Рассказ о ледяной зоне 4 класс окружающий мир

Автор: храмова алевтина владимировна организация: мбоу нош 2 населенный пункт: чувашская республика, г. чебоксары класс: 4 тип урока: комбинированный цель

Автор: Храмова Алевтина Владимировна

Организация: МБОУ «НОШ №2»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Класс: 4

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление у учащихся об особенностях природной зоны, расположенной на крайнем Севере

Задачи: 1. Формирование знаний о ледяной зоне

2.Развитие познавательной активности учащихся, умения анализировать с опорой на ранее изученный материал.

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и формы обучения: частично–поисковые, наглядные, практические, проблемный, фронтальная, индивидуальная, групповая.

Конспект урока

I. Организационный момент.

— Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

-Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно

Слушаем внимательно.

— На нашем уроке сегодня присутствуют гости, поздороваемся с ними. Улыбнитесь друг другу и присаживайтесь за свои рабочие места.

II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

— Ребята, у нас сегодня очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир», на котором нам с вами надо будет очень продуктивно поработать.

-Одинаково ли освещает и согревает нашу Землю Солнце? (Нет. Северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные — больше.)

-Зависит ли от этого смена природных условий на земном шаре? (Зависит. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон)

-На предыдущем уроке мы познакомились с понятием ПРИРОДНАЯ ЗОНА. Что же это такое?

(Участки суши со сходными (похожими) природными условиями, сменяющимися в определенном порядке от полюса к экватору).

— Почему с севера на юг сменяются несколько зон? (Северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные – больше. Вот почему в направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон).

-Перед вами кроссворд по изученным темам. Только разгадав его, мы узнаем тему нашего заседания.

1.Солнце – это (звезда)

2. Ближайшая планета к Солнцу (Меркурий)

3.Какой район Земли получает больше всего тепла? (экватор)

4. Сколько природных зон в России? (шесть)

5.Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)

6.Что имеет ось Земли, из-за чего двигаясь вокруг Солнца поворачивается к нему то одним полюсом, то другим? (наклон)

7. Что такое земля? (планета)

III. Открытие нового знания.

-Какое слово получилось по вертикали? (Арктика)

-Вот мы и определились с темой заседания. Арктику также называют ледяной зоной.

-Исходя от темы какую цель поставим на сегодняшнее заседание? (изучить природные условия ледяной зоны)

1. Показ на карте. Рассказ учителя.

— Самая северная зона России называется Арктикой или ледяной зоной.

«Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы.

— Чтобы исследовать эту природную зону мы разделились на 3 группы: географы, биологи, зоологи. В группе для работы разделитесь на две микрогруппы: 1)исследователей и 2)научных консультантов. Каждая группа получает пакет документов, где есть, задание для вас, которое вам надо выполнить пользуясь учебником и материалом из детской энциклопедии. Так же вы найдете вспомогательный наглядный материал. Есть сигнальная карточка, которую можно поднять, если при работе возникнут вопросы и я к вам подойду.

С полученными результатами исследования от группы выступает один человек. Данные этого исследования мы занесем в творческую карту.

Время работы группы 9 минут

(Группы начинают выступать. Первыми выступают группа географов)

-Вы рассказали, что зимней полярной ночью можно понаблюдать за полярным сиянием. Я вам предлагаю сделать то же самое и полюбоваться этим прекрасным природным явлением.

Выступает группа биологов.

Выступает группа зоологов

— Итак, все научные группы хорошо поработали, и я вам предлагаю немного передохнуть.

Физкультминутка

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть

-Можем ли мы назвать Арктическую зону пустынной? (В Арктике совсем не пусто. Там, не смотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детёнышей)

— Про связь Арктики и человека сообщение приготовила Константинова Кира. Ставлю 5 за приготовленное сообщение.

IV. Первичное закрепление.

-Как вы думаете, есть ли связь между животными? (карточки на доске) Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике.

Рачки, рыбы, птицы, тюлени, белые медведи

Рачки-рыбы-птицы;

Рачки – рыбы – тюлени;

Рыбы – тюлени – белые медведи.

Домашнее задание.

-Домашним заданием будет подготовить сообщение о любом животном из зоны Арктики.

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

— Наше исследование закончилось, пришло время обобщить полученные нами сведения. Перед вами текст с пропущенными словами. Наша задача – общими усилиями используя полученные знания восстановить текст.

Арктика занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.

Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают луна, звёзды. Температура опускается до – 60 градусов. Летом в Арктике светло. Температура редко бывает выше 3-4 градусов.

В зоне арктических пустынь встречаются такие растения как: лишайники, полярный мак, полярная ива, мельчайшие водоросли. Они стойкие и неприхотливые растения.

В Арктике можно увидеть следующих животных: белые медведи, песцы, тюлени, моржи, кайры, тупики, чайки, гагарки, поморники. Птиц от потери тепла предохраняют перья и пух. У белого медведя очень густая, длинная шерсть. У тюленей и моржей значительный жировой слой.

Постоянных поселений людей в Арктике нет. Для охраны редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

-Очень хорошо справились с заданием.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

— Перед вами карточки с тремя уровнями заданий:

Дифференцированные задания.

№1 – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

№2 – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

№3 — для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

— Возьмите на выбор одну карточку. Приступаем к выполнению. Сдайте листы на проверку.

VII этап. Рефлексия деятельности (итог урока)

-С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Посмотрев на нашу творческую таблицу можно ли сказать, что мы достигли цели нашего заседания?

-За что вы сегодня хотели бы себя похвалить?

-Что вам еще хотелось бы узнать нового по изученной теме?

— Перед вами наборы карточек разного цвета:

Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

Синие — для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

На этом наше заседание подошло к концу. Спасибо всем за работу.

Список использованной литературы:

  1. Окружающий мир, 4 класс, Часть 1, Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., 2012
  2. География. Энциклопедия для детей. Том 3, Москва, 1994
  3. Энциклопедия для детей — Том 2 — Биология. 1996.
  4. Энциклопедия для детей. Всё о животных от А до Я. Москва,1999

Приложение 1

Задание:

1 группа(Географы). Природные условия Арктики.

Научные исследователи. Географическое положение природной зоны. Где расположена зона Арктики?

Задание:

1 группа(Географы). Природные условия Арктики.

Консультанты. Выявить причины таких суровых климатических условий. (Почему холодно?) Погодные условия летом и зимой.

Задание:

2 группа (Биологи). Растительный мир Арктики.

Научные исследователи. Какие растения встречаются в Арктике.

Задание:

2 группа (Биологи). Растительный мир Арктики.

Консультанты. Как растения приспособились к таким суровым условиям.

Задание:

3 группа. (Зоологи) Животный мир Арктики.

Научные исследователи. Какие животные обитают в Арктике?

Задание:

3 группа. (Зоологи) Животный мир Арктики.

Консультанты. Как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях?

Приложение 2

Творческая карта.

Ледяная зона

Географическое положение

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Приложение 3

Из детской энциклопедии для географов.

Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь всегда холодно. Зимой в Арктике долгая полярная ночь. Темноту освещают луна и звёзды. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус шестидесяти градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Из детской энциклопедии для биологов.

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Растительный мир Арктики очень беден. На островах, прямо на голых камнях встречаются лишайники и мхи. Они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях полярные маки и некоторые другие растения. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений- водорослей. Существует такой вид моха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зеленые льдины». Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

Из детской энциклопедии для зоологов.

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими — рыбы. Основная пища рыб и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по снегу и льду. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит.

Приложение 4

Дифференцированные задания.

1 уровень

1. Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике: мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна.

2. Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике: белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь.

2 уровень.

1. Почему именно эти растения могут расти в Арктике?___________________________

__________________________________________________________________________

2. Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания?__________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3 уровень

Составь 3 цепи питания:

  1. рачки- ________________- _____________,
  2. рачки — _______________- ______________.
  3. ____________- _____________ — _________________

Приложение 5

Сообщение «Человек и ледяная зона. Заповедники ледяной зоны»

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Они ведут наблюдения за погодой. Геологи исследуют возможность добычи полезных ископаемых. Через Северно-ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, по которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж. Они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Для охраны редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники. Заповедник на острове Врангеля называют «родильным домом» для белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси

Спасибо за внимание!

Приложения:

  1. file1.ppt.zip.. 4,1 МБ

  2. file0.doc.. 76,0 КБ

Опубликовано: 03.12.2020

Мы подготовили для Вас несколько докладов про Арктику, её географических и климатических особенностях, о флоре и фауне

Доклад №1

Арктика — это регион планеты вокруг Северного полюса. Это море льда, окруженное холодными пустынными землями.

Несмотря на такие негостеприимные условия, в Арктике обитает множество животных и растений. Многие виды, живущие здесь, развили особые приспособления для облегчения жизни в суровых условиях.

Арктика — «Земля полуночного солнца». Лето проходит без солнца. Зимой наступают «полярные ночи», в течение которых солнце никогда не поднимается. Такое время может длиться несколько месяцев.

Северный полюс является самой северной точкой Земли. В отличие от Южного полюса, который находится на суше, Северный полюс расположен в замерзшем морском льду Северного Ледовитого океана.

На самом деле существует несколько определений того, где находится и что такое Арктика. Наиболее часто используемым определением Арктики является «регион к северу от Северного полярного круга».

Другое определение Арктики — это «регион, в котором средняя температура самого теплого месяца составляет менее 10°C».

Используя определение «регион к северу от Северного полярного круга», Арктика имеет площадь около 20 миллионов квадратных километров.

Полярный круг — это воображаемая линия, которая окружает самые северные части Земли. Этот круг проходит параллельно экватору.

Расположение Северного полярного круга не зафиксировано. Вместо этого он отмечает область, в которой, по крайней мере, 24 часа в году, солнце не попускается за горизонт (а также, по крайней мере, в течение 24 часов зимой солнце не поднимается над горизонтом).

Летом в Арктике бывает время, когда не становится темно даже в полночь, такое явление называется «Полярный день». А зимой бывает период, когда солнце не поднимается над горизонтом и темно даже в полдень. Это называется «Полярная ночь».

Чем дальше к северу, тем дольше будут периоды, в течение которых солнце либо не поднимается, либо не заходит. На самом Северном полюсе солнце восходит и заходит по одному разу в год. Длительные летние дни и зимние ночи в Арктике связаны с наклоном Земли при вращении вокруг Солнца.

Северный Ледовитый океан покрывает почти 14000000 кв. км. Он почти в пять раз больше, чем Средиземное море, и почти такой же большой, как Антарктида. Ледовитый океан почти полностью покрыт дрейфующим морским льдом зимой. Летом около 50% Северного Ледовитого океана все равно остается замороженным.

Постоянный арктический морской лед составляет от 3 до 4 метров, с более толстыми частями толщиной до 30 метров. Он обычно покрыт снегом, а на поверхности могут образовываться ледяные хребты длиной до 15 м. Млекопитающие, живущие в Арктике, имеют толстый волосяной покров и значительный слой жира, который действует как термоизоляция, так и в качестве запаса пропитания.

Одним из самых известных жителей Арктики является полярный медведь. Это самый крупный член семьи медведя. Он проводит большую часть своей жизни на морском льду в поисках тюленей, своей любимой пищи. Другие арктические млекопитающие включают леммингов, мускус, волков, песцов, моржей и несколько видов китов.

К арктическим птицам относятся снежные совы, тундровые лебеди, кайры, куропатки. Насекомые, обитающие в Арктике, включают разные виды шмелей, жуков, мух, москитов, бабочек.

Люди живут в Арктике тысячи лет. Коренные народы региона включают эскимосов Аляски, Канады и Гренландии, а также юпиков Аляски и Сибири.

Доклад №2

Арктикой называют северную часть планеты, находящуюся за полярным кругом. Арктическая граница проходит примерно на 66°33/ с.ш. Но встречают и места, заходящие в южные районы. Температура здесь опускается ниже 60 градусов, часто бывают метели и бураны.

Пейзажи арктики не отличаются сравнительным разнообразием. Деревья практически отсутствуют, встречаясь лишь на участках лесотундры. Они представлены карликовыми березами, ближе к границе с тайгой встречаются представители семейства покрытосеменных: сосны и ели. Покров представлен мхами и лишайниками, встречаются редкие злаковые и осоковые. В относительно короткое лето, когда температуры почты может прогреться до 20°C растительный покров немного разнообразнее.

В виду жестких погодных условий животный мир тоже не разнообразен. Для животных этой полосы главное не переохлаждаться, поэтому у всех здесь имеет солидный запас подкожного жира, который выполняет роль грелки. Здесь можно встретить таких животных как: северные олени, овцебыки, белые медведи, песцы, зайцы, лемминги. Из птиц встречаются белые сов, куропатки, куры. Арктические моря полны тюленей, моржей, белух и нарвалов. Только здесь можно увидеть самое большое водное млекопитающее – гренландского кита.

Благодаря тому, что большая часть территории покрыта многовековыми льдами, здесь имеется большой запас природных ископаемых, не тронутых человеком. Минеральные ресурсы представлены золотом, медью, никелем, апатитами, также встречается самый твердый камень – алмаз. Благодаря новейшим технологиям на территории арктики возможна добыча таких полезных ископаемых как нефть, природный газ, каменный уголь.

Несмотря на то, что территория малопригодна для комфортного жительства, здесь все же проживают люди. Коренные народы арктики представлены эскимосами, иннуитами. Люди в основном занимаются здесь оленеводством и добычей рыбы.

Доклад №3

Необыкновенный интерес сразу в нескольких областях наук таких, как география, биология, история вызывает северная полярная область нашей планеты. Это связано с тем, что она имеет особенности, связанные с ее географическим расположением, своеобразием растительного, животного миров, климатом.

Арктика — это территория, которая примыкает к Северному полюсу. Ее площадь составляет приблизительно 26 миллионов кв. км. Острова, моря, относящиеся к Северному Ледовитому океану — есть царство вечного холода и льда.

Характеристика климата неоднообразна. Повышенная влажность свойственна западному району, некоторая область острова Гренландия радует более мягким климатом. Однако в целом климат этой зоны очень суров. Иногда температура воздуха здесь опускается до 60 градусов. Полярная ночь характерна для зимнего периода. Отсутствие солнечного света — привычное явление для ее местных жителей в это время года. Вместо него на небе присутствуют небесные тела — звезды и луна. Отсутствие темноты присуще летнему периоду. В это время в Арктике наступает полярный день. Однако температура воздуха по сравнению с зимой прогревается лишь на несколько градусов.

Из-за присутствия вечной мерзлоты рельеф этой местности также необычен. Некоторая часть представлена горным рельефом, другая имеет ледовый покров, занимающий основную часть Арктики. Однако зона арктических пустынь, представленная каменистой поверхностью, также временами радует глаз жителей.

Мир фауны Арктики имеет свои особенности. Видовое разнообразие живых существ, населяющих территорию Арктики, скудное. Однако их количество велико.

Группу хищников Арктики представляют волк, росомаха, белый медведь, писец. Среди травоядных животных распространен северный олень, овцебык.

Моржи и тюлени, а также морской котик и морская корова — известные всему миру морские обитатели, которые в ясные дни занимают берега морей и океана. Здесь обитают птицы, не умеющие летать по воздуху — пингвины. А подводный мир вызывает любопытство благодаря таким его жителям, как кит, нарвал, нерпа и белуха.

Растительность Арктики представлена тундрой, в которой встречается береза, ива, некоторые злаки. Северная часть Скандинавии — это сосновые и еловые леса. Огромное количество деревьев иногда сменяется травянистыми растениями, появляющимися лишь с увеличением температуры воздуха. Здесь имеют место полярный мак, водоросли и мхи, так как они способны переносить условия ледяной зоны.

Несмотря на большую отдаленность Арктики, человек порой необдуманно относится к ним, подвергая исчезновению на всю жизнь. Поэтому некоторые животные арктической зоны на сегодняшний день занимают позиции в Красной книге (атлантический морж, белый медведь, овцебык).

Население Арктики представлено иннуитами, эскимосами, которые в силу холодных климатических условий, имеют своеобразные способы добычи пищи, собственные привычные методы построения жилищ. Коренные жители этой местности имеют свои традиции и культуру. Чукчи и ненцы освоили территорию Северно Евразии.

Арктика — это необыкновенно красивые места, несмотря на отсутствие цветущих лугов и горячих пляжей. Это прозрачный чистый воздух, который иногда нарушают осадки в виде ледяного дождя. Подобное редкое явление представляет опасность для жизни человека, так как капли представляют собой мелкие сосульки. Только здесь можно любоваться сказочными цветами, имеющими название — арктические. Подобные кристаллы способны произрастать на тонком слое льда.

Арктическая зона — это восхитительные контрасты, привычные занятия местного населения, загадочные явления природы, немногочисленные виды животных, которые необходимо ценить и беречь.

Доклад №4

Огромный и безмолвный, покрытый вечными льдами и снегами район Земного шара — вот что такое Арктика. В переводе с греческого языка, это означает далекий край, расположенный под созвездием Большой Медведицы. Общая площадь ее составляет более 20 млн. квадратных метров. Она расположена у границы Северного Полюса и включает береговые районы Евразии и Северной Америки, Северный Ледовитый и части Тихого и Атлантического океанов, а так же множество островов. Средние температурные показатели на основе многолетних наблюдений находится в пределах от -2 до -25 градусов С, в некоторых районах крайнего севера температура опускается до -35-40 градусов С.

Несмотря на климатические условия, это не мертвая пустыня. Там прорастает множество низкорослых кустарников, трав и лишайников, мхов и злаковых культур. И даже в самых суровых и холодных районах Арктики ученым удалось обнаружить простейшие клеточные организмы – мхи и лишайники.

Фауна Арктики представлена целым рядом уникальных животных, за долгие годы приспособившихся жить в этих суровых условиях заполярного круга. Овцебык и северный олень, снежный баран и белый медведь, вот самые известные виды диких животных Арктики. В благополучные и благоприятные годы травоядные животные, в изобилии обеспеченные кормами, расселяются повсюду. Это заяц беляк и лемминг и, конечно, северный олень. Среди хищных животных самыми распространенными и многочисленными, являются северные волки и белые песцы, росомахи и горностаи.

В морских водах обитают тюлени и моржи, гигантские киты и белухи, а так же, разнообразные и известные всем виды рыб, такие как, треска, навага, пикша, сельдь и многие другие

Самое прекрасное и интересное время года в этом краю, конечно, лето. И хотя оно очень непродолжительное и изменчивое, с возвратными снегами и даже морозами, миллионы перелетных птиц оживляют этот суровый и тихий край. Они гнездятся на скалах многих островов и побережьях континентальной части суши, выводят там птенцов и с холодами покидают этот негостеприимный и холодный край.

В последнее время, несмотря на все мероприятия по улучшению общего климата планеты, изменение погодных условий негативно сказывается на численности животных Арктики и условиях их жизни. Глобальное потепление климата и парниковый эффект, вот самые насущные проблемы изменения местных климатических показателей. Белые медведи, вынужденные переходить на новые места обитания из-за сокращения площадей ледового покрытия океанов, с трудом приспосабливаются к новым условиям и страдают от уменьшения кормов.

Доклад №5

К северной полярной части земли относится Арктика, про которую пойдет речь в этой статье. Здесь практически всегда бушует непогода и поднимается очень сильная буря. Кроме этого здесь постоянно дуют холодные ветры, да к тому же и мороз. В основном морозы поднимаются примерно до шестидесяти градусов. Можно подумать, что при такой погоде здесь жить нельзя, но на самом деле здесь имеется жизнь. Здесь обитает огромное количество разных животных, птиц, растений или рыб. Есть такие животные или даже рыбы, которых невозможно увидеть в любой другой части страны.

Обычно границу Арктики очерчивают до Северного полярного круга. Конечно, некоторые границы могут уходить глубоко в южные районы. Арктика занимает все острова и моря, которые находятся рядом с ней. Рельеф побережий, а также и островов разный. Практически половина Гренландии покрыта льдом. Он примерно достигает около трех тысяч пятисот метров.

В лесу живет огромное количество разных видов медведей, оленей, песцов, а также зайцы, совы и другие птицы. Самой главной задачей здесь является помочь сохранить тепло. Ведь здесь постоянно холодно и не все животные могут ужиться в таких условиях. Обычно там живут только те животные, у которых имеется жирный покров или толстая шерсть. Кроме этого у них имеется специальное приспособление. Им является белая шерсть, при помощи которой они могут спрятаться от других хищников.

Также нужно отметить, что здесь выпадает большое количество снега, и многие животные не выходят наружу, потому что им очень тяжело передвигаться по нему. Кроме этого от большого обилия снега многие птицы не могут добыть себе еду и поэтому спустя некоторое время умирают. Как только лед начинает сходить, то птицы прилетают сюда, а как только лед и снег выпадает, то птицы собираются и улетают в жаркие страны.

Удобно здесь чувствуют себя только белые медведи, а также нерп. Кроме этого условия для проживания разных животных напрямую зависят от погодных условий. Летом многие животные стараются выносить и родить потомство. Также они добывают себе еду не только на лето, но еще и на зиму. Конечно, лето здесь не такое уж и жаркое. В зимнее время они стараются выжить в разных условиях, и порой эти условия бывают очень сложными и многие животные не выдерживают их и умирают. Также зимой здесь ни разу не выходит солнце. А вот светят в Арктике обычно либо луна, либо северное сияние. Многие животные учатся охотиться в темноте.

Не только ученым, но и многим другим людям очень интересно узнать, как живут здесь разные животные, а также как они выживают в таких холодных условиях. Человек постоянно изучает Арктику. Кроме этого больше всего на свете сюда хочется приехать еще и рыбакам, а также охотникам.

Наверное, каждому известно о том, что белый медведь является главным животным в Арктике. И многие люди приезжают сюда для того чтобы посмотреть на разные виды животных. Потом они отрезают от него шкуру, а также мясо. Отличить его от любого другого медведя можно легко и просто. И в этом его выдает длинная шея, а также плоская голова. Шерсть у него обычно черного цвета.

  • Доклады
  • Окружающий мир
  • Арктика

Месторасположение

Арктика представляет собой северную полярную часть планеты. Ее омывает Северный Ледовитый океан, а так же несколько морей: Восточно-Сибирское, Баренцево, Чукотское, Гренландское, Карское, залив Фокс-Бейсин, проливы и заливы, относящиеся к Канадскому Арктическому архипелагу. Так же Арктика с северной стороны омывается Тихим и Атлантическим океаном.

Граница Арктики в некоторых местах уходит в южную сторону, но очерчивают ее по Северному Ледовитому океану (66 градусов 33/с. ш.).

Арктика вызывает особый интерес у географов, биологов и историков благодаря своему местоположению, а так же природе, растительности, климатической зоне и животному подводному миру.

Особенности местности

Особенности рельефа Арктики обусловлены вечной мерзлотой, из-за которой вся ее площадь практически покрыта льдом или горным рельефом. Но есть и местами зона пустынь Арктики с каменистой поверхностью, что так же примечательна для этой местности.  Северный Ледовитый океан со стороны Арктики в период, когда температуры понижаются до максимума, практически полностью покрыт толстым слоем льда. В летний период, наоборот, площадь замерзания уменьшается практически в 2 раза. В центральной части океана, независимо от времени года всегда лежит толстый слой льда.

Климатическая зона Арктики

Климат в Арктике весьма разнообразен. Например, на западе преобладает мягкий и влажный климат. На острове Гренландия температура воздуха держится на отметке – 30 градусов. В некоторых районах Арктики температура воздуха может понижаться до — 60 градусов в ночное время. В зимний период часто проходят полярные ночи. Для местных жителей это привычное явление, которое не доставляет неудобств. Летнему периоду присущи полярные дни. Но воздух остается холодным, повышаясь, в отличие от зимнего периода всего на несколько градусов.

Природа

Большая территория Арктики не имеет деревьев. По мере приближения к Скандинавии и России можно встретить еловые, березовые и сосновые леса. В тундре произрастают лишайники, осоки, злаковые растения, карликовые ивы и березы.

Животный мир

В отличие от других областей планеты здесь нет большого разнообразия животных. В основном здесь проживают белые медведи, олени, овцебыки, зайцы, песцы, куропатки, белые совы, лемминги и куры. Моря Арктики заселены тюленями, моржами, белугами, нарвалами и самым большим млекопитающим – гренландским китом.

Кто проживает на территории Арктики?

Здесь проживают как коренные жители, освоившие эти места несколько десятков тысяч лет назад, так и пришлые люди. К ним относятся эскимосы, индейцы дене, иннуиты, чукчи, ненцы и саамы. Арктика разделена на несколько частей и принадлежит таким государствам как Россия, Канада, Исландия, Гренландия, Фенноскания и Шпицберген.

Сообщение 2

Арктика – это большая территория земли, расположенная близко к Северному полюсу, это моря Северного Ледовитого океана и группы островов, По площади Арктика занимает 27 млн. км2. Для этой зоны характерны такие понятия, как полярная ночь и полярный день. Полярная ночь – это период времени, характеризующий зиму. Он длится несколько месяцев, когда солнце практически не светит, дуют сильные ветра, часто случаются снежные бури. Температура в этот период может опускаться до 60 градусов.

Когда наступает полярный день, несколько месяцев солнце светит ярко, температура воздуха может повышаться до 5 градусов.

Иногда в Арктике можно наблюдать удивительное явление – северное сияние, которое представляет собой большое скопление разноцветных огоньков. Обусловлено это процессами, происходящими на Солнце.

Жизнь в Арктике разнообразна и интересна. Среди растительности тут можно встретить мхи, лишайники, внешне напоминающие накипь, камнеломки, полярный мак.

В ледяной зоне живёт большое количество птиц и животных. Среди птиц встречаются чайки, утки, крачки, гагарки, тупики, кайры. Самки птиц откладывают свои яйца прямо на холодные и голые скалистые поверхности и их склоны.

Самым главным жителем холодных земель Арктики считается белый медведь. Это крупное животное с белой густой длинной шерстью. Волосяной покров способен защитить зверя от самых лютых морозов. Самцы и самки ведут различный образ жизни. Первые в поисках еды весь год бодрствуют, а самки, ожидающие скорого появления медвежонка, зимуют в берлоге. Именно тут у них и рождаются крохотные детёныши, которых по своему размеру можно сравнить с котятами. Берлога защищает медведицу и её медвежат от холодных ветров. Кормит самка детёнышей молоком. Когда они выйдут из берлоги, опытная охотница-мама научит их добывать себе пропитание — ловить сначала рыбу, а потом нерп и тюленей.

В холодных водах водятся тюлени, нерпы, моржи, касатка, морская свинья, киты. Тюлени, нерпы и моржи прекрасно чувствуют себя в ледяной воде. Греет их толстый слой подкожного жира. Они быстрые и манёвренные благодаря своему длинному телу и ластам. Пищу себе они добывают только в воде, а на суши выращивают своих детёнышей. Здесь они довольно неуклюжи и неповоротливы. Очень часто из-за своей медлительности они становятся лёгкой добычей белого медведя. Киты в водах Арктики вырастают до огромных размеров (20 м). Основной рацион их питания составляют рачки.

Таким образом, можно с уверенностью заметить, что, несмотря на суровый климат, Арктика очень разнообразна и интересна по-своему.

Сообщение про Арктику

Арктика — невероятно большая территория Северного ледовитого океана, включающая в свои просторы многочисленные моря и острова. Для этой зоны свойственно необычное явление. Бывает, что целые месяца солнце заходит и пропадает без следа. Это гласит о начале полярной ночи, которая может длиться довольно большой промежуток времени. Начинаются мощные бури и ветра, температура резко падает и поднимается вихрь пурги. Лето, проходящее в Арктике, зовется полярным днем. В такое время круглыми сутками светит солнце, но на температуру это не влияет. Вечные холода заполонили арктические земли. Но только в этом чудесном месте можно увидеть полярное сияние. Красивые яркие узоры на небе затмят любую радугу.

Несмотря на ужасные условия в данной среде, некоторым живым существам все-таки удалось приспособиться и обрести способ выживания. Огромные камни, расположившиеся на островах, покрыты лишайниками и мхом. Если хорошо поискать можно застать цветение полярного мака или же другого растения. Животные тоже прижились в ледяном царстве. Но в большинстве, этими представителями являются птицы. В летние дни на скалах и каменных наростах собираются стаи чаек, гагарок, тупиков. Такие громкие скопления принято называть «птичьими базарами». Здесь они чаще всего занимаются выводом потомства и охотой на рыб. Так как в Арктике практически нет растительности, птиц кормит море.

Вокруг ледников и сугробов, бродят белые медведи. Под слоями белой насыпи расположились их уютные берлоги, в которых самки в разгар лютой зимы, производят на свет своих детей. Комфортное жилище, оберегает семейство от грозных холодов и вьюг. Но густая шерсть, от природы предоставленная медведям, не дает им замерзать, а белоснежная окраска выгодно смотрится среди арктических пейзажей.

Тюлени, моржи и морские котики тоже неплохо ориентируются в холодной среде обитания. Как и птицы, они находят себе еду в море и неплохо владеют навыками рыбалки, чему может позавидовать любой профессионал.

Суровые погодные условия, не помешали людям освоить ледяные земли. На берегах островов, поселились небольшие скопления людей. Они занимаются здешними промыслами, дабы облегчить себе условия выживания. Так же в Арктике расположена сеть полярных станций, на которых опытные ученые занимаются исследованиями. Северная природа хранит в себе огромное количество загадок, которые еще предстоит изучить.

4 класс. Окружающий мир

Картинка к сообщению Арктика

Арктика

Популярные сегодня темы

  • Созвездие Овна

    В северном полушарии нашей планеты на небосклоне можно отыскать первое по счёту зодиакальное созвездие под названием «Овен». Древние отождествили эту группу звёзд с персонажем древнегреческой

  • Гоголь жизнь и творчество

    Каждый из нас читал знаменитую «Сорочинскую ярмарку» и смотрел легендарный фильм «Вий». Все эти произведения искусства были созданы величайшим классиком русской литературы

  • Алтайский край

    Алтай одно из самых удивительных мест в России. Сюда приезжают люди со всех уголков мира, что полюбоваться и насладиться первозданной, чистой и довольно загадочной природой. Место, в котором

  • Профессия пожарный

    Профессия пожарного — самая трудная, но и в то же время приятная работа. Каждый из нас, хоть раз, задумывался о том, чтобы стать в будущем пожарным, но не каждый задумывался об ответственност

  • Вред алкоголя на организм человека

    Медики различными методами пытаются предостеречь нерадивых горожан об опасности чрезмерного потребления алкоголя. В настоящее время, когда алкоголь занимает очень крепкую позицию в жизни люде

  • Достопримечательности Франции

    Знакомство с Францией, как правило, начинается с Парижа и с ее самой главной и знаменитой достопримечательности – Эйфелевой башни, построенной еще в 1889 году

На Крайнем Севере

Тема: «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны Растения ледяной зоны».

А
Зона Арктических пустынь

Задачи:

1. Изучить географическое положение зоны Арктических пустынь и особенности неживой природы.
2. Изучить растительный и животный мир зоны, узнать как растения и животные приспособились к жизни в Арктике
«5» все ответы правильные
«4» правильно выполнены 4 задания
«3» правильно выполнены 2 — 3 задания
«2» правильно выполнено 1 или ни одного задания

I вариант

II вариант

  • — А
  • — В
  • — Б
  • — А
  • — Б
  • — Б
  • — Б
  • — Б
  • — В
  • — В

Нам предстоит узнать:

  • Географы –исследователи – географическое положение природной зоны и климатические условия.
  • Географы-консультанты – причина таких суровых климатических условий.
  • Биологи- исследователи – какие растения встречаются в этой зоне?
  • Биологи-консультанты – как растения приспособились к таким суровым условиям? Почему в Арктике нет кустарников и деревьев?
  • Зоологи-исследователи – какие животные обитают в этой зоне?
  • Зоологи-консультанты – как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях?

Большая часть Северного Ледовитого океана круглый год покрыта льдом. Толщина льда колеблется от 1 м до 30 м. Арктика – царство льда и снега.

Летом солнце не заходит за горизонт. Наступает полярный день.
Но лучи солнца лишь скользят по поверхности Земли. По побережью почва полностью не оттаивает.

Зима – суровое время года. Температура опускается до минус 40 градусов. Дуют сильные ветры. Полгода длится полярная ночь.

На камнях вдоль побережья и скалах встречаются лишайники. Они похожи на накипь. Их называют накипными.

Цветковые растения ютятся в защищенных от ветра местах: низинах, трещинах скал. Полярный лютик ( слева), камнеломка ( в центре ), полярный мак ( справа ).

Мох ( слева ). Вдоль побережья можно встретить карликовую берёзу, полностью спрятанную в мох ( справа ).

Цветной мох Арктики

Кайры прекрасно ныряют, ловят рыбу и рачков подальше от берега, на больших глубинах. Селятся в 5-6 м над уровнем моря на узких карнизах. Гнёзд не строят. «Падая» с такой высоты птицы набирают скорость для взлёта.
Птенцам кайр тоже удобно планировать на коротких крылышках с узких карнизов на воду.

Тупики гнездятся в норах, реже в глубоких щелях между скал. На базарах занимают верхний этаж – торфяные обрывы или мягкий слой почвы. Норы выкапывают сами. Линяют в море после размножения, в это время летать не могут. Преследуя рыбу ныряет и плавает. Пойманную рыбу прижимает к шипу на верхней челюсти – это позволяет ловить рыбу, не выпуская из клюва добычу.

Полярные чайки гнездятся колониями на земле, на скалах. Гнездо – углубление в земле, чаще без подстилки, просто груда камней.
Корм добывают как в море, так и на земле. Редко ныряют. Поедают рыбу, рачков, моллюсков, насекомых, разоряют гнезда других птиц, склёвывают ягоды, семена.

Гагары всю жизнь проводят в море, выбираются на сушу только в период гнездования. Гнездо-лунка устраивается у кромки воды. Взлетает только с воды после разбега. Под водой может пробыть до 8 мин, проплыв при этом 300 м.

Поморники ближе к чайкам. Хищники. Основная пища – лемминги. Зимой – рыба. Занимают верхние этажи птичьих базаров. Разоряют гнёзда, поедают птенцов, в голодные годы съедают и собственные яйца. Скапливаются вокруг рыболовных судов, где питаются отходами рыболовства.

Колонии птиц на скалах – примета Арктики. Совместное гнездование позволяет вместе отбиваться от хищников и экономить тепло. Все эти квартиранты добывают пищу в море. С середины августа опустеют птичьи базары, чтобы в мае вновь наполнить скалы шумом.

В холодных водах Баренцева моря водятся ценные промысловые рыбы: треска, морской окунь ( верхний ряд ), камбала, пикша ( нижний ряд ).

Для Арктики характерны три вида тюленей: гренландский, морской заяц, кольчатая нерпа. Большую часть времени проводит в воде. Вне воды неуклюж, ползает при помощи передних ласт. Покидает воду для отдыха, сна, размножения и линьки.
Новорожденный тюлень зрячий, крупный. Мать прячет его среди льдин. Питаются тюлени рыбой и рачками.

Моржи живут большими колониями. Осторожны.
Самцы залегают на берегу, самки с детёнышами- на льдинах. Моржиха кормит детёныша молоком до 1,5 лет, пока у него не вырастут клыки.
Кормящийся морж плывёт у дна, прокладывая клыками борозду, на ходу выбирает из грунта моллюсков, а раковины выплёвывает.
Занесён в Красную книгу России.

Самый крупный наземный хищник. Ведёт одиночный образ жизни. Обитает на дрейфующих льдах. Зимой заходит на побережье.
Занесен в Красную книгу России.
В поисках пищи забредают песцы

Задачи:

1. Изучить географическое положение зоны Арктических пустынь и особенности неживой природы.
2. Изучить растительный и животный мир зоны, узнать как растения и животные приспособились к жизни в Арктике

  • Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;
  • Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;
  • Синие — для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

Домашнее задание:
С. 65 -70 пересказ,
Сообщение о любом растении или животном Арктики

Цели урока:

  1. Сформировать у уч-ся понятие “АРКТИКА”; учить
    находить и показывать её на карте;
  2. Познакомить уч-ся с особенностями природной
    зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом,
    растениями и животными, взаимосвязями в природе),
    значением природы данной зоны для человека, её
    использованием.
  3. Учить определять существенные признаки
    природных зон и сравнивать их.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе,
    формировать умение пользоваться атласом и
    справочной литературой.

Оборудование:

у учителя

  • персональный компьютер, мультимедийный
    проектор, экран, рисунки учащихся по данной теме,
  • карта “Природные зоны России”,
  • карточки с новыми словами,
  • выставка книг по теме, груша,
  • презентация учителя,
  • 2 презентации учащихся;

у учащихся

  • гербарии мхов и лишайников,
  • атлас “Мир и человек”,
  • учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг
    нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней
    начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков,
    Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Время проведения: 1 академический час (40
мин)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Послушайте описание чертогов* одной
сказочной героини. В какой природной зоне жила
героиня этого произведения?

“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями
буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь
одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они
освещались северным сиянием, и самая большая
простиралась на много-много миль. Как холодно,
как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих
чертогах!

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние
вспыхивало и горело так правильно, что можно было
точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в
какую померкнет. Посреди самой большой пустынной
снежной залы находилось замерзшее озеро”.

Чертог – (устаревшее слово) великолепное
здание, дворец, помещение, палата во дворце,
замке.

(Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена
“Снежная королева” жила в ледяной зоне
.)

– Попробуйте сами сформулировать тему урока.

– Как называется тема, которую мы начали
узучать на предыдущих уроках?

“Природа России”.

– Сегодня мы изменим наш маршрут – возьмём
направление с севера на юг по природным зонам
России. Отправляемся за Полярный круг, в зону
арктических пустынь, в ледяную зону.

Презентация учителя “На Крайнем Севере” Приложение 1 слайд 1.

– Нам предстоит выяснить: (слайд 2)

Почему в арктической зоне суровые
климатические условия?

Какие растения и животные населяют арктическую
пустыню?

Какой ущерб природе Арктики наносят люди?

Как охраняют природу северного края?

III. Изучение нового материала.

1. Работа по карте “Природные зоны России” (слайд
3
)

– Природа России очень разнообразна. В
направлении с севера на юг сменяются несколько
природных зон: зона арктических пустынь, зона
тундры, зона смешанных и широколиственных лесов,
зона степей, зона пустынь. Почему же природа
нашей страны изменяется с севера на юг?

(Дело в том, что солнце не равномерно
нагревает разные участки Земли)
.

Выберите правильное высказывание:

  1. Солнечные лучи хорошо нагревают земную
    поверхность в северных районах, а в южных районах
    тепла меньше, следовательно, там холоднее.
  2. Солнечные лучи в северных районах как бы
    скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают
    ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и
    сильнее нагревают земную поверхность.

Ответы учащихся.

– В северных районах солнечные лучи падают
на Землю наклонно. Они скользят по поверхности
Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более
отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем
сильнее они нагревают земную поверхность.
Значит, северные районы нашей страны получают от
Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему
природа изменяется с севера на юг.

– Покажите на карте расположение зоны
арктических пустынь.

– Каким цветом она обозначена?

– В каком поясе Земли находится?

(Полярный пояс)

– Что вы можете рассказать по географической
карте об этой зоне?

(Географическое положение: Северный
Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря
Северного Ледовитого океана очень холодные.
Круглый год они почти полностью покрыты льдом,
плавучие льдины)
.

– Назовите и покажите на карте острова,
которые относятся к этой зоне.

(Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля,
Северная Земля, Новосибирские острова, остров
Врангеля.)

– Назовите и покажите на карте северные моря.

(Моря: Баренцево море, Белое море, Карское
море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море,
Чукотское море)
.

– Покажите на карте и назовите реки, несущие
воды в моря Северного Ледовитого океана.

(Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка,
Колыма
.)

– К северу или к югу от нашего края
расположена ледяная зона?

(Ответы учащихся.)

2.Работа по учебнику. Самостоятельная
работа.

– А сейчас я предлагаю вам познакомиться с
материалом учебника, чтобы продолжить нашу
работу и получить больше информации об этой зоне.

+ Карандашом красного цвета отметить, что
узнали нового.

Учащиеся читают текст “Царство льда и снега”
стр. 78-82. (Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг
нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2-х ч.
Ч.1/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.-6-е изд. –
М.:Просвещение, 2008.)

(Таблица на доске и заполняется по ходу урока)

Я знаю Я узнал Я хочу узнать
     

IV.Физкультминутка

Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

V.Закрепление изученного материала.

1. Выполняется работа по заполнению
планшетной карты (карта напоминает иллюстрацию в
учебнике на стр.80-81, но без животного и
растительного мира) Графа 2 таблицы.

– Солнце в Арктике никогда не поднимается
высоко над горизонтом. Его лучи скользят по
поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот
почему здесь царство льда и снега. Долгая
морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное
лето. Поверхность океана скована льдом толщиной
3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели,
свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны
способен распространяться далеко на юг. Ледяное
дыхание Арктики чувствуется на всей территории
России. Поэтому ледяную зону часто называют
“холодильником” нашей страны. Зимой там
холодно, как в морозильной камере. Температура
воздуха понижается до – 400С – 500С.
Летом же в ледяной зоне температура поднимается
до +40С. Это тоже температура в холодильнике,
но в отделении для фруктов.

2. Посмотрите на схему. (<Рисунок 1>)

img1

  1. Под каким номером изображено солнце, которое
    нагревает поверхность меньше всего, потому что
    его лучи только скользят по поверхности земли.
    (Под номером 1.)
  2. Назовите номер положения солнышка, которое
    лучше других прогревает поверхность земли,
    потому что его лучи падают почти отвесно. (Под
    номером 5.)

3.Отгадайте загадку:

Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
Северное сияние (слайды 4, 5)

Полярное сияние – свечение воздуха в высоких
слоях атмосферы.

4. Выберите правильный ответ.

Как изменится температура воздуха в ледяной
зоне за те полгода, пока длится полярная ночь?

  1. Температура повысится.
  2. Температура не изменится.
  3. Температура понизится.

(Температура понизится.)

– Почему за полярную ночь так сильно падает
температура воздуха?

(Солнечные лучи совсем не попадают на землю.)

– Изучив особенности неживой природы в
ледяной зоне, давайте познакомимся с её
растительностью (слайды 6, 7).

5. Выберите и прикрепите картинки с
изображениями растений этой зоны.

Учитель демонстрирует слайды, уч-ся
рассматривают гербарные образцы.

– Почему в Арктике живут только эти растения?

(К суровым условиям арктических пустынь
приспособились немногие виды живых организмов.
На камнях островов встречаются лишайники,
похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные
маки.)

– В море множество водорослей. Они обогащают
воду кислородом и очищают от бактерий. Мелкие
водоросли, плавающие у поверхности воды, – пища
рачков и других небольших морских животных (слайд
8
). Из животных в этих краях больше всего
птиц. Летом на скалистых берегах собираются
чайки, кайры, гагарки (слайды 9, 10).

6. Рассмотрите птиц ледяной зоны и
определите, какие они имеют приспособления для
жизни на голых скалах возле моря?

(Перепонки между пальцами, длинные когти,
широкий клюв)

– Чем питаются птицы ледяной зоны?

(Птицы водоплавающие, питаются рыбой.)

– Шумные скопления морских птиц на крутых
скалистых берегах называют “птичьими базарами”
(слайд 11). Жизнь в таком скоплении, на
недоступных скалах имеет свои преимущества:
птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь
птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не
вьют гнёзда, а откладывают яйца на голые уступы
скал. Почему же яйца не скатываются? Решить эту
задачу поможет обыкновенная груша.

Учитель на рабочем столе демонстрирует грушу.

– Легонько толкните грушу и опишите её
движения.

(Груша вращается вокруг себя.)

– Итак, почему же яйца птиц ледяной зоны не
скатываются с голых скал?

(Яйца имеют грушевидную форму.)

<Рисунок 2>

img2

– Но на птичьем базаре у кайр, тупиков и
моевок есть враги. Около базара гнездятся
крупные чайки – бургомистры, длиннохвостые
поморники. Эти птицы приучились пользоваться
чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет
рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не
бросит рыбку,– и он подхватит ее на лету! За это
прозвали поморника Фомкой-разбойником (слайд
12
)

Кроме теплокровных птиц в ледяной зоне обитают
крупные млекопитающие. Здесь прекрасно себя
чувствует белый медведь (слайд 13). Рассмотрите
его изображение. Назовите приспособление,
которое помогает ему маскироваться и незаметно
подкрадываться к будущей жертве.

(Белая шерсть. Густая длинная шерсть
смазана жирным веществом, которое выделяют
кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не
замерзает
.)

7. Прослушайте рассказ о белом медведе и
назовите две причины, по которым белый медведь
погружается в воду.

Рассказывает подготовленный ученик.

Белый медведь – отличный пловец. Он имеет
обтекаемую форму тела: длинная шея, мощные
покатые плечи, на ногах плавательные перепонки.
Способность хорошо плавать и нырять помогает ему
в охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой
жира, равномерно расположенный под кожей,
защищает от холодов. В самые лютые морозы белые
медведи греются в воде, температура которой +2оС.

– Так, что же заставляет белого медведя
погружаться в воду?

( Охота и лютый мороз.)

8. Посмотрите на изображения моржа и тюленя (слайд
14
).

– Что отличает их от известных вам зверей?

(Крупные размеры, обтекаемая форма тела,
шерстяной покров незначительный, конечности
превращены в ласты
.)

– Как вы думаете, где большую часть жизни
проводят тюлени и моржи? На суше или в воде?
Почему вы так решили?

(Мнения детей).

– Действительно, тюлени и моржи большую
часть жизни проводят в воде, а на сушу выходят для
деторождения и линьки. На твердой поверхности
они неуклюжи из-за своих ластообразных
конечностей.

Постарайтесь найти отличия во внешнем облике
моржа и тюленя.

(Моржи крупнее тюленей, у моржей есть
клыки-бивни
.)

– По способу питания. Морж использует в пищу
донные моллюски, тюлень питается рыбой. Есть еще
одно отличие моржа от тюленя. Морж может отдыхать
прямо в воде, а тюленю для отдыха надо вылезать на
льдины, где его может подстерегать белый медведь.

– В поисках пищи забредают волки, песцы (слайд
15
). Песца также называют полярной
лисицей. Зимой его мех становится белым и
чрезвычайно густым. Белый цвет позволяет песцу
маскироваться на снегу и охотиться с большей
легкостью. Он всеяден и питается птицами, крабами
или плодами. К многочисленным водным животным,
которые обитают в ледяной зоне, относятся рыбы,
питающиеся маленькими рачками и водорослями (слайд
16).

9.Составьте цепи питания, которые сложились в
Арктике.

Водоросли      рачки
     рыбы     птицы

тюлени

белые медведи

– Может ли загрязнение моря повлиять на птиц,
живущих на берегу?

10.Защита презентации “Арктика и человек” Приложение 2.

Заранее подготовленный ученик

Человек не является коренным жителем Арктики,
но она всегда привлекала своей загадочностью.
Проложен Северный морской путь. На островах и во
льдах Северного Ледовитого океана работают
научные станции. Здесь живут и работают отважные
полярники. Они круглые сутки изо дня в день
следят за погодой и по радио сообщают об этом на
большую землю. Люди занимаются рыболовством и
охотой. Но не всегда это делается разумно.
Огромный ущерб был нанесен живой природе
Баренцева моря, где были почти полностью
уничтожены промысловые виды рыб. Воды северных
морей загрязняются мусором, вредными веществами
с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни
обитателей этой зоны. Загрязнение окружающей
среды и глобальное потепление опасны для белого
медведя. Стали редкими морж, розовая чайка, они
внесены в Красную книгу России. Резкий рост
объемов промышленного рыболовства и растущая
эксплуатация месторождений нефти и газа со
второй половины ХХ века серьезно угрожают
ресурсам, считавшимся когда-то неистощимыми.
Люди задумались над своим поведением, взяли под
охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю,
создали заповедники.

11.Защита презентации “Заповедник Остров
Врангеля” Приложение 3.

Заранее подготовленный ученик.

Этот заповедник расположен на двух островах: о.
Врангеля и о. Геральда, он был организован в 1976
году. Через весь остров с запада на восток идут
три цепи гор, разделенные долинами. На остров
Врангеля приходят медведицы из разных уголков
Арктики. Каждую весну ученые насчитывают на
острове до двухсот берлог, в которых появляются
на свет малыши. Поэтому остров называют
“родильным домом” белых медведей. На острове
обитает самое крупное из копытных животных
Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из
Америки. В заповеднике самое крупное скопление
моржей. На остров прилетает большое количество
птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую
птицу – розовую чайку, её называют жар-птицей
севера. Остров Врангеля – единственное место,
где гнездятся белые гуси. Если вас заинтересовал
этот необычный заповедник, и вы хотите знать о
нем больше, материал можете найти в книге:
Заповедными тропами. / Под ред. Т.А.Адольф,
М.И.Давыдовой.– М.: Просвещение.

12.Соотнесите слова и их толкование:

Задание записано на доске.

Птичьи базары – свечение воздуха в высоких
слоях атмосферы
.

Полярники – шумные многотысячные
скопления морских птиц на крутых скалистых
берегах.

Полярное сияние – участник полярной
экспедиции, работник полярной станции.

VI. Подведение итога урока. Выставление
оценок.

– С какой природной зоной познакомились на
уроке?

? Чтобы вам хотелось узнать нового по
изученной теме?

Ответы детей.

– Как вы думаете, почему людей, которые
купаются зимой в холодной проруби, называют
моржами? Мнения детей.

– Чтобы стать моржом нужно на протяжении
длительного времени ежедневно и грамотно
закаливаться.

VII. Домашнее задание.

1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

2.Подбери материал о труде людей Арктики.
Подумай, какими качествами должен обладать
человек, чтобы работать здесь.

3.Задание в рабочей тетради С.25 №2, 3.

Источники информации:

  1. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Корушникова Р.В.
    Почемучка.-4-е изд., испр. и доп.-М.:
    Педагогика-Пресс, 1993.-С.14-18.
  2. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные
    разработки по курсу “Окружающий мир. 4 класс”. –
    М.: “ВАКО”, 2004, 368 с. – С.77-87.
  3. Занимательный атлас – Дикие животные (пер. с
    фр.). Издательство Атлас 2007 г.
  4. Колосов М.К. Охрана животных России.– М., 1992.
  5. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Нестандартные уроки
    интегрированного курса “Окружающий мир”:
    учебно-методическое пособие для студентов
    факультета начального образования и учителей
    начальных классов. – Псков, 2007.-С.28-49.
  6. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по
    предмету “Окружающий мир”: 4 класс: к учебному
    комплекту А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова “Мир вокруг
    нас: 4 класс” / Е.М.Тихомирова – М.: Издательство
    “Экзамен”, 2006. – С.59-64.
  7. Ресурсы INTERNET.

  • Рассказ о ландыш майский
  • Рассказ о кутузове для 4 класса краткое содержание
  • Рассказ о ладье в шахматах для детей
  • Рассказ о культурном человеке 4 класс орксэ
  • Рассказ о кукле дарума