Рассказ о лицейском периоде жизни пушкина

Автор на чтение 14 мин. опубликовано 08.02.2021 когда александру пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать

На чтение 14 мин. Опубликовано

Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали».

В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.

На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.

Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели. Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.

Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.

В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.

Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый поэт Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.

Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.

Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.

Лицейские годы Пушкина стали началом его творческой знаменитости. Именно здесь писатель заслужил уважение «первого русского поэта» Г. Р. Державина, а также похвалу других известных в те времена поэтов и писателей. Годы обучения в лицее, в котором А. С. Пушкин обрел настоящих друзей, навсегда запомнились писателю. Данный материал, который расскажет кратко о лицейских годах Пушкина, поможет при подготовке к уроку литературы в 5 классе.

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.

Дружеские связи

Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.

Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.

Kartina-Repina-300x170.jpg

Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.

Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.

В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата. Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви « К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение- главная тема которого дружба.

Поступление

Александр Сергеевич Пушкин в 12 лет поступил в Царскосельский лицей под Петербургом. В этом ему помог его дядя по отцу (Василий Львович Пушкин).

Именно дядя привез его в Санкт-Петербург и похлопотал, чтобы племянника взяли в новое учебное заведение.

Александр успешно сдал экзамены (12 августа 1811 года) и был зачислен в лицей.

Когда началась учеба

Торжественное открытие учебного года состоялось 19 октября 1811 года. На мероприятии присутствовал сам император.

Комнаты учеников

Каждому ученику при поступлении был присвоен номер, который соответствовал номеру его комнаты (у Пушкина был №14).

Комнаты у всех учеников были обставлены одинаково:

  • кровать,
  • письменный стол,
  • один стул,
  • комод,
  • умывальник.

Обстановка была довольно скромной, позже Пушкин будет называть свою комнату «келья».

Форма

Лицеистам выдали специальную лицейскую форму.

Это был однобортный темно-синий мундир с красным воротником и красными отворотами на рукавах. Специально для каждого были пошиты брюки. Обувью служили ботфорты (высокие сапоги).

Распорядок дня

Весь день у лицеистов был тщательно распланирован:

  • 6 утра — подъем, сборы, молитва;
  • 7 — 9 — уроки;
  • 9 — 10 — завтрак;
  • 10 — 12 — уроки;
  • 12 — 13 — прогулка;
  • 13 — 14 — обед;
  • 14 — 17 — уроки;
  • 17 — 18 — полдник и прогулка;
  • 18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
  • 20:30 — ужин;
  • 22 — вечерняя молитва, сон.

Надзиратели

За учениками и их поведением постоянно следили надзиратели. Мальчишкам не разрешалось бегать, играть и сильно шуметь во время нахождения в здании лицея. Исключением могла стать только прогулка.

Даже по ночам за учениками следили: двери в комнаты учеников не были сплошными, в них были сделаны специальные окна, чтобы надзиратели могли в любое время наблюдать за учениками.

Какие предметы преподавались

За 6 лет ученики изучили следующие предметы:

  • закон Божий,
  • русский язык,
  • латинский язык,
  • французский язык,
  • немецкий язык,
  • логика,
  • нравственность,
  • математика,
  • география,
  • история,
  • чистописание,
  • фехтование,
  • рисование,
  • верховая езда,
  • танцы,
  • плавание.

Какие предметы Пушкин любил, а какие нет

Александр Пушкин любил русский язык и словесность, латинский язык, французский язык, фехтование. По ним имел хорошие отметки.

Не любил: немецкий язык (слишком грубый), математику и логику. По ним получал плохие отметки.

Лучшие друзья Пушкина

Лучшими друзьями Пушкина по лицею являлись:

  • Пущин,
  • Дельвиг,
  • Кюхельбекер,
  • Малиновский.

Хотя он хорошо общался со многими сокурсниками. Про многих написал стихи.

Война с Наполеоном

Война с Наполеоном длилась с 24 июня по 14 декабря 1812 года. Пушкин застал ее в Царскосельском лицее.

За это время ему и его товарищам пришлось перенести массу событий:

  • сборы войск на войну,
  • сожжение Москвы,
  • приближение вражеских войск к Петербургу,
  • переживания за родных и близких, которые жили в Москве,
  • срочная подготовка к эвакуации.

Все эти события произвели огромное впечатление на молодого поэта и его друзей. В это время все они стали взрослее.

Пушкин напишет о войне несколько стихотворений.

Первая публикация поэта

В 1814 году Александр Пушкин отправил свое стихотворение «К другу стихотворцу» в большой журнал «Вестник Европы».

Стихотворение опубликовали под псевдонимом «Александр НКШП». Это был большой успех для молодого поэта.

Выступление на публичном экзамене

8 января 1815 года Пушкин выступил со своим стихотворением «Воспоминания в Царском селе» на торжественном публичном экзамене.

В числе слушателей был известный литератор Державин, которого стихи молодого поэта очень впечатлили. Он даже хотел обнять Пушкина, но тот в смущении убежал.

Это стало еще одним триумфом успеха начинающего поэта.

Вступление в Арзамас

Благодаря своим литературным успехам Александра приняли в литературное сообщество Арзамас, в котором состояли такие поэты как Карамзин, а также дядя — Василий Львович.

Как повлияла учеба в лицее на Пушкина

Жизнь в лицее благотворно повлияла на творчество молодого поэта. Именно здесь он получил поддержку единомышленников — его друзей-лицеистов, многие из которых тоже писали стихи.

Именно тут он смог раскрыть свой талант. А благодаря постоянной работе над стихами, он только усилил свои литературные способности.

Выпуск из лицея

9 июня 1817 года состоялась официальная церемония прощания с выпускниками. Пушкин получил чин Х класса (10-го класса).

Через три дня вышел приказ о его назначении чиновником в Коллегию иностранных дел.

После выпуска

После окончания лицея друзья не забывали друг друга. Они регулярно устраивали встречи. А также поддерживали связь.

Пушкин вспоминал про лицейские годы как самое лучшее и беззаботное время.

Сообщение «Лицейские годы Пушкина» кратко поможет Вам подготовиться к занятию и узнать, как учился великий поэт.

«Лицейские годы Пушкина» краткое сообщение

Когда будущему литературному гению исполнилось 11 лет, пришла пора родителям отдавать ребенка в учебное заведение. В 1811 году открылось учебное заведение для дворян – Царскосельский Лицей. Так, в октябре дядя А.С. Пушкина отдал своего племянника в нее на обучение.

Ученикам преподавали не только учебные дисциплины, а целые науки. В здании была богатейшая библиотека. У каждого воспитанника было свое помещение. Семь часов в день отводилось на освоение наук, в остальное время дети гуляли, посещали игровые занятия и гимнастику. Оценок не было, вместо этого составлялся отзыв на воспитанника. Среди обязательных наук были иностранные языки, музыка, рисование.

Александр Пушкин быстро освоился в Лицее. Он прослыл подвижным и остроумным мальчиком, преданным товарищем, горячим в дружбе, проявил особый талант к писательству. В учебном заведении образовался дружеский, товарищеский кружок, в который кроме Пушкина вошли писавшие стихи Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, князь Горчаков, будущий русский канцлер Илличевский. Эти мечтательные, одаренные юноши проводили вместе время после занятий, читали стихи и повести друг другу, гуляли в Царскосельском парке, даже завели свой журнал. Его главой избрали усердного Пушкина.

В 1815 году, Александр Сергеевич прочитал на публичном экзамене свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». На слушаньях присутствовал поэт Державин, который дослушал произведение автора с особым восторгом. Державин так впечатлился стихом юного Пушкина, что часто вспоминал этот момент в беседах с друзьями.

Александр Сергеевич в 1817 году окончил обучение в Лицее, выйдя оттуда совершенно другим человеком с большим запасом навыков, сведений, знаний по латыни и русской литературе, немецкой риторике, истории и мифологии, математике, эстетике, российской поэзии и французской риторике.

Несмотря на то, что лицейская жизнь стала прекрасным прошлым, Александр Пушкин практически каждый год 19 октября (в день открытия Царскосельского Лицея) вспоминал о нем в беседах или звучных стихах.

Лицейские годы Пушкина интересные факты

  • Свое первое стихотворение Пушкин опубликовал во время обучения в Лицее. Его напечатали в журнале Вестник Европы летом 1914 года.
  • Особое внимание в учебном заведении уделялось воспитанию чувства собственного достоинства, благородства, долга. Телесные наказания строго запрещались.
  • За 6 лет обучения воспитанникам не позволялось покидать стены Лицея. Когда юношей посещали родители, то они сидели в общей зале или находились на общей прогулке.
  • Пушкина как поэта признали еще в лицейские годы. Творчество будущего литератора оценили Карамзин, Шишков, Жуковский, Батюшков и Вяземский.
  • Барон Модест Корф говорил, что во время учебы у них не было свободы передвижения, комнаты походили на камеры, а за провинности могли наказать стоянием на коленях. Так, Александр Сергеевич однажды так стоял 2 недели за утренними и вечерними молитвами.

Надеемся, что из этого сообщения Вы узнали, как учился Пушкин. А свой краткий рассказ о лицейских годах Пушкина Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Используемые источники:

  • https://detskiychas.ru/school/pushkin/pushkin_v_litsee/
  • https://obrazovaka.ru/essay/pushkin/liceyskie-gody-pushkina.html
  • https://poetpushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/litsejskie-gody.html
  • http://hronika.su/pushkin-v-licee-kratkiy-doklad/
  • https://kratkoe.com/litseyskie-godyi-pushkina-kratkoe-soobshhenie/

При изучении темы “А.С.Пушкин” в 5 классе я
сочла уместным подробнее остановиться на
лицейском периоде жизни поэта, т.к. один из
учеников класса побывал летом в Санкт-Петербурге
и принес фотографии, сделанные им во время
экскурсии в г. Пушкин в Лицее. Вместе с ним мы
оформили материал так, чтобы остальные дети
смогли совершить заочное путешествие. Мы живем
далеко в сибирской глубинке, тем ценнее для нас
всех выезды детей и взрослых на “большую землю”,
приобщение к культуре нашей страны, знакомство с
другими государствами.

Цель: обобщить и пополнить знания
учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
совершить заочную экскурсию по Лицею.

Задачи:

  • выяснить уровень знания учащимися биографии
    Пушкина;
  • выявить влияние семьи на воспитание юного
    Пушкина;
  • совершить виртуальную экскурсию в
    Царскосельский Лицей;
  • развивать образное мышление, поощрять
    творческие способности;
  • развивать умение работать вместе, умение
    слушать и высказываться;
  • воспитывать любовь к поэтическому слову.

Оборудование:

  • Подборка иллюстраций на тему “Семья Пушкиных”.
  • Интерактивная доска, мультимедиапроектор,
    компьютер.
  • О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина.
  • Ватман, маркеры.
  • Учебник литературы за 5 кл.

Авторский медиапродукт: презентация
из 21 слайда.

Среда: программа Microsoft Power Point, редактор
Microsoft Word.

Ход урока

Ребята, как только вы вошли в класс и увидели на
доске портрет, вы сразу поняли, о ком мы сегодня
будем говорить. Это не первая ваша встреча с
Пушкиным. Вы уже читали сказки и стихи великого
поэта, некоторые знакомы с его повестями и
поэмами, немало знаете наизусть. Давайте
вспомним названия произведений А.С.Пушкина и
сами произведения или отрывки, или строчки.

Я рада, что вы так много вспомнили произведений
и хорошо прочитали их. А что вы знаете о жизни
поэта? Предлагаю вам разделиться на 2 группы и
поработать над этим вопросом; на ватмане вокруг
портрета А.С.Пушкина записать все, что вы знаете,
слышали (или даже предполагаете) из биографии
поэта.

(2 группы учеников объединяют столы и начинают
самостоятельно работать. Затем первая группа
магнитами прикрепляет готовую работу на доску,
делегирует одного ученика, который, по ее мнению,
сможет связно рассказать. Вторая группа слушает,
вывешивает свою работу, дополняет рассказ новыми
сведениями. После этого дети оценивают работы
друг друга: оформление, рассказ, задают вопросы,
если какие-то факты вызвали сомнение).

Ребята, вы хорошо поработали. Скажите, много вы
знаете из биографии Пушкина? Что бы вам хотелось
еще узнать?

Ученики:

— Была ли у него жена и дети?

— Почему и кто его убил на дуэли?

— Каким было детство поэта?

— Были у него друзья?

— Как Пушкин учился?

— Где он работал?

Вы задали много вопросов. На часть из них вам
ответит учебник (стр.87-88). Прочитайте статью
учебника, дополните или исправьте свои работы на
ватмане.

(Ученики работают в группах, вносят дополнения
и исправления; затем снова проговаривают свой
рассказ).

А теперь сделайте обобщение, как повлияло
семейное воспитание на будущего поэта.

Ребята, вы знаете, что Саша Копанев вместе с
бабушкой летом ездил в город Санкт-Петербург,
ходил на разные экскурсии и побывал в Лицее, где
учился будущий великий поэт. Саша принес свои
фотографии, и мы с ним сделали презентацию к
нашему уроку, которую Саша назвал “У Пушкина в
Лицее”. Мы с вами тоже сможем совершить
экскурсию в знаменитый Царскосельский Лицей.
Саша будет мне помогать, будет комментировать
фотографии и, по возможности, отвечать на ваши
вопросы.

Заочная экскурсия:

Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители
задумались о продолжении его образования. Как
раз в это время в Петербурге Император Александр
I открывал Лицей для подготовки молодых людей из
лучших дворянских семей к государственной
службе. Однако семья Пушкиных в то время была
далеко не богата и не знатна. Родители обратились
за помощью к одному своему знакомому, очень
влиятельному человеку, чтобы тот помог устроить
сына в Лицей.

В июне 1811 года дядя Пушкина, Василий Львович,
привез племянника на вступительные экзамены.
Выдержав испытания, Александр Пушкин в числе 30
воспитанников был принят в Лицей.

Вы видите на слайде (№ 3) фотографию здания
Лицея. Лицей располагался в Царском Селе под
Петербургом в здании царского дворца, которое
специально перепланировали. Здание 4-ехэтажное. В
Лицее теперь музей, об этом говорит следующий
слайд (№ 4).

19 октября 1811 года в торжественной обстановке
состоялось открытие Лицея. Присутствовал сам
Александр 1, его семья, министры и высшее
духовенство.

Лицей был задуман как образцовое учебное
заведение закрытого типа. Воспитанники
проводили в нем безвыходно 6 лет. Образование
приравнивалось к университетскому. Что не было
характерно для учебных заведений России 18-
начала 19 века, так это запрет в Лицее телесных
наказаний, а также проживание не в общей казарме,
а в отдельной комнатке, которую лицеисты
прозвали кельей. Александра Пушкина поселили в
комнату № 14 на 4 этаже. Посмотрите, какова
обстановка в комнате. И такими были все комнаты
лицеистов (№ 5). Как вы думаете, почему?

В Лицее было строгое расписание дня. На учение в
день отводилось 7 часов. Остальное время
посвящалось прогулкам, играм, гимнастике.
Посмотрим внимательно распорядок дня лицеистов
(№ 6). Что вы о нем скажете?

Лицейская библиотека выписывала всю периодическую
печать
(это что?). Лицеисты были в курсе
общественных и литературных событий. Посмотрите,
как много шкафов с книгами и журналами (№ 7). Зачем
нужны были такие затраты?

Занятия проходили в специальных учебных
классах. Рассмотрим один из них (№ 8).

Оценки лицеистам ставили не в баллах.
Профессора давали подробные письменные отзывы.
Например, вот такие (№ 9).

Отдыхали лицеисты в зале, где можно было
музицировать, рисовать, читать (№ 10).

А вот некоторые сохранившиеся рисунки (№ 11).

В ухоженных Царскосельских садах было не
только красиво. В них было много исторических
памятников. На одной из колонн юный Пушкин
прочитал высеченное имя своего предка — Ивана
Абрамовича Ганнибала. Каждый из лицеистов
чувствовал себя сыном своей Родины.

В 1812 году (что это за событие?) гвардейцы уходили
на защиту государя и Отечества мимо Лицея, и
лицеисты выбегали из классов, провожали воинов
молитвой, обнимали знакомых, плакали. Позднее
Пушкин напишет:

Вы помните: текла за ратью рать.
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… (“19 октября 1836 года”)

Мальчики, жившие много лет уединенно,
сдружились меж собой. Особый лицейский дух витал
вокруг, лицейская дружба тоже стала особенной.
Все годы Пушкин прожил рядом с Иваном Пущиным,
Жанно, которому посвятил стихотворение “Мой
первый друг, мой друг бесценный…”. Пройдет много
лет, и именно Пущин не побоится навестить в
ссылке своего друга. Вот они, закадычные друзья
Пушкина: Антон Дельвиг (Тося), Вильгельм
Кюхельбекер (Кюхля), Иван Пущин (Жанно) и сам
Пушкин (№ 12-15). В свободное от учебы время
лицеисты занимались литературными играми,
например, коллективным сочинением сказок: один
начинал, второй подхватывал, третий придумывал
финал.

Каждый учебный год заканчивался экзаменами.
Они проходили вот в этом зале (№ 16). В конце
третьего года обучения Пушкин получил задание к
экзамену по словесности сочинить и прочитать оду
(что вы помните об оде?). На экзамене
присутствовал метр русской литературы,
непревзойденный мастер одического жанра Гавриил
Романович Державин. Пушкин очень волновался в
присутствии знаменитого поэта, не помня себя, он
дочитал стихотворение и убежал. “Державин был в
восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять…
Меня искали, но не нашли”,- вспоминал Пушкин ( №
17).

Лицеисты, как и обычные мальчики, любили шумные
игры, шутки над товарищами и учителями.
Посмотрите карикатуру одного из лицеистов (№ 18).

Именно в лицейское время в стихотворениях
Пушкина появляются первые женские образы,
светлый образ любви. В 1815 году юный поэт влюбился
в сестру одного лицеиста — Екатерину Бакунину. В
своем дневнике он пишет: “Я счастлив был! …я был
счастлив 5 минут”. Вот ее карандашный портрет (№
19).

В 1817 году состоялся первый выпуск
воспитанников Лицея. Вот выписки из
свидетельства об окончании Лицея Пушкиным (№ 20).

Очень скоро начнется новый этап в жизни
А.С.Пушкина. Но об этом мы узнаем позже. Не будем
торопить время. А для любопытных и
любознательных есть много способов узнать
подробнее жизнь великого русского поэта —
солнца русской поэзии. Дерзайте! Обернемся еще
раз в лицейском коридоре – вдруг из свой комнаты
выйдет Александр Пушкин? (№ 21).

Что скажете, ребята, о нашей виртуальной
экскурсии?

Чем мы занимались на уроке? Дайте оценку своей
работы и участия одноклассников

Домашнее задание: прочитать
стихотворение А.С.Пушкина “Няне”; отрывок “У
Лукоморья дуб зелёный…” из поэмы “Руслан и
Людмила”, начать заучивание его наизусть.

Литература.

1. И.С.Збарский. Лицей в жизни А.С.Пушкина.//
Начальная школа, 1999, № 6.

2. В.Озерова, Т.Навроцкая,В.Златников. Лицейский
вечер в школе.//Литература в школе, 1995, № 106.

3. Ю.В.Лебедев. Литература, 10 кл: учебник для
общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение,
2011.

4. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
Литература, 5 кл.: учебник для
общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение,
2009.

5. А.И.Минкина. Пушкин. Серия “Семья художника”.
Альбом. — Ленинград, Изокомбинат “Художник
РСФСР”, 1989.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 141. 

Маленькие и большие секреты страны Литературии

УКМ «Перспектива»

Смотри также:

5. Подготовьтесь к конференции на тему «Чистые родники русской классики»

Найдите портреты русских писателей и поэтов.

Коллаж портретов русских писателей можно посмотреть в конце статьи.

Составьте краткий рассказ о жизни и творчестве полюбившегося писателя.

Краткий рассказ о жизни и творчестве Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в своём имении Ясная поляна. Он был четвёртым ребёнком в семье.

Будущий писатель рано осиротел. Ему не было 3 лет, когда умерла мать, а когда мальчику было 9 лет, умер и отец.

Семья переселилась в Казань, где Лев поступил в Императорский университет, который так и не закончил.

В 1847 году Толстой возвращается в Ясную поляну, а позже переезжает в Москву. 

Важной вехой его биографии стала служба на Кавказе, которая подарила писателю множество ценнейших наблюдений. Он участвовал во многих сражениях, а когда началась Крымская война, отправился в Дунайскую армию.

Свои впечатления писатель выразил в «Севастопольских рассказах».

За храбрость писатель получил несколько орденов и медалей.

Оставив военную службу, писатель много путешествует по Европе. А потом сосредотачивается на литературной деятельности.

Одновременно Толстой занимается вопросами народного образования. Он устраивает в Ясной поляне школу, пишет «Азбуку» состоящую из множества поучительных рассказов и басен для детей.

Вершиной творчества писателя стал выход в 1873 году романа «Война и Мир». Позже появляются не менее известные его произведения «Анна Каренина» и «Воскресенье». Они закрепили за Толстым звание лидера отечественной и мировой литературы.

В конце жизни Толстой занялся проповедничеством. Он стал вегетарианцем, занимался физическим трудом, раздал большую часть своего состояния. Он помогал голодным и критиковал православную церковь, за что был отлучён.

7 ноября 1910 года великого писателя не стало.

Краткий рассказ о жизни и творчестве Александра Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье.

Детство писателя большей частью прошло в имении Захарово. Он рос мечтательным, малоподвижным ребёнком.

Всё изменилось, когда в 1811 году Пушкин отправляется учиться в Царскосельский лицей. Там он находит верных друзей и талантливых педагогов, которые помогли поэту выбрать правильный путь в жизни.

В лицее появляются первые стихотворения Пушкина, которые высоко оценил Гавриил Державин, светило русской поэзии.

После окончания лицея, Пушкин остается в Петербурге, поступает на службу, но все силы бросает на творческую деятельность.

Его острые стихотворные произведения приводят к конфликту поэта с властью, и Пушкина несколько раз ссылают. Сперва в Кишинёв, откуда поэт поехал на Кавказ через Крым. Потом в Михайловское, имение семьи Пушкиных.

Во время ссылок поэт не прекращал литературной деятельности. На юге были написаны «Бахчисарайский фонтан» и «Руслан и Людмила». В Михайловском писался «Евгений Онегин».

В начале 1830-х годов поэт увлекается народными сказками и пишет несколько стихотворных сказок, в которых легко угадываются народные мотивы.

Он живет в имении Болдино и много работает. Этот период жизни поэта стал самым продуктивным в его творческой деятельности. В Болдино были написаны многие прекрасные стихотворения, «Медный всадник», «Пиковая дама», и многие сказки.

Умер Александр Сергеевич Пушкин очень рано. Он погиб на дуэли 10 февраля 1837 года. Ему было всего 37 лет.

Краткий рассказ о жизни и творчестве Михаила Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. В детстве он много болел, а его образованием и лечением занималась строгая и властная бабушка. 

В 16 лет Лермонтов поступил в Московский университет, но отучился там всего два года. После этого Лермонтов переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков.

Там он начал писать свои первые стихотворения, в том числе ставший знаменитым «Парус».

Когда в 1837 году Лермонтов услышал о смерти Пушкина, он написал гневное стихотворение «На смерть поэта», вызвавшее сильное недовольство властей. Лермонтова арестовали и сослали на Кавказ.

Он пробыл на Кавказе всего несколько месяцев, но полюбил горы. Там поэт начал писать поэмы «Мцыри» и «Демон».

Спустя несколько месяцев Лермонтов возвращается в столицу, но через два года его вновь отправляют на Кавказ. На этот раз после незаконной дуэли.

Именно там Лермонтов начинает работу над романом «Герой нашего времени», ставшим вершиной его литературного творчества.

Но 27 июля 1841 года Лермонтов погибает на очередной дуэли. Великому поэту было всего 26 лет.

Прочитайте наизусть запомнившиеся стихотворения.

Можно прочитать наизусть стихотворения Лермонтова «Утёс» и «Парус», Пушкина «Зимний вечер», Тютчева «Гонимы вешними лучами», Фета «Осень» и любые другие.

Кратко перескажите 2-3 прозаических произведения.

Пример пересказа полюбившихся произведений Льва Толстого можно посмотреть по ссылке.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

Старик жил в ветхой избушке со своей старухой. Из всего добра у них было только разбитое корыто.

Однажды старик поймал в море золотую рыбку, но пожалел её и отпустил, ничего не прося взамен.

Старуха отругала старика и отправила его к морю просить у рыбки новое корыто.

Но этим дело не ограничилось. Следом старуха потребовала новый дом, потом пожелала стать дворянкой.

С каждой просьбой золотая рыбка всё менее охотно помогала старику, а старуха всё нещаднее его угнетала.

Она стала царицей и захотела быть морской владычицей, чтобы властвовать над золотой рыбкой.

Этого рыбка не стерпела и ничего не ответила старику на последнюю просьбу. А когда тот вернулся назад, то увидел свою старую избушку и разбитое корыто, возле которого горько плакала старуха.

Сделайте выставку книг.

Список книг для выставки «Чистые родники русской классики»

  1. Пушкин А. «Сказки»
  2. Лермонтов М. «Бородино»
  3. Лермонтов М. » Стихотворения»
  4. Толстой Л. «Рассказы и сказки».
  5. Толстой Л. «Детство»
  6. Тютчев Ф. «Избранная лирика»
  7. Крылов И. «Басни»
  8. Некрасов Н. «Железная дорога».
  9. Одоевский В. «Мороз Иванович»
  10. Гарин-Михайловский Н. «Детство Тёмы»

1

Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

проанализировать стихотворения «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818);

— воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Тип урока: урок-анализ стихотворений.

Предметные: Знать: основные факты из жизни и творчества А.С. Пушкина; содержание стихотворений «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Понимать: философский смысл, свободолюбивый, патриотический, гуманистический пафос стихотворений; мысли и чувства автора. Уметь: выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений; строить аргументированные высказывания на основе прочитанного.

Метапредметные.Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Личностные. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

                                                                                                                                      Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 1 этап. Организационный

Обеспечивает организационное начало урока, психологически подготавливает и эмоционально настраивает учащихся на работу

Приветствуют учителя.

2 этап. Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся.

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

Актуализировать знания учащихся о поэте.

Рассказ о Петербургском периоде жизни А. С. Пушкина;

Выразительное чтение наизусть  стихотворения А.С.Пушкина «Пущину».

3 этап. Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему.

— Как вы понимаете слово « свободолюбивая»?

Ответы и мнения учеников.

Записывают в тетради число и тему урока.

4 этап. Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с личностью А.Пушкиным и его творчеством

Вступительное слово учителя о «сквозной теме», эволюции темы, свободолюбивой лирике.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластия, становится «святым провиденьем», когда сквозь её тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Подбирают близкие по смыслу слова к слову «свобода»

5 этап. Осознание и осмысление учебного материала.

  1. Работа с текстом  стихотворения «К Чаадаеву» .

Послание « К Чаадаеву» — яркий лирический «Символ веры» молодых «друзей вольности»

— Найдите в стихотворении признаки жанра послания.

— Как называет Пушкин Чаадаева? На какой основе выросла их дружба?

— Отметьте обращения лирического героя к другу, найдите слова, подчеркивающие единство мыслей автора и адресата. Каким чувством проникнуто обращение лирического героя к Чаадаеву? Как оно выражается?

— Какие характерные для декабристов мысли и чувства выражены в стихотворении?

-Проследите, как меняется интонация стихотворения от первых до последних строк. Как вы объясните эти изменения?

— Прочитайте выразительно стихотворение, показав эти изменения.

— Как понимается свобода в этом стихотворении? 

(Свобода – это «желанье», страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души.)

— Что возникает в финале стихотворения?

    (Образ будущего. Россия «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья».)

  2.   Работа с текстом оды «Вольность» (1817).

Ода «Вольность» написана вскоре после выхода из лицея. Созвучна оде Радищева, но ограниченна в политическом отношении. Ода «Вольность» провозглашает сочетание «вольности» с «мощными законами», основа «неправедной власти» — «сгущённая мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушкина либеральных идей Запада).

—  Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?

— Что, в отличие от произведений 18 века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чём это говорит?

— Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.

— Что является основой свободы по Пушкину?

— Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано?

— Каково настроение, чувство лирического героя?

— Какую роль играют в «Вольности» два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I?

— Чем заканчивается ода?

  1. Работа с текстом стихотворения «Деревня» (1819).

-Как построено стихотворение? На какие части его можно разделить?

— Какие картины встают перед вами при чтении первой части?

-почему так живописно слово поэта, нетороплива интонация?

— Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание?

— Можно ли считать революционным вопрос – призыв, заключённый в последней части?

— Как в стихотворении «работает» приём контраста?

Работа с текстом стихотворения

Отвечают на вопросы

Читают выразительно стихотворение

Отвечают и выражают свои мнения;

Записывают основные положения в тетрадь

Отвечают и выражают свои мнения;

Записывают основные положения в тетрадь

6 этап. Проверка уровня усвоения знаний и умений

 Учитель:  Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии

Таким образом, прочитав и проанализировав все эти стихотворения, мы видим эволюцию темы свободы и воли.

— Как вы понимаете значение слова « эволюция»?

Свобода – это точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни и отношений между людьми, общества и истории.

Свобода для него как абсолютная общечеловеческая ценность. Свобода – вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности.

Отвечают

Записывают основные мысли самостоятельно

7 этап. Домашнее задание 

1. Выучить наизусть послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву»

2. Подготовить устный ответ на тему «Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина».

3. Искать информацию по теме: «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина». 

8 этап. Рефлексия.

 Итог урока 

Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

— Удалось ли  достичь поставленной цели?

— Что получилось на уроке?

 -Над чем необходимо поработать?

Личностные – самооценка

Познавательные – построение

 речевого высказывания в устной форме

Регулятивные – адекватное восприятие  оценки учителя

Автор: Мамай Валентина Викторовна

Организация: ГОУЛНР «АСШ№24 им.Ю.М.Дейнеко»

Населенный пункт: г.Алчевск

Цели урока:

— продолжить знакомство с биографией А. С. Пушкина;

— способствовать выработке желания «найти» своего Пушкина;

— приобщить учащихся к теме лицейского братства в жизни поэта;

— проанализировать стихотворение, написанное в жанре послания «первому другу, другу бесценному»,

— вызвать желание читать и перечитывать Пушкина;

— пробудить интерес к более глубокому изучению творчества поэта;

— воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта.

Задачи урока:

1) обобщить знания учащихся о жизни поэта;

2) заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта, о его жизни после окончания лицея и о тайне смерти поэта;

3) донести до ребят образ поэта- товарища.

4) углубить и расширить приобретенные на уроках знания о личности А.С.Пушкина, его жизни и творчестве, показать величие поэта;

5) развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, творческие способности, навыки актерского мастерства, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли.

6) воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей Родины, к славным датам российской истории и культуры, любовь к литературе как к учебному предмету, способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Оборудование урока: экран для демонстрации слайдов, компьютер, учебники- хрестоматии для 6 класса, тетради, иллюстративно- демонстрационный материал к уроку, книжная выставка произведений А.С.Пушкина, репродукция фотографии памятника А.С. Пушкину в Москве.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся; анализ стихотворения.

Эпиграф к уроку:

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Проблемный вопрос: Почему А.С.Пушкина называют «солнцем» русской поэзии? (на доске).

Ход урока

Сообщение учителя. Жизнь А. С. Пушкина удивительна и многогранна.

(запись эпиграфа в тетрадь).

Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то новую страницу жизни Пушкина, больше читаем, узнаём о творчестве поэта, его окружении, его времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.

— Помните ли вы, как Пушкин вошёл в вашу жизнь?

(впечатления детей)

Учитель: Я просто уверена в том, что каждый из вас сможет назвать своё любимое произведение А. Пушкина.

— А что вы знаете о самом А. С. Пушкине? Давайте совершим путешествие в детство А. С. Пушкина и узнаем, кто повлиял на формирование будущего поэта, воспитал в нём эстетический и литературный вкус, привил любовь к «преданьям старины глубокой».

2. Сообщения учащихся.

Сообщение 1. В старом московском доме на Немецкой улице в Москве в 1799 г. в семье небогатых дворян Пушкиных родился сын Александр.

(Слайд- дом, в котором родился Пушкин)

Сейчас на этом месте стоит одна из московских школ, которая носит имя великого поэта. Детство поэта прошло в Москве, любовь к которой осталась навсегда, о ней он до конца своей жизни говорил с гордостью. У Пушкина была ещё старшая сестра и два младших брата, а ещё четыре брата и сестра умерли в младенчестве.

(Слайд- мать Пушкина)

Сообщение 2. Мать поэта Надежда Осиповна Ганнибал, внучка «арапа Петра Великого», Абрама Ганнибала. При всей живости характера умела владеть собой, всегда весёлая и беззаботная. Много занималась воспитанием детей, но относилась к ним равнодушно. Однако Пушкин беззаботно любил свою мать, хотя недолго пользовался нежностью материнской».

(Слайд- отец Пушкина)

Сообщение 3. Отец поэта — Сергей Львович Пушкин. За два года до рождения сына Александра оставил военную службу. В совершенстве владел французским языком, следил за отечественной литературой, писал стихи. Воспитанием детей не занимался. Отношения со старшим сыном Сашей только позже стали более тёплыми и родственными. Сергей Львович гордился славой своего сына и очень высоко ценил его талант.

(Слайд- прадед Пушкина)

Сообщение 4. Прадед А. С. Пушкина по материнской линии Абрам Петрович Ганнибал- знаменитый «арап Петра Великого». Он был сыном владетельного князька из Абиссинии. Ребёнком его привезли из Турции в Россию. Петр 1- крёстный отец. В течение нескольких лет Ганнибал неотлучно находился при особе государя. Пушкин хотел написать «полную биографию» своего прадеда, но сделать это ему не удалось.

Сообщение 5. Крестили будущего поэта в соборе Богоявления на Елоховской. В архиве церкви сохранилась книга, в которой есть запись о рождении А. Пушкина: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова, у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр».

(слайд- Пушкин маленький)

Учитель: Этот миниатюрный портрет Пушкина в возрасте двух- трёх лет написан маслом на овальной металлической пластинке размером 10х6 неизвестным художником.

Саша обладал неуравновешенным характером: то был задумчивым и рассеянным, часами мог просиживать в библиотеке отца, был живой, шаловливый ребёнок, поражавший родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и наблюдательным не по годам умом». Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года. А уже к восьми годам он прочитал большую часть книг из библиотеки отца. Есть «особый институт русского воспитания- бабушки- нянюшки», о котором всегда вспоминают с благодарностью. В творчестве Пушкина два человека сольются в один образ няни — бабушка по матери Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.

(Слайд- бабушка Пушкина-Мария Алексеевна)

Сообщение 6. Бабушка учила внука русской грамоте и чтению. На превосходном русском языке рассказывала она своему внуку и сказку, и о жизни знаменитого «арапа Петра Великого», его прадеда.

(Слайд- няня Пушкина-Арина Родионовна)

Арину Родионовну, крепостную Ганнибалов, когда-то взяли кормилицей к Ольге (сестре А.Пушкина), она прижилась в этом семействе и вынянчила всех детей. Когда ей дадут вольную, она откажется от неё. Няня дарила Пушкину русский мир через сказки, песни, волшебную старину. Она была прекрасной рассказчицей, знала народные поверья, украшала свою речь меткими пословицами. Так навсегда и останется рядом с Пушкиным няня в его стихах. Именно эти женщины стали дорогими для него с самого детства. Няне и бабушке посвящено несколько стихотворений А. С. Пушкина.

Учитель: 6 июня 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет, а 19 октября в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков стали лицеистами. Главным событием в жизни юного Пушкина, предопределившим весь его дальнейший путь, стало зачисление в Царскосельский Лицей, привилегированное учебное заведение для мальчиков из дворянских семей. Был среди них и Пушкин.

Лицей заменил Пушкину детство. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт.

Общительный, умевший ценить людей Пушкин имел много друзей. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей поэт приобрел в Лицее. Особенно близкие отношения у Пушкина установились с двенадцатью одноклассниками. Их имена поэт называет в своих стихах. Это И. Малиновский, М. Яковлев, Ф. Матюшкин, А Горчаков. Самыми любимыми и преданными друзьями Пушкины были Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер.

Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, было прекрасным и сохранилось на всю жизнь. Все, кто разделил с ним 6 лет учёбы, помнили своё «лицейское братство», хранили каждый по- своему верность мечтам юности, «лицейскому духу». Окончив Царскосельский Лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия Лицея.

Дружба лицеистов первого выпуска стала символом человеческой верности. За годы учения в Лицее Пушкиным написано около 120 стихотворений. Он уже осознаёт себя поэтом. Естественно, он был во главе литературного движения, сначала в стенах Лицея, потом и вне его.

Я думаю, что неслучайно в одном из лучших своих стихотворений поэт пишет: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Дружбой освящены — иначе не скажешь- вся его жизнь и поэзия. Вероятно, никто из русских поэтов не воспел дружбу так, как Пушкин. Тема дружбы проходит через всю лирику поэта. Этой теме посвящены: цикл стихотворений о лицейском братстве, который открывают «Воспоминания в Царском Селе», послания друзьям.

А вот приоткроем мы удивительную страницу в биографии поэта, познакомимся с теми, кто пронёс «святое братство» через года и остался верен Лицейской республике сегодня на мероприятии, посвященном дню открытия Царскосельского Лицея.

(слайд- И. И. Пущин)

«Мой первый друг…» называл Пушкин своего лицейского товарища Ивана Пущина. Через много лет, уже после смерти поэта Пущин напишет книгу «Записки о Пушкине». Вот отрывки из нее:

«Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством… Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропою; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Было около 8 часов утра. Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой небольшой комнате помещались кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами и проч. и проч. во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги.

(слайд- Пушкин в Михайловском)

Он как дитя был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании; им не было конца в неумолкаемой болтовне. Наружно он переменился, оброс только бакенбардами.

Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня…

Между тем время шло за полночь. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякал у крыльца, на часах ударило три. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг». Ворота скрыпнули за мною.

Сцена переменилась. Я осуждён: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было:

Мой первый друг, мой друг бесценный!..

5. Работа над выразительным чтением стихотворения «И. И. Пущину»

-Учитель читает стихотворение «И. И. Пущину».

(Слайд с определением слова «послание»)

Послание- произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.) По роду литературы – это небольшое лирическое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора.

В этом небольшом послании соединились через переживания поэта два события: приезд Пущина к опальному поэту в Михайловское и мысленная близость Пушкина к сосланному на каторгу лучшему другу. Дружба выше всех любых преград, она помогает принять жизненные трудности и преодолеть судьбу. В Сибири голос друга дарует утешение теперь уже Пущину, луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, ибо дружба сильнее тюремных замков и дальних расстояний.

Стихотворение начинается восклицательным предложением.

— Как надо произнести эту строку: торжественно или задушевно, грустно или радостно, мрачно или светло?

-Каким чувством проникнуты строки, в которых сам поэт вспоминает свидание в Михайловском?

В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с лицейских времен, со дня их первой встречи: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» Пущин многое значил для поэта, вот почему Пушкин «судьбу благословил», встретившись с ним в Михайловском.

— Что соединяет вторую половину стихотворения с первой? Как надо произнести эти строки?

Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему опальному товарищу:

Да голос мой души твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье лучом

Лицейских ясных дней.

Эти строки исполнены большой силы искренности и чистоты чувств, передают сильные переживания поэта за трагическую судьбу друга и желания поднять дух товарища в тяжелый для него момент жизни. О силе внутреннего переживания поэта свидетельствует момент обращения его к богу:

Молю святое провиденье…

В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения «Узник»

В мае 1820 года Пушкина сослали на юг России в Кишинев. Здесь было тайное Южное общество, которое выступало против царя. Пушкин не был членом общества. Но с его участниками имел тесную связь. Ссылка угнетала и мучила поэта. И в 1822 году он пишет стихотворение «Узник», в котором отразилась тоска по свободе.

Выразительное чтение стихотворения «Узник».

7. Релаксминутка

8. В период ссылки Пушкин написал очень много стихов. Среди них выделялись стихотворения с описанием времен года. Об одном из таких стихотворений мы сегодня поговорим.

Беседа по вопросам стихотворения «Зимнее утро»:

Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение (читает ученик).

— Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра? Отметить слова и выражения, в которых наиболее ярко выразилось чувство восхищения поэта красотой зимнего утра, его радостное и бодрое настроение.

(Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда» — создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.)

Обратите внимание на картину чудесного зимнего утра. Картина дается в светлых, ликующих тонах: голубые небеса, снег лежит великолепными коврами, зеленеет ель сквозь иней, речка блестит подо льдом.

Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра, поэт воспользовался эмоциональными эпитетами «день чудесный», «с веселым треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки» (попутно дается определение эпитета вообще и эпитета постоянного, в частности.)

(эпитет – образное определение, дающее дополнительную характеристику предмета, явления).

— Как и почему меняется настроение во второй строфе? В каких чертах рисуются картины вчерашней вьюги? Для чего она дана поэтом рядом с картиной зимнего утра?

(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные»; эта лексика противопоставлена лексике первой. Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании, подчеркивает великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.)

Такой прием носит в литературоведении название антитезы.

— Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения?

(Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности).

Читаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных воспоминаний к радости:

И ты печальная сидела (пауза) –

А нынче… (пауза) погляди в окно…

9. ЛЮБОВЬ в жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Пушкин часто влюблялся, страстно любил и был любим, его душа не могла жить без этого волшебного чувства, ибо именно любовь, прекрасная, чистая, светлая озаряла жизненный путь поэта, заставляла сердце учащенно биться, а душу создавать бессмертные творенья; именно любовь привела его к гибели.

Звучит стихотворение, посвященное Анне Олениной «Я вас любил…»

Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году за полгода до свадьбы.

Самым счастливым моментом в жизни Александра Сергеевича было известие о том, что первая красавица, Наталья Гончарова, согласилась выйти замуж за поэта.

Выразительное чтение стихотворений «Мадонна», «Я вас любил…».

Слово учителя: Со многими произведениями великого Поэта мы познакомились. Но нельзя не вспомнить о гибели гениального поэта.

Враждебное отношение к Пушкину царя и его приближенных усиливалось. Враги преследовали поэта. Использовали ложь и клевету. Пушкина замышляли убить и вскоре нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес пытался оскорбить жену поэта. Александр Сергеевич до последнего дня своей жизни всегда дорожил Натальей Николаевной и высоко отзывался о ней. Он писал: «Жена моя – прелесть, и чем я доле с ней живу, тем более люблю это милое, чистое и доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом…»

  1. ноября 1836 года Пушкин получил анонимное письмо, где говорилось о том, что поэт, якобы избран вице-президентом ордена рогоносцев. Пушкин направил вызов на дуэль тому, от кого получил письмо. Это был французский посол, Дантес. Однако поединку в первый раз не суждено было состояться. Но хамские ухаживания продолжались, только в более циничной форме.

26 января 1837 года поэт посылает новое письмо в адрес отца Дентеса, где говорилось о том, что он не может терпеть выходки этого человека. Пушкин, защищая честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 9 февраля 1837 года недалеко от Петербурга, на Черной речке. До сих пор в дуэли остается много неясного. Пушкин был смертельно ранен и в тяжелых страданиях скончался 10 февраля 1837 года.

Смерть поэта была большим горем для всей России. Для царя и его придворных Пушкин и мертвым был страшен. Поэтому ночью завернутый в рогожу гроб с телом Пушкина в сопровождении жандармского офицера и дядьки Никиты был тайно увезен в село Михайловское. Здесь поэта похоронили у стен собора Святогорского монастыря.

За полгода до гибели Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В нем поэт подводит итог своему творчеству. Поэт знал, что его любит простой народ России, и если он погибнет, то слава его не увянет.

звучит стихотворение «Я памятник себе воздвиг…»

10. Подведение итогов урока, рефлексия.

1.О чем шла речь сегодня на уроке?

2.Что запомнилось больше всего?

3.Довольны ли вы своей работой на уроке?

4.С каким настроением вы уходите с урока?

5. Почему А.С.Пушкина называют «солнцем» русской поэзии?

Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами

А. Твардовского: «Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами».

11. Домашнее задание.

1) Выучить стихотворение «И. И. Пущину» наизусть.

2) Написать сочинение на тему «Дружба в моей жизни».

Актуальность данного урока состоит в том, что в школьной программе по литературе недостаточно уделяется внимания изучению жизни и творчества великого русского поэта А.С.Пушкина, а также в отсутствии доступной, адаптированной информации для детей среднего школьного возраста о лирике поэта, его детстве, юношеских годах, о его личной жизни и родственниках.

Пушкин – это целый мир, его литературное наследие — неиссякаемый родник для творчества молодого поколения.

В настоящее время, когда на прилавках книжных магазинов много продукции низкого качества, педагог не должен бездумно осуществлять выбор литературы для работы с детьми. На помощь педагогу всегда приходит проверенная временем классика детской литературы. Во все времена произведения А.С. Пушкина найдут положительный отклик в душе молодого читателя благодаря своему поэтическому слогу, легкости восприятия, плавности звучания, насыщенностью метафорами и образностью.

Значимость и ценность полученного результата заключается в том, что он может быть использован учителем в качестве пособия для внеклассной работы, призван стимулировать потребность школьников в изучении жизни и творчества поэта, повысить литературоведческую грамотность учащихся.

Литература

  1. Алленов М., Алленова Е., Астахов Ю.и др. Мастера русской живописи.- М.: «Белый город», 2007
  2. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. — Л.: Просвещение, 1981.
  3. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения . — М.:Дрофа : Вече, 2002.
  4. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х томах. Под общ. ред. В.В.Григоренко и др. Том 1. М., «Худож. лит. «, 1974.
  5. Школьная энциклопедия » Руссика». История России. 18-19 вв. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
  6. Эфрос А.М. Автопортреты Пушкина. М. Гослитмузей, 1945 г.

Интернет- ресурсы:

http://www.abc-people.com/typework/paint/iskus-n-119.htm

http://www.as-pushkin.net/pushkin/family/portrety.htm

http://biblioiskusstwo.blogspot.ru/2016/08/blog-post_13.html

http://www.softmixer.com/2012/06/blog-post_3966.html

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v88/v88-171-.htm?cmd=2

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,0 КБ

  2. file1_9e0e5b84-c6b8-40dc-a.. 24,8 МБ

Опубликовано: 17.12.2021

  • Рассказ о любимом персонаже на английском языке с переводом
  • Рассказ о любимом времени года на немецком
  • Рассказ о лошади для детей дошкольного возраста
  • Рассказ о красоте растений челябинского края
  • Рассказ о красоте животных татарстана