Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе

3 0 в 13 веке рыцари-крестоносцы на плащах у них был нашит крест двинулись на русь. они хотели захватить новые

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе



3



0

В 13 веке рыцари-крестоносцы (на плащах у них был нашит крест) двинулись на Русь. Они хотели захватить новые земли.Князь Александр Невский не стал ждать и выступил врагу навстречу.В его войске были дружинники и народное ополчение из Новгорода. Местом сражения князь выбрал Чудское озеро: был апрель, весенний лед был тонкий,а рыцари были в тяжелом вооружении.На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года встретились русское войско и войско немецких рыцарей.Высокий был моральный дух русских воинов, ведь они защищали жизнь своих близких, свободу своей страны.Тяжелая была схватка, но дрогнули рыцари и бежали.Александр Невский с русскими воинами отстояли независимость Руси.

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе



1



0

Ледовое побоище состоялось 5 апреля 1242 года и закончилось замечательной победой русской рати под руководством знаменитого Александра Невского.

Александр Невский, князь новгородский уже был известен к тому времени своей победой над шведами в устье Невы и вот новая угроза Руси со стороны рыцарей Ливонского ордена.

Противники сошлись на льду Чудского озера, и хотя зимы в то время были холоднее, в начале апреля лед во многих местах озера был уже тонким.

Именно поэтому Александр Невский и выбрал такое необычное место сражения.

Зная превосходство немецких рыцарей в тяжелом вооружении он предполагал заманить основные силы противника на тонкий лед, с тем расчетом, чтобы лед не выдержал веса вооруженных конных рыцарей и начал расходиться.

Так оно в ходе битвы и вышло, немецкий клин, который называли свинья хлынул на лед озера и очень скоро лед начал трескаться. Значительная часть немцев ушло на дно, что позволило русской армии одержать решительную победу.

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе



1



0

Одна из славных побед русского оружия случилась в начале апреля 1242 года на Чудском озере. Здесь сошлись две армии — немецкие рыцари Ливонского ордена и объединенная дружина новгородцев и псковичей под командованием Александра Невского.

Понимая, что в открытом столкновении с закованными в латы конными рыцарями его дружине не выстоять, Александр принял историческое решение дать бой прямо на льду озера, который к середине весны уже стал очень тонким. Лед выдерживал вес русских ратников, но не выдержал вес тяжелого немецкого рыцаря с конем. В результате множество рыцарей утонуло, войско немцев было деморализовано и Александр Невский одержал еще одну великую победу.

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе



0



1

**С 1237 года руководителями немецких рыцарей был взят курс на активное завоевание русских земель.

Зимой 1240-1241 годов были взяты Сабель, Тесов, Капорье, в котором расположился гарнизон захватчиков.

В 1241 году отвоевано Капорье, Водьская пятина, вслед за ней Псков

Численность войска князя ненамного, но превосходила противников.

Александр победил в Ледовом побоище, чем принудил Ливонский Орден к заключению мира и отказу всех территориальных притязаний.

Сражение на Чудском озере имело историческое значение: Были укреплены северные границы русских земель, что обезопасило их от посягательств своих соседей на долгое время и дало возможность восстановить силы. Преследование врага, впервые примененное в этом сражении, стало новым явлением в военном искусстве.

Схема Ледового побоища отсутствует в дошедших до нас летописных источниках.!**

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе

Рассказ о Невской битве для 4 класса.

Невская битва — это один из самых славных эпизодов воинской истории России, день славы русского оружия, день одной из самых грандиозных побед.

Она состоялась 15 июля 1240 года по старому стилю в устье реки Ижору, у места ее впадения в реку Неву.

Именно сюда приплыли на кораблях коварные шведы, которые хотели отнять у Руси эти земли. Они высадились на берег и стали лагерем.

Но в это время к месту будущей битвы уже приближался отряд русских воинов-новгородцев, под началом князя Александра Ярославовича. Русские воина застали шведов врасплох и напали на еще спящий лагерь. Шведы в панике пытались пробиться обратно на корабли, но русские конные витязи сшибали настилы и не давали сбежать коварному врагу.

Многие русские воины проявили в этой битве чудеса героизма. Сам князь Александр поразил копьем шведского короля (ярла Биргера) и тот чудом спасся.

Остатки шведов поспешно погрузились на корабли и уплыли восвояси. А князь Александр после этой победы стали именоваться Невским.

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе

Экологические связи лесного сообщества заключаются не только в том, что деревья и травы дают корм многочисленным лесным животным и птицам, но и в том, что сухие листья, засохшие травы, прочие органические останки постепенно превращаются в плодородный перегной в результате работы целой группы живых существ — бактерий, насекомых и их личинок.

Эти маленькие труженики сперва измельчают органический мусор, который накапливается на лесной почве, а потом бактерии превращают его в минеральные вещества, которые оказываются отличным удобрением для травы, кустарника и деревьев.

Таким образом мы описали еще дин вид экологической связи в лесном сообществе — связь между разрушителями и производителями.

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе

Ледовое побоище произошло 5 апреля 1942 года на льду Чудского озера-это видно на карте схеме битвы.

Взятие Измаила было досконально продуманно Суворовым,крепость штурмовали не только с суши.C Воды был высажен десант которым руководил Генерал-майор де Рибас-штурм с воды виден на схеме битвы.

На схеме битвы видны главные участники Бородинского сражения-Багратионовские флеши и батарея Раевского.

Багратионовские флеши являлись одной из ключевой позиций,опираясь на которые 2 армия Багратиона нанесла огромные потери французам.

Батарея Раевского трижды отбивала атаки французов, они смогли занять её только после 15 часов непрерывных боев.

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе

У каждого города или села есть своя собственная программа благоустройства, объем которой зависит от имеющихся у населенного пункта средств.

Например в моем городе на первом плане всегда стоят дороги. Почему-то сколько их не ремонтируют, они очень быстро выходят из строя и ездить по ним становится настоящим мучением.

Также у нас много делают благоустройству центральной части города — строят новые микрорайоны, высаживают сады и парки, разбивают скверы, делают аллеи, по которым можно будет гулять вечерами.

В старых районах прежде всего благоустраивают дворы — расширяют проезды, делают новые парковки, устанавливают красивые детские городки, высаживают деревья и разбивают цветники. В последнее время все больше дворов радуют глаз.

Также в планах благоустройства перестройка уже имеющихся улиц, оснащение их информационными табло, декоративными ограждениями, современными переходами и остановками.

Много внимания уделяются строительству новых торговых центров.

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе

Только углеводороды и янтарь образовались из останков живых организмов, известняк- преимущественно- представлен минеральным веществом- карбонатом кальция, а известняк, состоящий из раковин (и их обломков) морских обитателей, -называется- ракушечник, его тоже можно причислить к остаткам живых организмол.

Связь между человеком и природой- неоценима, неразрывна и вечна, разорвать связь человека и Природы то же, что и лишить его воды, воздуха и света, являющимися природными ресурсами…

МБУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи» городского округа город Шарья Костромской
области

Методическая
разработка урока

на
конкурс
«Святой
защитник земли Русской»,

посвященного 800-летию князя
Александра Невского

(уроки
литературы, 2часа)

Составила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №21

Каберник Светлана Владимировна

г.Шарья,2021

«Повесть
О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО
И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»

Цель – сравнить образ Александра
Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы.

содействовать
формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма,
гражданственности, воспитывать уважение к родной стране, её историческим корням
и традициям.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представление об
    Александре Невском как исторической личности и герое художественного
    произведения; ·
  •  Раскрыть черты личности
    Александра Невского как русского князя, воина, святого и государственного
    деятеля
  • Формировать литературные понятия:
    житие, агиография, личность, благоверный, святой, защитник, святой;
  • сравнить облик героя как
    исторического деятеля и как святого;

Развивающие:

  • Совершенствовать умение
    анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы;
  • Совершенствовать умение
    выразительного чтения, связного высказывания;
  • Отрабатывать умение
    сравнительного анализа исторического материала и художественного
    произведения;
  • Формировать самостоятельность
    мышления.

Воспитательные:

  • · Способствовать формированию
    познавательного интереса к личности и деятельности Александра Невского;
  • · На примере личности
    Александра Невского способствовать формированию чувства гражданственности,
    уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков;
  • · Утвердить в сознании учащихся
    значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества,
    своего народа.
  • осознать значимость
    древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий добра и зла,
    долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни – самых высоких
    общечеловеческих нравственных и духовных ценностей;
  • Воспитывать в процессе
    обучения такие нравственные качества: честность, доброту, справедливость,
    чувство долга, милосердие;
  • Прививать любовь к литературе
    и истории своей Родины.

Личностные

  • Сформировать умение логично,
    последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать 
  • Сформировать патриотическое
    сознание и гражданскую позицию через приобщение учащихся к историческим
    событиям Родины.

Актуальность.

Школьная
программа предполагает изучение личности и деятельности Александра Невского в
начальной школе в курсе «Окружающий мир» (1 час), в шестом классе, в курсе
истории Отечества (1 час), а также в 10 классе, при изучении данного
исторического материала на втором концентре (0,5 часа). Такой небольшой объем
учебного времени, и, вместе с тем, значительный временной разрыв между
изучением данной темы в средней и старшей школе, часто не позволяет школьникам
осознать огромный вклад Александра Невского в историю Отечества, увидеть важное
место его имени и подвига в сознании прошлых поколений и граждан современной
России.

Перед учителем
стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о личности и деятельности князя
таким образом, чтобы пробудить интерес к истории данного периода, желание
продолжить изучение этого вопроса самостоятельно. В связи с этим, возникает
потребность в использовании нетрадиционных форм изучения данного материала.

На проведение отводится 2 часа
(литература и история).

Возраст
участников.

Урок
целесообразно проводить для учащихся восьмого класса, так как школьники уже
успели изучить необходимый материал. Обучающиеся знакомятся  с личностью
Александра Невского на уроках литературы при изучении раздела
«Древнерусская литература».

Методы:

 частично-поисковые,
объяснительно-иллюстративные.

Мотивировка выбора методов
занятия.

В данном занятии используются
беседа, работа с текстом презентации. Применение данных методов способствует
раскрытию содержания темы, формированию навыков работы с различными источниками
знаний, воспитанию патриотических и личностных чувств учащихся.

Форма организации: групповая, фронтальная

Технологии: сотрудничества, ИКТ, проблемного
обучения
.
Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ожидаемые  результаты:

Личностные:

1.      Осознание себя патриотом
своей страны.

2.      Воспитание в себе чувства
патриотизма.

Метапредметные:

Регулятивные:

1.      Умение определять цель
выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

2.      Умение составлять план
выполнения заданий на уроке  под руководством учителя.

3.      Умение реализовывать план
выполнения заданий на уроке  под руководством учителя.

4.      Умение корректировать
выполненные задания на уроке  под руководством учителя и одноклассников.

Познавательные:

1.      Умение отвечать на простые
вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

2.      Умение перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и всего класса.

Коммуникативные:

1.      Умение участвовать в
дискуссии на уроке.

2.      Умение доносить свою
позицию до других: оформлять свою мысль в устной   речи.

3.      Умение соблюдать простейшие
нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не
перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.      Умение слушать и понимать
речь других.

5.      Умение работать в группе и
в коллективе.

Предметные:

1.      Понимание значения
патриотизма в жизни человека и общества;

2.      Понимание роли исторической
личности в формировании нравственных качеств человека.

Оборудование
урока:

· ПК и
мультимедийный проектор;

Эпиграф: «Кто с мечом к нам придёт,
от меча и погибнет»

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих почитают
За их труды, за славу, за добро…
А.С.Пушкин

Ход
урока

I.      
Организационный
момент.

 — Братья и
друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим
слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о мудром
князе, его словах и храбрых полках, преисполненных ратного духа.

И пусть ещё
больше укрепится ум ваш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь
сказал когда-то митрополит Илларион: «Не в худой неведомой земле
владычествовали князья. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах
земли».

Сегодня
необычный урок: мы объединим два предмета — литературу и историю. Это нам
нужно,   потому что герой сегодняшнего урока — и историческая
личность, и персонаж древнерусской литературы.

Слайд
№ 2

Нет меж живущих людей, да
не может и быть, безымянных:

В
первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

Имя,
как сладостный дар, от родимых своих получает…

— Так писал когда-то об именах
Гомер, и сказанное им по сей день остается правдой. У каждого человека есть
имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное
количество информации об его носителе. Как эти строки великого греческого поэта
перекликаются с вашим домашним заданием к сегодняшнему уроку?

II. Проверка домашнего
задания.

 (фронтальный опрос).

УЧИТЕЛЬ: На дом вам было задано
необычное задание: посмотреть значение имени Александр и вспомнить самых
известных Александров в мировой истории и литературе. Что у вас получилось?

УЧЕНИКИ: Александр (греч.) –
«алекс» — защищать, «андрос» — мужчина, т.е. «защитник людей», «мужественная
защита».

Слайд № 3

Знаменитые Александры:

Александр I (1801-1825)

Александр II (1855-1881)

Александр Блок

Александр Пушкин

Александр Суворов

Александр Невский                         

«Александр есть имя не самое
глубокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное» (П.А.Флоренский)
Сообщение темы урока

УЧИТЕЛЬ: Конечно же, это
далеко не все  известные Александры. Но и упоминание этих людей говорит,
что имя человека влияет на его судьбу. Александр – защитник: слова, качества,
человека, страны.… И сегодня на уроке мы познакомимся с судьбой одного из
великих русских  Александров – Александра Невского. Все вы,
безусловно, знаете, что среди большого количества достойных людей России именно
Александр Ярославович был выбран именем России 28 декабря 2008 года, став,
таким образом, национальным героем.

Слайд № 4

Итак,
тема  нашего урока: «Александр Невский:  жизнь и житие».

IІІ. Изучение новой темы.

1.
Беседа по вопросам по статье «Из древнерусской л –ры» (стр. 18)


Как
начиналась русская литература? Определите ее хронологические (время) и
географические («откуда есть пошла») истоки
. (ΧІ летописи до 17 века –
древнерусская литература период составляет 700 лет)

Остались ли в вашей памяти творения
древнерусской словесности? Вспомните самое волнующее. («Повесть временных
лет»,
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о
Белгородском киселе
», «Поучение Владимира Мономаха»,  «Повесть о Петре и
Февронии Муромских», «Притча о блудном сыне»).

Как надо читать произведения
Древней Руси? В чем неповторимость их интонаций, лексики, художественных
образов?

Слайд № 5

(Определения,
характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир:


неторопливость,
обстоятельность;


степенность,
торжественность;


исповедальность,
монологичность;


драматизм,
трагичность;


взволнованность,
эмоциональность, лиризм).


Помните ли
вы героев древнерусской литературы? Кто из них наиболее близок и интересен
? (Пётр и Феврония,
беззаветно любящие друг друга).

-Какие
жанры древнерусской литературы вы знаете?

(молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская
повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы –
сказания, наставления, легенды.)

-Кто мог стать героем жития?

-Дома
вы познакомились с «Повестью о житии и о храбрости…..»

ІV. Разговор о «Житиях» продолжит «Повесть
о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского
»
(Ал-р Невский ок. 1220–1263).


Житие — описание жизни святого. В древнерусской л – ре образ Христа выдвигался
как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому
образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя
через ряд испытаний.

— В теме  урока два
главных слова: «жизнь» и «житие». Давайте найдем различие в лексических
значениях этих слов. 

Подготовленный ученик

Как правило, в житии сообщается

·       
об
основных событиях жизни святого,

·       
его
христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая
была),

·       
а также
особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек
(к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса)

Слайд № 6

    
Жития
святых пишутся по особым правилам (канонам):

o   так, считается, что появление
отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых
родителей
(хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им
казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их)

o   Чаще всего святой с ранних лет
ведёт строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и
раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская)

o   В процессе своей жизни святой
набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их.

o   Святой мог предсказать свою
смерть
, так как чувствовал её.

o   После смерти его тело оставалось нетленным.        

V. Анализ вступительной
статьи к «Повести о житии…» на стр.19.

В
1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества
обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было
задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные
мотивы
: события понимались как «гнев божий» за «грехи».

Подготовленный ученик

Александру Невскому как мудрому
государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение
это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен
князь.
Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных
подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство
живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и
государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность
повествования.

Подготовленный ученик

13
век был периодом ужасного потрясения для Руси. С востока на неё нахлынули
монголы с бесчисленными  полчищами покорённых татарских племён,
разорили, обезлюдили большую  часть Руси и поработили остаток народа;
с северо-запада угрожало ей немецкое племя. Задачею политического деятеля  того
времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам,
при которых она могла удержать своё существование. Человек, который принял на
себя эту задачу и положил твёрдое основание на будущие времена дальнейшему
исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным
представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр
Ярославович Невский


Когда была написана «Повесть о житии …Ал – ра Невского»?
(в 80-х гг. ΧІІІ в.) Само заглавие произведения дает
определение его специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного
и великого князя Александра
» – рассказ о жизни, главным содержанием
которой явились подвиги «храбрости».

Какова цель данного жития? (Прославить мужество и храбрость
Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли).
По каким
источникам автор жития создаёт «Повесть…»?
(современник, «самовидец»,
по рассказам соратников Ал –ра). Почему?

Каково
значение «Повести…» в развитии русской л – ры?

(ей
подражали, следовали как лит. образцу, её влияние сказывается во многих других
княжеских житиях и воинских повестях).

Слайд № 7

— А
каково значение слова «благоверный»?

Благо – это что? (Добро, благополучие)

Благой – это какой? (То же, что хороший. Благое намерение. Благие
порывы).


Значит, благоверный – это какой? (Верный благу, верный чему-то хорошему.
Защите Родины, например.) .

— Что означает слово «защитник»?

С.И. Ожегов дал такое толкование
слову: «Защитник – тот, кто охраняет, защищает, оберегает кого-нибудь,
что-нибудь». Например: Славные защитники родины.

— От кого надо было охранять Русь?

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним, какова
тема нашего урока? Какую часть заявленной темы мы с вами уже рассмотрели?

УЧЕНИКИ: Мы рассмотрели жизнь
Александра Невского как человека.

УЧИТЕЛЬ: Верно. Как
у  любого человека, у него были свои недостатки и достоинства. Но,
несмотря на это, русская православная церковь причислила его к лику святых.

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле, о древнерусской,

Быль записывал монах.

— При помощи этимологического
и толкового словарей определите семантику слова “святой”.

1.     Имя
Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.

2.     Все,
что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения
(святые мощи, святые врата, святая вода).

3.     (перенос).
Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).

Святой – человек,
посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у
Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. (Запись
определения в тетрадь).

V. І. Анализ текста «Повесть
о житии… Ал – ра Невского»

Работа по р/р: чтение слов и выражений (по цепочке), характерных для данного текста слов,
которые можно использовать сегодня и которые «ушли в прошлое» и их объяснений.

(Деяния – (высок.) – действия, поступок.

Сеча (стар.) – сражение.

Распря (устар.) – ссоры,
раздоры.)


Как называются такие слова

(архаизмы).

Прочитайте описание внешности князя
и его характеристику. Какое значение имеет это описание?

(автор
не только показывает физическое совершенство князя Александра, но и сравнивает
его с библейскими героями. Но если каждого
из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость,
храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли отражение.

-Таким образом, восхищаясь своим героем, автор
показывает, что Александр даже выше библейских героев. Он причислен к лику
Святых. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими
качествами. Перед нами князь
– всем князьям
князь.

    «Рост его был выше других
людей, голос его как труба  в народе, лицо его – как у Иосифа, которого
египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила его была частью силы
Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского».

Каким героям уподобляет рассказчик
князя
?
Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен
«царю» Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону,
Соломону
, римскому императору Веспасиану. В князе нашли отражение
все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость).

– Кто такой Иосиф?

– Почему именно Самсону
уподобляется сила А. Невского?

– Кто такой Соломон? Что общего
между Соломоном и Невским?

– Кто такой царь Веспасиан? Почему
автор жития сравнивает с ним А. Невского?

Автор показывает князя в сравнении
с библейскими героями, но если у каждого из них одна какая-то черта преобладает
(сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти
качества нашли своё отражение.

Таким
образом, автор, восхищаясь своим героем, говорит, что перед нами князь – всем
князьям князь.

— Известно, что черты характера
человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через что в своей жизни
пришлось пройти князю Александру? Вопрос 3 (стр. 26) О каких его подвигах
рассказывает?


О каких
подвигах А. Невского он рассказал?
(о 3-х подвигах:


битве на Неве со шведами (1240 г.),


о Ледовом побоище (с немцами на Чудском озере (1242 г.),

— о поездке в Орду.  Слайд № 8

Чем отличаются 2 первых
подвига от 3-го?
(1-3 – бранные. 3-й  самопожертвования)

-Зачем А. Невский поехал к
хану
?
(отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу)

-Найдите в тексте эпизоды,
демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с
другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди)
правителем.

В грозные годы жил князь Александр. Приходилось ему
оборонять русские пределы от иноземцев. Несмотря на юность, как написано в
«Житии…», князь Александр
« везде побеждал, был непобедим».
Это говорит о нём как об
умелом,  храбром полководце
.

Слышал
такие слова король страны Полуночной, но, ослеплённый завистью, обезумевший от
гордости, взял с собой многочисленное воинство и пошёл на Александра:
«Уже я здесь, хочу пленить землю твою – если можешь, обороняйся».

А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи
неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь
святой Софии, «
пал на колено перед алтарём и стал молиться
со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и
рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною».
Окончив молитву и получив благословение
архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине.
Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр
сказал русичам:

«Не в силе Бог, но в правде». С
малой дружиной
(Храбрость; воин-полководец) князь Александр встретил врага, бился бесстрашно,
зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

— Следующий эпизод: Некто Пелгусий, старейшина земли Ижорской, рассказал
князю дивное видение
. (Слайд:  Святые Борис и Глеб). Александр просил о том никому не говорить (мудрый
правитель)
«И решил он напасть
на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он
бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим
копьём». В этом эпизоде князь
– опытный полководец. Он решителен, сметлив, ловок. У такого князя и воины – чудо-богатыри.
Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к победе.

— Какие картины видятся вам за словами рассказчика: «Словно замёрзшее
озеро двинулось
»?

             Вот как описывает поэт
К. Симонов эту битву:

«Был первый натиск немцев
страшен,

В пехоту русскую углом,

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом».  Слайд № 9

Подготовленный ученик

            Рыцари уже радовались
скорой победе, не подозревая, что главные силы русских ещё не вступили в бой.
«За Русь родную!» — загремел над войсками клич Александра.

«Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новгородские полки.

По льду летели с лязгом, громом,

К мохнатым гривам наклонясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты»

(К. Симонов. Поэма «Ледовое побоище») Слайд № 9

1)    Какие картины мы можем
представить?

2)    Кого Александр называет
народом «высокомерным» и кто похвалялся
: «Посрамим народ славянский»,
«Возьмем Александра руками
» (города немецкие) – стр. 23)?

3)     Подвиги шести мужей, «храбрых и
сильных
» (Гаврилы Алексича, Збыслова Якуновича и др.) составляют
взаимосвязанные эпизоды, имеющие характер пересказа эпической песни,
сложившейся в княжеско-дружинной среде вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе
самого князя («всё это я слышал от господина своего великого князя
Александра и от других, кто был тогда в той сече» — стр. 23, предпоследний
абзац).

4)    каков последний подвиг
Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?
«Отмолить людей от беды
той
», чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу.
Слайд № 10

5)    Какими словами и от чьего
лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью
Александра?

(с. 25, от слов «О, горе тебе,
бедный человек
!..» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».)
Произнесите слова вслух и объясните их смысл.

Какой образ предстает, когда
мы говорим о святых
(Икона)

Что такое икона? (Икона
– с греческого “эйкон”, – “образ, предмет поклонения” – живописное изображение
Бога, святого или святых. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и
изображение на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их,
обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его
просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли “читать” икону,
переживать какие-то события, подражать добрым примерам. В иконописании исчезло
слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о
морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо,
а лик, избавленный от всего случайного и временного).

І І. Работа с репродукцией картины
Корина
«Александр
Невский» и с иконой «Святой А.Невский».

Икона Александра Невского (Слайд №11  )

Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником
(знатный, княжеского рода).
Под мантией – кольчуга (воин, полководец).
Меч в руке – указание на духовную брань, заступничество (защитник земли, веры
русской).
Над головой – золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного
присутствия, святости).
Лик – спокойно-печальный, отрешенный от всего суетного и земного.

(Триптих – (гр. triptychos сложенный втрое) –
1) складная икона, имеющая три створки; 2) произведение искусства из трех
картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенны
х одной
идеей, темой, сюжетом.)

Рассмотрите картину Корина.
“Александр Невский”, сравните ее с иконой

Опишите лицо, позу Александра
Невского.
Какова цветовая гамма изображения? Какие символы вы можете
отметить в картине? Каково авторское восприятие героя? (Величественная
фигура Александра Невского занимает почти всю картину, возвышаясь над
окрестными далями. Полководец стоит лицом к зрителю, положив руки на рукоять
меча. Металлическим цветом отливают его доспехи, гневный взгляд устремлен
вдаль, словно видит он чужую рать, которая осмелилась вступать на русскую
землю. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силах русского
войска).


Так ли вы
представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем
? Найдите цитаты из
«Повести…», рисующие Александра
. («Рост его был больше других людей»,
«лицо же его как лицо Иосифа».) Герой изображён монументально, в полный рост, с
мечом).

Во
что одет князь
?  Перед нами князь-воин и князь-правитель. Это вполне
соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя,
одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия.

Можно ли увидеть в работе художника,
что он изобразил мудрого правителя
?  На иконе
изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во
весь лоб пролегла глубокая морщина.

Какие
признаки говорят нам о том, что это опытный воин
? Это бесстрашный и опытный
воин – переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина.

 Как изображены глаза Александра?
Глаза князя Александра отражают покой, смирение, доброту. Это глаза
праведного человека.

Итог. Живописцу известно «Житие
Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько
он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько
дорог ему образ князя Александра.

– Как автор оценивает роль князя в
сохранении единства Руси? (Житийный рассказ об Александре Невском
должен показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам,
на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять
врагам. Даже Батый признавал величие Александра).

При каких обстоятельствах
Александр Невский произносит афоризм
: “Не в силе Бог, а в правде?” Что
сильнее: сила или правда? (Бог – главная сила. Правда есть Бог, она
восторжествует над силой. Следовательно: правда сильнее силы).

Можно ли на основании
житийного портрета отнести Александра Невского к святым
?

В чем заключается его святость?
Докажите по тексту. (Молился, верил в предзнаменование, внешне похож на
Бога, проявляет чудеса после смерти).

Прав ли был Карамзин, когда
изрек, что “имя Святого, ему данное, выразительней Великого”?
 (Ценность
человека определяется его “нравом” и “деяниями”, а “святым” его делают
“душевные добродеяния”, “помыслы” и “свершенное житие”, особенно же “любовь,
смирение, покорение, братолюбие”).

Чем Александр Невский заслужил
звание “Святой
”? (Жизнь Александра Невского наполнена опасностями,
сражениями, путешествиями, но только не покоем. Он радел за православную веру,
но не “торговал” ею как Папа Римский, не позволял духовенству себя
использовать. “Я верую, и этого довольно… Ни за земли, ни за злато веры не
купишь!” Этот принцип отца своего князь разделял полностью. Александр усваивал
военную мудрость предков, величайших воевод прошлого и традиции других народов
и сам стал учителем для следующих поколений. Его знаменитая формула “Кто с
мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского
народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. Александр
Ярославович служил Отечеству и простому народу. Он лично разбирал многие дела
крестьян, защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал
людей из плена и ради новгородцев простил обиду знати. За этот подвиг
самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание
“Святой”).

Чем житие может быть интересно
современному человеку
(Размышления учащихся):
– Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве
долга.

– Житие интересно с точки зрения истории тем, что можно сравнить
человека, жившего раньше, с современным.

– Я думаю, что современному человеку интересно житие  тем,
что люди хотят приблизиться к Богу, чтобы он помог преодолеть им все трудности.

 Сила жития в том, что
оно учит мыслить, видеть прекрасное в самой жизни. Автор жития – гуманист, ибо
главное в его творчестве – человек, его судьба, его жизнь, связанная с добром и
злом, с нравственными, духовными началами. Он учит нас восприятию человеческих
нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых духовных
сокровищ.

-Что
вас удивило в личности А. Невского?

Сделаем записи в тетрадях:  А. Невский бесстрашный,
храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским
заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности,
подлинный защитник земли Русской.
Личность
князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца,
мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя Александр в
переводе с греческого языка означает «защитник».

Сопоставление
стихотворения
А.Майкова «Кончина Александра Невского»
и заключительной части «Жития…».


Ребята, чтобы вы восприняли личность Александра Невского во всей полноте
предлагаю вам прослушать стихотворение А. Майкова «Кончина Александра
Невского
».

Прослушайте
его внимательно и ответьте на вопрос
:

Композиция. Выступление
учащихся.

1 ученик.

Ночь на дворе и мороз.

Месяц – два радужных светлых венца вкруг
него …

По небу словно идёт торжество.

В келье ж игуменской – зрелище
скорби и слёз …

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

2 ученик.

Тихо игумен пред ним на молитве
стоит.

Тихо бояре стоят по углам.

Тих и недвижим лежит головой к
образам

Князь Александр, черный схимой покрыт…

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

3 ученик.

Князь неподвижно во тьму,  в

беспредельность глядит…

Там, что завеса, раздвинулась вдруг
перед ним…

Видит он: облитый словно лучом золотым,

Берег Невы, где разил он врага…

Вдруг возникает там город… народом кишат
берега,

Флагами веют цветными кругом корабли…

4 ученик.

Гроб с корабля поднимают,  ко храму
несут,

Звон раздаётся, священные гимны поют…

Крышку открыли… Царь что-то там говорит…

Вот перед гробом земным поклоны творят,

Следом все люди идут приложиться  
к мощам.

5 ученик.

В гробе ж – князь видит – он сам.

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

Князь неподвижен лежит…

Чудной лицо озарялось красой.

Тихо игумен к нему подошёл и
дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело –

И, зарыдав, возгласил:

«Наше солнце зашло»

— Давайте зажжём свечу в память о
вечном нашем предке и всех русских воинах, во все века защищавших наше
Отечество.

Минута памяти


Каким настроением пронизано это стихотворение и заключительная часть «Жития…»?

(Эти произведения передают то горе, которое охватило
всех русичей. В стихотворении А. Майкова так часто повторяется слово «
тихо
». Конечно,
можно и молча скорбеть. Но в этой скорби опять-таки выражаются народная любовь
к князю Александру и непоправимое горе от его утраты, которое в тишине
ощущается ещё острее. В «Житии…» смерть князя описана в заключительной части и
напоминает нам плач (цитату читают дети): «
О, горе тебе,
бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои
глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца
человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним
в гроб лечь
!»)

— Митрополит Кирилл говорил людям: «Дети мои, разумейте, что уже зашло солнце земли Суздальской…». «Уже
погибаем

Итог урока:

Проблемные вопросы:

  1. Почему А. Невский стал
    полководцем: случайность или закономерность?
  2. В чем проявился полководческий
    талант А. Невского?
  3. Оружие А. Невского: правда и
    вымысел.
  4. Как увековечена потомками
    память об А. Невском?

  5. За что А.Невский канонизирован
    Русской Православной Церковью?
  6. Как вы понимаете слова А.
    Невского: «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет?»
  7. А какое прозвище вы бы
    добавили к имени князя Александра Ярославича?

Домашнее задание: (на выбор) 1) поделиться
своими впечатлениями от урока в небольшом сочинении «Солнце
Земли Русской,
используя художественные средства повести.  

2)написать сочинение — размышление «Актуально ли изучение «Жития
Александра Невского» в наше время?

   Слайд № 12

Использованные 
ресурсы:

1.         Андреев
И.Л. и др. История России с древнейших времен до 
XVI в.  6 кл.: учебник/ И.Л.
Андреев, И.Н.Федоров. – М.: Дрофа, 2016.

2.         Кириллов
В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2014.

3.      http://ppt4web.ru/shablony-prezentacii/shablon-istorija-srednikh-vekov.html шаблон
презентации.

4.      http://www.iconarchive.com/show/vista-map-markers-icons-by-icons-land/Map-Marker-Flag-4-Right-Azure-icon.html клипарт.

5.      http://picsbase.ru – клипарт.

6.      https://ru.wikipedia.org/wiki/- Википедия.

7.      http://rushist.com/index.php/russia/2812-aleksandr-nevskij-kratkaya-biografiya —
Биография А. Невского.

8.      http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/mech-aleksandra-nevskogo.html —
Оружие времен Невской битвы.

9.      https://ru.wikipedia.org/wiki —
Орден Александра Невского.

10.  http://rushist.com/index.php/russia/2812-aleksandr-nevskij-kratkaya-biografiya —
А. Невский глазами потомков.
презентация к уроку
«А.Невский»
PPT / 9.35 Мб

11.Источник: https://obrazovanie.guru/istoriya/kratkaya-biografiya-aleksandra-nevskogo.html obrazovanie.guru
© Главный образовательный портал

12.Источник: https://molitva.guru/zhitiya-svyatyh/kratkoe-zhitie-svyatogo-aleksandra-nevskogo.html Molitva.Guru
© Энциклопедия православия

13.Источник: https://kratkoe.com/pochemu-aleksandr-nevskiy-prichislen-k-liku-svyatyih/ Кратко
обо всем © kratkoe.com

14. Коровина В.Я.
Литература.8класс.Учеб.для общеобразоват.учреждений с прил.на
электрон.носителе.В 2ч.Ч.1В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,В.И.Коровин.-12-е
изд.-М.:Просвещение,2018г.

Дополнительная:

—  «Повесть о житии и храбрости
благоверного и великого князя Александра»,

—  «Житие А.Невского»,

—  С.Ф. Платонов «Учебник русской
истории»,

—  А.В.Шишов «100 великих
военачальников»,

—  А.Н. Кирпичников «Между Западом
и Востоком»,

—  В.О.Ключевский «Курс русской
истории»

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему «Ледовое побоище» (4 класс)

Ледовое побоищеВыполнила: учитель начальных класса МАОУ СОШ № 10 г. Таганро...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Ледовое побоищеВыполнила: учитель начальных класса МАОУ СОШ № 10 г. Таганро

    Описание слайда:

    Ледовое побоище
    Выполнила:
    учитель начальных класса
    МАОУ СОШ № 10 г. Таганрога
    Кокарева Елена Валерьевна

  • 2 слайд

    5 апреля 1242 г. на Чудском озере у Вороньего камня состоялась битва русской

    Описание слайда:

    5 апреля 1242 г. на Чудском озере у Вороньего камня состоялась битва русской дружины под предводительством князя Александра Невского с рыцарями Тевтонского ордена. Это сражение вошло в историю под названием «Ледовое побоище».
    Александр Ярославич Невский (1220 или 1221-1263) – великий полководец Древней Руси, победитель Невской битвы и Ледового побоища, князь новгородский, великий князь киевский и владимирский, канонизированный святой Русской православной церкви. В 2008 году Александр Невский был выбран «именем России», заняв первое место по результатам голосования россиян. Как полководец он не проиграл ни одной битвы, как дипломат — заключил мир с наиболее сильным врагом — Золотой Ордой. Отразив нападение с Запада, Александр защитил православие от католической экспансии.
    Экспа́нсия (от лат.— распространение, расширение) — территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры.

  • 3 слайд

    По подсчётам военных историков на льду Чудского озера собралось 10-12 тыс. ры

    Описание слайда:

    По подсчётам военных историков на льду Чудского озера собралось 10-12 тыс. рыцарей. У Александра Невского было 15-17 тыс. воинов. Большинство составляли пешие «вои», значительно уступавшие рыцарям в вооружении и боевой выучке.

  • 4 слайд

    С 1240 года немецкие рыцари Ливонского ордена стали активно совершать походы

    Описание слайда:

    С 1240 года немецкие рыцари Ливонского ордена стали активно совершать походы на русские земли, намереваясь захватить северные территории нашей страны. Сначала им сопутствовал успех – рыцарям удалось завладеть Изборском и Псковом. Следующей целью был Новгород. Чтобы сохранить свободу, его жители обратились за помощью к Александру Невскому. Прославленный полководец без труда собрал войско, но столкнулся с проблемой его вооружения – достойно снабдить армию, чтобы она была способна противостоять закованному в латы противнику, было затруднительно.

  • 5 слайд

    Причина заключалась в том, что ресурсы для производства оружия в северных рус

    Описание слайда:

    Причина заключалась в том, что ресурсы для производства оружия в северных русских княжествах добывать было сложно, из-за чего всё необходимое обычно закупалось за границей. Внезапно торговые отношения с новгородцами на Западе стали считаться практически противозаконными. Но в тот момент наши ремесленники смогли продемонстрировать всё своё искусство.
    *«Папа римский объявил, что он проклянёт того, кто осмелится продать русским оружие. Новгородцы тайно покупали за границей мечи, шлемы и металл, нужный для изготовления оружия. Этого металла не хватало, и новгородцы добывали руду на болотах. Это было очень трудно, из болотной руды нельзя было получить такое хорошее железо, какое нужно было для кованых мечей. Но искусные новгородские ремесленники и из выплавленного из этой руды железа ковали такие мечи, от которых враг бежал в смертном страхе».

  • 6 слайд

    Экипировка русских воинов:«Кто был побогаче, тот носил длинную рубаху из тол

    Описание слайда:

    Экипировка русских воинов:

    «Кто был побогаче, тот носил длинную рубаху из толстой материи, на которую нашивались рядами железные кольца. Другие надевали железные кольчуги. Для того чтобы кольчуга не поранила тело, под ней носили толстый стеганый кафтан… Щиты были деревянные, обтянутые кожей, окрашенные ярко-красной краской. На голове воины носили стальные, медные или железные шлемы. Для защиты лица с передней части шлема спускалась металлическая полоска – „нос“… Уши и затылок защищались подвешенными к шлему металлическими пластинками или кольчужными сетками. У бояр и княжеских дружинников были шлемы, покрытые золотом или серебром. К остроконечным верхам шлемов прикреплялись маленькие флажки красного цвета – еловцы. Простые воины вместо кольчуг надевали толстые стеганые кафтаны, подбитые пенькой. В пеньке прокладывались куски железа. Матерчатые стёганые шапки, также набитые пенькой, заменяли собой шлемы».

  • 7 слайд

    Ливонские рыцари были уверены в легкой и быстрой победе. Но Александр Невский

    Описание слайда:

    Ливонские рыцари были уверены в легкой и быстрой победе. Но Александр Невский сделал ставку на новую тактику, которую не смог предугадать враг
    О первых минутах Ледового побоища :
    «Способ действия свиньёю, выгодный и решительный против войск малодушных и нестойких, в настоящем случае не имел никакого успеха и только усилил жестокость с обеих сторон. Гордые рыцари, закованные в крепкия брони, хотя и прошли сквозь густые полки Александровы, но далеко не все, потому что мечи и топоры русские уложили многих на этом кровавом пути. Остальные же, с ужасом видя перед собою, вместо ожидаемого расстройства, живую стену замкнутых рядов, сверкающих оружием, на котором дымилась ещё немецкая кровь, – упали духом».
    Способ действия свиньёю: крестоносцы выстроили своё войско треугольником, обращённым острым концом против неприятеля, Александр Невский сосредоточил основные силы не в центре («челе»), как это всегда делали русские войска, а на флангах. Впереди расположился передовой полк из лёгкой конницы, лучников и пращников. Боевой порядок русских был обращён тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом.

  • 8 слайд

    Рыцари с трудом отбивались от града ударов, которыми их осыпало со всех сторо

    Описание слайда:

    Рыцари с трудом отбивались от града ударов, которыми их осыпало со всех сторон русское войско. Последнюю надежду переломить ход сражения уничтожила княжеская конная дружина. Под предводительством самого Александра она врезалась во вражеский тыл: «Герой Невский начал своё дело: быстро ринулся он с запасными полками на оторопелых бойцов, смял их, сёк и гнал по льду, который алел кровью: 500 рыцарей пали в бою, 50 взяты в плен… По свидетельству очевидцев, озеро колыхалось под сражающимися и стонало от треска ломающихся копий и звяка секущихся мечей. Уже поздним вечером кончился этот ледовой бой, который, приведя в ужас всю Ливонию, осенил победителя новой славой.

  • 9 слайд

    Кровопролитная битва, которая началась с первыми лучами весеннего солнца, зав

    Описание слайда:

    Кровопролитная битва, которая началась с первыми лучами весеннего солнца, завершилась только поздним вечером. Осознав, что дальнейшее сопротивление бесполезно, немецкие латники стали спасаться бегом. И последний удар им нанёс тонкий лед Чудского озера. Под весом тяжёлого вооружения захватчиков он стал проламываться, увлекая их в холодную воду.

  • 10 слайд

    Результатом Ледового побоища стал договор между немцами и новгородцами, согла

    Описание слайда:

    Результатом Ледового побоища стал договор между немцами и новгородцами, согласно которому крестоносцы обязались оставить все завоёванные ими ранее русские земли.
    «Испуганные рыцари прислали послов своих с поклоном к новгородцам, которым они сказали: „Что зашли мы мечом: Воть, Лугу, Псков, Летголу, от того от всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите“… Вскоре после этого Александр Невский усмирил и литовцев, и слава о нём распространилась далеко за пределы России, так что начальник ливонских рыцарей (магистр) Вельвен говорил об Александре так: „Я прошёл многия страны, знаю свет, людей и государей, но видел и слушал Александра новгородскаго с изумлением».

  • 11 слайд

    В истории борьбы с немецкими завоевателями Ледовое побоище является важной да

    Описание слайда:

    В истории борьбы с немецкими завоевателями Ледовое побоище является важной датой. Немцы не прекратили свои походы на Русь, но они уже не могли нанести существенного удара по северным землям.
    Этот подвиг русских воинов стал поистине бессмертным и поучительным для врагов нашей страны. Слова, сказанные Александром Невским во время Ледового побоища, звучат сквозь века: 
    «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

  • 12 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Тема:
Слово о побоище Ледовом. Н. Кончаловская

Похожие материалы

  • Сообщение на тему «Мир детства в рассказах Чехова»

  • Тема: А. П. Платонов. «Еще мама»

  • Конспект урока литературного чтения

  • Рабочая программа «Литературное чтение» 2 класс

  • Конспект по литературному чтению «Каша из топора» (русская народная сказка) во 2 классе

  • Презентация по литературному чтению Н.Носов «Живая шляпа» (2 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему «Волшебный мир литературной сказки» (4 класс)

  • Технологическая карта урока «Живая шляпа» 2 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447943 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Содержание

Введение
Основная часть:
1. Исторические события накануне «Ледового побоища».
2. Причины битвы.
3. Подготовка сражения.
4. Ход битвы.
5. Итоги.
6. Интересные факты.
Заключение.
Источники.

Введение (дата и значение битвы)

 «Ледовое побоище» — одно из самых значительных сражений в Российской истории. Битва произошла 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера между войсками Новгорода во главе с Александром Невским и войсками германцев – крестоносцев.
Исторические события накануне «Ледового побоища»
В первой половине ХIII века Российское государство переживало свои не самые лучшие времена: монголо – татарское нашествие, феодальная раздробленность, постоянные войны между князьями и боярскими кланами. Всё это делало Русь ослабленной и уязвимой. Ливонский орден и Папа Римский под предлогом Священной войны решили воспользоваться данной ситуацией и совершить нападение на Российское государство.
 Агрессии немецких рыцарей подверглась Новгородская республика. 15 июля 1240 шведы были разбиты на реке Неве войсками новгородцев во главе с Александром Невским. Но громкая слава Александра и его популярность среди народа испугали независимое новгородское боярство, и оно вынуждает Александра покинуть Новгород. Отъезд Александра оставил Новгородскую республику один на один с немецкими агрессорами. Осознав всю суть надвигающейся опасности новгородцам пришлось обратиться за помощью к владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу. Они просили прислать им на помощь княжеского сына Александра, которого они совсем недавно выставили за ворота города. Между новгородцами и владимирским князем всегда были сложные отношения, но он всегда приходил на помощь новгородцам, так как в Новгород являлся самым важным торговым городом в Древней Руси. Изначально Александр не желал даже говорить с новгородцами, но после долго разговора с отцом все же согласился помочь.

Причины битвы (Ледовое побоище)

1. Стремление Ливонского ордена захватить Новгородские земли и получить доступ к выгодным торговым путям.
2. Стремление папы Римского Григория IX обратить Русь в католичество и получить новых подданных.

Подготовка к сражению

 Весной 1242 года из Дерпта была выслана разведка немецких рыцарей с целью прощупать силу русской армии. В 18 километрах южнее Дерпта разведывательному отряду удалось разбить русский «разгон» под началом Домаша Твердиславича и Керебета. Это был разведотряд, двигавшийся впереди войска Александра Ярославича в направлении на Дерпт. Уцелевшая часть отряда вернулась к князю и донесла ему о происшедшем. Победа над небольшим отрядом русских дала надежды орденскому командованию на легкую победу. К началу 1242 года Александр дождался брата Андрея Ярославича с «низовыми» войсками Суздальского княжества. Когда «низовое» войско было ещё на подходе, Александр с новгородскими силами выступил под Псков. Город был им окружён. Орден не успел быстро собрать подкрепления и выслать к осаждённым. Псков был взят, гарнизон перебит, а орденские наместники в оковах были отправлены в Новгород.

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе

Ход битвы

 Утром 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялось сражение. Рыцари Ливонского ордена построились «клином». Александр Невский же выбрали тактику, которая не соответствовала традиционному русскому строю. Он расположил основные силы на флангах, а не в центре, как это делали ранее.
 Сражение началось с лучников. Но они, соответственно, не нанесли большого вреда, а лишь тянули время и вводили в заблуждение немецких рыцарей. Немецкая «свинья» начала продвигаться в центр, зная, что именно там сосредоточены все силы русского войска. Разгромив «центр» они уже собирались праздновать победу. Но тут их окружили фланги русского войска, к чему они совершенно не были готовы. Рыцари достаточно сильно сопротивлялись, но там они потерпели поражение. Некоторые из Дерпт вышли из битвы, это было единственным верным решением, они должны были отступить.

Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе

Итоги

К основным итогам победы на Чудском озере относится:

1. Прекращение существования Ливонского ордена.
2. Ликвидация угрозы нападения рыцарей на русские земли.
3. Сражение показала храбрость и военное искусство русского войска.
4. Был заключен мир с крестоносцами на выгодных для России условиях.

Интересные факты

1. Существует мнение что Ледовое побоище проходило не на льду озера, а на земле рядом с ним.
2. Во время Ледового побоища погибло мало количество войнов.
3. После подписания мирного договора Ливонский орден отказался от завоеваний не только на Руси, но и на территории Латвии.
4. Ни в одном из авторитетных источников нет того факта, что рыцари проваливались под лёд.
5. Спустя 10 лет рыцари вновь попытаются овладеть Псковом.

Заключение

Ледовое побоище является одним из самых великих сражений в истории России. Оно показало военной мастерство, смелость, отвагу и мужество русской армии.

Используемые материалы:

Сайты:
1. «7гуру»;
2. «Моя решалка»;
Литература:
3. «История государства Российского» (рус. дореф. Исторія государства Россійскаго) — многотомное сочинение Н. М. Карамзина.

  • Доклады
  • История
  • Ледовое побоище

5 апреля в 1242 г. вблизи Чудского озера, под командованием Александра Невского, произошла битва русских людей с лучшими рыцарями Тевтонского ордена. Данное побоище оставило значительный след в истории, и было названо «Ледовое побоище».

Немецкие рыцари старались закрепить свои силы у границ вблизи Новгородской и Псковской земли. Русские цитадели Псков и Изборск были захвачены. Почувствовав страх, жители Новгорода встали на защиту своих владений. Март, 1242 г. – освобождение города Пскова от недоброжелателей. После этого воины Руси пошли отвоевывать крепость Изборск, которая ранее была захвачена. Позже выяснилось, что недоброжелатель послал свои основные войска на территорию Чудского озера, а лишь малая часть была отведена на Изборск.

Русская армия сильно проигрывала рыцарям в вооруженной и боевой подготовке. Основой нашей армии были пешие воины. Хоть мы и уступали в подготовке, зато наше войско насчитывало в районе 15-17 тыс. человек, когда войско противников было всего лишь 10-12 тыс. человек.

Построение войск крестоносцев напоминало треугольник, острый конец которого был напротив русских войск. В свою очередь, Невский оставил основную мощь на флангах своего построения. В первом ряду располагался отряд, состоящий из легкой конницы и обычных лучников. Так же, конная дружина была спрятана за левой частью построения.

Из-за плотного снаряжения рыцари смогли раздавить полк, находящийся в первом ряду, который осыпал их огромным количеством стрел. Но, к счастью, развить атаку у них не получилось, из-за того что воины Руси начали давить на них по сторонам, а на их тыл напала самая лучшая дружина, которая была отобрана Александром. Данное сражение длилось до вечера. Войска Руси гнали оставшихся рыцарей к мысу Сиговец. Рыцри, которые были тяжело вооружены, провалились под несформированный лёд.

После этого сражения был заключен договор между Немцами и Новгородом. Из данного документа следовало то, что крестоносцы были вынуждены покинуть все завоеванные территории Руси.

После этого немецкие солдаты не прекращали походы на русские земли, но им не удалось нанести ощутимого удара по северной земле.

Сообщение 2

В ходе сражений с монголо-татарами Русь понесла большие потери и была сильно ослаблена. В первой половине 13 века Ливонский орден, воспользовавшись положением дел, заключил союз со шведами и датчанами. Такое объединение было направлено против Руси.

В апреле 1242 года состоялась битва. В первую очередь вражеское войско захватило Изоборск, Копорь и Псков. Из-за ссоры новгородских и псковских бояр Новгород не пришел на помощь. Также отсутствовал Александр Ярославича. Новгород почувствовал сильную агрессию со стороны противника, и в качестве своей безопасности попросили вернуться полководца и помочь в бою. В это время крестоносцы находились вблизи города и готовили нападение.

Собрав дружину, Александр Ярославич победил противников и изгнал их из захваченных городов. Однако враг не сдавался. Орден собрал новые силы и отправился в новый поход на Новгород. В этот раз численность армии составила около 20 тысяч человек. Александр был готов к новой схватке. Он собрал войско и поджидал врага на его же территории.

Вражеские силы планировали легко одержать победу над русскими, так как Русь не могла в полной мере противостоять немцам. Однако исход событий обернулся иначе. Александр был отличным тактиком, поэтому с легкостью перехитрил врага, обойдя его на несколько шагов вперед. Пока Орден пытался пробиться через новгородский строй, княжеская дружина оставалась на месте. Затем был отдан приказ выдвинуться на лед.

Пока немцы побеждали русских, они незаметно для себя приблизились к Чудскому озеру. С флангов неожиданно атаковала русская армия и окружила врагов со всех сторон. Княжеская дружина нанесла мощный удар по передовым отрядом рыцарей. Они оказались в ловушке, а все попытки сбежать были тщетны. Весенний лед не выдержал тяжеловооруженного врага, в результате чего он стал тонуть.

Данное сражение принято считать одним из самых переломных битв в истории средневековой Руси. В результате сражения враг вернул захваченные земли и был заключен договор о мире между сторонами.

Картинка к сообщению Ледовое побоище

Ледовое побоище

Популярные сегодня темы

  • Зима

    На планете Земля существует 4 различных времени года: весна, лето, осень и зима. Именно зима сопровождается более суровым климатом, с которым начинают бороться все живые организмы и растения.

  • География

    Доклады, сообщение по Географии

  • Первый паровоз

    Первый паровоз был создан в 19 веке. В этой истории имеется большое количество интересных нюансов. Мало кто знает, что первый паровоз выглядел как деревянная телега. Колеса этой телеги крутил

  • Субтропики

    Субтропиками называют географический пояс, который находится между тропическим и умеренным поясом. Протягивается как в Северном, так и в Южном полушарии.

  • Биология как наука

    Биология – очень интересная и увлекательная область научного знания, возникшая ещё до нашей эры. В переводе с греческого языка слово «биология» означает «учение о жизни»

  • Основание Санкт-Петербурга

    «Люблю тебя, Петра творенье!..» — признается в своем произведении «Медный всадник» Александр Сергеевич Пушкин. Эти строки направлены к городу, который основал первый российский император в 17

  • Рассказ о лексике русского языка 6 класс
  • Рассказ о леди диане
  • Рассказ о лете на немецком языке 7 класс
  • Рассказ о ледниковом побоище 4 класс
  • Рассказ о лекарственном растении 2 класс кубановедение