Рассказ о лицейском друге пушкина

Стихотворение а.с. пушкина и.и. пущину считается произведением российской классики. все школьники анализирует его в шестом классе, однако не у всех

Стихотворение А.С. Пушкина И.И. Пущину считается произведением российской классики. Все школьники анализирует его в шестом классе, однако не у всех это получается удачно. Что же, попробуем помочь им в этом.

План анализа

Для того чтобы успешно сделать анализ стихотворения Пушкина «Пущину», необходимо составить план. Это очень сильно упростит ту задачу, которую мы перед собой ставим.

Для начала разделим весь анализ на три части. В первой составляющей для анализа стихотворения Пушкина «Пущину» мы описываем содержание произведения. Другими словами, нужно сказать, о чем Мы выделяем тему стиха. Здесь же необходимо сказать об идейном замысле автора и жанре, к которому относится произведение.

Вторая составляющая, которую нужно раскрыть в анализе стихотворения Пушкина «Пущину», — это та особая техника написания произведения, которую использовал автор. Здесь необходимо отметить ритмику, рифму и стилистическое направление.

Третьей составляющей анализа стихотворения Пушкина «Пущину» станет употребление определенных образов и отношение самого Александра Сергеевича к той проблеме, которую он выделяет в стихотворении. Здесь также нужно высказать и свое мнение о проблеме, выделить какие-либо моменты, которые смогли заставить задуматься. Нужно также сделать маленький вывод, который обобщит все элементы стихотворения.

Первая составляющая: создание стихотворения

Главный герой — И.И. Пущин. А.С. Пушкин был его близким другом. Главный герой произведения погиб, и поэт тяжело переживал эту утрату.

Произведение было написано в 1826 году. В то время, когда Пушкин создавал стихотворение, он находился в ссылке в Псковской области, тогдашней губернии.

2095159

Произведение состоит всего из двух строф, однако при этом относится к лучшим лирическим произведениям всей русской классики. Темой произведения стала та радостная встреча, которую очень ждал Александр Сергеевич. Это произведение способно рассказать о тех впечатлениях, событиях, которые заставили подружиться Пущина и Пушкина. Это дружба была очень долгой, ведь мужчины дружили еще с лицейских лет.

Вторая часть: особенности произведения

Как уже было сказано выше, произведение состоит всего из двух строф. Несмотря на это, глубокий смысл, заложенный в стихотворении, очень велик. Пушкин показывает, насколько ему ценна эта дружба, используя различные средства выразительности. В произведении можно увидеть, как автор мастерски употребляет эпитеты и метафоры.

2095156

Нужно отметить, что Пушкин написал данное произведение четырехстопным ямбом. В каждой строфе всего по пять строк. Стихотворение очень торжественно. Можно наблюдать элементы лексики старославянского языка.

Третья часть: авторское отношение

По строкам произведения видно, как сильно Александр ценит дружбу с этим человеком. Он очень любит Пущина. Можно сказать даже больше: писатель восхищается им. Пущин был декабристом, который выступал за свободную Россию, Пушкин поддерживал все те взгляды, которых придерживался его друг.

Несмотря на размер стиха Пушкина «Пущину», поэту удалось донести свои эмоции до публики. Любовь к своему другу доказывает, что поэт был очень привязан к Пущину, он переживал за своего друга. Он очень высоко ценил тот день, когда познакомился с Пущиным, это видно по первой строфе произведения.

2096731

Хочется отметить, что разлуку со своим другом Пушкин переживал очень тяжело. Судьба пушкинского лицейского товарища сложилась очень трагически — за свои политические взгляды он пожизненно попал на каторгу. Именно там он и погиб. Это было большим ударом для поэта. Когда Александр Сергеевич был в ссылке, Пущин был первым приятелем и знакомым поэта, который его навестил. Эта встреча была короткой и стала самой последней в жизни приятелей.

Хочется сказать, что такое уважение и восхищение своими близкими друзьями заставляет задуматься о том, насколько мы мало их ценим в современной жизни. Важно понимать, что некоторые люди, которые нас окружают ежедневно, действительно заслуживают такого отношения. Многие из них изменили нашу жизнь, кто-то в лучшую, кто-то в худшую сторону. Но и те, и другие принесли в наше существование и обыденность нечто новое, что нас научило чему-то, стало для нас уроком. Поэтому стихотворение Александра Пушкина является отличным примером для подражания.

«Пущину» — одно из многочисленных стихотворений-посвящений, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт, щедрый на эмоции и чувства, легко посвящал стихотворения многочисленным друзьям и недругам. Но И.И. Пущин всегда занимал в сердце Александра Сергеевича особое место — первый из лицейских друзей, единомышленник, он был важен для Пушкина.

Стихотворение было написано накануне первой годовщины восстания на Сенатской, в котором Пущин принял непосредственное участие. Как декабрист, один из лидеров движения, он был осужден и сослан на три десятка лет. Именно разлука с другом стала причиной написания стихотворения, в котором великий русский поэт вспоминает другой случай, связанный с Пущиным: как тот первым прервал вынужденное уединение отправленного в ссылку Пушкина, приехав в нему в начале 1825 года.

Главная тема стихотворения

Центральной темой стихотворного послания к И.И. Пущину безусловно является дружба. Пушкин обращается к Пущину, называя первым и бесценным другом, говорит о том, какое влияние оказало на него их общение, насколько важным и ценным оно было. Во второй части произведения Пушкин выражает надежду, что ясные лицейские дни, точнее, воспоминания о них, несколько скрасят Пущину долгое и безрадостное заточение.

Из короткого произведения становится ясно, насколько дорога для Александра Сергеевича эта дружба, заложенная в далекой юности и пронесенная сквозь все годы и тяжелые испытания. Юные поэт и революционер познакомились в Царскосельском лицее, вместе прошли период формирования и закаления характеров, приобрели идеалы, за которые боролись всю жизнь — свобода, честь и любовь к отчизне.

Встреча, о которой вспоминает в стихотворении Пушкин, отпечаталась у него в памяти как одно из наиболее важных и светлых событий «ссыльного периода». На момент написания «Пущину» Александр Сергеевич не мог ответить своему другу тем же: он и сам находился в ссылке. Кроме того, посещения тех, кто проходил по делу декабристов, были строго ограничены, и вряд ли опальному поэту разрешили бы присутствовать в столице или посетить Пущина в месте, где он оказался после приговора.

Именно поэтому Пушкин делает единственное, что в его силах: пишет. Пишет чудесный, полный любви и заботы о другом человеке стих, который впоследствии назовут одним из лучших образцов его дружеской лирики. Впоследствии, когда ссылка закончилась, и Пушкин снова обрел могущественных покровителей, он старался изменить императорское решение о судьбе своего лицейского друга и посвятил ему множество стихов. Но больше друзьям не суждено было увидеться.

Структурный анализ стихотворения

В произведении используется четырехстопный ямб, оно состоит всего из 2-х пятистиший. Главным героем произведения является сам Пушкин, который обращается, используя значимую, торжественную лексику, к своему лучшему другу. Во втором пятистишии очень удачно применена анафора «Да голос… Да озарит», что усиливает эффект от последних строк стихотворения, отпечатывая в памяти читателя пушкинское напутствие-пожелание.

Дружеская лирика стоит особняком в творчестве великого поэта, но «Пущину» даже среди нее выделяется. В коротком и внешне простом стихе Пушкин выразил всю нежность и беспокойство о судьбе друга, пожелал облегчения его участи. Впоследствии, находясь под впечатлением от этих строк, Пущин написал мемуары, посвященные его дружбе с великим поэтом.

Как в стихотворении передана мысль о бесценности подлинной дружбы?

Стихотворение «И.И. Пущину» написано Пушкиным во время пребывания опального поэта в ссылке в селе Михайлов­ском Псковской губернии в 1826 г.

Нужно сказать, что царь отправил Пушкина на север, в родо­вое имение село Михайловское, в 1824 г. Поэт из шумной жар­кой Одессы попадает в уединённое селение, которое находится вдали от шума городского, от блестящей столичной жизни Мо­сквы и Петербурга, от преданных друзей и светских красавиц.

Стихотворение, которое состоит всего из двух строф, при­надлежит к лучшим образцам дружеской лирики поэта. Тема стихотворения: описание встречи настолько радостной для ссыльного поэта и его лицейского друга, что событие это яви­лось ярким памятным знаком, осветившим их жизнь в после­дующие годы.

Идея стихотворения — показать те события и факты, которые надолго их сдружили.

«Дружество» для Пушкина — это единение дорогих для него людей, с которыми его связала судьба в незабываемые лицей­ские годы.

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

Этой строкой начинается стихотворение, и эпитет бесценный передаёт не только глубину чувств молодых людей, но бес­конечное их доверие и преданность друг другу.

Друзей связала и светлая юношеская пора становления харак­теров, и общие идеалы, и чистота жизненных целей и помыслов.

Пушкин становится прославленным поэтом России, кото­рый «душой не покривил» в суровых жизненных ситуациях, требующих от него и великого трудолюбия, и огромного чело­веческого мужества. Пущин же оказывается в числе декабри­стов, дворянских революционеров, каждый из которых мог бы сказать о себе:

Отчизны внемлем призыванье.

Каждый из друзей мог бы пожертвовать собой во имя идеа­лов борьбы за Россию просвещённую, свободную от оков деспо­тизма и тирании.

В конце стихотворения Пушкин выражает надежду на то, что луч лицейской дружбы озарит его «заточенье» немеркнущим светом и утешит, успокоит его.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Число строк в строфе пять. Стихотворение написано высоким торже­ственным стилем с использованием старославянской лексики.

Вот примеры: «судьбу благословил», «колокольчик огласил», «святое провиденье».

Поэт во второй строфе использует дважды частицу «да», что придаёт тексту громкость и декларативность звучания.

Слова «уединенный», «занесенный» произносится с е(йе) под ударением, так как с этими словами рифмуется «бесценный».

Эпитеты: первый друг, друг бесценный, печальным снегом, яс­ных дней.

Стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину» было написано 13 декабря 1826 году во Пскове. Главная мысль стихотворения заключается в том, что Пушкин благодарен Пущину за то, что он, несмотря на запрет, все-таки заехал на несколько часов к другу, когда тот был в ссылке в Михайловском.

Стихотворение начинается с обращения Пушкина к Пущину:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Автор называет друга первым и бесценным — и это действительно так. Поэту в Михайловском было одиноко,

и, когда к нему в гости заехал Пущин, Пушкин был рад и заметно повеселел:

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Этим стихотворением автор выражает свою признательность Пущину, который после восстания находился в ссылке, на каторжных работах в Сибири. Он отправляет это стихотворение с посланием декабристам «Во глубине сибирских руд…» Для первой строфы этого стихотворения Пушкин взял без изменений пять первых стихов неоконченного послания Пущину, написанного еще в 1825 году.

В стихотворении есть эпитеты (бесценный, уединенный, святое), олицетворение (колокольчик огласил).

11 (23) января 1825 года в Михайловское приехал лицейский друг Пушкина Иван Иванович Пущин. Это была их последняя встреча.

Пущин Иван Иванович (4 (15 н.с.) мая 1798 — 3 (15 н. с.) апреля 1859) — один из ближайших лицейских друзей Пушкина, его «первый» и «бесценный» друг. В табели об успехах аттестуется: «В российском и латинском языках — превосходные успехи и более тверды, нежели блистательны; редкого прилежания, счастливых дарований»
. В отзыве весьма скупого на оценки М. А. Корфа: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в Лицее любимцем всех товарищей»
.

Подружился Пушкин с Пущиным еще до вступительных экзаменов, и эта дружба была неизменной до кончины великого поэта. В Лицее их комнаты были рядом – Иван Пущин № 13, Александр Пушкин № 14, и это также способствовало сближению серьезного и рассудительного Пущина с пылким и увлекающимся Пушкиным. Свою любовь и преданность другу поэт высказал в ряде стихотворений, написанных еще в Лицее: «К Пущину» (1815), «Воспоминание» (1815), «Вот здесь лежит больной студент…» (1817) и «В альбом Пущину» — накануне окончания Лицея:

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья…

По окончании Лицея Пущин определился в гвардейскую Конную артиллерию, а в 1823 году перешел на гражданскую службу в Московский надворный суд, где занял скромное место судьи. Он энергично боролся со взяточничеством и несправедливостью и, по словам современника, был «первым честным человеком, который сидел когда- либо в русской казенной палате».

puschin ivan ivanovich

Еще в Лицее Пущин участвовал в преддекабристской организации «Священная артель» и несколько позднее стал членом Союза благоденствия и Северного общества. В январе 1825 года Пущин посетил опального поэта в Михайловском. «Он, как дитя, был рад нашему свиданию»,- вспоминал Пущин позднее. Они говорили о политическом положении в стране, читали в рукописи привезенную Пущиным комедию «Горе от ума».

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Друзьям больше не суждено было встретиться. Декабрьское восстание 1825 года навеки разлучило их. За участие в нем декабрист Пущин был сослан на каторгу в Сибирь. Через год до Пущина дошло проникновенное стихотворение Пушкина, адресованное изгнаннику:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

В первоначальном неоконченном послании И. И. Пущину 1825 г. за стихом «Твой колокольчик огласил» следовало:

Забытый кров, шалаш опальный
Ты вдруг отрадой оживил,
На стороне глухой и дальней
Ты день изгнанья, день печальный
С печальным другом разделил.
Скажи, куда девались годы,
Дни упований и свободы,
Скажи, что наши? что друзья?
Где ж эти липовые своды?
Где ж молодость? Где ты? Где я?
Судьба, судьба рукой железной
Разбила мирный наш лицей,
Но ты счастлив, о брат любезный,
На избранной чреде своей.
Ты победил предрассужденья
И от признательных граждан
Умел истребовать почтенья,
В глазах общественного мненья
Ты возвеличил темный сан.
В его смиренном основанье
Ты правосудие блюдешь,
Ты честь………..
……………….

В конце послания, как раз и говорится о должности судьи, избранной Пущиным после его ухода из гвардии. Об этом же строки из черновой рукописи «19 октября», которые И. И. Пущин процитирует позднее в «Записках о Пушкине»:

Ты, освятив тобой избранный сан,
Ему в очах общественного мненья
Завоевал почтение граждан.

Через несколько лет Пушкин встретился на Кавказе с декабристом Михаилом Ивановичем Пущиным, который вскоре написал брату: «Он любит тебя по-старому и надеется, что и ты сохраняешь к нему то же чувство».
Смерть великого поэта Пущин воспринял как личную и общественную потерю. «Последняя могила Пушкина! Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история… то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России…»

puschin v mihailovskom4

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам.
Не друг ли едет запоздалый,
Товарищ юности удалой?..

…Проведя праздник у отца в Петербурге, после крещения я поехал в Псков. Погостил у сестры
(Екатерины Ивановны, которая была замужем за Иваном Александровичем Набоковым, командовавшим дивизией, квартировавшей в то время в Пскове) несколько дней и от нее вечером пустился из Пскова; в Острове, проездом ночью, взял три бутылки клико и к утру следующего дня уже приближался к желаемой цели. Свернули мы наконец с дороги в сторону, мчались среди леса по гористому проселку: все мне казалось не довольно скоро! Спускаясь с горы, недалеко уже от усадьбы, которой за частыми соснами нельзя было видеть, сани наши в ухабе так наклонились набок, что ямщик слетел. Я с Алексеем, неизменным моим спутником от лицейского порога до ворот крепости, кой-как удержался в санях. Схватили вожжи.

Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…

puschin v mihailovskom1

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке.

Было около восьми часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один — почти голый, другой — весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза (она и теперь, через тридцать три года, мешает писать в очках), мы очнулись. Совестно стало перед этою женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, — чуть не задушил ее в объятиях.

Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и проч. и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев.

После первых наших обниманий пришел и Алексей, который, в свою очередь, кинулся целовать Пушкина; он не только близко знал и любил поэта, но и читал наизусть многие из его стихов. Я между тем приглядывался, где бы умыться и хоть сколько-нибудь оправиться. Дверь во внутренние комнаты была заперта, дом не топлен. Кое-как все это тут же уладили, копошась среди отрывистых вопросов: что? как? где? и проч. Вопросы большею частью не ожидали ответов. Наконец помаленьку прибрались; подали нам кофе; мы уселись с трубками. Беседа пошла правильнее; многое надо было хронологически рассказать, о многом расспросить друг друга. Теперь не берусь всего этого передать.

Вообще Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость; может быть, самое положение его произвело на меня это впечатление. Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании: им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами; я нашел, что он тогда был очень похож на тот портрет, который потом видел в «Северных цветах» ….

Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллеристов я преобразовался в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня!

… Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему вовсе почти незнакомою. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее вслух; но опять жаль, что не припомню теперь метких его замечаний, которые, впрочем, потом частию явились в печати…

… Пушкин, как ни в чем не бывало, продолжал читать комедию; я с необыкновенным удовольствием слушал его выразительное и исполненное жизни чтение, довольный тем, что мне удалось доставить ему такое высокое наслаждение. Потом он мне прочел кое-что свое, большею частью в отрывках, которые впоследствии вошли в состав замечательных его пиес; продиктовал начало из поэмы «Цыганы» для «Полярной звезды» и просил, обнявши крепко Рылеева, благодарить за его патриотические «Думы»…

puschin v mihailovskom2

….Между тем время шло за полночь. Нам подали закусить: на прощанье хлопнула третья пробка. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякнул у крыльца, на часах ударило три. Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку! Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг!» Ворота скрипнули за мной…

Завершает Иван Иванович свои «Записки» словами:

…В Петербурге навещал меня, больного, Константин Данзас. Много говорил я о Пушкине с его секундантом. Он между прочим рассказал мне, что раз как-то, во время последней его болезни, приехала У. К. Глинка, сестра Кюхельбекера; но тогда ставили ему пиявки. Пушкин, прося поблагодарить ее за участие, извинялся, что не может принять. Вскоре потом со вздохом проговорил:

«Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского!»

Вот последний вздох Пушкина обо мне. Этот предсмертный голос друга дошел до меня с лишком через двадцать лет!

Им кончаю и рассказ мой.

Роняет лес багряный свой убор,[1]
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать весёлых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Ещё кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашёл привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слёз и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мёртвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Пируйте же, пока ещё мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому <ж> из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведёт,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Инфоурок

Литература
Презентации«Тема лицейской дружбы в творчестве А.С. Пушкина. «19 октября».

 Тема лицейской дружбы в творчестве А.С. Пушкина. «19 октября».

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

     Тема лицейской дружбы в творчестве А.С. Пушкина. «19 октября».

    Описание слайда:

    Тема лицейской дружбы в творчестве А.С. Пушкина.
    «19 октября».

  • 2 слайд

    Императорский Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года. Этот ден

    Описание слайда:

    Императорский Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея»

  • 3 слайд

    Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) авг

    Описание слайда:

    Лицей был основан по указу императора
    Александра I, подписанному 24 (12) августа
    1810 г.
    Он предназначался для обучения дворянских
    детей. По первоначальному плану в Лицее
    должны были воспитываться также и младшие
    братья Александра I — Николай и Михаил.
    Программа была разработана Сперанским и
    ориентирована в первую очередь на подготовку
    государственных просвещённых чиновников
    высших рангов.

  • 4 слайд

    Лицеисты первого выпуска, к которому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь п

    Описание слайда:

    Лицеисты первого выпуска, к которому принадлежал и
    Пушкин, через всю жизнь пронесли особый «лицейский
    дух» — дух уважения к личности, ее достоинству, дух
    чести и товарищества, дружбы и братства.
    Каждому воспитаннику
    Царскосельского лицея вручалась медаль.
    Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу,
    сова символизировала Мудрость,
    а лира, атрибут Аполлона,
    указывала на любовь к Поэзии.
    Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

  • 5 слайд

    Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать

    Описание слайда:

    Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в
    Михайловском и не смог приехать на очередную
    встречу лицеистов.

  • 6 слайд

    Ссылка в МихайловскоеВ Михайловской ссылке поэт много и плодотворно работал.

    Описание слайда:

    Ссылка в Михайловское
    В Михайловской ссылке поэт много и плодотворно работал. Однако иногда грусть и печаль овладевали им.

  • 7 слайд

    Ссылка в МихайловскоеВ грустные часы одинокого раздумья и родилось стихотворе

    Описание слайда:

    Ссылка в Михайловское
    В грустные часы одинокого раздумья и родилось стихотворение «19 октября».
    Ссылка разлучила Пушкина с друзьями, пятый год он жил в изгнании, пятый год проводил день дружбы в одиночестве, лишь мысленно обращаясь к друзьям.

  • 8 слайд

    Рукопись стихотворения А. С. Пушкина «19 октября»» (1825)

    Описание слайда:

    Рукопись стихотворения А. С. Пушкина «19 октября»» (1825)

  • 9 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)В этот день в 1811г был открыт Лицей

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    В этот день в 1811г был открыт Лицей в Царском Селе. Здесь поэт обрёл настоящих друзей, здесь произошло его посвящение в поэты.
    День открытия Лицея Пушкин неизменно отмечал стихотворениями, обращёнными к друзьям юности.

  • 10 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияПечален я: со мною друга нет, С кем долгую

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку,
    Кому бы мог пожать от сердца руку
    И пожелать весёлых много лет.
    Я пью один; вотще воображенье
    Вокруг меня товарищей зовёт;
    Знакомое не слышно приближенье,
    И милого душа моя не ждёт.

  • 11 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияРоняет лес багряный свой убор, Сребрит моро

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты, вино, осенней стужи друг,
    Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
    Минутное забвенье горьких мук.

  • 12 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)Роняет, увянувшее поле, поневоле, скр

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    Роняет, увянувшее поле, поневоле, скроется
    Назовите слова и словосочетания, воссоздающие эмоциональное состояние лирического героя.
    Для чего поэту в экспозиции стихотворения понадобилось описание грустного осеннего пейзажа?
    Описание мрачного и печального осеннего пейзажа подчёркивает горестное настроение лирического героя.

  • 13 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)Для усиления выразительности описания

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    Для усиления выразительности описания природы используется инверсия: «роняет лес», «сребрит мороз», «проглянет день как будто поневоле».
    Назовите средства художественной выразительности, подчёркивающие состояние природы и человека.
    Сравнение «как будто поневоле» позволяет представить короткий осенний день, унылый и безрадостный, «подневольный», как и поэт.

  • 14 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)Обращение к камину (пылай), к вину (п

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    Обращение к камину (пылай), к вину (пролей похмелье) подчёркивает одиночество поэта, с которым сейчас только неодушевлённые предметы.

  • 15 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияЯ пью один, и на брегах Невы Меня друзья се

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Я пью один, и на брегах Невы
    Меня друзья сегодня именуют…
    Но многие ль и там из вас пируют?
    Еще кого не досчитались вы?
    Кто изменил пленительной привычке?
    Кого от вас увлек холодный свет?
    Чей глас умолк на братской перекличке?
    Кто не пришел? Кого меж вами нет?

  • 16 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияОн не пришел, кудрявый наш певец, С огнем в

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Он не пришел, кудрявый наш певец,
    С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
    Под миртами Италии прекрасной
    Он тихо спит, и дружеский резец
    Не начертал над русскою могилой
    Слов несколько на языке родном,
    Чтоб некогда нашел привет унылый
    Сын севера, бродя в краю чужом.

  • 17 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)Пушкин начинает рассказ о судьбах дру

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    Пушкин начинает рассказ о судьбах друзей-лицеистов с упоминания о Николае Корсакове, умершем в Италии в сентябре 1820г.
    Почему о друге, ушедшем в мир иной, поэт говорит как о живом: «Он не пришёл, кудрявый наш певец»?
    Разлука поэта с однокашниками-лицеистами изображается столь же непреодолимой, как и уход Корсакова из жизни. Поэт подчёркивает общность судеб, называя Корсакова «певцом» – традиционным наименованием стихотворца.

  • 18 слайд

    Николай Александрович Корсаков (1800 –26.09.1820, Флоренция), лицейский дру

    Описание слайда:

    Николай Александрович Корсаков
    (1800 –26.09.1820, Флоренция),
    лицейский друг А.С.Пушкина, поэт, скрипач, гитарист и композитор.
    Он не раз превращал стихи Пушкина в романсы.
    «Он не пришел кудрявый наш певец…»

  • 19 слайд

    Н. А. Корсаков был одним из самых способных воспитанников первого выпуска Ц

    Описание слайда:

    Н. А. Корсаков был одним из самых способных воспитанников первого выпуска Царскосельского лицея. Участвовал в литературных занятиях лицеистов, писал сатирические стихи, сотрудничал в рукописных журналах.
    В 1812 году Корсаков первым стал выпускать литературный рукописный журнал «Неопытное перо», авторами которого стали он сам, Пушкин и Дельвиг; в этом журнале было помещено стихотворение Пушкина «Роза».
    После окончания Лицея Корсаков стал сотрудником Министерства иностранных дел. Осенью 1819 года он был прикомандирован к русской миссии в Риме. В Италии он заболел и вскоре скончался во Флоренции от чахотки.

  • 20 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)Начало стихотворения проникнуто размы

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    Начало стихотворения проникнуто размышлениями о жизни природы и судьбе человека, свойственными элегии.
    В двух следующих строфах мотив разлуки смягчается: разлука навеки сменяется «долгой разлукой» с другим лицеистом, морским офицером Фёдором Фёдоровичем Матюшкиным.

  • 21 слайд

    Матюшкин Федор Федорович (1799 ‒ 1872)- ближайший друг Пушкина как в Лицее,

    Описание слайда:

    Матюшкин Федор Федорович
    (1799 ‒ 1872)
    — ближайший друг Пушкина как в Лицее, так и после окончания его, единственный из первенцев-лицеистов, ставший мореплавате-
    лем.
    Его имя вошло в историю отечественного флота.

  • 22 слайд

    Ф. Ф. Матюшкин (1799—1872) С 1817 по 1819 г. плавал к берегам Камчатки; с 1

    Описание слайда:

    Ф. Ф. Матюшкин (1799—1872)
    С 1817 по 1819 г. плавал к берегам Камчатки;
    с 1820 по 1824 г. принимал участие в Экспедиции
    для описания
    берегов
    Ледовитого
    океана;
    в августе 1825г.
    отправился в
    кругосветное
    плавание.

  • 23 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияСидишь ли ты в кругу своих друзей, Чужих не

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
    Чужих небес любовник беспокойный?
    Иль снова ты проходишь тропик знойный
    И вечный лед полунощных морей?
    Счастливый путь!.. С лицейского порога
    Ты на корабль перешагнул шутя,
    И с той поры в морях твоя дорога,
    О волн и бурь любимое дитя!

  • 24 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияТы сохранил в блуждающей судьбе Прекрасных

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Ты сохранил в блуждающей судьбе
    Прекрасных лет первоначальны нравы:
    Лицейский шум, лицейские забавы
    Средь бурных волн мечталися тебе;
    Ты простирал из-за моря нам руку,
    Ты нас одних в младой душе носил
    И повторял: «На долгую разлуку
    Нас тайный рок, быть может, осудил!»

  • 25 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)Трагическое звучание мотива разлуки п

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    Трагическое звучание мотива разлуки приглушается. Разлука Матюшкина с друзьями временная, он вернётся из долгого странствия и встретится с лицеистами, а значит, и лирический герой вновь увидит своих товарищей.
    Какие перемены происходят в настроении лирического героя?

  • 26 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияДрузья мои, прекрасен наш союз! Он, как душ

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен –
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.

  • 27 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)Сравнение подчёркивает единство мысле

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    Сравнение подчёркивает единство мыслей, взглядов – единодушие.
    — Какими эпитетами характеризует поэт союз друзей?
    — Что подчёркивает сравнение «он, как душа»?
    «Срастался он под сенью дружных муз». Дружбу лицеистов укрепляли общие интересы, любовь к поэзии, стремление служить одним и тем же идеалам.
    — Чем объясняет Пушкин единодушие лицеистов, что послужило основой их дружбы? Прочитайте строки стихотворения, содержащие ответ на вопрос.

  • 28 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияИз края в край преследуем грозой, Запутанны

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Из края в край преследуем грозой,
    Запутанный в сетях судьбы суровой,
    Я с трепетом на лоно дружбы новой,
    Устав, приник ласкающей главой…
    С мольбой моей печальной и мятежной,
    С доверчивой надеждой первых лет,
    Друзьям иным душой предался нежной;
    Но горек был небратский их привет.

  • 29 слайд

    «… Друзьям иным душой предался нежной…»Коварство и предательство новых друзей

    Описание слайда:

    «… Друзьям иным душой предался нежной…»
    Коварство и предательство новых друзей сильно
    испортили жизнь Пушкина.
    Ф. Толстой, шулер и бретер, распускал о нем
    сплетни.
    А.Н. Раевский,
    как и Пушкин,
    увлекавшийся
    Е. К. Воронцовой,
    приложил усилия
    для ссылки поэта
    из Одессы в Михайловское.

  • 30 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)В этих строках звучит намёк на не вхо

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    В этих строках звучит намёк на не входившего в лицейский круг Александра Раевского, старшего сына генерала Н.Раевского, человека образованного, обладавшего острым умом.
    Пушкин «боготворил Раевского, тянулся к нему, доходил в своём увлечении до края, мучился им, потом ненавидел и, наконец, изжил в себе».
    Но он отличался циничным, высокомерным, скептическим взглядом на жизнь.

  • 31 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)Резкое изменение отношения поэта к Ра

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    Резкое изменение отношения поэта к Раевскому произошло после того, как тот «святую дружбы власть употребил на злобное гоненье»: оказался интриганом, в результате происков которого Пушкин был выслан из Одессы.

  • 32 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияИ ныне здесь, в забытой сей глуши, В обител

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    И ныне здесь, в забытой сей глуши,
    В обители пустынных вьюг и хлада,
    Мне сладкая готовилась отрада:
    Троих из вас, друзей моей души,
    Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его Лицея превратил.
    Кого поэт считает настоящими друзьями?

  • 33 слайд

    Иван Пущин и А.С.ПушкинПущин погостил у Пушкина в Михайловском только день и

    Описание слайда:

    Иван Пущин и А.С.Пушкин
    Пущин погостил у Пушкина в Михайловском только день и ночь, а под утро 12 января уехал.
    1798 — 1859

  • 34 слайд

    Иван Пущин и А.С.ПушкинЭта встреча близких друзей оказалась последней: в дека

    Описание слайда:

    Иван Пущин и А.С.Пушкин
    Эта встреча близких друзей оказалась последней: в декабре того же, 1825 года Пущин был арестован за участие в декабрьском восстании, а затем отправлен на каторгу в Сибирь.

  • 35 слайд

    Сразу же после окончания Лицея И.И. Пущин вступил в тайное общество. Он являл

    Описание слайда:

    Сразу же после окончания Лицея И.И. Пущин вступил в тайное общество. Он являлся одним из основателей «Северного общества», принадлежал к наиболее революционному его крылу.
    В 1823 году И. Пущин вышел из гвардии, демонстративно оставив блестящую военную карьеру, которая открывалась перед ним, и поступил в надворные судьи петербургской уголовной палаты. В этой скромной должности он энергично боролся против взяточничества и неправосудия.

  • 36 слайд

    14 декабря 1825 года Пущин находился среди восставших, действовал энергично и

    Описание слайда:

    14 декабря 1825 года Пущин находился среди восставших, действовал энергично и хладнокровно.
    На следующий день после восстания лицейский товарищ его А.М. Горчаков предлагал ему устроить побег за границу, но Пущин отказался: он хотел разделить участь товарищей.

  • 37 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияТы, Горчаков, счастливец с первых дней, Хва

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
    Хвала тебе — фортуны блеск холодный
    Не изменил души твоей свободной:
    Всё тот же ты для чести и друзей.
    Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай проселочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись.
    Кого поэт считает настоящими друзьями?

  • 38 слайд

    А.М.Горчаков и А.С.Пушкин1798 - 1883

    Описание слайда:

    А.М.Горчаков и А.С.Пушкин
    1798 — 1883

  • 39 слайд

    Александр Михайлович Горчаков(1798-1883)лицейский товарищ А.С. Пу

    Описание слайда:

    Александр Михайлович Горчаков
    (1798-1883)
    лицейский товарищ А.С. Пушкина, князь (из древнейшего рода). Горчаков был любим всеми и единственный не имел никакой клички или прозвища.

  • 40 слайд

    Александр Михайлович Горчаков, окончив Лицей со второй золотой медалью, вступ

    Описание слайда:

    Александр Михайлович Горчаков, окончив Лицей со второй золотой медалью, вступил в гражданскую службу в Коллегию иностранных дел, подолгу находился за границей. Был дипломатом, впоследствии министром иностранных дел, канцлером.
    Горчаков был знаком со многими участниками декабрьского восстания, считал их «людьми замечательно умными и даровитыми». По совету Горчакова в 1856 году была объявлена амнистия всем политическим ссыльным, в том числе декабристам.

  • 41 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияКогда постиг меня судьбины гнев, Для всех ч

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Когда постиг меня судьбины гнев,
    Для всех чужой, как сирота бездомный,
    Под бурею главой поник я томной
    И ждал тебя, вещун пермесских дев,
    И ты пришел, сын лени вдохновенный,
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыпленный,
    И бодро я судьбу благословил.
    Кого поэт считает настоящими друзьями?

  • 42 слайд

    Антон Дельвиг и А.С.Пушкин1798 - 1831

    Описание слайда:

    Антон Дельвиг и А.С.Пушкин
    1798 — 1831

  • 43 слайд

    Антон Антонович Де́львиг (6 [17] августа 1798, Москва -14 [26] января 1831,

    Описание слайда:

    Антон Антонович
    Де́львиг (6 [17]
    августа 1798, Москва
    -14 [26] января 1831,
    Санкт-Петербург) —
    русский поэт, издатель,
    друг и одноклассник
    Александра Пушкина.
    «На долгую разлуку…»
    цитата из прощальной
    песни Дельвига,
    сочиненной по случаю
    окончания Лицея

  • 44 слайд

    Дельвиг особенно близок был с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером — друзьями

    Описание слайда:

    Дельвиг особенно близок был с А.С. Пушкиным
    и В.К. Кюхельбекером — друзьями на всю жизнь.
    Ранние литературные опыты Антона Дельвига
    были удачны: он первым из лицеистов начал
    публиковаться, он же впервые отдал в печать
    стихи Пушкина. Написанная Дельвигом
    «Прощальная песнь воспитанников императорского
    Царскосельского лицея» (1817) стала лицейским
    гимном.
    Служил в Департаменте горных и
    соляных дел, в канцелярии
    Министерства финансов. Служба
    не увлекала Дельвига, больше
    времени он отдавал литературе.

  • 45 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияС младенчества дух песен в нас горел, И див

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    С младенчества дух песен в нас горел,
    И дивное волненье мы познали;
    С младенчества две музы к нам летали,
    И сладок был их лаской наш удел:
    Но я любил уже рукоплесканья,
    Ты, гордый, пел для муз и для души;
    Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
    Ты гений свой воспитывал в тиши.
    Кого поэт считает настоящими друзьями?

  • 46 слайд

    Антон Дельвиг и А.С.Пушкин

    Описание слайда:

    Антон Дельвиг и А.С.Пушкин

  • 47 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияСлуженье муз не терпит суеты; Прекрасное до

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво:
    Но юность нам советует лукаво,
    И шумные нас радуют мечты…
    Опомнимся — но поздно! и уныло
    Глядим назад, следов не видя там.
    Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
    Мой брат родной по музе, по судьбам?
    Кого поэт считает настоящими друзьями?

  • 48 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияПора, пора! душевных наших мук Не стоит мир

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Пора, пора! душевных наших мук
    Не стоит мир; оставим заблужденья!
    Сокроем жизнь под сень уединенья!
    Я жду тебя, мой запоздалый друг –
    Приди; огнем волшебного рассказа
    Сердечные преданья оживи;
    Поговорим о бурных днях Кавказа,
    О Шиллере, о славе, о любви.
    Кого поэт считает настоящими друзьями?

  • 49 слайд

    Кюхельбекер Вильгельм Карлович (10 (21) июня 1797, Санкт-Петербург, — 11 (23

    Описание слайда:

    Кюхельбекер Вильгельм Карлович
    (10 (21) июня 1797, Санкт-Петербург, —
    11 (23) августа 1846, Тобольск) –
    русский поэт и общественный
    деятель, друг Пушкина и
    Баратынского, однокурсник
    Пушкина по Царскосельскому
    лицею, коллежский асессор,
    декабрист.

  • 50 слайд

    Последняя встреча Пушкина и Кюхельбекера13 октября, за неделю до ежегодной ли

    Описание слайда:

    Последняя встреча Пушкина и Кюхельбекера
    13 октября, за неделю до ежегодной лицейской
    встречи 1827 года, Пушкин выехал из
    Михайловского в Петербург.
    14 октября случилась неожиданная
    встреча Кюхельбекера и Пушкина
    на глухой почтовой станции Залазы.
    «Мы кинулись друг другу в объятия, —
    писал в дневнике Пушкин, —
    жандармы нас растащили…».

    Пушкин рванул было по грязи
    вслед за арестантской телегой, но
    дюжий фельдъегерь сгреб его в охапку и держал как
    безумного.

    Олег Коровин. «Встреча. Пушкин и Кюхельбекер.»

  • 51 слайд

    Пушкин любил Кюхельбекера, ценил его как человека и ученого, но как к поэту

    Описание слайда:

    Пушкин любил Кюхельбекера, ценил его как
    человека и ученого, но как к поэту относился
    критически.
    Кюхельбекер был принят в члены тайного
    общества декабристов
    накануне 14 декабря 1825 года.
    За участие в восстании
    приговорен к 20 годам каторги,
    отправлен в Сибирь на
    поселение, где и скончался.

    (Могила В.Кюхельбекера в Тобольске)

  • 52 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)Обращение к друзьям-поэтам пробуждает

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    Обращение к друзьям-поэтам пробуждает творческое вдохновение и в душе лирического героя.
    В начале стихотворения утверждалось бессилие поэтической способности перед лицом разлуки и безжалостного рока: поэт даже мысленно не может представить себя в кругу пирующих друзей.
    Теперь воображение торжествует над явью, и лирический герой видит себя рядом с друзьями на будущем празднике.
    Вторая часть стихотворения – череда заздравных тостов. Поэтическое воображение торжествует над реальностью.

  • 53 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияПора и мне... пируйте, о друзья! Предчувств

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Пора и мне… пируйте, о друзья!
    Предчувствую отрадное свиданье;
    Запомните ж поэта предсказанье:
    Промчится год, и с вами снова я,
    Исполнится завет моих мечтаний;
    Промчится год, и я явлюся к вам!
    О, сколько слез и сколько восклицаний,
    И сколько чаш, подъятых к небесам!
    В чью честь звучат эти тосты?

  • 54 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияИ первую полней, друзья, полней! И всю до д

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    И первую полней, друзья, полней!
    И всю до дна в честь нашего союза!
    Благослови, ликующая муза,
    Благослови: да здравствует Лицей!
    Наставникам, хранившим юность нашу,
    Всем честию, и мертвым и живым,
    К устам подъяв признательную чашу,
    Не помня зла, за благо воздадим.
    В чью честь звучат эти тосты?

  • 55 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияПолней, полней! и, сердцем возгоря, Опять д

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Полней, полней! и, сердцем возгоря,
    Опять до дна, до капли выпивайте!
    Но за кого? о други, угадайте…
    Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
    Он человек! им властвует мгновенье.
    Он раб молвы, сомнений и страстей;
    Простим ему неправое гоненье:
    Он взял Париж, он основал Лицей.
    В чью честь звучат эти тосты?

  • 56 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияПолней, полней! и, сердцем возгоря, Опять д

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Полней, полней! и, сердцем возгоря,
    Опять до дна, до капли выпивайте!
    Но за кого? о други, угадайте…
    Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
    Он человек! им властвует мгновенье.
    Он раб молвы, сомнений и страстей;
    Простим ему неправое гоненье:
    Он взял Париж, он основал Лицей.
    В чью честь звучат эти тосты?

  • 57 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)Думая о товарищах, о Лицее, поэт вспо

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    Думая о товарищах, о Лицее, поэт вспоминает и своих учителей, обращая тост к «наставникам, хранившим юность нашу…», пьёт за здоровье царя.
    Конечно, это тост не только за царя. Взятие Парижа – это воспоминание о победоносном окончании Отечественной войны, это тост за родину, за её славу. Это тост за просвещение.

  • 58 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)Радостно-возбуждённый характер строф,

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    Радостно-возбуждённый характер строф, где рисуется будущая встреча друзей, в последних строфах вновь сменяется грустным тоном. Его участь подлинно несчастна, ибо он одинок навсегда, и вино в его чаше будет действительно горьким.

  • 59 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияПируйте же, пока еще мы тут! Увы, наш круг

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Пируйте же, пока еще мы тут!
    Увы, наш круг час от часу редеет;
    Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
    Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
    Невидимо склоняясь и хладея,
    Мы близимся к началу своему…
    Кому ж из нас под старость день Лицея
    Торжествовать придется одному?

  • 60 слайд

    Выразительное чтение стихотворенияНесчастный друг! средь новых поколений Доку

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения
    Несчастный друг! средь новых поколений
    Докучный гость и лишний, и чужой,
    Он вспомнит нас и дни соединений,
    Закрыв глаза дрожащею рукой…
    Пускай же он с отрадой хоть печальной
    Тогда сей день за чашей проведет,
    Как ныне я, затворник ваш опальный,
    Его провел без горя и забот.

  • 61 слайд

    Выпуск из Лицея состоялся 9 июня 1817 г. Лицеисты прощались друг с другом пр

    Описание слайда:

    Выпуск из Лицея состоялся 9 июня 1817 г.
    Лицеисты прощались друг с другом при пении
    гимна, написанного Дельвигом:
    «Простимся, братья! Руку в руку!
    Обнимемся в последний раз!
    Судьба на вечную разлуку,
    Быть может, здесь сроднила нас!
    Друг на друге остановите
    Вы взор с прощальною слезой!
    Храните, о друзья, храните
    Ту ж дружбу, с тою же душой,
    То ж к славе сильное стремленье,
    То ж правде – да, неправде – нет,
    В несчастье – гордое терпенье,
    А в счастье – всем равно привет».

  • 62 слайд

    «Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?»

    Описание слайда:

    «Кому ж из нас под старость день Лицея
    Торжествовать придется одному?»

  • 63 слайд

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)В день 60-летия первого выпуска 10 ок

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения «19 октября» (1825)
    В день 60-летия первого выпуска 10 октября 1877 года телеграмму Горчакову подписал от имени семи курсов Сергей Комовский. Из первого выпуска остались только Комовский и Горчаков.
    Вскоре после открытия памятника А.С.Пушкину в Москве Комовский умирает.
    Годовщина 1880г была первой, когда из первых лицеистов в живых остался один.

  • 64 слайд

    Подведём итоги…Стихотворение «19 октября» Пушкин посвятил своим лицейским тов

    Описание слайда:

    Подведём итоги…
    Стихотворение «19 октября» Пушкин посвятил своим лицейским товарищам.
    Раскрывая тему дружбы, поэт говорит о тяжести одиночества, о роли друзей и дружбы в жизни человека, о взаимоотношении друзей.
    В этом лирическом произведении выражены самые разнообразные настроения поэта: скорбь об усопшем друге, пожелание счастья товарищу, находившемуся в далёком плавании, обращение ко всем друзьям, ко всему первому выпуску лицеистов.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

Тема:
19 октября

Похожие материалы

  • Презентация к уроку «Г.Флобер «Мадам Бовари»

  • Проект по литературе на тему «Жизнь и творчество Н.А.Некрасова»

  • МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХРУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

  • УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

  • Мастер-класс «Универсальные технологии работы с текстом» по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко

  • Презентация по подготовке к итоговому сочинению по тематическому направлению «человек путешествующий : дорога в жизни человека»

  • Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению по тематическому направлению «Преступление и наказание-вечный вопрос»

  • Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению по направлению «Кому на Руси жить хорошо?- вопрос гражданина»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447943 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Когда мы слышим имя А.С. Пушкина, одной из ассоциаций, возникающих при этом, является Царскосельский Лицей. Это неудивительно, потому что с этим учебным заведением связаны юношеские годы поэта, а друзья-лицеисты оказали влияние на дальнейшую жизнь. Пушкин лицеист — сочинение, в первую очередь о дружбе, которая зарождается в школьные годы.

Пушкин – лицеист, сочинение на тему

Царскосельский Лицей – уникален по нескольким причинам. Во-первых, он создавался для обучения царских детей, чтобы будущий император Николай I и его брат Константин общались со своими сверстниками. Во-вторых, первый набор и выпуск лицеистов — это сплошь одарённые в чём-то юноши: поэты, путешественники, учёные, дипломаты. В-третьих, выпускником Лицея был Александр Пушкин.

Сыновья императора не стали одноклассниками обычных дворянских детей. Но подбор юношей для первого набора дал свои плоды, все они в чём-то прославили Россию. Без сомнения, самым известным выпускником Лицея является А.С. Пушкин.

Пушкин лицеист сочинение

Пушкин в лицее

В семье небогатых московских дворян Пушкиных сын Александр был старшим из трёх детей. Когда пришло время дать достойное образование сыну, родители были в растерянности, потому что средств на обучение не было. Брат отца Василий Пушкин помог устроить племянника в только что открывшийся Лицей около Петербурга. Это было удачей для семьи Пушкиных, потому что не нужно было платить за обучение, лицеистам давали форму и жили они на территории Царского Села.

Всех лицеистов проведывали родители, а на каникулы они уезжали домой. К Александру приходил только несколько раз дядя. Родители жили в Москве и не приезжали в Петербург. К тому же у Александра были натянутые отношения с матерью. Всё это повлияло на то, что лицейские друзья стали очень близки Пушкину. Ближе родственников.

Пушкин лицеист сочинение в 6 классе в первую очередь о значении друзей в школьные годы. Ведь сейчас мне столько же лет, сколько было Александру Пушкину, когда он поступил в Лицей. Учился он не очень старательно. Не любил математику и другие точные науки. Зато ему не было равных на уроках словесности. А его стихотворение на выпускном экзамене оценил сам В. Жуковский.

Среди лицеистов были другие поэты: А. Дельвиг, И. Пущин, но они сами соглашались, что Пушкин лицеист намного талантливее всех. Дружба с лицеистами для Пушкина осталась самым дорогим чувством на всю жизнь. Он всегда стремился встретиться с ними, поддержать в трудную минуту, помочь. Сам с радостью принимал поддержку друзей. Например, когда Пущин приехал навестить его в ссылке.

Пушкин лицеист – это человек, для которого дружба стоит на первом месте. Он доказал, что друзья со школьных лет могут остаться друзьями на всю жизнь.

Примеры сочинений Лирика Пушкина

Пушкин лицеист сочинение 6 класс

Александр Пушкин стал учеником Царскосельского Лицея в 12 лет. Проучился 6 лет и в 17, после окончания, поступил на работу в Министерство Иностранных дел. Годы обучения оставили след не только в судьбе поэта, но и наложили отпечаток на его характер. Подростком он был замкнутым, неразговорчивым. Часто убегал от одноклассников и сидел в одиночестве, писал стихи. Но когда он подружился с другими лицеистами, эта дружба сохранилась на всю жизнь.

Пушкин в лицее приобрёл настоящих друзей. Таких, кто стал ему практически семьёй. Его близкие друзья: Пущин, Дельвиг, Кюхельбеккер, — были с ним рядом и после окончания лицея. Друзья старались встречаться, хотя жили в разных городах, но они всегда переписывались, узнавали о делах друг друга и помогали.

Когда первые лицеисты закончили обучение, они договорились, что каждый год в день открытия лицея 19 октября будут собираться. Эта традиция соблюдалась, но ни разу не удалось собраться всем вместе. Пушкин каждый год к этой дате писал стихотворение, где рассказывал о судьбах своих одноклассников.

Пушкин лицеист — сочинение в 6 классе краткое, это рассказ о Пушкине не как о поэте, а как о верном друге, который всегда был готов прийти на помощь.

Примеры сочинений Памятник Пушкину

Пушкин лицеист краткое сочинение

Если бы меня попросили рассказать о Пушкине лицеисте в сочинении из 5 предложений, я охарактеризовал бы его как личность. Великий поэт. Верный друг. Заботливый внук. Хороший семьянин. Патриот.

В том, что имя Пушкина до сих пор является синонимом гениальной поэзии, нет сомнений. Его произведения до сих пор популярны, потому что понятны и близки простым людям. Чувства, описанные в его произведениях, переживал каждый. Язык, которым пользуется поэт, понятен любым сословиям. В этом секрет долгой популярности произведений.

Дружба, зародившаяся в Лицее, стала для Пушкина неким святым символом, который поддерживал его в трудные минуты. В сложных ситуациях на протяжении всей жизни помощь оказывали именно лицейские друзья. А качества характера, приобретённые в годы учёбы в Лицее, позволили достойно прожить жизнь.

Заботливый внук – фактическая неточность. Все знают отношение поэта к няне Арине Родионовне. Его любовь и забота отражается в поэтических строках, посвящённых простой крепостной женщине. Она была не просто няней, а именно бабушкой для поэта как в младенчестве, так и во взрослой жизни.

Несмотря на то, что поэт рано погиб, у него осталась семья: жена и четверо детей. Пушкин очень любил Наталью Гончарову и своих детей. Забота о благополучии семьи всегда была у него на первом месте.

Нет сомнений, что Пушкин всегда оставался истинным патриотом. Отношение к России прослеживается и в его стихах, и в исторических повестях. Он сам является олицетворением России и её славой.

Многие вехи биографии Александра Сергеевича Пушкина мы все знаем с малолетства. Но это далеко не всё, что можно рассказать о гениальном поэте, который был при этом и просто человеком с причудами и слабостями.

В Лицей попал по знакомству

Александр Сергеевич был родом из относительно небогатой (по дворянским меркам первой трети XIX века) семьи, но – имевшей связи с влиятельными персонами. Именно поэтому юный Пушкин и был принят в Царскосельский лицей, который должен был готовить руководящие кадры для Российской империи. А изначально там вообще предполагалось обучать детей из императорской семьи. Поскольку число учеников в Лицее планировалось небольшим, то представители отечественной знати боролись за зачисление в него своих отпрысков. Александра Сергеевича туда устроил дядя, Василий Львович Пушкин, который был на короткой ноге с министром-реформатором Сперанским – инициатором создания Царскосельского лицея.

1 - 2019-08-12T085746.097.jpg

Учился плохо

Юный Пушкин не отличался прилежанием в учебе. Да и дисциплиной тоже. Поэтому до наших дней дошли шутливые эпиграммы, написанные теми, кто учился вместе с ним, и посвященные Пушкину и его лицейским шалостям. Все знают о выступлении Пушкина перед сенатором (и поэтом) Державиным на лицейском экзамене. Но мало кто упоминает не очень лестный для «солнца русской поэзии» факт – что Александр Сергеевич по результатам лицейских экзаменов занимал по успеваемости место лишь на ступеньку выше предпоследнего. А дальше в жизни Пушкин занимался лишь самообразованием.

2 - 2019-08-12T085747.835.jpg

Картежник

Александр Сергеевич был человеком увлекающимся и темпераментным, он любил не только женщин, но и азартные игры. Чаще всего Пушкин играл в карты – причем на деньги, и обычно проигрывал. Бывало так, что у поэта во время игры заканчивались деньги, и поэтому в порыве азарта Александр Сергеевич писал долговые расписки. Чтобы решить финансовые проблемы, он закладывал свое имущество, среди которого – внимание! – были его произведения, в том числе, еще не написанные. То есть, поэмы еще нет, но под неё Александр Сергеевич до публикации взял денег. Так, в ходе одной из карточных игр, проигравшись до нитки, Пушкин умудрился поставить на кон даже одну из еще не вышедших в свет глав своего романа в стихах – «Евгения Онегина». Хорошо, что в игре поэту все же повезло и он выиграл, оставшись с деньгами и замечательной главой – второй.

3 - 2019-08-12T085749.188.jpg

Воевал с кредиторами

Но, увы, не всегда Александру Сергеевичу удавалось отыграться и даже вовремя занять денег, чтобы отдать очередной карточный долг. И тогда его начинали донимать кредиторы, которым он обещал скоро отдать если не всю сумму уже, то хотя бы ее часть. Да, порой Пушкину удавалось условиться о выплате не всего долга, но зато не заставлять ждать, когда же поэт вообще заплатит. Бывали, конечно, и случаи, когда у Пушкина не получалось по-хорошему договориться с настырным и назойливым кредитором. И тогда Александр Сергеевич, полный негодования, принимался писать на жадных кредиторов нехорошие эпиграммы и рисовать на них карикатуры. Правда, он не публиковал их в газетах и журналах, а всего лишь оставлял в своих черновиках. Но часть из этих черновиков дошла до нашего времени, и мы точно знаем, как недолюбливал Пушкин тех, кому был должен и не мог вовремя отдать!

4 (99).jpg

Стеснялся своего роста

Пушкин был невысокого роста (немногим более полутора метров), и поэтому на публике, на балах и на приемах, он старался не стоять совсем рядом с очередной дамой, за которой он ухаживал. Если, конечно, она была выше его. Кстати, выше поэта на целых 10 сантиметров была и его жена, красавица Наталья Гончарова. И поэтому на светских мероприятиях Александр Сергеевич норовил держаться подальше от супруги. Дабы не бросалось в глаза, что жена выше мужа.

5 (76).jpg

Донжуанских списков не составлял

Пушкин любил многих женщин, но не писал никаких «Тайных записок» и «Дневников», в которых подробно описаны откровенные сцены якобы в его исполнении с многочисленными светскими и полусветскими дамами, а также и обычными простушками. А такие подделки, подписанные якобы Пушкиным, выходили не только в России, но и за границей. Но они были разоблачены учеными, доказавшими, что Александр Сергеевич подобного не писал.

6 (48).jpg

Дуэлянт

Александр Сергеевич любил скандалы и с удовольствием оскорблял тех, кто ему не нравился. Поэтому он неоднократно, несколько десятков раз (и это только те, которые точно известны!), дрался на дуэлях. Причем в более чем половине случаев сам Пушкин был инициатором дуэли. И только последняя из дуэлей, как мы знаем, оказалась для него смертельной.

7 (36).jpg

Младший брат – литературный секретарь

Младший брат Пушкина, Лев Сергеевич Пушкин, который моложе поэта на шесть лет, был боевым офицером, участником русско-персидской войны 1827-1829 годов. О ней он много рассказывал Александру Сергеевичу. Братья общались между собой, переписывались. Лев Сергеевич знал наизусть все стихотворения брата, сам писал стихи, и некоторое время был литературным секретарем Александра Сергеевича. Но оплачивать большие долги, которые делал любивший пожить на широкую ногу, но не имевший на это средств Лев, приходилось не раз самому поэту, который пенял на это как брату, так и другим родственникам.

8 (17).jpg

Карьерных успехов не искал

Пушкин не был карьеристом – иначе бы никогда не стали известны в светском обществе не только его фривольные стихотворения, но и недобрые эпиграммы. А среди них были строки, посвященные как самому Александру I, так и близким к власти вельможам, и важным учреждениям. Да и с Николаем I (называемым за глаза Палкиным), у очень ревнивого Александра Сергеевича, подозревавшего императора в излишнем личном интересе к своей жене, были непростые отношения. Хотя царь и сказал, что будет его личным цензором, а уже после смерти поэта Николай I отдал приказ оплатить все пушкинские долги и помочь финансово детям поэта.

9 (3).jpg

До новых книг!

Ваш Book24

  • Рассказ о лицейском братстве пушкина
  • Рассказ о ломоносове как о ученом
  • Рассказ о лос анджелесе на английском
  • Рассказ о лицемерии и жестокости управляющего софрона что за произведение
  • Рассказ о лондоне на английском с переводом 5 класс