Рассказ о ломоносове 3 класс окружающий мир

Михаил васильевич ломоносов 17111765 гг. великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как:астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Краткая биография Ломоносова по датам

Михаил Ломоносов родился восьмого (девятнадцатого) ноября тысяча семьсот одиннадцатого года в деревне Мишанинская Архангельской губернии. Позже деревня была реорганизована в село, которое в тысяча девятьсот одиннадцатом году переименовали в Ломоносово.

В конце тысяча девятьсот тридцатом году Михаил Васильевич отправляется на обучение в Москву. Здесь он в течение пяти лет проходит двенадцатилетнюю программу обучения.

Став одним из выдающихся студентов, в тысяча семьсот тридцать шестом году Ломоносов едет в Германию, чтобы продолжить свое обучение. В Германии делает упор на изучение естественных наук, иностранного языка и литературы. Однако, параллельно успевает заниматься опытами, читать лекции для студентов, а также писать стихотворения.

В тысяча семьсот сорок первом году Михаил принимает решение возвратиться в родные края. После возвращения трудится в Петербургской академии наук, где в тысяча семьсот сорок втором году его назначают адъюнктом класса физики. Затем, по прошествии трех лет, Ломоносов становится профессором химии.

Неоценим вклад Михаила Ломоносова в развитие физики, химии, истории, географии и многих других наук. Важно отметить, что именно Ломоносов обосновал закон сохранения массы вещества.

Умер Михаил Васильевич четвертого (пятнадцатого) апреля тысяча семьсот шестьдесят пятого года вследствие воспаления легких.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

По тексту учебника составь план рассказа о М. В. Ломоносове

План рассказа о М. В. Ломоносове

  1. Рождение и детство Ломоносова
  2. Ломоносов отправляется в Москву
  3. Талантливый ученик
  4. Гениальный учёный
  5. Достижения Ломоносова
  6. Память о Ломоносове

Рассказ о М. В. Ломоносове для 4 класса по плану

Михайло Васильевич Ломоносов родился в 1711 году возле города Холмогоры, на русском севере.
С детских лет мальчик ходил в море вместе с отцом и его всегда интересовали чудеса природы, которые он наблюдал.

Михаила занимала смена дня и ночи, тайна полярного сияния и многое другое.

В 11 лет мальчик стал учиться грамоте и его первыми учебниками были «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магнитского.

Вскоре он был лучшим чтецом в деревне и заслужил уважение односельчан.

В возрасте 19 лет юноша, вместе с рыбным обозом отправляется в Москву, где поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию, выдав себя за дворянина.

Это было единственное место, где талантливый юноша мог выучить латынь.

Очень скоро на талантливого ученика обратили внимание и его послали на учёбу в Германию.

По возвращении из-за границы Михаил Васильевич остаётся работать в Петербурге.

Он показал себя учёным, талантливым во всех областях.

Он занимался химией, физикой, астрономией, геологией, и многими другими науками.

Он писал картины и стихи.

Именно благодаря ему стала развиваться отечественная наука и по его предложению был открыт Московский университет, сейчас носящий имя великого учёного.

Заслуги учёного признаны во всём мире, в его честь открыты десятки памятников, названы улицы, проспекты и даже города.

Ежегодно золотая медаль его имени присуждается выдающимся российским учёным.

Смерть и наследие

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт» и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником, а главное — организатором российской науки. Родился он 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом. Его мать умерла очень рано, поэтому воспитывала маленького Мишу его мачеха. Читать он научился рано, а первыми прочитанными книгами были «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь».

В холодном декабре 1730 года Ломоносов на рыбном обозе уехал в Москву, и в январе 1731 года, представившись сыном дворянина, стал учащимся Славяно-греко-латинской академии, где учился 5 лет и изучал латинский язык, а также всю тогдашнюю «науку». Как одного из самых лучших учеников, в 1735 году его отправили учиться в Санкт-Петербург в Академический университет, а уже через год будущий ученый вместе с тремя студентами был направлен в Германию, чтобы углубленно изучать математику, физику, философию, химию и металлургию. В Германии будущий ученый женился, и у него родились дети, но выжила только дочка Елена.

Изучив все премудрости европейской науки, спустя 5 лет он вернулся в Россию и поступил на службу в физический класс Академии, а в 1745 году стал первым русским, которого выбрали профессором химии. В то время лекции читались на латыни либо на немецком языке, но профессор Ломоносов добился того, чтобы чтение публичных лекций осуществлялось на русском языке. В 1746 году он добивается того, чтобы для учебы набирали студентов из семинарий, хлопочет о доступности книг, о том, чтобы все естественные науки могли применяться на практике, а также пишет научные трактаты по физике и химии.

В то время российский народ практически не имел доступа к наукам, поэтому с 1748 года Ломоносов вступает в ожесточенные споры с немцем Миллером, который в те годы возглавлял Академию, он обвиняет его в том, что в науке тот принижает русский народ. В 1748 году учёный добился построения первой в России химической лаборатории для проведения исследований.

С 1749 года Михаила Ломоносова начинают принимать в высшем свете, и вскоре ученый привлекает внимание Императорского Двора. Но все свои знакомства в высшем свете ученый использует для развития российской науки. После того, как при его непосредственном участии ученого в 1755 году состоялось открытие Московского университета, он отстаивает права на образование самого низшего русского сословия. В 1758 году ученому поручают контролировать работу Географического департамента, Исторического собрания, университета и Академической гимназии при Академии Наук. В эти годы он работает над составлением Российского Атласа, занимается устройством гимназии, а в 1763 году избирается членом Академии художеств. В конце своей жизни Ломоносов избирается почетным членом Болонской и Стокгольмской Академий наук. Умер Михаил Васильевич Ломоносов 15 апреля 1765 года от простуды.

Этот доклад о М. В. Ломоносове идеально подойдёт для ученика 3 или 4 класса.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Интересные факты

  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это, Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Ломоносова

Вариант 2

В промежутке с 17 по 19 века существовало много великих людей, совершившие открытия, которые были важны для всего человечества. Порой один такой человек работал на несколько направлений: прозы и поэмы, теории и законы или вовсе новые элементы. Таким человеком принято считать и Ломоносова. Что же он сделал для нас, простых людей?

Биография Ломоносова

Вокруг Ломоносова ходили тайны и небылицы о том, как ученый рос в нищей семье, и вдруг, подпитываемый неизвестной силой, двинул в самый центр России! Естественно, все было не так. Что ж… Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет 19 ноября в 1711 году в селе Ломоносово. Был единственным ребенком в семье, сыном купца в области рыбной торговли. Кстати, с 10 лет Михаил начал помогать отцу. Василий Дорофеевич Лермонтов — отец Михаила, был женат 3 раза. Первая, Елена Ивановна Ломоносова, мать мальчика, скончалась, когда Мише было 9 лет. Вторую жену, Феодору Михайловну Ускову, ждала та же участь. С третьей, Ириной Семеновной Корельской, частично везет. Частично в том плане, что для Ломоносова – младшего она была злобной мачехой. Любил читать с раннего детства.

Достигнув возраста юноши, Лермонтов сбегает из дома и отправляется в столицу России. Опять же, спорный момент. Лермонтов шел 1160 километров зимой! В планах Михаила было становление Славяно-греко-латинской академии. Проучившись в заведении 5 лет, Ломоносов изучил латинский язык и богословские книги.

Из-за скудной одежды Михаилу постоянно приходилось терпеть насмешки от одноклассников. Следующий этап – Академия наук, где Лермонтов успел проучиться всего год. Затем его отправляют на учения в Германию, но там у Лермонтова не срастаются отношения с наставником, и Лермонтов был вынужден покинуть заведение.

Научные открытия Ломоносова

Литература. В первую очередь, Ломоносов – писатель, и хороший, надо сказать. Ему принадлежат такие произведения, как: «ода, посвященная дню восхождения на российский трон Елисаветы Петровны», «Бородино», «Демон» и «Герой нашего времени». И все они достаточно известны.

Химия. А вот теперь более интересная информация. Да, Лермонтов был и химиком. Кстати, именно он доказал, что химия – наука. Еще он дал химии правильное определение.

Физика. Опять же, Лермонтов ввел слово «физика». Еще он создал теорию молекулярно – кинетического тепла и открыл закон термодинамики.

Интересные ответы

  • Фосфор — сообщение доклад по химии 9 класс
    Фосфор — это один из химических элементов, который в периодической системе Менделеева расположен в группе V. Обозначается фосфор знаком P и находится под 15 номером. Фосфор имеет несколько видов и модификаций:
  • Жизнь и творчество Жюля Верна
    8 февраля 1828 г. во Франции родился знаменитый писатель Жюль Верн в городе Нанте, у реки Луары. Его родителями были: отец был адвокатом, а мама была из известного рода.
  • Леонардо да Винчи — сообщение доклад
    Леонардо да Винчи один из самых уникальных людей нашего мира. Родился в 1452 году внебрачным ребенком в Италии в селении Анкиато неподалеку от города Винчи, который и подарил ему приставку к имени.
  • Позвоночные животные сообщение доклад (3, 5 класс окружающий мир)
    Хордовый тип животных составляет основную часть обитателей животного мира. Хордовые имеют высший подтип – позвоночные. Они в отличии остальных хордовых, которые малоподвижны и ведут довольно ленивый образ жизни
  • Птицы

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель, получивший мировое признание, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. Работал в области молекулярно-кинетической теории тепла, географии, металлургии, геологии, истории. Ему принадлежит открытие атмосферы у планеты Венеры. Он является основоположником науки о стекле, а также разработчиком проекта Московского университета, который в будущем назвали его именем. Занимался приборостроением, генеалогией.

Основными целями его жизни было развитие российской науки, а также просвещения и экономики. Работал на должности статского советника. В 1745 году получил звание профессора химии. В Санкт-Петербургской Императорской академии наук являлся действительным членом, а также был почётным членом в Королевской академии наук Швеции. Один из самых ярких представителей «универсального человека».

Детство

Михаил появился на свет 19 ноября 1711 года в небольшой деревне под названием Мишанинская, которая принадлежала Двинскому уезду Архангелогородской губернии (сейчас это Архангельская область).

Отец его, Василий Дорофеевич, был родом из поморов (это такая самобытная этнографическая группа населения, которая исторически избежала крепостного права). Мама, Елена Ивановна (девичья фамилия Сивкова), была дочерью просвирницы погоста в Николаевских Матигорах. Семья была довольно зажиточной, принадлежала к черносошным крестьянам. Ломоносовы имели земельный надел, а также суда для рыбного промысла вдоль берегов Мурманского залива, их основными занятиями были ловля рыбы и торговля.

Михаил вспоминал отца как человека очень доброго по натуре, но воспитанного в жутком невежестве. Мальчику повезло на этот счёт больше, он уже с ранних лет обучался грамоте. Учил его местный дьячок. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан он брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.

Детство Михаила протекало спокойно, пока не случилось горе: умерла мама. Она очень рано ушла из жизни, мальчику было всего лишь девять лет. Через год отец женился на другой женщине, Усковой Феодоре Михайловне. Мачеха была не слишком ласковой к Мише, и, чтобы не оставаться с ней, мальчик стал часто ходить с отцом в море на ловлю рыбы.

Они рыбачили в Белом море, доходили до Соловецких островов. Встречались и опасности на их пути, но это только физически закаляло юношу. А ум маленького Ломоносова во время таких промыслов обогащался различными наблюдениями.

В 1724 году умерла мачеха, и вскоре отец женился третий раз. Эта женщина была ещё хуже: завистливая и злая, её бесила страсть молодого Ломоносова к книгам. Родной дом стал для Михаила совсем невыносимым, он постоянно ссорился с новой мачехой.

Ранние годы

Будущий естествоиспытатель появился на свет в семье зажиточного крестьянина Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Мама Михаила умерла рано. С мачехой Феодорой Михайловной Усковой, с которой Василий Дорофеевич заключил второй брак, у Ломоносова сложились теплые и добрые отношения. Но и она скончалась в 1724 году. Третья жена отца Ирина Семёновна (в девичестве Корельская) произвела на мальчика впечатление злой и завистливой женщины.

Мать М.В.Ломоносова Елена Ивановна Сивкова

Детство Михаила Васильевича было тесно связано с рыбалкой. Он часто выходил в море с отцом на промысел палтуса и трески. И окружающая местность всегда порождала в голове юного ученого множества вопросов, на которые он пытался найти ответы. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого приоткрыли двери в мир науки и сформулировали ещё больше вопросов. Любознательность и страсть к науке вызывали у отца и мачехи И. С. Корельской непонимание, и даже враждебность.

Несмотря на такое отношение к 14 годам юноша покорил грамоту и мог пояснять старшим недоступные им документы. Дьякон местной церкви, который был первым учителем мальчика, был очень удивлен способностям своего ученика. Он очень часто говорил юному Ломоносову, что необходимо продолжить обучение в таких больших городах, как Москва, Петербург или Киев. Но решился Михаил только когда случайно выяснил, что у семьи созрело решение его женить. Таким образом, в 1730 году будущий ученый мирового уровня сбежал в Москву с рыбным караваном. Пешком, ночью, ни с кем не попрощавшись, он догнал обоз на третий день и уговорил караванщиков взять его с собой.

Учёба

Парень теперь всё время проводил с отцом на промыслах. Вскоре родитель надумал женить сына, но юному Ломоносову этого никак не хотелось, и он прикинулся больным, а в мыслях задумал убежать из дома. Свадьбу отложили, а в конце 1730 года вместе с караваном, идущим с рыбой, Михаил бежал из родных мест. Он заранее всё тщательно обдумал, парень понимал, что есть три места в России, где можно получить хорошее образование – Петербург, Москва и Киев. Его выбор пал на Москву.

Это путешествие действительно было похоже на бегство, потому что он никому ничего не сказал и даже не простился с отцом. Ночью тайно Ломоносов покинул дом, взяв с собою тулуп, две рубахи, немного еды и две книги – всё те же «Арифметику» и «Грамматику», которые сосед, в конце концов, подарил любознательному Михаилу. Караван он нагнал лишь на третий день, попросил у рыбаков разрешения присоединиться к ним и идти дальше вместе. Шли они три недели, и в начале 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

Здесь Михаил не знал ни единого человека, но умудрился устроиться на учёбу в «Спасские школы». Эта Славяно-Греко-Латинская Академия была в России первым высшим учебным заведением. Чтобы быть принятым на учёбу, Ломоносову пришлось пойти на подделку документов, он выдал себя за холмогорского состоятельного дворянина.

В жизни Ломоносова начался довольно сложный период. Во-первых, нищенское существование, ему приходилось выживать на три копейки (алтын) в день. Во-вторых, ему было на тот момент двадцать лет, а в классе с ним учились маленькие дети, которые постоянно насмехались над взрослым одноклассником. Вдобавок ко всему Ломоносову регулярно приходили письма от отца, который то и дело укорял его.

Но все эти невзгоды не могли сравниться с его сумасшедшей тягой к знаниям. Насмешки детей он стойко переносил, и, пока они развлекались в свободное время, он просиживал в библиотеке за книгами. Поведение Михаила было настолько примерным, а учёба успешной, что в скором времени на него обратило внимание руководство школы. За один год ему удалось освоить программу трёх классов. В качестве лучшего ученика школы Ломоносова посылали на обучение:

  • в 1734 году в Киево-Могилянскую академию;
  • в 1735 году в Петербург в университет при Академии наук;
  • в 1736 году в немецкий город Марбург для обучения химическому и горному делу (в то время в России катастрофически не хватало специалистов в этих областях).

Пример доклада:

Михаил Ломоносов заслуженно считается величайшим российским учёным всех времён. Это гениальный универсал, который проявил себя в самых разных отраслях знаний, совершивший множество важнейших открытий, и буквально создавший отечественную научную школу. Но не только. Прославился он и как великий поэт, а его оды вошли в золотой фонд русской литературы. Жизнь учёного прошла в тяжёлой борьбе, ему всегда приходилось отстаивать своё право заниматься наукой, но это лишь закалило его талант.

Краткая биография для детей

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии. С малых лет он узнал, что такое тяжёлый труд, часто уходил с отцом в море, помогал ему по хозяйству.

Читать мальчик научился довольно поздно, в четырнадцать лет, но с этого возраста безумно полюбил книги. Поэтому, когда зашла речь о женитьбе, он бросает Холмогоры и отправляется в Москву.

В Москве Михайло поступает в Славяно-греко-латинскую академию, для чего ему пришлось подделать документы и сказаться сыном дворянина. Великовозрастный ученик вызывал насмешки в классе, но юноша не обращал на это внимание. Для него важны были только знания.

В 1735 году отличник Ломоносов отправляется в Петербург, где его зачисляют в университет при Академии наук. В 1736 году подающего большие надежды ученика отправляют в Германию, где он изучает горное дело и металлургию. Неутомимый в поисках новых знаний, Ломоносов дополнительно изучает механику и химию. В это же время он начинает собирать свою первую библиотеку, куда входят не только научные трактаты, но и художественные произведения.

В Германии Михаил Васильевич увлекается и правилами стихосложения, пишет несколько теоретических работ, которые впоследствии трансформируются в теорию трёх штилей, начинает пробовать свои силы в жанре оды. Многие оды Ломоносова-поэта стали очень популярными, читают их и сейчас.

Становление учёного

В 1741 году молодой учёный возвращается в Россию и приступает к сбору коллекции минералов для Кунсткамеры.

В 1745 году Михаил Васильевич становится первым русским академиком в области химии и с большим успехом читает студентам лекции. Это звание приносит Ломоносову титул дворянина.

В это время особенно обостряется борьба между русской и немецкой партиями в академии наук, и исследователя даже сажают на восемь месяцев в камеру.

Ломоносов добивается создания первой химической лаборатории, где изучает стекло и краски, а позже основывает стекольную фабрику. Он изучает электричество, и глубоко переживает смерть от несчастного случая своего друга, профессора Рихмана.

При непосредственном участии Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, и учёный добивается права обучаться в нём для представителей любых сословий.

Его назначают главой Географического департамента и Ломоносов занимается составлением Атласа Российской империи. Его избирают почётным членом Академии наук Швеции и Италии.

4 апреля 1765 года Михаил Васильевич умирает от воспаления лёгких, а его архив и библиотеку забирает императрица Екатерина 2. В Александро-Невской лавре ставят памятник гению из каррарского мрамора работы итальянского скульптора Медико.

Одно только перечисление научных дисциплин, в которых проявил свой талант Михаил Ломоносов занимает несколько страниц. Он создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, занимался физической химией, электричеством, изучал свойства стекла и почвы, интересовался астрономией и оптикой, впервые получил твёрдую ртуть.

Богатство, отданное людям

Гениальный учёный всю свою жизнь стремился представить Россию передовой державой в науке, сделать образование доступным для всех сословий, постичь тайны природы и обратить их на пользу людям. Его великими дарами человечество пользуется и по сей день, его богатство было отдано людям совершенно бескорыстно, его слава нисколько не уменьшилась со временем.

Память

Память о великом человеке жива в Московском университете, в названиях городов и посёлков, улиц и заводов, географических объектов и минералов. Памятники Ломоносову установлены во многих городах России и за рубежом. По его биографии снято несколько художественных фильмов, написаны десятки книг. Ломоносов является гордостью России, настоящим патриотом, человеком, который создал себя сам, и свою жизнь посвятил служению народу.

Вывод:

В заключение хотелось бы сказать, что настоящий талант никогда не отступает перед трудностями. Именно их преодоление может сделать талантливого человека гением, особенно если все свои силы он направляет на служение Родине.

За границей

В общей сложности Ломоносов пробыл за границей пять лет.

Три года он учился в Марбургском университете. Здесь Михаил занимался со знаменитым немецким учёным-энциклопедистом и философом Христианом фон Вольфом. В этом учебном заведении он обучался таким наукам, как гидростатика, теоретическая физика, механика, аэрометрия, гидравлика. Выучил немецкий, итальянский и французский языки, научился рисованию, фехтованию и танцам. Из выдававшихся ему положенных денег большие суммы он тратил на приобретение книг, именно здесь за границей Михаил начал собирать свою библиотеку из произведений современных и античных авторов. Помимо естественных наук Ломоносов много времени уделял литературным занятиям.

Затем в течение года он жил и учился во Фрайберге, где занимался с немецким металлургом, химиком и врачом Генкелем. Это был жёсткий, строгий и педантичный человек. Занятия в основном носили практический характер, Михаил с товарищами по учёбе много ездили по рудникам и металлургическим заводам, знакомились с подъёмными машинами и приспособлениями для укрепления шахт. Однако обучение осложнялось тем, что Генкель поручал студентам выполнять черновую работу, а Ломоносов отказывался, у него начались ссоры с преподавателем.

Вдобавок ко всему жизнь Михаила и его товарищей за границей была всё бедственнее, потому что Академия наук нерегулярно высылала средства на содержание, студентам часто приходилось жить в долг. Когда Генкель перестал одалживать студентам деньги, Ломоносов окончательно с ним рассорился и покинул Фрайберг.

В 1740 году он оставил своим товарищам книги, забрал с собою лишь небольшие весы с гирьками и уехал в Лейпциг. Там он хотел встретиться с русским посланником Кейзерлингом, чтобы тот помог Ломоносову уехать в Россию. Посланника не оказалось в Лейпциге, и Михаил ещё год провёл в переездах по Европе, предпринимая попытки вернуться на родину. Хорошо, что к тому времени Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки, у которой студенты остановились по приезду в Марбург в 1736 году. Ему хотя бы было, где жить и что кушать. В 1741 году Михаил вернулся в Россию.

Жизнь и работа в России

Летом 1741 года, после возвращения на родину, Ломоносова направили изучать естествознание под руководством профессора Амману. Никакого жалования ему на период обучения не полагалось. Чтобы как-то выживать, Михаил для Минерального кабинета Кунсткамеры составлял каталог окаменелостей и минералов. Также написал две диссертации по химии и физике в надежде, что их рассмотрят, одобрят и он получит авторский гонорар.

Но его диссертации лежали мёртвым грузом, так как канцелярией Академии наук руководил тогда немец Шумахер, а он способствовал продвижению своих соотечественников.

К счастью Ломоноса, в ноябре 1741 года началось правление императрицы Елизаветы Петровны, Михаил решился написать к ней прошение о присуждении ему должности. И уже в начале 1742 года он был назначен адъюнктом физического класса, получил квартиру на две комнаты, свечи, дрова и 360 рублей годового жалования.

В 1745 году после защиты диссертации «О металлическом блеске» Ломоносов получил звание профессора химии.

В 1749 году при Академии наук проходило торжественное собрание, на котором Ломоносов произнёс своё знаменитое «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». С этого времени Михаил имел успех при дворе, сблизился с фаворитом императрицы Шуваловым И. И., а сама Елизавета Петровна пожаловала учёному мызу Усть-Рудица и четыре окрестные деревни, где он обустроил фабрику мозаики.

В 1757 году Ломоносов стал членом канцелярии Академии наук. Одновременно с этим была опубликована одна из самых известных его работ «Слово о рождении металлов от трясения земли».

В следующем 1758 году он стал управлять в Академии географическим департаментом и начал составление нового «Атласа России».

1759 год ознаменовался в его жизни выходом «Рассуждений о большой точности морского пути». Здесь учёный описал новые изобретённые им приборы, с помощью которых можно будет определять широту и долготу.

В 1761 году вышел его научный трактат «О сохранении и размножении российского народа».

Огромное значение для развития российской науки имели его работы:

  • «О слоях земных»;
  • «Краткое описание разных путешествий»;
  • «Древняя Российская история»;
  • «Первые основания металлургии или рудных дел»;
  • «О пользе книг церковных в российском языке».

Скончался великий учёный в возрасте 53 лет от воспаления лёгких. Это произошло 19 апреля 1765 года. Его похоронили в Александро-Невской лавре.

Проект на тему: «Богатства, отданные людям. Михаил Ломоносов» рассказ-портрет

Цель проекта: Ознакомиться с биографией и научными изысканиями Ломоносова в рамках изучения предмета окружающий мир. Узнать интересные факты из жизни учёного, поделиться ими с другими учениками. Сделать презентацию, подготовить доклад или сообщение, выступить в классе. Объяснить, какими именно богатствами он поделился с другими людьми.  

План проекта:

  1. Вступление
  2. Биография
  3. Богатства Ломоносова, отданные другим людям
  4. Память
  5. Вывод
  6. Пример готовой презентации

Пример доклада:

Михаил Ломоносов заслуженно считается величайшим российским учёным всех времён. Это гениальный универсал, который проявил себя в самых разных отраслях знаний, совершивший множество важнейших открытий, и буквально создавший отечественную научную школу. Но не только. Прославился он и как великий поэт, а его оды вошли в золотой фонд русской литературы. Жизнь учёного прошла в тяжёлой борьбе, ему всегда приходилось отстаивать своё право заниматься наукой, но это лишь закалило его талант.

Краткая биография для детей

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии. С малых лет он узнал, что такое тяжёлый труд, часто уходил с отцом в море, помогал ему по хозяйству.

Читать мальчик научился довольно поздно, в четырнадцать лет, но с этого возраста безумно полюбил книги. Поэтому, когда зашла речь о женитьбе, он бросает Холмогоры и отправляется в Москву.

В Москве Михайло поступает в Славяно-греко-латинскую академию, для чего ему пришлось подделать документы и сказаться сыном дворянина. Великовозрастный ученик вызывал насмешки в классе, но юноша не обращал на это внимание. Для него важны были только знания.

В 1735 году отличник Ломоносов отправляется в Петербург, где его зачисляют в университет при Академии наук. В 1736 году подающего большие надежды ученика отправляют в Германию, где он изучает горное дело и металлургию. Неутомимый в поисках новых знаний, Ломоносов дополнительно изучает механику и химию. В это же время он начинает собирать свою первую библиотеку, куда входят не только научные трактаты, но и художественные произведения.

В Германии Михаил Васильевич увлекается и правилами стихосложения, пишет несколько теоретических работ, которые впоследствии трансформируются в теорию трёх штилей, начинает пробовать свои силы в жанре оды. Многие оды Ломоносова-поэта стали очень популярными, читают их и сейчас.

Становление учёного

В 1741 году молодой учёный возвращается в Россию и приступает к сбору коллекции минералов для Кунсткамеры.

В 1745 году Михаил Васильевич становится первым русским академиком в области химии и с большим успехом читает студентам лекции. Это звание приносит Ломоносову титул дворянина.

В это время особенно обостряется борьба между русской и немецкой партиями в академии наук, и исследователя даже сажают на восемь месяцев в камеру.

Ломоносов добивается создания первой химической лаборатории, где изучает стекло и краски, а позже основывает стекольную фабрику. Он изучает электричество, и глубоко переживает смерть от несчастного случая своего друга, профессора Рихмана.

При непосредственном участии Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, и учёный добивается права обучаться в нём для представителей любых сословий.

Его назначают главой Географического департамента и Ломоносов занимается составлением Атласа Российской империи. Его избирают почётным членом Академии наук Швеции и Италии.

4 апреля 1765 года Михаил Васильевич умирает от воспаления лёгких, а его архив и библиотеку забирает императрица Екатерина 2. В Александро-Невской лавре ставят памятник гению из каррарского мрамора работы итальянского скульптора Медико.

Одно только перечисление научных дисциплин, в которых проявил свой талант Михаил Ломоносов занимает несколько страниц. Он создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, занимался физической химией, электричеством, изучал свойства стекла и почвы, интересовался астрономией и оптикой, впервые получил твёрдую ртуть.

Богатство, отданное людям

Гениальный учёный всю свою жизнь стремился представить Россию передовой державой в науке, сделать образование доступным для всех сословий, постичь тайны природы и обратить их на пользу людям. Его великими дарами человечество пользуется и по сей день, его богатство было отдано людям совершенно бескорыстно, его слава нисколько не уменьшилась со временем.

Память

Память о великом человеке жива в Московском университете, в названиях городов и посёлков, улиц и заводов, географических объектов и минералов. Памятники Ломоносову установлены во многих городах России и за рубежом. По его биографии снято несколько художественных фильмов, написаны десятки книг. Ломоносов является гордостью России, настоящим патриотом, человеком, который создал себя сам, и свою жизнь посвятил служению народу.

Вывод:

В заключение хотелось бы сказать, что настоящий талант никогда не отступает перед трудностями. Именно их преодоление может сделать талантливого человека гением, особенно если все свои силы он направляет на служение Родине.

Пример презентации готового проекта:

Чтобы посмотреть образец оформления, кликните на иллюстрацию и листайте.

Дополнительная информация:

  • Выбрать другую выдающуюся личность России
  • Википедия о Михаиле Ломоносове

_______


Презентация на тему: Михаил Васильевич Ломоносов

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
МихаилВасильевичЛомоносов(1711-1765) Автор презентации Позляева Инна ЛеонидовнаМ

Описание слайда:

МихаилВасильевичЛомоносов(1711-1765) Автор презентации Позляева Инна ЛеонидовнаМосковская областьРечицкая средняя школа

№ слайда 2
Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близь г.Холмогоры 19

Описание слайда:

Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близь г.Холмогоры 19 ноября (по старому стилю — 8 ноября) родился Михаил Ломоносов.

№ слайда 3
Мать Ломоносова умерла очень рано. Из двух мачех Ломоносова вторая была "злая и

Описание слайда:

Мать Ломоносова умерла очень рано. Из двух мачех Ломоносова вторая была «злая и завистливая». Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море.

№ слайда 4
Путь Михайло Ломоносова из Холмогор в Москву.

Описание слайда:

Путь Михайло Ломоносова из Холмогор в Москву.

№ слайда 5
Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-гре

Описание слайда:

Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Несмотря на его взрослые лета, Михаила определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка.Через полгода он был переведён в следующий класс.За 5 лет он прошёл курс школы, выучился латинскому и греческому языкам.

№ слайда 6
Московская Славяно-греко-латинская академия.

Описание слайда:

Московская Славяно-греко-латинская академия.

№ слайда 7
В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академ

Описание слайда:

В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет. Там же и женился в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх.

№ слайда 8
В июне 1741 Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом, а в

Описание слайда:

В июне 1741 Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

№ слайда 9
Императрица Елизавета Петровна пожаловала ему в награду деревню.

Описание слайда:

Императрица Елизавета Петровна пожаловала ему в награду деревню.

№ слайда 10
Заслуги Ломоносова в некоторых областях Физика и химия Литература Искусство

Описание слайда:

Заслуги Ломоносова в некоторых областях Физика и химия Литература Искусство

№ слайда 11
Дал физической химии определение, весьма близкое к современному.Великие физико-х

Описание слайда:

Дал физической химии определение, весьма близкое к современному.Великие физико-химические исследования. Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие химические законы, в числе которых одно из начал термодинамики. Заложил основы науки о стекле.

№ слайда 12
Среди поэтических произведений Ломоносова: «Слово похвальное Петру Великому…». 1

Описание слайда:

Среди поэтических произведений Ломоносова: «Слово похвальное Петру Великому…». 1755Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года«Утреннее размышление о божием величестве» (1743)«Я знак бессмертия себе воздвигнул» (1747)«Ночною темнотою покрылись небеса…» (1747)«Лишь только дневной шум замолк…» (1747)Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем жеГимн бороде (1757)

№ слайда 13
«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Пет

Описание слайда:

«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764

№ слайда 14
Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж

Описание слайда:

Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж

№ слайда 15
Основал первый в России университет, который носит его имя.

Описание слайда:

Основал первый в России университет, который носит его имя.

№ слайда 16
Рассказ о ломоносове 3 класс окружающий мир

№ слайда 17
Памятник в Москве.

Описание слайда:

Памятник в Москве.

№ слайда 18
И в Санкт-Петербурге.

Описание слайда:

И в Санкт-Петербурге.

№ слайда 19
Ломоносов стал самым образованным человеком в России Знал несколько языков.Сочин

Описание слайда:

Ломоносов стал самым образованным человеком в России Знал несколько языков.Сочинил множество стихов.Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.

№ слайда 20
Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в "б

Описание слайда:

Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в «большие» люди, получил чины и признание, стал крупным ученым. Но, очевидно, положил на это слишком много сил. «Статский советник и профессор Ломоносов умирал трудно и одиноко,- пишет современный биограф.- Отяжелевший, но все еще порывистый и беспокойный, он лежал в притихшем большом доме. В саду наливались соком посаженные им деревья. Весенний ветер стучал в окна. В мозаичной мастерской стояли недоконченные картины. Ломоносов знал, что он умирает. «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют»,- записал он. Но его тревожила судьба его дела. Порой ему казалось, что вся напряженная борьба, которую он вел, пошла насмарку. Он сполна узнал цену милостям императрицы (Екатерины II) — и видел, что национальные начала русской науки , которые он развивал, снова поставлены под угрозу. Он не скрывает своих мрачных раздумий. «Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею токмо о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии и теперь при конце жизни моей должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной…» Прислушивавшиеся к каждому слову царицы придворные, преисполненные сознанием своей значительности, невежественные вельможи, юлящие вокруг них иноземцы, погрязшие в канцелярщине чиновники откровенно радовались, что уходит, наконец, надоедливый человек, мечущийся и хлопочущий о чем-то на смертном своем одре. И вот 4 апреля (по старому стилю) 1765 года, около пяти часов дня, перестало биться горячее сердце Михаила Васильевича Ломоносова».

№ слайда 21
Рассказ о ломоносове 3 класс окружающий мир

Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.

Задачи урока:

  • учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
  • развивающая – способствовать развитию кругозора, умение делать вывод, коммуникативные способности;
  • воспитательная – способствовать воспитанию в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.

Оборудование: презентация (приложение 1). 

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми)

– Прежде чем приступить к нашей работе мне очень хочется узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Перед Вами лежит «Листок настроения». Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Об ученом все узнать.

– Ребята, посмотрите на доску. На ней вы видите кроссворд. Заполнив его, мы узнаем, о каком ученом вы узнаете на уроке, и чему вы будете учиться. (Заполняют кроссворд)

Слайд-фрагмент «Кроссворд» (мотивация) Приложение 1.

  1. Прозвище Петра I в истории России?
  2. Фамилия Петра I.
  3. Что перевезли из Владимира в лавру?
  4. Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла?
  5. В устье какой реки была построена морская Крепость Кронштадт?
  6. Как назывался его полк?
  7. Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царем?
  8. Что было в округе той местности, где начали строить Санкт-Петербург?
  9. Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?

(Ответ: великий, Романов, мощи, собор, Нева, потешный, Софья, болото, верфь)

– Фамилия, какого ученого зашифрована в кроссворде? (Ломоносов)

– Сформулируйте, чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Обучающиеся выдвигают свои теории о том, что нового они узнают на уроке, а после учитель подводит итог и формулирует задачи урока)

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».

Слайд-фрагмент «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет»

Рефлексия:

– Как вы думаете, почему так назвал Ломоносова А.С. Пушкин? (Обучающиеся выдвигают свои теории)

– Однако прежде чем окончательно ответить на данный вопрос, мы послушаем, что приготовила каждая группа. (На предыдущем уроке обучающиеся поделились по группам, и каждая группа получила задание. При подготовке к уроку проводились консультации с группами, учитель контролировал и направлял работу групп, это помогло в дальнейшем к уроку приготовить презентацию, чтобы обучающиеся наглядно увидели вклад Ломоносова в развитие науки.)

III. Работа по группам.

1-я группа: Детство и юность М.В. Ломоносова

– Наша группа получила задание: изучить детство и юность М.В. Ломоносова. В ХVIII веке в России быстро развивалась наука. Самый знаменитый русский учёный того времени – Михаил Васильевич Ломоносов. Родился Михайло в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии.

Слайды «1711» и «Родина Ломоносова»

Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый. Первым он построил парусный корабль, прозванный за быстрый ход «чайкой». На этом судне отец с сыном уходили далеко в море, перевозил грузы и людей. Мать Елена Ивановна умерла очень рано. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.

Ещё мальчиком, Миша очень любил смотреть на звезды, читать книги. У него была удивительная тяга к знаниям. Он впитывал их как губка. Мачехе не нравилось, что мальчик постоянно сидит за книгами. И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.

Слайд «Путь в Москву» и карта пути

В декабре 1730 года Михайло тайно ушёл из дома в Москву. Он хотел поступить в Академию. Денег не было. Его земляки-рыбаки везли в Москву рыбу на продажу. Взяли и его с собой. Ломоносова ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели, в начале января 1731 года он прибыл в Москву.

Поступив в Академию, Михаил жил очень бедно. Он тратил три копейки в день – этого хватало только на хлеб, кашу и бумагу для занятий. Его товарищи вначале смеялись над ним: «Такой большой, а только начал учиться!». Но у Михаила было много упорства, старания и способностей. Он быстро догнал и перегнал остальных.

В ноябре 1735 года Ломоносова как лучшего студента послали на учебу в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение за границу, в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела, математике и физике, философии и металлургии. За границей он пробыл 5 лет и стал отличным ученым. Как и Петр Великий, Ломоносов горячо любил свою Родину, был истинным патриотом. Он стремился все свои знания применить на пользу России.

– В ходе рассказа вы услышали слово – патриот, как вы понимаете это слово?

Словарная работа: патриот – человек, любящий свою Родину.

2-я группа: Великий ученый.

– Наша группа получила задание: рассказать об основных научных открытиях Михайла Васильевича Ломоносова.

Слайд «В Петербургской академии»

В Россию вернулся он в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 году адъюнктом физики – это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии.

Слайд «Великий ученый»

Ломоносов знал едва ли не все науки того времени. Он сделал множество замечательных открытий.

Слайд «Ломоносов – филолог»

Открытия в области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
б) выпустил «Риторику», которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы;
в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…

Слайд «Ломоносов – физик»

Открытия в области физики:

а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

Слайд «Ломоносов – химик»

Открытия в области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки «Физической химии».

В своей химической лаборатории Ломоносов провел много опасных опытов, достигнув интересных результатов. Даже дома он делал смелые опыты с электрической машиной. Его друг, профессор Рихман, погиб от электрического разряда, повторяя опыт Ломоносова.

Слайд «Ломоносов – астроном»

Открытия в области астрономии:

а) в 1761 году предположил наличие атмосферы на Венере;
б) построил телескоп.

Слайд «Ломоносов – географ и геолог»

Открытия в области географии:

а) составил «Полярную карту»;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию;
г) вывел теорию возникновения металлов и минералов;
д) «О причине землетрясения».

Слайд «Ломоносов – историк»

Открытия в области истории:

а) закончил 1-й том Российской истории;
б) составил «Краткий летописец с родословием».

Слайд «Ломоносов – художник»

Большой клад в развитие изобразительного искусства внес Ломоносов, как художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин, в том числе «Полтавскую битву»;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств. Им построена целая фабрика по изготовлению цветного стекла – одна из лучших в Европе.

М.В. Ломоносов внес огромный вклад во множество наук и искусство: естествознание, риторику, математику, физику, литературу, астрономию, изобразительное искусство.

3-я группа: Первый университет.

Наша группа получила задание: рассказать о том, как Ломоносов создал первый университет.

– Главное дело в жизни Ломоносова – создание первого русского университета. Он открылся в 1755 году в Москве. Наука благодаря этому стала развиваться в России гораздо быстрее. Теперь не нужно было ездить за границу, чтобы получить знания и стать ученым.

Слайд «Университет»

– Первое здание университета стало на месте нынешнего Исторического музея. Над главным входом возвышалась башня с высоким штилем, на котором сидел орел. В праздники здесь устраивались пышные фейерверки.

В университете тогда работало всего десять профессоров. Было три факультета: юридический, медицинский и философский.

Ломоносов очень любил университет и заботился о нем. Однажды главный университетский куратор Иван Иванович Шувалов, сам много сделавший для открытия университета, поспорил с Ломоносовым и пригрозил ему отставкой. «Ничего не получится, – смело ответил ученый. – Разве что университет от меня отставите, в меня от университета никогда!»

Сегодня Московский государственный университет носит имя своего основателя, гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

– В рассказе вы услышали слово – университет, что означает это слово?

– В каком году был открыт первый русский университет?

Словарная работа: Университет – высшее учебное заведение; 1755 год – открытие Московского университета.

4-я группа: Современники Ломоносову.

– Наша группа получила задание: рассказать М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы.

Слайд «Город Ломоносов»

– Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учеными подводному горному хребты в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны;

Слайд «Кратер на Луне носит имя Ломоносова и памятника»

экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем Русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов. Центральная городская библиотека носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Слайд «Центральная городская библиотека имени Ломоносова»

– В 1961 году отмечая большие заслуги основоположника отечественной науки, академик М.В. Келдыш писал: “Ломоносова – это целая эпоха в истории отечественной науки и культуры. Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит так же и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа показав на личном примере на какие подвиги способны люди ради Родины…”

Современные художники в своих картинах также запечатлели образ Ломоносова и в январе 2005 года – ровно 250 лет со дня основания М.В. Ломоносовым Московского государственного университета, университету был подарен мозаичный портрет М.В.Ломоносова.

Слайд «Мозаичный портрет Ломоносова»

– Панно выполнено в уникальной технике – «Эмалевая мозаика Андрея Манджоса». При создании произведения было использовано 13.650 медных пластинок, покрытых многоцветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие. Сюжет мозаики символичен. Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник-мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором учёный и художник изображён на фоне его знаменитой мозаики – «Полтавская баталия». Ценность материалов, необычная светоцветовая игра микрообъёмов отдельных капелек горячей эмали, многотрудный кропотливый ручной мозаичный набор и сама авторская технология исполнения данного произведения делают его уникальным и неповторимым.

– Литературы, посвящали жизни и творчеству М.В. Ломоносова свои стихи. Так пишет о Ломоносове в своем сонете С.И. Стромилов:

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сияньем озарен.

Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошел умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Законник языка! ты стоишь поздней славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,
Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

– Как вы думаете, каким человеком был Ломоносов?

Вывод: не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.

Слайд «Слова Ломоносов»

IV. Закрепление. Работа в парах.

Работа над тестом. Самопроверка по ключу. Самооценка. (Приложение 2)

(каждая пара получает тест по теме «Михаил Васильевич Ломоносов»)

V. Итог урока. Рефлексия.

– Какое открытие вы сделали на этом уроке? (Прием «Синквейн», обучающиеся заполняют таблицу)

учитель дети
1 существительное Ломоносов
2 прилагательных талантливый знаменитый
3 глагола учился изобретал открывал
Фраза Ломоносов – наш русский университет
Вывод ученый

– Почему Ломоносова назвал А.С. Пушкин нашим русским университетом?

– Что для вас было самым интересным на уроке?

– О чем захотелось еще узнать?

– Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок? (Самооценка по шкале)

Анализ эмоционального состояния – оценить еще раз.

VI. Домашнее задание

В ХVIII веке в России быстро развивалась наука. Какие еще ученые, поэты, художники, музыканты жили и творили в те времена? Приготовить сообщения об этих людях.

В помощь учителю:

  1. Бердинских В.А., Бердинских М.Л. Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4 классов. – М.: Баласс, 2005.
  2. Что такое. Кто такой: т. 2. – 3-е изд., — М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  3. Окружающий мир. 4 класс: Занимательные материалы к урокам/ авт.-сост. Г.Н. Решетникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Информационные технологии на уроках окружающего мира в 4-м классе по теме «Ломоносов Михаил Васильевич», Менжаева Тамара Алексеевна, учитель начальных классов.

  • Рассказ о лосе 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о ломоносове детям кратко
  • Рассказ о ломоносове 7 класс по литературе краткое содержание
  • Рассказ о личности ивана 4
  • Рассказ о листопаде 4 класс русский язык