Рассказ о лихачеве 5 класс

Авторы: коровина, журавлв, коровин издательство: просвещение тип книги: учебник гдз готовые домашние задания учебника по литературе 5 класс коровина журавлв

ГДЗ по литературе 5 класс Коровина Журавлёв Коровин 1, 2 часть

Авторы: Коровина, Журавлёв, Коровин

Издательство: Просвещение

Тип книги: Учебник

ГДЗ готовые домашние задания учебника по литературе 5 класс Коровина Журавлёв Коровин 1 и 2 части ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) учебников и рабочих тетрадей необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн

Часть 1

К ЧИТАТЕЛЯМ

ЗНАКОМИМСЯ С УЧЕБНИКОМ. Стр. 5
1 2 3

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 5-6
1 2

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 6
2

СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 6
1 2 3

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 8
2

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 8
1 2

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ. Стр. 10-12
1 2 3 4

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА И ЕЕ ГЕРОИ. Стр. 25
1 2 3 4 5 6

2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 25

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 26
1 2

ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 38-39
1 2 3 4 5 6

2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 39

ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О СВОЕОБРАЗИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ. Стр. 40-41
1 2

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 42
1 2 3

СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О СВОЕОБРАЗИИ БЫТОВЫХ СКАЗОК. Стр. 43-44
1 2 3 4 5

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 44
1

ИЗ РАССКАЗОВ О СКАЗОЧНИКАХ

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 46
1 2 3 5

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 46
1 2

3 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 46

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 47
1

ПОДВИГ ОТРОКА КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА

ЧИТАЕМ ДРЕВНЕРУССКУЮ ЛЕТОПИСЬ. Стр. 51
1 2 3

ПРОШЛОЕ ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ СОВРЕМЕННОСТИ!

РАЗМЫШЛЯЕМ О ГЕРОЯХ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Стр. 51-52
1 2 3

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 52
1 2 3 4 5

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 52
1 2

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 52-53
1 2 3

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ. СПОДВИЖНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 55
1 2 3

РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 56

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 59
1

ВОЛК НА ПСАРНЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 62
1 2 3

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 62
1 2

3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 62-63

4 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 63

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 64-65
1

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 65
1 2 3 4

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 65
1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 67
1 2

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 67
1 3

3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 68

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 82-83
1 2 3

2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 83

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 83
1 2 4 5

КУБОК

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 90
1 2 3 4

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Стр. 90
2

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 92
1

НЯНЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 93
1 2 3 4

У ЛУКОМОРЬЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 94
1 2 3 4

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 95
2 3

СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 112-113
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 113

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 113-114
1 2 3 4

4 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 114

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 114
1 2 4 5

РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ. РИТМ. СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 116
2

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 119
1 2

АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ. ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 148-149
1 2 3 4 5 6 7

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 149
1 2

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 151
2

БОРОДИНО

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 155
1 2 3 4 5 6 7 9

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Стр. 156
2

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 156
1 2 4 6

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 158
1

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 169
1 2

2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 169

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 169
1 2

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 175-176
1 2 3

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 176
1 2 3 4

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 186
1 2 3 4 6 7 8

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 187
1 2 3

3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 187

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. МУМУ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 223-224
1 2 3 4 5 7 8 9 10

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 224-225
1 2 3 4

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ. ЧУДНАЯ КАРТИНА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 227
1 2 4

ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 228
1 2 3 4

ЗАДРОЖАЛИ ЛИСТЫ, ОТЛЕТАЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 228
1 2 3 4

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Л.Н. ТОЛСТОЙ И ЯСНАЯ ПОЛЯНА. Стр. 230
1

КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 258-259
1 2 3 4 5 6

2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 259

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 259
1 2 4 5 6

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 263
1

ХИРУРГИЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 268
1 2 3 4 5

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 268

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 269
1 2 3 4 5 6

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 269

РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ. ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 273
1

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 273-274
1 2 3

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ. ВЕСНА

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 274
1 2 3

ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. УТРО

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 276-277
1 2 3

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 277

ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 279
1

АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ. ЛАСТОЧКИ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 280-281
1 2

ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ. ЗИМА

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 282
1
2

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 282-283
1

Часть 2

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

Проверьте себя. Стр. 4
1 2

КОСЦЫ

Размышляем о прочитанном. Стр. 10
1 2 3
Фонохрестоматия. Стр. 11
1 2 3 4 5

ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ КОРОЛЕНКО

Проверьте себя. Стр. 12-13
1 2

В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Размышляем о прочитанном. Стр. 48-49
1 3 4 5 6 7 8 10 11

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

Фонохрестоматия. Стр. 53
1 2
Фонохрестоматия. Стр. 54
1 2 3
Размышляем о прочитанном. Стр. 54-55
1 2 3 4 5 6 7 9

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ

Проверьте себя. Стр. 57
1 2

МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА

Размышляем о прочитанном. Стр. 68
1 2 3 4 5 7
Обогащаем свою речь. Стр. 68-69
1 2 3
Литература и изобразительное искусство. Стр. 69-70
1 2

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ

Проверьте себя. Стр. 72
1 2

ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ

Размышляем о прочитанном. Стр. 82
1 2 3 4 5 6
Обогащаем свою речь. Стр. 82
2
Совершенствуем свою речь. Стр. 83

ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ

Размышляем о прочитанном. Стр. 88
1 2 3 4 5
Фонохрестоматия. Стр. 88-89
1 2 3 4
Обогащаем свою речь. Стр. 89
1 2 3 4 5

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

Размышляем о прочитанном. Стр. 107
2 4 6
Фонохрестоматия. Стр. 107-108
1 2 3 4 5 7

СКАЗКИ НАРОДНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Размышляем о прочитанном. Стр. 111
1 2 3

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

Проверьте себя. Стр. 112
1 2

НИКИТА

Размышляем о прочитанном. Стр. 121
1 2 3 4
Фонохрестоматия. Стр. 122
2 3 4
Совершенствуем свою речь. Стр. 122
2 3 4 5

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ

Проверьте себя. Стр. 123-124
1

ВАСЮТКИНО ОЗЕРО

Размышляем о прочитанном. Стр. 152
1 2 3 4 5 6 7 8
Литература и изобразительное искусство. Стр. 152
Обогащаем свою речь. Стр. 152-153
1 2 3 4 5

ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (1941-1945 ГГ.). АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ. РАССКАЗ ТАНКИСТА

Размышляем о прочитанном. Стр. 158
1 2
Литература и изобразительное творчество. Стр. 158
Фонохрестоматия. Стр. 159
1 2
Совершенствуем свою речь. Стр. 159
1 2 3

КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ — МАЙОР ПРИВЕЗ МАЛЬЧИШКУ НА ЛАФЕТЕ

Размышляем о прочитанном. Стр. 161
1 2
Фонохрестоматия. Стр. 162
1 2

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И СЕБЕ. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН — ПОМНЮ – ДОЛГИЙ ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Фонохрестоматия. Стр. 164
1 2

ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КЕДРИН — АЛЕНУШКА

Фонохрестоматия. Стр. 165
1 2

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ — АЛЕНУШКА

Фонохрестоматия. Стр. 167
1 2 4

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ — РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ

Фонохрестоматия. Стр. 168
1 2

ДОН-АМИНАДО — ГОРОДА И ГОДЫ

Фонохрестоматия. Стр. 169
1 2 3
Размышляем о прочитанном. Стр. 170
1 2 3 4 5 6
Литература и изобразительное искусство. Стр. 170-171
1 3
Обогащаем свою речь. Стр. 171

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. САША ЧЕРНЫЙ. КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК. ИГОРЬ-РОБИНЗОН

Размышляем о прочитанном. Стр. 188
1 2
Совершенствуем свою речь. Стр. 188
1 2

ЮЛИЙ ЧЕРСАНОВИЧ КИМ — РЫБА-КИТ

Совершенствуем свою речь. Стр. 190
1 2

О ТАЛАНТЛИВОМ ЧИТАТЕЛЕ

Размышляем о прочитанном. Стр. 191
Проверьте себя. Стр. 192
1 2 3 4 5 6 8

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН — ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД

Размышляем о прочитанном. Стр. 197-198
1 2 3 4
5

ДАНИЕЛЬ ДЕФО — РОБИНЗОН КРУЗО

Размышляем о прочитанном. Стр. 213
1 2 3 4 5
Фонохрестоматия. Стр. 214
1 2 3

ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН — СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Размышляем о прочитанном. Стр. 248
1 2 3 4 5 6 7 8 9

МАСТЕР СНОВ И СКАЗОК

Размышляем о прочитанном. Стр. 250
2 3

МАРК ТВЕН — ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА

Размышляем о прочитанном. Стр. 268
1 2 3
Фонохрестоматия. Стр. 268
1 2 3 5

ДЖЕК ЛОНДОН — СКАЗАНИЕ О КИШЕ

Размышляем о прочитанном. Стр. 280
1 2 3 5
Литература и изобразительное искусство. Стр. 280

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Учимся читать выразительно. Стр. 283-284
1 2

image001

донецкАЯ народнАЯ республикА

УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА
№ 66 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Улица
Дмитрия Казака, дом 16, город Донецк, 83049, тел.: (062)
2038092, E-mail:donschool66@mail.ru

image002

Открытый
урок на тему:

«
Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной
деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ
Диканьки»

5
класс

Подготовила:

учитель
русского языка и литературы

Качар
Оксана Николаевна

http://www.ribakova.com/content/image/ribakova_gogol_7a.jpg

Тип
урока:
изучение нового материала;
комбинированный.

Цель: познакомить
обучающихся с сочетанием реального и фантастического в повести «Заколдованное
место», показать мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Формировать
читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о
художественном мире Н.В. Гоголя.

2. Объяснить
особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и
фантастический.

Развивающие:
1. Стимулировать критическое мышление учащихся.

2. Сформировать
навык публичного выступления, закрепить навык выразительного чтения.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к
литературе и к чтению.

2. Воспитывать
уважительное отношение к одноклассникам через прослушивание монологических
ответов учеников, совместную работу в парах.

3. На примере
повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» показать губительность желания лёгкой
наживы.

Методы и приемы: слово
учителя, беседа, тестовое задание, работа в парах, заполнение таблицы, работа с
иллюстрациями.

Оборудование: учебники,
тетради, портрет писателя, иллюстрации к произведению, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный этап.

— Здравствуйте. Мы начинаем с
вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

II. Актуализация знаний.

— Н.В.Гоголь – гениальный писатель,
который заявил о себе в 1831 году своим сборником «Вечера на хуторе близ
Диканьки», включившим в себя 8 повестей. Критики высоко оценили эту книгу.
Особенно был дорог отзыв Пушкина. Необыкновенным в этой книге было то, что
автор, повествуя о жизни крестьян, смотрел на мир их глазами. Они живут просто
и естественно. В их мире добро всегда торжествует над злом, любовь – над
ненавистью, красивое – над безобразным.

— Я предлагаю вам ответить на
вопросы теста:

1. Даты жизни Гоголя
(1799-1837, 1809- 1852)

2. Где родился Гоголь?
(Васильевка, Михайловское)

3. Кто друг детства? (Капнист,
Тургенев)

4. Где учился писатель?
(Лицей, Гимназия)

5. Первая книга Гоголя?
(“Пропавшая грамота” или “Книга всякой всячины”)

6. В состав какой книги
Н.В.Гоголя входит это произведение? (“Вечера на хуторе близ Диканьки”).

7. Что вам известно про
сборник? (Сборник повестей Н.В. Гоголя, созданный в 1851 году на основе писем,
которые он получал от родной сестры и матери, живших в селе Сорочинцы)

8. Как встретили его
читатели? (Когда эта книга вышла в свет она очень хорошо была встречена
современниками Н.В. Гоголя. А.С. Пушкин прочитав её, сказал: «Сейчас прочёл
“Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя,
непринуждённая.

Поздравляю публику с истинно
весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». В типографии по
выходе в свет «Вечеров…» Гоголю сказали, что присланные им «штучки до
чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву»)

— Сам Гоголь о другом своем
произведении говорил так: «И долго еще определено мне чудной властью идти об
руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать
ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»

3. Вопросы для
обсуждения:

  • Я не случайно обращаю ваше внимание
    на эти слова. Найдите в этом высказывании Гоголя эпитет, которым писатель
    характеризует своих героев.
  • Как вы понимаете значение этого
    слова? (Необычный, непохожий на другие, особенный)
  • Согласны ли вы с таким определением?
    Кто главный герой нашего произведения? Можно ли его отнести к главному
    герою эпитет «странный»?
  • Можно ли сказать, что описанные
    события – странные?
  • А сама повесть?

III. Постановка проблемы
урока. 

В чем состоит главная
особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами
ранее?

1.Проверка домашнего задания.
Наблюдение над языком повести.       

  • Легко ли было читать и понимать
    прочитанное?
  • Обратили ли вы внимание на главную
    особенность этого произведения – язык?
  • Работа в парах:

Задание: соотнеси слово и лексическое значение

1

Люлька –

арбуз

2

Кавун –

место, засеянное арбузами и дынями

3

Хутор –

трубка

4

Баштан –

обозники, едущие в Крым за солью и рыбой

5

Свитка –

соломенный шалаш

6

Курень –

небольшой крестьянский посёлок на Украине

7

Чумаки –

род полукафтанья

8

Жупан –

специально огороженное помещение для складывания и молотьбы
сжатого хлеба

9

Гетьман (гетман) –

старинная верхняя одежда

10

Гумно –

в старину начальник казачьего войска и правитель Украины

Вывод: какова же главная
особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)

2.Работа с иллюстрациями.
План.

А сейчас по вопросам и
иллюстрациям восстановим содержание произведения. Составим картинный план, используя
предложенные к данному произведению иллюстрации, и прикрепим их на доску.

  • Какое любимое занятие было у деда? (Послушать
    разные байки от проезжих.)
  • Чем решил развлечь дед знакомых
    чумаков? (танцами внуков)
  • А что неожиданно случилось с самим
    дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами
    пустились в пляс
    )
  • Что необычного случилось с дедом во
    время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались,
    а потом очутился с гладком поле)
  • Где горела свечка? (На
    кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
  • Что задумал дед сделать наутро? (вернуться
    и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
  • Как дед попал в нужное место во
    второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не
    плясалось)
  • Какой клад откопал дед? (Котел
    с мусором)
  • Что росло на заколдованном месте? (Ничего
    доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что
    такое!»)

3. Определим жанр
произведения.

На что похожа эта повесть (на
рассказ, сказку, легенду, предание)?

1. Сказка – занимательный
рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

2. Рассказ – небольшое
произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

3. Легенда –
произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и
фантастическое.

4. Предание – устный
рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об
исторических лицах, событиях прошлых лет.

(Работа со справочными
материалами учебника. Вывод учащихся и обоснование своего выбора).

4. Работа с понятиями
«реальность» и «фантастика»:

Реальность – то, что
действительно существует не в воображении.

Фантастика – то, что
основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.

Проблемный вопрос урока: Что
в повести фантастическое, что реальное?

IV. Работа по теме урока.

Запись в тетрадях:
Фантастическое и реальное в повести.

Составление таблица и
заполнение ее примерами в ходе беседы.

Анализ содержания.

  • Где происходит действие повести? В
    некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина,
    Крым)
  • О какое время происходят события? В
    незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве
    рассказчика, весна )
  • От чьего имени ведется рассказ? Кто
    является рассказчиком повести? Назовите других действующих
    лиц.   Они реальные или
    фантастические?    
  • А предметы обихода, окружающие их,
    реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
  • А одежда героев? Посмотрите нашу
    табличку?
  • Какие события описываются?
  • О каком месте рассказывает дьячок в
    этой повести?

Составление таблицы

Материал для сравнения

Реальность

Фантастика

Место действия

+ Украина, Крым

Время

+ весна

Герои

+дьячок, дед, чумаки, внуки,

Быт и жизнь людей

+баштан, гумно, курень

Одежда

+ жупан, свитка

События

Разделите иллюстрации на 2
части: описание реальных и фантастических событий.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРЕВАЛЬНЕНСКАЯ  ШКОЛА»
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО                                    
СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДЕНО

и принято на 
заседании МО                  Заместитель директора по            Директор МБОУ

учителей 
гуманитарного  цикла            учебно-воспитательной              
«Перевальненская школа»

Протокол №_1__от_24__08.2020          
работе                                              ___________ Л.Я.Латыш

Руководитель
ШМО                                    __________  Н.В.Трапезион     28.08.2020

_________
Ю.Н. Степанова                    28.08.2020

Раздел, тема урока

Коли-чество
часов

Дата
проведения

план

факт

ВВЕДЕНИЕ
(1 ЧАС)

1

Изображение
человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

УСТНОЕ
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО  (7 ЧАСОВ)

2

Устное
народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы»,
«Петр и плотник».

1

3

Эпос
народов мира. Воплощение в былине «Вольга и Микула Селянинович» нравственных
свойств русского народа.

1

4

Вн.чт.
1.
Русские
былины Киевского и Новгородского циклов.  «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

5

Вн.чт.2.
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос.

1

6

Французский
средневековый героический эпос. «Песнь о Роланде». 

1

7

Народная
мудрость пословиц и поговорок.

1

8

Р.р.1.
Подготовка к домашнему сочинению по пословице.

1

ИЗ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ЧАСА)

9

Русские
летописи. «Повесть временных лет». Поучение как жанр древнерусской
литературы. «Поучение Владимира Мономаха». 

1

10

Житие
как жанр древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

ИЗ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII ВЕКА (2 ЧАСА)

11

Краткий
рассказ о М.В.Ломоносове. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия…» 

1

12

Краткий
рассказ о Г.Р.Державине. Его размышления о смысле жизни, о судьбе. Стихотворения
«Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание». 

1

ИЗ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ЧАСОВ)

13

Краткий
рассказ об А.С.Пушкине. Лицейские годы. Прославление мужества и отваги
русских солдат в поэме «Полтава». 

1

14

Тема
настоящего и будущего России в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

1

15

Художественное
воспроизведение быта и нравов Древней Руси в балладе «Песнь о вещем Олеге».

1

16

А. С.
Пушкин – драматург. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Истина как
цель летописного повествования.

1

17

Изображение
«маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Дуня и
Минский

1

18

Краткий
рассказ о М.Ю.Лермонтове. Конфликт и система образов в поэме «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

19

Проблематика
и поэтика поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова».

1

20

Проблема
гармонии человека и природы. Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется
желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».

1

21

Р.р.2.
Подготовка к домашнему сочинению-эссе «Мой Лермонтов».

1

22

Краткий
рассказ о Н.В.Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас
Бульба».

1

23

Осуждение
предательства в повести «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа
Андрию.

1

24

Р.р. 3.
Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

25

Краткий
рассказ о И.С.Тургеневе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их
гуманистический пафос. 

1

26

Мастерство
И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в
рассказе «Бирюк». 

1

27

Тургенев
о богатстве и красоте русского языка в стихотворениях «Русский язык»,
«Близнецы» и «Два богача».

1

28

Краткий
рассказ о Н. А. Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины».

1

29

Образ
родины в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
Размышления поэта о судьбе народа.

1

30

Краткий
рассказ об А.К.Толстом. «Василий Шабанов» и «Михайло Репнин» как исторические
баллады.

1

31

Краткий
рассказ о М. Е.Салтыкове-Щедрине. Нравственные пороки общества в «Повести…».

1

32

Смысл
названия сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Понятие о гротеске.

1

33

Краткий
рассказ о Л.Н.Толстом (детство, юность, начало литературного творчества).
Автобиографический характер повести «Детство».

1

34

Главный
герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

1

35

Р.р.4.
Литературный ринг на тему: «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя,
И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого».

1

36

Краткий
рассказ об А.П.Чехове. Проблематика рассказа «Хамелеон». 

1

37

«Говорящие
фамилии» как средство юмористической характеристики в рассказе «Хамелеон».

1

38

 «Грустный»
юмор Чехова. Многогранность комического в рассказах «Злоумышленник», «Тоска»,
«Размазня».

1

39

Р.р. 5.
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение
родной природы и выражение авторского настроения.

1

ИЗ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 ЧАС)

40

Краткий
рассказ об И. А. Бунине. Сложность взаимопонимания детей и взрослых в
рассказе «Цифры».

1

41

Нравственный
облик героев рассказа И.А.Бунина «Лапти». 

1

42

Краткий
рассказ о М.Горьком.  Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести
«Детство».

1

43

Повесть
М.Горького «Детство»: светлые стороны жизни.

1

44

Романтический
характер легенды М. Горького «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Иносказательный характер легенды.

1

 45

Краткий
рассказ о Л.Н.Андрееве. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим,
бессердечие героев рассказа «Кусака».

1

46

Краткий
рассказ о В. В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и
общества.

1

47

Два
взгляда на мир – безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта,
сострадание лирического героя стихотворения В.В.Маяковского  «Хорошее
отношение к лошадям».

1

48

Краткий
рассказ об А.П.Платонове. Главный герой произведения «Юшка», его непохожесть
на окружающих людей, душевная щедрость.

1

49

Р.р. 6.
Классное контрольное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

50

Краткий
рассказ о Б. Л. Пастернаке. Картины природы, преображённые поэтическим
зрением поэта в стихотворениях  «Июль», «Никого не будет в доме…».

1

51

Краткий
рассказ об А.Т.Твардовском. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…»,
«На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о
неразделимости судьбы человека и народа.

1

52

Трудности
и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, К.М.Симонова,
А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова.

1

53

Краткий
рассказ о Ф. Абрамове.  Эстетические и нравственно-экологические проблемы в
рассказе «О чём плачут лошади».

1

54

Краткий
рассказ о Е. И. Носове.  Сила внутренней, духовной красоты человека в
рассказе «Кукла» («Акимыч»).

1

55

Взаимосвязь
природы и человека в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя». 

1

56

Краткий
рассказ о Ю. П. Казакове. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго
поступка в рассказе «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь,
взаимовыручка.

1

57

Краткий
рассказ о писателе, учёном, гражданине Д.С.Лихачеве. «Земля родная». Духовное
напутствие молодёжи в мемуарах.

1

58

Вн.чт. 3.
М.М.Зощенко.  «Беда». Смешное и грустное в рассказах М.М.Зощенко.

1

59

Выражение
душевных настроений, состояний человека через описание картин природы в
стихах В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба и др.

1

60

Контрольная
работа. Выявление уровня литературного развития учащихся (тестирование).

1

ИЗ
ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ЧАС)

61

Краткий
рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове. Возвращение к истокам, основам
жизни в лирике поэта.

1

ИЗ
ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ЧАСОВ)

62

Краткий
рассказ о Р.Бёрнсе. Представления народа о справедливости и честности в
стихотворении «Честная бедность». 

1

63

Краткий
рассказ о Д.Г.Байроне. Ощущение трагического разлада героя с жизнью,
окружающим его обществом в стихотворении «Душа моя мрачна…».

1

64

Особенности
жанра японских хокку (хайку).

1

65

Краткий
рассказ об О. Генри. Сила любви и преданности в рассказе «Дары волхвов».

1

66

Краткий
рассказ о Р.Д.Брэдбери. Мечта о чудесной победе добра в рассказе «Каникулы». 

1

67

Вн.чт. 4.
Детективная литература.

1

68

Повторение
по темам: «Из русской литературы ХIХ века», «Из русской литературы ХХ века».

1

Об авторе

Дмитрий Сергеевич Лихачев является очень талантливым культурологом, искусствоведом и профессором. Он внёс огромный вклад в развитие многих наук, за что его неоднократно награждали на самом высоком уровне. За свою жизнь он сменил много профессий, но чем бы не занимался – становился в этом деле мастером. Его помнят и любят сотни людей. Свою мудрость и взгляды на жизнь он выразил в книгах, которые на вес золота. Они представляют собой настоящий кладезь познаний для молодежи. Занимательно, что Дмитрий Сергеевич никогда не входил в состав Коммунистической партии. Он также отказывался подписывать любые документы, направленные против деятелей культуры. При этом он не был радикально настроенным, а всегда пытался найти компромисс.

Первое письмо

С чего начнём рассматривать краткое содержание? «Письма о добром и прекрасном» лучше всего начинать изучать с письма «Большое в малом». В нем автор рассказывает о том, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни. Она должна соблюдаться даже в мелочах, ведь только тогда можно действительно добиться желаемого. Мысль о том, что все средства хороши считается пагубной. Для того чтобы следовать чему-то великому, следует соблюдать это в самых обыденных вещах. Так, автор указывает на то, в материальном мире трудно блюсти малое в большом. Мир духовных ценностей устроен совсем по-другому. Реальный пример приводится на основе книги Ф. Достоевского «Преступление и наказание», в которой главный герой ради великой цели идёт на преступление, но оказывается ни с чем.

Письмо первое Большое в малом

В материальном мире большое не уместишь в малом, в сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном, тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к эффектности результатом или к любым формам самопродвижения, – то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое в малом надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Смысл жизни

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» писал как напутствие для молодежи и следует сказать, что он отлично справился со своей задачей. Он говорит о важности понимания своего предназначения. Если жить бесцельно, то это будет обычным прозябанием. Также Дмитрий Сергеевич настаивает на том, что у каждого человека должны быть в жизни принципы. Удобнее будет записать их где-то. Также он советует вести дневник, но никому его не показывать. Основное правило для разумного человека – это прожить жизнь так, чтобы потом не было стыдно. Для того чтобы быть таким человеком, надо будет потрудиться. Великодушие, доброта, правдивость и честность – неотъемлемые качества для каждого. Также очень важно отказывать себе в мелких удовольствиях для большого результата или в больших искушениях, которые могут и вовсе изменить жизнь. Важным умением является возможность понимать и признавать свои ошибки.

Самооценка и цели

Как мы уже знаем, Дмитрий Лихачев «Письма о добром и прекрасном» писал для молодых незрелых душ. Шестое письмо посвящено сложному вопросу о целях и самооценки. Многие молодые люди запутываются в стереотипах общества и не могут среди них отыскать себя. Автор опровергает мысль о том, что надо жить аскетом, не заботиться о себе и лишать себя мелких радостей. Вовсе нет! Он лишь говорит о том, что должна быть высокая цель, которая может заключаться в том, чтобы достойно прожить жизнь. Более того, если человек выбрал своей целью добро, то разве могут его постичь непреодолимые неудачи? В мире нужно больше отдавать, чем получать — только тогда можно испытать настоящую и длительную радость. Получение приносит лишь кратковременное удовольствие, которое с каждым разом уменьшается, и человеку хочется большего. Такая позиция уничтожает духовность изнутри. Выбирая духовность, человек будет защищен от множества огорчений и разочарований.

Письма к молодым читателям

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.
Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Обиды

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» написал настолько талантливо, что их в пору читать даже взрослым людям. Многие главы содержат в себе очень много того, что некоторые понимают только спустя годы. Письмо девятое, которое называется «Когда стоит обижаться?», поможет многим людям решить свою проблему. Здесь автор рассуждает об обидчивости. Он считает, что есть только две причины такого поведения: недостаток ума или наличие комплексов. Что же делать с обидчивым человеком? Желательно вести себя с ним более внимательно, ведь на самом деле обидчивость – это такая черта характера, которая и её владельцу приносит много огорчений.

На вопрос же о том, когда следует обижаться, Дмитрий Сергеевич даёт просто блистательный ответ, который нужно зазубрить, как золотое правило: обижаться следует только тогда, когда вас намеренно хотят обидеть. Даже в таком случае стоит ещё подумать прежде, чем опуститься до обиды. Если же человек просто что-то забыл или оказался невнимателен, лучше простить ему это, ведь целью не было вас задеть. В таком случае следует понимать, что это могут быть издержки возраста или ещё чего-либо.

Нравственные вершины

Книга Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» полна очень верных, мудрых мыслей. В главе о нравственных устоях он затрагивает важную тему о том, как можно о чем-либо судить. К примеру, город или парк мы судим по тому, что в нем есть самого лучшего и красивого. Точно так же оценивается искусство, которое мы составляем только из лучших экземпляров. Тогда как же можно что-то сказать о человеке по его дурному деянию? Будет справедливо судить его по лучшим поступкам, а не по недостаткам. Нравственные устои определяют многое. Они показывают то, насколько высоко человек поднялся или низко пал. Изьяны есть у всех, но высокие побуждения определяют наш дух. Самое главное – это идеалы, которыми человек живет, которым следует. Даже самолёт во время полета не опирается на воздух, а стремится вверх и как бы «подсасывается» к небу.

Дмитрий Лихачев — Письма о добром и прекрасном

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью – об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Письмо первое

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Письмо второе

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Письмо третье

САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Любите читать!

Как вам краткое содержание? «Письма о добром и прекрасном» (Лихачев Дмитрий) содержат также главу о важности чтения в жизни личности. Любовь к книгам – это личная черта характера автора. Он делает огромный акцент на том, какую роль играют книги в жизни человека. «Письма о добром и прекрасном» Лихачев Дмитрий написал после того, как сам прочитал невероятное количество книг. Безмолвные учителя позволяют проживать несколько жизней сразу, окунаться с головой в другой мир, примерять на себя разные маски. Это очень необходимое умение, которое развивает человека всесторонне.

Также автор делает особенный акцент на том, что каждый человек должен намеренно заботиться об уровне своего интеллектуального развития. Это не только позволит оставаться интересным собеседником, но также наполнит повседневную жизнь и духовный мир. Литература способна обогатить человека огромным жизненным опытом, который просто невозможно получить за одну жизнь. Также Дмитрий Сергеевич говорит о том, что важно читать медленно и вдумываться в слова, а не просто пробегать их глазами. Он понимает важность чтения современной литературы, ведь классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. При этом очень важно изучать и её, чтобы понимать вечные ценности.

Письмо четвертое Самая большая ценность – жизнь

«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного” воздуха».

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Следует хорошенько «выдохнуть» все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, не говоря уже – в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово – «сфера». Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. «Расширять пределы жизни» – не годится для выражения моей мысли по той же причине. «Расширять горизонты жизни» – это уже лучше, но все же что-то не то. Максимилиан Волошин любил хорошее слово – «окоём». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Последнее письмо

Вот и подходит к концу наше краткое содержание. «Письма о добром и прекрасном» заканчивается последним письмом о доброте. В этой главе автор подводит некоторый итог. Он говорит о том, что целью написания книги было не поучение кого-либо, а осмысление собственного опыта. Он уделяет большое внимание тому, что намного проще учиться самому, когда обучаешь кого-то. Кроме того, он не называет себя истиной в первой инстанции. «Письма о добром и прекрасном» Лихачев Дмитрий задумывал не только как книгу для других, но и как пособие для себя, на котором он сам сможет вырасти.

Эта глава посвящена и следу в жизни. Если жить только бытовыми делами, то после вас ничего не останется. Надо уметь делать добро другим, ведь это так просто, а как сильно наполняет внутренний мир человека! «Письма о добром и прекрасном», краткое содержание которых мы рассмотрели, обязательны к прочтению для каждого человека. Эту книгу необходимо читать в любом возрасте, она совершенно точно принесёт пользу. Вот и подошло к концу краткое содержание. «Письма о добром и прекрасном» — это прекрасный путеводитель по жизни, написанный талантливым Д. С. Лихачёвым!

Письмо второе Молодость – вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь – помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!

Эпиграф к уроку:

«Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек…»
(Д.С.Лихачёв)

Цели урока: знакомство с публицистическим очерком Д.С.Лихачёва «Земля родная»; развитие умений вдумчиво читать, анализировать произведения, делать выводы и создавать собственные тексты; воспитывать чувство уважения к истории и культуре Отечества.

Оборудование: презентация «Земля родная» Д.С.Лихачёва как духовное напутствие молодёжи»; электронная доска; распечатки глав очерка.

Методические приёмы: беседа по вопросам; анализ отдельных глав очерка; обсуждение домашних конспектов; выступления учащихся с сообщениями.

Ход урока

I. Организационный момент. Целеполагание.

  • Приветствие класса. Коллективное формулирование темы урока.
  • Целеполагание.
  • Определение задач на урок:

II. Актуализация опорных знаний

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. В каком году написано произведение «Земля родная»? (1983 год)
  2. Определите жанр этого труда Д.С.Лихачёва. (Публицистический очерк)
  3. Что позволило отнести это произведение к публицистике? (Автор размышляет о разных сферах нашей жизни – взаимоотношениях, патриотизме, истинных ценностях, духовности и увлеченности своим делом.)

III. Изучение нового материала

1. «От автора»: объяснение смысла названия очерка и идеи произведения.

Как автор объясняет смысл названия очерка? («Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах»)

В чём, по мнению автора, состоит идея всех разделов книги «Земля родная»? («Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Это идея всех разделов моей книги. О многом я пишу по-разному, в разных жанрах, в различной манере, даже на разном читательском уровне. Но все, о чем я пишу, я стремлюсь связать единой идеей любви к своей земле, к своей земле, к своей Земле…»)

2. «Слово к молодым» (беседа по домашним конспектам раздела).

Как автор определяет роль самого человека в собственной жизни? («Очень многое в том, чего человек достигает в жизни, какое он занимает в ней положение, что приносит другим и получает для себя, – зависит от него самого. Удача не приходит случайно. Она зависит от того, что человек считает в жизни удачей, как он сам себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая, наконец, цель у него в жизни.»)

Какие цели советует Д.С.Лихачёв ставить перед собой? («У каждого человека, помимо небольших и «временных» личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель, и тогда риск неудач будет сведен до минимума. Если вы поставили себе надличностную цель, предположим, самую общую: приносить как можно больше пользы людям? Какие здесь «роковые» неудачи могут вам помешать выполнить эту свою большую жизненную задачу? К выполнению ее можно стремиться в любых обстоятельствах, а неудачи? «Нулевой результат», и только в отдельных случаях… Но в целом успех вам будет сопутствовать – успех и признание окружающих. И если в достижении этой задачи вам будет сопутствовать личный успех, то и счастье вам будет обеспечено.»)

Найдите и зачитайте рассуждения автора о любви. В чём смысл этих рассуждений? («В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу – классным товарищам и подругам; к своему селу или городу. Еще одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач.»)

Как автор определяет патриотизм и национализм? Почему они несовместимы?

  • Однако патриотизм не следует смешивать с национализмом. Патриотизм – это любовь к своему народу. Национализм – это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам. По-настоящему, если вы вдумаетесь в то, что я сказал, – одно несовместимо с другим.
  • Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое.
  • Надо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, и все культуры прошлого.
  • Надо развить в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного и ценного.

3. «Об интеллигентности»: выборочное чтение и обсуждение главы.

Каково отношение автора к интеллигентности? Как он определяет интеллигентность? (Лихачев придает большое значение интеллигентности, считая, что она является основой для жизни в обществе. Интеллигентность заключается в добродушии, порядочности, умении жить в социуме, полностью отдавать себя любимому делу)

Как вы понимаете фрагмент главы: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)?

В чём заключается «социальный долг» любого человека? («Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры» [От лат. aura (дуновение ветерка)] доброжелательности вокруг него и к нему (обращенной к нему.»)

4. «Большое в малом» (беседа по вопросам).

Какова роль молодости в жизни человека? («В молодости формируется не только человек — формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость»)

Найдите в тексте и зачитайте авторские напутствия, касающиеся отношению к молодости. В чём их смысл? («Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.»)

Как автор объясняет смысл поговорки «Береги честь смолоду»? («И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно. Наша молодость — это и наша старость.»)

Какие задачи сформулировал Д.С.Лихачёв для молодёжи? (По мнению академика, одна из важнейших задач для каждого – правильное отношение к старшему поколению, накопленному ими опыту, знаниям, тому, что они сумели сделать для будущего. Задача молодых – сохранить всё достояние, передать будущему поколению. Основа для будущей благополучной жизни – молодые годы. Именно тогда закладывается фундамент для последующих лет. Важно в это время закалить свой характер, обзавестись друзьями и единомышленниками, найти дело всей своей жизни.)

5. «Искусство открывает нам большой мир!»

В чём величайшая ценность русской культуры? («Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в ее мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Именно поэтому русская культура смогла смело освоить, органически включить в себя начала греческие, скандинавские, угро-финские, тюркские и т. д. Русская культура — открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая»)

Что пишет Д.С.Лихачёв о любви ко всему русскому? Зачитаем фрагмент текста и порассуждаем о его сути. («Будем любить все русское, исконно русское, будем любить, скажем, Вологду и фрески1 Дионисия, но будем неустанно учиться ценить и то, что давала и будет еще давать мировая прогрессивная культура и что таится нового в нас самих. Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли…»)

Какие достоинства русской культуры и искусства называет автор? Какова их роль в развитии творческой личности? («За разнообразие, богатство, сложность, «гостеприимство», широту и интернационализм нашей… культуры и искусства будем ценить и уважать то прекрасное дело, которое делают картинные галереи, знакомя нас с разным искусством, развивая наш вкус, нашу духовную восприимчивость…»).

Как вы понимаете смысл цитаты: «Понимать математику – надо учиться. Понимать музыку – надо учиться. Понимать живопись – тоже надо учиться!..»? (Пониманию искусства нужно учиться…)

6. «Учиться понимать»

«Искусство есть беседа…»

«Мне нравится слово, которым любил пользоваться, говоря о творчестве, Михаил Светлов: беседа. Искусство – это и есть, наверное, беседа: с людьми, с самим собой, со своей совестью и совестью мира, времени… Порой предмет беседы отвлеченно-вечен: любовь мужчины к женщине, просто некоего мужчины к некоей женщине…»

«О публицистичности искусства»

«Порой же беседа превращается в спор, нервическую полемику, стимулируемую острой и капризной, все время пульсирующей злободневностью. И тогда проявляются черты заостренной публицистичности искусства»

7. «Учиться говорить и писать»

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, – качеств человека, который пользуется языком народа.

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.

Как научиться красиво и правильно говорить? («Если научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращая внимание на речь свою и других, записывая иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела…»)

Как научиться писать? («Чтобы научиться писать, – надо писать, писать письма, дневники. (Дневники следует вести с юных лет, потом они будут вам просто интересны, а в момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили). Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде…»

8. Заключительное слово учителя.

Как вы понимаете выражение «экология культуры»? («Что мы называем экологией? Это наука о сохранности окружающего мира. А культура способна защитить человека от безнравственности, агрессии, лжи.»)

Д.С.Лихачёв призывает беречь памятники культуры: «Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле. Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком, и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.

IV. Рефлексия

  • О чём размышляет Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своём очерке?
  • Какова идея очерка «Земля родная»?
  • Каким вам представляется автор как человек и гражданин?
  • Что нового вы узнали на уроке?

V. Домашнее задание

  • написать сочинение на тему «Какие мысли и рассуждения автора очерка «Земля родная» мне близки и почему?»
  • устно ответить на вопрос: «Каковы особенности творческой манеры Лихачёва-публициста?»

  • Рассказ о луи брайле
  • Рассказ о листе клена
  • Рассказ о лидере советского государства н с хрущеве и эпохе его правления
  • Рассказ о лисичкином хлебе автор
  • Рассказ о липе 2 класс