Рассказ о любимом композиторе

Контакты преподавателя: идентификатор конференции: 787 6335 4363 пароль: 1ft7lg тел.: 7916595-15-04 задание от 18.12.2021 слушание музыки 1 в пп, 1

Контакты преподавателя:

Идентификатор конференции: 787 6335 4363
Пароль: 1ft7LG

Тел.: +7(916)595-15-04

Задание от 18.12.2021

Слушание музыки

1 В (ПП), 1 б (ОР)

Учебник с. 26-27. Сочинить мелодию, похожую на волну в До мажоре, 8 тактов, сыграть или спеть её – тем, кто не сделал.

1 А (ПП), 1 Б (ПП)

Принести ноты одного произведения, свой инструмент (тем, кто играет не на фортепиано), подготовить письменный рассказ об исполняемом произведении (характер, темп, тональность, размер, динамика, штрихи и др.).

2 Б (ПП), 2 В (ПП), 2 а (ОР)

Учебник с. 29-30 заполнить.

Принести ноты одного произведения, свой инструмент (тем, кто играет не на фортепиано), подготовить письменный рассказ о композиторе и об исполняемом произведении (характер, темп, тональность, размер, динамика, штрихи и др.).

3 Б (ПП), 3 В (ПП) 3 а (ОР)

Найти в своих исполняемых произведениях период, отметить в нотах предложения, фразы, мотивы – тем, кто не сделал.

Принести ноты одного произведения, свой инструмент (тем, кто играет не на фортепиано), подготовить письменный рассказ о композиторе и об исполняемом произведении (характер, темп, тональность, размер, динамика, штрихи и др.).

Музыкальная литература

4 Б (ПП), 4 а (ОР), 4 б (ОР)

С. 168-182 — пересказ. Подготовиться к музыкальной викторине по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Список фрагментов:

Испанский танец Шоколад

Арабский танец Кофе

Китайский танец Чай

Русский танец Трепак

Танец пастушков

Вальс цветов 1 тема

Вальс цветов 2 тема (си минор)

Па-де-де (Адажио)

Танец Феи Драже

5 А (ПП), 5 Б (ПП), 5 В (ПП), 5 а (ОР), 5 б (ОР)

С.90-96, записи в тетради, играть муз. фрагменты по учебнику (все номера из оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро», кроме №32 и №33). Подготовиться к музыкальной викторине по опере.

Список фрагментов:

Увертюра главная партия

Увертюра побочная партия

Каватина Фигаро 1 тема

Каватина Фигаро 2 тема

Ария Фигаро

1 ария Керубино

2 ария Керубино

Ария Сюзанны

6 Б (ПП), 6 а (ОР)

Подготовить рассказ об одном из композиторов (Алябьев, Варламов или Гурилёв) – тем, кто не сделал. Подготовить к сдаче игру фрагментов из учебника зарубежной музыки (список был дан на уроке). Повторить темы по жизни и творчеству И.С. Баха (у каждого своя тема, распределили на уроке).

7 А (ПП)

Подготовить выступление по разбору своего исполняемого произведения – тем, кто не сдал.

Н.А. Римский-Корсаков Жизненный путь (пересказ) – повторить. Римский-Корсаков «Шехеразада» – пересказ. Подготовиться к музыкальной викторине – тем, кто не написал.

Список фрагментов:

Тема Шахриара

Тема Шехеразады

1 часть г.п. тема моря

1 часть п.п. тема корабля Синдбада

2 часть

3 часть тема царевича

3 часть тема царевны

4 часть

7 б (ОР)

Подготовиться к муз. викторине по опере «Князь Игорь» — тем, кто не написал.

Выбрать произведение для подробного разбора на экзамене, принести литературу по выбранной теме. Подготовить полный текст ответа (записать, пересказать).

Н.А. Римский-Корсаков Жизненный путь – письменный конспект, пересказ.

8 А (ПП)

М.П. Мусоргский Жизненный путь, «Борис Годунов» пролог,1 действие – пересказ. Подготовить билет №8, №9.

Каватина Фигаро 1 тема

Сольфеджио

1 б (ОР)

Учебник № 36 проставить стрелки для дирижирования, играть и петь, подписать римскими цифрами ступени в учебнике. № 37 – играть и петь наизусть.

Калинина с. 15 № 20, 21.

2 а (ОР)

От «до #» и «фа #» вверх написать, играть и петь все интервалы.

Учебник № 145 (наизусть в Фа мажоре), транспонировать и петь по нотам в Соль и Ре мажоре.

5 а (ОР)

Калинина с. 23 № 5 A-dur, № 7,8,9.

№ 128 нижний голос играть, верхний петь.

Задание от 11.12.2021

Слушание музыки

1 А (ПП), 1 Б (ПП), 1 В (ПП), 1 б (ОР)

Учебник с. 24-25. Сочинить мелодию, похожую на волну в До мажоре, 8 тактов, сыграть или спеть её.

2 Б (ПП), 2 В (ПП), 2 а (ОР)

Учебник с. 26-27 читать. Подготовить рассказ об одном из венских классиков.

3 Б (ПП), 3 В (ПП) 3 а (ОР)

Учебник с. 62 – выучить таблицу и определение периода, подготовиться к самостоятельной работе по этой теме. Найти в своих исполняемых произведениях период, отметить в нотах предложения, фразы, мотивы.  

Музыкальная литература

4 Б (ПП), 4 а (ОР), 4 б (ОР)

С. 166-178 — пересказ.

5 А (ПП), 5 Б (ПП), 5 В (ПП), 5 а (ОР), 5 б (ОР)

С.90-95, записи в тетради, играть муз. фрагменты по учебнику (все номера из оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро», кроме №32 и №33).

6 Б (ПП), 6 а (ОР)

Подготовить рассказ об одном из композиторов (Алябьев, Варламов или Гурилёв).

7 А (ПП)

Н.А. Римский-Корсаков Жизненный путь (пересказ) – повторить. Римский-Корсаков «Шехеразада»– пересказ. Подготовиться к музыкальной викторине.

7 б (ОР)

Подготовиться к муз. викторине по опере «Князь Игорь».

Выбрать произведение для подробного разбора на экзамене, принести литературу по выбранной теме. Подготовить вступительную часть (записать, пересказать).

8 А (ПП)

М.П. Мусоргский Жизненный путь, «Борис Годунов» пролог – пересказ. Подготовить 1 часть билета №9.

Сольфеджио

1 б (ОР)

Калинина с. 23 – повторить теорию в До мажоре (гамма, Т53, устойчивые и неустойчивые ступени, вводные ступени), подготовиться к самостоятельной работе по этой теме.

Учебник № 37проставить стрелки для дирижирования, играть и петь, подписать римскими цифрами ступени в учебнике.

2 а (ОР)

Учебник № 145 транспонировать в Соль и Ре мажор, петь в 3-х тональностях.

Калинина с. 18 № 12,13,14.

5 а (ОР)

В Соль и Ре мажоре написать и петь Д7 с обращениями и разрешением.

№ 128 нижний голос играть, верхний петь, сочинить аккомпанемент (или бас) к № 75, записать в нотную тетрадь.


Задание от 4.12.2021

Слушание музыки

1 А (ПП), 1 Б (ПП), 1 В (ПП), 1 б (ОР)

Учебник с. 21 – выучить таблицу музыкальных инструментов, выполнить рисунок одного из инструментов, подготовить небольшой рассказ о нём.

2 Б (ПП), 2 В (ПП), 2 а (ОР)

Учебник с. 22-25 читать. Письменно сравнить 3 из 4-х пьес на с. 94-98 (8-10 предложений) – тем, кто не сделал.

3 Б (ПП), 3 В (ПП) 3 а (ОР)

Написать сочинение-сравнение трёх произведений (минимум 10 предложений):

1.    П.И. Чайковский «Песня жаворонка» из «Детского альбома»

2.    П.И. Чайковский «Март. Песнь жаворонка» из цикла «Времена года»

3.    М.И. Глинка романс «Жаворонок».

Музыкальная литература

4 Б (ПП), 4 а (ОР), 4 б (ОР)

С. 143-149 — пересказ.

5 А (ПП), 5 Б (ПП), 5 В (ПП), 5 а (ОР), 5 б (ОР)

В.А. Моцарт Жизненный путь – пересказ (повторить). С.90-94, записи в тетради, играть муз. фрагменты по учебнику.

6 Б (ПП), 6 а (ОР)

Принести учебник Козловой «Русская музыкальная литература».

И.С. Бах Жизненный путь – пересказ (повторить). Бах Прелюдия и фуга до минор, Токката и фуга ре минор – пересказ.

7 А (ПП)

Н.А. Римский-Корсаков Жизненный путь (пересказ) – повторить. Римский- Корсаков «Шехеразада» 1 часть – пересказ.

7 б (ОР)

Подготовиться к муз. викторине по опере «Князь Игорь».

Выбрать произведение для подробного разбора на экзамене, принести литературу по выбранной теме. Подготовить вступительную часть (записать, пересказать).

8 А (ПП)

М.П. Мусоргский Жизненный путь, «Борис Годунов» пролог – пересказ. Подготовить 1 часть билета №9.

Сольфеджио

1 б (ОР)

Петь по тетради опевание в До мажоре (на уроке записали в нотную тетрадь)

Учебник № 32,33 проставить стрелки для дирижирования, играть и петь, подписать римскими цифрами ступени в учебнике.

2 а (ОР)

Учебник № 144 транспонировать в Ре мажор, петь в 2-х тональностях.

Калинина с. 17 № 5, 8, 9, 10.

5 а (ОР)

Повторить знаки в тональностях (до 4 включительно).

Калинина с. 20 № 14 — написать и петь.

№ 128 нижний голос играть, верхний петь, сочинить аккомпанемент (или бас) к № 75, записать в нотную тетрадь.

Задание от 27.11.2021

Слушание музыки

1 А (ПП), 1 Б (ПП), 1 В (ПП), 1 б (ОР)

Учебник с. 16-18, с. 18 – заполнить первые 5 фрагментов в таблице, описать характер данных фрагментов (3-4 слова).

2 Б (ПП), 2 В (ПП), 2 а (ОР)

Учебник с. 22-24 читать. Письменно сравнить 3 из 4-х пьес на с. 94-98 (8-10 предложений).

3 Б (ПП), 3 В (ПП) 3 а (ОР)

С. 54-58 читать.

Музыкальная литература

4 Б (ПП), 4 а (ОР), 4 б (ОР)

С. 104-114, 171-173 повторить пересказ.

5 А (ПП), 5 Б (ПП), 5 В (ПП), 5 а (ОР), 5 б (ОР)

В.А. Моцарт Жизненный путь – пересказ (повторить). С.90-93, записи в тетради.

6 Б (ПП), 6 а (ОР)

И.С. Бах Жизненный путь – пересказ (повторить).

7 А (ПП)

Н.А. Римский-Корсаков Жизненный путь (пересказ).

7 б (ОР)

Подготовиться к муз. викторине по опере «Князь Игорь».

Выбрать произведение для подробного разбора на экзамене, принести литературу по выбранной теме. Подготовить вступительную часть (записать, пересказать)

8 А (ПП)

М.П. Мусоргский Жизненный путь – пересказ. Подготовить 1 часть билета №9.

Сольфеджио

1 б (ОР)

Калинина с. 9 № 22, с. 12 № 2,4,5.

Учебник № 27 проставить стрелки для дирижирования и петь, № 25 повторить.

2 а (ОР)

Учебник № 142 наизусть в Фа мажоре, 141 по нотам.

Калинина с. 17 № 6, с. 16 № 4.

5 а (ОР)

Повторить знаки в тональностях (до 4 включительно).

Калинина с. 15 № 23 в Ля мажоре, с. 12 № 4, с. 13 № 9.

№ 75 транспонировать в соль минор, петь в 2-х тональностях.


Задание от 20.11.2021

Слушание музыки

1 А (ПП), 1 Б (ПП), 1 В (ПП), 1 б (ОР)

Учебник с. 13-15, с. 15 – заполнить первые 5 фрагментов в таблице, описать характер данных фрагментов (3-4 слова).

2 Б (ПП), 2 В (ПП), 2 а (ОР)

Учебник с. 19-21 читать.

3 Б (ПП), 3 В (ПП) 3 а (ОР)

Учебник с. 52-53 – заполнить таблицу до конца. Подготовить рассказ об одном из танцев (12-15 предложений) – тем, кто не сделал.

С. 54-55 читать.

Музыкальная литература

4 Б (ПП), 4 а (ОР), 4 б (ОР)

С. 104-114, 171-173 пересказывать.

Подготовиться к музыкальной викторине.

Список фрагментов:

Марш Преображенского полка

Агапкин «Прощание славянки» 1 тема

                                                       2 тема

Госсек «Скорбный марш»

Бетховен «Траурный марш на смерть героя»

Верди Марш из оперы «Аида»

Чайковский Марш из балета «Щелкунчик» 1 тема

Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»

5 А (ПП), 5 Б (ПП), 5 В (ПП), 5 а (ОР), 5 б (ОР)

В.А. Моцарт Жизненный путь — пересказ.

6 Б (ПП), 6 а (ОР)

И.С. Бах Жизненный путь – пересказ.

7 А (ПП)

Подготовить презентацию и рассказ на тему «Творческий путь Н.А. Римского-Корсакова» (по желанию).

7 б (ОР)

А.П. Бородин «Князь Игорь» -пролог, 1,2 действие (пересказ).

Выбрать произведение для подробного разбора на экзамене, принести литературу по выбранной теме.

8 А (ПП)

М.П. Мусоргский Жизненный путь – пересказ.

Сольфеджио

1 б (ОР)

Калинина с. 9 № 20,21

Учебник № 30-петь с дирижированием, подписать римскими цифрами ступени – тем кто не сделал, № 25 петь.

Калинина с. 9 № 21, 22.

2 а (ОР)

Учебник № 142 (дописать в Фа мажоре), петь в двух тональностях.

Калинина с. 6 №1, 2 (1 строчка), 5.

5 а (ОР)

Записать и петь хроматическую гамму Ля мажор.

Калинина с. 16 № 26, С. 15 № 24 В Ми-бемоль мажоре. Подготовиться к контрольной работе по тритонам и таблице аккордов.

Задание от 13.11.2021

Слушание музыки

1 А (ПП), 1 Б (ПП), 1 В (ПП), 1 б (ОР)

Учебник с.11 — выучить выделенные слова и их определения.

2 Б (ПП), 2 В (ПП), 2 а (ОР)

Прослушать и письменно сравнить пьесы Р. Шумана «Смелый наездник» и «Бедный сиротка» (7-8 предложений).

3 Б (ПП), 3 В (ПП) 3 а (ОР)

Учебник с. 52-53 – заполнить таблицу до конца. Подготовить рассказ об одном из танцев (12-15 предложений).

Музыкальная литература

4 Б (ПП), 4 а (ОР), 4 б (ОР)

С. 104-110 пересказывать. Выучить записи в тетради по теме «Марш». Играть фрагменты из учебника № 77, 78а, 78б.

5 А (ПП), 5 Б (ПП), 5 В (ПП), 5 а (ОР), 5 б (ОР)

С.81-88 пересказ.

6 Б (ПП), 6 а (ОР)

И.С. Бах Жизненный путь – пересказ.

Подготовиться к музыкальной викторине по произведениям Ф. Шопена.

Список фрагментов: «Революционный» этюд

                                      Прелюдия до минор

                                      Прелюдия ми минор

                                      Вальс до# минор 1 тема

                                      Мазурка До мажор

                                      Мазурка Си-бемоль мажор

                                      Полонез Ля мажор 1 тема

7 А (ПП)

А.П. Бородин «Князь Игорь» пролог, 1, 2 действие — пересказ, играть муз. фрагменты по учебнику – №№ 40,42,44,45,47, 48,49,50,51.

Подготовиться к музыкальной викторине по данным фрагментам.

«Богатырская симфония» 1 часть – пересказ.

7 б (ОР)

А.П. Бородин Творческий путь – пересказ (повторить), «Князь Игорь» -пролог, 1,2 действие (пересказ).

Выбрать произведение для подробного разбора на экзамене.

8 А (ПП)

М.П. Мусоргский Жизненный путь – пересказ.

Сольфеджио

1 б (ОР)

Калинина с. 9 № 20,21

Учебник № 30-петь с дирижированием, подписать римскими цифрами ступени.

2 а (ОР)

Выучить названия интервалов и количество ступеней в них.

№ 178, 179 – петь со словами и играть.

5 а (ОР)

В 6 любых тональностях написать и петь тритоны.

№ 74 (наизусть), транспонировать в соль минор.

Задание от 9.10.2021

Слушание музыки

1 А (ПП), 1 Б (ПП), 1 В (ПП), 1 б (ОР)

Учебник с.10 выучить слова песни, повторить названия всех прослушанных пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

2 Б (ПП), 2 В (ПП), 2 а (ОР)

Учебник с. 12-13, записи в тетради — читать. Выполнить рисунок к одному из прослушанных фрагментов балета «Золушка» С.С. Прокофьева.

3 Б (ПП), 3 В (ПП) 3 а (ОР)

Прослушать и письменно сравнить менуэт и гавот любых композиторов (4-5 предложений). Учебник с.52 – заполнить первые 4 графы.

Музыкальная литература

4 Б (ПП), 4 а (ОР), 4 б (ОР)

С. 30-35 повторить, с. 104 читать. Выучить записи в тетради по теме «Марш».

5 А (ПП), 5 Б (ПП), 5 В (ПП)

Гайдн Симфония ми-бемоль мажор (пересказ). Играть четыре любых фрагмента симфонии по учебнику.

5 а (ОР), 5 б (ОР)

Повторить таблицу сонатной формы (по тетради). Гайдн Симфония ми-бемоль мажор 1 часть (пересказ).

6 Б (ПП), 6 а (ОР)

Ф. Шопен Мазурки, вальс до# минор, полонез Ля мажор – пересказ. К 22 октября подготовиться к музыкальной викторине по произведениям Ф. Шопена.

Список фрагментов: «Революционный» этюд

                                      Прелюдия до минор

                                      Прелюдия ми минор

                                      Вальс до# минор 1 тема

                                      Мазурка До мажор

                                      Мазурка Си-бемоль мажор

                                      Полонез Ля мажор 1 тема

7 А (ПП)

А.П. Бородин «Князь Игорь» пролог, 1, 2 действие — пересказ, играть муз. фрагменты по учебнику – №№ 40,42,44,45,47, 48,49,50,51.

К 15 октября подготовиться к музыкальной викторине по данным фрагментам.

7 б (ОР)

А.П. Бородин Творческий путь – пересказ (повторить), «Князь Игорь» -пролог, 1 действие (пересказ). Подготовить пересказ билета «Творчество И.С. Баха» и рассказ о выбранном произведении

И.С. Баха.

8 А (ПП)

Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» пролог, 1,2 действие, — пересказ. 1 билет (И.С. Бах) – пересказ.

Сольфеджио

1 б (ОР)

Калинина с. 7 № 11,12

Учебник № 20-петь нотами с дирижированием. №22-переписать в тетрадь, поставить стрелки для дирижирования.

2 а (ОР)

Гамма Фа мажор – играть и петь всю теорию. № 95 – подписать ступени в учебнике, письменно транспонировать в Соль мажор и петь, №100-наизусть. Калинина с.8 №13,14

5 а (ОР)

В тональностях с 3 знаками (4 тональности) написать и петь тритоны.

№ 21 (по нотам), №22 (наизусть).

Калинина с.15 №21, №23 в Ре Мажоре-написать и петь.

Задание от 2.10.2021

Слушание музыки

1 А (ПП), 1 Б (ПП), 1 В (ПП), 1 б (ОР)

Учебник с. 9-10 читать. Выполнить рисунок к фрагменту «Полночь» из балета С.С. Прокофьева «Золушка».

2 Б (ПП), 2 В (ПП), 2 а (ОР)

Учебник с. 12-13 читать. С.6 (таблица) – тем, кто не сделал.

3 Б (ПП), 3 В (ПП) 3 а (ОР)

Подготовить рассказ на тему: «Моё любимое музыкальное произведение» (тем, кто не сделал). Прослушать и письменно сравнить менуэт и гавот любых композиторов (4-5 предложений). Учебник с.52 – заполнить графы таблицы «менуэт, гавот».

Музыкальная литература

4 Б (ПП), 4 а (ОР), 4 б (ОР)

С. 50-52 пересказ.

5 А (ПП), 5 Б (ПП), 5 В (ПП)

Повторить таблицу сонатной формы (по тетради). Гайдн Симфония ми-бемоль мажор (пересказ). Играть фрагменты симфонии, подготовиться к музыкальной викторине.

Список фрагментов:

Вступление

1 часть главная партия

1часть побочная партия

2 часть 1 тема

2 часть 2 тема

3 часть 1 тема

4 часть главная партия

5 а (ОР), 5 б (ОР)

Повторить таблицу сонатной формы (по тетради). Гайдн Симфония ми-бемоль мажор 1 часть (пересказ).

6 Б (ПП), 6 а (ОР)

Ф. Шопен Жизненный путь – пересказ (повторить). Шопен Прелюдии, «Революционный этюд» до минор, мазурки – пересказ. Слушать фрагменты пройденных произведений Шопена.

7 А (ПП)

А.П. Бородин «Князь Игорь» пролог, 1 действие, начало 2 действия — пересказ, играть муз. фрагменты по учебнику – №№ 40,42,44,45,47, 48,49,50,51.

7 б (ОР)

А.П. Бородин Творческий путь – пересказ (повторить), «Князь Игорь»- пролог (пересказ). Подготовить пересказ билета «Творчество И.С. Баха», выбрать произведение Баха для разбора.

8 А (ПП)

Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» пролог, 1,2 действие, — пересказ. 1 билет (И.С. Бах) – пересказ.

Сольфеджио

1 б (ОР)

Калинина с. 7 № 8,10

Учебник № 18, 19 – петь нотами с дирижированием (в учебнике проставили стрелочки для дирижирования).

2 а (ОР)

Гамма Фа мажор – играть и петь всю теорию. № 93, № 95 – играть и петь.

5 а (ОР)

В тональностях с 3 знаками (4 тональности) написать и петь тритоны.

№ 14 (наизусть), транспонировать в Соль мажор.

Задание от 25.09.2021

Слушание музыки

Учебник для 1 класса: Царёва «Уроки госпожи Мелодии» 1 класс

1 А (ПП), 1 Б (ПП)

Учебник с. 20-21 читать. Выполнить рисунок к одной из прослушанных на уроке пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского (тем, кто не сделал).

1 В (ПП), 1 б (ОР)

Учебник с. 7-8 читать, с. 6 – заполнить таблицу (тем, кто не сделал).

2 Б (ПП), 2 В (ПП), 2 а (ОР)

Учебник с. 10-11 читать. Выполнить рисунок к одному из прослушанных фрагментов балета «Ромео и Джульетта».

3 Б (ПП), 3 В (ПП) 3 а (ОР)

Подготовить рассказ на тему: «Моё любимое музыкальное произведение» (тем, кто не сделал). Учебник с. 50-51 (пересказ).

Музыкальная литература

4 Б (ПП), 4 а (ОР), 4 б (ОР)

С.20-30 (повторить тему «Средства музыкальной выразительности»), с.30-35 – пересказ.

5 А (ПП), 5 Б (ПП), 5 В (ПП)

Повторить таблицу сонатной формы (по тетради). Гайдн Симфония ми-бемоль мажор 1 часть (пересказ). Играть фрагменты №12а, 13, 15 (только правую руку).

5 а (ОР), 5 б (ОР)

Й. Гайдн Жизненный путь (повторить). Выучить таблицу сонатной формы (по тетради), подготовиться к самостоятельной работе.

6 Б (ПП), 6 а (ОР)

Ф. Шопен Жизненный путь – пересказ (повторить). Шопен Прелюдии, «Революционный этюд» до минор – пересказ.

7 А (ПП)

А.П. Бородин «Князь Игорь» пролог, 1 действие — пересказ, играть муз. фрагменты по учебнику.

7 б (ОР)

С. 80-87 пересказ, А.П. Бородин Творческий путь – пересказ (повторить)

8 А (ПП)

Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» пролог, 1 действие — пересказ. 1 билет (И.С. Бах) – пересказ.

Сольфеджио

1 классу для уроков требуется:

1.    Баева, Зебряк Сольфеджио 1-2 класс

2.    Калинина Рабочая тетрадь по сольфеджио 1 класс

3.    Нотная тетрадь

4.    2 простых карандаша, ластик.

1 б (ОР)

Калинина с. 7 № 6, 7

Учебник № 18, 19 – петь нотами и играть на фортепиано.

2 а (ОР)

№ 93 (играть и петь), гамма Фа мажор – играть и петь.

5 а (ОР)

Написать, играть и петь в соль миноре и Ми-бемоль мажоре цепочку:

Т6 D64 T53 D6 T53 S6 D7 T3

№ 14 (наизусть), транспонировать в Соль мажор.

Калинина с. 6 №1,2.


Задание от 18.09.2021

Слушание музыки

Учебник для 1 класса: Царёва «Уроки госпожи Мелодии» 1 класс

1 А (ПП), 1 Б (ПП)

Учебник с. 4-5 читать, с. 6 – заполнить таблицу (тем, кто не сделал). Выполнить рисунок к одной из прослушанных на уроке пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского.

1 В (ПП), 1 б (ОР)

Учебник с. 4-5 читать, с. 6 – заполнить таблицу.

2 Б (ПП), 2 В (ПП), 2 а (ОР)

Учебник с. 8-9 читать, с. 6 – заполнить таблицу до конца.

3 Б (ПП), 3 В (ПП) 3 а (ОР)

Подготовить рассказ на тему: «Моё любимое музыкальное произведение» (не читать, рассказывать). Учебник с. 50 – все танцы (пересказ).

Музыкальная литература

Учебники для 4 класса: Осовицкая, Казаринова «Музыкальная литература», в конце 3 четверти будет нужен учебник Лагутин, Владимиров «Музыкальная литература».

4 Б (ПП), 4 а (ОР), 4 б (ОР)

С. 20-30, выучить записи в тетради на тему «Средства музыкальной выразительности», подготовиться к самостоятельной работе. Принести чистый лист.

5 А (ПП), 5 Б (ПП), 5 В (ПП)

Й. Гайдн Жизненный путь – повторить. Выучить таблицу сонатной формы (в тетради), подготовиться к самостоятельной работе. Принести чистый лист.

5 а (ОР), 5 б (ОР)

Й. Гайдн Жизненный путь (до конца).

6 Б (ПП), 6 а (ОР)

Ф. Шуберт, фортепианные произведения – пересказ. Ф. Шопен Жизненный путь – пересказ.

7 А (ПП)

А.П. Бородин Творческий путь – пересказ, «Князь Игорь» пролог — пересказ, играть муз. фрагменты из пролога.

7 б (ОР)

С. 80-87 пересказ, А.П. Бородин Творческий путь – пересказ.

8 А (ПП)

Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» пролог — пересказ. 1 билет (И.С. Бах) – пересказ.

Сольфеджио

1 классу для уроков требуется:

1.    Баева, Зебряк Сольфеджио 1-2 класс

2.    Калинина Рабочая тетрадь по сольфеджио 1 класс

3.    Нотная тетрадь

4.    2 простых карандаша, ластик.

1 б (ОР)

Калинина с. 6 № 4,5, с. 4 – прописать скрипичный ключ.

Учебник № 1, 5 – петь со словами.

2 а (ОР)

№ 115 (наизусть) в До мажоре, № 72 транспонировать в До мажор, петь в двух тональностях.

5 а (ОР)

Написать, играть и петь тритоны в Ля мажоре, Ми-бемоль мажоре, до миноре. Написать, играть и петь в Си-бемоль мажоре:

Т6 D64 T53 D6 T53 S6 D7 T3

№ 14 (наизусть), транспонировать в Соль мажор.

Задание от 11.09.2021

Слушание музыки

Учебник для 1 класса: Царёва «Уроки госпожи Мелодии» 1 класс

1 А (ПП), 1 Б (ПП)

Учебник с. 4-5 читать, с. 6 – заполнить таблицу.

1 В (ПП), 1 б (ОР)

Учебник с. 4-5 читать.

2 Б (ПП), 2 В (ПП), 2 а (ОР)

Учебник с. 3-6 читать, с. 6 – заполнить 1 и 2 графу таблицы (Чайковский и Моцарт). По желанию – выполнить рисунок к оркестровому вступлению к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

3 Б (ПП), 3 В (ПП) 3 а (ОР)

Учебник с.50 – 4 танца (пересказ).

Музыкальная литература

Учебники для 4 класса: Осовицкая, Казаринова «Музыкальная литература», в конце 3 четверти будет нужен учебник Лагутин, Владимиров «Музыкальная литература».

4 Б (ПП), 4 а (ОР), 4 б (ОР)

С. 4-7 повторить, рассказ об одной музе (тем, кто не сделал), с. 7-11 пересказ.

5 А (ПП), 5 Б (ПП), 5 В (ПП)

Й. Гайдн Жизненный путь.

5 а (ОР), 5 б(ОР)

Й. Гайдн Жизненный путь (до капеллы Эстерхази).

6 Б (ПП), 6 а (ОР)

Ф. Шуберт «Неоконченная симфония», фортепианные произведения – пересказ.

7 А (ПП)

С. 80-87 повторить, А.П. Бородин Творческий путь – пересказ.

7 б (ОР)

С. 80-87 пересказ.

8 А (ПП)

Н.А. Римский-Корсаков Жизненный путь – пересказ. 1 билет (И.С. Бах) – пересказ.

Сольфеджио

1 классу для уроков требуется:

1.    Баева, Зебряк Сольфеджио 1-2 класс

2.    Калинина Рабочая тетрадь по сольфеджио 1 класс

3.    Нотная тетрадь

4.    2 простых карандаша, ластик.

2 а (ОР)

№ 107 петь в До и Ре мажоре (дописать транспонирование), № 115 транспонировать в Ре мажор, подписать ступени, петь.

5 а (ОР)

Написать, играть и петь T, S, D в фа# миноре, тритоны и D7 в Ля мажоре, Ми-бемоль мажоре, до миноре.

урока по  

теме

Тема и № урока

Дата проведения

Предметные УУД

Виды деятельности и формы

Формы и
методы контроля

Домашнее
задание

1.1

1.Что роднит му­зыку с
литера­
турой

5.09

Знать, что роднит музыку
с литературой, уметь выявлять
связи
музыки и литературы.

урок —
беседа (изучение нового материала)

беседа,
хоровое пение

Слова
песни

2.1

2.Вокальная му­зыка России.

12.09

Знать
понятия «оратория», «кантата». Уметь анализи-ровать
составляющие сред-

ства выразительности пес-ни и романса — мело­дию, ритм,
темп, дина­мику, лад. Знать жанры вокальной

музыки, роль песни в жиз-ни человека.

урок —
беседа (изучение нового материала)

устный
опрос, хоровое пение

сообщения

2.2

3.Вокальная му­зыка России.

19 .09

Знать понятие «про­грам-ная
музыка». Уметь анали-

зировать произведение А.Лядова «Кикимора»

 Знать примеры образцов фольклора в музыкальной культуре нашего и др.
на-родов, используемых  рус-скими композиторами.

урок совершенствования знаний, умений, навыков

хоровое
пение, самос-тоятельная работа

презентация

2.3

4.Вокальная му­зыка

26.09

Знать понятия « вокаль­ная,
инструментальная музыка», уметь называть основ­ные жанры вокальной и инст-

рументальной музыки.

урок
обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

хоровое
пение,

беседа

Рассказ
о композиторе

2.4

5.Фольклор в му­зыке русских композиторов

3.10

Знать основные
черты и характеристики автор­ско-

го и народного му­зыкаль-ного
творчества. Уметь оп-ределять свя­зи между ком-позитор­ским и народным
искусством.

урок —
беседа (изучение нового материала)

устный
опрос, хоровое пение

Слова
песни

2.5

6.Фольклор в му­зыке русских композиторов

10.10

Уметь анализировать
и выявлять средства выра­зительности музыки, посвящённой своей Малой Родине.

комбинированный
урок

беседа,
творческая работа

сообщения

6.1

7.Жанры инстру­ментальной и вокальной музыки

17.10

Знать, что и благодаря му-зыке появились
многие про­изведения литературы. Знать
известные произве-дения
Свиридова, Шопе-на, Моцарта.

урок —
лекция (изучение нового материала)

беседа

презентация

7.1

8.Вторая жизнь песни

24.10

Знать историю развития
оперного искусства, поня-тия: опера, либ­ретто, увер-тюра, речи­татив, хор,
ан-самбль, сцена из оперы.
Уметь приводить при­ме-ры к понятиям.

урок совершенствования знаний, умений, навыков

беседа,
хоровое пение

Рассказ
о композиторе

7.2

9.Вторая жизнь песни

7.11

Знать сюжет (либретто) оперы «Садко». Уметь анализировать
составляю

-щие средства музыкаль-ной
выразительности.

урок –
игра

хоровое
пение, музыкальная игра

Слова
песни

7.3

10.Всю жизнь мою несу роди­ну в душе…»

14.11

Знать
историю развития балетного
искусства, по-нятия: балет, солист-танцор

кордебалет.Уметь анна-лизировать
составляю-щие средства музыкаль-ной вырази­тельности.

урок —
беседа (изучение нового материала)

хоровое
пение, самос-тоятельная работа

сообщения

5.1

11.Писатели и по­эты о музыке и музыкантах «Гармонии
задумчивый поэт».

21.11

Уметь определять зна­чение
литературы и му­
зыки в синтетических видах искусства.

урок —
лекция (изучение нового материала)

анализ музыки

презентация

5.2

12.Писатели и по­эты о музыке и музыкантах

28.11

Знать
историю возникно-

ве­ния мюзикла, чем мю-зикл отличает­ся от оперы,
разновидности мюзиклов.

Знать
названия наибо­лее известных мюзиклов и
их композитров.

урок совершенствования знаний, умений, навыков

хоровое

пение,
беседа

Рассказ
о композиторе

4.1

13.Писатели и по­эты о музыке и музыкантах

5.12

урок
контроля умений и навыков

письменный
опрос

Слова
песни

4.2

14.Первое путеше­ствие в музы­кальный театр. Опера.

12.12

Знать понятия
«живопис-ная музыка» и «музыкаль-ная живопись».Знать,
что роднит му­зыку и изобра-зительное искусство. Уметь
выявлять связи и общие черты в сред­ствах вырази-тельности музыки и
изобразитель­ного искусства.

комбинированный
урок, видеопросмотр

анализ
музыки, хоровое пение, творческая работа

сообщения

6.2

15.Опера-былина Н. А.
Римского-
Корсакова
«Садко»

19.12

Знать, почему в музыкаль-ных
произведениях уси-лена изобразительность, благодаря чему музыка становится
поистине живо-писной.Знать понятия: тесситура, ангельское зву-чание,
мелодическая ли-ния, вокализация.

комбинированный
урок, видеопросмотр

анализ
музыки, хоровое пение, творческая работа

презентация

4.3

16.Второе путеше­ствие в музы­кальный театр. Балет.

26.12

Знать,
что объединяет сю-жет, музыку, картины и кинофильм об Александре Невском,
уметь анализи-ровать чувства патриотиз-ма и любви к Родине.
Уметь определять на
слух основные части кантаты.

комбинированный
урок, видеопросмотр

устный опрос,

анализ
музыки, творческая работа

Рассказ
о композиторе

1.2

17.Музыка в теат­ре, кино, на те­левидении.

16.01

Знать, что композитор мо-жет изобразить
разное сос-тояние природы, передать определенные настроения и чувства
человека, созвуч-ные многим картинам при-роды. Знать понятия
худо-жественных средств выра-зительности: музыкальные
краски (лад, тембр , реги-стр, динамика, динамичес-кие оттенки
), изобразите-льные краски (колорит,

тон цвета, палитра
цвета, цветовой фон, оттенки)

комбинированный
урок

беседа, хоровое пение, самостоятельн.
работа

Слова
песни

1.3

18.Третье путеше­ствие в музы­кальный театр. Мюзикл.

23.01

Уметь сформировать соб-ственный слушательский
опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах.
Знать первоначаль-ные знания о колоколах и
истории их возникновения, знать
место и значение
ко-локольных звонов в жиз-

ни человека.

урок —
беседа (изучение нового материала),

видеопросмотр

анализ
музыки, хоровое пение

сообщения

7.4

19.Что роднит му­зыку с изобра­зительным ис­кусством?

30.01

Знать творчество компози-торов-виртуозов Н.Пага-нини
и Ф. Листа.Знать понятие «этюд», «кампа-нелла».
Знать
об истории соз­дания скрипки Пагани-ни, ее мас­терах
исполни-телях. Уметь сопоставлять скри­пичную музыку с жи-во­писью,
анализировать.

урок —
лекция (изучение нового материала)

устный опрос, беседа

презентация

7.5

20.Небесное и земное в звуках и красках.

6.02

Знать понятия:
оркестр,ди­рижер. Знать виды оркест-ров (симфонический, ка-мерный, народных
инст-рументов, духовой, джазо-вый, эстрадно-симфони-ческий). Знать имена из-вестных
дирижеров.

урок —
беседа (изучение нового материала)

беседа ,хоровое
пение

Слова
песни

1.4

21.«Звать через прошлое к на­стоящему».

13.02

Уметь делать предположе­ния
о том, что предсто­ит услышать (образный строй), проводить интона-ции­онно-образный
анализ музыки.

комбинированный
урок, видеопросмотр

хоровое пение,
творческая работа

сообщения

1.5

22.Музыкальная живопись и  жи­вописная музыка.

20.02

Знать понятие
«а-капелла». Уметь сопоставлять му­зы-ку и памятники архитекту-ры. Уметь
сравнивать
ре-лигиозное искусство музы-ки и архитектуры в католи-ческой и православной
традициях.

урок —
беседа (изучение нового материала)

анализ
музыки, хоровое пение

презентация

3.1

23.Музыкальная живопись и  жи­вописная музыка.

27.02

Знать понятия: орган, по-ли­фония, фуга. Знать ос-новные
события из жиз-ни и творчества И. С. Баха.

урок
контроля умений и навыков

письменный
опрос,

творческая
работа

Рассказ
о композиторе

1.6

24.Колокольные звоны в музыке и изобразитель­ном
искусстве.

6.03

Знать, что роднит
музыку

 и изобразительное
искус-

ство.Уметь
выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки

и изобразительного
искус-ства.

урок —
лекция (изучение нового материала)

устный
опрос, беседа

Слова
песни

6.3

25.Портрет в му­зыке и изоб-ра­зительном ис­кусстве.

13.03

Знать понятия:
импрессио­низм, интерпрета­ция,джаз. Знать
французских имп-рессионистов:-художни-

ков (Клод Моне,Камиль Писсаро ,ЭдуардМане,

Огюст Ренуар,Эдгар Дега)

композиторов (Клод Де-

бюсси и
Морис Равель).

урок —
лекция (изучение нового материала)

хоровое
пение, самос-тоятельная работа

сообщения

1.7

26.Волшебная па­лочка дирижера.

20.03

Знать музыку Прокофье-ва-кантата “Александр
Невский” и его же оперу “Война и мир”, знать рус-ские народные солдатские
песни, знать музыку Боро-дина “Князь Игорь” и опе-ру Глинки “Иван Сусанин».

урок —
лекция (изучение нового материала)

анализ
музыки

презентация

1.8

27.Образы борьбы и победы в ис­кусстве.

3.04

Знать понятие
интер­пре-тация. Уметь выявлять об-

щие черты в
средствах вы-

ра­зительности музыки
и изобразительного искусст-ва.

урок —
беседа (изучение нового материала)

беседа, хоровое
пение

Рассказ
о композиторе

1.9

28.Застывшая му­зыка.

10.04

Знать известные
произведения великих композиторов мира.

урок —
беседа (изучение нового материала)

анализ музыки, хоро-вое пение,
самостояте-

льная работа

Слова песни

1.10

29.Полифония в музыке и жи­вописи.

17.04

Знать основные принципы
развития музыки.
Уметь приводить при­меры.

урок —
беседа (изучение нового материала)

анализ
музыки, хоровое пение

сообщения

1.11

30.Музыка на мольберте.

24.04

Знать, что роднит музыку
с литературой, уметь выявлять
связи
музыки и литературы.

урок совершенствования знаний, умений, навыков

беседа, самостояте-

льная
работа

презентация

7.6

31.Импрессионизм в музыке и жи­вописи.

8.05

Знать
понятия «оратория», «кантата». Уметь анализи-ровать
составляющие сред-

ства выразительности пес-ни и романса — мело­дию, ритм,
темп, дина­мику, лад. Знать жанры вокальной

музыки, роль песни в жиз-ни человека.

урок —
лекция (изучение нового материала)

беседа, хоровое пение самостоятельная
работа

Рассказ
о композиторе

6.4

32.«О подвигах, о доблести, о славе…»

15.05

Знать понятие «про­грам-ная
музыка». Уметь анали-

зировать произведение А.Лядова «Кикимора»

 Знать примеры образцов фольклора в музыкальной культуре нашего и др.
на-родов, используемых  рус-скими композиторами.

комбинированный
урок

хоровое
пение, беседа

Слова
песни

6.5

33.«В каждой ми­молетности ви­жу я миры…»

22.05

Знать понятия « вокаль­ная,
инструментальная музыка», уметь называть основ­ные жанры вокальной и инст-

рументальной музыки.

урок совершенствования
знаний, умений, навыков

беседа,
хоровое пение

сообщения

6.6

34.Мир компози­тора.

29.05

Знать основные
черты и характеристики автор­ско-

го и народного му­зыкаль-ного
творчества. Уметь оп-ределять свя­зи между ком-позитор­ским и народным
искусством.

урок
контроля умений и навыков

устный
опрос, анализ музыки

презентация

Учреждение: 

ГБОУ СОШ №525 имени дважды героя Советского Союза Г.М. Гречко г. Санкт-Петербурга

Ученическая исследовательская работа по музыке на тему «Сила императорская, мощь композиторская» представлена в виде игрового пособия для учащихся по музыке о великих русских композиторах эпохи Александра III.

Подробнее о работе:

Материалами к проекту по музыке «Сила императорская, мощь композиторская» стала информация из биографии известных композиторов, которые жили и творили в императорской России. В работе предложены справочные сведения о жизни и творчестве талантливых людей, оставивших заметный след в истории и развитии отечественной музыки.

В рамках самостоятельной работы ученица 9 класса собрала нужную информацию, которую использовала для создания брошюры с изложением материала о жизни и творчестве композиторов, творивших во времена правления Александра III. Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задания – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оглавление

Введение
1.  Сила императорская, мощь композиторская.
1.1 Истории о великих русских композиторах и об императоре Александре III.
Заключение
Литература

Введение

Данный проект по музыке на тему «Сила императорская, мощь композиторская» является творческой работой по созданию дидактического пособия для учащихся 9 класса, увлечённых изучением жизни и творчества П. И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина. Творчество композиторов рассматривается в единстве времени правления императора Александра III. Многие моменты их жизни и творчества, дружба, личностное отношение друг к другу, оценка творчества и деятельности повлияли на взаимоотношения императора и великих композиторов.

Форма творческой работы представлена в виде брошюры с изложением материала о жизни и творчестве композиторов, творивших во времена правления   императора.

В конце работы учащимся предлагается ответить на вопросы, предполагающие знания, связанные с творчеством великих русских композиторов.

Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта

Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задание – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оформление проекта соответствует правилам оформления брошюры, а также любой другой игры, предполагающей ряд вопросов и ответов.

При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.

При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является актуальность.

При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением музыки, творчества П. И. Чайковского, носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Музыка как вид искусства является частью жизни людей, отражающей их нравственные позиции, гражданскую позицию.

Является национальным достоянием. Изучение музыки как вида искусства начинается с изучения музыкальных произведений в рамках школьного предмета «Музыка». Постичь основы этого вида искусств задача любого ученика. Особое значение изучение предмета имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы, где были написаны многие музыкальные произведения, где жили и творили великие русские композиторы и музыканты.

Цель проекта: создать игровое пособие для учащихся по музыке в виде брошюры и ряда вопросов.

Задачи:

  1. Создать концепцию брошюры (рассказ, иллюстрации)
  2. Подобрать ряд вопросов, адресованных игрокам
  3. Изучить литературные источники, ставшие основой брошюры.
  4. Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных музыкальных примеров
  5. Оформить брошюру.
  6. Подготовить презентацию проекта.

Этапы работы:

Подготовительный

  • Сообщение куратору от цели, задумках, вариантах выполнения работы
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде брошюры

Основной

  • Разработка концепции брошюры
  • Создание ряда вопросов и ответов к ним
  • Подбор инвентаря для создания и оформления брошюры
  • Поиск иллюстраций для оформления брошюры
  • Подборка подобранного литературного материала совместно с куратором
  • Изготовление брошюры
  • Проверка подобранного материала совместно с куратором проекта

Практический

  • Пробные варианты брошюры
  • Корректировка, исправление текста, вопросов
  • Оценка читающих и отвечающих на вопросы

Заключительный

  • Художественное оформление игры.

Сила императорская, мощь композиторская

Наш рассказ состоит из историй о четверых представителях конца 19 века, живших в одной стране, любивших свою страну, выполнявших свой долг, несущих свою миссию через жизнь, полную событий, решений, сочинений.

композиторы при царе

Истории о великих русских композиторах и об императоре Александре III

Странного в этом нет ничего, потому что имена великих композиторов связаны с жизнью русского императора.  Постараемся доказать, что сила императорская и мощь композиторская есть гармония того, что называют связью душ, идей, мыслей, вдохновения.

Найдем то, что связывало этих людей, представителей разных сословий, разного образа жизни, взглядов, устремлений.

Эта связь проявилась, прежде всего, в их отношении к музыке.

В чем же связь музыкантов-композиторов и русского самодержца, императора?

Александр III – какой ОН?

Начнем разбираться — проведем небольшое расследование во времени и путях связи представителей одного поколения. Займемся для начала вопросом исторического характера: что отличало этого императора от других представителей династии Романовых.

Александр III вошел в историю как царь-миротворец, потому что был единственным монархом из династии Романовых, который не вел войн. Его имя связывают с небывалым экономическим развитием страны.

Однако редко вспоминают, что этому государю Россия во многом обязана расцветом своей музыкальной культуры.

Царь-гигант, играющий на огромной трубе (геликоне) в военном оркестре. Восторженно слушающий произведения Петра Ильича Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина. Действительно по-настоящему влюбленный и чувствующий

музыку. Правитель, который очень много сделал для развития национального музыкального искусства.

В отличие от своего отца, императора Александра II, предпочитающего итальянскую оперу, герой нашего первого рассказа был прекрасным знатоком и тонким ценителем именно русской музыки. Любил русскую оперу, любил все русское! Да и говорил он со своими подданными только на русском языке (в отличие от отца, говорившего по-французски). Он – меломан, благотворитель. Его увлечение музыкой подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись еще при нем, продлится затем в течение всего царствования Николая II.

Александр III любил и церковную музыку. В годы его правления императорская певческая капелла расцвела и превратилась в один из крупнейших музыкальных центров Европы. Известно, что по просьбе императора, Петр Ильич Чайковский писал духовные музыкальные сочинения.

Любил Александр и народную песню. Ему очень нравилось использование в произведениях русских композиторов народной песни. Неслыханно, но именно император поддержал экспедицию Русского географического обществапо собиранию музыкальных мотивов русских песен. Была учреждена «Песенная комиссия».

При императоре Александре III был восстановлен величественный Тифлисский оперный театр. Да и сама театральная реформа дала толчок для развития и расцвета русской национальной оперы. По желанию императора казна не жалела средств на постановку новых русских опер. По всей стране открывались частные оперы.

Особое место в жизни императора занимал организованный им духовой оркестр.

По примеру «царского» оркестра стали возникать по всей стране оркестры (причем не только духовые) в военных корпусах, на фабриках, заводах, гимназиях, университетах.

К исполнительскому искусству появился интерес в самых разных сословиях россиян.

Под покровительством Александра появилась Бесплатная музыкальная школа. Здесь готовили не только музыкантов-профессионалов, но и   публику, для которой творило новое поколение русских композиторов.

В российских городах Киеве, Харькове, Казани, Омске, Одессе, Саратове, Риге появились бесплатные музыкальные школы.

Наш второй, третий и четвертый герои – это Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Петр Ильич Чайковский. – великие имена великих русских композиторов.

Что между ними общего, что их связывало, отчего их связь была столь ощутима?  Почему эту связь мы назвали гармонией силы и мощи?

Продолжим наше расследование

Все четверо принадлежали к одному поколению. Отношение к занятиям музыкой было практически одинаковым. В начале жизненного пути не было и мысли превратить музыку в свою профессию.  Все четверо учились музыке у домашних учителей, а потом музицировали для собственного удовольствия. Сколько общего! А было ли то, что их отличало? Их происхождение. Император – наследник династии Романовых. Римский-Корсаков и Чайковский – дворянские дети и лишь Бородин – крепостной незаконнорожденный княжеский сын.

Вот и все факты расследования

Композитор и ученый входил в самостоятельную жизнь.   А дальше — каждый пришел в мир музыки, выбрав свой путь. У каждого своя судьба, служба, семья, мир, полный забот, начинаний, творчества.

Продолжим рассказ. Наш путь в дом грузинского поручика князя Луки Степановича Гедианова.

Именно в его доме родился Александр Порфирьевич Бородин, вольноотпущенный дворовый человек. Ни происхождение, ни среда, ни личности родителей –  ничто не предвещало славного музыкального будущего Саши Бородина. Его детство и отрочество были вполне благополучными. Освоив гимназическую программу, немецкий, французский, он серьезно занимался музыкой. Одаренность проявлялась во всем, но больше всего он увлекался химией.

Годы занятий, обучения. Защита диссертации – степень доктора медицины. Возвращение в Россию работа в Медико-хирургической академии. Активная научная деятельность не помешала страсти Бородина – сочинение музыки. Встреча с Милием Алексеевичем Балакиревым привела его в ряды членов «Могучей кучки».

Настоящая слава пришла к нему после смерти, с постановкой его главного произведения – оперы «Князь Игорь» Друзьяобратились к Александру III – ему был послан подарок – партитура, «Князя Игоря», а вместе с ней письмо, излагающее два вопроса. Первый – патриотический: опера создана на основе величайшего памятникадревнерусской литературы «Слово о полку Игореве», второй – международного престижа: фрагменты оперы уже исполнялись за границей и имели большой успех.

Александр III не просто дал разрешение на постановку оперы на сцене императорского театра, но и распорядился не жалеть денег на постановку «Князя Игоря». Постановка получилась грандиозной. На сцену выходило до двухсот артистов!Премьера в Мариинском театре стала громадным событием в культурной жизни российской столицы. Образцы оружия, украшений, костюмов были отправлены из Средней Азии и копировались петербургскими художниками. Декорации писались по мотивам среднеазиатских картин живописца Верещагина, которые высоко ценились императором.  

Обращаясь к петербуржцам, Александр писал:» Князь Игорь» принадлежит к числу тех созданий искусства, которые приносят великую честь нашему Отечеству».

Наша история подошла к описанию жизни и творчества музыканта, который не сразу осознал себя композитором.

«Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, меня пленяла мысль быть моряком».  Дворяне Римские-Корсаковы из поколения в поколение служили во флоте, и Николай Андреевич не сразу решился прервать эту традицию и посвятить всю свою жизнь музыке. Род Корсаковых насчитывал 18 морских офицеров. Маленький Николай рос в родительском доме в провинциальном Тихвине. Образование, как и у всех дворянских детей – домашнее. Учили игре на Фортепиано, пению. Особенно нравились церковные песнопения в исполнении хора Тихвинского монастыря. А романсы и народные песни в исполнении матери приводили в восторг. Позже – Петербург. Морской-кадетский корпус.

Новая обстановка, учеба. Но все это мало интересовало будущего композитора. Музыкальная жизнь столицы открыла мир музыки. Опера – вот что покоряло молодого курсанта, вот чем он восторгался, бесконечно пересказывая сюжеты услышанных опер, вот о чем грезил. «Я страстно любил музыку и играл в нее». Но предстояло сделать выбор. Окончив учебу с отличием, молодой офицер зачислен в команду клипера «Алмаз».  Путь – к берегам Северной Америки. Три года странствий, три года сочинительства музыки. Возвращение в Петербург было связано с окончательным решением – дело его жизни — музыка.

Дальше – годы творчества, содружество друзей –композиторов «Могучая кучка». В царствование Александра III Римский-Корсаков считался главным петербургским композитором, хотя император относился к кучкистам прохладно. При этом Римский-Корсаков состоял на государственной службе. Композитор лично присутствовал на коронации императора в Москве. Царствование Александра III в жизни композитора связано с большими переменами в его профессиональной деятельности – директор петербургской консерватории, помощник управляющего Придворной певческой капеллы.

Он управляет творческим сообществом музыкантов, организованным его учеником, меценатом Беляевым. Он дирижер «Русских симфонических концертов в зале Дворянского собрания в столице. Он участник знаменитых концертах во время Всемирной выставки в Париже.  Он – автор пятнадцати опер после обращения к императору, с его Высочайшего позволения, к постановке на императорской Мариинской сцене бала допущена опера «Ночь перед рождеством».  В наши дни Мариинский театр называют «Домом Римского-Корсакова».

Около полусотни опер было поставлено на его сцене. 

И наконец рассказ последний – о любимом композиторе императора. Имя его Петр Ильич Чайковский. Он пользовался особым расположением Александра III, и это самым благотворным образом отразилось на его творческой биографии. Чайковский не только был благодарен государю, но и высоко его ценил как правителя. Император с нетерпением каждый раз ждал новых произведений Чайковского. Именно он заказал ему коронационный марш. Увертюра «1812 год» была высоко оценена им. После ее исполнения государь назначил композитору пожизненную пенсию.

В восторге Чайковский написал:» Нельзя не быть бесконечно благодарным царю, который придает значение не только военной и чиновничьей деятельности, но и артистической». Вместе с императрицей, Марией Федоровной, Александр III посещал все оперы и балеты Чайковского. Для написания оперы «Евгений Онегин» император выделил материальную помощь. «Милый брат, опера и балет имели вчера огромный успех, особенно опера всем очень понравилась.

Накануне была репетиция с Государем. Он был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка того и другого великолепна. Глаза устают от роскоши». Где только не гастролировал композитор – Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прага, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфия. Он – член-корреспондент парижской Академии изящных искусств, почетный доктор музыки кембриджского университета.

На царствование Александра III пришел последний и весьма плодотворный этап творчества Чайковского – это и опера «Пиковая дама» и балеты «Спящая асавица» «Щелкунчик». В мемуарах графа Шереметева есть такая запись: «… В этот день оркестр играл особенно хорошо. Государь попросил исполнить что-нибудь из Чайковского. Он был очарован музыкой, даже попросил исполнить произведение еще раз.

Он слушал как-то особенно задумчиво и грустно, дивная гармония была ему доступна, и весь он был проникнут красотою этих звуков, весь отдался этому чувству». На следующий день стало известно, что в то время, когда в Гатчине император слушал музыку Чайковского, в Петербурге тот умирал. Позже император скажет: «Казалось. мы слушали его лебединую песню». Когда Чайковский лежал уже на смертном оре, Александр III посетил его. По приказу императора композитора отпевали в Казанском соборе в сопровождении хора певчих собора и хора Императорской русской оперы.

Вот собственно и все, что надо было сказать о связи великих российских музыкантах-композиторах и императоре Всероссийском. Эта связь, безусловно, подтверждает наше убеждение в том, что великая миссия служения его Величеству музыки была частью жизни российских композиторов и миропомазанника – императора Александра III. Гармония силы в лице государя и мощь композиторская возвысили значение Музыки 19 века, приведя ее на музыкальный Олимп века 21!

Литература

  1. Асафьев Б. В. «Гений музыки Петр Ильич Чайковский. Жизнь и творчество». Под редакцией А. Н. Римского-Корсакова.
  2. Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.
  3. Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. М., 1956. (Там же: Воспоминания о Петербургской консерватории в 1905 году Ю. Л. Вейсберг и А. Н. Дроздова.)
  4. Дианин. A. П.  А. П. Бородин. Биографический очерк и воспоминания. «Журнал Русского физико-химического общества», т. XX, выпуск. 4, 1888.
  5. Дианин С.А. “Бородин Жизнеописание, материалы и документы. «Государственное музыкальное издательство», 1960г.
  6. Орлова Е. М. Пётр Ильич Чайковский. — М., 1990.
  7. Рацкая Ц. С. Н. А. Римский-Корсаков. — 2-е изд., переработка — М.: Музыка, 1977. — 112 с. — 50 000 экз.
  8. Тальберг Н. Д. Александр III. Очерки истории Императорской России. М., 2000.
  9. Чайковского М. И. «Жизнь Петра Ильича Чайковского. Том 3»

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Начнём с вопроса: зачем нам, людям XXI века, нужны знания о греко-римской мифологии? Зачем наших детей в школах знакомят с мифами Древней Греции? Нам что, своих мало? Зачем на гуманитарных факультетах вузов изучают «античку»?

Для людей, интересующихся историей европейской и мировой культуры это вопросы отнюдь не риторические. Для тех, кто ценит европейскую и русскую классику в литературе, музыке, живописи, архитектуре, знание античной мифологии просто необходимы.

Начиная с эпохи Возрождения и до сегодняшнего дня, писатели и поэты, музыканты, живописцы и скульпторы черпают идеи и образы из сказаний древних греков и римлян. Творцы знают древние мифы. А мы? Посетители музеев и выставок, путешественники по европейским столицам, жители и гости Петербурга и Москвы — мы знаем?

Кто-то знает, ждёт встречи и получает огромный прилив положительной энергии. Ведь творец вложил её в свой шедевр. Эта энергия только и ждёт, чтобы пролиться в вашу душу. А кто не знает, — вообще ничего не заметит, и только устанет, потеряв свою силу, бродя среди каких-то скульптур и каких-то картин в музеях и по улицам культурных столиц.

Казалось бы, чему человек бронзового века может научить нашего современника? Он ведь совершенный неуч по сравнению даже с ребёнком десяти лет. Он не знал даже того, что Земля круглая, однако почему-то образы, созданные фантазией древнего грека или древнего римлянина, до сих пор поражают воображение.

Мифы это не сказки, это не для развлечения, это для нашего развития и для того, чтобы мы сегодня почувствовали основу и силу общечеловеческой культуры, почувствовали себя частью истории человечества.

Сегодня мы хотим поговорить о том, как глубоко проникла античная мифология в русскую культуру. Начнём с путешествия по центру Петербурга.

Летний сад. Это прекрасный памятник садово-паркового искусства XVIII века. Если вы не знаете античных мифов, вам, человеку XXI века, там скоро станет скучно. Вы можете не обратить внимания на уникальную решётку Летнего сада со стороны реки Мойки, а если вы знакомы с древнегреческим мифом о Персее и его подвигах, то сразу увидите, что на решётке сада укреплены круглые щиты с мёртвыми головами горгоны Медузы Змеи вместо волос переплетены между собой и, кажется, шевелятся.

Вы вспомните, что волшебный щит герою Персею подарила сама богиня войны Афина. И другие боги помогали Персею, сыну Зевса и Данаи, совершить этот подвиг — убить одну из трёх горгон. Голова Медузы на щите Персея — символ победы.

Вы проходите по боковой аллее сада, вдоль Лебяжьей канавки, и останавливаетесь на своеобразном балконе, который как бы навис над водой. Справа вы увидите прекрасную скульптурную композицию.

Если Вы знаете мифы, то долго не оторвётесь от прекрасной скульптуры «Амур и Психея» — «Любовь и Душа». Есть, о чём подумать и сказать, в конце концов: правы, эти греки. Откуда они всё знали про мою душу, которая всю жизнь одинока и ждёт любви. А, может быть, миф даже объяснит Вам, почему душа человеческая так одинока.

Давным-давно жила на свете царевна по имени Психея, что означает по-гречески Душа. Она была так прекрасна, что её подданные позабыли о богине красоты и любви Афродите.

Разгневанная богиня призвала своего помощника Амура, который должен был выпустить невидимую стрелу в сердце Психеи и пробудить в нём любовь к отвратительному чудовищу.

Этим самым ещё раз доказать, что любовь слепа. Пусть Психея помучается. Однако Амур не смог выполнить задание богини. Он сам влюбился. Встречи с любимой происходили по ночам в прекрасном дворце, который влюблённый предусмотрительно подарил девушке.

Психея тоже от всей души любила Амура и не задумывалась до времени, почему встречи с любимым должны проходить в абсолютной темноте, и она, Психея, не может видеть, кто её любит и кого любит она.

Потом, как это часто бывает у влюблённых девушек и женщин, она поделилась радостью со своими сёстрами. Те, естественно, позавидовали. Стали смеяться над Психеей:

«Глупая, наверно, влюбилась в чудовище, в отвратительного дракона. А то зачем бы эти свидания в темноте?»

Дали «неразумной» «полезный совет»: нужно обязательно увидеть, кого ты так любишь. Психея — Душа — теперь уже не в силах победить своё любопытство. Оно и погубит Душу. Однажды ночью, насладившись любовью, Психея зажгла масляный светильник и подошла к спящему Амуру.

Как прекрасен был Амур — Любовь! От волнения рука Психеи дрогнула, капля масла упала на плечо Амуру. Он проснулся и исчез. Исчез и дворец. А бедная Душа оказалась одна на дикой холодной скале.

Так Афродита мстила ей, заставляя страдать в холоде и одиночестве. Душа, Психея, искала и ждала Амура, мучилась в одиночестве и не теряла надежды, что Амур вернётся. Она корила себя за желание знать о любимом больше, чем он того хотел, но было поздно.

Вы прошли по аллее сада в сторону Невы и вышли на красивую площадку, которая украшена бюстами богов и героев. Несомненно, Ваше внимание привлечёт странная голова с двумя лицами. Это Янус, двуликий Янус. Сегодня этим именем мы клеймим лицемерных людей.

А в Древнем Риме бог Янус был покровителем всякого начала. И название первого месяца года, января, хранит в себе отголосок имени этого божества. Янусу была посвящена утренняя заря каждого нового дня, первый день всякого месяца. Первое января было всеобщим праздником.

В этот день римляне обменивались добрыми пожеланиями, угощали друг друга сладостями. В этот день было принято вступать в новую должность и, чтобы дела пошли благополучно, богу Янусу приносились жертвы.

Янус — это бог всех дверей (дверь по-латыни «януа»). В домах, в арках дверей, помещали бюсты божества. Это было изображение солидного мужчины с двумя бородатыми лицами. Одно лицо смотрело на запад, другое — на восток.

В Летнем саду с петровских времён липовые аллеи украшены множеством статуй античных богов и героев, с каждым из них, конечно, стоит познакомиться.

Рядом с Летним садом находится знаменитое Марсово поле. До революции здесь проходили военные парады. Всем известно, Марс — древнеримский бог войны. Между Троицким мостом через Неву и Марсовым полем мы увидим и самого Марса. Прекрасный юноша в военных доспехах и с мечом в руках.

На пьедестале написано, что это памятник великому полководцу Александру Суворову. Для русских людей Суворов, действительно, бог войны. Такая аналогия античности, созданная скульптором Козловским, была понятна современникам. И не возникал вопрос: а где же сам Александр Суворов? Марс — древнеримский бог войны. Суворова тоже называли и называют Богом войны.

От памятника Суворову пойдём по набережной Невы и окажемся рядом с Зимним дворцом — Эрмитажем. И здесь нам опять пригодятся знания древнегреческой мифологии. Атланты Нового Эрмитажа — один из символов Санкт- Петербурга.

Десять атлантов поддерживают портик над входом в музей. Древние греки считали, что именно титан Атлант (Атлас) держит на своих плечах небесный свод. Атлантам нашлась работа и в России.

Если уж мы оказались рядом с Эрмитажем, то стоит сказать, что многие шедевры западноевропейской живописи для человека, не знакомого с мифологией, могут остаться просто непонятными.

А ведь так жаль побывать в Эрмитаже и просто устать от разглядывания обилия абсолютно неведомых героев и героинь на полотнах великих мастеров: «Даная», «Персей и Андромеда», «Пейзаж с Полифемом», «Пигмалион и Галатея».

Теперь оставим изобразительное искусство и обратимся к литературе. Греко-римская мифология в XVIII — XIX веках глубоко проникла в русскую литературу. Если читатель не осведомлён о мифологических персонажах в лирике молодого Пушкина, то как понять, лирический или сатирический смысл вложил автор в своё творение. Это справедливо и в отношении творчества Г. Р. Державина, М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского, И. А. Крылова.

Нам могут возразить, что не все люди культурологи и филологи. Хорошо, тогда ещё один аргумент в пользу мифологии. Прислушайтесь к современной речи. В словах «геометрия», «геология», «география» живёт имя греческой богини земли Геи. В слове паниковать «сидит» божество Пан. Пан — покровитель пастухов имел особенность так шуметь, что люди просто впадали в ПАНику.

Слово «Сирена» — из греческой мифологии. Сирены своим пением чуть не свели с ума самого Одиссея. Да и слово «одиссея» — в смысле рассказ о путешествиях — сегодня знакомо всем.

Ну, про то, что царица Психея поминается нами очень часто, когда мы пытаемся вникнуть в ПСИХологическое состояние человека и советуем ему «не ПСИХовать» и поберечь свою ПСИХику.

Мы сетуем на свой или чей-то бесполезный Сизифов труд, или характеризуем предстоящую уборку как наведение порядка в Авгиевых конюшнях. Европу мы называем Европой, а своей дочери даём прекрасное имя «Елена». Красивого молодого человека зовём Апполоном. Престижная премия называется Ника.

Девушку зовут Виктория, а юношу — Виктор. Простую овсяную кашу мы называем «Геркулес», месяцы года называются «март» в честь Марса, а «январь» — в честь Януса. А еще есть «яблоко раздора» и компьютерный вирус Троян. Помните миф о Троянском коне? Когда мы ждём вдохновения, мы «зовём музу».

Звёздное небо над головой — сплошная мифология. Млечный путь — пожалуйста, есть миф о том, кто разлил молоко, туманность Андромеды — есть миф, «объясняющий», как она туда попала.

Все планеты солнечной системы, каждый школьник знает, носят имена римских богов и богинь. Вывод простой: знать сегодня античную мифологию нужно, полезно. И даже модно.

  • Рассказ о любимом герое из сказки
  • Рассказ о любимом животном на английском 4 класс с переводом
  • Рассказ о любимой компьютерной игре
  • Рассказ о любимом герое 3 класс литературное чтение
  • Рассказ о любимой стране