Рассказ о лексике русского языка 6 класс

Русский язык6 классурок 98лексика и орфографияперечень рассматриваемых вопросов1. основные понятия лексикологии, фразеологии. 2. лексический и орфографический анализ слов.3. редактирование

Русский язык

6 класс

Урок № 98

Лексика и орфография

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Основные понятия лексикологии, фразеологии.

2. Лексический и орфографический анализ слов.

3. Редактирование текстов с лексическими ошибками.

Тезаурус

Лексика – это словарный состав языка.

Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав.

Фразеология – раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания, цельные по своему значению.

Паронимы – слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но отличающиеся лексическим значением: невежа невежда, искусный — искусственный.

Лексические нормы – это правила, которые регулируют употребление слов в соответствии с их значениями и сочетание слов в речи.

Лексическая ошибка – нарушение лексической нормы.

Богатая речь – это разнообразная речь, в ней редко повторяются одни и те же слова.

Точность речи – это соответствие слов предметам и явлениям, которые они обозначают.

Выразительная речь поддерживает интерес у читателя или слушателя, в ней используются образные средства.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В языке всё взаимосвязано: от произношения зависит написание слова, правильное написание определяется значением и сочетаемостью слов. Для решения орфографических задач требуется аналитический навык. Возьмём для анализа слово стобалльник. Есть 8 вариантов его написания, какие из них правильные? 

Для начала определим, сколько букв л должно быть в слове. Стобалльник – это человек, набравший сто баллов. В русском языке есть слово бал и слово балл. Заглянем в толковый словарь.

Бал – большой праздничный вечер с танцами.

Балл – цифровая оценка чего-либо.

Стобалльник – это человек, набравший 100 баллов. Значит, в слове пишутся две буквы л.

Теперь нужно решить, есть ли в слове дефис. Сложное слово образовано от подчинительного сочетания сто баллов. Следовательно, пишется слитно, если мы выбрали буквенную запись. Если запись включает цифры, то нужно писать дефис.

Теперь оба варианта правильные. 

Дадим теперь лексический комментарий слову стобалльник. Это слово разговорное, в литературной речи его следует заменить сочетанием «тот, кто набрал сто баллов».

Мы решили орфографическую задачу, и для этого нам понадобились знания по лексикологии, умение пользоваться справочной информацией из разных источников.

Анализ значений слов помогает решать орфографические задачи. Рассмотрим ряд слов: горение, гора, горевать. Несмотря на то, что корни в этих словах звучат одинаково, слова не являются однокоренными, их правописание подчиняется разным правилам. В слове горение в корне гор чередующаяся гласная. Буква о пишется в безударном положении. В остальных словах безударная гласная о проверяется ударением: гора – горы, горевать – горе. Такие корни называются омонимичными.

Давайте теперь решим задачу по лексике. Мама попросила вас купить в магазине молока. Вы пришли в магазин, а там молока несколько видов: пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное. Какое купить? Проведём исследование и заглянем в словари. Пастеризовать – подвергнуть пастеризации – нагреванию до 60-70 градусов, при котором погибают вредные микробы, но сохраняются витамины и вкусовые качества продукта. Этот способ сохранения продукта впервые применил французский бактериолог Луи Пастер. Его именем и назвали процесс. Латинское слово ультра означает «сверх, чрезмерно». Значит, ультрапастеризация – это процесс нагревания продукта (термическая обработка) с целью продлить его срок годности. Стерилизовать – это нагреть выше 100 градусов. При таком нагреве уничтожаются не только вредные, но и полезные вещества. Исследование закончено. Осталось сделать выбор покупки. Но эта задача уже не лингвистическая. 

Нужно уметь употреблять слова в соответствии с их значениями. Это означает соблюдать лексические нормы языка. Нарушение таких норм приводит к лексическим ошибкам. 

Давайте разберёмся, какими могут быть лексические ошибки.

Употребление одного слова вместо другого. Например: «Я обратно прочёл рассказы А. Чехова». В этом предложении слово обратно употреблено вместо слова снова или опять. 

Следующий вид ошибки – нарушение сочетаемости слов. Слово закадычный разговорное, имеет ограничения в сочетаемости: можно сказать закадычный друг, закадычный приятель, но нельзя закадычный рыбак, закадычный автолюбитель. Правильно сказать: заядлый рыбак, завзятый рыбак.

К ошибкам относится неправильное употребление историзмов, архаизмов, неологизмов при описании событий другой эпохи. Например: «Пушкин закончил элитный лицей». Слово элитный не может быть отнесено к XIX веку. 

Ошибкой является неуместное использование сниженной лексики. Пример: «Подежурь заместо меня». Просторечие заместо нужно заменить литературным вместо. 

Ошибки могут быть допущены при употреблении фразеологизмов. Их нужно воспроизводить в том виде, в каком они существуют в языке. Пример неправильного употребления: провести вокруг пальца, нужно сказать: обвести вокруг пальца. 

Чтобы не допускать ошибок, нужно выработать привычку пользоваться словарями. Это поможет обогатить речь, её словарный запас. 

Как определить, является ли речь человека богатой? Для этого нужно узнать, есть ли в ней повторы, много ли их. Богатой называют разнообразную речь, в которой реже повторяются одни и те же слова, чаще используются синонимы. 

Речь человека должна быть также точной и выразительной. Точность речи – это соответствие слов предметам и явлениям, которые они обозначают. Выразительная речь поддерживает интерес у читателя или слушателя, в ней используются образные средства.  

Вот пример такой речи в стихотворении Самуила Маршака:

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь. 

Нужно стремиться к тому, чтобы наша речь была правильной, богатой, точной, образной.

Тренировочные задания

Множественный выбор

Укажите ряды, в которых все пары являются синонимами.

Вандал – дикарь, чуткий – стыдливый, обет – клятва.

Реформа – обсуждение, радушный – гостеприимный, добродушный – доблестный.

Гигант – колосс, одарённый – талантливый, ликовать – торжествовать.

Алчный – корыстный, притеснять – угнетать, пламенный – страстный.

Для выполнения задания нужно проанализировать каждую пару слов, в случае необходимости обратиться к словарям. Не являются синонимами пары чуткий – стыдливый, реформа – обсуждение, добродушный – доблестный.

Правильный ответ

Гигант – колосс, одарённый – талантливый, ликовать – торжествовать.

Алчный – корыстный, притеснять – угнетать, пламенный – страстный.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте на месте пропусков подходящее слово.

Нужно зайти в ателье, чтобы … платье. Надо … друзей. На ужин нужно … макароны. Нужно … окно, чтобы дышать свежим воздухом. Определяем … употребления слова в речи. Наводим … в доме. Процесс … к знаменателю. Читать про … .

А) примерить б) примирить в) отварить г) отворить д) частоту е) чистоту ж) привидения з) приведения.

Чтобы вставить подходящие слова, нужно понять смысл корней, найти проверочное. Примерить – примерка, примирить – мирный, отварить – варят, частота – частый, чистота – чистый, приведение – привёл, привидение – привиделось. В слове отворить гласную в корне проверить нельзя.

Правильный ответ

Нужно зайти в ателье, чтобы примерить платье. Надо примирить друзей. На ужин нужно отварить макароны. Нужно отворить окно, чтобы дышать свежим воздухом. Определяем частоту употребления слова в речи. Наводим чистоту в доме. Процесс приведения к знаменателю. Читать про привидение.

Лексика. Проект ученицы 6 А класса ГОРЯЧЕВОЙ ДАРЬИ

Лексика. Проект ученицы 6 А класса ГОРЯЧЕВОЙ ДАРЬИ

Цель: • Закрепить изученное; • Познакомиться с новым материалом; • Предложить одноклассникам контрольные вопросы

Цель: • Закрепить изученное; • Познакомиться с новым материалом; • Предложить одноклассникам контрольные вопросы и задания по теме.

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Лексика изучается в специальном разделе

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Лексика изучается в специальном разделе науки о языке -лексикологии. То, что обозначает слово, есть его лексическое значение. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях. Например: учёный- специалист в какойнибудь области науки. Слова в толковых словарях располагаются по алфавиту.

УПРАЖНЕНИЕ № 95. Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Составьте пару предложений ,

УПРАЖНЕНИЕ № 95. Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Составьте пару предложений , используя любое из выделенных слов в разных значениях. 1. Какой караван не может двигаться по пустыне? 2. Из какого автомата нельзя стрелять? 3. Какую линейку не используют для черчения?

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия , в чёмлибо сходные между собой. Например: малярная КИСТЬ, КИСТЬ винограда, КИСТЬ руки. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным.

В толковом словаре разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же

В толковом словаре разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же статье и нумеруются подряд. УПРАЖНЕНИЕ. Найдите в словаре 2 -3 многозначных слова. Составьте с ними словосочетания , которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.

Некоторые слова наряду с прямым значением приобретают ещё и переносное значение. Перенос названия происходит

Некоторые слова наряду с прямым значением приобретают ещё и переносное значение. Перенос названия происходит , если у предметов, действий , признаков есть какоелибо сходство. Например цвет спелой пшеницы и золота: золотая пшеница, т. е. светло – жёлтая, похожая цветом на золото. Нередко действия людей приписываются неживым предметам, например, говорят ветер уснул, т. е. затих; о ветре сказано как о человеке Слова с переносными значениями часто используются в художественной литературе.

УПРАЖНЕНИЕ 97. В каких предложениях слово капризный употребляется в переносном значении? 1. Девочка была

УПРАЖНЕНИЕ 97. В каких предложениях слово капризный употребляется в переносном значении? 1. Девочка была капризной и упрямой. 2. Капризная зимняя погода принесла жителям города много неприятных неожиданностей. 3. Капризный кактус долго не расцветал. 4. Мы долго не могли завести капризный лодочный мотор.

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения, называются синонимами. Пример: пища-еда ; кидать – швырять. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами. Пример: заплетать косу — наточить косу. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значениемантонимы. Пример: горячий- холодный;

УПРАЖНЕНИЕ. Подберите антонимы к прилагательным, учитывая их лексическое значение, запишите получившиеся словосочетания. ОБРАЗЕЦ: Сухой(

УПРАЖНЕНИЕ. Подберите антонимы к прилагательным, учитывая их лексическое значение, запишите получившиеся словосочетания. ОБРАЗЕЦ: Сухой( человек, песок)отзывчивый человек, мокрый песок. Мягкий (грунт, климат, матрац), лёгкий ( камень, урок, мороз), свежий( хлеб, журнал, воротничок)

УПРАЖНЕНИЕ Выберите синонимы к словам родина, бесконечный, охранять и запишите их. Составьте предложения с

УПРАЖНЕНИЕ Выберите синонимы к словам родина, бесконечный, охранять и запишите их. Составьте предложения с двумя прилагательными – синонимами. Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить.

УПРАЖНЕНИЕ К данным словам подберите антонимы и запишите их. ОБРАЗЕЦ. Легко – тяжело. Низкий;

УПРАЖНЕНИЕ К данным словам подберите антонимы и запишите их. ОБРАЗЕЦ. Легко – тяжело. Низкий; здоровый; входить; сложное; друг; рано; добро; истина; сильный; громко; вверх; горячо.

Общеупотребительные слова. • Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными.

Общеупотребительные слова. • Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными. Например: вода, земля, птица, говорить, идти. • Но есть в русском языке слова, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова.

 • Упражнение 107. • Найдите общеупотребительные и необщеупотребительные слова в приведенных предложениях; объясните

• Упражнение 107. • Найдите общеупотребительные и необщеупотребительные слова в приведенных предложениях; объясните значение слов и уместность их употребления. • 1. Лес кончается. Внизу- высохшие болотцамшары*, поросшие редким леском. 2. Особенно хорошо это видно с маленького самолёта У-2, который прилетает опылять от комарья мочажницы* и болотца.

Профессионализмы • Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности , профессии,

Профессионализмы • Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности , профессии, называются профессионализмами. • Эти специальные слова разъясняются в особых словарях- справочниках. • Наиболее употребительные профессионализмы даются в толковых словарях с пометкой спец. .

 • Упражнение 113. • Прочитайте. Какая была у тракториста военная специальность? По каким

• Упражнение 113. • Прочитайте. Какая была у тракториста военная специальность? По каким словам вы это узнали? Спишите, обозначая орфограммы. Тракторист. В. . дёт он трактор б. . р. . здой, С упрям. . й цел. . ною споря, Как будто тральщик* б. . евой По энскому кв. . драту моря.

Диалектизмы • Диалектизмы- это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. • Диалектные

Диалектизмы • Диалектизмы- это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. • Диалектные слова используются в литературных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности. Например: замолаживает- пасмурнеет, летятина- дичь, залавок- подобие комода.

Исконно русские и заимствованные слова. Новые исконно русские слова возникают в нашей речи в

Исконно русские и заимствованные слова. Новые исконно русские слова возникают в нашей речи в результате образования из уже существующего в языке материала по законам и правилам русского языка. Например: россияне, иномарка, Евровидение. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Например: август, бумага, сундук.

Упражнение 122. Выпишите из толкового словаря 3 -4 заимствованных слова на тему «Искусство» и

Упражнение 122. Выпишите из толкового словаря 3 -4 заимствованных слова на тему «Искусство» и составьте с ними сложные предложения. Из каких языков заимствованы эти слова?

Неологизмы и устаревшие слова. • Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами. • Слова,

Неологизмы и устаревшие слова. • Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами. • Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими. Устаревшие слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений, называются историзмами. (кафтан, ендова) Устаревшие слова, вытесненные современными синонимами, называются архаизмами. ( чело-лоб; зеница-глаз)

Упражнение 132. Объясните лексическое значение слов. Какие из приведенных слов сейчас можно назвать неологизмами.

Упражнение 132. Объясните лексическое значение слов. Какие из приведенных слов сейчас можно назвать неологизмами. Составьте с любыми словами предложения. Ноутбук, пазл, плеер, СМИ, интернет, телемост, телезвезда, геймер, голкипер, аэробус, суши, жвачка.

Словари. • Лексические словари бывают разных видов. Их назначение зависит от того, какие задачи

Словари. • Лексические словари бывают разных видов. Их назначение зависит от того, какие задачи решают авторы: а)растолковать значение слова- толковые словари; б) представить слова по определенным признакам: -словари синонимов; -словари этимологические; -словари иностранных слов; -словари имен собственных и т. д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Что такое лексика? Чем отличаются многозначные слова от однозначных? Приведите примеры слов с переносным значением. Что такое омонимы? Приведите примеры омонимов. Что такое синонимы? Приведите примеры. Что такое антонимы? Приведите примеры. Какие слова являются общеупотребительными? Приведите примеры. Что такое профессионализмы? Приведите примеры. Что такое диалектизмы? Приведите примеры. Какие слова являются исконно русскими, а какие – заимствованными? Приведите примеры. Что такое неологизмы? Приведите примеры. Чем различаются историзмы и архаизмы? Приведите примеры.

Рассказ о лексике русского языка 6 класс

Я ИДУ НА УРОК

И.Л. СТАРИКОВА,
г.Москва


Конспекты трех уроков

6-й класс

Цель уроков, посвященных изучению лексики, –
знакомство учеников с языковыми явлениями,
которые лежат в основе классификации
лексических единиц языка. Ученик должен уметь
различать лексические единицы, понимать их
значения, правильно писать и употреблять в своей
речи.
Предлагаемые три урока включают в себя работу
над речью, построение высказывания на
лингвистическую тему, составление собственного
текста в соответствии с учебной задачей.

УРОК 1

Профессиональные слова

Цель: продолжить знакомство с
лексическим составом русского языка, дать
представление о профессиональной лексике и ее
использовании в речи.

I. Повторение орфографии. Словарный
диктант «Удвоенные согласные в корне слова»

Задание. Подчеркните слова, в
которых нет удвоенных согласных.

Параллельный, грамматика, прогресс,
Россия, биссектриса, суффикс, коридор, профессия,
одиннадцать, грамотный, терраса, галерея.

II. Знакомство с новой темой.
Профессиональная лексика (§ 14)

Ученики читают материал для
наблюдений на с. 28 и разбирают определение
профессионализмов, приводя свои примеры.

III. Выполнение упражнений по теме урока
(упр. 66, 67, 68)

IV. Работа над развитием навыков связной
речи

1. Повторение видов связи
предложений в тексте.

Цепную связь ученики повторяют,
записывая схематически диалог, который
прочитали, знакомясь с новой темой.

– [……ты]?
– [Мне…… карбюраторы].
– [……это……]?
– [Карбюратор……]. [Это слово…].

Параллельную связь
предложений в тексте ученики повторяют,
пользуясь заранее нарисованной схемой. Они
вспоминают, что при параллельной связи
предложений первое (главное в тексте)2
предложение содержит основную мысль текста,
остальные предложения раскрывают
(распространяют) ее.

2. Составление текста
«Профессиональная лексика на уроках» с
использованием параллельной связи предложений в
тексте. (Начало текста, тезис, предлагает учитель,
ученики добавляют предложения-доказательства,
раскрывающие смысл главных предложений текста.
Перед учениками также ставится орфографическая
задача – использовать как можно больше терминов
с удвоенной согласной в корне.)

Тезис
(Главные предложения текста)

Научная
профессиональная лексика – это термины. Ни одна
наука не может обойтись без своей
профессиональной лексики.

Доказательства Подтверждение
главной мысли (тезиса) учениками. (Возможные
варианты)

На уроках математики
используются термины … . На занятиях по
естествознанию нельзя обойтись без слов … .

На уроках русского языка мы не поймем
друг друга, если забудем слова … .

На уроках литературы мы постоянно работаем
над изобразительно-выразительными средствами
языка – … .

V. Контроль усвоения нового материала.
Самостоятельная работа

Задание. Спишите текст, вставляя
пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите
профессиональные слова. Что они обозначают? Для
чего П.Бажов использовал их в тексте?

У
Данилы-мастера в городе много зн_комства было по
каме(н,нн)ому делу. Вот и пристро_л он мальчонку к
стар_му мастеру. А тогда мода была из камней ягоды
делать в_ноград см_родину м_лину крыж_вник. Ч_рн_ю
см_родину из агата дел_ли, бел_ю – из дурмашков,
клубнику – из яшмы. Для к_решков и л_сточков свои
камни были офат малахит и орлец. (По П.Бажову)

VI. Подведение итогов урока

Задание на дом: упражнение 69.

УРОК 2

Заимствованные слова

Цель: продолжить знакомство с
лексическим составом русского языка, дать
представление о заимствованной лексике и ее
использовании в речи.

I. Повторение понятия о профессиональной
лексике. Самостоятельная работа

Задание. Спишите текст,
вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Укажите профессиональные слова. Что они
обозначают?

С (не)давн_го времени у человека
по_вились помощ(?)ники в умственн_м труде.
Комп_ютеры – так они называют(?)ся. А вместе с
этим умным помощ(?)ником зазвучали слова
дисплей, монитор, процессор, клавиатура.

Какие еще вы знаете профессиональные
слова, относящиеся к компьютеру?

II. Знакомство с новой темой. Заимствованные
слова (§ 15)

1. Как вы думаете, являются ли
перечисленные вами профессиональные слова
исконно русскими или они пришли в наш язык из
других языков?

(Объявление темы и целей урока.)

2. Работа с учебником. Чтение
теоретического материала § 15.

3. Беседа по прочитанному материалу.

  • Как пополняется словарный состав
    языка? (На доске и в тетрадях рисуем схему
    словарного состава русского языка.)

 

  • Почему в язык проникают
    заимствованные слова?

(Здесь можно предложить ученикам
прочитать статью А.Т. Арсирия из книги
«Занимательные материалы по русскому языку» и
выделить основные внеязыковые и языковые
причины заимствований.)

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Почему в русский язык проникают
иностранные слова? Причины этого явления бывают
внеязыковые и языковые. Внеязыковые причины
коренятся в социально-исторических условиях, при
которых разносторонние связи между народами
неизбежно и естественно вызывают
взаимопроникновение языков.

Одна из языковых причин – стремление
устранить многозначность слова или уточнить его
значение. Например, слово конец обозначает
«предел, граница чего-либо, последний момент (о
времени); смерть, расстояние между двумя
отдаленными точками и т.д.». Чтобы устранить эту
многозначность, было заимствовано из
английского языка слово финиш
(заключительная часть спортивных соревнований),
из итальянского – финал (конец
какого-либо события, дела, явления), из греческого
эпилог (заключительная часть
литературного произведения).

Другая, также языковая, причина
заимствования – стремление заменить длинное
наименование одним словом: положение тела –
поза
(франц.), меткий стрелок – снайпер
(англ.), движение рукой, сопровождающее или
заменяющее какое-либо высказывание, – жест

(франц.); насыпь для ограждения местности от
затопления – дамба
(голландск.).

 III. Выполнение упражнений по теме
урока

1. Работа над развитием навыков связной
речи.

Из каких языков приходят в русский
язык новые слова?

Устное выполнение упражнений: 75 –
пересказ текста; 72, 76 – составление связных
рассказов с использованием иллюстраций и
кратких лингвистических сведений, помещенных в
упражнениях.

2. Контроль усвоения материала
упражнений.

Работа с деформированным текстом.
Ученики закрывают учебники и восстанавливают
деформированный текст (используя материал
выполненных устно упражнений).

Русский язык постоянно обогащается
словами из ______________ языков. Из восточных языков к
нам пришли слова ______________ . Словами свекла, кукла
с нами поделился ______________ язык. Из латинского
языка заимствованы названия месяцев ______________ .

3. Работа над развитием навыков
связной речи.

Прочитайте теоретический материал.
Как можно отличить заимствованное слово от
исконно русского? Составьте связный рассказ на
тему: «Заимствованное слово можно узнать».

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

1) Все слова, имеющие в своем составе
букву ф, – заимствованные:

буфет, фейерверк, туфли

2) Все слова, начинающиеся на букву ю,
– заимствованные:

юг (старослав.) – ужин (русск.)

3) Все существительные на -ия
заимствованные:

армия, ситуация

4) Почти все слова, начинающиеся на
букву э, – заимствованные:

эпилог, эвкалипт, эскимо

5) Почти все слова, начинающиеся на
букву а, – заимствованные:

агнец (старослав.) – ягненок
(русск.)

6) Почти все слова, в корне которых есть
удвоенные согласные, – заимствованные:

терраса, туннель, профессия,
биссектриса

7) Многие существительные, в корне
которых встречаются подряд две гласные буквы, –
заимствованные:

поэт, маэстро, тротуар

8) Многие существительные, которые в
соседних слогах имеют одинаковые гласные буквы: а,
и, у,
– заимствованные:

барабан, сарай, визит, лирика, сундук,
кукуруза

9) Слова с неполногласными сочетаниями
в корне: -ра-, -ла-, -ле-, -ре- – заимствованы
из старославянского языка:

врата – ворота
платок – полотенце
млеко – молоко
брег – берег

4. Контроль усвоения
предложенного теоретического материала.

Выполните тест: укажите
заимствованные слова.

1) абажур
2) занавеска
3) холод
4) небрежный
5) юбилей
6) массив
7) лекция

8) таракан
9) кофта
10) туннель
11) говор
12) лауреат
13) домишко
14) вывеска

5. Работа над культурой речи
учащихся.

Поработайте редакторами. Прочитайте
предложения. В каких предложениях, на ваш взгляд,
необходимо использовать заимствованные, а в
каких – лучше употребить русские слова? Запишите
отредактированные вами предложения. Сделайте
вывод, всегда ли уместно употреблять
заимствованные слова.

  • Нельзя ли узнать об этом детально?

  • Существование абсолютного нуля
    было предсказано еще М.В. Ломоносовым.

  • Он абсолютно ничем не интересуется.

  • В верхних слоях атмосферы дуют
    постоянные сильные ветры.

  • Легко дышится в горах: атмосфера
    здесь чистая, прозрачная.

  • Малыш регулярно посещает детский
    сад.

  • Я не гарантирую, что вечером вы
    застанете меня дома.

  • На грядках сорняки доминировали над
    редиской.

IV. Контроль усвоения нового материала.
Самостоятельная работа

Задание.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и
знаки препинания. Укажите заимствованные слова.

БАМБУК

Бамбук р_стет нев_роятно быстро и за
су_ки мож_т вым_хать на метр. Его молодые побеги
с_едобны. Молодой бамбук иногда проламывает
асфальт потому(что) он очень с_лен. Уд_вительны и
бамбуковые леса которые п_хожи на множество
колонн.

Из стеблей бамбука люди стро_т дома,
обст_вляют их бамбуковой мебел_ю. А в японск_й
арми_ раньше были орудия с бамбуковыми ств_лами.
Ра_цветает и пл_доносит бамбук один раз в жизни –
раз в сто лет.

V. Подведение итогов урока

Задание на дом: упражнение 77.

УРОК 3

Устаревшие слова

Цель: продолжить знакомство с
лексическим составом русского языка, дать
представление об устаревшей лексике и ее
использовании в речи.

I. Тест-опрос по изученным темам раздела
«Лексика»

1. Укажите неверное определение
языкового явления.

А. Профессиональная лексика
употребляется людьми той или иной профессии.
Б. Заимствованные слова – слова, пришедшие в
русский язык из других языков.
В. Диалектные слова – слова одной и той же части
речи, близкие по значению, но разные по написанию.
Г. Весь лексический словарный состав русского
языка состоит из исконно русской и
заимствованной лексики.

2. Укажите неверно
сгруппированные слова.

A. Заимствованные слова: апельсин,
болото, январь, ветеран.

Б. Профессиональные слова: мольберт, стамеска,
стетоскоп, вольтметр.

В. Диалектные слова: сиверко, баргузин, бурак,
омшаник.

3. Укажите верное значение слова.

Китель
1) Русская старинная мужская верхняя одежда с
длинными полами. 2) Сумка, футляр для стрел. 3)
Куртка специальной формы со стоячим воротником.
4) Титул главы монархического государства.

4. Определите неверную
характеристику текста.

И как же этот лес хорош поздней осенью.
В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий
туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь
обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет
неподвижное небо.

1) Предложения в тексте связаны
параллельным типом связи.
2) Тип речи – повествование.
3) Для создания картины поздней осени автор
использует красочные определения.
4) Один из способов грамматической связи
предложений в тексте – употребление в
большинстве предложений глаголов настоящего
времени.

II. Пунктуационно-орфографический практикум

Задание. Спишите текст,
вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Укажите слово с заимствованным корнем.

Из года в год м_няет лес свои лист_я
старые опадают. Так и слова в_тшают и гибнут. Но
родят(?)ся и крепнут, как будто дети, им на смену
новые.

III. Знакомство с новой темой. Устаревшие слова

1. Беседа по содержанию
записанного текста.

О каком языковом явлении говорится в
тексте? Встречались ли вы с исчезновением одних
слов из языка и появлением в языке новых?
Приведите примеры.

2. Работа с учебником. Чтение
теоретического материала § 16.

IV. Выполнение упражнений по теме урока

1. Упражнения 78, 79.

2. Прочитайте текст. По каким
признакам делят устаревшие слова на историзмы и
архаизмы?

Работа над развитием навыков связной
речи.
Устно перескажите текст.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Много слов исчезло из языка, не
сосчитать… Некоторые слова уходят бесследно,
потому что устаревают, исчезают из жизни людей
предметы, признаки, действия, которые обозначали
эти слова. Сейчас нет в нашей жизни крепостных,
и с этим словом мы уже встречаемся только в
художественных произведениях и учебниках
истории. Устаревшие слова, обозначающие понятия,
ушедшие из современной жизни, называются историзмами.

Другие же слова стареют внешне, но
предмет, признак, действие, которые они когда-то
обозначали, по-прежнему существуют в нашей жизни.
И тогда на смену устаревшим словам, архаизмам,
приходят новые, заменяющие их в современном
русском языке, а устаревшие слова приобретают
очень яркую стилистическую окраску, ибо выглядят
в современной речи очень торжественно, словно
дорогие гости из далекого прошлого.

После чтения текста и
выяснения разницы между историзмами и
архаизмами ученики делают запись-схему:

3. Контроль усвоения теоретического
материала.

ТЕСТ

Отметьте слова-историзмы. Устно
объясните свое решение.

1) сюртук
2) стезя
3) городовой
4) стряпчий
5) чело
6) ланиты
7) очи

8) крепостной
9) дворня
10) внимать
11) десница
12) жандарм
13) шуя
14) уездный

4. Работа над развитием навыков
связной речи.
Упражнение 81.

Какую роль играют устаревшие слова в
художественной литературе? Когда современные
авторы используют в своих произведениях
устаревшие слова? Составьте связный ответ на
поставленные вопросы.

(Делается вывод о том, что устаревшие
слова играют в художественном тексте двоякую
роль: с одной стороны, они позволяют нам,
современным читателям, почувствовать себя в той
исторической обстановке, которую изображает
автор, увидеть реалии далекого времени,
достоверность героев; с другой – устаревшая
лексика делает художественный текст
экспрессивным, эмоционально насыщенным,
торжественным.)

V. Контроль усвоения нового материала.
Самостоятельная работа

Задание. Спишите текст,
вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Укажите устаревшие слова
.

Алешка шел рядом с с_нями в которых
с_дели трое холопов в военных к_лпаках и кафтанах
с высок_ми в_ротниками. Это были работники
Василия Волкова. На кол_чуги денег у боярина
(не)хватило одел их в кафтаны. Их обг_няло много
дворян и боярских детей в кол_чугах и латах и весь
уе_д с_езжался на площ_дь.

VI. Подведение итогов урока

Задание на дом: упражнение 80
(составление аргументированного устного ответа
на вопросы учебника).


1Программа для 6-го
класса. Учебник русского языка для 6-го класса под
редакцией Н.М. Шанского. Авторы: М.Т. Баранов,
Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др.
М.:
Просвещение, 1999.

2 В 6-м классе
учащиеся знакомы именно с таким видом
параллельной связи предложений в тексте.

Лексика – это слова.

2 475

Что такое лексика простыми словами

Рассказ о лексике русского языка 6 класс

Автор: Морозов Алексей

Дата: 05.01.2021

Сразу даю 5 терминов. Лексика – это слова. Абсолютно все, которые есть в нашей речи. Лексикология – это наука, которая занимается их изучением. Лексикон – это словарный запас отдельного человека, у меня он одного объема, у вас другого, у вашей соседки третьего.

Лексиколог – ученый, который занимается изучением лексики. Лексикограф – человек, который работает со словарями – создает их, корректирует. Лексикография – наука о словарях.

Теперь подробнее о лексике, то есть о словах.

Основные понятия лексики

Лексема – это то же самое, что и слово. Только более солидно и «по-научному».

Лексическое значение – что означает то или иное слово. Лексическое значение есть только у самостоятельных слов, служебные слова (предлоги, союзы, частицы) его не имеют.

Пример – что такое «храм»? Сразу представляется величественное здание, где происходят богослужения, например православный храм, буддийский храм и т. д.

Что такое «наслаждение»? Уже более сложно определить, но все равно вы понимаете, что это слово значит, можете его описать. Например, это когда «Оох, как же круто-то… Оох, наконец-то, ммм». Вот что-то типа такого.

А что такое «чтобы»? Ничего. В голове ничего не рисуется, значения никакого нет. Потому что это союз, служебная часть речи.

Слова редко бывают «однозначными». Большинство лексем в русском языке – многозначные, то есть у них несколько значений. Например, слово «предмет» – это может быть какая-то «штука» типа стола или кастрюли, а может быть «учебный предмет» – тот же русский или биология.

Синонимы – слова, у которых значение близкое, но написание разное. Например, дом, хата. Полностью одинаковых значений не бывает, всегда есть какое-то различие.

Антонимы – слова с противоположным значением: добрый – злой, да – нет.

Омонимы – слова, которые пишутся одинаково, а обозначают разные вещи: ключ может быть скрипичным, а может быть от двери. Есть тонкая разница между омонимами и многозначными словами, разберем ее в отдельной статье.

Паронимы – близкие по звучанию слова. Короче, такие, которые вы постоянно путаете. Например, адресат и адресант.

Варваризмы – от слова «варвар», то есть чужеземец. Это слова, которые в наш язык еще не вошли. Например, во фразе «какой месседж хочешь послать?» – «какое сообщение хочешь послать», «месседж» – варваризм.

Историзмы – слова, которые называют что-то, что существовало раньше. Например, боярин, холоп – сейчас нет ни тех, ни других.

Архаизмы – слова, которые использовались раньше для называния каких-то предметов, а сейчас заменились на другие. Мы сейчас говорим «жизнь», а раньше говорили «живот», сейчас говорим «глаз», раньше говорили «око».

Неологизмы – новые слова, которые кто-то выдумал, а другие еще не особо подхватили. Совсем недавно слово «лайкнуть» было неологизмом, да и «твитнуть» тоже. Сейчас они уже достаточно популярные.

Есть еще интересное понятие – концепт. Оно сложное, в школе о нем не говорят. Концепт – не совсем лексика, это то, что связывает слово и все наши мысли, воспоминания, ассоциации, которые «просыпаются» в голове, когда мы его слышим. У меня была дипломная работа по концепту «город» в творчестве Дины Рубиной, поэтому я обязательно напишу про него отдельный текст.

Какой бывает лексика

Исконной и заимствованной. Исконные слова – те, которые были созданы в определенном языке, например «мать», «дом», «сын», «овца».

Заимствованные были взяты одним языком из другого: абажур (из французского), шаурма (из турецкого), фельетон (тоже из французского).

Заимствованные слова сохраняют «приметы» заимствования, то есть черты, по которым мы можем угадать их «нерусскость». Это может быть удвоенная согласная: палладий, ванна, буква «ф»: фокус, фургон, фартук, две гласных подряд – виолончель, аэроплан.

Про адмирала

Бывает так, что слова заимствуются через несколько языков. Например, было в арабском старое-старое сочетание слов «эмир аль-бахр» – «владыка моря». Когда голландцы стали плавать по морю, они взяли это выражение и сделали свое слово – «Admiraal». А когда Петр I начал создавать флот, он его заимствовал у голландцев. Вот и появился русский «адмирал».

Общеупотребительной и ограниченного употребления. Общеупотребительные слова могут понять все: овраг, спать, мам, еда, любить.

Лексику ограниченного употребления используют отдельные группы людей, остальные ее не понимают. Отсюда вот такие группы:

  1. Профессионализмы – их используют люди определенной профессии. Учителя могут сказать: «У меня на третьем уроке окно» – то есть «нет урока». Или «открытый урок» – я помню, мой одноклассник спросил: «он что, на открытом воздухе?».
  2. Диалектизмы – их используют те, кто живет в определенной географической области. В век интернета уже не так актуально, но все же. Например, мы говорим «щавель», а бабушка в деревне говорит – «коновник» (имеется в виду один и тот же конский щавель).
  3. Жаргон, сленг – слова, которые позволяют людям одной группы «узнавать» «своих» – школьники и молодежь общаются на своем сленге, заключенные – на своем.
  4. Арго – это тайный язык. Сейчас почти не используется, но не так давно воры и криминальные субъекты только на нем и говорили. Суть арго в том, что сказано вроде по русски, а непонятно: бубон хрястать – есть белую булку, розочкой по курсаку – горлышком разбитой бутылки по животу [ударить или сделать что-то там еще].

Нейтральная и стилистически окрашенная. Нейтральная – когда вы не чувствуете какой-то книжности или, наоборот, разговорности. Например: «приятно смотреть». Стилистически окрашенная – когда такое чувство есть – «очей очарованье» – очень возвышенно, «офигенно так, что аж зенки вылупил» – разговорно.

Современная и устаревшая. Устаревшая включает историзмы и архаизмы, про которые я писал выше.

Это моя первая статья про лексику. Буду развивать тему, писать новые тексты и ставить ссылки. Увидимся.

( 6 оценок, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

Рассказ о лексике русского языка 6 класс

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Основные понятия и термины лексикологии

  1. Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав. Изучает слово и его лексическое значение.

  2. Лексика — словарный состав языка.

  1. Общеупотребительные слова — это слова, из которых строится наша обыденная речь, этими словами пользуются все независимо от места жительства и профессии. Это наименования предметов, явлений, качеств, действий.

Пример: вода, земля, небо, птица, зелёный, синий, длинный, думать, говорить и т.д.

  1. Необщеупотребительные слова  — это лексика ограниченного употребления. Эти слова используются не всеми, а лишь ограниченным кругом людей.

Эти слова делятся на:

А) Профессионализмы — это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Такие слова помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.

Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях. При них ставится помета спец. (что значит «специальное»); другие пометы указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн. — техническое, морск. — морское.

Пример:

запаска (запасное колесо — в речи автослесарей и шофёров),

дворник (стеклоочиститель автомашиныиз речи автомобилистов)

лапки и ёлочки (виды кавычек — в речи корректоров и полиграфистов).

мостик (место на палубе, откуда командир командует кораблем – в речи моряков);

шапка (заглавие крупным шрифтом, заголовок нескольких статей – у типографистов) и др.

Б) Диалектизмы — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Наиболее употребительные диалектизмы даются в толковых словарях с пометой обл. (то есть «областное»).

Пример:

кочет (петух)

балка (овраг)

гуторить (говорить)

бурак (свёкла)

цибуля (лук)

бульба (картошка) и др.

В) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

Пример:

баксы (доллары США)

ящик (телевизор)

трубка (телефон)

слинять (уйти)

хвост (несданный зачёт) и др.

  1. Устаревшие слова — это слова, вышедшие из активного повседневного употребления.

К таким словам относятся:

А) Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений;

Пример: кафтан, веретено, лапти, помещик, кольчуга и др.

Б) Архаизмы — слова, вышедшие из употребления в силу того, что вытесняются словами более точными и удобными с точки зрения говорящего, т.е. словами-синонимами (это другое наименование того же слова).

В толковых словарях такие слова помещаются с пометой устар. (устаревшее).

Пример: 

чело (лоб)

глас (голос)

ланиты (щёки)

уста (рот, губы)

перст (палец) и др.

  1. Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке вслед за развитием науки, техники, искусства, общественной жизни, появлением новых предметов домашнего обихода и новых представлений о мире.

Пример:

гуглить (искать в интернете)

роуминг (услуги связи в других странах)

смартфон (устройство, объединяющее в себе органайзер и мобильный телефон)

  1. Однозначные слова – это слова, имеющие одно лексическое значение

Примеры: тополь, троллейбус, бинокль чемодан, Иван, Владивосток, Петров

  1. Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений

Примеры:

дом (1. – жилище; 2. –здание, строение; 3. – домашнее хозяйство; 4. семья; 5. – люди, живущие вместе).

тихий (1. негромкий; 2.спокойный; 3. медленный; 4. безветренный; 5. ровный)

  1. Омонимы — слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Слово омоним произошло от греч. homos — одинаковый + onyma — имя.

Примеры:

Почитать книгу (недолго читать) – почитать родителей (уважать)

Длинная девичья коса (причёска) острая стальная коса (орудие труда)

Разновидности ОМОНИМИИ (частичная, неполная омонимия):

А) Омофоны – (от греч.: homos — одинаковый, и phone — голос, звук) — это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание и разное лексическое значение.

Примеры:

Отворила (чередование корней твар// твор) дверь – отварила (варит) картошку

Детский плач (сущ.м.р.2 скл.) Ты, пожалуйста, не плачь (глаг. Н.ф.)

Я в деревне рос (росли) – купил букет роз (розы)

Спиши (пишет) слова правильно – спеши (спешка) домой после работы

Б) Омографы — (от греч.: homos — одинаковый + graphō «пишу») — слова, совпадающие в написании, но различающиеся произношением (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении) и лексическим значением.

Примеры:

 

Хрупкий мелок – этот пруд мелок

 

Рыцарский замок – надёжный стальной замок для двери

В) Омоформы – это слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых грамматических формах. Лексическое значение у них разное.

Примеры:

Острая пила (сущ.) – я пила сок (глаг. прош. вр. ж.р., ед.ч.)

Рой пчёл ( сущ.)- рой яму (глаг. повелит. накл. ед.ч.)

Простой (прилаг.) человек – простой (сущ.) оборудования

  1. Синонимы — это слова, разные по написанию, но близкие по лексическому значению Синонимы используют в первую очередь для избегания повтора в тексте.

Примеры:

Красивый — прекрасный, великолепный, роскошный

Бежать — убегать, мчаться, лететь, спешить

  1. Антонимыэто слова, противоположные по лексическому значению.

Пример:

отсутствие — присутствие

хороший — плохой

мешать — помогать

  1. Фразеология — это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания.

  1. Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Они употребляются в переносном значении и делают нашу речь более выразительной.

Пример:

водой не разольёшь (о крепкой дружбе),

мрачнее тучи (быть очень сердитым),

седьмая вода на киселе (дальние родственники)

ворон считать (бездельничать)

  • Рассказ о леди диане
  • Рассказ о лете на немецком языке 7 класс
  • Рассказ о ледниковом побоище 4 класс
  • Рассказ о лекарственном растении 2 класс кубановедение
  • Рассказ о лесных чудесах