- Главная
-
Мусульманские праздники
Мусульманский праздник. Фатима бинт Мухаммад Захра (Мекка, 604 — Медина, 632) — младшая дочь пророка Мухаммеда, проповедника монотеизма и основателя исламской религии, от его первой жены Хадиджи. Единственная из всех детей Мухаммеда дожила до его смерти. Фатима почитается мусульманами как образец богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. Фатима и её отец относились друг к другу с большой любовью и теплотой. Фатима была первой, кого пророк Мухаммед приветствовал, вернувшись с похода, и последней, с кем он прощался, выходя в него.
Подробнее
Мусульманский праздник.В первую ночь с четверга на пятницу месяца Раджаб исламского календаря мусульмане всего мира отмечают праздник Ночь Рагаиб. В переводе с арабского Рагаиб означает «мечты», «желания». Считается, что в Ночь Рагаиб произошло бракосочетание Абдуллаха и Амины — родителей Пророка Мухаммеда и его зачатие. Эту ночь называют Лайлат-уль рагаиб. Слово «Рагаиб» означает прошение Аллаха, а также исполнение просьб и молитв. Эту ночь нужно проводить в богослужениях, раскаиваться в допущенных грехах, просить прощения у Аллаха, возмещать пропущенные намазы, раздавать салака, помогать бедным, радовать детей и дарить им подарки, общаться с родителями, родными и близкими, читать молитвы (дуа) для своих близких.
Подробнее
Мусульманский праздник. Имам Али — двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда. Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб аль-Кураши, более известный как Али ибн Абу Талиб (15 сентября 601 — 29 января 661) — выдающийся политический и общественный деятель; четвёртый праведный халиф (656 — 661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов. Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных). Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я — город наук, то Али — ключ к этому городу», — говорил Мухаммед. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана.
Подробнее
Мусульманский праздник. Ночное путешествие пророка Мухаммеда в Иерусалим и его вознесение на небеса, которое произошло в конце мекканского периода его жизни (около 619 года). Исра и Мирадж являются одним из основных сюжетов мусульманского религиозного предания.
Подробнее
Мусульманский праздник. Ночь Бараат (Лейлят-уль-Бараат) — это одна из священных ночей в религии Ислам. Она наступает 15 числа месяца Шаабан. Ночь Бараат — это ночь, знаменующая собой спасение от долгов, наказания и греха, ночь прощения и милости Аллаха. Ляйлят-уль-Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от пребывания без помощи Творца.
Подробнее
Мусульманский праздник. Махди в исламе — своего рода мессия (масих), который появится перед концом света, последний преемник пророка Мухаммеда. В Коране Махди не упоминается, но идея мессии широко толкуется в хадисах пророка Мухаммеда. Первоначально Махди отождествлялся с пророком Исой (Иисусом), который должен возвестить приближение Судного дня (киямата). Потом Махди стал мыслиться как самостоятельный образ обновителя веры. В первые века хиджры Махди воспринимался в образе ожидаемого правителя, который должен восстановить первоначальную чистоту ислама. На эту роль претендовал «антихалиф» Абдуллах ибн аз-Зубайр. Мессианские идеи получили широкое распространение в шиизме, где вера в пришествие Махди слилась с верой в возвращение «скрытого» имама. Шииты связывают появление Махди с восстановлением справедливости на земле. Мессианские идеи вдохновляли исламские социальные и религиозные движения. Идеей Махди воспользовался основатель династии Фатимидов, Убайдаллах аль-Махди (909 — 1171); основатель династии Альмохадов, Мухаммад ибн Тумарт; и лидер махдистского восстания в Восточном Судане Мухаммад Ахмад.
В ряде хадисов от имамов содержится запрет на упоминание его имени. Двенадцатого имама называют по-разному. Он Махди (наставленный), ожидаемый (мунтазар), повелитель времён (сахиб аз-заман)
Отмечается в Азербайджане, Дагестане, Чеченской Республике, Кыргызстанеи др. странах. Священный месяц Рамазан определен для мусульман во втором году хиджры (622-й год) и призван научить людей любить принципы Аллаха, дать им возможность проявить свои волевые качества, терпимость, быть бдительным, добросовестными. В этот месяц мусульмане соблюдают пост — оруджлуг. История оруджлуг начинается со второго года хиджры, когда в городе Медина пророк Мухаммед установил для мусульман месяц Рамазан. Именно в один из последних 10 ночей месяца Рамазан Аллах подарил мусульманам Коран. Говорится, что случилось это событие в ночь с 23-го на 24-е, или же в ночь с 26-го на 27-е. Эта ночь именуется «лайлат ал-Кадр» — сильная и могущественная ночь. В Коране об этой ночи говорится следующее: «Мы в эту ночь действительно подарили силу, могущество, эта ночь сильнее тысячи месяцев, ангелы спустились на землю и ждут приказа Аллаха, в эту ночь до рассвета мир». Во время поста оруджлуг не разрешается в светлое время дня есть, курить, исполнять супружеские обязанности и др. От этого свободны только дети, больные, беременные, сражающиеся на фронте, путники (путешественники). Оруджлуг наступает с появлением нового Месяца (Луны) и продолжается 29-30 суток.
Подробнее
Мусульманский праздник.Умра — малое паломничество, связанное с посещением Мекки, а также Запретной мечети не в месяц, предназначенный для хаджа, а в любое другое время. Умра является одним из видов поклонения, который требует материальных и физических затрат, но в то же время, по мнению мусульман, приносит пользу как одному человеку, так и обществу в целом.
Подробнее
Мусульманский праздник. Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб аль-Кураши, более известный как Али ибн Абу Талиб — выдающийся политический и общественный деятель; четвёртый праведный халиф, первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов. Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных). Согласно преданию, задолго до смерти Али знал о том, что будет убит, поскольку Пророк сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это.
Подробнее
Мусульманский праздник.В Священном месяце Рамадан есть ночь Ляйлятуль-кадр (Laylat al-Qadr) — Ночь Могущества и Предопределения — самая значимая ночь. Первые суры Священного Корана были ниспосланы Пророку Мухаммеду именно в эту ночь.
Подробнее
Священный праздник мусульман. Отмечается в Азербайджане, Кыргызстане, Чеченской Республике, Таджикистане, Узбекистане, Дагестанской Республике и др.
Любой мусульманский праздник начинается с праздничной молитвы — Ид. Эта молитва выполняется в мечети, после которой мужчины поздравляют друг друга с окончанием месяца Рамадан и расходятся, чтобы так же поздравить всех своих родственников и близких. Эта часть праздника у всех мусульман похожа.
Подробнее
Мусульманский праздник. День Арафат отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат — это то место, где, по легенде, встретились Адам и Ева после изгнания из рая.
Подробнее
Исламский праздник окончания хаджа (Ид аль-Адха; азерб. Qurban Bayramı),отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза байрам, в 10 день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима. Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Отмечается в Азербайджане, Кыргызстане, Чеченской Республике, Таджикистане, Узбекистане, Дагестанской Республике и др.
Подробнее
Мусульманский праздник.Дни Ат-Ташрик — это продолжение самого большого мусульманского праздника Курбан Байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.), когда мусульмане совершают жертвоприношения и возвеличивают всевышнего Аллаха. Праздник жертвоприношения празднуется в десятый день месяца зуль-хиджа (двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря). Для мусульман это благословенный месяц – время хаджа (паломничества).
Подробнее
Мусульманский праздник.Каждый год 18 зуль-хиджа мусульмане отмечают Гадир-Хум — день передачи власти Али ибн Абу Талибу от пророка Мухаммеда.
Подробнее
Мусульманский праздник.В первый день священного месяца Мухаррам наступает новый год по Хиджре. 1 Мухаррама не включено в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в светском понимании. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году — отправной точке мусульманского лунного календаря.
Подробнее
Мусульманский праздник.Десятый день месяца Мухаррам — День Ашура (Day of Ashur). На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. Десятый день первого месяца Мухаррам мусульманского календаря — день траура, неукоснительно соблюдаемого приверженцами ислама. В этот день погиб внук Пророка Мухаммеда — Хусейн (625 — 680).
Подробнее
Один из величайших праздников ислама. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли. В эту ночь мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.
Мусульманский праздник.28 сафара у мусульман всего мира день траура. В этот день скончался пророк Мухаммед.
Мухаммед (ок. 570 г., Мекка — 8 июня 632, Медина) — арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная фигура этой религии; согласно исламскому учению, Аллах ниспослал Мухаммеду своё священное писание — Коран. Также Мухаммед был политическим деятелем, основателем и главой мусульманской общины (уммы), которая в ходе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове.
Подробнее
В настоящее время Маулид ан-Наби широко празднуется в Азербайджане, Сирии, Алжире, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах.
Подробнее
Один из главных праздников мусульман — Курбан-Байрам, в этом году он приходится на 20 июля.
Зачастую, именно перед ним наблюдается особый интерес к Исламу со стороны светских СМИ и простых жителей нашей страны, которые видят активную праздничную подготовку своих соседей-мусульман.
Чтобы познакомить всех желающих с историей Курбан-Байрама, его особенностями и значением для верующих, мы подготовили лаконичные ответы на 10 самых распространенных вопросов об этом празднике.
1. Что это за праздник?
Курбан-Байрам — праздник жертвоприношения, один из двух великих Праздников в Исламе.
2. Когда отмечают Курбан-Байрам?
На 10-й день двенадцатого месяца мусульманского календаря — Зуль-Хиджа.
3. Что вспоминают мусульмане?
В это время мусульмане вспоминают о великом смирении и богобоязненности Пророка Ибрахима, который был готов покорно выполнить Повеление Всевышнего — принести в жертву своего сына Исмаиля. Но, когда он уже собрался совершить Курбан (жертвоприношение), ему было дано знать, что вместо сына Аллах повелел принести в жертву барана. Это было великим испытанием для Пророка Ибрахима, которое он прошел достойно. Ведь сказано нам, что Пророки — лучшие из людей, они являются для нас примером во всем, и в первую очередь в соблюдении Повелений Создателя.
4. Какова история этого праздника?
Пророку Ибрахиму было повелено во сне, чтобы он принес в жертву своего единственного ребенка (на то время), своего долгожданного и близкого сердцу сына Исмаиля. Сон Пророков – это откровение и является истиной. Об этом сказано в Священном Коране, означающее:
«Пророк Ибраhим, мир ему, позвал своего сына с собой и по пути сообщил ему о том, что видел сон, в котором он принес его в жертву» (Сура «Ас-Саффат», Аят 102).
Когда Пророк Ибрахим, мир ему, положил сына на правый бок, Исмаиль обратился к нему со словами, которые означают: «О, мой отец! Привяжи меня крепко и сделай так, чтобы моя кровь не попала на твою одежду, и чтобы моя мать не увидела это. И пусть нож быстро пройдет по моему горлу, чтобы было легче умирать. А когда вернешься, то передай моей матери от меня Салям. И тогда Ибрахим, мир ему, обнимая его, сказал, что означает: «Благой мой сын! Ты помогаешь мне выполнить повеление Аллаха Всевышнего».
Когда Пророк Ибрахим, мир ему, поднес нож к горлу сына и стал проводить, то нож по Воле Аллаха не резал. Аллах — Создатель всего, а нож является лишь причиной. Когда Пророк Ибрахим, мир ему, хотел выполнить повеление Аллаха, то услышал обращение Архангела Джабраиля, который по Повелению Всевышнего, спустил из Рая барана. Об этом сказано в Священном Коране, означающее: «В ответ за старание Ибрахима, мир ему, который пытался выполнить то, что видел во сне, Аллах дарует особое вознаграждение». В другом Аяте Священного Корана сказано, означающее: «Взамен Исмаиля был дан большой баран».
В истории этого праздника большой урок для всех людей и пример проявления терпения и смирения, а также явное доказательство того, что за проявленные качества верующий получает облегчение и милость от Всевышнего.
5. Как мусульмане отмечают этот праздник?
Праздники для мусульман — это время проявления покорности Господу, благодарности Всевышнему за ниспосланные Им блага, время глубокой душевной радости и единения с собратьями по Вере. Одной из особенностей Праздника Курбан-Байрам является то, что в этот день и в последующие три дня Ат-Ташрик мусульмане совершают Курбан (жертвоприношение), а затем раздают мясо родным, близким, а также бедным, нуждающимся, даже если это посторонние для них люди. Верующие собираются в мечети на Праздничный Намаз, а также они посещают кладбища, читают Священный Коран, передавая вознаграждение от его чтения умершим. Таким образом, этот великий Праздник символизирует милосердие и единение, заботу о ближних и сострадание к нуждающимся.
6. Какое положение Курбана в Шариате?
Жертвоприношение – это одно из благих деяний, к которым побудил Пророк Ибрахим, мир ему. Мудрость этого Курбана — возобновить Сунну Пророка Ибрахима, мир ему. Пророк Мухаммад, ﷺ, сказал об этом:
Это означает: «Сунна (т.е. действия) вашего предка Пророка Ибрахима)».
Анас ибн Малик, да благословит его Аллах, приносил в жертву двух баранов, так же как это делал Пророк Мухаммад, ﷺ. Курбан является подтвержденной Сунной для тех, кто имеет такую возможность, независимо от того, находится ли он в Мекке в период Хаджа или за ее пределами. О преимуществе Курбана слова Пророка передала его жена Айша (радыйаллаху ‘анха):
«Совершайте Курбан, и чтобы каждый мусульманин был направлен грудью и лицом в сторону Ка’бы, и тогда этот Курбан будет вознаграждением в Судный День. И это должно быть от души — искренно».
7. Как выбирать животное для Курбана?
При выборе жертвенного животного обращают внимание на его возраст, здоровье и наличие недостатков. Принимается как Курбан: овца или баран не моложе года; коза, бык или корова старше двух лет; верблюд, достигший полных пяти лет. Причем овца или коза могут быть принесены в жертву от одного человека, а корова, бык или верблюд — от семи человек. Но лучше, когда каждый человек отдельно совершает Курбан, даже если он зарежет одну овцу. Желательно, чтобы жертвенное животное было упитанным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому не принимается в качестве Курбана хромое, слепое или больное животное, если его болезнь заметна снаружи, а также, если у него полностью или частично отрезано ухо. А если на животном есть клеймо, или некоторые другие мелкие недостатки, не влияющие на качество мяса, то оно годится для Курбана. Что касается цвета шерсти животного, то сказано, что лучше приносить в жертву животное с белой шерстью, чем с черной. Известно, что Пророк Мухаммад, ﷺ, совершал Курбан и приносил в жертву двух баранов, которые были большими и жирными.
8. Когда наступает время для совершения Курбана?
Время жертвоприношения наступает после того, как наступает время Праздничного Намаза Курбан-Байрам и проходит время, достаточное для чтения двух Ракаатов Намаза и двух проповедей. А если режут раньше, то этот Курбан не принимается.
9. Как лучше распорядиться мясом Курбана?
Желательно треть мяса оставить своей семье, треть подарить тем единоверцам, кому хочется, а последнюю треть раздать в качестве милостыни беднякам. Если Курбан был выполнен в результате назра (торжественного обещания), тогда хозяину не дозволено самому кушать это мясо, а если как Сунна, тогда дозволено. Категорически запрещается продавать что-либо от Курбана (жертвоприношения). Об этом говорили теологи Ислама.
Не разрешается давать шкуру или что-либо другое за труд, но можно давать тому, кто резал, как Садака.
10. В течение какого времени можно совершить Курбан?
Время для Курбана длится 4 дня, то есть это день Праздника и 3 дня Ат-Ташрик. Таким образом время для Курбана продолжается до захода солнца 13 числа месяца Зуль-Хиджа.
Ид ал-Фитр (другие названия: ал-‘ид ас-сагир – араб.; рамазан-байрам, кучук-байрам – тюркск.; шекер-байрамы – тур.; ураза-байрам — татар.) – праздник разговения в честь завершения поста (ас-саум) в месяц Рамадан.
Точные даты празднования Ид ал-Фитр зависят от времени появления на небе видимой новой луны. В 2021 году Ураза-Байрам начинается вечером в среду 12 мая и заканчивается вечером 13 мая. В некоторых регионах действуют ограничения в связи с пандемией коронавируса: так, в Ингушетии пожилым людям рекомендовано соблюдать режим самоизоляции.
Значение праздника
В хадисе от Анаса ибн Малика говорится, что, когда Пророк Мухаммад пришел в Медину, у ансаров было два дня, в которые они радовались и праздновали. Пророк спросил их: «Что это за два дня?» Они ответили: «Это два дня, в которые мы радовались и праздновали во время джахилии (эпохи неверия и невежества)». И сказал Пророк: «Воистину Всевышний Аллах заменил вам эти два дня лучшими другими двумя днями: праздниками разговения и жертвоприношения».
Праздник Ид ал-Фитр является вторым по значению мусульманским праздником. Начинается 1 шаввала и, как и Ид ал-адха (курбан-байрам), длится 3-4 дня . Хотя праздник и называется «малым», он, знаменуя окончание трудного периода поста, является более радостным и значительным, по народным представлениям, чем «большой праздник» – Ид ал-адха.
Значение Ид ал-Фитр заключается в том, что это день благодарения Аллаху за то, что он дал мусульманам возможность испытать благословение месяца Рамадан. Мусульмане верят, что если верующий соблюдал пост в течение всего Рамадана, то Аллах дарует ему милость на небесах.
Ритуалы и церемонии
В первый день совершается специальная общая молитва, как и в первый день Ид ал-адха. В число ритуалов Ид ал-Фитр входит праздничная трапеза, беднякам раздают милостыню, посещают друзей, дарят подарки.
Праздник Ид ал-Фитр (Ураза-Байрам) воспринимается мусульманами как прощание со светлыми днями месяца Рамадан, когда верующие посредством поста укрепляли свою веру, усмиряли страсти, оказывали помощь нуждающимся.
Для мусульманина считается желательным помолиться в ночь перед праздником и просить у Аллаха благословения; читать Коран и восхвалять Всевышнего. В одном из хадисов сказано, что молитвы – дуа верующих, вознесенные именно в ночное время перед двумя знаменательными праздниками: Ураза-Байрам и Курбан-Байрам, будут непременно услышаны.
Также Пророк Мухаммад говорил: «Кто выстаивал ночную молитву в ночь на Ид уль-фитр (Ураза-Байрам) и в ночь на Ид уль-адха (Курбан-Байрам), веря в воздаяние от Всевышнего, сердце того не умрет в день, когда сердца [многих] умрут». (хадис от Абу Умамата Ясина).
Перед тем как пойти в мечеть в день праздника, мусульманину желательно (мустахаб) совершить полное омовение и, использовав ароматы и благовония, надеть праздничную, парадную одежду. Мусульмане считают примером для подражания Пророка Мухаммада, который особенно в эти праздничные дни, как и в пятницу, пользовался благовониями. Также у посланника Аллаха была специальная накидка-плащ, которую он надевал, отправляясь в мечеть именно в эти дни и пятницу.
Мусульманам предписывается приехать в мечеть заблаговременно, чтобы занять место в первых рядах. В праздник завершения поста (Ураза-Байрам) перед отправлением в мечеть обычно съедают что-то сладкое, лучше всего – нечетное количество фиников.
Церемония Ид ал-Фитр начинается рано утром с богослужения.
Службу, которая обычно осуществляется на большом открытом пространстве, в больших городах посещают тысячи мусульман. После молитвы имам читает небольшую проповедь, затем люди приветствуют друг друга. После завершения молитвы имам просит Аллаха принять пост, простить грехи и дать благоденствие.
Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить милостыню Садакат-уль-Фитр (Закят-уль-Фитр). Это особая милостыня, заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним. Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающих имуществом, превышающим их основные нужды.
Мусульманское предание гласит, что раздавать милостыню завещал сам Пророк, сказав: «Пост Рамадана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни». «Посланник Аллаха сделал обязательным для нас Закят-уль-Фитр. Данный налог равен сату (сат — мера сыпучих тел, примерно равная 3260 г) фиников или сату ячменя. Это обязательно как для свободного, так и для раба; как для мужчины, так и для женщины, как для взрослых, так и для детей. И нам было приказано выплачивать его до праздничной молитвы» (Хадис от Ибн Умара).
Платит эту милостыню глава семьи за себя, супругу, детей и даже прислугу, если она есть. Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через исламские благотворительные организации.
Садакат-уль-Фитр можно понимать как помощь бедным и нуждающимся, чтобы и они могли принять участие в торжествах по окончании месяца Рамадан, и как искупление грехов подающего, совершенных им во время благословенного месяца.
В месяц Рамадан по милости Всевышнего благие дела учитываются в многократно большем размере, чем в обыкновенные дни. По этой причине, помимо Садакат-уль-Фитр к месяцу Рамадан приурочивают и обязательный для мусульман годовой налог – закят. Эти деньги впоследствии также идут бедным и неимущим.
После уплаты милостыни и совместной молитвы мусульмане поздравляют друг друга, приступают к праздничной трапезе.
Остальные церемонии обычно совершаются в кругу семьи и друзей.
В дни Ид ал-Фитр традиционно считается необходимым посетить могилы предков. Люди, в основном женщины, много времени проводят на кладбищах, они раздают пищу беднякам, приводят в порядок могилы, читают суры Фатиха, Йа син или нанимают человека для чтения большей части или всего Корана.
В эти дни дети ходят по соседям, им раздают сладости. В Дагестане христиане и иудеи также принимают участие в праздновании Ураза-Байрама, одаривая приходящих в гости детей сладостями.
В дни Ураза-Байрама поощряются особая щедрость и внимание главы семьи к своей супруге, детям и родственникам. Особенно в это время ислам предписывает укреплять родственные отношения, созваниваясь, навещая и приглашая друг друга в гости. В первый день обычно навещают родственников мужчины; например, в Чечне в первый день Ураза-Байрама женщинам не принято ходить в гости.
Ураза-Байрам на Кавказе
В республиках Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии, Чечне дни Ураза-Байрама объявляются выходными. В Дагестане, Чечне, Ингушетии в праздничных молитвах в мечети принимают участие и главы этих республик. Обычно накануне праздника местные органы власти в столицах СКФО организуют сельскохозяйственные ярмарки. В Дагестане и Чечне столицы городов и районные центры украшаются тематическими плакатами, связанными с Рамаданом и Ураза-Байрамом, на ТВ возрастает количество религиозных передач.
После праздничной молитвы и проповеди в соборной мечети в день празднования мусульмане по традиции отправятся готовить угощения, дарить подарки родным и близким. В этот день мусульмане, согласно традиции, выплачивают обязательное пожертвование, размер которого устанавливается местным духовным управлением мусульман.
В восточных районах Чечни и Ингушетии появились новые обычаи, приуроченные к Ураза-Байраму – мужчине, пришедшему в дом в дни праздника, стали дарить в подарок носовой платок, а в Дагестане стало принято дарить носки. Во время главных мусульманских праздников Курбан-Байрам и Ураза-Байрам в Кабардино-Балкарии уже несколько лет молодые мусульмане показывают прихожанам своих мечетей спектакли на исламские темы, организуют концерты.
Примечания
- Мусульманский праздник Ураза-байрам начнется с заходом солнца 12 мая // ТАСС, 11 мая 2021 года
- Как жители Азербайджана будут работать и отдыхать в 2021 году // Спутник, 4 января 2021 года
- Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1991.
- Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1977.
- Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века. М., 1982.
- Резван Е.А. Коран и его мир. СПб: «Петербургское востоковедение», 2001.
- Бабич И. Поиски современной «горской идеологии» на Северном Кавказе // Кавказ и глобализация, т. 1 (1), 2006, С. 159- Сайт Научная библиотека КиберЛенинка
Курбан-байрам (Ид аль-Адха) — праздник жертвоприношения в память решения пророка Ибрахима принести в жертву своего сына. Один из двух главных мусульманских праздников, традиционно отмечаемый в десятый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря.
Курбан-байрам в 2021 году
Курбан-байрам или праздник жертвоприношения отмечается на третий день хаджа и длится три дня. В этом году мусульмане будут отмечать Курбан-байрам 20-22 июля.
В разных кавказских республиках объявлены от 1 до 3 выходных дней. С 9 июля в Чечне в мечети не пускают без сертификатов о вакцинации от коронавируса. По словам местных жителей, на входах в мечети дежурят сотрудники полиции, которые проверяют наличие справок. Несмотря на это при коллективных молитвах в мечетях предписывается соблюдать социальную дистанцию и масочный режим. В Ингушетии и Дагестане объявлены выходными два дня, но в Ингушетии — 20 и 21 июля, а в Дагестане — 19 и 20 июля. Большинство муфтиятов и светские власти призывают отметить праздник в кругу семьи.
Происхождение
Согласно исламской традиции, долина Мины (вблизи Мекки) была в древности необитаемой, сухой и каменистой. Здесь некогда Аллах, желая проверить силу веры пророка Ибрахима и готовность его повиноваться богу, велел принести в жертву самое дорогое — его сына (Исмаила). Пророк повиновался приказанию Аллаха, привел своего сына в долину Мина, где собирался принести его в жертву. Пока он делал приготовления, шайтан (Иблис) несколько раз пытался склонить Ибрахима к неисполнению приказания Аллаха, но пророк смог отогнать дьявола, бросая в него камешки (так появился ритуал бросания камешков во время хаджа). Когда же Ибрахим попытался перерезать сыну горло, нож не причинил никакого вреда, а посланный Аллахом ангел Джабраил заменил сына жертвенным бараном.
Название
По-арабски праздник называется Ид аль-Адха (عيد الأضحى) и переводится как «праздник жертвы». Другое арабское слово, обозначающее жертву – курбан (قربان.). Слово «байрам» в турецком языке обозначает «праздник» — религиозный или светский. Изначально оно происходит из среднеперсидского (paδrām). В результате долгого влияния Османской Турции на народы Балканского полуострова, юго-восточной Европы и Кавказа среди мусульман, живших на этих территориях, в основном распространилось турецкое название праздника — Курбан-байрам.
Мусульмане называют Курбан-байрам «Большим праздником», тогда как праздник разговения после завершения Рамадана — Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) считается «Малым праздником».
Обряд
Праздник отмечается в долине Мина в десятый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится три-четыре дня. Поскольку далеко не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, чтобы в священном месте лично принести жертву, ислам предписывает всем мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где есть мусульманская община (умма). В это время принято всем, особенно родственникам и знакомым совершающих хадж, искренне сопереживать паломникам, Помыслы должны быть сосредоточены на идее жертвоприношения и самопожертвования, которая выражается в ритуале заклания жертвенного животного – барана, козы, коровы или верблюда.
День жертвоприношения начинают праздновать с раннего утра, когда мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и чистую одежду. Молитву совершают натощак. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.
По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить Богу. Мусульманин, совершив заклание, должен обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение — худойи, садака — устраивается во избежание всевозможных несчастий и болезней.
Животных приносят в жертву не для того, чтобы умилостивить Бога, но для обеспечения общины мясом. «Не мясо, не кровь их восходит к Богу; но восходит к Нему ваше благочестие» (Коран, сура 22, 38). Исламские принципы убоя животных состоят в том, чтобы причинить животному как можно меньше страданий и боли. Обычно животное убивают, перерезая ему острым ножом яремную вену. Во время этой процедуры творятся молитвы.
Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
Признание Курбан-байрама официальным праздником
Курбан-байрам является официальным праздничным днем в традиционных мусульманских странах, таких как Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ, Иордания, Египет и др. В странах преимущественно христианских по вероисповеданию (США, Канада, Австралия, Великобритания) Курбан-байрам отмечается местными мусульманскими общинами.
В то же время в некоторых странах, где подавляющее большинство составляют христиане, Курбан-байрам также причислен к разряду официальных праздников. Например, в сентябре 2016 года в Кении президент республики объявил Курбан-байрам официальным праздником.
В России этот праздник считается официальным в Адыгее, Башкирии, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Татарстане, Чечне, Крыму.
Протесты против проведения праздника
В ряде стран мира — в Европе и, в частности, в России, правительства и обычные граждане выражали недовольство мусульманской ритуальной практикой убоя животных при жертвоприношении в период Курбан-байрама.
В 2003 году советники правительства Великобритании потребовали немедленно запретить применение мусульманских и иудейских методов убоя скота.
В ряде европейских стран были запрещены публичные жертвоприношения животных, а также введен запрет на их убийство без предварительного оглушения.
В 2005, 2006 и в 2010 годах в Москве неоднократно выражали недовольство практикой публичного жертвоприношения животных около мечетей .
Защитники животных выражали общее мнение горожан практикой жестокого обращения с животными, а также указывали на то, что восприятие сцен жестокости и насилия как нормы способствует ожесточению людей.
В 2006 году в Москве был введен запрет на публичные жертвоприношения (каждой мечети разрешено забить всего по одному животному). Горожане в особенности переживали за детей, считая, что лицезрение смерти жертвенных бараном может отрицательно сказаться на их психике.
В 2010 году ряд известных деятелей медийной культуры обратились в московскую мэрию с просьбой запретить убийство животных — пусть и ритуальное — на улицах столицы. Авторы обращения отмечали, что «прилюдный забой жертвенных животных вынуждены наблюдать многие москвичи, в том числе и дети». Деятели культуры заявили, что с уважением относятся к исламу, но считают, что «кровавые публичные жертвоприношения являются чужеродной традицией для России».
В ответ на это обращение директор центра стандартизации и сертификации «Халяль» совета муфтиев России (Москва) Жафар Азизбаев заявил, что «Резать баранов надо на бойне. Забивать животных на улице или даже в грузовиках — это азиатчина, полная антисанитария. Многие приезжие, к сожалению, повторяют традиции своих деревень. Но мы это не приветствуем» .
В 2015 году защитники прав животных Бельгии выступили против практики публичного жертвоприношения животных. Для мусульманской общины Брюсселя, однако, властями были выделены три специальных места для убоя животных.
Примечания
- When are Hajj and Eid al-Adha 2021? // Al Jazeera, 12 июля 2021 года
- В Дагестане объявили два выходных дня в связи с празднованием Курбан-байрама // ТАСС, 14 июля 2021 года
- Выходной объявлен в Карачаево-Черкесии по случаю Курбан-байрама // Кавказский узел, 16 июля 2021 года
- Eid-al-Adha // Timeanddate.com.
- Kenya makes Eid al-Adha festival into public holiday // Anadolu Agency, 09.09.2016.
- В Великобритании требуют запретить еврейский и мусульманский способы убоя скота // NEWSru, 11.06.2003.
- Обращение Центра защиты прав животных «Вита» к мэру Москвы Юрию Лужкову по поводу традиций празднования Курбан-байрама // Интерфакс, 22.02.2005; У мусульман праздник Жертвоприношения // Правда.ру, 15.11.2010.
- Обращение Центра защиты прав животных «Вита» к мэру Москвы Юрию Лужкову по поводу традиций празднования Курбан-байрама // Интерфакс, 22.02.2005.
- Звезды шоу-бизнеса просят московскую мэрию запретить забой баранов на улицах во время Курбан-байрама // Комсомольская правда, 20.11.2010.
- European Islamophobia Report 2015. E.Bayraklı E. & F.Hafez. Ankara, 2015. P. 59.
- 21:10 Alevi de Benim Gardaşım Gardaş (0)
- 20:57 Ahmedime (0)
- 20:46 Kürt’müsün Denmez!!! (1)
- 20:38 Şanlı Bedir (0)
- 20:38 Hubbül Vatan Minel İmân (0)
- 20:34 Dede Korkut (0)
- 20:31 Benim Yurdum (0)
- 20:28 Bütün Türkler bir olup birleşmeli (0)
- 20:18 Âşık Garip (0)
- 20:18 Ercişli Emrah (0)
- 20:15 Gülistan bul (0)
- 19:58 Ozan Dede Korkut (0)
- 19:50 Köroğlu (0)
- 19:50 Çukurovalı Karacaoğlan (0)
- 19:48 Hayal ederek (0)
- 19:45 Ya Karabağ Ya Ölüm (0)
- 16:35 Azerbaýjan (0)
- 16:18 «Sary towuk saman seçer…» / satiriki hekaýa (0)
- 15:34 Tirso de Molinanyñ dramaturgiýasy (1)
- 14:31 Dünýäniň geň-taň tagamlary (0)
- 14:17 Sen bolsaň… (2)
- 13:09 Şu döwür «Alma biş-agzyma düş» diýýän nesliñ döwri (1)
- 12:31 Andreý Platonowyň döredijiliginde Türkmenistan (0)
- 10:48 Лилит / рассказ (2)
- 10:35 Türkmen Güzeli (0)
- 10:37 Yörük Kızı (0)
- 10:35 Türkmen Kızı (0)
- 10:30 Derebey Türküsü (0)
- 10:30 Türkmen Kızı (0)
- 10:24 Men bir türkmen idim… (0)
- 10:24 Türkmen Kızı (0)
- 10:20 Türkmen ili (0)
- 10:20 Türkmen Ağam (0)
- 09:56 Мама / рассказ (0)
- 09:49 Tekemuhammet (0)
- 09:46 Oguzlaryñ melallaşmagy (0)
- 09:34 Salyr Gazan we Itemjek (0)
- 09:34 Türkmenistan (0)
- 09:34 Iğdir (0)
- 09:34 Gorkudyñ gabry gazyldy (0)
- 09:25 Daşoguzlylaryñ gäwür hanlygyna garşy göreşi (0)
- 09:25 Sana ne oldu Türkmenistan (0)
- 09:15 Türkmen yurtlarında mert eksik olmaz (0)
- 09:00 Türkmen Oğlu (0)
- 08:19 Gurbanlyk (0)
- 21:02 Mandatçylyk (0)
- 18:43 Garnyny doýrup, okadyp bilmejek çagañyzy dogurmañ! (11)
- 16:50 It aýdymlary (0)
- 15:12 Kimden öwrendikä? / ýumoreska (2)
- 14:25 «Men seniñ göwnüñden çykyp bilmedim…» (4)
- 14:25 Banan adam (0)
- 12:53 Lopeze ikilik edilen dünýäde biz nämä zeýrenen bolýas? (4)
- 11:44 «Wah, şeýlemidi…» / ýumoreska (0)
- 10:14 Edebi ýañsylamalar (2)
- 02:24 Masgarabaz / ýumoreska (1)
- 00:25 Гостиница / рассказ (0)
- 00:05 Освобожденье / рассказ (0)
- 12:57 Melamat (3)
- 10:07 Kürsüli, gürzüli adam (1)
- 09:19 Täze modanyñ döreýşi / ýumoreska (1)
- 08:39 Nusga (0)
- 23:40 Бродяга / рассказ (0)
- 23:29 Ýalançynyñ görgüsi (0)
- 23:21 Заморыш / рассказ (0)
- 23:07 Эстетика / рассказ (0)
- 22:32 Dünýäniñ iñ uly patyşasy we tagtabiti / satiriki hekaýa (4)
- 20:56 Kiçijik hekaýalar (0)
- 20:45 Azatlyk / ýumoreska (1)
- 20:45 Ene dili (1)
- 20:45 Börte hatyn (3)
- 09:42 Anton Çehow dynç alyşda (0)
- 00:09 Посудомойка / рассказ (0)
- 23:11 Namysly bolmak kyn ekeni!.. (1)
- 22:25 Fatih Soltan Mämmediñ öñ eşdilmek aýratynlyklary (1)
- 22:16 Знак / рассказ (0)
- 22:06 Sizin ölkədə eşşək yoxdurmu? / hekayə (1)
- 21:53 Ýönekeýje hasap / ýumoreska (1)
- 19:54 Bir çukura tüykürmek / oýlanma (0)
- 03:08 Əziz Nəsinin hekayələri (0)
- 03:04 Ölmüş eşşəyin məktubları / hekayə (0)
- 01:51 Adamı zorla deli ederler (1)
- 00:47 Kargaların seçdiği padişah (1)
- 23:26 Hezreti Muhammediñ külliýesi (0)
- 20:56 Gürleýän guýy / fantastiki hekaýa (0)
- 20:42 Концерт на карантине / рассказы (0)
- 20:32 Adam kitaphanasy: Okamak üçin kitaplaryñ däl-de, adamlaryñ berilýän ýeri (4)
- 18:26 Köşeşmek (1)
- 18:22 Alasarmyk dünýä / hekaýa (1)
- 06:38 Şemiñ monology (1)
- 00:33 Beýik Goýun imperiýasy / satiriki hekaýa (6)
- 18:46 Предатель / рассказ (0)
- 05:17 Köýen söýgi hakda şygry okap (15)
- 04:31 Sygmaryn (6)
- 11:17 Gurbanlyga garşy çykmak (2)
- 23:41 Нимфа / рассказ (0)
- 22:22 Muhammetguly Kasymowyñ ýatlamalaryndan (0)
- 16:49 Çöplemeler (0)
- 14:05 Erkek kişiniñ sözi / ýumoreska (0)
- 13:35 Кровавый дождь / рассказ (0)
- 13:25 Indi bilýän… (0)
- 09:04 Gurbanlyga garşy wegetarian musulman hereket (20)
- 23:49 Хаддум / рассказ (0)
- 22:36 Gapy (0)
- 22:17 Fudziýama (2)
- 16:14 Lope de Weganyñ dramaturgiýasy (0)
- 14:13 Her telpekli kişä diýmäñler erkek (0)
- 13:48 Garahassa keseliniñ lukmanlary nämüçin çüñkli maskalary dakýardylar? (1)
- 10:52 Bir gurbanlyk goýnuñ hekaýaty (2)
- 03:24 «Saglygym — baş baýlygym» (4)
- 00:37 Gurban edilen Ybraýymmy ýa Yshakmy? / dowamy (0)
- 00:37 Gurban edilen Ybraýymmy ýa Yshakmy? (0)
- 21:47 Soñky 15 ýylda 777 sany ýaş gyz öz janyna kast etdi! (11)
- 20:32 Haram adamlar bir nokada ýygnansa… (17)
- 20:06 Deçjalyñ gözleginde (0)
- 17:38 Mедведь Хирс-Шахрияр / сказки и притчи (0)
- 13:27 Tymsal (0)
- 12:07 Hannas (0)
- 11:28 Keýmiriñ jansyzy / hekaýa (0)
- 09:13 Gara daş (0)
- 07:55 Неотения. Секс-бактерии (0)
- 07:42 Секта свидетелей Мелании Трамп / монопьеса (0)
- 23:43 Seks hakda aýdylan we okanyñyzda libidoñyzy on ýedi esse ýokarlandyrjak on ýedi söz (1)
- 17:15 Kurban (0)
- 16:03 Одержимость / рассказ (0)
- 15:27 Состепье стрельца (0)
- 15:19 Клошет / новелла (0)
- 14:36 Белые хризантемы / рассказ (0)
- 12:38 Jyndan gorkan batyr hakda ballada (0)
- 10:58 Gysgajyk kyssalar (5)
- 10:56 Sen, otur! (0)
- 10:25 Özara gürrüñ / gysga ýumor (0)
- 08:42 Jezanyñ ulusy (2)
- 07:34 Край без карт / рассказ (0)
- 07:26 Горнолыжный рассказ с пандемической концовкой / рассказ (0)
- 02:37 Bu gün (2)
- 00:46 Курбан-байрам: традиции мусульманского «праздника жертвоприношения» (0)
- 00:41 Мусульманский праздник Курбан-байрам: значение, время проведения, традиции (0)
- 19:49 Однажды в Боливии / фрагмент повести (0)
- 18:56 Nobat (0)
- 18:49 Aýazhan / erteki (2)
- 13:41 Satiranyñ neşterli dili: Karl Walentin (9)
- 08:52 Atasy alkaşyñ aýdymy (0)
- 08:06 Kristina Rosettiden terjime (0)
- 07:49 Москвоеды / рассказ (0)
- 01:20 Ybraýym pygamber we Gurbanlyk (0)
- 01:12 Gurbanlygyñ kyssasy we Ybraýym pygamber (7)
- 23:42 Eziz Nesin Bakudan Türkiýä gaýdanda nämüçin tussag edildi? (0)
- 22:46 Фламинго / рассказ (0)
- 21:53 Köpbilmişiñ başyna / intermediýa (0)
- 20:53 Избавилась / новелла (0)
- 20:48 Женский пиратский корабль/ рассказы бывалого морехода (0)
- 20:42 Дикобраз / три рассказа (0)
- 17:44 Umumy ýaşaýyş jaýynda (2)
- 15:12 Gur Genç — oguzlaryñ genji-käni (0)
- 14:20 Görogly we Gerakl / dowamy (0)
- 14:18 Görogly we Gerakl (0)
- 11:51 Мужчина / рассказ (0)
- 11:44 Иллюзион / миниатюры (0)
- 11:37 Секретный ингредиент/ рассказ (0)
- 09:29 Ýurtda çöken çökeniñ üstüne, din işleri ministrligem meñ üstüme çökdi! (0)
- 23:58 Eziz Nesiniñ haýsy dostuna Türkiýede galmak maslahat berildi (0)
- 22:39 Химическая реакция / рассказ (0)
- 22:39 Таджикские игры / рассказ (0)
- 22:30 Дезинтеграция / рассказ (0)
- 20:07 Kolmardan terjimeler (0)
- 19:56 Bir goşgynyñ ýedi terjimesi (0)
- 19:43 Anna Ahmatowadan terjime (0)
- 17:35 Arheolog (0)
- 17:07 «Meniñ ýaly aşak bakýañ…» (0)
- 16:23 Wellegiñ terjimehaly (0)
- 13:28 Şahyr bolçulygynda şygyr gytçylygy (2)
- 12:34 Arak hakynda (0)
- 07:26 Следы пустыни: Белорусские писатели в Туркменистане в XIX-XX вв (0)
- 01:51 “Teatr – bu meniň ömrüm…” (0)
- 17:59 «Göz berildi batyl bolmazlyk üçin…» (0)
- 17:42 Sözüň jadysy (0)
- 17:25 Ýekemen we internet (15)
- 16:58 Kalderonyñ dramaturgiýasy (4)
- 16:40 «Namysjañ» / gysga ýumor (0)
- 16:14 Özi hakda goşgy ýazmagy haýyş eden adama (5)
- 16:01 Käbir galamdaşlaryma (0)
- 14:22 Waka (0)
- 14:08 Özi… / gysga ýumor (0)
- 10:57 Şol gün geler… (0)
- 09:42 «Aýadyñ sen öz köñlüñ…» (0)
- 08:53 Men şäherli bolsam-da… (0)
- 14:52 Известный журналист Туркменистана презентовала в Москве свою книгу «Звезды над Нохуром» (0)
- 14:44 Biçäre Nikiforow / gysga ýumor (0)
- 14:16 «Men goşgy ýazmaryn» (4)
- 13:52 Enelik buýsanjy / gysga ýumor (1)
- 13:37 Köne bag (0)
- 13:04 Hakyky söýginiñ maksady näme? (12)
- 18:11 Mandelanyñ sesi (8)
- 15:53 Eger siz «meni söýseñiz, menem sizi söýerin» diýýän bolsañyz, munuñ ady algy-bergidir (16)
- 09:41 Gurbanlyk güni (1)
- 23:59 Быть ли Соединенным Штатам Евразии? / продолжение (1)
- 23:57 Быть ли Соединенным Штатам Евразии? (0)
- 20:20 Gurbanlyk — janly kesmek däl, öz Ysmaýylyñdan geçebilmekdir! (7)
- 18:22 Gelsediñ (4)
- 17:03 Ýörelge / hekaýa (0)
- 16:48 Bäbekli gelin (1)
- 16:43 Süýde siñe seretseñ… / gysga ýumor (1)
- 16:43 Meñzetmeseñ bolýar arwahdyr jyna (0)
- 16:34 Serwantesiñ dramaturgiýasy (1)
- 16:34 Gysgançlyk (0)
- 16:26 Urşa gitmekden ýüz dönderen esgerler (1)
- 11:45 Işdeş ýoldaşymyz / gysga ýumor (13)
- 11:44 Arakhoruñ aýalynyñ zeýrenji (2)
- 11:40 Begençli gün / gysga ýumor (1)
- 11:39 Aleksandr Hodzko (0)
- 11:35 Häzirki zaman toýlarynda (5)
- 20:49 Täşli Tülegenow bilen söhbetdeşlik (5)
- 23:52 Яма / рассказ (0)
- 20:02 Ученье и жизнь / Арабская сказка (0)
- 19:17 Ussalar / gysga ýumor (2)
- 18:40 Degişmeler (0)
- 18:31 «Şemal söýgi bilen öpýär ýelkeni…» (0)
- 18:31 Direktoryñ bilmeýän zady / gysga ýumor (0)
- 18:28 Ynsap dile geldi… (0)
- 18:18 Men magnitofon däl / gysga ýumor (0)
- 18:18 Ispan dramaturgiýasy (0)
- 18:18 Şemal bolsam… (2)
- 18:14 Robinzon, Görogly we başgalar (0)
- 18:10 Oglum, düşün ahyryn… / gysga ýumor (0)
- 18:07 Şertnama (3)
- 18:03 Gonamçylykda (2)
- 10:38 Emine Yşynsunyñ «Ak topraklar» romanynyñ gysga mazmuny (0)
- 23:23 Ýigrim alty ýürek ýatyr bu ýerde (1)
- 22:51 Nikolaý Ostroumow (0)
- 22:34 Böwenjik (1)
- 22:34 Gyrp-çyrplar (1)
- 22:30 Elegiýa (4)
- 22:30 Bir ýygnakda ýazylan goşgy (0)
- 22:30 Goñşy oglanjyk (0)
- 22:25 Keýmir kör (0)
- 22:25 Tüpeñ (1)
- 22:19 Bürgüdiñ ölümi (0)
- 22:19 Türkmen dili (0)
- 22:19 Moda hakynda (1)
- 22:07 «Bürgüt höwürtgesi gaýañ başynda…» (0)
- 22:07 Päliñ ýoldaşyñ bolsun! (0)
- 21:44 Bürgüt (0)
- 20:04 Toýly Meredow we Juma Ýazmyradow hakynda hakydada galan ýatlamalar (1)
- 18:15 Alabaýym (2)
- 18:02 Käbäme (20)
- 17:47 Garaşýar (2)
- 06:32 Akademik A.N.Samoýlowiç (0)
- 01:41 Men şu mahal doglan ýaly (1)
- 20:02 20 лет без СССР: Армения, Грузия и Азербайджан (0)
- 19:55 20 лет без СССР: «В сознании общества не образовалось ничего свежего и ничего светлого» (Армения) (0)
- 14:33 Хивинское ханство наше! Средняя Азия в XIX веке ждала русских с надеждой (4)
- 14:19 Подвиги «белого генерала». История побед военачальника Михаила Скобелева (0)
- 13:36 Goşgular (1)
- 12:47 Ýorgan / mistiki hekaýa (0)
- 12:29 Oraz Täçnazarow (0)
- 12:12 «История темна и запутана»: как погибли 26 бакинских комиссаров (1)
- 11:39 «Средняя Азия была чужой землей» (0)
- 10:55 Великий воин России: жизнь и смерть бесстрашного Ак-паши (14)
- 06:54 Tabyt / hekaýa (1)
- 01:41 Gurban Sähedow (0)
- 22:43 Скворечник / рассказ (0)
- 22:20 Adalat enjamy / fantastiki hekaýa (1)
- 18:31 Penjirämden görünýär… (3)
- 16:39 Ruhy halypama (3)
- 16:22 Hyýal (0)
- 16:09 Ylham jepasy (1)
- 14:12 Ýüregagyry / hekaýa (1)
- 13:59 Süýrgünortan (0)
- 13:55 «Türkmen» sözi nämäni añladýar (0)
- 10:01 Söýginiñ kenarynda (7)
- 09:33 Маркиз де Фюмроль / рассказ (0)
- 09:21 Отец Амабль / рассказ (0)
- 09:16 Жюли Ромэн / рассказ (0)
- 09:12 Госпожа Парис / рассказ (0)
- 01:29 О кошках / рассказ (0)
- 01:21 Старуха / рассказ (0)
- 01:05 Leniniñ ölümi (28)
- 21:14 Awtobus (6)
- 20:56 Eýer (2)
- 20:55 Akjasüñk (1)
- 20:53 Sübsegär (2)
- 20:40 Käriz (0)
- 20:40 Ýazylmadyk kanun (0)
- 20:29 Seýdiniñ döwürdeşlere açyk haty (2)
- 20:29 Altyndepe (0)
- 20:29 Dünýä kartasynyñ öñündäki oýlanma (10)
- 20:22 Hüşgärlik / gysga ýumor (1)
- 20:22 Diýmedimmi saña: «Saýrama turaç!» (1)
- 20:13 Düşünişmezlik (1)
- 11:09 2048 / absurd hekaýa (1)
- 10:44 Google / fantastiki powest (6)
- 10:32 Döwlen ganatlar / oýlanma (1)
- 10:32 Emeli arwah / fantastiki hekaýa (1)
- 10:08 114-nji süre / hekaýa (3)
- 02:03 Шайтаны / продолжение (0)
- 01:58 Шайтаны / рассказ (0)
- 01:44 Biz hakykatdan nirede ýaşaýarys? (1)
- 01:20 Seks kassetasy (2)
- 20:25 Братья / рассказ (0)
- 20:25 Двадцать четыре кадра в секунду / рассказ (0)
- 20:18 Советский дневник Катарины / рассказ (0)
- 20:13 Ёжиков как привет. Привет от Норнштейна! / босса-нова (0)
- 20:03 Булшит бинго / рассказ (0)
- 19:43 Белые горы / рассказ (0)
- 18:51 Görsene özgerip bilşim… (6)
- 17:59 Türkmenistanyñ halk artisti Sary Garryýew (0)
- 16:31 Dem / hekaýa (5)
- 09:20 Бедные люди / рассказы (0)
- 09:13 Один рыжий, один зелёный / рассказ (0)
- 06:05 Şahsyýetler: Mälik Şa (0)
- 06:05 Şahsyýetler: Osman Gazy (2)
- 23:56 «McDonald’s»-da adam eti bar (1)
- 23:41 Äjit-mäjit / hekaýa (2)
- 23:15 Винтовка / рассказ (1)
- 22:48 Свет / рассказ (0)
- 18:28 Клен / рассказ (0)
- 18:23 Черная дорога / рассказ (0)
- 14:22 «Külpetli» köwüş (0)
- 14:06 Iň mähriban çaga (2)
- 13:40 Ubuntu (5)
- 10:24 Öñüsyrasy (1)
- 10:19 Aýna (2)
- 01:55 Keselleriñ öñüni alyş çäreleri (0)
- 00:25 Gysga türkmen taryhy (1)
- 23:31 17:45 / рассказ (0)
- 23:23 Пустота / рассказы (0)
- 23:15 Babaýylyk (0)
- 23:01 Garagoýunlylar (0)
- 22:53 Hökmanmy (0)
- 22:51 Akgoýunlylar (0)
- 22:14 «Dowzahyñ gapysy» Türkmenistanda… (0)
- 22:03 Mongol imperiýasyny dolandyran aýal: Töregene hatyn (0)
- 18:47 Terezi / hekaýadaky hekaýa (2)
- 15:54 Döreýiş (1)
- 12:49 Şahsyýetler: Togrul beg (0)
- 19:12 «Jelaleddin» teleserialy: özbek we türk aktrisalary türkmen melikeleriniñ rolunda (4)
- 18:28 Öwlüýäler: Şihabüddin Sührewerdi (0)
- 17:51 Geçi (3)
- 17:06 Türkmen tomsy (1)
- 16:59 Terjime mekdebiniñ ýaşulysy (4)
- 15:34 Añk bolan baba / hekaýa (0)
- 14:54 Soltan Jelaleddiniň Hindistandaky hökümdarlygy (3)
- 12:07 Ak goşgy, erkin goşgy… (5)
- 10:52 Зеркало / рассказ (0)
- 10:48 Сапоги / рассказ (1)
- 10:37 Развод по любви / рассказ (0)
- 10:13 Любить нельзя забыть / рассказ (0)
- 10:01 Каменная колыбель / рассказ (0)
- 09:56 День Охраны Труда / рассказ (0)
- 09:44 Zippo / рассказ (0)
- 05:44 Öwlüýäler: Ali Ramiteni (0)
- 21:18 Bir ýerlerde… (5)
- 19:51 Öwlüýäler: Magtymguly (2)
- 18:44 Продавец унитазов / рассказ (0)
- 18:30 Он идёт к своей волчице / рассказ (0)
- 18:24 Тема сисек (0)
- 17:42 Высшая форма некрофилии / рассказ (0)
- 17:36 Рожайе / рассказ (0)
- 17:32 Переправа / рассказ (0)
- 17:22 Харон Советского Союза / рассказ (0)
- 17:22 Как и должно быть / рассказ (0)
- 17:10 Сероглазая и Сирин / рассказ (0)
- 17:10 Зверь / рассказ (0)
- 15:10 Şahsyýetler: Alp Arslan (7)
- 14:47 Ussat grimçi Fatima Gizatulinany ýatlap… (5)
- 10:57 Ispan teatry (0)
- 19:26 Dünýäni toba halas eder -7/ romanyñ soñy (0)
- 15:33 Howsala / hekaýa (2)
- 12:20 Dünýäni toba halas eder -6/ dowamy (11)
- 12:13 Гуд бай, литература! (0)
- 12:06 Covid-драма: Театр в эпоху потрясений (0)
- 11:57 «Пандемия показала слабость мира. Поэзия всегда это знала» (0)
- 11:45 Сынок / рассказы (0)
- 11:36 Каштановый джаз / рассказ (0)
- 11:36 Птица божья / расказы (0)
- 11:17 Музыка / рассказ (0)
- 11:14 Ловить солнце / рассказы (0)
- 03:51 Atyş / hekaýa (3)