Рассказ о ладье в шахматах для детей

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 133-134. укм школа россии1. попробуй объяснить, почему

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Правила игры в шахматы для начинающих

Правила игры в шахматы для начинающих – первое знакомство с этой увлекательной игрой. Для взрослых и детей — в картинках.

Правила игры

Шахматы, это игра с участием двух человек. Фигуры в игре , располагаются на разных сторонах доски, которая содержит 64 поля черного и белого цветов.

Доска

Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h. Поэтому можно быстро записывать ходы, любой партии, состоящих из букв и цифр.

Расстановка фигур в шахматах

Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:

  • Линии номер 2 и 7 – пешки. Восемь пешек, как бы прикрывают строй основных фигур.
  • Углы доски – ладьи;
  • Рядом с ладьями – кони;
  • Рядом с конями – слоны;
  • Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
  • Рядом с ферзем стоит король.

Правила игры в шахматы для начинающих Правильная расстановка фигур.

Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

Как ходят шахматные фигуры

Пешки

Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.

Правила игры в шахматы для начинающих Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.

Ладья (тура)

Ладья ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат. Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Правила игры в шахматы для начинающих Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек. Правила игры в шахматы для начинающих Так может ходить ладья.

У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.

Правила игры в шахматы для начинающих Ходы конем из начального положения.

То есть, даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Офицер (слон)

Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только клетки одного цвета. Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном.Правила игры в шахматы для начинающих Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Правила игры в шахматы для начинающих Шахматный слон ходит по диагонали.

Ферзь

Королева (ферзь).Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».

Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Правила игры в шахматы для начинающих Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.

Король

Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.

Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.

Правила игры в шахматы для начинающих Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.

Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, то его хозяин должен следующим ходом уйти из-под удара.. Свои фигуры можно передвигать только для того, чтобы закрыть короля от шаха.

Патовая ситуация возникает тогда, когда король не находится под шахом, а играющий им игрок не может сделать по правилам ни одного хода (самому под шах короля ставить нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Правила игры в шахматы для начинающих

Наиболее частый результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую нельзя отразить. Это — мат. Игрок такого короля проигрывает партию.

Игровые моменты

  • Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью.
  • Шахматист может поставить сопернику мат.
  • Соперник может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого урона.
  • На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно.
  • На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Ну, а теперь попробуйте сыграть в шахматы с компьютером.

Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.

Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.

Правила игры в шахматы для начинающих

По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии «черные» и «белые» имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.

В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:

Правила игры в шахматы для начинающих

Рассмотрим ходы каждой фигуры.
—-
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).

Правила игры в шахматы для начинающих

Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка — это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.

Правила игры в шахматы для начинающих

Рокировку нельзя делать:
— если король уже делал ход
— если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
— если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
— если после рокировки король окажется под шахом
— если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
— если король при рокировке должен пройти через «битое поле» (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается «0-0», длинная «0-0-0».
——
Шах — ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
— защититься от шаха
— забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
— уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
——
Мат — такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
—-
Пат — такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.
—-
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).

Правила игры в шахматы для начинающих


Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

Правила игры в шахматы для начинающих

—-
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).

Правила игры в шахматы для начинающих


Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой «Г». То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой «Г». Отличительной особенностью коня является то, что он может «перепрыгивать» через другие фигуры.

Правила игры в шахматы для начинающих

—-
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.

Правила игры в шахматы для начинающих

Также здесь следует разъяснить такое понятие как «битое поле». Битое поле — это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.

Правила игры в шахматы для начинающих

Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали — у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки — она может превратиться в любую фигуру.

Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему — ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.

—-
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием «ракета».
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил «обычных» шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.

Гроссмейстер и мастер шахматной композиции Пауль Керес говорил: «Никто и никогда не рождался мастером. Путь к этому званию лежит через годы учёбы, борьбы, радости и печали». С чего начать свой путь и как научиться играть в шахматы с нуля?

Обучение игре в шахматы

Шахматы развивают память и логическое мышление, учат внимательности и усидчивости, тренируют самостоятельность и силу воли. Научиться играть в них может каждый. Было бы желание.

Если вы никогда не погружались в тонкости игры, вам может показаться, что шахматы — это очень сложно и для «избранных». Однако научиться играть в шахматы с нуля на самом деле не представляет труда: нужно лишь расписать алгоритм обучения, следовать ему по шагам и помнить о регулярности. Чем чаще вы практикуетесь, тем легче вам будет впоследствии выигрывать даже сложные партии.

Шаг 1. Найдите доску и познакомьтесь с правилами

Обучение игре в шахматы с нуля начинается с изучения основ. В шахматах шесть разных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Играют два соперника — один белыми, другой — чёрными. У каждого по 16 фигур. Шахматная доска поделена на равные квадратные клетки, её размер — 8х8. Вертикальные ряды полей обозначаются латинскими буквами от A до H слева направо, горизонтальные ряды — цифрами от 1 до 8 снизу вверх.

Правила игры в шахматы для начинающих

Прочитайте правила. Чтобы разобраться, в чём суть, потребуется не больше получаса, ведь в шахматы способны играть даже трёхлетние дети. Далее разберёмся подробнее, как научиться хорошо играть в шахматы.

Шаг 2. Найдите преподавателя

Можно обучаться игре в шахматы самостоятельно по книгам и видеоурокам, но вначале будет трудно «считывать» тактику соперников на доске и разрабатывать собственную. Опытный наставник способен за час объяснить то, до чего вы сами будете додумываться несколько дней.

Где взять преподавателя?

  • Среди друзей. Шахматы вновь становятся популярными. Посмотрите, у кого из ваших друзей в социальных сетях установлено приложение шахмат. Попросите старшего и более опытного товарища показать вам то, что он умеет.
  • В шахматном клубе. Возможно, в месте встречи людей, влюблённых в эту логическую игру, найдётся тренер, который согласится погонять вас по азам и обучить играть в шахматы.
  • В интернете. Можно нанять шахматиста, который будет обучать вас, как репетитор по алгебре, или подключить онлайн-курсы.

Правила игры в шахматы для начинающих

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть два курса по шахматам: для начального уровня и для продвинутого, по 30 занятий и 50 интерактивных задач в каждом.

Секретами мастерства с учениками делится кандидат в мастера спорта по шахматам, обладатель тренерской лицензии «С» Немецкой шахматной федерации Алексей Ерофеев.

Шахматные курсы не входят в базовую программу «Экстерната Фоксфорда», но ими можно дополнить свой образовательный маршрут.

Шаг 3. Оттачивайте мастерство

Один из сильнейших гроссмейстеров начала XX века Савелий Тартаковер однажды остроумно заметил: «Только действительно сильный шахматист знает, насколько слабо он играет».

Важно не останавливаться на базовых приёмах и прокачивать свои знания дальше. В этом вам поможет специализированная литература и вездесущий YouTube.

Полезные книги по шахматам:

  • «Сборник шахматных комбинаций», С. Д. Иващенко;
  • «Учебник шахматной игры» Х. Р. Капабланки;
  • «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха.
  • «Моя система», А. И. Нимцович;
  • «Стратегические приёмы в шахматах», А. И. Терехин;
  • «По следам дебютных катастроф», Я. И. Нейштадт;
  • «Переход в эндшпиль», Ю. Разуваев, Г. Несис.

YouTube-каналы, посвящённые шахматам:

  • The Chess Website — канал, объясняющий базовые и сложные вещи. Автор поясняет как первые ходы для новичков, так и сложнейшие партии чемпионов. Можно научиться играть в шахматы с нуля и оттачивать своё мастерство.
  • iChess.net — канал, который делает шахматы понятными, добавляет азарта и вдохновляет на новые свершения.
  • «ШахМатКанал» — канал, который специализируется на проведении видеотурниров между блогерами и всеми желающими, после чего детально анализирует ошибки и успехи игроков.

Шаг 4. Играйте!

С родителями, с ребятами во дворе, с одноклассниками и друзьями — со всеми, кто согласится. Играйте как можно больше! Соперники разного уровня подготовки помогут научиться быстро и хорошо играть в шахматы даже начинающему.

Большой простор для практики даёт интернет. В Сети множество сервисов, где можно сразиться в шахматных баталиях с компьютером, а также сайтов и приложений, позволяющих поиграть с реальными соперниками. Самый известный портал для игроков — Chess.com.

Правила игры в шахматы для начинающих

Если вы проделаете описанные шаги и будете уделять шахматам хотя бы один час в неделю, то обязательно добьётесь успеха!

Описание шахмат

Шахматы — очень старая игра. Предположительно, шахматы возникли в Индии в четвертом или пятом веке, но неизвестно, кто их изобрел. Шахматы представляют собой интеллектуальное состязание между двумя игроками. Это очень логическая игра, где удача играет маленькую роль.

В игре в шахматы задействовано две стороны, черные и белые, за каждую из которых выступает один игрок. Шахматная доска состоит из 64 клеток, светлых и темных, чередующихся по цвету. Доска поделена на восемь столбцов и восемь рядов. Столбцы имеют буквенное обозначение (слева направо: a, b, c, d, e, f, g и h), ряды — числовое (сверху вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8). Таким образом, каждая клетка имеет обозначение, исходя из того, в каком столбце и каком ряду она находится. Сначала в записи клетки следует столбец, затем — ряд, например, клетка в левом нижнем углу имеет обозначение a1 (столбец a, ряд 1).

Доска всегда ставится таким образом, чтобы ближняя угловая клетка справа от игрока была светлой. Каждая клетка может быть либо пустой, либо ее может занимать какая-либо фигура. Изначальная позиция шахмат состоит из 16 белых фигур и 16 черных фигур, расположенных показанным ниже образом.

Правила игры в шахматы для начинающих

Общие правила шахмат

Игроки ходят по очереди. Белые всегда ходят первыми. Белые выбирают фигуру, которой будут ходить, и ставят ее на другую клетку, исходя из правил передвижения этой фигуры. За раз ходят всегда одной фигурой, исключение из этого правила — рокировка, когда задействуются сразу две фигуры (король и ладья). Клетка, на которую ступает фигура, может быть либо пустой, либо ее может занимать фигура противоположной стороны. В последнем случае, вражеская фигура захватывается. Иначе говорят, что происходит взятие фигуры. Захваченная фигура убирается с доски, и больше не принимает участия в игре. (Взятие не является обязательным действием.)

Более подробно взятие и рокировка рассматриваются в следующих разделах:

Фигуры в шахматах

На нижнем ряду на рисунке сверху, где расположены фигуры белых, находятся (слева направо): ладья (называемая также тура́ или башня), конь, слон, ферзь (называемой также королевой), король, еще один слон, еще один конь, и еще одна ладья. Во втором ряду белых фигур расположены восемь пешек. Обратите внимание, что ферзь в начальном положении всегда занимает клетку того же цвета, как и сам ферзь (т.е. ферзь белых ставится на клетку светлого цвета, а ферзь черных — на клетку темного цвета).

Каждая шахматная фигура имеет определенную ценность (как правило, их измеряют в пешках, т.е. каждая фигура заменяет собой определенное количество пешек). Ферзь стоит 9 очков, поэтому он гораздо ценнее, чем пешка, чья стоимость — всего 1 очко.

В таблице ниже перечислены все шахматные фигуры с их изображениями, названиями, символами, и ценностью. Король в шахматах не оценивается, ведь это самая главная фигура, и если ему объявлен мат (см. ниже), игра проиграна. Хотя в некоторых источниках ему присваивают 200 очков.

Шахматная фигура Название Символ Ценность
Король Кр
Ферзь Ф 9
Ладья Л 5
Слон С 3
Конь К 3
Пешка п 1

Каждая фигура в шахматах двигается по-своему. Подробнее все шахматные фигуры описаны в следующих разделах:

  • Король
  • Ферзь
  • Ладья
  • Слон
  • Конь
  • Пешка

Цель игры в шахматах

Цель игры – поставить мат вражескому королю. Мат предваряет шах. Если играть за белых, то королю черных ставится шах в том случае, если белые могут его захватить (другими словами, если он находится под атакой фигуры белых). Чтобы белые не могли захватить черного короля на следующем ходу, черные должны сделать ход, который убирает короля из-под шаха.

Если черные не могут уйти из-под шаха, тогда объявляется, что черному королю поставлен мат, и белые выигрывают игру. Один из способов описать мат: мат – это положение, в котором королю поставлен шах, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы уйти из-под шаха. Еще один вариант развития событий – это когда черным НЕ поставлен шах, но они не могут сделать ни одного хода (в силу угрозы оказаться под шахом и / или в силу недоступности клеток). Такое положение называется пат. Когда происходит пат, игра завершается вничью.

Более подробно варианты окончания шахматной партии описаны в следующих разделах:

  • Шах
  • Мат
  • Пат
  • Ничья

Другие правила шахмат

  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход — этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью — если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на официальном сайте FIDE.

Самая старая зафиксированная в истории партия в шахматы датируется 10 веком, между историком из Багдада и его учеником

Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою.
Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются.

Правила игры в шахматы для начинающих

Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.

Возьми ладьи и возведи крепостные башни – поставь в углах доски: белые ладьи на полях a1 и h1, чёрные на полях а8 и h8.

Рядом с ладьями ставим коней (белые – b1, g1; чёрные – b8, g8). Затем слонов (белые – c1, f1; чёрные – c8, f8). По второму ряду (для чёрных по седьмому) поставим солдат. Пускай пешки дружным рядом охраняют подданных королевства.
Остались две клетки – для Их Величеств. Как запомнить, кого куда поставить?
Существуют два правила. Они вам помогут!

  1. Королева (ферзь) любит свой цвет. Белую королеву нужно поставить на белую клетку d1, чёрную королеву – на чёрную d8.
  2. «d»Д – для Дамы (ферзя), d1 – белой Даме, d8 – чёрной.

Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ.
Поля d4, d5, е4, е5 – назовём ЦЕНТРОМ.

С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с по-мощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем.
Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ.
Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.

Правила игры в шахматы для начинающих

1. е2 – е4
Что сказали белые?

  1. Они объявили войну.
  2. Захватили важное центральное поле е4.
  3. Белая пешка грозит своим следующим ходом перейти границу – середину шахматной доски и оказаться на территории противника.
  4. Они осуществляют контроль над полями d5 и f5 в чужом лагере.
  5. Открыли дорогу слону и ферзю.

Тебе важно научитьñя не просто механически выводить фигуры, а делать свои ходы, понимая их смысл. Поэтому первые шаги делаем вместе, объясняя каждый ход.

1. . . . e7 – e5
(Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «. . .»).
Чёрные своим первым ходом:

  1. Заявили о согласии вести военные действия.
  2. Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю.
  3. Препятствуют вторжению белых.

Правила игры в шахматы для начинающих

2. Kg1 – f3 . . .
Белые своим вторым ходом:

  1. Вывели в бой коня.
  2. Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение.
  3. Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5.
  4. Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4.
  5. В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.

2. . . . Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4

Правила игры в шахматы для начинающих

В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.
Но сначала позаботимся о Его Величестве!

Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .
С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

Правила игры в шахматы для начинающих

Научиться играть в шахматы с нуля может и ребенок, и взрослый человек. Для получения результата нужно изучить тонкости игры и регулярно тренироваться на практике.

Первые шаги для взрослых, начинающих обучение игре в шахматы:

  • Купить хорошие шахматы – необязательно выбирать самые дорогие. Главное, чтобы фигуры были достаточно тяжелыми, устойчиво держались на доске и их легко было передвигать с клетки на клетку.
  • Запомнить названия фигур и основные правила – для этого можно посмотреть обучающие видеоуроки.

Детей дошкольного возраста игра заинтересует, если привести их на занятие в группу сверстников. Детские уроки проходят в игровой форме, поэтому малыши быстро втягиваются в процесс. Со школьниками можно не только посещать занятия, но и читать тематические книги или смотреть фильмы.

Самостоятельное обучение или уроки шахмат для начинающих с тренером: что выбрать

Самостоятельное обучение игре в шахматы с нуля займет много времени. Тренер понятно объяснит правила, поможет научиться основам игры с помощью решения задач. Занятия с наставником позволят получить систематизированные знания от простых навыков к сложным техникам. Можно выбрать частного тренера или записаться в школу – в образовательных учреждениях больше внимания уделяют квалификации тренерского состава. Для тренировки практических навыков полезны занятия в группах, индивидуальные уроки с преподавателем помогут повысить мастерство и выйти на новый уровень игры.

Нужны ли книги по обучению шахматам для начинающих

Читать тематическую литературу нужно для закрепления знаний. Получить базовую информацию помогут переиздания старых советских книг, по которым училось не одно поколение гроссмейстеров. Также есть современные учебные пособия, где представлена более актуальные данные. Книги дополнят шахматные уроки для начинающих и помогут быстро привести полученные знания в систему. Начинающим подойдут самоучители и сборники простых шахматных задач для самостоятельных тренировок, в которых объясняются основы игры. Переходить к книгам по стратегии и тактике стоит только после получения базовых шахматных знаний.

Главное – регулярные занятия и тренировки

Не пропускайте занятия, если вы записались в шахматную школу. При обучении игре в шахматы с нуля большое значение имеет регулярность. Старайтесь не только посещать уроки, но и играть вне школьных стен, в свободное время. Например, решать шахматные задачи или устраивать дружеские соревнования с знакомыми. Также можно тренироваться в компьютерных играх, изучать видеоуроки, смотреть шахматные соревнования и анализировать партии профессионалов. Старайтесь закреплять на практике каждый полученный навык, так вы быстрее достигнете нового уровня мастерства.

В «Русской шахматной школе» проходят уроки игры в шахматы для начинающих – есть группы для взрослых и детей от 3-х лет, с учениками работают гроссмейстеры международного уровня и мастера спорта. Подробную информацию об обучении смотрите здесь.

Если вы не знаете, как увлекательно провести вечер всей семьей, попробуйте сыграть в шахматы. Для того чтобы освоить эту интеллектуальную старинную игру, совсем не обязательно иметь высокий IQ. Важно изучить основные правила игры в шахматы – и при определенном старании вскоре вы сможете придумывать новые комбинации ходов не хуже опытных игроков.

Азы игры для начинающих игроков

Шахматная доска включает 64 квадрата, где белые поля чередуются с темными. Горизонтальные линии нумеруют от одного до восьми, а вертикальные ряды обозначаются латинскими буквами с a по h. Каждому полю доски присваиваются свои координаты, образованные из названия вертикальной полосы и номера горизонтальной полосы на доске, например, а7, f5 и т. д.

Перед началом партии стоит не только узнать правила игры и понять, как играть в шахматы, но и правильно разместить доску. Ее кладут так, чтобы у каждого участника с правой стороны располагалось угловое поле белого цвета. Игроков два: один управляет фигурами белого цвета, а второй – фигурами темного (черного) цвета. Все фигуры имеют собственные уникальные наименования: король, ферзь (королева), слоны (офицеры), ладьи (туры), кони и пешки. В игре участвуют один король (обозначение при записи Кр) и ферзь (Ф), два коня (К), две ладьи (Л), два слона (С) и восемь пешек (п.) с каждой стороны – всего по 16 фигур.

Правила игры в шахматы для начинающих и детей: просто о сложном

Изначально все фигуры на доску выставляют так, как показано ниже.

Правила игры в шахматы для начинающих

Все они ходят особым, свойственным только им образом:

  1. Слон ходит в диагональном направлении на любое из полей с того места, где он размещен. Правила игры в шахматы для начинающих
  2. Ладью можно переместить на любое поле в вертикальном или горизонтальном направлении, начиная от того места, где она стоит. Правила игры в шахматы для начинающих
  3. Ферзь свободно перемещается на любое поле по диагонали либо в вертикальном или горизонтальном направлении. Правила игры в шахматы для начинающих
  4. Взрослым, рассказывая правила игры в шахматы для детей, следует акцентировать внимание на том, что слона, ладью или королеву нельзя переставить через поле, если его занимает вражеская фигура.
  5. Конь ходит в виде буквы «Г», занимая одно из полей, наиболее близких к месту его расположения, но оно не должно располагаться на той же диагонали, горизонтали либо вертикали. Правила игры в шахматы для начинающих
  6. Пешку можно передвинуть только вперед несколькими способами. С начальной позиции данную фигуру допускается переместить на 1 либо 2 поля вперед на той же вертикали, если они свободны от других фигур. В любом другом положении пешка ходит так же, но лишь на одно поле. Этой фигурой можно убрать фигуру соперника, если она находится перед пешкой на соседней вертикали в диагональном направлении. Правила игры в шахматы для начинающих
  7. Согласно основным правилам игры в шахматы пешка, достигнувшая самой крайней горизонтали от своей исходной позиции, превращается в слона, ладью, коня или королеву того же цвета.
  8. Король передвигается на любое соседнее поле, если ему в новом положении не грозят фигуры соперника. Правила игры в шахматы для начинающих

Также эту ключевую фигуру можно переместить способом рокировки.

Если король и ладья того же цвета занимают начальную позицию, их перемещают по крайней горизонтали: с начального поля короля переставляют на 2 поля по направлению к туре, а затем тура как бы «перепрыгивает» через короля на следующее возле него поле.

Выполнение шаха и мата

Шах – это нападение фигур противника на короля. В этой ситуации знать правила игры очень важно, чтобы понять, как научиться играть в шахматы. Вы не сможете сделать ход другой фигурой, кроме короля, пока не уведете его из-под шаха. С помощью черного слона можно легко создать шаховую ситуацию для белого короля, как, впрочем, и наоборот: белый офицер угрожает черному королю.

На следующих рисунках шах объявлен черным фигурам, но они защищаются от него, переместив слона на с5.

Матом называется шах, который нельзя нейтрализовать. Объявленный мат считается выигрышем. Классический вариант: ферзь атакует короля, у которого нет никаких путей к отступлению. Убрать королеву с доски король также не способен, поскольку ее защищает белый король.

Правила игры в шахматы для начинающих

Мат также можно поставить с помощью ладьи: уйти из-под удара ключевой фигуре черных мешают черные пешки f7, g7 и h7.

Правила игры в шахматы для начинающих Список литературы по обучению игре в шахматы:

  1. Левенфиш Г. Я. «Книга начинающего шахматиста» (1957).
  2. Рохлин Я. Г. «Шахматы» (1959).
  3. Подгаец О. А. «Прогулки по белым и черным полям» (2006).
  4. Волокитин А., Грабинский В. «Самоучитель для вундеркиндов» (2009).
  5. Юдович М. М. «Занимательные шахматы» (1966).
  6. Эйве М. «Учебник шахматной игры» (2003).
  7. Халас Ф. «Приключения в шахматном королевстве» (2016).
  8. Калиниченко Н. М. «Уроки шахматной тактики для юных чемпионов» (2016).
  9. Трофимова А. С. «Секреты мастерства для юных шахматистов» (2016).
  10. Чендлер М. «Шахматы для детей. Поставь папе мат!» (2015).

Также предлагем вам ознакомиться с правилами игры в нарды и шашки.

Несколько слов в пользу планового обучения шахматам. Родители спокойны, они знают, что их дети будут изучать на следующих уроках, что из чего вытекает и почему.

Обучение шахматам по плану эффективнее беспорядочных надёрганных из разных книг лекция, уроков, занятий. Вот я думаю так.

Все наработки постепенно сводятся в одну таблицу. Она находится ниже. (подпишитесь на новости сайта и вы не пропустите обновления и изменения).

Естественно этот план занятий шахматами- не догма, будет дополняться новыми интересными уроками , занятиями, такими , к примеру эксклюзивными, ни на что не похожими, моими собственными наработками, такими как избавление от зевков, концентрация внимания и памяти, а так же стратегия и оценка позиции, составление плана на игру, простые и сложные змейки, двухходовые шахматы, поддавки, микс-мини-турниры и т.д и т.п.

Это только начало обучения шахмат, азы, но начинают с азов обучения все без исключения люди, в том числе и чемпионы мира по шахматам.

Я, как тренер по шахматам, буду писать примерное количество занятий по каждой теме.

По умолчанию этот план работы составлен для детей от 5 до 8 лет. Правила игры в шахматы для начинающихДля более маленьких каждое занятие нужно повторять, и, возможно, несколько раз. Конечно, если заниматься по часу теорией и два дня в неделю, то результаты будут гораздо нагляднее, но здесь уже и денежные вопросы и нехватка времени у старших. Поэтому с маленькими так.

Внимание у них слабо фиксируется, маленькие ребята постоянно отвлекаются, удержать и закрепить пройденное в памяти сложно. Поэтому, возможно, я думаю, что до 4 лет детей в принципе не надо учить шахматам. Рано. Начинать возможно уже с 4,5 — 5-ти лет. Такие дети после двух-трёх занятий втягиваются в процесс обучения и спокойно ав дальнейшем переносят полчаса, сорок минут теории шахмат. В любом случае детям нужно давать играть между собой. В игре закрепляются навыки и детям некогда скучать.

Режим тренировок один раз в неделю по одному часу конечно недостаточен. Родители, которые имеют возможность отправлять своих детей ко мне для обучения шахматам два раза в неделю, имеют преимущество детей в развитии, материал лучше закрепляется, не выветривается из памяти. Для тех , кто такой возможности лишён, советую заниматься с детьми дома, самим, по 15-20 минут раза два- три в неделю, материалы здесь выложены, ими можно пользоваться.

Если некогда совсем, хотя бы скачать рекомендуемые мной приложения на телефон или планшет или дать детям возможность раза два в неделю по полчаса играть прямо на сайте, здесь есть очень удобная красивая программа.

Итак- очень примерный план обучения шахматам для дошкольников

Позиционная игра.

Чрезвычайно важно для детей.

Начало изучения шахмат. Дети 5-7 лет ПОСЛЕ

  1. первого года обучения ( в моём варианте- индивидуальные занятия по часу два раза в неделю)
  2. или после двух лет обучения ( группы по 5-7 человек два раза в неделю) в итоге должны хорошо знать и представлять себе примерно (не обязательно) следующие шахматные вещи.
Дети должны —
-знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
— знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
— знать правила хода и взятия каждой фигурой;
— различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
— знать ценность шахматных фигур;
знать Шахматную нотацию. Обозначение шахматных фигур и терминов
знать технику матования одинокого короля ферзём, ладьёй, двумя ладьями
центр шахматной доски, края доски, где лучше располагаться фигурам в начале партии,
стратегия и тактика для детей, позиционная и комбинационная игра, оценка позиции,
концентрация внимания, памяти, первоначальные навыки игры вслепую,
избавляться от зевков, видеть доску всю, а не маленькие участки,
— уметь проводить элементарные комбинации; Двойной удар, связка, промежуточный ход, отвлечение, завлечение, уничтожение защиты
— уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
— уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
— Правила хода и взятия каждой из фигур
— лёгкие и тяжёлые фигуры, пешки,
— рокировка,
— взятие на проходе,
-превращение пешки.
— принципы игры в дебюте; простейшие маты, ловушки, названия дебютов,
— основные тактические приемы
— термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
— грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
— находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
— точно разыгрывать простейшие пешечные окончания

В конце года проводятся контрольные, тесты, мини-турниры на понимание основ.

Вот здесь можно скачать сам план занятий шахматами.

Официальные правила игры в классические шахматы достаточно объёмны — их можно скачать с сайта бани. Мы предлагаем ознакомиться с краткими основными правилами игры.

Шахматная доска

Партия играется на доске из 64 квадратов, попеременно светлых и темных полей. Линейные ряды полей называют вертикалями, горизонталями и диагоналями.
При этом вертикальные линии обозначаются буквами латиницы «A» до «H», а горизонтали — цифрами от 1 до 8. Таким образом каждая клетка (игровое поле) имеет координату, образующуюся путем написания маркеров вертикали и горизонтали, например E2.

Во время игры шахматная доска располагается таким образом, чтобы у каждого игрока справа находилось белое угловое поле.

Шахматные фигуры

Каждый шахматист оперирует фигурами своего цвета: король, ферзь, по два слона, коня, ладьи, 8 пешек.

Располагаются фигуры в следующем порядке (слева направо): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья на ближней к игроку линии, и восемь пешек в горизонтали на второй от игрока линии.

Правила ходов

Партию начинает игрок с белыми фигурами. Далее ходы делаются поочередно.

Ход — перемещение фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой противника. Кроме коня и ладьи при рокировке фигуры не могут пересекать занятые фигурами клетки.

Если ход осуществляется на поле, занятое фигурой противника — это означает, что фигура соперника бита и ее снимают с доски.

Ход осуществляется одной фигурой за исключением рокировки: двойного хода с перемещением короля и ладьи. При этом сначала король перемещается на два поля по направлению к ладье, которая затем переносится через него на соседнее с ним поле. При этом игрок сначала должен коснуться короля (по правилу «Прикосновение к фигуре»). Во время рокировки король не может пересекать поле, атакованное фигурами противника. Рокировка возможно только в случае, если король или ладья уже ходили.

  • Король — ходит на любое соседнее поле, которое не атаковано;
  • Ферзь — ходит на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали;
  • Ладья — ходит на любое поле по вертикали и горизонтали;
  • Слон — ходит на любое поле по диагоналям;
  • Конь — ходит своеобразным зигзагом (буквой «Г») в том числе и через занятые другими фигурами поля;
  • Пешка — ходит только вперед по вертикали на соседнее свободное поле (с начальной линии пешка может перемещаться на два поля вперед). Взятие пешкой чужой фигуры возможно лишь по диагонали с перемещением вперед.

Если пешка во время игры достигнет последней (восьмой для белых и первой для черных) горизонтали, она «превращается» в ферзя, ладью, слона или коня своего цвета. При этом выбор заменяемой фигуры не зависит от оставшихся на доске фигур — пешка может стать вторым ферзем, третьим конем и т.д.

Цель игры

Задачей игры в шахматах является постановка мата королю противника. Мат — это такое нападение на короля соперника, при котором он не может уклониться, быть прикрытым от удара другой фигурой или самостоятельно взять атакующую фигуру соперника.

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

  • Рассказ о культурном человеке 4 класс орксэ
  • Рассказ о кукле дарума
  • Рассказ о культуре византии 6 класс
  • Рассказ о крыме на английском языке с переводом 5 класс
  • Рассказ о культуре ислама