Рассказ о ломоносове как о ученом

31.12.2021 2022 год выдается очень богатым и на круглые даты, связанные с русской литературной классикой, с произведениями, которые вошли в

31.12.2021

Классическая десятка: книги-юбиляры 2022-го

2022 год выдается очень богатым и на круглые даты, связанные с русской литературной классикой, с произведениями, которые вошли в золотой фонд национальной культуры.

190 лет назад, осенью-зимой 1832-го, Пушкин сочинял роман про благородного разбойника по фамилии Дубровский. Замысел книги возник гораздо раньше.

Однажды в беседе с приятелем Павлом Нащокиным Александр Сергеевич услышал от него грустную историю про обедневшего дворянина Островского. Во время войны 1812 года его документы на право владения имением в Минской губернии сгорели, и воспользовавшийся этим обстоятельством богатый сосед отнял у него дом. Крестьяне отказались подчиниться новому барину, подняли бунт, ушли в лес разбойничать.

По слухам, обиженный Островский сначала подался в учителя, но после примкнул к мятежникам. Был арестован, однако сумел бежать из-под стражи. Дальнейшая судьба этого человека (как и героя книги) осталась неизвестной.

В черновиках автор указал место действия — Козловский уезд Тамбовской губернии, где произошла еще одна реальная, нашедшая отражение в романе история: некий полковник Крюков выиграл имущественный судебный спор у поручика Мартынова. Подобные тяжбы происходили в то время часто, среди жертв именитых и беспринципных соседей значился и помещик Дубровский, чью фамилию великий писатель выбрал для своего героя.

Александр Сергеевич так и не успел завершить книгу. И даже окончательного названия ей не дал — вместо заглавия в черновиках стоит дата «21 октября 1832 года». Роман увидел свет через несколько лет после гибели Пушкина, в 1841-м.

185 лет назад, в 1837-м, в журнале «Современник» было опубликовано стихотворение «Бородино».

Младший брат бабушки Лермонтова Афанасий Столыпин как участник Бородинского сражения удостоился похвалы самого Кутузова. В своем донесении Михаил Илларионович писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать». Афанасий Алексеевич был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость».

Живые, яркие воспоминания «дядюшки», как называл его Лермонтов, приводили юного поэта в неописуемый восторг. Они-то и натолкнули на создание хрестоматийного произведения, и именно к Столыпину обращены первые слова этой мини-поэмы:

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром…

Образ опытного и отважного старшего офицера также возник благодаря рассказам «дядюшки»:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой…

Выйдя в отставку в 1817 году, Афанасий Алексеевич жил в своем имении Лесная Нееловка под Саратовом, но часто наведывался в Москву и Санкт-Петербург. Говорят, Столыпин очень гордился талантливым родственником и, случалось, защищал его от нападок начальника штаба Корпуса жандармов Леонтия Дубельта.

180 лет назад, в 1842 году, был издан первый том «Мертвых душ».

О заимствовании сюжета поэмы известный критик и мемуарист Павел Анненков рассказывал: «Известно, что Гоголь взял у Пушкина мысль «Ревизора» и «Мертвых душ», но менее известно, что Пушкин не совсем охотно уступил ему свое достояние. Однако ж, в кругу своих домашних, Пушкин говорил смеясь: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя».

Гоголь, в свою очередь, поведал: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров».

Поначалу жанр будущего произведения Николай Васильевич определял как комический, однако постепенно замысел изменился. Осенью 1836-го Василию Жуковскому он в письме сообщил: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!».

Завершив первый том, Гоголь принялся за второй, однако теперь каждая страница давалась ему с превеликим трудом, все написанное казалось слишком далеким от совершенства. Потому-то, вероятно, и сжег рукопись. Автор объяснял этот поступок тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили в его сочинении достаточно убедительного выражения.

170 лет назад, в 1852-м, отдельной книгой вышло самое популярное и, наверное, самое выдающееся тургеневское произведение.

Знаменитый некогда критик Александр Скабический дал ему такую характеристику: «Записки охотника» представляются как бы продолжением «Мертвых душ» Гоголя; это эпопея, не имеющая, по-видимому, никакой иной предвзятой цели, как лишь развернуть перед вами широкую картину русской провинциальной жизни, преимущественно помещиков и крестьян, с одной стороны — в массе мелких повседневных, будничных ее явлений, с другой стороны — в поэтических мотивах и образах. Тут вы найдете на каждом шагу те очаровательные описания русской природы, какими всегда славился Тургенев, ряд эпизодов, не имеющих никаких отношений к крепостному праву, каковы, например, «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов»… и проч. Тем не менее от «Записок охотника» повеяло на читателей совершенно новым духом, которым проникнуты они от первой страницы до последней».

А Максим Горький в повести «В людях», вспоминая о годах своей юности, причислил «удивительные «Записки охотника» к тем книгам, которые «вымыли… душу, очистив ее от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности». «Я почувствовал, — признавался «буревестник революции», — что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня».

150 лет назад был впервые напечатан (в журнале «Заря») рассказ «Кавказский пленник».

По свидетельству дочери автора Александры Толстой, после этой публикации некий неизвестный критик выступил с рецензией в газете «Всемирная Иллюстрация» и удивительно точно определил достоинства произведения:

«Кавказский пленник» написан совершенно особым, новым языком. Простота изложения поставлена в нем на первом плане. Нет ни одного лишнего слова, ни одной стилистической прикрасы… Невольно изумляешься этой невероятной, небывалой сдержанности, этому аскетически строгому исполнению взятой на себя задачи рассказать народу интересные для него события «не мудрствуя лукаво». Это подвиг, который, пожалуй, окажется не под силу ни одному из прочих корифеев нашей современной литературы».

Уже в советские годы Виктор Шкловский в своей посвященной великому классику книге рассуждал: «Тема «русский среди чеченцев» — это тема «Кавказского пленника» Пушкина. Толстой взял то же название, но рассказал все по-другому. Пленник у него русский офицер из бедных дворян, такой человек, который все умеет делать своими руками. Он почти что не барин. Попадает он в плен потому, что другой, знатный офицер, ускакал с ружьем, не помог ему, а сам тоже попался. Жилин — так зовут пленника — понимает, за что горцы не любят русских. Чеченцы — люди чужие, но не враждебные ему, и они уважают его храбрость и умение починить часы. Пленника освобождает не женщина, которая в него влюблена, а девочка, которая его жалеет…

Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза — спокойная, никаких украшений в ней нет и даже нет того, что называется психологическим анализом. Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину — хорошему человеку, и того, что мы про него знаем, нам достаточно, да он и сам не хочет знать про себя многого».

150 лет назад журнал «Русский вестник» закончил публиковать в своих номерах роман «Бесы».

Из знаменитого «пятикнижия» только он был практически незнаком широким читательским массам в СССР, что, в общем-то, неудивительно, ведь произведение носит ярко выраженный «контрреволюционный», «антинигилистический» характер. В наши дни роман популярен, хотя некоторые критики находят образ одного из главных героев, Николая Ставрогина, не вполне удавшимся, плохо отображенным.

Однако проблема тут, видимо, не в том, что Достоевскому не хватило художественных средств для более четкой «артикуляции» в описании персонажей, — просто многие вещи, хорошо понятные в теократической России XIX столетия, сегодня массовому читателю нужно дополнительно объяснять.

К примеру, всякий студент-разночинец, молодой попович или тем паче образованный дворянин той эпохи знал, что «греческую» фамилию «Ставрогин» на русский язык можно перевести как Крестов или Крестовский, что отдельные ключевые события, на которых автор заостряет внимание, происходят в день великого праздника Крестовоздвижения, что эсхатологическая тема Креста, Крестного пути Спасителя (и козней Его лукавого антипода) для верующего человека в романе совершенно очевидна…

Кто такой Ставрогин по Достоевскому? Неглупый, внешне привлекательный индивидуалист, погрязший в грехах циник, способный подчинять своей воле многих людей, внушающий мистический ужас окружающим интроверт-социопат — именно таким философы и богословы нередко изображают антихриста. Ну а крест в качестве символа бывает, как известно, и перевернутым…

«Бесы» — роман, который нужно хотя бы раз в жизни перечитать и как можно глубже осмыслить.

135 лет назад, в 1887-м, Чехов написал рассказ «В ученом обществе», который и стар, и млад в нашей стране знают под названием «Каштанка».

Насчет происхождения сюжета и прототипов героев есть несколько версий. По одной из них, рассказ создавался на основе реального случая, произошедшего с известным дрессировщиком Владимиром Дуровым (и его собачкой). Тот в книге «Мои звери» пересказал его так: «Она жила у столяра. Потом она пошла гулять по улицам и заблудилась. Ее подобрал артист из цирка, назвал Теткой и научил выступать на арене. И вот один раз, когда она выступала в цирке, с галерки вдруг кто-то крикнул: «Каштанка! Каштанка!». Каштанка, как только услыхала голос, бросилась на галерку. Там, оказывается, сидел ее прежний хозяин-столяр. Эта история случилась со мной. Это я нашел Каштанку; я ее дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про нее Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать».

Некоторые литературоведы полагали, что о милой рыжей собачке писатель впервые узнал от Николая Лейкина, издателя петербургского юмористического журнала «Осколки».

Историю Каштанки Антон Павлович мог услышать и от своего гимназического товарища, который работал помощником столяра. У того была собака с такой же кличкой.

100 лет назад, в 1922-м, Александр Грин закончил писать свою удивительную повесть-феерию.

Об истории ее создания автор вкратце рассказал в черновиках романа «Бегущая по волнам»: «У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

Грин работал над повестью несколько лет. В мае 1922-го газета «Вечерний телеграф» опубликовала одну из глав — «Грэй».

Алые паруса уже давно стали символом любви и надежды, воплощения самых несбыточных грез. Природным романтикам книга дарит ощущение безмятежного счастья, веру в настоящее чудо. «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», — вспоминал приятель Грина писатель Всеволод Рождественский.

80 лет назад, в 1942-м, Александр Твардовский начал печатать в прессе поэму о Василии Теркине.

Литературный герой был рожден еще во время советско-финской войны. Перед читателями он представал удачливым, смекалистым, а главное, непобедимым бойцом: устраивал врагам ловушки из подпиленных деревьев, угощал их начиненной взрывчаткой кашей, брал в плен… В общем, в Советском Союзе полюбился всем. Завершить работу над собранием стихов о приключениях бравого солдата Твардовский планировал к середине 1941-го, но началась Великая Отечественная.

Будучи военкором газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», поэт оказывался на самых горячих участках битв, выходил из окружения, поэтому к мысли о Теркине вернулся только через год, в июне 1942-го. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез», — написал Александр Трифонович в дневнике, обозначив свою гражданскую позицию в прологе к новой поэме:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка —

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

4 сентября 1942 года в «Красноармейской правде» опубликовали первые главы. В то время, после долгого отступления наших войск, духовная поддержка бойцов Красной Армии и тружеников тыла была особенно необходима.

65 лет назад, в 1957-м, в журнале «Техника — молодежи» был издан роман «Туманность Андромеды».

«Когда я писал… приходилось, что называется, ставить себя на другие рельсы, — рассказывал Иван Ефремов. — Работал над романом, находясь «в строгой изоляции»: жил один на даче под Москвой, почти ни с кем в это время не встречался и писал изо дня в день, писал не переставая. Вечерами и по ночам я любил разглядывать звезды в сильный бинокль, разыскивал на небосклоне Туманность Андромеды, а после снова принимался за работу… Для создания подобного романа мне нужна была не только предварительная подготовка в смысле накопления конкретных сведений, не только строгая продуманность всех «частностей», мелочей, но и какая-то психофизическая настроенность, временное «отключение» от повседневности для чисто технического осуществления замысла. Так и остался у меня в памяти период работы над «Туманностью Андромеды» как время полного уединения, тишины, время, когда передо мной был только письменный стол и звездное небо, как бы придвинувшееся, приблизившееся ко мне».

Книга, по словам Аркадия Стругацкого, «произвела буквально ошеломляющее впечатление и оказала огромное влияние на всю последующую советскую фантастику».

«Ефремов был человек-ледокол. Он взломал, казалось бы, несокрушимые льды «теории ближнего прицела». Он показал, как можно и нужно писать современную научную фантастику… Появление «Туманности» стало символом новой эпохи, ее знаком, ее знаменем в известном смысле. Без нее росткам нового было бы пробиваться на порядок труднее», — так высказался еще один брат Стругацкий, Борис.

Материал опубликован в спецвыпуске журнала Никиты Михалкова «Свой».

Презентации и уроки о М.В. Ломоносове

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)  — великий русский ученый-энциклопедист, первый русский академик, во многом предвосхитивший научные открытия в различных областях науки: химии, физике, астрономии. Реформатор русского языка, историк, поэт, просветитель. Именем Михаила Ломоносова назван крупнейший вуз современной России — Московский государственный университет, проект которого был создан ученым. Читать далее >>>

80422891

В презентации представлена биография и достижения М.В. Ломоносова, как ученого. Иллюстрации к моментам из жизни Михаила Васильевича.

time10.10.2017

07812864

Презентация создана о Ломоносове Михаиле Васильевиче.

time09.10.2017

00001461

Презентация по теме «Михайло Ломоносов» представляет жизнеописание великого учёного в авторской поэзии.Подобраны соответствующие иллюстрации. Работа предназначена для обучающихся 5-8 классов  общеобразовательных организаций.

time27.05.2017

05517271

Презентация предназначена для урока окружающего мира УМК «Школа России» 4 класс. Можно использовать во внеурочной деятельности, посвященной великому ученому Ломоносову учителям и ученикам 5 — 6 классов.

time28.02.2017

03613834

Интерактивная игра предназначена для учеников 6-8 классов. Охватывают предметы, в которых прославился М.В.Ломоносов. В игре представлены интересные вопросы, расширяющие кругозор  учащихся о великом земляке – Ломоносове М.В.

time08.11.2016

40269558

Презентация создана по типу телевизионной передачи «Своя игра» и посвящена жизненному и творческому пути Михаила Васильевича Ломоносова. Подобранный материал позволяет расширить представления  учащихся о жизни и творчестве М. В. Ломоносова в игровой форме, что способствует наилучшему запоминанию и усвоению знаний.

time17.09.2016

71005817

Данная презентация посвящена выдающемуся русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову. В работе рассказывается о том, в каких областях науки М.В. Ломоносов проявил свои способности, какие открытия совершил.

time11.07.2016

76350595

 В презентации рассказано о великом ученом М.В. Ломоносове, его вкладе в науку. Данную презентацию могут использовать учителя на уроках литературы или на классном часе, а также учащиеся при подготовке к урокам. 

time06.07.2016

45045814

Данный материал рассказывает о жизни и творчестве великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. 

time29.06.2015

59192651

Презентация может быть использована при объяснении нового материала на уроке истории России в 7 классе «Наука и образование в конце 18 века». После рассказа о М.В. Ломоносове классу предлагается задание (рефлексия) по содержанию презентации. Учащиеся садятся за компьютеры, запускают презентацию, выполненную в MS Power Point, ещё раз в режиме демонстрации просматривают слайды (закрепление материала). Затем выполняют тест собирая тематическую мозаику.

time22.10.2014

Игра-викторина о жизни В.М. Ломоносова для учащихся начальной школы. В игровой форме учащиеся смогут закрепить свои знания о жизни великого ученого.

time24.01.2014

12168661

Данный материал рассказывает о жизни и творчестве великого русского ученого М.В.Ломоносова.

time10.07.2012

Презентация рассчитана на учеников 6 – 9 классов, материал изложен на доступном языке, содержит много иллюстраций. Предназначена для проведения внеклассных мероприятий, которые строятся на основе подготовленных учащимися сообщений о М. В. Ломоносове с показом слайдов презентации.

time10.07.2012

14111384

Презентация раскрывает жизненный путь и обширную научную и творческую деятельность великого русского ученого, поэта, мыслителя — М.В. Ломоносова.

time09.07.2012

24703695

Презентация содержит краткую биографию великого ученого М.В.Ломоносова, кроссворды, стихотворение и цитаты. Домовёнок Кузя вместе с детьми 6-8 лет узнает о том, как сын простого крестьянина стал первым академиком и самым образованным человеком России. Цель презентации — познакомить детей с ученым, который оказал огромное влияние на развитие науки и культуры нашей страны.

time09.07.2012

Вклад М.В. Ломоносова в географию
Презентация была подготовлена ко дню Ломоносова, который проводился на общешкольном классном часе и был посвящен вкладам Ломоносова в разных областях.

time07.07.2012

История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. В презентации — вклад М.В. Ломоносова в экономическую и физическую географию, поэтому он будет интересен и 8-классникам, и 9-классникам, т.к. в учебниках такого материала нет.

time06.07.2012

71392408

Презентация знакомит с личностью выдающего русского учёного-новатора М.В.Ломоносова, оказавшего огромное влияние на развитие всех сторон культурной и научной жизни России, охватывает всё то, что может быть связано с этим именем.

time29.06.2012

Презентация рассчитана на учеников 6 – 9 классов, материал изложен на доступном языке, содержит много иллюстраций. Предназначена для проведения внеклассных мероприятий, которые строятся на основе подготовленных учащимися сообщений о М. В. Ломоносове с показом слайдов презентации.

time28.06.2012

93945183

М.В.Ломоносов великий сын России. В презентации показаны основные направления и достижения научной деятельности М.В.Ломоносова.

time27.06.2012

Величайшие открытия М.В.Ломоносова в различных областях науки. 300-летие со дня рождения русского учёного.

time27.06.2012

М.В.Ломоносов великий сын России.В презентации показаны основные направления и достижения научной деятельности М.В. Ломоносова.

time26.06.2012

88699791

Презентация включает в себя библиографические данные великого ученого, мыслителя, поэта. Отражены его заслуги перед обществом и наукой. информация представлена в доступной форме для учащихся 5-6 классов

time22.06.2012

51039377

Презентация о деятельности М. В. Ломоносова включает краткий рассказ о крае, детстве, учебе, раскрывает основные заслуги в науке, особый акцент сделан на химию и развитие мозаики. Материал рассчитан на учащихся 5-9 классов.

time21.06.2012

33285326

Данная презентация может быть использована на уроках химии и во внеклассной работе. Она содержит материал о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого М.В. Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия – вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след.

time17.06.2012

57255141

Презентация содержит информацию о жизненном пути М.В. Ломоносова.Материал изложен в доступной форме.

time17.06.2012

35864384

Презентация, предназначенная для младших школьников, освещает основные биографические сведения жизни М.В. Ломоносова. Для закрепления информации используется интерактивная викторина.

time13.06.2012

М.В.Ломоносов одна из самых знаменитых фигур в науке.

time04.06.2012

93622371

М.В. Ломоносов и его труды в области физики. Диафильм по физике для 6-7 классов сделан по заказу Министерства просвещения СССР. Студия «Диафильм». Госкино СССР. 1978 г. Москва. Автор – Е. Грейдина.

time15.12.2011

51501074

Презентация о М.В.Ломоносове: жизнь, открытия.
23 слайда с небольшими комментариями.
Список источников.

time09.12.2011

Презентации и уроки о М.В. Ломоносове

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)  — великий русский ученый-энциклопедист, первый русский академик, во многом предвосхитивший научные открытия в различных областях науки: химии, физике, астрономии. Реформатор русского языка, историк, поэт, просветитель. Именем Михаила Ломоносова назван крупнейший вуз современной России — Московский государственный университет, проект которого был создан ученым.

Примерные темы уроков о М.В. Ломоносове:

  • Великий сын Отечества: наследие М.В. Ломоносова в истории российской науки.
  • Опережая время: открытия М.В. Ломоносова в химии, физике, астрономии.
  • Великий реформатор: роль М.В. Ломоносова в развитии русского языки и литературы.
  • «Радение за распространение наук в Отечестве»: Ломоносов-просветитель.
  • Литературное наследие Михаила Ломоносова.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» — комплекс дворцов и парков XVIII века в Ломоносове, который находится в 40 километрах от Санкт-Петербурга, с южной стороны Финского залива.

Ансамбль внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, как часть памятника «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников», и с 2007 года находится в ведении ГМЗ «Петергоф». Представляет большую историческую ценность, как один из немногих комплексов, который не был разрушен в годы Великой Отечественной войны и сохранил первозданную архитектуру.

Ансамбль в Ораниенбауме на панораме Google:

Историческая справка

Строительство в Ораниенбауме началось в XVIII веке, после того как государь Петр I подарил эти земли князю А. Д. Меншикову. В 1711 году князь решил построить здесь Большой Дворец, который до сих пор носит его имя.

В 1727 году, после ссылки Меншикова, все имущество было конфисковано и с 1743 года в Ораниенбауме находилась резиденция будущего императора Петра III. Для него была построена крепость Петерштадт, до наших дней сохранились дворец и Почетные ворота. В те же года вокруг резиденции стал образовываться город.

После комплекс неоднократно менял хозяев и перестраивался. В 1762 году, после восхождения на трон Екатерины II началось строительство Собственной дачи императрицы. После нее «Ораниенбаум» принадлежал Александру I, его брату Михаилу Павловичу и их наследникам.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

После революции 1917 года некоторые здания были превращены в музеи и госпитали, а часть передана образовательным учреждениям. В период Великой Отечественной войны в Ораниенбауме находилась линия обороны, благодаря чему ансамбль пострадал меньше, чем другие комплексы. Однако, после войны «Ораниенбаум» был брошен и пришел в упадок.

В 1948 году город был переименован в Ломоносов, в честь знаменитого ученого. Лишь с 1990-х годов была организована глобальная реставрация.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Достопримечательности дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»

На территории комплекса располагаются дворцы и павильоны, которые доступны для посещения.

Парк Ораниенбаум

Планировка парка является замечательным образцом ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. Его площадь составляет 162 гектара и делится на Нижний (с регулярной планировкой) и пейзажный Верхний парки. Большую часть территории занимает Верхний парк, который делится на два ансамбля — Петерштадтский и ансамбль Собственной дачи.

Дворец Ораниенбаум

Центральным строением, которое делит парк на две части, является самое первое здание — Большой Меншиковский дворец. Планировка дворца немного напоминает Большой дворец в Петергофе, его фасад, длиной 210 метров, обращен к заливу. Единый комплекс с дворцом составляют Церковный и Японский павильоны, которые соединяются галереями с центром сооружения. Для строительства дворца Меншиков пригласил именитых архитекторов — Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя, которые создали этот шедевр в стиле барокко. К сожалению, первоначальные интерьеры дворца не сохранились, так как последующие владельцы неоднократно изменяли их.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Сегодня Большой Меншиковский дворец можно посетить с экскурсией. Здесь представлена экспозиция «Ораниенбаум сквозь века», которая с помощью мультимедийных технологий, знакомит посетителей с историей создания города и ансамбля. Рассказ включает сведения об исторических событиях и реставрации комплекса.

Павильоны и музеи в Нижнем парке

При посещении Большого Меншиковского дворца можно побывать в Церковном павильоне. До 1921 года это была действующая Пантелеймоновская церковь. Убранство храма претерпело несколько глобальных изменений, в период правления Петра Федоровича и Екатерины II. В военные годы большая часть живописи и икон была уничтожена. Однако, в ходе реставрации церкви вернули облик XVIII — начала XX века. Сегодня здесь можно увидеть экспонаты, рассказывающие об истории храма и его прихожанах.

Картинный дом

В Нижнем парке «Ораниенбаума» находится еще один музей — «Картинный дом». Он был построен в середина XVIII века по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Здесь находились театр, кунсткамера, библиотека, коллекция живописи и кабинет великого князя Петра Федоровича. Сегодня для посетителей работают: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека, Оперный театр и два помещения Кунсткамеры.

Кроме дома, в Нижнем парке находится Морской канал, ведущий к морю, а также Нижние дома, в которых находились служебные помещения. Если пройти в Верхний сад, то можно увидеть павильон «Каменное зало», где в наши дни проходят концерты камерной и оперной музыки. Павильон был построен в 1750-х годах для развлекательных мероприятий и тоже несколько раз перестраивался. В XIX веке в нем находилась лютеранская кирха имени Святой Елены.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Дворцы и строения в Верхнем парке

В Верхнем парке располагается еще один павильон — «Китайская кухня». Долгое время здание служило своему прямому назначению, но после, в нем разместили кавалерский и конюшенный корпуса, госпиталь. В советское время павильон был превращен в общежитие. Сегодня помещение используется для временных выставок.

От павильона «Китайская кухня» начинается ансамбль Собственной дачи, главным сооружением которого, является Китайский дворец. Построенный в 1768 году, по проекту архитектора Ринальди, дворец стал личной резиденцией Екатерины II. Самым знаменитым помещением в нем считается Стеклярусный кабинет, сохранившийся до наших дней в первозданном виде. Китайский дворец — это единственный в России памятник архитектуры, выполненный в стиле рококо и дошедший до нас без изменений.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Рядом с дворцом располагается павильон Катальной горки. Это единственное сохранившееся сооружение из целого комплекса летних Катальных гор. Екатерина II проводила в нем званные обеды и торжественные приемы. В павильоне находится Фарфоровый кабинет, в котором собрана уникальная коллекция Майсенской мануфактуры.

В состав Петерштадтского ансамбля входят Дворец Петра III, Петровский парк и Почетные ворота. Дворец Петра III — это самый первый самостоятельный проект архитектора А. Ринальди в России. В здании располагается экспозиция, рассказывающая посетителям о быте императора, здесь представлены коллекция картин, предметы мебели и интерьера, а также личные вещи Петра III.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Официальный режим работы объектов «Ораниенбаума» в 2022 году

  • Парк Ораниенбаум: ежедневно — с 9:00-10:00 до 19:00-20:00, кассы — с 9:00 до 17:00-19:30;
  • Музей «Большой Меншиковский дворец»: ежедневно, кроме вторника — с 10:30 до 18:00, кассы — с 10:30 до 17:00, посещение для индивидуальных туристов: с 12:00 до 13:30 и с 15:00 до 16:30. Последняя среда месяца — санитарный день.
  • Церковный павильон Большого Меншиковского дворца: ежедневно — с 10:30 до 18:00, кассы — с 10:30 до 17:00. Последняя среда месяца — санитарный день.
  • Экспозиция «Ораниенбаум сквозь века»: ежедневно — с 10:30 до 18:00, кассы — с 10:30 до 17:00, вход на экспозицию до 17:00. Последняя среда месяца — санитарный день.
  • Музей «Картинный дом»: ежедневно — с 10:30 до 18:00, кассы — с 10:30 до 17:00.

С середины октября до конца апреля музей «Картинный дом» работает только по выходным дням с 10:30 до 18:00.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

  • Китайский дворец: вт-вс — с 10:30 до 18:00, кассы — с 10:30 до 17:00, посещение для индивидуальных туристов: с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 16:45. Последний вторник месяца — санитарный день. Во время дождя Китайский дворец может быть закрыт для посещения.
  • Павильон «Китайская кухня»: закрыт на реставрацию.
  • Павильон «Каменное зало»: закрыт на реставрацию.
  • Дворец Петра III: вт-вс — с 10:30 до 18:00, кассы — с 10:30 до 17:00, посещение для индивидуальных туристов: с 10:30 до 11:30 и с 13:30 до 16:00.
  • Павильон Катальной горки: закрыт на реставрацию.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Цены на входные билеты в «Ораниенбаум» в 2022 году

Парк Ораниенбаум: входной — 300 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 100 рублей, льготный билет — 100 рублей.

Экскурсионное обслуживание:

  • группа до 30 человек (формируется администратором на входе) — 100 рублей за человека;
  • организованная группа от 10 до 30 человек — 2000 рублей за группу:
  • организованная группа до 5 человек — 1000 рублей за группу;
  • мероприятия на территории музея — от 2500 до 3000 рублей + входной билет на каждого члена группы.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Музей «Большой Меншиковский дворец»: входной — 500 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 300 рублей, льготный билет — 300 рублей.

Экспозиция «Ораниенбаум сквозь века»: входной — 200 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 100 рублей, льготный билет — 50 рублей.

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца: входной — 400 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 250 рублей, льготный билет — 150 рублей. Справки по телефону: +7 (812) 422-80-16.

Экскурсионное обслуживание:

  • группы от 20 человек — экскурсия входит в стоимость входных билетов;
  • группы до 20 человек — 1000 рублей за группу;
  • посетители с бесплатными билетами — от 2000 рублей за группу;
  • посетители с бесплатными билетами в составе экскурсионной группы — 100 рублей с человека.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Музей «Картинный дом»: входной — 500 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 300 рублей, льготный билет — 200 рублей. Информация о музее по телефону: +7 (812) 422-80-16.

Павильон «Китайская кухня»: входной — 250 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 150 рублей, льготный билет — 100 рублей. Информация о работе павильона по телефону: +7 (812) 422‑80‑16

Китайский дворец: входной — 500 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 300 рублей, льготный билет — 200 рублей. Справочная служба дворца: +7 (812) 422-80-16.

Павильон «Каменное зало»: входной — 250 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 150 рублей, льготный билет — 100 рублей.

Дворец Петра III: входной — 400 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 250 рублей, льготный билет — 150 рублей.

Экскурсионное обслуживание:

  • группы от 15 человек — экскурсия входит в стоимость входных билетов;
  • группы от 5 до 15 человек — 1000 рублей за группу;
  • посетители с бесплатными билетами — от 1000 рублей за группу;
  • посетители с бесплатными билетами в составе экскурсионной группы — 100 -150 рублей с человека;
  • мероприятия на территории музея — от 2500 до 3000 рублей + входной билет на каждого члена группы;
  • проведение дня рождения в музее — 5000 рублей + входные билеты для каждого посетителя.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Как добраться

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» находится на Дворцовом проспекте в городе Ломоносове недалеко от Санкт-Петербурга (около 40 километров).

Добраться до комплекса можно на автомобиле или на общественном транспорте. Из центра Санкт-Петербурга можно доехать за примерно за час. По пути можно заехать в Кронштадт и осмотреть местные достопримечательности. Машину можно взять в аренду или поискать попутчиков на сервисе BlaBlaCar.ru.

Маршрут от Невского проспекта до «Ораниенбаума» на карте — Google Maps

До Ломоносова от станций метро ходит несколько маршрутных такси:

  • от метро «Автово» — маршрутное такси: 401, 401А, 200;
  • от метро «Проспект Ветеранов» — маршрутное такси: К-343.

Доехать до этих станций можно практически из любого района северной столицы, необходимо сесть на поезда красной ветки (линии М1), следующих в сторону конечной станции «Проспект Ветеранов».

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Быстро и без пробок добраться до дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» можно на электричках, отправляющихся с Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. Поезда идут до станции «Ораниенбаум-1». Расписание электричек можно посмотреть на официальном сайте Балтийского вокзала.

Чтобы заказать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber и Gett.

От международного аэропорта Пулково до «Ораниенбаума» можно добраться на автомобиле за 45 минут. Гости города могут воспользоваться услугой трансфера от сервиса KiwiTaxi. Это очень удобно, так как водитель встретит вас прямо в аэропорту, с именной табличкой и отвезет в пункт назначения. На сайте компании можно выбрать подходящий автомобиль, заказать детские кресла, узнать стоимость поездки и сразу забронировать машину. Поиск трансферов из Аэропорт Пулково:

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»: видео

.

Fedor

август 2021

Хороший парк, многие им пренебрегают довольствуясь Петергофом, но совершенно зря, дворец Меньшикова конечно уступает императорским, но все равно интересный

Рассказ о ломоносове как о ученом

Natali

сентябрь 2020

Дождь не помеха. Людей очень мало, все едут в петергоф? а тут просто нереальная красота. Билеты преобретайте в парк и в Меншиковский дворец заранее в интернете!

Рассказ о ломоносове как о ученом

Minnesota85

апрель 2019

Один из входов закрыт. Кофе, купленный в парке больше похож на воду (для стаканчика ещё и крышки не нашлось), а цена его 120 рублей! Почти весь парк ещё на реконструкции и осень многое перекрыто(

Рассказ о ломоносове как о ученом

Ekaterina

апрель 2019

Сколько можно его ремонтировать и куда делась вода из нижнего пруда!?!

.

Lika

март 2019

Чисто и красиво вокруг!

.

Екатерина

ноябрь 2018

Замечательный парк в любое время года, куда можно и нужно идти с любым настроением

.

Екатерина

ноябрь 2018

Замечательный парк в любое время года, где получишь удовольствие в любом настроении

.

Pavel

ноябрь 2018

Парк просто супер. Можно гулять и гулять

.

Olga

октябрь 2018

Люблю, особенно осенью

Рассказ о ломоносове как о ученом

Дарья

июль 2018

Прекрасный парк для долгой прогулки, мало людей, приветливый персонал. Но будьте внимательны — проход в музей только по времени.

.

Victoria

июнь 2018

Парк большой и ухоженный. С детьми до трёх лет вход свободный.

.

Victoria

июнь 2018

Парк понравился, очень большой, с детьми до 3х лет бесплатный вход. Есть туалеты. Красиво и ухожено, хотя не везде скошена трава. Статуи потрясающие.

.

Diana

июнь 2018

Очень красивая и ухоженная территория.Для прогулок отличное место.Вход в парк платный:100 р. для взрослого

.

Алёна

октябрь 2017

Чудесный парк, очень красивый! И с бесплатным входом)

.

Andrey

сентябрь 2017

Обязательна к посещению мультимедиа экспозиция — очень интересно и познавательно

.

Ruslan

июль 2017

Очень красивый парк! На втором месте у меня после Гатчины.

.

Anna

июль 2017

Летом 2017 почти все на реконструкции, во дворцы не попасть

.

Ann

июль 2017

Что за глупое ограничение «не ходить по газонам»? Лишили нас прекрасного плана поваляться на пледе с книжкой в красивом саду

.

Maks

май 2017

с каждым годом парк становится лучше.

Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Ломоносове

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

«Средняя  общеобразовательная  школа  д. Ваныш — Алпаутово»

 Рассмотрено на заседании                                                                              педагогического совета                                                                    «____» __________ 20___ г.                                                             Протокол №____                                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ

д. Ваныш — Алпаутово

________ Сафин И.Р

приказ №     от____________                                                                                                                                                

№  п/п

Раздел. Тема урока

Количество часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

ВВЕДЕНИЕ

1 час

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

4 ч

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник». Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.

1

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.  

1

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. 

1

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора.

1

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 часа

О «Повести временных лет».  «Из похвалы князю Ярославу и книгам» (отрывок). Формирование традиции уважительного отношения к книге. Из «Поучения» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

2 часа

М.В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. Ода «К статуе Петра Великого»

1

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество писателя. Стихотворение «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

30 часов

Александр Сергеевич Пушкин

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество писателя. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в произведении.

1

А.С. Пушкин. Стихотворение  «Зимний вечер». Зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.

1

Пушкин- драматург. Драма «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

1

Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» – повесть о «маленьком» человеке

1

А.С. Пушкина. «Станционный смотритель». Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

1

Классное сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»» 

1

А.С. Пушкин  «Медный всадник» (отрывок).  Историческая основа поэмы. Образ Петра I.

1

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество писателя.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем. Защита Калашниковым человеческого достоинства

1

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства

1

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива..», «Ангел», «Молитва»

1

Николай Васильевич Гоголь

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

1

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повестях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

1

Классное сочинение  по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Иван Сергеевич Тургенев

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

1

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека, «Два богача»

1

Николай Алексеевич Некрасов

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы

1

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»

1

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа

1

Афанасий Афанасьевич Фет

А.А. Фет. Жизнь и творчество писателя. Стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык»

1

Алексей Константинович Толстой

А.К. Толстой. Жизнь и творчество писателя. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

1

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Лев Николаевич Толстой

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Главы из повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н.Толстого

1

Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого

1

Антон Павлович Чехов

А. П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

1

А.П. Чехов.  «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова.

1

«Край ты мой, родимый край…»

В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»

1

И.А. Бунин «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания 

1

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

21 час

Максим Горький

М. Горький. Жизнь и творчество писателя. «Детство». Автобиографический характер повести

1

М. Горький «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

1

Сочинение – характеристика литературного героя по произведению             М. Горького «Детство»

1

Романтические рассказы М.Горького. Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1

Владимир Владимирович Маяковский

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество писателя. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1

Андрей Платонович Платонов

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Юшка». Незаметный герой с большим сердцем. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

1

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.

1

Борис Леонидович Пастернак

Б. Л. Пастернак. Краткий рассказ о писателе. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

1

Час мужества

Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны.

1

Александр Трифонович Твардовский

А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

1

Евгений Александрович Евтушенко

Е. А. Евтушенко. Краткий рассказ о поэте. «Хотят ли русские войны?.»    – лирико-публицистическое стихотворение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности композиции стихотворения 

1

Федор Александрович Абрамов

Ф.А. Абрамов. Жизнь и творчество писателя. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

1

Евгений Иванович Носов

Е.И. Носов.  Жизнь и творчество писателя. Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»).

1

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

1

Юрий Павлович Казаков

Ю.П. Казаков. Жизнь и творчество писателя. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе      Ю.П. Казакова «Тихое утро»

1

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Д. С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

1

Писатели улыбаются

Г. И. Горин. Комически-курьёзный рассказ «Почему повязка на ноге?»

1

«Тихая моя родина…»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова

1

Песни на стихи русских поэтов XX века

И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

А.Н. Вердинский «Доченьки»

1

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…»,  Возвращения к истокам, основам жизни

1

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

5 часов

Роберт Бернс. Жизнь и творчество писателя. Представления народа о справедливости и честности. «Честная бедность» Роберта Бернса. «Уж не встаю я на заре»

1

Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество писателя. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!»

1

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

1

О. Генри. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

1

Р. Бредбери.  Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра

1

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 ч

А. Конан Дойл. Краткие сведения об авторе.  «Голубой карбункул». Образ Шерлока Холмса.

1

А. Конан Дойл.  «Голубой карбункул». Основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм.

1

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД

1 ч

Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование.

1

Сегодня исполняется 20 лет со смерти большого писателя Виктора Петровича Астафьева. «Правмир» вспоминает ключевые факты его биографии.

Был коренным сибиряком

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревне Овсянка Красноярского края в семье небогатых крестьян. Виктор рос единственным ребенком в семье — две его сестры умерли в раннем детстве. «Я всю жизнь ощущал и ощущаю тоску по сестре и на всех женщин, которых любил и люблю, смотрю глазами брата», — писал Астафьев в автобиографии.

Всю жизнь Виктор Петрович так или иначе стремился на восток Родины — Урал, родная Сибирь. Умер он в Красноярске.

Его отца сослали, а мать погибла

На долю Виктора Астафьева выпало тяжелое детство. Когда мальчику исполнилось всего семь лет, его отец был осужден за вредительство и сослан на пять лет в Карелию — на строительство Беломорканала.

«Призвали моего папу мельничать, пообещав зачислить его и маму мою в колхоз, чему мама была безмерно рада, но потрудиться ей на счастливой коллективной сельхозниве не довелось. Папа мой, восстановив мельницу, снова загулял, закуролесил, не понимая текущего момента, и однажды сотворил аварию, но мельница-то не его уже и не дедова — это уже социалистическая собственность, и папу посадили в тюрьму…»

Рассказ о ломоносове как о ученом

Виктор Астафьев с родителями в детстве

Эта ссылка повлекла за собой трагическую смерть матери будущего писателя: когда в очередной раз женщина отправилась на свидание с мужем, лодка, на которой она плыла вместе с другими пассажирами, перевернулась. Лидия Ильинична упала в воду, зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Нормального родительского тепла с того страшного момента Виктор Астафьев уже не вкусил до самой смерти. 

Воспитывался в детском доме

Сперва Виктор остался на попечении бабушки, но вскоре вернулся отец (на стройке Беломорканала его признали ударником пятилетки и освободили досрочно), и мальчик перебрался к нему. Однако жизнь стала не намного легче — отец создал новую семью, их отношения разладились, а с мачехой мальчику и вовсе не удалось найти взаимопонимания.

Вскоре Виктора буквально выставили на улицу — фактически он стал сиротой-беспризорником.

Вынужденно покинув дом, какое-то время он жил в заброшенной парикмахерской. Вскоре государственные органы обратили внимание на бездомного ребенка и отправили его в интернат.

«Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат. Все это пережито в Игарке. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы».

Действительно, хорошее в те годы тоже было. Преподаватель русского языка и литературы в детском доме, Игнатий Рождественский, стал другом Астафьева на долгие годы. Много лет спустя писатель вспоминал «требовательность и человеческое внимание» своего учителя. Теплые чувства сохранились в сердце Астафьева и к директору детского дома Василию Соколову. Оба наставника видели, что мальчику легко даются литература и русский язык (хотя из-за проблем с арифметикой его несколько раз оставляли на второй год), и советовали попробовать себя на писательском поприще.

После выпуска из детдома Виктор Астафьев получил первое профессиональное образование в школе фабрично-заводского обучения и стал работать на одной из станций Транссибирской магистрали сцепщиком вагонов, составителем поездов, а некоторое время даже занимал ответственный пост дежурного по вокзалу — единолично распоряжался приемом и отправлением поездов. 

Ушел на фронт добровольцем

Хотя у Астафьева была бронь от призыва (железнодорожники — среди прочих других категорий — ввиду важности выполняемой работы имели «неприкосновенность»), он, как и многие его товарищи, не захотел оставаться в тылу. В первых боях Виктор участвовал в конце 1942 года. Он был шофером, артразведчиком и связистом, воевал на отвлекающем плацдарме (когда огонь вызывают на себя). 

Рассказ о ломоносове как о ученом

На фронте

«Всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается», — писал Астафьев в повести «Где-то гремит война».

Во время войны Виктор Астафьев получил несколько наград: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

«В бою 20.10.43 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землей. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-минометным огнем, собрав обрывки кабеля, и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и ее поддержку артиллерийским огнем» (из наградного листа на медаль «За отвагу»).

За время войны Астафьев получил тяжелую контузию, осколок в легком, частично потерял зрение, а поврежденную руку чудом сохранил хирург в госпитале.

После лечения от строевой службы его отстранили. Победу Астафьев встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно, где и познакомился с будущей супругой — медсестрой Марией Корякиной.

Первый рассказ написал в 27 лет

Из-за полученных ранений Астафьев не мог заниматься тяжелой работой на железной дороге и был вынужден устроиться вахтером в колбасный цех. 

«А что я, год назад начавший бриться солдатик, от ранения потерявший зрение правого глаза и по этой причине единственную свою профессию — составителя поездов, еще недавно рядовая окопная землеройка с шестиклассным образованием, мог знать? Я даже род войск капитана не различил по погонам», — писал он в повести «Веселый солдат».

Серую однообразную жизнь скрашивали регулярные встречи литературного кружка при местной газете, которые и вдохновили Виктора взяться наконец за перо. Писательским дебютом Астафьева стал рассказ «Гражданский человек».

В 37 лет окончил высшие литературные курсы

Астафьев несколько лет трудился журналистом в газете «Чусовской рабочий», а в 37 лет окончил высшие литературные курсы в Москве. Высшего образования он так и не получил, поэтому курсы стали его единственным образовательным минимумом в гуманитарной области.

«Грамотешка у меня была довоенная — шесть групп, фронт дал, конечно, жизненный опыт, но культуры и грамотности не добавил. Надо было все это срочно набирать. Правда, я даже в окопах ухитрялся книжки иметь и читать.

Я знал, что предложение должно заканчиваться точкой, но вот где оно, предложение, заканчивается, точно не представлял».

Главным фундаментом в литературе был его собственный жизненный опыт — какие профессии он только на себя не примерил: работал сцепщиком и составителем поездов, дежурным по станции, слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком, вахтером в колбасном цеху. Отсюда и живой литературный язык, и мелкие подробности деревенского быта, и тончайшие детали характеров.

Рассказ о ломоносове как о ученом

Виктор Астафьев в деревне Сибла

В 1958 году стал членом Союза писателей СССР

К этому времени работы Астафьева стали выходить с завидной регулярностью. Его рассказы публиковались в крупных журналах — «Новый мир» и «Молодая гвардия». Постепенно к Виктору Петровичу стали приходить слава и читательская любовь. В конце 1975 года Астафьев получил Государственную премию СССР за повести «Кража», «Последний поклон», «Перевал» и «Пастух и пастушка».

Астафьев «зацепил» аудиторию удивительной наблюдательностью, детальностью прорисовки быта и характеров, мастерством воспроизводить на бумаге речевые манеры самых разных людей.

Главные герои Астафьева — простые трудяги: солдаты, рабочие, рыбаки, на плечи которых ложится вся тяжесть жизни.

Астафьев создал собирательный образ рядового солдата, некоего Ваньки-ротного, который тянет на себе почти всю ношу военных будней. Это он стреляет, обороняется, его засыпает в окопе, оглушает, его настигают осколки, контузии, раны. Высокие награды, тем не менее, его почти не замечают, а вот наказаний, «пинков и подзатыльников» от чинов начальствующих он принимает по полной программе. Не секрет, что основные штрихи этого солдата Астафьев срисовал с себя и своих сослуживцев.

Образ получился правдоподобным — читатели верили ему и искренне сопереживали астафьевским персонажам. Почти ко всем, кто не побывал на фронте, пересидев в относительно спокойном тылу, особенно в штабных структурах, Астафьев на всю жизнь сохранил презрительное отношение.

Повесть «Царь-рыба» о вмешательстве цивилизации в жизнь провинции, изданная в 1976 году, окончательно закрепила писательский успех и принесла не только всесоюзную, но и мировую известность. 

Рассказ о ломоносове как о ученом

Памятник «Царь-рыба» в Красноярске. Фото: Мельников / Wikimedia commons

Резко отзывался о руководстве СССР во время Великой Отечественной войны

Астафьев не раз публично давал совсем нелестную оценку действиям властей в военное время. В 90-е годы Виктор Петрович давал множество интервью, в которых рассуждал о причинах победы в войне. По его мнению, Советский Союз за эту победу заплатил слишком высокую цену — огромное число человеческих жертв, которые просто стали «пушечным мясом». Астафьев подчеркивал, что страна взяла «количеством людей», и не приписывал ключевой роли талантам полководцев.

Развенчивал миф об особой «сплоченности» народа во время ВОВ

Еще одной темой, которую Астафьев безжалостно поднимал в своем творчестве и в интервью, была широко распространенная идея о невероятном единстве всего советского народа во время Отечественной войны.

Писатель рассказывал случаи из своего боевого опыта, когда раненого солдата могли просто «оставить» умирать, потому что надо было двигаться дальше и «обуза» была не нужна.

Астафьев вспоминал, как сам выносил раненого товарища, пройдя мимо вражеского танка, который даже не стал тратить на них пуль. Фронтовик с горечью отмечал, что проявления «не-братского» отношения к истекающим кровью были типичным фоном военной жизни, и всячески не любил «киношной» и литературной идеализации войны. Считается, что яростное возмущение романтизацией войны и заставило его создавать собственные реалистичные произведения на эту тему.

Рассказ о ломоносове как о ученом

Виктор Астафьев

Критиковал устройство советского общества

По мнению Астафьева, с одной стороны существовала огромная масса людей, которые по преимуществу пребывали в маргинальном состоянии, не желали творчески и интеллектуально развиваться, не верили в перемены к лучшему. Их жизнь была по сути постоянным насилием над собой и ближним, они медленно саморазрушались — а общество тратило много усилий на их исправление.

С другой стороны, в параллельной реальности, существовал «образованный слой», который писатель подвергал не меньшей критике за отсутствие ценного жизненного опыта, мудрости и абсолютное незнание простых людей. Такие «образованцы», по мнению Астафьева, большей частью не способны были сформировать истинную культуру, следствием чего становились новые «разрывы» в ткани общества.

Его жена тоже была писателем

Мария Семеновна Астафьева-Корякина вслед за мужем начала писательскую карьеру и издала в общей сложности 16 книг. Самое любопытное, что Виктор Петрович к творчеству супруги относился с иронией — и ее это очень обижало.

У них вообще были непростые отношения: она обвиняла его в неспособности содержать семью, в постоянном отвлечении на творчество, даже в изменах. Тем не менее, они прожили вместе 57 лет, в браке родились дочь и два сына.

Рассказ о ломоносове как о ученом

Все перипетии семейной жизни Мария Семеновна описала в автобиографическом романе «Знаки жизни». Супруг просил жену не публиковать это исповедально-откровенное произведение, но она все-таки решилась на этот шаг. Симметричным ответом Астафьева стала книга «Веселый солдат», где автор изложил свой, «объективный» взгляд на семейную хронику. 

Был народным депутатом СССР

Правда, продлилось это всего два года — с 1989-го по 1991-й. Писатель разочаровался в механизмах большой политики, сосредоточившись помимо литературы на общественной деятельности.

Рассказ о ломоносове как о ученом

Виктор Астафьев

В его честь ежегодно проходит детский футбольный турнир 

В середине 90-х годов руководство красноярского детско-юношеского футбольного клуба «Октябрьский» решило провести в честь писателя кубок по футболу. Астафьеву предложили посетить игры.

По воспоминаниям, Виктор Петрович сперва скептически отнесся к самой этой идее, но когда пришел на первый матч и увидел, с каким рвением и самоотдачей играют юные футболисты, окончательно уверился в том, что такой турнир будет нужным и полезным. 

Один из руководителей клуба вспоминал: «Его приход в спортзал 106-й школы произвел фурор в рядах юных футболистов, ритм игры ускорился вдвое, дети бились за победу, и один из главных героев матча буквально расплакался от досады, когда близкая победа на последних секундах досталась соперникам. Игра произвела на Виктора Петровича сильное впечатление, он с большим удовольствием вручал призы победителям и терпеливо ставил автографы на свои книги всем выстроившимся в очередь мальчишкам».

Рассказ о ломоносове как о ученом

Писатель с юными футболистами

Турнир «Кубок Виктора Астафьева» стал ежегодным, существенно разросся и превратился в масштабное спортивное явление, известное далеко за пределами Красноярского края.

Пока позволяли силы, Астафьев старался бывать на всех финальных играх этого турнира.

Роман «Прокляты и убиты» — его самое неоднозначное произведение

Название взято из самого текста произведения, где говорится, что в одной из стихир сибирских старообрядцев «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Этим романом Виктор Петрович подвел итог своим размышлениям о войне, ее ужасах, духовных корнях и последствиях. 

Эпиграфами к первой и второй книгам Астафьев взял цитаты из Нового Завета: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:15); «Вы слышали, что сказано древним: “Не убивай. Кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.5:21-22).

За две первые части романа Астафьев получил Государственную премию. Третья часть осталась недописанной — Виктор Петрович к концу жизни устал от этой тяжелой темы и прекратил работу над своим произведением.

Рассказ о ломоносове как о ученом

Виктор Астафьев

«Устал я, душевно устал, надсадился с литературой, поэтому гоню со двора интервьюеров всяких и газетчиков, и всякий любопытствующий народ. Одиночества и тишины хочется, устал я от гнетущей памяти о войне, от ожидания чего-то вечного, еще более худого».

Критик Владимир Курбатов назвал роман «Прокляты и убиты» «самой мучительной в русской литературе книгой». 

Умер на 78-м году жизни

Виктор Петрович умер 29 ноября 2001 года. В 1999 году он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а за несколько месяцев до смерти писателя Красноярское Законодательное собрание рассматривало вопрос о выделении Астафьеву ежемесячной надбавки к пенсии в размере 3,5 тысяч рублей.

По итогу слушаний было принято решение «в надбавке отказать» — за «поклеп на армию и предательство всего русского народа».

Еще в 1992 году Виктор Петрович составил завещание:

«Это не юридическое, а человеческое завещание мое, адресованное детям, внукам, друзьям и товарищам. Насмотревшись на то, что делается на наших, современных мне писательских похоронах, как небрежно порой исполняют их заветы и пожелания, я заранее прошу выполнить мои самые необходимые и необременительные просьбы. Похоронить меня рядом с дочерью Ириной, не делайте из похорон шуму и содому. Если священнослужители сочтут достойным, отпеть в ограде моего овсянского дома. Выносить меня прошу из овсянского дома по улице Пустынной, по которой ушли в последний путь все мои близкие люди. Прошу на минуту остановиться возле ворот дедушкиного и бабушкиного дома, также старого овсянского кладбища, где похоронены мои мама, дедушка, бабушка, дядя и тетя. Если читателям и почитателям захочется проводить поминки, то, пожалуйста, не пейте вина, не говорите громких речей, а лучше помолитесь. На кладбище часто не ходите, не топчите наших могил, как можно реже беспокойте нас с Ириной. Ради Бога, заклинаю вас, не вздумайте что-нибудь переименовывать, особенно родное село. Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей. Желаю вам всем лучшей доли, ради этого и жили, и работали, и страдали. Храни вас всех Господь».

Рассказ о ломоносове как о ученом

Могила Виктора Астафьева

Завещание писателя было исполнено, разве что отпевали его не возле дома, а в церкви села Овсянка, которой в 1992 году попросту не было, а к 2001-му она была построена во многом трудами и помощью Виктора Астафьева.

  • Рассказ о лос анджелесе на английском
  • Рассказ о лицемерии и жестокости управляющего софрона что за произведение
  • Рассказ о лондоне на английском с переводом 5 класс
  • Рассказ о лихачеве 5 класс
  • Рассказ о лицее где учился пушкин