Рассказ о летописи 5 класс

Из древнерусской литературы 2 часа урок 11 начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. летописание. повесть временных лет

Из древнерусской литературы

2 часа

Урок 11
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

      Прежде чем начинать уроки по этой теме, учитель литературы должен выяснить, какие темы пятиклассники уже изучали по истории Отечества. Ко времени проведения уроков, посвященных «Повести временных лет», ученики уже должны познакомиться с темой «Древняя Русь». Мы рекомендуем учителю прочитать соответствующую статью учебника по истории за 5 класс, побеседовать с учителем-предметником: какую дополнительную информацию он давал ученикам? Как правило, все существующие программы по истории включают в себя разговор о «Повести временных лет». Учитель построит урок так, чтобы проверить то, что уже известно ученикам, и акцентировать внимание на том, что «Повесть временных лет» — не только важнейший исторический источник, но и литературный памятник.
      Мы полагаем, что учитель в 5 классе может бегло остановить на описании развития древнерусской литературы в целом. Учитывая особенности развития младших подростков, у которых преобладает конкретно-предметное мышление, кратко расскажем им о летописании и перейдем к чтению летописного отрывка. К статье (по Л. Дмитриеву), данной в учебнике, мы рекомендуем обращаться в сильном классе.

      I. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник
      Слово учителя
      Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
      Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.
      В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
      Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето…» (т. е. «В год…») — отсюда и название летопись.
      Отметим на доске и в тетради:
      Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)
      В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
      Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
      В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

      II. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
      Комментированное чтение
      Прежде чем начать чтение, нужно провести небольшую вводную работу.
      Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
      Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
      В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.
      В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.
      Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.
      Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.

      Отрывок из летописи читает учитель, внимательно следя за реакцией детей и делая необходимые комментарии. Затем ученики отвечают на вопросы о том, как они поняли содержание текста.
      — Когда происходили описываемые события?
      — Кто княжил в Киеве?
      В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги.
      — Что вы знаете о княжении Святослава?
      — Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев?
      — Как вы понимаете слово отрок?
      — Как поступил отрок, чтобы спасти город?
      — Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
      — В чем была хитрость воеводы Претича?
      — С какими словами обратились жители города к Святославу?

      Словарная работа
      Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в зависимости от уровня литературного развития класса.
      Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.
      Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.
      Ладья — большая лодка.
      Тужить — горевать.
      Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.
      Дружина — отряд воинов на службе у князя.
      Воевода — предводитель дружины.
      Княжичи — дети князя.
      Умчим — быстро перевезем.
      Я муж его (князя) — я служу князю.
      Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.
      Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца.
      Сокрушался — сильно печалился.
      Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» — «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Урок 12
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)

      I. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи
      Составление цитатного плана
      Обучаем пятиклассников составлять план. Чтобы пересказать текст с соблюдением стилистических особенностей, лучше всего опираться на цитатный план.
      Цитата — точная выдержка из какого-нибудь текста.
      Объясним, что цитата заключается в кавычки. Если берется отрывок предложения с начала предложения, то ставим многоточие в конце; если берем отрывок не с начала, то ставим многоточие и начинаем со строчной буквы. Эти правила надо подробно объяснить детям, чтобы потом избежать переучивания.
      Перечитывая летописное повествование, дадим детям почувствовать, что рассказ ведется спокойно, так, как звучит разговорная речь. Сравним дату, к которой приурочен летописный рассказ об осаде Киева печенегами (968 год, т. е. X век), и дату составления первого летописного свода (начало XI века).
      — Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
      Придем к выводу, что рассказ об этом событии, вероятнее всего, он записал с чьих-то слов.
      — Обратите внимание на повторение союзов и, а. Какую роль они играют в тексте? (2-й вопрос из учебника, с. 49.)
      Союзы и, а придают ритмичность и плавность повествованию, приближают его к устной речи, т. е. к фольклору.
      Отметим еще несколько стилистических особенностей.
      — Что вы можете сказать о диалогах в тексте? Как их можно назвать: многословными или лаконичными?
      Для диалогов с отроком, так же как и для других диалогов в летописном отрывке, характерны лаконичность (краткость и точность), простота.
      — Часто ли встречаются в отрывке прилагательные, существительные, глаголы? Почему?
      Если обратить внимание на особенности языка летописного отрывка, то можно заметить, что в тексте очень редко встречаются прилагательные. В основном мы видим существительные и глаголы.
      Глаголы очень выразительны, например: затворились, изнемогали, тужить, устремились, умчим, подступите, погубит, затрубили, закричали, пригрозить, сокрушался, собрал, прогнал. Это говорит о том, что для людей того времени очень важное значение имели не только свойства или качества предметов, но и их действия.

      II. Пересказ с сохранением стилистических особенностей текста
      Подобный пересказ — задача очень сложная для пятиклассников. Пересказать полный текст так, как это необходимо, практически невозможно для детей 10—11 лет. Перед нами не стоит задача контроля, нам важно научить детей пересказу с сохранением стилистических особенностей. Лучше всего работу построить так: один ученик (более слабый) читает выразительно отрывок (ориентировочно размером с первый абзац), второй вслед за ним пересказывает, и т. д.

      Литература и изобразительное искусство
      В рубрике учебника «Литература и изобразительное искусство» (с. 50) даны вопросы и задания к репродукции картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» (с. 48). Следует помочь детям осмыслить эту картину. Возможна организация беседы, в которую учитель сможет включить некоторые сведения о классицизме, о художнике и о создании картины.
      Андрей Иванович Иванов жил в 1776—1848 гг., т. е. в конце XVIII — начале XIX в. В это время в искусстве России царили принципы классицизма, который обращался к наследию Древней Греции и Древнего Рима как к норме и идеальному образцу. Одним из главных отличий русского классицизма было стремление художников отобразить в искусстве идеи гражданственности и патриотизма (любви к родине).
      Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.
      Художник не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв юноши, спасающего свою родину от врагов.
      Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба распластались кажущиеся черными ветви дерева. Правее коня мы угадываем бледные силуэты вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними — контур крепостных стен осажденного печенегами Киева.
      В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела. Другую стрелу, уже вынутую из раны, он держит в правой руке. Лицо его выражает страдание и надежду, что юноша спасет родную землю, за которую воин пролил свою кровь. Левая рука его приподнята, словно своим жестом он хочет благословить отрока, но сил ему не хватает. Серебристая кольчуга, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы отрока и раненого воина в одно смысловое целое.
      Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря которому передается стремительность движения юноши. Алый цвет символизирует собой героизм. Русые кудри его развеваются, тело напряжено в беге так, что мы видим упругие мышцы героя. В лице его сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского войска, но не желание остаться в живых движет им: его задача — передать воинам важную весть. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска русского воеводы Претича. Мы догадываемся, что с помощью образа зари художник хотел передать идею освобождения от врагов.
      С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к свободе, к победе над врагами.

      III. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)
      Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная» (с. 49), отвечаем на вопросы (с. 49—50).
      — Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»? (1-й вопрос.)
      Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение: Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но княжеский слуга — это не простолюдин, и его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.
      — Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»? (2-й вопрос.)
      Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна — это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям.
      — Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»? (3-й вопрос.)
      Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

      Домашнее задание
      Вспомнить басни, которые изучали в начальной школе.
      Индивидуальное задание
      Подготовить рассказы о детстве М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о литературной деятельности; подготовить выразительное чтение наизусть сонета С. И. Стромилова «Ломоносов» или стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» (см. их в следующем разделе нашей книги).

Из русской литературы XVIII века

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

1 час

Урок 13
M. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка…» (М. В. Ломоносов)

      I. Артикуляционная разминка

      II. М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность
      Для оформления класса желательно использовать репродукцию работы неизвестного художника — портрет М. В. Ломоносова, хранящегося в Эрмитаже.
      Учитель может заранее распределить задания между учениками: подготовить рассказы о детстве Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о литературной деятельности, предложить выучить и рассказать сонет С. И. Стромилова «Ломоносов» или стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник».
      Слушаем рассказы учеников о Ломоносове.
      Литературы, посвященной жизни и творчеству М. В. Ломоносова, вполне достаточно. Учителю можно порекомендовать книгу о великом русском ученом из серии «Открытия и судьбы» 

1.

С. И. СТРОМИЛОВ
ЛОМОНОСОВ

Сонет

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сияньем озарен.

Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошел умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Законник языка! ты стоишь поздней славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,
Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

Н. А. Некрасов
Школьник

— Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на парнишку
Издержал последний грош.

Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

      Пятиклассникам рано говорить о существе сделанных Ломоносовым преобразований в языке, об этом пойдет речь в 7 классе, когда ученики будут более подготовлены.

      III. «Случились вместе два Астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме
      Учитель читает стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…», затем беседует с учениками, выясняя, как они восприняли стихотворение, и углубляет понимание сложного для пятиклассников произведения Ломоносова.

      Словарная работа
      Первое, на что обращают внимание дети, — это лексические и грамматические архаизмы.
      Случились вместе — встретились вместе.
      Спорили… в жару — жарко, горячо спорили.
      Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
      Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
      Такова (прил.) — такого.
      Жаркова (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).

      Беседа
      — Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
      Дети учатся работать со сносками.
      Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
      Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
      — Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
      Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
      — В чем противоположность взглядов ученых?
      — К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
      Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
      Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
      — В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
      Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
      — В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»? (2-й вопрос, с. 53.)
      Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
      Прочитаем стихотворение еще раз, предложим ученикам прочитать его выразительно.

      IV. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка…» (М. В. Ломоносов)
      Прочитаем высказывание Ломоносова (2-е задание, с. 54):
      «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли и думали, что оные есть или могут быть».
      — Как вы понимаете это высказывание?
      Язык старинных русских книг красив, богат, великолепен и силен. Во времена Ломоносова уже существовали особые правила, в которых говорилось, как надо сочинять книги. В старину русские люди не только не знали таких правил, но даже не думали, что они вообще могут быть. Считалось, что вдохновение и мастерство писателя — от Бога. Однако в самом языке есть определенные законы, и если писатель чувствует и соблюдает их, то проявляются сила, богатство и красота языка.
      Обращаемся ко второй части вопроса: подготовить устное высказывание-рассуждение на заданную тему.
      Красота, сила, богатство устной речи каждого зависят от точности употребления слов, от отсутствия в речи бранных слов и слов-паразитов, от краткости, выразительности, от широты знаний и объема словарного запаса.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (или выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство…»).
      Подготовить небольшое письменное высказывание-рассуждение: «Красота, сила, богатство устной речи каждого зависит от…»

      Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение басен Эзопа и Лафонтена.


      1 Михайло Ломоносов: жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем. — М.: Современник, 1989.

Месть княгини Ольги

В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь — пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, — поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд — отец Мстиши. Сказали же древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым подъемом… И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе и сказала им; «Гости добрые пришли». И ответили древляне: «Пришли, княгиня». И сказала им Ольга: «Говорите, зачем пришли сюда?» Ответили же древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что ввели порядок в Деревской земле, — пойди замуж за князя нашего за Мала»… Сказала же им Ольга:

«Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье», и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града. На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье». И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя», — и понесли их в ладье. Они же уселись, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, приникнув к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И разожгли баню, и вошли в нее древляне и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все.

И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Они же, услышав об этом, свезли множество медов и заварили их. Ольга же, взяв с собою малую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать великую могилу и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где дружина наша, которую послали за тобой?»

Она же ответила: «Идут за мною с дружиною мужа моего». И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить за их честь, а сама отошла прочь и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их пять тысяч. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско.

В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как жители его убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и крепко боролись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться после сдачи. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и обязались выплачивать дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода». Древляне же ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга, что-де «я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву в первый раз и во второй, а в третий раз — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь». Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости». Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, — идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город». Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждой птице. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев.

Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись — где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы ни горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольги. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов; и сохранились места ее стоянок и охот до сих пор. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом и пробыла здесь год…


Презентация на тему: Летописи. Летописцы земли Русской

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
ЛЕТОПИСИ. ЛЕТОПИСЦЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Описание слайда:

ЛЕТОПИСИ. ЛЕТОПИСЦЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

№ слайда 2
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предш

Описание слайда:

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачев

№ слайда 3
Основные термины: Летописец – составитель летописи. Летописание – составление ле

Описание слайда:

Основные термины: Летописец – составитель летописи. Летописание – составление летописи. Летопись — погодная запись исторических событий, производимая современником.

№ слайда 4
Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы.

Описание слайда:

Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века. Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века.

№ слайда 5
Литература возникла внезапно. Но скачок в царство литературы был подготовлен все

Описание слайда:

Литература возникла внезапно. Но скачок в царство литературы был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие письма, перенесенного к нам из Болгарии. Литература возникла внезапно. Но скачок в царство литературы был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие письма, перенесенного к нам из Болгарии.

№ слайда 6
Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Меф

Описание слайда:

Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий были уроженцами города Солуни (ныне греческого города Салоники), который в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в нем, кроме греческого языка, звучал славянский говор. Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий были уроженцами города Солуни (ныне греческого города Салоники), который в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в нем, кроме греческого языка, звучал славянский говор.

№ слайда 7
В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и пере

Описание слайда:

В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и перевел с греческого языка на болгарский основные богослужебные книги. Эти переводы и созданные в Болгарии сочинения стали проникать на Русь. В это же время стали появляться и первые произведения русской литературы. Что же представляла собой русская литература в первые семьсот лет существования или иначе древнерусская литература? В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и перевел с греческого языка на болгарский основные богослужебные книги. Эти переводы и созданные в Болгарии сочинения стали проникать на Русь. В это же время стали появляться и первые произведения русской литературы. Что же представляла собой русская литература в первые семьсот лет существования или иначе древнерусская литература?

№ слайда 8
В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространени

Описание слайда:

В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги — летописи. В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги — летописи.

№ слайда 9
Что такое летопись ? «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С.

Описание слайда:

Что такое летопись ? «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С. Пушкин

№ слайда 10
Как создавались летописи? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

Описание слайда:

Как создавались летописи? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

№ слайда 11
Рассказ о летописи 5 класс

№ слайда 12
Храм Покрова-на-Нерли Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при

Описание слайда:

Храм Покрова-на-Нерли Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Легенда гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь. Именно так был задуман и построен белокаменный храм Покрова на Нерли, поставленный неподалеку от новой русской столицы – города Владимира, и резиденции Великого князя в Боголюбово. Он напоминает платок, сброшенный с небес на землю.

№ слайда 13
Недалеко от Киева, первой столицы Древнерусского государства, при Великом князе

Описание слайда:

Недалеко от Киева, первой столицы Древнерусского государства, при Великом князе Ярославе Мудром (сыне князя Владимира Красно солнышко) был основан первый на Руси монастырь — Киево-печерский. Печерским (или пещерским — от слова пещера) он назывался оттого, что первые его обитатели в качестве жилища использовали пещеры в высоком и обрывистом берегу реки Днепр. Недалеко от Киева, первой столицы Древнерусского государства, при Великом князе Ярославе Мудром (сыне князя Владимира Красно солнышко) был основан первый на Руси монастырь — Киево-печерский. Печерским (или пещерским — от слова пещера) он назывался оттого, что первые его обитатели в качестве жилища использовали пещеры в высоком и обрывистом берегу реки Днепр.

№ слайда 14
Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился про

Описание слайда:

Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев — Нестора. Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев — Нестора.

№ слайда 15
Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 л

Описание слайда:

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей. Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

№ слайда 16
Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: "Великая бывает польза

Описание слайда:

Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: "Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги… учат нас…, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: "Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги… учат нас…, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами".

№ слайда 17
Образ Нестора-летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, в

Описание слайда:

Образ Нестора-летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, вдохновлял и продолжает вдохновлять художников и писателей на создание новых памятников культуры.

№ слайда 18
Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития) русских князе

Описание слайда:

Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития) русских князей Бориса и Глеба, биографии (жития) тех, кто жил с Нестором в Киево-печерском монастыре. Но главным подвигом жизни Нестора явился труд над составлением древнейшей из дошедших до нас летописи, которая называется "Повесть временных лет". Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития) русских князей Бориса и Глеба, биографии (жития) тех, кто жил с Нестором в Киево-печерском монастыре. Но главным подвигом жизни Нестора явился труд над составлением древнейшей из дошедших до нас летописи, которая называется "Повесть временных лет".

№ слайда 19
Вот как начинает ее Нестор-летописец: "Се повести временных лет, откуда ест

Описание слайда:

Вот как начинает ее Нестор-летописец: "Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть".

№ слайда 20
О летописи О летописи «Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена

Описание слайда:

О летописи О летописи «Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.

№ слайда 21
Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древн

Описание слайда:

Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской. Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской.

№ слайда 22
Рассказ о летописи 5 класс

№ слайда 23
Известие о походе Мамая Миниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского», XVI в.

Описание слайда:

Известие о походе Мамая Миниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского», XVI в.

№ слайда 24
Миниатюра из Радзивиловской летописи

Описание слайда:

Миниатюра из Радзивиловской летописи

№ слайда 25
Лаврентьевская летопись Нижегородский Печёрский монастырь

Описание слайда:

Лаврентьевская летопись Нижегородский Печёрский монастырь

№ слайда 26
Славяне на Днепре

Описание слайда:

Славяне на Днепре

№ слайда 27
Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и на

Описание слайда:

Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще. Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще.

№ слайда 28
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://kruzhalov.ru http://school-collection.edu.ru

Описание слайда:

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://kruzhalov.ru http://school-collection.edu.ru

Великие философы часто повторяли, что люди, не знающие своего прошлого, не имеют будущего. Историю своей семьи, своего народа, своей страны следует знать хотя бы для того, чтобы не приходилось делать одни и те же открытия, совершать одни и те же ошибки.

Источниками информации о событиях прошлого служат официальные документы государственного уровня, записи религиозных, социальных, образовательных учреждений, сохранившиеся свидетельства очевидцев и многое другое. Самым древним документальным источником считаются летописи.

Что такое летопись?

Летопись — один из жанров Древнерусской литературы, бытовавший с XI по XVII века. По своей сути это последовательное изложение значительных для истории событий. Записи велись по годам, по своему объему и подробности изложения материала они могли сильно различаться.

Какие события заслуживали упоминания в летописях?

Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.

Русские летописи

Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями. Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.

В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.

Общие черты известных летописей

1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета – «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.

Древние летописи

2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года – Крещение Руси.

3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.

4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.

Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами

Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.

Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, — элементы народных сказаний.

Что такое летопись

Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.

В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?

Самые известные летописи

Первая летопись

Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице:

Русские летописи
Название летописи Период описываемых событий Время создания самого раннего известного списка
Повесть временных лет От сотворения мира до начала XII века Начало XII века
Ипатьевская летопись От сотворения мира до конца XIII века XV век
Лаврентьевская летопись От сотворения мира до начала XIV века XIV век
Воскресенская летопись От родословной Рюриковичей до середины XVI века XVI век
Строгановская летопись

XVI век

XVII век

Вплоть до XIX века считалось, что «Повесть временных лет» – это первая летопись на Руси, а ее создатель монах Нестор – первый русский историограф. Это предположение было опровергнуто А.А. Шхматовым, Д.С. Лихачевым и другими учеными. «Повесть временных лет» не сохранилась, но ее отдельные редакции известны по спискам в более поздних произведениях – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.

Летопись в современном мире

К концу XVII века летописи утратили свое историческое значение. Появились более точные и объективные способы фиксации событий. История стала изучаться с позиций официальной науки. А у слова «летопись» появились дополнительные значения. Уже не вспоминаем мы о том, что такое летопись, когда читаем заголовки «Летописи жизни и творчества N», «Летопись музея» (театра или любого другого учреждения).

летопись аркхема

Есть журнал, киностудия, радиопередача с названием «Летопись», а любителям компьютерных игр наверняка знакома игра «Летопись Аркхема».

Ильина Л.Д.
учитель русского языка и литературы
ОБОУ «Суджанская школа – интернат»
г. Суджа Курская область сентябрь 2015

Да ведают потомки православных

земли родной минувшую судьбу…

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

на тему

«ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Летописи»

5 класс

Ещё одно последнее сказанье-

И летопись окончена моя…

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Когда – нибудь монах трудолюбивый

Найдёт мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду-

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет.

Жанры древнерусской литературы

Летопись . Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…».

Жанры древнерусской литературы

Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина).

Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.

Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.

Рукописная книга – это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых вместе и переплетенных. Тетрадь пришивалась к ремням, которые прикреплялись к деревянным доскам-переплетам. Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью. Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или округлым. К переплетам прикреплялись кожаные завязки или застежки.

Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык.

Радзивилловская летопись.

Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общероссийских.

В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

«Повесть временных лет»

(также называемая «Первоначальная летопись«)

В начале 12 века монах Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод творчества нескольких поколений летописцев, так как при переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, иногда ошибались или добавляли новые сведения.

М.М.Антокольский

Начало «Повести временных лет» посвящено событиям всемирной истории в ее средневековом понимании.

Нестор ведет свой рассказ от «Всемирного потопа» и распределении земли между сыновьями Ноя. Рассказывает об образовании народов и языков. Передает библейскую легенду о Вавилонском столпотворении.

Как утверждает Нестор, славяне первоначально жили вдоль Дуная. Отсюда и произошло расселение славян, приведшее затем к образованию различных славянских племен и народностей.

Речь грека-философа перед князем Владимиром. ..

Миниатюра из Радзивилловской летописи

Поход русских князей на половцев. Миниатюра Радзивилловской летописи 15 век.

Рукописная страница книги

Засуха 1092 года. Миниатюра Радзивиловской летописи. XV век

Язык «Повести временных лет» широко отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, — он всегда точен и строго фактографичен в передаче высказываний своих героев.

В летописи широко представлена специальная терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная.

Часто летописец использует народные пословицы и поговорки. Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI – XII вв.

Освящение Десятинной церкви.

Миниатюра из Радзивиловской летописи

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира.

Русский флот. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Аскольд и Дир просят разрешение у кн. Рюрика отправиться в Константинополь. 

1. http://сергиев-посад.рф/wp- content/uploads/2015/07/4040fc852e5471b78d0c9aca4147cdc0.jpeg?bde82e

2. http://veshenskiy-prihod.narod.ru/detskaya/image056.jpg

3. http://veshenskiy-prihod.narod.ru/detskaya/image056.jpg

4. http://100knig.com/wp-content/uploads/2014/02/15-e1392207309863.jpg

5. http://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=714&mmedia=IMAGE

6.http://cdn-nus-1.pinme.ru/pin-upload-static/photos/3c3f0401bd8b0602468ba6069debadc8_b.jpg

7.http://ukrmap.su/program2009/uh7/7_1314/130.jpg

8.http://russianbronze.com/images/stories/nestor—322.jpg

9.http://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=854&mmedia=IMAGE

10.http://www.blinovaoksana.ru/images/——_r6yr6315.jpg

11.http://artpolitinfo.ru/wp-content/uploads/photo-gallery/Vasnezov/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86%20%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80.jpg

Электронные ресурсы:

12.http://strochki.net/wp-content/uploads/2013/03/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0.jpg

13.http://vremya4e.com/uploads/posts/2015-09/1441449267_img22028129.jpg

14.http://www.archive.gov.tatarstan.ru/res/files/10_5_329_b.jpg

15.http://cs621816.vk.me/v621816399/1a39a/Uzh_738XwiU.jpg

16.http://www.1543.su/VIVOVOCO/VV/BOOKS/DANGER/BOOK_2.JPG

17.http://meest-online.com/wp-content/uploads/2014/05/76723.b.jpg

18. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/82/Radzivil_Vladimir_campaign_on_Korsun.jpg

19. http://4.bp.blogspot.com/-Rx84wk09zFI/UO6JGnKgqmI/AAAAAAAAQ48/W5XaCWkId8k/s1600/%C2%AB%D0%9F%D0%BE-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B5-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5-%D0%BE%D1%82-%D0%B4%D1%8B%D0%BC%D0%B0%C2%BB.-%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C.-%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80.jpg

20.http://ic.pics.livejournal.com/tarasow_ilya/41025476/205117/205117_900.jpg

21.http://deduhova.ru/statesman/wp-content/uploads/2014/03/4.jpg

  • Рассказ о красоте растений ульяновской области
  • Рассказ о красоте растений родного края окружающий мир 2 класс страница 41
  • Рассказ о красоте растений родного края для 2 класса по окружающему миру рабочая тетрадь плешаков
  • Рассказ о красоте растений родного края словами ребенка окружающий мир 2 класс
  • Рассказ о красоте растений костромского края