Рассказ о лине по с ограниченными возможностями кратко

В туризме набирает обороты тренд на инклюзивность: все больше объектов и компаний принимают гостей с особыми потребностями. вместе с moscow

В туризме набирает обороты тренд на инклюзивность: все больше объектов и компаний принимают гостей с особыми потребностями. Вместе с Moscow Travel Hub выбрали проекты, которые делают путешествия доступнее для всех

Инклюзивный туризм как бизнес

По данным Всемирной организации здравоохранения, более 1 млрд людей сегодня живут с инвалидностью. Это примерно 15% всех жителей планеты. Причем цифра постоянно растет — прежде всего, из-за старения населения и увеличения числа хронических заболеваний.

К 2030 году около 20% населения будет старше 65 лет. И, вероятнее всего, до половины из них будут иметь какую-либо форму инвалидности.

Для туристической отрасли это означает, что путешественники с ограниченными возможностями здоровья становятся все более значимым сегментом аудитории. А создание условий для инклюзивного туризма превращается из социальной ответственности в полноценный бизнес.

Несколько лет назад компания Amadeus оценивала потенциальный объем рынка инклюзивных путешествий в Европе и США в $70 млрд. Другие исследования также говорят об активном развитии этого сегмента. «Доступный (для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). — РБК Тренды) туризм представляет собой отдельный сектор, обладающий потенциалом для экстенсивного роста в будущем. Это значительный и прибыльный рынок для поставщиков туристических услуг», — отмечают эксперты. По их оценкам, только в ЕС потенциальные доходы от инклюзивного туризма могут составить €88,6 млрд к 2025 году.

Принимать туристов с ограниченными возможностями порой даже выгоднее, чем обычных путешественников. Как правило, они тратят в 1,5 раза больше других и обычно путешествуют группами от трех-пяти человек. И если туристическая компания или объект не могут принимать путешественников с особыми потребностями, то они теряют не одного потенциального клиента, а целую группу.

Вдобавок инфраструктура для инклюзивного туризма востребована не только людьми с ОВЗ, но и путешественниками старшего поколения. «Специальные возможности принесут пользу как людям с инвалидностью, так и пенсионерам, помогая бизнесу дольше удерживать клиентов», — подчеркивают во Всемирном совете по туризму и путешествиям.

Тем не менее, пока в туризме явно не хватает инфраструктуры и предложений для путешественников с особыми потребностями. Рассказываем о проектах, которые помогают устранить этот дефицит.

Музеи и театры

«Гараж» с глухими гидами

В 2015 году Музей современного искусства «Гараж» открыл первый в российской музейной практике отдел инклюзивных программ. Его задача — адаптировать пространство и экспозицию к особым потребностям посетителей. Программу для людей с ОВЗ разрабатывают каждый выставочный сезон.

Экскурсии для глухих и слабослышащих в музее проводят глухие гиды. На адаптированных мероприятиях работают переводчики русского жестового языка (РЖЯ), педагоги и медиаторы. Кассиры и смотрители «Гаража» знают основы РЖЯ и могут на нем объясняться.

В программе для незрячих и слабовидящих музей использует тактильные модели и тифлокомментарии — краткие описания предметов или действий, которые были бы непонятны слепому человеку без пояснений. Гостям с расстройствами аутического спектра заранее высылают социальную историю — краткий рассказ о визите в музей с иллюстрациями, который помогает подготовиться к посещению.

Фото:Pexels

Сенсорная экскурсия

«Все здание похоже на крещендо», — так сенсорный аудиогид, вышедший в 2020 году, описывает музей Гуггенхайма. Здесь подготовили десять аудиодорожек с подробными рассказами об экспонатах, звуках и поверхностях, которые встречаются во время прогулки по музею.

Прослушать их можно дома или при личном посещении. The New York Times отмечает, что сенсорный гид дает интересный опыт в том числе посетителям с нормальным зрением.

Создание гида — часть программы Mind’s Eye, которую реализует музей. Она включает в себя ежемесячные экскурсии и семинары для слепых и слабовидящих. В этих мероприятиях сочетаются словесные описания, беседы, сенсорный опыт и творческие практики.

Спектакль в тишине

В России есть несколько театров, которые создают визуальные спектакли без слов и музыки. Например, в Петербурге есть инклюзивный театр «Дети тишины». В нем на сцене вместе работают слышащие и слабослышащие артисты.

Постановки созданы в духе классической пантомимы. Идея театра — делать спектакли, понятные любой аудитории, объясняет его режиссер Александр Копосов.

Инклюзивные маршруты и локации

Комплекс ВДНХ

Параллельно с музеями собственные инклюзивные программы развивают и общественные пространства. Среди самых продвинутых в Москве — площадка ВДНХ.

По всей территории комплекса ходит бесплатный транспорт для маломобильных посетителей, есть экскурсии для людей с ограниченными возможностями, бесплатный прокат кресел-колясок, детские спектакли с сурдопереводом и модели для тактильного изучения.

Музей ВДНХ тестирует систему «Говорящий город». Она помогает информировать и ориентировать инвалидов по зрению и других маломобильных горожан.

Фото:Unsplash

Знакомство с Петербургом

В Санкт-Петербурге для незрячих туристов разработали обзорный экскурсионный маршрут. Он начинается со вводного занятия в библиотеке для слепых, где участники изучают огромную тактильную карту города.

Затем группа отправляется к основным достопримечательностями. Маршрут построен так, чтобы у экскурсантов была возможность прикоснуться к объектам — например, потрогать гранит набережной или колонны зданий.

На остановках используют тактильные пособия, макеты и рельефно-графические материалы. В маршрут входит экскурсия по Исаакиевскому собору, специально адаптированная для слепых и слабовидящих.

Доступные пляжи

За пределами городов туристам с особыми потребностями сложнее найти доступный маршрут или локацию. Но в последние пару лет таковых стало больше.

Один из недавних примеров — программа «Доступный пляж» в Коста-Рике. Ее запустил местный Совет по туризму вместе с другими госучреждениями и профильными ассоциациями.

На пляжах устанавливают выдвижные тротуары для колясочников и шезлонги-амфибии, на которых можно передвигаться по песку или забираться в воду. К лету 2021 года удалось оборудовать шесть пляжей.

Хайкинг в коляске

Популярную тропу «Близнецы» в хорватском природном парке Медведница полностью адаптировали к потребностям маломобильных туристов. Ее протяженность — около 800 м. Тропу можно полностью пересечь на электрических и обычных инвалидных колясках, с тростью или ходунками.

По всему маршруту есть места отдыха, доступные для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Информационные материалы размещены достаточно низко, чтобы их можно было прочитать с коляски. Содержание стендов продублировано шрифтом Брайля.

Рестораны и гостиницы

Вкусы в темноте

Ресторан «В темноте?!» (Dans Le Noir) начинался как социальный проект. Первое заведение открылось в Париже в 2004 году при участии организации, поддерживающей незрячих людей. Но благодаря необычной концепции и упору на гастрономический опыт такие рестораны стали популярны и появились по всему миру.

Вслед за парижским заведением в разных странах открылось более десяти заведений. Они есть в том числе в Москве и Петербурге.

Посетителям здесь предлагают сосредоточиться на вкусовых ощущениях, находясь в полной темноте. Гидами по меню и пространству выступают в основном незрячие официанты.

Меню голосом

Проект «Доступная еда» создает для кафе и ресторанов голосовые меню. Они позволяют незрячим посетителям выбрать блюдо и напитки без посторонней помощи.

Сначала участники проекта собирались работать со шрифтом Брайля. Но чтобы изучить такое меню, потребовалось бы много времени. Кроме того, его пришлось бы постоянно перепечатывать. Поэтому вместо специального шрифта выбрали голосовой вариант. Аудиодорожки загружают в мобильное приложение, которое управляется с помощью голосовых команд.

К проекту уже присоединились несколько десятков заведений из разных городов России.

Фото:Getty Images

Номера в отелях

Для людей с ограниченными возможностями отели предлагают специальные номера. Они больше по площади, в них нет лишних порогов и есть оборудование, помогающее переместиться с кресла на кровать.

Такие номера в Москве есть в отелях международных сетей (например, «Новотель» или «Парк Инн») и крупных гостиницах («Метрополь»). В строящихся объектах тоже, как правило, предусмотрена инфраструктура для людей с ОВЗ.

Мобильность и транспорт

Таблички в самолетах

Чтобы облегчить незрячим пассажирам пребывание в самолете, салон снабжают надписями шрифтом Брайля. Раньше такие таблички встречались в основном на «Боингах» зарубежных авиакомпаний. Но в 2020 году в России выпустили комплекты тактильных наклеек специально для воздушных судов. А летом 2021-го ими оснастили один из лайнеров S7.

Карта доступности

Даже в самых продвинутых с точки зрения инклюзии городах часть объектов остаются недоступными для туристов с ОВЗ. Выбрать маршрут без препятствий помогает онлайн-карта Wheelmap.

Она работает по системе светофора. Зеленым отмечены полностью безбарьерные объекты, желтым — частично безбарьерные (доступ на коляске требует усилий), красным — совсем не приспособленные для колясок.

Похожие задачи решает приложение iAccess Life, которое содержит обзоры и рейтинги ресторанов, отелей и магазинов, доступных для людей с ОВЗ.

Туристические услуги и отдых

Путешествия для всех

Российский проект Globe4All помогает туристам с особыми нуждами выбрать интересный и удобный маршрут для путешествия. На сайте собраны экскурсии, туры, развлечения и мероприятия, адаптированные для людей с ОВЗ. Здесь же публикуются новости, лайфхаки и интервью о доступном туризме, описания туристических объектов и инфраструктуры.

В 2020 году Globe4All стали финалистами в акселераторе, который организовал Moscow Travel Hub для поддержки туриндустрии и развития направления TravelTech.

Инклюзивное агентство

Индийская компания Planet Abled работает как инклюзивное агентство путешествий. Она объединяет людей с ограниченными возможностями в туристические группы, организует логистику, размещение и экскурсионную программу.

Среди путешественников — маломобильные туристы, инвалиды по зрению, слуху и речи, люди с аутизмом и когнитивными нарушениями.

Детский лагерь

В Пермской области работает инновационный лагерь — Новый город «Дружный», в котором отдыхают дети с разными способностями и потребностями. Мероприятия здесь адаптированы для людей с более чем 23 различными диагнозами.

Дети приезжают в лагерь короткими сменами от одной до двух недель. Проект сотрудничает с отделом инклюзивного развития ООН и масштабируется по франшизной модели.

Литературное чтение2 «А» классМуниципальное бюджетное общеобразовательное уч...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Литературное чтение2 «А» классМуниципальное бюджетное общеобразовательное уч

    Описание слайда:

    Литературное чтение
    2 «А» класс
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №52»

  • 2 слайд

    Рассказ о лине по с ограниченными возможностями кратко

  • 3 слайд

    “Чтение без размышления – пустое занятие.”

    Описание слайда:

    “Чтение без размышления – пустое занятие.”

  • 4 слайд

    на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

    Описание слайда:

    на – на – на – во дворе растет сосна;
    но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
    ан – ан – ан – собери свой чемодан;
    ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

    Речевая разминка

  • 5 слайд

    Михаил Михайлович Пришвин «Ребята и утята»

    Описание слайда:

    Михаил Михайлович Пришвин
    «Ребята и утята»

  • 6 слайд

    Как называют человека, который пишет рассказы? ПисательКак называют человека

    Описание слайда:

    Как называют человека, который пишет рассказы?

    Писатель
    Как называют человека, который пишет картины?
    Художник

  • 7 слайд

    Чарушин

  • 8 слайд

    Чарушин Евгений Иванович 11 ноября 1901 г. – 18 февраля 1965 г.

    Описание слайда:

    Чарушин Евгений Иванович

    11 ноября 1901 г. – 18 февраля 1965 г.

  • 9 слайд

    На стр. 136 прочитайте название произведения.«Страшный рассказ» Евгений Ивано

    Описание слайда:

    На стр. 136 прочитайте название произведения.
    «Страшный рассказ» Евгений Иванович Чарушин

  • 10 слайд

    Какие задачи мы для себя поставим на урок?Познакомиться с произведением Е.Чар

    Описание слайда:

    Какие задачи мы для себя поставим на урок?
    Познакомиться с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ»;
    Познакомиться со сведениями из биографии Е. И. Чарушина;

    Учиться правильно и выразительно читать его произведение «Страшный рассказ»;
    Проанализировать новое произведение.

  • 11 слайд

    Рассказ о лине по с ограниченными возможностями кратко

  • 12 слайд

    Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, ж

    Описание слайда:

    Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе –“Атлас птиц в картинках”, “Приключения юного натуралиста в Южной Америке”.Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.

  • 13 слайд

    Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творче

    Описание слайда:

    Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. В 1922 году Чарушин поступил в в Ленинградскую Академию художеств, которую он закончил в 1926 году по живописному факультету. Тогда же он познакомился с С.Маршаком, В. Бианки, Б.Житковым, сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С.Маршака.

  • 14 слайд

    В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые про

    Описание слайда:

    В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных.
    Произведения, созданные писателем, объединяются в циклы- “Про Томку”, “Никита и его друзья” и т.д. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью.

  • 15 слайд

    1. Детские годы Евгения Ивановича Чарушина. 2. Евгений Иванович Чарушин-худож

    Описание слайда:

    1. Детские годы Евгения Ивановича Чарушина.
    2. Евгений Иванович Чарушин-художник.
    3. Произведения Евгения Ивановича Чарушина .

  • 16 слайд

    Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно

    Описание слайда:

    Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно; не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли родители; зажгли; ёжик.

  • 17 слайд

    Словарная работаСени –помещение между жилой частью дома и крыльцом. Чулан –

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.
    Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
    Клеть – кладовая при избе.

  • 18 слайд

    Это кто в траве шуршит И забавно так фырчит, Весь в иголках, не возьмёшь? Кто

    Описание слайда:

    Это кто в траве шуршит
    И забавно так фырчит,
    Весь в иголках, не возьмёшь?
    Кто же это, дети?

  • 19 слайд

    Рассказ о лине по с ограниченными возможностями кратко

  • 20 слайд

    Понравился рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном? Поче

    Описание слайда:

    Понравился рассказ?
    Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном?
    Почему автор назвал рассказ страшным?
    В какой момент вы волновались?
    Кто главные герои этого рассказа?
    Кого испугались мальчики?
    Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ?

  • 21 слайд

    Словарная работаРассказ – повествование об отдельном событии из жизни человек

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Рассказ – повествование об отдельном событии из жизни человека.
    Сказка – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.

  • 22 слайд

    1.Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были одни дома? 2.Чт

    Описание слайда:

    1.Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были одни дома?

    2.Что сказано про мальчиков в начале рассказа? Зачитайте.

    3.Подберите слова для описания их характера.
    4.Что напугало детей? Найдите эти строки.
    5.Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться?
    6.Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью?
    7.Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?
    8.Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?
    9.Изменилось ли настроение мальчиков, когда пришли родители?
    10.Боялись ли мальчики топота и пыхтения по ночам потом? Почему?

  • 23 слайд

    Рассказ о лине по с ограниченными возможностями кратко

  • 24 слайд

    1.Остаться в четырёх стенах. (остались одни) 2.У ст

    Описание слайда:

    1.Остаться в четырёх стенах. (остались одни)
    2.У страха глаза велики. (преувеличивать)
    3.Сердце в пятки ушло. (испугались)
    4.В мгновение ока. (быстро)
    5.Не верить своим глазам. (удивление).

  • 25 слайд

    Как называется рассказ, который мы читали на уроке?Кто его автор?Почему автор

    Описание слайда:

    Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
    Кто его автор?
    Почему автор назвал рассказ именно так?
    Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему. Вот если бы вы были писателем, то как бы вы озаглавили рассказ?
    Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето?
    Какими мальчики показаны в конце рассказа?
    Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе
    “О братьях наших меньших”?
    Чему учит рассказ?
    Почему нужно беречь животных и природу?

  • 26 слайд

    Евгений Иванович Чарушин на этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Бу

    Описание слайда:

    Евгений Иванович Чарушин на этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные — это наша родная природа. Оберегать и любить их — это значит любить и беречь свою Родину”.

  • 27 слайд

    Рассказ о лине по с ограниченными возможностями кратко

  • 28 слайд

    Домашнее задание к следующему урокуПодготовить рассказ о еже. Это может быть

    Описание слайда:

    Домашнее задание к следующему уроку
    Подготовить рассказ о еже. Это может быть история из вашей жизни, а может быть кем-то рассказанная. Если таких историй нет, то читаете рассказы о ежах.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Цель:Обучающая: создать условия для формирования у обучающихся представлений о биографии Е.И. Чарушина и его произведении «Страшный рассказ». Развивающая: помочь осознать ценность изучаемого материала; содействовать развитию умений анализировать познавательный объект (текст). Продолжить работу по развитию речи, мышления, общения обучающихся; Воспитывающая: создать условия для формирования у обучающихся бережного отношения к природе, животным. Задачи:развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом; развивать навыки осознанного, выразительного чтения;формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Страшный рассказ. Е. Чарушин.

Похожие материалы

  • Технологическая карта по теме: Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

  • Презентация по литературному чтению на тему » Ф.И. Тютчев Весенняя гроза.» (3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему «Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа. «(3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему » Весенняя гроза» Ф. Тютчев.»(3 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему » С Есенин С добрым утром!» (3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему «2 урок Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин С добрым утром! «(3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему «1 урок Сергей Есенин «С добрым утром!» «(3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему » С. Есенин. Сыплет черёмуха….В. Борисов — Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы»(3 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446310 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

Инклюзивный подход в образовании вызван социальным заказом общества и государства. Основным критерием эффективности такого образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем — профессиональная и трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Закон об образовании, статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья определяет:

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Национальный проект «Образование» и федеральный проект, входящий в национальный проект «Успех каждого ребенка» определил охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Однако, на современном этапе развитию инклюзивного образования присущи проблемы и противоречия. Одной из важнейших проблем является недостаточная подготовка родителей и специалистов сопровождения, которые способны реализовать инклюзивный подход.

В своем выступление я хочу остановиться на обучении детей с легкой умственной отсталостью, так как считаю это наиболее проблемной частью инклюзивного обучения.

Учитель, планируя свою деятельность, выбирает доступные, практико-ориентированные технические средства и пособия, используемые на уроках.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 7-9 классов (авторы Т.М.Лифанова, Е.В.Подвальная)

Учебник

Линия УМК (учебник, рабочая тетрадь) Биология (7-9), Издательство Просвещение

1

img1

Растения, бактерии, грибы. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Автор: Клепинина З.А.

Доступно: Печатная,

электронная версии книги

Учебник знакомит учащихся с растительным миром. В учебник включены, помимо сведений о растениях, темы «Бактерии» и «Грибы». Сделан акцент на экологическом воспитании учащихся, представлено большое количество демонстрационных опытов и практических работ. Методический аппарат учебника содержит вопросы и задания, имеющие коррекционную направленность.

Включенные в рабочую тетрадь задания являются по большей части вариативными и выполняются в зависимости от особенностей природы и хозяйственной деятельности населения данного региона. Работа с заданиями рабочей тетради способствует закреплению практических и теоретических знаний и умений учащихся. Позволяет развить познавательный интерес и самостоятельность.

2

img2

Животные. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Автор: Никишов А.И., Теремов А.В.

Доступно: Печатная,

электронная версии книги

В учебнике представлен материал о большинстве представителей животного мира. Особое внимание уделено домашним животным: их важности в жизни человека и уходу за ними. Интересные и познавательные тексты для внеклассного чтения даны в каждом разделе учебника. В методическом аппарате сделан акцент на развитии познавательных способностей учащихся, вопросы и задания стимулируют учащихся самостоятельно делать выводы и обобщения.

Содержание рабочей тетради направлено на закрепление знаний и практических умений учащихся с нарушением интеллекта, на коррекцию их психофизических недостатков и активизацию мозговой деятельности. Многие задания носят занимательный игровой характер. Тетрадь может быть использована как на уроке под руководством учителя, для выполнения домашних заданий.

3

img3

Человек. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Автор: Соломина Е.Н., Шевырева Т.В.

Доступно: Печатная,

электронная версии книги

В учебнике представлен материал о строении человека, его органов и систем. В содержание входит не только основной учебный материал, вопросы и задания, но и специальные рубрики «Доктор рассказывает», «Доктор предупреждает», «Доктор советует», содержащие познавательную дополнительную информацию.

Рабочая тетрадь создана впервые и предназначена для самостоятельной работы учащихся по закреплению знаний, полученных на уроках биологии. В тетради оптимально сочетаются методы и приемы, направленные на прочное и осознанное усвоение материала учащимися с нарушением интеллекта по разделу «Человек».

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний и умений).

Структура рабочей программы для обучающихся с ЛУО в сравнение с рабочей программой общеобразовательной школы:

Класс

Общеобразовательная школа

Инклюзия

5 класс

Биология

Природоведение

6 класс

Биология. Растения

Природоведение

7 класс

Биология. Животные

Биология. Растения

8 класс

Биология. Человек

Биология.Животные

9 класс

Общая биология

Биология. Человек

Специальные условия и требования к уроку:

  1. Ребенок находится в зоне прямого доступа учителя.
  2. Увеличение времени на запоминание и отработку учебных навыков.
  3. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
  4. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
  5. Более частое использование наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
  6. Наблюдение за особенностями развития ребенка в динамике.

Специальные методы и приемы:

  1. Наглядные и практические методы обучения;
  2. Игровые формы предъявления нового материала;
  3. Схематизированная форма подачи изучаемого материала;
  4. Приемы развития мыслительной активности;
  5. Прием выделения главного;
  6. Прием комментирования.

Игровые технологии

Применение игровой технологии на уроках биологии просто необходимо, т.к. ребенок с ОВЗ, как правило, отличается низкой мотивацией к учебе и сниженной познавательной активностью. Игра — это успешное изучение нового материала и поддержание интереса к предмету.

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, что позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

  1. «Дополни слово»

    Учитель называет часть слова (фа …) Ребенок должен дополнить слово (… соль). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
  2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: р, к, е, о, ь, н.
  3. Назвать слова, противоположные по значению: сочный — сухой, здоровый -больной, сладкий- кислый и т.п.
  4. «Собери половинки слов»

    Расте — ние, зоо -логия, анато — мия
  5. «Перевернутые слова»
  6. Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами.

    Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

    Пример: семя — ямес, рыба — абыр..

Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившееся растение, животное, орган человека и т.д. Одни ученики получают набор картинок, из которых можно сложить несколько объектов, другие — картинки, разделенные на 6-8 частей, третьи — на 4 части. Важно, чтобы у учащихся создавалось впечатление идентичности полученных заданий.

Игра может быть использована на любом этапе урока, например, в виде загадки, ребуса, шарады, лото и кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», или один ученик с ОВЗ заполняет кроссворд, другой — закрывает карточку лото, третий — складывает из разрезных частей изображение и готовит рассказ о нем. А в это время учитель проводит фронтальный опрос остальных обучающихся.

Представленный в выступлении учебно-методический комплект организует и направляет деятельность обучающихся, представленные в большом количестве разнообразные иллюстрированные задания, демонстрационные опыты и практические работы формируют практические умения. УМК содержит задания разной степени сложности, а значит, создает доступность условий для реализации требований адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с разными интеллектуальными возможностями в предметной области «Биология» в инклюзивном обучении.

Список литературы

  1. Бекшаев И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла. — Сб. статей: — Ульяновск: УлГПУ им. И.Н.Ульянова, 2017. — с. 26-28.
  2. Коновалова О.В. Адаптация рабочей программы по биологии. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы / Москва. — 353 с.
  3. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.
  4. Притула М.Г. Сборник «Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ» / Югорск, 2014 — 12
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Текст].

Баку, 27 декабря, АЗЕРТАДЖ

26 декабря в программе «Вести недели» на телеканале «Россия-1» был показан репортаж о Президенте Азербайджана Ильхаме Алиеве и нашей стране.

АЗЕРТАДЖ предлагает вниманию данный репортаж.

Ведущий: 24 декабря Президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил 60-летний юбилей. Во главе государства он более 18 лет. За это время Азербайджан достиг значительных успехов в экономике, социальной сфере. А сам Ильхам Алиев обрел весомый авторитет на международной арене. Особенность отношений Алиева с Путиным – оба держат данное друг другу слово. Ценное качество в наше время.

Свой юбилей Президент Ильхам Алиев встретил в Шуше, что его Распоряжением объявлена культурной столицей Азербайджана. Никаких многолюдных торжественных мероприятий, краткое выступление по телевидению с благодарностью за полученные поздравления и посещение мечети.

В эти дни в Азербайджане работал наш спецкорр Сергей Зенин. Тема его репортажа — «Русский язык в Азербайджане». К слову, по недавнему исследованию Института русского языка имени А.С.Пушкина Российской академии наук Азербайджан по распространенности великого и могучего в системе образования выглядит вполне достойно, опережая другие республики Кавказа.

Из Баку — Сергей Зенин.

Житель: От меня огромный привет — коренным москвичам от коренного бакинца.

Сергей Зенин: Старый город. Сюда залетают и здесь смешиваются ароматы морского прибоя, поджаренного хлеба и чая с чабрецом. Это — сердце Баку, место для ностальгии.

Вот так они устроены, эти туристы: обязательны должны здесь, на этой брусчатке остановиться, поскользнулся и снять это на память. Потому что это был прекрасный советский фильм, в котором было всем уютно и тепло.

Скажите, пожалуйста, часто здесь туристы поскальзываются?

Житель: Каждый день бывает. Нам очень приятно.

Сергей Зенин: Люди со всей некогда огромной страны стремятся попасть на эту брусчатку, наверное, так же как на Красную площадь. Рассказывайте, откуда вы приехали, пожалуйста?

Туристка: Мы приехали из Эстонии. Очень рады, что наконец-то смогли посетить эту страну.

Сергей Зенин: Среди азербайджанцев среднего возраста и старше сложно найти человека, который бы не говорил по-русски. В столице это и вовсе считается дурным тоном. Издания русской классики и современной литературы в Баку продаются в нескольких магазинах. В полированных витринах Дома русской книги отражается практически весь центр Баку и на самом деле это очень символично. Потому что, как известно, сначала было Слово.

Директор Дома русской книги Исрафил Исмаилов: Дом русской книги – это не только книжный магазин, это еще и культурный центр для почитателей русского языка.

Сергей Зенин: Автограф-сессии, мастер-классы в Доме русской книги проходят регулярно. Школьники младших классов пришли послушать известную писательницу. Их знакомство с русским языком начинается, как и положено, со сказки.

Писательница Солмаз Аманова: Когда мне было 6 лет, мне задали вопрос: сколько слов ты знаешь на азербайджанском языке? Знала всего 6 слов: арбуз-гарпыз… Ну жили среди русских.

Сергей Зенин: В средние русскоязычные школы конкурс как в институт. Самая известная и самая престижная номер 6. Ее заканчивал сам Президент Ильхам Алиев.

Директор школы номер 6 Гюльшан Оруджева: Родители, которые не владеют русским, они тоже хотят дать в русский сектор, потому что они думают, что для них это было в жизни может быть поражение, что они не до конца выучили русский язык, и хотя бы дети знали русский язык.

Сергей Зенин: В сфере высшего образования – картина похожая. Русский в тренде, в том числе благодаря преподавателям из Москвы. При поддержке Фонда Гейдара Алиева открыты филиалы престижных московских вузов.

Ректор Бакинского филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Наргиз Пашаева: Московский университет – это желание каждого ученого, каждого, я думаю, студента приобщиться к этому большому пространству.

Сергей Зенин: Корпусам всего 12 лет, но за это время удалось добиться главного. В этих коридорах поселился дух МГУ. Ни с чем не спутаешь, усилиями ректора принесен вместе с бесценными знаниями. Библиотека филиала: корешки с фамилиями всемирно известных авторов, ученых с мировым именем. Именно здесь в этом зале отправная точка, место силы.

Редчайшее издание конца позапрошлого и начала прошлого века — Александр Сергеевич Пушкин, 4 тома, 1855 год, Санкт-Петербург. А здесь раритетные печатные издания — «Заря Востока», апрель 1870 года. И все это в филиале Московского государственного университета в Баку. Представляете, как это важно?! Какое проникновение культур.

Преподаватели из Москвы работают вахтовым методом. Смены часты, но на программе занятий это никак не отражается. Ведь подход университетский, классический. Студенты от этого только выигрывают. У них есть уникальная возможность получить знания буквально от всей профессуры российского МГУ.

Доцент кафедры органической химии МГУ Алексей Романов: Это продвигает отношения между странами, это строит надежный залог для взаимного сотрудничества и партнерства соответственно между государствами, и, в целом, это позволяет налаживать контакты между простыми людьми.

Сергей Зенин: Филиал Медицинского университета имени Сеченова расположен в центре Баку. Ректор Азиз Алиев, профессор медицины и практикующий хирург-онколог, знает, что требовать от каждого студента.

Ректор Азиз Алиев: Я всегда говорю своим студентам: врач, вне зависимости, он хирург, терапевт, радиолог, должен вечно учиться. Потому что медицина настолько быстро развивается.

Сергей Зенин: Схема та же, что и в филиале МГУ. Преподаватели, которые из Москвы, работают посменно. Студенты те, которых мы видели на лекции, внимают буквально каждому слову.

Профессор Медицинского университета имени Сеченова Марина Бойченко: Студенты, интересующиеся, причем досконально, иногда буквально, образно говоря, заваливают вопросами, чтобы именно узнать истину.

Сергей Зенин: Свободное от занятий время преподаватели посвящают туризму. В достопримечательностях в Азербайджане недостатка нет. Вот этим виноградникам несколько лет, а уже делают модное органическое вино, за которым встали в очередь негоцианты со всего мира.

Проезжаем по дороге в одно из самых интересных мест Азербайджана — село Ивановка. Здесь испокон веков живут русские, молокане, духовные христиане, не признающие икон и крестов, но их главная книга — все та же Библия.

Священник христиан-молокан села Ивановка Сергей Казаков: Все заключается в ней, весь смысл жизни, все, что мы черпаем из нее.

Сергей Зенин: В Ивановке действует единственный на всем постсоветском пространстве колхоз. Решение оставить название и не менять принцип хозяйствования было принято еще при Гейдаре Алиеве.

Председатель колхоза Василий Новосельцев: Мы – русские, вера у нас молоканская, но все люди относятся добросовестно к работе.

Сергей Зенин: Андрей — потомственный скотник, профессию перенял от отца. В столицу не рвется, в колхозе он передовик.

Сергей Зенин: Сама работа нравится? Молодой парень…

Андрей Харитонов: Мы привыкли со скотиной, мы всю жизнь со скотиной. Мы когда родились, у нас уже скотина. У всех по домам стоит скотина. Так что животноводство у нас в крови.

Сергей Зенин: Продукты питания только местные, натуральные. Хлеба хватает, впрочем, как и зрелищ. В советское время в любом колхозе обязательно должен был быть свой клуб. Особенно в таком как этот, где проживает 2700 человек. Но то, что вы сейчас видите – это не клуб, это Дворец культуры.

Это только часть Ивановского хора. Перед Новым годом большинство исполнителей разъехались по друзьям и родственникам -азербайджанцам и русским. Здесь совершено не важно, кто ты по национальности, паспорт один у всех.

Протоиерей Храма Архангела Михаила в Баку Мефодий Эфендиев: То есть, все живут сообща, понимают, что для нас, граждан Азербайджана, эта страна является одним большим общим домом.

Сергей Зенин: История росписи этого храма поразит любого. Художник-мусульманин по рождению принял христианство и посвятил остаток своих лет оформлению православной церкви. Ушел из жизни раньше, чем успел закончить работу. Ее продолжили друзья и близкие.

Художник Батухан Хагвердиев: Для него было важно, чтобы эта работа была закончена. Он оставил огромное количество рукописей, эскизов.

Сергей Зенин: Баку, несмотря на жесткие ковидные ограничения, не унывает. В галереях и культурных центрах проходят выставки. Азербайджан не только многонационален, он еще и мультикультурен. И это здесь развивают максимально. Так, сегодня в Центре Гейдара Алиева проходит выставка современной бразильской художницы.

В кафе и ресторанах потрясающие по вкусу и разнообразию блюда.

Специалист по кулинарии Фархад Ашурбейли: Азербайджан всегда стоял на основном логистическом пути еще средних веков — на Шелковом пути. Соответственно, он впитал в себя очень много продуктов со всего света.

Сергей Зенин: А в Старом городе, если очень захотеть, то можно даже зайти в гости к совершенно незнакомым людям и через 5 минут почувствовать себя здесь абсолютно как дома.

AZERTAG.AZ :На телеканале «Россия-1» показан репортаж о Президенте Ильхаме Алиеве и об Азербайджане ВИДЕО

© При использовании информации гиперссылка обязательна.

При обнаружении в тексте ошибки, надо ее выделить, нажав на клавиши ctrl + enter, и отправить нам

Баку, 25 ноября, АЗЕРТАДЖ

25 ноября состоялась презентация интернет-ресурса «Karabakh Memorial», созданного Фондом возрождения Карабаха для информирования мировой общественности о последствиях террора, совершенного против мирного населения во время Отечественной войны вооруженными силами Армении, которые игнорировали нормы и принципы международного гуманитарного права, а также для увековечения светлой памяти павших гражданских лиц.

Как сообщает АЗЕРТАДЖ, этот интернет-ресурс, идейным автором которого является Первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева, создан в рамках проекта «Karabakh Center».

В мероприятии приняли участие председатель правления Фонда возрождения Карабаха Рахман Гаджиев, уполномоченный по правам человека (омбудсмен) Азербайджанской Республики Сабина Алиева, председатель Государственного комитета по делам семьи, женщин и детей Бахар Мурадова, депутаты Милли Меджлиса, представители Министерства иностранных дел, а также лица, потерявшие членов своих семей, близких и родственников в результате террора, учиненного вооруженными силами Армении против мирных жителей.

Вначале минутой молчания была почтена светлая память шехидов, павших за территориальную целостность Азербайджана.

Открывший мероприятие председатель Правления Фонда возрождения Карабаха Рахман Гаджиев сказал, что в 44-дневной Отечественной войне, начавшейся 27 сентября прошлого года, азербайджанский народ объединился вокруг «Железного кулака» Верховного главнокомандующего Ильхама Алиева и одержал историческую победу.

Потерпев в этой войне поражение от Азербайджанской армии, армянские вооруженные силы нацелились на мирное население и подвергли обстрелу из запрещенного оружия городские и районные центры, удаленные от зоны боевых действий.

Всего в результате военных преступлений, совершенных вооруженными силами Армении против мирных жителей, проживающих в наших городах и поселках, расположенных далеко от зон боевых действий, были убиты 93 мирных жителя, в том числе 12 детей и 27 женщин.

Сразу после Второй Карабахской войны были проведены многочисленные встречи и интервью с людьми, потерявшими членов семей, родственников и близких в результате военных преступлений вооруженных сил Армении. Была собрана необходимая информация, более десяти тысяч фотографий и документов о погибших.

Проект «Karabakh Memorial» включает разделы «Жертвы среди малолетних детей», «Гражданские жертвы агрессии», «Мишени армянских нападений» и рассказ на трех языках о 12 малолетних детях, погибших в результате террористических актов.

Рахман Гаджиев подчеркнул, что интернет-ресурс «Karabakh Memorial» станет важным источником для расследования военных преступлений Армении со стороны международных организаций и раскрытия этих преступлений. Кроме того, в социальных сетях и других информационных ресурсах будет проводиться пропаганда материалов, документированных и увековеченных в интернет-ресурсе «Karabakh Memorial».

Выступившая на презентации председатель Государственного комитета по делам семьи, женщин и детей Бахар Мурадова сказала, что во время 30-летней оккупации Карабаха сотни тысяч азербайджанских семей — женщин и детей — были лишены своих фундаментальных прав. Хотя деятельность международного армянства является самым большим преступлением для всего мира, за эти годы международные организации безразлично отнесились к преступлениям, совершаемым Арменией, и не оказывали никакого давления на страну-агрессора.

Бахар Мурадова подчеркнула необходимость сбора документов, фотографий о лицах, потерявших своих родственников и близких, и введения их в обвинительный документ в отношении Армении.

Выступившая на мероприятии уполномоченный по правам человека (омбудсмен) Азербайджанской Республики Сабина Алиева сказала, что реализация прав детей, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка и других важных документах, обеспечение их безопасности, равноправия, а также их проживания в толерантной и здоровой среде, достойного уровня жизни — одна из важнейших задач, стоящих перед государством. Несмотря на усилия по защите прав и интересов детей, их всестороннее развитие, к сожалению, в реалиях современного мира они страдают от ряда угроз, в том числе от войны.

К сожалению, во время Отечественной войны в 2020 году в результате обстрела из тяжелой артиллерии вооруженными силами Армении гражданских населенных пунктов в таких городах и районах Азербайджана, как Нафталан, Агджабеди, Гянджа, Тертер, Барда, погибли свыше десяти детей, 50 были ранены, многие дети потеряли родителей.

За 30 лет военной агрессии Армении против Азербайджана было много таких случаев.

Убийство во время Ходжалинского геноцида 613 человек, в том числе 63 детей, а также гибель в результате обстрела вооруженными силами Армении гражданских населенных пунктов в 2011 году в Агдамском районе 9-летнего Фариза Бадалова и в Товузском районе 13-летней Айгюн Шахмалиевой, в 2017 году в Физулинском районе Захры Гулиевой, которой не исполнилось двух лет, вместе с бабушкой, наглядно свидетельствует о том, что дети стали жертвами военных преступлений армян.

Было отмечено, что среди пропавших без вести до 4000 лиц во время первой Карабахской войны были и дети.

Атаки Армении стали причиной гибели в прошлом году таких талантливых детей, как Шахрияр Гурбанов и многих других, разбились их мечты заниматься искусством, спортом. Убийство в результате ракетных атак на Гянджу гражданина Российской Федерации Артура Маякова вновь свидетельствует о том, что преступные акты, совершенные Арменией, не пощадили никого из детей, независимо от национальности и вероисповедания.

Азербайджан никогда не допускает дискриминации ни по какому признаку, с уважением относится к детям, обеспечивает их проживание в условиях мира, мультикультурализма, толерантности.

Армения неоднократно грубо нарушала многочисленные международные правовые нормы, в том числе Женевские конвенции 1949 года, Конвенцию по правам детей ООН.

Однако в отношении Армении все еще не применялись какие-либо международные правовые акции.

Обстрел гражданских объектов, разрушение многочисленных жилых домов, учреждений образования и здравоохранения привело к нарушению прав детей на образование, лечение и др.

Наряду с этим, интенсивный обстрел негативно повлиял на психическое состояние детей.

На мероприятии также выступили депутат Милли Меджлиса Мушфиг Джафаров и руководитель пресс-службы МИД Лейла Абдуллаева.

Затем состоялась видеопрезентация проекта «Karabakh Memorial».

AZERTAG.AZ :Состоялась церемония презентации интернет-ресурса «Karabakh Memorial»

© При использовании информации гиперссылка обязательна.

При обнаружении в тексте ошибки, надо ее выделить, нажав на клавиши ctrl + enter, и отправить нам

  • Рассказ о лисице 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о лисе 2 класс по окружающему миру
  • Рассказ о лизе муромской из повести барышня крестьянка
  • Рассказ о лимоне константина паустовского
  • Рассказ о лже халифе