Рассказ о легенда о матерях

министерство образования и науки республики дагестан муниципальное казенное образовательное учреждение ашага яракская средняя общеобразовательная школа утверждаю директор школы:

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АШАГА – ЯРАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                            
 «Утверждаю»

                                  Директор школы: _____________
М. А. Азизов

               Открытый урок

          в 3   классе   на тему:

                Иван Федорович Панькин

«Легенды о матерях».

https://pbs.twimg.com/media/D0WZlvpXcAAas21.jpg:large

Подготовил:учитель  начальных
классов

                                      Абдуллаев
Везируллах Абдуллаевич

                                  2020
г.

                  Иван Федорович Панькин

«Легенды о матерях».

Цель урока:

развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству
слова;

воспитание интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение
нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие
нравственных чувств, уважения к женщинам.

Задачи урока:

работать над пониманием содержания
литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их
последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их
эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их
мотивы.

роль иллюстрации в тексте, связь с другими
видами искусств.

вовлечь учащихся в диалог при обсуждении
произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с
привлечением текста произведения или других источников.

учить ставить вопросы по содержанию
прочитанного, отвечать на них, Построение небольшого монологического
высказывания о произведении (героях, событиях)

Оборудование и оформление доски:

1 Толковый словарь Ожегова

2. Детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями,
или другие творческие работы на данную тему)

3.Фотографии на доске формата А-4 с изображением моря, маяка,
ночного неба со звёздами и т. п., репродукцию картины «Девятый вал»
Айвазовского

4. Пословицы о матерях

Ход урока.

1.   Орг. момент.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Нас оно торопит в класс

Урок чтения у нас!

И сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем их.

И мы хотим гостей порадовать,
Чему нас учат, показать.
Ведь гости эти – наши мамы,
Они хотят о нас все знать.

2.   Сообщение темы урока. Проблема.
Целеполагание.

-Сегодня у нас необычный урок-педагогическая мастерская,
творческая мастерская слова.

-Давайте обратимся за помощью к нашему большому другу-толковому
словарю под редакцией С .И. Ожегова и посмотрим, что такое мастерская. Кто
напомнит, как правильно работать со словарём?

(Читают)

-Вспомним экскурсию в школьную мастерскую. Что вы там видели?

-А. что можно увидеть в мастерской художника?

— На нашем уроке: дощечки, гвозди, краски и холсты-это слова и
предложения.

-Будем мастерить.

-МАМА…Вслушайтесь в это слово Повторяя движения губ матери, вы
произнесли первое слово в своей жизни слово: МАМА. Пройдёт 10,15,50 лет
забудутся в вашей памяти многие события, люди, встречи. Но, чтобы не пережил
ты, вспоминая всегда будут возвращать вас в светлый мир вашего детства, к
образу матери научившей вас говорить, ходить и любить больше жизни землю, на
которой вы родились и выросли и которая называется РОДИНОЙ.

О маме каждый человек помнит всегда. Даже в войну под пулями.
Каждый солдат вспоминал свою маму.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновий привет,

Тебя вспоминаю, такую родную
Такую хорошую-слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В народе живёт много хороших. Ласковых слов о матери.

В последний воскресный день ноября во многих странах празднуется
день Матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, дарят
подарки, устраивают для них праздник.

Вот и мы с вами сегодня в предверии праздника будем говорить о
мамах. Мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не
расскажут. А поможет нам произведение Ивана Федоровича Панькина «Легенды о
матерях».

Иван Федорович Панькин пришел в литературу много испытавшим и
пережившим человеком. С детских лет, оставшись сиротой, будущий писатель мечтал
о синих морских просторах, романтичной профессии моряка. Ему довелось
осуществить заветную мечту, но путь к ее исполнению не был легким: пришлось
узнать горькую долю беспризорного, переменить много профессий, в том числе быть
и цирковым артистом. В годы Великой Отечественной войны Панькин сражался в
войсках морской пехоты, перенес контузию и тяжелое ранение. За ратные подвиги
был награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны I степени, боевыми
медалями. После войны пришло новое властное желание – желание писать.

Сегодня мы с вами прочитаем одну из легенд о матерях «Откуда у
моряков сила?»

  — А что такое легенда? Где можно узнать значение
слова? Куда можно обратиться? (Толковый словарь).

— Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме
рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном
для народа. Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

3.Словарная работа:

ПОБЕРЕЖЬЕ (морской берег),

НЕПТУН (Древнеримский бог воды и морей),

ПУЧИНА МОРСКАЯ (Водоворот, морская бездна),

ВАЛ ( По старинному поверью, самая сильная и опасная волна во
время морской бури)

РУСАЛКА

МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ? (Водоросли, морская трава, она имеют длинные и
упругие стебли длиной 1,5-2 метра, которые косят обычной косой, а на глубине до
1,5 м. Очищенную от камней и ракушек морскую траву промывают морской водой для
удаления песка и ила, а затем отмачивают и промывают в пресной воде для
удаления соли. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в
длинные жгуты. Канаты из морской травы экологичны, красивы и имеют природный
бежевый цвет. Применяются в мебельной промышленности, дизайне помещений).

4. Знакомство с новым произведением

(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)

Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о
нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда
послушай.

Задание — работа с карандашом для всех учащихся

— подчеркнуть откуда у моряков сила.

5. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

— Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

— Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

— Подтвердились ли ваши предположения?

6. Анализ произведения —

выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами
текста).

— Что сказано о жизни людей?

— Что узнали о стрелах счастья?

— Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и
молодым людям.

— Что узнали о чайках?

— Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть
карандашом)

— Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?

— Можно ли поступок матерей считать героическим?

— Как же надо относиться к нашим мамам?

7. Рефлексия.

Мы сегодня много говорили о высоком назначении женщины, о матери.
Я думаю, что у каждого из вас сегодня чувство тепла, нежности переполнили вас.
Скажите, часто ли вы признаетесь в любви своим матерям?

Запомните, от каждого нежного слова, каждого признания, поцелуя
сердца ваших мам будут крепнуть, лица молодеть, а силы прибавляться. Помните об
этом, дети!.

(Звучит отрывок из стихотворения)

Первое слово ребенок сказал – мама.
Вырос, солдатом пришел на вокзал, мама.
Вот он в атаке на дымную землю упал, мама.
Встал и пошел, и губами горящими к жизни припал, мама.
Люди, братья мои, берегите своих матерей.
Настоящая мать человеку дается однажды.

Сейчас, после всего сказанного, зачитайте свои сочинения в которых
вы выразили свои чувства к маме.

Дети зачитывают свои сочинения о маме

8. Работа с пословицами в парах. (соединить начало пословицы с её
окончанием)

Нет такого дружка, как родная матушка.

Мать кормит детей, как земля людей.

Сердце матери греет лучше солнца.

Слепой щенок и тот к матери ползёт.

Материнская молитва со дна моря достанет.

— Какая пословица непосредственно подходит к произведению?

9. Выбор качеств настоящего мужчины.

— Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами
должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным,
выносливым, смелым, терпеливым….

10. Итог урока, рефлексия, домашнее задание

— Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

-Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?

-А любить и во всём помогать своей мамочке?

-Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по
желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке
своей мамы, совершенным ради вас.

Молодцы! Желаю взаимопонимания и любви. БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ.

Доброе утро!

В Петербурге умерла актриса Нина Ургант, ей было 92 года. В остальном так:

  • Минюст России объявил «иностранными агентами» четырех журналистов Idel.Реалии и организацию по защите прав призывников.
  • Прокуратура требует увеличить срок главе карельского “Мемориала” Юрию Дмитриеву – с 13 лет до 15.
  • В Беларуси признаны «экстремистскими» соцсети Радио Свобода.
  • Путин и Байден проведут переговоры по видеосвязи в связи с концентрированием российских войск у границ Украины.

«Иностранные агенты» и другие неугодные

  • Как всегда по пятницам, Минюст России дополнил реестр «иностранных агентов» – на этот раз в него добавили четырех журналистов Idel.Реалии (это татаро-башкирская служба Радио Свобода) и ассоциацию «Гражданин.Армия.Право», которая занимается защитой прав призывников и военнослужащих. Уже объявленное «иностранным агентом» издание «Первое антикоррупционное СМИ» (ПАСМИ) оштрафовали на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки, а его главреда – на 50 тысяч за то же самое.
  • В Петрозаводском горсуде, где рассматривается апелляция на приговор главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву, прокурор попросил на два года увеличить срок, к которому приговорен краевед, с 13 до 15 лет. Защита и коллеги Юрия Дмитриева называют дело сфабрикованным. Ликвидированное сейчас издание “Проект” называло заказчика уголовного преследования Дмитриева – это фээсбэшник Анатолий Серышев, сейчас он работает помощником Путина, а ранее был главой ФСБ Карелии.
  • ФСБ возбудила уголовное дело в отношении Дарьи Полюдовой и еще пяти активистов «Левого сопротивления». Их обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Сейчас Полюдова отбывает шестилетний срок по обвинению в «оправдании терроризма». До этого ее сажали за “призывы к нарушению территориальной целостности России”.
  • Суд в Кирове взыскал с активиста Михаила Семенова 340 тысяч рублей за работу силовиков на акции в поддержку Навального 31 января (Семенов был признан организатором этой акции).
  • В Ростове-на-Дону прошли обыски у родственников главреда издания “Голос” Игоря Хорошилова. Они связаны с уголовным делом в отношении журналиста-расследователя Сергея Резника, который с 2019 года не живет в России, но продолжает публиковать расследования в своем блоге. Силовики пытаются выяснить, откуда он получает информацию.
  • Журналистка Радио Свобода и ведущая телеграм‑канала “ФемВремя” Карина Меркурьева рассказала об угрозах и публикации своих личных данных в соцсетях. Ранее такие же угрозы поступали другой фем-активистке, Дарье Серенко.
  • Суд в Москве оштрафовал рэпера Элджея на сто тысяч рублей за “пропаганду наркотиков” в интернете.
  • Суд в Москве продлил до 7 марта арест ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Заседание несколько раз прерывали, потому что Зуеву вызывали «скорую», когда у него подскакивало давление. Незадолго до помещения в СИЗО Зуев перенес третью за год операцию на сердце.
  • Неонацисту Тесаку (Максиму Марцинкевичу) посмертно предъявлены обвинения в трех убийствах.
  • Интерпол отказал России в объявлении в розыск чеченского оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова – того самого, которого пытались убить в Швеции по заказу властей Чечни. В России против Абдурахманова возбуждено уголовное дело по статье о публичном призыве к экстремистской деятельности. Вот разговор с ним.

Новости рунета

Пользователи МТС, “Ростелекома” и других российских провайдеров сообщили о блокировке сети Tor. Проект GlobalCheck, который занимается мониторингом российской системы интернет-блокировок, пишет, что Tor блокируют с помощью оборудования, предназначенного для изоляции рунета.

Соцсеть «ВКонтакте» перешла под контроль близкого друга Путина Юрия Ковальчука, а пост гендиректора VK перешел от сына гендиректора ВГТРК Добродеева к сыну первого замглавы администрации президента Кириенко. Зачем Кремлю «ВКонтакте», здесь объясняют экономисты Сергей Алексашенко и Владислав Иноземцев и политолог Мария Снеговая (спойлер: чтобы встроить соцсеть в кремлевскую пропагандистскую машину).

По данным агентства Bloomberg, дело основателя Group-IB Ильи Сачкова, которого обвиняют в госизмене, связано с передачей США информации о российских хакерах, причастных к взломам перед американскими президентскими выборами 2016 года (речь идет о группировке Fancy Bear, которую связывают с российской военной разведкой). Тем временем в Москве по делу о госизмене арестован некий Кирилл Суслов 1987 года рождения – в чем его обвиняют, неизвестно, потому что материалы дела засекречены.

Вокруг Украины

В пятницу выяснилось, что Лавров и Блинкен договорились в Стокгольме о переговорах между Путиным и Байденом: они пройдут по видеосвязи, предположительно, 7 декабря. Политолог Федор Крашенинников говорит, что сам факт проведения такой встречи для Путина уже успех (ему почему-то крайне важно быть «успешным переговорщиком», без которого ни одна проблема в мире не решается – пусть даже он сам эти проблемы и создает). По мнению политологов Андрея Колесникова и Александры Филиппенко, ни к каким реальным результатам эта встреча не приведет, но ее следует приветствовать просто потому, что дальше ухудшать отношения между Россией и США уже некуда. Реальной целью военных маневров Путина у границ Украины все трое считают дестабилизацию обстановки в этой стране. (Например: в пятницу бывший глава офиса Зеленского Андрей Богдан обвинил украинские спецслужбы и «Вовчика» в попытке взлома его телеграма – чем больше будет подобных новостей из Киева, тем лучше для Путина.)

Джо Байден, со своей стороны, анонсировал инициативы, направленные на поддержку Киева.

«Медуза» выяснила, кого ФСБ обвиняет в диверсионно-подрывной деятельности в интересах Украины: это 23-летний специалист по кофе из Киева и семья из села Перепельники Тернопольской области – отец, сын и мать, работавшая школьной учительницей.

В Беларуси

Минский городской суд приговорил мать пятерых детей Ольгу Золотарь к четырем годам колонии общего режима по обвинению в создании «экстремистских формирований» (имеются в виду дворовые чаты). Золотарь находится в неволе с 18 марта. Кроме того, соцсети белорусской службы Радио Свобода признаны «экстремистскими материалами», а концерты к Международному дню памяти жертв Холокоста, которые должны были пройти в Минске, отменены по жалобе гражданина Ивана Никифорова, в которой тот утверждает, что средства от этих концертов «идут на поддержку оппозиционных организаций (например, гродненский хоспис)».

Русская служба «Би-би-си» проследила за судьбой белорусов, которых задерживают в России по делам, связанным с протестами: с августа 2020 года было арестовано по меньшей мере 20 человек. Официально Россия экстрадировала только чемпиона мира по кикбоксингу Алексея Кудина (в Минске его заставили извиниться под запись и посадили на 2,5 года), но многих доставляют домой бандитскими способами, а остальных по полгода держат в российских СИЗО.

Вокруг света

ОЗХО приняла документ, открывающий дорогу к запрету использования в правоохранительных целях «химикатов в аэрозольной форме, воздействующих на центральную нервную систему». Россия активно этому сопротивлялась: шаги по запрещению таких веществ ОЗХО стала предпринимать после штурма театрального центра на Дубровке, когда газ на основе фентанила стал причиной гибели более ста заложников. Вот подробности.

Афганские талибы выпустили указ о правах женщин: их нельзя принуждать к замужеству, а также расплачиваться ими за мирную сделку или отдавать в качестве компенсации за прекращение кровной вражды. Это все. О праве на работу и образование там ни слова.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 930. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 736 тысяч; официальное число жертв достигло к утру пятницы 278 857 человек (+1217 за сутки). Эти данные сильно расходятся с цифрами Росстата: по подсчетам ведомства, в октябре в России умерли 74 893 пациента с COVID-19, общая смертность в октябре 2021 года выросла на 20,3% по сравнению с октябрем 2020-го, за весь период пандемии от ковида умерли более 460 тысяч россиян.

Депутатам от «Единой России» раздали методички о том, как спорить с противниками вакцинации. Там много аргументов, в том числе такой: при Сталине вас бы расстреляли, при Хрущеве посадили, а при Брежневе отправили бы в психушку.

Появились первые свидетельства того, что штамм «омикрон» обходит естественный иммунитет, возникший у переболевших. Сколько еще будет этих мутаций коронавируса, здесь рассказывает генетик Дмитрий Прусс.

Financial Times утверждает, что главным бенефициаром пандемии стала фармацевтическая компания Pfizer. ВОЗ и бедные страны обвиняют фармгиганта в бесчеловечности и аморальной жажде наживы.

Ссылки для чтения

  • (Не)польские писатели. К дню рождения Джозефа Конрада – эссе Виктора Лапшина о его жизни и книгах. Или рассказ о виленском кружке филоматов, из которого в начале XIX века родилась – ни много, ни мало – новая польская культура.
  • (Не)советские литературные легенды. Монолог Виктора Голышева о романе Оруэлла «1984», работе над его переводом и переводе вообще. Или история нью-йоркского ресторана “Русский самовар”, основанного бывшим ленинградцем Романом Капланом и ставшего на некоторое время центром эмигрантской культуры.
  • Мировоззренческое. Беседа с американским биологом Ли Аланом Дугаткиным, который, будучи последователем Петра Кропоткина, пытается показать биологическую обоснованность альтруизма и взаимопомощи. Или фрагмент из книги Марка Юргенсмейера ««Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во «НЛО»), в котором рассказывается о теракте, совершенном Барухом Гольдштейном в Пещере Патриархов, и о его последствиях для евреев и арабов.
  • Архитектура и дизайн. Отрывок из книги Дмитрия Козлова «Клином красным бей белых» (изд-во ЕУ СПб), посвященной исследованию композиции из круга и клина, которая лежит в основе одноименного плаката Лазаря Лисицкого – о том, как круг и клин задавали тон авангардной архитектуре. Или фрагмент из книги Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня» (изд-во «Гаража») – о взаимопроникновении локального и глобального контекстов.
  • Музыка. Беседа с композитором Алексеем Сысоевым, автором музыки к спектаклям Кирилла Серебренникова и лауреатом «Золотой маски». Или отрывок из книги американского композитора-экспериментатора Элвина Люсье «Музыка 109» (Jaromir Hladik press) – Люсье умер 1 декабря.
  • Кровь и почва. Рассказ о том, как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией и, похоже, нашли – с помощью генетиков. Или путеводитель по разным типам почв.

Искренне ваши,
Семь Сорок

Симакова О.В.                                                                                                                    

                                                                                                              Леонтьева Т.А.

1. Пояснительная записка

    Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и на основании следующих документов:

1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012

2. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

3. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373».

4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Будницкая ОШ». 

5. Сборника примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение.

6. Учебного плана МБОУ «Будницкая ОШ» на 2017/2018 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Будницкая ОШ»

7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.

8. Годового календарного учебного графика на 2017/2018 учебный год МБОУ «Будницкая ОШ».

Содержание авторской программы сохранено в полном объеме, дополнения не вносились.

Изучение курса «В мире книг»  рассчитано на 4 года. Во втором классе на изучение данного курса отводится 34 часа (34 уч. недели/1 раз в неделю).

Цель программы – литературное развитие младших школьников на основе усвоения личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений, формирование нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры через углубленно знакомство учащихся с детской литературой и книгой.

 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

1. Результаты освоения курса

Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

2. Содержание курса «В мире книг»

 В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

Самые интересные книги, прочитанные летом.

Стихи о школе и детях.

«Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая». С.Я.Маршак. «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц». А.Плещеев «Чему в школе учат».

Сказки о животных. «Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна».         В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок».

Загадки о животных. Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни.  К.И.Чуковский «Загадки». Русские народные загадки.

Учись дружить.        Е.Пермяк «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко».

Здравствуй, осень!        М. Пришвин «Листопадничек».

Худому делу — худой конец. Итальянская сказка «Как осел петь перестал», С.Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка».

Стихи о Родине. «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!..».        Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.

Весёлые стихи.  Э.Мошковская «Хитрые старушки». С.Маршак «Пудель», «Багаж».

«На ярмарке»        . Малые фольклорные жанры.

Сказки о животных. «Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце».        В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко».

Рассказы о животных. «Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….». М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса». К.Ушинский. Рассказы и сказки, «Орел».

Забавные стихи. «Не любо – не смейся, а другим не мешай».         А.Барто «Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин», Э.Мошковская «Хитрые старушки».

Сказки и стихи  о приключениях и волшебстве. «Я ещё не волшебник, я только учусь». Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке»,          Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

Рассказы и стихи о подвигах.        М.Зощенко «Самое главное», Емельянов «Храбрая девочка».

«Тебе смешно, а мне до сердца дошло».Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».

Сказки о настоящей дружбе.        Афганская сказка « Волк – ябедник». Африканская сказка «Вот так дружба!».

О героизме и трусости. «Слава греет – позор жжет».         С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Артюхова « Трусиха».

«Жизнь дана на добрые дела».        Б.Житков « Помощь идет». Е.Пермяк « Пичугин мост».

Произведения о ребятах – сверстниках.        Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу». Н. Г. Гарин — Михайловский «Тёма и Жучка».

Родину – мать учись защищать.         А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне».  С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике».

Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Емельянов « Рассказы о маме», Панькин « Легенда о матерях», Трутнева « Проталинки».

Книги о ребятах и их делах. А.Барто « Было у бабушки 40 внучат», С.Маршак «Чижи».

«Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум».         Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец»,  « Отчего у белого медведя нос черный», Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста».

Басни дедушки Крылова. «Квартет», «Волк и журавль» и т. д.

«Весна, весна на улице, весенние деньки!»        Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?», «Чем пахнет весна».

Знай и люби родную природу!        Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку», Снегирев « Про пингвинов»,

Произведения о растениях. «Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом». Э.Шим «Неслышные голоса», Н.Павлова « Живая бусина».

«Все  за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».         Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек».

Стихотворения смоленских поэтов.        Стихи М. Исаковского, А. Твардовского

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Тема

Характеристика деятельности учащихся

Тема

Предлагаемая к использованию литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

1.

Самые интересные книги, прочитанные летом.

Книги, прочитанные летом.

Презентация прочитанной книги.

2

Стихи о школе и детях

«Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»

С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц»

А.Плещеев «Чему в школе учат»

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.

По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть.

Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения.

3

Сказки о животных

«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»

В. Сутеев «Мышонок и карандаш».

Р. Киплинг «Слонёнок»

Определение особенностей жанра сказок о животных.

Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных.

Разыгрывание сказки по ролям.

4

Загадки о животных

Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни.

 К.И.Чуковский «Загадки»,

Русские народные загадки.

Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию.

Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.

Составление классного сборника загадок

5

Учись дружить

Е.Пермяк  «Самое страшное»,

В.А.Осеева «Пёрышко»

Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.

Найти пословицы о дружбе и друзьях

Мозговой штурм «Учись дружить». Инсценировать  отдельные эпизоды произведения.

6

Здравствуй, осень!

М. Пришвин «Листопадничек»

Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения.

Подготовка рисунков «Осень в моём городе»

Устный журнал « Осень в моём городе»

7

Худому делу — худой конец.

Итальянская сказка «Как осел петь перестал»,

С.Баруздин «Кляксы»,

В.Берестов «Змей – хвастунишка»

Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.

Придумать своё оригинальное продолжение сказки.

Разыгрывание сказки С.Михалков «Аисты и лягушки»

8

Стихи о Родине Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!…

Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.

Чтение и рассуждение о прочитанном

Подготовить выразительное чтение стихотворений  о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине»

 Составление устных иллюстраций к произведению «Сказка о громком барабане»

9

Весёлые стихи

 Э.Мошковская «Хитрые старушки»

С.Маршак «Пудель», «Багаж»

Обзор различных изданий одного произведения.

Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведении

Работа с иллюстрациями к произведениям,  художники – иллюстраторы.

10

«На ярмарке»

Малые фольклорные жанры.

Выделение отличительных особенностей русского фольклора.

Выучить потешку, считалку,небылицу.

Конкурс на лучшего чтеца скороговорок

11

Сказки о животных

Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце

В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»

Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора.

Сочинение сказки о неживом предмете ( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)

Оформление и выбор сказок для создания классного сборника «Сказки о …»

12

Рассказы о животных.

Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….»

М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса»

К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»

Отработка связи « писатель — книги – тема»

Принести картинки, иллюстрации,фотографии с изображением птиц нашего города.

Беседа и рассуждение по прочитанному, составление памятки «Учись наблюдать»

13

Забавные стихи

Не любо – не смейся, а другим не мешай.

А.Барто « Дом переехал»,

Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин»

Э.Мошковская «Хитрые старушки»

Выразительное чтение с интонацией юмора, радости.  Обратить внимание на связь « тема – автор»

Выбор отрывка для заучивания наизусть.

Составление выставки книг по теме, обмен книгами, составление памятки «Бережного  отношения  к книге»

14

Сказки и стихи  о приключениях и волшебстве

Я ещё не волшебник, я только учусь.

Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке»

Детальный анализ произведения.

 Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг.

Сочинить стихи о своих друзьях

Читательская конференция «Приключения Незнайки и его друзей»

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

15

Рассказы и стихи о подвигах

М.Зощенко «Самое главное»

Емельянов «Храбрая девочка»

Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям ,используя внешние приметы или прежний опыт.

Характеристика поступка, героев.

Беседа-диспут.

16

Тебе смешно, а мне до сердца дошло

Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».

Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения.

Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.

Написать рассказ о случае с вашей кошкой.

Фото- выставка «Мои четвероногие друзья» с комментариями

17

Сказки о настоящей дружбе.

Афганская сказка « Волк – ябедник»

Африканская сказка «Вот так дружба!»

Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник

Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам.

Составить рассказ о своём лучшем друге.

Оформление плаката «Настоящий друг» на основе «мозгового штурма»

18

О героизме и трусости

Слава греет – позор жжет

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,  

Артюхова « Трусиха»,  

Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки.

Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости.  

Составление советов для тех, кто хочет быть храбрым.

19

Жизнь дана на добрые дела.

Б.Житков « Помощь идет»

Е.Пермяк « Пичугин мост»

Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя.  Закрепление всех приобретенных знаний.

Составление рассказа о своём добром поступке.

Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах»

20

Произведения о ребятах – сверстниках.

Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу»

Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»

Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений.

Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.

Оформление выставки книг  «Товарищам детям»

21

Родину – мать учись защищать.

А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне»

С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

Детальный анализ произведений, характеристика черт характера.

Учить озаглавливать тематическую выставку.

Подобрать пословицы и поговорки  о Родине.

Выделение для себя нравственных качеств.

Беседа-дискуссия с элементами инсценирования.

22

Нет лучше дружка, чем родимая матушка

Емельянов « Рассказы о маме»

Панькин « Легенда о матерях»

Трутнева « Проталинки»

Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания.

Сочинение стихов о маме и для мамы (буриме)

Сборник стихов нашего класса «Самая, самая, самая…»

23

Книги о ребятах и их делах

А.Барто « Было у бабушки 40 внучат»

С.Маршак «Чижи»

Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования.

Выбор для себя роли в инсценировке

Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице»

24

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум

Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец»,  « Отчего у белого медведя нос черный»

Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»

Умение находить в книгах общие признаки

Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ

Литературная игра «Почемучка»

25

Басни дедушки Крылова

Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и т. д.

Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни.

Выучить какой- нибудь отрывок из басни И. А. Крылова. Моя иллюстрация к любимой басни.

Игра – «Угадай» (узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрировано)

26

Весна, весна на улице, весенние деньки!

Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?»

Э. Шим «Чем пахнет весна».

Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении.

Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин.

Составление устного журнала «Весна, весна на улице…»

27

Знай и люби родную природу!

Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку»

Снегирев « Про пингвинов»

Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.

Пересказ по плану.

Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля

28

Произведения о растениях

Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом.

Э.Шим «Неслышные голоса»

Н.Павлова

« Живая бусина»

Устанавливать  связь « автор – книга – тема».

Выделение ключевых эпизодов произведений.

Создание диафильма «Живая бусина»

29

Все  за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Н.Носов «Огурцы»,

А. Гайдар «Чук и Гек»

Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения.

Составление вопросов по произведению.

Дискуссия «Моё отношение к тому, что «плохо лежит»

30

Стихотворения смоленских поэтов.

Стихи М. Исаковского, А. Твардовского

Рассматривание сборников стихотворений. Выразительное чтение.

Выбор стихотворений для заучивания.

Чтение в паре.

31

Конкурс чтецов стихотворений смоленских поэтов.

Стихи М. Исаковского, А. Твардовского

Разработка критериев для оценивания.

Чтение наизусть.

Оценивание в соответствии с разработанными критериями.

32

Подготовка к КВН «В стране читали»

Выставка прочитанных книг

Подготовка к КВН

Подготовка вопросов команде соперников.

Подготовка визитной карточки команды.

33

Обобщающее занятие КВН «В стране Читалии»

Проведение КВН с обобщением полученных знаний

34

Обобщающее занятия Посещение библиотеки.

Выставка книг для летнего чтения

Беседа, обзор книг для летнего чтения.

Рекомендательный список произведений для летнего чтения

Оформление уголка летнего чтения.

Этапы урока и их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма взаимодействия

Формируемые УУД

Время

I этап:

Организационный момент – мотивация к деятельности

Настраивает на урок.

Ребята, что вы видите на экране?

Вы готовы совершить маленькое открытие? Тогда в путь!

Настраиваются на работу.

-Слова.

Да

фронтальная

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

1 мин

II этап:

основная часть.

1. Постановки темы урока

Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

2.Моделирование обложки. Цель: включение каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирование специальных читательских умений.

3. Словарная работа.

Цель: подготовка к восприятию произведения.

3.Постановка проблемы.

Цель: активизация мыслительной деятельности.

4.Первичное восприятие текста.

Цель: создать условия для более точного понимания прочитанного и эмоциональной отзывчивости учащихся.

5. Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности и снять эмоциональное напряжение

6. Моделирование обложки.

Цель: ввести понятие легенда и новый символ, обозначающий заменитель жанра.

7. Выборочное чтение.

Цель: конкретизировать понимание текста.

8. Работа в группах.

Цель: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

9. Проверка выполненной работы. Цель: составление схематического плана произведения.

Работа с деформированной пословицей.

Попробуйте расположить слова так, чтобы получилось предложение.

 Кто из вас может доказать, что это предложение?

А можете ли вы определить жанр этого предложения?

А какое ключевое слово есть в пословице?

 А какие ассоциации возникают у вас со словом «матушка»?

Ребята, подумайте, а на какую тему будет произведение, с которым мы будем работать сегодня на уроке?

Сегодня, действительно, мы будем работать с произведением И.Панькина «Легенда о матерях».

— Попробуем составить модель обложки, возьмите на своих столах наборы для составления модели обложки.

— Что на данный момент мы можем разместить на модели обложки?

— Где будет расположено название произведения?

— Назовите название нашего произведения.  

—  А что еще мы можем сейчас разместить на модели обложки?

   — Где на модели обложки размещается имя автора   произведения?

— Назовите автора произведения «Легенда о матерях».

Иван Федорович Панькин (1921-2000) –

писатель-фольклорист, является практически нашим земляком. Он родился в крестьянской семье, в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области.  В раннем детстве стал сиротой.

   Был моряком, во время войн сражался в морской пехоте. В зрелом возрасте закончил Литературный институт. После войны, став профессиональным писателем, жил в Туле. Писал он всегда о том, что знал и видел сам, не понаслышке. И всегда своеобразно, жизнерадостно, неожиданно.

    Книги Панькина изданы на многих языках общим тиражом более 3 млн. экземпляров.

Ребята, как вы понимаете значение слова фольклорист?

 — Ребята, в произведении встретятся слова, значение которых вам может быть непонятно.

Как вы понимаете значение слов? ПОБЕРЕ́ЖЬЕ, ПУЧИ́НА МОРСКА́Я, Непту́н

ВАЛ .

  МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ — водоросли,  морская трава. Она  имеет длинные и упругие стебли длиной около 2 метров. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в длинные жгуты. Канаты из морской травы очень прочны, красивы. Применяются при изготовлении мебели.

Ребята, а сейчас внимательно послушайте произведение И. Панькина «Легенда о матерях». И в конце урока вы должны будете ответить на вопрос «Откуда у моряков взялась сила?»

— Возьмите на своих столах учебные хрестоматии по литературному чтению и откройте их на странице 146.

Читает произведение.

-Понравилось ли вам это произведение?

— Какие чувства вы испытали, слушая легенду?

Показывает электронную физминутку.

Возвратимся к модели обложки.

— Что мы уже указали на ней?  

— А, что осталось определить?

 — Как вы думаете, в какой форме представлено это  произведение?  

  — Что изобразим в середине модели обложки?         )Рассказ о легенда о матерях

  — Прочитайте название произведения.  

-Какое слово в названии произведения вызывает у вас затруднение?

   — Прочитайте значение слова «легенда» в хрестоматии на с.152?

      — Укажем, в середине круга, букву Л. Итак, мы ввели новый символ:          —

круг с изображением буквы Л, при помощи которого мы будем изображать жанр – легенда.

  — А что сказочного в этом произведении?

 — А что является реальным?

— Каким цветом раскрасим круг?  

 — Почему именно синим цветом?  

-Ребята, а теперь откройте рабочие тетради на с.41-42. Выполним упражнение №1. Прочитайте начало текста и подчеркните ответ на вопрос, когда и где происходили описанные в легенде события.

  — Ребята, скажите, сколько раз Нептун угрожал женщинам?              

— Сейчас  я вам предлагаю продолжить работу в группах, заполнить таблицу. У каждой группы на столах лежат 3 конверта с карточками (угроза Нептуна, решение женщин и действия сыновей). I группа найдёт в тексте и прочитает «про себя» описание 1 угрозы Нептуна, выберет необходимые карточки и прикрепит их к таблице, II группа прочитает описание 2 угрозы Нептуна и выберет нужные карточки, III группа поработает с 3 угрозой Нептуна и прикрепит соответствующие карточки. И каждая группа заполняет свою часть таблицы в тетради (задание №2)

Прослушаем ответы I группы.

— Какова была первая угроза Нептуна?  

— Какое решение приняли женщины?

— Расскажите о действиях сыновей.

Прослушаем ответы II группы.

 — Чем теперь угрожал Нептун?

— Какое решение приняли женщины?

— Почему матери отдали свою красоту дочерям Нептуна? 

— Каковы были действия сыновей?

Прослушаем ответы III группы.

— Какова же последняя угроза Нептуна?

 — Какое решение приняли матери?

Как вы понимаете выражение, отдать свет своих глаз?

— Каковы были действия сыновей?                  

Нет такого дружка как родимая матушка.

Данное высказывание имеет законченную мысль. Первое слово предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

Пословица. Один из жанров УНТ.

Называют ключевое слово («Матушка»)

Матушка – мама, близкий, родной, самый любимый человек.

Это произведение о маме.)

Составляют модель обложки.

Название произведения.

Внизу

(«Легенда о матерях».)

Кладут на  белый лист на парте, заменяющий модель обложки, прямоугольник, обозначающий название                        произведения.

Фамилию, имя автора.

Вверху.

Иван Панькин

Размещают еще один прямоугольник сверху, он обозначает имя автора.

Слушают рассказ учителя.

Изучал произведения народного творчества, писал произведения, схожие с произведениями устного народного творчества.

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения

Слушают учителя.

Слушают учителя.

отвечают на вопрос.

Выполняют упражнения, имитируя движения животных.

(Имя автора и название.)

(Жанр произведения)

(В форме сказки.)

Дети обращаются к памятке.

(«Легенда о матерях»)

(легенда)      

          (Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.)

Волшебство и троекратное повторение.

(Морской царь – Нептун превращал своих дочерей в чаек, женщины отдавали силу, красоту, свет своих глаз.)

(Женщины- матери  готовы отдать все лучшее, что у них есть: силу, красоту, здоровье, свет своих глаз ради счастья, жизни своих детей.)

(Синим.)

Произведение о волшебстве и приключениях.)

Читает вслух один ученик, остальные следят. Подчёркивают ответ на вопрос (очень давно на побережье Чёрного моря)

(3 раза)

Работают в группах. Находят в тексте нужный отрывок, ищут необходимую карточку и прикрепляют.

1 ученик защищает проект.

Нептун собирался похоронить в пучине моря юношей.

Отдать силу сыновьям.

Сыновья подошли к морю, Нептун бросил им навстречу громадный вал, но юноши устояли и не побежали домой.

1 ученик защищает проект.

Порвать руки юношам.

Отдали свою красоту дочерям Нептуна.

Дочери Нептуна обещали матерям юношей достать со дна моря манильских трав и свить из них жилы для их сыновей.

Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.

1 ученик защищает проект.

Сыновья потеряются в морской пучине и будут там блуждать вечно.

Отдали свет своих глаз звездам для того, чтобы они ярче светили и помогали их детям вернуться домой.

Ослепнуть.

Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Групповая

групповая

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

выделять необходимую информацию

Познавательные: развивать умение строить алгоритм решения проблемы.

Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова; способствовать нравственно-этической ориентации учащихся,

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

3мин

5 мин

3 мин

1 мин

5 мин

2 мин

3 мин

2 мин

5 мин

5 мин

III. Подведение итога. Рефлексия.

Домашнее задание

Выставление оценок

— Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

— Откуда у моряков взялась сила?

— Найдите в тексте и прочитайте главную мысль нашего произведения.

Выполним в тетрадях задание №3.

Почему стали сильными?

Почему моряки любуются чайками?

— А почему И.Панькин назвал свое произведение «легендой»?

— Можно ли поступок матерей назвать героическим?

 — Как вы думаете, что ваша мама отдает для каждого из вас?

 — Как мы должны относиться к маме?

— Очень скоро женщины во всём мире будут отмечать замечательный праздник – 8 марта — международный женский день. Не забудьте поздравить своих мам, подарите им свою заботу, ласку, внимание, оказывайте посильную помощь. Будьте достойны своих мам, цените, любите, берегите их, хорошо учитесь и примерно ведите себя в школе, чтобы ваши мамы могли вами гордиться.                        

                      Любите мать!

                        Любите как святыню!

                        Любите крепче самого себя!

                        Она нам жизнь дала и воспитала.

                        ЛЮБИТЕ МАТЬ, ОНА У НАС ОДНА!!!

Перечитать произведение и выполнить задание  №2 в тетради на с.42

Моряки постоянно получали помощь своих матерей

(Последний абзац в произведении. Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.)

Матери отдали сыновьям все лучшее, что имели.

Чайки носят красоту их матерей.

Сказочная форма и рассказывается о героическом событии.

Да, матери совершили героический поступок, они ценой собственного здоровья смогли спасти жизни своих детей.)

Все самое лучшее, что есть у мамы (силу, здоровье, любовь, ласку, внимание)  они отдают своим детям. Мамы безгранично посвящают всю себя своим детям.

Мы должны  с особым уважением, трепетом, любовью относиться к маме, заботиться о ней,  быть чуткими и внимательными по отношению к ней. Ценить и беречь маму, стараться дарить ей как можно больше приятных мгновений, радовать своими успехами и достижениями.

Проводят анализ своей работы на уроке.

Записывают домашнее задание

Индивидуально-групповая

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

2 мин

Ее куратор Ленар Ахметов уверен: на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день

Для многих из нас трасса М7 — это не только расстояния, но и личные истории: дорога — метафора жизни, от этого никуда не деться. Авторы выставки предлагают подумать о судьбе наций, связанных этой трассой. Нужна ли национальная культура в эпоху глобализма или новые кочевники Жака Аттали завтра откажутся от нее как от лишнего груза? О роли этнической идентичности в эпоху «цифры», культурном коде дороги между Европой и Сибирью и выборе, который делают за нас, — в интервью с куратором выставки.

Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе о больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и  поражениях»Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях»

«М7 — метафора евразийства»

— Ленар, на этой неделе в «БИЗОNе» открылась необычная выставка современного искусства под кодовым названием «М7 и новые кочевники», удивляющая буйством красок, форм, материалов и громких имен. Кто, как не вы, ее куратор и мотор, могли бы ответить: какова все- таки ее концепция?

— Для меня и, думаю, не только для меня М7 — это не просто дорога, это целая цепочка символов и знаков. Из Набережных Челнов в Казань, из Европы в Сибирь, из детства во взрослую жизнь. За всем этим мощнейшая история — и личная, полная эмоций и событий, и — если взглянуть пошире — история национальная, евразийская, российская. Путь, обочина, переход, стоянка, «обгон запрещен»… Помимо прямого значения все дорожные образы — точный аналог образов философских и метафизических.

Не так давно трассу М7 называли дорогой смерти: так много было здесь аварий из-за узкого дорожного полотна в ямах и рытвинах. Это тоже невозможно забыть, это навсегда в нашей памяти. Высокие скорости, великие реки, пыльные города. Узкие ручейки примыкающих дорог, ведущих к соседним деревням. Мешки кукурузных палочек, клюква и белые грибы, ведрами продающиеся на обочинах.

М7, как известно, — это основная федеральная трасса, соединяющая европейскую часть России и Сибирь, ключевой маршрут, проложенный через три области, три республики и семь рек, среди которых Волга, Ока, Кама и Белая. Развитие путей сообщения в восточном направлении идет с XII века, и эта дорога имеет вполне конкретную протяженность не только в пространстве, но и во времени: от Узбек-хана, декабристов и других ссыльных до многоуровневых развязок и заправок с кафе и стиральными машинами.

Ленар Ахметов — художник.

Награжден дипломами и грамотами министерства культуры Республики Татарстан, министерства культуры Удмуртской Республики. Председатель правления союза художников в Набережных Челнах с 2021 года. Живет в Набережных Челнах.

И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях. М7 — метафора евразийства, упорно пытающегося сохранить культурный и духовный код территории в водопаде мирового глобализма.

m7

Поэтому в экспозиции нет пейзажей, летящих за автомобильным стеклом, нет запечатленных достопримечательностей и злобы дня. Художники исследуют культурные и исторические кейсы своих народов и их место в современном цивилизационном процессе. Обращаясь к национальным корням, мы пытаемся вспомнить ту методологию связи с природой и космосом, которой обладали наши предшественники, найти тот магический кристалл, что позволит сохранить духовные сокровища предков в жестком сугубо функциональном мире высоких скоростей и big data. И самое главное — увидеть будущее национальных культур в эпоху глобализации.

— А что это за будущее, на ваш взгляд? Вы прогнозируете расцвет национальных культур или их размытие и утрату в результате мировых интеграционных процессов, заданных извне тем и трендов?

— Прогнозы — это не моя специальность, но, безусловно, угрозу для национальных культур в мире глобализации невозможно не видеть. Вспомним хотя бы о том, что будущее, по прогнозу одного из идеологов «нового мирового порядка» Жака Аттали, принадлежит «новым кочевникам», для которых характерен полный разрыв с какой-либо территорией, нацией, семьей и культурой. Это грядущая мировая космополитичная элита, которая проводит жизнь в бесконечных путешествиях по всему миру, зарабатывая удаленной работой и нигде не задерживаясь подолгу. В этой новой социальной форме человек будет носить на себе и в себе все, что составит его социальное значение. «Магнитная карточка станет подлинным „протезом Я“ человека, открывающим ему доступ к универсальному рынку», где можно купить разного рода удовольствия точно так же, как искусственные органы и характеристики будущих детей.

Помимо новых кочевников в постмодернистском мире Аттали предвидит появление «бедных бродяг периферии», которые тщетно стремятся перейти от замедленного к ускоренному миру и ведут «жизнь живых мертвецов». Этот культурный каннибализм, по Аттали, в пределе создаст ситуацию, когда «сам человек превратится в кочевой предмет». «Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар», — говорит Аттали.

Вдохновляет ли такой образ будущего? Наверное, на этот вопрос каждый должен ответить сам. Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей, о выборе своего пути в эпоху глобализма. 

«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»

«У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба»

— Расскажите, пожалуйста, об участниках выставки. Что объединяет этих художников?

— Участниками выставки «М7 и новые кочевники» стали художники из больших и малых населенных пунктов, находящихся на этой трассе: Казани, Набережных Челнов, Уфы, Чебоксар и так далее.

У каждого из авторов выставки свой непростой творческий и исследовательский путь. Спектр художественных поисков очень разнообразен: от неопримитивизма и переосмысления религиозных и фольклорных образов до модернистских и постмодернистских течений, от минимализма до цифровых произведений. Многие из участников выставлялись за рубежом: в США, Канаде, Франции, Японии. Расих Ахметвалиев, например, несколько лет работал в Париже, сотрудничая с крупными галереями.

Татавангард представлен на выставке авторами, входящими в известные художественные объединения «Чингисхан» (Уфа) и «Тамга» (Набережные Челны). А известный чувашский художник Праски Витти раскрывает космогонию народа через детали национального костюма, где красные серебряные детали не просто украшают, но и защищают от болезней и бед, ибо злые духи, по народному поверью, боятся красного цвета и звона серебра. В свою очередь, поколение художников, рожденных в городах, в эпоху пластика и «цифры», создает искусство, свободное от традиционных материалов, но живущее на фундаменте богатого этнического опыта, познающее свои корни через городские музеи и тематические блоги. Они работают в видео-арте, с перформансами, но сохраняют тот же вектор развития.

fnr08892

— Насколько похожи работы участников выставки?

— Абсолютно разные. У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба. Среди представленных на выставке художников татарского авангарда много тех, кто уже стал классиком. Например, Хамза Шарипов, основатель и лидер группы «Тамга». У него на выставке представлены очень стилизованные работы. Он окончил текстильный факультет академии Штиглица, и у него работы из ткани, склеенной в особой технике интарсия. Если раньше это делали на бумаге, то он — по ткани с отсылкой к раскопкам Пазырыкских курганов.

Хотелось бы рассказать о каждом участнике выставки, но, к сожалению, информации будет, наверное, слишком много для неподготовленного читателя. Однако на сайте галереи уже можно прочитать о каждом из художников.

Они очень разные, глаз не замыливается. Например, видишь орнаментальные яркие композиции Ильдара Гильманова и сразу понимаешь, что они татарские. Работы пестрые, сразу создают атмосферу праздника. А когда я смотрю на работы Рината Харисова, вспоминаю свое детство, бабушку и деревню, которая сейчас умирает. И невольно уже возвращаешься к истокам, когда все было хорошо, все были живы. В принципе, у Мадияра Хазиева тоже прослеживается эта тема.

Или Айрат Терегулов. Он копает уже больше в доисламскую сторону. В его работах чувствуется что-то первобытное. Наверное, это объединяет вообще всех людей. Инстинкты сидят просто в каждом. Работы Василя Ханнанова воспринимаются как инсталляция, потому что он к холсту пришивает старые аутентичные полотенца, и они становятся частью современного искусства.

Хотел бы особо отметить Зиннура Минахметова. У него представлены в экспозиции четыре листа, сделанные масляной пастелью. Это большие композиции 1×1,2 метра. Такие поля, в которых находятся совершенно гармоничные сочетания цветов, очень современны. Мы видим и архаичность, и сегодняшний день. Он просто невероятно сильный художник, мирового уровня, наверное, один из самых востребованных сегодня. Я считаю, что нам очень повезло, что он согласился участвовать. Из-за пандемии сейчас он забаррикадировался, и нам, к счастью, удалось его вырвать из берлоги.

Когда я стал думать о том, кто должен стать участниками выставки, и обсуждать это с художниками, начался такой дикий ажиотаж! Все говорили: «Давай вот этого возьмем, вот того подключим». И, по сути, на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день. Невозможно было отказаться, не включать этих художников.  

В итоге выставка «М7 и новые кочевники» разрослась до 83 работ, и это мы еще треть не уместили. Причем это такие самые-самые художники, известные, реализовавшиеся. Но, что интересно, они в таком составе никогда не выставлялись ни на одной площадке. Даже «Тамга» и «Чингисхан» — это две разные группы, которые не смешиваются. А тут мы увидим их на одной площадке. И рядом — цифровое искусство, ведь современные проблемы требуют современных решений. Это мы увидим в работах Нелли Акчуриной и Айдара Закирова.

Раньше художники пытались сохранить свою этническую идентичность материальными способами, а сейчас, в цифровую эпоху, художники пытаются сохранить себя в цифровом формате. Мне кажется, искусство перформанса и видео-арта сегодня как никогда актуально, потому что всю информацию мы получаем через интернет. И, думаю, вопрос сохранения своей идентичности стоит именно так: если мы сохраним себя в цифровом формате, то сохраним и в физическом. Сегодня такая ситуация.

«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»

«Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности»

— Ленар, вы известный художник, но здесь выступаете как куратор. Почему решили сменить амплуа? И будут ли на выставке ваши работы?

 У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их. Я окончил художественно-графический факультет пединститута в Набережных Челнах. И у нас было много искусствоведческой работы. Потом я делал групповые выставки молодых художников, будучи студентом, и свои персональные. Мне было интересно собирать единомышленников среди молодых. У нас проводился проект «Арт-Эволюция» в нулевых годах. Собирали авангардные работы. Это было противостояние классическому искусству, которое нам преподавали в институте, в очень жесткой форме. Случались и конфликты с преподавателями, разборки на открытиях выставок с педагогами. Это была такая яркая страница юности.

В дальнейшем я понял, что мне очень нравится делать такие проекты. Для меня равно интересны разные художники из разных городов. Сейчас жизнь предоставила мне возможность сделать такой проект — и я рад, что смог собрать вместе яркие работы авторов из разных творческих объединений, разных городов и разных поколений.

— По поводу ваших работ: будут ли они на выставке?

— Да, будут. От проекта «Дежавю» одна работа, «Мать», посвященная тюркской легенде о происхождении тюркских народов, «Карга боткасы». Первые две работы сделаны в технике татарского шамаиля. Точнее, я отталкивался от этой техники, но использовал немного другие методы рисования. В данный момент я выставляю именно эти работы. Хотя думал о другом проекте, но там акрил на холсте, а подобной техники на выставке будет много. Потому я решил не добавлять свои работы, чтобы экспозиция стала более разнообразной.

«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»

— По какому принципу вы отбирали свои работы и работы художников?

— Как я уже говорил, мы провели тщательный отбор. Я в основном брал работы проектные. Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности, чтобы художник выставлял какой-то определенный проект. Такой был главный критерий. Ну и, конечно, особое внимание уделялось медиумам: у нас есть работы в технике батик, акрил, холст и масло, шариковая ручка, пастель. Также представлены скульптуры Аделя Халиуллина, арт-объекты Ильдара Гильманова. Я тоже отправил две. Первая — деревянная скульптура «Степная Мадонна». Я ее делал в Удмуртии на симпозиуме. Там у меня сам собой образовался проект, где я делаю деревянные объекты из собранной в заброшенных домах утвари. Я нашел корыто, добавил другие предметы, переработал, что-то поменял и сделал совершенно новый объект. Он похож на балбалы, только не каменный, а деревянный. Такая отсылка к архаичным памятникам тюркской истории. Я смешал в ней финно-угорский и тюркский дух. Оставил текстуру древесины, где-то затонировал, сохранил все трещины, дефекты.

Второй объект — «Тангыра» — создан в 2018 году. Мы тогда должны были сделать финно-угорский проект, связанный с музыкальным инструментами. И опять из бытовых доступных объектов я решил сделать предмет, из которого можно было бы извлечь звук. Мы обнаружили старые ступы. Их было много, разных размеров и форм. Нашли жерди. Почистили, обработали, собрали. Получился такой ударный инструмент. Сыграли на нем вместе с музыкантами и местными бабушками. Теперь этот объект — достопримечательность села Булай Увинского района. На ней уже много народу поиграло за эти годы, прямо видно много-много маленьких вмятин от ударов. На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!

Как давно появился видео-арт в Поволжье? Насколько этот жанр вообще заботит современных художников?

— Знаете, с видео-артом у нас вообще совершенно интересная ситуация. Во-первых, он у нас не шибко сильно развивался. Этот процесс наиболее развит у финно-угорских народов. У нас же даже споры были с художниками, моими друзьями. Я говорю: «Надо делать видео-арты». Они отвечают: «А зачем это надо? Это же кино». Потом я видел много вариаций, как пытаются сделать видео-арт, а он похож на рекламный ролик. Ну зачем тратить время, надо же монетизировать все, делать иррационально не стоит. В принципе, вот разница между тюрками и финно-уграми. В том, что мы рациональные, а финно-угры иррациональные. Они снимают ради того, чтобы снимать, и закладывают просто какие-то более тонкие аспекты видео, которые коммерчески никак не привлекательны. И несут совершенно другую нагрузку, больше культурной среды.

Глядя на удмуртов, наши художники стали перехватывать этот момент. Кстати, видео-арт Нелли Акчуриной был сделан в Удмуртии этим летом. Она нашла материал для него в старом доме, где раньше жили две бабушки. Они умерли, их дом закрыли. Но вещи бережно уложила и сохранила их соседка Таисия Леонидовна. Видео-арт основан на этих предметах, которые были там, в этом доме. Он очень трогательный, обращается к памяти этих двух бабушек, которых, наверное, все бы забыли, если бы Нелли просто не обратилась к ним с благодарностью за то, что они все сохранили.

«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»

— Если бы вас попросили охарактеризовать новую выставку двумя словами, вы бы сказали

— Тепло и солнечно. Сейчас самое темное и холодное время года, когда все выглядит довольно депрессивно. А на этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции. Наверное, это тот дар, который, несмотря ни на что, несет в себе искусство, связанное с культурным кодом нашей земли и нашей дороги.

— «Хороший солнечный заряд» — звучит удивительно позитивно на фоне ваших предыдущих пугающих размышлений вокруг идей Аттали, одного из современных конструкторов «нового дивного мира». Будем считать, что вопреки тревожным трендам современной цивилизации (которые мы особенно остро ощутили в эпоху ковида, «куаризации» и прочих новаций) именно современное искусство дает нам шанс и надежду.  

  • Рассказ о лекарственном растении подорожник 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о легендарных богатырях национального эпоса 5 класс
  • Рассказ о лафонтене 5 класс
  • Рассказ о ледяной зоне 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о ландыш майский