Рассказ о лингвистике 5 класс

Слайды и текст этой онлайн презентации слайд 1языкслайд 2язык -это система знаков, при помощи которых мы общаемся, передаем информацию.слайд 3языкознание

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 1

ЯЗЫК

Слайд 2

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 2

ЯЗЫК —
Это система знаков, при помощи которых мы общаемся, передаем информацию.

Слайд 3

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 3

Языкознание (языковедение, лингвистика) —
это наука о языке, его природе, структуре, развитии.

Слайд 4

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 4

Языкознание

Слайд 5

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 5

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!». Язык – неисчерпаем.
Энциклопедия
Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен? Докажите свое мнение.

Слайд 6

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 6

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.
Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.
В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

Слайд 7

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 7

Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами.
А что такое речь?

Слайд 8

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 8

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание. Речь – это язык в действии, язык в работе.

Слайд 9

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 9

Речь
устная (звуковая)
письменная
Появилась миллион лет тому назад
Возникла значительно позже
Есть у всех народов
Не у всех народов есть
Сохраняет знания, произведения искусства, духовные ценности
Чаще пользуемся звучащей речью

Слайд 10

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 10

  Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество.
Почему?

Слайд 11

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 11

ПОНЯТНАЯ
Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом.
Сомае уидитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы.
А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзеульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

Слайд 12

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 12

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов.
Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах.
Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем .

Слайд 13

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 13

Столяр, лес, стол, охотник, заяц, стрелять, дичь, добрый человек, хорошо
По данным выше ключевым словам, взятым из текста, определите, о чём в нём идёт речь?

Слайд 14

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 14

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
Столяр гулял в густом лесу  Среди больших стволов,  И, улыбнувшись, он сказал:  – Как много тут столов!

Охотник зайцев настрелял  Пять штук за шесть минут,  И, улыбнувшись, он сказал:  – Как много зайцев тут!

Шел утром добрый человек.  Стряхнув с ветвей росу,  Он улыбнулся и сказал:  – Как хорошо в лесу!

Слайд 15

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 15

Текст
предложения, связанные по смыслу и расположенные в определенной последовательности.
Тема текста –
то, о чём (или о ком) говорится в тексте.

Главная мысль текста (идея) –
то, что хотел сказать читателю автор, ради чего написан текст.

Слайд 16

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 16

Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Из него бьёт подземный ключ. На опушке молодого леса есть пруд. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Отсюда она направляется в далекий путь.
Это текст? Почему вы так считаете?

Слайд 17

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 17

Проверь себя!

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь.
Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Слайд 18

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 18

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми.
Умело и с наибольшей пользой применять любое оружие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собою.
Достаточно ли знаем мы наше удивительное «орудие», наш человеческий язык?
Л. Успенский
Определите тему и идею текста.

Слайд 19

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 19

Признаки текста
единая тема;
предложения связаны основной мыслью (идеей);
предложения связаны по смыслу;
предложения расположены в логической последовательности (можно составить план);
относительная завершенность.

Слайд 20

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 20

Типы речи
Повествование –
последовательный рассказ о каком-то событии (что происходило?)
Описание –
словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности (какой?)
Рассуждение –
такой текст, в котором доказывается, объясняется определённая мысль (почему?)

Слайд 21

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 21

Определите тему, идею, тип текста.
Утром я просыпался от жаркого солнца, бившего в белые стены. Красные и желтые мальвы покачивались за открытым окном. Вместе с ним заглядывал в комнату цв..ток настурции; в нем сидела м…хнатая пчела. Я замерев, следил, как она с..рдито пятит(?)ся и выбирает(?)ся из тесного цв…тка. По потолку без конца бежали светлые струи, легкие волны — отражения реки. Река шумела тут же, рядом. 

Слайд 22

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 22

Определите тему, идею, тип текста.
(1) Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
(2) А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет!

Слайд 23

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание», слайд 23

Домашнее задание

Слайд 2

ЯЗЫК -Это система знаков, при помощи которых мы общаемся, передаем информацию.

Текст слайда:

ЯЗЫК —

Это система знаков, при помощи которых мы общаемся, передаем информацию.


Слайд 3

Языкознание (языковедение, лингвистика) -это наука о языке, его природе, структуре, развитии.

Текст слайда:

Языкознание (языковедение, лингвистика) —

это наука о языке, его природе, структуре, развитии.


Слайд 5

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многообразно

Текст слайда:

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!». Язык – неисчерпаем.
Энциклопедия
Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен? Докажите свое мнение.


Слайд 6

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков. На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3

Текст слайда:

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.

На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.

В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.


Слайд 7

Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами.А что такое речь?

Текст слайда:

Речь – это способность говорить,
выражать, передавать что-либо словами.

А что такое речь?


Слайд 8

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание.

Текст слайда:

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание.

Речь – это язык в действии, язык в работе.


Слайд 9

Речьустная (звуковая)письменнаяПоявилась миллион лет тому назадВозникла значительно позжеЕсть у всех народовНе у всех народов естьСохраняет знания, произведения

Текст слайда:

Речь

устная (звуковая)

письменная

Появилась миллион лет тому назад

Возникла значительно позже

Есть у всех народов

Не у всех народов есть

Сохраняет знания, произведения искусства, духовные ценности

Чаще пользуемся звучащей речью


Слайд 10

  Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали

Текст слайда:

 

Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество.

Почему?


Слайд 11

ПОНЯТНАЯ Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не

Текст слайда:

ПОНЯТНАЯ

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом.
Сомае уидитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы.
А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзеульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.


Слайд 12

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых

Текст слайда:

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов.
Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах.
Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем .


Слайд 13

Столяр, лес, стол, охотник, заяц, стрелять, дичь, добрый человек, хорошо По

Текст слайда:

Столяр, лес, стол, охотник, заяц, стрелять, дичь, добрый человек, хорошо

По данным выше ключевым словам, взятым из текста, определите, о чём в нём идёт речь?


Слайд 14

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК Столяр гулял в густом лесу  Среди больших стволов,  И, улыбнувшись, он сказал:  – Как много

Текст слайда:

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК

Столяр гулял в густом лесу 
Среди больших стволов, 
И, улыбнувшись, он сказал: 
– Как много тут столов!

Охотник зайцев настрелял 
Пять штук за шесть минут, 
И, улыбнувшись, он сказал: 
– Как много зайцев тут!

Шел утром добрый человек. 
Стряхнув с ветвей росу, 
Он улыбнулся и сказал: 
– Как хорошо в лесу!


Слайд 15

Текст предложения, связанные по смыслу и расположенные в определенной последовательности.Тема текста –то, о чём (или о ком)

Текст слайда:

Текст

предложения, связанные по смыслу и расположенные в определенной последовательности.
Тема текста –
то, о чём (или о ком) говорится в тексте.

Главная мысль текста (идея) –
то, что хотел сказать читателю автор, ради чего написан текст.


Слайд 16

Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Из него бьёт подземный ключ. На

Текст слайда:

Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Из него бьёт подземный ключ. На опушке молодого леса есть пруд. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Отсюда она направляется в далекий путь.

Это текст? Почему вы так считаете?


Слайд 17

Проверь себя!

Текст слайда:

Проверь себя!

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь.
Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.


Слайд 18

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое оружие может лишь

Текст слайда:

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми.
Умело и с наибольшей пользой применять любое оружие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собою.
Достаточно ли знаем мы наше удивительное «орудие», наш человеческий язык?
Л. Успенский
Определите тему и идею текста.


Слайд 19

Признаки текстаединая тема;предложения связаны основной мыслью (идеей);предложения связаны по смыслу;предложения расположены в логической последовательности (можно составить план);относительная

Текст слайда:

Признаки текста

единая тема;
предложения связаны основной мыслью (идеей);
предложения связаны по смыслу;
предложения расположены в логической последовательности (можно составить план);
относительная завершенность.


Слайд 20

Типы речиПовествование –последовательный рассказ о каком-то событии (что происходило?) Описание –словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности (какой?)Рассуждение

Текст слайда:

Типы речи

Повествование –
последовательный рассказ о каком-то событии (что происходило?)
Описание –
словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности (какой?)
Рассуждение –
такой текст, в котором доказывается, объясняется определённая мысль (почему?)


Слайд 21

Определите тему, идею, тип текста.Утром я просыпался от жаркого солнца, бившего в белые стены. Красные и желтые

Текст слайда:

Определите тему, идею, тип текста.

Утром я просыпался от жаркого солнца, бившего в белые стены. Красные и желтые мальвы покачивались за открытым окном. Вместе с ним заглядывал в комнату цв..ток настурции; в нем сидела м…хнатая пчела. Я замерев, следил, как она с..рдито пятит(?)ся и выбирает(?)ся из тесного цв…тка. По потолку без конца бежали светлые струи, легкие волны — отражения реки. Река шумела тут же, рядом. 


Слайд 22

Определите тему, идею, тип текста. (1) Целый день ребята трудились – строили снежную горку во

Текст слайда:

Определите тему, идею, тип текста.

(1) Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
(2) А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет!


Что такое лингвистика и что она изучает

Лингвистика (другое название – языкознание) – наука о языке, процессах, в нём происходящих, его лексическом составе, развитии, структуре, истории и связи с другими языками.

Предмет изучения лингвистики поистине бесконечен. Самому явлению «язык» очень трудно дать точное определение. Языки существуют столько же, сколько человеческое общество. Язык объединяет нацию и разделяет народы, на нём создаётся литература, пишутся исторические документы. Ни одна наука не существует вне языка.

История лингвистики

Это история накопления знаний о языковых реалиях, их систематизации, об изменении научных методик, о понимании роли языка в обществе, возникновении новых направлений лингвистики. 

Этапы развития лингвистики

Древний мир

Изучать язык люди начали тысячи лет назад, одновременно с появлением письменности. Учёные не уверены, началось это в Китае, Индии, в странах Древнего Востока или в Египте. Многие письменные свидетельства утеряны. Остаётся судить по источникам, дошедшим до просвещённых веков. Но первым опытом научного осмысления языка (санскрита), установления норм его использования считают индийскую рукопись под названием «Восьмикнижие». Автор этого труда, учёный по имени Панини, жил в V −IV веках до нашей эры.

Языкознание Античности

Древняя Греция − колыбель европейской лингвистики. В работах Гераклита Эфесского, в некоторых из «Диалогов» Платона содержатся попытки объяснить происхождение слов, символику звуков.

Аристотель в «Поэтике» выделяет 8 частей речи, пишет о назначении падежей. Он классифицирует звуки и описывает работу речевого аппарата.

Во II в. до нашей эры в Александрии существовала созданная благодаря Александру Македонскому Александрийская школа, прославившаяся огромной библиотекой и созданием грамматики греческого языка.

Римские философы в своих работах опирались на перевод Александрийской грамматики, внеся изменения для адаптации к латинскому языку. Но были и вполне самостоятельные труды. К примеру, «О латинском языке» Марка Теренция Варрона. В IV веке нашей эры Элий Донат был автором нескольких учебных пособий, ставших классическими. Объединённые в один труд, они получили название «Грамматическое руководство». Самым популярным, подробным, тщательно прописанным и крупным стал «Курс грамматики» Присциана (VI в. нашей эры), состоящий из 18 книг.

С гибелью античной цивилизации во всех областях научной деятельности наступил застой. Причиной этого была религия, проникшая во все сферы жизни. Единственным объектом изучения для лингвистов стал латинский язык. Он давно не функционировал в общественной жизни, не использовался как средство живого общения. Поэтому языкознание, в сущности, не развивалось. Другие языки рассматривались только в сравнении с латынью по канонам, прописанным ещё Донатом и Присцианом. Латинский и греческий стали основой системы образования во всех европейских странах.

Позитивное движение в Средние века наблюдалось лишь у славянских народов. В населённых ими землях широко распространилась созданная Кириллом и Мефодием азбука. Её появление объяснялось необходимостью переводить с греческого церковные книги. Но возникновение собственной письменности стало толчком для развития самобытной культуры и науки.

В XV – XVII вв., в эпоху Возрождения интерес лингвистики переместился с изучения отдельных фактов языка на исследование текста, как цельной структуры. Активно появляются грамматики европейских языков: польского, армянского, французского, венгерского, английского и других

Это время в российском языкознании связано с деятельностью Максима Грека, автора трудов по основам перевода.

XVII век ознаменовался появлением словарей иностранных слов и изобретением книгопечатания. На язык стали смотреть как на основу национального самосознания. Возрос интерес к родному языку и языкам иных стран. Делаются попытки сопоставительного анализа лингвистических явлений, проводятся этимологические исследования.

Бурно развивающаяся наука, нарождающийся капитализм предъявляли новые требования к лингвистике. В XVII – XVIII веках на основании новых философских идей был выдвинут целый ряд лингвистических теорий, которые нашли подтверждение или были опровергнуты намного позже. Часть поднятых в этот беспокойный век проблем не решена до сих пор.

Учёные-лингвисты той поры сосредоточились в основном на следующих вопросах:

  • происхождение языка;
  • объединение языков в группы, их классификация;
  • принципы создания словарей.

Научные изыскания в области языка проводят люди, чья основная деятельность не связана с лингвистикой. Это Жан-Жак Руссо, Георг Лейбниц, Джанбатист Вико, Этьен Бонно де Кондильяк.

XVIII век – время полноценного участия российских лингвистов в развитии науки о языке. Русский язык окончательно отделяется от старославянского и изучается как самобытное явление. В.Г. Адодуров пишет первый учебник русского языка. М.В. Ломоносов создаёт «Российскую грамматику», в которой фиксирует и систематизирует явления не старославянского, а именно русского языка.

В конце XVIII века выходит в свет Словарь Академии Российской. В нём целый ряд новшеств: слова не только поделены на русские и старославянские, но и имеют пометки о стилевой принадлежности в соответствии с теорией «трёх штилей», сформулированной Ломоносовым. 

Основным методом в языкознании становится сравнительно-исторический. Возникновение самого термина произошло благодаря работам Фридриха и Августа Шлегелей.

Одновременно с исследованиями в этом ключе развивается теоретическое языкознание, формируются новые направления. Например, психологическое, основанное немецкими учёными Гумбольтом и Штейнталем, а также философом из России А.А. Потебней. Главными вопросами этого направления стали проблемы связи национального языка с мышлением, речью, ментальностью («духом народа»).

В это же время появляется несколько теорий о происхождении и генеалогии языков. Самая известная и критикуемая из них – концепция А. Шлейхера, отрицавшего существование праязыка.

Ярчайшей отличительной чертой языкознания XX века стало появление лингвистического структурализма. Основа этого течения – восприятие языка как целостной системы из взаимосвязанных элементов.

У истоков структурализма стоял швейцарец Ф. де Соссюр. Огромный вклад был сделан российскими лингвистами Ф. Фортунатовым, И. Бодуэном де Куртенэ, Р. Якобсоном. 

В 70-е годы прошлого века структурализм вошёл в состав общего языкознания. На смену пришло отделившееся от него перспективное направление − конструктивизм. Его основоположником стал Н. Хомский (США). Выдвинутая им идея опиралась на представление о языке как о динамической системе. Этот взгляд был развит российским лингвистом С.К. Шаумяном и его последователями.

В современной науке превалирует стремление к синтезу разнообразных методик лингвоанализа. Историческое языкознание на подъёме. Это позволило воплотить такие трудоёмкие, масштабные проекты, как «Словарь праславянского языка», «Этимологический словарь славянских языков», лингвистические атласы. К современным языковедческим направлениям относятся ареальная и когнитивная лингвистика, психолингвистика, этнолингвистика.

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле является частью семиотики как науки о знаках.

Лингвистикой профессионально занимаются учёные-лингвисты.

Предмет лингвистики

  • Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческий Язык вообще. Язык не дан лингвисту в прямом наблюдении; непосредственно наблюдаемы лишь факты речи, или языковые явления, то есть речевые акты носителей живого языка вместе с их результатами (текстами) или языковой материал (ограниченное число письменных текстов на мёртвом языке, которым уже никто не пользуется в качестве основного средства общения).

Лингвистика в гносеологическом аспекте

  • Лингвистика включает наблюдение; регистрацию и описание фактов речи; выдвижение гипотез для объяснения этих фактов; формулировку гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирование речевого поведения. Объяснение фактов бывает внутренним (через языковые же факты), либо внешним (через факты физиологические, психологические, логические или социальные).

Субъект и объект лингвистики

  • Будучи гуманитарной наукой, лингвистика не всегда отделяет субъект познания (то есть психику лингвиста) от объекта познания (то есть от изучаемого языка), особенно если лингвист изучает свой родной язык. Лингвистами часто становятся люди, совмещающие тонкую языковую интуицию (чутье языка) с обострённой языковой рефлексией (способностью задумываться над своим языковым чутьём). Опора на рефлексию для получения языковых данных называется интроспекцией.

Разделы лингвистики

Лингвистика в широком смысле слова (познание языка и передача результатов этого познания другим людям) подразделяется:

  • теоретическая лингвистика: научная, предполагающую построение лингвистических теорий;
  • прикладная лингвистика: специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях;
  • практическая лингвистика: представляет собой ту сферу, где реально проводятся лингвистические эксперименты, имеющие целью верификацию положений теоретической лингвистики и проверку эффективности продуктов, создаваемых прикладной лингвистикой.

Теоретическая лингвистика

Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает:

  • эмпирической: описывающей реальную речь;
  • нормативной: указывающей, как «надо» говорить и писать (прескриптивная, предписательная).

Можно говорить не только о «языках», но и о «Языке» вообще, поскольку языки мира имеют много общего. Поэтому выделяют:

  • общую лингвистику: изучает общие (статистически преобладающие) черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий. Частью общей лингвистики является лингвистическая типология, сопоставляющая разные языки безотносительно к степени их родства и делающая выводы о Языке вообще. Она выявляет и формулирует языковые универсалии, то есть гипотезы, выполняющиеся для большинства описанных языков мира;
  • частную лингвистику: изучает отдельный язык, группу родственных языков или пару контактирующих языков. В ней выделяются разделы либо по отдельному языку (например, русистика, японистика), либо по группе родственных языков (например, славистика, романистика, тюркология), либо по культурному ареалу, в который входят географически и/или типологически близкие языки (например, балканистика, кавказоведение).

Прикладная лингвистика

Прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

Практическая лингвистика

Кибернетические модели языка проверяются тем, насколько похоже они имитируют человеческую речь; адекватность описаний мёртвых языков проверяется в ходе раскопок, когда археологи обнаруживают новые тексты на древних языках.

Эмпирическая лингвистика

Эмпирическая лингвистика добывает языковые данные тремя путями:

  • Методом интроспекции, на котором основана интроспективная лингвистика.
  • Методом эксперимента (см.: лингвистический эксперимент) — наблюдая над поведением носителей живых говоров, чем занимается экспериментальная лингвистика. В неё включаются в частности:
    • полевая лингвистика, работающая с носителями говоров, которыми лингвист не владеет;
    • инструментальная лингвистика, использующая приборы, в том числе звукозаписывающую технику;
    • нейролингвистика, ставящая эксперименты непосредственно с человеческим мозгом.
  • Филологическими методами, собирая материал мёртвых письменных языков и взаимодействуя с филологией, изучающей письменные памятники в их культурно-исторических связях.

Описание может быть ориентировано на письменную и на устную речь; оно может либо ограничиваться только «правильным» языком (см.: языковая норма), либо учитывать также разнообразные отступления от него (см.: просторечие); может описывать либо лишь систему закономерностей, действующих во всех разновидностях языка, либо включать в себя также правила выбора между вариантами в зависимости от внеязыковых факторов.

Одноязычная и сравнительная лингвистика

  • Одноязычная лингвистика (в более старой терминологии — описательная лингвистика) ограничивается описанием одного языка, но может выделять внутри него разные языковые подсистемы и изучать отношения сходств и различий между ними. Так, диахроническая лингвистика сопоставляет разные временны́е срезы в истории языка, выявляя утери и новации; диалектология сопоставляет его территориальные варианты, выявляя их отличительные черты; стилистика сопоставляет различные функциональные разновидности языка, фиксируя сходства и различия между ними и т. п.
  • Сравнительная лингвистика сравнивает языки друг с другом. Она включает в себя:
    • компаративистику (в узком смысле), или сравнительно-историческое языкознание, изучающую отношения между родственными языками;
    • контактологию и ареальную лингвистику (ареалогию), изучающую взаимодействие соседних языков;
    • сопоставительную (контрастивную, конфронтативную) лингвистику, изучающую сходства и различия языков (независимо от их родства и соседства).

Сравнительно-историческое языкознание занимается изучением истории языков и выявлением их генеалогических связей (см.: генетическая классификация языков). Этот раздел лингвистики может описывать хронологический срез языка в определённую историческую эпоху, при жизни одного поколения (синхроническая лингвистика изучает язык как систему, ставит перед собой задачи установить принципы, лежащие в основе любой систем, взятой в данный момент), иногда также называется «синхронной»), или изучать сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению (историческая лингвистика, иногда также называемая «диахронной» или «диахронической»).

Внешняя и внутренняя лингвистика

  • Внешняя лингвистика (социальная лингвистика, социолингвистика) описывает: язык во всем многообразии его социальных вариантов и их функций; зависимость выбора «кода» (то есть языковой системы) от общественной принадлежности носителя (классовый и профессиональный выбор, см.: арго, жаргон, сленг), от его региональной принадлежности (территориальный выбор: см.: диалект) и от коммуникативной ситуации собеседников (функционально стилистический выбор, см.: стиль).
  • Внутренняя лингвистика (в другой терминологии — структурная лингвистика) от этой социальной обусловленности отвлекается, рассматривая язык как однородный код.

Лингвистика языка и лингвистика речи

  • Лингвистика языка изучает язык как код, то есть систему объективно существующих социально закреплённых знаков и правил их употребления и сочетаемости. Лингвистика речи изучает речевую деятельность, то есть процессы говорения и понимания, протекающие во времени (динамический аспект речи — предмет теории речевой деятельности), вместе с их результатами — речевыми произведениями (статический аспект речи — предмет лингвистики текста). Лингвистика речи включает лингвистику говорящего (изучающую активный аспект речи — деятельность отправителя сообщений, то есть кодирование — говорение, письмо, сочинение текстов) и лингвистику слушающего (изучающую пассивный аспект речи — деятельность получателя сообщений, то есть декодирование — слушание, чтение, понимание текстов).

Статическая и динамическая лингвистика

  • Статическая лингвистика изучает состояния языка (в том числе состояние языковой способности индивида — владение языком), а динамическая лингвистика — процессы (изменение языка во времени; возрастные фазы языковой способности: формирование речевой способности, овладение языком, забывание языка).

Общая лингвистика

В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.

  • Так, фонетика и графика изучают «воспринимаемую» (слухом или зрением) сторону языковых знаков («план выражения»), а семантика — напротив, их «смысловую» (понимаемую и переводимую) сторону («план содержания»).
  • Лексикология изучает индивидуальные свойства отдельных языковых знаков, а грамматика — общие правила их комбинации, употребления и понимания.
  • Внутри грамматики принято выделять такие разделы, как морфология (наука о грамматических свойствах слова) и синтаксис (наука о грамматических свойствах предложения и словосочетания).

Соответствующие дисциплины отличаются друг от друга ориентацией на изучение единиц разных уровней языка:

  • Предметом фонетики принято считать такие единицы, как звуки речи, их признаки и классы, фонемы и отношения между ними, а также явления просодики — структуру слога, структуру такта и роль ударения в нём, правила интонации, то есть звукового оформления словосочетаний и предложений.
  • Аналогичным образом графика изучает свойства элементарных единиц письменной речи — графем, букв, иероглифов.
  • Единицами морфологии принято считать морфему и слово в их взаимоотношениях (правила построения номинативных единиц (словоформ) из простейших сигнификативных единиц (морфем) и, наоборот, членения словоформ на морфемы).
  • Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание (докоммуникативная конструируемая единица) и свободное предложение (коммуникативная конструируемая единица), а в последнее время — также ССЦ (сложное синтаксическое целое) и, наконец, связный текст. Мельчайшая единица синтаксиса — словоформа с её синтактикой (то есть свойствами сочетаемости) есть инвентарная номинативная единица и в то же время максимальная единица морфологии.
  • Единицами семантики принято считать, с одной стороны, более простые (или даже элементарные) единицы — значения с их компонентами и различительными признаками (семами), а с другой стороны — правила, по которым из этих более простых единиц строятся более сложные содержательные образования — смыслы.
  • Единицами прагматики являются человеческие высказывания — конкретные речевые акты, производимые определёнными участниками общения в определённой обстановке, соотносимые с определённой реальностью, ориентированные на достижение определённых целей (в частности, на сообщение), а также общие универсальные правила создания и интерпретации высказываний.

Лингвистика и смежные области знания

На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин. К таким дисциплинам относятся следующие:

  • Лингвистика и предмет философии.
    • На стыке лингвистики и философии, см.: философия языка, лингвистическая философия, философские вопросы языкознания, общая семантика, когнитивная лингвистика.
  • Лингвистика и предмет естественных наук.
    • На стыке лингвистики и физики (конкретнее, акустики), см.: акустика речи.
  • На стыке лингвистики и права, см.: юрислингвистика.
    • На стыке лингвистики и биологии:
      • (конкретнее, физиологии), см.: артикуляторная фонетика, перцептивная фонетика.
        • конкретнее, нейрофизиологии, см.: нейролингвистика.
  • Лингвистика и предмет гуманитарных наук.
    • На стыке лингвистики и психологии, см.: психолингвистика, когнитивная лингвистика.
    • Лингвистика и предмет общественных наук.
      • На стыке лингвистики и социологии, см.: социолингвистика.
      • На стыке лингвистики и истории, см.: лингвистическая палеонтология.
      • На стыке лингвистики и генеалогии, см.: антропонимика.
      • На стыке лингвистики и географии, см.: топонимика.
      • На стыке лингвистики и филологии, см.: филологическая лингвистика.
  • Лингвистика и методология науки.
      • На стыке лингвистики и методологии науки, см.: методология лингвистики.
  • Лингвистика и методы «точных» наук.
    • Лингвистика и методы «дедуктивных» наук.
      • На стыке лингвистики и математики, см.: математическая лингвистика.
      • На стыке лингвистики и логики, см.: лингвистика и логика, логическое направление в лингвистике.
    • Лингвистика и методы «эмпирических» наук.
      • На стыке лингвистики и статистики, см.: квантитативная лингвистика, лингвистическая статистика.
      • На стыке лингвистики и методов истории, см.: историческая лингвистика.
      • На стыке лингвистики и методов географии, см.: ареальная лингвистика, лингвистическая география = лингвогеография, лингвистическое картографирование.
      • На стыке лингвистики и методов психологии, см.: экспериментальная лингвистика, эксперимент в лингвистике.
      • На стыке лингвистики и методов социологии, см.: анкетирование в лингвистике.
    • Лингвистика и методы «технических» наук (техники),
      • На стыке лингвистики и инженерии, см.: инженерная лингвистика, лингвоконструирование.
      • На стыке лингвистики и вычислительной техники, см.: вычислительная лингвистика, компьютерная лингвистика, машинный перевод.

Лингвистическая экзотика

Многие лингвистические вопросы вызывают обострённый интерес со стороны не-лингвистов. Примеры таких тем приведены в статье Лингвистическая экзотика.

Лингвистическая терминология

Язык, изучаемый лингвистом, — это язык-объект; а язык, на котором формулируется теория (описание языка, напр., грамматика или словарь в соответствующих значениях) — это метаязык. Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации) и др. На метаязыке создаются метатексты (то есть тексты о языке); это грамматики, словари, лингвистические атласы, карты географического распространения языков, учебники языков, разговорники и т. п.

История лингвистики

В древности наука о языке («грамматика») изучала лишь родной язык ученого, но не чужие языки; только престижные языки духовной культуры, а живой разговорный язык народа (и уж тем более неграмотных бесписьменных народностей) не изучался. До XIX века наука о языке была предписывающей (нормативной), стремясь не описать живой язык, на котором говорят, а дать правила, по которым «следует» говорить (и писать).

См. также

  • Категория:Лингвисты
  • Труды классиков лингвистики (общие проблемы языкознания)
  • Научно-популярные книги по лингвистике

Ссылки

  • Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам
  • Русский филологический портал. Статьи по языкознанию
  • Книги по лингвистике и языкознанию в библиотеке Гумер
  • Языкознание на Яндексе.
  • Список филологических факультетов ВУЗ
  • Бесплатные электронные журналы по языкознанию и филологии в сети
  • Лингвистика в России: ресурсы для исследователей
  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) (по состоянию на 2001 год): 16 ЯЗЫКОЗНАНИЕ
  • Литература по лингвистике и филологии в библиотеке Языкового острова
  • Статьи по языкознанию из научных библиотек

Литература

Учебники
  • Блумфилд Л. Язык. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968. — 607 c.
  • Будагов Р. А. Введение в науку о языке. / 3-е изд. М.: Добросвет-2000, 2003. — 544 с.
  • Вендина Т. И. Введение в языкознание. / 2-е изд. М.: Высшая школа, 2005. — 391 c.
  • Головин Б. Н. Введение в языкознание. / 4-е изд. М.: Высшая школа, 1983. — 231 с.
  • Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики. М.: Наука, 1977. — 183 c.
  • Кодухов В. И. Введение в языкознание. / 2-е изд. М.: Просвещение, 1988. — 288 с.
  • Кочергина В. А. Введение в языкознание. / 3-е изд. — М.: Академический проект, 2004. — 272 с.
  • Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978. — 543 c.
  • Лайонз Дж. Язык и лингвистика. / Пер. с англ. М.: УРСС, 2004. — 320 c.
  • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. / 2-е изд. М.: Высшая школа, 1987. — 272 с. [3 изд. 1997].
  • Общее языкознание. / Под общей ред. А. Е. Супруна. Минск: Вышэйшая школа, 1983. — 456 c.
  • Перетрухин В. Н. Введение в языкознание. Воронеж: 1973.
  • Попова З. Д. Введение в языкознание. Воронеж: 1993.
  • Реформатский А. А. Введение в языковедение. / 4-е изд. М.: Просвещение, 1967. — 542 с. [3 изд. М.: Аспект-пресс, 1996. — 536 с.]
  • Сусов И. П. Введение в теоретическое языкознание. Электронный учебник
  • Сусов И. П. Введение в языкознание. М.: Восток-Запад, 2007. — 379 с.
  • Шайкевич A. Я. Введение в лингвистику. М.: Academia, 2005. — 400 с.
  • Широков О. С. Языковедение. Введение в науку о языках. М.: Добросвет, 2003. — 734 с.
Задачники
  • Журинский А. Н. Лингвистика в задачах. М.: Индрик, 1995. — 208 с.
  • Калабина С. И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М.: 1985.
  • Алпатов В. М., Вентцель А. Д., Городецкий Б. Ю., Журинский А. Н., Зализняк А. А., Кибрик А. Е., Поливанова А. К. Лингвистические задачи. М.: Просвещение, 1983. — 223 c.
  • Норман Б. Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Минск: Вышэйшая школа, 1989. — 230 с.
  • Алексеев М. Е., Беликов В. И., Евграфова С. М., Журинский А. Н., Муравенко Е. В. Задачи по лингвистике. М.: РГГУ, 1991. — 106 c.
  • Перетрухин В. Н. Введение в языкознание. Руководство к работе над курсом. М.: 1984.
Хрестоматии
  • Введение в языкознание. Хрестоматия. / Сост. Б. Ю. Норман и Н. А. Павленко. Под ред. проф. А. Е. Супруна. Минск: Вышэйшая школа, 1977. — 366 с.
  • Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX вв. в очерках и извлечениях. / 3-е изд. Ч. 1. М.: Просвещение, 1964; Ч. 2. М: Просвещение, 1965.
  • Общее языкознание. Хрестоматия. / Сост. Б. И. Косовский. Минск: Вышэйшая школа, 1976. — 432 c.
Энциклопедии
  • Лингвистический энциклопедический словарь. / Под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. [3 изд. 2002. — 536 с.]
  • Энциклопедический словарь юного лингвиста. М.: Наука, 2006. — 544 с.
  • Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 1998. — 704 с.
Компендиумы
  • Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. / Под ред. Б. А. Серебренникова. М.: Наука, 1970.
  • Общее языкознание. Внутренняя структура языка. / Под ред. Б. А. Серебренникова. М.: Наука, 1970.
  • Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. / Под ред. Б. А. Серебренникова. М.: Наука, 1970.
Статьи
  • Иванов Вяч. Вс. Языкознание // ЛЭС, с. 618—623.
  • Крылов С. А. Лингвистика // Энциклопедия «Кругосвет» («Россия on-line»)
  • Мечковская Н. Б. Игровое начало в современной лингвистике // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. — М.: Индрик, 2006, с. 30—41

Wikimedia Foundation.
2010.

Дата «___»___________ Урок № _______

Тема урока. Язык и языкознание

Цель: осознание языка как системы знаков и обозначений и средства человеческого общения.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Предметные результаты

Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные результаты

Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа.

Структура урока:

1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

2. Актуализация знаний и умений, приобретённых в начальной школе. Проблемный диалог.

3. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

4. Рефлексия. Домашнее задание.

Эпиграф

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.

(К. Алтайский)

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

1. Для учителя.

Важно с самого первого урока обучать пятиклассников умению ориентироваться в материале учебника; это позволяет создавать условия для развития устной и письменной речи, осмысленного восприятия материала.

2.Чтение предисловия к учебнику. Знакомство с основными рубриками и специальными обозначениями, принятыми в учебнике.

3. Беседа по материалу учебника (с. 3).

Запись эпиграфа к уроку в тетрадях учащихся:

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.

(К. Алтайский)

4. Работа с эпиграфом.

Беседа.

— Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?

(Волга — это река-кормилица, символ самой России, а Ладога — это Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе. Наши предки называли его Нево. С Ладогой у России связаны известные события Великой Отечественной войны, потому что по льду этого озера проходила героическая Дорога жизни, благодаря которой были спасены сотни детей, которых вывозили из осаждённого фашистами города Ленинграда.)

— Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?

— Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?

— Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова?

Выводы (записываем на доске и в тетрадях):

• благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук, объём;

• благодаря языку мы общаемся друг с другом.

II. Проблемный диалог, актуализация знаний и умений, приобретённых учащимися в начальной школе.

1.Запись в тетради: Язык — система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

2. Постановка учебной задачи: найти в материалах данного параграфа подтверждение записанной выше мысли.

3. Знакомство с новым термином

Наука о языке, его природе, строении, закономерностях развития называется языкознанием (или языковедением, лингвистикой).

3. Работа с учебником

Для учителя.

При выполнении упражнения 2 важно подсказать учащимся, что данную схему можно дополнить примерами из разных разделов языкознания, обращаясь к материалу изучаемого параграфа (например, лексическое значение слова языкознание — см. определение в учебнике). Можно предложить решить, какие из записанных учителем на доске примеров относятся к определённым разделам языка.

Материал к упражнению 2 можно прокомментировать.

Язык — 4 б., 5 зв. (Пример к разделу «Фонетика — звуковой состав языка».)

В слове языкознание есть соединительная гласная о. (Состав и образование новых слов — словообразование.)

Языкознание — имя существительное 2-го скл., ср. р. (Пример к разделу «Морфология», изучающему слова как части речи.)

«Язык — средство человеческого общения». (Пример предложений, изучением которых занимается синтаксис.)

Упражнение 2 (стр.5)

Задание: опираясь на схему, расскажите о том, что такое языкознание, что оно изучает и из каких разделов состоит.

4. Для учителя.

Упражнение 4 позволяет учащимся вспомнить о словах, имеющих противоположное значение, — антонимах.

Упражнение 4.

Задание: внимательно прочитайте текст из «Эн­циклопедии для детей. Языкознание. Русский язык» и ответьте на вопрос: «Язык необыкновен­но прост или необыкновенно сложен?» Своё мне­ние постарайтесь доказать.

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многооб­разно связан с жизнью каждого чело­века и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера пол­ностью овладел языком!» Язык — неис­черпаем.

Задание: найти в тексте и выписать слова, характеризующие язык: прост, сложен. Также обращаем внимание учащихся на другую пару антонимов, встречающихся в тексте: каждый человек — всё общество.

Для учителя

Конструкции, которые могут стать опорой для составления текста, — предложения, которые можно использовать для выражения собственной позиции: Я думаю, что язык прост (сложен), потому что… Язык можно назвать простым (сложным), так как… Также можно попросить учащихся привести примеры ситуаций общения, подтверждающих мысль о том, что язык прост или сложен.

Обращение к материалу «Из истории языка» позволяет организовать работу по поиску однокоренных слов к слову здравствуйте, наблюдению за фонетическими процессами в этих словах: здоровье, здоров, здравствуйте, здравица. Выпишем эти слова, определим корни и подчеркнём в них полногласие / неполногласие.

Из истории языка.

Издавна самым распространённым русским приветствием было пожелание здоровья. Былинное «гой еси, добрый молодец» — будь здоров, хорошо живёшь! Форма «здравствуйте» сформировалась к концу XVII века. «Здравствуй» — те же «многа лета» — самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка. Всё начиналось и кончалось пожеланием здоровья- и здравицы в застолье, и прощание при разлуках: «Будь здоров!»

(По В. Колесову)

III. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

1.Для учителя

Работа со схемой позволяет развивать такие универсальные учебные действия, как кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов) и декодирование (вычитывание информации, представленной в виде схемы, модели).

«Советы помощника» — «Как работать со схемой» (с. 5).

Можно вновь обратиться к рисунку, представляющему разные знаковые системы: систему дорожных знаков, систему музыкальных знаков, язык жестов. Смайлики, которые многие используют при передаче сообщений, тоже представляют собой систему знаков.

Как работать со схемой

  • Внимательно рассмотрите схему.

  • Определите тему, которая рас­крывается в схеме.

  • Выделите основную информацию; укажите, где она расположена на схеме.

  • Укажите на схеме, где располо­жена дополнительная информация (та, которая раскрывает основную).

  • Обратите внимание на стрелки, которые связывают основную информацию и дополнительную.

2. Для учителя

Адресуем учащихся к материалу «Введения» и условным обозначениям: особым знакам, обозначающим появление на страницах учебника теоретического материала, вопросов в конце темы, слов для орфографического практикума.

3. Задание: прочитать текст (он записан на доске или спроецирован на экран), переписать, не допуская ошибок, озаглавить.

Беседа

— Можно ли передать содержание текста в виде схемы? А в виде рисунка? Что будет изображено на рисунке?

1) Прощальными раскатами прогремели летние грозы. 2) Ливни пошли на убыль. 3) Но солнце ещё щедро отдаёт своё тепло. 4) В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. 5) В полдень ещё припекает солнце. 6) Разнотравье превратилось в душистые скирды. 7) Полиняли краски летней поры. (А. Марин)

Дополнительные вопросы и задания

1. Какие приметы перехода лета в осень вы можете назвать?

2. Как вы понимаете выражение полиняли краски летней поры?

3. Есть ли в тексте примеры использования одного из средств художественной выразительности — олицетворения, когда признаки живого предмета переносятся на не-живой и предмет внешне уподобляется человеку?

4. Вы прочитали художественный текст, тема которого — состояние природы накануне осени, а главная мысль — изменения в погоде, красках и звуках окружающего нас мира. Просмотрите фрагмент учебно-научного текста на эту тему и ответьте на вопрос: какие различия между двумя текстами вы увидели? Объясните причину их появления.

Текст для работы

В конце августа происходит смена времён года. Заканчивается лето, солнце находится уже не так высоко над горизонтом, угол падения его лучей уменьшается, и поверхность земли получает меньше тепла. Приближается осень, признаками которой являются похолодание, заморозки, частые осадки в виде дождя или мокрого снега, увядание растений, изменения окраса листвы деревьев и травы, листопад, миграции перелётных птиц, созревание плодов и ягод.

Сделайте вывод, содержание какого текста вам легче передать в виде схемы, в виде рисунка. Почему? Можно ли утверждать, что русский язык позволяет нам говорить об одном и том же по-разному: в одном случае — с прощальной нежностью и грустью сожалеть о том, что уходит светлая и радостная пора лета, в другом — перечислять сезонные изменения в природе, используя язык науки, содержащий термины?

Для учителя

Это задание способствует формированию УУД, потому что побуждает пятиклассников к сравнению текстов разных стилей речи, требующих овладения стратегией смыслового чтения. Кроме того, задание с текстами предусматривает обучение умениям работать со знаково-символическими средствами, преобразовывать и интерпретировать информацию, содержащуюся в текстах, уметь делать правильный выбор наиболее удобной формы такого преобразования.

IV. Рефлексия. Домашнее задание.

Беседа

— Была ли решена поставленная в начале урока учебная задача?

— Какие материалы параграфа подтверждают мысль о том, что язык — система знаков и обозначений?

— Какие примеры можно привести в качестве доказательства того, что язык, являясь средством человеческого общения, отражает историю народа?

Домашнее задание: подготовить рассказ о том, что такое языкознание; привести примеры, помогающие дополнить материал схемы упражнения 2.

6

  • Рассказ о лине по с ограниченными возможностями кратко
  • Рассказ о лизе из повести бедная лиза
  • Рассказ о лисице 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о лисе 2 класс по окружающему миру
  • Рассказ о лизе муромской из повести барышня крестьянка