Рассказ о кустарнике для 2 класса по окружающему миру

Слайд 1кустарники лесаслайд 2барбарис этот кустарник называют колючей красоткой. ветки барбариса имеют длинные острые колючки, которые собраны в пучки по

Слайд 1

Кустарники леса

Слайд 2

Барбарис Этот кустарник называют «колючей красоткой». Ветки барбариса имеют длинные острые колючки, которые собраны в пучки по 3-5 штук. Но, несмотря на свой колючий вид, растение очень красиво в любое время года. Весной оно покрыто нарядными жёлтыми цветками, в августе-сентябре усыпано ярко-красными продолговатыми плодами, а поздней осенью листья его становятся алыми. Издавна известны лекарственные свойства и ценные вкусовые качества барбариса. Его корни и кору используют для лечения желудка и печени. Кислые ягоды идут на изготовление сока и варенья, а также служат приправой, придающей пище приятный вкус и аромат.

Слайд 3

Бересклет бородавчатый Кустарник высотой 2-4 м. Цветёт в мае — июне , цветки красно-бурые с неприятным запахом , плоды ядовиты. Морозостоек. Бересклет используется только в народной медицине. Отвары и настои, приготовленные на его основе, назначают при сильных головных болях, нервных расстройствах. Они обладают противорвотным, слабительным, противопаразитарным, противовирусным, антигельминтным, желчегонным, спазмолитическим действием.

Слайд 4

Боярышник Кустарник 3-5 м. Растёт быстро. Светолюбив, цветёт в мае-июне. Цветы преимущественно белые. Плоды съедобные, цвет от жёлтого, красного до чёрного. Морозостоек . Цветы и плоды растения помогают справиться с головной болью, головокружениями, одышкой, повышает иммунитет, помогает быстрее восстановить силы после перенесенных инфекционных заболеваний

Слайд 5

Бузина Внешний вид растения притягивает, а запах отталкивает, т.к. этому растению присущ не самый приятный аромат. Более того, ягоды не очень то и приятны на вкус. Кушать ягоды сырыми не стоит, т.к. они не относятся к категории съедобных, но всё же обладают целебными свойствами. Их используют как противовоспалительное средство , плоды оказывают мощное обезболивающее действие , используются при лечении кожных заболеваний

Слайд 6

Ежевика Ростом не более1,5 м в высоту. Цветёт с середины до конца лета. В листьях ежевики содержится много полезных веществ для организма человека , такие как флавоноиды , органические кислоты и др. Плоды укрепляют иммунную систему, нормализуют обмен веществ и улучшают все функции организма, оказывают жаропонижающее действие .

Слайд 7

Жимолость обыкновенная В народе называют «волчьей ягодой». Плоды- блестяще красные ягоды размером с горошину, у некоторых плоды — тёмно-синие , причём вполне съедобные. Цветки небольшие, белые, несколько причудливой формы . Листья имеют правильную овальную форму, покрыты густым коротким пушком. Интересные свойства имеет древесина -она очень крепкая, вязкая и тяжёлая. Из стволов жимолости прежде делали ружейные шомпола, кнутовища и другие предметы, где требуется особая твёрдость.

Слайд 8

Калина «красная, прекрасная, ненаглядная , кружевница » — так говорят в народе. Весной она украшена кружевом белых цветков, а осенью, как огоньки , блестят ярко-красные гроздья её сочных плодов . Плоды её некоторых видов употребляются в пищу и используются при гипертонии , при ангине, при осиплости голоса , при бронхите, при головной боли .

Слайд 9

Малина Всем известна малина, или как её называют , « медвежья ягода ». Родиной малины считается Азия. Первые малинные плантации заложил Юрий Долгорукий в первой половине 12 века. Малина любит тенистые леса. Она лечит, кормит и угощает десертом. Малиновое варенье- лучший помощник при простуде. В составе малины содержатся вещества, отвечающие за упругость кожи , красоту и ровный цвет лица. Плоды обладают кровоостанавливающим действием и повышают аппетит.

Слайд 10

Облепиха крушиновая (обыкновенная ) Кустарник высотой 1,5 -3 м или дерево -6 м и более. Продолжительность жизни — до 50 лет. Облепиха достаточно зимостойкая,она выдерживает морозы до -50 градусов.В народной медицине плоды облепихи используют как болеутоляющее, желудочное и противосклеротическое средство. Отвар из цветков и плодов применяют для лечения кожных заболеваний. Цветки используют как косметическое средство. Особую ценность имеет облепиховое масло, получаемое из плодов. Из её плодов готовят варенье, компоты, желе, кисели, мармелад. Этот кустарник вошёл в число лучших поливитаминных растений.

Слайд 11

Сирень обыкновенная Кустарник высотой 2-7 м. Корни мощные , кора серая, молодые ветки желтовато-серые.Листья ярко-зелёные, сердцевидные , зеленеют раньше всех и дольше всех сохраняются. Осенью листья сирени не желтеют. Цветки лилово — фиолетовые , появляются вместе с листьями, с сильным ароматом. Цветёт в конце мая. В медицине используются листья и цветки.

Слайд 12

Шиповник В народе его называют «дикой розой ». Встречается на опушках леса, в зарослях кустарников и на солнечных косогорах. Шиповник- это колючий кустарник высотой от 1 до 2 м . Листья сложные. Цветки крупные и душистые. Плоды мясистые, ягоды жёлтые, красной или чёрно-бурой окраски, содержащие в себе целебные свойства

Слайд 13

Смородина Многолетний кустарник, продолжительность жизни 25-30 лет. Окраска ягод разнообразна . Особенно ценятся ягоды смородины за высокое содержание витаминов С и Р, они улучшают обмен веществ , предохраняют от заболеваний цингой , рахитом. Ягоды применяют для приготовления варенья , желе, джема, мармелада, компотов .

Слайд 14

Спасибо за внимание!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Голдыревская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Тема: «Кустарники

нашего леса»

Учитель коррекционного класса

Рифель Л.П.

2014

Тема урока: «Кустарники нашего леса»

Цель: создание условий для расширения кругозора учащихся по теме «Кустарники нашего леса».

Образовательные задачи: расширить и углубить знания учащихся о кустарниках наших лесов.

Коррекционные задачи: развивать зрительное восприятие, внимание, память, речь и словарный запас учащихся.

Воспитательные задачи: воспитывать желание познать окружающий мир; воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, экран.

Дидактический материал: презентация, кроссворды.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Добрый день! Солнцу и птицам!

Добрый день! Улыбчивым лицам!

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи.

II. Проверка дз. Актуализация знаний.

  1. Беседа.

Ребята! Что растет в лесу? Деревья, травы, мхи, лишайники, грибы, ягоды.

Верхний шатер в лесу образуют могучие, высокие деревья. Они растут все выше и выше, и только на макушках широко распускают свои ветви. Как вы думаете, почему? Тянутся к свету, к солнцу.

Какие деревья вы знаете?

2. Викторина.

А сейчас ответьте на вопросы.

  1. Много рук, а нога одна. Дерево

  2. Растёт ли дерево зимой? Нет

  3. Листья, какого дерева как бы дрожат от ветра. Осина

  4. Какое дерево весной поит дятла? Береза

  5. Какое дерево используют для изготовления лыж? Береза

  6. что это – белоствольное чудо России? Береза

  7. Из какого дерева делают спички? Осина

  8. Самое могучее дерево? Дуб

  9. Из какого дерева делают карандаши? Кедр

  10. Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? ель

    1. Сообщение новых знаний.

  1. Разгадывание кроссворда.

Что растет, под шатром высоких деревьев вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Кустарники

Верно. Под шатром высоких деревьев растут кустарники.

Как вы думаете? Что такое кустарник? (Ответы ребят)

  1. Работа в парах с толковым словарём.

А как же дается толкование этого слова в словаре.

Кустарники – это деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы.

3. Рассказ учителя.

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

С ботанической точки зрения кустарники отличаются от деревьев тем, что не имеют хорошо выраженного главного ствола. У них развивается несколько примерно одинаковых по величине, равноценных стволиков. Однако в лесу есть немало деревянистых растений, у которых хорошо выражен главный ствол, но деревьями их врятли можно назвать.Эти растения имеют небольшую высоту. Они не выше настоящих кустарников, а стволик их достаточно тонкий. Такие растения мы тоже будем считать кустарниками.

На уроках биологии вы узнаете много интересного, как возникли кустарники.

Я вам только скажу, что в ходе эволюции растительного мира кустарники возникли из деревьев в результате приспособления к неблагоприятным условиям (засуха, низкая температура)

  1. Рассказ учеников о самых распространённых кустарниках.

Малина обыкновенная

Казалась бы чем может быть интересна. Малина – всем знакомый обитатель лесных полян, вырубок. Внешне она и впрямь ничем не привлекает нашего внимания, даже во время цветения. Мы ее замечаем только в конце лета, когда она только начинает плодоносить.

Шиповник –

Этот кустарник дважды радует нас своей красотой. В конце мая весь куст покрывается яркими цветами, а закат лета встречает красными ягодами. Ягоды сохраняются всю осень.

А чем же служат они зимой?

Копилкой витаминов – так называют их люди (медики). Люди собирают ягоды и варят из них витаминный чай. Мы тоже собираем ягоды шиповника и сдаем их в школьную столовую. Зимой вы пьете витаминный чай.

Калина –

Нарядна она с весны до глубокой осени, сначала цветами, а потом плодами. В её плодах витаминов больше, чем в апельсинах и даже лимонах. Даже есть и очень необходимое нашему организму железо.

Можжевельник –

Это единственный хвойный кустарник наших лесов. Его можно увидеть не только в лесу, но и на открытом месте, где были вырублен хвойный лес.

Есть еще и ядовитые:

Волчье лыко –

Ранней весной, когда только в лесу стает снег, этот кустарник уже цветет. Радуют наш взгляд розовые цветки, а плоды красные и ядовитые.

Рябина –

Что же это за кустарник? Расскажите мне о нем?

Смородина –

Что это за кустарник? Лесные ягоды смородины более мелкие, но ароматные и вкусные.

5. Физминутка «Узнай кустарник»

Называю любые слова. Услышим кустарник, хлопаем в ладоши.

Птица, дерево, калина, ландыш, малина, заяц, дом, волчье лыко, голубь, грязь, осень, арбуз, снегирь, смородина, горбуша, шиповник, орешник, папоротник, клюква, медведь, можжевельник, барсук.

Порадуйтесь друг за друга. Похлопайте все дружно. Подарите друг другу бурные аплодисменты.

«Дует ветер нам в лицо»

IV. Закрепление – практические действия.

Конкурс 1: Слова перевертыши.

Конкурс 2: Угадай кустарник.

Конкурс 3: Разгадай кроссворд. (работа в группах)

V. Обобщение.

Какие кустарники, растущие в нашей местности, вы запомнили?

А какие ещё кустарники вы можете назвать?

VI. Подведение итогов. Оценивание. Задание на дом.

Охрана природы. Какое сейчас время года? Вы знаете, ребята, осень очень любил А.С. Пушкин, С. Есенин. Природой надо любоваться всегда. Дома понаблюдайте за красотой осени и передайте свое настроение в рисунках, на которых обязательно нарисуйте деревья и, конечно же, кустарники.

Виды и формы растений

История появления

Если верить историкам, около 400 млн лет назад бо́льшая часть территории планеты была занята морями и океанами. Большинство специалистов утверждает, что именно в водной среде стали развиваться первые живые организмы. Маленький кусочек слизи превратился в моллюсков, другие же клетки постепенно приобрели вид водорослей зеленого, серого или тёмно-синего цвета. Несколько позже популяция этих организмов увеличилась, появились бурые и красные разновидности. Внешний вид их на протяжении нескольких миллионов лет изменялся. Далее растительный мир стремительно развивался:

Разломы и трещины в земле

Как выглядит псилофит

  1. В каменноугольном периоде началось постепенное иссушение значительных участков планеты. Некоторые материки навсегда исчезли, но появились другие на месте, где ранее были моря или океаны.
  2. Засуха привела к образованию расщелин и крупных углублений в почве. Вода постепенно их заполнила, появились реки и озера.
  3. Живые организмы, ранее обитающие на морском или океаническом дне, постепенно приспосабливались к жизни на суше, видоизменялись. Это позволило первым растениям стать более устойчивыми к негативным факторам окружающей среды.

Процесс выхода водорослей на сушу длился несколько миллионов лет. Стоит отметить, что климат в то время отличался мягкостью, был теплым и довольно влажным. Это облегчило переход от морской жизни до обитания на суше. Помимо этого, эволюция привела к появлению псилофитов, то есть новых видов растений, которые можно было найти только у берегов водоемов. Они имели стебель, но корневая система отсутствовала, как и у водорослей.

От псилофитов произошли первые папоротники, а их прародители прекратили существование около 300 млн лет назад. После папоротников появились хвощи и плауны. Влажность и высокие температуры способствовали их быстрому распространению на обширные территории. К концу каменноугольного периода климатические условия изменились. Климат стал более сухим и холодным.

Многие растения стали погибать, перегнивать и превращаться в каменный уголь, который позже человек использовал для обогрева своих жилищ. Стоит также отметить, что первые папоротники имели очень большие размеры. Именно они стали прародителями современных елей, сосен и других хвойных. Эти растения смогли выжить в суровом климате, не изменяли окрас даже при очень низких температурах.

Описание деревьев

Описание красоты растений необходимо начать с одного из отделов царства, который играет важнейшую роль в экосистеме. Специалисты считают, что первыми деревьями на планете были хвойные. Сегодня ученые выделяют их в отдельную группу.

Лиственный лес

Помимо этого, существуют лиственные деревья.

Каждый ребенок в младшем классе пишет сообщение о хвойных лесах планеты. Эти виды растений не приносят плоды, которые можно употреблять в пищу, но играют не менее важную роль. Хвойные леса — ценный источник чистейшего воздуха. Дополнительно смолы, которые выделяются стволами елей и сосен, обладают антисептическими, противовоспалительными, обезболивающими свойствами.

Хвоя применяется для получения эфирных масел и других ценных средств, а стволы крупных представителей семейства считаются ценными и применяются для изготовления мебели. Однако роль хвойных в жизни человека этим не ограничивается. Многие ценители природы и всего окружающего мира ценят сосновые леса за исключительную красоту. Любой организм неповторим, несмотря на сходство с другими растениями.

Хвойные леса не один раз изображали известные художники. Каждый из них имел собственное видение этого чуда природы и старался передать на холсте не только красоту, но и свое отношение. Многие люди после посещения такого леса сходятся во мнении, что он прекрасен, необычен.

Хвойный лес

Во время прогулки между вековыми соснами и елями появляется ощущение спокойствия и умиротворенности. Только истинный ценитель прекрасного сможет увидеть красоту простых деревьев, которые в России, на Украине и в других странах встречаются повсюду.

Однако не только хвойные деревья обладают удивительной красотой. Плодовые лиственные виды также прекрасны и необычны. Весной они расцветают, небольшие цветочки имеют разные оттенки, но чаще всего они белые. Окружающий мир в этот период преображается, кажется волшебным, уютным и чистым.

Не менее красивы лиственные деревья после созревания урожая. Листья становятся не так заметны, поскольку сочные и любимые всеми плоды свисают с прогибающихся веток. Из истории живописи можно привести множество примеров, когда талантливые художники не смогли остаться равнодушными к неземной красоте.

Дикорастущие виды

Травянистые растения в большинстве случаев относятся к дикорастущим. Их разнообразие поражает. Даже обычная трава имеет массу разновидностей и играет определенную роль в экосистеме. Помимо этого, не стоит забывать о полевых цветах и растениях, относящихся к лекарственным:

Растение зверобой

  • зверобой;
  • полынь;
  • душица;
  • дикая мята;
  • чабрец;
  • мать-и-мачеха.

Несмотря на простой внешний вид, они прекрасны и необычны. Каждый листик имеет собственный рисунок, располагается на своем месте. Цветки полевых растений также красивы. Особое внимание следует уделить полевым цветам. Существует масса разновидностей, среди которых наиболее популярными считаются ромашки, васильки, маки. Значительная часть женского населения планеты предпочитает букет из полевых цветов самым прекрасным розам. Помимо этого, специалистам известны редкие виды растений, которые встречаются не так часто, но заслуживают внимания.

Ценные кустарники

Группа культурных растений включает кустарники, которые используются человеком для получения ценных ягод. Например, кусты смородины, малины и крыжовника есть на дачном участке большинства огородников. Любой из видов не только имеет привлекательные внешние качества, но и дает ценные плоды, обладающие массой полезных свойств для организма человека.

Красная смородина

Раскраска листьев смородинового куста осенью поражает и восхищает. Они переливаются множеством оттенков, среди которых красный, коричневый, темно-зеленый, бордовый и светло-желтый. Смотреть на такое великолепие можно долго, получая наслаждение и удивляясь красоте окружающего мира.

Ограниченный человек, далекий от творчества, не сможет понять, в чем заключается красота растений. Его короткий или длинный текст вряд ли будет интересен читателю, поскольку для написания необходимо уметь мыслить абстрактно, отрешиться от стандартов и стереотипов, попробовать объединиться с природой, остаться в одиночестве, осознать важность растительного мира для человечества и животных.

Домашние растения

Сегодня существует множество комнатных растений, которые украшают жилище человека, становятся неотъемлемой частью интерьера. Наиболее популярными будут следующие:

Карликовый лимон

Растение гибискус

  1. Пеларгония (герань) — наиболее распространенный вид комнатного растения. Обычно владельцы частных домов или квартир располагают цветок в гостиной, поскольку его аромат распространяется по всей комнате, но не утомляет человека, как в спальне. Некоторые разновидности пеларгонии имеют крупные соцветия, состоящие из нескольких мелких цветов, напоминающих розы. Именно это привлекает к растению. Разные оттенки розового позволяют создать в помещении уютную атмосферу.
  2. Миниатюрное апельсиновое или лимонное дерево — востребованный вид у поклонников таких растений. На нем растут настоящие плоды небольшого размера, источающие приятный цитрусовый аромат. Однако не только это привлекает человека. Листья деревца небольшие, имеют правильную форму и невероятно красивы, если ухаживать за ним добросовестно.
  3. Драцена (растрепанная пальма) встречается во многих гостиных. Свое название получила за необычные и раскидистые листья, свисающие над стволом. Имеет привлекательный и необычный внешний вид, массивный стебель, который больше напоминает ствол миниатюрного деревца. При правильном уходе растет быстро и радует владельца листьями, имеющими различный окрас. Особенно привлекают красные боковые грани каждого листа.
  4. Фикус считается классическим растением для квартиры или частного дома. Имеет небольшой размер, очень красивые листья, неприхотлив. Листочки его могут быть окрашены в разные оттенки зеленого, поражают четкостью линий. На ощупь они гладкие и прохладные.
  5. Китайская роза (гибискус) — растение также относится к классическим, поскольку очень часто украшает гостиные жилых помещений или офисов. В период цветения такая роза просто прекрасна, поражает разными оттенками. Цветы могут быть красными, почти белыми с участками розового или лилового. Для поклонника комнатных цветов гибискус является настоящей находкой.

Любое из растений прекрасно и необычно.

Присутствие его в доме приносит не только эстетическое наслаждение, но и учит человека видеть красоту в обычных вещах. Нет такого неприятного слова, которое можно было бы применить к столь восхитительным представителям флоры.

Случай с одной розой

Однажды ученик 7 класса написал сочинение, в котором рассказал историю, связанную с обычной розой, растущей в саду его бабушки. Мальчика звали Колей, он был равнодушен к любым растениям, воспринимая деревья и кустарники только в качестве источников ягод и плодов.

Алая роза

В один из летних дней Коля прогуливался по саду бабушки. Ему было грустно, поскольку все друзья разъехались по разным местам. После нескольких минут ходьбы по тропинкам сада школьник остановился у невысокой алой розы, которая распустилась только наполовину. На ее лепестках блестели капельки росы, отражающие солнечные лучи.

Мальчик залюбовался отражением в капельках, ведь в них присутствовали все цвета радуги. На протяжении нескольких минут он не сводил с них глаз, не мог понять, как обычная вода может играть всеми красками. Только после этого он обратил внимание на цветок. Роза была небольшая. Коле показалось, что она тянется к свету, желая распуститься полностью. Школьник завороженно смотрел на нее, не понимая, почему раньше не замечал красоты обычных цветов.

На протяжении многих лет он бродил по этому саду, но достаточно было увидеть солнечные лучи, отражающиеся в капельках росы, чтобы оценить красоту простой розы. С этого дня Коля с удовольствием наблюдал за природой, особенно за растениями.

Роль в экосистеме

Дикорастущие цветы

Растения не только позволяют человеку получать эстетическое наслаждение, но и играют важную роль в экосистеме. Дикорастущие виды и травы являются источником питания для крупного рогатого скота, грызунов. Насекомые употребляют цветочную пыльцу, птицы не могут выжить без некоторых плодов, а также орехов.

Помимо этого, многие деревья — отличное место, используемое грызунами, птицами и насекомыми для строительства жилья. Не стоит напоминать, что без растений невозможны беспрерывное очищение воздуха, выработка кислорода и поглощение углекислого газа.

Дополнительно некоторые виды поглощают радиацию, делая окружающую среду более безопасным местом для человека. Для сельского хозяйства роль растений неоценима. Человек не сможет выжить без многих культур, деревьев и кустарников. Именно это делает фауну одним из наиболее важных элементов на планете.

Необходимо ценить растительный мир, научиться видеть его красоту.

Надпись: ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА г. ГОМЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9 г. ГОМЕЛЯ” ПЛАН-КОНСПЕКТ урока «Человек и мир» во 2 классе по теме: «Дикорастущие кустарники» Разработала: учитель начальных классов, Ι квалификационной категории Курьянович Ирина Сергеевна Гомель 2019г.  

Человек и мир, 2 класс

Тема: Дикорастущие кустарники

Цели: знать понятия: «кустарники», «дикорастущие
кустарники»;уметь отличать от других растений.

Задачи: формировать  представления о дикорастущих
кустарниках, их значении в природе и в жизни человека; способствовать
формированию у учащихся умений распознавать кустарники ближайшего окружения по
отличительным признакам; продолжить развивать умения выделять существенные
признаки, делать выводы.

Оборудование: наглядный материал – изображения
кустарников, карточки-задания, музыкальное сопровождение физкультминутки, гость
урока – Лесовичок, схемы к уроку, учебник.

Ход урока

1.     Организационный
этап

-Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

      Ни минуты не теряем!

-Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

     А поможет всё узнать наша любознательность.

— К нам  на урок сегодня пришел гость … А кто это, угадайте.

— Он не зверь, не человек,

А в лесу живет весь век.

Нос из шишки, сам – коряга,

Глуп, как пень, тот бедолага.

Дружит с Бабушкой Ягой.

Кто, ребята, он такой?

       
            (Лесовичок)

(На доске появляется
изображение Лесовичка)

— Он приготовил для вас очень много интересных заданий.

2.    
Этап проверки
домашнего задания

·       
Работа с карточками

        «Зачеркни
лишнее»

1.Клен, дуб, яблоня,
ольха.

2.Рябина, ива, сосна,
тополь.

3.Слива, ель,
груша, яблоня.

— По каким признакам вы определяли лишние растения?

-Проверка. Взаимооценка по критерию «Правильность» на
линеечке.

3. Этап актуализации знаний

     *  Повторение пройденного материала:

1) Строение растения:

-Определите орган, который укрепляет
растение в почве. (Корень.)

-У дерева он один, а у кустарника — много.
(Стебель, ствол.)

-Растет — зеленеет, летит — пожелтеет,
упадет — почернеет. (Лист.)

-Яркий, благоухающий… (Цветок.)

-Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый,
образуется на месте цветка.(Плод.)

(На доске составляется схема «Строение растения»)

2) Условия, необходимые для роста и развития растения :

— вода

— воздух

— тепло

-солнечный свет

— почва (питательные вещества)

(На доске составляется схема)

*  Введение в тему урока

·       
Работа со схемой на доске «РАСТЕНИЯ»

— Какие растения вы знаете?

Растения: травянистые, деревья и кустарники.
(Схема)

— Что вы можете сказать о деревьях ? (культурные и
дикорастущие; лиственные и хвойные
)

— Почему они так называются?

— А чем кустарники отличаются от деревьев? (Ответы детей)

 *  Игра «Распредели по
группам» — задание Лесовичка

Ребятам предлагаются карточки с культурными и дикорастущими
кустарниками, которые они распределяют на две группы.

1.Можжевельник

2.Боярышник

3.Крушина

4.Бузина красная

5.Лещина (орешник)

6.Калина

7.Смородина

8.Сирень

9.Крыжовник

10.Малина

— Какая тема нашего урока?  (Дикорастущие кустарники)

-Чему мы будем учиться на уроке? Что должны узнать?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Пятнышки»

4. Этап объяснения нового материала

— Как вы думаете, как можно отличить дикорастущие кустарники
от культурных кустарников?

* Рассказ учителя об отдельных признаках  дикорастущих кустарников.(Учебник
с.48)

5.Этап закрепления нового материала

* Задание Лесовичка – Игра «Самый внимательный»

Учитель называет кустарники, а учащиеся хлопают, если это
дикорастущий кустарник, топают, если – культурный.

— Крыжовник, калина, красная смородина, боярышник, крушина,
орешник, малина, можжевельник, черная смородина.

— Молодцы. Вы все были внимательные!

* Творческое задание Лесовичка «Самый наблюдательный»
(Работа в группах)

Вопросы для обсуждения:

1.     Откуда в
природе так много дикорастущих кустарников, если люди их не сажают?

2.     Приносят
ли дикорастущие кустарники пользу людям?

Группы при подготовке ответа на вопрос могут использовать
карточки-подсказки с картинками.

Учащиеся от каждой команды выбирают представителя, который
отвечает на вопрос Лесовичка.

— Молодцы, справились с таким заданием. Вы все
наблюдательные!

6. Домашнее задание

с.47-50 читать, придумать 5 интересных вопросов по тексту. 

7. Этап подведения итога урока. Рефлексия

— Ребята, вы сегодня потрудились просто замечательно! А что
нового и интересного вы узнали?

— И сейчас, мы с вами подарим «Листочки благодарности» 
Лесовичку.

Зеленые листочки, если вам урок понравился, было
очень интересно и у вас все получалось.

Красные – если, было интересно, но, некоторые вопросы
или задания вызывали затруднения.

Желтые  — если, было интересно, но для вас задания
оказались сложные.

— Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Цель: способствовать формированию общего представления о кустарниках леса.

3) воспитать ответственное отношение ко всему окружающему миру.

– способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;

– помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.

а) регулятивных – содействовать формированию умения принимать и сохранять учебно-познавательную задачу;

– обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

пп

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

1

Организационный момент

1-2 минуты

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребятам улыбнулось,

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

2

Актуализация знаний

3-5 минут

-Сегодня мы с вами совершим путешествие.

Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)

-Ребята, говорят, что лес – это зеленый дом, а еще говорят, что дом этот – многоэтажный.

А почему он многоэтажный? Что это за этажи? (это основной вопрос)

— И действительно, в лесу растения растут в несколько этажей, ярусов. Верхний ярус – это деревья, средний ярус принадлежит кустарникам, а нижний – травянистым растениям и грибам.

Учащиеся отвечают на вопросы.

-Лес многоэтажный, так как состоит из ярусов. Верхний ярус – деревья, средний – кустарники, нижний – травы.

Словесный метод.

3

Открытие новых знаний

5-7 минут

— Ребята, давайте с вами попробуем отгадать загадки и узнаем, что мы сегодня будем изучать на уроке.

Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке-

Берегите, детки, зубки!

(Орешник.)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

(Шиповник.)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина.)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая – чернеет.

(Смородина.)

Стоит красавица-

Всем нравится.

Платье потерялось,

А пуговицы остались.

(Черёмуха.)

Красным цветом,

Осенью горькая,

А зимой сладкая.

(Калина.)

-Что вы можете сказать об этих растениях?

-На каком ярусе леса они могут жить?

-А какие растения относятся ко второму ярусу?

Учащиеся отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы учителя.

-На среднем.

-Кустарники.

Словесный метод.

Проблемно-поисковый метод.

Наглядный метод.

Презентация.

4

Сообщение темы и цели урока

1 минута

Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с кустарниками. Нашей задачей будет разобраться, на каком ярусе кустарники находятся в лесу. Какие бывают кустарники. Попробовать найти чем отличаются кустарники от деревьев.

5

Работа по теме урока

10-15 минут

Работа по теме урока (по вариантам).

1 ряд – читают текст о можжевельнике, стр.53.

2 ряд – читают о барбарисе стр.53-55.

3 ряд – читают о калине стр.55.

-Расскажите всем, что нового и интересного вы узнали о кустарниках!

Вопросы классу после прочтения:

— Ягоду какого кустарника называют «Кружевницей»? Почему?

— А какой кустарник называют «Колючей красоткой»?

— Для чего используют можжевельник?

— Ягоду какого кустарника используют как приправу?

— Ребята, а какую пользу для человека могут приносить кустарники?

— Но к сожалению, есть и ядовитые кустарники, которые могут нанести вред здоровью человека, если их употребить в пищу.

Посмотрите, пожалуйста, на экран –

Это кустарники:

волчье лыко, вороний глаз, а этот бузина, поэтому ребята будьте внимательнее!!!

Учащиеся читают текст о кустарниках.

Рассказывают классу, что нового узнали.

Калину

Барбарис

-Для очищения бочки от микробов. В бане используют, к берёзовым веникам добавляют колючие веточки можжевельника.

Барбарис.

Мы можем с кустарников собирать ягоды для пищи.

Словесный метод.

Наглядный метод. Презентация.

6

Физкультурная минутка

3 минуты

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы – весёлые лучи,

Мы резвы и горячи.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Раз, два – вперёд нагнуться!

Три, четыре – чуть быстрее!

Приподняться, подтянуться,

Глубоко потом вздохнуть!

Выполняют упражнения

7

Закрепление изученного материала

5-7 минут

Работа в тетрадях.

Стр.18-19, задание №1-3.

-О каких кустарниках мы сегодня вели разговор?

-Почему эти деревья называют кустарниками?

-Какой ярус леса они заселяют?

Учащиеся работают в рабочей тетради, отвечают на вопросы.

Практический метод.

Словесный метод.

8

Информация о домашнем задании

1 минута

Прочитать в учебнике стр. 52-55; поработать в рабочей тетради, с. 20.

Учащиеся записывают д/з в дневник.

9

Рефлексия

1-2 минуты

— Что нового сегодня на уроке вы узнали?

Продолжите фразы:

— Мне было трудно…

— Мне понравилось…

— Я был рад (а)…

Продолжают фразы, делятся своими впечатлениями.

10

Подведение итогов урока

1 минута

Даётся оценка работы учащихся на уроке.

Оборудование: «Окружающий мир»:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч. 2/ Н.Ф. Виноградова. – 6-е изд; дораб. – М. : «Вентана – Граф», 2016. – 160 с.: ил; рабочая тетрадь, презентация.

  • Рассказ о культуре русского народа
  • Рассказ о красоте цветов 2 класс окружающий мир рабочая тетрадь примеры
  • Рассказ о кристиано роналдо на английский с переводом
  • Рассказ о красоте растений тюмени
  • Рассказ о красоте животных хабаровского края