Рассказ о курбан байраме

Главная мусульманские праздники мусульманский праздник. фатима бинт мухаммад захра мекка, 604 - медина, 632 - младшая дочь пророка мухаммеда, проповедника

  • Главная
  • Мусульманские праздники

Мусульманский праздник. Фатима бинт Мухаммад Захра (Мекка, 604 — Медина, 632) — младшая дочь пророка Мухаммеда, проповедника монотеизма и основателя исламской религии, от его первой жены Хадиджи. Единственная из всех детей Мухаммеда дожила до его смерти. Фатима почитается мусульманами как образец богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. Фатима и её отец относились друг к другу с большой любовью и теплотой. Фатима была первой, кого пророк Мухаммед приветствовал, вернувшись с похода, и последней, с кем он прощался, выходя в него.

Подробнее

Мусульманский праздник.В первую ночь с четверга на пятницу месяца Раджаб исламского календаря мусульмане всего мира отмечают праздник Ночь Рагаиб. В переводе с арабского Рагаиб означает «мечты», «желания». Считается, что в Ночь Рагаиб произошло бракосочетание Абдуллаха и Амины — родителей Пророка Мухаммеда и его зачатие. Эту ночь называют Лайлат-уль рагаиб. Слово «Рагаиб» означает прошение Аллаха, а также исполнение просьб и молитв. Эту ночь нужно проводить в богослужениях, раскаиваться в допущенных грехах, просить прощения у Аллаха, возмещать пропущенные намазы, раздавать салака, помогать бедным, радовать детей и дарить им подарки, общаться с родителями, родными и близкими, читать молитвы (дуа) для своих близких.

Подробнее

Мусульманский праздник. Имам Али — двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда. Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб аль-Кураши, более известный как Али ибн Абу Талиб (15 сентября 601 — 29 января 661) — выдающийся политический и общественный деятель; четвёртый праведный халиф (656 — 661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов. Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных). Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я — город наук, то Али — ключ к этому городу», — говорил Мухаммед. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана.

Подробнее

Мусульманский праздник. Ночное путешествие пророка Мухаммеда в Иерусалим и его вознесение на небеса, которое произошло в конце мекканского периода его жизни (около 619 года). Исра и Мирадж являются одним из основных сюжетов мусульманского религиозного предания.

Подробнее

Мусульманский праздник. Ночь Бараат (Лейлят-уль-Бараат) — это одна из священных ночей в религии Ислам. Она наступает 15 числа месяца Шаабан. Ночь Бараат — это ночь, знаменующая собой спасение от долгов, наказания и греха, ночь прощения и милости Аллаха. Ляйлят-уль-Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от пребывания без помощи Творца.

Подробнее

Мусульманский праздник. Махди в исламе — своего рода мессия (масих), который появится перед концом света, последний преемник пророка Мухаммеда. В Коране Махди не упоминается, но идея мессии широко толкуется в хадисах пророка Мухаммеда. Первоначально Махди отождествлялся с пророком Исой (Иисусом), который должен возвестить приближение Судного дня (киямата). Потом Махди стал мыслиться как самостоятельный образ обновителя веры. В первые века хиджры Махди воспринимался в образе ожидаемого правителя, который должен восстановить первоначальную чистоту ислама. На эту роль претендовал «антихалиф» Абдуллах ибн аз-Зубайр. Мессианские идеи получили широкое распространение в шиизме, где вера в пришествие Махди слилась с верой в возвращение «скрытого» имама. Шииты связывают появление Махди с восстановлением справедливости на земле. Мессианские идеи вдохновляли исламские социальные и религиозные движения. Идеей Махди воспользовался основатель династии Фатимидов, Убайдаллах аль-Махди (909 — 1171); основатель династии Альмохадов, Мухаммад ибн Тумарт; и лидер махдистского восстания в Восточном Судане Мухаммад Ахмад.

В ряде хадисов от имамов содержится запрет на упоминание его имени. Двенадцатого имама называют по-разному. Он Махди (наставленный), ожидаемый (мунтазар), повелитель времён (сахиб аз-заман)

Отмечается в Азербайджане, Дагестане, Чеченской Республике, Кыргызстанеи др. странах. Священный месяц Рамазан определен для мусульман во втором году хиджры (622-й год) и призван научить людей любить принципы Аллаха, дать им возможность проявить свои волевые качества, терпимость, быть бдительным, добросовестными. В этот месяц мусульмане соблюдают пост — оруджлуг. История оруджлуг начинается со второго года хиджры, когда в городе Медина пророк Мухаммед установил для мусульман месяц Рамазан. Именно в один из последних 10 ночей месяца Рамазан Аллах подарил мусульманам Коран. Говорится, что случилось это событие в ночь с 23-го на 24-е, или же в ночь с 26-го на 27-е. Эта ночь именуется «лайлат ал-Кадр» — сильная и могущественная ночь. В Коране об этой ночи говорится следующее: «Мы в эту ночь действительно подарили силу, могущество, эта ночь сильнее тысячи месяцев, ангелы спустились на землю и ждут приказа Аллаха, в эту ночь до рассвета мир». Во время поста оруджлуг не разрешается в светлое время дня есть, курить, исполнять супружеские обязанности и др. От этого свободны только дети, больные, беременные, сражающиеся на фронте, путники (путешественники). Оруджлуг наступает с появлением нового Месяца (Луны) и продолжается 29-30 суток.

Подробнее

Мусульманский праздник.Умра — малое паломничество, связанное с посещением Мекки, а также Запретной мечети не в месяц, предназначенный для хаджа, а в любое другое время. Умра является одним из видов поклонения, который требует материальных и физических затрат, но в то же время, по мнению мусульман, приносит пользу как одному человеку, так и обществу в целом.

Подробнее

Мусульманский праздник. Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб аль-Кураши, более известный как Али ибн Абу Талиб — выдающийся политический и общественный деятель; четвёртый праведный халиф, первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов. Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных). Согласно преданию, задолго до смерти Али знал о том, что будет убит, поскольку Пророк сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это.

Подробнее

Мусульманский праздник.В Священном месяце Рамадан есть ночь Ляйлятуль-кадр (Laylat al-Qadr) — Ночь Могущества и Предопределения — самая значимая ночь. Первые суры Священного Корана были ниспосланы Пророку Мухаммеду именно в эту ночь.

Подробнее

Священный праздник мусульман. Отмечается в Азербайджане, Кыргызстане, Чеченской Республике, Таджикистане, Узбекистане, Дагестанской Республике и др.

Любой мусульманский праздник начинается с праздничной молитвы — Ид. Эта молитва выполняется в мечети, после которой мужчины поздравляют друг друга с окончанием месяца Рамадан и расходятся, чтобы так же поздравить всех своих родственников и близких. Эта часть праздника у всех мусульман похожа.

Подробнее

Мусульманский праздник. День Арафат отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат — это то место, где, по легенде, встретились Адам и Ева после изгнания из рая.

Подробнее

Исламский праздник окончания хаджа (Ид аль-Адха; азерб. Qurban Bayramı),отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза байрам, в 10 день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима. Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Отмечается в Азербайджане, Кыргызстане, Чеченской Республике, Таджикистане, Узбекистане, Дагестанской Республике и др.

Подробнее

Мусульманский праздник.Дни Ат-Ташрик — это продолжение самого большого мусульманского праздника Курбан Байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.), когда мусульмане совершают жертвоприношения и возвеличивают всевышнего Аллаха. Праздник жертвоприношения празднуется в десятый день месяца зуль-хиджа (двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря). Для мусульман это благословенный месяц – время хаджа (паломничества).

Подробнее

Мусульманский праздник.Каждый год 18 зуль-хиджа мусульмане отмечают Гадир-Хум — день передачи власти Али ибн Абу Талибу от пророка Мухаммеда.

Подробнее

Мусульманский праздник.В первый день священного месяца Мухаррам наступает новый год по Хиджре. 1 Мухаррама не включено в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в светском понимании. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году — отправной точке мусульманского лунного календаря.

Подробнее

Мусульманский праздник.Десятый день месяца Мухаррам — День Ашура (Day of Ashur). На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. Десятый день первого месяца Мухаррам мусульманского календаря — день траура, неукоснительно соблюдаемого приверженцами ислама. В этот день погиб внук Пророка Мухаммеда — Хусейн (625 — 680).

Подробнее

Один из величайших праздников ислама. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли. В эту ночь мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.

Мусульманский праздник.28 сафара у мусульман всего мира день траура. В этот день скончался пророк Мухаммед.

Мухаммед (ок. 570 г., Мекка — 8 июня 632, Медина) — арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная фигура этой религии; согласно исламскому учению, Аллах ниспослал Мухаммеду своё священное писание — Коран. Также Мухаммед был политическим деятелем, основателем и главой мусульманской общины (уммы), которая в ходе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове.

Подробнее

В настоящее время Маулид ан-Наби широко празднуется в Азербайджане, Сирии, Алжире, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах.

Подробнее

Один из главных праздников мусульман — Курбан-Байрам, в этом году он приходится на 20 июля.

Зачастую, именно перед ним наблюдается особый интерес к Исламу со стороны светских СМИ и простых жителей нашей страны, которые видят активную праздничную подготовку своих соседей-мусульман.

Чтобы познакомить всех желающих с историей Курбан-Байрама, его особенностями и значением для верующих, мы подготовили лаконичные ответы на 10 самых распространенных вопросов об этом празднике.

1. Что это за праздник?

Курбан-Байрам — праздник жертвоприношения, один из двух великих Праздников в Исламе.

2. Когда отмечают Курбан-Байрам?

На 10-й день двенадцатого месяца мусульманского календаря — Зуль-Хиджа.

3. Что вспоминают мусульмане?

В это время мусульмане вспоминают о великом смирении и богобоязненности Пророка Ибрахима, который был готов покорно выполнить Повеление Всевышнего — принести в жертву своего сына Исмаиля. Но, когда он уже собрался совершить Курбан (жертвоприношение), ему было дано знать, что вместо сына Аллах повелел принести в жертву барана. Это было великим испытанием для Пророка Ибрахима, которое он прошел достойно. Ведь сказано нам, что Пророки — лучшие из людей, они являются для нас примером во всем, и в первую очередь в соблюдении Повелений Создателя.

4. Какова история этого праздника?

Пророку Ибрахиму было повелено во сне, чтобы он принес в жертву своего единственного ребенка (на то время), своего долгожданного и близкого сердцу сына Исмаиля. Сон Пророков – это откровение и является истиной. Об этом сказано в Священном Коране, означающее:

«Пророк Ибраhим, мир ему, позвал своего сына с собой и по пути сообщил ему о том, что видел сон, в котором он принес его в жертву» (Сура «Ас-Саффат», Аят 102).

Когда Пророк Ибрахим, мир ему, положил сына на правый бок, Исмаиль обратился к нему со словами, которые означают: «О, мой отец! Привяжи меня крепко и сделай так, чтобы моя кровь не попала на твою одежду, и чтобы моя мать не увидела это. И пусть нож быстро пройдет по моему горлу, чтобы было легче умирать. А когда вернешься, то передай моей матери от меня Салям. И тогда Ибрахим, мир ему, обнимая его, сказал, что означает: «Благой мой сын! Ты помогаешь мне выполнить повеление Аллаха Всевышнего».

Когда Пророк Ибрахим, мир ему, поднес нож к горлу сына и стал проводить, то нож по Воле Аллаха не резал. Аллах — Создатель всего, а нож является лишь причиной. Когда Пророк Ибрахим, мир ему, хотел выполнить повеление Аллаха, то услышал обращение Архангела Джабраиля, который по Повелению Всевышнего, спустил из Рая барана. Об этом сказано в Священном Коране, означающее: «В ответ за старание Ибрахима, мир ему, который пытался выполнить то, что видел во сне, Аллах дарует особое вознаграждение». В другом Аяте Священного Корана сказано, означающее: «Взамен Исмаиля был дан большой баран».

В истории этого праздника большой урок для всех людей и пример проявления терпения и смирения, а также явное доказательство того, что за проявленные качества верующий получает облегчение и милость от Всевышнего.

5. Как мусульмане отмечают этот праздник?

Праздники для мусульман — это время проявления покорности Господу, благодарности Всевышнему за ниспосланные Им блага, время глубокой душевной радости и единения с собратьями по Вере. Одной из особенностей Праздника Курбан-Байрам является то, что в этот день и в последующие три дня Ат-Ташрик мусульмане совершают Курбан (жертвоприношение), а затем раздают мясо родным, близким, а также бедным, нуждающимся, даже если это посторонние для них люди. Верующие собираются в мечети на Праздничный Намаз, а также они посещают кладбища, читают Священный Коран, передавая вознаграждение от его чтения умершим. Таким образом, этот великий Праздник символизирует милосердие и единение, заботу о ближних и сострадание к нуждающимся.

6. Какое положение Курбана в Шариате?

Жертвоприношение – это одно из благих деяний, к которым побудил Пророк Ибрахим, мир ему.   Мудрость этого Курбана — возобновить Сунну Пророка Ибрахима, мир ему. Пророк Мухаммад, ﷺ, сказал об этом:

Это означает: «Сунна (т.е. действия) вашего предка Пророка Ибрахима)».

Анас ибн Малик, да благословит его Аллах, приносил в жертву двух баранов, так же как это делал Пророк Мухаммад, ﷺ.  Курбан является подтвержденной Сунной для тех, кто имеет такую возможность, независимо от того, находится ли он в Мекке в период Хаджа или за ее пределами. О преимуществе Курбана слова Пророка передала его жена Айша (радыйаллаху ‘анха):

 «Совершайте Курбан, и чтобы каждый мусульманин был направлен грудью и лицом в сторону Ка’бы, и тогда этот Курбан будет вознаграждением в Судный День. И это должно быть от души — искренно».

7. Как выбирать животное для Курбана?

При выборе жертвенного животного обращают внимание на его возраст, здоровье и наличие недостатков. Принимается как Курбан: овца или баран не моложе года; коза, бык или корова старше двух лет; верблюд, достигший полных пяти лет. Причем овца или коза могут быть принесены в жертву от одного человека, а корова, бык или верблюд — от семи человек. Но лучше, когда каждый человек отдельно совершает Курбан, даже если он зарежет одну овцу. Желательно, чтобы жертвенное животное было упитанным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому не принимается в качестве Курбана хромое, слепое или больное животное, если его болезнь заметна снаружи, а также, если у него полностью или частично отрезано ухо. А если на животном есть клеймо, или некоторые другие мелкие недостатки, не влияющие на качество мяса, то оно годится для Курбана. Что касается цвета шерсти животного, то сказано, что лучше приносить в жертву животное с белой шерстью, чем с черной. Известно, что Пророк Мухаммад, ﷺ, совершал Курбан и приносил в жертву двух баранов, которые были большими и жирными.

8. Когда наступает время для совершения Курбана?

Время жертвоприношения наступает после того, как наступает время Праздничного Намаза Курбан-Байрам и проходит время, достаточное для чтения двух Ракаатов Намаза и двух проповедей. А если режут раньше, то этот Курбан не принимается.

9. Как лучше распорядиться мясом Курбана?

Желательно треть мяса оставить своей семье, треть подарить тем единоверцам, кому хочется, а последнюю треть раздать в качестве милостыни беднякам. Если Курбан был выполнен в результате назра (торжественного обещания), тогда хозяину не дозволено самому кушать это мясо, а если как Сунна, тогда дозволено. Категорически запрещается продавать что-либо от Курбана (жертвоприношения). Об этом говорили теологи Ислама.

Не разрешается давать шкуру или что-либо другое за труд, но можно давать тому, кто резал, как Садака.

10. В течение какого времени можно совершить Курбан?

Время для Курбана длится 4 дня, то есть это день Праздника и 3 дня Ат-Ташрик. Таким образом время для Курбана продолжается до захода солнца 13 числа месяца Зуль-Хиджа.

Ид ал-Фитр (другие названия: ал-‘ид ас-сагир – араб.; рамазан-байрам, кучук-байрам – тюркск.; шекер-байрамы – тур.; ураза-байрам — татар.) – празд­ник разговения в честь завершения поста (ас-саум) в месяц Рамадан. 

Точные даты празднования Ид ал-Фитр зависят от времени появления на небе видимой новой луны. В 2021 году Ураза-Байрам начинается вечером в среду 12 мая и заканчивается вечером 13 мая. В некоторых регионах действуют ограничения в связи с пандемией коронавируса: так, в Ингушетии пожилым людям рекомендовано соблюдать режим самоизоляции

Значение праздника

В хадисе от Анаса ибн Малика говорится, что, когда Пророк Мухаммад пришел в Медину, у ансаров было два дня, в которые они радовались и праздновали. Пророк спросил их: «Что это за два дня?» Они ответили: «Это два дня, в которые мы радовались и праздновали во время джахилии (эпохи неверия и невежества)». И сказал Пророк: «Воистину Всевышний Аллах заменил вам эти два дня лучшими другими двумя днями: праздниками разговения и жертвоприношения».

Праздник Ид ал-Фитр является вторым по значению мусульманским праздником. Начинается 1 шаввала и, как и Ид ал-адха (курбан-байрам), длится 3-4 дня . Хотя праздник и называется «ма­лым», он, знаменуя окончание трудного периода поста, является более радостным и значитель­ным, по народным представлениям, чем «большой праздник» – Ид ал-адха.

Значение Ид ал-Фитр заключается в том, что это день благодарения Аллаху за то, что он дал мусульманам возможность испытать благословение месяца Рамадан. Мусульмане верят, что если верующий соблюдал пост в течение всего Рамадана, то Аллах дарует ему милость на небесах.

Ритуалы и церемонии

В первый день совершается специальная общая молитва, как и в первый день Ид ал-адха. В число ритуалов Ид ал-Фитр входит праздничная трапеза, беднякам раздают милостыню, посещают друзей, дарят подарки.

Празднование Ураза-Байрам в мечети Пятигорска. Ставропольский край, 8 августа 2013 г. Фото предоставлено пресс-службой ДУМ СтавропольяПраздник Ид ал-Фитр (Ураза-Байрам) воспринимается мусульманами как прощание со светлыми днями месяца Рамадан, когда верующие посредством поста укрепляли свою веру, усмиряли страсти, оказывали помощь нуждающимся.

Для мусульманина считается желательным помолиться в ночь перед праздником и просить у Аллаха благословения; читать Коран и восхвалять Всевышнего. В одном из хадисов сказано, что молитвы – дуа верующих, вознесенные именно в ночное время перед двумя знаменательными праздниками: Ураза-Байрам и Курбан-Байрам, будут непременно услышаны.

Также Пророк Мухаммад говорил: «Кто выстаивал ночную молитву в ночь на Ид уль-фитр (Ураза-Байрам) и в ночь на Ид уль-адха (Курбан-Байрам), веря в воздаяние от Всевышнего, сердце того не умрет в день, когда сердца [многих] умрут». (хадис от Абу Умамата Ясина).

Перед тем как пойти в мечеть в день праздника, мусульманину желательно (мустахаб) совершить полное омовение и, использовав ароматы и благовония, надеть праздничную, парадную одежду. Мусульмане считают примером для подражания Пророка Мухаммада, который особенно в эти праздничные дни, как и в пятницу, пользовался благовониями. Также у посланника Аллаха была специальная накидка-плащ, которую он надевал, отправляясь в мечеть именно в эти дни и пятницу.

Мусульманам предписывается приехать в мечеть заблаговременно, чтобы занять место в первых рядах. В праздник завершения поста (Ураза-Байрам) перед отправлением в мечеть обычно съедают что-то сладкое, лучше всего – нечетное количество фиников.

Церемония Ид ал-Фитр начинается рано утром с богослужения.

Службу, которая обычно осуществляется на большом открытом пространстве, в больших городах посещают тысячи мусульман. После молитвы имам читает небольшую проповедь, затем люди приветствуют друг друга. После завершения молитвы имам просит Аллаха принять пост, простить грехи и дать благоденствие.

Верующие во время молитвы. Фото Азиза Каримова для "Кавказского узла"Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить милостыню Садакат-уль-Фитр (Закят-уль-Фитр). Это особая милостыня, заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним. Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающих имуществом, превышающим их основные нужды.

Мусульманское предание гласит, что раздавать милостыню завещал сам Пророк, сказав: «Пост Рамадана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни». «Посланник Аллаха сделал обязательным для нас Закят-уль-Фитр. Данный налог равен сату (сат — мера сыпучих тел, примерно равная 3260 г) фиников или сату ячменя. Это обязательно как для свободного, так и для раба; как для мужчины, так и для женщины, как для взрослых, так и для детей. И нам было приказано выплачивать его до праздничной молитвы» (Хадис от Ибн Умара).

Платит эту милостыню глава семьи за себя, супругу, детей и даже прислугу, если она есть. Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через исламские благотворительные организации.

Садакат-уль-Фитр можно понимать как помощь бедным и нуждающимся, чтобы и они могли принять участие в торжествах по окончании месяца Рамадан, и как искупление грехов подающего, совершенных им во время благословенного месяца.

В месяц Рамадан по милости Всевышнего благие дела учитываются в многократно большем размере, чем в обыкновенные дни. По этой причине, помимо Садакат-уль-Фитр к месяцу Рамадан приурочивают и обязательный для мусульман годовой налог – закят. Эти деньги впоследствии также идут бедным и неимущим.

Жители Грозного в канун празднования Ураза-байрама. 16 июля 2015 г. Фото Магомеда Магомедова для "Кавказского узла"После уплаты милостыни и совместной молитвы мусульмане поздравляют друг друга, приступают к праздничной трапезе.

Остальные церемонии обычно совершаются в кругу семьи и друзей.

В дни Ид ал-Фитр традиционно считается необходи­мым посетить могилы предков. Люди, в основном женщины, много времени проводят на кладбищах, они раздают пищу беднякам, приводят в порядок могилы, читают суры Фатиха, Йа син или нанимают человека для чтения большей части или всего Корана.

В эти дни дети ходят по соседям, им раздают сладости. В Дагестане христиане и иудеи также принимают участие в праздновании Ураза-Байрама, одаривая приходящих в гости детей сладостями.

В дни Ураза-Байрама поощряются особая щедрость и внимание главы семьи к своей супруге, детям и родственникам. Особенно в это время ислам предписывает  укреплять родственные отношения, созваниваясь, навещая и приглашая друг друга в гости. В первый день обычно навещают родственников мужчины; например, в Чечне в первый день Ураза-Байрама женщинам не принято ходить в гости.

Ураза-Байрам на Кавказе

Верующие общаются после праздничной молитвы. Фото Мурада Шихахмедова для "Кавказского узла"В республиках Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии, Чечне дни Ураза-Байрама объявляются выходными. В Дагестане, Чечне, Ингушетии в праздничных молитвах в мечети принимают участие и главы этих республик. Обычно накануне праздника местные органы власти в столицах СКФО организуют сельскохозяйственные ярмарки. В Дагестане и Чечне столицы городов и районные центры украшаются тематическими плакатами, связанными с Рамаданом и Ураза-Байрамом, на ТВ возрастает количество религиозных передач.

После праздничной молитвы и проповеди в соборной мечети в день празднования мусульмане по традиции отправятся готовить угощения, дарить подарки родным и близким. В этот день мусульмане, согласно традиции, выплачивают обязательное пожертвование, размер которого устанавливается  местным духовным управлением мусульман.

В восточных районах Чечни и Ингушетии появились новые обычаи, приуроченные к Ураза-Байраму – мужчине, пришедшему в дом в дни праздника, стали дарить в подарок носовой платок, а в Дагестане стало принято дарить носки. Во время главных мусульманских праздников Курбан-Байрам и Ураза-Байрам в Кабардино-Балкарии уже несколько лет молодые мусульмане показывают прихожанам своих мечетей спектакли на исламские темы, организуют концерты.

Примечания

  1. Мусульманский праздник Ураза-байрам начнется с заходом солнца 12 мая // ТАСС, 11 мая 2021 года
  2. Как жители Азербайджана будут работать и отдыхать в 2021 году // Спутник, 4 января 2021 года
  3. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1991.
  4. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1977.
  5. Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века. М., 1982.
  6. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб: «Петербургское востоковедение», 2001.
  7. Бабич И. Поиски современной «горской идеологии» на Северном Кавказе // Кавказ и глобализация, т. 1 (1), 2006, С. 159- Сайт Научная библиотека КиберЛенинка

Курбан-байрам (Ид аль-Адха) — праздник жертвоприношения в память решения пророка Ибрахима принести в жертву своего сына. Один из двух главных мусульманских праздников, традиционно отмечаемый в десятый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря.

Курбан-байрам в 2021 году

Курбан-байрам или праздник жертвоприношения отмечается на третий день хаджа и длится три дня. В этом году мусульмане будут отмечать Курбан-байрам 20-22 июля.

В разных кавказских республиках объявлены от 1 до 3 выходных дней. С 9 июля в Чечне в мечети не пускают без сертификатов о вакцинации от коронавируса. По словам местных жителей, на входах в мечети дежурят сотрудники полиции, которые проверяют наличие справок. Несмотря на это при коллективных молитвах в мечетях предписывается соблюдать социальную дистанцию и масочный режим. В Ингушетии и Дагестане объявлены выходными два дня, но в Ингушетии — 20 и 21 июля, а в Дагестане — 19 и 20 июля. Большинство муфтиятов и светские власти призывают отметить праздник в кругу семьи.

Происхождение

Согласно исламской традиции, долина Мины (вблизи Мекки) была в древности необитаемой, сухой и каменистой. Здесь некогда Аллах, желая проверить силу веры пророка Ибрахима и готовность его повиноваться богу, велел принести в жертву самое дорогое — его сына (Исмаила). Пророк повиновался приказанию Аллаха, привел своего сына в долину Мина, где собирался принести его в жертву. Пока он делал приготовления, шайтан (Иблис) несколько раз пытался склонить Ибрахима к неисполнению приказания Аллаха, но пророк смог отогнать дьявола, бросая в него камешки (так появился ритуал бросания камешков во время хаджа). Когда же Ибрахим попытался перерезать сыну горло, нож не причинил никакого вреда, а посланный Аллахом ангел Джабраил заменил сына жертвенным бараном.

Название

view view big 8По-арабски праздник называется Ид аль-Адха (عيد الأضحى‎) и переводится как «праздник жертвы». Другое арабское слово, обозначающее жертву – курбан (قربان‎‎.). Слово «байрам» в турецком языке обозначает «праздник» — религиозный или светский. Изначально оно происходит из среднеперсидского (paδrām). В результате долгого влияния Османской Турции на народы Балканского полуострова, юго-восточной Европы и Кавказа среди мусульман, живших на этих территориях, в основном распространилось турецкое название праздника — Курбан-байрам. 

Мусульмане называют Курбан-байрам «Большим праздником», тогда как праздник разговения после завершения Рамадана — Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) считается «Малым праздником».

Обряд 

Человек может как сам забить животное, так и доверить это волонтерам. Фото Патимат Махмудовой для "Кавказского узла"Праздник отмечается в долине Мина в десятый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится три-четыре дня. Поскольку далеко не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, чтобы в священном месте лично принести жертву, ислам предписывает всем мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где есть мусульманская община (умма). В это время принято всем, особенно родственникам и знакомым совершающих хадж, искренне сопереживать паломникам, Помыслы должны быть сосредоточены на идее жертвоприношения и самопожертвования, которая выражается в ритуале заклания жертвенного животного – барана, козы, коровы или верблюда. 

Варится мясо жертвенного животного. Фото Патимат Махмудовой для "Кавказского узла"День жертвоприношения начинают праздновать с раннего утра, когда мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и чистую одежду. Молитву совершают натощак. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить Богу. Мусульманин, совершив заклание, должен обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение — худойи, садака — устраивается во избежание всевозможных несчастий и болезней.

Животных приносят в жертву не для того, чтобы умилостивить Бога, но для обеспечения общины мясом. «Не мясо, не кровь их восходит к Богу; но восходит к Нему ваше благочестие» (Коран, сура 22, 38). Исламские принципы убоя животных состоят в том, чтобы причинить животному как можно меньше страданий и боли. Обычно животное убивают, перерезая ему острым ножом яремную вену. Во время этой процедуры творятся молитвы. 

Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Признание Курбан-байрама официальным праздником

view preview big 04Курбан-байрам является официальным праздничным днем в традиционных мусульманских странах, таких как Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ, Иордания, Египет и др. В странах преимущественно христианских по вероисповеданию (США, Канада, Австралия, Великобритания) Курбан-байрам отмечается местными мусульманскими общинами.

В то же время в некоторых странах, где подавляющее большинство составляют христиане, Курбан-байрам также причислен к разряду официальных праздников. Например, в сентябре 2016 года в Кении президент республики объявил Курбан-байрам официальным праздником.

В России этот праздник считается официальным в Адыгее, Башкирии, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Татарстане, Чечне, Крыму.

Протесты против проведения праздника

В ряде стран мира — в Европе и, в частности, в России, правительства и обычные граждане выражали недовольство мусульманской ритуальной практикой убоя животных при жертвоприношении в период Курбан-байрама. 

В 2003 году советники правительства Великобритании потребовали немедленно запретить применение мусульманских и иудейских методов убоя скота.

Специальные места для забоя скота. Фото Патимат Махмудовой для "Кавказского узла"В ряде европейских стран были запрещены публичные жертвоприношения животных, а также введен запрет на их убийство без предварительного оглушения.

В 2005, 2006 и в 2010 годах в Москве неоднократно выражали недовольство практикой публичного жертвоприношения животных около мечетей . 

Защитники животных выражали общее мнение горожан практикой жестокого обращения с животными, а также указывали на то, что восприятие сцен жестокости и насилия как нормы способствует ожесточению людей. 

В 2006 году в Москве был введен запрет на публичные жертвоприношения (каждой мечети разрешено забить всего по одному животному). Горожане в особенности переживали за детей, считая, что лицезрение смерти жертвенных бараном может отрицательно сказаться на их психике.

В 2010 году ряд известных деятелей медийной культуры обратились в московскую мэрию с просьбой запретить убийство животных — пусть и ритуальное — на улицах столицы. Авторы обращения отмечали, что «прилюдный забой жертвенных животных вынуждены наблюдать многие москвичи, в том числе и дети». Деятели культуры заявили, что с уважением относятся к исламу, но считают, что «кровавые публичные жертвоприношения являются чужеродной традицией для России».

В ответ на это обращение директор центра стандартизации и сертификации «Халяль» совета муфтиев России (Москва) Жафар Азизбаев заявил, что «Резать баранов надо на бойне. Забивать животных на улице или даже в грузовиках — это азиатчина, полная антисанитария. Многие приезжие, к сожалению, повторяют традиции своих деревень. Но мы это не приветствуем» . 

В 2015 году защитники прав животных Бельгии выступили против практики публичного жертвоприношения животных. Для мусульманской общины Брюсселя, однако, властями были выделены три специальных места для убоя животных.

Примечания

  1. When are Hajj and Eid al-Adha 2021? // Al Jazeera, 12 июля 2021 года
  2. В Дагестане объявили два выходных дня в связи с празднованием Курбан-байрама // ТАСС, 14 июля 2021 года
  3. Выходной объявлен в Карачаево-Черкесии по случаю Курбан-байрама // Кавказский узел, 16 июля 2021 года
  4. Eid-al-Adha // Timeanddate.com.
  5. Kenya makes Eid al-Adha festival into public holiday // Anadolu Agency, 09.09.2016.
  6. В Великобритании требуют запретить еврейский и мусульманский способы убоя скота // NEWSru, 11.06.2003.
  7. Обращение Центра защиты прав животных «Вита» к мэру Москвы Юрию Лужкову по поводу традиций празднования Курбан-байрама // Интерфакс, 22.02.2005; У мусульман праздник Жертвоприношения // Правда.ру, 15.11.2010.
  8. Обращение Центра защиты прав животных «Вита» к мэру Москвы Юрию Лужкову по поводу традиций празднования Курбан-байрама // Интерфакс, 22.02.2005.
  9. Звезды шоу-бизнеса просят московскую мэрию запретить забой баранов на улицах во время Курбан-байрама // Комсомольская правда, 20.11.2010.
  10. European Islamophobia Report 2015. E.Bayraklı E. & F.Hafez. Ankara, 2015. P. 59.
31 Июля, Şenbe


  • 21:10 Alevi de Benim Gardaşım Gardaş (0)
  • 20:57 Ahmedime (0)
  • 20:46 Kürt’müsün Denmez!!! (1)
  • 20:38 Şanlı Bedir (0)
  • 20:38 Hubbül Vatan Minel İmân (0)
  • 20:34 Dede Korkut (0)
  • 20:31 Benim Yurdum (0)
  • 20:28 Bütün Türkler bir olup birleşmeli (0)
  • 20:18 Âşık Garip (0)
  • 20:18 Ercişli Emrah (0)
  • 20:15 Gülistan bul (0)
  • 19:58 Ozan Dede Korkut (0)
  • 19:50 Köroğlu (0)
  • 19:50 Çukurovalı Karacaoğlan (0)
  • 19:48 Hayal ederek (0)
  • 19:45 Ya Karabağ Ya Ölüm (0)
  • 16:35 Azerbaýjan (0)
  • 16:18 «Sary towuk saman seçer…» / satiriki hekaýa (0)
  • 15:34 Tirso de Molinanyñ dramaturgiýasy (1)
  • 14:31 Dünýäniň geň-taň tagamlary (0)
  • 14:17 Sen bolsaň… (2)
  • 13:09 Şu döwür «Alma biş-agzyma düş» diýýän nesliñ döwri (1)
  • 12:31 Andreý Platonowyň döredijiliginde Türkmenistan (0)
  • 10:48 Лилит / рассказ (2)
  • 10:35 Türkmen Güzeli (0)
  • 10:37 Yörük Kızı (0)
  • 10:35 Türkmen Kızı (0)
  • 10:30 Derebey Türküsü (0)
  • 10:30 Türkmen Kızı (0)
  • 10:24 Men bir türkmen idim… (0)
  • 10:24 Türkmen Kızı (0)
  • 10:20 Türkmen ili (0)
  • 10:20 Türkmen Ağam (0)
  • 09:56 Мама / рассказ (0)
  • 09:49 Tekemuhammet (0)
  • 09:46 Oguzlaryñ melallaşmagy (0)
  • 09:34 Salyr Gazan we Itemjek (0)
  • 09:34 Türkmenistan (0)
  • 09:34 Iğdir (0)
  • 09:34 Gorkudyñ gabry gazyldy (0)
  • 09:25 Daşoguzlylaryñ gäwür hanlygyna garşy göreşi (0)
  • 09:25 Sana ne oldu Türkmenistan (0)
  • 09:15 Türkmen yurtlarında mert eksik olmaz (0)
  • 09:00 Türkmen Oğlu (0)
  • 08:19 Gurbanlyk (0)
30 Июля, Anna


  • 21:02 Mandatçylyk (0)
  • 18:43 Garnyny doýrup, okadyp bilmejek çagañyzy dogurmañ! (11)
  • 16:50 It aýdymlary (0)
  • 15:12 Kimden öwrendikä? / ýumoreska (2)
  • 14:25 «Men seniñ göwnüñden çykyp bilmedim…» (4)
  • 14:25 Banan adam (0)
  • 12:53 Lopeze ikilik edilen dünýäde biz nämä zeýrenen bolýas? (4)
  • 11:44 «Wah, şeýlemidi…» / ýumoreska (0)
  • 10:14 Edebi ýañsylamalar (2)
  • 02:24 Masgarabaz / ýumoreska (1)
29 Июля, Anna


  • 00:25 Гостиница / рассказ (0)
  • 00:05 Освобожденье / рассказ (0)
  • 12:57 Melamat (3)
  • 10:07 Kürsüli, gürzüli adam (1)
  • 09:19 Täze modanyñ döreýşi / ýumoreska (1)
  • 08:39 Nusga (0)
28 Июля, Çarşenbe


  • 23:40 Бродяга / рассказ (0)
  • 23:29 Ýalançynyñ görgüsi (0)
  • 23:21 Заморыш / рассказ (0)
  • 23:07 Эстетика / рассказ (0)
  • 22:32 Dünýäniñ iñ uly patyşasy we tagtabiti / satiriki hekaýa (4)
  • 20:56 Kiçijik hekaýalar (0)
  • 20:45 Azatlyk / ýumoreska (1)
  • 20:45 Ene dili (1)
  • 20:45 Börte hatyn (3)
  • 09:42 Anton Çehow dynç alyşda (0)
27 Июля, Çarşenbe


  • 00:09 Посудомойка / рассказ (0)
  • 23:11 Namysly bolmak kyn ekeni!.. (1)
  • 22:25 Fatih Soltan Mämmediñ öñ eşdilmek aýratynlyklary (1)
  • 22:16 Знак / рассказ (0)
  • 22:06 Sizin ölkədə eşşək yoxdurmu? / hekayə (1)
  • 21:53 Ýönekeýje hasap / ýumoreska (1)
  • 19:54 Bir çukura tüykürmek / oýlanma (0)
  • 03:08 Əziz Nəsinin hekayələri (0)
  • 03:04 Ölmüş eşşəyin məktubları / hekayə (0)
26 Июля, Sişenbe


  • 01:51 Adamı zorla deli ederler (1)
  • 00:47 Kargaların seçdiği padişah (1)
  • 23:26 Hezreti Muhammediñ külliýesi (0)
  • 20:56 Gürleýän guýy / fantastiki hekaýa (0)
  • 20:42 Концерт на карантине / рассказы (0)
  • 20:32 Adam kitaphanasy: Okamak üçin kitaplaryñ däl-de, adamlaryñ berilýän ýeri (4)
  • 18:26 Köşeşmek (1)
  • 18:22 Alasarmyk dünýä / hekaýa (1)
  • 06:38 Şemiñ monology (1)
25 Июля, Duşenbe


  • 00:33 Beýik Goýun imperiýasy / satiriki hekaýa (6)
  • 18:46 Предатель / рассказ (0)
  • 05:17 Köýen söýgi hakda şygry okap (15)
  • 04:31 Sygmaryn (6)
24 Июля, Şenbe


  • 11:17 Gurbanlyga garşy çykmak (2)
23 Июля, Anna


  • 23:41 Нимфа / рассказ (0)
  • 22:22 Muhammetguly Kasymowyñ ýatlamalaryndan (0)
  • 16:49 Çöplemeler (0)
  • 14:05 Erkek kişiniñ sözi / ýumoreska (0)
  • 13:35 Кровавый дождь / рассказ (0)
  • 13:25 Indi bilýän… (0)
  • 09:04 Gurbanlyga garşy wegetarian musulman hereket (20)
22 Июля, Penşenbe


  • 23:49 Хаддум / рассказ (0)
  • 22:36 Gapy (0)
  • 22:17 Fudziýama (2)
  • 16:14 Lope de Weganyñ dramaturgiýasy (0)
  • 14:13 Her telpekli kişä diýmäñler erkek (0)
  • 13:48 Garahassa keseliniñ lukmanlary nämüçin çüñkli maskalary dakýardylar? (1)
  • 10:52 Bir gurbanlyk goýnuñ hekaýaty (2)
  • 03:24 «Saglygym — baş baýlygym» (4)
21 Июля, Penşenbe


  • 00:37 Gurban edilen Ybraýymmy ýa Yshakmy? / dowamy (0)
  • 00:37 Gurban edilen Ybraýymmy ýa Yshakmy? (0)
  • 21:47 Soñky 15 ýylda 777 sany ýaş gyz öz janyna kast etdi! (11)
  • 20:32 Haram adamlar bir nokada ýygnansa… (17)
  • 20:06 Deçjalyñ gözleginde (0)
  • 17:38 Mедведь Хирс-Шахрияр / сказки и притчи (0)
  • 13:27 Tymsal (0)
  • 12:07 Hannas (0)
  • 11:28 Keýmiriñ jansyzy / hekaýa (0)
  • 09:13 Gara daş (0)
  • 07:55 Неотения. Секс-бактерии (0)
  • 07:42 Секта свидетелей Мелании Трамп / монопьеса (0)
20 Июля, Sişenbe


  • 23:43 Seks hakda aýdylan we okanyñyzda libidoñyzy on ýedi esse ýokarlandyrjak on ýedi söz (1)
  • 17:15 Kurban (0)
  • 16:03 Одержимость / рассказ (0)
  • 15:27 Состепье стрельца (0)
  • 15:19 Клошет / новелла (0)
  • 14:36 Белые хризантемы / рассказ (0)
  • 12:38 Jyndan gorkan batyr hakda ballada (0)
  • 10:58 Gysgajyk kyssalar (5)
  • 10:56 Sen, otur! (0)
  • 10:25 Özara gürrüñ / gysga ýumor (0)
  • 08:42 Jezanyñ ulusy (2)
  • 07:34 Край без карт / рассказ (0)
  • 07:26 Горнолыжный рассказ с пандемической концовкой / рассказ (0)
  • 02:37 Bu gün (2)
19 Июля, Sişenbe


  • 00:46 Курбан-байрам: традиции мусульманского «праздника жертвоприношения» (0)
  • 00:41 Мусульманский праздник Курбан-байрам: значение, время проведения, традиции (0)
  • 19:49 Однажды в Боливии / фрагмент повести (0)
  • 18:56 Nobat (0)
  • 18:49 Aýazhan / erteki (2)
  • 13:41 Satiranyñ neşterli dili: Karl Walentin (9)
  • 08:52 Atasy alkaşyñ aýdymy (0)
  • 08:06 Kristina Rosettiden terjime (0)
  • 07:49 Москвоеды / рассказ (0)
18 Июля, Duşenbe


  • 01:20 Ybraýym pygamber we Gurbanlyk (0)
  • 01:12 Gurbanlygyñ kyssasy we Ybraýym pygamber (7)
  • 23:42 Eziz Nesin Bakudan Türkiýä gaýdanda nämüçin tussag edildi? (0)
  • 22:46 Фламинго / рассказ (0)
  • 21:53 Köpbilmişiñ başyna / intermediýa (0)
  • 20:53 Избавилась / новелла (0)
  • 20:48 Женский пиратский корабль/ рассказы бывалого морехода (0)
  • 20:42 Дикобраз / три рассказа (0)
  • 17:44 Umumy ýaşaýyş jaýynda (2)
  • 15:12 Gur Genç — oguzlaryñ genji-käni (0)
  • 14:20 Görogly we Gerakl / dowamy (0)
  • 14:18 Görogly we Gerakl (0)
  • 11:51 Мужчина / рассказ (0)
  • 11:44 Иллюзион / миниатюры (0)
  • 11:37 Секретный ингредиент/ рассказ (0)
  • 09:29 Ýurtda çöken çökeniñ üstüne, din işleri ministrligem meñ üstüme çökdi! (0)
17 Июля, Şenbe


  • 23:58 Eziz Nesiniñ haýsy dostuna Türkiýede galmak maslahat berildi (0)
  • 22:39 Химическая реакция / рассказ (0)
  • 22:39 Таджикские игры / рассказ (0)
  • 22:30 Дезинтеграция / рассказ (0)
  • 20:07 Kolmardan terjimeler (0)
  • 19:56 Bir goşgynyñ ýedi terjimesi (0)
  • 19:43 Anna Ahmatowadan terjime (0)
  • 17:35 Arheolog (0)
  • 17:07 «Meniñ ýaly aşak bakýañ…» (0)
  • 16:23 Wellegiñ terjimehaly (0)
  • 13:28 Şahyr bolçulygynda şygyr gytçylygy (2)
  • 12:34 Arak hakynda (0)
  • 07:26 Следы пустыни: Белорусские писатели в Туркменистане в XIX-XX вв (0)
16 Июля, Şenbe


  • 01:51 “Teatr – bu meniň ömrüm…” (0)
  • 17:59 «Göz berildi batyl bolmazlyk üçin…» (0)
  • 17:42 Sözüň jadysy (0)
  • 17:25 Ýekemen we internet (15)
  • 16:58 Kalderonyñ dramaturgiýasy (4)
  • 16:40 «Namysjañ» / gysga ýumor (0)
  • 16:14 Özi hakda goşgy ýazmagy haýyş eden adama (5)
  • 16:01 Käbir galamdaşlaryma (0)
  • 14:22 Waka (0)
  • 14:08 Özi… / gysga ýumor (0)
  • 10:57 Şol gün geler… (0)
  • 09:42 «Aýadyñ sen öz köñlüñ…» (0)
  • 08:53 Men şäherli bolsam-da… (0)
15 Июля, Penşenbe


  • 14:52 Известный журналист Туркменистана презентовала в Москве свою книгу «Звезды над Нохуром» (0)
  • 14:44 Biçäre Nikiforow / gysga ýumor (0)
  • 14:16 «Men goşgy ýazmaryn» (4)
  • 13:52 Enelik buýsanjy / gysga ýumor (1)
  • 13:37 Köne bag (0)
  • 13:04 Hakyky söýginiñ maksady näme? (12)
14 Июля, Çarşenbe


  • 18:11 Mandelanyñ sesi (8)
  • 15:53 Eger siz «meni söýseñiz, menem sizi söýerin» diýýän bolsañyz, munuñ ady algy-bergidir (16)
  • 09:41 Gurbanlyk güni (1)
13 Июля, Sişenbe


  • 23:59 Быть ли Соединенным Штатам Евразии? / продолжение (1)
  • 23:57 Быть ли Соединенным Штатам Евразии? (0)
  • 20:20 Gurbanlyk — janly kesmek däl, öz Ysmaýylyñdan geçebilmekdir! (7)
  • 18:22 Gelsediñ (4)
  • 17:03 Ýörelge / hekaýa (0)
  • 16:48 Bäbekli gelin (1)
  • 16:43 Süýde siñe seretseñ… / gysga ýumor (1)
  • 16:43 Meñzetmeseñ bolýar arwahdyr jyna (0)
  • 16:34 Serwantesiñ dramaturgiýasy (1)
  • 16:34 Gysgançlyk (0)
  • 16:26 Urşa gitmekden ýüz dönderen esgerler (1)
  • 11:45 Işdeş ýoldaşymyz / gysga ýumor (13)
  • 11:44 Arakhoruñ aýalynyñ zeýrenji (2)
  • 11:40 Begençli gün / gysga ýumor (1)
  • 11:39 Aleksandr Hodzko (0)
  • 11:35 Häzirki zaman toýlarynda (5)
12 Июля, Duşenbe


  • 20:49 Täşli Tülegenow bilen söhbetdeşlik (5)
11 Июля, Ýegşenbe


  • 23:52 Яма / рассказ (0)
  • 20:02 Ученье и жизнь / Арабская сказка (0)
  • 19:17 Ussalar / gysga ýumor (2)
  • 18:40 Degişmeler (0)
  • 18:31 «Şemal söýgi bilen öpýär ýelkeni…» (0)
  • 18:31 Direktoryñ bilmeýän zady / gysga ýumor (0)
  • 18:28 Ynsap dile geldi… (0)
  • 18:18 Men magnitofon däl / gysga ýumor (0)
  • 18:18 Ispan dramaturgiýasy (0)
  • 18:18 Şemal bolsam… (2)
  • 18:14 Robinzon, Görogly we başgalar (0)
  • 18:10 Oglum, düşün ahyryn… / gysga ýumor (0)
  • 18:07 Şertnama (3)
  • 18:03 Gonamçylykda (2)
  • 10:38 Emine Yşynsunyñ «Ak topraklar» romanynyñ gysga mazmuny (0)
10 Июля, Şenbe


  • 23:23 Ýigrim alty ýürek ýatyr bu ýerde (1)
  • 22:51 Nikolaý Ostroumow (0)
  • 22:34 Böwenjik (1)
  • 22:34 Gyrp-çyrplar (1)
  • 22:30 Elegiýa (4)
  • 22:30 Bir ýygnakda ýazylan goşgy (0)
  • 22:30 Goñşy oglanjyk (0)
  • 22:25 Keýmir kör (0)
  • 22:25 Tüpeñ (1)
  • 22:19 Bürgüdiñ ölümi (0)
  • 22:19 Türkmen dili (0)
  • 22:19 Moda hakynda (1)
  • 22:07 «Bürgüt höwürtgesi gaýañ başynda…» (0)
  • 22:07 Päliñ ýoldaşyñ bolsun! (0)
  • 21:44 Bürgüt (0)
  • 20:04 Toýly Meredow we Juma Ýazmyradow hakynda hakydada galan ýatlamalar (1)
  • 18:15 Alabaýym (2)
  • 18:02 Käbäme (20)
  • 17:47 Garaşýar (2)
  • 06:32 Akademik A.N.Samoýlowiç (0)
09 Июля, Şenbe


  • 01:41 Men şu mahal doglan ýaly (1)
  • 20:02 20 лет без СССР: Армения, Грузия и Азербайджан (0)
  • 19:55 20 лет без СССР: «В сознании общества не образовалось ничего свежего и ничего светлого» (Армения) (0)
  • 14:33 Хивинское ханство наше! Средняя Азия в XIX веке ждала русских с надеждой (4)
  • 14:19 Подвиги «белого генерала». История побед военачальника Михаила Скобелева (0)
  • 13:36 Goşgular (1)
  • 12:47 Ýorgan / mistiki hekaýa (0)
  • 12:29 Oraz Täçnazarow (0)
  • 12:12 «История темна и запутана»: как погибли 26 бакинских комиссаров (1)
  • 11:39 «Средняя Азия была чужой землей» (0)
  • 10:55 Великий воин России: жизнь и смерть бесстрашного Ак-паши (14)
  • 06:54 Tabyt / hekaýa (1)
08 Июля, Anna


  • 01:41 Gurban Sähedow (0)
  • 22:43 Скворечник / рассказ (0)
  • 22:20 Adalat enjamy / fantastiki hekaýa (1)
  • 18:31 Penjirämden görünýär… (3)
  • 16:39 Ruhy halypama (3)
  • 16:22 Hyýal (0)
  • 16:09 Ylham jepasy (1)
  • 14:12 Ýüregagyry / hekaýa (1)
  • 13:59 Süýrgünortan (0)
  • 13:55 «Türkmen» sözi nämäni añladýar (0)
  • 10:01 Söýginiñ kenarynda (7)
  • 09:33 Маркиз де Фюмроль / рассказ (0)
  • 09:21 Отец Амабль / рассказ (0)
  • 09:16 Жюли Ромэн / рассказ (0)
  • 09:12 Госпожа Парис / рассказ (0)
07 Июля, Penşenbe


  • 01:29 О кошках / рассказ (0)
  • 01:21 Старуха / рассказ (0)
  • 01:05 Leniniñ ölümi (28)
  • 21:14 Awtobus (6)
  • 20:56 Eýer (2)
  • 20:55 Akjasüñk (1)
  • 20:53 Sübsegär (2)
  • 20:40 Käriz (0)
  • 20:40 Ýazylmadyk kanun (0)
  • 20:29 Seýdiniñ döwürdeşlere açyk haty (2)
  • 20:29 Altyndepe (0)
  • 20:29 Dünýä kartasynyñ öñündäki oýlanma (10)
  • 20:22 Hüşgärlik / gysga ýumor (1)
  • 20:22 Diýmedimmi saña: «Saýrama turaç!» (1)
  • 20:13 Düşünişmezlik (1)
  • 11:09 2048 / absurd hekaýa (1)
  • 10:44 Google / fantastiki powest (6)
  • 10:32 Döwlen ganatlar / oýlanma (1)
  • 10:32 Emeli arwah / fantastiki hekaýa (1)
  • 10:08 114-nji süre / hekaýa (3)
  • 02:03 Шайтаны / продолжение (0)
06 Июля, Çarşenbe


  • 01:58 Шайтаны / рассказ (0)
  • 01:44 Biz hakykatdan nirede ýaşaýarys? (1)
  • 01:20 Seks kassetasy (2)
  • 20:25 Братья / рассказ (0)
  • 20:25 Двадцать четыре кадра в секунду / рассказ (0)
  • 20:18 Советский дневник Катарины / рассказ (0)
  • 20:13 Ёжиков как привет. Привет от Норнштейна! / босса-нова (0)
  • 20:03 Булшит бинго / рассказ (0)
  • 19:43 Белые горы / рассказ (0)
  • 18:51 Görsene özgerip bilşim… (6)
  • 17:59 Türkmenistanyñ halk artisti Sary Garryýew (0)
  • 16:31 Dem / hekaýa (5)
  • 09:20 Бедные люди / рассказы (0)
  • 09:13 Один рыжий, один зелёный / рассказ (0)
  • 06:05 Şahsyýetler: Mälik Şa (0)
  • 06:05 Şahsyýetler: Osman Gazy (2)
05 Июля, Duşenbe


  • 23:56 «McDonald’s»-da adam eti bar (1)
  • 23:41 Äjit-mäjit / hekaýa (2)
  • 23:15 Винтовка / рассказ (1)
  • 22:48 Свет / рассказ (0)
  • 18:28 Клен / рассказ (0)
  • 18:23 Черная дорога / рассказ (0)
  • 14:22 «Külpetli» köwüş (0)
  • 14:06 Iň mähriban çaga (2)
  • 13:40 Ubuntu (5)
  • 10:24 Öñüsyrasy (1)
  • 10:19 Aýna (2)
04 Июля, Duşenbe


  • 01:55 Keselleriñ öñüni alyş çäreleri (0)
  • 00:25 Gysga türkmen taryhy (1)
  • 23:31 17:45 / рассказ (0)
  • 23:23 Пустота / рассказы (0)
  • 23:15 Babaýylyk (0)
  • 23:01 Garagoýunlylar (0)
  • 22:53 Hökmanmy (0)
  • 22:51 Akgoýunlylar (0)
  • 22:14 «Dowzahyñ gapysy» Türkmenistanda… (0)
  • 22:03 Mongol imperiýasyny dolandyran aýal: Töregene hatyn (0)
  • 18:47 Terezi / hekaýadaky hekaýa (2)
  • 15:54 Döreýiş (1)
  • 12:49 Şahsyýetler: Togrul beg (0)
03 Июля, Şenbe


  • 19:12 «Jelaleddin» teleserialy: özbek we türk aktrisalary türkmen melikeleriniñ rolunda (4)
  • 18:28 Öwlüýäler: Şihabüddin Sührewerdi (0)
  • 17:51 Geçi (3)
  • 17:06 Türkmen tomsy (1)
  • 16:59 Terjime mekdebiniñ ýaşulysy (4)
  • 15:34 Añk bolan baba / hekaýa (0)
  • 14:54 Soltan Jelaleddiniň Hindistandaky hökümdarlygy (3)
  • 12:07 Ak goşgy, erkin goşgy… (5)
  • 10:52 Зеркало / рассказ (0)
  • 10:48 Сапоги / рассказ (1)
  • 10:37 Развод по любви / рассказ (0)
  • 10:13 Любить нельзя забыть / рассказ (0)
  • 10:01 Каменная колыбель / рассказ (0)
  • 09:56 День Охраны Труда / рассказ (0)
  • 09:44 Zippo / рассказ (0)
  • 05:44 Öwlüýäler: Ali Ramiteni (0)
02 Июля, Anna


  • 21:18 Bir ýerlerde… (5)
  • 19:51 Öwlüýäler: Magtymguly (2)
  • 18:44 Продавец унитазов / рассказ (0)
  • 18:30 Он идёт к своей волчице / рассказ (0)
  • 18:24 Тема сисек (0)
  • 17:42 Высшая форма некрофилии / рассказ (0)
  • 17:36 Рожайе / рассказ (0)
  • 17:32 Переправа / рассказ (0)
  • 17:22 Харон Советского Союза / рассказ (0)
  • 17:22 Как и должно быть / рассказ (0)
  • 17:10 Сероглазая и Сирин / рассказ (0)
  • 17:10 Зверь / рассказ (0)
  • 15:10 Şahsyýetler: Alp Arslan (7)
  • 14:47 Ussat grimçi Fatima Gizatulinany ýatlap… (5)
  • 10:57 Ispan teatry (0)
01 Июля, Penşenbe


  • 19:26 Dünýäni toba halas eder -7/ romanyñ soñy (0)
  • 15:33 Howsala / hekaýa (2)
  • 12:20 Dünýäni toba halas eder -6/ dowamy (11)
  • 12:13 Гуд бай, литература! (0)
  • 12:06 Covid-драма: Театр в эпоху потрясений (0)
  • 11:57 «Пандемия показала слабость мира. Поэзия всегда это знала» (0)
  • 11:45 Сынок / рассказы (0)
  • 11:36 Каштановый джаз / рассказ (0)
  • 11:36 Птица божья / расказы (0)
  • 11:17 Музыка / рассказ (0)
  • 11:14 Ловить солнце / рассказы (0)
  • 03:51 Atyş / hekaýa (3)

  • Рассказ о культуре японии
  • Рассказ о кунсткамере в санкт петербурге
  • Рассказ о ламе по окружающему миру
  • Рассказ о л н толстом 4 класс о его жизни
  • Рассказ о крыме для детей