имени. Каждый прислужник выполнял свои обязанности.

Я тронулся в путь и поплыл под парусами; месили и процеживали, сопровождая меня, пока я не достиг города Иту.

Аудиенция у царя

И вот, чуть забрезжило, раным-рано, пришли звать меня. Десять человек приходило, (и) десять человек шествовало, ведя меня ко дворцу.

Я коснулся челом земли между Сфинксами, и дети царя стояли в воротах при моём приближении, и сановники, вводящие в залу аудиенций, указывали мне дорогу во внутренние покои. Я застал его величество (восседавшим) на золотом троне, в нише (?).

Когда же я распростёршись лежал на своём животе, я растерялся перед ним. Этот бог приветствовал меня дружески, а я был как человек, застигнутый сумерками: душа покинула меня, тело моё обессилело, сердце моё, его не было (больше) в груди моей — я был ни жив ни мёртв.

И его величество сказал одному из этих сановников:

— Подними его, он может обращаться ко мне.

И его величество сказал:

— Вот ты и вернулся! Ты исходил (много) чужеземных стран. Скитания взяли своё — ты одряхлел. Ты достиг глубокой старости. Немаловажное дело — твоё будущее погребение: ты не будешь похоронен лучниками. Не поступай, не поступай во вред (самому) себе впредь (?). Ты не говоришь, хотя произносят твоё имя.

Я же боялся наказания. Я ответил на это ответом боязливого:

— Что это говорит мне мой господин? Ах, если бы я мог ответить на это! Но я не могу ничего сделать. Это ведь была рука бога, это был ужас, который живёт во мне (теперь), как и при выполнении предрешённого бегства.

Вот я пред тобою! Тебе принадлежит жизнь, и да поступит твоё величество, как оно пожелает!

И было приказано ввести детей царя. И его величество сказал супруге царя:

— Посмотри, Синухет вернулся в обличье азиата, прирождённого бедуина.

Она испустила пронзительный крик, а дети царя закричали все вместе. И они сказали пред его величеством:

— Это, конечно, не он, о государь, мой господин.

И его величество сказал:

— Это, конечно, он.

А они (дети царя) принесли с собою свои ожерелья — менит, свои трещотки, свои систры. И они протянули их его величеству.

— (Простри) твои руки к прекрасной, о царь, пребывающий вечно, к украшению владычицы неба.

Да ниспошлёт Золото жизнь твоему носу! Да соединится с тобою владычица звезд.

Да плывёт корона Верхнего Египта к северу.

Да плывёт корона Нижнего Египта к югу, сливаясь воедино по твоему речению.

Да будет урей на твоём темени,

И да рассеются пред тобою злонамеренные (?) люди.

Да будет милостив к тебе Ре, владыка Обеих земель!

Хвала тебе, так же как и владычице вселенной!

Отврати свой рог, отложи свою стрелу!

Дай воздух тому, кто задыхается!

Пожалуй нам наш дорогой подарок — этого шейха, «сына Мехит», лучника, рождённого в Египте. Он совершил бегство из боязни перед тобою, он покинул страну из страха перед тобою. Не должно омрачаться лицо того, кто узрел твоё лицо; не должен бояться глаз, который взглянул на тебя!

И его величество сказал:

— Пусть он не боится, пусть он не изнывает от страха: он будет семером среди сановников, он будет введён в круг придворных. Ступайте вы в утренние покои (?), чтобы прислуживать (?) ему.

Синухет в доме царевича

И вот я вышел из помещения, причём дети царя поддерживали меня под руки, и мы пошли затем к великим двойным вратам. Я был водворён в дом царского сына, великолепно убранный; там было прохладное помещение, были изображения божеств горизонта; там были дорогие вещи из сокровищницы: одежды из царского полотна, а также мирра и первосортное масло (для) царя и сановников, которых он любит,— в каждой комнате. Каждый прислужник выполнял свою работу. Годы были сброшены с моих плеч: я был побрит, мои волосы были подстрижены. Бремя было отдано пустыне, одежды — тем, кто кочует среди песков. Я был облачён в тонкое полотно, умащён первосортным маслом, положен спать в постель; я предоставил песок тем, кто обитает среди песков, деревянное масло тому, кто натирается им.

Эпилог

Мне был пожалован загородный дом, принадлежавший (прежде) одному сановнику. Много искусных мастеров восстанавливали его; все деревья в его саду были посажены заново.

Мне приносили кушанья из дворца три, четыре раза в день — сверх того, что давали дети царя, — ни на миг не переставая.

Для меня была воздвигнута пирамида из камня среди пирамид. Начальник каменотёсов пирамиды принимал землю для неё; начальник живописцев расписывал; скульпторы вырезали; начальники работ, состоявшие при некрополе, наблюдали за (всем) этим. Позаботились о том, чтобы все принадлежности, обычно помещаемые в склепе, были там.

Для меня были назначены заупокойные жрецы. Для меня было установлено заупокойное владение (?) с полями перед (моим) пристанищем, как это обычно делается для первого семера. Моя статуя была покрыта золотом, её передник был из светлого золота. Это его величество повелел сделать её! Нет простого человека, для которого было бы сделано что-либо подобное!

И я был в милости у царя, пока не пришёл день смерти.

Доведено от начала до конца в соответствии с тем, что было найдено в книге.

Тутанхамон

Тутанхамон – фараон Древнего Египта из 18-й династии Нового царства, который правил страной в 1332-1323 годах до нашей эры.

В предыдущих главах (Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4) я подробно описывал скульптуры фараонов на улице перед входом в отель. Там было проще. Внутри самого отеля «Фараана» скульптур фараонов и статуй древнеегипетских богов еще больше. Надписей никаких нет. Обслуживающий персонал кроме того, что это фараоны, ничего путного сказать не может. Предстоит интересный поиск!

Рассказ о любом боге древнего египта

Копия статуи фараона в натуральную величину в центральном холле отеля «Фараана». Кто бы это мог быть?

Для идентификации той или иной копии скульптуры трудней всего найти оригинал, с которого делалась эта копия. Дополнительная сложность была в том, что иногда большие копии в виде скульптур делались из оригинальных маленьких статуэток.

Второй путь поиска заключается в прочтении древнеегипетских иероглифов, которые были на оригинале и которые должен был сохранить скульптор, делая соответствующие копии. Для этого пришлось воспользоваться кодом дешифровки, предложенным Жан-Франсуа Шампольоном и подробно описанным мной в первой части серии рассказов о фараонах.

Относительно скульптуры на первом снимке были использованы оба метода. Для этого пришлось сделать несколько фото с разных ракурсов и с разной деталировкой.

Рассказ о любом боге древнего египта

Центральный холл отеля «Фараана». Эта же статуя, что и на первом снимке, сделанная в фас.

Рассказ о любом боге древнего египта

Снимок верхней части скульптуры. На голове статуи мы видим полосатый плат, состоящий из трех частей, так называемый, немес и урей. Урей – это символ в виде кобры в боевой стойке, указывающий на принадлежность к царскому убору фараонов. Клафт (либо немес) выполнял функции головного убора в виде платка, закрывающего голову и лоб. Кроме символического значения, он приносил пользу: оберегал от солнечных лучей, песка, пыли. Но такое убранство было у всех фараонов, а по лицу определить принадлежность пока не удается.

Рассказ о любом боге древнего египта

Увеличенный снимок нижней части скульптуры. На начальных этапах развития Древнего Египта правители носили схенти – набедренную повязку. Это уже интересней, так как мы видим надписи на ней и появляется ключ к разгадке!

Рассказ о любом боге древнего египта

Пытаюсь прочитать надпись на поясе и, наконец, удача. Это картуш Тутанхамона! Сравните:

Рассказ о любом боге древнего египта

У фараона было два имени: тронное и личное. С личным именем все понятно – это имя, данное при рождении, а тронное имя – это имя, которое принималось при коронации и часто содержало отсылку к богу Ра. Тронное имя являлось самым важным именем в титуле древнеегипетских царей, и оно добавлялось как второй картуш к имени личному. На пряжке пояса имеется еще одно из имен фараона, которое было дано ему при короновании.

Рассказ о любом боге древнего египта

Расшифровка личного имени Тутанхамона

Рассказ о любом боге древнего египта

При рождении молодого фараона в 1345 году до н.э. ему было присвоено имя «Тут-анх-Атон», которое впоследствии сменили на «Тут-анх-Амон», когда значение религиозной реформы в Амарне пошло на убыль и постепенно поклонение богу Атону было оставлено в пользу старого египетского пантеона во главе с Амоном. На позолоченном троне, обнаруженном Говардом Картером в гробнице KV62, содержится царский картуш, который указывает личное имя фараона в период атонизма: «Тут-анх-Атон Хека-Иуну-Шема», т.е. «Живой образ Атона, Правитель Гелиополя» или «Тот, кто живет с Атоном, Правитель верхнего Гелиополя». После возврата центральной власти обратно в Фивы его личное имя стало звучать как«Тут-анх-Амон», т.е. «Тот, кто живет с Амоном» или «Живой образ Амона»; тронное имя — «Неб-хеперу-Ра», т.е. «Господин проявления Ра».

Вертикальная надпись на юбке с именем, данным при рождении гласит: «Тутанхамон, вечно живой, подобно Ра» (смотри предыдущий снимок крупным планом и последующий снимок).

Рассказ о любом боге древнего египта

Дальше все просто. Сравним копию статуи Тутанхамона (теперь в этом нет никакого сомнения) в отеле «Фараана» со статуэткой из гробницы фараона.

Рассказ о любом боге древнего египта

Эта статуя была одной из пары, которая когда-то охраняла вход в погребальную комнату и действовала как страж гробницы и как дух «Ка».

Древние египтяне верили в существование у человека нескольких душ. Тутанхамон имел две статуи «Ка», которые во время траурной процессии несли в почетном ряду. В погребальных покоях фараона эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу. У «Ка» Тутанхамона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти. Древние скульпторы и художники много раз повторили его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по погребальной традиции древних египтян эти размеры соответствовали росту умершего. При жизни рост царя был равен 1,63 метра.

Рассказ о любом боге древнего египта

Все полностью совпадает. Синий цвет ассоциировался со всем небесным, А теперь посмотрим на оригинал.

Статуи Ка фараона Тутанхамона.

Статуи «Ка» в передней комнате гробницы Тутанхамона.

Гробницу Тутанхамона охраняли две такие вот статуи «Ка» — воплощения духа самого фараона. Обе статуи «Ка» фараона Тутанхамона размещались в противоположных концах вестибюля у входа в погребальную камеру. Изначально статуи были завернуты в льняные ткани, истлевшие следы которых Говард Картер нашел при исследовании передней комнаты. Вот как он их описывает:

«Высота статуй 192 см. Длина 98 см. Ширина 53,3 см. Материал — дерево, черная смола, позолота, бронза.

Головы обеих статуй украшены царскими уреями. В руках жезл и палица. На голове левой статуи 29 надет мешкообразный головной убор хат. На пряжке пояса имеется одно из имен фараона Небхеперура, которое было дано ему при короновании и надпись на плиссированной набедренной повязке: «Совершенный бог, наполненный блеском, фараон, которым гордятся, царский ка Горахти, Осириса и Владыки Двух Земель, нареченный Небхеперура».

Статуи «Ка» защищали от разрушения тела фараона. Цвет кожи был как у бога Осириса и символизировал круговорот возрождения, увядания и повторного возрождения, как в природе.»

25

Январь 1924 года. Реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты гробницы Тутанхамона.

Прежде, чем перейти к описанию гробницы и сокровищ Тутанхамона, я хотел бы обратить внимание еще на три статуэтки в центральном холле отеля «Фараана».

Рассказ о любом боге древнего египта

На столике в центральном холле мы видим три статуэтки Тутанхамона на спине леопарда.

Рассказ о любом боге древнего египта

Эти же статуэтки более крупным планом. Сравним с оригиналом.

Рассказ о любом боге древнего египта

Золотая статуэтка Тутанхамона, едущего на черном леопарде.

Рассказ о любом боге древнего египта

На данных фото можно видеть фараона Тутанхамона в Красной короне повелителя Нижнего Египта (слева) и белой короне повелителя Верхнего Египта. Высота от 59 см до 73 см. Материал – дерево, позолота, бронза. Зал 45 и 40. Тела статуй были обернуты льняными тканями, изготовленными на третий год правления фараона. Выступающий живот и низкие линии бедер  характерны для искусства амарнского периода.

Рассказ о любом боге древнего египта

Одна из двух схожих статуэток, обнаруженных в гробнице, известных как «Фараон на леопарде», вызвала полемику среди египтологов. По мнению одних исследователей, это фиванский стиль, по мнению других — амарнский. Фигура имеет явно женские черты. Трудно объяснить, почему фараону придали женоподобные черты.

Этот фараон не был выдающимся правителем, царствовал он недолго и умер почти юношей. Своими действиями в период правления он не снискал особенной популярности, но Тутанхамона прославила его гробница, найденная абсолютно нетронутой и не разграбленной с уникальными, драгоценными древнеегипетскими артефактами, которые нам посчастливилось увидеть в Каирском музее.

Об этом в следующей части.

Продолжение следует

Автор Михаил Назаров

Фото Михаила и Татьяны Назаровых

♦  Рубрика: Египет.
♥  Метки: отель Фараана > фараоны > Шарм эль Шейх

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.

Тайна 4-х стихий: масти игральных карт и темпераменты людей.

2Задолго до видеоигр люди уже
моделировали жизнь, войны, интриги, бизнес.

Ни одно популярное периодическое издание не обходится
сейчас без астрологов, хиромантов, каббалистов и прочих. Интерес публики к
таинственному миру магии всегда велик. Уделим же и мы несколько страниц
искусству предсказания – гаданию на картах.

Игральные карты при внимательном взгляде на них не могут
не интриговать: разнообразие игр, сложная логика взаимоотношений, чередование
взлетов и падений, неудач и удивительного везения. Все это слишком напоминает
жизнь, чтобы приравнять карты, скажем, к домино или к таким черно-белым, чисто
военным, играм как шахматы и шашки. Даже негативная роль карт – завораживающая
сила азарта происходит отсюда же: карты не только напоминают жизнь, они могут
быть интереснее и дороже жизни, но это уже другая тема.

В картах есть то, что современная наука называет
системностью. Колода карт полностью соответствует тем требованиям к
моделированию сложных систем, которые применяются в современных компьютерных
прогнозах знаменитого Римского клуба. Но ЭВМ здесь не нужны.
Есть четыре основных темперамента: холерик – бубновая масть, сангвиник – пика,
флегматик – треф, меланхолик – черва. Есть короли и дамы, характеризующие
зрелую личность, и валеты (или пажи) – те же темпераменты в молодости, причем
между юношами и девушками разница не существенна. Числовые карты – набор
стандартных ситуаций, имеющих отношение к разным сферам:
— семья, духовная жизнь, удовольствия, это черва;
— деньги, деловая активность – бубны;
— общение, общественная служба – трефы;
— здоровье, внутренняя и внешняя энергия – пики.
Если говорить о темпераментах, то нужно вспомнить И.П. Павлова, великого
физиолога: «Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного
человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя
кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума».
Это значит, что любые человеческие взаимоотношения можно свести к
взаимодействию четырех мастей. Это особенно хорошо видно в «Трех мушкетерах»
Дюма:
— д`Артаньян – буба, холерик, авантюрист, творец нового, из таких получаются
отличные предприниматели. Естественно, он с юга и лучшее время года для него –
лето.
— Атос – пика, сангвиник, сила и ровная энергия, авторитет, это тип
руководителя. Весна, запад.
— Портос – трефа, флегматик, простоват, но честен и исполнителен, на таких
держится порядок. Отличный человек для армии, полиции, аппарата. Понятное дело,
слегка подторможен и подморожен – север, зима.
— Арамис – черва, меланхолик. Червовый валет считается подверженным чрезмерным
чувственным удовольствиям, но король признается отличным воспитателем,
наставником, хранителем духовности, врачевателем. В логике карт развитие идет
от жажды удовольствий к пониманию красоты, а от нее к высокой духовности.
«Восток – дело тонкое», — таки-да. Ну и осень с ее буйством красок, тихой
печалью и мудростью…
Вообще «Три мушкетера» отлично характеризуют всех вальтов, «Двадцать лет
спустя» — королей.
Как давно сложилось понятие о темпераменте и как это связано с историей карт –
пока неизвестно. Уже Аристотель, а до него Гиппократ пользовались учением о
темпераментах или о взаимодействии четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли
(именно пользовались как древней и надежной истиной). Вся античная и
средневековая медицина построена на взаимодействии четырех стихий.

«Все, что природа накопить сумела,
Незримо входит и в природу тела.
Земля и воздух, — прав был Гиппократ,
Вода, огонь – сей составляют ряд.
В любом из нас стихии те четыре.
Круговорот их вечен в этом мире.
Избыток иль нехватка лишь одной
Грозят больному тяжкою бедой
Эти строки написал знаменитый Абу Али ибн Сина.

Основным методом диагностики в Древнем Египте, а позже и
в Греции была инкубация – толкование «священных снов». Историк медицины Н.Д.
Лебедев так описывает эту процедуру: «После жертвоприношения и усердных молитв
в храме, больных клали спать или на коже в жертву принесенного овена (барана),
или в таинственном месте египетского храма, чтобы через сон получить благодать
божескую…
В некоторых храмах вместо больных сновидения имели сами жрецы и толковали сны,
в которых являлось им божество с наставлениями или помощью, или открываемы были
спасительные средства. Здесь-то они и предписывали средства от излечения».
На наш взгляд, именно замена толкования снов больного на сны жрецов
сопровождалась развитием системы символов – инструмента диагностики и
предвидения. Вполне вероятно, что «священно сновидение» жрецов в реальности
стало уже гаданием с помощью знаков четырех стихий. Сами эти знаки держались в
строгой тайне.
Например, древнегреческий историк Павсаний описывает Лейбадейскую пещеру
Трофония (прорицателя, чей культ постепенно сблизился с культом Асклепия,
бога-врачевателя). Жрецы здесь предсказывали, находясь в глубине пещеры, где
никто не мог их видеть, не только исход болезней, но и вообще будущее.
Учение о четырех стихиях сложилось в Древнем Египте. В Древнем Китае кроме
воды, воздуха, огня и земли, важнейшую роль играл еще металл.
Из Египта, но уже в XIV веке вместе с кочующими цыганами и вернувшимися из
походов к Святой Земле крестоносцами в Европу попали карты.
Средневековые мистики приписывают создание карт древнеегипетскому богу Тоту.
Тот рассматривается сейчас некоторыми исследователями как собирательный образ
культурного героя – изобретатель иероглифики, календаря и еще очень многих как
социальных, так и сугубо практических новинок. Ему, например, приписывают
изобретение клистира, солнцезащитных очков и других полезных, но несколько
забавных мелочей.
Карты называют древнейшей книгой — книгой Тота. В ней каждый читает о себе.
Несмотря на толстый слой мистической абракадабры, такая версия вполне вероятна.
В Древнем Египте, помимо обычных культовых храмов, существовали «Дома
жизни», где велись научная и учебная деятельность, а главное — тщательные
записи всех событий в течение сотен и тысяч лет. Их называли «Анналы
Тота». На основе их анализа и могла сложиться система гадания по четырем
стихиям. Вначале инструментом его была большая деревянная доска с делениями, на
которую бросали четыре цветных кости-фишки:
— зеленая, символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды, дающей жизнь,
но и несущей катастрофы. В средневековых картах символ масти посох, жезл, палка
с зелеными листьями, которые при упрощении печати и применении шаблонов стали
черными пиками. Необузданная энергия пиковой масти всегда настораживает
гадалок, одна пиковая дама чего стоит!
— желтая фишка, символ интеллекта, создания нового, лета, огня, юга, делового
успеха. В графике карт это солнце, монета, золотой бубенчик или символ огня,
зажженного факела — ромб, каре;
— голубая, символ простоты и порядочности, бескорыстного служения (вспомните
русское слово «голубчик» — это вовсе не человек с синеватым лицом).
Это зима, север, воздух. В картах средних веков — желудь с голубым колечком
(символ рыцарства у германцев) или скрещенные мечи, шпаги — отсюда крест,
трефы.
— наконец, красный цвет фишки связан, конечно, с красотой, радостью,
удовольствиями. Но, прежде всего, это символ духовности и пассивного начала —
земли, востока, осени. В картах изображались кубки, чаши как атрибут причастия
и брачного обряда, а также сердца — известный символ милосердия, иногда книги.
Эта масть связывается с педагогикой, передачей чужих знаний дальше. Для
добывания знаний нужен другой характер — д’Артаньяна, бубновый.
Но, конечно, в жизни все сложнее, чем в «Трех мушкетерах», и чистые
типы темпераментов бывают только в романах.
Стихии взаимодействуют не только в окружающем мире, но и внутри каждого из нас.
Всеобщую взаимосвязь изменений в природе и в человеке показывает Ибн Сина:
Зимою в теле флегмы проявленье,
А по весне приходит кровь в волненье.
Желчь желтая преобладает летом.
Желчь черная — порой осенней, следом.»
Эта зависимость, кстати, подтверждается современной социологией на фактическом
материале.
Вероятно, в древности по картам предсказывали и погоду, и политические события.
Существует четкая взаимосвязь между символикой карт и гаданием по руке,
звездам, Каббале.
Но со времен крестоносцев карты говорят только о судьбе, и это искусство не
исчезает уже полтысячи лет. Считать ли такую практику «критерием
истины»?
Объяснение здесь простое. Не карты говорят вам о будущем, а вы сами, используя
их как инструмент самоанализа, активизации воображения и жизненного опыта,
проигрываете в уме возможный ход событий. Лучше всего это сделать в беседе с
подругой (женский тип мышления, в котором преобладают образы, наилучшим образом
подходит для карточного гадания).
Настраиваете себя на активные решительные действия или наоборот на спокойное
выжидание и все получается так, как подсказали карты; а вернее древние участки
вашего мозга, информация от которых идет не в виде слов, а виде образов.
Вызвать и расшифровать эти образы помогает древний язык карточной колоды.

Читайте также: Салициловая мазь и спирт Подробнее ➤

Три главных канала тонкого тела Подробнее ➤

  • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

ПЕРСИДСКАЯ ДЕРЖАВА «ЦАРЯ ЦАРЕЙ»

Проверьте себя

1. Почему многие народы принимали персидского царя как освободителя?

В отличие от ассирийцев персидские цари относились терпимо к религии и культуре завоеванных ими народов. Для выполнения административных функций царь назначал своего наместника — сатрапа. Но сатрапы никогда не действовали жестко: они разрешали сохранять обычаи и следовать традициям, поклоняться своим богам. Кроме того, Кир II разрешил всем переселенным народам вернуться на Родину, за что снискал славу освободителя.

2. Кого при Дарии Первом называли «глаза и уши царя»? Почему этих людей так называли?

«Глазами и ушами царя» называли тайных осведомителей при царе Дарии Первом. В их обязанности входило наблюдать, слушать и выискивать врагов и заговорщиков, злоумышляющих против царя.

3. Какая дорога была прозвана царской? В чём её достоинства?

Царской дорогой называли известную из сочинений Геродота мощёную дорогу, сооружённую персидским царём Дарием I в V веке до н.э. Она начиналась в Сардах (около 90 км к востоку от современного города Измир в Турции) и шла на восток к ассирийской столице Ниневии (нынешний  Мосул в Ираке), затем вела на юго-восток, к Сузам. На востоке она практически сливалась с Шёлковым путём. Строительство Царской дороги способствовало развитию торговли и сообщению между территориями Персидской державы. Царская дорога также использовалась для доставки государственных почтовых сообщений и царских указаний. По всей дороге через каждые 20-30 километров располагались посты с лошадьми и людьми, готовыми в любей момент отправиться в путь.

Познакомьтесь с документами

Подготовьте сообщение по легенде о происхождении царя Кира и легенде о пире Валтасара (см. с. 92—93).

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

О происхождении, детских и юношеских годах создателя великой Персидской державы Кира II существовало несколько противоречивых свидетельств. История Кира вскоре обросла легендами. По свидетельству Геродота, отцом Кира был персидский царь Камбис I, a матерью — Мандана, дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу), которому тогда подчинялись персы. Однажды Астиагу привиделся страшный сон, который был растолкован царскими магами так: «Повелитель, радуйся! Дитя, рожденное твоей дочерью, обретет в недалеком будущем такое могущество, что будет править всей Азией».

Царь Астиаг не только не обрадовался, но устрашился того, кем может стать его внук. Когда дочь царя Мандана выросла и ей пришла пора выходить замуж, царь решил не отдавать ее за любого мидянина, имевшего высокое происхождение. В горных окраинах его царства обитали родственные мидянам племена персов. Персы говорили на одном с мидянами языке, а правили ими люди из рода Ахемена. И вот Астиаг надумал выдать свою дочь за Камбиса, который приходился двоюродным братом тогдашнему правителю персов, Аршаму, и отличался очень кротким нравом. Этот Камбис, унаследовав власть от своего отца, Куруша Первого, сам отказался от тиары в пользу своего родича. Астиаг решил, что человек столь не честолюбивый и, значит, покорный подходит ему в зятья как нельзя лучше.

Затем царь Астиаг увидел еще один сон, который маги растолковали так: «Недалек тот день, когда сын твоей дочери станет властелином самой великой на земле державы!». Астиаг испугался, что младенец, едва появившись на свет, свергнет его с трона, что во дворце уже теперь зреет заговор против него, и надумал погубить младенца. Младенца передали пастуху и повелели оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но когда Митридат принес младенца в свою хижину в горах, он узнал, что его жена только что родила мертвого ребенка. Пастух с женой решили воспитать царского сына, как своего, а мертвого ребенка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага.

Таким образом детство Кира прошло среди царских рабов. Однажды, когда мальчику уже было десять лет, он во время игры с детьми был избран царем. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика, Артембар, пожаловался Астиагу, что его раб бьет детей царских сановников. Кир был приведен для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нем черты фамильного сходства. И действительно, Астиаг узнал правду. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему еще опасность со стороны внука. Те ответили, что сновидение уже сбылось, поскольку Кир был избран царем во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

По преданию царь Валтасар сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино из кубков, которые его отец Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского. Пили вино и славили богов. И тут царь увидел кисть руки, которая чертила огненные знаки на белой стене.

Царь испугался и повелел привести мудрецов. Царь пообещал большую награду тому, кто прочитает написанное. Мудрецы царя не могли прочитать и объяснить царю значение написанного. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился. А царица порекомендовала привести еврейского пленника Даниила, чтобы он объяснил значение. Когда привели Даниила, царь сказал Даниилу:

— Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привёл из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. О тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы.

Тогда упрекнул Даниил царя, что не чтит Валтасар Бога и унижает его всячески, как и его отец Навуходоносор. За это и послана от Бога кисть руки и написано «мене, мене, текел, упарсин», что означает, исчислил Бог царство Валтасара и положил конец ему, отдав его мидянам и персам, а сам Валтасар был взвешен на весах и найден очень лёгким.

Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту же ночь Валтасар, царь Халдейский был убит, и Дарий Мидянин принял царство.

Ответьте на вопросы

1. С каким рассказом древнегреческого историка Геродота вы уже знакомы (найдите его на с. 76)?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

Это рассказ о том, как финикийцы похитили женщин и дочь местного царя из греческого города.

2. Предположите, по­сле каких событий Даниил мог стать пленником в Вавилоне. Кто и когда разрешил евреям вернуться на родину?

Согласно Библии, Даниил был потомком знатного иудейского рода. Еще подростком он попал вместе с 3 тысячами соплеменников в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима в 597 году до н.э. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора, Валтасара, а после падения Вавилона — при дворе Кира и Дария. Среди известных эпизодов истории Даниила — его чудесное спасение в львином рву и истолкование слов «мене, мене, текел, упарсин», начертанных таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира в 539 году до н.э. В 538 году до н.э., торжественно вступив в побежденный Вавилон, царь персов Кир II Великий разрешил всем переселенным народам вернуться на родину.

Подведём итоги и сделаем выводы

Назовите две страны, в которых возникли первые в мире государства. Какие реки текут в этих странах?

Первые две страны, в которых возникли известные нам государства — это Шумер и Древний Египет. Шумерская цивилизация развивалась в эпоху ранней бронзы на юге Месопотамии – в междуречье рек Тигр и Евфрат (современный Ирак). Государство Древнего Египта зародилось на северо-востоке Африканского континента по берегам реки Нил.

Почему созданное в Двуречье письмо называют клино­писью? Какими особенностями оно обладало?

В Древнем Двуречье создали особый вид письма, называемый клинописью. Это наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки, отсюда и «клинообразные» штрихи. Каждый символ, а их было более 900 знаков, использовались для слоговой и идеографической (образной) систем, т.е. обозначали какое-либо слово (понятие) или слог, который мог быть частью другого слова. Изучать такой язык было очень сложно.

Как выглядели книги в Древнем Двуречье?

Книги в Древнем Двуречье представляли собой ящик, в котором лежали глиняные таблички-страницы книги.

Где возник древнейший алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян?

Древнейший фонетический алфавит возник в Финикии. Его создавали для упрощения письма. Для торговли требовалось умение письма и учета товаров, а клинопись или иероглифическое письмо было слишком сложным. Поэтому в Финикии разработали побуквенный алфавит, в котором каждый знак соответствовал одному звуку. Всего в финикийском алфавите было 22 знака, в отличие от нескольких сотен символов в Шумерской клинописи или Древнеегипетском письме. Таким образом, обходясь всего 22 буквами, финикийцы могли записывать любую информацию.

Как называется и где была создана первая часть Би­блии? Какие из десяти заповедей, данных Моисею согласно библейскому рассказу, вам кажутся наиболее важными?

Первая часть Библии называется Ветхий Завет. Он был создан как сборник текстов преданий и мифов иудейского народа. Это древнейшая из двух частей христианской Библии, заимствованная в христианстве из еврейской Танаха и других древних еврейских религиозных книг. В Ветхий Завет во всех христианских конфессиях входит 39 книг Танаха, являющегося общим священным текстом иудаизма и христианства. Книги Танаха были написаны в период с XIII по V в. до н. э. на древнееврейском языке.

Практически все божьи заповеди, касающиеся социальных отношений между людьми, разумны, поскольку они совпадают с общепринятой моралью. Чтобы быть хорошим человеком нужно уважать отца и мать, не красть, не лжесвидетельствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не желать имущества ближнего. Отношение к заповедям религиозного характера — это личное дело каждого. Но самое главное, что они проповедуют — это любовь к ближним, любовь к богу, который есть в каждом, т.е. любовь к себе.

В какой стране впервые стали чеканить монету? Какие преимущества давало использование монет в торговле?

Самую первую в мире монету стали чеканить в Лидийском царстве в VII веке до н.э. Ее чеканили из сплава золота с серебром. Монеты могли быть использоваться в качестве универсального заменителя товаров и единого механизма измерения стоимости. Таким образом использование монет упрощало международную торговлю, т.е. если не нашлось нужного товара для обмена, его заменяли монетами из ценных металлов.

Какие древние страны входили в состав Персидской дер­жавы при Дарии Первом?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

Персидская держава при царе Дарии Первом разрослась до небывалых размеров. Она объединяла все земли от Индии до Греции. Покоренными оказались такие государства и территории, как Вавилония, Мидия, Лидия, Финикия, Иудея, Сирия, Египет, небольшая часть Греции, Каппадокия, Армения, Элам, Кармания, Гедросия, Сагартия, Дрангиана, Саттагадия, Гандхара, Бактрия, Согдиана, Хорасмия, Маргиана, Арейя, Парфия, Гиркания.

Как писал известный филолог-антиковед М. Л. Гаспаров, «всякая мифология представляет мир большим домашним хозяйством, в котором управляется одно семейство богов». Действительно, гипертрофированные ссоры и примирения между членами пантеона богов напоминают коллизии человеческой жизни, с той лишь разницей, что мирское существование оказывается гораздо менее драматичным и непредсказуемым.

Трагизм взаимоотношений между богами повлёк за собой возникновение театра, где в диалоговой форме разыгрывались знакомые всем грекам с детства мифологические сюжеты. Кстати, жители Пелопоннесского полуострова имели весьма специфическое отношение к собственным богам и хитросплетениям их биографий. Для мифологического сознания характерно ссобое восприятие, в котором переплелись объективные исторические аргументы и вопросы субъективной веры.

Мифологические сюжеты органично вплелись в реальную жизнь древних греков, воплотившись в литературе, изобразительном искусстве, ювелирном мастерстве и керамике. Помимо эдакого кладезя национальных традиций, мифология представляла собой необходимый свод морально-этических заветов и наставлений, которые можно использовать в воспитании подрастающего поколения. Это весьма универсальная летопись сказаний и легенд, доступная для понимания и осмысления в любом возрасте. Немаловажным аспектом мифологии является её связь с культовыми действиями и ритуалами, которые определяли весь годичный календарь древних греков.

Представление древнегреческого исполнителя-аэда. <br>

Представление древнегреческого исполнителя-аэда. Источник: empresasdesucessos.com

Греки трактовали смену времён года, а следовательно и весь аграрный цикл как повторяющуюся цепь историй из жизни богов, легенды об их гибели и воскрешении. Вскоре эти события из ритуальной формы перешли в плоскость драматического искусства. Некоторые культовые празднества сохранились вплоть до начала нашей эры. Например, Элевсинские мистерии, представляющие собой целый комплекс обрядов инициации в аграрный культ Деметры и Персефоны. Они появляются около 1500 г. до н. э., а период их непосредственного празднования — более двух тысяч лет. Обряды в Элевсине попали под запрет после указа императора Феодосия I, который в 392 году повелел закрыть храм Деметры в целях борьбы с язычеством и для укрепления христианской веры.

Пантеон древнегреческих богов исчисляется десятками персонажей, однако можно выделить несколько наиболее знаковых фигур, мифы о которых оказали существенное влияние на культуру европейцев и сохранились в том или ином виде до наших дней.

Так, возникновение театра непосредственно связано с культом бога Диониса, которого традиционно связывают с покровительством виноделию и безудержными вакхическими плясками. В целом, история Диониса во многом схожа с перипетиями судьбы древнеегипетского Осириса, однако влияние этого персонажа древнегреческой мифологии на последующую европейскую культуру несравненно выше. Кстати, в Греции наряду с культом виноградной лозы Дионис прославился как покровитель деревьев и всех древесных насаждений. Он часто изображался в форме обыкновенного вертикального истукана без рук, в плаще, с бородатой маской на голове, окаймлённой ветвями и листьями деревьев.

Помимо виноградарства, Дионис покровительствовал также любому пищевому изобилию, плодородному земледелию. По сюжету мифа, он был богом-пахарем, который первым запряг быков в плуг, существенно облегчив тем самым ручной труд земледельца. А наиболее существенным аспектом дионисийского мифа является эпизод о его воскресении. Интересно, что именно эта часть биографии Диониса стала вначале разыгрываться в обрядовой форме.

Значение таких простых ритуальных действ заключается в воспроизведении катарсиса — нравственного очищения в результате душевного потрясения или перенесённого страдания. Этот психологический эффект, оказываемый воздействием драматического представления на зрителя, был выявлен Аристотелем в трактате «Поэтика» и стал на многие века ключевой категорией европейской драматургии.

Античное пиршество — симпосий. <br>

Античное пиршество — симпосий. Источник: earth-chronicles.ru

Мифология представляет собой систему представлений людей о жизни во времена предков, которые первыми получили необходимый набор благ: мастерство добывания огня, практику ремёсел, земледелие и использование домашнего скота. К тому же боги привнесли в жизнь людей ряд социальных институтов, которые позже нашли отражение в древнегреческой полисной системе и нормах римского права. Специалисты по мифологии называют такого рода богов «культурными героями», творцами всех материальных ценностей.

Типичным примером такого героя является Прометей, который пошёл на конфликт с богами, чтобы подарить обделённым людям искусство добывания огня. Любопытно, что нередко у таких культурных героев есть брат-антипод. У Прометея — это Эпиметей. Один из двух братьев великого титана Эпиметей женился на Пандоре, которая, открыв заветный ящик (в тексте мифа — кувшин-пифос), выпустила на свет все людские беды и несчастья. В отличие от своего брата, Эпиметей был настоящим «человеконенавистником»: он решил поделить между животными разные таланты и способности к выживанию, но ничего не оставил человеку. Потому брат Прометей, сжалившись над беззащитными людьми, обучил их навыку добывания огня.

В структуре мифа о Прометее и его брате заложена типичная для мифологии пара героев: герой-демиург (творец) и герой-трикстер (разрушительный озорник). Эта мифологическая пара играет очень важную, практически экзистенциальную роль во всей европейской культуре последующих столетий. Если герой-творец созидает и наводит порядок, то трикстер, постоянно внося хаос и дисгармонию, тем самым побуждает творить снова и снова. Так возникает порядок из хаоса — ключевой пункт космогонии древних греков.

Ещё одним аспектом мифологии, затрагивающим жизнедеятельность человека, является спорт и зарождение Олимпийских игр. Появившись в священном для древних греков городе Олимпии и просуществовав с 8-го в. до н. э. по 4-й в. н. э., Олимпийские игры были важнейшим событием для рядовых греков, выходящим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Естественно, возникновение такого социально значимого явления не могло пройти без участия олимпийских богов. Одна из распространённых легенд о создании игр гласит: однажды царь Элиды Ифит обратил внимание на то, что люди устали от постоянных войн.

Он обратился за помощью к богам. Те повелели ему устроить масштабные атлетические празднества. Тогдашние могущественные правители Ифит, спартанский царь Ликург и афинский Клисфен установили распорядок и свод правил. Олимпию сделали столицей игр и объявили город священным местом, а это означало, что в пределах Олимпии во время игр запрещалось носить с собой оружие.

Другая легенда связана с сыном Зевса, Гераклом, который привёз в Олимпию священную оливковую ветвь и там же объявил о создании игр, посвятив их победе Зевса над Кроносом. Не стоит забывать, что Олимпийские игры являлись важнейшей частью религиозного церемониала. Первый день древних игр отводился на жертвоприношения, причём делали их непосредственно атлеты, подводя жертв к алтарю.

Прометей, создающий первого человека.

Прометей, создающий первого человека. Источник: magisteria.ru

Миф представляет собой произведение устного народного творчества (так, эпосы Гомера исполнялись древнегреческими певцами-аэдами), создаваемое на протяжении нескольких поколений. Интересно, что субъектом познания и творчества здесь выступает не конкретный автор, а коллективное сообщество, аккумулирующее в мифологической системе свои представления и взгляды на окружающий мир.

Мифология при этом имеет не только познавательно-объяснительную сущность, но и функцию конструирования культуры, воссоздания тех мировоззренческих принципов, которые до сих пор коренятся в архетипах сознания. Об этом ещё в 1920-е гг. писал русский мыслитель А. Ф. Лосев: «Если брать реальную науку, то есть науку, творимую живыми людьми в определённую историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая из неё свои исходные интуиции».

  • Рассказ о любой стране окружающий мир 3 класс
  • Рассказ о любом герое великой отечественной войны
  • Рассказ о любом защитнике отечества
  • Рассказ о любом композиторе
  • Рассказ о любом виде спорта на английском